Коммуна спасательное судно

Прогулка по «Коммуне», старейшему кораблю российского флота.

Спасательное судно «Коммуна» / Корабел.ру

«Коммуна» можно с уверенностью сказать — гордость Севастополя. В 2013 году его экипаж отпраздновал сто лет со дня спуска спасательного судна на воду. Сегодня «Коммуна» является старейшим судном в составе Военно-морского флота России и старейшим в мире, фактически, а не номинально, стоящим на вооружении.

Знак «Морское наследие России», который присваивается наиболее значимым морским объектам России. «Коммуна», изначально называвшаяся «Волхов», была построена в 1915 году в Петербурге. Свое нынешнее имя корабль получил в 1922 году. / Корабел.ру

Стоит отметить, что формально старейшим в мире кораблем, стоящим на вооружении, является американский трехмачтовый фрегат USS «Constitution», спущенный на воду в 1797 году. Но, в отличие от «Коммуны», он не принимает участия в выполнении каких-либо боевых задач и практически не выходит в море.

В кают-компании — пианино, выпущенное русской фортепианной фабрикой братьев Дидерихс в 1914 году. Рояль был отремонтирован и на нем можно играть. / Корабел.ру

Первым идею строительства судна — спасателя подводных лодок еще в 1909 году высказал командир субмарины Сибирской флотилии «Кефаль» Василий Меркушов. В докладной записке командованию флота он приводил в пример немецкое судно «Вулкан». Военное руководство идею Меркушова приняло, и уже к 1911 году был разработан проект спасательного судна, а в 1912 году началось его строительство. Постройкой судна по схеме катамарана занимался Путиловский завод в Санкт-Петербурге.

Спасательная шлюпка. А на заднем плане виднеются синие контейнеры с новейшими глубоководными аппаратами «Пантера», которыми оснащена «Коммуна». Кстати, свою первую операцию по подъему затонувшей подлодки корабль провел в 1917 году, подняв со дна лодку АГ-15. / Корабел.ру

В ноябре 1913 года спасатель был спущен на воду и получил наименование «Волхов». В июле 1915 года судно вошло в состав флота Российской империи.
Его водоизмещение составило 3,1 тысячи тонн при длине 96, ширине 18,6 и осадке 8,4 метра. Судно могло развивать скорость до 8,5 узла, а дальность его хода составляла около четырех тысяч миль. Собственного вооружения «Волхов» не получил. На борту судна установили системы подъема грузов массой до 80 тонн на левом корпусе катамарана и 30 тонн — на правом. В состав экипажа «Волхова» вошли 23 человека.

«Коммуна» представляет собой катамаран, состоящий из двух корпусов, скрепленных между собой 18-метровыми арочными фермами. Причем в каждом корпусе — свой двигатель. / Корабел.ру

По информации ленты.ру, в настоящее время на «Коммуне» служит 41 человек из 45 предусмотренных штатом. Экипаж в основном состоит из военных запаса, вышедших на пенсию. Есть и совсем молодые ребята, которые совсем недавно отпраздновали совершеннолетие.

Носовая часть корабля. С этой рубки происходит наблюдение за процессом подъема аварийных судов. / Корабел.ру

Изначально на судно-спасатель установили два шестицилиндровых дизельных двигателя мощностью 600 лошадиных сил каждый, произведенных рижским заводом «Фельзер». Позднее их заменили силовыми установками с аналогичными характеристиками Коломенского завода. Технические характеристики судна остаются практически неизменными и по сей день. «Волхов», получивший нынешнее имя «Коммуна» в 1922 году, изначально был приписан к Балтийскому флоту Российской империи (позднее Балтийскому флоту СССР). В 1967 году судно перешло в распоряжение Черноморского флота.

Арочные фермы. Также видны грузоподъемные устройства: гаки, тросы, блоки. / Корабел.ру

Грузоподъемное устройство. Лебедка по левому борту. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем сотне кораблей и подводных лодок, в том числе иностранных. / Корабел.ру

Впервые «Волхов» по прямому назначению был использован летом 1917 года. Тогда в Аландских шхерах во время учебного погружения с открытым люком затонула подводная лодка АГ-15 типа «Американский Голланд». Спасательные работы проводились во время сильного шторма. Подъем подлодки состоялся 16 июня, после чего АГ-15 на протяжении месяца находилась в ремонте.

Запасные гребные винты. Первый капитальный ремонт «Коммуна» прошла в 1954 году. Вместо старых дизелей на корабль поставили новые, голландского производства. / Корабел.ру

К слову, ремонт осуществлялся силами экипажа «Волхова». Уже в сентябре 1917 года судно-спасатель подняло еще одну затонувшую подлодку — «Единорог» типа «Барс». В общей сложности за все время службы судно подняло из-под воды 154 различных объекта, включая английскую подводную лодку L55. Этот корабль после подъема с глубины 62 метров ступенчатым методом в 1928 году был отремонтирован и вошел в состав ВМФ СССР.

Камбуз «Коммуны». / Корабел.ру

Арочные фермы, вид с носа на корму. Вдоль каждого корпуса — посередине, между уровнем воды и палубой, — находится рельса. По этим рельсам движется площадка с глубоководным аппаратом./ Корабел.ру

После начала Великой Отечественной войны «Коммуна» базировалась в Ленинграде, и с марта 1942 года экипаж судна работал на ладожской «Дороге жизни», использовавшейся для эвакуации жителей блокадного Ленинграда и доставки провизии в город.

Якорная лебедка. Сзади — арочные фермы, которые не менялись с момента постройки корабля. / Корабел.ру

За время войны «Коммуна» подняла со дна четыре танка КВ, два трактора, 31 автомобиль, подводную лодку Щ-411, шхуны «Труд» и «Водолей-2», буксир «Аустра» и плавучую базу «Правда». Кроме того, на судне-спасателе во время войны прошли подготовку 159 водолазов.

Вьюшки с канатами. / Корабел.ру

Люк, ведущий в кают-компанию. / Корабел.ру

После победы «Коммуна» смогла пройти капитальный ремонт только в 1954 году, во время которого дизельные двигатели Коломенского завода заменили на силовые установки голландского производства.

Спасательное судно «Коммуна» / Корабел.ру

В Великую Отечественную войну корабль служил в составе Балтфлота, обеспечивая ремонт подлодок, в том числе субмарин типа «Малютка».

Лебедки. Подъемная сила «Коммуны» составляет 1000 тонн. / Корабел.ру

Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до одного километра / Корабел.ру

В 1967 году «Коммуна» сменила базу с Кронштадта на Севастополь, выполнив переход с Балтики в Черное море вокруг Европы.

Ходовой мостик. / Корабел.ру

Площадка для лучшего обзора при управлении кораблем. / Корабел.ру

В 1973 году спасателя переоборудовали в судно — носитель глубоководных аппаратов.

Вид на нос. / Корабел.ру

Сегодня судно в составе Черноморского флота России по-прежнему используется в качестве спасателя с выходами в море и регулярно проходит доковые ремонты, промежутки между которыми становятся короче по мере старения «Коммуны». Например, во время спуска на воду толщина корпуса в носовой части составляла 16 миллиметров. Во время замеров в 2005 году выяснилось, что корпус, выполненный из путиловской стали, истончился до 14,9 миллиметра.

Пеленгатор и гирокомпас. / Корабел.ру

Внутри ходовой рубки / Корабел.ру

Там же — штурвал и оборудование. / Корабел.ру

В 1967 году «Коммуна» была переведена в Севастополь. Там ее переоборудовали в носитель глубоководных аппаратов. С тех пор «Коммуна» находится в составе Черноморского флота.

Корабел.ру

Управление лебедкой. / Корабел.ру

Сегодня «Коммуна» обладает уже новым телеуправляемым подводным аппаратом Saab Seaeye Panther Plus шведского производства. Он позволяет проводить различные подводные работы, включая обследование объектов и резку металла, на глубине до тысячи метров, причем эта глубина ограничена лишь длиной троса.

Запасной штурвал. / Корабел.ру

Управление шпилями. Справа виден шпиль, на который наматывается канат. / Корабел.ру

Подводный аппарат оснащен четырьмя видеокамерами и парой манипуляторов, при помощи которых можно осуществлять захват объекта, устанавливать радиомаяки, перекусывать или резать различные металлические конструкции. Panther Plus имеет десять двигателей, обеспечивающих аппарату высокую маневренность.

Спасательная шлюпка с мотором. / Корабел.ру

Шлюпка, грузоподъемные устройства, глубоководные аппараты «Пантера». / Корабел.ру

На «Коммуне» служат и четырехлапые. / Корабел.ру

Правый борт «Коммуны». (А вот тут верить или не верить) «..Любопытно, что сталь, из которой строили этот корабль, 25 лет вымачивалась в белорусских болотах. Она оказалась настолько прочной, что время недавнего ремонта практически не было обнаружено износа корпуса корабля. Заменили только несколько листов на палубе…» / Корабел.ру

Столетний корабль «Волхов», спасатель подводных лодок, в составе российского ВМФ служит до сих пор. Фото из «Стратегические проекты Николая II сыграли решающую роль в победе в Великой Отечественной войне» https://за-царя.рф/myth/vklad-nikolaya-ii-v-pobedu-v-velikoy-otechestvennoy-voyne?yclid=3202239090482231269

«Волхов» (с 1922 года — «Коммуна») — морское вспомогательное судно Военно-Морского Флота Российской Федерации (ВМФ России), спасатель подводных лодок, по конструкции — катамаран. Старейшее судно ВМФ России, и старейшее в мире судно, фактически находящееся на вооружении. Сейчас находится в составе Черноморского флота. Прошло модернизацию, оборудовано подводным роботом Seaeye Panther Plus.

* * * * *
Старейший на действительной военной службе корабль. Старейший в мире! Когда же и кем был сделан этот корабль? А то в мире то много морских держав. Ну, ладно, по фото уже понятно, что это наш корабль «Коммуна» (на самом деле «Волхов»). Этому кораблю уже 113 лет. Да-да, сделан он был при царе-дураке-слабаке в клятой-загнивающей-империи на Путиловском заводе. Это был первый русский военный корабль-катамаран, а также первый спасатель подводных лодок. Все сто тринадцать лет корабль пашет для России, участвовал и в ПМВ, и в ВОВ, даже в учениях «Кавказ-2016». Вы о нем, что либо знаете? Нет? Ну, конечно, нет — это же наследие клятого загнившего царского режима! Все никак догнить не может.

Путиловская верфь, спуск на воду
Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна — спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель «Вулкан».
Проект Путиловского завода оказался лучшим из представленных на конкурс. В результате завод получил 30 декабря 1911 года наряд № 3559 отдела общих дел ГУК (Главного управления кораблестроения). Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. Контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов (директор верфи — Н. Н. Кутейников) 5 мая 1912 года. Утверждение «общих чертежей» состоялось 4 октября, а уже 12 ноября под наблюдение полковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова (позже его сменил полковник А. П. Шершов) началась сборка корпуса судна на стапеле.
Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. Состояние корпуса «Коммуны», изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным — ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время время.
Судно «Волхов» (первоначальное название «Коммуны») было заложено 12.11.1912 г. в С.-Петербурге на Путиловском заводе, спущено на воду 17.11.1913 г. и 14.07.1915 г. вступило в строй Балтийского флота, числясь в списках флота в классе транспортов. В связи с началом первой мировой войны строительство спасательного судна несколько замедлилось.
Сдаточные испытания начались лишь 1 марта 1915 года. Первым командиром «Волхова» стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский. Приемочный акт был подписан 1 июля 1915 года, а уже 14 июля на судне впервые был поднят Военно-морской флаг. «Волхов» официально вступил в кампанию, войдя в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы.
По спецификации катамаран имел полное водоизмещение 3100 тонн, наибольшую длину 96 метров, ширину на миделе — 18,57 метра, высоту борта — 8,40 метра, осадку — до 3,65 метра. Оба корпуса судна соединялись между собой в оконечностях четырьмя 18-метровыми арочными фермами, расположенными на равном расстоянии друг от друга и соединенными продольными балками. Высота пролета ферм — 10,5 метра. Подъемная сила четырех главных гиней достигала 1000 тонн. Поднятая из воды субмарина размещалась между корпусами судна на двенадцати поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками.

В качестве главных двигателей на «Волхове» установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода. Дальность плавания — 4000 миль — обеспечивал запас топлива в 32 тонны (56 т — резервный запас). Для снабжения подводных лодок в каждом корпусе размещались по 10 запасных торпед и еще 50 тонн топлива. Численность штатного экипажа: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза. На судне были оборудованы помещения для отдыха 60 подводников. Находясь в Ревеле, «Волхов», кроме русских подводных лодок, обслуживал и английские субмарины (типов «Е» и «С»).
Впервые спасатель был использован по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут гинеями «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ». http://www.yaplakal.com/forum7/topic1672126.html
* * * * *
17 ноября 2013 года в Севастополе состоялась церемония в честь столетия спуска на воду старейшего судна, числящегося в составе ВМФ России — спасательного судна-катамарана «Волхов» («Коммуна»). В подъёме флага и торжественном митинге по этому случаю на отряде спасательных судов Черноморского флота, принял участие командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко.

Спасательное судно подводных лодок «Волхов» было заложено для Российского Императорского флота 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь») и спущено на воду 17 ноября 1913 года. В состав Балтийского флота судно вошло 14 июля 1915 года. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуна». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота.

Первым местом базирования корабля стал Ревель, где «Волхов» использовался как плавучая база подводных лодок, транспортируя до 10 запасных торпед, 50 тонн топлива, а также предоставляя каюты для размещения до 60 подводников. Впервые «Волхов» был применён в июне 1917 года при подъёме подводной лодки АГ-15 у Аландских островов. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорог» (типа «Барс»)
Судно неоднократно проходило ремонты и модернизации. За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок. Сейчас «Коммуна» находится по-прежнему в строю ВМФ и является носителем приобретенного в Великобритании современного рабочего телеуправляемого подводного аппарата Saab Seaeye Panther Plus, который позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров. Также на судне расположен тренажер, где проводится практическое обучение операторов комплекса. В последние годы судно «Коммуна» принимало участие в испытаниях глубоководной техники, с его участием проводились и аварийно-спасательные и подводно-технические работы.
«При последнем доковании в 2005 году проводился замер толщины корпуса в носовой части, в районе ледового пояса он составил – 14, 9 мм, в то время, как при спуске на воду – 16 мм», — сообщил капитан бессменный капитан судна «Коммуна» в последние десять лет Анатолий Ишинов. Капитан отметил, что судно может служить ещё долгие годы, по его словам до последнего времени единственным неработающим механизмом на судне было пианино, подаренное судну в 1914 году, но сегодня и оно пребывает в рабочем состоянии.
«Коммуна» обладает водоизмещением в 3100 т., его длина — 81 м, ширина — 13,2 м, осадка — 3,7 м.
Скорость полного хода — 8,5 узлов, а дальность плавания — 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства — левый корпус на 80 тонн, правый корпус — на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.


Поднимемся по трапу на «Коммуну», чтобы познакомиться с ветераном поближе.

Табличка с краткой историей корабля…

В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду — в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.

«Волхов» — судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях

Вид на платформу с верхней фермы
Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра
Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата

Главный объект «Волхова» — рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.
РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей — захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата

Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км

В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды

Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии
Ходовой мостик корабля.
Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду — с 1915 года
Судно базируется в Стрелецкой бухте Севастополя
Прожектор на верхнем мостике
Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря
Запасные винты
Указатели длины якорной цепи
Цепь уходит в море…
Машинное отделение. В качестве главных двигателей на «Волхове» первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.
Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации
Есть здесь и Ж…
Табличка камбуза
Скоро у команды обед
Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах
Курсовой указатель
В некоторых местах еще встречаются дореволюционные таблички
Амперметры
Штормовой трап
Команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника Нептуна
Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ»

С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки «Большевик», М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…
С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2», плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников»…
В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года — затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.
В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей
На настоящий момент спасательное судно «Комунна» прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

Столетие спасательного судна «Коммуна»


17 ноября 2013 года в Севастополе состоялась церемония в честь столетия спуска на воду старейшего судна, числящегося в составе ВМФ России — спасательного судна-катамарана «Коммуна». В подъёме флага и торжественном митинге по этому случаю на отряде спасательных судов Черноморского флота, куда входит «Коммуна», принял участие командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко.
Спасательное судно подводных лодок «Волхов» было заложено для Российского Императорского флота 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь») и спущено на воду 17 ноября 1913 года. В состав Балтийского флота судно вошло 14 июля 1915 года. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуна». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота.
Судно неоднократно проходило ремонты и модернизации. За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок. Сейчас «Коммуна» находится по-прежнему в строю ВМФ и является носителем приобретенного в Великобритании современного рабочего телеуправляемого подводного аппарата Saab Seaeye Panther Plus, который позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров. Также на судне расположен тренажер, где проводится практическое обучение операторов комплекса. В последние годы судно «Коммуна» принимало участие в испытаниях глубоководной техники, с его участием проводились и аварийно-спасательные и подводно-технические работы.
«При последнем доковании в 2005 году проводился замер толщины корпуса в носовой части, в районе ледового пояса он составил – 14, 9 мм, в то время, как при спуске на воду – 16 мм», — сообщил капитан бессменный капитан судна «Коммуна» в последние десять лет Анатолий Ишинов. Капитан отметил, что судно может служить ещё долгие годы, по его словам до последнего времени единственным неработающим механизмом на судне было пианино, подаренное судну в 1914 году, но сегодня и оно пребывает в рабочем состоянии.
«Коммуна» обладает водоизмещением в 3100 т., его длина — 81 м, ширина — 13,2 м, осадка — 3,7 м.
Скорость полного хода — 8,5 узлов, а дальность плавания — 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства — левый корпус на 80 тонн, правый корпус — на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.

Поднимемся по трапу на «Коммуну», чтобы познакомиться с ветераном поближе.

Табличка с краткой историей корабля..

В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду — в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.

«Коммуна» — судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях

Вид на платформу с верхней фермы
Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра
Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата
Главный объект «Коммуны» — рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.
РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей — захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата
Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км
В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды
Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии
Ходовой мостик корабля.
Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду — с 1915 года
Судно «Коммуна» базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины.
Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт
Прожектор на верхнем мостике
Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря
Запасные винты
Указатели длины якорной цепи
Цепь уходит в море…
Машинное отделение. В качестве главных двигателей на «Коммуне» первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.
Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации
Есть здесь и Ж…
Табличка камбуза
Скоро у команды обед
Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах
Курсовой указатель
В некоторых местах на «Коммуне» еще встречаются дореволюционные таблички
Амперметры
Штормовой трап
Команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника Нептуна
Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ»
С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки «Большевик», М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…
С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2», плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников»…

В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года — затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.
В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей
На настоящий момент спасательное судно «Комунна» прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

Спасательное судно катамаранного типа «Коммуна» 1915 г.

Alex22 29.02.2016 581 11 0 в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Вашему вниманию предлагается история спасательного судна катамаранного типа «Коммуна» (ex-«Волхов») постройки 1915 г.
В настоящее время данное судно является старейшим в мире, находящимся в реально действующем строю военного флота.
Насколько мне известно, оно планирует находиться в строю и далее.

Статья моя, представляет собой компиляцию из нескольких источников и по памяти.

Навеяно постом уважаемого коллеги СЕЖ о катамаранах:

Катамараны (линкоры и не только) СССР

Спасательное судно «Коммуна» 2010 г.

История корабля:

Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна — спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель «Вулкан».
Идею строительства специализированного спасательного судна для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки Сибирской флотилии «Кефаль» В. А. Меркушов. В своей докладной записке он в качестве примера ссылался на немецкое судно «Вулкан», характеристики которого ему стали известны ранее, во время службы на Балтике, из литературы и от офицеров принимавших подводные лодки типа «Карп» на немецкой верфи Germaniawerft в Киле.

СС Vulcan, Германия 1908 г. (водоизмещение полное – 1600 т, наибольшая длина – 85,3 м,

наибольшая ширина – 16,8 м , осадка – 3,8 м, скорость максимальная – 11-12 уз., экипаж –

108 чел.

Проект Путиловского завода оказался лучшим из представленных на конкурс. В результате завод получил 30 декабря 1911 года наряд № 3559 отдела общих дел ГУК (Главного управления кораблестроения). Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. Контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов (директор верфи — Н. Н. Кутейников) 5 мая 1912 года. Утверждение «общих чертежей» состоялось 4 октября, а уже 12 ноября под наблюдение полковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова (позже его сменил полковник А. П. Шершов) началась сборка корпуса судна на стапеле.

Рисунок из рекламного проспекта спасательного судна «Волхов»

В контракте оговаривалось, что все узлы и механизмы должны быть российского производства, и за границей можно приобрести только те предметы и материалы, которые в России не изготавливались. Поставщиками оборудования и механизмов для судна стали Общество Сормовских заводов, Механический завод «Роберт Круг» (Санкт-Петербург), Русское общество «Всеобщая компания электричества» (Рига), Общество Русских Смеловских Заводов и другие российские фирмы.

Рисунок из рекламного проспекта спасательного судна «Волхов»

Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян.
С другой стороны, другие источники говорят: «В мае 1912 года Главное управление кораблестроения Морского министерства заключило с заводом контракт, который предусматривал строительство судна согласно стандарту, принятому в России для военных кораблей. В частности, материалом корпуса была (и это оговаривалось в контракте) смит-мартеновская марка стали. Распространенные сегодня легенды о якобы особой, «путиловской», стали, обеспечившей судну такую феноменальную живучесть, не имеют оснований — военный корабль строился согласно утвержденным Морским министерством нормам и правилам.»
Состояние корпуса «Коммуны», изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным — ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время.

СС «Коммуна» 2010 г. Состояние корпуса.

Судно «Волхов» (первоначальное название «Коммуны») было заложено 12.11.1912 г. в С.-Петербурге на Путиловском заводе.

24 июля 1913 года спасательное судно, по высочайшему повелению, получило имя — «Волхов» — и было зачислено в списки судов российского флота. 17 ноября 1913 года судно спустили на воду. После спуска в корпус судна устанавливались различные системы и механизмы, фермы для подъемного устройства, производилась отделка кают, лазарета и других помещений. На завершающем этапе постройки оборудовали мастерские, устанавливали различные средства связи.14.07.1915 г. вступило в строй Балтийского флота, числясь в списках флота в классе транспортов. В связи с началом первой мировой войны строительство спасательного судна несколько замедлилось.

Сечения палуб № 2, № 3 и трюма СС «Волхов». С заводского чертежа.

Обратите внимание, насколько узкие корпуса.

Сдаточные испытания начались лишь 1 марта 1915 года. Первым командиром «Волхова» стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский,
(с 01.06.1915), до этого командовавший эскадренным миноносцем «Деятельный». Приемочный акт был подписан 1 июля 1915 года, а уже 14 июля на судне впервые был поднят Военно-морской флаг.

СС «Волхов» на достройке.

«Волхов» официально вступил в кампанию, войдя в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы.

СС «Волхов» в годы Первой Мировой войны.

По спецификации катамаран имел полное водоизмещение 3100 тонн, наибольшую длину 96 метров, ширину на миделе — 18,57 метра, высоту борта — 8,40 метра, осадку — до 3,65 метра. Оба корпуса судна соединялись между собой в оконечностях четырьмя 18-метровыми арочными фермами, расположенными на равном расстоянии друг от друга и соединенными продольными балками. Высота пролета ферм — 10,5 метра. Подъемная сила четырех главных гиней достигала 1000 тонн. Поднятая из воды субмарина размещалась между корпусами судна на двенадцати поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками.

СС «Волхов» в годы Первой Мировой войны.

В качестве главных двигателей на «Волхове» установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин).

Рекламный проспект дизеля завода Фельзер.

Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода. Дальность плавания — 4000 миль — обеспечивал запас топлива в 32 тонны (56 т — резервный запас). Для снабжения подводных лодок в каждом корпусе размещались по 10 запасных торпед и еще 50 тонн топлива. Численность штатного экипажа: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза. На судне были оборудованы помещения для отдыха 60 подводников. Находясь в Ревеле, «Волхов», кроме русских подводных лодок, обслуживал и английские субмарины (типов «Е» и «С»).

Подводные лодки у борта СС «Волхов» в годы Первой Мировой войны.

СС «Волхов» в годы Первой Мировой войны.

Впервые спасатель был использован по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15.

Подводная лодка класса АГ (Американский Голланд)

3 июня 1917 года в 14 час. 25 мин. подводная лодка «АГ-15» вышла в море на практическое погружение. Вскоре заметили, что лодка идет с очень сильным дифферентом на корму. Затем лодка стремительно погрузилась. Находящиеся поблизости от места катастрофы суда немедленно предприняли попытки спасти экипаж. В 17 час. 35 мин. лодка выпустила мину с прикрепленной запиской: «…в носу нас 11 человек. Буксируйте на мель. Срочно подымите нас, вода прибывает…». В 23 час. 08 мин. из лодки вышли пять человек нижних чинов и старший офицер. После этого спасатели попытались поднять нос лодки, но неудачно. Так как стало очевидно, что оставшиеся в лодке моряки погибли, приняли решение дождаться прихода «Волхова». Следующие дни прошли в подводке и заведении стропов, работы затрудняли сильный ветер и волнение. 15 июня в 18 час. 30 мин. «Волхов» начал выбирать все гини, и лодка оторвалась от грунта.
16 (29) июня в 00 часов 50 минут «АГ-15» вышла на поверхность. В этой спасательной операции, проведенной в сложных погодных условиях, новое судно с успехом выполнило все положенные задачи. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй.

Поднятая АГ-15 на гинях спасательного судна «Волхов».

24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорог» (класса «Барс»).

Подводная лодка класса «Барс» в годы Первой Мировой войны.

После Октябрьской революции судьба «Волхова» едва не сложилась трагически. В феврале 1918 года он, в составе группы кораблей Балтийского флота, совершил в сложной ледовой обстановке переход из Ревеля в Гельсингфорс, где был брошен командой. И только в мае
(согласно имеющейся договеренности с Финским правительством о передаче конкретных кораблей Советской России — Alex22), накренившийся на один борт, с плещущейся в трюмах водой, на буксире был приведен в Кронштадт.

Судно «Волхов» участвовало в революционных событиях и в гражданской войне, обслуживая субмарины Красного Балтийского флота. В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря (в день образования СССР) спасательное судно «Волховъ» получило новое название — «Коммуна».

С новым именем судно продолжило свою нелегкую службу на Балтике: «коммунарцы» тушили пожар на лодке «Змея», поднимали затонувшие посыльные судна «Кобчик» и лодку № 4 «Красноармеец»(класса «Барс»)…

Осенью 1924 года штатный состав на «Коммуне» был увеличен до 110 человек.
12 февраля 1926 года решением судового собрания «Коммуны» был утвержден судовой праздник — 6 июля, день спасения затонувшей в 1917 году подводной лодки «АГ-15». В протоколе собрания отмечалось, что «воспоминания о спасении «АГ-15″ в открытом море будут напоминать краснофлотцу, что лодки спасают не только у стенки Балтвода и что поэтому необходимо поддерживать свой корабль в полной готовности».

Судно базировалось преимущественно на Кронштадт. С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55.

Схема подъема L-55 с помощью СС «Коммуна». (оргинальная документация ЭПРОН)

Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года.

L-55 поднимают на гинях СС «Коммуна».

L-55 в РККФ. Обратите внимание — лодка носила бортовой номер, нанесенный латиницей.

И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Волхову»-«Коммуне» довелось второй раз участвовать в подъеме подводных лодок «Ерш» (ЗМ ПЛ на основе класса «Барс, «с 31.12.1922 — «Рабочий») и «Рысь» (класса «Барс», с 31.12.1922 — «Большевик»), погибших при трагических обстоятельствах со всем экипажем.22 мая 1931 года в Финском заливе в результате столкновения погибла подводная лодка Б-9 «Рабочий». Большие глубины на месте гибели не позволили провести спасательную операцию сразу после катастрофы, и лишь спустя два года, после изнурительной работы, подводная лодка была поднята. Это была первая в мире операция по спасению лодки такого тоннажа с значительной глубины — около 80 метров. Для «Коммуны» этот подъем тоже был рекордным, поскольку на треть превышал глубину подъема — 55 метров — на которую было рассчитано судно.

Подводный минный заградитель «Ерш».

25 июля 1935 года во время учебного маневрирования линкор «Марат» разрезал подводную лодку Б-3 «Большевик», после столкновения лодка стремительно затонула. Проведенная в короткие сроки «Коммуной» совместно с ЭПРОНом спасательная операция позволила получить вахтенный и навигационный журналы лодки, что помогло в расследовании причин аварии и сняло обвинение с непричастных к этому моряков.

Подводная лодка класса «Барс» в РККФ.

Также «Коммуна» подняла с глубины подводную лодку М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…

В период финской войны «Коммуна» вновь занимается подводным судоремонтом. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» (под командованием капитана 1 ранга С. И. Рябкова) базируется на Ленинград. Когда обстановка стала сложной на театре боевых действий, 23 члена экипажа «Коммуны» ушли воевать на сухопутный фронт. В ходе интенсивных налетов фашистской авиации судно неоднократно получало различные повреждения, но, несмотря на это, экипаж продолжал мужественно выполнять возложенные на него ремонтные работы. К концу 1942 года на судне почти полностью сменились командование и экипаж. В условиях сорокаградусного мороза, при норме хлеба 300 грамм в сутки на человека моряки выполняли план судоремонта на 250 — 300 %, а некоторые — на 550 — 575 %!

С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2», плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников»…

Экипаж «Коммуны» собрал в фонд обороны 70 000 рублей деньгами и облигациями. В феврале 1943-го силами «коммунарцев» были полностью укомплектованы и отправлены на Волгу две водолазные станции. Спасатели подняли со дна буксир «Иваново» и штурмовик ИЛ-2.

В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».

Однако и после окончания боевых действий работы судну хватало. Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем «Статный» субмарина М-200 «Месть».

Подводная лодка М-201 XV серии, однотипная М-200.

В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года — затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.

СС «Коммуна» перед капитальным ремонтом 1954 г.

В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей. Главным строителем был инженер А. Б. Айзин, ответственным сдатчиком — В. Виноградов.

«Коммуна» получила дополнительное оборудование для базирования одного-двух глубоководных аппаратов. К 5 декабря «Коммуна» приняла на борт первый аппарат АС-6 типа «Поиск-2» (проект 1832, завод. № 01650), расчитанный на глубину погружения в 2000 метров. Аппарат испытывался в общей сложности 158 дней, а «Коммуна» 13 раз выходила в море и провела там 48 ходовых суток. Утром 15 декабря 1974 года аппарат совершил рекордное погружение на глубину 2026 метров.

C 15.11.1976 г. входило в состав 158-й дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов.

В 1977 году «Поиск-2» использовался при подводном поиске штурмовика СУ-24, потерпевшего катастрофу и затонувшего у берегов Кавказа на глубине 1700 метров.

В ноябре 1979 года «Коммуна» встала на очередной средний ремонт и модернизацию на СМЗ. В 1984 году военный экипаж судна был расформирован, так как его предполагали передать Академии наук СССР. В этот период судно основательно пограбили, и впоследствии его пришлось восстанавливать. Так как гражданское ведомство содержать катамаран отказалось, судно осталось в составе ВМФ. С апреля 1985 года экипаж «Коммуны» возглавлял гражданский капитан Леонид Александрович Балюков, благодаря неустанным заботам которого удалось сохранить это уникальное судно.

01.07.1999 г. «судоподъемное судно «Коммуна» было переименовано в «спасательное судно «Коммуна».

СС «Коммуна» 2010 г.

После смерти Л.А. Балюкова на капитанский мостик «Коммуны» поднялся Анатолий Александрович Ишинов (капитан 1 ранга в отставке). Его появление вызвало прилив новых сил у экипажа судна-ветерана. Моряки катамарана собственными силами провели покраску судна, частичный ремонт помещений и оборудования.

На настоящий момент спасательное судно «Комунна» является старейшим судном Российского Военно-Морского Флота (в июле 2016 г. будет 101 год в строю!). Судно несмотря на свой возраст активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

СС «Коммуна» 2010 г.

С 01.2012 г. входит в состав 1-й группы 145-го отряда спасательных судов с базированием на Севастополь.

В феврале 2016 г. судно приняло на вооружение спасательный глубоководный аппарат АС-28 проекта 1855 со спасательного судна «Саяны», прибывшего в Севастополь на ремонт.

СС «Коммуна» в доке. Обратите внимание — ввиду малой ширины — 13,2 м, «Коммуна»

помещается в стандартныйц док.

Переименования корабля: с 31.12.1922 г. — «Коммуна».

В источниках , большое количество фотографий «Коммуны»

Фотографии модели «Коммуны» в масштабе 1:100

Судоподъемное судно-катамаран «Коммуна»

Катамаран-спасатель по праву называют судном-долгожителем, свидетелем нескольких эпох. Верой и правдой это судно служило флотам Императорской России, Советского Союза, а сегодня продолжает находиться в боевом строю Российского ВМФ.
Его история началась в 1911 году, когда впервые в отечественной истории был разработан проект специализированного двухкорпусного судна — спасателя подводных лодок. Его заказчиком выступил Морской генеральный штаб, а прототипом послужил германский катамаран-спасатель «Вулкан».
Контракт на постройку судна был заключен 5 мая 1912 года, и уже в середине ноября на стапеле верфи Путиловского завода началась его сборка. Интересно, что и в настоящее время состояние корпуса остается почти идеальным. Дело в том, что при его изготовлении применялась особая ковкая корабельная сталь. В ноябре 1913 года судно было спущено на воду. Однако сдаточные испытания начались только весной 1915 года. Первая мировая война нарушила все планы. 14 июня на «Волховъ» (так первоначально называлась «Коммуна» был поднят Военно-морской флаг, и судно вошло в состав Балтийского флота. Эта дата считается официальным Днем рождения СС «Коммуна».
Впервые спасатель был использован по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 0 часов 50 минут гинеями «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа спасателя лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй.
Судно «Волховъ» участвовало в революционных событиях и в гражданской войне, обслуживая субмарины Красного Балтийского флота. В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря (в день образования СССР) спасательное судно «Волховъ» получило новое название «Коммуна».
Спасательное судно участвовало в советско-финской и Великой Отечественной войнах. В составе Черноморского флота — с 1967 года. В Севастополе «Коммуна» была переоборудована в судно — носитель глубоководных аппаратов, получив дополнительное оборудование для базирования 1-2 глубоководных аппаратов. К 5 декабря 1974 года «Коммуна» приняла на борт первый аппарат АС-6 типа «Поиск-2», рассчитанный на глубину погружения в 2000 метров. Аппарат испытывался в общей сложности 158 дней, а «Коммуна» 13 раз выходила в море и провела там 48 ходовых суток. Утром 15 декабря 1974 года аппарат совершил рекордное погружение на глубину 2026 метров. В 1977 году «Поиск-2» использовался при подводном поиске штурмовика СУ-24, потерпевшего катастрофу и затонувшего у берегов Кавказа на глубине 1700 метров.
Сегодня на капитанском мостике «Коммуны» — капитан 1 ранга в отставке Анатолий Ишинов. По его словам, несмотря на почтенный возраст, СС «Коммуна» по-прежнему находится в боевом строю Черноморского флота, в полном рабочем состоянии поддерживаются корпус, механизмы и системы. Ярким и убедительным подтверждением сказанного являются проведенное в октябре 2009 года испытание новейшего аэромобильного комплекса. Во время работы в море, в полигоне боевой подготовки, СС «Коммуна» решило ряд задач по плану боевой подготовки. В том числе впервые с борта судна производился спуск новейшего спасательного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Пантера+». Учения по поиску осуществлялись на глубине около 60 метров.
Ныне на счету «Коммуны» более ста поднятых и отремонтированных кораблей и судов.
Тактико-технические данные СС «Коммуна»
Водоизмещение: 3100 т.
Размеры: длина — 96 м, ширина — 13,2 м, осадка — 3,7 м.
Максимальная скорость хода — 10 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль.
Силовая установка: 2 дизеля, 2400 л.с.
Вооружение: нет.
Специальное снаряжение: 4 пары гиней (подъемные механизмы) с тяговым усилием 4х250 тс, подъемные устройства для 2 малых аппаратов.
Экипаж: 250 человек.