Корабли на воздушной подушке

Малый корабль на воздушной подушке «Зубр»

ВМФ России в 2011 году решил отказаться и больше не покупать малые десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» пр. 12322. Вместо них для нужд флота планируется строить новые суда динамического и нединамического типа поддержания на плаву, которые будут применяться на различных десантных судах, в том числе и вертолетоносцах проекта «Мистраль». По информации газеты «Известия», которая ссылается на свои источники в оборонно-промышленном комплексе страны, новые десантные корабли по размерам будут меньше существующих «Зубров». Другие технические подробности перспективных средств доставки десанта на берег пока что не сообщаются. Между тем на вооружении ВМФ России по-прежнему находятся 2 корабля данного проекта – «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Они входят в состав Балтийского флота и будут поддерживаться в боевом состоянии до тех пор, пока полностью не выработают свой ресурс. Еще 4 десантных «Зубра» в настоящее время состоят на вооружении ВМС Греции.

Разработка кораблей на воздушной подушке (МДКВП) «Зубр» началась в СССР в 1978 году, а первый серийный корабль вошел в состав флота спустя 10 лет в 1988 году. Корабль мог взять на свой борт 10 бронетранспортеров общей массой до 131 тонны и 140 десантников или 8 боевых машин пехоты массой до 115 тонн или 3 основных боевых танка массой до 150 тонн. Вместо боевой техники на «Зубр» можно было уместить еще 366 десантников. За все время производства МДКВП «Зубр» было выпущено 14 таких судов. Из них на вооружении российского флота остается лишь 2 корабля. По информации судостроительного предприятия «Янтарь», оба российских «Зубра» нуждаются в капитальном ремонте.
При этом средств на модернизацию и проведение ремонта кораблей в настоящее время нет, поэтому все финансирование тратится только на поддержание десантных судов в боевом состоянии. По информации представителей завода «Янтарь», на каждом из МДКВП «Зубр» установлено по 5 газотурбинных двигателей, ресурс каждого из которых составляет 4 000 часов. Приобрести новые силовые установки можно лишь на заводе «Зоря-Машпроект» по цене примерно в 1 млн. долларов за единицу.

В середине 2011 года интерес к данным кораблям начал проявлять Китай. По информации «Рособоронэкспорта», Китай приобрел у Украины 4 корабля проекта 12322. При этом были нарушены права интеллектуальной собственности России на данный корабль. Помимо самих «Зубров» КНР стал обладателем практически всей технической документации, которая позволит Поднебесной организовать собственное производство десантных судов на воздушной подушке на своих судостроительных верфях.
МДКВП «Зубр»
В настоящее время «Зубр» – это самое большое судно на воздушной подушке во всем мире. Данный корабль способен со скоростью легкового автомобиля преодолеть 300 морских миль. Этого вполне достаточно, для того чтобы пересечь Черное море, накрыть огневым залпом береговые укрепления противника и высадить на берег морскую пехоту со всем вооружением и бронетехникой. Мало кто сегодня знает, но изначально «Зубр» разрабатывался как ударный катер, который должен был получить на вооружение мощные крылатые ракеты. Также прорабатывался и другой проект, который можно назвать фантастическим. «Зубр» мог стать основой для мобильной стратегической установки с ядерным оружием на борту. Однако в конченом итоге удивительная способность такого рода судов одинаково передвигаться и по воде, и по суше заставила военных изменить свои планы. Корабль стал десантным

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта (МДКВП) 12322 «Зубр» предназначен для приема на борт с необорудованного или оборудованного берега подразделений морской пехоты с боевой техникой, а также перевозки их морем и высадки на побережье вероятного противника. При этом корабль мог осуществлять огневую поддержку десантируемых войск, а также транспортировку противокорабельных мин и постановку минных заграждений. Корабли на воздушной подушке «Зубр» являются самыми крупными в мире. Они способны выходить на берег, преодолевать траншеи, рвы, передвигаться по болотистой местности, высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» для высадки десанта доступно около 70% всей длины береговой линии морей и океанов Земли.

Конструктивные особенности
Обводы малого десантного корабля «Зубр» характерны для судов, обладающих малым отношением длины к ширине. Его корпус и надстройка сварные и выполнены из легких сплавов. Грузовой трюм корабля обладает носовой и кормовой аппарелью и проходит вдоль всего корпуса корабля. Надстройка располагается в середине корпуса. Специальных помещений на судне помимо грузового трюма не предусмотрено, поэтому корабль обладает очень небольшой автономностью плавания – всего 5 часов.
Несущая часть корабельного корпуса, которая обеспечивает его непотопляемость и прочность, представляет собой понтон в форме прямоугольника. Находящаяся на нем надстройка специальными продольными переборками делится на 3 части. Средняя часть с танковыми дорожками и аппарелями служит для размещения техники десанта, а бортовые части используются для размещения главной и вспомогательных энергоустановок корабля, жилых помещений экипажа, десанта, а также систем защиты от оружия массового поражения и обеспечения жизнедеятельности. В помещениях для размещения десанта, экипажа, а также на боевых постах предусмотрены системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, используются теплозвукоизолирующие покрытия и конструкции из вибродемпфирующего материала. При этом экипаж судна обеспечен всеми необходимыми условиями для комфортного питания и отдыха.
Корпус десантного корабля на воздушной подушке цельносварной и выполнен из высокопрочного алюминиево-магниевого сплава, стойкого к коррозии. Двухъярусное гибкое ограждение (навесные элементы и гибкий ресивер) используются для удержания воздушной подушки под корпусом десантного корабля, а также обеспечения необходимой высоты подъема «Зубра» над опорной поверхностью (клиренс).

Главная энергетическая установка
Главная энергетическая установка состоит из 5 высокотемпературных ГТД – газотурбинных двигателей типа М-70, общей мощностью в 50 000 л.с. Из этих 5 двигателей: 2 работали на приводы вентиляторов с 4 нагнетательными агрегатами типа НО-10, а еще 3 ГТД были расположены в наружных гондолах и приводили в движение 3 четырехлопастных реверсивных винта, имеющих диаметр в 5,5 метрах и размещенных в специальных кольцевых насадках. Помимо этого «Зубр» имел 2 электростанции, каждая из которых состояла из 2-х газотурбогенераторов, имеющих мощность 100 кВт и главных распределительных щитов.
Оборудование
Управление кораблем было централизованным, автоматизированным, дистанционным и могло осуществляться из главного КП, а также центрального поста управления и ряда выносных пультов. Для навигации корабли проекта 12322 оснащались 2-мя радиолокационными станциями, магнитным и гироскопическим компасом, дрейфолагом, спутниковой навигационной аппаратурой, а также приемоиндикаторном системы «Декка», центральной гироскопической системой, радиопеленгатором, визирами ночного и дневного видения.
Имеющийся комплекс связных устройств позволял обеспечить надежную телеграфную и телефонную связь в УКВ, КВ, ДМВ диапазонах, а также прием, документирование и вывод на печать метеорологических, навигационных и других данных.
Вооружение и грузоподъемность
Максимальная грузоподъемность корабля достигала 150 тонн и обеспечивала транспортировку любой боевой техники и личного состава в рамках этого ограничения. Для размещения личного состава десанта на корабле было предусмотрено 4 помещения на 140 мест. В случае необходимости помещение для боевой техники можно было переоборудовать для транспортировки личного состава десанта в полном снаряжении, это позволяло разместить на корабле дополнительно еще 360 человек. Вместо десанта корабль мог взять на свой борт 78 противокорабельных мин.
«Евгений Кочешков» Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г.
Для огневой поддержки сил десанта в момент высадки, а также в целях самообороны на корабле был установлен комплекс вооружения в составе 2-х установок для ведения огня неуправляемыми реактивными снарядами калибра 140-мм МС-227 «Огонь» (боекомплект 132 снаряда), а также двух 30-мм шестиствольных артиллерийских установок АК-630 (боекомплект 3 000 снарядов) с системой управления стрельбой и 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (от 8 до 32 ЗУР). Для осуществления радиоэлектронной борьбы на «Зубре» использовался комплекс «Слябинг», а для постановки минных заграждений – переносной комплект, позволяющий установить от 20 до 78 мин, в зависимости от их типа.
Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» стал одним из наиболее быстрых кораблей в мире. Настоящих пределов его скорости не знают даже сами конструкторы. Во время ходовых испытаний корабль удалось разогнать до 70 узлов и тогда считали, что это еще не предел. Но при этом на больших скоростях у корабля отмечался малоизученный эффект – подлом гибкого ограждения подушки. На случай возникновения такой ситуации конструкторы предусмотрели режим блокировки в критических режимах движения по радиусу разворота и по скорости.
Стоит отметить, что выдающимся достижением корабля на воздушной подушке типа «Зубр» называют сочетание достаточной грузоподъемности, высокой скорости движения и уникальной амфибийности. По утверждениям некоторых военных специалистов, корабли проекта 12322 «Зубр» на много лет обогнали свое время.
Технические характеристики МДКВП «Зубр»:
Водоизмещение – 555 тонн;
Длина – 57,3 м;
Ширина – 25,6 м;
Высота – 21,9 м (наибольшая по ВП)
Осадка – 1,5 м;
Силовая установка – 5 ГТД М-71, мощностью в 10 000 л.с. каждый

Скорость максимальная – 60 узлов (111,12 км/ч);
Дальность плавания на скорости 55 узлов – 300 миль, на той же скорости без груза – 1000 миль;
Экипаж: 31 человек (командный состав – 4, личный состав – 27);
Вооружение: ракетная установка 140 мм – МС-227 «Огонь» – 2 шт; артиллерийский комплекс 6х30-мм АК-630М – 2 шт., зенитно-ракетный комплекс 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М;
Десантовместимость:
1) до 3 ОБТ общей массой 150 тонн, 80 морских пехотинцев;
2)до 10 БТР массой до 131 тонны или 8 БМП и 140 морских пехотинцев;
3) Вместо боевой техники можно взять на борт дополнительно 366 человек десанта (всего около 500 десантников).

Источники информации:

Десантный «Зубр»

К 1970-м годам в Советском Союзе был накоплен колоссальный опыт постройки и эксплуатации боевых судов на воздушной подушке. В частности, был запущен в серию крупнейший в мире десантный корабль «Джейран» проекта 12321, который мог развивать скорость в 50 узлов и нести до 200 человек десанта или 2 основных боевых танка. Концепция оказалась столь удачной, а опыт использования – столь многообещающим, что флот заказал ещё более мощный и грузоподъёмный корабль этой же серии

Первые действующие суда на воздушной подушке (далее – СВП) были построены в СССР в 1932–34 годах по проекту конструктора В. И. Левкова. Военные специалисты оценили преимущества кораблей такого рода – огромную скорость и амфибийность, что гарантирует их гибкое тактическое применение. Благодаря двусредному движению (по воде и суше) СВП получили развитие в качестве десантных средств, так как могли выбираться на берег, что делало возможным непосредственное десантирование техники и личного состава.

Как «Джейран» превратился в «Зубра»

К 1970-м годам в Советском Союзе был накоплен колоссальный практический опыт проектирования, постройки и эксплуатации боевых судов с динамическим принципом поддержания (воздушной подушкой) – в частности, уже давно использовались десантные корабли типа «Скат» и «Кальмар». Кроме того, был запущен в серию крупнейший в мире десантный корабль «Джейран» проекта 12321, который мог развивать скорость в 50 узлов и нести до 200 человек десанта или 2 основных боевых танка. Концепция оказалась столь удачной, а опыт использования – столь многообещающим, что флот заказал ещё более мощный и грузоподъёмный корабль этой же серии. Заказ принял коллектив НПО «Алмаз», и в 1978 году начались работы над проектом 12322, получившим название «Зубр». В общепринятой классификации подобные боевые средства имеют обозначение МДКВП – малый десантный корабль на воздушной подушке. Хотя прилагательное «малый» в данном случае – не более чем особенность системы учёта.

Предшественник «Зубра» – малый десантный корабль на воздушной подушке «Джейран»

Новый «малый» десантный корабль должен был нести зенитную артиллерию, установку РСЗО для поддержки высадки и, собственно, вариации десанта:

  • 3 основных боевых танка общей массой 150 тонн;
  • 10 БТР общей массой 131 тонна и 140 человек;
  • 8 БМП;
  • 8 плавающих танков;
  • до 500 человек пехоты без техники.

При этом его скорость должна была составлять 60 узлов, что на 10 узлов больше, чем у «Джейрана». Проектная задача была выполнена с блеском, и головной корабль серии сошёл со стапелей в 1986 году. Испытания длились до 1988 года, когда «зубры» пошли в серийное производство.

«Зубр» на полном ходу

«Анатомия» «Зубра»

Корпус корабля выполняется из алюминиево-магниевого сплава с высокой стойкостью к коррозии. Главный силовой набор осуществляется на прямоугольном понтоне, обеспечивающем также непотопляемость судна. Продольные переборки разделяют корабль на три отсека: два бортовых – для размещения машинных установок, экипажа и десанта; центральный – для танков или иной техники.

Главная энергоустановка (ГЭУ) комплектуется пятью газотурбинными двигателями ГТД-8000, два из которых служат для обеспечения подъёмного комплекса, включающего в себя четыре осевых нагнетателя НО-10. Ещё три двигателя обеспечивают движение посредством воздушных винтов изменяемого шага АВ-98 диаметром 2,5 м. Системы корабля обслуживает энергетическая станция, состоящая из четырёх газотурбогенераторов ГТГ-100 суммарной мощностью 400 кВт.

Гибкое цилиндрическое ограждение для удержания воздушной подушки изготавливается из прочнейшего прорезиненного материала, включает в себя отдельный ресивер, навесные детали и имеет высоту 2,7 м. Форсированная скорость корабля превышает 60 узлов, а крейсерская – достигает 55 узлов. Автономность «Зубра» составляет 5 суток.

«Зубр» отлично управляем, обладая абсолютной манёвренностью для преодоления узостей ландшафта при выходе на берег. На курсе корабль ведёт автоматизированная система «Флора-32». Управление движением «Зубра» и всеми его средствами является весьма гибким и имеет следующие режимы:

  • централизованное дистанционное;
  • дистанционное автоматизированное;
  • автоматическое.

Управление может осуществляться с главного командного пункта, центрального поста управления или выносных пультов через комплексную систему. Мореходность «Зубра» сохраняется при гарантированном использовании всех типов вооружения при волне высотой до 2 м и скорости ветра до 12 м/с. Противовоздушная оборона корабля обеспечивается двумя бортовым установками 30-мм шестиствольных пушек АК-630М. Кроме того, в наличии имеется четыре ПЗРК «Игла». Работа артустановок управляется системой обнаружения и сопровождения целей МР-123-01.

Зенитные пушки АК-630 на борту «Зубра»

«Зубр» уверенно поддерживает десант огнём – роль главного калибра играют две установки РСЗО А-22 «Огонь», каждая из которых имеет 22 ствола калибром 140 мм и боезапас из 66-снарядов различных типов. Прицеливание и управление огнем РЗСО осуществляется с помощью дальномерно-визирного прибора ДВУ-3-БС. Кроме того, «Зубр» может выступать высокоэффективным минным заградителем, принимая на борт до 80 мин различных типов.

«Зубр» на берегу с выключенным нагнетателем и опущенной десантной аппарелью. Видна установка РСЗО «Огонь»
Установка РСЗО «Огонь» крупным планом

Навигация и безопасность хода в полном спектре скоростей и различных средах пребывания обеспечивается комплексом устройств: интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой аппаратурой.

«Зубр» на береговой базе
Выгрузка танка из «Зубра». Хорошо виден передний сегмент ограждения, опущенный вместе с аппарелью

Важным отличием «Зубра» от предшественников является его компоновка. Нос корабля имеет выраженно аэродинамическую уплощённую форму, что позволило решить две задачи: снижения лобового сопротивления воздуха, а также перемещения (по сравнению с «Джейраном») центра бортовой парусности назад (в корму, за центр массы корабля). Маршевые двигатели размещены на силовых пилонах над верхней палубой – таким образом, повышена надёжность установок из-за их разнесённого расположения и исключены из конструкции тяжёлые приводные валы, что дало значительный выигрыш в весе и пространстве (появилось место для кормовой аппарели).

Исходя из опыта использования «Джейрана», большое внимание на «Зубре» уделено обитаемости. Одним из существенных недостатков СВП является высокий уровень шума и вибрации от винтов, особенно на высокоскоростных режимах хода. И хотя русского моряка шумом не напугать, пребывание на завывающем и непрерывно вибрирующем корабле в течение нескольких суток может превратиться в пытку даже для подготовленного человека. Все обитаемые отсеки корабля обшиты специальными шумопоглощающими материалами с высокой виброустойчивостью. Кроме того, в отсеках предусмотрено кондиционирование воздуха, отопление и приемлемые условия для отдыха и приёма пищи.

«Зубр» ВМФ Греции выгружает на берег американские БМП «Брэдли»

Основные тактико-технические характеристики десантного корабля проекта 12322 «Зубр»:

Экипаж

27–31 человек, (в т. ч. офицеров – 4, мичманов – 7)

Длина, м

57,3

Ширина, м

25,6

Высота, м

21,9

Водоизмещение, т

Суммарная мощность ГЭУ, л. с.

50 000 (5 двигателей по 10 000 л. с.)

Движители

3 воздушных винтовых

Нагнетатели

4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м

Энергетическая станция, кВт

400 (4 газотурбогенератора по 100 кВт)

Запас топлива, т

Ходовые характеристики десантного корабля проекта 12322 «Зубр»:

Максимальная скорость хода, узлов

60–63

Дальность плавания, миль

с грузом – 300

без груза – 1000

Автономность, суток

без десанта – 5

с десантом – 1

Мореходность

при скорости ветра – 12 м/с

при высоте волн – 2,0 м

Преодолеваемые препятствия

уклон берега – 5°

высота заграждения – 1,6 м

Судьба корабля

До распада Советского Союза промышленность успела произвести 7 кораблей проекта 12322. Четыре «зубра» вошли в состав Балтийского флота, ещё три – попали на Черноморский флот (часть из них досталась украинскому флоту, кроме того, Украина получила мощности для производства этих кораблей и впоследствии поставила несколько единиц в Китай). Что же касается производства «зубров» в России, то в 1992 году на стапеле НПО «Алмаз» в Санкт-Петербурге в условиях недофинансирования смогли заложить ещё четыре этих корабля. В настоящее время два корабля проекта 12322 («Евгений Кочешков» и «Мордовия») несут службу в составе Балтийского флота ВМФ РФ, а ещё пять – в составе греческих Военно-морских сил (проданы Греции в 1991–2004 годах).

«Зубр» выходит на пляж. Фото сделано в Калининграде в 2007 году, когда прямо к отдыхающим из моря вышел десантный корабль, выполнявший тактическую задачу на пляже, который принадлежит Минобороны. «Швартовка на пляже – нормальное явление, а вот что делали люди в районе военного полигона, непонятно», – пояснили телеканалу «Россия 24» представители военного ведомства, подчеркнув, что никто из отдыхающих не пострадал
Источник: gearmix.ru «Зубр» на пляже, Калининград, 2007 год

Десантный корабль «Зубр» проект 12322

Десантный корабль «Зубр» проект 12322

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»
МДК-57 в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 года.
Основная информация
Параметры
Тоннаж 555 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м (наибольшая по ВП)
Технические данные
Силовая установка ГГТА, 5×10 000 л. с.
Скорость 60 узлов
Автономность плавания 300 миль, 5 дней
Экипаж 27 человек
Вооружение
Артиллерия две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.
Ракетное вооружение две пусковые установки МС-227 для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой
Зенитное вооружение 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла».

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — военное судно на воздушной подушке.

История разработки проекта

Был разработан в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки.

Строительство кораблей

Всего было построено 12 кораблей данного проекта: 10 для ВМФ России и 2 для ВМС Греции. Ещё 2 корабля, строявшиеся для ВМФ России остались недостроенными и были разобраны.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 12 единиц

  • МДК «Краматорск», 1988—1999 ВМСУ
  • МДК «Артемьевск», 1989—2005 ВМСУ
  • МДК «Донецк», 1993—2008 ВМСУ
  • МДК «122» 1989—2005 ВМФ РФ
  • МДК «Евгений Кочешков»1991 — н.в. ВМФ РФ
  • МДК «Мордовия», 1991 — н.в. ВМФ РФ
  • МДК «Итаки», 2000 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «Керкира», 2003 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «Кефалония», 1994 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «119», 1991—2004 ВМФ РФ
  • МДК «51», 1989—1997 ВМФ РФ
  • МДК «Закинтос», 2000 — н.в. ВМС Греции

Конструкция

Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле установлены высокотемпературные газотурбинные двигатели. Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках.

На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов.

Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпус малых десантных кораблей выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет из себя понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения).

Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями.

Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Десантная вместимость

Корабль способен перевозить

  • 3 основных боевых танка суммарной массой до 150 тонн
  • или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 т. и 140 человек десанта.
  • или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 т.
  • или 8 плавающих танков.

Для десанта, предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек (всего около 500 человек).

См. также

  • Судно на воздушной подушке

Ссылки

  • ЦКБ Алмаз, официальный сайт производителя
Десантные корабли и катера СССР
Большие десантные корабли

проект 1171 («Тапир») • проект 1174 («Носорог») • проект 775

Средние десантные корабли

проект 572 • проект 188 • проект 770

Малые десантные корабли

проект 450 • проект 189 • проект 106 • проект Т-36

Малые десантные корабли
на воздушной подушке

проект 12321 («Джейран») • проект 12322 («Зубр»)

Десантные катера
на воздушной подушке

проект 1205 («Скат») • проект 1209 («Омар») • проект 1238 («Касатка») • проект 1206 («Кальмар») • проект 12061 («Мурена»)

Десантные катера

проект 306 • проект 1785 • проект 1176 («Акула») • проект 11770 («Серна»)

пр.12322 Зубр — POMORNIK

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.12322 «Зубр» — POMORNIK
пр.12322Э
пр.958 «Бизон» (Украина)

Малый десантный корабль на воздушной подушке. Разработка десантного корабля на воздушной подушке (КВП) начата в 1978 г. ЦМКБ «Алмаз». Новый проект КВП создавался с использованием наработок по КВП пр.12321 «Джейран». Эскизный проект разработан заместителем главного конструктора ЦМКБ «Алмаз» Г.Д.Коронатовым. Главные конструкторы пр.12322 — Озимов Л.В., Мохов Ю.М. и Семенов Ю.П. Головной КВП пр.12322 МДК-51 вошел в состав ВМФ в 1988 г. Конструкция серийных кораблей проекта отличается доработками.
По состоянию на 2014 г. (и ранее) КВП пр.12322 «Зубр» является самым большим КВП в мире.
Выход из воды КВП пр.12322 «Зубр» ВМФ России (http://belostokskaya.ru).
Головной корабль пр.12322 «Зубр» в ходе достройки и испытаний, в носовой оконечности под чехлами установки комплекса А-22 (фото из архива А.Ушакова, http://foto.mail.ru/mail/mdk-kvp)
Конструкция:
Корпус МДК выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.
Модель КВП пр.12322 «Зубр» в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).
КВП «Евгений Кочешков» (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).
Производство гибкого ограждения осуществлялось заводом «Ярославль-Резинотехника» (г.Ярославль).
Погрузка и выгрузка полезной нагрузки (десанта) осуществляется через откидные ворота в носовой части корабля.
Двигательная установка М35, производитель — НПК газотурбостроения «Зоря — Машпроект» (г.Николаев, Украина).
— тяговая / маршевая установка М35-1 — 3 х 10000 л.с. ГТД ДП71 (МТ-70) с маршевыми редукторами РО-35-10 с 4-х лопастными реверсивными винтами АВ-98 с принудительным управлением шага в кольцевых насадках. Агрегат управления винта — АУ-4.
Производитель винтов с агрегатами управления — НПП «Аэросила» (Украина).
Производитель кольцевых насадок из композитных материалов — КТБ «Судкомпозит» (г.Феодосия, Украина).
Диаметр винтов — 5.5. м
— нагнетательная установка М35-2 — 2 х 10000 л.с. ГТД ДП71 с нагнетательными агрегатами НО-10 (4 агрегата), включающими в себя нагнетательные редукторы РО35-21 и РО35-22.
Диаметр рабочих колес — 2.5 м
(http://mildeal.info)
ГТД ДП71 (http://mildeal.info).
Энергетика:
— 2 газотурбинных генератора ГТГ-100К мощностью по 100 кВт
или
— 2 дизель-генератора «Вольво-Пента» (пр.12322Э)
ТТХ корабля:
Экипаж — 27 чел (в т.ч. 4 офицера, 7 мичманов)
Длина — 57,3 м
Ширина — 25,6 м
Осадка — 1,6 м
Высота — 21.9
Водоизмещение:
— стандартное — 500 т
— полное — 555 т
Скорость полного хода — 63 уз
Дальность плавания — 300 миль (на скорости 55 уз)
Автономность — 5 суток
Полезная нагрузка:
— 3 основных танка типа Т-80 массой до 150 т
— 10 БТР суммарной массой до 131 т и 140 чел десанта
— 8 БМП или плавающих танков суммарной массой до 115 т и 140 чел десанта
— до 500 чел (140 чел в помещениях для десанта и 360 чел в переоборудованном помещении для техники)
— 78 мин (вместо десанта)
Вооружение:
Системы вооружений КВП типа «Зубр» пр.12322 (http://milparade.ru)
— 2 х 22 х 140 мм выдвижные ПУ МС-227 РСЗО А-22 «Огонь» (боезапас — 132 выстрела ОФ-45, ЗЖ-45) с системой управления ДВУ-3
КВП «Евгений Кочешков» пр.12322 «Зубр» Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).
Установки МС-227 комплекса А-22 «Огонь» на КВП «Евгений Кочешков» пр.12322 «Зубр» Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).
— 2 х 6 х 30 мм артиллерийская установка АК-630М (боезапас — 3000 выстрелов) с системой управления МР-123-01 «Вымпел» (на МДК-51 без СУ);
— 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (боезапас — не менее 8 и не более 32 ЗУР);
Оборудование:
— РЛС «Позитив» (на головном МДК-51)
— РЛС «Лазурь» (на серийных КВП)
— РЛС РЭБ МП-411
— навигационная РЛС «Экран-1»
— комплекс связи Р-782 «Буран»
По состоянию на 2011 г. (Россия,источник, дополнения):
Радиотехническое:
— инерциальная навигационная система «Горизонт-25» с приемоиндикатором GPS NT-300D.
— изделие 6710З-1
— система сопряжения РЛС «Звездочка-12322»
Пульты управления навигационной системы «Горизонт-25» (http://www.gorizontrostov.ru/ru/gorizont25.html).
Навигационное:
— гирокурсоуказатель ГКУ-2
— магнитный компас КМ69-М2
— радиодоплеровский дрейфолаг РДЛ-3-АП100-Э
— радиопеленгатор РН
— комплект аппаратуры спутниковой навигации
— изделие центральной гироскопической навигации «База-12322»
Средства связи:
— автоматизированный комплекс связи «Буран-6Э»
— комплект средств радиосвязи ГМССБ для морского района А2
— автоматизированное радиоприемное устройство «Бригантина»
— комплекс ГГС и трансляции П-405
— 2 х ВНЦ-452
— светосигнальный прибор
Специальное оборудование:
— средства защиты от ОМП
— средства защиты от неконтактных мин
— бронирование
— средства визуальной маскировки
Комплексная система управления техническими средствами и движением (КСУ ТСДК) «Флора-32». На КВП пр.958 «Бизон» (Украина) используется функциональный аналог — КСУ ТСДК «Сирена» производства НПО «Фиолент» (г.Симферополь).
КСУ ТСДК «Сирена» КВП пр.958 «Бизон» (http://mildeal.info).
Модификации:
— пр.12322 «Зубр» — базовый вариант десантного КВП. Головной корабль проекта имел некоторые отличия от серийных кораблей по конструкции и оборудованию.
— пр.12322Э — экспортный вариант, поставлялся в Грецию.
— пр.958 «Бизон» (Украина) — модификация КВП украинского производства. Поставляется в Китай, а так же планируется к сборке в Китае по украинской лицензии. Вероятно, корабль в оригинальном проекте не оснащается системами вооружения — их будет устанавливать заказчик. Гибкое ограждение воздушной подушки спроектировано и произведено в г.Николаев (Украина). Два комплекта винтов АВ-98 для КВП закуплены в России вместе с агрегатами управления АУ-4, далее планируется наладить местное производство винтов с агрегатами управления. Так же из России поставлены два комплекта навигационных систем «Горизонт-25» для установки на первые два корабля проекта.
Головной КВП пр.958 «Бизон» украинского производства, ФСК «Море», г.Феодосия. Сентябрь 2012 г. (источник).
Статус: СССР / Россия
КВП МДК-57 пр.12322 «Зубр» борт №567 ВМФ СССР в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 г. (фото — Scott Allen, U.S. Navy, http://www.defenselink.mil).
— 1993 г. — в ВМФ 7 КВП пр.12322. Ведется раздел Флота с Украиной — 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ «Море» (г.Феодосия) переданы Украине.
КВП МДК-50 пр.12322 «Зубр» — ныне «Евгений Кочешков». Балтийск, 1993 г. (http://kvvmku.ru).
КВП «Евгений Кочешков» пр.12322 «Зубр» Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://belostokskaya.ru).
— 2011 г. 22 декабря — в СМИ заявлено, что Главный штаб ВМФ России принял решение не заказывать у промышленности новые корабли проекта 12322. В составе ВМФ остается 2 корабля проекта — «Мордовия» и «Евгений Кочешков» (оба — Балтийский флот)..
КВП «Мордовия» (борт №782) и «Евгений Кочешков» (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).
— 2014 г. 11 марта — КВП «Евгений Кочешков» прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ «Янтарь». Специалисты завода «Янтарь» отремонтировали двигательную установку корабля, обновили корпус, другое оборудование. Главное — установлено новое гибкое ограждение — «юбка». Второй КВП «Мордовия» так же входит в состав Балтийского флота (источник).

Украина:
— 1993 г. — 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ «Море» (г.Феодосия) переданы Украине.
КВП U420 «Донецк» пр.12322 «Зубр» ВМС Украины. Фото сделано до 2008 г. (http://www.zorya.com.ua).
— 2009 г. — Украина заключила контракт на поставку до 2014 г. 4 кораблей пр.958 «Бизон» — это адаптированный к современным возможностям украинской экономики и переименованный пр.12322 «Зубр». Два корабля планируется построить на Украине, 2 корабля планируется строить по лицензии в Китае. Сумма контракта — 315 млн USD.
— 2010 г. — на судостроительном заводе ФСК «Море» в Феодосии заложен первый КВП пр.958 «Бизон».
— 2011 г. апрель — на ФСК «Море» в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным — это не МДК заводской №306 пр.12322!
Неудавшаяся попытка выкатки из цеха корпуса головного КВП пр.958 «Бизон». Кадр видеозаписи за несколько секунд до обрушения крана, повредившего корпус корабля и приведшего к человеческим жертвам. ФСК «Море», г.Феодосия (источник).
— 2012 г. сентябрь — из цеха ССЗ «Море» в Феодосии выкачен первый вновь построенный МДК пр.958. Начаты швартовые испытания.
Головной КВП пр.958 «Бизон» украинского производства, ФСК «Море», г.Феодосия. Сентябрь 2012 г. (монтаж нескольких видеокадров, источник, http://militaryrussia.ru).
— 2013 г. 12 апреля — в Феодосии подписан акт приемки Заказчиком (ВМС Китая) головного десантного КВП пр.958 (источник).
— 2014 г 01 марта — в связи с вероятностью военных действий на территории п-ова Крым с Феодосийского ССЗ «Море» выведен, погружен на перевозчик и отправлен в Китай второй корабль пр.958 «Бизон», который строился Украиной для ВМС Китая (источник).
Экспорт:
Греция:
— 2000-2004 г.г. — поставлено 4 КВП (Украина — 1, Россия — 3).
— 2011 г. — 2 КВП в составе ВМС (?).
КВП L180 Kefallinia зав №104 пр.12322 «Зубр» ВМС Греции. Греция, Пирей, 16.10.2013 г. (фото — Dennis Mortimer, http://www.shipspotting.com).
Китай:
— 2009 г. — Украина заключила контракт на поставку до 2014 г. 4 кораблей пр.958 «Бизон» — это адаптированный к современным возможностям украинской экономики и переименованный пр.12322 «Зубр». Два корабля планируется построить на Украине, 2 корабля планируется строить по лицензии в Китае. Сумма контракта — 315 млн USD.
— 2011 г. апрель — на ССЗ «Море» в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным — это не МДК заводской №306 пр.12322.
— 2013 г. 12 апреля — в Феодосии подписан акт приемки Заказчиком (ВМС Китая) головного десантного КВП пр.958 (источник).
Выгрузка с транспортного судна головного КВП пр.958 «Бизон» украинской постройки в Китае, 25 мая 2013 г. (http://news.ifeng.com).
Выгрузка с транспортного судна головного КВП пр.958 «Бизон» украинской постройки в Китае, 25 мая 2013 г. (http://www.huanqiu.com).
Первое фото строящегося в Китае КВП пр.958 «Бизон» украинской разработки, опубликовано 22.10.2013 г. (http://mil.news.sina.com.cn).
— 2014 г 01 марта — в связи с вероятностью военных действий на территории п-ова Крым с Феодосийского ССЗ «Море» выведен, погружен на перевозчик и отправлен в Китай второй корабль пр.958 «Бизон», который строился Украиной для ВМС Китая (источник).
Второе экспортное СВП пр.958 «Бизон» на территории ССЗ «Море», Украина, Феодосия, февраль 2014 г. (фото — Ne formal, http://forums.airbase.ru).
Буксировка второго экспортного СВП пр.958 «Бизон» с ССЗ «Море» в порт Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (фото — Павел Анфимов, http://phistory.info).
Второе экспортное СВП пр.958 «Бизон» на судне-перевозчике в порту Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (http://kuleshovoleg.livejournal.com/).
Реестр МДК пр.12322 (по состоянию на 03.03.2014 г.):
Бортовые номера МДК пр.12322:

Год МДК-51 МДК-57 МДК-122 МДК-123 МДК-50 МДК-93 МДК-94 зав.№107 зав.№108
1986 г. ? 733
1987 г. 700
1989 г. 567 795 586
1990 г. 762 507 508 615 509 782
1993 г. 770
2001 г. 702
2004 г. 702
2012 г. 770 782
Не указан 270 625

Десантный корабль на воздушной подушке «Мордовия» отправлен на ремонт

На корабле будет проведен ремонт оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища корабля, сообщает пресс-служба Балтийского флота.

«Специалистами завода проводится ремонт оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища МДКВП. Также кораблестроителям предстоит установить новое гибкое ограждение, так называемую юбку десантного корабля, под которой и создается воздушная подушка», — говорится в сообщении БФ.

В нем также отмечено, что в мае текущего года на заводе прошел ремонт второй корабль проекта — «Евгений Кочешков». В частности, на заводе был выполнен объем работ по ремонту движительной установки корабля, проведены работы на корпусе, отремонтировано резиновое ограждение.

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП), военное судно на воздушной подушке. Самый большой корабль на воздушной подушке в мире. Способен передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника.

В составе ВМФ России находятся два корабля проекта: МДК-50 «Евгений Кочешков» и МДК-94 «Мордовия».

Ранее заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов сообщил, что Хабаровский судостроительный завод получил заказ от Минобороны на создание кораблей на воздушной подушке. Объем заказа — десятки десантных катеров и кораблей проектов «Зубр» и «Мурена», их поставят в вооруженные силы до 2027 года.