Кто такой Василий сталин

Василий Сталин (Vasiliy Stalin)

Дата рождения: 21 марта 1920 года

Дата смерти: 19 марта 1962 года

Возраст: 41 год

Место рождения: Москва

Место смерти: Казань

Деятельность: военный лётчик, генерал-лейтенант авиации

Семейное положение: был женат

Сталин Василий Иосифович – известный советский летчик, генерал – лейтенант авиации и младший сын Иосифа Сталина.

Детские годы, семья

Василий Сталин в детстве

Родился Василий Сталин двадцать первого марта 1920 года. Его биография началась в Москве. Отец Василия Сталина впоследствии известный всему миру тогда еще служил главным комиссаром при инспекции страны по национальным вопросам.

Вася Сталин с мамой Надеждой Аллилуевой

Мать мальчика – Надежда Аллилуева, которая по своему происхождению была наполовину цыганка, а наполовину немка. Она была редактором коммунистической газеты.

Василий Сталин с Сестрой Светланой и отцом

Через шесть лет в семье родилась и сестра Светлана Аллилуева, которую Сталин очень любил, но и был требовательным.

Ссоры между родителями вспыхивали часто, хотя они и любили друг друга. Василий с раненого детства не знал, что такое материнская любовь, так как мать все время была занята на работе. В 1932 году Василий вообще лишился матери, так как Надежда Аллилуева покончила самоубийством свою жизнь. Его наставниками стали офицеры охраны. Всегда за Василием было организовано слежение агентами КГБ.

Образование

В восемнадцатилетнем возрасте Василий Сталин поступает курсантом в Качинскую школу авиации и за два года оканчивает ее. Уже тогда многие преподаватели отмечали, что их ученик не желает учиться, часто пропускает. Но это касалось лишь только теоретических знаний, когда же дело доходило до практики, то молодой юноша проявлял себя отличным летчиком, который имеет сильный характер и такую же силу воли. Перед самой войной молодой летчик в течение года старался усовершенствовать свои навыки полета, постоянно поднимаясь в небо.

Карьера Василия Сталина

Как только началась война, то Василий тут же, не задумываясь, подал прошение об его отправке на фронт. Но так как Василий был любимым сыном Сталина, то он никак не мог его отпустить туда, где тот мог погибнуть и умереть.

Василий Сталин — военные годы

Военная биография молодого человека начинается в 1942 году, когда ему удается добиться зачисления в авиацию Сталинградского фронта. Уже с самого начала своей военной карьеры он смог проявить себя как смелый и рискованный летчик. Он всегда приходил своим товарищам на помощь в бою.

Но в 1943 году произошел случай, когда он с друзьями глушил рыбу, а погибли люди. После этого его военная карьера летчика была окончена. Василию было сделано взыскание, и перевели его инструктором пилотажа. Больше он никогда не летал. Но за все время войны Василий Сталин получил несколько наград и медалей, а также в память о его заслугах в боях в Витебске был установлен мемориал.

Через несколько лет после окончания войны Василий Сталин назначается на должность командующего ВВС Центрального округа. Он сделал много для развития авиации и качественной подготовки летчиков и для своих подчиненных и их семей.

Известно, что смерти всегда преследовали Василия. Так, в 1950 году он должен был лететь на Урал вместе с футбольной командой. Но Вольф Мессинг предупредил об этом вождя, и полет Василия был отменен. Все остальные, кто летел этим рейсом, погибли в авиакатастрофе.

В 1952 году был другой случай: два самолета истребителей разбились при посадке после выступления на первомайской демонстрации. Вскоре Василий стал появляться все чаще нетрезвым и его сняли с занимаемой должности. Каждый раз на доводы отца о том, чтобы нужно прекратить такой образ жизни, он отвечал, что ему осталось жить недолго, до смерти отца.

Когда Сталин умер, то Василий объявил о том, что его убили. Это не понравилось партийной верхушке, и вскоре было создано дело о денежных растратах, по которому его сажают в тюрьму под именем Васильева Василия. В заключении Василий Сталин провел восемь лет. Здесь он перестал пить, а это положительно сказалось на его здоровье. Изучил он в тюрьме и токарное дело. Работал он много и упорно.

Василий Сталин — биография личной жизни

Василий Сталин был женат много раз, но всем своим женам он изменял. Считается, что только в браке он состоял четыре раза. Часто его любовницами становились замужние женщины, чьи мужья носили военную форму или были политиками. После смерти Василия Сталина осталось четверо родных детей и трое приемных.

Первый брак Василия Иосифовича состоялся перед началом войны. Его официальной женой стала Александра Бурдонская, отец которой был начальником служебных гаражей. В этом браке родилось двое детей. Александр и Надежда. Они связали свою жизнь с театром.

Екатерина Тимошенко

Второй супругой Василия стала Екатерина Тимошенко, дочь маршала. В этом браке родился сын Василий и дочь Светлана. Сын погиб от наркотиков.

Василий Сталин и Капитолина Васильева

В это же время у известного сына Сталина был роман и с Капитолиной Васильевой, которая и стала его третьей женой. Васильева была чемпионкой мира по плаванию. Их брак просуществовал всего лишь только три года.

Василий Сталин с последней женой

Четвертый брак в его биографии оказался более успешным, так как он продлился до самой смерти Василия Сталина. Его женой стала Мария Нусберг, которая работала обыкновенной медицинской сестрой. Жили он с семьей в Казани, куда его вынуждают переехать после тюремного заключения. Умер он в 1962 году от алкогольного отравления.

15 декабря 2008 года на 88-м году жизни скончался участник Великой Отечественной войны генерал-полковник в отставке Белецкий Иван Ильич, бывший первый заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.
17-летним юношей И.И. Белецкий начал свой военный путь, став курсантом Ульяновского военного училища связи. Окончив в 1942 году Военную академию им. М.В. Фрунзе, воевал в составе Брянского, Центрального и 1-го Белорусского фронтов.
В послевоенные годы служил на различных должностях в войсках Северо-Кавказского, Ленинградского военных округов, в Западной группе войск, центральном аппарате Министерства обороны, в том числе находясь на дипломатической работе. Проявил себя инициативным, решительным и смелым военачальником, пользовался заслуженным авторитетом, проявлял отеческую заботу о подчиненных.
Родина высоко оценила заслуги И.И. Белецкого, наградив его орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и многими медалями.
Генерал-полковник И.И. Белецкий и находясь в отставке не прерывал связи с Вооруженными Силами, проводил большую общественную и научную работу.
Светлую память об Иване Ильиче мы навсегда сохраним в наших сердцах.
В.А. Болдырев, Н.В. Богдановский, В.А. Батмазов, В.И. Попов, С.И. Антонов, Ю.И. Ивашко, О.Д. Ковалевич, В.А. Ларин, Д.А. Гринкевич, Н.Ф. Червов, Ф.И. Гредасов, И.А. Демьянов, В.Д. Сергеев, Н.Г. Тер-Григорьянц.

Особо важный пилот

Сколько вражеских самолетов сбил Василий Сталин и почему, «выходя из себя», хватался за пистолет? Живущий в Гомеле ветеран войны поделился воспоминаниями о том, как был механиком у сына советского вождя.

О том, что во время войны довелось служить «плечом к плечу» с сыном вождя всех времен и народов – Василием Сталиным, 95-летний гомельчанин Николай Михайлович Ефимов, долгие годы практически никому не рассказывал. Сказывалась привычка, выработанная в то время, когда такая разговорчивость могла иметь серьезные последствия. Лишь в последние годы ветеран охотно общается с журналистами, вспоминая свой нелегкий жизненный путь от ученика ремесленного училища до подполковника авиации.

…В их полк лейтенант Сталин прибыл зимой 1940 года после Качинской летной школы. Для командования это обернулось серьезной головной болью. С одной стороны, Василий еще по «Каче» славился весьма своенравной жизненной позицией, с другой — отец эту самую позицию не вполне одобрял. После напряженных консультаций с «особистами» командир полка сообщил служившему здесь же лейтенанту Ефимову об оказанном «высоком доверии». Мнением самого механика командование, разумеется, не интересовалось. Отныне он головой (в прямом смысле слова) отвечал за сталинский И-16. Подписок о неразглашении не брали, но задушевно предупредили — не болтать! Николай, как и велели, молчал. Жена о его полусекретной миссии узнала только спустя два месяца. И то — из «третьих источников».

Ярко-рыжий Василий произвел вполне благоприятное впечатление, если не считать суеверного ужаса, которым сопровождалось его появление среди офицеров — времена были соответствующие. Потом пообвыклись, но обсуждать нового пилота даже в кругу друзей на всякий случай воздерживались. Человеком он оказался компанейским, нередко выступал инициатором весьма бурных вечеринок, ухлестывал за дамами, не смущаясь их отношений с другими офицерами.

К своему технику Сталин отнесся благосклонно, называл его не по фамилии, а Колей. Со временем отношения стали вполне доверительными — даже пригласил два раза в гости. В то же время самый «высокопоставленный» младший летчик страны не давал забыть, кто есть кто. Николай Михайлович вспоминает, что больше всего боялся за самолет. Малейшая неисправность могла привести к вспышке гнева. А со сталинской манерой выражать недовольство полк познакомился быстро. В лучшем случае дело ограничивалось руганью, в худшем — доходило до хватания за пистолет. Прерывать такие истерики в полку никто не решался, возражать сыну вождя было непринято. Сегодня имеется немало свидетельств о случаях рукоприкладства с его стороны. Ефимов, правда, утверждает, что ничего такого за 8 лет совместной службы не наблюдал. А вот пил Василий Сталин, по словам Николая Михайловича, действительно много, и при этом почти не пьянел. Предлагал чарку и механику, однако если слышал отказ – не настаивал.

При всем неодобрении подобных выходок Сталин-старший сына, судя по всему, опекал. Лейтенант Ефимов наблюдал удивительный пример головокружительного служебного роста. Если к началу войны Василий был старшим лейтенантом, то, спустя несколько месяцев, «перескочив» звание капитана, получил майора. К 21 году стал полковником (также миновав подполковника) и командовал авиагруппой из трех полков. Через год — уже генерал-майор, командир дивизии. Ефимов «рос» гораздо скромнее — к 1942 году был старшим инженером полка в звании капитана, а в качестве «общественной нагрузки» по-прежнему отвечал за самолет Василия.

Требовательность командира доходила до абсурда. Любая мелочь могла вызвать самую жестокую реакцию. Как-то полк получил задание передислоцироваться, и один из инженеров за ночь не смог подготовить свою часть оборудования. Наутро последовала команда к общему построению с формулировкой «для расстрела капитана Ширяева». Найти офицера, правда, не смогли — кто-то подсказал ему спрятаться в лесу.

В какой-то момент Николай Ефимов не выдержал такого напряжения – начали сдавать нервы. Когда пришел докладывать о пошатнувшемся здоровье, Сталин, сидевший за столом, демонстративно положил под руку ТТ. Начав говорить, тут же обвинил механика в симуляции, однако этим тогда и ограничился…

Машины, на которых летал Василий Сталин, всегда были последними образцами авиатехники тех времен. Самолеты, хотя и изготавливались персонально под него, от серийных отличались незначительно. Сын вождя предпочитал советские истребители и полетал практически на всех марках, выпускавшихся за время войны. Лишь однажды на непродолжительное время пересел в британский «Харрикейн».

Оценивать мастерство летчика — не дело механика. Сталин летал нечасто — положение не позволяло. Хотя в чем-чем, а в трусости его обвинить сложно. Он рвался в бой, злился, скандалил, но поделать ничего не мог — командование корпуса, с подачи Верховного Главнокомандующего, как могло, ограничивало пыл молодого генерала. За всю войну он совершил только 27 боевых вылетов. О количестве сбитых самолетов знатоки его боевой карьеры расходятся — кто называет один, кто, ссылаясь на «рассказы ветеранов», говорит о трех. Ефимов знает лишь об одном самолете, а все остальное считает легендами. Сам пилот об этом вылете особо не откровенничал. Со слов участников «восьмерки», всего в том бою было сбито три «Фокке-Вульфа» — один из которых и засчитали Сталину.
Несколько раз его истребитель получал пробоины. «Вели бой», — исчерпывающе объяснял летчик происхождение повреждений своему механику.

Свои истребители Василий Сталин не доверял никому, кроме Ефимова. Однажды механик попал-таки по причине нервного истощения в офицерский санаторий. Командир выдержал ровно 10 дней разлуки, после чего стал названивать подчиненному: «Срочно возвращайся».

Был эпизод, о котором Василий Сталин, скорее всего, так и не узнал. А если бы узнал, то вряд ли похвалил бы за такое геройство. В 1944-м аэродром в Паневежисе, где стоял полк, попал под артобстрел. Поступила команда срочно перегнать самолеты в безопасный Борисов. Когда улетел последний истребитель, на поле остались наш техник и беспризорный тихоход По-2, для которого просто не хватило пилота. Ефимов, не долго думая, забрался в кабину и взлетел. Пикантность ситуации в том, что, зная самолеты до винтика, сам Николай Михайлович раньше никогда не летал, о чем старался не думать весь воздушный путь до Борисова. Кстати, карты у него тоже не было. Летел «на глаз» — в ту сторону, куда улетели остальные. Аэродром, как ни странно, нашел и даже посадил свою «этажерку», за что впоследствии получил медаль «За боевые заслуги». О награде Василию Сталину предпочел не говорить — мало ли как отреагирует?

***
…За всю войну они ни разу не сфотографировались вместе. При всей своей коммуникабельности Сталин-младший не давал забыть о дистанции. Да и Ефимов в близкие друзья не набивался. Возможно, это его и спасло от последующих неприятностей. Ведь после смерти отца Василий Сталин, как известно, попал в немилость, был арестован, осужден и умер в казанской ссылке. Допрашивали водителя, обслуживающий персонал, сослуживцев. Николая Ефимова, за что он и сегодня благодарен судьбе, не тронули…

Сергей Диндиков

Биография Василия Сталина подобна непредсказуемому полету истребителя, где стремительный подъем сменяет внезапное пике, а радость победы омрачается поражением, ставшим результатом досадной ошибки. Любимца «вождя народов» помнят как талантливого пилота и командира.

Однако большинство его достижений перечеркивались необузданным характером и тягой к различным вольностям. После высших командных должностей младшего сына Иосифа Виссарионовича ждала длительная опала и трагический конец.

Детство и юность Василия Сталина

Несмотря на то что Василий Сталин считался любимчиком главы государства, его биографию вряд ли можно отнести к счастливым. Будущий знаменитый летчик родился 24 марта 1920 года. Его рождение стало результатом брака наркома РСФСР и дочери рабочего-революционера. Для Иосифа Виссарионовича он стал вторым сыном после Якова Джугашвили, которому к тому времени исполнилось 13 лет. Спустя 6 лет у Васи появилась младшая сестра Светлана.

В силу сложившихся обстоятельств родители не могли оказывать должного внимания детям. Отец был занят политработой в высшем руководстве молодой страны. Мать – Надежда Сергеевна Аллилуева – также была задействована в Наркомате РСФСР по национальным вопросам и числилась сотрудницей газеты «Правда».

Большую часть времени Василий проводил со сводным братом Артемом Сергеевым, сыном погибшего революционера и соратника Сталина. В 1932 году дети Иосифа Виссарионовича остались без матери. В результате семейных распрей Надежда Аллилуева покончила жизнь самоубийством.

Не познав материнской заботы и редко встречаясь с отцом, Василий был оставлен на попечение офицеров охраны Сталина, общение с которыми сыграло немаловажную роль в формировании характера юноши.

Образование

Среднее образование Василий получил в московской школе №25 – учебном заведении для детей партийной элиты. Несмотря на привязанность, Иосиф Виссарионович требовал от учителей, чтобы в процессе обучения его сыну не делалось никаких поблажек.

В 1938 году Василий начал реализовывать детскую мечту – стать летчиком. В течение двух лет он учился в Качинской авиашколе им. А.Ф. Мясникова. По мнению преподавателей, молодой человек халатно относился к учебному процессу и нередко пропускал занятия. Тем не менее на практике из Василия Иосифовича получился первоклассный пилот, которому прочили блестящую карьеру.

С 1940 по 1941 годы сын Сталина числился летчиком 16-го истребительного авиаполка Московского военного округа и был слушателем Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.

Карьера Василия Сталина

Почти вся дальнейшая биография Василия Сталина так или иначе связана с ВВС. Великую Отечественную войну молодой летчик встретил в должности главного инспектора Военно-воздушных сил РККА. Отец всячески препятствовал стремлению младшего сына уйти на фронт. Однако Василий все же добился своего и с середины 1942 года стал активным участником боевых действий в качестве истребителя.

Боевые будни

В период 1942–1943 годов Василий Иосифович в звании полковника занимал командные должности в авиагруппах Сталинградского, а затем Северо-Западного фронта. Сын главы государства оказался отличным летчиком. Его риск и ведение боя на грани возможностей не одобрялись высшим руководством и вызывали восхищение среди сослуживцев.

По неуточненным данным, за 26 боевых вылетов Василий уничтожил 5 вражеских самолетов (некоторые из них были сбиты в составе группы). Эти боевые действия принесли младшему Сталину 2 ордена Красного Знамени, а также ордена Суворова и Александра Невского.

Весной 1943 года Василий Сталин был отстранен от полетов. Этому предшествовал несчастный случай, повлекший гибель и травмирование людей во время незаконного глушения рыбы с использованием авиационного снаряда.

Наказывая любимчика, Иосиф Виссарионович не мог оставить сына без внимания. После отстранения от боевых вылетов Василий был назначен летчиком-инструктором в 193-й авиаполк. В 1944 году он был повышен до летчика-инспектора по техники пилотирования. В этой должности он входил в состав 1-го истребительного авиакорпуса Прибалтийского фронта. В том же году он возглавил 3-ю гвардейскую истребительную авиадивизию, которой до него командовал генерал-майор В.П. Ухов.

Со своей дивизией младший Сталин участвовал в освобождении многих городов Белоруссии и Прибалтики. В начале зимы 1945-го под его командование попала 286-я истребительная авиадивизия, входящая в 16-ю воздушную армию 1-го Белорусского фронта, которая отличилась в боях за Берлин.

За период Великой Отечественной войны Василий Сталин был представлен к награждению орденами и медалями более 10 раз.

Послевоенная служба

В 1946 году Василий Иосифович в звании генерал-майора был назначен командующим ВВС Центрального округа. Занимая эту должность, младший сын «вождя народов» проявил не меньшую активность, чем во время боевых действий. Здесь проявились его организаторские способности. Наряду с повышением квалификации летного состава командующий заботился о его боевом духе, дисциплине и физическом развитии. По инициативе Василия Сталина ВВС получили подведомственный спортивный комплекс.

В 1950-м, будучи генерал-лейтенантом, Василий чудом избежал гибели, не полетев вместе с футбольной командой ВВС на Урал. Для футболистов этот рейс оказался роковым.

В начале 50-х Василий все чаще стал вызывать недовольство отца. Его бунтарский характер нередко становился причиной скандалов. К прочим неприятностям по службе и в семье добавилось пристрастие к алкоголю, которое главнокомандующий уже почти не скрывал.

В 1952 году во время праздничного парада, посвященного 1 Мая, по причине нелетной погоды потерпели крушения два новых бомбардировщика, что привело к гибели подчиненных Василия Сталина. На этот раз терпение Иосифа Виссарионовича лопнуло: Василий был отстранен от занимаемой должности и лишен всех полномочий.

Впоследствии Сталин пытался образумить единственного сына, определив его в Военную академию. Однако Василий игнорировал занятия и еще больше злоупотреблял алкоголем.

После смерти Иосифа Сталина

Утверждение Василия, что по-человечески он заживет после смерти отца, оказалось ошибочным. Обвинения Василия в том, что Иосиф Виссарионович стал жертвой заговора и был отравлен, не пришлось по душе новому руководству страны.

Чтобы избавиться от неподконтрольной и довольно влиятельной персоны, против Василия Иосифовича было сфабриковано уголовное дело, в котором командующий московских ВВС обвинялся в антисоветской пропаганде, клевете на видных партийных деятелей СССР, в крупных растратах государственных средств, а также в злоупотреблении служебными полномочиями.

После ареста в 1953 году сын «вождя народов» был приговорен к восьми годам тюремного заключения, которые он провел во Владимирском централе. Чтобы не будоражить общественность, срок Василий отбывал под именем Василия Павловича Васильева. Во время заключения младший Сталин освоил токарное дело и числился на хорошем счету у начальства исправительного учреждения.

Василий Иосифович неоднократно писал письма Никите Хрущеву и другим членам высшего руководства страны с просьбами о помиловании. Однако все они остались без ответа.

Тюрьма заметно пошатнула здоровье бывшего воздушного аса. На свободу он вышел досрочно в 1960 году чуть ли не инвалидом. Практически сразу после освобождения Василий Иосифович был принят Никитой Хрущевым. Согласно новому приказу Минобороны СССР, сын Сталина увольнялся в запас. Генерала-майора обеспечили пенсией и жильем в Москве, но, как оказалось, снятие опалы было временным.

Буквально через 3 месяца Василий вновь оказался за решеткой. На этот раз причиной ареста стало его посещение китайского посольства, где он будто бы произносил антисоветские речи. Следующий год сын Сталина провел тюрьме Лефортово.

В 1961 году Василий Иосифович был освобожден из-под стражи и был выслан в Казань. Ему запрещалось носить фамилию Сталин и посещать столицу.

Во второй половине марта 1962 года Василия Сталина не стало.

Личная жизнь Василия Сталина

Сумасбродный характер Василия Сталина отразился на его личной жизни. За свою биографию летчик был официально женат 4 раза, а число его любовниц не поддается счету. Результатом его амурной деятельности стали четверо родных и трое приемных детей.

Первый раз Василий женился незадолго до начала войны на Галине Александровне Бурдонской. Супруга подарила сыну Сталина сына Сашу и дочь Надю. Молодые прожили вместе всего 4 года, после чего семья распалась. В дальнейшем дети Василия от первого брака посвятили себя театральному искусству.

Следующей женой знаменитого летчика стала Екатерина Семеновна Тимошенко, отцом которой был маршал Советского Союза. В результате совместной жизни у пары также родилось двое детей. Сын Василий, увлекшись наркотиками, не дожил до зрелых лет. Судьба дочери Светланы неизвестна. Для СМИ и широкой общественности этот брак окутан тайной, о чем свидетельствует малочисленность фото тех и недостаток информации.

После очередного развода Василий Иосифович стал мужем знаменитой в СССР пловчихи Капитолины Георгиевны Васильевой. Их роман начался еще во время второго брака сына народного вождя. Находящийся в вечном поиске Василий и здесь выдержал не более 3-х лет совместной жизни.

Последней супругой любимца женщин стала Мария Игнатьевна Нусберг, которая работала медсестрой. Выйдя замуж за Василия в начале 1962 года, она сменила фамилию на Джугашвили.

Смерть

Смерть Василия Сталина (Джугашвили) наступила 19 марта 1962 года. Для одних она оказалась неожиданной, для других – предсказуемой. Официальной причиной смерти младшего сына Сталина было признано отравление алкоголем.

Изначально Василия Иосифовича похоронили в Казани на Арском кладбище. После снятия всех обвинений посмертно 2002-м его тело было перезахоронено на Троекуровском кладбище столицы Российской Федерации.

«Мажор» – современный сленг, употребляемый для названия молодых людей из среды «золотой молодежи» (от фр.jeunesse doree), чью жизнь и будущее устраивают и определяют их влиятельные родители.

Во время Великой Отечественной войны многие сыновья высокопоставленных советских государственных и военных деятелей, войсковых командиров стали в единый солдатский строй, чем заслужили уважение современников и потомков. Они так же, как и дети рабочих, крестьян и интеллигенции воевали, получали ранения и погибали.

Это всенародное единение и стало одной из главных, определяющих причин победы над врагом.

«Сын за отца не отвечает!» – эти крылатые слова руководителя Советского государства И.В. Сталина (в период с 1924 по 1953 гг.), во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Верховного Главнокомандующего, были известны в Советском Союзе почти каждому.

Однако, каждый из сыновей известных в стране людей, ушедший на фронт защищать Родину от немецко-нацистского нашествия, прекрасно понимал, что проявление им трусости, или малодушия, может нанести непоправимый урон авторитету семьи, авторитету отца, или доброй памяти о нем. А для некоторых их них принадлежность к особенному социальному сословию стала злым, фатальным роком в судьбе.

О том, как воевали «мажоры» 1940-х годов, осталось достаточно много свидетельств. Об этом рассказывают подлинные документы военного времени – наградные листы, боевые характеристики, воспоминания современников, навсегда запечатлевшие личный вклад каждого из этих воинов в общее дело победы над врагом.

Это достаточно объективные страницы жизни молодых людей, которые, несмотря на свое «особое» происхождение, одели шинели и ушли воевать, в полной мере разделив судьбу сверстников своего поколения…

Гвардии полковник СТАЛИН Василий Иосифович, 1921 г.р., 286-я истребительная авиационная дивизия (3-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), командир авиационной дивизии, грузин. Место рождения: г. Москва, РСФСР. В 1938 г. добровольно вступил в ВВС РККА*.

*Звание и должность указаны по состоянию на май 1945 г.

Младший сын Иосифа Виссарионовича Сталина – Василий Иосифович Сталин родился 21 марта 1921 г. в Москве.

Учился в обычной московской школе, на занятия ездил на трамвае, без всякой охраны. Как и многие другие дети того времени, Василий мечтал стать летчиком.

После окончания средней школы в ноябре 1938 г. был зачислен курсантом Качинской военной авиационной школы им. А. Мясникова, которую закончил в марте 1940 г.

По воспоминаниям преподавателей авиашколы, Василий занятия по теории не любил, но на практике оказался способным курсантом, а впоследствии прекрасным летчиком. Присвоено воинское звание «лейтенант».

С марта 1940 г. проходил службу в 16-м истребительном авиационном полку 57-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа, в должности летчика. Присвоено воинское звание «старший лейтенант».

С сентября 1940 г. обучался в Военно-воздушной академии РККА им. Н. Е. Жуковского. В декабре того же года был переведен на Липецкие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий, которые окончил в мае 1941 г. Присвоено воинское звание «капитан».

В июне 1941 г. Василий Сталин был назначен летчиком- инспектором 2-го отдела Главного Управления ВВС РККА. Присвоено воинское звание «майор».

С сентября 1941 г. – начальник Инспекции ВВС Красной Армии. Присвоено воинское звание «полковник».

В феврале 1943 г. полковник В.И. Сталин добился направления на фронт и вступил в командование 32-м гвардейским истребительным авиационным полком.

4 апреля 1943 г. Василий Сталин получил тяжелое осколочное ранение. Во время рыбалки с применением взрывчатых веществ в руках у одного из опытнейших офицеров-оружейников взорвался авиационный реактивный осколочный снаряд (несчастный случай, как следствие заводского брака!), в результате чего тот скончался. Этот случай возымел серьезные последствия для командира полка – 26 мая 1943 г. гвардии полковник В.И. Сталин приказом наркома обороны И.В. Сталина был снят с должности командира 32-го ГИАП.

До декабря 1943 г. находился на излечении в военном госпитале в Москве.

В январе 1944 г. В.И. Сталин был назначен летчиком-инспектором 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса (майорская должность).

В мае 1944 г. был назначен командиром 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в состав которой входил 32-й ГИАП, которым он командовал ранее. Дивизия под его командованием участвовала в боевых действиях по освобождению Минска, Вильно, Лиды, Гродно, Паневежиса, Шяуляя и Елгавы.

С февраля 1945 г. до Победы в мае 1945 г., и далее, по июль 1946 г. был командиром 286-й истребительной авиационной дивизии. Дивизия под его командованием принимала участие в Берлинской наступательной операции.

Из журнала боевых действий 32-го гв. ИАП:

«…5 марта 1943 г. Задача – сопровождение 6 самолетов ИЛ-2 (266 ИАД) в районе Семкина Горушка, Глухая Горушка, Зекино.

Время вылета – 16.32. Время посадки – 17.07.

Взлетело – 8.

Летчики: ХОЛОДОВ, МАКАРОВ, БАКЛАН, КОВАЛЬ, СТАЛИН, ЛЕПИН, ШУЛЬЖЕНКО, ВИШНЯКОВ.

Приземлилось – 8.

Результаты выполнения задания: задание выполнено. В районе Семкина Горушка на высоте 200 м и ниже встретили 6 ФВ-190. Вели воздушный бой. Сделано 10 атак. В результате воздушного боя гв. полковник СТАЛИН сбил одного ФВ-190, который упал горящий в районе Семкина Горушка. Мл. лейтенант ВИШНЯКОВ сбил ФВ-190, который упал в этом же районе. Сбитые самолеты подтверждают капитан ХОЛОДОВ, капитан БАКЛАН, ст. лейтенант ЛЕПИН. Рация «Байкал» связь держала хорошо. Падение сбитых самолетов наблюдали с «Байкал-3».

ЦАМО РФ. Ф. 22067, оп. 0211023, д. 0001, л. 30.

Из представления к ордену Суворова 2-й степени:

«…В состав 16-й воздушной армии тов. СТАЛИН прибыл в период подготовки частей к Берлинской операции. С первых дней командования дивизией энергично взялся за подготовку частей ее к предстоящим боевым действиям на Берлинском направлении.

За период проведения Берлинской операции частями дивизии под непосредственным руководством товарища Сталина произведено 949 успешных самолетовылетов, проведено 15 воздушных боев, в ходе которых сбито 17 самолетов противника. Кроме того, штурмовыми действиями уничтожено и повреждено большое количество живой силы и техники противника, чем оказано большое содействие наземным войскам в прорыве сильно укрепленной, глубокоэшелонированной обороны немцев на подступах к Берлину, и в самом Берлине.

Летный состав дивизии сколочен, и способен выполнять сложные боевые задания в простых метеоусловиях днем всем составом.

Лично тов. Сталин за время участия на фронтах Отечественной войны произвел 26 боевых вылетов, сбил лично два самолета противника.

Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным.

За умелую организацию боевой работы и личные боевые заслуги достоин правительственной награды – ордена СУВОРОВА ВТОРОЙ СТЕПЕНИ*.

Командующий 16-й воздушной армией генерал-полковник авиации РУДЕНКО. 11 мая 1945 г.».

*Указом Президиума ВС СССР от 29.05.1945 г. награжден орденом Суворова 2-й степени.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686046, д. 38, л. 191.

С 18 июля 1946 года В.И. Сталин – командир 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса в составе ГСОВГ. Присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».

В июле 1947 году переведен в Москву, на должность помощника по строевой части командующего ВВС Московского военного округа.

17 января 1948 года назначен командующим ВВС Московского военного округа. Присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».

В начале 1950-х годов по его приказу в Ленинградском районе Москвы было начато строительство спортивного центра и гостиницы «Советская». Был известен как покровитель спорта, создатель футбольной, хоккейной и других команд ВВС МВО, куда переводились сильнейшие спортсмены страны. Был председателем Федерации конного спорта СССР.

Как командующий ВВС МВО организовывал и контролировал боевую учебу, освоение авиационной техники, переучивание летного и технического состава на реактивную технику, проводил военные советы и инспекторские проверки, контролировал строительство, занимался устройством быта подчиненных. Ветераны вспоминают, что именно он организовал строительство 500 финских домиков, в которые расселили семьи летчиков и техников 3-х гарнизонов, ютившиеся до этого в бараках и казармах.

Письменным приказом заставил офицеров ходить в вечерние школы с тем, чтобы у всех было среднее образование.

Добился строительства нового здания для штаба ВВС МВО, до этого штаб не имел своего здания.

Был снят с должности и выведен в распоряжение Главкома ВВС в июле 1952 года – после того, как по окончании праздника Воздушного флота на аэродроме Тушино, пришел на правительственный прием в нетрезвом состоянии, грубо ответил на замечание главкома ВВС П.Ф. Жигарева. После этого Иосиф Сталин выгнал Василия Сталина из зала, а также припомнил ему, что 1-го мая 1952 года, после воздушного парада на Красной площади, при заходе на посадку разбились из-за низкой облачности два новейших реактивных бомбардировщика Ил-28.

В августе 1952 г. В.И. Сталин был зачислен слушателем Военной академии Генерального штаба. Интереса к учебе не проявлял, на занятия ходил мало, мотивируя тем, что он уже окончил одну академию – академию войны.

После смерти Иосифа Сталина 5 марта 1953 г. у Василия Сталина началась проблемы с новой властью. Почти сразу после смерти отца его вызвал министр обороны СССР Николай Булганин и отдал распоряжение уехать из Москвы – командовать авиацией одного из отдаленных округов. Однако Василий Сталин приказу не подчинился.

26 марта 1953 г. генерал-лейтенант авиации В.И. Сталин был уволен в запас без права ношения военной формы. Обратившись в китайское посольство с информацией о том, что его отца отравили, и просьбой о выезде в Пекин, Василий Сталин фактически подписал себе приговор. 28 апреля 1953 г. он был арестован и обвинен в клеветнических заявлениях, направленных на дискредитацию руководства страны.

Кроме того, в ходе следствия его обвинили в злоупотреблении служебным положением, рукоприкладстве, интригах, в результате которых погибли люди. Во время следствия Василий дал признательные показания по всем, даже самым нелепым пунктам обвинения. Следствие длилось 2,5 года. Все это время он был под стражей.

Василия Сталина приговорили к 8 годам тюремного заключения за «антисоветскую пропаганду» и злоупотребление служебным положением.

Содержался во Владимирском централе, где числился как «Василий Павлович Васильев». В тюрьме тяжело заболел, фактически стал инвалидом.

Протестуя против необоснованного содержания под стражей, неоднократно писал письма Хрущеву, Ворошилову, Булганину и другим руководителям страны, с просьбой разобраться в его деле. Ответов на письма не получал.

9 января 1960 года был досрочно освобожден из тюрьмы и вызван на прием к Н. С. Хрущеву.

21 января 1960 г. приказом Министра обороны СССР был изменен приказ от 26 марта 1953 г., и теперь он был уволен с правом ношения военной формы и пенсионным обеспечением. Ему дали трехкомнатную квартиру в Москве, назначили пенсию, подняли вопрос о возвращении изъятого при аресте личного имущества.

16 апреля 1960 года Василий Сталин был вновь арестован – «за продолжение антисоветской деятельности». Это выразилось в посещении им посольства КНР, где он якобы сделал «клеветническое заявление антисоветского характера». Был возвращен в места лишения свободы «для отбытия оставшейся части наказания», год находился в Лефортовской тюрьме.

28 апреля 1961 г. Василий Сталин был освобожден из тюрьмы в связи с отбытием срока наказания. Ему было запрещено жить в Москве и Грузии, а также носить фамилию «Сталин», в паспорте он стал именоваться «Джугашвили».

Местом его жительства был определен г. Казань, закрытый для посещения иностранными гражданами.

Василий Иосифович Сталин (Джугашвили) скончался 19 марта 1962 г. По заключению врачей, от отравления алкоголем. В 1998 году Капитолина Васильева, его третья жена, присутствовавшая на его похоронах, поставила под сомнение версию отравления алкоголем и сказала, что вскрытия не было.

21 марта 1962 года Василий Сталин был похоронен на Арском кладбище в Казани. В 2002 г. его тело было перезахоронено на Троекуровском кладбище в Москве, рядом с последней женой Марией Игнатьевной.

На памятнике начертано: «ДЖУГАШВИЛИ Василий Иосифович. 21.03.1921 – 19.03.1962 гг.».

Награды:

Благодарности Верховного Главнокомандующего:

За овладение городом Лида – крупным железнодорожным узлом и важным опорным пунктом обороны немцев на гродненском направлении 9 июля 1944 г.);

За овладение городом Елгава (Митава) – основным узлом коммуникаций, связывающим Прибалтику с Восточной Пруссией (31 июля 1944 г.);

За овладение важными опорными пунктами обороны немцев Телыпай, Плунгяны, Мажейкяй, Тришкяй, Тиркшляй, Седа, Ворни, Кельмы (8 октября 1944 г.);

За овладение городами Франкфурт-на-Одере, Вандлиц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфельде, Карлсхорст, Кепеник и за бои в столице Германии Берлине (23 апреля 1945 г.).

За овладение столицей Германии городом Берлин – центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии (2 мая 1945 г.).

Малоизвестные факты из биографии Василия Сталина:

По заключению аттестационной комиссии, курсант Качинской военной авиационной школы Василий Сталин сдал выпускные экзамены по всем предметам и технике пилотирования на «отлично»;

Перечень освоенных самолетов – от истребителей до бомбардировщиков – и большое количество летных часов, проведенных в воздухе за штурвалом, говорит о том, что Василий Сталин летать любил, был способным летчиком, и знал толк в избранной им профессии;

Свой первый орден – Красного Знамени – летчик Василий Сталин получил еще в 1942 г., будучи летчиком-инспектором по технике пилотирования. Обстоятельства подвига можно найти в опубликованных воспоминаниях его приемного брата Артема Сергеева.

Он написал о том, как Василий летел на истребителе без боеприпасов на тыловой тогда аэродром для проверки летной подготовки летчиков, а в это время группа немецких бомбардировщиков стала заходить на этот аэродром для его бомбежки. Василий бросился на них и стал атаковать строй немецких бомбардировщиков в лоб, угрозой тарана заставляя бомбардировщики сворачивать с боевого курса и сбрасывать бомбы мимо цели. Находившийся на аэродроме командующий воздушной армией, не зная, кто в самолете, приказал представить летчика к награждению орденом;

Василий Сталин, чтобы гарантированно не попасть в плен (после известия о пленении старшего брата Якова), летал на боевые задания без парашюта. Обычно летчик, при посадке в самолет с уже пристегнутым парашютом, помещал его в чашу сиденья сидел на нем. Поскольку Василий не одевал парашют, то ему сворачивали и клали в чашу сиденья брезент, для нормального обзора из кабины самолета;

Миф об беспробудном пьянстве Василия Сталина является «заказным», и сильно преувеличен. Приняв в послевоенные годы военно-воздушные силы Московского военного округа, находившиеся по уровню боевой подготовки на предпоследнем месте в СССР, молодой командующий за год вывел авиацию округа на второе место, а затем три года, до своего снятия с должности, уверенно держал первенство. Не то, что алкоголику, а и не каждому командующему-трезвеннику такое под силу. Причем, Василий начал свою деятельность с жесткой борьбы именно с пьянством летчиков;

Василий Сталин, будучи на посту командующего ВВС Московского военного округа, продолжал летать в качестве пилота, 2 – 3 раза в неделю. Летал на всех типах самолетов, включая Ту-4, новейшем на то время стратегическом бомбардировщике;

Миф о необоснованно быстром присвоении воинских званий Василию Сталину также сильно преувеличен. Формально он, бывший командир авиационного полка, полковник, имел право на получение звания генерал-майора авиации уже в 1944 г., вступив в должность командира авиадивизии. Но он два года «ходил в полковниках», вплоть до лета 1946 г., когда стал командиром авиакорпуса;

Во время военного конфликта в Корее туда были посланы истребительные авиационные полки из войск ВВС всех военных округов страны, в том числе и Московского. По результатам воздушных боев с американскими ВВС, полки ВВС из Московского военного округа, подготовленные Василием Сталиным, оказались наиболее боеспособными и результативными;

В начале 1960-го года, в промежутке между первым и вторым заключением в тюрьму, Василий Сталин написал книгу «От отца не отрекаюсь», которая еще при его жизни была издана в Китае, и лишь недавно в России.

Мнения современников – Герой России Федор Федорович Прокопенко (1916 – 2007 гг.), бывший летчик-инструктор Василия Сталина:

«…Кто лучше меня, инструктора, мог знать способности курсантов? Возможно, Василий Сталин был недостаточно усидчивый на других занятиях, но там, где дело касалось самолета и полета, летного дела, устройства машины, аэродинамики – у него были только отличные оценки, по всем летным дисциплинам.

И мало того. Мы начали осваивать тогда истребитель И-16. Это очень строгая машина. Василий нас упросил допустить его, и освоил эту машину. Я утверждаю – он летал лучше всех остальных курсантов, был самым сильным из них. Летал смело, инициативно, интуитивно. Выпустили его лейтенантом, и он сразу был назначен в строевую боевую часть.

Он рвался в бой, не думал, что с ним может что-то случиться. Это ему даже мешало, так как Василий забывал о безопасности, чувство самосохранения у него не срабатывало. Он в бой бросался, завидев противника, буквально накидывался на него. У него было тяжелейшее ранение в ногу, вырвавшее его надолго из боевого строя.

В его послужном списке записаны все типы самолетов, какие он освоил. Кажется, он все освоил. Летал на всем, что летало. Попадал в трудные ситуации – однажды в его самолет молния ударила, и машина стала неуправляемой, но он ее посадил все-таки. Сумел он посадить машину и на аэродроме в Куйбышеве, с летчиками на борту, в плохих метеоусловиях, когда за самолетами летали, а другие не смогли.

То есть, он не только сам выходил из сложнейших ситуаций, но и других спасал. И никогда потом не сетовал, не бахвалился. Всегда говорил: «Война есть война, самолет есть самолет, летчик есть летчик. Здесь уж кто кого».

Память:

в Беларуси, под Витебском, установлен памятный знак, посвященный летчику Василию Сталину. Надпись гласит: «…Здесь, в 1944 году освобождал Витебскую область от немецко-фашистских захватчиков летчик-истребитель СТАЛИН ВАСИЛИЙ ИОСИФОВИЧ».

30 сентября 1999 г., изучив судебные и следственные материалы, Главная военная прокуратура отменила приговор Военной коллегии Верховного суда СССР и сняла с Василия Сталина все политические обвинения.

На фото: 1943 г. Командир 32-го гв. ИАП гвардии полковник Василий Сталин.

Примечание: фото найдено в интернете. Установление его подлинного авторства не представляется возможным. Идентификация и художественная обработка снимка произведены автором статьи.

Леонид ИГНАТЕНКО