Кто такой Вадим задорожный

Содержание

Первым делом поражает 7-тонная махина Сталинского ЗиС-115! Стекла — в семь слоев, общая толщина 7 см!! Одна дверь весит около 800 кг! Как некоторые малолитражки сейчас! =))) Мощный мотор разгонял машину до 120 км/ч и остановить такую «дуру» было невозможно ничем — так что любое препятствие на дороге просто прошибалось тараном! Таких машин было сделано около 3 десятков и развезено по разным городам нашей необъятной Родины, кои мог посетить Великий кормчий, чтобы там его принять в свои безопасные объятия.

Говорят, когда Иосиф Виссарионович принимал это чудо автопрома, он пригласил всю команду разработчиков занять места в машине. Тут-то по ним и начали палить автоматчики — не со зла, а так, для пробы! Все не только выжили, хоть и с трудом, но и получили по Сталинской премии.

Идем дальше. Красавец ЗиС-110 кабриолет! Его подгоняли к гостинице в качестве такси. Но не для всех, а лишь для иностранных туристов. Пусть видят, буржуи недобитые, как мы, простые советские люди живем тут на широкую ногу!!

Шик-блеск-красота!

Выставлены знаменитые черные «воронки» Эмки ГАЗ-М1 и «Чайки» в сопровождении кортежа специально подготовленных «Днепров».

«Черный воронок». Строгая внешность не обманчива! А вот машина! Не просто едет — летит! Одно слово — «Чайка»!
Здесь и уникальные правительственные ЗиЛы с АКПП и раздельным климат-контролем. Шумоизоляция такая, что даже если вокруг машины будет скакать три начальных класса на детском утреннике с клоунами и духовым оркестром, в машине можно спокойно разговаривать, не повышая голоса! Не автомобиль — несбыточная мечта!

ЗиЛ-115 — шедевр всех времен и народов производства Завода им.Лихачева. Ещё и кабриолет!
На этом гордость отечественного автопрома заканчивается! И начинается гордость автопрома немецкого! «Я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня…» — пел Штирлиц каждый год в День Октябрькой революции, направляя свой верный «мерин» из Берлина в Лозанну, порыбачить на Женевском озере, попить спокойно водки, в предвкушении чего настроение его неизменно повышалось! Да, это Мерседес!
Но это и это БМВ:
Можете себе представить, что совсем недавно этот великолепный родстер служил корытом для скота, а мотор использовали рыбаки в качестве якоря!!
BMW 327 Coupe — первый «автомобиль для водителя», за рулем которого должен ездить хозяин, а не водитель. Из 265 выпущенных BMW 327 — это единственный сохранившийся, такого нет даже в музее БМВ в Мюнхене! Немцы приезжали, хотели купить. Не продали!
Уникальный автомобиль — BMW 327 Coupe. А эта 70-летняя «бэха» спокойненько катает людей вокруг музея даже в русском декабре! ;))
И если уж говорить про премиум-класс немецкого автопрома — это в первую руку Horch! Август Хорьх был человеком неординарным, настырным и неуживчивым, видимо, приобретя эти качества, махая кувалдой на вагоностроительном заводе в 16 лет! В автомобили он влюбился, проработав 3 года у «папы Бенца» в Мангейме. И понеслось! В основанном им автоконцерне Auto Union AG он творил, что хотел!! Совершенству нет предела, считал талантливый Август, и требовал от своих рабочих идеальной работы всех деталей автомобиля, а особенно двигателя. Проверял работу он так — ставил на капот работающей машины 10-пфенниговую монету. Если монета падала с неустойчивого торца, требовалось продолжать притирку деталей двигателя! Во как! (Справочно: в наши дни, переборка двигателя такого красавца обойдется владельцу в кругленькую сумму в 30 тыс. евро.)
Такой произвол владельца терпеть никто не хотел, так что его выгнал Совет директоров из своей же компании! «Послушайте меня!» — тщетно взывал он к разуму и совести пригретых на груди «змей», сидящих кругом в роскошном зале заседаний штаб-квартиры концерна Auto Union на последнем этаже 8-этажного небоскреба в Ингольштадте. Но никто не слушал! Так волею судеб возникла компания Audi — так в латинском переводе фамилии Horch звучит «Слушайте» — ухватившая от концерна лишь фирменный знак из четырёх сплетённых колец. Ауди мы все знаем и сейчас видим ежедневно безо всякого удивления. А Хорьх до сих пор поражает воображение качеством исполнения и смелостью технических решений (например, под каждым колесом был закреплен домкрат, управляемый из салона — при необходимости водитель мог поднять любое колесо или всю машину, не вставая с сиденья!). Стоимость такого чуда техники в Германии оценивалась в 15-20 тысяч рейхсмарок и равнялась стоимости нескольких особняков или обширной загородной резиденции! Полный «Зер гут!» Совершенный автомобиль с гербом Horch на стеклах фар!

Технический прогресс

Под крышей музея — «глянцевая» часть экспозиции. Сверкающие лаком и никелем образцы автомобильной техники, в том числе «хорьхи», «мерседесы», «кадиллаки» и «форды» первой половины XX века. Не меньше блеска и от советской техники — бронированных лимузинов глав государства (от Сталина до Ельцина), выставленных в сопровождении автомобилей и мотоциклов охраны. Над автомобилями парят подвешенные к потолку самолеты начала XX века немецкого, английского и советского производства. Старинные автомобили и мотоциклы занимают два этажа музея, есть еще и подвал, где ждут своего часа машины, только что вышедшие из реставрационной мастерской. Всего в коллекции более ста автомобилей.

Навыки работы с техникой Вадим Задорожный приобрел в начале 1980-х. Студентом Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской он подрабатывал, скупая на Украине, где родился, старые и аварийные «жигули», восстанавливал их и продавал в Киеве и в Москве.

По-настоящему в бизнес он окунулся в конце 1980-х, после восьми лет работы учителем истории в средней школе. «Мне нравилось преподавать, но пришлось уйти», — рассказывает бизнесмен. Задорожный открыл антикварные магазины, начал торговать недвижимостью. Сейчас помимо коммерческой недвижимости, отеля и нескольких ресторанов в Москве предпринимателю принадлежат предприятия по лесозаготовке и деревообработке, а также туристическая компания, специализирующаяся на мужских видах отдыха — охоте и рыбалке на Камчатке и в Сибири. «Один прибыль тратит на себя, другой в бизнес вкладывает, я все трачу на музей», — говорит Задорожный. У него нескончаемые телефонные переговоры, деловые встречи, командировки. На что уходит больше времени, на музей или на бизнес? «На чиновников», — иронизирует Задорожный. Ведь музей давно перестал быть для него только хобби — это тоже бизнес.

Его автомобильная коллекция началась в 1999 году с покупки BMW DA3 Wartburg 1939 года выпуска. В то время в России еще можно было недорого, за $2000–3000, купить европейские автомобили, ввезенные в Советский Союз после Второй мировой войны. «В СССР появились лучшие образцы германского автопрома начала XX века. Младшие офицеры ввозили «опель», старшие — «мерседесы 540», генералы брали себе «хорьхи 853», — рассказывает Задорожный.

История музея началась в 2001 году, когда Задорожный оформил свою разросшуюся личную коллекцию автомобилей в «Автомобильный клуб кабриолетов и родстеров». В рамках клуба собиралась команда реставраторов, специалистов по техническому обслуживанию ретроавтомобилей, была создана административная структура. На заброшенном поле началось строительство будущего музея. В 2004 году коллекцию из нескольких десятков автомобилей перевезли из гаражных боксов в промзоне Москвы в новое трехэтажное здание технического центра, через год было построено здание музейного хранилища, а в 2008 году — центральное здание комплекса, куда переместилась основная экспозиция музея. Общий объем инвестиций, по оценкам, составил $20 млн.

Сейчас рядом с экспонатами размещены реставрационные мастерские, сервис по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, подразделение по подготовке автомобилей к ралли и ретропробегам, диагностическая лаборатория и цех реставрации старинных мотоциклов. Кроме того, при музее работает сервис для современных автомобилей. Заказы обеспечивают в том числе и жители близлежащих дорогих дач и коттеджных поселков.

Автомобильная часть музея расположена на первых двух этажах шестиэтажного здания, выше — 
12 000 кв. м офисной недвижимости. По данным Penny Lane Realty, арендная ставка в офисе над музеем составляет $400 за кв. м, осенью свободными оставались 1500 кв. м.

Что с расходами? Музей Задорожного не имеет налоговых льгот, которыми пользуются государственные музеи. В год приходится платить $80 000–100 000 только транспортного налога с автомобилей и самолетов. Еще земельный налог, коммунальные платежи, зарплата реставраторам. «Не хватает четкой позиции государства в отношении частных музеев, они такие же объекты культуры, как государственные», — говорит Задорожный.

Для минимизации налогов технику можно оформить как музейную (что с частью экспонатов и сделано), но на этих машинах уже нельзя выехать за территорию музея, на них нельзя участвовать в ралли и ретропробегах. Притом что подобные мероприятия — своего рода реклама музейного комплекса. Финансовые показатели Задорожный не раскрывает, подчеркивая, что музей — самостоятельная структура и его финансирование не зависит от успехов владельца в деревообработке или ресторанном деле.

В планах — расширение экспозиции, строительство гостиничного комплекса, необходимой инфраструктуры для проведения ралли и тест-драйвов. И строительство, как говорит Задорожный, «классического Дома пионеров». «У нас уже сейчас работают авиа- и судомодельный кружки, там удивительная атмосфера», — улыбается бывший школьный учитель.

Основатель и владелец Музея техники Вадим Задорожный: В бой идут одни Ястребки


Есть люди, которые берут, и есть те, которые дают. Вадим Задорожный — обладатель едва ли не самой полной частной коллекции старинных автомобилей и раритетной военной техники в России. Он собрал ее, чтобы поделиться с другими.
С 2003 года в подмосковном Архангельском работает музей, где можно увидеть бронированный ЗИС-115 Сталина, кабриолет Берии, Cadillac-61 Хрущева, а также танки, пушки, самолеты, мотоциклы и многое-многое другое. Как говорится, не проходите мимо!
«Я вырос в правильной стране»
— Наверное, в детстве в машинки не наигрались, Вадим?
— Нет, дело в другом. Я воспитывался в правильной стране и в правильной семье, мне вовремя привили правильные ценности. Мой музей — своего рода дань нашему общему историческому прошлому…
В детстве я много общался с фронтовиками, хотя тогда, в семидесятые годы теперь уже прошлого века, они не выглядели по-ветерански. Крепкие, как говорят на Украине, справные мужики лет пятидесяти или около того, ровесники моего отца. Они пережили много лишений, но сохранили внутренний мир, остались людьми. Их пример, видимо, помог мне выработать свой взгляд на жизнь, отношение к ней.

Родился я и вырос в Ужгороде. Чистом, маленьком, провинциальном городке в Закарпатье. Мать была медсестрой, отец всю жизнь проработал водителем.
— Значит, у вас это наследственное? «Крепче за баранку держись, шофер!»
— Можно и так сказать. Батя партизанил в Винницкой области, успел повоевать в регулярной армии на фронтах Великой Отечественной, после демобилизации крутил руль «полуторки», потом ЗиС-5. В конце 50-х годов вновь оказался в Германии, завербовался туда вольнонаемным, командовал гаражом контрразведки в Магдебурге. Вернулся на родную Украину, осел в Ужгороде, где в 1961-м я и появился на свет. Работал батя в местном таксомоторном парке, ездил на оставшемся от немцев BMW, затем были «Победа», ЗиМ…
— Своя машина в семье имелась?
— Что за водитель без автомобиля? Босой сапожник… У нас была «Волга-21» 1959 года выпуска. Жили мы скромно, вчетвером занимали двухкомнатную хрущевку — папа с мамой, старший брат Николай и я. Тем не менее на машину родители накопили, привезли ее из ГДР.
— А когда вы за руль сели?
— Такое чувство, будто с рождения. Сначала, сидя на коленях у отца, мог дотянуться до руля из белого эбонита, потом уже доставал до педалей. Мы много путешествовали. Каждое лето уезжали в Крым, ставили палатку где-нибудь на южном берегу и прекрасно проводили время. Как настоящие советские «дикари». Еда на костре, купанье на камнях…
После окончания школы я отнес документы в Львовское высшее военно-политическое училище, но еще на вступительных экзаменах передумал, поняв, что не готов навсегда связывать судьбу с армией. Все-таки у меня гуманитарный склад ума, в школе я увлекался литературой, зачитывался поэтами Серебряного века — Аннинским, Белым, Северяниным, Гумилевым, Ахматовой. Интереснейший пласт! Любил и французов — Бодлера, Аполлинера, Сандрара, Рембо…
— Откуда это в вас?
— Дома у нас была хорошая библиотека. Хотя мама с папой, что называется, «из простых». А может, и без всякого «хотя». Это же советское время! Книги тогда по-настоящему любили и ценили, покупали не ради украшения интерьеров, а для чтения. По крайней мере, в нашей семье из крестьянской интеллигенции дело обстояло именно так…
Словом, в 1978 году я раздумал поступать в военное училище и пошел служить в армию. Почти год провел на границе с Румынией, а перед Олимпиадой-80 нас перебросили в Киев. Защищал рубежи Родины в аэропорту Борисполь. О службе я сохранил самые приятные воспоминания. Никакой дедовщины или чего-то подобного. С некоторыми сослуживцами до сих пор поддерживаю отношения. Более пятидесяти лет дружу с Михаилом Мальцом. С детского садика. И это не преувеличение. Вместе призывались на службу, прошли одну учебку, правда, потом Мишу отправили на польскую границу. После демобилизации мы встретились и больше по жизни не терялись…
В 81-м году я поступил в пединститут имени Крупской. Еще на «рабфаке» познакомился с молодыми московскими поэтами и писателями, сам писал много рассказов и стихов.
— Издавались?
— Обошелся без этого. Хотелось проверить, на что способен, а публикация — это другое. Уже в студенчестве я начал много работать — дворником, пожарным, сторожем, грузчиком… Мел Малую Бронную, прошел все вокзалы и хладокомбинаты столицы. Помню, как грузили разрубленные пополам замороженные говяжьи туши. Не самое простое занятие на свете! Всю ночь вдвоем с товарищем ворочаешь обледеневшие груды мяса, пашешь без пауз и перекуров, под утро валишься с ног от усталости, зато в кармане — сорок честно заработанных рублей. Большая сумма по тем временам!
Мог шикануть, купить в букинистическом магазине редкую книгу. Едва ли не первой приобрел дореволюционное издание «Еретика из Сан-Марко», посвященное Джироламо Савонароле и его времени. Период Средневековья описан интересно, иллюстрации прекрасные. Заплатил за два тома рублей пятьдесят, если память не изменяет.
Учился я хорошо, получал повышенную стипендию, два года был ленинским стипендиатом, а это сто рублей в месяц. Студенчество — счастливая пора. Веселая, буйная, беззаботная. Жили, дышали полной грудью, читали, думали, мечтали, как будем служить Отечеству…
Кэндзабуро Оэ в романе «Опоздавшая молодежь» подробно рассказывает, что японская система образования долго была «заточена» на воспитание человека-воина и гражданина, готового в любой момент отдать жизнь за Японию. В этом заключена идея бусидо, кодекс самурая. Но война закончилась, мальчишки опоздали умереть за императора. Казалось бы, живи и радуйся, однако ведь психологию по щелчку пальцев не перестроишь, новое мировоззрение в голову не вложишь. Так возникла идеология «опоздавшей молодежи». Мы, выросшие на примерах героев Великой Отечественной, в каком-то смысле похожи. Нас учили жить по высоким стандартам, и патриотизм тогда был настоящим, не придуманным. Потом правила изменились, но мы-то остались прежними. Для себя я нашел выход, по мере сил стараясь охранять памятники — исторические, технические, те, которые создавались поколениями наших предков…
Когда-то я посетил в Париже музей лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, где познакомился с его хранителем Александром Бобриковым. Он выпускник кадетского корпуса в Версале и внук генерал-майора Степана Бобрикова.
От Александра Павловича я услышал звучащую, словно девиз, фразу: «Деды создали, отцы сохранили, а мы сбережем». Ровно таким же принципом и я стремлюсь руководствоваться в жизни.
«Самолет — не идеология, а достижение инженерной мысли»
— Начинали вы учителем в школе, Вадим?
— Почти пять лет рассказывал ребятам о современной и древней истории, работал завучем по воспитательной работе. А потом началась другая жизнь. Советский Союз рушился, надо было искать себя в новых реалиях. Я всегда увлекался антиквариатом, а тут решил сделать его профессией. Включился, открыл в Москве один салон, второй, третий… Постепенно пошло-поехало.
— На чем-то специализировались?
— Как говорят в нашей среде, от Адама до Потсдама. Брался за всё — книги, гравюры, живопись, фарфор… Антиквар должен чувствовать предмет, обладать хорошим вкусом и хотя бы немного разбираться в самых разных вещах. Но это отдельный, особенный мир, который в двух словах не опишешь. Лучше даже не начинать. Чтобы стать компетентным, квалифицированным антикваром, чьему мнению доверяют, надо проработать в этой сфере не менее десяти-пятнадцати лет, учиться системно и у правильных наставников. Тогда, возможно, вырастешь в профи. Хотя не факт. Есть много нюансов. Повторяю: бизнес очень сложный.
Я ведь различные занятия перепробовал. Открывал и запускал предприятия, строил, покупал землю…
— А Музей техники откуда вырос?
— Из коллекционирования машин 30-40-х годов прошлого века. Увлекся ретротехникой, в том числе военной, и вот результат.
— С чего все начиналось?
— С маленькой машины под названием DIXI. Сейчас такой компании уже не существует, в 1928 году ее поглотила BMW, выпускавшая до того лишь двигатели. На самом деле тот мой выбор был в значительной степени случаен, на месте DIXI мог оказаться и любой иной ретроавтомобиль, но так получилось.
— Когда вы купили эту DIXI?
— В конце 90-х. Чуть позже пришел к мысли о строительстве музея. Первое здание в Архангельском появилось в 2003-м. С этого момента и ведем свой отчет.
Не скрою, знакомые бизнесмены да и друзья поначалу посмеивались надо мной. Мол, ну ты, Вадим, и чудак, нашел, во что деньги вкладывать — в реставрацию металлолома. На этом никогда не заработаешь.
Признаю: это чистая правда. Не в смысле, что чудак, а что не заработаешь. Любой музей — затратная история. Особенно, если музей частный. Государство нам не помогает, не дает никаких льгот. Ноль! Впрочем, мы ничего не ждем. Не мешают — и на том спасибо. Платим сполна за всё. Налоги, электричество, газ, вода, коммуникации… Кроме того, огромный штат сотрудников. Если бы не сдача части помещений в аренду, я не смог бы покрывать расходы, не сводил бы концы с концами.
У меня ведь еще есть коллекция самолетов. Порядка семидесяти машин, уже не поднимающихся в воздух, и пятнадцать летающих: четыре — времен Первой мировой войны и одиннадцать — Великой Отечественной. Истребители И-153 «Чайка», И-16, ДИТ, два МиГ-3, штурмовик Ил-2, ночной бомбардировщик По-2… Поддержание их в «боевой» форме требуют больших трат.
Идея создания летающей коллекции возникла давно, лет тридцать назад, позже проект получил название «Крылатая память Победы».
Предыстория вкратце. За годы Второй мировой в Советском Союзе построили около 108 тысяч военных самолетов, еще порядка 30 тысяч поступили к нам по ленд-лизу. К моменту окончания войны в строю оставалось 65-67 тысяч боевых машин. С началом реактивной эры старые самолеты стали уничтожать. И уже к середине пятидесятых годов благополучно уничтожили. В стране не осталось летающих самолетов, участников Великой Отечественной. Зачистили практически всё. Не сохранились ни Ил-2, ни ЛаГГ-3, ни МиГ-3, ни Ла-5… Минимальное количество уцелело в КБ Яковлева, Иван Кожедуб сберег свой Ла-7, он теперь выставлен в музее в Монино. Словом, считаные единицы. Фактически мы лишились своей авиационной истории, словно ее и не было.
Для понимания: в Великобритании работает около 180 музеев авиации, там еженедельно (и это не преувеличение!) проходят авиашоу, в том числе с участием ретросамолетов. Более восьмисот из них по-прежнему летают. Это из тех, что относятся к периоду Второй мировой.
Даже проигравшая войну и долго боявшаяся заикаться на подобные темы Германия с начала 90-х стала восстанавливать технику, верой и правдой служившую люфтваффе. Messerschmitt, Focke-Wulf, Junkers… Конечно, на самолетах нет свастик, любая пропаганда фашизма и нацизма категорически запрещены. Но кресты на хвостах и крыльях нарисованы, это — пожалуйста. Немцы говорят: самолет — не идеология, а высшее достижение инженерной мысли.

Нам же и предъявить было нечего, показать, на чем мы сражались и побеждали врага.
— Что мешало?
— Процесс реставрации самолетов до сих пор не имеет в России правовой базы. Для строительства новых самолетов нужна лицензия минпромторга, для ремонта — лицензия минтранса. А для реставрации? Ответа нет. Поэтому приходится лавировать между струйками…
Как ни парадоксально, первым интерес к воссозданию советских самолетов времен Второй мировой войны проявил иностранец. Тим Уоллес из Новой Зеландии. Он был профессиональным коллекционером и преследовал коммерческий интерес: хорошо иметь то, чего нет больше ни у кого. О Тиме я узнал от Бориса Осятинского. Это настоящий энтузиаст, посвятивший жизнь истории отечественной авиации. Вот с кем стоит сделать подробное интервью! По сути, все отреставрированные советские военные самолеты прошли через его руки, Борис может столько рассказать…
Когда Уоллес решил продать свою коллекцию, я выкупил у него И-16, «Чайку»… Параллельно мы сами начали поднимать из болотной трясины, со дна озер в труднодоступных местах Карелии, Мурманской, Новгородской, Псковской областей то, что осталось от самолетов, и по обрывкам сохранившейся в архивах технической информации собирать их. По кусочку.
Реставрационный процесс занимает от полутора до пяти лет. 9 мая 2017 года рассчитываю открыть для посетителей Музея техники в Архангельском отдельный раздел, посвященный советской авиации вплоть до начала реактивной эры. Там будет представлен и британский истребитель Hawker Hurricane, который Советский Союз получал по ленд-лизу. У машины с номером Z-5252 яркая судьба. За неполный год разные летчики одержали на ней двенадцать побед. 6 июня 1942-го после боя с Messerschmitt лейтенант Марков не дотянул до аэродрома Ваенги и плюхнулся на лед безымянного озера под Североморском. Летчик вышел к своим и вызвал эвакуационную бригаду. Пока спасатели добрались до места, самолет провалился в воду — все-таки июнь, пусть и заполярный.
В конце девяностых мы вдоль и поперек прочесывали те места, искали Hurricane года три или четыре. Точных координат ведь не было. В конце концов, местные рыбаки рассказали, что в одном из озер сети рвутся о какой-то предмет. Самолет поднимали осенью. Долго не получалось вытащить его на поверхность, мешали волны, ветер. Уже и водку лили, чтобы задобрить озеро, ничего не помогало. Потом Борис Осятинский догадался опрокинуть фляжку с виски: это же английская машина! Тут всё и встало на места…
Восстановление Hurricane Z-5252 шло долго и упорно, наконец реставрационные работы завершаются. Это историческое событие для нас. Рядом будут стоять отечественные самолеты — Як-1, Як-3, Як-9…
«Подлинность техники — подлинность истории»
— Что еще у вас на очереди, Вадим?
— В Калужской области под Медынью у меня есть триста гектаров земли. 156 километров от Москвы, не так далеко по нынешним меркам. Хочу обустроить там полевой аэродром и танкодром, поставить ангар для техники, создать мощное музейное пространство, где регулярно проводились бы общероссийские военно-исторические мероприятия с участием ветеранов, школьников, студентов, поисковиков, историков, изучающих тему Первой мировой и Великой Отечественной…
Еще мечтаю открыть музей локальных конфликтов, рассказать истории забытых и не афишируемых войн, в которых с оружием в руках участвовали наши соотечественники. Это республиканская Испания, Халхин-Гол, финская кампания, Вьетнам, Ангола, Египет, Афганистан…
Не бывает безымянных героев, есть незаслуженно забытые.
Вот вы знаете, что в начале 50-х годов в ходе боев на Корейском полуострове погибли 159 советских летчиков, а мы, в свою очередь, уничтожили более полутора тысяч американских самолетов? Об этом почти не рассказывают. Напрасно. Самый результативный ас Евгений Пепеляев лично сбил двадцать три реактивных F-80, F-84, F-94, за что получил «Золотую Звезду». Сергей Крамаренко одержал тринадцать побед над американскими летчиками и тоже стал Героем Советского Союза. К счастью, Сергей Макарович, которому идет девяносто четвертый год, здравствует и поныне, готов делиться воспоминаниями. Такие моменты нельзя упускать!
Чтить память ведь можно по-разному. Мы активно сотрудничаем с Российским военно-историческим обществом, 7 ноября в пятый раз подряд участвовали в Параде на Красной площади, выставили пятьдесят шесть единиц техники. Танки Т-37, Т-38, Т-60, Т-70, грузовые «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5, броневики, «Катюши», орудия ЗИС-2 и «сорокапятки»… Надеемся принять участие в Параде Победы 9 мая 2020 года, делаем всё, чтобы подготовить к празднику максимальное количество советской военной техники времен Великой Отечественной.
— Кроме вас, в России кто-нибудь еще занимается подобным? В частном порядке?
— Безусловно. Есть крупные коллекционеры. Скажем, гендиректор компании УГМК Андрей Козицын создал прекрасный музей на Урале. Там едва ли не лучший в Европе парк авиационных экспонатов, много другой техники и вооружения. Олег Титберия открыл Национальный автомобильный музей в Всеволожске под Петербургом. В нем собрано более 260 образцов отечественного автопрома.
Энтузиасты, к счастью, не перевелись.
— Зато вы можете похвастать, что в вашем музее хранятся личные автомобили Сталина и Гитлера.
— Я не про хвастовство. Вот точно! Говорю без кокетства: не готов выделить какой-то экспонат. Каждый дорог по-своему. Как жемчужины в ожерелье: вытащишь одну, всё рассыплется.
Машину Сталина я купил еще в конце девяностых годов, реставрировать ее пришлось долго, лет шесть. Тяжело давалась. Олово, пайка… Там ведь бронированный корпус, по сути, цельная капсула, даже стекла непробиваемые. Эту серию ЗИС-115 делали для высшего советского руководства. Иногда в знак особого расположения могли подарить лидерам социалистических стран.
И кабриолет Гитлера бронированный. Mercedes-770 1939 года. В нем фюрер принимал нацистские парады в Нюрнберге. Было выпущено только четыре такие машины. Чудо, что та, которая теперь у нас, сохранилась, хотя и в ужасном техническом состоянии. Восстанавливаем ее уже лет десять и провозимся еще минимум года два. Гитлер отдал кабриолет диктатору фашисткой Хорватии Павеличу, потом в качестве трофея он достался югославскому лидеру Броз Тито, который, в свою очередь, сделал презент Сталину. Тот рассудил, что ездить на авто поверженного врага негоже, непатриотично. В итоге автомобиль перекочевал в гараж первого секретаря ЦК компартии Узбекистана. Там я и нашел его. Эксплуатировали машину в последние годы нещадно, использовали для перевозки на рынок урожая овощей и фруктов. Можете себе представить, как она выглядела…
И у Берия был кабриолет. Правда, отечественный, но тоже зашитый в броню. А как иначе? Этот ЗИЛ-110 отыскался в Сухуми… У нас есть лимузины Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина, даже автомобиль президентской охраны с люком и пулеметом на крыше, а также машина спецсвязи с ядерным чемоданчиком внутри.
— Для киносъемок технику даете?
— Иногда. Зависит от того, кто и как снимает. Режиссеры и актеры — люди увлекающиеся, на что они готовы пойти ради эффектного кадра? Редкие экземпляры машин мы годами восстанавливаем, а разбить их можно за секунду. Стараемся предоставлять грузовики или легкие танки, которые хотя бы подлежат ремонту в случае чего… Может, в итоге создадим парк военной техники, будем сдавать киностудиям в аренду. Такой, знаете, «Военфильм». Хотя бы десятка полтора грузовиков — от ГАЗ-АА до ЗИС-5, работающие трактора ВТЗ и «Сталинец», танки, самоходки, артиллерийские установки… Всё должно двигаться, ездить, стрелять. Мы же кровно заинтересованы, чтобы художественные картины о Первой мировой и Великой Отечественной снимались максимально качественно и достоверно. Если в кадре сквозит фальшь, испытываешь неловкость за создателей. Впрочем, это касается не только кино. Два года назад перед Днем Победы еду по Москве и вижу большой плакат, на котором изображен самолет и мальчик рядом. Надпись: «Хочу быть летчиком». Приглядываюсь и понимаю, что это Messerschmitt-109. Только со звездами вместо крестов. Как подобное может быть?
— Интересно, а в кино о войне снимают настоящие боевые самолеты?
— Крайне редко. На земле, в статике прототипы используют, а потом с помощью компьютерной графики подкладывают нужную картинку, но так, чтобы реально летать, — считаные случаи. В сериале «Небо в огне» есть два наших подлинных самолета, а других примеров и не назову. Это и технически сложно, без специальных навыков вряд ли получится. Попробуйте из одного самолета снять в воздухе другой — трудная задачка!
Но это еще полбеды. Обидно, когда в хороших фильмах с правильной задумкой допускают грубые ляпы, откровенно лажают. Достаточно увидеть, как летом 1941 года И-16 сражается и побеждает в небе над Крымом Focke-Wulf-190, который появится только в 43-м, чтобы потерять доверие ко всему происходящему на экране. Это фильм «Битва за Севастополь». Или, допустим, Ил-2 делает «мертвую петлю» и заходит в хвост Messerschmitt… Такая нелепица, что дальше говорить не о чем. Ильюшин сделал прекрасный штурмовик, но подобные фигуры высшего пилотажа были ему не по силам. А подлинность техники — это подлинность истории. Прокалываются ведь часто именно на мелочах. Очень не хочется разочаровываться…
Впрочем, не осуждаю режиссеров и сценаристов, они не видели самолеты Второй мировой в воздухе, им попросту негде было на это посмотреть.
— Рискую разрушить миф, с которым прожил более сорока лет, и все же спрошу… А как с исторической правдой в картине «В бой идут одни «старики»? Там всё в порядке?
— Как вам сказать, чтобы не слишком расстраивать? Единственный правдивый самолет в фильме — это По-2, на нем девочки прилетели. Вместо истребителей Ла-5 снимали спортивные Як-52. Messerschmitt-109, на котором Маэстро вызвал на честный бой немецких асов, на самом деле — чешский учебно-тренировочный одномоторный ZlI n. Но это случай, когда снявший прекрасную картину Леонид Быков ни в чем не виноват. Где бы он взял боевые самолеты, если их тогда в СССР не существовало в природе?

Вот сегодня халтурить уже непозволительно. Тщательнее надо обращаться с историей, аккуратнее. Она не любит поверхностности.

«Скучно жить без приключений»
— Но за тщательность надо платить. И, думаю, немало. В какую сумму в среднем обходится восстановление одной машины?
— Деньги огромные. Если, конечно, делать на совесть. Мы ведь собираем ходовые модели, а не муляжи.
На реставрацию танка обычно идет от пяти до двенадцати миллионов рублей. Это в среднем. А, скажем, с «полуторкой» можно уложиться в миллион с небольшим. Зависит от состояния.
— А luxury-сегмент?
— Примерно, как с танками — от пяти до пятнадцати миллионов рублей. Бывают проекты намного дороже. Порой попадаются машины без коробки передач и приборов, с изношенными мостами. Приходится по всему миру искать аутентичные детали, даже покупать донора. К примеру, для кабриолета Гитлера мы не смогли найти элемент заднего моста, и ради него я специально приобрел закрытый пульман Mercedes.
Работа очень трудоемкая. И, действительно, весьма недешевая. Поэтому, повторяю, иные машины и комплектуются десятилетиями.
— Но когда все закончено, «право первой ночи» за вами, Вадим?
— В каком смысле? Обязательно ли я должен сесть первым за руль? Не всегда. Радуюсь, что машина поехала. А тщеславия, стремления опередить других у меня нет. Потом, конечно, прокачусь, но это не самоцель.
Честно говоря, большее удовольствие испытываю, когда сажусь в 21-ю «Волгу» отца.
— Она сохранилась?
— Представьте себе! Батя в какой-то момент продал машину, спустя годы я нашел покупателя и вернул семейную реликвию домой. Она своя, родная. Там до сих пор стоит радиоприемник, который когда-то при резком торможении я слегка подравнял собственной головой… И таких милых историй много. Словно в машине времени оказываешься, она приезжает из твоего же детства и юности!
Большое счастье, что сберег этот ретроавтомобиль. Он как эстафетная палочка между поколениями.
— А сейчас вы на чем ездите?
— В данный момент на Land Rover. Я ведь еще охотник, поэтому мне нужны большие джипы, вездеходы. Отношусь к ним без всякого трепета, гоняю в хвост и в гриву. По болотам, по грязи…
Охотиться я начал с шести лет. Ходил с отцом в Карпатах на кабана, косулю, оленя, зайца, фазана, куропатку… Батя научил, что на курок надо нажимать, лишь когда уверен, что стреляешь наверняка. Охота — мегакультура и философия, в которой нужно вырасти. Она определяет степень свободы человека, учит правильному отношению к природе, оружию, добыче, самому себе. Плюс настоящее мужское воспитание и поддержание традиций, которые легко растерять в современном урбанизированном мире.
Я и сына с собой беру, как меня отец когда-то. Арсений часто сопровождает в поездках на охоту и рыбалку. До того как ему исполнилось девять лет, сын успел семь раз побывать на Камчатке, прошел со мной Чукотку, Корякию, Кольский полуостров. И это не были прогулочные туры. Жили в палатках и бытовках, питались по-походному… Школа выживания и взросления для будущего мужчины.
Кроме сына, у меня четыре дочери — Мария, Ксения, Лукерья и Таисия. Младшей пока нет и четырех лет, но что-то подсказывает: вырастет и будет со мной путешествовать. А ездить я люблю. В 2005 году вместе с друзьями совершили экспедицию от Петропавловска-Камчатского до Анадыря. Тридцать один день в пути, 3600 километров на снегоходах. Температура держалась в диапазоне между тридцатью и сорока градусами мороза, однажды опустилась до -53 . Серьезное испытание! Мой товарищ едва зрения не лишился, заработал ожог роговицы, я выбил спину, прыгая по бездорожью. В конце пути валявшаяся в багажнике банка сгущенки превратилась в шарик, деформировавшись на кочках и ухабах, а пачка печенья рассыпалась в пыль. Представляете, какую нагрузку испытывал позвоночник?
— И зачем вы с ним так?
— Скучно без приключений. Козьма Прутков давно сказал: «Если хочешь быть счастливым, будь им».
— Получается, Вадим?
— Вполне. У меня есть Музей техники. Он никогда не дает скучать. Надеюсь, я занят правильным делом, нужным и полезным.
— Вы же с некоторых пор стали и директором музея-усадьбы «Архангельское»?
— Да, прожив на белом свете пятьдесят лет с гаком, неожиданно для себя оказался госслужащим, хотя, надеюсь, не превратился в чиновника. Мне предложили возглавить этот уникальный исторический объект, я не счел возможным отказаться и подписал пятилетний контракт. До 2019 года, когда будет отмечаться столетие музея, начало которому положил князь Николай Юсупов, необходимо закончить основные реставрационные работы, привести в порядок дворцовый ансамбль, расчистить и облагородить территорию парка. Все должно быть гармонично и соразмеренно. Сделать предстоит еще многое, но не сомневаюсь, что с задачей мы справимся.
Работа сложная и интересная. Хочу поделиться радостью. В конце ноября в Париже мне удалось приобрести на аукционе личные вещи, предметы, документы, относящиеся к жизни Феликса Феликсовича Юсупова и его окружения в эмиграции. Все это собираюсь передать в дар музею «Архангельское».
— Опять покупали за свои, Вадим?
— Ну конечно.
— Почему «конечно»? Музей ведь государственный.
— Правильно. Реставрация идет на казенные средства, остальное добавляют попечители, помогают, чем могут. На мой взгляд, так и должно быть. Чем бессмысленно тратить деньги на яхты и частные самолеты, лучше сделать что-то для людей, для страны. Говорю без всякого пафоса, действительно так считаю.
— Значит, яхты у вас нет?
— Зато самолетов много. Правда, ретро. И они не только для меня, а для всех…

Вадим Задорожный: фото, биография, музей техники Вадима Задорожного

Любой человек рано или поздно, но непременно задается вопросом: «В чем смысл моей жизни на земле?» И немаловажно, чтобы ответ затрагивал тему патриотизма, то есть гордости за свою Родину.

Уважение к историческому прошлому нашей страны может найти выражение и в организации музея, экспонатами которого является техника времен существования СССР. Именно таким путем и пошел Вадим Николаевич Задорожный. Являясь увлеченным коллекционером техники, энтузиастом своего дела, он создал бескорыстное пространство, где любого человека охватывает чувство гордости за свою Родину и за то, что он является гражданином России.

Как добраться?

Тот, у кого появилось желание посетить музей техники Вадима Задорожного, может доехать сюда общественным транспортом столицы. От метро станции «Тушинская» отправляются маршрутки и автобусы № 151, 541, 549 и 568. Ехать нужно до остановки «Липовая аллея». Тому, кто добрался до столичной станции «Строгино», понадобится пересесть на маршрутку «Строгино-Захарово». По пути будет просто невозможно не заметить музей Вадима Задорожного. Адрес этого комплекса: Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское, шоссе Ильинское, строение № 8.

Общая информация

В списке самых захватывающих музеев, которые предлагает своим гостям и жителям Москва, — музей техники Вадима Задорожного. Это самый крупный в России частный выставочный комплекс старинной техники. Среди его экспонатов находится военная техника и самолеты, оружие, мотоциклы и старинные автомобили. Всего на территории музея собрано более 1000 интереснейших экземпляров. Это и кабриолет Берии, и бронированный ЗИС-115, принадлежавший Сталину, Cadillac-61 Хрущева, а также множество самолетов, пушек, танков, мотоциклов и других экспонатов.

Тому, кто приехал посмотреть на это великолепие в будний день, придется отдать всего 300 руб. В выходные и праздничные дни такое посещение будет стоить 400 руб. Музей Вадима Задорожного предлагает своим гостям скидки. Они существуют для школьников и студентов дневных отделений, пенсионеров и инвалидов. Этим категориям граждан в будний день нужно будет заплатить за посещение 150 руб., а в выходной – 250 руб. Билет на осмотр одной только внешней композиции обойдется в 100 руб. Тем, кто пожелает осуществить видео- или фотосъемку, придется дополнительно заплатить 150 руб.

Музей, который организовал Вадим Задорожный, не работает только по понедельникам. В остальные дни он открывается в 10 утра. В будни посетители могут находиться здесь до 19.00, а выходные и праздничные дни – до 21.00.

На территории уникального комплекса работает полевая кухня, ресторан и сувенирная лавка. Возле музея есть автомобильная парковка, первые 30 минут стоянки на которой бесплатны. Далее в течение 1,5 часа владельцу транспортного средства придется заплатить 100 руб., а за все остальное время – 50 руб. за каждый час.

На территории музея может быть заказана экскурсия на английском языке. За отдельную плату предлагается покататься на ретро или военной технике. Здесь же имеется возможность потренировать свои умения в сборке и разборке определенных видов оружия.

Все что находится на территории музея, который организовал Вадим Задорожный, настолько интересно, что поток посетителей в этот уникальный комплекс не иссякает круглый год. Ведь здесь можно прикоснуться к нашей истории и потрогать настоящие русские и немецкие танки и мотоциклы, сохранившиеся со времен войны, автомобили, которые когда-то принадлежали видным деятелям различных государств, а также увидеть стрелковое и артиллерийское оружие, произведенное в разных странах.

Биография организатора музея

Вадим Задорожный (фото смотрите ниже) является на сегодняшний день бизнесменом, президентом русской гильдии антикваров и совладельцем Кировского завода. Но это не просто олигарх. Это увлеченный своим делом коллекционер техники, который не прячет свое летающее и ездящее богатство за высокими рублевскими стенами. Он выставляет его напоказ.

Биография Вадима Задорожного представляет собой жизненный путь человека, который, благодаря своему трудолюбию и целеустремленности, смог достичь самых небывалых высот в бизнесе. Родился и вырос он Ужгороде – маленьком, чистом и провинциальном городке, находящемся в Закарпатье. Его мать работала медсестрой, а отец — водителем.

Вадим Задорожный дату рождения не раскрывает, так как этот человек не стремится к публичности. Известно только лишь то, что на свет он появился в 1961 г.

В детстве Вадим Задорожный много общался с ветеранами. Повоевать в годы войны успел и его отец. Он был в составе партизанского подразделения, находившегося на территории Винницкой области. Именно эти люди, пережившие в своей жизни много лишений, но сохранившие свой внутренний мир, помогли выработать у Вадима собственный взгляд на жизнь, а также отношение к ней.

После окончания школы Задорожный решил поступить во Львовское высшее военно-политическое училище. Он отнес документы в приемную комиссию, однако еще во время сдачи вступительных экзаменов передумал и решил не связывать свою жизнь с армией. Принимая такое решение, он опирался на то, что обладает гуманитарным складом ума. Ведь даже в школьные годы Вадим увлекался литературой. Он буквально зачитывался произведениями поэтов Серебряного века, таких как Ахматова и Гумилев, Белый, Аннинский и другие. Любил он и литературные творения французских авторов – Аполлинера, Бодлера, Рембо.

Вадим Задорожный (биография, фото представлены в статье) после школы был призван в армию. Первый год он служил на границе с Румынией. После этого его перевели в Киев, где он защищал рубежи Родины в Бориспольском аэропорту.

В 1981 г. Вадим Задорожный стал студентом Московского пединститута им. Крупской. Уже в эти годы он стремился познать, на что способен в жизни. Будучи студентом, работал пожарным и дворником, грузчиком и сторожем. Прошел все хладокомбинаты и вокзалы столицы, мел Малую Бронную. Заработанные деньги позволяли Вадиму «шикануть». Он покупал в букинистических магазинах редкие книги. Одним из первых в этой коллекции было дореволюционное издание, посвященное Савонароле, «Еретик из Сан-Марко».

Несмотря на свою трудовую деятельность, Вадим Задорожный учился в вузе хорошо. Он даже получал повышенную стипендию, а в течение двух лет был ленинским стипендиатом, за что начислялось по 100 руб. в месяц.

Вступление в бизнес

Работать с техникой Вадим Задорожный стал еще в начале 80-х годов, когда был студентом Московского пединститута. В своем стремлении подработать он скупал на территории Западной Украины аварийные автомобили марки «Жигули», восстанавливал их и продавал в Киеве и в Москве.

В настоящий бизнес Задорожный попал уже почти в 90-е годы, после того как в течение восьми лет отработал учителем в средней школе на своей родине. Он любил свою профессию, но для того, чтобы заработать деньги, начал торговать недвижимостью в Запорожье. Одновременно с этим начинающий предприниматель открыл собственные антикварные магазины. Уже быстро бизнес стал давать неплохие результаты, и на сегодняшний день Вадим Николаевич владеет самой разной недвижимостью, несколькими столичными ресторанами, отелем, внушительными предприятиями, занимающимися переработкой древесины и лесозаготовками, туристической компанией, предлагающей клиентам охоту и рыбалку на Дальнем Востоке и в Сибири.

Увлекательное хобби

Свою коллекцию автомобилей Вадим Задорожный начал собирать в 1999 г. Первым ее экземпляром стал BMW DA3 Wartburg, выпущенный в 1939 г. В те годы на него была затрачена не такая уж и большая сумма денег. Ведь любой автомобиль, ввезенный из Европы в СССР, стоил в пределах 2-3 тысяч долларов. Именно в этот период в нашей стране и появились самые «крутые» машины, выпущенные еще в начале 20 в.

Создание музея

В 2001 г. находящейся в собственности Вадима Задорожного техники стало настолько много, что бизнесмен решил оформить ее в качестве автомобильного клуба. Туда сразу же подтянулись реставраторы, занимающиеся ретроавтомобилями, а также специалисты по их техническому обслуживанию. Таким образом и была создана определенная административная структура. Строительство музея начали в заброшенном поле.

Дальнейшее развитие

В 2004 г. в коллекции Вадима Задорожного находилось уже несколько десятков раритетных автомобилей. Все они были перевезены со своего места хранения в московской промзоне в недавно возведенный 3-этажный технический центр. Спустя год было достроено и музейное хранилище.

В 2008 г. закончили возведение главного здания комплекса. В его помещениях разместилась основная часть экспонатов музея. На все это потребовалось немало инвестиционного капитала. По оценкам специалистов, эта сумма находилась в пределах двадцати миллионов долларов.

Инфраструктура музея

Недалеко от экспозиции находятся реставрационные мастерские, а также сервисы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Есть на территории комплекса участок, где готовят машины к ралли и различным ретропробегам. Действует здесь и цех, реставрирующий раритетные мотоциклы, а также диагностическая лаборатория.

При музее работает сервис, обслуживающий современные автомобили. Он выполняет заказы жителей близлежащих элитных коттеджных поселков и дорогих дач.

Вне всякого бизнеса

Стоит отметить, что экспонаты комплекса не продаются. Все машины подлежат реставрации только для того, чтобы занять свое место в музее. Когда комплекс приносит дополнительный доход, все деньги уходят на приобретение новой техники, которую ввозят из-за рубежа или покупают в России.

Музей существует только за чет сдачи в аренду части этажей. Но все поступающие на его счет деньги откладываются на дальнейшее развитие. Подобная экономическая схема обеспечивает самофинансирование комплекса, который не получает и не ждет никаких дотаций от государства.

Гражданская позиция

Богатые люди обладают миллиардами долларов. Часто они не переключают свои суммы на созидание и красоту. Музей Вадима Задорожного – это вовсе не бизнес.

Это выражение любви к Родине. К тому же реставрацию техники можно отнести к творчеству, которое не уступит по своей значимости реставрации живописи. Здесь необходимы не только технические, но и исторические знания. Ведь любое отступление от оригинала грозит несоответствием в его внешнем виде. Именно поэтому все мастера-реставраторы являются фанатами своего дела. Они до самых глубин знакомы с автотехникой любого периода, а также знают ремонтную базу.

Вадим Задорожный считает дела музея самыми главными в своей жизни. Он хранит и бережно оберегает каждый экспонат, который позволит лучше понять историю нашей Родины нам и будущему поколению.

О размещении экспонатов

На сегодняшний день на реставрации находится более 100 автомобилей, столько же мотоциклов и много другой исторической техники.

Музей уже начинает ощущать нехватку площадей. Это проблема комплекса, занимающего порядка 10 тыс. квадратных метров. Для ее решения потребуется строительство нового, гораздо большего здания.

Автомобиль Гитлера

Отзывы о музее Вадима Задорожного подтверждают то, что в этом комплексе невозможно найти неинтересные экспонаты. За всеми из них стоит история. Именно поэтому к каждому экземпляру техники здесь относятся со вниманием и уважением.

Особенный интерес у посетителей вызывает автомобиль, некогда принадлежавший Гитлеру. Это «Гроссер-Мерседес-770». Он представляет собой бронированный кабриолет, в котором фюрер принимал парады. Конечно, такой экземпляр, без сомнения, является мировым топом. При его осмотре невольно сжимается наполненное гневом сердце, и вспоминаются те ужасы, которые пришлось вынести нашему народу в борьбе с фашистской Германией.

Автомобиль менял своих владельцев. Он был подарен хорватскому диктатору Павеличу, а после победы — Тито. Югославский лидер подарил машину Сталину. Однако Иосиф Виссарионович не стал ездить на автомобиле врага и переподарил ее первому секретарю Узбекистана. И только по прошествии не одного десятилетия машина попала в музей, организованный Вадимом Задорожным.

Автомобили СССР

Не меньший интерес у посетителей музея представляет ЗИС-115. Это настоящий бронированный монстр, который ранее принадлежал Сталину. На заднем сидении машины можно видеть манекен, изображающий вождя Страны Советов.

Рядом с этим авто стоит ЗИС-110Б. На нем ездил Берия. Здесь же находится машина, подаренная Хоннекеру Леонидом Ильичом Брежневым.

Среди экспонатов можно увидеть машины, принадлежавшие Гагарину и Горбачеву, Ельцину и патриарху Пимену.

Музей техники Вадима Задорожного

Активные темы

  • Подлинная история банды Келли (35)

    xyxy Инкубатор 23:38

  • Академик Александр Чучалин на совещании по коронавирусу у Владим… (4)

    Васяныч Инкубатор 23:38

  • Выход найден. (14)

    Mihalich1980 Инкубатор 23:38

  • Привет друзья! Много новеньких, будем знакомы-я Пашкетт (157)

    GarinO Инкубатор 23:38

  • Сборка электрощитка (142)

    ЯПfan Видео 23:38

  • почему мы так долго терпим этих гнид (25)

    Ogre55 Инкубатор 23:38

  • Этот виски пахнет так, как будто в осеннем парке бомжи сжигают и… (219)

    Mihunya Тексты 23:38

  • Почему в Москву ограничен только въезд? (22)

    beglenkov Инкубатор 23:38

  • Зема vs Зомби (0)

    WhiteCar Инкубатор 23:38

  • «До 6 мая может наступить полный коллапс»: владелец ТЦ «Атриум» … (420)

    dlrex Тексты 23:38

  • Почаевскую лавру закрывают и объявляют карантинной зоной (120)

    versit События 23:37

  • Война за дома или чего стоит наше право на собственность (105)

    АгентИнглиш События 23:37

  • Во Владикавказе ОМОНу дали команду разогнать митинг, но часть ро… (440)

    MarcusWebb События 23:37

  • Несколько фактов о легендарном мультфильме, ради которого мы в … (122)

    sNovimGodom Картинки 23:37

  • Зеленоградский любитель экстрима решил на год замуровать себя в … (176)

    sharipovraus События 23:37