Линкор император Николай

Сериалъ «Русские броненосцы» Серия 6. «Императоръ Николай I»

Этот броненосец мог бы носить почетное прозвище «корабль адмиралов». Специально спроектированный в качестве флагманского корабля он видел на своих палубах многих «превосходительных» начальников. Иные адмиралы, поднимавшие на нем свой флаг, золотом вписали свое имя в историю отечественного флота, но нашелся один человек, и честная служба корабля была перечеркнута позором сдачи врагу….
Проектирование и постройка
«Император Николай I» во многих книгах называют кораблем однотипным герою нашей предшествующей серии «Императору Александру II», такое утверждение в целом верно, но однотипность эта образовалась как бы «задним числом». Ибо сначала адмирал Шестаков, выдавая 3 марта 1884 года задание на разработку проекта нового броненосца, имел ввиду построить корабль поменьше с другой артиллерией, да еще по возможности использовать на нем хранящиеся на складах паровые машины с парохода «Опыт» («разжалованная» из императорских яхт третья поповка «Ливадия»). Однако, по мере внесения в в проект все новых и новых идей размер корабля (пока на бумаге) все рос и рос, пока не сранялся и даже местами не превзошел «Александра». Наконец в апреле 1885 года адмирал утвердил проект корабля и вроде бы решил дать заказ на него Балтийскому заводу, но к осени передумал и 20 декабря контракт был подписан с «Обществом Фрако-Русских заводов, бывших Берда» — старейшим предприятием в России в области парового судостроения. При этом руководствоваться завод должен был «проектом «Императора Александра II» с внесенными изменениями.
Эти изменения вносились постоянно в ходе всей постройки корабля, что задерживало сроки строительства и являлось причиной головной боли для заводчиков. В 1887 году было решено заменить орудия главного калибра на более дальнобойные 35-калиберные, барбетную башню — на «закрытую башню малого диаметра», на корме решили разместить помещения для адмирала и штаба эскадры и т.д. и т.п. Наконец, 20 мая 1889 года броненосец в торжественной обстановке был спущен на воду.

(20 мая 1889 года — Спуск на воду бронесца «Император Николай I»)
Корабль продолжал достраиваться на плаву. в конце сентября 1890 года броненосец перевели в Кронштадт для окончательной достройки и проведения испытаний. Скорость броненосца оказалсь меньше желаемой и меньше чему его «систершипа», специальная комиссия морского ведомства занялась выяснением причины этого. Работы на корабле шли настолько медленно, что Франко-Русский завод подал счет Морскому ведомству требуя возмещения убытков из-за постоянных изменений проекта. Чиновники долго отпирались, но 1 января 182 года Министерство признало обоснованность заводских претензий, и согласилось освободить завод от штрафов оговоренных в контракте за неготовность корабля к назначенному сроку. Лишь к началу навигации 1893 года застоявшийся в постройке броненосец (а строился он напомним с 1885 го!) вступил в строй…

В дальних плаваниях (служба)
Служба корабля началсь раньше, чем закончилась его достройка. 13 мая 1891 года он принял участие в морском параде в честь прибытия в Кронштадт эскадрый французских военных кораблей адмирала Жерве.

30 мая только что введенный в строй корабль отправилься в свое первое дальнее плавание — к берегам Америки, где принял участие в торжествах, связанных с 400-летием открытием этого континента.

(В порту Понта Дельгада во время первого заграничного плавания 1893 год)
В 1894 году корабль отправляется в Средиземное море, где становится флагманским кораблем русской Средиземноморской эскадры. Это соединение кораблей играло двоякую роль — обесчивало интересы России в южных водах Европы, и одновренно служило как бы выдвинутым вперед резервом для усиления русской Эскадры Тихого океана. Командовал в тот момент эскадрой адмирал Авелан — будущий управляющий делами морского ведомства.

(С кормы грозный броненосец и впрямь похож на мирный пароход)
Однако, 2 декабря того же года его сменил контр-адмирал Степан Осипович Макаров, а уже 24 января 1895 года получив секретный приказ из Петербурга эскадра уходит на Дальний восток. Там из эскадр Средиземного моря и Тихого океана формировалось новое соединие — соединенные эскадры под командой вице-адмирала С.П. Тыртова.
Сосредоточение мощного соединения русского военно-морского флота в китайском порту Чифу стало хорошим инструментом в руках русской дипломатии, когда Россия вмешалась в пересмотр итогов Японо-китайской войны. Япония уступила фактическому ультиматуму трех европейских держав, подкрепленному внушительной военно-морской силой.

(Под флагом адмирала Макарова)
В 1896 году Соединенные эскадры были расформированы и «Император Николай I» возвратился в Средиземное море.
В 1899 году корабль прошел незначительную модернизацию в ходе которой расстался со своей кормовой надстройкой и вторым балконом. Серьезно, правда, боевые качества броненосца не возрасли, но он снова занял свое место в Средиземном море.
А на Дальнем Востоке вовсю сгущались тучи русско-японского конфликта. Морской главный штаб империи спешно стягивал к Порт-Артуру и Владивостоку боевые корабли. Летом 1903 года в Средиземном море появился отряд адмирала Вирениуса в состав котрого включили было и «Император Николай I». Однако, вскоре приказ был пересмотрен и броненосцу было велено по-прежнему оставаться в теплых водах между Европой и Африкой.
Современные историки полагают, что причиной такого решения стало нежелание командования Тихокеанской эскадрой связываться с этим устаревшим кораблем — увы, хотя со времени вступления в строй броненосца не прошло и 10 лет он уже попал в разряд устаревших… Более того, когда война началась корабль получил приказ… возвращаться на Балтику.
ПОследний поход
Адмирал Рожественский тоже не посчитал нужным включить «Николая» в состав вверенной ему Второй эскадры Тихого Океана, однако, после падения Порт-Артура выбирать уже не приходилось. И «Император Николай I» стал флагманским кораблем Третьей эскадры Тихого океана, на его мачте поднял свой флаг контр-адмирал Николай Иванович Небогатов.
Во главе отряда из 5 боевых кораблей броненосец последний раз прошел хорошо знакомым маршрутом, и 26 апреля 1905 года у анамских берегов встретились с эскадрой адмирала Рожественского. Броненосцы Небогатова составили ее третий броненосный отряд.

Дальнейшее хорошо известно. Написать можно много, но это будет рассказ о людях, а мы пишем о кораблях.
14 мая «Император Николай I» впервые в своей кораблельной жизни принял участие в морском бою — началось цусимское сражение.
Днем следующего дня броненосец по приказу изменившего Государю и присяге адмирала спустил флаг и сдался японцам…..

(«Император Николай I» после цусимы. На башне — японские матросы)
Под флагом Микадо
Устаревший броненосец вряд ли представлял существенную боевую ценность для флота островной империи, однако, как символ японской победы, взятый в бою флагман неприятеля он несомненно поднимал дух моряков страны восходящего солнца, а посему под названием «Ики» проплавал в составе флота Микадо до 1918 года.
По другим сведениям — переоборудованный в корабль мишень он был потомплен огнем японских дредноутов в 1915 году, а в 1922 — разоран на металл

(Броненосный корабль «Ики» под японским флагом 1912 год)

Тактико-технические элементы кораблей

Эскадренные броненосцы типа «Бородино»

Водоизмещение: 13.516/14.200; 15.275 т.

Размерения: 114,8/118,8/121,0×23,22×7,97 м (фактическая 8,24-8,9 м).

Механизмы: 2 вала ВТР, 20 котлов Бельвиля; 16.300 («Бородино») и 15.800 л.с.(остальные) = 18 уз./на испытаниях 17,5…17,8 уз.

Уголь: 787/1235 т.

Дальность: 3.200 миль (10 уз.).

Вес брони: 3.555 т (26,3%)

Экипаж: по штату 28/754 человек, перед боем 30/828-837, «Суворов» как флагман 47/903.

Самый многочисленный тип русских броненос­цев («Слава» достроен после войны). Модификация «Цесаревича» с более тонким поясным бронирова­нием, но с защищенной батареей 75-мм орудий. На «Суворове», «Орле» и «Славе» конструкция проти­воторпедной переборки была улучшена. Отличный проект был испорчен строительной и эксплуата­ционной перегрузкой, которая и стала причиной гибели трех кораблей в Цусимском бою. «Суворов» вышел из строя в 14.30, около 17-30 «Буйный» снял с него в.-адм. Рожественского и еще 19 человек. Около 19.30 броненосец затонул после попадания 3…4 торпед с японских миноносцев (по­гибло 925 человек). «Александр», получив тяжелые повреждения от артогня, в 18.47 опрокинулся и затонул со всем экипажем (867 человек). «Бородино» получил множество попаданий сна­рядов, последний из которых (вероятно 305-мм с «Фудзи») вызвал взрыв погреба бортовой башни. После взрыва корабль перевернулся и затонул в 19.23 почти со всем экипажем (погибло 865, спасен 1 матрос). «Орел» получил во время боя 5 305-мм, 2 254-мм, 9 203-мм, 39 152-мм и 21 более мелкий снаряд (погибло 43 человека, около 80 ранено), боеспособ­ность сохранил. 15.05.1905 г. сдался японцам с отрядом к.-адм. Небогатова. Реконструирован с за­меной 12-152-мм орудий на 6 203-мм и назван «Ива­ми». Сдан на слом в 1923 г. по условиям Вашингтонского договора 1922 г.

Эскадренный броненосец «Ослябя»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

ОСЛЯБЯ — Новое Адмир-ство, СПб — осень 96 — 27.10.98 — 1901

Водоизмещение: 12.674 т.

Размерения: 122,3/129,99/133,04х21,8х7,92/8 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 30 котлов Бельвиля; 14.500 = 18/15.060 = 18,3 уз.

Уголь: 1.060/2.060 т.

Дальность: 6.200 миль (10 уз.).

Вооружение: 4-254/45(75), 11-152/45(220), 20-75/50(300), 20-47/43, 8-37/23, 2-63,5/19(дес.), 5 ТА 381 мм (3 надводных, 2 подводных).

Экипаж: 27/744, перед боем около 900 человек.

См. тип «Пересвет». Перед боем из-за перегрузки главный пояс ушел под воду, что и предопределило его быструю гибель в 14:45 14.05.1905 под сосредо­точенным огнем японских кораблей (в основном, в результате больших пробоин по ватерлинии в но­су). Погибло около 515 человек, 250 человек подобрал из воды «Буйный» и по 10 человек — «Бравый», «Быс­трый «.

Эскадренный броненосец «Наварин»

Место постройки

Заложен Спущен Укомплектован

НАВАРИН

Франко-Русский з-д, СПб

1.07.89/19.05.90 8.10.91 1895

Водоизмещение: 9.476/10.206 т.

Размерения: 103/105,9/112.3х20,4х7,7/8,4 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 12 цил.котлов; 9.000 = 16/9.140 л.с. = 15,85 уз.

Уголь: 700/1.200 т.

Дальность: 3.050 миль на 10 узлах.

Вес брони: 3.400 т (34%)

Вооружение: 4-305/35(80), 8-152/35(200), 18-47/43, 12-37/23, 2 63,5/19(дес.), 6 надводных ТА 381 мм

Экипаж: 26/596 человек (в 1905 г. 703 человека).

В целом повторял английские броненосцы типа «Трафальгар» с неполным поясом по ВЛ, мощной цитаделью над ним и карапасной палубой в оконеч­ностях. Несмотря на весьма толстую броню, баш­ни ГК не имели индивидуальной защиты. После достройки высота надводного борта была всего 3 м. Послужил прототипом для нескольких последу­ющих русских броненосцев. Совершил несколько заграничных плаваний (Средиземное море, Дальний Восток).

В дневном бою 14 мая получил незначительные повреждения. Ночью был торпедирован в корму с правого борта, а затем еще в середину правого борта и в левый борт с носа. Перевернулся и затонул с 700 членами экипажа. Спасено 3 человека. По другим данным после попадания первой торпе­ды подорвался на 1 или 2 минах, поставленных по его курсу японскими миноносцами.

Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

СИСОЙ ВЕЛИКИЙ — Нов. Адмиралтейство, СПб — 25.07.91/7.05.92 — 20.05.94 — 18.08.1896

Водоизмещение: 8.800; 10.400 т.

Размерения: 103,8/105,2/107,2×20,7×6,7/7,5 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 16 цил.котлов; 8.500 = 16/8.635 л.с. =15,65 уз.

Уголь: 550/1000 т.

Дальность: 2.800/4.440 миль на 10 узлах.

Вес брони: 2.400 т (27%)

Вооружение: 4-305/40 (80), 6-152/45 (200), 12-47,14-37,2-63,5/19, 6 надв. ТА 381 мм, 50 мин (+ 4-120/45 в 1904 г.).

Экипаж: 27/555 человек (в 1905 г. 686)

Уменьшенная версия «Наварина» с более высоким надводным бортом и системой бронирования как у английских броненосцев типа «Ройял Соверин». Был слишком мал для своего вооружения (первым среди русских броненосцев получил орудия новых сис­тем). Совершил несколько заграничных плаваний (Средиземное море, Дальний Восток). В дневном бою 14 мая получил около 14 попада­ний снарядами 152-305 мм (убито 20, ранено 46), а ночью — торпеду в корму с правого борта. В 9.00 15 мая был затоплен экипажем, при этом утонуло еще 39 человек (35° с.ш., 130° в.д.)

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

Место постройки

Заложен Спущен Укомплектован

АДМ. НАХИМОВ Балтийский з-д, СПб

июль 1884 21.10.85 1888

Водоизмещение: 7.762/8.270; 8.473 т.

Размерения: 97,8/101,5/103,Зх18,6х7,7(8,1/8,4)м.

Механизмы: 2 вала ВДР, 12 цил.котлов; 8.000 = 17/8.012 л.с. = 16,67 уз.

Уголь: 1.100/ 1.200 т.

Дальность: 4.400 миль на 10 узлах.

Вооружение: 8(4х2)-203/35, 10-152/35, 12-47, 6-37, 2-63,5/19(дес.), 3 ТА надводных 381 мм.

Экипаж: 23/549 человек (в 1905 г. 650)

Повторял английские броненосные крейсера «Имперьюз» и «Уорспайт», но с усиленным вооруже­нием. Сначала нес парусную оснастку брига. Со­вершил несколько заграничных плаваний (Атлантика, Средиземное море, Дальний Восток). Модернизирован в 1898-99 гг. — снят рангоут, новые котлы, усилена мелкая артиллерия. В дневном бою получил около 20 попаданий сна­рядами всех калибров (25 убито, 51 ранено), а ночью в 21.30-22.00 был торпедирован в правый борт с носа. Затоплен экипажем около 10 часов 15 мая, при этом утонуло еще 18 человек (34°34′ с.ш., 129°32′ в.д.).

Эскадренный броненосец «Император Николай I»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

ИМП. НИКОЛАЙ I — Франко-Русский з-д, СПб — 1886 — 20.05.89 — 1891

Водоизмещение: 8.440; 9.672 т.

Размерения: 99,3/101,65/105,6×20,4×7,6 м.

Механизмы: 2 вала ГТР, 16 котлов Бельвиля; 8.000 = 15/7.842 = 15,5 уз.

Уголь: 870/1.370 т.

Дальность: 2.800/ 4.800 миль на 8,2 узл.

Вооружение: 2-305/30 (85), 4-229/35 (125), 8-152/35, 16-47, 2-37, 2-63,5(дес.). 6 надводных ТА 381 мм.

Экипаж: 31/585 человек (в 1905 т. 744).

Один из первых русских броненосцев, пригодных к действиям в океане. Часто использовался как флагман русских эскадр в иностранных водах /Сре­диземное море, Атлантика, Тихий океан). В 1898-1900 гг. прошел модернизацию энергетической ус­тановки. В 1904 г. добавлено 1 152/45 (в корме за щитом) и несколько 75-мм орудий. В дневном бою получал 10 попаданий (1 – 305 мм, 2 – 203 мм, 2 – 152 мм, остальные — неустановленного калибра (5 человек убито, 35 ранено). Сдался япон­цам около 11 часов 15 мая (36°56′ с.ш., 130°46′ в.д.). Переименован в «Ики». Потоплен как мишень линей­ными крейсерами в октябре 1915 г.

Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

АДМ.УШАКОВ — Балтийский з-д, СПб – июнь 22.10.92 — 27.10.93 — 1896

АДМ.СЕНЯВИН — Нов. Адмиралтейство, СПб — июль 92/8.04.93 — 10.08.94 — 1896

ГЕН.-АДМ.АПРАКСИН — Нов. Адмиралтейство, СПб — 12.10.92/20.05.95 — 30.04.96 — 1899

Водоизмещение: 4.126; фактически 4.648, 4.792 4.152 т.

Размерения: 81,9/84,8/86,4×15,9×5,2 м (фактически 5,7…6,1 м).

Механизмы: 2 вала ГТР, 4 цил.котла; 4.250 л.с. = 16 уз./на испытаниях 5.769 = 16,1 уз., 5.327 = 16,1 уз. и 5.763 = 15,1 уз.

Уголь: 214/400 т.

Дальность: 3.400 миль на 9 узлах при 550 т угля.

Вооружение: 4-254/45 (АПРАКСИН 3), 4-120/45, 6-47 (АПРАКСИН 10), 18-37, 2-63,5 (дес.), 4 надводных ТА 381 мм (в 1904 г. 2 ТА в оконечностях сняты).

Экипаж: 21/385 человек, в 1905 г. 422-424 (АПРАКСИН 18/400).

Предназначались для противостояния шведским броненосцам на Балтике. Из-за строительной пе­регрузки на «Апраксине» уменьшили толщину пояса и носового траверза и сделали кормовую башню одноорудийной с увеличением угла подъема орудий с 15 до 35 градусов. Из-за плохой выделки 254-мм орудия не могли стрелять полным зарядом, что снизило дальность стрельбы.

«Ушаков» в дневном бою получил 3 попадания крупными снарядами (3 убито, 4 ранено) и из-за двух подводных пробоин отстал от эскадры. Ут­ром 15 мая после боя с 2 броненосными крейсерами был затоплен экипажем (погибло еще 94 человека). «Сенявин» и «Апраксин» сдались японцам и были переименованы в «Мисима» и «Окиносима». Исклю­чены из списков японского флота в 1928 и 1922 г. «Мисима» стал базой ПЛ, затем блокшив «Хайкан N7», потоплен в 1936 г. как мишень. «Окиносима» в 1939 г. был разобран на металл.

Броненосный крейсер «Владимир Мономах»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

ВЛ.МОНОМАХ — Балтийский з-д, СПб — 12.02.81/9.05.81 — 10.10.82 — июль 1883

Водоизмещение: 5.750/6.000 т; (5.593 т в 1905 г.).

Размерения: 89,8/90,3/93,3×15,85×8 м.

Механизмы: 2 вала ВДР, 8 цил.котлов; 7.000 = 16 уз./7.380 л.с. = 16,3 уз. 15,2 узла в 1905 г.

Уголь: 720/990 т.

Дальность: 3.500 миль на 8,2 уз.

Броня(компаунд): полный пояс по ВЛ(2,4 м) 114-152(114)-114, палуба 13 мм.

Вооружение: 5-152/45, 6-120/45, 16-47, 4-37, 2-63,5/19 (дес.), 3 надводных ТА 381 мм.

Экипаж: 24/478 человек.

Строился как полуброненосный фрегат с полной парусной оснасткой, предназначенный для дли­тельных действий в океане. За исключением ремон­тов и модернизации всю службу провел на Дальнем Востоке. В 1896-7 гг. перевооружен (ранее нес 4 203/30, 12 152/28 и 4 87-мм орудий), и сменены котлы. В 1904 г. все ТА сняты. В дневном бою получил небольшие повреждения (1 убит, 16 ранено), но ночью был торпедирован в носовую часть с правого борта. Затонул около 10.30 15 мая (34°32′ с.ш., 129°40′ в.д.).

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»

Место постройки

Заложен

Спущен Укoмплeктoвaн

ДМ.ДОНСКОЙ

Нов, Адмиралтейство, СПб

Сент 80/9.05.81

18.08.83 1885

Водоизмещение: 5.800/6.200 т.

Размерения: ?/90,4/93,4×15,85×6,4/7,85 м.

Механизмы: 1 вал ВТР (2 машины), 8 цил.котлов; 7.000 = 17 уз./6,609 л.с. = 16,5 уз. (15,4 узла в 1905 г.)

Уголь: 720/990 т.

Дальность: 3.300 миль на 10 узлах.

Броня(компаунд): полный пояс по ВЛ (2,4 м) 114-152(114)-114, палуба 13 мм.

Вооружение: 6-152/45, 10-120/45, 6-47, 10-37, 2-63,5(дес.), 5 надводных ТА 381 мм.

Экипаж: 23/492 человека.

Подразумевался как однотипный «Мономаху», но после достройки сильно отличался от него машин­ной установкой, числом и расположением орудий (сначала нес 2 203/30, 14 152/28 и 4 87-мм орудий и имел машины ВДР). Карьера как у «Мономаха». Перевооружен в 1893-95 гг. В 1892-93 гг. переоборудован для учебных целей. 14 мая избежал значительных повреждений, но днем 15 мая был атакован 4 крейсерами и 4 истребителями японцев. Затоплен экипажем ут­ром 16 мая у о. Дажелет (37°30′ с.ш., 130°57′ в.д.),став последней жертвой Цусимы (59 погибло + 25 человек с «Буйного» и «Осляби», ранено 71+19).

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Олег»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

ОЛЕГ — Новое Адмиралтейство, СПб — 1.11.01/6.07.02 — 14.08.03 — окт. 1904

Водоизмещение: 6.440; 7.400 т.

Размерения: 126,7/132/134×16,6×6,3 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 16 котлов Нормана; 19.500 л.с. = 23 уз./21,8 уз.

Уголь: 720/1.100 т.

Дальность: 3.000 (12), 4.900 (10) миль.

Броня(круп.): башни 89-127, казематы 35-80, рубка 140/25, подача 35, палуба 35-70(скосы) мм.

Вооружение: 12-152/45 (199), 12-75/50, 8-47, 2-37, 2 подв. ТА 381.

Экипаж: 21/559 (в 1905 г. 601 человек, включая штаб).

Повторял «Богатырь» с небольшими изменения­ми в бронировании и вооружении. В бою с японскими крейсерами 14 мая получил значительные повреждения, ход упал до 10 узлов (13 убито, 37 ранено). Интернирован в Маниле 21.5.1905 г. После войны служил на Балтике. Участ­вовал в заграничных плаваниях, 1-й мировой и граж­данской войне (в 1916 г. перевооружен 16 130/55 орудиями). Потоплен английским торпедным кате­ром СМВ-4 у Толбухина маяка в Финском заливе 17.06.1919 г.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

АВРОРА — Новое Адмиралтейство, СПб — 7.09.96/23.05.97 — 11.05.00 — 18.09.1903

Водоизмещение: 6.731/6.897 т.

Размерения: ?/123,5/126,8х16,76х6,4 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 24 котла Бельвиля; 11.610 = 20 уз./11.971 = 19,2 уз.

Уголь: 912/965 т.

Дальность: 4.000 миль на 10 узлах.

Броня(ник. сталь): рубка 152/51, подача и кожухи котельных отделений 38, палуба 38-63 (скосы).

Вооружение: 8-152/45 (176), 24-75/50 (260), 8-37, 2-63,5 (дес.), 3 ТА 381 мм (1 надводный и 2 подводных).

Экипаж: 20/548 человек.

В бою 14 мая получила около 10 попаданий сна­рядами 75-203 мм (15 убито, 45 ранено). Интернирована в Маниле. После войны служила на Балтике. Ремонт в 1908-09 гг. (10 152- и 20 75-мм орудий). Участвовала в заграничных плаваниях, 1-й миро­вой войне (перевооружена в 1915 г.: 14 152- и 4 75-мм орудия), революции. Сохраняется по настоящее время.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Светлана»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

СВЕТЛАНА — Форж и Шантье, Гавр — 28.06.95 — дек. 1896 — 21.03.98

Водоизмещение: 3.770/3.828 т;(3.727 в 1905 г.). Размерения: 101(ВЛ)х13х5,69 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 18 котлов Бельвиля; 8.500 = 20/10.100 = 20,2 уз.

Уголь: 400/620/820 т.

Дальность: 1.450 (20), 3.500 (10) миль.

Броня(ник.сталь): палуба 37-63(скосы), рубка 102, подача 51 мм.

Вооружение: 6-152/45, 10-47, 2 ТА надв. 381 мм (в 1904 г.: 6-152/45, 4-75/50, 8-47).

Экипаж: 20/437 человек.

Строилась как крейсер-яхта Великого князя, воз­главлявшего Морское министерство. Боевые каче­ства были в значительной степени принесены в жертву комфорту. В дневном бою получила большую пробоину по ВЛ в носу (2 убитых, 2 раненых). Затоплена после боя с 2 японскими крейсерами 15 мая (погибло еще 168 человек, ранено 34).

Бронепалубные крейсера 2-го ранга типа «Жемчуг»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

ЖЕМЧУГ — Невский завод, СПб — 19.01.01/1.06.02 — 14.08.03 — окт. 1904

ИЗУМРУД — Невский завод, СПб — янв. 1901/1.06.02 — 9.10.03 — окт. 1904

Водоизмещение: 3.103; 3.333 т.

Размеренна: 106/109,9/110,9×12,8×5,0 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 16 котлов Ярроу; 17.000 = 24 уз./11.000 = 21 уз.

Уголь: 510/660 т.

Дальность: 2.090 миль на 10 узлах.

Броня: палуба (ник.сталь) 30-50(скосы), рубка (круп.) 45/30 мм.

Вооружение: 8-120/45, 6-47, 2-37, 2 пул., 3 надводных ТА 457 мм.

Экипаж: 350 человек.

Повторение «Новика» с усиленным вооружением и тремя мачтами, но с меньшей скоростью хода. «Изумруд» после боя прорвался в Охотское море, но выскочил на камни в бух. Владимир и был взорван экипажем. «Жемчуг» после боя был интернирован в Маниле (13 убитых, 30 раненых). Служил в Сибирской фло­тилии. Потоплен 28.10.1914 г. (н.ст.) немецким крейсером «Эмден» в порту Пенанг.

Крейсер 2-го ранга «Алмаз»

Место постройки — Заложен — Спущен — Укомплектован

АЛМАЗ — Балтийский з-д, СПб — апрель/12.09.02 — 20.05.03 — дек. 1903

Водоизмещение: 3.285 т.

Размерения: 99,1/99,1/111.45×13,26х5,33 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 16 котлов Бельвиля; 7.500 = 19/7.945 = 19,2 уз.

Уголь: 476/560/800 т.

Дальность: 3.350 миль на 10 узлах.

Вооружение: 4-75/50, 8-47, 2 пул. (в июне-окт. 1905 г.: 3-120/45, 10-75/50, 2-47; затем 6-75, 6-47).

Экипаж: 15/280 человек.

Яхта-крейсер без какой-либо защиты и со слабым вооружением: После боя прорвался во Владивосток (убито 6 и ранено 13 человек). С 1911 г. служил на Черном море. В 1914 г. переоборудован в гидроави­аносец (7 орудий 120/45, 4 гидросамолета). В 1919 г. уведен французами в Константинополь, а в 1920 г. Врангелем в Бизерту.

Крейсер 2-го ранга «Урал»

Бывш.»Мария-Терезия», построен на фирме Вулкан, Штеттин в 1890 г. Куплен и переоборудован в 1904 г.

Водоизмещение: 10.500 т.

Размерения: 161,1×15,8×8,2 м.

Механизмы: 17.000 л.с. = 19 узлов.

Вооружение: 2-120/45, 4-75/50, 8-47, 2 пул. Экипаж: 19/491 чел.

В дневном бою получил ряд пробоин, лишился управления рулем и вышел из строя (погибло 22 и ранено 6 человек). Из-за быстрого прибытия воды команда открыла кингстоны и спаслась на шлюп­ках (подобрана «Анадырем», «Свирью» и «Грозным»). Спустя 2 часа крейсер был потоплен японскими броненосцами.

Эскадренные миноносцы Невского завода постройки 1900-1904 гг.\

«БУЙНЫЙ» «БЛЕСТЯЩИЙ» «БЫСТРЫЙ» «БЕЗУПРЕЧНЫЙ» «БЕДОВЫЙ» «БОДРЫЙ» «БРАВЫЙ» «ГРОМКИЙ» «ГРОЗНЫЙ»

Водоизмещение: 350; 410-480 т.

Размерения: 64×6,4×1,8-2,0 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 4 котла Ярроу; 5.700 = 26 уз./26,0…27,7 уз.

Уголь: 80 т (тип «Громкий» 105/130 т).

Дальность: 1.152-1.200 миль.

Вооружение: 1-75/50, 5-47, 2…3 ТА 381 мм.

Экипаж: 4…5/64…71 чел.

В целом повторяли тип «Бойкий», но в 1904 г. пройти переоборудование, позволившее устра­нить некоторые недостатки проекта (переделан мостик, поставлена грот-мачта). «Громкий» и «Грозный» строились по измененному проекту без носового ТА. «Буйный» в дневном бою спас большинство уце­левших членов экипажа «Осляби» и штаб Рожественского с «Суворова». 15 мая в 11.30 из-за полученных повреждений (1 убит, 1 ранен) был по­топлен «Дмитрием Донским», на котором затем погибло еще 3 и ранено 12 человек. «Блестящий» затоплен экипажем утром 15 мая из-за полученных повреждений (203-мм снарядом убито 6 и ранено 16 человек). «Быстрый» взорван экипажем у берегов Кореи 15 мая 1905 г. (2 утонуло, 2 ранено). «Безупречный» потоплен со всеми 73 членами экипажа в ночь на 15 мая крейсером «Читосе». «Громкий» затоплен экипажем» 15 мая после боя с японскими миноносцами, нанеся повреждения одному из них (23 убито, 28 ранено). «Бедовый» сдался в плен с в.-адм. Рожественскими его штабом на борту 15 мая 1905 г. «Бодрый» (1 убит, 9 ранено) интернирован в Шанхае 22.05.1905 г., служил затем в Сибирской флотилии. В 1923 г. сдан на слом. «Бравый» (9 убитых, 5 раненых) и «Грозный»(4 убитых, 15 раненых) прорвались во Владивосток, служили в Сибирской флотилии. Пошли на слом в 1925 и 1923 гг., соответственно.

Состоящие при эскадре суда

КАМЧАТКА Нов.Адмир., СПб 1903 г.

7.207 т, 12 уз., 6 ор. 47-мм, 300 человек экипажа + вольнонаемные мастеровые.

Погибла под огнем главных сил японского флота 14 мая 1905 г. (погибло 259 и ранено 11 членов экипажа + 68 и 13 мастеровых).

ИРТЫШ Куплен в 1904 г.

15.000 т, 10,5 уз., 8 орудий 47-мм, экипаж: 16/235 человек.

Затоплен экипажем у берегов Кореи 15 мая 1905 г. (погибло 14 и ранено 35 человек).

АНАДЫРЬ Виккерс, Англия. Куплен в 1904 г.

16.200 т, 13 узлов, экипаж: 16/245 человек.

После боя вернулся в Россию.

Николай I (броненосец)

Николай I (броненосец)

«Император Николай I»
Эскадренный броненосец «Император Николай I»
Основная информация
Тип Броненосец
Государство флага
Верфь Общество Франко-Русских Заводов
Строительство начато Июнь 1886
Спущен на воду 20 мая 1889
Введён в эксплуатацию Апрель 1891
Выведен из состава флота 1905
Современный статус Расстрелян как мишень
Параметры
Тоннаж 9672 тонны
Длина 105,6 м.
Ширина 20,4 м.
Осадка 7,6 м.
Бронирование броня компаунд: пояс по ватерлинии 2,5 м (102-365 мм); каземат (51-76 мм); траверзы каземата (152 мм); башня (254 мм); барбет (254 мм); броневая палуба (63 мм); боевая рубка (203 мм).
Технические данные
Силовая установка 2 горизонтальных паровых машины тройного расширения, 16 котлов Бельвиля
Винты 2
Мощность 8000 л.с.
Скорость 16,85 узлов
Автономность плавания 4800 миль
Экипаж 31 офицер и 585 матросов
Вооружение
Артиллерия 2 х 305/30, 4 х 229/35, 8 х 152/35, 16 х 47, 2 х 37 (на катерах), 2 десантные пушки
Торпедно-минное вооружение 6 х 381 надводных ТА, 2 х 254 метательных ТА

«Император Николай I» — эскадренный броненосец Балтийского флота. Участвовал в Цусимском сражении в качестве флагманского корабля 3-й Тихоокеанской эскадры.

Заказан Обществу Франко-Русских Заводов в 1885 году. Представлял собой улучшенный тип «Император Александр II» — с башенной установкой, измененными ютом и расположением шлюпок и катеров. Заложен в июне 1886 года. Спущен на воду 20 мая 1889 года. Введен в строй в апреле 1891 года.

По инициативе П. А. Титова броненосец строился без рыбин; вместо них использовались днищевые и палубные стрингеры.

Специально для броненосца «Император Николай I» в 1887 году был разработан проект носовой двухорудийной 305мм/35 барбетной установки и кормовой одноорудийной 305мм/35 барбетной установки вместо двух кормовых орудий. Однако в 1888 году Великий Князь Алексей Александрович приказал заменить 305мм/35 на 305мм/30 орудия в носовой установке, а от кормовой отказаться вообще. В 1888 году МТК по инициативе наблюдающего Н. Е. Кутейникова решил заменить носовую барбетную установку закрытой башенной, что вызвало перегрузку в 50 тонн. Строительство броненосца окнчлось скандалом. Установленные механизмы не вышли на проектную мощность, а как следствие не была достигнута и проектная скорость. На рубеже веков корабль уже сильно устарел и стал фактически хорошо вооруженной правительственной яхтой. Особенно устарела артиллерия (старые короткоствольные орудия с дымным порохом были неудобны, крайне недальнобойные и медленно перезаряжаемые) и схема бронирования (площадь бронирования была мала, а как следствие, корабль был очень плохо защищен от осколков фугасных и полубронебойных снарядов). Было несколько проектов его перевооружение. Однако во время ремонта и модернизации особое внимание было уделено механизмам. «Император Николай I» стал единственном кораблем российского флота, чьи ходовые характеристики были лучше изначальных. Что касательно артиллерии, то реализовано было лишь одно: установка ни чего не дающего, современного 6″ орудия над адмиральской каютой, а так же накольких орудий мелкого калибра. В результате боевое значение его в русско-японскую войну было весьма минимально, что во многом способствовало цусимской трагедии. Повреждение нанесенные броненосцем японским крейсерам не столько заслуга его комендоров, сколько неопытности и тактической безграмотности японским командиров, которые в погоне за зоной обстрела флагмана русской эскадры сблизились с устаревшими кораблями эскадры Небогатова. Многие называют «Император Николай I» самым противоречивым кораблем в истории российского флота. Начиная от проекта, кончая службой он олицетворял гениальные решения с непростительными недоработками, героические походы с беспрецедентным позором сдачи целой эскадры, его самая утаревшая в русской эскадре артиллерия нанесла самые серьезные повреждения японцам (пробитие брони башни 12″ орудий на «эскадренном бронененосце Фудзи» ) в Цусимском сражении.

Служба в российском флоте

  • 1893—1893 — Пересек Атлантику и участвовал в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки, проходивших в Нью-Йорке.
  • Служба в Средиземном море.
  • 1897—1898 — В составе эскадры контр-адмирала П. П. Андреева участвовал в международной миротворческой операции на Крите.
  • 1898 — Капитальный ремонт, скорость возросла до 16,85 узлов.
  • Совершил переход под флагом контр-адмирала Макарова на Дальний Восток.
  • 1902 — Прибыл на Балтику.
  • 1902 — Изменен состав мелкокалиберной артиллерии, боевые марсы опущены ниже, добавлены две прожекторные площадки.
  • 1904 — Срезан ют, на его месте установили одно 152-мм орудие длинной 45 калибров и шесть 47-мм орудий.
  • 3 февраля 1905 — Флагманский корабль Отдельного отряда кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова. Кораблем командует капитан 1-го ранга В. В. Смирнов.
  • 14 мая 1905 — Участвовал в Цусимском сражении. Серьезных повреждений не получил (за исключением оторванного снарядом ствола 305-мм башенного орудия), но истратил более 2/3 боезапаса. Потери составили 11 человек убитыми и 16 — ранеными. Нанес повреждения японским бронесцу «Фудзи» и броненосным крейсерам «Асама» и «Идзумо».
  • 15 мая 1905 — В 10 часов утра сдался в плен по приказу контр-адмирала Небогатова.
  • 13 сентября 1905 — Исключен из списков российского флота.

Служба в японском флоте

  • 23 мая 1905 — Включен в состав флота. После быстрого ремонта и покраски броненосец вместе с «Мишима» и «Окиношима» поддерживал свои войска у о. Сахалин, а после войны выполнял задачи учебного артиллерийского корабля.

В 1910 году прошел модернизацию и переклассифицирован в броне­носец береговой обороны (по некоторым данным, тогда же его старые пушки ГК заменили японскими 305-мм с длиной ствола 40 клб). Сохранив за собой ранг броненосца береговой обороны, он использовался как учебный корабль школы юнг и был приписан к базе в Йокосука. Эипаж броненосца в тот период составлял 611 человек. Активной роли в первой мировой войне броненосец не принял, но привлекался для несения дозорной службы у своих берегов.

  • Октябрь 1915 — Потоплен как мишень линейными крейсерами «Конго» и «Хиэй».

Ссылки

  • Броненосец «Император Николай I»
  • Энциклопедия кораблей
  • Эскадренные броненосцы
  • 305мм/30 орудие обр. 1877 г.
  • Внешний вид
  • Фото
  • Фото

Примечания

Изображения

во время докования в Гонконге, конец 1895 года.

Эскадренные броненосцы ВМФ Российской империи
Тип Пётр Великий Пётр Великий
Тип Екатерина II Екатерина II · Чесма · Синоп · Георгий Победоносец
Тип Двенадцать Апостолов Двенадцать Апостолов
Тип Гангут Гангут
Тип Наварин Наварин
Тип Император Александр II Император Александр II · Император Николай I
Тип Три Святителя Три Святителя
Тип Сисой Великий Сисой Великий
Тип Полтава Полтава · Петропавловск · Севастополь
Тип Ростислав Ростислав
Тип Пересвет Пересвет · Ослябя · Победа
Тип Князь Потемкин-Таврический Князь Потемкин-Таврический (с 1905-го — Пантелеймон)
Тип Ретвизан Ретвизан
Тип Цесаревич Цесаревич
Тип Бородино Бородино · Император Александр III · Орёл · Князь Суворов · Слава
Тип Евстафий Евстафий · Иоанн Златоуст
Тип Андрей Первозванный Андрей Первозванный · Император Павел I

Эскадренный броненосец «Император Александр II»

Эскадренный броненосец “Император Александр II” (с 22 мая 1917 года – “Заря Свободы”)

Головной балтийский броненосец “Император Александр II” унаследовал от семейства британских кораблей “Конкеррора”-“Виктории” схему размещения артиллерии, мощный таранный форштевень, относительно слабую защиту кормы и артиллерии среднего калибра. Зато у него имелся ряд достоинств: полный броневой пояс по ватерлинии, высокий борт, заметно улучшивший мореходность и позволяющий вести огонь в свежую погоду, увеличенные углы обстрела орудий среднего калибра. Артиллерию главного калибра на “Императоре Александре II” разместили в носовом барбете – по типу первых черноморских броненосцев класса “Екатерина II”, а на втором однотипном корабле, “Императоре Николае I” (I), – в двухорудийной башне, спроектированной инженером-кораблестроителем Н. Е. Кутейниковым. В носовой части “Император Александр II”, единственный из линкоров российского флота, имел два симметрично установленных торпедных аппарата (вместо традиционного одного штевневого): считалось, это не ослабит главное орудие – таран. Примечательно, что новые балтийские броненосцы были полностью построены на отечественных предприятиях. Субподрядчиками петербургских верфей выступали Обуховский (артиллерия), Металлический (торпедные аппараты), Балтийский и Франко-Русский (машины и механизмы), Ижорский (броня) и многие другие заводы.

Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 10010 тонн
Размеры:
длина – 105,64 метра
ширина – 20,42 метра
осадка – 7,77 метра
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 винта, 8290 л.с.
Скорость: 14 узлов
Дальность плавания: 4000 миль
Экипаж: 616 человек
Вооружение: 1х2 305-мм, 4х1 229-мм, 8х1 152-мм, 4х1 64-мм, 10х1 47-мм и 8х5 37-мм орудий, 5 надводных 381-мм торпедных аппаратов
Бронирование: борт от 102 до 356 мм, башни – 254 мм, палуба – 60 мм, казематы от 76 до 152 мм, боевая рубка – 254 мм

27 июня 1885 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 30 июня 1886 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге, спущен на воду 26 июля 1887 года, вступил в строй в сентябре 1890 года. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль. В июне 1895 года участвовал в церемонии открытия Кильского канала. Капитальный ремонт в 1904-1905 гг. На броненосце установили новые котлы, сняли боевые марсы, уменьшили рангоут. После ремонта вооружение состояло из 1х2 305-мм, 1х1 203-мм, 10х1 152-мм, 4х1 120-мм и 4х1 47-мм орудий, 8х1 7,62-мм пулеметов. С 1914 года использовался как учебно-артиллерийский корабль. После 1915 года вооружение состояло из 1х2 305-мм, 6х1 203-мм, 4х1 120-мм, 1х1 75-мм и 2х1 47-мм орудий, 2х1 7,62-мм пулеметов. Участвовал в первой мировой войне (использовался для подготовки артиллерийских специалистов флота), Февральской революции, Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде и в гражданской войне (подавление мятежа Керенского-Краснова с 9 по 12 ноября 1917 года). 8 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав морских сил Балтийского моря. С 21 мая 1921 года находился на хранении в Кронштадтском военном порту. 15 августа 1922 года продан совместному советско-германскому акционерному обществу “Деруметалл” для разборки, осенью 1922 года отбуксирован в Германию на слом и 21 ноября 1925 года исключен из списка судов РККФ.

LiveInternetLiveInternet

Вот почему модераторы хотели удапилть мой пост. А в прочим, были и другие.. «Корабдь Ииператор застыл как стрела», И кто такой Поручик ГАлицин Не Голицин, как сейчас пишут. Корабль «Император застыл как стрела»? Ну, во первых , хне Голицин а ГАлицин, это, вероятоно собирательное название всех имена офицеров и солдат кто уплыл с сего корабля во время Градансой войны. Галицин -от слова Галиция,, южная область Востосчной Украины, Сплошь Занятая Врангелем во время отстутупления «белых». Просто о нём хотели забыть навсегда.

ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ
Заложен 27 октября 1905 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 7 сентября 1907 года. Вступил в строй в мае 1912 года. 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль. С 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении. 22 ноября 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.
БРОНЕНОСЕЦ АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ
Заложен в 1885 году в Петербурге, 26 июля 1887 года спущен на воду и в 1889 году вступил в строй. В 1892 году переклассифицирован в эскадренный броненосец и в 1907 году-в линейный корабль. С 1914 года использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. 21 мая 1917 года переименован в «Зарю Свободы». Участвовал в Октябрьском вооруженном востании в Петрограде, прикрывал подступы к городу со стороны Финского залива, 7 декабря этого же года-в подавлении мятежа Керенского-Краснова. С мая 1918 года находился на хранении, а в 19 зобран на металл.
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ АЛЕКСАНДР 3—И
Заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 5 сентября 1899 года, спущен 21 июля 1901 года и вступил в строй 20 июня 1904 года. Входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, укомплектован Гвардейским экипажем, принял участие в Цусимском сражении. После выхода из строя флагманского броненосца, возглавил боевую колонну русских кораблей. В продолжении нескольких часов вел бой против подавляющих сил врага. Затонул 14 (27) мая 1905 года в 16:45 со всем личным составом в количестве 867 человек. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года

ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ АЛЕКСАНДР 3-Й
аложен на заводе «Руссуд» в Николаеве, спущен на воду 2 апреля 1914 года, вступил в строй 15 июня 1917 года. 16 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 30 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вновь вернулся в Севастополь, где был захвачен германскими войсками и 1 октября 1918 года включен в состав их ВМС на Черном море. 24 ноября 1918 года захвачен у немцев англо-французскими интервентами и вскоре уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября 1919 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и 29 декабря 1920 года интернирован французскими властями в Бизерте (Тунис). 29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращен не был. В конце 1920-х годов продан «Рудметаллторгом» французской частной фирме на слом и в 1936 году разделан в Бресте (Франция) на металл.