Крейсер типа тикондерога

Среди достижений и рекордов:

Ракетные крейсера типа «Тиконде́рога» (англ. Ticonderoga-class of guided-missile cruisers) — тип ракетных крейсеров, стоящих на службе Военно-Морских Сил США. Корабли данного типа явились первыми боевыми кораблями ВМС США, оснащенными боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис». Головной корабль серии был заказан в 1978 году как эсминец УРО (DDG-47), но 1 января 1980 года, ещё до окончания постройки, был переклассифицирован в крейсер УРО (CG-47) в силу его существенно более высоких боевых возможностей. В качестве основы при разработке были взяты корпус и механизмы эсминца типа «Спрюэнс».

Крейсер «Тикондерога» — абсолютный рекордсмен, среди кораблей, имеющих водоизмещение менее 10 тыс. тонн:

  • 11 радаров.
  • 80 антенных устройств.
  • 122 ракетные шахты.
  • боевая информационно-управляющая система «Иджис».

Воспользуйтесь нашими услугами

Выбор названий кораблей — в честь мест, где происходили битвы и сражения прошлого.

  • участие в военных конфликтах в Ливии (1986), Ираке (1991, 2003) и Югославии. «Тикондероги» обеспечивали прикрытие морских группировок и наносили удары по наземным целям;
  • уничтожение космического спутника, двигавшегося на высоте 247 км со скоростью 27 000 км/ч (операция «Обжигающий холод», 2008 г.)

Крейсер «Филиппин Си» ведет обстрел позиций ИГИЛ (сентябрь 2014, выпущено 47 «Томагавков»)

Ракетный крейсер, созданный на платформе эсминца. Изначально причисленный к семейству эсминцев с управляемым ракетным оружием (DDG), однако впоследствии «повышенный в звании» до уровня крейсера (CG). В сравнении с другими крейсерами-ровесниками «Тикондерога» короче атомного «Орлана» на 80 метров, её ширина на миделе меньше в 1,5 раза, а полное водоизмещение уступает в 2,6 раза. В таком масштабе становится отчетливо заметна разница в значениях слова «крейсер» и различия в подходах к проектированию кораблей по обеим сторонам океана.

Справка. О том, чего не видно с берега

Размерения и обводы корпуса, силовая установка, а также значительная часть механизмов и вооружений унифицированы с эсминцами типа «Спрюэнс».

Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.

Две палубы и восемь платформ крейсера (пять из которых — уровни надстройки) параллельны конструктивной ватерлинии для упрощения сборки корабля и монтажа оборудования.

Силовая установка газотурбинная, в составе 4 турбин General Electric LM2500. Табун из 80 тыс. «лошадей» способен разогнать корабль с места до макс. скорости (~32 узла) всего за 15 минут.

Слева — крейсер, справа — эсминец

«Тикондерога» превосходит по количеству вооружений даже более крупный и современный эсминец «Арли Берк». Причина парадокса заложена непосредственно в конструкции «Бёрка» — он полностью стальной. В то время как надстройка «Тикондероги» выполнена из алюминиево-магниевого сплава марки «5456» и в буквальном смысле разваливается под тяжестью собственного веса.

…В ходе эксплуатации в надстройках 27 крейсеров было выявлено свыше 3000 трещин — www.navytimes.com, «Эпидемия растрескиваний на «Тикондерогах».

Данный недостаток не помешал крейсерам прослужить по 30 с лишним лет. Но выводы были сделаны. Все последующие американские корабли выполнены целиком из стали.

Основное назначение «Тикондерог» — противовоздушное и противолодочное охранение авианосных и многоцелевых корабельных групп, соединений и конвоев в открытых морских районах.

Крейсера обладают высокой автономностью и способны преодолеть 6000 морских миль на оперативной скорости 20 узлов. Что эквивалентно расстоянию от ВМБ Норфолк до Персидского залива.

Первые пять «Тикондерог» оснащались пусковыми установками балочного типа MK.26, с ограниченным арсеналом зенитных и противолодочных ракет. Возможность запуска «Томагавков» приоритетом не считалась; арсенал крейсеров пополнился КРМБ лишь с появлением ПУ шахтного типа MK.41 на крейсере «Банкер Хилл».

Главной идеей, смыслом существования и целевым назначением Иджис-крейсеров по-прежнему остаётся ПВО/ПРО.

Система ПВО

Все надежды возложены на БИУС «Иджис» (Эгида), связавшей в единую сеть компьютеры, радары и системы управления огнём.

Основной компонент «Эгиды» — многоцелевой радар AN/SPY-1 с четырьмя неподвижными ФАР. Диапазон работы — дециметровый (S). Пиковая мощность излучения — 6 мегаватт, что позволяет РЛС различать цели на околоземной орбите.

SPY-1 выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, управление автопилотами зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории полета.

Единственная проблема SPY-1 — радар с трудом различает быстродвижущиеся цели, летящие вблизи поверхности воды.

Система управления огнём — архаичная, на основе четырех РЛС подсветки целей SPG-62. Любопытно, что в данном аспекте «Тикондерога» вновь имеет преимущество над «Арли Берком» (4 РЛС подсветки против трёх у эсминца).

Главный неисправимый недостаток SPG-62 — механическое сканирование (скорость разворота 72°/сек). В любой выбранный момент времени, каждый радар способен подсвечивать только одну цель. В результате, если возможности SPY-1 позволяют контролировать до 18 выпущенных зенитных ракет, то одновременной атаке могут подвергнуться лишь 4 воздушные цели (и, самое важное — не более двух с каждого борта).

Единственное преимущество данной схемы: в отличие от десятков лучей новомодных АФАР и ракет с активными ГСН, устаревший радар подсветки имеет диаграмму направленности с узким основным лепестком, что позволяет производить эффективную и высокоселективную подсветку цели в условиях применения средств РЭБ.

В настоящее время малое число каналов подсветки нивелируются появлением зенитных ракет с активным самонаведением (SM-3, SM-6, ESSM Block-II).

БПК «Маршал Шапошников» на фоне неуклюжего с виду USS Chosin (CG-65)

Селекция целей, оценка угроз, контроль очередности выпущенных зенитных ракет — таким выглядит предназначение системы «Иджис». В реальных условиях теория дала сбой, и первый бой вышел «комом». В суматохе боя с иранскими ВМС крейсер «Винсеннес» завалил гражданский «Эйрбас».

Впрочем, минуло три десятилетия. Американские Иджис-корабли провели в боевых походах суммарно 1250 лет, отстреляв в ходе боевых и учебных задач свыше 3800 ракет. Надо полагать, что кое-чему они научились.

Помимо четырёх пластин SPY-1 и четырех РЛС подсветки целей SPG-62, в комплекс средств обнаружения крейсеров входит вспомогательная станция SPS-49. Двухкоординатный обзорный радар L-диапазона с вращающейся параболической антенной. В настоящее время признан полностью устаревшим, существует проект его замены на радар SPQ-9B (Back-to-Back Slotted Array) с двумя ФАР, работающим в сантиметровом диапазоне. Появление данного устройства обещает «вылечить» один из основных недостатков «Тикондероги» — проблему обнаружения низколетящих целей.

Зенитный арсенал крейсера размещается в носовой и кормовой ПУ типа MK.41, количество и тип ракет варьируются в зависимости от задачи. Теоретически крейсер способен нести до сотни зенитных ракет (с возможностью сохранения умеренной универсальности, путем размещения в оставшихся шахтах КР «Томагавк» и АСРОК).

Видна носовая группа УВП

В боекомплект входят боеприпасы следующих типов:

  • ЗУР семейства «Стандарт». Последние модификации RIM-156 SM-2ER и RIM-174 ERAM (с активной головкой от УР «воздух-воздух») способны, в теории, перехватывать цели на удалении 240 км от корабля;
  • экзотическая RIM-161 «Стандарт-3», чья высота перехвата простирается за пределы стратосферы. SM-3 ориентирована исключительно на задачи ПРО и не предназначена против «обычных» аэродинамических целей. В схеме реализован кинетический перехват (прямое попадание в цель). Внешняя подсветка для космических целей не требуется (да и невозможна) — радар SPY-1 выводит ракету в заданную область пространства, далее SM-3 ориентируется сама, используя инфракрасную ГСН;
  • зенитная ракета средней/малой дальности RIM-162 ESSM с эффективной дальностью стрельбы 50 км. Оптимизирована под перехват скоростных низколетящих целей (противокорабельных ракет). Благодаря необычной компоновке и наличию отклоняемого вектора тяги ESSM способна совершать маневры с перегрузками до 50g. Ракеты хранятся на борту крейсера по четыре в одной пусковой ячейке.

Ближний рубеж обороны образуют два зенитных автомата «Фаланкс». Главным преимуществом автоматических зениток является наличие собственной РЛС и полная независимость от остальных систем корабля (кроме электропитания). Недостаток (свойственным всех подобным системам): существует угроза, что в реальном бою «Фаланкс» окажется бесполезен. Обломки сбитых, в ближней зоне, ракет долетят по инерции и смертельно искалечат корабль.

В качестве оружия «последнего шанса» на борту имеется 70 комплектов ПЗРК «Стингер».

Общие выводы: благодаря выбранному диапазону и мощности радара система ПВО «Тикондероги» идеально приспособлена для перехвата целей в верхних слоях атмосферы. В то же время наблюдается целый комплекс проблем с перехватом низколетящих целей.

Впрочем… Более эффективной ПВО ближней зоны по сравнению с «Тикондерогой» располагают лишь «Замволт» и несколько европейских и японских эсминцев.

Противолодочная оборона

Крейсер располагает полным спектром противолодочных средств, которые традиционно устанавливаются на борту крупных надводных кораблей. В его состав входят:

  • активный подкильный гидролокатор типа AN/SQS-53;
  • буксируемая низкочастотная антенна TACTAS;
  • два противолодочных вертолёта семейства SH-60;
  • противолодочные ракеты RUM-139 ASROC-VL
  • макс. дальность стрельбы составляет 22 км, боевая часть
  • малогабаритная глубоководная торпеда MK.54;
  • два торпедных аппарата для запуска малогабаритных торпед (калибра 324 мм). Назначение — борьба с подлодками в непосредственной близости от корабля.

ПЛО — задача сетевая, она не решается одним кораблём. В этом смысле «Тикондерога» является важным составляющим элементом противолодочной обороны ордера.

Ударное вооружение

В пусковых шахтах MK.41 могут быть размещены крылатые ракеты «Томагавк». Как и в случае с зенитным боекомплектом, установить точное количество КРМБ на борту крейсера невозможно, оно меняется, в зависимости от поставленных задач.

В ходе боевого применения были зафиксированы случаи, когда крейсеры выпускали за одну ночь по 40…50 крылатых ракет. Очевидно, их количество может стать еще больше за счет сокращения или полного отказа от зенитного боезапаса.

Также на борту присутствуют восемь противокорабельных ракет «Гарпун» (размещены в кормовой части, запуск — с наклонной установки Mk.141). Масштабы, выделенные под данное вооружение, указывают на его второстепенное значение. «Тикондероги» не собираются вступать в бой с надводным противником, всецело полагаясь на авиацию и подлодки. Крейсер «Йорктаун» применил свои ПКР лишь однажды — против ливийского скоростного катера, и, как обычно, с неясным результатом.

В настоящее время, с изменением тактики применения флота и переходу к формированию многоцелевых боевых групп, возникла необходимость в вооружении крейсеров полноценным противокорабельным оружием. Этим оружием станет перспективная AGM-158 LRASM. Малозаметная ПКР нового поколения, сочетающая новые технологии, умеренные размеры и универсальность «Гарпуна» с дальностью полета и мощностью БЧ тяжелых советских ракет.

Авиационное вооружение

В штормовую погоду «Тикондерога» имеет одно незаметное, но исключительно важное преимущество перед любым другим крейсером или эсминцем. Её вертолетная площадка расположена в средней части корабля — там, где меньше амплитуда колебаний при продольной качке.

Для облегчения посадки и перемещения вертолетов по палубе в штормовую погоду все крейсеры штатно оборудованы системой RAST.

Имеется ангар, рассчитанный на два противолодочных вертолёта семейства SH-60 «Си Хок».

В погребе авиационных вооружений хранится до 40 малогабаритных противолодочных торпед, легкие противокорабельные ракеты «Пингвин», блоки НУРС и боеприпасы к авиационным пушкам.

Артиллерийское и вспомогательное вооружение

Крейсеры вооружены двумя универсальными пушками MK.45 калибра 127 мм. Компактная артсистема с ничем не выдающимися характеристиками. 16-20 выстр. в минуту, дальность стрельбы 13 миль (24 км). Ввиду невысокого могущества 5’’ снарядов, годится лишь для стрельбы по иранским корветам и добивания «подранков».

Корректировка артиллерийского огня ведется по данным радиолокатора AN/SPQ-9.

После инцидента с ЭМ «Коул» на борту крейсеров появилась пара 25 мм автоматических «Бушмастеров» для стрельбы по быстроходным лодкам террористов.

Средства РЭБ

На борту имеется стандартный для всех американских кораблей комплекс РЭБ для ведения радиоэлектронной разведки и подавления систем наведения ракет SLQ-32 с максимальной мощностью излучения 1 мегаватт (антенные устройства смонтированы на двух «балконах» в центральной части надстройки).

Имеется система отстрела дипольных отражателей MK.36 SRBOC и буксируемая противоторпедная ловушка («погремушка») SLQ-25 «Никси» (выпускается за борт через лацпорты в корме корабля). С учётом результатов боестолкновений на море за последние полвека, именно средства РЭБ являются «страховым полисом» и самым действенным средством защиты на борту корабля.

Более на борту крейсера нет ничего, о чём бы стоило рассказать.

Окончание

В настоящий момент в составе ВМС США имеются 22 крейсера данного типа. Несмотря на очевидную ветхость, янки не спешат отказываться от «Тикондерог». Крейсер превосходит современные эсминцы во всех, наиболее значимых аспектах, на 25% (число радаров, боекомплект, автономность, наличие флагманского командного поста).

«Тикондероги» по-прежнему выполняют роль лидеров в ПВО-охранении корабельных соединений и авианосных групп. Полное списание кораблей данного типа намечено лишь на конец 2020-х гг. При этом, по мнению военных, адекватной замены им не видно, и сроки могут быть сдвинуты «вправо» еще на целое десятилетие.

Затопление в качестве мишени списанного крейсера «Вэлли Форж»

/Олег Капцов, topwar.ru/

Воспользуйтесь нашими услугами

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

ВМС США готовятся к списанию своих крейсеров и ищут им замену

ВМС США в очередной раз готовятся проектировать корабли, способные заменить ракетные крейсера типа «Тикондерога». Корреспондент Федерального агентства новостей разобрался в этой истории и пришел к выводу, что Китаю и России есть чем ответить на американские военно-морские новинки.

Визитная карточка ВМС

С начала 80-х годов прошлого века своеобразной визитной карточкой ВМС США являлись 27 крейсеров с управляемым ракетным оружием (УРО) типа «Тикондерога». Эти корабли с полным водоизмещением 9800 тонн каждый, в целях ускорения проектирования, а также соблюдения условий стандартизации и унификации, создавались на основе корпуса и механизмов эсминца типа «Спрюэнс». При этом «Тикондероги» получили ряд по-настоящему революционных новинок: главную энергетическую установку в виде четырех газотурбинных двигателей General Electric LM2500 общей мощностью 80 000 л. с., унифицированные корабельные установки вертикального пуска (УВП) для управляемых ракет и боевую информационно-управляющую систему «Иджис».

Как и хотелось их создателям, «Тикондероги» стали универсальными кораблями — они одинаково эффективно могли охотиться за подводными лодками, наносить мощные ракетные удары по кораблям и наземным объектам противника, а также обеспечивать ПВО авианосных и десантных соединений. После модернизации в 2000-2011 годах крейсера получили возможность применять ракеты-перехватчики RIM-161 Standard Missile 3, что превратило «Тикондероги» в элемент американской ПРО.

В общем, всем были хороши «Тикондероги», но и их ресурс оказался конечен. В 2004-2005 годах первые пять крейсеров серии были списаны. В 2017-м издание Defense News опубликовало информацию о том, что в 2020-2026 годах будут выведены из состава американского флота и отправлены на утилизацию еще 11 «Тикондерогов». Окончательно же крейсера этого типа исчезнут из состава ВМС США к середине 40-х годов XXI века. При этом следует понимать, что списание каждой «Тикондероги» вычеркивает из арсенала американского флота сразу 122 ячейки УВП, из которых можно осуществлять запуск как крылатых ракет «Томагавк», так и противолодочных управляемых ракет ASROC или зенитных управляемых ракет, включая уже упоминавшиеся RIM-161 Standard Missile 3.

С учетом этого вполне естественно, что в Пентагоне не раз задумывались о том, какие корабли в будущем смогут заменить в составе ВМС США легендарные «Тикондероги».

«Маленький паршивый кораблик»

Первоначально американцы сделали ставку на постройку сразу трех новых типов кораблей. Первый из них был обозначен как «литоральный боевой корабль» (Littoral Combat Ship) и представлял собой по исходной задумке небольшой быстроходный малозаметный «стелс»-корабль для операций в ближней морской зоне. Для действий же в дальней морской зоне предназначались типы кораблей, разрабатывавшиеся в рамках «Программы создания надводного боевого корабля XXI века» и являвшиеся чем-то вроде кораблей-арсеналов. Перспективный эсминец УРО DD-21 должен был иметь полное водоизмещение в 14000 тонн и нести до 128 УВП. Водоизмещение же перспективного крейсера УРО CG-21 «убегало» за 16000 тонн, зато он располагал бы двумя сотнями УВП. При этом DD-21 и CG-21 тоже должны были быть «стелсами», как и маленькие «литориашки» LCS.

Дальше у янки все получилось в четком соответствии с русской поговоркой: «гладко было на бумаге, да забыли про коряги».

Во-первых, командование не смогло выбрать какой-то один вариант из предложенных на конкурс проектов LCT, поэтому «литориашки» стали строить по двум проектам сразу, что существенно удорожило постройку запланированной серии из шести десятков LCS.

Во-вторых, небольшие размеры LCS не позволили разместить на этих кораблях достаточно мощное вооружение, поэтому флотские остряки стали расшифровывать аббревиатуру LCS, как Little Crappy Ship — «маленький паршивый кораблик».

В-третьих, тактико-технические характеристики первых четырех LCS, а также качество их постройки оказались столь низкими, что янки решили эти совсем новые корабли быстрее списать.

В-четвертых, в условиях окончания «холодной войны» Пентагон отказался от постройки крейсеров УРО типа CG-21, а финансирование проекта эсминца УРО типа DD-21 оказалось урезанным на 50%. Чтобы сохранить приемлемый уровень заложенных в проект новаций («стелс»-технологии, артустановка с активно-реактивными снарядами и так далее), а также предполагаемое к закладке количество эсминцев (более 30 единиц), проектировщики серьезно урезали характеристики перспективного эсминца. Таким образом, перспективный эсминец УРО, получивший название «Зумволт», при полном водоизмещении в 14797 тонн нес всего 80 ракет. На фоне вдвое меньшей «Тикондероги» это было, прямо скажем, не густо.

В-пятых, стоимость постройки «Зумволтов» оказалась столь фантастической, что к началу 2019 года Штаты сумели спустить на воду лишь три таких эсминца УРО, после чего крепко задумались, а нужно ли вообще строить подобные корабли? Ведь при стоимости постройки первой тройки «Зумвольтов» в 12,73 миллиарда долларов эти корабли по своему ударному потенциалу в 240 ракет уступали двум «Тикондерогам» (244 ракеты), имевшим куда меньшие размеры и стоившим всего пару миллиардов долларов!

В-шестых вышеописанные «творческие» метания Пентагона не только полностью нарушили жестко соблюдаемые при проектировании и постройке «Тикондерог» принципы стандартизации и унификации, но и не позволили создать корабли, которые хотя бы в теории могли бы послужить полноценной заменой универсальных «Тикондерог».

Поживем — увидим

Последнюю проблему американские адмиралы попытались решить наращиванием в составе ВМС США других носителей крылатых ракет — эсминцев УРО типа «Арли Берк» и атомных подводных лодок. Но это был явный паллиатив. Американскому флоту определенно был нужен новый тип крейсеров УРО — столь же эффективный и универсальный, как «Тикондероги», спроектированный с учетом требований стандартизации и унификации, а также более дешевый, чем монструозный «Зумвольт».

О том, что к подобному выводу пришли и в Пентагоне, свидетельствует недавняя публикация американского военного издания Military Watch Magazine. Согласно опубликованной этим изданием информации, грядущее списание «Тикондерог», технические недостатки LCS, а также провал программы строительства большой серии «Зумвольтов», могут поставить надводные группировки ВМС США в невыгодное положение по отношению к наращивающим свой потенциал надводным силам ВМФ Китая и России.

Китайцы пополняют корабельный состав своего флота большими эсминцами УРО (фактически — крейсерами) типа 055, а в России на основе уже строящейся серии фрегатов типа «Адмирал Горшков» проектируется увеличенная версия фрегата УРО проекта 22350М. По ряду характеристик эти корабли, по мнению авторов военного издания Military Watch Magazine, не только не уступают американским «Беркам», но и заметно превосходят данные эсминцы УРО ВМС США.

Согласно программе проектирования «тяжелого надводного боевого корабля нового поколения» (Next generation heavy surface combat ship), лучшим выходом из складывающейся ситуации американцам видится создание нового надводного корабля крейсерского класса. В рамках рассчитанной на пять лет программы, ВМС США хотели бы получить проект нового крейсера УРО, в котором на новом техническом уровне была бы по максимуму реализована идеология крейсеров УРО предыдущего поколения. При этом речь ни в коем случае не идет о попытке создания новой надводной «Звезды Смерти» а ля «Зумвольт». Нужен проект новой «рабочей лошадки» флота – такой же надежной, универсальной и дешевой, как «Тикондерога».

На проектирование подобного корабля американские адмиралы запрашивают 46,45 млн долларов в 2021 финансовом году (начнется 1 октября 2020 года), и около 150 млн долларов в 2022 финансовом году.

Получится ли теперь у ВМС США достаточно оперативно обрести достойную замену «Тикондерогам»? Чисто интуитивно хочется ответить, что да. Однако, как мы видим по истории с «маленькими паршивыми корабликами» и «Зумвольтами», задачка не так проста, как может показаться. Поэтому единственным правильным ответом на вопрос о скорой замене «Тикондерогам» будет «Поживем — увидим».

Чем ответит на появление у американцев новой реинкарнации «Тикондерог» Китай, понятно — нарастит в составе ВМС КНР количество своих «типов 055». Возможно, в Пекине постараются создать еще более мощный корабль, который уже не будет прятаться за вывеской «эсминец», а сразу будет честно значиться крейсером УРО.

Чем ответит на нью-«Тикондероги» Россия? Первый вариант по многим причинам почти фантастический — проектированием и началом постройки давно анонсированных эсминцев УРО (фактически — крейсеров) проекта 23560, известных так же под шифром «Лидер». Второй вариант куда более реалистичный — форсированием постройки фрегатов УРО проекта 22350М, а также скорейшим принятием на вооружение давно разрабатываемой гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «Циркон», способной, если верить заявленным характеристикам, проходить сквозь ПВО и ПРО кораблей ВМС США, как раскаленный нож сквозь масло.

В общем, и КНР и России есть чем ответить на появление новых американских крейсеров УРО. Если, конечно, те действительно будут построены.

USS Ticonderoga (CG-47)

«Тикондерога»

USS Ticonderoga (CG-47)


Крейсер USS Ticonderoga (CG-47) у берегов Пуэрто-Рико, 9 апреля 1983 г.

Служба

США

Класс и тип судна

Ракетный крейсер

Организация

ВМС США

Изготовитель

Ingalls Shipbuilding

Заказан к постройке

22 сентября 1978

Строительство начато

21 января 1980

Спущен на воду

25 апреля 1981

Введён в эксплуатацию

22 января 1983

Выведен из состава флота

30 сентября 2004

Основные характеристики

Водоизмещение

9800 тонн (полное)

Длина

172,8 м

Ширина

16,7 м

Осадка

9,7 м

Двигатели

4 ГТУ General Electric LM2500

Мощность

80,000 л. с. (60 МВт)

Скорость хода

32 узла (полная)

Дальность плавания

6000 миль (на 20 узлах), 3300 миль (на 30 узлах)

Экипаж

387 человек (в том числе 33 офицера)

Вооружение

Тактическое ударное вооружение

КР Томагавк

Артиллерия

2 × 1 127-мм АУ Mk. 45 Mod. 1

Зенитная артиллерия

2 × 6 20-мм. ЗАУ «Фаланкс»

Ракетное вооружение

2 × 4 ПКРК «Гарпун»
до 88 ЗУР SM-2

Противолодочное вооружение

ПЛУР ASROC

Минно-торпедное вооружение

2 строенных 324-мм ТА Mark 32

Авиационная группа

2 вертолёта

Изображения на Викискладе

USS Ticonderoga (DDG/CG-47) («Тико») — головной ракетный крейсер типа «Тикондерога», первый в мире ракетный крейсер с многофункциональной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис» и пятый корабль ВМС США с подобным названием. Большинство крейсеров типа «Тикондерога» названо в честь значимых для истории США сражений. Крейсер «Тикондерога» не стал исключением из этого правила. Он назван в честь захвата форта Тикондерога в 1775 году.

Название «Тикондерога» происходит от ирокезского слова tekontaró:ken, означающего «у соединения двух водных путей».

Энциклопедичный YouTube

  • 1/2 Просмотров:117 366 2 383

Пентагон спишет половину крейсеров Ticonderoga

Одной из основ надводного флота военно-морских сил Соединенных Штатов являются ракетные крейсера типа Ticonderoga. Корабли этого проекта, способные нести большое количество ракетного, артиллерийского и минно-торпедного вооружения, служат с начала восьмидесятых годов и решают широкий круг боевых задач. Тем не менее, часть этих крейсеров уже отличается достаточно большим возрастом, и потому в скором будущем должна завершить свою службу. Списание боевых кораблей может привести к определенным потерям в контексте общей боеспособности флота.

Головной крейсер USS Ticonderoga (CG-47), по имени которого была названа вся серия, заложили в 1980 году и передали ВМС в начале 1983-го. Летом 1994 года флот получил последний 27-й корабль проекта. Интересной особенностью проекта «Тикондерога» стала переработка комплекса вооружения. Так, первые пять крейсеров имели специализированные пусковые установки для ракет разных типов. Все последующие корабли, начиная с USS Bunker Hill (CG-52), оснащались универсальными вертикальными пусковыми установками Mk 41.

Крейсер USS Bunker Hill (CG-52) — один из первых кораблей, подлежащих выводу из состава ВМС
В 2004-2005 годах первые пять кораблей серии, отличавшиеся менее совершенными средствами хранения и запуска ракет, были выведены из боевого состава флота. Прочие, оснащенные универсальными пусковыми установками, продолжили службу. Тем не менее, в обозримом будущем флоту придется отказаться и от них. Сроки службы крейсеров приближаются к максимально допустимым значениям, что соответствующим образом сказывается на их перспективах.
В 2020 году корабли USS Bunker Hill (CG-52) и USS Mobile Bay (CG-53), принятые в состав ВМС США в 1985 году, отметят 35-летие службы. При этом максимальный срок службы крейсеров типа «Тикондерога» определен именно на уровне 35 лет. Таким образом, американскому флоту придется списать их и затем отправить на разделку. Кроме того, темпы поставок кораблей в восьмидесятых годах прошлого века должны привести к постепенному отказу от части оставшихся кораблей.
Американское издание Defense News не так давно смогло получить доступ к ряду документов, оговаривающих дальнейшее развитие надводного флота ВМС Соединенных Штатов. Согласно этим бумагам, командование намерено до 2026 года включительно списать 11 ракетных крейсеров Ticonderoga. Прочие корабли, однако, должны будут пройти ремонт и модернизацию, по результатам которых смогут продолжать службу в течение нескольких следующих десятилетий.
По данным Defense News, в 2020 году «на иголки» отправят корабли USS Bunker Hill (CG-52) и USS Mobile Bay (CG-53). В следующем 2021-м из состава флота выведут USS Antietam (CG-54) и USS Leyte Gulf (CG-55). В 2022 году завершится служба крейсеров USS San Jacinto (CG-56) и USS Lake Champlain (CG-57). 2023-й пройдет без сокращений, но уже в следующем году флот останется без кораблей USS Philippine Sea (CG-58) и USS Princeton (CG-59). В 2025 году службу закончат USS Normandy (CG-60) и USS Monterey (CG-61). Предлагаемая программа списания «Тикондерог» завершится в 2026 году вместе с выведением из боевого состава корабля USS Chancellorville (CG-62).

В результате подобного сокращения в составе военно-морских сил останется лишь 11 крейсеров из 27 построенных. По мере необходимости они будут проходить ремонт и модернизацию, которые позволят продлить сроки службы сверх 35 лет, установленных для первых кораблей серии. Согласно текущим планам, оставшиеся корабли, начиная с USS Cowpens (CG-63), будут оставаться в строю, как минимум, до середины тридцатых годов. Последние корабли могут быть списаны только в середине сороковых или позже.
По целому ряду причин, текущие планы по выведению части крейсеров из состава флота стали причиной споров на разных уровнях. Подобные планы, прямо связанные с состоянием техники, могут иметь серьезные последствия в области национальной безопасности. Существуют определенные риски в контексте количества и качества вооружения. Кроме того, возможны проблемы экономического характера. Очевидным выходом из подобной ситуации, позволяющим избавиться от возможных проблем, является сохранение имеющихся крейсеров в строю.
Бывший офицер ВМС США и ныне аналитик Center for a New American Security Джерри Хендрикс прокомментировал сложившуюся ситуацию и имеющиеся планы следующим образом. Правильным вариантом развития событий он считает включение самых старых крейсеров Ticonderoga в программу ремонта и модернизации Service Life Extension Program. Это, как минимум, будет дешевле, чем строительство новых кораблей с требуемыми характеристиками.

USS Mobile Bay (CG-53)
Кроме того, Дж. Хендрикс отметил определенные сложности, связанные с боекомплектом современных кораблей. Вертикальные пусковые установки крейсеров Ticonderoga могут одновременно нести до 122 ракет разных типов. Единственной реальной заменой подобным кораблям в настоящее время являются эсминцы типа Arleigh Bukre, так же оснащаемые установками Mk 41. Тем не менее, боекомплект эсминцев состоит лишь из 96 ракет.
Это означает, что при замене крейсера эсминцем флот теряет четверть доступных ячеек для ракет. По словам Дж. Хендрикса, военно-морские силы действительно нуждаются в этих ячейках. «Нам нужна массовость – нам нужна емкость».
Издание Defense News цитирует Брайана Макграта – специалиста по безопасности из аналитической организации The FerryBridge Group. Он тоже считает, что списание старых ракетных крейсеров может ударить по боеспособности надводных сил ВМС США. Он согласен с тем, что включение 11 кораблей в программу ремонта Service Life Extension Program является наилучшим решением имеющихся проблем.
Также Б. Макграт затронул тему финансов. Он отмечает, что текущие планы по сокращению надводных сил явно говорят об экономических проблемах флота. Для составления сбалансированной программы модернизации, обслуживания, закупок и т.д. необходимы серьезные суммы. При этом, однако, командование, образно выражаясь, теперь урезает не кожу и не жир, но кости флота. Причины этого кроются в неоднозначной политике властей. Новые хозяева Белого дома говорят о необходимости строительства флота из 350 надводных кораблей, но при этом не выделяют должного финансирования. Б. Макграт назвал такие действия властей печальными и безответственными, а также призвал остановить их.

В соответствии с имеющимися планами, все остающиеся в строю 22 ракетных крейсера типа Ticonderoga будут продолжать службу до 2020 года, после чего начнется постепенное списание самых старых представителей этой группировки. До 2026 года из боевого состава выведут 11 кораблей, прослуживших отведенные им 35 лет. Параллельно будет проводиться модернизация прочих крейсеров, по результатам которой они смогут продолжать службу до середины сороковых годов.
Главной проблемой планируемой программы сокращения крейсеров является уменьшение общего боекомплекта надводного флота с соответствующими последствиями в контексте его боеспособности. Корабли типа Ticonderoga отличаются наличием нескольких пусковых установок с 122 ячейками для ракет различных типов – на 26 больше, чем у эсминцев Arleigh Burke. Нетрудно подсчитать, что при выводе из эксплуатации 11 крейсеров флот в целом потеряет 1342 пусковые ячейки. При строительстве 11 новых эсминцев «Арли Берк» большая часть этих потерь удастся компенсировать, но суммарный боекомплект сократится на две с половиной сотни условных ракет.
Потери такого рода в некоторой мере могут быть компенсированы при помощи новых многоцелевых атомных подводных лодок, несущих крылатые ракеты семейства Tomahawk. Тем не менее, потенциал такой «компенсации» не слишком велик. АПЛ типа Virginia, строящиеся серийно, вне зависимости от модификации несут всего по 12 крылатых ракет. Кроме того, подлодки, по очевидным причинам, не могут нести зенитные ракеты разных типов, входящие в боекомплект надводных кораблей. Как следствие, эсминцы и субмарины – при всех их преимуществах – не смогут полноценно заменить списываемые корабли типа «Тикондерога».
Универсальная пусковая установка Mk 41 может использоваться для стрельбы ракетами разных типов. Среди прочих, в боекомплект такой системы могут входить ракеты-перехватчики, используемые в составе противоракетной обороны. Любопытно, что грядущее сокращение ракетных крейсеров не окажет негативного влияния на развитие американской флотской ПРО стратегического назначения.

Корабль USS Chancellorville (CG-62); его служба завершится в 2026 году
В прошлом, еще на стадии разработки необходимых проектов, командование приняло принципиальное решение: несмотря на определенную унификацию бортовых систем крейсеров Ticonderoga и эсминцев Arleigh Burke, основными носителями противоракетного комплекса Aegis BMD (Ballistic Missile Defense) станут последние. Впрочем, несколько крейсеров тоже получили подобную аппаратуру. Пять кораблей «Тикондерога», оснащенных средствами ПРО, пока не подпадают под действие программы сокращения и смогут продолжать службу в дальнейшем.
Еще на стадии проектирования срок службы ракетных крейсеров Ticonderoga был ограничен 35 годами. Первые корабли серии были выведены из эксплуатации задолго до выработки назначенного ресурса, тогда как оставшиеся уже приближаются к указанным датам. В соответствии с новыми планами Пентагона, половина имеющихся крейсеров пройдет модернизацию и продолжит службу, а остальным предстоит выйти из состава флота и в дальнейшем отправиться на утилизацию.
Намерение отказаться от устаревающих кораблей с завершающимися сроками службы не выглядит неожиданным или удивительным. При этом, однако, подобные логичные шаги могут иметь серьезные последствия для боеспособности надводного флота. Как именно предлагается их решать – пока до конца не ясно. Очевидно, что недостаток развернутых ракет придется компенсировать за счет новых кораблей.
Еще одним интересным последствием текущих планов станут определенные затруднения в ходе желаемого развития ВМС. В соответствии с указаниями властей, в обозримом будущем надводная группировка военно-морских сил США должна иметь в своем составе более трех с половиной сотен боевых кораблей. Реализация подобных планов связана с определенными трудностями, а сокращение числа наличных кораблей дополнительно усложнит решение поставленной задачи.
Очевидно, что имеющаяся группировка ракетных крейсеров типа Ticonderoga имеет заметные проблемы, а часть подобных кораблей может нуждаться в замене. Равноценная замена крейсерам, однако, отсутствует. Таким образом, перед американским командованием сейчас стоит несколько специфических проблем и вызовов, от решения которых зависит дальнейшее развитие военно-морских сил. До старта вывода крейсеров из боевого состава остается несколько лет. За это время Пентагон может найти оптимальные методы решения имеющихся проблем, способные сократить негативные последствия и привести к желаемым результатам. Тем не менее, пока нельзя исключать и негативные сценарии. Как именно будут развиваться события – покажет время.
По материалам сайтов:

Ракетные крейсера типа «Тикондерога»

«Тикондерога» — серия из 27 крейсеров с управляемым ракетным оружием (УРО) — первые корабли ВМС США, оснащенные боевой информационно-управляющей системой «Иджис».

История создания крейсеров типа «Тикондерога» началась с доклада министра обороны США Р. Макнамары, сделанного осенью 1966 года и посвященного снижению затрат на строительство военно-морского флота при расширении его боевых возможностей. Опыт эксплуатации кораблей ВМС США показал, что в течение своего 25-30-летнего срока службы они, как правило, проходят две модернизации. Исходя из этого, перед проектировщиками новых кораблей была поставлена задача: разработать архитектуру корпуса, позволяющую размещать новое и модернизировать установленное оборудование без больших материальных затрат и в короткое время. В результате была сформулирована программа DX/DXG, в рамках которой, в частности, были построены эсминцы класса «Спрюэнс».

ПРОЕКТ

«Тикондерога» — головной корабль серии — был заказан в 1978 году как эсминец УРО (DDG-47), но еще до окончания постройки, в силу его существенно более высоких боевых возможностей был переклассифицирован в крейсер УРО (CG-47).

Корабль создавался на базе корпуса и ГЭУ эсминцев типа «Спрюэнс». Это позволило ускорить и удешевить его строительство, упростило эксплуатацию и обеспечение запасными частями, облегчило подготовку личного состава. В проекте отразилась попытка применить принципы массового производства при строительстве судов.

На корабле смонтированы ленточные транспортеры и лифты для передачи грузов, доставляемых вертолетами. Модульная конструкция оборудования дает возможность использовать метод агрегатного ремонта и быстро заменять неисправные блоки силами личного состава корабля и обслуживающей плавбазы. В процессе разработки совершенствовались и сами методы проектирования корабля. Корабль рассматривался как единица комплексной системы оружия, включающая корпус, вооружение, боевые и технические средства, личный состав. Автоматизация управления движением и маневрированием корабля, системами вооружения и ГЭУ позволила сократить численность личного состава.

Было уделено большое внимание размещению и условиям функционирования различных систем. Потребовалось по-новому разместить большое количество разнообразных антенных устройств создающих взаимные помехи при работе. Но главной особенностью проекта была его «электронная начинка». Крейсера «Тикондерога» стали первыми боевыми кораблями ВМС США, оснащенными информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис».

БИУС «ИДЖИС»

БИУС «Иджис» (AEGIS — Airborne Early Warning Ground Environment Integration Segment) представляет собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения и средств управления. Основной элемент системы — РЛС кругового обзора AN/SPY-1 модификаций А, В или D с четырьмя пассивными фазированными антенными решетками. Система позволяет производить автоматический поиск, обнаружение и сопровождение до 300 целей в радиусе 190 км и наводить на наиболее угрожающие из них до 18 зенитных ракет. Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически. «Иджис» может получать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки.

ВООРУЖЕНИЕ

На первых пяти кораблях типа «Тикондерога» размещались обычные двухбалочные универсальные установки для запуска противокорабельных ракет (ПКР) «Гарпун», зенитных «Стандарт» и противолодочных АСРОК. Но в 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска ракет (УВП) с ячейками-контейнерами. Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа «Тикондерога»: 26 крылатых ракет «Томахок», 16 ПЛУР RUM-139А VL- АСРОК и 80 ЗУР RIM-66M-5 «Стандарт» SM-2MR Block IIIB или RIM-156А SM-2ER Block IV — всего 122 ракеты в носовом и кормовом модулях.

В 2000-2011 годах крейсера «Тикондерога» были модернизированы для обеспечения возможности применения ракет-перехватчиков класса «стандарт» — RIM-161 SM-3. Эти ракеты позволяют при помощи системы «Иджис» поражать заатмосферные цели на дистанции до 500 км.

КОНСТРУКЦИЯ КРЕЙСЕРОВ ТИПА «ТИКОНДЕРОГА»

Крейсера типа «Тикондерога» приспособлены для действий в условиях применения оружия массового поражения. В корпусе и надстройке отсутствуют иллюминаторы. Все внутренние помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.

Корабли этого типа имеют довольно неказистый вид: полубак, простирающийся на 85 % длины корабля, массивную надстройку, «клиперский» нос и транцевую корму. Обводы корпуса проектировались с учетом уменьшения амплитуд бортовой и килевой качки и сопротивления воды движению корабля.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

По сравнению с эсминцами типа «Спрюэнс» общая длина корабля была увеличена на 1,1 м за счет вытянутости носовой части. Для уменьшения воздействия волн при сильном шторме на носовые 127-мм артиллерийские установки и установку вертикального пуска установлен фальшборт длиной около 40 м и высотой 1,4 м. Корабль оснащен системой стабилизации качки и бортовыми килями. По проекту крейсер длительное время должен удерживать скорость 20 узлов при семибалльном волнении.

В конструкции корабля широко применены долговечные материалы: алюминиевые сплавы, пластмассы, износоустойчивые покрытия. Верхняя палуба имеет виниловое покрытие.

Перед конструкторами была поставлена задача повысить взрывостойкость корпуса, конструкций и оборудования. Погреба боеприпасов на кораблях проекта бронированы 25-мм стальными плитами, которые, впрочем, не в состоянии защитить от противокорабельных ракет. Наиболее важные части надстройки дополнительно покрыты сотовыми панелями.

На крейсерах установлена полуавтоматическая система диагностики повреждений, которая передает информацию о характере и величине повреждений и позволяет дистанционно закрывать отсеки для предотвращения распространения огня или воды.

Дымовые трубы разнесены по бортам, по длине корабля. За ходовым мостиком и в средней части надстройки располагаются решетчатые мачты. Площадь жилых помещений, размещенных в средней части корпуса и в надстройке, увеличена по сравнению с другими американскими кораблями. Койки в кубриках сгруппированы в блоки по шесть и разделены легкими переборками. Предусмотрены также помещения для отдыха и занятий спортом.

СНИЖЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАМЕТНОСТИ

На кораблях данного типа для снижения акустических шумов используются различные шумопоглощающие устройства и покрытия, малошумное энергетическое оборудование, изготовленное по специально разработанной технологии.

Для снижения кавитационного шума в качестве движителя выбран пятилопастный винт регулируемого шага с подачей воздуха к кромкам лопастей гребных винтов (система PRAIRIE). Система создает облако воздушных пузырьков, искажающее и сглаживающее акустический сигнал.

СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДИФИКАЦИИ

Крейсера типа «Тикондерога» строились двумя судостроительными компаниями: «Инголлс Шипбилдинг»(19 ед.) и «Бат Айрон Уоркс» (8 ед.) с 1980 по 1992 год. Суда строились на поточной линии блочно-секционным методом (корабль разбит на десять блоков и секций) с модульным монтажом комплектующего оборудования и предварительно высокой степенью насыщенности им секции.

Корабли, закладываемые в разное время, имели разные версии оборудования и вооружения. Все крейсера данного типа можно разбить на пять базовых уровней. Уровень 0 (CG 47 — 48) — первые два корабля серии «Тикондерога» и «Йорктаун», спущенные на воду в 1981 и 1983 годах. Имели БИУС «Иджис» Мк.7 с радаром SPY-1А и системой управления оружия Мк.1, ЗРК «Стандарт» SM-2 MR Block I и ПРЛ Mk 116 Mod 4 UBFCS. На этих двух кораблях было по два вертолета SH-2F LAMPS-I вместо SH-60B, используемых на следующих крейсерах.

Позднее боевые системы этих кораблей были модифицированы до Уровня 1. Кроме того, установки наклонного пуска Мк.26 были заменены УВП Мк.41

Уровень 1 (CG 49 — 51) — следующие три корабля также имели раннюю версию «Иджис», не имели УПВ и не могли запускать крылатые ракеты «Томахок». Пусковые установки Mk.26 Mod имели запас 44 ракеты, включая 20 АСРОК. Для использования вертолетов MH-60R «Си Хок» LAMPS III крейсера получили систему RAST и вертолетный канал передачи данных 5QQ-28. Ракеты: SM-2 MR Block II с поддержкой «Иджис».

Уровень 2 (CG 52 — 58) — на этих крейсерах изначально устанавливались УВП Mk.41 Mod 0, которые уже могли запускать «Томахоки». Два модуля по 61 ячейке в носовой и кормовой частях корабля с разнообразным ассортиментом ракет, способных поражать воздушные, надводные, подводные и наземные цели.

Уровень 3 (CG 59 — 64) — корабли этого уровня получили более совершенные РЛС AN/SPY-1В с консолью AN/UYQ-21 (вес системы снизили с 5450 до 3600 кг). С 1984 года устанавливались более мощные компьютеры AN/UYK-44. Это позволило эффективно использовать новейшие ракеты класса «Стандарт» в единой системе ПВО корабельного соединения.

Уровень 4 (CG 65 — 73) — на последних девяти кораблях серии вместо UYK-7 и UYK-20 устанавливались компьютеры AN/UYK-43/44 с последней версией программного обеспечения, разработанного для новейшего эсминца «Арли Берк» (DDG 51). Внедрена усовершенствованная система отображения данных UYS-20. На всех судах этой группы стоят гидролокаторы SQS-53C с процессором SQR-17.

9 июля года был введен в строй крейсер УРО «Порт-Ройял» (CG 73). Он стал последним из 27 кораблей типа «Тикондерога» с БИУС «Иджис». На этом проект был завершен. С 2004 по 2005 год первые пять кораблей серии были выведены из состава флота. В 2015 году для экономии средств еще 11 (CG 64 — 73) будут выведены в резерв.

Оставить эмоцию Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь 4361 Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен