Корабль проекта 11356

Альтернативный фрегат проекта 11356

Выбор редакции Дмитрий 11.05.2019 1857 34 14 в Избранноев Избранномиз Избранного 8

По информации Управления пресс-службы и информации МО РФ от 09.01.2012:

В 2014 году в боевой состав военно-морского флота России вступит головной фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», который строится на заводе «Янтарь» в Калининграде, сообщил в воскресенье официальный представитель ВМФ.

«Всего планируется построить три фрегата проекта 11356. 18 декабря 2011 года предприятие приступило к строительству второго по счету фрегата – «Адмирал Эссен».

«Фрегат проекта 11356 предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения в качестве эскортного корабля. Фрегат несет ударное противокорабельное, зенитно-ракетное, артиллерийское и торпедно-бомбовое оружие» — рассказал представитель ВМФ.

История проекта

Необходимо заметить, что для 1999 года проект ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» 11356 был вполне удачным проектом.

Проект 11356 с одной стороны основывался на проверенном проекте 11351:

С другой стороны проект 11356 гармонично сочетал проверенные временем решения и новую технику:

  • Ракетный комплекс: основу ударного вооружения построенных для Индии фрегатов составляет ракетная система «Клаб-Н», предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Впервые в отечественном судостроении корабль вооружен достаточно универсальной вертикальной пусковой установкой.
  • Артиллерийский комплекс: на фрегате установлен артиллерийский комплекс из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э 100-мм калибра и системы управления стрельбой 5П-10Э. Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. С целью постановки на фрегат, пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит 15 тонн против 37,5 тонн выпускаемой ранее артустановки АК-100.
  • Информационно-управляющая система: сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М», также специально разработанная для этого корабля.
  • Кадры: Индийское финансирование позволило сохранить квалифицированные кадры как проектировщиков, так и судостроителей, за что Индии низкий поклон.

Следующие 3 фрегата Тег (№01354), Таркаш (№01355), Триканд (№01356) заказаны по проекту 11356М, который отличается от 11356 (предположительно) двумя решениями:

  • УКСК укомплектован ПКР «БраМос» вместо ПКР «3М-14Э»
  • ЗАК АК-630 (2 единицы) и (предположительно) ЗРК ближнего действия «Барак-1» (предположительно 4 ВПУ по 8 ячеек) вместо двух боевых модулей ЗРАК «Кортик» (РЛС ЗРК «Барак-1» занял место командного модуля ЗРАК «Кортик»).

ЗРК «Барак-1» Разработана совместными усилиями фирм «MBT», «Rafael», «ELTA Systems». Принят ЗРК «Барак» на вооружение ВМС Израиля в 1987 году, состоит на вооружении ВМС Индии, Сингапура, Тайваня, Венесуэлы.

Фото блогера с ходовых испытаний:

Данные решения Минобороны Индии совершенно понятны:

  • «БраМос» — быстрее и кроме того является совместным продуктом, что дает Индии политические и экономические преимущества в сравнении с российской ПКР «3М-14Э».
  • ЗРК «Барак-1» в сравнении с ЗРАК «Кортик» способен обстреливать большее число целей одновременно, имеет меньшее время реакции и меньше минимальную границу поражения воздушных целей. Кроме того, 64 ракеты ближнего действия, которыми оснащен ЗРАК «Кортик», не могут выстреливаться с приемлемой скорострельностью: после опустошения 8 пусковых установок каждого боевого модуля необходима перезарядка пусковых модулей. Скоротечность современных боевых действий такова, что, скорее всего, времени на перезарядку у Фрегата не будет. Таким образом, реальный боезапас составляет не 64, а 16 ракет ближнего действия. Что же касается сдвоенной шестиствольной 30-мм пушки, то у нее нет решающих преимуществ перед одинарной в большинстве тактических задач.

Что же касается вступления в силу «Адмирала Григоровича» в 2014 году, то приходится с сожалением констатировать, что он строится по проекту 11357, в основном повторяющему 11356.

Проект официально не представлен общественности по двум основным причинам:

  • Вероятнее всего предполагается установить УКСК на 12 ячеек вместо 8 ячеек по проекту 11356, что вызвало какие-то трудности у разработчика УКСК. Не исключено размещение двух модулей по 8 ячеек.
  • Нет решения об адекватной замене ЗРАК «Кортик». Видимо, ожидаются новости по перспективному ЗРК БД «Морфей», либо ведутся переговоры с Израилем по ЗРК «Барак», либо рассматриваются экзотические сочетания в стиле проекта 21630 (турельная установка «Гибка» + ЗАК-630), либо уточняются характеристики ЗРПК «Панцирь-М».

вернуться к меню

Недостатки проекта 11357:

  • 12 ПКР у фрегата будут не адекватны водоизмещению (большой 500-тонный катер проекта 12248 «Молния» вооружен 16 ПКР «Уран», кстати, в последней модификации дальность Х-35УЭ составляет 260 километров).
  • Не отвечают современным требованиям о малозаметности в РЛС диапазоне решётчатая металлическая мачта и такая же опора под РЛС.
  • Имеют избыточную массу и пониженные ТТХ средства противолодочной и противоторпедной обороны фрегата в сравнении с новыми образцами вооружения (торпедные аппараты ДТА-53-11356 + 4 единицы торпед СЭТ калибра 533мм + РБУ-6000, принятая на вооружение в 1961 году).
  • Вероятнее всего будет установлен ЗРК «Штиль-1» с ВПУ (24 ячейки). Ракета «Штиль-1» тяжелее, чем у ЗРК «Редут» и менее совершенна.

вернуться к меню

Заинтересованному вниманию предлагается «Фрегат проекта 11358».

Проект в основном использует технические решения корвета проекта 20380:

  • Переход на современную противоторпедную защиту (пусковые установки противоторпедной защиты «Пакет-НК»)
  • ЗРК «Редут» – 3 модуля по 8 ячеек (всего 24 ячейки)
  • Размещение РЛС целеуказания (4 неподвижные ФАР) за радиопрозрачным обтекателем опоры РЛС общего обнаружения
  • Новую конструкцию фок-мачты и грот-мачты
  • УКСК – 3 модуля по 8 ячеек (всего 24 ячейки)
  • ПВО ближнего действия на основе предположений о проекте 11356М
Проект 11351
Водоизмещение стандартное: 3180
Водоизмещение полное: 3670
Длина наибольшая: 123
Ширина наибольшая: 14,2
Вооружение фрегата проекта 11351
наименование масса, т. кол-во всего, т.
АУ АК-100 35,70 1 35,70
ЗРК Оса-МА: пусковая установка 3С90Э 6,85 1 6,85
ЗРК Оса-МА: 20 ракет 9М33 0,13 20 2,56
РБУ-6000: пусковая установка 3,10 1 3,10
РБУ-6000: боекомплект РГБ 0,12 96 11,52
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом 3,81 2 7,63
СУАО «Вымпел-А» 9,00 1 9,00 ?
Два четырёхтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11351 10,80 2 21,60
боезапас 8 противолодочных торпед СЭТ-65Э 1,74 8 13,90
111,86
Проект 11356
Водоизмещение стандартное: 3350 105%
Водоизмещение полное: 3860 105%
Длина наибольшая: 124,8
Ширина наибольшая: 15,2
Вооружение фрегата проекта 11356
наименование масса, т. кол-во всего, т.
АУ А190 15,00 1 15,00
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) 15 1 15,00
УКСК: Противокорабельная «БраМос» 3 0
УКСК: Противокорабельная 3М-14Э 2,3 8 18,40
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э 1,77 0
УКСК: противолодочная 91РЭ1 2,1 0
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 1,2 0
ЗРК Штиль: пусковая установка 3С90Э 30,00 1 30,00
ЗРК Штиль: 24 ракеты 9М317Э 0,72 24 17,16
РБУ-6000: пусковая установка 3,10 1 3,10
РБУ-6000: боекомплект РГБ 0,12 48 5,76
ЗРАК «Кортик»: боевой модуль с боекомплектом 12,00 2 24,00
ЗРАК «Кортик»: командный модуль 9,00 1 9,00
Два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11356 5,40 2 10,80
Боезапас 16 противолодочных торпед СЭТ-65Э 1,74 4 6,95
155,17 139%
Вооружение фрегата проекта 11356М
наименование масса, т. кол-во всего, т.
АУ А190 15,00 1 15,00
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) 15 1 15,00
УКСК: Противокорабельная «БраМос» 3 8 24,00
УКСК: Противокорабельная 3М-14Э 2,3 0
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э 1,77 0
УКСК: противолодочная 91РЭ1 2,1 0
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 1,2 0
ЗРК Штиль: пусковая установка 3С90Э 30,00 1 30,00
ЗРК Штиль: 24 ракеты 9М317Э 0,72 24 17,16
РБУ-6000: пусковая установка 3,10 1 3,10
РБУ-6000: боекомплект РГБ 0,12 48 5,76
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом 3,81 2 7,63
Barak-1 (8 ракет +ВПУ) 2,50 2 5,00
ЗРАК «Кортик»: командный модуль 9,00 1 9,00
Два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11356 5,40 2 10,80
Боезапас 16 противолодочных торпед СЭТ-65Э 1,74 4 6,95
149,40 134%
Вооружение по проекту 11358
наименование масса, т. кол-во всего, т.
АУ А190 15 1 15,00
ЗРК «Редут»: ПУ на 8 ЗУР 6 3 18,00 ?
ЗРК «Редут»: ЗУР 9М96Е 0,33 20 6,60
ЗРК «Редут»: ЗУР 9М100 0,11 16 1,76 ?
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) 14 3 42,00
УКСК: Противокорабельная «БраМос» 3 8 24,00
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э 1,77 8 14,16
УКСК: противолодочная 91РЭ1 2,1 4 8,40
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 1,2 4 4,80
Два четырехтрубных торпедных аппарата Пакет-НК 3 2 6,00 ?
8 торпед М-15 или МТТ 0,4 8 3,20
ПУ ЗРК БД 1,3 4 5,20
ракета ближнего действия 0,11 16 1,76
РЛС ЗРК БД 5 1 5,00
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом 3,81 2 7,63
163,51 105%
Превышение массы нового вооружения над проектом 11356 8,34

превышение массы сравнимо с превышением от переворужения 8 ракет «3М-14Э» на «БраМос».

Фрегаты проекта 11356 «Буревестник»: три в строю и три под вопросом

Последние дни уходящего года традиционно являются периодом сдачи флоту новых кораблей, судов и подводных лодок. Не стал исключением и конец декабря 2017-го: одной из новинок, поступивших в боевой состав флота «под елочку», стал сторожевой корабль / фрегат «Адмирал Макаров», построенный по проекту 11356. 25 декабря представители военно-морского флота подписали акт о приемке этого корабля. Через два дня на нем подняли флаг ВМФ. «Адмирал Макаров» стал третьим боевым кораблем своего типа, поступившим на службу. В обозримом будущем планируется завершить постройку еще трех фрегатов проекта 11356. Половина существующего заказа уже выполнена, тогда как дальнейшая судьба второй до недавнего времени была под вопросом.

Напомним, проект фрегата 11356 «Буревестник» является вариантом глубокой модернизации более старых проектов 1135 и 1135М. Разработка нового проекта осуществлялась с учетом опыта создания кораблей типа «1135.6» или «Тальвар», ранее созданных для военно-морских сил Индии. Главной задачей нового проекта 11356 было максимально быстрое строительство нескольких сторожевиков дальней морской зоны, необходимых для переоснащения Черноморского и Балтийского флотов.

«Адмирал Макаров» во время церемонии подъема флага, 27 декабря 2017 г.
Проект 11356 был разработан к концу прошлого десятилетия, и в 2010 году появился первый контракт на строительство подобных кораблей. В 2011-м было подписано второе соглашение. В соответствии с двумя договорами, судостроительная промышленность должна была передать флоту шесть новых фрегатов общей стоимостью порядка 40 млрд рублей.
Новый проект 11356 «Буревестник» предусматривает строительство боевого корабля с полным водоизмещением более 4000 т, имеющего длину около 125 м при ширине до 15,2 м и осадке до 7,5 м. Для получения максимально возможных ходовых характеристик корабли предлагалось оснащать комбинированной силовой установкой, построенной на базе газотурбинных двигателей (тип COGAG). В ее состав входит пара маршевых двигателей, дополненная двумя форсажными. Суммарная мощность подобной энергетической установки достигает 56 тыс. л.с. Через редукторы особой конструкции мощность выдается на два гребных винта. Имея подобное оснащение, «Буревестник» способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания на экономической скорости достигает 4850 морских миль.
С учетом современных тенденций и требований проект 11356 предусматривает использование новой конструкции корпуса и надстройки, в определенной мере снижающей заметность корабля для радиолокационных систем. Также были реализованы меры по снижению акустической заметности. При этом новые фрегаты сохраняют определенные черты своих предшественников семейства 1135.
Основным средством обнаружения кораблей проекта 11356 является РЛС «Фрегат-М2ЕМ». Также в состав радиолокационного комплекса входят несколько станций управления стрельбой, используемые с зенитным и артиллерийским вооружением. Данные со средств обнаружения передаются на боевую информационно-управляющую систему «Требование-М», обеспечивающую применение всех радиоэлектронных средств, вооружения и т.д.
Главным ударным средством фрегатов нового типа является универсальная вертикальная пусковая установка 3С14, предназначенная для стрельбы ракетами семейства «Калибр». Подобное вооружение позволяет кораблю атаковать разнообразные надводные и сухопутные цели. Боекомплект комплекса «Калибр» состоит из 8 ракет. Также в комплекс ракетного вооружения входит зенитная система средней дальности «Штиль-1».

«Адмирал Григорович» прибыл в Севастополь, июнь 2016 г.
Проект 11356 предусматривает использование развитого комплекса артиллерийских систем. На полубаке корабля монтируется артиллерийская установка А-190 с орудием калибра 100 мм. Также имеется пара установок АК-630 с пушками калибром 30 мм. Для борьбы с подлодками и торпедами предлагается использовать два спаренных 533-мм торпедных аппарата и реактивный бомбомет РБУ-6000.
Кормовая часть палубы представляет собой взлетно-посадочную площадку для вертолета. Рядом с ней в надстройке находится ангар, позволяющий перевозить и обеспечивать работу вертолета типа Ка-27 или Ка-31.
Заказ на строительство всех шести сторожевых кораблей нового типа получил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград). Вскоре после подписания контракта предприятие провело необходимые подготовительные работы и приступило к выполнению заказа. 18 декабря 2010 года состоялась торжественная церемония закладки головного фрегата проекта 11356, получившего имя «Адмирал Григорович». Это событие стало фактическим стартом объемной программы строительства новых кораблей.
Первый серийный «Буревестник» нового проекта под именем «Адмирал Эссен» был заложен в июле 2011 года. Следующая церемония закладки, давшая старт строительству «Адмирала Макарова», прошла в конце февраля 2012-го. В июле, ноябре и декабре следующего 2013 года завод «Янтарь» начал строительство кораблей «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».
Головной фрегат проекта 11356 был спущен на воду 14 марта 2014 года. Около года корабль достраивался у стенки, после чего был выпущен на испытания. Необходимые проверки продолжались до конца 2015 года. 10 марта 2016-го флот принял «Адмирала Григоровича», а на следующий день на нем был поднят флаг. В начале лета того же года корабль выполнил переход к месту службы.
7 ноября 2014 года состоялся спуск на воду первого серийного корабля «Адмирал Эссен». Примерно через год этот сторожевик впервые вышел в море для прохождения испытаний. Согласно первым планам, корабль должен был поступить на службу до начала лета 2016 года, однако подписание акта о приемке незначительно сдвинулось. 7 июня того же года фрегат официально пополнил состав ВМФ России.

«Адмирал Григорович», июнь 2016 г.
Второй серийный корабль (третий представитель проекта), заложенный 29 февраля 2012 года, был спущен на воду в первых числах сентября 2015-го. В начале октября 2016 года достроенный фрегат «Адмирал Макаров» отправился на испытания. В силу определенных причин испытания корабля заметным образом затянулись, и его не удалось принять в боевой состав флота в мае прошлого года, как планировалось ранее. Тем не менее, в конце декабря необходимый акт был подписан, и теперь Черноморский флот имеет в своем составе три «Буревестника».
К настоящему времени судостроительный завод «Янтарь» выполнил половину имеющегося заказа на строительство сторожевых кораблей проекта 11356 и обеспечил частичное перевооружение Черноморского флота. При этом, однако, дальнейшее выполнение заказа столкнулось с серьезными проблемами и даже успело стать темой для споров. Дело в том, что на программу строительства кораблей негативным образом повлияли события на международной арене.
Ввиду отсутствия подходящих изделий российского производства в проекте 11356 «Буревестник» пришлось использовать газотурбинные установки разработки украинского Научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев). До начала 2014 года и последующего ухудшения отношений двух стран зарубежное предприятие успело поставить только три комплекта оборудования из шести. Невозможность быстрой полноценной замены неполученных двигателей силами российской промышленности привела к заметным проблемам.
Проанализировав имеющуюся ситуацию, командование российского флота и руководство промышленности вынесли решение. В начале июля 2015 года главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявил, что России придется отказаться от кораблей «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», оставшихся без двигателей. Вместо них предлагалось построить 18 малых ракетных кораблей проекта 22800, первый из которых следовало заложить в 2016 году.
Чуть позже было принято решение о создании собственных силовых установок, предназначенных для замены изделий предприятия «Зоря» – «Машпроект». Решить эту задачу должно было НПО «Сатурн». В мае 2016 года было объявлено, что три оставшихся «Буревестника» будут законсервированы до конца текущего десятилетия – до появления требуемых двигателей отечественного производства.

Прибытие «Адмирала Эссена» в Севастополь, июль 2017 г.
Через несколько месяцев, в октябре, появилась информация о возможной продаже трех недостроенных фрегатов военно-морским силам Индии. В феврале прошлого года заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов указал на возможность передачи индийскому флоту двух кораблей типа 11356.
В связи с имеющимися проблемами и неопределенным будущим было решено спустить недостроенные корабли на воду и тем самым освободить стапеля для нового строительства. Фрегат «Адмирал Бутаков» был спущен на воду в марте 2016 года. Два других корабля вывели из сборочного цеха в ноябре 2017-го. Как следует из имеющихся данных, все три корабля несут далеко не полный набор оборудования, и потому не могу достраиваться у стенки завода. Недостроенные корабли были законсервированы до принятия решений об их дальнейшей судьбе.

В начале июня 2017 года отечественные средства массовой информации распространили новое заявление главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова. Он рассказал, что в 2018 году ОСК планировала возобновить строительство законсервированных кораблей. Для продолжения строительства понадобятся определенные научно-исследовательские и конструкторские работы, но они не должны привести к значительным трудностям и новому смещению сроков.
1 июля подобные заявления были подтверждены командованием флота. Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук рассказал, что три новых фрегата все же будут достроены в обозримом будущем и пополнят боевой состав Черноморского флота. Вскоре, однако, эти сведения были скорректированы.
Уже в сентябре помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин указал, что в рамках текущих соглашений дружественной Индии могут быть переданы два «Буревестника» из числа законсервированных. Для собственного флота в таком случае будет достроен только один корабль. Проблема силовых установок будет решена доступными методами. Так, корабль для ВМФ России получит отечественное оснащение, а индийская сторона сможет самостоятельно купить продукцию украинского производства.

«Адмирал Эссен» у причала, июль 2017 г.
Примерно в то же время другие представители судостроения уточнили возможный вариант развития событий. Так, для российского флота может быть достроен сторожевик «Адмирал Бутаков». «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», в свою очередь, могут быть проданы зарубежному заказчику с последующей достройкой его силами. Кроме того, еще два таких корабля могут быть построены на индийских предприятиях по российскому проекту.
К настоящему времени три корабля проекта 11356 из шести заказанных были построены, испытаны, переданы флоту и включены в его боевой состав. При этом головной и серийный фрегаты уже успели не только начать службу, но и принять участие в реальных боевых операциях. В ноябре 2016 и июне 2017 года сторожевик «Адмирал Григорович» выполнил несколько ракетных ударов по позициям террористов в Сирии. «Адмирал Эссен» в прошлом году осуществил три подобных удара. «Адмирал Макаров», по очевидным причинам, пока не успел поучаствовать в борьбе с терроризмом.
По всей видимости, дальнейшая судьба трех следующих кораблей типа «Буревестник» уже была определена. Один из них будет достроен для российского флота с применением отечественных комплектующих, тогда как два других отправятся служить за рубеж. Таким образом, из шести заказанных кораблей ВМФ России сможет получить лишь четыре, причем один из них будет не в полной мере соответствовать исходному проекту и имевшемуся техническому заданию. Тем не менее, и в таком случае Черноморский флот обновит свою группировку надводных кораблей и соответствующим образом повысит боеспособность.
В соответствии с предыдущими заявлениями командования военно-морского флота, недостаток фрегатов проекта 11356 в обозримом будущем будет компенсирован за счет строительства большого количества малых ракетных кораблей типа «22800» / «Каракурт». Планируется построить 18 таких МРК, больше половины которых уже, как минимум, было заложено и находится на разных стадиях строительства. Головной и серийный «Каракурты» в прошлом году были спущены на воду и вскоре должны выйти на испытания. Корабли проекта 22800 самым заметным образом отличаются от «Буревестников» по целому ряду параметров, однако имеют схожие боевые возможности, обеспечиваемые унифицированным ударным ракетным вооружением.
К большому сожалению, прямым следствием ухудшения обстановки на международной арене стали определенные проблемы с получением тех или иных изделий, используемых при строительстве российских кораблей. В результате этого, среди прочего, под вопросом оказалась дальнейшая судьба трех российских фрегатов проекта 11356. Впрочем, через несколько лет после разрыва необходимых производственных связей российским военным и промышленности удалось найти выход из сложившейся ситуации и скорректировать свои планы. Благодаря этому имеющийся заказ в интересах ВМФ России, половина которого уже была выполнена, в будущем будет реализован на две трети.
Несмотря на определенные трудности, российский военно-морской флот в ближайшие годы сможет получить не менее четырех из шести заказанных кораблей проекта «Буревестник». Кроме того, в дополнение к ним будут строиться малые ракетные корабли проекта 22800. Таким образом, при всех имеющихся затруднениях и заметном смещении некоторых сроков, флот все же начнет эксплуатацию заметного количества новых кораблей, что положительным образом скажется на его общем состоянии и боевых возможностях.
По материалам сайтов:

Фрегаты Адмирал Григорович и Адмирал Макаров — сторожевые корабли проекта 11356

История строительства сторожевых кораблей в России имеет славные и прочные корни. Большая часть судов, стоявших на вооружении Советского ВМФ, представляли корабли именно этого класса. На плечи сторожевиков легли задачи по охране экономической морской зоны СССР и обороне прибрежных морских рубежей. Не менее ответственные функции и задачи стоят перед кораблями подобного класса и в наше время. Сторожевые корабли проекта 11356 остаются на сегодняшний день наиболее современным и боеспособными судами, которые сходят со стапелей отечественных судостроительных заводов. Теперь уже не сторожевики, а фрегаты проекта 11356 гордо несут Андреевский флаг на южных рубежах России и составляют значительную часть в ВМС других стран.

Новые фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» пополнили ряды Черноморского флота, значительно усилив своим появлением Черноморский флот. На завершающем этапе находится постройка четырех других кораблей этого типа, которые так же скоро займут свое место в боевом строю ЧФ России.

Появление фрегатов в отечественном флоте

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран основное тактическое ядро флотов составляли сторожевые корабли. Этот класс боевых судов является советским изобретением, несмотря на то, что на Западе корабли с аналогичными характеристиками давно относятся к классу фрегатов. С развалом СССР поменялась классификация боевых кораблей и в Российском ВМФ. В соответствии с новой военно-морской доктриной России все сторожевые корабли, старые и те, которые строились на отечественных судостроительных заводах, были переведены в класс фрегатов.

Для российского флота такая перемена не стала в новинку. По своим тактико-техническим характеристикам сторожевики полностью соответствовали боевым задачам, которые способен решать фрегат. Тем более что на российских верфях полным ходом шло строительство фрегатов по экспортным контрактам. Основным покупателем российских кораблей этого класса стали ВМС Индии. Начиная с 2000 года, было построено 6 фрегатов типа «Тальвар», которые вошли в состав индийского флота.

Именно индийский заказ стал той базовой платформой, благодаря которой удалось не только сохранить в рабочем состоянии всю отечественную судостроительную отрасль, но и получить опыт в строительстве кораблей данного класса для оснащения отечественных флотов. Российские конструкторы доработали базовый проект фрегатов типа «Тальвар», создав улучшенную версию боевых кораблей этого проекта. Фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356 был заложен на стапелях судостроительного завода «Янтарь» по занавес 2012 года. Головной корабль проекта положил начало новой серии отечественных фрегатов из 6 единиц, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

Корабли проекта получили шифр «Буревестник». В западных странах новые российские фрегаты получили код «Krivak V».

История фрегатов проекта 11356

Описание истории возникновение проекта 11356 как всегда связана с тем, что успешный проект мог оказаться снова не удел. Еще в Советском Союзе шла ожесточенная борьба между специалистами и военными экспертами-сторонниками строительства сторожевиков нового поколения. По мнению военных моряков, новые корабли должны были стать универсальными боевыми единицами, способными решать самые разные боевые задачи. В этом ключе и шла разработка проектной документации. Существующая на тот момент концепция реализации сразу двух проектов, сторожевиков проекта 22350 и кораблей проекта 11356, оказалась ошибочной. Флот мог получить разнотипные корабли, обслуживание которые могло вызвать в дальнейшем определенные сложности и экономические трудности.

Современная военно-морская доктрина России опиралась на политику стандартизации, поэтому было принято решение продолжить работу над проектом 11356, который уже был освоен судостроительной отраслью. Здесь будет уместно напомнить, что новые фрегаты стали результатом глубокой модернизации сторожевиков типа «Буревестник», которые были построены большой серией в предыдущие годы.

Советские сторожевики проектов 1135 и 1135М оказались удачными кораблями. Именно «Буревестники» стали теми рабочими лошадками, на плечи которых легла вся основная работа по обороне морских рубежей нашей Родины. Всего было построено 28 судов этого класса, из которых 2 корабля, СКР «Пытливый» и СКР «Ладный» до сих пор остаются в составе действующего Черноморского флота. Российские конструкторы учли боевой опыт и практическую эксплуатацию кораблей проектов 1135 и 1135М и СКР проекта 11351. В результате кропотливой работы появился совершенно новый корабль.

Следует отметить, что новый проект был успешно реализован во время выполнения индийского контракта. Построенные на Балтийском заводе и на ССЗ «Янтарь» шесть фрегатов для Индии успешно прошли все этапы испытаний и продолжают успешно нести службу в составе индийских ВМС. Однако в отличие от экспортного варианта, российские корабли проекта 11356 должны будут получить совершенно иную начинку. Другими словами конструктив корабля тот же, а вот оснащение и системы вооружения на российских фрегатах будут кардинально отличаться от индийского проекта.

Реализация проекта 11356 в первую очередь направлена на строительство военных кораблей для Черноморского флота, состав которого остро нуждается в пополнении новыми боевыми единицами. Характеристики новых фрегатов полностью отвечают целям и задачам, которые стоят перед кораблями на черноморском театре.

Строительство фрегатов проекта 11356

Вся основная работа по разработке проекта легла на плечи СКБ. Базовым техническим материалом стала документация экспортного контракта 1135.6. Основная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в создании проекта оптимально адаптированного под мощности отечественных кораблестроителей. Требовалось как можно быстрее передать флоту новые корабли, способные повысить обороноспособность южных рубежей. Головной корабль серии «Адмирал Григорович» заложили в 2010 году, когда на верфях еще достраивался пятый фрегат для индийских ВМС. Далее с разницей в один год на мощностях калининградского судостроительного завода «Янтарь» были заложены еще четыре корабля: «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», получившие названия в честь известных адмиралов Российского флота.

Головной корабль получил стремительный стальной корпус, имеющий удлиненный полубак. Носовая оконечность корабля и обводы подводной части корпуса имеют оптимальные параметры гидродинамики, повышающие мореходные качества корабля и остойчивость судна. Надстройка на фрегате разделена на три отдельных блока. Характерной чертой проекта является наличие на кораблях элементов конструкции, построенных по технологии «Стелс». Это было сделано для повышения скрытности корабля и повышения его защищенности от ударов ПКР и авиации.

Особое значение во время строительства придавали энергетической установке, которая должна была обеспечить кораблям большую дальность плавания и высокую скорость хода. Результатом проектных работ и последующего строительства стала установка комбинированной двухвальной газотурбинной установки типа COGAG. Двигательная установка состояла из двух маршевых газотурбинных двигателей ГТД, приводящих в движение два винта с фиксированным шагом. В дополнение корабль оснащался двумя форсированными двигателями, обеспечивающими быстрое увеличение скорости хода. Суммарная мощность двигательной установки корабля составляла 56 тыс. л.с, благодаря чему фрегат мог развивать скорость до 30 узлов. Систему энергообеспечения корабля обеспечивали четыре дизель-генератора суммарной мощностью 3200 кВт.

Дальность плавания корабля экономическим ходом (14 узлов) составляет 4500 км. При этом автономность фрегатов новой серии увеличена до 30 суток.

В отличие от кораблей предыдущих проектов на современных судах появилось новое вооружение и современная электронная начинка. Фрегаты имели не только взлетно-посадочную площадку для вертолета, но и были оборудованы ангаром для воздушного судна. Все корабли оснащались вертолетами Ка-27, выполнявшими роль воздушного разведчика. Боевое оснащение и средства управления кораблем рассчитаны на выполнение различных боевых задач, включая противодействие надводным кораблям противника, отражение атаки с воздуха, поиск и уничтожение субмарин.

Два первых корабля серии «адмиралы Григорович и Эссен» были заложены в соответствии с условиями и действием в рамках первой партии одного большого контракта. Третьим кораблем первой партии должен стать фрегат «Адмирал Макаров». Общая стоимость постройки фрегатов шести фрегатов проекта 11356 составляет 80 млрд. рублей. Следом за первой партией, состоящей из трех судов, начато строительство второй партии, в которую вошли фрегаты «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Последний корабль пока только представлен в рамках рабочего проекта и ожидает своей закладки.

Все корабли серии заложены, строились и были спущены на воду на мощностях завода «Янтарь». Корабли первой партии «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» успели получить полную комплектацию, и были своевременно введены строй. Некоторые задержки выпали на долю фрегата «Адмирал Макаров», который получил основную ГТД с опозданием. Последующие фрегаты ждут своей очереди на поставку двигательных установок. Прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины замедлили сроки ввода боевых судов в строй.

Вооружение российских фрегатов проекта 11356

Делая ставку на универсальность новых кораблей, Высшее военно-морское командование поставило перед конструкторами задачу оснастить корабль существующими на сегодняшний день видами вооружения.

Основное вооружение фрегатов нового проекта — это противокорабельные ракетные комплексы «Калибр». Пусковые установки имеют вертикальное расположение и могут быть использованы одновременно под ракеты обоих типов «Оникс» и Калибр». Пусковые установки создавались на базе экспортного варианта, ракетного комплекса Club-N. Ударный ракетный комплекс предназначается для уничтожения надводных кораблей и подлодок всех типов и классов, а так же для нанесения ударов по береговым объектам на тактическую глубину. На фрегатах «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» установлены ПКР «Калибр-НК», способные нанести огневое поражение по морским целям на расстоянии до 400 км. Ракета ЗМ-14 может быть переоснащена для стрельбы по сухопутным целям. Дальность стрельбы для ракет этой модификации составляет 2000-2500 км.

Аналогов ракетной системе Club-N среди зарубежных противокорабельных систем на данный момент не существует. Вся работа по наведению и предстартовой подготовке осуществляется в автоматическом режиме.

Традиционно корабли имеют артиллерийское вооружение. Новый артиллерийский комплекс АУ А-190 представлен автоматическим 100 мм орудием, способным эффективно вести огонь по воздушным, морским и сухопутным целям. Орудийный комплекс прошел успешные испытания на фрегатах, построенных для ВМС Индии. Эффективный огонь можно вести из орудия на расстояние до 20 км. Новая артустановка имеет облегченную конструкцию, которая специально создавалась для оснащения кораблей с небольшим водоизмещением.

Противолодочное вооружение кораблей составляют два спаренных торпедных аппарата, для пуска торпед калибром 533-мм. Пусковые установки системы «Club-N» могут быть использованы для пуска противолодочной модификации ракет «Калибр». В дополнение к ним фрегаты оснащены реактивными бомбометами РБУ-6000.

Для отражения воздушной атаки новые российские суда оснащены многоканальным ЗРК «Штиль-1». Это оружие способно обеспечить круговую оборону корабля от атак с воздуха. В качестве вспомогательного инструмента борьбы с низколетящими целями корабль оборудован ракетно-артиллерийским комплексом «Каштан». В комплект системы входят управляемые ракеты и два шестиствольных орудия АО-18К. Система способна эффективно вести борьбу с крылатыми ракетами и низколетящими малоразмерными целями.

Что касается электронной начинки фрегатов проекта 11356, то здесь были реализованы все самые новые наработки. Управление огнем осуществляется посредством СУО «Пума», способной обеспечить дальний поиск, захват цели и ее сопровождение. Система управления кораблем представлена новым комплексом «Требование-М», через который проходит вся поступающая с постов корабля информация. Автоматика полностью контролирует боевое применение оружия, исходя из оценки сложившейся ситуации и уровня вероятной опасности.

Управление всеми системами корабля и обслуживание основных механизмов и агрегатов осуществляет экипаж в составе 180 человек. Впервые на судах российского флота предусмотрено размещение подразделения морской пехоты в количестве 18 бойцов.

Эпилог

Новые российские фрегаты стали настоящей находкой для военно-морского командования. Корабли проекта 11356 своевременно поступили на вооружение Черноморского флота, значительно усилив боевую мощь и тактические возможности соединения наводных кораблей на южном фланге.

Обострившаяся ситуация на черноморском морском театре, непредсказуемость ситуации в Сирии, ставят перед новыми кораблями новые задачи. Мощные и скоростные корабли способны обеспечить контроль ситуации во всем Черноморском бассейне. Ударное вооружение, установленное на судах способно наносить тактические удары по целям, находящимся далеко за пределами зоны ответственности российских ВМС.

Автор статьи: Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Что представляет собой фрегат «Адмирал Григорович»?

Последнее обновление 7 апреля 2017 г.

В пятницу, 7 апреля ВМФ России направил в пункт материально-технического обеспечения в сирийском порту Тартус в Средиземном море новейший фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович». Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на военно-дипломатический источник в Москве.

«В рамках похода российский корабль, вооруженный крылатыми ракетами «Калибр», совершит заход в пункт МТО в сирийском Тартусе. Продолжительность плавания фрегата у сирийских берегов зависит от обстановки, но в любом случае составит больше одного месяца», — рассказал собеседник агентства.

Напомним, сегодня США запустили 59 ракет «Томагавк» с кораблей в Средиземном море. Удар был нанесен по базе аш-Шайрат в районе Хомса, где дислоцировались правительственные войска Сирии, а также были российские военные. В результате ракетного обстрела погибли по меньшей мере шесть человек, сообщают СМИ.

Как отметил президент РФ Владимир Путин, атака Вашингтона на базу под Хомсом нанесла существенный урон российско-американским отношениям и общей борьбе с терроризмом.

Фрегат «Адмирал Григорович»

«Адмирал Григорович» — первый в серии из шести сторожевых кораблей для Черноморского флота проекта проекта 11356. Назван в честь адмирала Ивана Константиновича Григоровича — последнего военно-морского министра Российской Империи (1911–1917 гг).

Фрегаты проекта 11356 предназначены для охраны дальней морской зоны страны. «Адмирал Григорович» был заложен в 2010 году на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде и спущен на воду весной 2014. Разработку сторожевых кораблей проекта ведет Северное проектно-конструкторское бюро.

На вооружении кораблей проекта 11356 находятся крылатые ракеты «Калибр», артиллерийская установка А-190 калибра 100 миллиметров, торпеды 533 миллиметра, палубный вертолет Ка-27 (или Ка-31).

Кроме «Адмирала Григоровича» в 2016 году в состав Черноморского флота также войдут два первых серийных корабля этого проекта — «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». На судостроительном заводе заложены четвертый и пятый фрегаты, шестой пока официально не закладывался.

Технические характеристики

  • Водоизмещение — 4 000 т
  • Максимальная скорость хода — 30 узлов (55 км/ч)
  • Автономность плавания — 30 суток
  • Осадка — 4,2 м
  • Длина — 124,8 м
  • Ширина — 15,2 м
  • Двигатель — дизель-газотурбинная энергетическая установка
  • Экипаж — 180 (18 офицеров) и 20 морских пехотинцев

Вооружение:

Радиоэлектронные системы

«Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки

На калининградском заводе «Янтарь» без особой огласки спущен на воду сторожевой корабль «Адмирал Бутаков» – четвёртый, строящийся для ВМФ, фрегат проекта 11356, сообщает блог bmpd со ссылкой на forums.airbase.ru.

Спущенный на воду корпус строящегося на ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» для ВМФ России фрегата (сторожевого корабля) «Адмирал Бутаков» модифицированного проекта 11356. Калининград, 03.03.2016 г.
«Строительство шести сторожевых кораблей модифицированного проекта 11356 (иногда обозначаются как проект 11356Р) ведется ПСЗ «Янтарь» в Калининграде по двум контрактам на три корабля каждый, заключенным в октябре 2010 года (первая тройка) и в сентябре 2011 года (вторая тройка). Стоимость каждого контракта составляет 40 млрд. рублей. Все шесть кораблей изначально запланированы для пополнения Черноморского флота», – напоминает автор.
Он отмечает, с первой тройкой кораблей всё обстоит достаточно благополучно: «По первому контракту к настоящему времени завершены постройкой сторожевые корабли «Адмирал Григорович» (госиспытания завершены, подписание приемного акта и передача ВМФ запланированы на 10-11 марта) и «Адмирал Эссен» (находится на этапе госиспытаний с 30 января 2016 года). Третий однотипный фрегат «Адмирал Макаров», спущенный на воду 3 сентября 2015 года, находится на ПСЗ «Янтарь» в достройке».
А вот со второй тройкой фрегатов – проблема. Пока заложено только 2 корабля.
«Отказ от рекламирования спуска «Адмирала Бутакова» выглядит естественным, поскольку судьба всей второй тройки фрегатов проекта 11356 для Российского флота сейчас находится под вопросом из-за отсутствия для них главных газотурбинных энергетических установок производства николаевского ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект». Двигатели не поставлены из-за событий на Украине. В силу этого, достройка двух заложенных фрегатов второй тройки, по всей видимости, будет приостановлена после спуска их на воду (а сам спуск необходим главным образом для освобождения стапелей завода)», – говорится в статье.