Кто такой турка

Сельджуки, потомки огузов, огузы потомки узов-гузов

Что известно о сельджуках и их связи с Огузами, узами-гузами?

Кто такие сельджуки?

«Сельджу́к (тур. Selçuk Bey Сельчу́к-бей), — Сельджук ибн Дукак (Токак), или Малик ал-Гази («Султан газиев» получил это прозвище сражаясь с язычниками) — глава тюркского огузского племени кынык, эпоним династии Сельджукидов.

Отцом Сельджука был Токак, происходивший из рода Тугшермыша огузского родового племени Кынык. Токак находился на военной службе у ябгу или (йабгу) Али правителя Дженда. Имя «Токак» означает означает “Железная стрела”. Есть сведения, что его сын Сельджук начинал свою военную карьеру командиром в войсках Хазарского каганата. Позже после ослабления власти кагана в середине X века вместе с отцом перешел на службу к огузам.

Ему было не более 20 лет, когда он стал сю-баши у огузского ябгу. По легенде, жена ябгу, видя в Сельджуке опасного соперника, подговаривала мужа убить его. Узнав об этом заговоре, Сельджук собрал всех людей своего племени Кынык и с сотней всадников переселился под предлогом поиска новых пастбищ из Турана, страны огузов, в Иран. Это случилось в 985 или 986 году. Прожил, по преданию, 107 лет и умер в Дженде. Сельджук оставил после себя пятерых сыновей. Внуки Сельджука стали выдающимися полководцами Халифата: Тогрул-бек, Чагры-бек Дауд, Алп-Арслан. Впоследствии, захватив Месопотамию, Ирак, Сирию и большую часть Ирана они создали огромную империю и стали основателями династии Сельджукидов, правившей этими землями с XI по XIV века».

Есть необходимость выделить некоторые интересные эпизоды истории сельджуков и дать пояснения. Турки гордятся своими легендарными предками, сельджуками. Давайте же ещё раз вспомним, откуда они взялись, и какое отношение имеют к современным туркам.

«По версии официальной Турции почти полтора тысячелетия назад, в VI веке, в Евразии образовался Великий Тюркский каганат, огромная территория которого тянулась от границ Китая до Северного Причерноморья. Основное его население составляли тюркские племена, известные еще со времен другой великой державы – гуннов. Но Тюркский каганат со временем тоже распался, и судьба населявших его племен сложилась по-разному. Так, северная ветвь, известная как “кыпчаки” (“кипчаки” или половцы в русской исторической традиции), оказала сильное влияние на формирование этнокультурного облика многих тюркских народов, в частности – татар, башкир, казахов, узбеков, ногайцев».

Другая ветвь тюрков, южная, получила название “огузов”, занимавших в VII-XI веках значительные территории в Центральной и Средней Азии. Возникает вопрос, там были только огузы или в числе многих племён были узы? Не вникая в подробности исторических событий того периода, скажем лишь, что это название стало постепенно чередоваться с другим – этнонимом “туркмены”. Огузы-туркмены были в основном кочевниками, и среди их различных группировок шла постоянная борьба за лучшие земли, воду и пастбища. В других множественных источниках переданы сообщения о том, что узы всегда занимали самые лучшие места. К концу X века выделилась одна из ветвей тюрко-огузских племён, которую возглавил Сельджук ибн Тугак из племени кынык. Он объединил под своей властью часть местных племён, которые и стали называться “сельджуками”, а династия правителей, идущая от самого Сельджука, вошла в историю как Сельджукиды.

«Сельджуки приняли Ислам, что способствовало их дальнейшей консолидации. В XI веке они вышли за пределы своих пастбищ и приступили к созданию государственного объединения, ставшего известным как держава Сельджукидов. Ее основателем и первым правителем (с 1038 года) считается Мухаммад Тогрул-бек, внук Сельджука ибн Тугака, принявший затем титул султана. Решающее значение для утверждения этой державы имела ее победа над войсками Газневидской державы – сильнейшего государства того времени в регионе. Она открыла путь сельджукам на территорию Афганистана, Персии и Ирака. Впереди была Малая Азия, входившая в то время в состав Византийской империи. Как бы то ни было, завоевания сельджуков способствовали уничтожению феодальной раздробленности в захваченных ими странах.

В 1042 году Тогрул-бек направил 10-тысячную конницу в Восточную Анатолию, находившуюся тогда под властью династии Марванидов. Затем настала очередь Закавказья – Грузии, Армении, Азербайджана. Начались рейды сельджуков в пределы Византии, и под натиском их войск пали Эрзурум (Арзрум), Карс, Малатья (ныне это административные центры одноименных областей – илей Турции).

Между тем ими был взят Багдад, столица Аббасидского халифата, и Тогрул-бек перенес свою столицу из среднеазиатского Мерва в персидский Исфахан. Он объявил себя защитником халифа, а тот, в свою очередь, присвоил Тогрул-беку титул “малик (т.е. царь) Востока и Запада”. В 1062 году он сам во главе большой армии появился в Азербайджане, и тут следует уточнить, что с сельджуками (и в более широком смысле – с огузами) оказалась связанной и этническая история азербайджанского народа.

Держава Сельджукидов еще более усилилась в период 10-летнего правления султана Алп Арслана, любимого племянника Тогрул-бека. При нем в огромном регионе возрождались города, развивалось сельское хозяйство и ремесла, оживилась торговля на знаменитом Шелковом пути, связывавшем азиатские рынки с Ближним Востоком и Европой. Происходили и другие важные изменения в жизни народов, входивших в состав державы Сельджукидов. Продвижение на запад касалось не только войск, но и вызывало настоящую миграцию огузо-туркменских племен. Они отправлялись в дальний путь со своими семьями, табунами лошадей и верблюдов, стадами овец. Как писал один из историков, туркмены под именами “данышменди”, “ак-коюнлу”, “сельджук” проникали вплоть до Анатолии. И здесь они зачастую оседали, постепенно забывая о кочевом образе жизни и налаживая определенные отношения с местными жителями.

А военные действия продолжались. Султанская армия Алп Арслана предприняла новые походы в Закавказье и Малую Азию. В результате битвы под Манцикертом в 1071 году огромная византийская армия была полностью разгромлена, а в плен к сельджукам попал сам император Византии Роман IV Диоген. Эта победа открыла им путь в глубь Малой Азии. В руках Сельджукидов, помимо ранее завоеванных ими городов, оказались также Мардин, Мараш, Кайсери, а также Конья. Здесь ими был образован Конийский (Иконийский, Румский) султанат – первое государство сельджуков на территории современной Турции (1077-1307).

Однако не все шло гладко в их державе. Помимо вечных социально-экономических противоречий в обществе и внутриполитической борьбы среди членов правящего клана существовали и внешние угрозы. Особое давление Сельджукиды испытывали на восточных и северных границах своей державы. Здесь, с одной стороны, оживились Газневиды, с другой – угрожали кыпчаки, а также обделенные благами другие огузские племена и группировки. Часть из них двинулась вдоль северного побережья Каспия, а другая дала настоящий бой султанской армии. И во время одного из сражений под Бухарой в 1072 году погиб сам султан Алп Арслан.

Султанский трон перешел по наследству его сыну Маликшаху, 20-летнее правление которого было названо “весной Сельджукской династии”. Действительно, оно явилось периодом наивысшего могущества этой державы. Для того чтобы упорядочить бюрократический аппарат огромного государства, Маликшах и его знаменитый визирь Низам ал-Мулк (“Устроитель державы”) провели административную реорганизацию и ряд других важных реформ. Еще дальше расширились его границы, были завоеваны Сирия и Палестина, заняты священные города мусульман Мекка и Медина, а политическое влияние Сельджукидов распространилось вплоть до Египта.

Тем временем продолжалась активная колонизация Анатолии, куда в большом количестве продолжали переселяться огузы-туркмены. Они начали уже создавать самостоятельные княжества. А в конце 70-х годов обособился от центральной власти Конийский султанат, где правил Сулайман ибн Кутулмыш, один из родственников Маликшаха. Пользуясь ослабленностью императорской власти в Византии, он даже захватил Никею (ныне Изник) и вышел к побережью Мраморного моря.

Но сельджуков ждали новые испытания. В конце XI века начались крестовые походы, приведшие в 1204 году к падению и разграблению крестоносцами Константинополя. Но еще раньше, в 1097 году, они отобрали у сельджуков Никею и завоевали часть Конийского султаната. Еще большая угроза обозначилась на восточных границах державы Сельджукидов. Там вновь активизировались непокорные племена, нарастали внутренние противоречия в самой державе, и, в конце концов, в XII веке она распалась на независимые султанаты: Хорасанский, Иракский, Конийский, а в Средней Азии образовался Восточно-Сельджукский султанат.

Затем, уже в XIII веке, непоправимый удар по осколкам былой державы нанесли монголы. Что касается Конийского султаната, то в 1243 году он стал вассалом ильханов – монгольских правителей в Иране. А в 1307 году этот первый султанат сельджуков распался на ряд мелких княжеств – бейлики. Одно из них стало ядром будущего Османского государства».

Но это уже другая история, которая представлена красиво и правильно. Всё изложенное достаточно четко поясняет лишь одну сторону, разворачивая её в пользу Турции и это конечно хорошо. При этом возникает вопрос, где в это время были узы, предки гузов – гагаузов? Почему их история по сравнению с другими очень скудна? Их способности в воинском искусстве были не менее значительны, чем у тех огузов, которые стали сначала сельджуками, а позже и турками. Есть над чем подумать…

hist_etnol

Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.
Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.
Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.
Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.
Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.
Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.
По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.
На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.
Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.
Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.
На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.
После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.
Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

История появления джезвы (турки) для кофе

Приготовление кофе — это настоящий ритуал, при выполнении которого необходимо строго следовать определенным требованиям. Специалисты уверены, что вкусный кофе можно приготовить только в специальной посуде — джезве, которая в России более известна как турка.

Джезва — это небольшой сосуд для варки кофе, который имеет специфическую форму — он резко расширяется в своей нижней части и сужается кверху. Турка обязательно должна быть медной, так как этот материал не позволяет напитку быстро остывать, и кофе будет более насыщенным.

История появления этой посуды для приготовления кофе очень любопытна. Африканские кочевники, первые оценившие достоинства такого напитка, как кофе, варили его в котелках из меди (самого распространенного тогда материала). Они постоянно кочевали, и возить с собой емкости большого объема им было проблематично, поэтому со временем котелки потеряли свои размеры и были существенно сужены. На свет появилась далла, представляющая собой металлический кувшин всего с одной ручкой и длинным носом. Далла вместе с кофе была завезена на Аравийский полуостров, где ее оценили турки. В Стамбуле даллу существенно модифицировали, в результате чего появилась новая посуда для приготовления кофе, названная джезвой. В чем ее отличие от даллы? Турки сузили горло даллы, чтобы кофе во время приготовления не проливался на угли — настолько ценным считался этот напиток в султанском дворце! Также турки удлинили ручку сосуда, чтобы его было удобнее держать в руках. Так что именно туркам мы обязаны появлением джезвы. Неудивительно, что в Российской империи джезву стали называть туркой. Этот термин прочно вошел в русский, белорусский и украинский словари и сегодня не кажется каким-то необычным.

В Турции принято варить кофе в медной кованой турке, и весь мир считает именно этот материал идеальным для джезвы. Изнутри она обычно покрывается серебром или специальным пищевым оловом, так как эти металлы при нагревании не выделяют вредных веществ и безопасны для человека.

Коническая форма турки неслучайна. Благодаря такой форме посуды кофе «раскрывается», во время заваривания образуется густая пена, особенно любимая кофеманами. Мелкие частицы, которые при нагревании поднимаются вверх, натыкаются на стенки сосуда, останавливаются и вновь опускаются на дно. Благодаря этому гуща в турке оседает значительно быстрее, чем в других емкостях.

Длинная поднятая вверх ручка изготавливается только из тех материалов, которые обладают нулевой теплопроводимостью. Такая ручка не нагревается во время приготовления кофе по-турецки, что очень удобно. Обычно ее делают из дерева.

Приготовление кофе в турке сегодня так же популярно, как несколько столетий назад, когда этот напиток только завоевал сердца европейцев. Появление на рынке быстрорастворимого кофе не вытеснило натуральный кофе в гранулах, он все так же ценится знатоками и любителями кофе. Не изменился и ритуал приготовления кофе в турке. Его мы описываем в статье «Особенности приготовления кофе в турке».ля приготовления кофе на песке или углях лучше подходит турка шарообразной формы. Если варить кофе на обычной газовой плите, то более подходящей будет продолговатая конусная турка.

Вся история и культура туркмен, как и других народов Средней Азии, насквозь пропитана исламом. Впервые религия Аллаха пришла на эти земли вместе с арабскими воинами и проповедниками в VII веке. Фактически, туркмены стали первыми тюрками, принявшими ислам.

Первые тюрки принявшие ислам

Вся история и культура туркмен, как и других народов Средней Азии насквозь пропитана исламом. Впервые религия Аллаха пришла на эти земли вместе с арабскими воинами и проповедниками в 7 веке. Фактически туркмены стали первыми тюрками принявшими мусульманство, а уже в сельджукский период в 11 столетии ислам прочно укрепился в народе полностью вытеснив другие религии и верования.

Ильдар Альбеков, культуролог: «Одной из главных причин почему они приняли ислам без сопротивления, то возможно и скорее всего, это близкая культура, так как арабы были кочевниками и туркмены тоже были кочевниками. Возможно это их сблизило и потом, их сблизили наверно и какие-то общекультурные ценности, несмотря на то, что они говорили на разных языках».

Туркменский этнос происходит от огузских племён – прародителей современных турок, азербайджанцев и части крымских татар. Ранее тюрки появляются в прикаспийских степях в середине первого тысячелетия. В 9-11 веках усиливается миграция огузов из Средней Азии на запад. На рубеже первого и второгог тысячелетия нашей эры многие огузы стали именовать себя туркменами.

Ильдар Альбеков, культуролог: «В частности мнение Гумилёва, что тюркские племена образовались на Алтае и потом оттуда расселились по разным регионам земного шара. Часть из них ушла на Среднее Поволжье, эти народы называют кыпчакская группа. Часть из них ушла в Среднюю Азию и в Центральную Азию, это огузская группа».

Говоря о роли туркмен в истории исламской цивилизации, нельзя не вспомнить тот факт, что именно они были основателями великого Сельджукского государства, правопреемником которого стала блистательная Османская империя, глава которой, до 1924 года носил титул халифа всех мусульман. Этноним сельджуки происходит от имени вождя сельджуков, поселившегося по приданиям в 955 году в Дженде, на Сырдарье.

Ильдар Альбеков, культуролог: «Туркмены в массе своей являются суннитами, то есть, 80% а то и больше населения самой Туркмении. Туркмены ещё проживают и на других территориях. Их много живёт в Турции, их много живёт в Узбекистане, их много живёт в Казахстане, которые исповедуют ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба».

К сожалению, в отличии от некоторых других соседних стран, возрождение ислама в Туркменистане с падением советской системы так и не наступило. По официальным данным в стране сегодня порядка 300-400 мечетей, а их заполнение на молитву, это вопрос неопределённого будущего.

Турка (джезва). История создания

Дата, к которой можно было бы отнести приготовление первого кофейного напитка, теряется в веках. А вот история сосуда, в котором кофе варят теперь, турки и кофейники, ближе к нам столетия на три и, по этой причине, хорошо известна. Издревле кофе варили африканские племена. Напиток этот считался вне закона, поэтому пили его тайно. Бронзовые или медные котелки — так выглядел первый кофейник. Кофе делали над костром, после чего эти емкости прятали. Сами племена, гонимые распрями на религиозной почве, вынуждены были сняться с нажитого места.

Те, кто примкнули к кочевникам-бедуинам, могли позволить себе только кувшины с длинным горлышком, которые предназначались для воды. В них и стали варить кофе, другая посуда для кофе просто не рассматривалась, поскольку ни возможностей, ни средств на то не было. В похожих кувшинчиках бедуины варят его и по сей день, называя их «далле». Другая часть африканцев отправилась на аравийский полуостров в сопровождении восточных купцов. Секрет приготовления кофе, возможно, был платой африканцев за успешное путешествие. Так или иначе, но торговцам настолько понравился новый напиток, что они сочли его достойным самого султана.

Владыке кофе тоже пришелся по вкусу. Готовить этот напиток стали в маленькой золотой кастрюльке, снабженной длинной ручкой и крышкой. Эти меры предосторожности были необходимы, чтобы ничьё дыхание не смогло осквернить напиток богов.

Вкус у кофе был настолько терпким, что султан опасался не распознать в напитке отраву. Поэтому напиток готовили в его присутствии. Золото быстро нагревалось, и момент вскипания сложно было уловить. Подгоревший на углях кофе портил впечатление от напитка в целом, затмевая его аромат.

Умельцам было поручено придумать новую форму сосуда для варки кофе. Материалом выбрали луженую медь — гораздо медленнее нагревающийся материал. Изменили и форму сосуда. Она стала узкой в верхней части и широкой снизу. Узкое горлышко расширялось вверху, что дало возможность поймать момент закипания напитка. Силуэт сосуда напоминал фигурку восточной женщины. Длинную ручку, впрочем, оставили. Интересно, что чашки для кофе отдельно, по случаю появления нового напитка, никто не изобретал.

Новая ёмкость для приготовления кофе стала называться «раква» по имени богатого вельможи, который начал эти сосуды изготавливать и продавать. Что касается султана, он был настолько рад, что повелел угостить великолепным напитком всех своих приближенных. Было большое застолье, блюдо со сладостями, фрукты и, конечно же, новый набор для кофе, состоящий из раквы и чашек, которым так гордился султан. Эта затея, несомненно, добавила кофе популярности. Со временем название «раква» забылось, а сосуд стали именовать «джезва».

Так называли ёмкость для варки кофе и европейцы, к которым культура употребления кофе пришла с Востока. В Россию кофе завезли из Турции. Пока его пили исключительно в семьях аристократов и прочих представителей богатого сословия, название «джезва» сохранялось. Как только в советские времена кофе стал достоянием общественности, язык ломать не стали и, не долго думая, придумали новое название для «джезвы» — «турка», т.е. пришедшая к нам из Турции.

И по сей день это название осталось за сосудом, в котором варят прекрасный напиток, имеющий поистине божественное происхождение. Мастера всячески украшали турки тиснениеями, узорами, немного видоизменяли ручки, да и саму форму посуды, но суть всегда оставалась прежней. В интернет-магазине «Домашний бутик» представлено много интересных вариантов турок и другой посуды для кофе, выполненной в разных стилях из самых разных материалов. Загляните к нам на сайт и убедитесь в этом сами.