Кулибин

Известные русские ученые. Самородки

Известные русские ученые из глубинки

В наше стране пытливые умы появлялись как-то случайно и вопреки всему. При этом, происхождение самородка или его финансовое положение на гениальность ни имели никакого влияния. Ростки таланта сами находили дорогу в жизнь.
В большинстве своем, ученые и изобретатели были простыми самоучками, которые собственным умом доходили до создания каких-либо механизмов или приборов. Они двигали технических прогресс наравне с именитыми профессорами, получившими блестящее образование.
Понятно, что все их способности появлялись не на ровном месте. Все свободное время ученые-самородки посвящали исключительно самообразованию.

Паровая машина Ползунова

Одним из таких самоучек был Иван Иванович Ползунов (1728−1766). Несмотря на то, что он прожил всего тридцать восемь лет, изобретатель успел оставить заметный след в отечественной истории.
Иван Иванович родился в Екатеринбурге в солдатской семье. Отец отдал его в школу при металлургическом заводе, где Ползунов с успехом учился до пятнадцати лет. После чего его взял к себе в ученики главный механик одного из уральских заводов.
Четыре года Иван Ползунов честно отработал подмастерьем, а после начал резко шагать по карьерной лестнице, поражая воображение опытных мастеров своими инновациями и масштабным охватом сфер деятельности завода. Молодой технарь занимался и пилорамой с приводом от водяного колеса, и улучшением сталеплавильного производства. А свободное время он безвылазно проводил в библиотеках при заводах.

1763 год стал временем триумфа Ивана Ивановича. Ему удалось сконструировать паровую машину, мощность которой равнялась 1,8 лошадиным силам. Его разработку, конечно же, быстро внедрили в заводы, где она с успехом применялась на производстве.
Считается, что именно Ползунов был первопроходцем в направлении паровых машин. Но это не совсем верно. Дело в том, что многие ученые работали в этой отрасли. А схемы и чертежи машин появились веком ранее. Пионерский образец паровой машины был успешно протестирован англичанином Томасом Севери еще в 1689 году. Но Ползунов первым сконструировал именно двухцилиндровый аппарат, в котором поршни работали на один-единственный вал. Только через двадцать лет после изобретения Ивана Ивановича опять же англичанин, но уже Джеймс Уатт, додумался до нечто похожего.
В год своей скоропостижной гибели от чахотки, Ползунов совершил еще более впечатляющий прорыв — он построил машину с гигантским на то время «табуном» лошадиных сил — их было тридцать две.

Тракторостроитель и бизнесмен

Федор Абрамович Блинов (1831−1902) был выходцем из крепостных Саратовской губернии. И по идее, ни о каком блестящем будущем он мечтать не мог. Но, что называется, «вовремя» отменили крепостное право.
Обзаведясь вольной, Федор Абрамович начал попытки самостоятельных технический изобретений. Но на это требовались средства, поэтому Блинов свою свободную карьеру начал с бурлака. После, устроился кочегаром на пароход. Через какое-то время он стал уже помощником машиниста, а затем и машинистом.
Когда с финансами наладилось, Федор Абрамович все бросил и вернулся в родную деревню с весьма далеко идущими намерениями. Он не отказался от мечты «наследить» в транспортной сфере.

В 1879 году он запатентовал свое дебютное творение — «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». «Бесконечными рельсами», кстати, Блинов назвал гусеницы, благодаря которым вся конструкция отличалась весьма солидной проходимостью. А тянуть такой вагон, по задумке, должны были лошади.
Спустя девять лет Федор Абрамович представил модернизированный вагон, который по факту был прототипом трактора. В роли тягловой силы выступали уже не «устаревшие» лошади, а современный паровой двигатель. Трактор Блинова разгонялся до 3,5 км/ч, при этом, он обладал высокой проходимостью и серьезной грузоподъемностью.
Это творение сделало изобретателя знаменитым. После триумфа, Федор Абрамович построил в своем селе завод по производству пожарных насосов и через короткое время превратился в весьма серьезного бизнесмена.

Ненужный паровоз

Ефим Алексеевич (1774−1842) и его сын Мирон (1803−1849) Черепановы были крепостными у знаменитых заводчиков Демидовых. Черепанов старший особенно отличался в машиностроении, за что в 1822 года был поставлен на пост главного механика заводов Нижнего Тагила. Сын, конечно же, пошел по его стопам. И вскоре стал заместителем отца. Вместе они работали над созданием новых машин, способных принести пользу как заводам, так и всему человечеству.

В их совместном послужном списке числится пара десятков паровых машин, чья мощность варьировала от скромных двух «лошадок» и могучего «табуна» в шестьдесят.
Черепановы даже несколько раз бывали в Великобритании и Швеции, где набирались опыта в железнодорожной отрасли.
Плодом их саморазвития, а также природной остроты ума, стало конструирование паровоза. Правда, он остался всего лишь экспериментальным, из-за того, что ему не хватало мощности.
Но уже через год Черепановы смогли улучшить свое детище. Модернизированный паровоз уже мог не только пыхтеть и гудеть, а тащить вагонетки с ценной рудой. Этот металлический «зверь» пришелся ко двору, поэтому специально для него была проложена чугунная дорога на 854 метра. Как раз на расстояние от рудника до завода.
За это Черепановы были удостоены вольной. Но их изобретение в обиход так и не вошло. Вскоре и в Нижнем Тагиле отказались от эксплуатации паровоза. А все потому, что инфраструктура просто не соответствовала технике.

Часы, мост, протез ноги и далее по списку

Иван Петрович Кулибин (1735−1818) принадлежал к купеческому роду, но остался без полноценного образования.
Заявил он о себе в возрасте тридцати двух лет, когда собрал крайне сложные часы, вмонтированные в специальный, яйцеобразный корпус. В этой конструкции одновременно нашли себе место и механизм часового боя, и механический театр, и музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий.
Часы сделали Кулибина известным. Вскоре он уже стал возглавлять механические мастерские при Академии наук. Кстати, этот пост Иван Петрович занимал три десятилетия.

Перечислять изобретения Кулибина нет смысла, просто их очень много. Не зря же сейчас его имя стало нарицательным. Интересно и то, что далеко не все его проекты были воплощены в жизнь. Например, уникальный 300-метровый мост через Неву не стали строить просто из-за банальной нехватки бюджета. Или же, судно, способное двигаться против течения. Этот корабль должен был заменить на «боевом посту» бурлаков. Но правительство пришло к выводу, что человеческая сила будет стоить дешевле.
А вот протез ноги Академия наук одобрила. Вообще, из всех трудов Ивана Петровича при царском дворе ценились его «самоходные» — механические куклы, фейерверки да музыкальные шкатулки. И это печалило Кулибина куда больше, чем неудачные проекты. Ведь он-то всю жизнь стремился облегчить труд простых людей.

Иван Петрович Кулибин


(1735 — 1818)
Выдающийся русский механик, инженер и изобретатель, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций
«Кулибин» — так до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. И это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие. Он был многогранно талантлив, оставил в наследие потомкам множество изобретений, полезных в разных сферах жизни.
Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля 1735 года по старому стилю в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Его отец был старообрядцем и воспитывал сына в строгости, с ранних лет приучая к труду. Иван освоил грамоту и счет у дьячка, а затем встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Однако больше всего юношу увлекало чтение книг и создание разных игрушек — «флюгеров, толчей, меленок». Убедившись в исключительных способностях сына, Кулибин-старший позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.
После смерти отца 23-летний Иван Кулибин открывает в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. И с тех пор, как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» губернатору Аршеневскому, пошла народная молва о необыкновенном умельце. Нижегородская знать, дворяне, помещики, купцы стали постоянными клиентами Кулибина.
В 1767 году, во время поездки Екатерины II по волжским городам, представленный губернатором Иван Кулибин продемонстрировал государыне свои изобретения, а также рассказал о часах, которые замыслил смастерить в ее честь.
Через два года он привез царице телескоп, микроскоп, электрическую машину и уникальные часы размером с гусиное яйцо, которые в полдень исполняли музыку, сочиненную Кулибиным в честь приезда императрицы Екатерины II в Нижний Новгород. Государыню поразил встроенный механизм театра-автомата: «В нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, по сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскресе», и двери затворялись».
Поднесенный императрице дар произвел на нее столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук. Кулибин принял предложение. Так начался новый, самый яркий, этап в жизни и творчестве «нижегородского посадского, вельми прилежного до всякого сотворения премудростей диковинных».
Однако часы оставались самой большой страстью «главного механикуса отечества», он создавал проекты разнообразных часовых механизмов от «часов в перстне» до башенных гигантов. Карманные «планетные» часы Кулибина, кроме указания на время, показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны.
Изобретательство к этому времени стало неотъемлемой частью жизни Ивана Петровича. Одним из первых он обратил внимание на необходимость мостостроительства. В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал первый однопролетный деревянный мост через реку Неву, а в конце 1776 года успешно прошли испытания 14-саженной модели этого моста.
В 1779 году он сконструировал знаменитый фонарь-прожектор, который давал сильное освещение при слабом источнике, создал карманные электрофоры. С тех пор, как при помощи обыкновенных зеркал Кулибин осветил темные переходы Царскосельского дворца, он неизменно участвовал в оформлении различных карнавалов, празднеств, торжественных ассамблей, балов, устраивая всевозможные фейерверки, «световые шутихи», оптические забавы, аттракционы.
В 1791 году Кулибин изобрел прототип современного велосипеда и легкового автомобиля: механическую повозку-самокатку, которая приводилась в действие при помощи махового колеса. Первый ножной протез, который сконструировал мастер, был изготовлен для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. Подъемное кресло — первый в мире лифт — стало одним из любимейших развлечений высших сановников и дворцовой челяди. Оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяное колесо, даже фортепиано и многое другое — вот многообразное наследие Ивана Петровича, который был награжден Екатериной II специальной именной золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».
Гениальный изобретатель, конструктор и ученый не только вызывал восхищение современников, но и оставил потомкам удивительные приборы и оригинальные научные догадки, не вполне еще оцененные. Как сказал великий математик Эйлер Ивану Кулибину: «Теперь Вам остается построить нам лестницу на небо».
Геодезические, гидродинамические и акустические приборы, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и иные часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы — таков далеко не полный перечень сделанного в мастерских под руководством Кулибина.

Час исторического портрета «Художник механических дел — И. П. Кулибин»

Надежда Зламина
Час исторического портрета «Художник механических дел — И. П. Кулибин»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые.

Ребенок читает стихотворение.

Прогресс шагает в ногу чинно,

Изобретатель — человек

Идет вперед дорогой длинной.

Ах, сколько за минувший срок

Творений чудных появилось,

И фантастических идей

Не раз успешно воплотилось!

Мужи, достойные наград,

Ракеты в космос отправляют!

Машины думают за нас,

Задачи сложные решают!

Ведущий: Не случайно, сегодняшнюю нашу встречу мы начали этим стихотворением. Человеку с древнейших времен было свойственно стремление познать окружающий мир, облегчить свою тяжелую жизнь, сделать ее комфортнее, проще и удобнее. За долгие столетия люди совершили огромное количество открытий в самых разных областях, изобрели десятки тысяч полезных и нужных приборов и приспособлений, транспортных средств, без которых нам с вами нормальная жизнь кажется невероятной. Кто-нибудь из вас представляет, если бы не было плит, на которых мы каждый день готовим еду, или водопровода, или света? Трудно себе это представить! А ведь не так давно, всего несколько веков назад ничего этого не было! Я уж не говорю о машинах, самолетах, телевизорах, компьютерах и т. д. Все это создано человеком! Многое изобретено у нас в России.

Наше Отечество никогда не было бедно талантами — заглянуть ли в далекое прошлое или во времена недавние.

Русская земля дала миру много славных людей, которыми мы гордимся. И сегодня, пойдет разговор о Иване Петровиче Кулибине. Среди них он занимает особое место.

(Показ слайда: портрет)

Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля 1735 года в семье жителя Нижнего Новгорода, мелкого торговца мукой. Отец детям своим образования давать не хотел. Читать, писать умеют и достаточно — так рассуждал отец. В 6 лет Ивана отвели к дьячку приходской церкви, у него — то по Псалтырю и Часослову мальчик научился грамоте.

С раннего детства отец поставил его к мешкам с мукой и безмену. Но заниматься развеской муки было неинтересно, скучно и утомительно. Как только выпадала свободная минутка, мальчик прятался за мешками и что- нибудь мастерил,выстругивая фигурки из дерева: игрушки, флюгера, шестеренки. Как-то он выстругал игрушку, в которой все детали были вырезаны из дерева, и работала она как настоящая.

Попробуйте догадаться, что это было?

Всю жизнь крыльями машет,

а улететь не может.

Ведущий: Догадались? Правильно — это была маленькая мельница.

Ваня поспешил поделиться радостью с отцом, но тот отругал его и вгорячах, сломал хрупкое изделие.

Мальчик подрастал, но увлечение его редкими и необыкновенными

предметами не проходило, а наоборот, занимало все мысли. Иван рос любознательным мальчиком.

Больше всего он любил бывать на колокольне Строгановской церкви.

(Показ слайда: Строгановская церковь. Ведущий зачитывает отрывок из книги Яновской Ж. «Кулибин»)

-Что ты ходишь кругом церкви, пострел? Уж который раз я тебя замечаю! Что тебе здесь надо?

Церковный сторож строго посмотрел на стоявшего перед ним мальчугана.

Мальчик был мал ростом, худощав, светловолос.

-Мне на колокольню взобраться, дяденька,- робко попросил мальчик.

-Ишь, чего захотел — на колокольню. А что тебе там надобно?

Часы посмотреть бы.

Чего их смотреть? Ты, слушай, как они бьют да играют, и все тут.

Сторож вынул большие ключи и стал запирать церковь.

Церковь была богатая — одна из лучших в Нижнем Новгороде. Высоко на колокольне находились часы. Это были необычные, замечательные часы. Каждый раз после боя на всю окрестность слышался мелодичный перезвон, а в определенное время — красивая музыка.Но не только этим были замечательны часы: рядом со стрелками на маленьком небосклоне видны были солнце, звезды, луна. И все это двигалось.

Можно было весь день любоваться этими часами. Но как узнать их устройство?

— Пустите, дяденька, я ведь ничего не трону, только посмотрю.

— Да, чей ты такой будешь, приставала?

— Кулибин я, Ваня. Отец на Нижнем базаре в мучной лавке торгует. Я у вашего дьякона грамоте учился.

Сторож почесал затылок.

— Ну ладно, иди. Только живым манером назад. Пока я кругом церкви подмету, чтоб был уже внизу.

Ваня не слышал последних слов.

Перепрыгивая через ступеньки, он уже мчался по крутой лестнице вверх.

Еще поворот, еще и вот — наконец-то исполнилась заветная мечта! Он стоит рядом с чудесными часами.

У Вани от радости колотится сердце: «Тук-тук-тук», и в часах ему что-то отвечает «тик-так, тик-так».

Что там стучит внутри часов? Ваня подошел поближе и увидел валы, большие зубчатые колеса, барабан с выступами, какие-то рычаги. Все это двигалось. Колеса вращались — одни быстрее, другие медленнее, рычаги то опускались, то поднимались.

Долго как зачарованный стоит Ваня. Слушает, как стучит механизм в часах, смотрит на вращающиеся части, но понять устройства не может.

Ведущий: С тех пор целыми днями пропадал мальчик на колокольне.

Он пытался раскрыть секрет часов, но познать действие удивительного механизма было не в его силах. Он начал искать книги, где мог прочитать о действиях различных механизмов, стал искать и изучать математические книги, читал Ломонсова и о Ломоносове, постоянно следил за выпусками газеты «Санкт- Петербургские ведомости», где помещались известия об изобретениях и открытиях. Это распаляло его воображение, усиливало жажду знаний.

Ивану Кулибину было 18, когда он впервые увидел. Догадайтесь, что это было?

Без ног ходит целый век

За ними смотрит человек!

(Часы)

Ведущий: Это были не просто часы, а настенные часы с кукушкой.

(Показ слайда: часы с кукушкой)

Ведущий: Купец Микулин привез их из Санкт- Петербурга и был очень горд ими. Часы были деревянными, с большими дубовыми колесами и с секретом. Секрет заключался в том, что каждый час открывалась дверца и из нее выскакивала кукушка и куковала столько раз, сколько часов показывали стрелки на цыферблате. Иван с величайшим трудом уговорил купца дать ему часы на время. Дома он разобрал их, изучил и принялся делать такие же. Но инструментов, кроме ножа у него не было. Ему потребовалось много времени, чтобы вырезать ножом каждое колесико и каждую деталь. Когда механизм был собран,то разочарованию не было предела: часы не пошли. Иван понял, что нужны специальные инструменты, но в Нижнем Новгороде таких инструментов приобрести было негде и не на что.

Помог случай. Как человека грамотного и честного, Ивана Кулибина отправляют в Москву поверенным по судебным делам. Выполнив поручение, он начал искать по Москве часовые мастерские. У часовщика Лобкова он увидел знакомый часовой механизм. Купец был человеком добродушным и отзывчивым. Он раскрыл секрет устройства часового механизма и позволил бывать молодому нижегородцу у себя. Но настало время расставаться. Иван попросил продать ему старый поломанный инструмент, так как на новый денег просто не было.

Приехав в Нижний Новгород он отремонтировал инструмент и приступил к работе.

(Показ слайда: часы)

Ведущий: Вскоре он сумел изготовить часы с кукушкой. По городу прошел слух, что Кулибин научился «хитрому ремеслу», которое считалось доступным только иностранцам. Но вырезать каждое колесико из дерева было делом утомительным,и Иван разработал новый метод: ему отливали колесики по форме из меди. Вскоре он открыл мастерскую, где делали часы из меди и непременно с кукушкой.

Через несколько лет он перешел на ремонт карманных часов. Это было более сложно и интересно.

(Показ слайда: ремонт карманных часов)

Ведущий: Когда Ивану шел 28 год, умирает отец. На его попечении остались брат и сестра, жена и ребенок. Мучную лавку Кулибин закрывает. Он решил быть механиком. Но его любовь к механизмам, сильно била по бюджету семьи. Медные часы он делать перестал, а карманных в городе было немного. Семья бедствовала.

И вот однажды, в одночасье, его узнал весь Нижний Новгород. У губернатора Аршеневского поломались дорогостоящие часы. Они являлись диковинкой, так как разыгрывали целые арии и пьесы и были снабжены фигурками-автоматами. Такие дорогие часы ремонтировали только в столице и губернатор, не надеясь на местных мастеров, приказал слуге вынести их до поры, до времени в кладовую. Слуга отнес тайно эти часы Кулибину. Иван их быстро отремонтировал.

Губернатор был приятно удивлен и расхваливал мастера везде и всюду. Вскоре о чудо- механике узнала вся губерния. Заказы становилось все больше и больше. Иван Петрович уже не справлялся один и вынужден был взять помощника.

В свободное время Кулибин настойчиво изучал математику и физику, стал искусным чертежником, и теперь свои задумки он мог изначально излагать в чертежах на бумаге.

Иван был человеком увлекающимся. Он задумал создать такие часы, каких еще никто не делал. К приезду Екатерины 2 (в 1764 году) решил исполнить свое заветное желание. Но для этого ему нужны были деньги. Много денег. А денег у Ивана не было.

О его затее узнал купец Костромин. Он и предложил Кулибину свою помощь: дал денег на материалы, инструменты, содержал семью, пока Иван работал. Кулибин не щадил себя. С раннего утра, до поздней ночи, а иногда и ночью работал над «чудо — часами».

Работа была почти завершена, как вдруг мастер остановился. Дело все в том, что купец Извольский,привез из Москвы диковинные вещи: электрическую машину, телескоп, микроскоп и подзорную трубу. Мимо таких удивительных вещей Кулибин пройти не мог. Сначала он сделал электрическую машину, причем без особого труда. А вот с телескопом, микроскопом и подзорной трубой дело обстояло сложнее. Опытным путем подбирал и изготавливал он зеркала и увеличительные стекла. На это ушло много времени. Но зато Кулибин совершенно самостоятельно нашел состав сплава и способ изготовления зеркал для телескопа. Иван сделал два телескопа и микроскоп.

(Показ слайда: телескоп)

Ведущий: Только после этого Иван продолжил работу над часами.

Трудился Иван Петрович над часами 4 года и 5 месяцев. Часы были видом и величиной с утиное яйцо.

(Показ слайда: часы)

Ведущий: Состояли эти часы из 427 мельчайших деталей и узлов. Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. По завершении часа в яйце открывались створчатые дверцы, открывая золоченный чертог. Против дверей чертога стояло изображения гроба Господня, в который вела затворенная дверь. По сторонам стояли дав воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены – мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос воскресе!», исполнявшийся 3 раза.Во второй половине дня исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус от гроба». В полдень часы играли уже другой гимн, сочиненный самим Кулибиным. Фигурки ангелов, воинов и жен – мироносиц были отлиты из золота и серебра. Эти часы были преподнесены Екатерине 2.

(Показ слайда: преподнесение Екатерине часов)

Ведущий: Екатерина 2 была изумлена часами и обещала вызвать Кулибина в Петербург. Свое обещание она сдержала. По приглашению Академии наук через полтора года, в 1769 году, купец Костромин привез Кулибина в Петербург. Изобретатель положил к ногам царицы микроскоп, электрическую машину, телескоп и часы. Екатерина распорядилась отослать изобретения в кунсткамеру, а изобретателя принять в качестве механика в мастерские при Академии наук.

Кулибин появился в Академии наук тогда, когда она уже стала научным центром страны и приобрела мировую славу. Ему надлежало выполнять всевозможные заказы Академии. Он со своими учениками и подручными вычистил и отремонтировал инструменты, обновил станки, оборудовал рабочие места. Кроме того, он написал инструкции по эксплуатации станков и приборов, что продлевало им жизнь.

Но жизнь с приездом в Петербург не стала легче. Академия выделяла минимум денег. Кулибину выплачивалось жалование 350 рублей, когда иностранцам платили 700 рублей в год, хотя у него работы было в три раза больше. Условия труда в мастерских были тяжелыми. Люди всегда болели, а платили им меньше, чем Кулибину: подмастерья и ученики получали по 8 рублей. Но, несмотря на это, мастерские справлялись с заказами в полном объеме.

Кулибин стал незаменим, и это признавали все. Под его руководством изготавливались электрические машины разного типа. Он внес большой вклад в изучение оптики, в производство листового зеркального стекла. И такой величины зеркал не делали нигде, кроме как в России. Кулибин изобрел лифт и установи его в Зимнем дворце для Екатерины. О его изобретениях неоднократно печаталось в Европе, а в России о них молчали. Он был «простолюдином», и этим объяснялось все.

Отгадайте, что стало следующим изобретением.

Он перекинут через реку.

Удобно стало человеку.

Перебираться через воду,

Совсем забыв про непогоду.

На сваях закреплён помост.

Назвали это чудо — … (МОСТ).

Ведущий: Да — это мост. Еще в свой первый приезд в Петербург Кулибин обратил внимание на отсутствие мостов через Неву.

(Показ слайда: мост)

Ведущий: Иван Кулибин решает создать мост, который будет опираться не на сваи, а на берега реки. Пролет должен был быть до 300 метров. Такого мировая история еще не знала. Самым длинным одноарочным мостом был в то время 119 метровый мост, построенный в Швейцарии. Было сделано несколько проектов и лишь третий вариант имел успех. После проверки комиссия одобрила его. Кулибин был лично Екатериной 2 награжден медалью,на одной стороне которой было выбито: «Достойному», а на другой «Академия Наук — механику Кулибину». Таких медалей в империи получили только трое. Но строить мост никто не собирался. Модель его приказано было сделать приятным зрелищем для публики, которая ежедневно стекалась удивляться ею.

(Показ слайда: строительство моста)

Ведущий: Но, вскоре, интерес к модели пропал. А ведь Кулибин мог послать проект в Англию, где был объявлен конкурс на подобный мост, но из патриотических чувств не сделал этого.

Следующим изобретением стал фонарь с зеркальным отражением — прототип современного прожектора.

(Показ слайда: «Кулибинский фонарь», ведущий зачитывает отрывок из книги Яновской Ж. «Кулибин»)

Спускались сумерки. Как обычно, фонарщики с лестницами бегали от столба к столбу, зажигая фонари, заправленные конопляным маслом. Фонари горели тускло, неярко. Улицы тонули в полумраке. Вдруг неожиданно где-то в стороне Васильевского острова вспыхнул яркий свет.

Что это? Зарево? Пожар?

Народ, находившийся в ближайших улицах, бросился бежать к тому месту, откуда шел этот необыкновенный свет.

Вскоре все увидели в окне дома неподвижно стоявший огненный шар. Он так ослепительно сиял, что даже глазам было больно.

-Что сие означает? Задача! — важно промолвил какой-то человек из толпы. В руках у него была газета. — Представляется возможным даже читать.

Долго толпа не расходилась, пока загадочный свет не исчез.

На следующий день весь Петербург узнал о новом изобретении Кулибина. Это был фонарь-прожектор. По тому времени — в 1779 году — это было чудом техники.

Сила прожектора была так велика, что свет его был виден за 30 километров. В этом убедился сам Кулибин, когда вместе с другом отправился в Красное Село, чтобы узнать, будет ли оттуда виден прожектор. Вокруг уже было темно. Вдруг со стороны Петербурга вспыхнула яркая точка. Это светил прожектор Кулибина. В условленный час его зажег старший сын Семен и поставил на окно.

Кулибин радовался. Он мечтал о широком применении своих прожекторов. Он уже видел город, залитый светом его фонарей; мастерские и фабрики, в которых не придется больше людям портить зрение; корабли, освещающие себе путь его прожектором; яркие огни маяков, издалека видные в море.

Ведущий: «Кулибинский фонарь» — прожектор особой конструкции, который несмотря на слабый источник света (свеча, давал большой световой поток. Это изобретение вызвало сенсацию в Петербурге. Столичная знать хотела иметь такие фонари для декоративных целей. Кулибин создал много типов фонарей и наладил их производство в мастерской.

От заказчиков не было отбоя. Но как всегда, Кулибин и на этот раз не сделал из своего изобретения секрета. Он опубликовал устройство фонаря-прожектора. Вскоре многие частные мастера, стали в большом количестве выпускать кулибинские фонари, а через некоторое время их сбыт настолько упал, что Кулибину пришлось прекратить изготовление фонарей.

Ведущий: После Иван Петрович занимается разработкой оптического телеграфа. В 1794 году он сделал чертежи, подробное описание и модель оптического телеграфа.

В этом же году был установлен оптический телеграф во Франции.

Но Кулибинский был во многом совершеннее французского. Модель кулибинского телеграфа была представлена Екатерине. Екатерина осмотрела ее. Модель ей понравилась. Она похвалила Кулибина и. велела вместе с чертежами и описанием сдать в Кунсткамеру. Еще одно изобретение было похоронено. И это в России, с ее огромными пространствами, где телеграф мог принести такую неизмеримую пользу.

Когда же царское правительство увидело, что без телеграфа обойтись нельзя, за огромные деньги в 1835 году был куплен оптический телеграф во Франции. Сотруднику, который устанавливал телеграф, правительство назначило пожизненную пенсию в шесть тысяч рублей в год.

А в это время свои русские телеграфные устройства, значительно лучше по конструкции, лежали в музеях и архивах, забытые всеми.

Ведущий: После смерти Екатерины 2 трон переходит к ее сыну —

Павлу 1. Тот, мнительный и истеричный, ненавидящий свою мать, исполненный злобой и неутолимым желанием сделать все по-своему, удалил весь Екатерининский двор. Не стало покровителей и у Кулибина. Павел время от времени вспоминал о нем, давая ему задания не всегда по роду его деятельности. Материальное положение его год от года ухудшалось.

В 1801 году Иван Кулибин был уволен из Академии Наук. С большой горечью покидал Иван Петрович Санкт- Петербург. Здесь оставались его друзья, надежды, родственники. Осенью он возвращается в Нижний Новгород.

Ведущий: И вот снова дома.

Кулибин покупает небольшой домик на крутом берегу Волги, недалеко от пристани.

Провинция его очень тяготит. Он неоднократно обращается к царю с просьбой вернуть его в столицу, но безуспешно. На родине почти ничего не изменилось, но как изменился он сам. Уехал он отсюда молодым, полным сил и здоровья, а вернулся седым стариком. Сколько было замыслов, надежд! Как много он хотел сделать для России — ведь столько назрело неотложных задач! А не удалось почти ничего.

Ведущий: Но Кулибин не сдается. Мысль об изобретении самоходного судна, которое облегчило бы труд бурлаков, захватывает его.

Эх, ты Волга-матушка,

Русская река,

Пожалей, родимая,

Силу бурлака.

(Показ слайда: «Бурлаки на Волге»)

Ведущий: Изобретателю уже 70 лет, но несмотря на свой возраст, он ездит по пристаням, ночует с бурлаками, беседует с купцами. Три года он подробно изучает условия, в которых будет эксплуатироваться самоходное судно и только после этого приступает к проекту.

Надо сказать, что Кулибин спроектировал «водоходное судно» еще при жизни Екатерины 2, и опробовал его на Неве. Проект был одобрен комиссией, но дальше этого дело не двинулось. И теперь на Волге он доводил свое судно до практического использования. Два года строилось судно. Механизм его изготавливался по частям и переносился на «расшивку», на ней собирался и устанавливался. Испытывали судно несколько дней подряд. После этого судно поставили у берега.

(Показ слайда: водоходное судно)

Почему же не стали строить такие суда? Основным мотивом было то, что механизм судна якобы очень сложен, а с другой стороны бурлацкий труд очень дешев, поэтому не стоит вводить машины для его замены. В самом деле, ведь машина может сломаться и потребуется ремонт- это будет лишний расход. А если заболеет или умрет бурлак, его заменит другой — и никто на этом не пострадает! Это очень характерно для России того времени, когда труд и даже сама жизнь рабочих людей были совершенно обесценены.

Судно хранилось несколько лет, потом было продано с аукциона за 200 рублей на дрова.

(Показ слайда: водоходное судно разбирают на дрова)

Ведущий: Что должен был испытать изобретатель, зная, что его любимое изобретение, которому он посвятил свыше 25 лет своей жизни, продается на слом!

Несмотря на все свои неудачи 73 — летний изобретатель продолжает работать.К 1808 году он завершает работу над еще одним проектом: «механические ноги». Еще когда он жил в Петербурге к нему обратился офицер, потерявший ногу, изготовить механический протез. Кулибин увлекся этой идеей, разработал чертежи и заказал по ним изготовить протез. Хотя он был не столь совершенен, офицер мог им пользоваться, ходить без трости. И даже танцевать!

Как утверждают специалисты, Кулибин опередил всех протезистов на несколько десятков лет. Он первый сконструировал металлический протез, который мог сгибаться.

Ведущий: В Нижнем Новгороде он вновь занялся своим изобретением. Военные хирурги признали изобретение самым совершенным из всех тогда существовавших. Но царское правительство не обратило внимания на изобретение, а модели вскоре вообще были затеряны.

Через некоторое время какой-то француз представил подобный протез Наполеону. И получил награду. В его распоряжение была предоставлена большая сумма денег. Он наладил массовое производство протезов, прославился и разбогател.

Один из первых биографов Кулибина утверждает, что во Францию был вывезен именно кулибинский протез. Для царского времени обычным было то, что ценнейшие русские изобретения не использовались, о них забывали, а зачастую предприимчивые иностранцы увозили их за границу и там прославлялись.

Ведущий: Шли годы. С каждым днем ухудшалось здоровье Кулибина. От напряженной работы слезились и болели глаза. Кулибин все больше и больше залезал в долги.

Один за другим предложенные Кулибиным изобретения не находят применения, но он продолжает работать.

В сентябре 1813 года Ивана Петровича и его семью постигло несчастье,от последствий которого он так и не смог оправиться до последних дней своей жизни: в результате пожара он лишился всего своего имущетва.

30 июня 1818 года Ивана Петровича Кулибина не стало.

(Показ слайда: портрет Кулибина)

Ведущий: Он умер спокойно словно уснул. На столике около изголовья лежали чертежи вечного двигателя, над которым он работал до последней минуты. Кулибин умер совершенно нищим. Не на что было даже его похоронить. Вдова продала единственные в доме часы, да еще его ученик и друг принес немного денег. На это и похоронили.

Так, вдалеке от столицы, забытый всеми, умер великий русский изобретатель и патриот Иван Петрович Кулибин. Его замечательные проекты намного опередили свой век. И все же не одно изобретение не было использовано при царском режиме. Это было трагедией жизни. Но он продолжал работать вдохновенно, упорно. Он творил для народа. И его прекрасный образ всегда будет жить в сердцах людей. На Родине ученого в Нижним Новгороде установлен памятник.

(Показ слайда: памятник)

7 изобретений Ивана Кулибина

Идеи «русского Леонардо да Винчи» нашли применение в современном машиностроении, медицине и строительстве. Само его имя стало нарицательным. Но что именно он изобрел?

1 «Водоход»

В 1804 году Кулибин построил водоход – речное судно с водоотталкивающим мотором, позволяющим двигаться против течения. Идея появилась у него ещё в детстве: будучи маленьким мальчиком он был потрясен картиной тяжёлого труда волжских бурлаков. С тех пор он мечтал создать то, что сможет облегчить им жизнь.

2 «Одноарочный мост»

Первая в истории модель 298-метрового одноарочного моста была сконструирована Кулибиным в 1769-1787 годах. Деревянный макет с решетчатыми фермами разместился в Таврическом саду, на несколько лет соединив берега речного канала. Настоящий мост так и не был построен, но Иван Кулибин вошёл в историю как человек, который ввёл идею моделирования сооружений в практику мостостроения.

3 «Самокатная повозка»

В 1791 году Кулибин собрал механический экипаж, ход которому давал человек, крутящий педали, а не привычная упряжка лошадей. Более того, он оснастил её коробкой скоростей, тормозами и маховиком. Кулибинская трёхколёсная самокатная коляска оказалась «матерью» автомобиля Карла Бенца.

4 «Поднимающееся кресло»

Лифт для Екатерины II тоже изобрёл Иван Кулибин. Он представлял собой небольшое кресло, на винтах перемещающееся вниз и вверх, и служило как для развлечения придворных, так и для удобства самой Императрицы.

5 «Механическая нога»

Кулибин усовершенствовал протезную систему. Он создал «механическую ногу» для поручика Сергея Непейцына, пострадавшего при штурме Очакова. С тех пор Непейцына прозвали «железная нога», а идея Кулибина позже получила своё развитие во Франции.

6 «Часы в пасхальном яйце»

В 1764-1767 годах Иван Кулибин создал уникальные по тем временам часы, которые, по его задумке, должны были быть достойны самой Екатерины II. Корпусом стало золотое яйцо. Его мастер-самоучка оснастил часовым, боевым и курантовым механизмами. Там же поместился и театр-автомат: каждый час подвижные фигурки Жён Мироносиц и Ангела под трёхкратное «Христос Воскресе» разыгрывали сцену из Евангелия о Воскрешении Иисуса Христа. Для сбора таких часов Кулибину потребовалось 427 деталей и 5 лет работы.