Конюхов на шаре

Одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «МОРТОН»

Федор установил абсолютный мировой рекорд для аэростата, облетев вокруг земного шара за рекордно короткое время: 11 дней 4 часа 20 минут или 268 часов 20 минут.

Предыдущий рекорд американского пилота Стива Фоссетта: 320 часов 33 минуты побит на 52 часа и 13 минут.

Общее время в воздухе (до момента приземления): 11 дней 8 часов 43 минуты или 272 часа 43 минуты.

Второе достижение: общее расстояние между начальной и конечной точками маршрута 35 168 км.

Предыдущий рекорд Стива Фоссетта был 33, 195.1 км.

Третье достижение, которое не записывается в книгу рекордов FAI, но имеет огромное значение — Федор Конюхов стал первым человеком в мире, который успешно облетел вокруг света на воздушном шаре с первой попытки. Стиву Фоссетту потребовалось 6 попыток.

Федор — первый воздухоплаватель, прилетевший на воздушном шаре обратно на тот же аэродром, с которого полет начался. Это, вероятно, является наиболее выдающимся достижением полета, которое вряд ли когда-либо будет повторено.

Федор посвятил свой полет Стиву Фоссетту.

Маршрут перелета с запада на восток: Австралия – Тасманово море – Новая Зеландия – Тихий океан – Южная Америка (Чили – Аргентина) – Фолклендские острова – Атлантический океан – Африка (ЮАР, мыс Доброй Надежды) – Индийский океан и финиш в Австралии.

Экспедиционный штаб Федора Конюхова благодарит:

Генерального спонсора полета – группу компаний МОРТОН за то, что поверили в проект, в команду и в пилота. 10 лет потребовалось Фёдору Конюхову, чтобы получить финансирование на этот полет. Только встреча с президентом ГК МОРТОН — Александром Валерьевичем Ручьевым — дала проекту необходимый импульс. Кругосветный полет шара МОРТОН был организован за счет средств частных компаний, основную финансовую нагрузку взяла на себя ГК МОРТОН.

Фонд культурных и образовательных программ «Открытое море» и его президента Михаила Симоняна.

Компанию «Cameron Balloons» («Воздушные шары Камерон»), Дона Камерона (Don Cameron) и всю его команду.

«Cameron Balloons» изготовили воздушный шар в Бристоле, Англия. Alan Noble (Алан Нобл) осуществлял управление проектом и его продвижение вместе с Доном Камероном, Дэйвом Боксоллом, Питом Джонсоном, Энди Скирроу, Крисом Лайкенихтом, Саймоном Уотли и Адрианом Килей (Dave Boxall, Pete Johnson, Andy Skirrow, Chris Lachenicht, Simon Whatley и Adrian Keeley), которые прилетели в Австралию, чтобы организовать запуск шара МОРТОН.

Джона Уоллингтона (John Wallington)

Австралийский руководитель проекта добился разрешения на полет и организовал австралийскую логистику. Во время полета он работал специалистом в центре управления полетом и помогал руководителю ЦУП, Оскару Конюхову, в принятии решений и планировании полета.

Метеоролога Дэвида Дехенау (David Dehenauw) – главный метеоролог/глава отдела морских прогнозов Королевского Института Метеорологии Бельгии (Chief Meteorologist / Head of Marine Forecast Section Royal Meteorological Institute of Belgium (RMI/KMI/IRM), чьи траектории, прогнозы, предупреждения и рекомендации обеспечили такой сенсационный результат и успешную реализацию проекта.

Инструкторам, которые тренировали и готовили Федора Конюхова к полету: Иван Меняйло (Россия), Джовани Аймо (Италия), Вильхельм Эмерс (Германия)

Поставщика газа — Супагаз (Supagas)

Бесперебойные поставки гелия, этана, пропана и жидкого кислорода были обеспечены компанией Supagas. Их специалисты Даг Маклафлин и Эрол Арикан (Doug Maclaughlan и Erol Arican) находились непосредственно на месте заправки баллонов и наполнения воздушного шара гелием.

Дика Смита (Dick Smith)

Давний друг и спонсор Федора, который и познакомил его с компанией «Cameron Balloons», а сейчас организовал необходимый вертолет для помощи при посадке, а также поддерживал всех своим неистощимым энтузиазмом.

Грена Путланда (Gren Putland) за организацию местной логистики и привлечение многих добровольцев, помощь которых была неоценима во время подготовки к старту.

Клода Мениера (Claude Meunier) за предоставление ангара для подготовки оборудования к полету и для упаковки оборудования после завершения полета.

Антона Парфенова и Якова Орлова за огромную помощь и круглосуточное дежурство в в ЦУП в Нортхэм во время полета.

Андрея Абросимова, Галину Абросимову за помощь в организации работы нашей команды в Австралии и привлечении волонтеров из числа наших соотечественников.

Алексея Викулова, переводчика и гида за профессиональную помощь в переводах инструкций по топливной системе шара, за переводы пресс-релизов, а также за работу с друзьями и спонсорами, приехавшими в Австралию для поддержки Федора перед стартом.

Администрацию и жителей района Нортхэм за огромную местную поддержку, включая разрешение на использование аэродрома.

Русскую общину в Перте и в штате Западная Австралия.

Австралийские Авиадиспетчерские Службы (Airservices Australia). Авиадиспетчеры были всегда готовы пойти навстречу при прохождении воздушным шаром контролируемого ими воздушного пространства.

Федерацию Австралийских воздухоплавателей на воздушных шарах и Органы безопасности полетов гражданской авиации (The Australian Balloon Federation and The Civil Aviation Safety Authority) за предоставленные разрешения на полет.

Компанию «Уорлд Эйр Опс» («World Air Ops») за то, что получили разрешение лететь через воздушное пространство 4-х южноамериканских стран по запросу, поступившему всего за несколько часов до полета.

Спонсоров проекта:

Toyota Russia, Toyota Australia за предоставление надежных пикапов Toyota Hilux

Breitling – официальный хронограф проекта

DHL – официальный логистический партнер

Туроператора Библио Глобус – за доставку пилота и команды в Австралию

Первый канал — генеральный информационный партнер проекта

Первый Образовательный — информационный партнер проекта

РГО — за помощь в организации проекта

Iridium Russia — за предоставление спутниковой связи

Iridium 360 — за предоставление интерактивной карты маршрута

Форвард – экипировка команды и пилота

Red Fox – экипировка пилота

Lenovо — официальный поставщик оргтехники и мобильных телефонов

Пресса о проекте

Russian sets off for world record. CNBC

Russian adventurer Fedor Konyukhov beats record for flying solo around world. International Business Times

Round-the-world: Russian traveler to set off on solo record-breaking balloon flight. RT

Russian adventurer Fedor Konyukhov breaks record for flying solo around the world. The Guardian

Russian Adventurer Completes Round-the-World Ballooning Record. National Geographic

Russian sets record with 11-day global balloon tour. TRT World

Russian Aims for World Record in Solo Balloon Trek Around Globe. NBC News

RUSSIAN BALLOONIST SETS WORLD RECORD AFTER 11 DAYS AROUND THE GLOBE. News Week

Fedor Konyukhov completes solo circumnavigation of earth in hot air balloon. Guinness World Records

Russian Priest Claims Hot Air Balloon Record. Sky news

Russian balloonist claims new record. DW

Russian adventurer battled crazy winds to break hot-air balloon world record. Insider

Russian balloonist lands safely in Australia after 11 days, sets record. USA Today

Ballooning priest sets sights on world record. The Times

65-year-old Russian man sets world record with 11-day nonstop solo balloon trip around the world. Daily News

Adventurer drops into Bristol balloon factory ahead of around-the-world record attempt. ITV

Around-the-world helium balloon build begins in Bristol. BBC News

Russia’s Latest Superjet: Russian Aviators Set Hot Air Balloon World Record. Sputnik News

ফিওদর কোনিয়ুকভের বেলুনযাত্রা! Prothom Alo

Russian tries to break balloon record. 7News

El cura que intenta dar la vuelta al mundo en globo en 13 días ya está volando: un superexplorador. Religionen Libertad

Fedor Konyukhov is back to Australia! SBS

Fedor Konyukhov Solo Around-The-World in a Balloon – Official World Record Claims received! FAI

Конюхов с рекордом завершил кругосветку на воздушном шаре

Путешествие заняло у россиянина 11 дней и 6 часов, в субботу он успешно приземлился в Австралии

Федор Конюхов и один из членов его команды перед началом путешествия Фото: epa/vostock-photo

Москва. 23 июля. INTERFAX.RU — Российский путешественник Федор Конюхов завершил кругосветный перелет на воздушном шаре и благополучно приземлился в Австралии, сообщает Associated Press.

65-летний россиянин установил новый мировой рекорд кругосветного путешествия на воздушном шаре, обогнув Землю за 11 дней.

Он приземлился в 160 км от австралийского города Нортхэм, из которого он стартовал 11 июля.

Предыдущий рекорд принадлежал американскому бизнесмену Стиву Фоссету, который в 2002 году также стартовал из Нортхэма и затратил 13 дней и 8 часов на преодоление 33 тысяч км.

Конюхов выбрал более длинный маршрут (более 34 тысяч км), но завершил путешествия быстрее — за 11 дней и 6 часов.

Эти 11 дней он провел в кабине размером 2 на 1,8 метра. Перед полетом он сообщал, что планирует спать в общей сложности 4 часа в день, время от времени ложась отдохнуть на 30-40 минут.

Во время своего полета на воздушном шаре «Мортон» высотой 56 м и весом в 1,8 тонны Конюхов попал в грозу в районе Южного полярного круга, где температура за бортом опускалась до -50 градусов Цельсия.

В четверг перестал работать подогрев кабины, и российскому путешественнику пришлось отмораживать свою питьевую воду в горелке шара.

Во время полета шар достигал скорости в 240 км/ч и поднимался на высоту в 10 600 метров.

Как отмечает AP, Международная федерация воздушного спорта пока не ответила на запрос с просьбой утвердить рекорд.

Воздушный шар «Мортон» для перелета Федора Конюхова изготовила английская компания Cameron Balloons. На сегодняшний день это самый большой комбинированный гелиево- тепловой аэростат в мире. Его объем составляет 15 тысяч куб м, высота — 56 м. Гондола шара изготовлена из сверхпрочного углепластика и оборудована сложнейшими приборами, в том числе отечественного производства.

Два оборота вокруг земли на воздушном шаре

В истории освоения воздушного пространства нашей планеты было всего три успешных кругосветных полета на аэростатах.

1999 год — экипаж Бертрана Пикара (Швейцария) и Брайна Джонса (Англия) за 19 суток облетел нашу планету в северном полушарии (Швейцария — Египет). Это была третья попытка команды, и шар назывался Breitling Orbiter 3.

В 2002 году американский пилот Стив Фоссетт совершил одиночный кругосветный полет в южном полушарии. Это была его шестая попытка. Маршрут пролегал с запада на восток из Австралии в Австралию. Пилот затратил на этот маршрут 13 суток, показав рекордную скорость полета — 320 км/час.

Было еще 10 неудачных попыток совершить кругосветку на воздушном шаре.

В 2016 году российский пилот Фёдор Конюхов с первой попытки облетел вокруг света за 11 суток. Маршрут также пролегал с запада на восток из Австралии в Австралию. Установил два мировых рекорда: скорости и протяженности пройденного маршрута. А также, используя только потоки ветра, смог пролететь над аэродромом старта на западном побережье Австралии. За это достижение был признан ФАИ «Пилотом года 2016».

Воздушный шар и все оборудование для кругосветного полета Фёдора Конюхова в 2016 году было изготовлено и предоставлено британской компанией Cameron Balloons.

Оболочка шара состояла из двух отсеков. Внутренний отсек для газа легче воздуха — гелия. Внешняя оболочка для подогретого воздуха. Такой тип шара называется комбинированным или Розьер в честь его изобретателя Жана-Франсуа Розьера.

Принцип работы комбинированного аэростата выглядит так: на старте в газовую оболочку закачивают газ гелий, примерно 60% от объема оболочки. Чем выше поднимается шар, тем ниже давление в атмосфере и тем выше солнечная радиация. Под воздействием солнечного тепла гелий нагревается и расширяется, занимая весь объем оболочки, излишки газа стравливаются через вшитые клапана. Ночью газ гелий остывает и шар начинает снижаться, в этот момент пилот включает горелки и, используя газ пропан в качестве топлива, подогревает воздух внутри оболочки, тем самым контролируя высоту полета. Таким образом, в отличие от газонаполненного шара и теплового аэростата шар Розьер позволяет находиться в воздухе несколько недель. Рекорд продолжительности полета принадлежит Бертрану Пикару и Брайну Джонсу, в марте 1999 года они облетели вокруг света за 19 дней и 21 час.

В 2016 году Фёдор Конюхов успешно облетел вокруг света за 11 суток и приземлился в Австралии, имея на борту запас топлива для еще 4-х дней полета.

Шар для Пикара и для Конюхова изготавливала компания Cameron Balloons (Англия, Бристоль). Имея накопленный опыт, современные технологии и, исходя из того, что в 1999 году Breitling Orbiter 3 смог продержаться в воздухе почти 20 дней, родилась идея изготовить шар для двух оборотов вокруг земли.

Расчет такой: первый оборот пилот Фёдор Конюхов совершит за 11-12 суток из расчета средней скорости в 125 км/час, второй оборот за 7-8 суток. К концу первого витка шар будет на 40% легче стартовой массы и находиться на высоте 10 тыс. метров, где, согласно нашим наблюдениям, скорость ветра в струйных течениях может достигать 300 км/час. Второй оборот пройдет на высоте 10 -12 километров.

На рисунке слева на право: Воздушный шар «Мортон», воздушный шар для двух оборотов вокруг Земли, воздушный шар для полета в стратосферу, стандартный воздушный шар.

Эти расчеты базируются на данных, полученных в результате кругосветного полета Фёдора Конюхова в 2016 году. Маршрут в 35 000 км он преодолел за 11 суток. Средняя скорость движения шара — 125 км/час. Максимальная зафиксированная скорость 245 км/час.

В этот раз, учитывая протяженность и высоту полета, будет использоваться герметичная кабина. В 2016 году Фёдор облетел вокруг света в негерметичной кабине, используя жидкий кислород для дыхания все 11 суток.

Объем оболочки составит 25 тыс. кубических метров (для кругосветки 2016 использовался объем 19 тыс. кубических метров).

Стоимость изготовления воздушного шара, всего оборудования и работы специалистов на запуске шара — 2 млн. долларов США.

Срок изготовления шара и оборудования 11 месяцев. Полет возможен в зимнее время в южном полушарии (июнь-июль-август) — период наименьшей термической активности. Старт планируется с западного побережья Австралии.

Вокруг света за 14 дней. Кругосветное путешествие Федора Конюхова на воздушном шаре.

31 мая в Москве состоялась пресс-конференция путешественника Федора Конюхова, посвященная его новому рекорду. На ней удалось побывать и мне:)
Нынешняя встреча посвящена предстоящему кругосветному полету на воздушном шаре. Основной этап подготовки к этой захватывающей экспедиции успешно завершен, и уже 1 июня команда знаменитого на весь мир искателя приключений отправляется в Австралию, к месту старта, где верным спутником и помощником Федора и его команды вновь станет Toyota Hilux. Начало полета запланировано на вторую половину июня.
В воздухе аэростат Федора Конюхова будет находиться предположительно две-три недели. За это время воздушный шар преодолеет расстояние порядка 33–35 тысяч километров и, миновав Тихий, Атлантический и Индийский океаны, а также Австралию, Южную Америку и Африку, полностью обогнет Землю. Полет пройдет на высоте 5 000–10 000 метров, температура воздуха порой будет опускаться до -40 градусов по Цельсию, а скорость воздушного судна может доходить до 300 км/ч.

На пресс-конференцию собрались партнеры по проекту и друзья путешественника. Широкий круг друзей, поклонников и партнеров Федора определил крайне разнообразный состав гостей. Были все: от барда Олега Митяева до вице-президента «Русского географического общества» Артура Чилингарова. Последний напомнил, что после перелета планирует спуститься с Федором Конюховым на дно марианской впадины в специально сконструированном батискафе.
Как я уже говорил, во время своего путешествия Федор Конюхов перелетит над тремя континентами и тремя океанами по маршруту длиной около 33–35 тыс. км: Австралия — Тасманово море — Новая Зеландия — Тихий океан — Южная Америка (Чили и Аргентина) — Фолклендские острова — Атлантический океан — Африка (ЮАР, мыс Доброй Надежды) — Индийский океан и финиш в Австралии.
Как и ранее, этот рекорд находится на стыке личного героизма и передовых технологий. Специально для этого сложнейшего проекта английской компанией Cameron Balloons был изготовлен уникальный аэростат «Мортон». Объем воздушного шара составляет 15 тыс. куб. м, высота — 56 м (что сопоставимо с Успенским собором Московского Кремля). На сегодня это самый большой комбинированный гелиево-тепловой аэростат в мире.
Воздушный шар оснащен гондолой из сверхпрочного углепластика с люком на крыше — через него пилоту придется выходить из кабины, чтобы переключать топливные шланги и очищать ото льда горелки, ведь температура за бортом может опускаться ниже -40 градусов Цельсия. Путешественник будет контролировать полет с помощью сложнейших приборов, в том числе и отечественных, системы ГЛОНАСС и радиосвязи, а метеорологи с земли помогут ему следить за погодой.
Днем шар будет находиться на заданной высоте за счет солнечного тепла и расширения газа гелия, закаченного во внутреннюю оболочку аэростата, а в ночное время — за счет работы шести газовых горелок, которые будут подогревать воздух, находящиеся под нижней камерой. Высота, на которой будет лететь шар «Мортон», находится на уровне полета современных лайнеров — 8-10 тысяч метров. Возможная скорость полета — до 320 км/ч. (действующий рекорд 320 километров в час). На старте вес шара составляет около 10 тонн, а к моменту завершения полета — он составит около 3 тонн.
В течение 14-15 дней пилоту придется спать по 3-4 часа (а в первые несколько дней — вообще не спать, т.к. необходимо поддерживать постоянную связь с диспетчерами аэропортов), чтобы все остальное время внимательно следить за приборами и пилотировать аэростат. Кроме того, пилоту необходимо будет регулярно покидать внутренние пределы гондолы для устранения обледенения на горелках, переключать топливные шланги. Во время всего полета внутри гондолы будет поддерживаться достаточно низкая температура — плюс 5 градусов по Цельсию, а за пределами гондолы температура будет варьироваться в зависимости от высоты и времени суток, иногда достигая минус 50 градусов.
Воздухоплавателю придется постоянно находиться в легком скафандре с кислородной маской «Сокол». Его презентовали прямо на пресс-конференции — это полностью отечественная разработка.
Как и в прошлый раз, официальным автомобилем экспедиции стал Toyota Hilux. С самого начала перед Федором Конюховым и его командой стояло три основные задачи — побить российский рекорд беспосадочного перелета на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, поставить новый мировой рекорд по продолжительности пребывания в воздухе и совершить кругосветное путешествие из Австралии. Основная часть проекта уже успешно выполнена. На протяжении года «неубиваемый» Toyota Hilux принимал активное участие в тренировочной части экспедиции, проходившей на территории России. Мне особенно приятно, что Федор прибыл на пресс-конференцию именно в том автомобиле, что я не так давно тестировал:)
Всего в мире было зафиксировано 12 попыток беспосадочных полетов на воздушном шаре вокруг земли, и только две из них завершились успешно. Сам Фоссетт в 2007 году погиб, разбившись на одномоторном самолете.
Уже 1 июня Федор с командой отправились в Австралию, откуда во второй половине июня и будет осуществлен запуск. Все необходимое оборудование и, конечно, автомобили Toyota Hilux уже ждут его в Австралии.
Мы желаем удачи Федору Филипповичу и будем следить за его полетом!

Федор Конюхов

Английская компания Cameron Balloons во главе с ее директором Доном Камероном и командой из 50 человек изготовили уникальный комбинированный аэростат. Его объем составляет 15 тысяч кубических метров, а высота – 56 метров, что сопоставимо с высотой Успенского собора Московского Кремля. Гондола шара весом в 700 кг, в которой я находился, сделана из сверхпрочного и легкого углепластика и оборудована сложнейшими приборами отечественного и зарубежного производства. Шар вобрал в себя весь опыт предыдущих попыток совершить кругосветный перелет. Поставщиками газа, гелия, пропана и кислорода стала австралийская компания Supagas. Российское техническое общество снабдило шар прибором «Око», который постоянно измерял температуру, скорость, высоту. Тренировали и готовили меня к полету три инструктора из разных стран, в том числе, и наш Иван Меняйло, с которым, кстати, еще зимой мы совершили рекордный по продолжительности полет на тепловом аэростате. А еще ранее я летал через Альпы на газонаполненном шаре. Параллельно сдал необходимые экзамены и получил австралийское удостоверение пилота свободного аэростата, позволяющее совершать полеты на территории Австралии, откуда планировался запуск.

Поддержал кругосветный перелет и известный швейцарский часовой бренд, который вручил мне уникальные часы, оснащенные системой аварийного и поискового оповещения. Я, конечно, хорошо подготовился еще на земле, но опыта и пробных попыток такого путешествия у меня не было, огромным шаром весом в 10 тонн я никогда в жизни не управлял, да и увидел-то его впервые только перед стартом. Подумал еще тогда: «Ничего себе махина!» И хотя я знал, что там внизу, на земле, мне будет помогать вся команда специалистов во главе с моим сыном Оскаром, руководителем Центра управления полета, в воздухе я буду совершенно один, как и во многих своих экспедициях, и мне никто там не поможет, если вдруг возникнут проблемы. Это очень тяжело, правда.

О старте

Итак, все необходимые процедуры были проделаны. Надо было уложиться в сезон, а сезон в Южном полушарии – это три зимних месяца: июнь, июль, август. И за это время могло появиться всего одно погодное окно – 12 часов безветрия, которое нужно использовать. Однако погодные условия не позволяли взлетать, и старт переносился несколько раз. И вот 12 июля в 7.33 утра по местному времени воздушный шар «Мортон» поднялся в воздух с аэродрома города Нортхэм в Западной Австралии. Почему мы запустились именно там? Конечно, удобнее взлетать из пустыни Сахары. Но в северном полушарии пришлось бы пересекать воздушное пространство Сирии, Афганистана, Пакистана, а у них и разрешение на полет получить сложно, и нет гарантии, что тебя не собьют даже при наличии виз и документов. А при старте в Австралии я полетел над океанами и мне пришлось пересекать территорию лишь семи стран: Австралию, Новую Зеландию, Чили, Аргентину, Уругвай, Бразилию и ЮАР. Кроме того, к востоку от городка Нортхэм нет крупных населенных пунктов, запретных зон, линий электропередач, а рядом начинается Большая пустыня Виктория — идеальная площадка для медленного и контролируемого разгона и подъема шара. Есть еще и символический момент: «Мортон» на языке поморов – это северный ветер. И вот он полетит в южном полушарии, чего в природе быть не может. Это воистину захватывающе!

По словам Дона Камерона, который не давал стопроцентной гарантии, что все будет гладко, взлет прошел идеально. А на аэродроме за сутки до этого события вовсю кипела работа по сбору оболочки, необходимого оборудования и наполнения шара гелием. В оболочку закачали 10 тысяч кубических метров этого солнечного газа. Шар устроен так, что днем он поднимался за счет расширения гелия от солнечной радиации, а ночью приходилось подогревать воздух в оболочке за счет горелок с пропаном. Для этого надо было ежедневно выбираться из кабины, чтобы переключать топливные шланги и очищать ото льда горелки, ведь я летел над облаками, а там очень холодно – ниже -40 градусов Цельсия, и низкое содержание кислорода в атмосфере.

Запуск воздушного шара – это зрелище удивительное и редкое, ракеты в космос стартуют чаще. Все, кто находился рядом, помогали нести оболочку весом в 2,5 тонны. Сам шар собирали как пазл, вручную, по оболочке ступали, сняв обувь, чтобы не повредить ее. На борту находился необходимый запас воды и сублимированных продуктов из расчета на 25 дней полета.

Волновался ли я перед стартом? Да, мои чувства перед полетом невозможно передать никакими словами!

О полете

Маршрут кругосветного перелета проходил над тремя континентами и тремя океанами: Австралия – Тасманово море – Новая Зеландия – Тихий океан – Южная Америка (Чили, Аргентина, Уругвай, Бразилия) – Атлантический океан – Африка (мыс Доброй Надежды) – Индийский океан и финишировал в Австралии. Средняя скорость перелета – 130 км в час. Максимальная – 245 километров. Над Австралией мне пришлось лететь почти трое суток, хотя запланировано было на сутки меньше. Это был напряженный отрезок полета, большой трафик движения самолетов, приходилось постоянно держать связь с диспетчерами и с наземной командой. А вот над океаном уже стало полегче, над моей головой всегда были звезды и солнце. Бушевал океан, айсберги, снег, дождь, но это все внизу, а я летел выше. По ночам для поддержания шара на нужной высоте я сжигал минимум один баллон с пропаном весом 150 килограммов. Шар становился легче, через несколько дней полета масса аэростата настолько потеряла в весе, что я мог подняться на небезопасную для меня высоту, где невозможно выжить даже в кислородной маске. На пятый день полета приходилось стравливать гелий (обычно это делается в первой половине дня, когда шар набирает высоту за счет нагрева гелия). При этом нужно постоянно наблюдать за горизонтом на востоке, мне нельзя было опускаться в грозовые тучи, условия там такие, что шар разорвало бы восходящими потоками воздуха. Все эти ошибки были в предыдущих полетах Стива Фоссета и других пилотов.

Однако даже если вовремя заметить опасные тучи, не всегда удается их перелететь. Высота кучевых облаков в океане достигает 12 километров, а мой потолок полета был в районе 10 километров. На половине пути пришлось несладко и мне, и команде: среди ночи я попал в кучевые облака, после которых на гондоле образовалась наледь в несколько сантиметров. Шар оказался в зоне турбулентности, видимость – нулевая. Мне пришлось сбросить полупустые баллоны с пропаном, чтобы шар поднялся на высоту 10 000 метров. Затем отказал клапан стравливания излишнего давления на баллоне с кислородом. Еще бы десять минут и рванул аварийный клапан, а это означает конец полета на высоте. Пришлось выскакивать на гондолу, стравливать давление и переходить на ручной режим. А потом вышла из строя горелка, чтобы не случился пожар, пришлось ее перекрыть, и шар обледенел. Так я и летел с сотнями килограммов льда в оболочке. Лишь позже благодаря команде с земли мне удалось освободить ото льда все горелки.

С каждым днем было и тяжелее, и холоднее. Последняя треть пути – самая сложная. Это была гроза над Индийским океаном, когда облака неслись со скоростью 100 км в час. Ночью горелки не могли нагреть гелий так, чтобы шар поднялся на высоту 12 км и перелетел бы их. Остановиться – это попасть в грозу, удар молнией в баллон привел бы к взрыву. У меня не работала печка, отказали приборы, чтобы не потерять связь, пришлось отогревать ручной спутниковый телефон за пазухой. Я шел по краю облаков, снижаться было нельзя. И меня тащило в Антарктиду. А там же полярная ночь, темно, -50 температура за бортом. Если бы понесло над Антарктидой, то топлива могло бы до финиша не хватить, а еще снежные облака, буря, три горелки задуло, и они мгновенно обледенели… Я тогда думал, что грехов у меня много, потому не в аду сгорю, а прямо сейчас. Всех предупредил, передал всем службам свои координаты и сообщил, что в любую секунду в шар может ударить разряд молнии. Подо мной не айсберги, а битый лед, не найти меня в случае падения. Австралийские спасатели сказали, что не успеют, им идти на судне в этот район минимум неделю. И тут, слава Богу, вдруг немного разошлись облака, и я через этот проход смог провести шар. Думал, что проскочил, а сын Оскар мне сообщил, что нет, на меня движется грозовой фронт. Но все обошлось. Я тогда думал не о себе, а о том, что в кабине у меня икона афонская Богоматери-путеводительницы, крест с мощами святых — не должны сгинуть такие сокровища… Так с Божьей помощью и долетел!

О встрече

Посадка была жесткой, при сильном ветре (6 метров в секунду). Мне не хватило светового дня, чтобы опускаться плавно, пришлось делать это весьма резко. Через час уже стемнело, а ночью совершить безопасную посадку на таком шаре невозможно. Утром я еще был над Индийским океаном, а в 16.30 уже приземлился в Западной Австралии. Шар долго не хотел останавливаться, то приземлялся, то снова взлетал. В оболочке находилось примерно пять тысяч кубических метров гелия, который невозможно быстро стравить. Тут помогали все местные жители, буквально колесами своих машин вставали на канаты-якоря гондолы. При заходе на посадку я до последнего работал с горелками, не успел пристегнуться, поэтому все удары прочувствовал, получил гематому на лице и сломал два ребра. Вылезти самостоятельно из гондолы у меня не было сил, сын помог. Ну и радости было при встрече! Без слез не обошлось, конечно, тоже. Здесь меня ждала жена Ирина с внуками. Как же я по всем соскучился! И по родным, и по Москве, и по куполам золотым. И хотя в полете я провел 11 дней, мне показалось, что прошли месяцы.

Именно вера помогла мне совершить невозможное, казалось бы, и самое опасное путешествие в своей жизни и установить при этом несколько мировых рекордов.

О рекордах

Прибор «Око», находившийся во время перелета в кабине и не пострадавший при приземлении, регулярно делал фотографии, записывал все параметры путешествия. После расшифровки его данных центр управления перелетом смог проанализировать все данные рекордной кругосветки и обозначить рекорды.

Главный рекорд – перелет вокруг земного шара на аэростате без посадки за 11 дней 4 часа и 20 минут. Предыдущий рекорд Стива Фоссета, которому я посвятил этот полет, был побит на двое суток. Второй рекорд – преодоление расстояния в 35 169 км. Третий рекорд или достижение, которое не записывается в книгу рекордов FAI, но имеет огромное значение – это кругосветный перелет на воздушном шаре в одиночку с первой попытки.

Не менее важен и тот факт, что воздушный шар прилетел обратно на тот же аэродром, с которого и начал свой полет. А самое главное, что я не подвел свою страну и тех, кто в меня верил.

О сложностях

Не будучи профессиональным спортсменом, я участвую в самых сложных и очень разных экспедициях и гонках и ставлю себе цель дойти до конца, а не прийти первым. При этом каждый раз выбираю маршруты на грани, а иногда и за гранью возможного и каждый раз обещаю себе, что это в последний раз, но вместо этого бросаю себе новые и новые вызовы. Помню, во время моего перехода по Тихому океану на весельной лодке было так трудно, что хотелось все бросить. Но потом подумал: вот Конюхов экспедицию бросит, а скажут, что это не Федор не смог, а Россия не смогла.

Да, лететь вокруг света было и опасно, и страшно, и тяжело, но и интересно. Я в свои годы получил большое удовольствие вести такую махину. Аэростат, наполненный гелием – это живой, одушевленный предмет. Было такое, что оболочка и гондола жили своей жизнью каждая: бултыхало, подбрасывало, как на качелях. Управлять таким огромным шаром было самым сложным в этом перелете, все время в напряжении. Предусмотреть все внештатные ситуации невозможно: могла быть ошибка изготовителя шара, выход из строя оборудования, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия.

Трудностей хватало: отсутствие сна, например, ведь через каждые полчаса приходилось выбираться из гондолы для переключения горелок, чистить их от наледи, следить за погодой, тучами, ветром, снегом, градом. Боролся со сном я так: брал в руки ложку и походную тарелку, и как только мои глаза закрывались, ложка со звоном падала на дно, от этого я мгновенно просыпался. Секунды такого «сна» хватало для восстановления. Этой технике старых монахов я научился еще перед своими одиночными кругосветками на лодке. Нельзя было засыпать еще и потому, что поднявшись уже на высоту 4000 метров, мне пришлось надеть кислородную маску, а из опыта своих походов в горы я помню, что спать в ней нельзя — можно не проснуться. Сон на высоте 8000 км – это полуобморок и означает он падение шара. А еще у меня замерзли все запасы еды и воды. Еду я выбросил в океан и держался на энергетических батончиках. С питьем поступал так: разрезал пластиковую бутылку, в которой находился лед, крошил лед в чайник и подогревал от осиновых горелок. И, конечно, было очень холодно, за бортом до -50, а внутри гондолы доходило до -25, когда печка отказала, кабина ведь не герметичная. Но я придумал, как построить новую систему отопления: тепло из горелок направил внутрь кабины, заодно и приборы отогрел, и сам немного оттаял. Порой было так холодно, что кислородные маски от дыхания тут же замерзали в камень, и я приспособился менять две маски между собой, нагревая одну на груди в куртке, пока дышал через другую.

Во внештатных ситуациях, которые были в полете, конструкторы не виноваты. Это был экспериментальный шар, никто не мог предусмотреть. На такой высоте и морозе человек может терять сознание. Для этого был прибор, который измеряет уровень кислорода. Но он постоянно пищал, и я его выключал, чтобы не мешал. Летел на пределе человеческих возможностей. Но ведь вернулся на землю живой и невредимый. Зато я видел Землю сверху, ее красивые закаты и восходы. Впервые радуга была не над, а подо мной! И я обязательно напишу об этом перелете книгу, в которой будет ответ, почему, несмотря на все сложности, я снова и снова путешествую.

О поддержке

Ни одно мое путешествие не было бы возможным без Божьей помощи и святых. И в этот раз я летал с Иконой Богоматери, с мощами и крестом, чтобы освятить нашу Землю. Своей поддержкой и любовью меня оберегали жена и дети, а сын Оскар Конюхов буквально вел меня по воздуху с земли, хотя до этого он ничего подобного не делал. Я безгранично благодарен им. А еще я говорю спасибо всей команде. Это и организатор перелета – президент ГК «Мортон» Александр Ручьев, и вице-президент Олег Колченко, и Артур Чилингаров — первый вице-президент Русского географического общества. В проекте, кроме России, принимали участие специалисты из 11 стран. Я очень этому рад, потому что раз поддерживают меня, значит, поддерживают и Россию в моем лице.

О планах

Несмотря на все сложности кругосветки, я находил возможность и силы в себе любоваться нашей прекрасной Землей, фотографировать прекрасные пейзажи. На основе этих материалов готовится несколько документальных фильмов. Теперь у меня в планах, года через два, полететь в стратосферу на высоту 25000 метров на тепловом аэростате, готовиться начну уже в сентябре. Для этого потребуется еще больший шар, а подходящие условия для старта есть только в Якутии, в карьере, где добывают алмазы. Этот полет приблизит меня еще к одной детской мечте – стать космонавтом, увидеть, как земля изгибается. А еще я собираюсь погрузиться в Марианскую впадину на глубину 11 020 метров, вместе со своим другом, полярником Артуром Чилингаровым. Для этого к 2021 году должный сконструировать батискаф на два пилота, аналогичный батискафу американского режиссера Джеймса Камерона, но не в США, а у нас, в Северодвинске.

Я слышал, что на Марс добровольцев набирают. Может, мне стоит записаться? Жаль, что в одну жизнь невозможно все вместить. И экспедиции мои готовятся долго и тщательно. В 2025 году думаем на яхте три оборота нон-стоп вокруг света сделать. Я задумываюсь иногда, что когда-то наступит момент, когда надо будет остановиться. Но пока у меня есть силы, буду реализовывать новые проекты и надеяться, что эти проекты будут вдохновлять и помогать молодым. Ведь никто пока не строит батискаф для погружения в Марианскую впадину Тихого океана. А если построят, то лет через сорок. Нет, я не могу остановиться, мне надо бегать, доказывать, договариваться. И вообще, я не знаю, что такое покой. Картины пишу, книги. Вот с женой купили гектар земли, посадили 300 яблонь, потом отпишем сад местному детскому дому. А еще у меня 380 скворечников – замаливаю грехи перед расстрелянными мной в детстве из рогатки воробьями.

В планах – построить музей современных путешественников в Москве. Надо рассказывать людям о первопроходцах. На земном шаре далеко не все открыли, поэтому путешественники будут всегда, и будут новые рекорды. Кстати, в этот музей мы поместим и шар «МОРТОН». А часы, которые меня оберегали в перелете, будут проданы на аукционе, средства от продажи пойдут на строительство часовни в Тульской области, в Заокском районе. Мы там на 70 гектарах создаем деревню Федора Конюхова, где будут и музей, и детская школа путешественников, и скалодром, и площадка для запусков воздушных шаров.

О себе

С детства я стремился путешествовать и открывать для себя все многообразие мира. В 15 лет в одиночку пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке.

Моя семья, моя жена помогают мне выживать в экстремальных ситуациях. Я слышу ее молитвы, чувствую любовь и просто не могу ее огорчить, поэтому я возвращаюсь домой целым и невредимым, победив себя и свои страхи. И хотя я путешествую в одиночку, я не чувствую себя одиноким. Одиночества на земном шаре не существует. И даже когда ни одной живой души рядом нет, все равно кто-то присутствует рядом. Помолишься и понимаешь, святой, которому ты молишься, пришел тебе на помощь.

О главном

Когда было совсем тяжело в перелете, я думал о том, что представляю свою страну – Россию. И если не справлюсь, будут говорить, что вот, русский не смог, упал. Своими путешествиями я представляю в мире Россию и несу уроки мужества молодому поколению. Да, было страшно, холодно, голодно и хотелось на землю. Но те чувства, которые я там испытал, не сравнить ни с чем. Как можно тратить свою жизнь на пьянство, курение, наркоманию? Мне так хочется, чтобы среди молодежи возродилась та романтика, которая была у нас в нашей юности. Ведь мы мечтали о городах на Луне, на Марсе. О погружении в Марианскую впадину мы с Чилингаровым думали еще с 1997 года, но ни один молодой человек за это время не пожелал присоединиться к нам. Нам так нужны молодые мечтатели! Мне ведь 65, а для погружения на батискафе надо два года посидеть за компьютером, чтобы диплом получить, а я английский плохо знаю. Но ничего, освою и это. Я не могу иначе. А вы – мечтайте и дерзайте! Я вот Землю за 11 дней облетел, такая она маленькая, а мы все стараемся ее разрушить войнами всеми способами. Зачем? Нам надо беречь планету – наш дом. Путешествуйте, покоряйте небо, океаны, горы – и вы поймете, как прекрасна Земля, созданная Богом, и как вы, ее дети, любимы им!»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.