Концерт утесова в одессе в 1946 г

Страница 3 из 3

Памятник человеку, который стал прототипом главного героя

В Одессе будет установлен памятник человеку, который стал прототипом главного героя нашумевшего российского сериала «Ликвидация» — начальника уголовного розыска Давида Гоцмана. Об этом во время визита в Одессу сообщил глава МВД Украины Юрий Луценко.

Скульптуру установят возле здания Главного регионального управления МВД на Еврейской, 12, уже в нынешнем году. Предполагается, что свое место она займет ко Дню милиции, который отмечается 20 декабря.

14-серийный телевизионный сериал «Ликвидация» режиссера Сергея Урсуляка повествует о работе одесского уголовного розыска в послевоенные годы. Роль Давида Гоцмана исполняет Владимир Машков. Считается, что этот запомнившийся зрителям образ очень «созвучен» с реальным человеком — Давидом Михайловичем Курляндом. Он приехал в Одессу в апреле 1944-го и через 4 года стал заместителем начальника УГРО. Как рассказал Юрий Луценко, в музее МВД имеются фотографии одесского розыскника, так что скульптурное изображение будет соответствовать оригиналу.

В одесском Музее милиции хранятся и воспоминания Давида Курлянда, написанные в конце восьмидесятых. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые «настоящий Гоцман» расследовал с 1935 по 1963 год, работая в Узбекистане, в Харькове и Одессе. Написаны они по-разному: где по-канцелярски сухо, а где по-одесски, с юмором. Дневник — кладезь сюжетов для новых детективов, одни заголовки дел уже привлекают внимание:
«Оборотень», «И оружие не помогло», «Случайное задержание», «Неудавшаяся гастроль», «Задача с одним неизвестным», «Засада», «Импортный макинтош», «Яшка китайчик»…

В те времена, о которых рассказывает сериал «Ликвидация», Одесса была в числе городов так называемого «особого списка». Это определение означает, что бандитизм здесь «зашкаливал», а согласно тогдашнему законодательству, к лицам, заподозренным в бандитизме, можно было применять любые меры военного времени — вплоть до расстрела на месте в случае оказания сопротивления.

«Тяжело было всем службам УВД в освобожденном городе, — так писал Курлянд о послевоенной Одессе. — Преступники активно действовали, особенно дезертиры, которые, как правило, были вооружены. Они совершали разбойные нападения, похищали государственное и личное имущество. Преступники нередко оказывали вооруженное сопротивление, во время которого мы потеряли несколько оперативных работников. Мы работали, не жалея своего здоровья. Память о тех, кто погиб в схватке с преступниками, навсегда останется в наших сердцах… Как и у других сотрудников, у меня были неприятности по службе и дисциплинарные взыскания, но это никак не отражалось на добросовестном выполнении мною обязанностей».

В основу фильма легли реальные события. Летом 1946 года по приказу Сталина маршал Георгий Жуков был снят с поста Главнокомандующего Сухопутными войсками и отправлен на Украину командовать Одесским военным округом. В Одессе он с ходу взялся за наведение порядка.

Было проведено несколько громких операций. Одна из них, под названием «Маскарад», и легла в основу сценария.
— Приехал Жуков 4 июня 1946 года. Я его встречал на железнодорожном вокзале в качестве помощника военного коменданта станции «Одесса-главная». Жуков выглядел угрюмым, но статным и полным достоинства, — вспоминает одессит Евгений Горелюк, ныне спортивный журналист. — Сначала он поехал на Пролетарский бульвар (сейчас Французский бульвар. — Прим. ред.), где проживал, а потом в штаб военного округа на улице Островидова. А позже Жуков жил на улице Дворянской…

Режиссер Сергей Урсуляк не раз говорил, что все действия героев в «Ликвидации» выдуманы от начала до конца. Исключение — приезд маршала Жукова в Одессу и операция военной контрразведки по уничтожению бандитов. Действительно, в реальных воспоминаниях Давида Курлянда о событиях в Одессе в 1946-1948 годах нет практически ничего общего со сценарием «Ликвидации» — ни уголовных дел, показанных в фильме, ни людей, похожих на киногероев.

«Не принимать всерьез» историческую сторону сериала настоятельно рекомендует и известный одесский краевед Олег Губарь:
— Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких «лесных братьев», с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик, потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на Юге Украины? Возможно, строительные леса возле оперного театра имелись в виду? Конечно, не происходило и ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утесова. Понимаете, даже не стоит об этом говорить, это же не документальное кино…
— Маршал Жуков действительно командовал Одесским военным округом. И секретная операция по «зачистке» Одессы от бандитов по его инициативе была проведена на самом деле, — говорит автор двухтомного романа «Ликвидация», написанного по мотивам сценария Алексея Пояркова Вячеслав Бондаренко. — Все остальное — вымысел, но вымысел очень правдоподобный — его сопровождают реальные исторические детали. Герои романа и фильма ходят по настоящим одесским улицам, ездят в трамваях и автомобилях, которые были в Одессе тех лет, болеют за настоящие футбольные команды, у них именно такие татуировки, какие носили в то время…

Сразу после выхода «Ликвидации» знатоки Одессы, всласть поругав все то, что одесситы могут поругать в «одесском фильме», снятом москвичами (а «ляпов» в нем действительно хватает!), выдвинули сразу несколько версий относительно того, кто именно может считаться прототипом Давида Гоцмана. Назывались имена Артема Кузьменко, заместителя начальника управления НКВД по Одесской области, оперативника Франка, сотрудника специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкеля Флига, Виктора Павлова, который с 1944 года возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом…
— Никто из съемочной группы «Ликвидации» не интересовался воспоминаниями опера Давида Курлянда, — утверждает Василий Давиденко, директор народного Музея истории органов внутренних дел Одесской области. — Ни Машков, ни Урсуляк их не читали. Да и вряд ли они вообще знали о существовании Курлянда. Ведь то, что герой фильма Гоцман на него внешне похож, выяснилось только сейчас. По всей видимости, это случайное совпадение. А что до совпадения имен… так Давидов тогда в Одессе много было…

Тем не менее, сам Василий Давиденко в Гоцмане видит именно Давида Курлянда, с которым был знаком лично. Вспоминает, что Давид Михайлович много занимался милицейским музеем, экспонатами, тщательно собирал документы. Говорит, что Курлянд был на хорошем счету у коллег и начальства. Быстро принимал решения, умел попадать в цель. Но самое главное — был трудоголиком и обладал неимоверным сыщицким нюхом…

Родился Давид Курлянд в 1913 году, был младшим в семье, в начале двадцатых жил в детдоме (мать была не в силах прокормить троих детей). В УГРО пришел в 30 лет. Был женат. С женой и двумя детьми — сыном и дочерью — жил в коммунальной квартире в центре Одессы, на Соборной площади. Умер полтора десятка лет тому назад. Таковы скупые строчки биографии из личного дела…
— В 1946 году Курлянд работал начальником отдела уголовного розыска, потом его перевели на должность заместителя начальника УГРО, — вспоминал в интервью газете «Добрый вечер» ветеран милиции Владимир Олейниченко. — Был он человеком скромным, серьезным, культурным, непьющим и не позволял себе лишних эмоций. С ним легко было общаться. Помню смешной случай, когда нам пришлось говорить со Сталиным. Мы сидели в обеденный перерыв у начальника облуправления НКВД генерал-майора Юхимовича. Зазвонил телефон. Курлянд сказал: «Ну какой дурак звонит в обеденный перерыв!». Я взял трубку, оказалось — говорит Василий Сталин, он тогда был командующим воздушной армии, попросил найти одну одесситку, которая пропала во время оккупации Одессы… С 1958 года Давид Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. В 1963 году был уволен в запас. Однако он ушел с обидой. Однажды позвонил Курлянду тогдашний начальник управления городской милиции и спросил: «Вы знаете, что ограбили Сбербанк?». Курлянд еще не владел информацией, и тогда ему грубо заявили: «Зачем вы тогда там сидите?». После этого он и положил заявление на стол.
С его уходом милиция многое потеряла…

Наверное, споры о том, кто из реальных исторических персонажей «больше похож» на Гоцмана, будут еще продолжаться. Так же, как и дискуссии на тему, насколько точно создатели сериала воплотили в своей работе Одессу (или свое представление о ней). Съемки сериала проходили в обычных одесских дворах, жилых квартирах и подъездах. Натуру и «гримировать» особой нужды не было: сегодняшние улицы Молдаванки или Слободки вполне сошли за «сразу после войны». А вот российским актерам для пущей убедительности пришлось брать уроки «одесского языка» (сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в Одессе, специально ездил в общественном транспорте, консультировался с собирателями местного фольклора). Бывший киевлянин Сергей Маковецкий, сыгравший в «Ликвидации» роль экс-щипача Фимы, обращался за советом к своей жене — она родом из Одессы. Через месяц съемок с одесским акцентом заговорила вся киногруппа. «Кошмар! Когда мы вернемся домой, нам придется вновь учиться говорить по-московски», — ужасался режиссер Сергей Урсуляк, а Владимир Машков признался, что долго потом отучался «шокать». О своей работе над ролью Гоцмана он рассказал «Комсомольской правде»:
— Владимир, заполучить вас в кинофильм не так-то просто, чего уж говорить о сериале, пусть даже его снимает и очень хороший режиссер. Как вас удалось уговорить на эту роль?
— Во-первых, вы правы, режиссер замечательный! Я снимался в картине Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы», где сыграл небольшую роль, но этот открытый светлый фильм меня просто покорил. Так что поработать с таким режиссером еще раз — большая удача. Кроме того, я не отношусь к «Ликвидации» как к сериалу. Сценарий у этой истории уж больно хороший. А от хороших сценариев не отказываются.
— Очень многие сравнивают «Ликвидацию» с любимой нашим зрителем картиной «Место встречи изменить нельзя». А у вас не возникло такого дежавю, когда вам предложили эту роль?
— «Место встречи…» — фильм, на котором я вырос, и буду продолжать жить. На мой взгляд, это одна из самых блистательных картин. И если между «Ликвидацией» и фильмом Говорухина есть что-то схожее — это прекрасно. Тем не менее, колорит у этих картин все-таки разный.

— На семь месяцев съемок вы погрузились в послевоенную разруху Одессы. Как вам жилось в том времени?
— Замечательно! Я получил много новых эмоций, потому что на площадке работало только одних актеров 120 человек. Это был мощный обмен опытом. Мы снимали по 15-16 часов в день, и я настолько погрузился в эту историю, что буквально зажил той жизнью. Кроме того, в Одессе у меня живут друзья, и свободное время мы проводили вместе. Они мне показали город. Мы катались на лодке, загорали, просто гуляли. Одесситы нас очень поддерживали: и подкармливали, и утепляли, когда нужно, и давали кров во время дождя. Хотя они сами говорят: «Ушел, ушел дух Одессы», — но по моим ощущениям, он остался…

А герои «Ликвидации» тем временем уже «пошли в народ». В одном из телевизионных интервью телекомпании «РИАК» народный депутат Сергей Гриневецкий рассказал, что в пору недавней смены одесских губернаторов ему поступило предложение из столицы — вернуться в кресло главы облгосадминистрации. Его тогда спросили: «Каких полномочий хотелось бы?». Гриневецкий ответил, что его вполне устроили бы «полномочия маршала Жукова и — два Гоцмана рядом». Но, кажется, на том конце провода его не очень-то поняли…

Елена ЛИТВАК, газета «Тиква»

Первая123

Как Жуков с одесскими уголовниками боролся

Жуков Георгий Константинович

Многие знают, что в послевоенной Одессе проводилась операция по ликвидации преступности. Операция носила кодовое название – «Маскарад». Но подлинные ее масштабы, участие Жукова, а главное – эффективность и результаты, сегодня вызывают у историков сомнения. Многие авторитетные исследователи делают вывод, что скорее всего она проходила больше на бумаге в виде мифических отчетов, чем в действительности.

Существует мнение, что маршал Жуков пострадал за то, что любил приписывать себе больше побед, чем одержал на самом деле. Расследование утверждает, что автором легенды был сам Жуков.

В марте 1946 года Жуков был назначен Главнокомандующим сухопутными войсками. Почти сразу после назначения Жукова обвинили в присвоении трофеев и преувеличении своих заслуг в деле разгрома Гитлера, с личной формулировкой И. Сталина «присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения».

Летом 1946 года состоялось заседание Главного Военного Совета, на котором разбиралось дело маршала Жукова по материалам допроса Главного маршала авиации А. А. Новикова, арестованного органами госбезопасности. В июне 1946 было начато расследование по так называемому «трофейному делу».

Материалы расследования свидетельствовали о том, что Жуковым из Германии было вывезено значительное количеств мебели, произведений искусства и другого трофейного имущества в своё личное пользование. Так, у Жукова было изъято 17 золотых часов и 3, украшенных драгоценными камнями, 15 золотых кулонов, свыше 4000 метров ткани, 323 меховых шкурки, 44 ковра и гобелена, 55 картин, 55 ящиков посуды, 20 охотничьих ружей и т. д. Имущество было вывезено из дворцов Германии.

Жуков писал по этому поводу в объяснительной записке на имя секретаря ЦК ВКП (б) Жданова: «…Я признаю себя очень виновным в том, что не сдал всё это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно. Я даю крепкую клятву большевика — не допускать подобных ошибок и глупостей. Я уверен, что я ещё нужен буду Родине, великому вождю т. Сталину и партии».

Жуков был снят должности Главкома сухопутных войск и, согласно решению Военного Совета, назначен Командующим войсками Одесского округа.

Советские солдаты в освобожденной Одессе

Маршал приехал в Одессу в начале лета 1946 года. Для Жукова назначение на должность командующего округом было равноценно ссылке. Одесса помнит маршала. До сих пор не смолкают разговоры о том, как Жуков боролся с одесской преступностью.

«Думаю, Жуков сначала даже не знал, куда он попал. В Одессе все друг друга знают, всегда был определенный слой людей, которые держали руку на пульсе, контролировали все городские структуры сверху донизу. Можно было позвонить и сказать: «Моня, в чем дело? Давайте выпустим этого товарища». И его мгновенно выпускали», – рассказывает одесский историк и писатель Виктор Савченко.

«Хотя статистика, которая представлялась в обком партии со стороны милиции, была явно занижена, все равно уголовному розыску приходилось нелегко. Подчас за ночь совершалось до 70 ограблений. А всего в уголовном розыске работало 80 человек. Поэтому, когда приехал маршал Жуков, партийные органы обратились к нему с просьбой помочь в ликвидации преступности, – говорит режиссер Максим Файтельберг.

Маршал Жуков Г.К.

Какова была доля его, как руководителя, в разгроме криминала, и как все это происходило на самом деле, не знает никто. Проблема преступности 30-х – 40-х годов до сих пор остается тайной — одна из тщательно охраняемых государственных тайн.

Никакой информации о сводках и действиях маршала Жукова в «одесский» период нет даже в архивах КГБ. Одним словом, «борьба Жукова с одесскими ворами» не имеет ни единого документального подтверждения. Скорее всего эта история – всего лишь один из послевоенных мифов, который разносили по стране, разъезжавшиеся по домам фронтовики.

Киногруппа под руководством Максима Файтельберга занялась исследованием этой темы, чтобы снять документальный фильм об операции, которой руководил Жуков. Они изучали вопросы одесской послевоенной преступности, как отдельного явления, и фиксировали все этапы своего исследования на кинопленку.

Документалисты столкнулись с проблемой засекреченности: все официальные обращения и в государственные архивы, и в ФСБ не дали никаких результатов. Тогда авторы фильма решили самостоятельно выяснить, что же происходило в городе в то время. Из документов, содержащихся в рассекреченной «Особой» папке Сталина, видно, что в 1946 году по всей стране было зафиксировано более 500 тысяч преступлений. Одесса в этих сводках никак не выделялась.

Однако легенда о ликвидации возникла не на пустом месте. Когда в 1946 году в Одессу прибыл маршал Жуков, молва тут же разнесла вполне логичный слух: если в город прислали самого маршала Победы, значит, дела здесь из рук вон плохи.

Действительно, война и послевоенная разруха спровоцировали в Одессе всплеск преступности. По словам одесского старожила, фронтовика, полковника в отставке Исая Бондарева, «это был период своего рода НЭПа, когда вся жизнь сосредоточилась на «Привозе», в коммерческих магазинах. Но эти магазины были доступны далеко не каждому одесситу. Для обычных рабочих булка хлеба стоила на рынке 100 рублей – это месячная заработная плата». Поэтому ночью город принадлежал вооруженным бандитам и грабителям.

По словам Михаила Ильченко, участника Парада Победы, персонального водителя Сталина, «как только сгущались сумерки, начинались грабежи. Люди уже не выходили на улицы. Одесса вымирала». Запуганные одесситы мечтали о герое, который взял бы на себя ответственность, переступил закон и разом, как в послереволюционные 20-е годы, перестрелял всех бандитов. Этим героем мог стать только маршал Жуков, который прибыл из Москвы по приказу Сталина.

Жуков Г.К. с офицерами

Жуков был в первую очередь человеком военным и привык действовать решительно, поэтому народная молва именно ему приписала заслуги одесских органов уголовного сыска в борьбе с послевоенным бандитизмом. Якобы Жуков личным приказом чуть ли не дал право расстреливать любого подозрительного человека на месте. Такого приказа, однако, нет ни в одном архиве. И быть не могло.

Опальный маршал в письме самому Сталину писал: » На заседании высшего военного совета я дал Вам слово в кратчайший срок устранить допущенные мною ошибки, и я свое слово выполняю. Работаю в округе много и с большим желанием. Прошу Вас, товарищ Сталин, оказать мне полное доверие, я Ваше доверие оправдаю».

Сомнительно, чтобы после такого письма Жуков распорядился проводить «зачистку» среди населения Одессы по одному только подозрению в причастности к бандитским шайкам. Действовали оперативники Одессы в соответствии с УК.

Были, конечно, и «перегибы на местах», но они были оттого, что в милицию пришли люди с фронтовым опытом, во время задержания бандитских групп они не рефлексировали, а действовали, стреляли на поражение. Исай Бондарев вспоминал, что военные помогали правоохранительным органам Одессы в обысках, задержаниях, сопровождении задержанных. Это было в порядке вещей.

Ситуация с преступностью в городе была критической, поэтому и меры (прежде всего административного характера) требовались неординарные. Иными словами, «на честном слове» с бандитами маршал договариваться не желал. Жуковым была инициирована операция «Маскарад». Для поимки преступников сотрудники переодевались в гражданскую одежду и использовали прием «ловли на живца», на месте расправляясь с бандитами.

Впрочем, совсем без влияния Жукова здесь все-таки не обошлось. После войны в города стали возвращаться фронтовики. У многих из них, у тех кто ушел воевать прямо со школьной скамьи, не были ни семьи, ни гражданской профессии. Люди с трудом возращались к мирной жизни, отсюда и злоупотребления властью, понимание «права оружия и погон». Важно, что эти процессы происходили не только в Одессе, но именно события, происходившие в Одесском военном округе привлекли наибольшее внимание.

Маршал Жуков

Сказалась и активность местного населения. Видя беззаконие, одесситы не молчали, даже на избирательных бюллетенях они просили навести порядок и разобраться как с уголовным элементом, так и теми, кто, прикрываясь погонами и военным опытом, не дает городу спокойно спать.

Влиянием на военных по большему счету и определяется роль Жукова в Одессе. Ему удалось взять ситуацию под контроль, наладить сотрудничество между военными и правоохранительными органами. Его слово много значило.

И тут, по мнению сторонников операции «Маскарад», начались характерные для маршала Жукова «перегибы». Возможно, им руководило желание выслужиться перед Сталиным, который отправил его в ссылку.

«Как только, переодетые в гражданское офицеры Жукова замечали подозрительного, даже который просто подходил, чтобы попросить прикурить, они тут же открывали стрельбу на поражение. Им не нужны были аресты, они просто стреляли в людей, пока не отстреляли несколько сот человек за пару месяцев», – вспоминает Виктор Савченко.

Вот таков результат «блестящей» жуковской операции. К осени 1947 года Одесса была очищена от преступников.

Напоминаем, такова всего лишь одна из точек зрения и легенда, одним из авторов которой, похоже, был сам маршал Жуков.

21 февраля 1947 года в Москве открылся пленум ЦК ВКП (б). На первом же заседании Жукова вывели из состава Центрального комитета партии. В тот же день он пишет письмо Сталину с просьбой принять и выслушать. Сталин не отвечает. Жуков пишет еще одно письмо. Кается в ошибках, главная из которых, по словам самого маршала, – переоценка своей роли в боевых операциях и потеря чувства большевистской скромности.

Сталин и Жуков на трибуне Мавзолея

На самом деле, правда до сих пор неизвестна. Бывший начальник политуправления МВД СССР генерал Зазулин утверждает, что уже на склоне дней Георгий Константинович не раз с гордостью рассказывал, как, будучи в Одессе, за одну ночь убрал всех главарей преступных групп, расхитителей и воров. Но о «маскараде» с расстрелами на месте маршал ни разу не упоминал нигде. Так же, как и в своих знаменитых мемуарах.

Маршал Жуков

А вот что говорит отставной полковник милиции Исай Бондарев, который в 1946 году был направлен в военную комендатуру Одессы: «В комендантской роте никаких указаний маршала Жукова, чтобы расстреливать бандитов на месте, не было и не могло быть. Мы действительно сотрудничали с работниками милиции, проводили повальные обыски, много обследовали чердаков, подвалов, где оккупанты оставили оружие. Были на выездах в Одессе, проверяли входящий и выходящий транспорт и, конечно, вместе патрулировали».

Через несколько месяцев Исая Григорьевича перевели на работу в местную милицию. Его участок располагался в районе вокзала и был насыщен воровскими малинами. Информация о том, что в городе кто-то уничтожает преступников, сюда непременно бы докатилась. Многочисленные бандитские трупы ведь не скроешь.

«По-моему, это выдумка, – говорит Бондарев. – Я ничего такого не слышал, не видел и не знал, и разговоров тогда таких не было, потому что как бы там ни было, а какие-то отрывки разговоров и таких действий доходили бы до нас, работников милиции.

С другой стороны, маршал Жуков все-таки мог участвовать в наведении порядка в Одессе. Вот по какой причине. Почти половина всех вооруженных грабежей, убийств и пьяных выходок со стрельбой в первые послевоенные годы приходилась на долю молодых фронтовиков и военнослужащих. Вчерашние фронтовики чувствовали себя героями-победителями, проливавшими за страну кровь.

Они вправе были рассчитывать на благодарность. Но разрушенная, нищая страна не в состоянии была дать им то, что они заслужили. Особенно тяжело приходилось тем, кто ушел на войну со школьной скамьи. У них не было ни семьи, ни образования, ни профессии. Зато было привезенное с фронта оружие и умение убивать. Нежелание подчиняться гражданским законам и плохое снабжение делали людей в погонах чуть ли не самой криминализированной средой в те годы.

И Одесский военный округ не был исключением. Из докладной записки начальнику милиции Одессы и первому секретарю Ленинского райкома партии Одессы: «…прошу воздействовать на командиров частей, допускающих безобразие и уголовные преступления со стороны военнослужащих, так как это приняло уже массовый характер. Начальник 5 отдела милиции г. Одессы».

Подобные донесения с требованием воздействовать на военных поступают из всех одесских райотделов. Так что у руководства города были все основания обратиться к командующему округом маршалу Жукову.

В 1946 году от измученного преступниками населения во все инстанции идут гневные письма. Даже в избирательных бюллетенях люди пишут: «Требуем навести порядок. Доколе мы будем жить в страхе перед уголовниками». И снова, как в 30-е годы, издаются Указы, ужесточающие наказание. Органам МВД дано право решать судьбу задержанных, минуя суд. Улицы городов патрулируют вооруженные отряды.

«В правоохранительные структуры пришли фронтовики. Если речь шла о задержании какой-нибудь криминальной группы, то сначала стреляли, а потом говорили: «Стой, кто идет». Для этого не надо было никакого Жукова. Да и не его это, не маршальское дело гонятся за преступниками. Он и так велик сам по себе, – рассказывает военный историк Николай Барбашин.

С другой стороны, считается, что именно благодаря этим событиям в начале 70-х годов министр внутренних дел СССР Щелоков наградил Жукова знаком «Заслуженный работник МВД СССР».

Щелоков Н.А. и Жуков Г.К

Эффективная служба Жукова в Одесском военном округе, однако не смогла его окончательно «обелить». 20 января 1948 года Политбюро также обвинило маршала в присвоении трофейных ценностей. Вышло постановление об отправке Жукова в Уральский военный округ.

Осенью 1947 года в стране собрали новый урожай зерновых, и люди перестали умирать с голода. К 1948 году отменили карточки. Вскоре снизились и цены на продукты. Вчерашние фронтовики адаптировались к мирной жизни. Сыграли тут свою роль и жесткие милицейские меры. Как бы там ни было, ситуация в стране стабилизировалась. Одесса не была исключением. Но город упорно продолжал связывать улучшение обстановки с одним именем: с Жуковым.

Тем временем Сталин решил нанести окончательный удар по авторитету прославленного маршала. К тому же два года ссылки в Одессе, с точки зрения вождя, были недостаточным наказанием за гордыню. 20 января 1948 года Политбюро обвиняет Жукова в присвоении трофейных ценностей. В постановлении сказано: «Жуков заслуживает исключения из партии и придания суду. В качестве наказания направить командовать более мелким военным округом». Так маршал Победы оказался в уральском изгнании.

Маршал Жуков

Таким образом, скорее всего, фильм «Ликвидация» основан на легенде. Как «Робин Гуд» или «Тиль Уленшпигель».

В Одессе на доме, в котором жил Жуков, была установлена мемориальная доска:

Мемориальная доска на доме, в котором жил Жуков (Одесса)

В 2016 году она была разбита. Но это уже другая история.

Метки: Одесские легенды

УТЕСОВ ЛЕОНИД ОСИПОВИЧ

Настоящее имя – Лазарь Иосифович Вайсбейн

(род. в 1895 г. – ум. в 1982 г.)

Легенда советской эстрады, певец, актер театра и кино, дирижер. Организовал и возглавил первый театрализованный джаз («Теа-джаз», 1929 г.), ставший впоследствии Государственным эстрадным оркестром РСФСР. Первый артист эстрады, удостоенный звания народного артиста СССР (1965 г.). Автор книг «Записки актера» (1939 г.), «С песней по жизни» (1961 г.) и «Спасибо, сердце!» (1976 г.).

Однажды Н. Богословский сказал: «Как правило, педагоги, умудренные жизненным опытом, влюблены в одну дидактическую истину: для того чтобы достигнуть вершины в области искусства, надо беспрестанно работать и совершенствовать свое мастерство. Я убежден, что эта истина непреложна. Но откуда же тогда взялся Утесов, которому, судя по тому, что он умеет делать в совершенстве, понадобилось бы лет двести для упорной работы над собой?» Вопрос явно риторический. Конечно, из колоритной, насмешливой, пропахшей рыбой и солеными черноморскими ветрами Одессы. Юмористическую, комическую, ироническую атмосферу этого города никто не разгадал до конца, если не считать одесский дух И. Бабеля и нашего современника Михаила Жванецкого.

«Я родился в Одессе. Вы думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается. Для этого надо, чтобы родители хотя бы за день до вашего рождения попали в этот город. Мои – всю жизнь там прожили». Портовый маклер Иосиф Калманович Вайсбейн и его жена Малка Моисеевна жили недалеко от знаменитой Молдаванки, в Треугольном переулке, д. 11 (сейчас носит имя Утесова). У них уже было трое детей, когда 9 (21) марта 1895 года семья пополнилась близнецами. Девочку назвали Полиной, мальчика– Лазарем, близкие звали его Ледя. «Я считаю, что родился 22 марта, энциклопедия считает, что 21-го. Она энциклопедия, и ей видней», – философствовал впоследствии маэстро. (Не учли энциклопедисты, что к датам XIX века надо добавлять число 12, а не 13.)

До десяти лет он мечтал быть пожарным, потом, как любой одесский мальчишка, – моряком. Однако больше всего Лазарь обожал военный оркестр Давингофа, играющий вальсы, и, конечно, скрипку. На одном этаже с Вайсбейнами жил скрипач Гершберг, и трехлетний Ледя слушал его игру… лежа у его дверей.

Отец хотел видеть сына доктором или присяжным поверенным, но против частных уроков на скрипке не возражал, хоть и не считал это серьезным занятием. Ледя был принят в престижное частное коммерческое училище Генриха Файгаи и прославился там умением смешить, особенно на уроке Закона Божьего. А еще он постоянно пел на берегу моря, и прибой аккомпанировал ему. Когда он стал знаменитым, то говорил, что шелест волн всегда звучит в его песнях. Увлекался мальчишка и популярными в то время кулачными боями, занимался французской борьбой. А однажды (в 1910 г.) применил полученные навыки, устроив с друзьями «темную» учителю Закона Божьего. Естественно, его выгнали из шестого класса училища, которое как раз и славилось тем, что из него никогда никого не исключали. По этому поводу Утесов впоследствии говорил о своем образовании: «У меня незаконченное низшее…» или «Образование высшее без среднего».

В свои 15 лет Лазарь не очень переживал по этому поводу и целыми днями слонялся около бродячего цирка Бороданова, в котором вскоре стал выступать на кольцах и трапеции. Родители, пытаясь наставить сына на путь истинный, отправили его в Херсон к родному брату отца. Но торговать скобяными товарами ему не очень-то хотелось. Поэтому вместе с цирком он отправился на гастроли по городам Малороссии, но в Тульчине заболел воспалением легких, отстал от цирка и чуть было не женился на дочери местных музыкантов Кольба Анне, которая впоследствии стала популярной исполнительницей цыганских романсов. Но о создании семьи Леде было думать рановато. Это он в цирке числился 20-летним, а на самом деле ему было только 16.

Вернувшегося домой Лазаря пригласил в свой комедийно-фарсовый театр Василий Скавронский, который и предложил ему взять псевдоним. И тот решил придумать такую фамилию, которой никогда еще ни у кого не было. Все его мысли вертелись около «возвышенности»: скала, гора, холм. «Что же есть еще на земле выдающееся, мучительно размышлял я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной. Боже мой, подумал я. Утесы, есть же еще утесы!» Так в 1912 году появился Леонид Утесов. Он играл в Большом и Малом Ришельевских театрах (1913 г.), в Херсонском театре миниатюр, в передвижном театре миниатюр «Мозаика» (1914 г.), исколесил пол-Украины. На гастролях в Александровске (теперь Запорожье) в труппу поступила новая актриса, миниатюрная, черноволосая. Это была Елена Ленская (Елена Осиповна Голдина). После первой же репетиции Утесов пригласил ее в ресторан, потом к себе домой, чтобы укрыться от дождя, пообещав помочь с поисками квартиры. «Она вошла в мою комнату и больше из нее не вышла, – вспоминал он. – Как будто бы дождь шел сорок девять лет. Она стала моей женой». В момент встречи ей был 21 год. Ему – только восемнадцать. Они любили друг друга, любили театр, и готовы были ехать на край света, но пришла война, театры закрывались один за другим. Утесов с трудом устроился в родной Одессе, но не мог выписать к себе жену, которая ждала ребенка. Он с трудом уговорил какого-то раввина повенчать их, и вскоре у них родилась дочь Эдит. Их семья жила на три копейки его солдатского жалованья и радовалась, что молодого отца хоть на фронт не забрали.

Пережив на Украине Гражданскую войну, Утесовы перебрались сначала в Москву, а потом в Петроград. В 1917 году Леонид занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и тогда же организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж». В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова в роли адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт – борец за свободу», в 1923 году вышел фильм с его участием «Торговый дом “Антанта и К°”», а два года спустя он снялся еще в двух фильмах «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие», причем в первом играл мошенника, а во втором создал драматический образ бывшего красноармейца.

Но Утесов не соблазнился «на переход в великое немое искусство. Вы же понимаете, что превратить меня в немого трудно – легче в покойника». На протяжении десяти лет он играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (Рига). Иногда он за вечер участвовал в двух-трех спектаклях и исполнял десяток ролей, надевая маски или только меняя с помощью деталей форму носа, ушей, головы, Утесов тотчас же начинал соответствовать этому новому облику, соответствовать манерой, акцентом речи, глазами, голосом, осанкой, движениями рук и ног. Он делал все так интересно, что зритель по одной его походке понимал, отчего герой хромает – от увечья, болезни или возраста. Утесов вошел в театр легко, но постепенно к нему пришло понимание ответственности, стремление в каждом выступлении быть лучше себя предыдущего. Он не пропускал ни одной репетиции, знал все роли во всех спектаклях труппы и был готов заменить любого актера.

Его дарование было синтетическим, что он с оглушительным успехом продемонстрировал в программе «От трагедии до трапеции». Если бы в 1923 году существовала Книга рекордов Гиннесса, то это шестичасовое действо в Палас-театре было бы обязательно внесено в нее. Утесов продемонстрировал свой драматический талант в роли Раскольникова, был остроумным и смешным Менелаем в оперетте Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Затем следовал скетч «Американская дуэль», а после него дивертисмент, где он исполнял куплеты, читал комические рассказы, в качестве скрипача принимал участие в концертном трио, исполнял эксцентрические, характерные комические и бальные танцы, опереточные дуэты из «Пупсика» и «Сильвы», пел романсы и пародии, аккомпанируя себе на гитаре. Кроме того, им были исполнены цирковые номера. Утесов был клоуном, акробатом, жонглером и музыкальным эксцентриком, а также дирижировал комическим хором. Под конец вечера как напоминание о своих успехах в цирке он исполнял номер на трапеции и, конечно, без устали смешил публику юмористическими куплетами. От номера к номеру менялись партнеры, и только Леонид Осипович «стоял, как утес».

Особое место в творческой биографии Утесова того периода занимало исполнение куплетов. Именно в этом очень популярном жанре он приобрел славу одного из лучших исполнителей. Но в 1923 году репертуарный комитет категорически запретил «акцентированное исполнение куплетов», и начались гонения. Как отмечают специалисты, это был первый в истории советского искусства случай законодательного уничтожения целого творческого направления. Благодаря многогранности своего таланта Утесов уцелел тогда на сцене, но как было жалко отказываться от таких номеров, окрашенных сочным еврейским юмором. А вскоре его незаурядные дарования раскрылись в джазе. Энтузиазм, напор, ощущение неиссякаемых сил, уверенность в себе, жажда самовыражения, творческая жадность – все это, соединенное в одном человеке, нашло отражение в невиданном доселе эксперименте – в «Теа-джазе» («театральный джаз») Утесова. Фактически был создан новый жанр эстрады, в котором стиль джаза был соединен с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Музыканты-инструменталисты недолго сопротивлялись могучему обаянию руководителя и превратились в актеров, а в их коллективе песня, танец, пантомима, декламация, эксцентрика и лирика сплавились воедино.

Дебютировал театрализованный джаз Утесова с программой «Теа-джаз» 8 марта 1928 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде. Успех был ошеломляющий. Сам Утесов считал, что именно в тот день он «схватил Бога за бороду». Джаз Утесова стал своеобразным музыкальным театром миниатюр, он был ближе к театральным явлениям века, нежели к «эстрадно-симфоническим оркестрам». В первые годы работы Леонида Осиповича с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Начинал он с «С одесского кичмана», но в его исполнении песни такого типа («Лимончики», «Гоп со смыком», «Подруженьки», «Мурка») приобрели ироническую интонацию и снимали воровскую романтику. Но вскоре и это запретили, однако на концертах в Кремле по личной просьбе Сталина Утесов неизменно несколько раз исполнял «С одесского кичмана». Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 г.) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, – Русской, Украинской, Еврейской и Советской. «Если у американского джаза негритянский фольклор, – говорил Утесов, – то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?»

В 1932 году в репертуаре коллектива появляется настоящая пьеса «Музыкальный магазин», представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. Мало кому известно, что «Веселые ребята» родились непосредственно из спектакля, где главным героем был Костя Потехин в исполнении Утесова, и песни И. Дунаевского «Сердце, тебе не хочется покоя», и «Марш веселых ребят» – легкокрылая формула жизни молодого поколения. Успех этого веселого музыкального жизнеутверждающего фильма, в котором главные роли сыграли Утесов и Любовь Орлова, превзошел все ожидания. Он получил самую высокую оценку не только в Союзе, но и на Западе (премия Венецианского МК, 1934 г.). Только вот в восторженных статьях на родине упоминали всех – режиссера, сценаристов, поэта, композитора, исполнителей даже второстепенных ролей, но только не Утесова. Леонид Осипович очень не вовремя пошутил, а «добрые люди» донесли кому надо, что артист «хотел на автомобильной камере Черное море переплыть, удрать в Турцию». Поэтому, когда отмечали заслуги создателей «Веселых ребят», Г. Александрова наградили орденом Трудового Красного Знамени, Л. Орлова получила звание заслуженной артистки, а Леониду Утесову подарили… фотоаппарат. Но если учесть, что при многолетнем всенародном признании звание народного артиста СССР Утесову присвоили лишь в 70 лет, то в этом нет ничего удивительного: и так он стал первым артистом эстрады, получившим такое высокое звание. Но главное – успех фильма создал Утесову подлинно всенародную популярность. В те годы не было эстрадного коллектива, имеющего такую известность, как утесовский, с которым он проработал около 40 лет.

Всем известно, что петь Утесов начал едва ли не с первых выходов на сцену, но именно после «Веселых ребят» в его джазе началось становление синтеза песни и джаза, который будет основополагающим в утесовском коллективе, получившем название Государственного джаз-оркестра РСФСР. Песни благодаря утесовской драматургии превратились в небольшие новеллы и запомнились людям как «песни Утесова». Но и эстрадные спектакли подвергались беспощадной критике, джаз именовался музыкой бара, кафешантана, «музыкальным самогоном». Утесов пытался защищать джаз и даже в своих речах утверждал, что его джаз «порожден эпохой индустриализации». Но главное, несмотря на нападки, он не прекращал работы, создавал новые программы, и успех его ансамбля, который выпускал одну программу за другой («Песни моей Родины», «Два корабля»), увеличивался. В 1939 году Утесов написал свою первую книгу «Записки актера», играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

Объявление о начале Великой Отечественной войны застало Леонида Осиповича за подготовкой новой программы «Напевая, шутя и играя». Но, желая поддержать солдат, оркестр создал первую военную программу «Бей врага!» и дал только за первый год войны свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу все новые и новые песни. И среди многих самой популярной стала «Мишка-одессит». На собранные коллективом средства были построены три самолета и переданы в боевые части. Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, и он был награжден первым орденом – Трудового Красного Знамени. Пожалуй, никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своего творчества, как в годы войны. А в День Победы 9 мая 1945 года при огромном стечении народа утесовский оркестр выступил на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.

К 800-летию столицы (1947 г.) коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского «Дорогие мои москвичи». Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом – я пою сердцем!» А свое 25-летие оркестр (1954 г.) отметил эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского «Я песне отдал все сполна». Песня вошла в фильм «Веселые звезды» (экранизация эстрадного концерта). В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения – марш из оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и пьесу К. Дебюсси «Reverie».

Всенародное признание и любовь ближних всегда помогали Утесову в жизни. Пред ним преклонялись, его всегда окружали толпы поклонниц, и его сердце часто давало сбои при виде красавиц. Лирически обаятельный на эстраде, он был таким и вне сцены. По воспоминаниям оркестрантов, Леонид Осипович был прекрасным семьянином, но однажды даже оставил семью. Новая пассия не желала поддерживать тепло домашнего очага, беречь его здоровье, создавать все условия для успешной работы. К тому же в те годы отопление в домах было печным, а молодая красотка предпочитала тратить деньги не на дрова, а на новые наряды. Прознав об этом, Елена Осиповна заказала машину дров к дому, где жил Утесов. А своей сопернице направила записку: «Топи, не жалей дров. Береги Ледечку». Узнав об этом, Леонид Осипович немедленно собрал свой чемодан и вернулся к семье. А в 1962 году Елена Осиповна умерла, не дожив год до золотой свадьбы. Это был страшный удар, и Утесов, который обычно всем поднимал настроение, «любил тушить пожары между артистами, между начальством, между творческими противниками», впал в уныние. 9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он решил покинуть сцену.

Конечно, жизнерадостного Утесова сломить было трудно. Он воспрял духом, женился в 1977 году на овдовевшей певице из своего оркестра Антонине Сергеевне Ревельс, руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену, хотя и продолжал радовать слушателей своими рассказами. А по воспоминаниям всех, кто его знал, любая беседа с ним напоминала посещение театра одного актера. Утесов был, пожалуй, самым ярким в плеяде рассказчиков XX века. Он обычно не отпускал своего собеседника до тех пор, пока не ознакомит его с каким-либо фактом из своей биографии, забавной историей или анекдотом, – как говорится, за словом в карман не лез. В свойственной ему мягкой лирико-юмористической манере Утесов рассказал о своей жизни и в двух автобиографических книгах – «С песней по жизни» и «Спасибо, сердце». Последнее выступление Утесова состоялось в 1981 году.

Но самым страшным в жизни Утесова стало не то, что он больше не выходил на сцену. Ему 21 января 1982 года пришлось пережить смерть своей единственной дочери Эдит от лейкемии. Она была талантливой артисткой и певицей, имевшей свой стиль, и выступала вначале с оркестром отца, а потом создала свой коллектив. Вместе они стойко перенесли незаслуженные выпады критиков и чиновников по поводу ее вокальных данных и недвусмысленные намеки на то, что если бы не слава отца, то вряд ли бы имя Эдит печаталось на концертных афишах. На ее похороны пришло столько ценителей эстрады, что потрясенный утратой дочери Леонид Осипович с горечью заметил: «Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей».

Утесов пережил дочь всего на полтора месяца. 9 марта 1982 года в 7 часов утра он умер в военном санатории «Архангельское», почти в тот же день, когда и родился (по старому стилю). Наступило третье тысячелетие, и песенки про подругу верную, кобылку Марусю и прекрасную Маркизу, про самовар и Машу и одессита Мишку, про Черное море и белую акацию перепевает новое поколение звезд эстрады, подправляя «под рок». Только неутомимая и простодушная любовь Утесова к жизни, веселье, доброта человека легкой души, охваченной веселостью и мягким юмором, которые царили в песнях в его исполнении, остались лишь в записях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Леонид Утесов

Краткая биография

Лазарь Иосифович Вайсбейн появился на свет 21 марта 1895 года в Одессе, Украина, в еврейской семье работника порта Иосифа Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны Граник. Утесов учился в в одесском училище коммерции Файга, параллельно обучался игре на скрипке, но бросил учебу и присоединился к бродячей труппе цирка Бороданова в качестве акробата. Но вскоре вернулся в Одессу, где взял всем известный псевдоним, и стал выступать как комик в местных театрах.

В 1917 году он выиграл вокальный конкурс в Гомеле и вскоре перебрался в Москву, а позже и в Санкт-Петербург. В северной столице он познакомился с известным советским композитором Исааком Дунаевским, и это знакомство стало судьбоносным для них обоих. Там же он собрал первый в советском союзе джазовый коллектив, состоящий из самых талантливых музыкантов Санкт-Петербурга. В 1928 году Леонид уже гастролировал по Европе, где посетил выступления американских джазовых коллективов, что сильно повлияло и на его собственный стиль.

Во время Второй мировой войны Утесов проводил многочисленные выступления для солдат на линии фронта, а также для раненных в больницах. Он также выделял личные средства на строительство военных самолетов. А 9 мая 1945 года дал большой гала-концерт на одной из площадей советской столицы.

В конце 40-х, когда многие артисты в Советском Союзе подвергались гонениям, Утесов также подвергся цензуре, некоторые его композиции были запрещены для исполнения.

В течение 50-х, 60-х и 70-х годов Леонид дал сотни концертных выступлений, которые всегда проходили с аншлагами, по всему Советскому Союзу и за рубежом.

Как актер Утесов дебютировал в 1919 году в исторической драме «Лейтенант Шмидт – борец за свободу», за ней последовала работа в комедии «Карьера Спирьки Шпандыря», драме «Чужие», культовой музыкальной комедии «Веселые ребята».

Утесов является заслуженным артистом Советского Союза, а также обладателем других бесчисленных наград, в его родной Одессе был создан памятник в честь певца. Выпустил две книги под названием «Записки актера» и «С песней по жизни».

Леонид был женат почти пятьдесят лет на Елене Ленской, которая скончалась в 1962 году, у пары есть дочь Эдит, которая тоже стала певицей. Практически перед самой своей смертью Утесов женился повторно на Антонине Ревельс. Леонид Осипович скончался 9 марта 1982 года в возрасте восьмидесяти шести лет по естественным причинам и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Леонид Утёсов

9 марта 1895, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя — 9 марта 1982, санаторий «Архангельское», Красногорский район, Московская область, РСФСР, СССР.
Выдающийся артист эстрады, певец, поэт, актёр.
Настоящее имя и фамилия — Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн.
Учился в Одессе в коммерческом училище, но не закончил его. С 1909 года работал в бродячем цирке, учился играть на скрипке. В 1912 году поступил в Кременчугский театр миниатюр, тогда же взял сценический псевдоним Утёсов. В 1917 году занял первое место на Гомельском конкурсе куплетистов и в этом же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».
В 1919 году впервые снялся в кино в фильме «Лейтенант Шмидт борец за свободу».
8 марта 1929 года в Ленинграде дебютировал театрализованный джаз Леонида Утёсова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утёсов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Музыканты разыгрывали разнообразные сценки между собой и дирижёром. С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца). В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил новую программу «Песни моей Родины». Программа шла несколько лет, вплоть до 1941 года.
В 1939 году вышла его первая книга «Записки актёра». В этом же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.
В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки. 5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолёта Ла-5Ф от оркестра Леонида Утёсова. Самолеты носили название «Весёлые ребята».
9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утёсов выступал с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве. К 800-летию Москвы (1947) оркестр Утёсова подготовил оркестровую фантазию «Москва». В финале программы впервые прозвучала песня Дунаевского «Дорогие мои москвичи!».
В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя».
Заслуженный артист РСФСР (1942).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Народный артист РСФСР (1958).
Народный артист СССР (1965)- он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания.
В 1966 году он принял решение покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утёсов написал ещё одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену.
В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Леонида Утёсова.
Похоронен артист на Новодевичьем кладбище в Москве (9 участок).