Критская операция 1941

Соревнование в ошибках

Германское командование после захвата материковой Греции считало необходимым оккупировать Крит, чтобы воспрепятствовать британцам использовать его как плацдарм для ВМС и ВВС в Восточном Средиземноморье. Британский премьер Черчилль, в свою очередь, заявил 17 мая, что Англия будет драться за Крит до последнего человека. Но уже через две недели остров был полностью в руках немцев.

Для десантирования фашисты выделили 7-ю парашютную и 5-ю горнострелковую дивизии, а также штурмовой авиадесантный полк. Почему в последний момент часть воздушно-десантных подразделений немцы решили заменить горными стрелками, у которых отсутствовал опыт десантирования с воздуха, навсегда останется загадкой.

Совершенно необъяснимо также, почему командующий британскими силами на Крите новозеландский генерал Бернард Фрейберг накануне уже известной даты немецкой высадки распорядился перегнать базировавшиеся на острове английские истребители в Египет, чем полностью лишил свои войска и корабли флота прикрытия с воздуха.

Крит защищали 2-я новозеландская дивизия, 19-я австралийская бригада, 14-я английская пехотная бригада, ряд отдельных частей британской и греческой армий. Их общая численность составляла 40 тысяч человек. Силы, выделенные немцами на захват Крита, насчитывали в общей сложности 22,5 тысячи человек. Вдобавок они могли вступать в бой только по частям, что увеличивало шанс их разгрома британцами в самом начале сражения.

Десантная операция началась перед рассветом 20 мая. Большинство немецких парашютистов было сброшено вдали от намеченных целей – аэродромов. Кое-где десантники попали прямо в расположение вражеских войск. Скинутое им с самолётов в контейнерах оружие и снаряжение по большей части тоже оказалось в руках англичан или далеко в стороне от тех мест, где выбросились парашютисты.

В первый день немцы не смогли захватить ни одного аэродрома, чтобы посадить на них транспортные самолёты с горными стрелками и лёгкой (динамо-реактивной) артиллерией. Бои приняли затяжной характер, разбившись на ряд очагов. Немцы с трудом сдерживали контратаки пришедших в себя от неожиданности англичан, австралийцев и новозеландцев.

Критская операция

Иное название этого понятия — «Меркурий»; см. также другие значения.

Сражение за Крит
Основной конфликт: Вторая мировая война
Высадка немецких парашютистов на Крит. Дым якобы подбитого «Junkers 52» добавлен на фотографию британцами в пропагандистских целях
Дата 20 — 31 мая 1941
Место Остров Крит, Греция
Итог Победа Германии. Поставленные цели в ходе операции были выполнены.
Противники

Королевство Греция
Британская империя:

  • Великобритания
  • Австралия
  • Новая Зеландия

Германия
Королевство Италия

Командующие

Бернард Фрейберг

Курт Штудент

Силы сторон

15 000
11 000
7100
6700
Всего: 40 000

22—35 тыс. пехотинцев
280 бомбардировщиков
150 пикирующих бомбардировщиков
180 истребителей
500 транспортных самолётов
80 планеров
2700

Потери

3990 погибших
2750 раненых
17 090 пленных
(в том числе 5255 пленных греков)

Официально:
3627 погибших и пропавших без вести
2594 раненых

Медиафайлы на Викискладе

Критская воздушно-десантная операция, в зарубежной историографии — Сражение на Крите (нем. Luftlandeschlacht um Kreta; греч. Μάχη της Κρήτης), в немецких планах — операция «Меркурий» (нем. Unternehmen Merkur) — стратегическая десантная операция Германии в ходе Второй мировой войны. Сражение за Крит происходило с 20 по 31 мая 1941 года. Операция имела целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским бассейном. Является прямым продолжением греческой кампании итало-германских вооружённых сил, нацеленной на вытеснение Великобритании из Средиземного моря. Окончилась оккупацией Крита, Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья.

Операция «Меркурий» вошла в историю как первая крупная операция воздушно-десантных войск. Несмотря на тяжёлые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил немецких войск. Успехи немецких воздушно-десантных частей заставили высшее руководство остальных стран-участниц войны (в частности, Великобритании) пересмотреть своё отношение к этому роду войск.

Ограниченное участие в операции приняли также авиация и флот Италии.

Сражение за Крит как «пиррова победа» германских ВДВ

Летом 1941 года, в ходе нападения фашисткой Германии на СССР, многие военные специалисты обратили внимание на то, что германское командование практически исключило широкое применение своих воздушно-десантных войск на Восточном фронте. Соединения и части германских ВДВ воевали в основном в качестве пехоты, иногда в качестве штурмовых войск, да, воздушные десанты немцами применялись, но только в составе не больших подразделений и то только в ближних тылах Красной Армии, в основном для захвата или уничтожения особо важных отдельных объектов и не более того.

Подбитый немецкий транспортный самолет Юнкерс Ю-52 падает на землю во время высадки на Крите. Второй самолет (на заднем плане) успешно сбросил десантников, раскрытые парашюты которых видны слева.
В чем причины такой осторожности германцев? К примеру, их танковые части и соединения наоборот мчались только вперед, не обращая внимания на свои открытые фланги и отставшие тылы, фактически немецкие танкисты заменили собой ВДВ, так как действовали решительно, дерзко, напористо и инициативно, а подразделения германских ВДВ на поле боя скромно следовали за ними в качестве обыкновенной мотопехоты.
Причиной такой «скромности» германских ВДВ, оказывается, был личный приказ фюрера, запрещавший использование германских воздушно-десантных войск в специальных масштабных десантных операциях, данный приказ состоялся по итогам операции по захвату о. Крит, проведенный силами германских ВВС и ВДВ в мае 1941 года.

Для чего вообще немцам понадобилось захватывать этот остров, находящийся в восточном Средиземноморье, да еще буквально накануне начала большой и серьезной войны против Советского Союза?
Многие исследователи полагают, что немцы серьезно опасались того, что, используя Крит как базу и своего рода непотопляемый авианосец, союзники начнут бомбардировки румынских нефтяных месторождений, имевших для Германии важнейшее стратегическое значение, так как без румынской нефти было практически невозможно вести войну против СССР, так что захват Крита являлся залогом успешного безостановочного продвижения германских танков на будущем Восточном фронте.
Немецкие парашютисты десантируются на остров Крит под огнем противника
Из различных данных известно, что к началу операции гарнизон Крита насчитывал около 40 тыс. греческих и британских солдат, цифра кажется на первый взгляд внушительной, однако греческие войска, имели на боевых позициях в своем составе всего не более 14 тыс. солдат и те были практически без тяжелых вооружений и имели крайне ограниченное количество боеприпасов. Таким образом, данной группировке союзных войск было не легко противостоять не только германским десантникам, настоящей германской военной элите, но и даже обыкновенной пехоте вермахта.
Англичане прекрасно понимали, что плохо вооруженные греческие войска долго обороняться не смогут и поэтому главными силами, которые составляли основу противодесантной обороны Крита, являлись, в основном, их наиболее подготовленные кадровые пехотные полки Лестерский, Аргайлский и Сазерлендский, которые имели на вооружении даже легкие танки. Слабыми сторонами в обороне острова было также отсутствие транспорта, в связи, с чем невозможно было быстро перебрасывать войска с одного угрожаемого направления на другое, обороняющиеся также не имели на вооружении достаточного количества артиллерии и боеприпасов к ней. На вооружении ПВО, чтобы прикрыть хотя бы наиболее важные объекты, зенитных орудий было не более половины от необходимого количества.
По всей видимости, английское командование рассчитывало, в основном, на свои военно-морские силы, так как их боевые корабли почти полностью контролировали все прибрежные воды Крита. Все это, как им казалось, делало остров практически неприступным для традиционного на то время морского десанта, однако немцы ударили там, где их ожидали меньше всего, — с воздуха.
Германцы для вторжения на Крит создали специальную авиационно-десантную группировку, в состав которой входили: 11-й авиационный корпус, который привлекался для осуществления непосредственно высадки на остров и 8-й авиационный корпус, который должен был прикрыть все действия десанта на земле. Немецкие авиационные корпуса в общей сложности насчитывали 430 бомбардировщиков и 180 истребителей, более 500 транспортных самолетов и 80 планеров. Немцы имели полное господство в воздухе. Командование всей операцией осуществляло ведомство Геринга-Люфтваффе, германские ВДВ в то время входили в состав ВВС, также как и ПВО как у них говорили, все что летало, подчинялось борову-Герингу.

Немецкий десантник, убитый еще в воздухе во время высадки на Крите
Для захвата Крита немецкое командование выделило 7-ю парашютную и 5-ю горнострелковую дивизии. Кроме этих основных частей, в состав десанта входили также части усиления. Парашютную дивизию немцы планировали десантировать на парашютах, а горнострелковую — на планерах и транспортных самолетах.
Всего в состав десанта, включая части, которые предполагалось доставить морем, входило около 23 000 человек. Несмотря на подавляющее преимущество в воздухе, штурм Крита являлся по прежнему очень рискованным и авантюрным мероприятием, так как Люфтваффе намеревалось захватить остров, расположенный почти в 100 милях от материковой части Греции, фактически без участия военно-морских сил, то есть при помощи только одних самолетов и десантников. Получалось, что численность сил вторжения была почти вдвое ниже, чем защитников острова. Немцы торопились и, как показали дальнейшие события, эта спешка при подготовке к столь серьезной операции чуть не привела их лучшие войска к настоящей трагедии и полному краху.
И вот день «Д» наступил, операция по захвату о. Крит под названием «Меркурий» началось ровно в 8.00 20 мая 1941 года. Сотни германских боевых самолетов заполнили небо над островом, штурмовики били точно по ранее вывяленным целям, буквально в течение первых минут налетов от штурмовок и бомбежек большинство позиций греков и англичан были разрушены, а многие зенитные расчеты уничтожены или на короткое время нейтрализованы, то есть попросту в панике разбежались.
Сгоревший немецкий парашютист. Рядом стоит английский солдат с трофейным пистолетом Р.08 «Люгер». Операция «Меркурий» (высадка немецких войск на Крите)
Германские асы действовали четко по плану операции, вначале была нейтрализована большая часть средств ПВО противника, затем во вторую очередь были атакованы основные дороги острова, порты и многие другие объекты, обороняющиеся еще были в шоке и растерянности, когда вдруг прямо у них над головой появились сотни германских транспортников Ю-52, и вниз, словно горох посыпались тысячи германских парашютистов, затем в небе показались десятки планеров с горными стрелками на борту. Зрелище действительно было впечатляющим.
В результате общая численность войск, перевезенных немцами по воздуху, составила почти 23 500 человек, кроме того, самолетами были доставлены 353 орудия, 771 мотоцикл (главное транспортное средство германских парашютистов), 5358 десантных контейнеров с оружием и снаряжением и 1090 тонн различных грузов.
Вроде все для германцев началось удачно и мощно, казалось, что такую мощь остановить практически невозможно, но это только казалось, затем все пошло явно в разрез с планами, разработанными в уютных берлинских штабных кабинетах.
Многие из нас видели как десантируются современные ВДВ, боец-десантник с собой имеет не только личное стрелковое оружие, гранатометы, но и запас боеприпасов, продовольствия и т.д , то есть современный десантник приземлившись и освободившись от парашютных строп сразу же может вступить в бой и эффективно уничтожать не только пехоту противника но и многие бронированные цели.
Немецкие десантники в окопе на Крите
У германских ВДВ в 1941г. при десантировании на о.Крит главным недостатком было то, что парашютисты во время десантирования имели при себе только ножи и пистолеты. Основное оружие и снаряжение сбрасывалось отдельно в специальных контейнерах. Это было вызвано, прежде всего, недостатками в конструкции парашютов и опасениями, что стропы могут зацепиться за выступающие предметы экипировки.
Такая тактика была бы вполне оправдана при выброске в безлюдных районах, однако на Крите десантирование происходило практически на позиции противника. В результате немецкие десантники после приземления гибли десятками, а то и сотнями, так как оказывались перед врагом практически безоружными, греки и англичане их просто безнаказанно расстреливали, не давая добраться до контейнеров с личным оружием.
В результате первая волна высадки немецкого десанта из состава 7ПД понесла крупные, в своем большинстве неоправданные потери. А вот зенитная артиллерия британцев пришла, наконец-то, в себя и открыла плотный заградительный огонь по германским транспортникам и парашютистам. Иногда окружающее наблюдали страшные картины — это когда подбитые германские самолеты разламывались на части прямо в воздухе, парашютисты высыпались из них словно картошка из мешка и гибли, не имея возможности раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца. Так как конструкция тогдашнего немецкого парашюта не позволяла каким-либо образом изменить траекторию полета, так что в парашютном деле, как показал Крит, немцы были явно в отстающих, многих потерь среди десантников можно было бы избежать, имея на вооружении более совершенную посадочную технику.
Немецкие солдаты и офицер на Крите
К вечеру первого дня, после многочасовых очаговых боев, большая часть намеченного плана немцев потерпела неудачу. Атаки парашютистов на многих направлениях были отбиты. Немецким войскам, высадившимся на планерах в районе Каньи, пришлось вести тяжелые бои, многие планера разбились вместе с людьми находящимися у них на борту. Попытка высадки морского десанта и та потерпела неудачу, все транспорты, на которых итальянцы, союзники немцев пытались перебросить десант на остров, были потоплены или отогнаны английскими боевыми кораблями. Весь остров был усеян обломками планеров, брошенными немецкими парашютами, контейнерами и множеством трупов, в основном из состава германской военной элиты.
Но немцам путем нечеловеческих усилий все же удалось зацепиться за остров, и британцы поняли, что просто так этот противник им не даст его добить окончательно, что борьба за Крит все еще впереди.
Командующий и главный создатель германских ВДВ генерал Штудент осознал реальную угрозу полного провала операции, однако, несмотря на давление со стороны главного командования, генерал решительно отверг предложение прекратить вторжение на Крит, в этом случае пришлось бы оставлять на реальную погибель, а попросту бросить на произвол судьбы несколько тысяч отборных германских десантных бойцов, ценой огромных усилий и потерь захвативших плацдармы и даже окопавшихся вокруг некоторых английских аэродромов.

Немецкие десантники на позиции с пулеметом MG-34
После краткого совещания, ввиду отсутствия крупных резервов из состава парашютно-десантных частей, так как вся 7 ПД была в бою на острове, он принял решение о досрочной отправке посадочным способом на Крит третьего эшелона десанта в составе горных стрелков. Приказ был отдан, невзирая на реальное положение вещей, так как в руках немцев к тому времени не было ни одного полностью взятого под их контроль аэродрома, поэтому самолетам первой волны предстояло приземляться на фактически находящийся в руках врага небольшой горный аэродром.
И вот в течение 22 мая германские транспортные самолеты, несмотря на плотный зенитный огонь противника, сумели доставить на один из горных аэродромов под названием Малеме два пехотных батальона из состава 5-й горнопехотной дивизии, инженерный батальон и парашютную артиллерийскую батарею. Немцам приходилось расчищать посадочную полосу от горящих и подбитых самолетов с помощью захваченных английских танков. По словам очевидцев тех событий, в ходе высадки десанта не редко наблюдались такие катастрофические картины, достойные современных голливудских блокбастеров, это когда транспортник, загруженный до упора горными стрелками при посадке сталкивался с пытающимся взлететь другим Ю-52, раздавался взрыв, пламя, люди горели живьем прямо на глазах у тех, кому повезло, кто успел до этого выгрузиться перед ними, поле аэродрома Малеме после завершения боевых действий на Крите стало настоящим кладбищем германской транспортной авиации.
Британцы, понимая, что Малеме для немцев — это ключ к победе и в целом к овладению Критом, на протяжении всего дня атаковали этот аэродром практически беспрерывно, но немцы стояли на смерть, им отступать было некуда, и они устояли. Вскоре все атаки англичан были отбиты, и они вынуждены были отступить.
Наконец, 25 мая, на шестой день сражения, наступил перелом в битве в пользу германцев. Генерал Штудент вылетел из Афин в Малеме вместе со своим штабом, где на месте лично возглавил свои войска.
А вскоре, 27 мая, британцы поняли, что проиграли, их командованием был отдан приказ о начале эвакуации в Египет, и уже вечером 28 мая началась эвакуация в Египет измотанных и деморализованных английских войск. В этот же день 28 мая с моря успешно высадились главные силы морского десанта отряд итальянских войск в составе почти 6 тыс чел., которые и закрепили успех германских десантников окончательно.
Победа немцам досталась очень дорогой ценой, успех в боях за Крит ими был достигнут прежде всего благодаря всесторонней личной подготовке немецких десантников и горных стрелков, их умению вести бой в любых условиях местности и в любой обстановке.
Да, германскому командованию удалось довести операцию «Меркурий» до ее логического завершения, Крит в итоге был завоеван, однако победа оказалась по настоящему «пирровой» за две недели боев их десантные части потеряли только убитыми и пропавшими без вести около 4 тысяч человек, почти 3400 человек было ранено. Потери военно-транспортной авиации также катастрофические, из 500 военно-транспортных самолетов, принимавших участие в операции, в строю осталось только 185 единиц, после Крита германцы остались практически без своей транспортной авиации.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.

Качественный и количественный рывок, сделанный авиацией в 20-30-х гг., обусловил ее активное боевое применение в ходе второй мировой войны. В ряде стран ВВС оформились в отдельный вид вооруженных сил и хотя к началу второй мировой выдвинутая генералом Дуэ идея «самостоятельной воздушной войны» не получила полного отражения ни в одной из государственных военных доктрин, она снискала немалую популярность. По обе стороны линии фронта военноначальники рассматривали авиацию как средство восполнения бреши наступательного потенциала традиционных видов вооруженных сил.
После Норвегии (триумфа, в ходе которого немцы впервые «компенсировали недостаточное господство на море господством в воздухе»), Франции (скоротечного похода) и Англии (поражения в небе) взгляды гитлеровских стратегов устремились на Средиземное море. Балканская кампания и завоевание острова Крит стали прелюдией перед решительным броском на Восток.
На Балканах вермахту сопутствовал успех: 17 апреля 1941 г. пала Югославия, 23 апреля — Греция. Настала очередь Крита. Вторжение было связано с немалыми трудностями. Во-первых, англичане успели довольно хорошо укрепиться. Во-вторых, британские корабли стерегли подходы к острову, чтобы воспрепятствовать высадке германских войск, подвозу техники, боеприпасов и снабжения. Между тем флот союзной Италии «выбыл из игры» после тяжкого поражения у мыса Матапан (28.03.1941), а собственных ВМС на Средиземном море немцы еще не имели.
Все надежды возлагались на ВВС. Предполагалось захватить Крит силами XI авиационного корпуса, в состав которого входила 7-я авиадесантная) дивизия и части военно-транспортной авиации. VIII авиационный корпус должен был провести предварительную «обработку» острова с воздуха и оказать поддержку при высадке десанта. Операция как бы распадалась на две составляющие: с одной стороны, предстояло грандиозное воздушно-десантное сражение — беспрецедентная попытка захватить столь большую территорию с воздуха;.с другой стороны, требовалось нейтрализовать британский флот и завоевать господство на море, без чего окончательная победа была бы немыслима.
Общее руководство Критской операцией, получившей условное наименование «Меркурий», взял на себя штаб 4-го воздушного флота под командованием генерал-полковника Александра Лера. Непосредственное руководство высадкой осуществлял генерал Курт Штудент, являвшийся создателем и организатором германских воздушно-десантных войск.
Воздушно-десантное сражение
Первые удары по Криту германская авиация нанесла еще в конце апреля. Особенно же сильные налеты начались со второй декады мая. В период с 10 по 18 мая в бухте Суда было потоплено 7 судов суммарным тоннажем 49427 брт, а также греческий эсминец «Леон». Базировавшиеся на острове британские истребители несли тяжелые потери в воздухе и на земле. В итоге, к 19 мая на Крите осталось только четыре исправных «Харрикейна» и три «Гладиатора», но и этих отозвали в Египет во избежание дальнейших потерь. Таким образом, немцы получили безраздельное воздушное господство, что предопределило успешный исход всей операции.
Решительный штурм был назначен на 20-е число. В 4 часа утра парашютисты направились к аэродромам, где, выстроившись в несколько рядов, их уже ждали самолеты. Всего для высадки воздушного десанта задействовалось десять групп военно-транспортной авиации, сведенных в три полка «особого назначения» (KGzbV 1,2, 3), и одна группа буксировщиков планеров (I/LLG 1). В 5:30 трехмоторные Юнкерсы Ju52/3m начали подниматься в воздух.
Все районы высадки подверглись ожесточенной бомбардировке. Вслед за ударными самолетами появились буксировщики планеров. Высоко над побережьем они отцепили планеры DFS 230, часть из которых приземлилась на высохшее русло реки Тавронитис. другие сели прямо посреди британского летнего лагеря на сильно укрепленной высоте 107. Роты 1-го батальона Штурмового десантного полка завязали бой на позициях зенитных батарей противника и уничтожили их. Благодаря этому, потери транспортных самолетов при выброске первого эшелона десанта свелись к минимуму: из рейса не вернулось всего семь машин.
Парашютный десант высаживался в четырех местах с целью захватить все имевшиеся на острове аэродромы и ключевой населенный пункт Кания. Первый эшелон в составе тактических групп «Малеме» и «Кения» десантировался утром, а второй — из групп «Ретимнон» и «Ираклион» — после 4 часов пополудни. Тяжелое вооружение и артиллерию предстояло также доставлять по воздуху, но несколько позже. А пока поддержка наступающей пехоты легла целиком на «мессершмитты» и «юнкерсы».
Застать защитников Крита врасплох не удалось. Англичане заранее знали о готовящейся высадке и встретили немецких парашютистов ураганным огнем. У Ираклиона десант выбросили с большим опозданием. Бомбардировщики, которым ставилась задача подготовить атаку, уже успели лечь на обратный курс. Поэтому тактическая группа «Ираклион» оказалась в наиболее тяжелом положении, и только наступившая ночь, под покровом которой десантники смогли собрать свои рассеявшиеся подразделения, спасла их от полного разгрома.
Некоторые батальоны парашютистов приземлялись прямо на британские позиции и несли тяжелые потери еще в воздухе, а потом были практически полностью истреблены в рукопашной схватке. Попал в плен командир 2-го парашютного полка полковник Штурм. Одним из первых на медицинский пункт доставили командира Штурмового полка генерал-майора Мейндля, получившего несколько сквозных ранений в плечо, грудь и живот. Планер командира 7-й авиадивизии генерал-лейтенанта Вильгельма Зюсмана разбился о прибрежные скалы…
Зато нагруженному боеприпасами «юнкерсу» удалось совершить посадку прямо на побережье в районе Малеме. (Несколько других военно-транспортных самолетов с подкреплением на борту сделали подобную попытку. Это обошлось им дорого: машины капотировали при посадке или садились на брюхо.) Десантники быстро разгрузили приземлившийся самолет. В него внесли генерала Мейндля и других раненых, после чего пилот унтер-офицер Грюнерт мастерски поднял машину в воздух.
К исходу второго дня боев немцам все же удалось занять аэродром Малеме. На него,’ несмотря на сильный артиллерийский обстрел, начали прибывать части 5-й горной дивизии, приданной XI авиакорпусу в качестве посадочного десанта. Участник критских событий Алькмар Гове вспоминает: «Исковерканные и горящие машины, поднимающиеся в воздух «юнкерсы», рвущиеся снаряды, бегущие парашютисты, горные егеря, летчики… грязь, пыль и дым, -‘так выглядит аэродром Малеме 21 мая в 16 часов.»
Всего в ходе Критской операции по воздуху было переброшено 23464 солдата и офицера, из них около 10 тысяч прыгало с парашютом. Кроме того, военно-транспортная авиация доставила следующую матчасть: 353 легких артиллерийских орудия, 771 мотоцикл, 5358 контейнеров, 1090 тонн прочих грузов. Обратными рейсами эвакуировали с острова 3173 раненых, в том числе — солдат противника. Самолеты XI авиакорпуса пролетели за два дня с 20 по 21 мая 1941 г. общее расстояние, равное 2389845 км.
Сражение за Крит продолжалось. Командир 5-й горной дивизии генерал-майор Юлиус Рингель взял на себя руководство основной ударной группой. После ожесточенных боев горные егеря и парашютисты овладели Канией, а также бухтой Суда — хорошо защищенной естественной гаванью, благодаря чему немцы получили возможность привлечь к воздушным перевозкам спасательные летающие лодки Дорнье Do 24, гидросамолеты Хейнкель Не 60 и итальянские Канты Z.501 и Z.506.
Воздушно-морское сражение
Для борьбы с флотом противника были выделены наиболее подготовленные воздушные подразделения VIII авиакорпуса: I и II группы так называемого 1-го учебного полка (I, II/LG 1) элитной части германских ВВС, предназначенной для отработки новых приемов ведения войны в воздухе; I и III группы 2-го полка пикирующих бомбардировщиков (I, IH/StG 2) отличившиеся в ходе Французской кампании; а для их прикрытия — III группа 77-го истребительного полка (III/JG 77) и I (истребительная) группа 2-го учебного полка (I(J VLG 2) Первые налеты состоялись 21 мая. Юнкерсы Ju 88A из состава I/LG 1 под командованием капитана Куно Хоффмана атаковали британское корабельное соединение «D», маневрировавшее западнее о. Крит, и добились близкого разрыва у борта легкого крейсера «Эйджекс». Атаки против соединений «АГ и «D» продолжались до вечера, но без успеха. Зато в восточной зоне пикирующим бомбардировщикам группы IM/StG 2 с аэродрома Скарпанто совместно с Кантами Z. 1007 bis итальянской 50-й группы (самолеты Реджа Аэронаутика с островов Эгейского моря также принимали участие в Критской операции) удалось потопить британский эскадренный миноносец «Джуно».
Однако главные действия «воздушно-морского», как его называли сами немцы, сражения («Luft-Seeschlacht») развернулись в следующие два дня. Утром 22 мая британское соединение «С» напало на отряд моторных баркасов, вышедший с острова Милос, — германское командование все же отважилось отправить часть войск и грузов морем — на верную гибель… Только своевременное вмешательство авиации спасло конвой от полного разгрома. Подоспевшие бомбардировщики 1-го учебного и 2-го боевого полков ценой двух сбитых машин нанесли повреждения легким крейсерам «Карлейл» и «Найяд», тогда как пикировщики группы IH/StG 2 отбомбились по эскортировавшему конвой итальянскому миноносцу «Саджиттарио», к счастью — безрезультатно.

И все же основной успех воздушно-морского сражения принадлежит именно пикирующим бомбардировщикам. Действовавшие с передового аэродрома Молаи Юнкерсы Ju 87R из l/StG 2 (командир капитан Губертус Хитшольд) добились прямого попадания в линкор «Уорспайт» — флагман соединения «АГ, потопили эсминец Трейхаунд», а затем набросились на крейсер «Глостер» — четыре прямых попадания, серия разрушительных взрывов, и корабль идет на дно, унося с собой 725 членов экипажа.
На следующее утро пикирующие бомбардировщики капитана Хитшольда потопили эскадренные миноносцы «Келли» и «Кэшмир», возвращавшиеся после ночного обстрела занятого немцами аэродрома Малеме. Гораздо менее эффективными оказались действия группы HI/StG 2 (командир капитан Генрих Брюккер) Незначительные повреждения эсминцев «Айлекс» и «Хэвок» близкими разрывами авиабомб — таков итог пяти часов почти непрерывных атак против соединения «Е» в районе пролива Касо.
Наряду с пикировщиками в атаках против морских целей в проливе Китира принимали участие бомбардировщики Юнкере Ju 88A из I и II/LG 1, возглавляемые летчиками-асами капитанами Хоффманом и Коллеве, и тяжелые истребители Мессершмитт Bf 110C из II/ZG 26 (командир обер-лейтенант Рольф Реттберг). Остальные подразделения VIII авиакорпуса оказывали воздушную поддержку войскам, ведущим бои на острове, и наносили удары по бухте Суда. 21 мая небольшое британское вспомогательное судно «Сиверн» (307 брт) пыталось вырваться оттуда в море, но подверглось атаке Bf 110 из штабного звена I/ZG 26 и, получив повреждения, было вынуждено вернуться.
Вот как проходил этот драматический поединок. Все зенитчики «Сиверна» сразу же вышли из строя под убийственным огнем пушек и пулеметов «мессершмитта», но новые члены экипажа занимали их место. Немецкий самолет заходил в атаку снова и снова. Наконец, на шестом заходе ему удалось поджечь и взорвать боеприпасы, сложенные на палубе судна, Bf 110 пролетел так низко, что их осколки пробили ему левый мотор. Машина врезалась в корабельную мачту, а затем рухнула в воду. Так закончилась военная карьера аса капитана Вильгельма Макрокки(9 воздушных побед на двухмоторном истребителе) и стрелка-наблюдателя капитана Генриха Айсгрубера.
22 мая германская авиация осуществила массированный налет на бухту Суда, жертвой которого стал полузатонувший после нападения итальянских взрывающихся катеров 26 марта 1941 г., тяжело поврежденный крейсер «Йорк». Когда ударные машины поднимались в воздух, не обошлось без происшествия. На аэродроме Аргос при взлете столкнулись два Ju 87 из состава l/StG 3. Пилоты обер-лейтенант Вильгельм Эбнер и унтер-офицер Герберт Марквардт получили травмы, а оба воздушных стрелка погибли. Один из столкнувшихся самолетов загорелся, взрывом его 500-кг бомбы был сбит третий, уже находившийся в воздухе, «юнкере»…
Отсутствие у англичан воздушного прикрытия позволило командующему VIII авиакорпусом генералу Рихтхофену перенацелить для решения ударных задач и одномоторные истребители Мессершмитт Bf 109E. Результаты их боевого применения против кораблей превзошли все ожидания. Уже в середине дня 22 мая звено истребителей 8./JG 77 под командованием обер-лейтенанта Вольфа-Дитриха Гуя нанесло серьезные повреждения «Уорспайту». Вечером последовала новая сенсация. Летчик Bf 109 из состава I(J)/LG 2 уже собирался возвращаться на базу — топлива оставалось в обрез, когда сквозь дымку показались очертания неприятельских кораблей. Крейсер «Фиджи» следовал в сопровождении двух эсминцев. Самолет вынырнул из-за облаков и спикировал на противника, 250-кг бомба взорвалась у левого борта «британца», вызвав затопление котельного отделения и ряда отсеков. До этого «Фиджи» с успехом отбивал налеты (их насчитывали более двадцати) и уклонялся от бомбовых ударов. Теперь же, с креном 25 градусов, с упавшей скоростью, да еще с полностью израсходованным зенитным боезапасом к 102-мм орудия, он превратился в отличную цель для воздушных атак. Подлетевший через полчаса одиночный самолет из III/JG 77 не упустил своего шанса — три 50-кг бомбы и …три прямых попадания. Образовавшийся критический крен заставил командира крейсера отдать приказ оставить корабль. Еще через час «Фиджи» перевернулся и затонул.
В бухте Суда яростным налетам германских истребителей подверглись торпедные катера британской 1Ой флотилии. 23 мая их там было уничтожено пять, из которых два — на счету унтер-офицера Рудольфа Шмидта (5./JG 77) еще один — фельдфебеля Франца Шульте (6./JG 77) остальные записал на свой счет лейтенант Иоганнес Киль (I/ZG 26)
Унтер-офицер Вернер Вайраух из 2./StG 77 атаковал в районе бухты Суда и доложил о потоплении неприятельской подводной лодки. Впоследствии факт гибели субмарины не подтвердился. Возможно, жертвой бомб унтер-офицера Вайрауха стало британское судно «Кос XXIIГ (353 брт) которое немецкий летчик принял за подводную лодку. Ошибки в опознавании кораблей с воздуха и завышение результатов атак были распространенным явлением, особенно в ВВС Германии, где в силу отсутствия морской бомбардировочной авиации удары по кораблям противника наносили обычные сухопутные летчики. Так, в журнале боевых действий штаба VIII авиакорпуса успехи в операциях против британского флота 21-23 мая 1941 г. оцениваются следующим образом: «Шесть крейсеров и три эсминца, несомненно, потоплены, кроме того, много других попаданий, в том числе в линкоры».
Тем не менее, результаты воздушно-морского сражения были действительно впечатляющими. «Я убежден, мы одержали большую и решающую победу, — подвел итог генерал Рихтхофен, — Мы окончательно доказали, сколь уязвим флот на море в пределах радиуса действия люфтваффе — конечно, если погода позволяет осуществлять полеты».
Некоторые итоги критской кампании
Ликвидировав угрозу со стороны британского флота, немцы смогли наладить морские перевозки на Крит, а также обезопасили :вои войска от обстрелов неприятельской корабельной артиллерии, устранив таким образом последнее препятствие на пути к полному захвату острова. Лишь в ночь на 26 мая на юго-восточных подходах к нему вновь появились линкоры «Баржам», «Куин Элизабет», авианосец «Формидебл» и 8 эсминцев. На рассвете 4 «Альбакора» и 5 «Фульмаров», поднявшиеся с палубы авианосца, нанесли удар по аэродрому на о.Скарпанто, уничтожив два Ju 87и пять итальянских CR.42. Для ответных ударов были задействованы бомбардировщики групп II/LG 1 и II/KG 26, а также 20 пикирующих бомбардировщиков группы H/StG 2 под командованием майора Вальтера Энеккеруса, базировавшихся на ливийском аэродроме Тмими (в подчинении авиакомандования «Африка»). Им удалось нанести серьезные повреждения «Формидеблу» — единственному на тот момент авианосцу британской Александрийской эскадры, повредить эскадренный миноносец «Ньюбьен», а днем позже — линейный корабль «Бархэм».
Одновременно подготавливалась эвакуация британских войск с Крита, которая была осуществлена в течение четырех ночей (28 мая — 1 июня 1941 г.) Боевые корабли подходили к острову в темное время суток с таким расчетом, чтобы успеть уйти на максимальное расстояние от его побережья до начала рассвета. Поэтому германская авиация оказалась не в состоянии полностью сорвать эвакуацию, хотя первый рейс соединения «В» едва не закончился катастрофой. Англичане потеряли эсминцы «Империал» и «Хируорд». Сильные повреждения получили также крейсера «Дидо» и «Орайон», на которых погибло большое количество солдат, переполнявших палубы. Зато эвакуация с южного побережья Крита прошла практически без потерь, так как к утру корабли успевали выйти за пределы радиуса действия германских пикировщиков. Единственная реальная угроза исходила от Юнкерсов Ju 881-го учебного полка. Им удалось добиться прямого бомбового попадания в австралийский легкий крейсер «Перт», повредить близкими разрывами эсминцы «Джервис», «Келвин», «Низам» и «Нэпир».
Последним британским кораблем, потопленным в ходе Критской операции, стал крейсер ПВО «Калькутта»: два «юнкерса» nal/LG 1 внезапно спикировали со стороны солнца и «засыпали» его бомбами. В тот же день, 1 июня, германские войска заняли последний опорный пункт англичан на Крите — небольшой порт Сфакия на южном берегу острова. Первая в истории войн самостоятельная воздушно-десантная операция закончилась. Немцы овладели одним из важнейших стратегических опорных пунктов на Средиземном море. В ходе битвы за Крит британский флот понес тяжелые потери от ударов германской авиации. Он лишился 4 крейсеров, 6 эсминцев, 1 тральщика и 11 малых кораблей.
Бои за Крит привели к огромным потерям и среди немецких парашютистов. Вероятно, это и заставило германское верховное командование отказаться в дальнейшем от использования парашютных войск по назначению, и впредь применять их как отборную пехоту на фронте. Сильно пострадали и военно-транспортные части. Из 493 боеготовых самолетов, с которыми XI авиакорпус начал вторжение на Крит, к 31 мая в строю осталось только 185.
Итоговые потери люфтваффе в период с 13 мая по 1 июня 1941 г. составили 217 самолетов, в том числе 147 — от воздействия противника: 19 бомбардировщиков, 9 пикирующих бомбардировщиков, 35 истребителей, 4 разведчика и 80 военно-транспортных. Еще 64 машины были повреждены настолько серьезно, что не подлежали ремонту. В свою очередь, британские Королевские ВВС потеряли 46 самолетов.
Захватив Балканы и Крит, немцы получили возможность, не подвергаясь фланговой угрозе, осуществить стратегическое развертывание своих сил против Советского Союза.

Вторжение на Крит – операция «Меркурий»

Введение

Все началось на рассвете 20 мая 1941 года. Многие из 7700 расквартированных на Крите новозеландских солдат завтракали, когда сотни немецких транспортных самолетов – некоторые из них буксировали планеры – c рокотом ворвались в небо над средиземноморским островом. Неожиданно небо наполнилось тысячами парашютистов немецких воздушно-десантных войск.

Немецкие парашютисты над Критом

Так начиналась битва, позже получившая название сражения на Крите. В течение 12 дней войска Новой Зеландии, Британии, Австралии и Греции, при поддержке жителей Крита, отчаянно пытались отразить массированную воздушную атаку немцев. Им это почти удалось.

Многие новозеландские солдаты смогли покинуть Крит, но нескольким тысячам из них не так повезло: более 2000 были взяты в плен, 671 человек погибли. Среди эвакуированных были Чарльз Апхэм и Альфред Хальме, которые впоследствии были награждены Крестом Виктории за участие в боевых действиях на Крите. Некоторые из новозеландских солдат были укрыты местными жителями Крита, которые и по сей день помнят их роль в этом сражении.

Обзор

Сражение на Крите было одним из драматичных в ходе Второй мировой войны. За 12 дней в мае 1941 года смешанные войска Новой Зеландии, Британии, Австралии и Греции отчаянно пытались отразить массированную воздушную атаку со стороны Германии. Несмотря на огромные потери, воздушно-десантным войскам противника удалось закрепиться на острове, а впоследствии и одержать победу. Сражение закончилось эвакуацией в Египет большей части войск Союзников.

Греческая кампания

Остров Крит стал целью Германии вслед за стремительной оккупацией материковой части Греции в апреле 1941 года. Немецкие войска хлынули на территорию Балкан, быстро победив Югославию и обойдя с флангов греческие пограничные войска. 2-ая новозеландская дивизия – часть сил Британского Содружества, поспешно переброшенных для помощи Греции – вскоре была в центре событий. В меньшинстве по части вооружения и численно, солдатам дивизии пришлось осуществить отход с боем на юг страны. В течение последней недели апреля более 50 000 солдат союзных войск были эвакуированы с материковой Греции, включая большую часть 2-ой новозеландской дивизии. В этой короткой кампании было убито почти 300 новозеландцев, и 1800 человек были взяты в плен.

Теперь противник обратил свое внимание на Крит. Немецкое главное командование рассматривало варианты захватить остров или сфокусировать свои усилия на запланированном вторжении в Советский Союз. Захват Крита имел свои преимущества. Это могло одновременно дать немцам хорошую базу на востоке средиземноморья, а также не позволить британцам использовать остров для организации операции на Балканах. При вторжении с моря был риск, что операция будет сорвана Британскими военно-морскими силами, но немцы могли также использовать хорошо подготовленные военно-десантные войска. После заверения, что захват острова в большой степени не нарушит планов в Восточной Европе, Адольф Гитлер с неохотой дает согласие на вторжение на Крит – операцию «Меркурий».

На Крит

Большая часть союзных войск, эвакуированных из Греции, были направлены на Крит. К концу апреля на острове было уже более 42 000 солдат Британии, стран Британского Содружества наций и Греции. Они включали в себя основную часть новозеландской дивизии (7700 человек). Одна бригада уже была отправлена напрямую в Египет, и ожидалось, что размещенные на Крите новозеландские солдаты скоро последуют туда же. Но столкнувшись с нехваткой судов, а также угрозой нападения Германии, британцы решили задействовать уже присутствующих там солдат для защиты острова.

30 апреля командование так называемых «Creforce» — обозначение, которое дали союзным войскам на Крите – было поручено генерал-майору Бернарду Фрейбергу, который командовал 2-ыми новозеландскими экспедиционными силами. Ему предстояла весьма сложная задача. Во время отхода из Греции британцы были вынуждены оставить тяжелую технику и транспорт. Большинство солдат прибыли на Крит лишь с личным оружием. Военного снаряжения и боеприпасов не хватало, а недостаток инструментов привел к тому, что войска были вынуждены рыть оборонные траншеи с помощью касок. Тяжелое вооружение – танков и артиллерии – можно было практически пересчитать по пальцам. Также недостаточно было и воздушной поддержки, так как Королевские ВВС Британии были задействованы в других точках Средиземноморья.

Не облегчила вопрос защиты Крита и география острова. Ключевыми позициями на острове были аэродромы Малеме, Ретимнона и Ираклиона, а также бухта Суда. Все они были расположены на северном побережье и находились немногим больше 100 км от Греции, оккупированной Германией. Потеря этих позиций могла сделать оборону острова практически невозможной, принимая во внимание способность немцев быстро доставлять людей и материалы с баз на материк. Тем не менее, британцы не были готовы разрушить эти позиции, ведь порт в бухте Суда был необходим для обеспечения союзных войск на Крите, и все еще была надежда, что в будущем ВВС Британии смогут базироваться на острове.

Высадка в бухте Суда

Несмотря на эти проблемы у британцев было одно неоспоримое преимущество – они были прекрасно осведомлены о намерении Германии вторгнуться на Крит. Данная информация была получена из расшифровок немецких кодов, получивших название «Ультра». Единственное, британцы не знали даты вторжения и сравнительное преимущество немецких морских и воздушно-десантных войск. Вооруженный этим знанием, британский премьер-министр Уинстон Черчилль был убежден в том, что у защитников Крита были неплохие шансы отразить нападение и одержать победу над немцами.

Удар с воздуха

Британцы ожидали, что Германия начнет атаку на остров в середине мая 1941 г. Немцы планировали начать вторжение 15-го числа, но из-за проблем снабжения в Греции удар был отложен на неделю. Узнав об этом из источников «Ультра», Фрейберг был уверен в том, что было сделано все возможное для подготовки обороны острова, несмотря на ограниченные ресурсы и нехватку времени.

Вторжение началось утром 20 мая. После 8 утра, солдаты войск на Крите увидели в небе планеры, приближение которых сопровождалось грохотом воздушной армады. Сотни самолетов заполнили небо, сбрасывая парашютный десант над Малеме и городом Ханья. Позднее тем днем парашютисты высадились и вокруг аэродромов Ретимнона и Ираклиона.

Число погибших с немецкой стороны росло. Многие парашютисты погибали прежде, чем достигали земли; других уничтожали сразу после приземления, пока они пытались освободиться от парашюта. Несмотря на большие потери, достаточно десантников приземлились успешно, чтобы занять ослабленную позицию к западу от Малеме (район, который по ошибке Фрейберга был неохраняемым) и в Призон Вэлли, к юго-западу от Ханьи.

К концу дня немецким силам вокруг Малеме, Ретимнона и Ираклиона не удалось достигнуть ни одной поставленной задачи. Командование в Афинах опасалось, что операция была провальной и перед ним маячила перспектива унизительного поражения. На следующий день было решено бросить все доступные ресурсы в атаку на Малеме. Закрепление позиций на аэродроме было залогом успеха вторжения; без него подкрепление посылать было невозможно.

Подбитый немецкий планер

Победа Германии

Расчет немцев сконцентрировать силы для удара в Малеме оправдался. Утром 21 мая стало ясно, что новозеландские пехотные батальоны, защищавшие аэродром и основные возвышенности рядом с ним, отступили. Эта роковая ошибка решила судьбу союзных войск на Крите. Несмотря на то, что аэродром все еще был под артиллерийским огнем, немцы, не теряя времени, направили подкрепление, которое решило исход битвы в их пользу.

Немецкие солдаты у зенитного орудия

Превосходство военных сил Германии на Крите, как на земле, так и в воздухе, было очевидным. После шести дней ожесточенных боев Фрейберг получил приказ эвакуировать измотанных солдат. Часть сил на Крите отступила к Сфакие на южном побережье, а оттуда 10 500 военных покинули остров в течение четырех ночей. В ходе отдельной эвакуации в Ираклионе было спасено еще 6 000 солдат, хотя часть из них погибла во время возвращения в Египет из-за воздушных атак противника.

Оставшиеся солдаты – около 6 500 человек – официально сдались немцам 1 июня 1941 года. Большинство из них провели остаток войны в лагерях для военнопленных – сначала в Италии, а потом в Германии и Польше. Другие же скрылись в горах, а потом переправились в Египет на подводных лодках или рыбацких суднах. Благодаря помощи гражданского населения Крита часть людей смогли избежать плена на острове и в течение нескольких лет участвовали в боях сопротивления.

Потери в битве

В сражении за Крит погибло более 1 700 солдат Британии, Содружества и Греции, а 15 000 были захвачены в плен. Среди новозеландцев потери исчислялись 671 убитыми и 2 180 военнопленными. Более 6 000 немцев были убиты или ранены. Люфтваффе потеряло более 350 самолетов.

День первый – 20 мая 1941 года: начало вторжения

20 мая 1941 немцы начали вторжение на Крит. Приземляясь на скрытых оборонительных позициях или рядом с ними, парашютно-десантные войска понесли большие потери. Выжившие парашютисты смогли закрепиться на острове, но к концу первого дня положение их было шатким.

Аэродром Малеме

Вторжение началось вскоре после рассвета 20 мая 1941 массированной бомбардировкой люфтваффе. Для новозеландцев на Крите – тех, кто пережил неделю ежедневных атак с воздуха – прибытие немецких самолетов означало еще один день бомбардировок и обстрелов. Около 7:30 утра обстрелы стихли, и многие готовились к завтраку. Прежде, чем солдатам удалось позавтракать, началась еще более интенсивная бомбардировка с воздуха. После 8 утра в небе стали появляться планеры. Пока над головой пролетали планеры, показались и транспортные самолеты Германии, начав выброску парашютистов и контейнеров с оружием и боеприпасами. Вскоре небо над новозеландскими солдатами наполнилось множеством разноцветных парашютов.

Люди внизу были поражены тем, что разворачивалось над их головами. После недолгого замешательства они похватали оружие и начали стрелять в фигуры медленно опускающихся на землю парашютистов. Погибших от винтовок и пулеметов было колоссальное количество. Многие парашютисты погибли еще до того, как смогли опуститься на землю, а другие были подстрелены, пока пытались отстегнуть парашютные ремни. Жители Крита тоже были вовлечены в сражение. Местные жители деревень, вооруженные дробовиками, топорами и лопатами, атаковали парашютистов, которые приземлились рядом с их домами. Позднее, во время немецкой оккупации острова, население Крита подвергнется ужасным репрессиям за эти действия.

Первоначально сражение велось на территориях вокруг Малеме и сектора Ханья-Галатас. Примерно 50 планеров приземлились вокруг Малеме, в основном вдоль высохшего русла реки Тавронитис. Парашютный десант также был сброшен к западу, югу и востоку от аэродрома Малеме, с приказом захватить контроль над аэродромом и возвышенностями рядом с ним. Приземлившиеся к югу и востоку оказались в кольце новозеландских подразделений и были разгромлены. В одном из десантных батальонов две трети всех парашютистов были убиты. К западу же от аэродрома ситуация складывалась по-другому. Большинству планеров удалось благополучно приземлиться на территории, которая не просматривалась защитниками с возвышенности. Значительное число десантников также были сброшены в русло Тавронитиса и рядом с ним, то есть на территории, которую Фрейберг оставил без защиты. Эти подразделения быстро провели реорганизацию и вскоре уже представляли опасность для аэродрома.

В Малеме ключевые позиции оборонял 22-ой батальон. Под командованием подполковника Лэсли Эндрю, награжденного крестом Виктории в Первой мировой войне, батальон занял позиции вдоль западных границ аэродрома, а также на близлежащем высоком холме, так называемой высоте 107. Ко второй половине дня ситуация была достаточна серьезна, чтобы Эндрю запросил дополнительную поддержку 23-го батальона, занявшего позицию к востоку. Этот запрос был отклонен бригадиром Джеймсом Харджестом, командующим 5-ой новозеландской бригадой, который ошибочно полагал, что 23-ий батальон был слишком занят на своей территории, разбираясь с вражеским десантом.

В отчаянии Эндрю решил использовать свои скудные резервы – два танка и пехотный взвод – для отвода немцев обратно к границе аэродрома. Но контратака захлебнулась, когда вышли из строя танки. Не имея возможности связаться с передовой ротой и опасаясь, что остальная часть батальона будет отрезана, Эндрю принял решение отступить от высоты 107 к ближайшему горному хребту. Харджест дал разрешение на отступление фразой, которая впоследствии стала знаменитой, «надо так надо» (‘if you must, you must’). Затем он отдал приказ направить две роты на подкрепление 22-го батальона. Одна из этих рот кратковременно заняла высоту 107, но затем ей пришлось отступить. Вторая рота не смогла установить контакт с батальоном в темноте и также была вынуждена ретироваться. Эндрю отдал приказ к отводу батальона для объединения его с 21-ым батальоном на востоке, оставляя за собой две передовые роты, которые вели сражение на западной границе аэродрома. Обеим ротам удалось оторваться от противника после того, как было замечено, что остальная часть батальона уже отступила.

Территория Галатас-Ханья

На территории Галатас-Ханья немецкая атака началась со штурма планеров. Воздушный десант с планеров высадился рядом с Ханьей, но не смог достичь главной цели – захвата Ханьи и Суда — и был вынужден сдаться несколькими днями позднее. Потери Германии во время этой операции были существенными, ведь многие планеры были сбиты или сильно повреждены при посадке. Среди убитых был командующий 7-ой авиационной дивизии генерал Вильгельм Зюсман.

Высадка немецкого десанта в этом секторе сконцентрировалась в месте под названием Призон Вэлли, к югу от Галатаса. Два батальона парашютистов, высадившиеся по обеим сторонам дороги Ханья-Аликианос, сумели занять позицию вокруг тюремного комплекса Агия. Их присутствие ставило под угрозу связь с 5-ой бригадой на востоке, и стала очевидна необходимость в мощной контратаке.

Оборона территории велась 10-ой новозеландской бригадой под командованием полковника Говарда Киппенбергера. Он быстро понял, что его изнуренная бригада была не в состоянии организовать операцию. В штабе 4 новозеландской бригады бригадир Линдси Инглис пришел к тому же заключению; он полагал, что атака его бригады сможет вытеснить немцев из Призон Вэлли и даст возможность помочь в Малеме. Фрейберг отверг эту идею, и вместо этого Инглису было приказано провести атаку в составе одного батальона. На исполнение приказа отправились две роты 19-ого батальона и три британских легких танка, но, не добившись сколько-нибудь значительного успеха, вскоре отступили.

К концу дня позиция немцев на острове была шаткой. Две волны воздушно-десантных войск не смогли закрепиться на аэродромах или в порту залива Суда. Несмотря на то, что в Малеме войска добились некоторых успехов, вторая волна немецких парашютистов, высаженных близ Ретимнона и Ираклиона, столкнулась с сильным сопротивлением и не продвинулась дальше. Немецкие командующие в Афинах боялись, что они сильно недооценили число защитников на Крите и теперь потерпят унизительное поражение.