Космические корабли будущего

Космические корабли (EN: Spaceships) обои, картинки, скачать 249 обои на рабочий стол. Красивые бесплатные фото космоса для рабочего стола

Доброго времени суток, на данном ресурсе вы можете быстро и удобно скачать интересующие вас обои на рабочий стол совершенно бесплатно.
Удобные зеленые кнопки «Скачать» позволят вам загрузить изображения без каких либо дополнительных помех.
Мы не придерживаемся очень строгих правил к соотношению сторон изображений, поэтому вы сможете найти как привычные обои так и просто картинки для рабочего стола, без каких либо обрезаний или подписей на изображении.
Существует возможность поиска по множеству различных разрешений, как горизонтальных, так и вертикальных для мобильного телефона. А система поиска по нескольким тегам даст вам возможность быстро найти интересующие вас обои или картинки.
После быстрой регистрации все фото можно добавлять в избранное что бы быстро найти потом то, что вам понравилось.
Возможность сортировки по разрешению или соотношению сторон может помочь вам найти самые большие и качественные картинки на мобильный телефон или рабочий стол. Нет никаких ограничений на суточную загрузку.
Все фотографии проходят проверку на качество, поэтому вы получаете только красивые фото обои для рабочего стола. Мы стараемся сделать процесс нахождения на сайте как можно более удобным и простым для поиска и загрузки обоев, картинок, фото на ваш рабочий стол, которые вам понравились. Хорошего времени препровождения.

Горизонтальное разрешение:24 ↓ 1 16:93840×2160 28 2560×1440 502048×1152 921920×1080 921600×900 921280×720 93 16:102880×1800 21 2560×1600 301920×1200 791680×1050 821440×900 821280×800 90 4:32048×1536 16 1600×1200 251400×1050 431280×960 451152×864 481024×768 60800×600 62640×480 62 5:41280×1024 35 —1366×768 93 1334×750 931024×600 144

Топ-10 лучших экономических проектов России 2019 года

Автор Любовь Степушова 23.12.2019 14:41

В 2019 году в России были реализованы крупные экономические проекты. «Правда.Ру» выделила 10 знаменательных событий, которыми страна может гордиться.

1. Полностью введен в строй Крымский мост, связавший полуостров с Большой землей. По 19-километровой железнодорожной части моста 23 декабря прошел в Крым первый поезд. По мосту могут проехать составы массой более 7 тысяч тонн, самая большая свая забита на глубину 36-этажного дома — 108 метров. Помимо стратегического значения для Крыма, этот мост — хорошая школа для мостостроителей, которым предстоит строить мост через Лену в районе Якутска.

2. 19 декабря дала первый ток первая в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов»(ПАТЭС). Она расположилась в городе Певеке Чаун-Билибинского узла Чукотского автономного округа. В перспективе ПАТЭС создаст условия для развития Чукотки и Северного морского пути. Станция оснащена двумя реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для обеспечения энергопотребления города с населением около 100 тысяч человек. ПАТЭС уже заинтересовались за рубежом, в частности, в Бразилии и Аргентине.

3. Введено так называемое «Пеледуйское энергокольцо» — энергетический мост, который связал Иркутскую область, Забайкальский край, Якутию и Бурятию. Проект Министерства энергетики РФ, который поддержали ПАО «Транснефть» и ПАО «ФСК ЕЭС». С вводом в эксплуатацию двух питающих центров подстанций — на 500 кВ «Усть-Кут» и 229 кВ «Сухой Лог» (Иркутская область) — образовалось энергетическое кольцо, объединившее восточные и западные регионы страны в дополнение к Единой национальной электрической сети. Новые объекты обеспечат надежность и дополнительные энергомощности нефтепроводной сети «Восточная Сибирь-Тихий океан», БАМу, нефтехимическим газо- и золотодобывающим предприятиям, на востоке страны.

4. Российский агропромышленный комплекс (АПК) показал рекордные урожаи по большинству из почти 30 основных видов продукции. По прогнозу Министерства сельского хозяйства РФ, в чистом весе Россия в этом году соберет 120 млн тонн зерновых. Это почти на 6% больше по сравнению с показателями прошлого года. Вырос на 4-10% урожай практически всех овощей (сахарная свекла — 53 млн тонн, рост 25%, рекорд за всю историю страны), и очень важно, что растут не площади, а урожайность, что обеспечивают передовые технологии.

Из других хороших трендов — идет повсеместно закладка садов, виноградников и распашка выведенных из эксплуатации сельхозземель. Экспорт сельхозпродукции в этом году ожидается в объеме $24 млрд, это вторые по объему поступления от экспорта после нефти и газа.

5. Военно-промышленный комплекс (ВПК) России произвел рывок по многим направлениям. Эта отрасль — мировой драйвер экономики, которая дает занятость и сопровождается вторичными производствами, а также ориентирована на импортозамещение после ухода украинских партнеров. Так, начато серийное производство модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160M на Казанском авиационном заводе имени С. П. Горбунова. До 2027 года там построят 10 новых бомбардировщиков Ту-160М, что усилит нашу ядерную триаду.

Концерн «Алмаз-Антей» передал Министерству обороны РФ первую зенитно- ракетную систему С-350 «Витязь» — самоходную пусковую установку, которая способна сбивать в том числе малозаметные цели и крылатые ракеты на предельно малых и больших высотах. ЗРС может работать как автономно, так и в составе эшелона ПВО.

С начала декабря на боевое дежурство заступили боевые лазерные комплексы «Пересвет». Существуют предположения о том, что комплекс способен сбивать воздушные цели, а также создавать помехи работе фотографической и оптико-электронной аппаратуры, средств наблюдения, разведки или целеуказания.

Вырос экспортный потенциал отрасли, 13 млрд долларов — столько получил бюджет от экспорта российского оружия.

6. Компании «Аквариус» из Иваново и «Открытая мобильная платформа» заявили о выходе планшета, на котором установлена операционная система «Аврора» российской разработки. В условии торговой войны США и американских IT-корпораций с китайской компанией Huawei значение собственной системы трудно недооценить. Модель Aquarius Cmp NS208 — это современный профессиональный восьмиядерный планшет, выполненный в защищенном (IP67) корпусе. Модель работает при температуре от -20 до +60 градусов Цельсия, поддержка NFC, 4G, Wi-Fi, Bluetooth, навигация GPS и ГЛОНАСС. Имеет две встроенные камеры — на 5 и 16 МП. Оперативная и встроенная память 2 и 16 Гб соответственно. Дополнительно планшет может быть оснащен дактилоскопическим сенсором и сканером для чтения штрих-кодов и QR-кодов. Вес устройства от 700 г в зависимости от исполнения. Доступна для всех желающих, уже закуплена Минобороны.

7. В Ленинградской области построен новейший порт, вокруг него строится город — Усть-Луга. Часть этого города — на 35 000 жителей — уже построена, проектная численность — 60 тысяч. Порт за последние 16 лет вырос в 140 раз и уже сейчас является самым большим портом на Балтике и вторым по величине в России. В 2030 году он станет вторым по величине в Европе, уступая только Роттердаму (Голландия). Этот порт позволит пустить все грузопотоки страны в сторону Европы в обход обидчивой Прибалтики. Это также означает, что колоссальные средства налогов, миллиарды долларов, не уйдут за границу, а пополнят российский бюджет.

8. Построен первый российско-китайский мост через Амур, который соединяет города Благовещенск и Хэйхэ. Общая стоимость строительства — 18,8 млрд руб., в том числе стоимость российской части сооружения — 14 млрд руб. Общая протяженность мостового перехода через Амур — больше километра. Согласно проекту, после ввода моста в эксплуатацию пассажиропоток составит около 5500 человек в сутки. Ежедневно по нему будут проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых автомобилей. Транспортная доступность будет обеспечена круглый год. Наконец-то, «восточный вектор» России обретает базу.

8. В этой же связи отметим, что 2 декабря начались поставки голубого топлива из России в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» из Чаяндинского месторождения Ленского района Якутии. Экспорт российского газа теперь будет меньше зависеть от переменчивого политического климата в странах ЕС, находящихся под давлением США. Для России этот проект важен еще и потому, что газ по трубопроводу пойдет не только на экспорт, но и на Амурский газоперерабатывающий завод, который станет одним из самых мощных в мире. К этому производству подтянется и нефтехимический завод. «Сила Сибири» — это еще и развитие инфраструктуры, налоги в местные бюджеты, рабочие места по обслуживанию добычных промыслов и газопроводов.

9. Открыта автомобильная скоростная трасса от Москвы до Петербурга. Теперь понадобится всего шесть часов, чтобы добраться из одной столицы в другую. Это стимул для развития территорий, по которым она проходит. Этот год в целом Минтранс провел на хорошем уровне. Только количество отремонтированных автодорог регионального значения увеличится на 20%. Всего работы завершены или находятся на финальной стадии в 70 субъектах. Семь регионов выполнили около 90% запланированных работ, и только в 6 субъектах выполнено менее 80%. Минтранс наладил обратную связь с людьми, автомобилисты имеют возможность высказывать свои замечания на сайте БКД. рф. На каждое обращение в ведомстве отвечают максимум в течение недели.

10. Цены на нефть были стабильными — на уровне 60 долларов за баррель. Москва грамотно сработала со странами ОПЕК на удержание такой цены, чтобы «придушить» сланцевую разработку в США, рентабельную на уровне более 80 долларов. Российская экономика, безусловно, сильно зависит от углеводородов: на нефть и газ приходится 60% экспорта и более 30% ВВП.

«Мы считаем, что цены на нефть будут расти в ближайшем будущем благодаря нашему соглашению с Саудовской Аравией, — заявил недавно CNBC генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. — Мы считаем, что цены на нефть будут стабильными, а российский рынок — демонстрировать постоянный рост».

Заметим, что с нефтяным рынком тесно связан российский фондовый рынок. Есть сильная положительная корреляция между MVIS Russia Index и ценами на нефть, причем одна из них тесно отражает движение другой, иногда с отставанием всего в пару недель. Российский рынок акций в настоящее время сильно «бычий». Индекс РТС по состоянию на 20 ноября стал самым результативным фондовым рынком в мире (доходность — +37% в долларовом выражении). Акции многих российских компаний недооценены, в ближайшее время в них начнут вкладываться инвесторы, так как доходность западных бумаг крайне невысока.

Французское издание AgoraVox отмечает, что «на самом деле российская экономика находится «на уровне немецкой», если учитывать оценки данных о ВВП по паритету покупательной способности.

«В такой перспективе Россия должна стать первой экономической державой континента, если уже ею не является. Преимуществом российской экономики является, во-первых, $541 млрд в резервных фондах. Причем именно американской валюты в них лишь небольшая часть. Во-вторых, профицит бюджета. В-третьих, низкий госдолг — только 15 процентов ВВП», — говорится в статье.

Читатель скажет, что надо работать на уровне малых городов и села, а не хвастаться макропроектами, но сейчас многое зависит от местных властей, которые в рамках различных национальных проектов могут получить значительные средства на реализацию тех или иных проектов. Просто чтобы получить эти средства, власти вашего города должны оторвать одно место от кресла, грамотно составить заявку и защитить ее у губернатора. А этого они не сделают без вашей активной жизненной позиции. Нужны новая электросеть, газопровод, дорога — составляйте коллективную заявку и требуйте, лучше через интернет-приемные. Не хотят — пишите выше. Не хотят, избирайте других.

Читайте по теме:

Тюмень лидирует среди субъектов РФ по реализации программы расселения из аварийного жилья

Эксперты назвали основные тенденции экономики уходящего года

Главный итог 2019 года: народ в России сосредотачивается

Темы итоги 2019 экономика россии

В России разработают новый космический корабль для конкуренции с Маском

«Использование многоразового корабля, а значит, возвращение и спасение дорогостоящего оборудования существенно снизят издержки и стоимость доставки грузов. В конечном счете это снизит стоимость космической программы в целом», — заявил Сопов РБК. Детали он комментировать отказался.

В «Роскосмосе» РБК сообщили, что генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин провел серию совещаний с представителями бизнеса, где обсуждались перспективы взаимодействия.

«В госкорпорации готовится ряд рамочных соглашений о сотрудничестве с данными организациями. Соглашения не содержат никаких конкретных технических деталей. Как только госкорпорации будут представлены конкретные технические предложения, «Роскосмос» готов будет их обсудить», — сообщил руководитель пресс-службы организации Владимир Устименко.

Что такое МТКС

Компания «Многоразовые транспортные космические системы» была зарегистрирована в подмосковном Королеве в мае с уставным капиталом 400 тыс. руб. Основной вид ее деятельности — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

Гендиректор компании — Дмитрий Кахно, который также возглавляет компанию «Энергия-Логистикс» («дочка» принадлежащей «Роскосмосу» РКК «Энергия»), согласно СПАРК.

Сколько стоит запустить космический корабль

За десять лет эксплуатации МТКС рассчитывает заработать на использовании многоразового транспортного корабля $500 млн, следует из презентации, которая была продемонстрирована на совещании в «Роскосмосе» 6 августа (есть у РБК).

Расчетная себестоимость одного цикла (запуск и посадка) составляет $9,846 млн. Общие затраты на 20 циклов эксплуатации оцениваются в $196 млн, включая послеполетное обслуживание, говорится в документе.

Финансирование проекта осуществляется за счет частных вложений и кредитов, сообщил источник РБК, знакомый с разработкой, не назвав суммы инвестиций. «Предстоит решить много сложных, новых для российской космической промышленности вопросов. Одним из центральных является строительство завода для производства композитных элементов корпуса», — объяснил он.

Фото: кадр из презентации

Технические характеристики

Разработкой «Арго» руководит генеральный конструктор МТКС Николай Брюханов, в прошлом топ-менеджер S7 Space. Ранее в РКК «Энергия» Брюханов руководил проектами космоплана «Клипер» и перспективного транспортного корабля «Федерация».

Полная масса корабля «Арго» — 11,5 т, объем грузового отсека — 11 м³, диаметр — 4,1 м, высота — 5,6 м. Баки комбинированной двигательной установки (обеспечивает маневрирование на орбите, перед спуском отделяется) вмещают до 1200 кг топлива, такая же емкость у баков объединенной двигательной установки (обеспечивает управление спуском и посадку). 52% от суммарной массы корпуса корабля будут составлять композитные элементы.

Время полета в составе орбитальной пилотируемой станции — до 300 суток; схожий по параметрам американский Dragon может находиться в составе станции до 720 суток. Корабль предусматривает возможность автономного полета до 30 суток для проведения исследований, экспериментальной отработки, выполнения прикладных задач с возможностью возвращения оборудования и грузов заказчика; обеспечивает высокую точность посадки в заданный район, а также спасение грузов на этапе выведения на ракете-носителе.

При создании корабля будут использованы экспериментальная и производственная базы предприятий «Роскосмоса», говорит источник РБК.

По характеристикам «Арго» ближе всего к кораблю Илона Маска Dragon или будущей китайской разработке (названия пока нет). Оценку стоимости полета в $10 млн создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров называет очень оптимистичной цифрой. «Полет Dragon по госконтракту можно оценить в $40 млн, полет «Прогресса» — примерно в $20 млн. За счет многоразовости можно предполагать, что «Арго» будет дешевле», — считает Егоров.

Кто будет делать «Арго»

МТКС ответственна за разработку и создание корпуса, системы посадки, системы разделения и итоговую сборку корабля.

КБХМ имени А.М. Исаева отвечает за объединенную двигательную установку, комбинированную двигательную установку.

АО «НПО ИТ» — за систему электроснабжения, комплекс электро- и радиосистем.

ПАО РКК «Энергия» — за систему стыковки.

ФГУП МОКБ «Марс» — за систему управления.

ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» — за систему обеспечения теплового режима.

Ответ Илону Маску

Корабль «Арго» является ответом на американский Dragon, считает бывший менеджер Центра им. Хруничева, гендиректор компании «Космокурс» Павел Пушкин. Конкуренцию на внутреннем рынке он должен составить космическому кораблю «Прогресс-МС», добавил он.

По мнению Пушкина, по техническим характеристикам новый корабль не превосходит Dragon. «Его преимущество по сравнению с «Прогресс-МС» — возвращение грузов», — говорит Пушкин.

Фото: кадр из презентации

«Запуск аналогичного или даже большего груза на космическом корабле Dragon, включая стоимость ракеты, составит $130–150 млн. Доставка аналогичного груза на «Прогресс-МС» составит $50–60 млн, то есть Россия и сегодня доставляет грузы по более низкой цене», — отметил он. Пока под вопросом, сможет ли «Арго» доставлять грузы дешевле, чем Dragon или «Прогресс-МС», говорит эксперт.

Главными конкурентами проекта «Арго» можно считать российские космические корабли, считает Егоров. Это «Прогресс-МС» и проектируемый «Союз МС» в беспилотном варианте. Однако «Прогресс» не может возвращать грузы обратно, а «Союз МС» только проходит испытания.

Сегодня нет потребности перевозить с МКС или другой пилотируемой станции до тонны груза, говорит эксперт. Но в 2023 году начнется строительство китайской многомодульной космической станции, а Китай не отрицает возможности международного сотрудничества, напомнил Егоров.

«Возможно, появятся потребности в доставке грузов на окололунную орбиту. И, я думаю, при достаточно мощной ракете «Арго» сможет совершать межпланетные перелеты», — отметил Егоров.

Кто такой Сергей Сопов

Бенефициар МТКС Сергей Сопов в 1980-е годы служил на космодроме Байконур, участвовал в наземных испытаниях ракетно-космического комплекса «Алмаз» и советского многоразового космического корабля «Буран», руководил первым запуском многоразовой космической системы «Энергия-Буран».

В начале 1990-х Сопов создавал Агентство космических исследований Казахстана и руководил им на начальном этапе. Автор проекта создания на основе объектов Байконура международного космопорта для обеспечения доступа всех стран ООН, не имеющих своих средств выведения, в космическое пространство. В 1994 году был назначен гендиректором государственной аэрокосмической акционерной компании Казахстана «Коском», организовывал передачу космодрома Байконур в аренду России.

С 1996 по 1999 год — гендиректор, затем председатель совета директоров ОАО «Пермские моторы». С 2001 по 2016 год занимал пост президента, затем гендиректора компании «Авиализинг». С 2016-го по февраль 2019 года работал гендиректором «дочки» S7 — компании S7 Space.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

5 самых необычных космических кораблей

Есть немало статей о самых странных/крутых кораблях из фантастических вселенных. В этой я расскажу о пятёрке далеко не столь известных звездолётов с необычными характеристиками.

Расскажите в комментариях о космическом корабле, который удивил вас больше всего!

1. «Кузнечная долина» из «Молчаливого бегства» (1972)

Фильм «Молчаливое бегство» (Silent Running) рассказывает историю мрачного будущего, в котором вся растительность на Земле уничтожена, а последние выжившие виды находятся в специальных куполах на транспортных кораблях.

Звездолёт «Кузнечная долина» (Valley Forge), на котором разворачивается основное действие, достоин восхищения: инженеры смогли построить замкнутую экосистему, в которой десятки видов растений и животных сосуществуют на протяжении многих лет.

2. Корабли пришельцев из «Прибытия» (2016)

Фильм Дени Вильнева «Прибытие» (‘Arrival’) повествует о появлении на Земле нескольких кораблей таинственных пришельцев. Гептаподы («семиногие») общаются специальными символами, которые пытается перевести специально отобранная группа учёных.

Один из главных вопросов, который остаётся после просмотра фильма, — как работают корабли пришельцев? Они парят в воздухе без какой-либо видимой работы двигателей, внутри них странно ведут себя законы физики. При этом корабли связаны друг с другом и мгновенно реагируют на события, к которым имеет доступ только один из них.

3. «Сквозь горизонт» (1997)

Один из известнейших космических хорроров — фильм «Сквозь горизонт» (‘Event Horizon’), рассказывающий историю о спасательной миссии к одноимённому звездолёту. Он должен был секретно испытать новый тип двигателя, а вернулся неожиданно и без команды. На самом деле, корабль прорвал дыру в пространстве-времени и посетил некое страшное место, после которого первый экипаж сошёл с ума.

Для перемещений в пространстве корабль генерирует искусственную чёрную дыру и использует её как мостик между разными точками Вселенной.

4. «Росинант» из «Пространства»

Изначально «Росинант» был военным марсианским корветом и был оборудован по последнему слову техники. Своей манёвренностью, скоростью и оснащённостью корабль не раз спасал экипаж от гибели.

5. «Золотое Сердце» из «Автостопом по галактике»

Детище писателя-фантаста Дугласа Адамса, корабль «Золотое Сердце» является самым необычным космическим кораблём даже в этой подборке. Дело не в форме и размерах, но в его двигателе.

Для передвижения в пространстве корабль использует «принцип невероятности», который состоит в том, что существует очень маленькая вероятность чего угодно. Например, что вы попадёте в точку назначения, побывав в форме дивана, пирога или горшка с цветами.

Когда 69 лет назад первый человек слетал в космос, состоялось не только событие планетарного значения — еще был сделан первый шаг во множестве исследований. «Ъ-Наука» опросила нескольких ведущих российских ученых о ближайшем будущем космонавтики и астрофизи

Сергей Кетов, профессор Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Томского политехнического университета, профессор Токийского университета:

— По моим наблюдениям, в ближайшие десять лет можно ожидать существенных достижений в мировой науке в следующих областях: искусственный интеллект и машинное обучение, обработка больших данных, физика и математика происхождения Вселенной. Достижения в сфере искусственного интеллекта могут сделать лишними многие профессии, например водителя и переводчика иностранных языков. Достижения в области больших данных могут сделать лишними многих офисных работников. А достижения в фундаментальной физике помогут избавиться от многих мифов. Я убежден, что через десять лет наука и технологии в принципе будут более востребованы обществом, чем сегодня, а многим придется переучиваться на новые профессии.

Если говорить конкретнее, например, про физику и математику Вселенной, то в течение ближайших десяти лет ожидаются крупные научные результаты по проверке инфляционных моделей ранней Вселенной, физических механизмов происхождения черных дыр и гравитационной астрономии. Мы будем больше знать о происхождении элементарных частиц, о физической природе темной энергии и темной материи, о причинах возникновения черных дыр. Мы работаем над этим. В качестве отдаленного продукта этих исследований возможны развитие новых физических принципов космических путешествий в другие галактики и поиск других форм жизни в космосе.

Сергей Макаров, профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ):

— Одно из направлений развития космической отрасли — это то, чем сейчас занимаются многие страны мира, создание «облака», некой группы малых космических аппаратов, которые летают достаточно низко (где-то на высоте 300–400 км) и создают сеть для работы интернета. Это всемирный открытый интернет, которым сможет пользоваться любой человек независимо от его местонахождения. И уже сейчас есть часть спутников, которые запущены для регулирования этого процесса. Достаточно большое число спутников запущены корпорацией OneWeb (Великобритания), Илон Маск запустил около 80 малых космических аппаратов, которые должны выполнять такие функции. Думаю, что в течение четырех-пяти лет страны будут так или иначе использовать такое «облако» спутников, чтобы обеспечивать различные услуги для населения и в первую очередь речь идет об интернете.

Сейчас интернет предоставляют провайдеры посредством станций, которые находятся на Земле. Но при переходе в космическую отрасль этот вопрос становится более глобальным. Предприятия будут выходить в интернет по беспроводным технологиям. Отпадет необходимость строительства станций, прокладки кабелей. Это, в свою очередь, положительно скажется на экологии.

Кроме того, с экономической точки зрения это будет вполне рентабельно. Сейчас одна ракета отправляет в космос 50–60 малых космических аппаратов. Думаю, что эта цифра будет увеличиваться. Эти же спутниковые системы могут использоваться для передачи телевизионного сигнала, метеорологических данных и др. По-видимому, это будет окупаться. По крайней мере с точки зрения технологий сейчас проблем все меньше и меньше.

Еще одно направление развития космической отрасли — это спутниковая навигация. Российские спутники ГЛОНАСС, китайские спутники Baidou, американская система GPS. Думаю, что все эти системы интегрируются в единую объединенную систему глобального позиционирования.

Думаю, что система глобального позиционирования сольется с интернетом, который будет передаваться от космических спутников. Все разовьется до искусственного интеллекта, который эти системы объединит. Это будет, так сказать, защитный пояс Земли.

Юрий Ковалев, заведующий лабораторией фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной МФТИ:

— В 2019 года мы все узнали о черной дыре в галактике Дева А. Ученые увидели ореол света — фотонное кольцо вокруг ее тени.

Я ожидаю и надеюсь, что в новом десятилетии ученым удастся увидеть и сделать фотографию черной дыры в центре нашей галактики Млечный путь. Почему это так важно? Мы сможем проверить общую теорию относительности Эйнштейна в сильном гравитационном поле этой черной дыры. Это самая близкая и в то же время массивная дыра: примерно 4 млн солнечных масс, и нас отделяет расстояние 28 тыс. световых лет.

Сделать этот снимок непросто — это и делает его уникальным для научных исследований. Черная дыра в центре нашей галактике имеет весьма подвижный и даже «вертлявый» характер. Вследствие разнообразных процессов, которые происходят вокруг нее, изображение тени меняется каждые полчаса. Таким образом, о ней проще снять документальный фильм, строя изображение раз в полчаса. Пока ученым такое недоступно. Также четкому снимку мешает эффект рассеивания. Радиоволны проходят через межзвездные облака и «портятся». С этим тоже предстоит разобраться.

В ближайшее десятилетие мы надеемся, что ученые всего мира, включая Россию, при помощи новых наземных и космических телескопов смогут решить столь непростую, но важную задачу! В частности, в России уже сегодня разрабатывается для этого проект космического телескопа «Миллиметрон».

Владимир Асланов, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической механики Самарского университета, специалист в области очищения космического пространства от космического мусора:

— Я думаю, что в ближайшее время космические миссии с непосредственным участием человека будут постепенно «уходить». Ведь по какой причине долгие десятилетия человек работал в космосе? Ответ очень простой: не было совершенных роботов. В будущем космические экспедиции без участия человека будут технически и экономически значительно более эффективными. В связи с этим нам не следует ждать и массовой колонизации Луны и Марса, как предсказывает Илон Маск. Не будет и дорогих международных космических станций на околоземной орбите. Исключение составит космический туризм, заметим, очень дорогой. И еще мы увидим реализацию амбиций в пилотируемых проектах новых мировых стран-лидеров, таких как Китай и Индия.

Чего еще ждать в ближайшее десятилетие в космическом пространстве? Конечно, глобального спутникового интернета Илона Маска Starlink. И это будет так же привычно, как GPS и ГЛОНАСС.

К чему нам всем готовиться? Для ответа на этот вопрос давайте вернемся в недалекое прошлое и вспомним только два слова, связанных с экологическими катастрофами: Чернобыль и «Фукусима-1». Что мы имеем сейчас? Доля ядерной энергии в Германии упала до 11%, в Японии — до 3,6%, в Бразилии — до 2,7%. С другой стороны, доля возобновляемых источников энергии постоянно растет, как, впрочем, и растет доля электромобилей. В этой системе координат важной и неотъемлемой частью экосистемы является ближний космос, который оказывает влияние не только на природу Земли, но уже и на мировую экономику, науку, культуру, социальную и другие сферы. Если сегодня в космосе столкнутся два искусственных тела (а скорость их столкновения составляет 10 км/с и более), то за этим последуют уже столкновения осколков с другими телами — и этот процесс, подобно ядерной реакции, будет развиваться стремительно. Выйдут из строя действующие космические спутники, произойдет «загрязнение» орбит, а это значит, что они станут непригодными для запуска других спутников. То есть космос может быть потерян для жителей Земли навсегда. Это не вымысел, это факт. Для примера приведу только две космические катастрофы: 11 января 2007 года — разрушение китайского спутника FY-1C привело к появлению 3 тыс. крупных обломков, а столкновение 10 февраля 2009 года спутника «Иридиум-33» со спутником «Космос-2251» добавило в ближний космос еще 1420 крупных обломков. Сейчас в ближнем космосе сотни старых ступеней ракет массой по несколько тонн, они находятся на высотах более 500 км. Если их не убирать искусственным образом, то естественным путем за счет воздействия атмосферы они упадут на Землю через десятки и даже сотни лет. Можно представить, что произойдет при столкновении таких по-настоящему крупных объектов. Тогда все прогнозы для космической индустрии «рухнут» и будет только одна проблема — очищение космоса.

Антон Конаков, старший преподаватель кафедры теоретической физики физического факультета Университета Лобачевского (Нижний Новгород), кандидат физико-математических наук:

— Одним из ярчайших научных событий последних лет было открытие гравитационных волн международной коллаборацией LIGO, в составе которой есть и российские физики — представители МГУ им. М. В. Ломоносова и нижегородского Института прикладной физики РАН. Гравитационные волны представляют собой распространяющиеся искривления пространства и времени, источниками которых являются массивные космические тела, например, черные дыры и нейтронные звезды. Изучение гравитационно-волновых сигналов позволит не только наблюдать объекты, не излучающие световые волны, такие как черные дыры, но и получить новые данные о происхождении Вселенной, природе гравитации и всего пространства и времени. В ближайшее десятилетие стоит ожидать если не прорыва в новой области — гравитационно-волновой астрономии, то точно значительного продвижения вперед, особенно в сравнении с другими областями физики и астрономии. В следующие 10–20 лет структура мира может стать значительно более понятной человеку, и темных пятен в нем (включая природу темной материи и темной энергии) может стать меньше.

Александр Родин, руководитель лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ:

— Я уверен, что в ближайшее десятилетие нас ждут прорывные результаты в освоении космоса, развитии многоспутниковых систем и технологий управления климатом.

В ближайшие годы будут развернуты многоспутниковые системы, которые будут решать различные задачи, в первую очередь в области связи и дистанционном зондировании. Подобные многофункциональные системы станут неотъемлемой частью нашей жизни. Конечно, пандемия внесет свои коррективы, развитие рынка космической связи, вероятно, пойдет не такими высокими темпами, как предполагалось ранее, и мы уже видим эти коррективы на примере банкротства OneWeb. Вероятнее всего, Россия будет кооперироваться с Китаем с целью создания собственного национального сегмента в международной сети.

Маловероятно, что за десятилетие у нас появится своя национальная сеть, которая решила бы стоящие перед страной задачи коммерческого характера.

Будет продолжаться освоение дальнего космоса и создана необходимая инфраструктура на окололунной и марсианской орбитах, и это уже не из области фантастики. В течение последних 20 лет на Марсе постоянно работают научно-исследовательские аппараты, и освоение Красной планеты будет продолжаться, однако человек на Марс в ближайшее десятилетие не полетит. Вероятней всего, полет человека на Марс осуществится в 20-летней перспективе, но это будет однократное достижение при участии широкой международной кооперации.

Освоение Венеры будет проходить не столь интенсивно, так как эта планета не столь интересна широкой публике, как Марс. Научное сообщество будет все более активно изучать внесолнечные планетные системы, однако полеты автоматических станций даже к ближайшим звездам еще долго, а вероятнее всего, навсегда останутся предметом научной фантастики и фантазий щедрых инвесторов.

Китай будет активно развивать свою пилотируемую программу, а Старый Свет и США, скорее всего, откажутся от постоянного присутствия человека в космосе. МКС уже выработает в значительной мере свой ресурс, а полноценной замены ей не появится.

Велика вероятность, что будут созданы технологии управления климатом на региональном масштабе и в перспективе это станет глобальным бизнесом, в который будут направлены значительные инвестиции, предназначенные для развития и внедрения зеленых технологий. Часть этих инвестиций пойдет и в космический сегмент. В первую очередь технологии управления климатом будут востребованы в странах Ближнего Востока, США, Китае, возможно, в российской Арктике. Публичная активность вокруг темы глобального потепления будет только нарастать, и это приведет к серьезным конфликтам и экономическим санкциям в отношении отдельных государств и компаний.

Андрей Майоров, доцент кафедры экспериментальной ядерной физики и космофизики Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ:

Главный научный прогресс в области астрономических исследований сегодня связан с развитием новых методов наблюдения небесных тел и значительным улучшением возможностей экспериментальной техники. Наука, изучающая эволюцию объектов от планет и астероидов до галактик и их скоплений, а также всей Вселенной, давно вышла за пределы оптического канала наблюдений (всеволновой астрономии), но именно сегодня мы становимся свидетелями зарождения т.н. многоканальной астрономии. В ек основе использование не только всего спектра электромагнитного излучения для наблюдения объектов, но и привлечение информации, получаемой другими способами, например, в виде нейтринного излучения, потоков космических лучей, а также по каналу гравитационных волн. Именно совместные многоканальные наблюдения и последующий комплексный анализ сегодня и в будущем будут определяющими в развитии астрономии и связанных с ней теоретических исследований.

Так, хочется верить, что в ближайшие годы многоканальные астрономические наблюдения позволят приблизиться к разгадке тайны природы темной материи, которая до сих пор ускользает от нас при прямом поиске и в экспериментах на ускорителе. Мы стараемся зарегистрировать её следы в потоках заряженных космических лучей, в рентгеновском и гамма-диапазоне. Существующие и перспективные обсерватории, среди которых есть и отечественные, выходят на очень высокий уровень чувствительности, покрывая с высокой статистической точностью широкий диапазон энергий.

Новых открытий с нетерпением ждут и в космологии. Одним из наиболее интересных по мнению многих учёных является обнаружение реликтовых гравитационных волн. Сегодня их увидеть невозможно из-за огромного размера, но они должны были оставить свои отпечатки на карте т.н. реликтового излучения, исследования которого в ближайшее десятилетие является одной из главных задач как теоретиков, так и экспериментаторов. Такое открытие практически однозначно подтвердило бы инфляционный этап расширения в истории Вселенной, а значит мы могли бы подойти к самому рождению нашего мира. Гравитационно-волновая астрономия вышла на уровень практических результатов недавно и сейчас ее ждет бурное развитие. На Земле в разных странах уже строятся гравитационно-волновые обсерватории, существуют проекты космических обсерваторий, которые могут быть реализованы в конце этого — начале следующего десятилетия. Перечислять список открытий, которые могут быть сделаны в этом направлении, даже не имеет смысла — их множество.

Несомненно, сегодня ренессанс переживает экзопланетология. Уже сегодня мы наблюдаем тысячи планет около других звезд и среди них есть планеты земного типа. Существующие обсерватории изучают их основные свойства, а в первой половине десятилетия в строй вступят космические и наземные телескопы с такими характеристиками, которых будет достаточно для детального изучения химического состава атмосферы планет, их фотографирования и даже картографирования.

Стоит отметить, что это далеко не все научные направления, которые сегодня активно развиваются. Новых открытий можно ждать при поисках и исследовании новых объектов в Солнечной системе: ее границы могут быть значительно раздвинуты, получены сведения о этапах эволюции и развития. Совсем недавно для исследования атмосферы Солнца запущена миссия Parker, от которой ожидают новых важных открытий, к планетам и астероидам уже готовятся новые миссии. В рамках программ исследования космоса многих стран, в том числе и России, значатся проекты изучения Луны, а на Марсе уже через год или два будет работать новый марсоход.

Астрономические наблюдения имеют не только фундаментальное, но и прикладное значение. Изучение свойств околоземного и межпланетного пространств, Солнца и солнечно-планетарных связей позволяет создавать реальные проекты освоения Луны и Марса. Станут ли они возможны на текущем уровне технологий? — ответить сложно, но необходимо ставить перед собой большие цели и стараться их добиваться. Именно в этом и есть ключ к прогрессу!

Подготовила Мария Грибова