Космические достижения СССР

10 величайших советских космических достижений

Хорошо известно, что Советский Союз первым запустил в космос спутник, живое существо и человека. В течение космической гонки, СССР, по мере возможности, стремился обогнать и перегнать Америку.

Одержавший решающую победу во Второй мировой войне, Советский Союз сделал многое для изучения и освоения космоса. Больше того — он стал первым среди всех: в этом вопросе СССР опередил даже сверхдержаву США. Официальное начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда СССР успешно вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, а уже через три с половиной года после его запуска, 12 апреля 1961 года, СССР запустил в космос и первого живого человека. Исторически вышло так, что Советский Союз удерживал первенство в освоении космического пространства ровно 13 лет — с 1957 года по 1969 год. КМ.RU предлагает свой выбор десятки самых важных достижений за этот срок.

1-я удача (первая межконтинентальная баллистическая ракета).

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) Королёв, Келдыш и Тихонравов обратились к правительству СССР с предложением о выведении в космос при помощи ракеты искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу, после чего в 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в этом же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли. И хотя Королев пытался запустить в космос свои первые жидкостные ракеты еще в 30-е годы, все же первой из стран, еще в 1940-х годах приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала нацистская Германия. По иронии судьбы, межконтинентальная ракета создавалась для удара по восточному побережью США. Но у человека — свои плана, а у истории — свои. Этим ракетам не удалось упасть на США, зато навсегда удалось унести человеческий прогресс в реальное космическое пространство.

2-я удача (первый искусственный спутник Земли).

4 октября 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Второй страной, заимевшей искусственный спутник, стали США — это случилось 1 февраля 1958 года («Эксплорер-1»). Следующие страны — Великобритания, Канада и Италия запустили свои первые спутники в 1962-1964 годах (правда на американских ракетоносителях). Третьей страной, независимо выведшей первый спутник, стала Франция — 26 ноября 1965 года («Астерикс»). Позже на своих ракетах-носителях первые спутники запустили Япония (1970), Китай (1970) и Израиль (1988). Первые искусственные спутники Земли многих стран были разработаны и закуплены в СССР, США и Китае.

3-я удача (первое животное-космонавт).

3 ноября 1957 г. запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, — собаку Лайку. «Спутник-2» представлял собой конической формы капсулу 4-метровой высоты, с диаметром основания 2 метра, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

4-я удача (первый искусственный спутник Солнца).

4 января 1959 г. — станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. Ракета-носитель «Восток-Л» вывела на траекторию полёта к Луне аппарат «Луна-1». Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Этим запуск по сути был успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы, а также впервые при помощи бортового магнитометра был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.

5-я удача (первый аппарат на Луне).

14 сентября 1959 г. — станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. Данный аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.

6-я удача (первый человек в космосе).

12 апреля 1961 г. был совершён первый полёт человека в космос на корабле «Восток-1». На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать вверх. До его полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в панике не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему необходимо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В момент приземления после катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что первый космонавт чуть не задохнулся. Второй опасностью для Гагарина могло стать попадание на парашюте в ледяную воду Волги (шел апрель месяц). Но Юрию помогла отличная предполётная подготовка — управляя стропами, он приземлился в 2 км от берега. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда.

7-я удача (первый человек в открытом космосе).

18 марта 1965 г. совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал примерно 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля — 12 минут 9 секунд. По итогам первого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

8-я удача (первый «мост» между двумя планетами).

1 марта 1966 г. 960 кг станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. «Венера-3» летела в паре с «Венерой-2». Им не удалось передать данные о самой планете, однако были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, а также космические радиоизлучения и микрометеоры. Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности другой планеты.

9-я удача (первый эксперимент с живыми растениями и существами).

15 сентября 1968 г. первое возвращение космического аппарата («Зонд-5») на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. «Зонды 1-8» — серия космических аппаратов, запускавшихся в СССР с 1964 по 1970 годы. Программа пилотируемых полётов была свёрнута в связи с проигрышем США так называемой «лунной гонки». Аппараты «Зонд» (а также ряд других под названием «Космос») по советской программе облёта Луны в ходе «лунной гонки» производили отработку техники полётов к Луне с возвращением на Землю после баллистического облёта естественного спутника Земли. Самый последний аппарат в этой серии успешно облетел Луну, сфотографировал Луну и Землю, а также отработал вариант приземления со стороны северного полушария.

10-я удача (первые на Марсе). 27 ноября 1971 г. станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

Вывод на траекторию полёта к Марсу был произведен с промежуточной орбиты искусственного спутника земли последней ступенью ракеты-носителя. Масса аппарата «Марс-2» составляла 4650 килограммов. В орбитальном отсеке аппарата находилась научная аппаратура, предназначенная для измерений в межпланетном пространстве, а также для изучения окрестностей Марса и самой планеты с орбиты искусственного спутника. Спускаемый аппарат «Марс-2» слишком резко вошел в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Аппарат, пройдя сквозь атмосферу планеты, разбился о поверхность Марса в Долине Нанеди в Земле Ксанфа (4°с.ш.; 47°з.д.), впервые в истории достигнув поверхности Марса. На борту «Марса-2» был закреплен вымпел Советского Союза.
Начиная с 1969-71 годов США рьяно подхватывают эстафету освоения космического пространства человеком и делают ряд немаловажных, однако все-таки не столь эпохальных шагов для истории космонавтики.
Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем фронт-проекте «Американцы никогда не летали на Луну!»
Несмотря на то, что СССР продолжал активно осваивать космос и в 1970-х (первый искусственный спутник Венеры в 1975 году и др.), уже начиная с 1981 года и, увы, по сей день лидерство в космонавтике удерживают США. И все же история, похоже, не стоит на месте — с 2000-х годов в космическую гонку активно вступили Китай, Индия и Япония. И, возможно, уже скоро по причине мощного экономического роста первенство в космонавтике перейдет в руки посткоммунистического Китая.

Выдающиеся достижения СССР и России в освоении космоса

1957
Запущен первый искусственный спутник Земли
Запущен второй искусственный спутник Земли, впервые выведший в космос живое существо, — собаку Лайку.

1958
1959
Станция «Луна-1» стала первым в мире искусственным спутником Солнца.
Станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны
«Луна-3» впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр.

1960
Совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка.

1961
Совершён первый полёт человека в космос (Юрий Гагарин) на корабле Восток-1.

1962
Совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4.

1963
Совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6.

1964
Совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1.

1965
Совершён первый в истории выход человека в открытый космос (космонавт Алексей Леонов)

1966
АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны. Впервые переданы панорамные снимки Луны.
Станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету.
Станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.
1967
Произведена первая в мире стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188».
1968
Первое возвращение космического аппарата (Зонд-5) на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии.
1969
Произведена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5.
1970
Станция «Луна-16» стала первым беспилотным космическим аппаратом, доставившим на Землю пробы породы с другого космического тела
Начало работы первого в мире полуавтоматического дистанционно управляемого самоходного аппарата, управляемого с Земли («Луноход-1»)
Первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры («Венера-7»)
1971
Запущена первая в мире орбитальная станция Салют-1
Станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.
Первая мягкая посадка АМС на Марс («Марс-3»)

1972
1973
1974
1975
Станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры.
Мягкая посадка космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире фотоснимки поверхности Венеры.
1976
1977
1978
1979
1980
1981
1982
1983
1984
Старт АМС «Вега-1» и «Вега-2», которые доставили в атмосферу Венеры исследовательские аэростаты
1985
1986
Вывод на орбиту базового модуля орбитальной станции «Мир»
1987
1988
Первый и единственный космический полёт МТКК «Буран» в автоматическом режиме.
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996

Юрий Гагарин человек легенда (31 стр.)

Гагарин посетил Почетного председателя Компартии США Уилиама Фостера, который находился на лечении в Советском Союзе

С большим воодушевлением был встречен космический полет в странах Азии, Африки и Латинской Америки. «Индия восхищена, – заявил комментатор индийского радио. – Казалось, люди потеряли способность удивляться победам советской науки в покорении Вселенной. Но весть, разнесшаяся сейчас по всему миру, потрясла воображение». «Я очень счастлив, – сказал директор Национальной физической лаборатории Индии, известный ученый К. С. Кришнан. – Это одна из наиболее волнующих новостей, которые когда-либо узнавал мир».

«Прошло немногим менее 500 лет со дня открытия Америки – необыкновенного события, ознаменовавшего начало новой эпохи. Полет «Востока» в безвоздушном пространстве завершил эту эпоху и открыл новую. С момента свершения этого необычайного подвига начинается новое летоисчисление», – так писала кубинская газета «Революсьон» 13 апреля в редакционной статье, посвященной первому полету человека в космос.

Африка также с восторгом восприняла весть из Москвы. Один из руководителей Объединенного фронта Южно-Африканского Союза доктор Юсуф Даду заявил: «Поистине это потрясающее достижение, от которого захватывает дух. Это действительно величайший момент в истории человечества. Мы с радостью в сердце и с любовью ко всем людям в Советском Союзе приветствуем это замечательное научное и техническое достижение советских ученых».

«Советский Колумб в космосе» – так озаглавило свое первое сообщение французское агентство Франс Пресс. Советский Союз, говорится в этом сообщении, дал первого космического Христофора Колумба. «Русские первыми запустили искусственный спутник Земли в 1957 году. Они первыми достигли Луны в 1959 году. Они первыми запустили вокруг Земли и вернули животных в прошлом году. Их достижение открывает новую главу человеческой истории. Подобного человечество не знало. Теперь подвиги Амундсена, который первым достиг Южного полюса, Хиллари, который первым поднялся на вершину Эвереста, кажутся по сравнению с подвигом Юрия Гагарина детскими прогулками. История остановилась на секунду, прежде чем перевернуть страницу новой своей главы, главы космических путешествий».

Весьма примечательное заявление сделал в Париже Марсель Буссак. Примечательное хотя бы тем, что Марсель Буссак был одним из крупнейших промышленников Франции, один из ее промышленных королей, один из самых влиятельных людей в деловом мире этой европейской державы.

В люберецком училище

Индия. Встреча Гагарина с премьер-министром Республики Индии Дж. Неру

«Подвиг Гагарина, – сказал он, – является новым доказательством того, что русские ученые сегодня занимают видное место в мире. Какие же нужно сделать отсюда выводы? Вспомним, что было до 1914 года. Электричество, автомобили и авиация были лишь в зачаточном состоянии. Следовательно, успехи, достигнутые за 50 лет, то есть за 2/3 человеческой жизни, огромны, а перспективы на будущее – весьма значительны. Итак, если главы государств, руководящие миром, смогут сделать разумные выводы, чего только нельзя будет добиться во имя блага людей в ближайшие годы! Таков урок, который человечество должно извлечь из подвига Гагарина».

Одна из крупнейших английских газет «Дейли телеграф» в своей редакционной статье писала: «Полет майора Гагарина по космической орбите означает, что наука заставляет весь мир находиться в движении. Если мы хотим сохранить свое место в мире, требуются более значительные усилия с нашей стороны в области научного просвещения, подготовки кадров и научно-исследовательских работ».

«Дейли экспресс» напоминает своим читателям, что «не более чем поколение назад русских представляли себе бородатыми крестьянами в холщевых рубахах и грубых сапогах. Теперь, – добавляет газета, – Советский Союз выпускает технических специалистов не только высокой квалификации, но и в количестве десятков тысяч человек в год. Советский Союз щедро выделяет средства на программу космических исследований. Результат гремит сегодня по всему миру».

О том же писала и влиятельная английская газета «Ивнинг стандард». «С какой бы меркой ни подходить к нему – это достижение русских поистине поразительно. Если взглянуть на него на фоне их истории, оно кажется почти неправдоподобным. Со времени Октябрьской революции 1917 года русские не только догнали, но и превзошли технические достижения всех других стран».

Касаясь американских планов космического полета человека, газета пишет, что американскому космонавту на данном этапе не угнаться за выдающимся полетом майора Гагарина вокруг земного шара.

«В исторический день, когда Россия запустила в космос первого человека, Англия тоже может похвастаться первенством в одной области, – иронически замечает газета, – мы открыли в центре Лондона первый фонтанчик с питьевой водой для собак».

Один из крупнейших в мире астрономов английский профессор Бернард Ловелл заявил: «Это – величайшее достижение науки в истории человечества. Мне кажется знаменательным, что стране, которая всего лишь каких-нибудь 30 лет назад была в основном неграмотной, удалось осуществить эту огромную задачу».

«Блюстители престижа Америки и международные политические деятели Запада, – заявила газета «Нью-Йорк геральд трибюн» на следующий день после полета Гагарина, – реагировали несколько подавленно, когда их спрашивали, какое влияние на международную политику окажет победа Советского Союза, запустившего первого человека в космос. Общее мнение таково, что русским удалось полностью опровергнуть идею о том, что Соединенные Штаты находятся впереди Советского Союза в области науки и техники. Эта идея была опровергнута уже тогда, когда Советский Союз вывел на орбиту свой первый искусственный спутник. Сейчас она полностью похоронена».

Юрий и Валентина Гагарины

«Что бы ни сказал президент, – констатирует газета, – и какую бы он ни придумал контрстратегию, никак не уйдешь от того факта, что Советский Союз выиграл состязание по запуску человека в космос».

«Советский майор Юрий Гагарин, – констатировало американское агентство Юнайтед Пресс Интернешнл, – вошел в число величайших исследователей истории, поскольку он оказался первым человеком, совершившим полет по орбите на космическом корабле вокруг Земля и благополучно вернувшимся обратно.

Гагарин вошел в число великих исследователей, совершив подвиг, не уступающий по значению открытию Колумбом Америки и путешествию Магеллана вокруг света, покрывшего расстояние в 25 тыс. миль.

Плавание Магеллана продолжалось около трех лет. Гагарин облетел вокруг Земли примерно за 89 минут».

После несравнимого успеха русских, пишет австралийская столичная газета «Канберра таймс», престиж Советского Союза поднялся до фантастического уровня. Австралийцы, заявляет газета, горячо приветствуют советских покорителей космоса. Русские стали снова первооткрывателями.

Юрий Гагарин в кабине самолета

Говоря о причинах того, почему первым в космосе оказался гражданин СССР Юрий Гагарин, а не какой-нибудь американец, херстовская газета «Нью-Йорк уорлд телеграмм энд Сан» обронила такое признание: «Слишком многие американцы, включая и некоторые официальные круги, относятся к космосу с безразличием главным образом потому, что не представляют себе, какие дивиденды он может принести. Что можно сделать в космосе? Ведь там нельзя открыть дело или выстроить дом».

«В области научно-технического, которую американцы с особым самодовольством привыкли считать своей собственностью, запуск советских искусственных спутников в космос явился недвусмысленным поражением для США, – признавал американский социолог Джон Гантер. – Достаточно сопоставить две цифры, для того чтобы увидеть некоторые из важнейших причин того, что Советский Союз оказался впереди. За 10 лет – с 1947 по 1967 год – в Соединенных Штатах Америки было подготовлено 3 млн 200 тыс. специалистов средней и высшей квалификации. В Советском Союзе специалистов средней и высшей квалификации за тот же период было подготовлено почти вдвое больше -5 млн 823 тыс. человек. В 1959 году вузы СССР выпустили 338 тыс. специалистов, а США – 65,6 тыс. Если проследить этот процесс, то окажется, что мы имеем дело с двумя противоположными тенденциями. В Соединенных Штатах происходит сокращение выпуска специалистов. Так, выпуск инженеров в США с 1950 по 1959 год упал с 53 тыс. до 38 тыс. В то же время в Советском Союзе за этот же период он вырос в три раза – с 37 тыс. до 117 тыс.».

«Есть много лиц, которых чествуем мы, американцы – отметил профессор экономики Колумбийского университета Л. Хакер. – Здесь и лауреаты голливудских премий, и наиболее удачливый бейсболист года, и отличившиеся молодые чиновники американской торговой палаты, и члены клуба миллионеров из страхового бизнеса, и торговец автомобилями, продавший наибольшее число «шевроле» или «фордов», и «мисс Америка» прошлого и настоящего, и множество чемпионов ледяного поля, игроков в кегли, стрелков по движущимся мишеням, любителей подводного спорта. Но где почести для интеллигента, ученого, мыслителя?».

12 апреля 1961 года. Реакция человечества на главную новость из СССР

Андрей Русский

На улицах Москвы 12 апреля 1961 года. © Сергей Смирнов

12 апреля 1961 года, ликовала вся планета. Одни торжественно рукоплескали, другие же — с негодованием и горечью скупо поздравляли Советский союз с самым главным событием планетарного масштаба.

Ранним весенним утром, мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.

Как мир узнал эту новость — уникальные хроники, новостные ленты, постеры газет того времени:

«Мы горды вашими успехами» — Пекин.

12 апреля с четырех часов дня по пекинскому времени радиостанции Китая начали передавать сообщения ТАСС о запуске советского спутника-корабля «Восток» с первым космонавтом майором Ю.А. Гагариным. На заводах и в учреждениях, на улицах и в квартирах миллионы людей слушают эту радостную весть. Советский человек в космосе — этой фразой люди приветствуют друг друга, об этом говорит сейчас вся китайская столица.

Только что вышедшая вечерняя пекинская газета помещает сообщения ТАСС, предпосылая им набранный на всю полосу красный заголовок: «Успех Советского Союза в запуске космического корабля с космонавтом».

В великой победе разума и воли советского народа трудовой Китай увидел еще одно непреклонное подтверждение огромных достижений нашей науки и техники, ее триумфальное служение делу мира и счастья людей. Китайцы всей душой разделяют огромную радость своих советских братьев.

The Canberra Times, Австралия

В одной из заметок сэр Марк Олифант (физик из Австралийского Национального Университета) назвал полет Гагарина «трюком» по сравнению с остальными достижениями советской космонавтики: запусками спутников связи и отправкой космических аппаратов на Луну и Венеру. Но другие авторы издания поддерживают общее мнение, что это «величайшее достижение в истории».

«Сказка стала былью»- Варшава.

«Советский человек в космосе!» — эти слова мгновенно облетели всю Польшу.

Польское радио непрерывно передает сообщения о полете советского космического корабля «Восток», на борту которого находится гражданин СССР.

О первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине говорят уже на промышленных предприятиях, в учреждениях, на новостройках страны. Сказка стала былью! Это совершил советский народ, страна, успешно строящая коммунизм! — с восхищением говорят польские трудящиеся.