Крейсер проекта 68 бис

Крейсера проекта 68-К

Крейсера проекта 68-К

Крейсер «Комсомолец». Балтийский флот, 1965 год

Проект

Страна

СССР

Основные характеристики

Водоизмещение

стандартное — 11130 тонн,
полное — 14100 тонн

Длина

199 м

Ширина

18,7 м

Осадка

6,9 м

Скорость хода

32,5 узла (60,19 км/ч)

Дальность плавания

6300 морских миль

Экипаж

1184 человек

Вооружение

Артиллерия

12 × 152-мм;
8 × 100-мм

Зенитная артиллерия

28 × 37-мм

Минно-торпедное вооружение

2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата; 68 мин

Крейсера проекта 68-К, по классификации НАТО — класс «Чапаев». Предназначены для действий в составе эскадры, вывода легких сил в атаку, поддержки корабельного дозора и разведки, а также охраны эскадры от легких сил противника.

  • 1 История
    • 1.1 Проектирование
  • 2 Основные тактико-технические элементы
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

История

Проектирование

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование нового КРЛ разработано с учётом изменившейся военно-морской доктрины СССР, определяющей основные боевые задачи для КРЛ в условиях океанского военного театра. Значительное влияние на условия ТТЗ оказали специально созданные для КРЛ, новейшие по тому времени, артиллерийские установки главного и вспомогательного калибров. При стандартном водоизмещении — 8000÷8300 тонн, определён состав вооружения: три трехорудийные башенные установки типа МК-5, для 152-мм орудий главного калибра, типа Б-38; четыре двухорудийные башенные установки, типа Б-54, для 100-мм универсальных орудий вспомогательного калибра; шесть спаренных 37-мм зенитных установок типа 66-К. Толщины бортовой брони — 100 мм, палубы — 50 мм, определены с учётом обеспечения защиты корабля от попадания 152-мм снарядов на дистанции 50÷120 кбт., в целях расширения района свободного маневрирования, в пределах дистанций, когда бронебойные снаряды противника ещё не пробивают броню корпуса. Скорость — 35 узлов. По сравнению с предшествующим проектом «26-бис»: усилена броневая защита, увеличены дальность плавания и автономность — в соответствии с условиями Северного и Тихоокеанского театров. Состав и компоновка энергетической установки определены аналогичными крейсерам предшествующего проекта «26-бис».

Разработку проекта начали в ленинградском ЦКБ-17 в 1938 году, а технический проект утвердили постановлением КО при СНК СССР от 13 июля 1939 года.

Разработка эскизного проекта (на основании ТТЗ), была официально начата в 1938 году, ЦКБ-17 (город Ленинград). Фактически, к предварительной разработке проекта нового типа КРЛ («океанский тип»), коллектив конструкторов во главе с А. И. Масловым, приступил ещё в период постройки КРЛ типа «Максим Горький» (пр. 26-бис). Осуществление эскизного проекта КРЛ океанского типа стало возможным благодаря применению артиллерийских установок главного калибра 152-мм, которые по сравнению с установками калибром 180-мм применяемыми в предшествующих проектах, имели меньшие массово-габаритные характеристики, что в сочетании с незначительным увеличением главных размерений корпуса, позволило: усилить броневую защиту, увеличить максимальный запас топлива и улучшить условия обитаемости. В целях повышения экономичности унифицированных паротурбинных двигателей их максимальная мощность была незначительно снижена — в ущерб максимальной скорости. В разработке технического проекта, под шифром «68», участвовали известные судостроители Н. Н. Исанин, А. С. Савичев, Н. А. Киселёв, Г. А. Гасанов и другие… В ходе проектирования, расчётное водоизмещение возросло с 8300 до 9500 тонн. В этой связи, руководство ВМС сочло вооружение в варианте ТТЗ, для крейсера таких размеров недостаточным и потребовало его усилить установкой четвёртой кормовой башни главного калибра. В соответствии с техническим проектом КРЛ, под шифром «68», утверждённым Постановлением КО при СНК СССР от 13 июля 1939 года, корабль, при стандартном водоизмещении — 10620 тонн, нормальном — 13330 тонн, должен был иметь: наибольшую длину — 199 метров, ширину — 18,7 метров, осадку при нормальном водоизмещении — 5,9 метров, метацентрическую высоту — 0,89 м.

Корабельная котлотурбинная энергетическая установка, занимала восемь отсеков средней части корпуса, располагаясь двумя автономными эшелонами, включала: 6 главных водотрубных котла типа КВ-68; два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) типа ТВ-7 общей мощностью 110 000 л.с.; вспомогательные механизмы, устройства, трубопроводы и системы.

Система основного бронирования, по сравнению с предшествующим проектом «26-бис» (ЛКР типа «Максим Горький»), усилена в целях расширения района свободного маневрирования, в пределах дистанций, когда бронебойные снаряды противника ещё не пробивают броню корпуса: бортовой броневой пояс толщиной — 100 мм (вместо 70 мм); траверзы : носовой — 120 мм и кормовой — 100 мм (вместо 70 мм); барбеты главной артиллерии — 130 мм (вместо 70 мм). Кроме того, ходовая рубка защищена противопульной бронёй, толщиной — 10-мм.

Утверждённый состав вооружения: четыре артиллерийские установки главного калибра, типа МК-5, четыре установки вспомогательного калибра, типа Б-54, шесть спаренных зенитных установок типа 66-К, и четыре спаренные 12,7-мм пулеметные установки. Торпедное вооружение: два трехтрубных 533-мм ТА; авиационное вооружение: одна катапульта и два гидросамолета КОР-2 (разведчик-корректировщик).

Согласно десятилетнему плану строительства кораблей для РКВМФ (в соответствии с программой развития морского и океанского флотов), до конца 1947 года планировалось заложить двадцать шесть КРЛ пр.68, в том числе 17 единиц по пятилетнему плану военного судостроения на период 1938—1942 годов. Фактически была произведена закладка только семи крейсеров на стапелях заводов в Ленинграде и Николаеве. Кроме этого, пять крейсеров планировалось заложить на советских верфях в августе-декабре 1941 года (четырём из них уже были присвоены названия) и столько же в 1942 году, но с началом Великой Отечественной войны новых закладок было решено не производить.

Этапы строительства кораблей проекта 68

Наименование корабля Судостроительный завод Заводской номер Дата закладки Дата спуска на воду Техническая готовность на 22 июня 1941 года Плановый год сдачи Дата подписания приёмного акта.
«Чапаев» № 189, Ленинград С-305 8 октября 1939 28 апреля 1941 38,4 % 1942 16 мая 1950
«Чкалов» № 189, Ленинград С-306 31 августа 1939 25 октября 1947 23 % 1942 5 ноября 1950
«Ленин» № 189, Ленинград С-309 август 1941 (план) 1944
«Дзержинский» № 189, Ленинград С-310 ноябрь 1941 (план) 1944
«Железняков» № 194, Ленинград С-545 31 октября 1939 25 июня 1941 30,8 % 1942 19 апреля 1950
«Аврора» № 194, Ленинград С-555 сентябрь 1941 (план) 1944
«Фрунзе» № 198 (позднее № 444), Николаев С-356 29 августа 1939 30 декабря 1940 38 % 1942 19 декабря 1950
«Орджоникидзе» № 198 (позднее № 444), Николаев С-364 31 декабря 1940 8 % 1943
«Куйбышев» № 200, Николаев С-1088 31 августа 1939 31 января 1940 29 % 1942 20 апреля 1950
«Свердлов» № 200, Николаев С-1090 31 апреля 1941 7,5 % 1943
«Лазо» № 199, Комсомольск-на-Амуре не присваивался сентябрь 1941 (план) 1943
«Щорс» № 199, Комсомольск-на-Амуре не присваивался 1942 (план)
«Котовский» Н/д не присваивался 1942 (план)

Основные тактико-технические элементы

Размеры

  • Длина наиб. — 199 метр.
  • Ширина наиб. — 18,7 метра.
  • Осадка габ. — 6,9 метра.
  • Водоизмещение:
    • стандартное — 11130 тонн;
    • полное — 14100 тонн.
  • Запас хода — 6300 миль.

Скорость хода

  • Полная — 32,5 узел (более 56 км/ч).
  • Оперативно-экономическая — 17 узлов (более 31 км/ч)

Экипаж

  • 1184 человек (в том числе офицеров 70-80 человек).

Вооружение Энергетическая установка

Котлотурбинная энергетическая установка, в состав которой входит:

  • шесть главных паровых котлов КВ-68;
  • два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) типа ТВ-7;
  • пять турбогенераторов.

Общая мощность, л.с. (кВт) — 124 600 (91 580).

Радиотехническое вооружение

  • РЛС общего обнаружения — «Гюйс»
  • РЛС обнаружения НЦ — 2 × «Риф»
  • ГАС — «Тамир-5Н»
  • РЛС управления огнем:
    • 2 × «Залп» для АУ ГК
    • 2 × «Якорь» (в составе СПН-500) для универсальных АУ
  • командно-дальномерные посты:
    • 2 × КДП2-8-III для артиллерии ГК
    • 2 × СПН-500 для универсальных АУ
  • РЛС госопознавания — «Факел-МО / МЗ»

Примечания

Литература

  • Заблоцкий В. П. Лёгкие крейсера типа «Чапаев» // Морская кампания. — М., 2005. — В. 30. — № 1.

Ссылки

  • Крейсера проекта 68-k «Чапаев» на сайте «АТРИНА» • Боевые корабли СССР и России • 1945—2005 гг.
  • Крейсера проекта 68-k «Чапаев» на сайте «Энциклопедия кораблей».
Крейсера проектов 68, 68-К, 68-бис.
Крейсера проекта 68-К (закладывались по проекту 68) Чапаев • Комсомолец («Валерий Чкалов») • Железняков • Фрунзе • Куйбышев • Орджоникидзе1 • Свердлов1
Крейсера проекта 68-бис Свердлов • Жданов • Адмирал Ушаков • Александр Суворов • Адмирал Сенявин • Дмитрий Пожарский • Орджоникидзе • Александр Невский • Адмирал Лазарев • Дзержинский • Адмирал Нахимов • Михаил Кутузов • Октябрьская революция («Молотовск») • Мурманск • Кронштадт1 • Таллин1 • Варяг1 • Щербаков1 • Адмирал Корнилов1 • Архангельск1 • Владивосток1
Знаком 1 отмечены недостроенные корабли

Корабли ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны

тип «Севастополь»

«Марат»/»Петропавловск» • «Парижская коммуна»/»Севастополь» • «Октябрьская Революция» • «Михаил Фрунзе»

Прочие корабли и типы

«Архангельск» • проект 23/тип «Советский Союз» • проект 24

Тяжёлые крейсера

«Петропавловск»/»Таллин» • проект 69/тип «Кронштадт» • проект 25

тип «Светлана»

«Красный Крым» • «Червона Украина» • «Красный Кавказ»

проекты 26 и 26-бис

«Киров» • «Ворошилов» • «Максим Горький» • «Молотов» • «Калинин» • «Каганович»

проект 68

«Чапаев» • «Валерий Чкалов» • «Железняков» • «Фрунзе» • «Куйбышев» • «Орджоникидзе» • «Свердлов»

Прочие крейсера

«Мурманск» • «Коминтерн» • «Керчь»

тип «Орфей»

«Сталин» • «Артём» • «Энгельс» • «Урицкий» • «Володарский»

тип «Лейтенант Ильин»

«Войков» • «Карл Либкнехт» • «Валериан Куйбышев» • «Ленин»

тип «Изяслав»

«Карл Маркс» • «Калинин»

тип «Фидониси»

«Незаможник» • «Дзержинский» • «Железняков» • «Шаумян»

проект 7/тип «Гневный»

«Бодрый» • «Быстрый» • «Бойкий» • «Беспощадный» • «Безупречный» • «Бдительный» • «Гневный» • «Гордый» • «Грозный» • «Грозящий» • «Громкий» • «Гремящий» • «Сокрушительный» • «Сметливый» • «Стерегущий» • «Стремительный»

проект 7-У/тип «Сторожевой»

«Свирепый» • «Свободный» • «Сердитый» • «Сильный» • «Скорый» • «Славный» • «Смелый» • «Смышлёный» • «Совершенный» • «Сообразительный» • «Способный» • «Сторожевой» • «Стойкий» • «Страшный» • «Строгий» • «Стройный» • «Статный» • «Суровый»

Лидеры

«Ленинград» • «Москва» • «Харьков» • «Минск» • «Баку» • «Тбилиси» • «Ташкент» • проект 48/тип «Киев»

Поставленные по ленд-лизу

«Дерзкий» • «Деятельный» • «Доблестный» • «Достойный» • «Дружный» • «Жаркий» • «Жгучий» • «Жёсткий» • «Живучий»

Захваченные

«Ловкий» • «Лёгкий» • «Лихой» • «Летучий» • «Муссон» • «Торос»

Другие эскадренные миноносцы

«Яков Свердлов» • «Фрунзе» • «Опытный» • «Огневой»

Малые корабли

Сторожевые корабли

проект 194/тип «Малый Охотник» • тип «Ураган» • проект 29/тип «Ястреб»

Торпедные катера

тип «Г-5» • тип «ТМ-200» • тип «ТД-200» • тип «Д-3» • тип «СМ-3» • тип «Ш-4» • тип «Комсомолец»

Курсивом отмечены недостроенные корабли и классы кораблей, не вступивших в строй

Боевые надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период

Основные классы

Авианесущие корабли

Линкоры

Крейсера

проект 68-К • проект 68-бис • проект 69 • проект 82 • проект 58 • проект 1134 • проект 1144 • проект 1164

Эскадренные миноносцы

Большие противолодочные корабли

Сторожевые корабли

2 ранга: проект 1159 • проект 1135 • проект 11540 • проект 11660

3 ранга: проект 29 • проект 42 • проект 50 • проект 159 • проект 35

Тральщики

Морские тральщики: проект 73-К • проект 254 • проект 264 • проект 266 • проект 266-М • проект 266-МЭ • проект 923 • проект 12660

Базовые тральщики: проект 265 • проект 257-Д • проект 699 • проект 1252 • проект 1265 • проект 1265-Э

Рейдовые тральщики: проект 255 • проект 1258 • проект 10750

Десантные корабли

проект 1171 • проект 1174 • проект 11780 • проект 775 • проект 188 • проект 572 • проект 770 • проект 773 • проект 904

Малые боевые корабли и катера

Малые ракетные корабли

Ракетные катера

Малые противолодочные корабли

проект 122-А • проект 199 • проект 201 • проект 204 • проект 1124 • проект 1141 • проект 12412 • проект 1331-М • проект 11451

Торпедные катера

проект 123-бис • проект 183 • проект 184 • проект 206 • проект 125 • проект 206-М

См. также: {{Вспомогательные корабли ВМФ СССР в послевоенный период}}, {{ВМФ СССР (1951—1991)}}

Все о ракетных крейсерах проекта 1164

Наступил 2020 год, а корабли Северного флота продолжают покорять дальние моря и океаны. Один из них — ракетный крейсер «Маршал Устинов», который вот уже более чем полугода находится вдали от родных берегов. Летом прошлого года корабль был флагманом Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге, с его борта осуществлялось руководство учением кораблей ВМФ России «Океанский щит».

Ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов» / Корабел.ру

Североморцы действовали в Средиземном море, где провели ряд учений, посетили Алжир, Египет, Турцию, Грецию и Кипр. В Атлантическом океане российские моряки совершили деловые заходы в порты Прая Республики Кабо-Верде и Малабо Экваториальной Гвинеи. В южной части Атлантического океана в районе мыса Доброй Надежды североморцы впервые провели международное учение с фрегатом военно-морских сил народной освободительной армии Китая «Вэйфан» и фрегатом ВМС ЮАР «Аматола».

9 января во время совместных учений Черноморского и Северных флотов с борта крейсера «Маршал Устинов» за маневрами наблюдал Владимир Путин. После их окончания президент пообщался в кают-компании с экипажем ракетного крейсера и в книге почетных посетителей корабля написал: «Поздравляю с Новым 2020 годом, с проведенными учениями. Желаю удачи. Благодарю за службу!».

Командир ракетного крейсера «Маршал Устинов» / Корабел.ру

Что же представляет из себя этот крейсер? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо углубиться в историю создания кораблей этого проекта.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В конце 60-х годов XX века в руководстве советского военно-морского флота произошла переоценка ценностей в области кораблестроения. Был сделан вывод, что Советскому Союзу необходим сбалансированный флот, включающий, помимо стратегической ракетно-ядерной и противолодочной составляющих, мощные оперативно-тактические объединения, в составе которых должны быть корабельные ударные группы, подводные лодки и морская авиация. Для таких групп требовались ракетные крейсера, созданные на основе технических решений больших противолодочных кораблей. Эту задачу поручили выполнять Северному проектно-конструкторскому бюро.

Российский ракетный крейсер «Москва» / «Википедия»

В начале 1970-х годов коллектив СПКБ разработал первые проектные предложения по новому ударному кораблю. По предложению главкома ВМФ Сергея Горшкова, по бортам будущего корабля были расположены 12 пусковых установок для противокорабельных ракет, по 6 с каждого борта. Спустя небольшой промежуток времени, комиссией СМ СССР по военно-промышленным вопросом было выпущено решение, согласно которому СПКБ должен был начать разработку ТТЗ на новый корабль — ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант».

Пусковые установки для противокорабельных ракет крейсера крейсер «Маршал Устинов» / Корабел.ру

Эскизный проект был выполнен за несколько месяцев. За основу был взят проект большого противолодочного корабля проекта 1134Б. Разница была только в размерах, но, естественно, был произведен пересчет увелившихся размеров корпуса корабля.
ПОСТРОЙКА
4 октября 1976 года на Николаевском заводе имени 61 коммунара состоялась закладка первого корабля, получившего имя «Слава».

Судостроительный завод имени 61 коммунара в настоящее время / «Википедия»

Корабль строился больше шести лет, его спуск состоялся в июле 1979, а подписание приемного акта — 28 декаборя 1982 года. Второй корабль при закладке получил имя «Адмирал флота Лобов». Третий корабль получил имя «Комсомолец», взамен выведенного из состава флота артиллерийского крейсера проекта 68К. Однако вскоре все наименования поменялись. После смерти министра обороны Устинова в декабре 1983 года «Лобов» стал «Маршалом Устиновым», «Комсомолец» — «Червоной Украиной», а имя «Адмирал флота Лобов» передали четвертому крейсеру, заложенному в 1986 году. Позднее, после распада СССР, «Слава» стала «Москвой», а «Червона Украина» стала «Варягом».
Основное вооружение корабля — это 16 пусковых установок комплекса «Вулкан», два пятитрубных торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000, артустановка АК-130, шесть ЗАК — АК-630, две установки ЗРК «Оса-МА», восемь ЗРК С-300 «Форт» и вертолет Ка-25РЦ.

Экипаж корабля проекта 1164 состоит из 66 офицеров, 64 мичманов, а также 355 матросов и старшин. Особенность этого проекта в высоких условиях обитаемости, в отличие от других кораблей ВМФ СССР (проект 1144 не в счет). Жилой блок имеет прекрасную отделку, кают компании обшиты деревянными панелями с инкрустацией, картинами и ковровыми покрытиями. Позднее, во время модернизации на «Звездочке», на ракетном крейсере «Маршал Устинов» условия обитаемости стали еще выше.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» / Корабел.ру

Следует упомянуть и то, что на кораблях есть плавательный бассейн с водопадом морской воды, а также вместительная сауна.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» / Корабел.ру

Все три первых корабля в данный момент находятся в составе ВМФ РФ: «Москва» в составе Черноморского флота, «Варяг» в составе Тихоокеанского флота, «Маршал Устинов» в составе Северного флота. Четвертому кораблю не повезло. После распада СССР он достался Украине, где так до сих пор и стоит у причала, медленно умирая.

Ракетный крейсер «Украина» / Википедия

Секции пятого корабля, заложенного по откорректированному проекту 11641 под именем «Россия», были утилизированы.
СЕГОДНЯ
В настоящее время Россия обладает тремя кораблями этого проекта: «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов». О последнем мы уже рассказали в самом начале, поэтому перейдем к остальным.
Начнем с «Варяга». После передачи флоту в 1990 году корабль совершил межфлотский переход из Николаева во Владивосток. Спустя шесть лет он был обрел свое настоящее имя и в том же 1996 году стал флагманом Тихоокеанского флота, вместо тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев», который уже тогда находился в ожидании ремонта.

Ракетный крейсер «Варяг» / «Википедия»

За последние два года корабль совершил несколько походов, один из которых был дальний. Крейсер посетил девять государств и совершил заходы в Хакодате (Япония), Чеджу (Республика Корея), Циндао (Китай), Танджунгприок (Индонезия), Муара (Бруней), Чанги (Сингапур), Вишакхапатнам (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и Манила (Филиппины)
Теперь про головной корабль проекта 1164 — крейсер «Москва». Так как его ввели в состав флота раньше всех — в 1982 году, то к моменту распада СССР ему требовался капитальный ремонт и модернизация, поэтому он находился на заводе в Николаеве. После развала появился вопрос — что делать со «Славой». Средств на модернизацию не было, а перед заводом образовался огромный долг. И в тот момент командование Черноморского флота решилось на на экстраординарный шаг — обратилось к правительству Москвы с просьбой взять шефство над кораблем.
В 1996 году корабль переименовали в «Москву», а в 1999 году корабль наконец вновь вступил в строй.

Ракетный крейсер «Москва» / «Википедия»

В настоящее время корабль находится в ремонте на 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота в Севастополе. Летом 2019 корабль впервые за три года вышел в море, но после возвращения вновь был поставлен к причалу, для завершения ремонта главной энергоустановки и полного восстановления походной готовности.
Чтоже касается «Украины», то тут все до банального смешно. Корабль до сих пор находится на балансе Николаевского судостроительного завода, у которого большая часть рабочих практически каждый месяц устраивает митинги с требованием оплатить долги по заработной плате. Руководство завода мечтает избавится от этого корабля, на который каждый месяц приходится тратить большую сумму денег — на поддержание механизмов и непотопляемости корабля. Если говорить простыми словами — электричество и отопление, которое идет на корабль, обходится в круглую сумму.
Недавно корабль посетил президент Украины Владимир Зеленский. От вида корабля он произнес слово..»Жалко».. Но как видим, каких-либо изменений так и не произошло и скорей всего не произойдет. В желаниях руководства Украины — продать корабль Китаю. Но нашему партнеру он давно не нужен, страна уже строит свои ракетные корабли. Единственный выход утилизация, но и здесь всё сложно — «Как это возможно, уничтожить «Украину».
В альтернативной вселенной существует один выход — продать за адекватную цену России и нам этот корабль действительно нужен, но такое может произойти только в другом измерении. Если же рассуждать, то нам этот крейсер пригодился бы в роли ЗИП для остальных представителей проекта «Атлант».

Крейсера проекта 68

Легкие крейсера типа “Чапаев” (проект 68-К) – 5 единиц

Планировалась постройка 17 крейсеров, но до июня 1941 г. заложили только 7 (проект 68). После войны достраивались по проекту 68-К (корректированный) с усиленным зенитным вооружением и новыми системами у правления артиллерийским огнем.

ФРУНЗЕ (заводской № 356). Заложен 29.8.1939 г. на заводе № 198 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 30.12.1940 г., но летом 1941 г. приостановлен строительством, 9.8.1941 г. отбуксирован в Поти и законсервирован. В 1942 г. кормовая часть корабля была отделена и приварена к корпусу поврежденного КР “Молотов” проекта 26-бис. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 19.12.1950 г. (по другим данным: 28.3.1951 г.) и 8.4.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15 – 18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19 – 22.10.1953 г – в Бургас (Болгария). 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, а 6.2.1960 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 14.3.1960 г. расформирован и в 1960 – 1961 гг. на базе “Главвторчермета” в Севастополе разделан на металл.

Водоизмещение:
полное 14100 т
стандартное 11130 т
длина 199 м
ширина 18,7 м
осадка 6,9 м
Мощность ПТУ 2х62300 л.с.
скорость хода:
максимальная 33,4
экономическая 17 уз
дальность плавания экономическим ходом 6360 миль.
Вооружение: 4×3 152-мм МК-5-бис,4х2 100-мм СМ-5-1 и 14×2 37-мм орудий. Бронирование: борт 100, главная палуба 50, башни 175, рубка 130мм.
Экипаж 1184 человека.

Легкие крейсера типа “Свердлов” (проект 68-бис) – 14 + 7 единиц
Усовершенствованный вариант крейсеров проекта 68-К. Всего планировалось построить 25 единиц, но была заложена 21, вступили в строй 14. 7 недостроенных кораблей проекта 68-бис-ЗИФ (“Щербаков”, “Адмирал Корнилов”, “Кронштадт”, “Таллин”, “Варяг”, “Козьма Минин” и “Дмитрий Донской”) вместо 37-мм орудий должны были нести по 6 более мощных 57-мм четырехствольных автоматических установок ЗИФ-68, иметь полное водоизмещение 16 780 т, мощность ПО 000 л.с. и экипаж: 1224 человека. “Адмирал Нахимов” в опытном порядке впервые в нашем флоте получил на вооружение ПКРК. “Дзержинский” в 1957 -1958 гг. перестроен по проекту 70-Э, став первым крейсером, оснащенным ЗРК. “Жданов” и “Адмирал Сенявин” в 1966 – 1972 гг. превращены в крейсера управления (проекты 68-У1 и 68-У2). На “Октябрьской Революции”, “Адмирале Ушакове” и “Михаиле Кутузове” усилено зенитное вооружение за счет дополнительной установки 8×2 30-мм орудий АК-230 (проект 68-А). В настоящее время сохраняется единственный корабль серии – “Михаил Кутузов” (на консервации в Севастополе).

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (заводской № 625). 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.5.1950 г. заложен на заводе № 194, спущен 7.6.1951 г., вступил в строй 31.12.1952 г. и 15.2.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 25.12.1964 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе под Мурманском на отстой, но 15.12.1970 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 30.5.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.1 2.1989 г. расформирован.

АДМИРАЛ НАХИМОВ (заводской № 375). 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.6.1950 г, заложен на заводе № 444, спущен 29.6.1 951 г., вступил в строй 27.3.1 953 г. и 8.2.1 953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5 – 4.6.1 954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). С 1 955 г. использовался в опытовых целях для испытаний противокорабельных ракет, а 28.7.1960 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1961 – 1962 гг. на базе “Главвторчермета” в Севастополе разделан на металл.

АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ (заводской № 626). 9.11.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.2.1 952 г. заложен на заводе № 194, спущен 29.6.1952 г., вступил в строй 30.1 2.1953 г. и 1 8.2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.1 2.1955 г. входил в состав КБФ, 27.2.1956 г. перечислен в состав СФ, а 22.10.1956 г. после перехода летом – осенью 1956 г. по Севморпути из Североморска на Дальний Восток – в состав ТОФ. 26.3.1963 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Советской Гавани на отстой, но 18.3.1972 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 18.9.1980 г. по 3.2.1986 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт, а 1 2.10.1986 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1988 г. расформирован и в 1991 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

ЩЕРБАКОВ (заводской № 627). В июне 1951 г. заложен на заводе № 194 и 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 1 7.3.1954 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

АДМИРАЛ КОРНИЛОВ (заводской № 395). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.11.1951 г. заложен на заводе № 444, спущен 17.3.1954 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

КРОНШТАДТ (заводской № 453). В апреле 1953 г. заложен на заводе № 189 и 25.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 11.9.1954 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

ТАЛЛИН (заводской № 454). 28.9.1953 г. заложен на заводе № 189 и 25.8.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.5.1955 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

ВАРЯГ (заводской № 460). 5.2.1954 г. заложен на заводе № 189 и одновременно зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 5.6.1956г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

КОЗЬМА МИНИН, с 25.9.1953 г.- АРХАНГЕЛЬСК (заводской № 628/303). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в июне 1952 г. заложен на заводе № 194, спущен осенью 1953 г. и отбуксирован на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу на завод № 402 для достройки, но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ, с 25.9.1953 г. – ВЛАДИВОСТОК (заводской № 629/304). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в апреле 1953 г. заложен на заводе № 194, спущен осенью 1953 г. и отбуксирован на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу на завод № 402 для достройки, но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

Примечание: кроме указанных, намечались к постройке КРЛ заводские № 631 (завод № 194) и № 396 (завод № 444), заказы на которые были аннулированы.

Водоизмещение:
полное 16300
стандартное 13230 т
длина 210 м
ширина 22 м
осадка 7,3 м
Мощность ПТУ 2х68500 л.с.
скорость хода:
максимальная 33
экономическая 16 уз
дальность плавания экономическим ходом 9000 миль.
Вооружение: 4х3 152 мм МК-5-бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37-мм В-11 орудий, 2х5 533-мм ТА. Бронирование: борт 100, палуба 50, баш-
ня 175, рубка 130 мм. Экипаж 1270 человек.

Лёгкие крейсера типа «Свердлов» проекта 68-бис

Проект 68-бис (тип «Свердлов») Проект 68-бис (тип «Свердлов») Постройка и служба

25 ед. Заказано

14 ед. Построено

1950-1955 гг. Годы постройки

1952-1992 гг. Годы службы

разн. (см. текст) Место строительства

Общие данные

13230 / 16300 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

210 / 22 / 7,3 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ Энергетическая установка

33 узл. Скорость хода

9000 при 16 узлах миль Дальность плавания

Экипаж

1057-1270 чел. Общая численность

Бронирование Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4х3 152 мм орудий Б-38 (в башнях МК–5–бис).

Зенитная артиллерия

  • 6 спаренных 100 мм установок СМ-5-1;
  • 16 спаренных автоматов В-11.

Торпедное вооружение

  • 2х5 533-мм ПТА-53-68-бис.

Противолодочное вооружение

  • 132 мин (обр. 1908 г.) / 76 мин (обр.1926 г.) / 68 мин (КБ «Краб»).

Построенные корабли Проект 68-бис — серия лёгких крейсеров, построенных для военно-морского флота СССР. Одни из первых кораблей, построенных после Второй мировой войны. В них были использованы многие наработки военных и предвоенных лет, а также был учтён опыт, полученный во время войны. Всего было построено 14 кораблей этого типа из 25 заказанных.

История создания

Крейсер «Свердлов»

В ходе Великой Отечественной войны быстро накапливался боевой опыт применения различных кораблей, выявлялись их достоинства и недостатки. В результате, заложенные ещё до войны, корабли проекта 68, после войны достраивались с изменениями, учитывающими накопленный опыт и обозначались проектом 68-К. Однако, даже проект 68-К не удовлетворял в полной мере современным требованиям.

В результате было решено создать корабли последующего поколения, получившие обозначение 68-бис. Главным конструктором был назначен Александр Сергеевич Савичев, позже получивший за этот проект сталинскую премию первой степени.

Описание конструкции

Основные отличия проекта 68-бис по сравнению с проектом 68-К:

  • увеличенная автономность;
  • увеличенная дальность плавания;
  • усиленное зенитное вооружение;
  • применение сварного корпуса.

Корпус

Поперечные сечения крейсера проекта 68-бис

Корпус кораблей имел удлинённый по сравнению с проектом 68-К полубак. Впервые в СССР для такой брони такой толщины использовалась сварка. Для защиты от торпед и мин у бортов были спроектированы отсеки для хранения внутренних грузов, в которых устанавливались дополнительные продольные переборки.
В остальном принципиальных отличий по форме от проекта 68-К не было.

Сильное впечатление — поход за кипятком в котельное отделение. Трап. Верхняя часть вертикальная, нижняя — с отрицательным углом наклона. Хоть и небольшим — но по первости было куда как весело! Евгений Архиповский, лейтенант

Бронирование

Схема бронирования

На кораблях проекта 68-бис применялась в основном гомогенная броня. Бронирование было предусмотрено для цитадели и боевой рубки достаточно толстым, чтобы выдержать попадание снаряда среднего или малого калибра. Боевые посты верхней палубы и надстроек защищались в основном противоосколочной бронёй.

  • Броневого пояс в середине корабля имел толщину 100 мм (по краям — 20 мм);
  • Нижняя палуба в середине корабля — 50 мм, (по краям — 20 мм);
  • Носовой траверз — 120 мм;
  • кормовой — 100 мм;
  • Боевая рубка: бок — 130 мм, палуба — 30 мм, крыша — 100 мм;
  • запасной командный пункт — 10 мм;
  • Труба защиты проводов — 50 мм.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из шести главных паровых котлов и двух главных турбозубчатых агрегатов, работа которых обеспечивалась вспомогательными механизмами, теплообменными аппаратами, системами и устройствами, а также трубопроводами с арматурой. Размещение установки было также аналогичным принятому на крейсерах указанных проектов.

Вертикальные водотрубные котлы треугольного типа с естественной циркуляцией типа КВ-68, спроектированные еще для крейсеров проекта 68, вырабатывали пар с рабочим давлением 25 кг/см². Согласно договорной (технической) спецификации, температура перегретого пара за пароперегревателями главных котлов составляла 325±20 °С. Впоследствии температуру пара привели в соответствие с действовавшим тогда общесоюзным стандартом для котлов, работающих на параметрах пара II ступени (370±20°C). Поверхность нагрева котла типа КВ-68 составляла 1107 м², паропроизводительность— 115т/ч, включая 15-процентную перегрузку. Котлы изготавливались заводами — строителями кораблей.

«Дмитрий_Пожарский» во время визита Китай

Главные турбозубчатые агрегаты типа ТВ-7 номинальной мощностью 55 000 л. с. каждый развивали максимальную мощность на переднем ходу корабля 118 000—128 000 л. с., а на заднем — 25 200—27 000 л. с. В отличие от аналогичных механизмов кораблей проекта 26 и 26-бис, ГТЗА крейсера оборудовались направляющими лопатками регулировочной ступени с активным профилем, что с точки зрения усталостной прочности металла конструкции считалось более надежным. Агрегаты ТВ-7 изготавливались на Харьковском турбогенераторном заводе.

Каждый ГТЗА работал на свой валопровод. Правый шел из носового машинного отделения и имел длину 84,9 м, левый (из кормового МО) — 43,7 м. Гребные валы наружным диаметром 0,5 м вращали два латунных гребных винта диаметром 4,5 м и массой 16,4 т.

На стоянке отопление и бытовые нужды экипажа обеспечивали два вспомогательных котла КВС-68-бис паропроизводительностью по 10,5 т/ч. В качестве источников электроэнергии использовались пять турбогенераторов типа ТД-6 и четыре дизель-генератора ДГ-300 мощностью 300 кВт каждый.

«Адмирал Ушаков» во время визита в Италию

Котельное топливо (мазут) хранилось в междудонном пространстве (1590 т) и в бортовых отсеках (1830 т). Дополнительно 200 т мазута могли приниматься в кормовые дифферентные и 300 т — в нефтеперегрузочные и расходные нефтяные цистерны. Общий запас смазочного масла составляла 90 т, дизельного топлива — 80 т. Питательная вода для котлов (317 т) хранилась в специальных цистернах.

Запасы провизии, топлива, масла, питательной и пресной воды (с учетом действия опреснительных установок) обеспечивали автономность до 30 суток и дальность плавания экономическим ходом до 9000 миль.

Экипаж

Примерный состав экипажа (имеются незначительные отличия по кораблям и времени службы):
офицеров — 60;
мичманов — 75;
старшин — 154;
матросов — 768.

Схема кораблей

Схема корабля с описанием

1 — башня МК-5 бис; 2 — автомат В-11; 3 — Командно-дальномерный пост; 4 — орудийная установка СМ-5-1; 5 — стабилизированный пост наводки; 6 — антенна РЛС; 7 — химотсек; 8 — румпельное отделение; 9 — четырёхвёсельный ял; 10 — запасной командный пункт; 11 — разъездной катер; 12 — помещение вспомогательного котла; 13 — штурманская рубка; 14 — пост командира зенитного дивизиона: 15 — пост наблюдения за ПЛ и горизонтом; 16 — оперативная рубка; 17 — боевая рубка (главный командный пункт); 18 — ходовой мостик; 19 — кубрик; 20 — кладовые; 21 — цепной ящик; 22 — гидроакустический отсек; 23, 24 — погреба 152-мм снарядов; 25 — помещение дизель-генераторов; 26 — пост энергетики и живучести; 27 — котельное отделение; 28 — цистерна мазута; 29 — машинное отделение; 30 — торпедный погреб; 31 — дифферентный отсек; 32 — минные рельсы; 33 — шестивёсельный ял; 34 — торпедный аппарат; 35 — барказ; 36 — шестивёсельный вельбот

Вооружение

Главный калибр

Основная статья: 152-мм корабельная пушка Б-38

В качестве главного калибра было использовано двенадцать 152-мм орудий Б-38 в четырёх башнях МК-5-бис.
Это орудие не уступало зарубежным аналогам ни в чём, кроме скорострельности, которая была недостаточна по меркам второй половины XX века. Недостаточная скорострельность объяснялась картузным заряжанием.
Характеристики главного калибра:

Главный калибр
«Адмирала Ушакова»

Характеристика Значение
Полная длина ствола 58,6 клб.
Угол вертикального наведения -5°, +45°
Угол горизонтального наведения +/-148° (I, III и IV башен), +/-140° (II башня)
Скорость вертикального наведения 13 град/с
Скорость горизонтального наведения 7 град/с
Масса 16,65 тонн (качающейся части орудия), 223 тонны (вращающейся части башни), 253,4 тонны (всей башни)
Скорострельность 4,8-7,5 выстр./мин
Начальная скорость снаряда 725-950 м/с
Дальность стрельбы, максимальная 30,2 км
Масса снарядов 48,5 — 55 кг
Расчет 59-63 чел.

Для эффективного управления стрельбой главного калибра на кораблях устанавливалась система ПУС «Молния АЦ-68-бис А». Для снабжения информацией ПУС на корабле имелись:
— дальномеры, установленные в каждой из башен;
— радиодальномеры на II и III башнях;
— несколько визиров;
— РЛС;
— датчики лага;
— гироскопы.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

В качестве универсального калибра было использовано шесть спаренных 100-мм установок СМ-5-1. Установка имела систему стабилизации при качке корабля, работающая с углами до 5°. Толщина брони составляла от 10 мм (крыша) до 20 мм (лобовая и боковая). Управление стрельбой осуществлялось системой «Зенит-68-бис А», работа которой обеспечивалась собственными зенитными дальномерами, визирами и РЛС.
При этом СМ-5-1 могла получать информацию из системы «Молния АЦ-68-бис А», что позволяло знать курс и скорость корабля; а МК-5-бис из системы «Зенит-68-бис А», что позволяло вести огонь по воздушным целям.
Характеристики универсального калибра:

СМ-5-1 на крейсере
«Александр Невский»

Характеристика Значение
Полная длина ствола 70 клб.
Угол вертикального наведения -8°, +85°
Угол горизонтального наведения 200°
Скорость вертикального наведения 16 град/с
Скорость горизонтального наведения 17 град/с
Масса установки 45 тонн
Скорострельность 18 выстр./мин (каждого ствола)
Начальная скорость снаряда 985 м/с
Дальность стрельбы 24 км (16 км по высоте)
Масса снарядов 14,8-15,9 кг
Расчет 19 чел.

Помимо универсального калибра, в качестве ПВО были установлены 16 автоматов В-11 (после незначительной доработки получили обозначение В-11М), также подключённых с системе «Зенит-68-бис А».
Характеристики зенитных автоматов:

Установка В-11М

Характеристика Значение
Полная длина ствола 69,7 клб.
Угол вертикального наведения -15°, +90°
Угол горизонтального наведения 360°
Скорость вертикального наведения 12,6 град/с
Скорость горизонтального наведения 16,7 град/с
Масса установки 3,4 тонны
Скорострельность 160-180
Начальная скорость снаряда 985 м/с
Дальность стрельбы 8,4 км (4 км по высоте)
Масса снарядов 14,8-15,9 кг
Расчет 7-8 чел.

Минно-торпедное вооружение

Пуск торпеды

В качестве торпедного вооружения с обоих бортов на спардеке устанавливались два пятитрубных торпедных аппарата калибром 533 мм типа ПТА-53-68-бис. Торпедные аппараты управлялись системой «Сталинград-2Т-68бис» вместе со специальной торпедной радиолокационной станцией и универсальным торпедным прицелом. Система наведения позволяла в полуавтоматическом режиме поворачивать аппарат за целью слежения, в том числе дистанционно. Торпедные аппараты могли производить пороховой безспламенный или воздушный запуск торпед.
Угол обстрела — 60° от траверза.
При необходимости на палубе (палубных минных путях) могло размещаться:
— 132 гальваноударныех мины образца 1908 года;
— или 76 ударных мин образца 1926 года;
— или 68 гальваноударных мин «КБ».

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На кораблях имелись артиллерийские радиолокационные станции для лучшего наведения орудий на цель.

Модернизации и переоборудования

Общие модернизации

  • В конце 50-х годов была доработана система управления, что позволило вести стрельбу главным калибром по воздушным целям, используя систему управления универсального калибра крейсера.
  • Артиллерийские установки СМ-5-1 были заменены на СМ-5-1бис.
  • Автоматы В-11 заменены на В-11М.
  • Сняты торпедные аппараты.

«Жданов» после модернизации

Модернизации в корабли управления.

Пуск «Осы»

«Жданов» был модернизирован по проекту 68У-1. Согласно нему не корабле была демонтирована задняя башня главного калибра и на юте устраивалась вертолётная площадка. Помимо этого была установлена сдвоенная ЗРК «Оса-М» и дополнительные 30-мм автоматы АК-230М (4×2 шт).
«Адмирал Сенявин» был модернизирован по проекту 68У-2 и лишился обоих задних башен главного калибра, а также шести автоматов В-11М. Взамен он получил не только вертолётную площадку, но и ангар для вертолёта Ка-25. Также, как и «Жданов» корабль получил ЗРК «Оса-М» и спаренные артиллерийские установки АК-230М (8х2 шт).
Помимо вышеперечисленного эти корабли получили модернизацию средств обнаружения и связи.

Прочие модернизации

Колокол с крейсера
«Адмирал Нахимов»

Крейсер «Дзержинский» прошёл модернизацию по проекту 70Э — взамен третьей башни главного калибра был установлен ЗРК М-2 «Волхов». Комплекс М-2 предназначался для противовоздушной обороны корабля от атакующих бомбардировщиков и самолетов-снарядов. В качестве огневого средства поражения М-2 использовалась зенитная ракета В-753 комплекса С-75 «Волхов». Боекомплект составлял 10 ракет

«Адмирал Нахимов» прошел экспериментальную модернизацию по проекту 67-ЭП (позже 67СИ). На корабль была установлен ракетный комплекс «Колчан», который в дальнейшем на вооружение принят не был. Планировался к модернизации по проекту 71, включающий установку ЗРК «Волхов», но в связи с испытанием противокорабельных ракет, эти планы осуществлены не были.

«Адмирал Ушаков», «Октябрьская революция», «Михаил Кутузов» прошли модернизацию по проекту 68-А. На корабли были установлены спаренные артиллерийские установки АК-230. Кроме того было установлено новое радиоэлектронное вооружения.

Корабли

Перечень кораблей проекта 68-бис

Именно эти крейсера давали нам, салагам, полное представление о настоящей флотской службе. Только за одно данные красавцы достойны глубочайшего уважения. Думаю, что любой, кто хоть раз прошелся по палубе такого крейсера никогда не будет говорить о нем уничижительно. Евгений Архиповский, лейтенант

См. также

  • Лёгкий крейсер «Мурманск»
  • Лёгкий крейсер «Михаил Кутузов»
  • Лёгкий крейсер «Александр Невский»
  • Военно-Морской Флот СССР

Литература и источники информации

  • Крейсер «Мурманск»
  • Легкие крейсера типа «Свердлов»
  • Энциклопедия кораблей
  • Крейсер 68-бис класса «Свердлов»

Галерея

  • «Адмирал Лазарев»

  • «Адмирал Сенявин»

  • «Адмирал Ушаков»

  • «Александр Суворов»

  • «Дзержинский»

  • «Дзержинский»

  • «Дмитрий Пожарский»

  • «Жданов»

  • «Адмирал Ушаков»

  • «Александр Невский»

  • «Михаил Кутузов»

  • «Мурманск»

  • «Октябрьская революция»

  • «Орджоникидзе»

  • «Свердлов»

Власти Норвегии намерены распилить российский крейсер 68-бис проекта «Мурманск».
«Murmansk» was a light cruiser project no. 68-bis (designated the Sverdlov class by NATO) of the Soviet and later the Russian Navy’s Northern Fleet.
Крейсер «Мурманск» был списан в 90-х годах прошлого века. В 1994 году во время буксировки на металлолом в Индию в штормовых условиях в Норвежском море корабль выбросило на прибрежную отмель у острова Сёрёйя (Соройя) вблизи рыбацкого поселка Сёрвер (Sørvær, Finnmark). Сейчас его собираются распилить. Однако за это время корабль успел стать местной достопримечательностью.
Скоро крейсер «Мурманск» перестанет быть частью пейзажа острова. Стиг Лиен руководит работами по демонтажу корабля. В этот проект власти Норвегии вложили почти 40 миллионов евро. Предыдущая попытка оторвать крейсер с грунта провалилась. Теперь стратегия другая. Работы в решающей стадии: вокруг корабля заканчивают возводить специальную насыпь высотой 6 метров над уровнем моря, потом воду откачают, а крейсер распилят.
Распилить крейсер было решено после того, как экологи подняли шумиху. Якобы внутри «Мурманска» находятся ядовитые и радиоактивные вещества. Однако, по словам Лиена, ничего опасного внутри корабля не обнаружено.
Для петербуржца Андрея Мантулы это судно не просто тонны железа. На крейсере служил его отец, сам Андрей тоже покорил «Мурманск» два года назад, водрузив на затонувшем корабле военно-морской флаг. http://amantula.livejournal.com/9306.html
У берегов дождливой Сёрёйи, где даже в середине июня плюс 3 градуса, «Мурманск» выглядит как корабль-призрак. Его палуба поржавела, внутрь не пускают из соображений безопасности. Но местные жители так привыкли к его виду, что советский крейсер стал едва ли не главной достопримечательностью этого норвежского острова. Ведь кроме него из русских здесь только Лиля Кустова-Фюрёй и сторожевой пес с русской кличкой Байкал. «Это визитная карточка поселка, к нему возят туристов», — рассказывает Лилия Кустова-Фюрёй.
Крейсер «Мурманск» был заложен 28 января 1953 года на заводе № 402 (Северодвинск) и 25 сентября 1953 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24 апреля 1955 года, вступил в строй 22 сентября 1955 года. 6 октября 1955 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг и он вошел в состав Северного флота.
В октябре 1964 года нанес визит в Тронхейм (Норвегия), в мае 1978 года — в Бордо (Франция). В апреле — мае 1970 г. в ходе учений «Океан» командующий СФ адмирал С.М.Лобов с крейсера «Мурманск» осуществлял управление силами ВМФ СССР в Северной Атлантике.
С 1 ноября 1970 года по 31 июля 1971 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 28 января 1972 года по 30 ноября 1973 года прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. В 1981 году крейсер «Мурманск» учавствовал в учениях Вооруженных Сил СССР на Балтике «Запад-81».
1 декабря 1989 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой. 3 июля 1992 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
Остров Сёрёйя (Соройя) называют «краем большой рыбы», поохотиться с удочкой сюда приезжают со всего света. Но на открытках с острова всё равно крейсер «Мурманск». Самый большой и неожиданный улов норвежцев, которые честно признаются: когда российский крейсер исчезнет из их бухты, они будут скучать.
(По материалам сайта http://www.vesti.ru/doc.html?id=367006 )
Форум крейсера «Мурманск»
НТВ на борту крейсера «Мурманск». Video.
Krysseren «Murmansk». 328 mill. for å fjerne vrak.
Ny gjennomgang av miljøgiftene i «Murmansk»