Когда крестился князь Владимир

Содержание

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.

Монеты князя Владимира

Во время своего правления князь Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

Основание города Владимира

Историки расходятся во мнении, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной версии, город основал в 990 году сам великий князь Владимир Святославич. По другой, в 1108 году — князь Владимир Мономах.

В пользу основания города святым равноапостольным князем Владимиром говорят упоминания о нем в нескольких летописях. Это Супрасльская, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.

Десятинная церковь — церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве

Десятинную церковь в Киеве построили по указу святого равноапостольного князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».

Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной.

В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.

В 1240 году монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. От Десятинного храма остались южный придел и кусок стены. Развалины простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». В храме возобновились богослужения.

Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага, а в них — останки двух людей. В течение нескольких столетий они почитались как принадлежавшие князю Владимиру и княгине Анне, сейчас же полностью утрачены.

В 1828 на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938—39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.
Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.

Владимир Красное Солнышко

Владимир Красное Солнышко — именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимира. Как считают исследователи, этот былинный образ — скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.

В былинах Владимир Красное Солнышко — это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж — Дажьбог, бог солнца у славян-язычников.

Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV — начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор.

Смерть и мощи святого равноапостольного Владимира

Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Прославление князя Владимира в лике святых

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

Икона святого равноапостольного Владимира

Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.

Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.

Еще один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.

Тропарь равноапостольному великому князю Владимиру

глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер — Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Кондак равноапостольному великому князю Владимиру

глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Молитва первая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор святого равноапостольного князя Владимира находится в Санкт-Петербурге на улице Блохина, 26.

В самом начале XVIII века, сразу после основания города, на этом месте построили деревянный храм, предшественник Князь-Владимирского собора. Это была трехпрестольная мазанковая церковь. Главный престол освятили в честь Успения Богородицы; богослужения совершали в присутствии императора Петра I. По царскому указу, церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором начали строить одноглавый каменный храм, но через два года, когда на престол взошла Елизаветы Петровна, строительство заморозили. Проект переделали — в 1766-ом по чертежам архитектора Ринальди начали возводить пятиглавый собор с трехъярусной колокольней. К 1772 году строительство прервал пожар — огонь уничтожил старинный деревянный Успенский собор и повредил строящийся каменный. Закончили строительство лишь 1 октября 1789 года. Собор освятили в честь святого равноапостольного князя Владимира.

В 1940—2001 годах в Князь-Владимирском соборе хранилась икона Казанской Божией Матери. Сейчас она возвращена в Казанский собор.

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор был построен в Киеве по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Филарета, с которой он в 1852 году обратился к императору Николаю I. Храм строился на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Ивана Штрома.

Сбор пожертвований шел очень медленно, но когда в 1857 году проектом заинтересовался новый император Александр II, дело сдвинулось с мертвой точки. Смету переделали: храм решили строить меньшего размера и по другому проекту — архитектора Александра Беретти. Первый камень в фундамент собора заложили в 1862-ом, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В 1866 году, когда здание было почти готово — оставалось установить купола, стены вдруг дали трещины. Работы заморозили и создали специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов. Из Петербурга прибыл Иван Штром, автор первоначального проекта собора. Он нашел ошибки в чертежах.

В итоге строящемуся собору снова поменяли архитектора. Владимир Николаев закончил двадцатилетнее строительство в 1882 году. Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Освятили храм в 1896 году, в присутствии императора Николая II и его семьи.

В годы советской власти собор не разрушили, но с 1929-го разместили в нем Музей антирелигиозной пропаганды. В период немецкой оккупации в Великую Отечественную войну Свято-Владимирский собор оставался действующим. Сейчас он принадлежит неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Московский Епархиальный дом с храмом святого князя Владимира

Московский Епархиальный дом находится практически на Садовом кольце в Лиховом переулке, 6.

Это здание, построенное новомучеником святым митрополитом Владимиром в 1901 году для целей народного просвещения, в 1917–1918 годах использовалось для проведения заседаний исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви, в нем располагались Епархиальная библиотека, музей, а с 1918 года Богословский институт.

В 1920-е годы Епархиальный дом был закрыт, разграблен, передан центральной студии документальных фильмов и изуродован перестройкой. В 2003 году мемориальное здание было незаконно продано в частные руки в результате ложного банкротства.

Возвращение здания государству стало возможным благодаря объединенным поистине героическим усилиям сотрудников госадминистрации, юристов и членов Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Было проведено более 30 арбитражных судов, выплачено более 2 млн. долларов.

В настоящее время получено распоряжение Росимущества и заключен договор о праве ПСТГУ на безвозмездное пользование зданием. К 1000-летию со дня кончины св. князя Владимира, которое будет отмечаться в 2015 году, здание должно быть полностью отреставрировано. Это единственный большой (есть еще только приделы и домовые храмы) Владимирский храм в Москве.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

На анонсе — Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Источник ru.wikipedia.org

Кровавое солнышко Руси: каким человеком был Святой креститель князь Владимир

Крестили мечом и огнем

Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда. Самыми ярыми противниками Христа стали новгородцы, которые когда-то приютили и поддержали сына рабыни, а теперь Великого князя. В благодарность Владимир отправил в Новгород дядьку Добрыню и воеводу Путяту.

Уничтожение языческих идолов

Путяте удалось ворваться в центр Новгорода, однако его дружину окружили. Тогда Добрыня поджег город. Пока новгородцы спасали свои дома, дядя Владимира вызволил воинов. Отсюда взялась поговорка: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Победители сильно разгромили город, после чего пришлый бог ромеев стал новгородцам чуточку ближе. Однако антихристианские восстания в Северо-Западной Руси вспыхивали еще 150 лет.

15 июля 1015 года Владимир скончался, а 11 его законных сыновей устроили резню за власть. С XIV века Владимир признан равноапостольным святым. В былинный эпос убийца брата, многоженец и насильник вошел как князь Владимир Красное Солнышко.

Смотрите также — Норвежский музей Лофотр: путешествие в мир викингов

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: война • Европа • история • культура • лонгриды • мир • народы • религия Теги: викинги • Владимир • князь • Крещение • Русь • средневековье

Как было найдено место крещения князя Владимира

В дни празднования 1030-летия Крещения Руси мы вспоминаем торжества, проходившие 30 лет назад, когда в стране, еще СССР, отмечали Тысячелетие этого самого значимого в нашей истории события. Одним из участников и свидетелей тех торжеств был Сергей Алексеевич Беляев – известный церковный археолог и историк, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской Академии Наук, определивший как раз тогда, в каком именно храме Херсонеса был крещен равноапостольный князь Владимир. Сергей Алексеевич, много лет проводивший раскопки в Херсонесе, нашел и ту церковь, которую построил князь в память о своем крещении. О том, как были сделаны эти важнейшие открытия, о самих торжествах в честь 1000-летия Крещения Руси – наша беседа.

Кафедральный храм во имя апостола Петра и крещальня – место крещения князя Владимира (современное состояние). Фото Олега Макарова

Город, через который вера Христова пришла на Русь

– Сергей Алексеевич, вы были не только очевидцем, но и активным участником празднеств в честь Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году: выступали с докладами, вели работы по научной подготовке праздника. Какую главную особенность тех торжеств вы бы отметили сейчас?

– Этот праздник был, прежде всего, праздником государственным. Он проходил, еще раз подчеркну, на государственном уровне.

– Скажите, а точное место Крещения князя Владимира специально искалось к празднованиям? Или «так получилось»? И что привело вас именно в Херсонес?

– Нет, цели найти купель князя Владимира именно к празднованию не ставилось.

А что привело в Херсонес?.. Этот древний город был центром всей моей жизни. Я по специальности историк-археолог, и с первого курса исторического факультета Ленинградского университета моей «узкой темой» была античная археология. Причем античная археология Северного Причерноморья. Как известно, на северном берегу Черного моря было много античных городов.

В 1957–1959 годах я был на раскопках в Симферополе – там находится столица Скифского царства Неаполь Скифский. В те годы нельзя было просто так приехать в Севастополь: он был «закрытым» городом, но главный археолог Крыма П.Н. Шульц (в свое время – в 1920-е годы – выпускник Ленинградского университета) всей нашей экспедиции организовал пропуск в Херсонес. В августе 1958 года я впервые оказался в этом древнем городе. И это была любовь с первого взгляда!

Тогда я еще не отдавал себе отчета в том, что Херсонес – это наш главный центр христианства, через который вера Христова пришла на Русь. Я знал, конечно, основные факты, но всех масштабов этого события и не предполагал…

Сам облик города, его местоположение, его раскопанные здания, его улицы и храмы (еще с начала XX века Херсонес называли «русскими Помпеями») производит неповторимое впечатление!

Купель, в которой крестился равноапостольный князь Владимир

В отличие от других городов (Пантикопеи, Феодосии) Херсонес был построен из камня. Поэтому и здания, и оборонительные стены, и вообще любые другие постройки здесь сохранились куда лучше, чем в других античных городах Северного Причерноморья. Так что еще и эта сторона поражает человека, который впервые оказывается в Херсонесе. Она поразила и меня.

Сначала я исследовал Херсонес в составе экспедиции Государственного Эрмитажа, куда меня приняли на работу после окончания университета. А потом сам возглавил экспедицию Академии Наук и руководил ею в течение 15 лет. Так что с 1958 года и до сих пор Херсонес – основной центр моей научной деятельности.

«Храм на горе»

– Раскопки в Херсонесе велись ведь еще в XIX веке…

– Да, с 1827 года. Организатором первых раскопок был военно-морской флот – с согласия Государя Александра Павловича, данного еще в начале 1820-х годов. И уже тогда основной целью раскопок, которыми руководил капитан-лейтенант Крузе, было найти место Крещения князя Владимира. Это явствует из сохранившейся переписки между Морским ведомством и русскими Императорами. И вот с этой целью в 1827 году были проведены первые раскопки в Херсонесе: было раскопано три храма (один – более или менее в центре города, два – немного на окраине).

Храм, в котором крестился князь Владимир, начали искать еще в 1827 году

Потом раскопки продолжались Одесским обществом истории и древностей, еще позднее – Императорской Археологической комиссией – главным археологическим учреждением императорской России. Так что к моменту моего появления в Херсонесе была раскопана примерно одна четверть города (около 10 гектар).

– Прежние раскопки, вероятно, в какой-то мере облегчили вам работу?

– У археологов всегда работы хватает: Помпеи раскапываются, по-моему, с 1711 года, и то раскопан далеко еще не весь город!..

– А как определяется уровень продвижения к цели, например? Вы ведь тоже искали место Крещения князя Владимира…

– Я место крещения князя Владимира не искал. План работы определяется коллективно, в данном случае – руководством музея-заповедника. Так что если кто из специалистов или археологов имеет желание исследовать что-то определенное, это еще не означает, что он свое желание сможет удовлетворить.

– То есть у вас был просто полигон для работы начинающих археологов?

– Нет-нет-нет, все не так. В Херсонесе очень много чего было раскопано, но еще больше недокопано. Потому что Императорская Археологическая комиссия, которая вела раскопки в Херсонесе с 1888 года и до революции, раскапывала какой-то памятник, работы над ним не завершала, но переходила на другой памятник. Грубо говоря, «снимались сливки», но целиком памятник не открывался. Так получилось и с тем местом, которое руководство Херсонесского музея определило мне для раскопок, для приложения моих знаний.

Базилика в Херсонесе

Но во всем действует Промысл Божий. Лично мне хотелось проводить раскопки в другом месте, раскапывать другой храм, в другой части Херсонесского городища – так называемую «базилику Крузе»: она мне казалась более интересной. Но руководство посчитало, что сначала нужно докопать другой храм, раскопки которого были начаты в 1890 году. Это так называемая «базилика на холме».

«Базилика на холме» – именно тот храм, который князь Владимир построил в память своего Крещения

Конечно, я немножко посетовал, но принялся за дело с полной отдачей… – и смог в очередной раз убедиться в благом действии Промысла Божия! Оказалось, что лучшего участка для раскопок и не придумать, к тому же – и это важнее всего – в ходе работы выяснилось, что эта т.н. «базилика на холме» именно тот храм, который князь Владимир построил в Херсонесе в память своего Крещения! И заложил на Руси традицию ознаменовывать события государственной жизни, общественной жизни и народной, семейной жизни постройкой храмов. Эта традиция получила свое основание здесь, в Херсонесе.

Как известно, согласно русским летописям, князь Владимир перед тем, как отбыть в Киев после принятия Святого Крещения, в память этого важнейшего в его жизни события поставил в Херсонесе храм в честь своего небесного покровителя – святителя Василия Великого. Летопись называет его «храмом на горе». А археологи, не вдаваясь подробно в летописные тексты и учитывая только местоположение, назвали вновь открытый в 1890 году храм «базиликой на холме». Удивительно!

Этот храм был мною полностью раскрыт, была дана также его реконструкция. Результаты работы были опубликованы еще в 1994 году в виде большой статьи в журнале «Византия-Руссика», сейчас я готовлю монографию.

– Какие еще работы, кроме раскопок храма святителя Василия Великого, велись вами в Херсонесе?

– Так получилось, что все мои работы в этом древнем городе связаны с пребыванием здесь князя Владимира и раскрытием событий той поры. Это и само Таинство Крещения князя, и его венчание с царевной Анной, и постройка храма. Конечно, нельзя было обойтись без изучения осады города князем Владимиром. Храм стоит как раз около участка оборонительной стены, которую князь осаждал.

«Посреде града» – посередине или внутри?

– А как и на основании чего удалось определить тот храм, где крестился князь Владимир?

– Наступил такой период в моей жизни, когда экспедиционная работа, очень бурная до этого (я ведь и базу Академии Наук в Херсонесе построил), прервалась, и мне пришлось основное внимание сосредоточить на работе научно-исследовательской. А меня всегда удивляло и поражало, почему многочисленные исследователи, писавшие о Херсонесе – и в дореволюционную, и в советскую эпоху, – ни разу не поставили вопрос о точном определении того места, где князь Владимир принял Святое Крещение и где он венчался с царевной Анной.

Так выглядела крещальня на момент крешения князя Владимира. Реконструкция С.А. Беляева

В письменных источниках эти места определены очень четко. Но они определены словесно. В частности, сказано в «Повести временных лет» (и в других источниках), что князь Владимир принял Святое Крещение в церкви, которая «стоит посреде града, идеже торг деют корсуняне». А в Херсонесе на тот момент раскопано было около сотни христианских храмов и маленьких часовен, относящихся к византийской эпохе и позднесредневековых. И поэтому надо было выработать те критерии, условия, которые позволили бы конкретизировать поиски именно той церкви, которая стоит, как сказано в летописных текстах, «посреде града, идеже торг деют корсуняне».

До меня всех смущало слово «посреде»: все исследователи воспринимали значение этого слова как «посередине». И искали церковь, которая находится более или менее в топографическом центре Херсонеса.

Такой церковью оказался храм, открытый при первых раскопках в Херсонесе (один из трех храмов) в 1827 году капитан-лейтенантом Крузе. Над этой церковью сейчас стоит новый собор. По сравнению со всеми остальными храмами она расположена более или менее в центре. Но все-таки, выражаясь современным языком, она «не тянет» на кафедральный храм Херсонеса. Ведь, поскольку во всех источниках (и в русских, и в византийских летописях) сказано, что Крещение князя Владимира совершил местный епископ, совершенно ясно, что тот храм, в котором это Таинство свершилось, должен быть кафедральным собором Херсонеса.

И с этого именно факта я начал «раскручивать» историю. Причем процесс был для меня довольно мучительным и занял в принципе много времени. Но как раз к 1988 году основные понятия были выработаны и основная точка зрения сформировалась.

Прежде всего – к восприятию и истолкованию слова «посреде», что далось мне тяжелее всего. Потому что и звучит, да и всеми воспринимается оно как «посередине». Но я очень люблю во время богослужений вслушиваться в тексты Священного Писания и песнопений, которые поют и читают в храме. А в начале каждой вечерни поется Предначинательный псалом, в котором есть такая фраза: «Посреде гор пройдут воды…» Это, конечно, не означает, что вот имеется гряда гор и ровно посередине ее какой-то ручеек течет. Или вот еще другое выражение, уже из Евангелия: очень часто говорится, что Спаситель стоял «посреде учеников Своих». Это, конечно, не значит, что ученики образовывали ровный круг и в центре круга стоял Спаситель. Означает же это то фактически, что была группа людей (как она располагалась – это Одному Богу известно: она могла располагаться, как ей угодно и как ей удобно) и внутри этой группы находился Спаситель. Я бы мог привести еще много других примеров. Чтобы их собрать, мне пришлось не один день просидеть за картотекой в Институте русского языка (там составляют словари XI–XVII и XI–XIV веков). Работая с этой картотекой, я нашел очень много материалов, но в печати привожу только несколько текстов, которые связаны именно с богослужебной церковной жизнью.

– То есть на помощь археологии пришла филология?

– Да. И здесь неоценимую помощь в поддержке моей позиции оказали два наших крупнейших филолога (ныне уже покойные) – Лидия Петровна Жуковская и Дмитрий Сергеевич Лихачев. Хотя у меня с Д.С. Лихачевым и были очень добрые отношения, встречаться с ним я поначалу не рискнул; с Лидией Петровной (она была москвичкой) у меня отношения были более простыми, и она меня поддержала. И на основании всех слов, выписанных из картотеки, на основании словарей латинских, греческих и прочих было признано, что летописное «посреде» означает «внутри». Это соответствует значению данного слова и в греческом, и в латинском языках.

В Евангелии и богослужебных текстах слово «посреде» означает «внутри», «среди», а не «посередине»

А когда я с трясущимися коленками все это изложил Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, он дружески похлопал меня по плечу и сказал: «Так и только так, и никак иначе!» И стало жить намного легче…

Стало быть, можно искать храм не только в топографическом центре, но и внутри стен Херсонеса – практически в любом месте. Это первое.

«Равноапостольный Кирилл помог… найти храм, где крестился князь Владимир»

– Что еще нужно было учесть для определения, в какой именно церкви Херсонеса совершилось Таинство Крещения князя?

– Знание латинского и греческого языков и соответствующих текстов, связанных и с другими эпизодами церковной жизни Херсонеса, привело меня к внимательному знакомству с источниками, которые рассказывают о пребывании в Херсонесе епископа Римского Климента и святого равноапостольного Кирилла. Как известно, равноапостольный Кирилл по дороге в Хазарию оказался в Херсонесе, здесь он узнал, что святые мощи епископа Римского Климента преданы забвению и никто не знает, где они находятся. Равноапостольный Кирилл произвел опрос местных жителей и, выяснив, где они могут быть более или менее точно, произвел первые раскопки в Херсонесе. Так что первым археологом Херсонеса является святой равноапостольный Кирилл.

Крещальня. Реконструкция С.А. Беляева

Я опущу подробности, остановлюсь только на том, что имеет непосредственное отношение к событию Крещения князя Владимира и Крещению Руси.

Так вот, обретенные святые мощи епископа Климента перенесли в город – был совершен крестный ход, – после чего святые мощи положили именно в тот храм. Сохранился отчет обо всех этих «работах» епископа Кирилла – в двух вариантах. Как полагают исследователи, отчет был написан по-гречески и представлен византийскому императору и Константинопольскому патриарху. Это греческий текст, он не сохранился. Но сохранился его славянский перевод. И сохранился еще один текст. И оба эти текста получили свое название: греческий текст и его славянский перевод называется «Корсунская легенда», а тот, что был переведен на латинский язык и получил большее распространение на Западе, – «Итальянская легенда». И в том тексте, который восходит к греческому оригиналу, сказано, что святые мощи епископа Климента были положены в «кафоликон» (то есть в кафедральный храм). А в «Итальянской легенде», в латинском тексте, этот же храм был назван «basilica major». Значит, святые мощи положили в кафедральном храме Херсонеса, который имел архитектурную форму большой базилики. Отсюда явствует, как выглядел кафедральный храм Херсонеса: это – большая базилика.

Это должен был быть кафедральный собор Херсонеса – большая базилика

Среди раскопанных древних храмов Херсонеса имеется примерно 12 базилик, которые относятся к раннему времени (то есть к IV, V, VI векам). Они разного размера, находятся в разных частях города и возникли по разным поводам. Но одна расположена в центре города – не в топографическом центре, а на месте главного языческого храма, который был разрушен. Но судя по текстам, он был разрушен не жителями Херсонеса, не христианами, а во время сильного землетрясения. И как раз в это время вышел указ императора Константина Великого, запрещающий восстанавливать разрушенные языческие храмы.

Тогдашний епископ Херсонеса этим указом воспользовался и на месте языческого храма построил свой кафедральный христианский собор.

Этот храм очень большой, я бы сказал, что он просто грандиозный: его длина почти что 120 метров! Он не уступает по размерам многим базиликам Рима. Потом мне удалось почти тут же найти дом епископа. Так что был найден кафедральный собор Херсонеса!

Уваровская базилика

И для данного вопроса – определения места Крещения и венчания князя Владимира – важны еще некоторые литургические особенности. Основная из них состоит в том, что, как известно, до сих пор при совершении каждой Божественной Литургии перед Херувимской песнью возглашается: «Оглашеннии, изыдите!» То есть некрещеные должны покинуть храм. Этот обычай идет с древних времен, и, чтобы некрещеные не присутствовали при совершении Таинства Евхаристии, еще со второй половины III века, когда церквей как отдельных зданий не было, а молились по домам, стали устраивать особые помещения для совершения Таинства Крещения, которые называли баптистериями, по-русски – «крещальнями».

И еще. Факт общеизвестный, но почему-то при таких изысканиях он практически никогда и никем не принимается во внимание: тогда Таинство Крещения мог совершать только епископ. Это было сделано ради того, чтобы в Церковь не проникли ереси, которых в то время было великое множество. Еще в XII веке Херсонесский епископ извиняется перед кем-то за то, что он не может сам совершить Крещение, поскольку должен ехать на заседание Синода в Константинополь.

И еще одно обстоятельство надо иметь в виду: в те времена Таинство Крещения совершалось только четыре раза в году (сначала – вообще один, потом – четыре). И это нашло отражение в современной литургической практике, когда на Пасху, на Рождество, на Крещение и на Троицу вместо Трисвятого за Литургией поют «Елицы во Христа крестистеся…» Это свидетельство того, что Таинство Крещения могло совершаться в Древней Церкви только в эти дни.

Крещальня в Херсонесе только одна – в том храме, который называется по имени своего исследователя графа Уварова «Уваровской базиликой» – исторически она, согласно письменным источникам, была посвящена святому апостолу Петру. И только в этом храме имеется крещальня. Она сохранилась, это уникальное сооружение – тетракон, или четырехабсидный храм, диаметром 12,5 метров. Две пристройки: одна – для катехизации (подготовки к Таинству Крещения), вторая – для совершения Таинства миропомазания.

Таким образом, имея эти признаки кафедрального храма, довольно легко было установить место и саму церковь.

Храм этот был построен в IV веке при императоре Константине Великом епископом Капитоном, просуществовал до конца XIV – начала XV века – до гибели Херсонеса.

– Вы сразу решили опубликовать свое открытие или еще посоветовались с кем-то из ученого сообщества?

– Нет, я ни с кем не советовался, я сделал доклад на конференции в Петербурге (она была последней по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси), проходила в конце января – первых числах февраля 1988 года. На этой конференции было очень много ученых и исследователей из разных стран. Это было первым таким соединением преподавателей и священнослужителей Русской Православной Церкви, сотрудников Академии Наук и всех университетов, а также большого количества иностранных участников, как светских, так и церковных.

Храм, который построил в Херсонесе князь Владимир сразу после своего крещения

На этой конференции присутствовал, в частности, отец Иоанн Мейендорф, который очень лестно отозвался о моем докладе. Сказал, что его надо бы было сделать основным. У меня после этой конференции с отцом Иоанном завязалась дружба на всю жизнь, до самой его кончины: мы и совместно работали, и виделись, и много говорили на разные темы.

«Это было Торжество Православия»

– А само празднование 1000-летия Крещения Руси помните? Поделитесь, как это было.

– Конечно, помню! Торжества продолжались целую неделю: открылись Божественной Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Может быть, не все об этом даже и знают, но на торжествах в Москве присутствовали (сами или через своих представителей) все Поместные автокефальные Православные Церкви. То есть Тысячелетие Крещения Руси явилось подлинным Торжеством Православия! Торжеством всего мирового Православия. Представители всех Церквей участвовали во всех богослужениях – и в Елоховском соборе, и в ряде других храмов. Так что наш праздник явился общеправославным, вселенским! И мало кто знает о том, что впервые телевизионная трансляция праздника из Советского Союза велась на зарубежные страны! Впервые велась такая трансляция на Германию, Австрию, Балканы… – все основные моменты празднования 1000-летия Крещения Руси транслировались за рубеж. Во всяком случае, богослужения в Елоховском соборе и в Свято-Даниловом монастыре. Я молился за каждым из этих богослужений.

– Сергей Алексеевич, какое было основное чувство в те дни?

– Конечно, не передать тех ощущений, тех чувств, которые ты испытывал тогда, 30 лет назад. Надо учитывать еще и то, на каком общественно-политическом фоне происходило празднование: ведь еще за два-три года до этого в стране господствовала безбожная власть! Еще недавно вовсю торжествовала атеистическая пропаганда! Конечно, она была в меньших формах, в меньшем объеме, чем, скажем, в 1960-е или 1970-е годы, но она была! И вот тут – это Вселенское Торжество, эта вселенская радость – безграничная радость! Это очень трудно передать и очень трудно описать. Ты чувствовал, что открывается новая эпоха! И дело, конечно же, не в политических переменах, а в раскрепощении человеческого духа и в утверждении христианства! И недаром этот период нашей истории называется многими «вторым Крещением Руси».

Незабываемое впечатление оставил у меня вечер в Большом театре – финал торжеств. Зал был переполнен. У меня было место в партере, довольно близко к сцене. И я помню, насколько неожиданным было увидеть на сцене изображения крестов, храмов и монастырей… Я не говорю о божественных звуках песнопений, которые лились со сцены…

И совершенно уж неожиданным и непостижимым было первое появление в светском общественном месте Святейшего Патриарха Пимена! Он вошел перед началом концерта в Царску ложу – и весь зал встал! Это надо было ощущать, надо было видеть, это надо было пережить!

А сам концерт! Чтобы в Большом театре в честь церковного юбилея проходил концерт, да еще на таком уровне и с такими артистами! Я за свою жизнь многое видел и многое слышал. Например, я слышал исполнение великим Козловским песнопения «Ныне отпущаеши» в Елоховском соборе Москвы, я помню это тоже отчетливо. Но здесь было совсем другое…

И, конечно, заключительный аккорд празднеств – Литургия в Даниловом монастыре. Я бы назвал это Литургией всей России, которая явилась прологом к возрождению нашей страны!

Неистовый креститель Руси. Тайны жизни Владимира Красное солнышко

Владимир Красное солнышко, фото: соцсети

Молодой и жестокий, развратный и грозный – так можно было описать нрав юного царя Владимира. Но до определенного периода в его жизни. После того, как правитель принял христианство, характерные черты князя совершенно изменились. Он словно переродился и проникся любовью к божеским канонам. Перестал казнить разбойников и раздавал королевскую казну бедным жителям княжеств. Внук великой княгини Ольги прославился доброй душой и справедливыми решениями, стал яркой исторической личностью, которую до сих пор упоминают в былинах про древнюю Русь. Но так ли все на самом деле?

История Владимира Красное Солнышко начинается с юных годов. Дата рождения королевского дитя – не установлена, но известно, что это были 955-960 года. Он походит из рода Рюриковичей, сын Святослава Игоревича и Ольги Малуши.

И первая тайна жизни начинается именно с рождения Владимира. Он не королевский сын, а ребенок любовницы царя Святослава. Ольга, мать Святослава, узнав, что рабыня их палаца забеременела от ее сына, послала женщину «с глаз долой». При этом не отказалась воспитывать будущего внука. По исполнению мальчику трех лет, княгиня забрала его в Киев. В 4 года отдала на воспитание своему брату Добрыне, он был воеводой. Поскольку отец Владимира оставался жестким и постоянно проводил время в военных походах, до внутреннего состояние государства ему не было дела. Родных сыновей Святослав также видел изредка. Тем не менее, грозный правитель принял решение раздать завоеванные земли детям своим. Ярополку был отдан Киев, Олегу досталась современная Беларусь, а Владимиру подарил Новгород.

С тем, как началось правление великого новгородского князя, что он сделал для Киевской Руси и, какие тайны жизни похоронил со своим светлым именем — нам предстоит узнать.

  • Князь Владимир на Руси.
  • Братья Владимира Красное Солнышко.
  • Князь Владимир история жизни.
  • Личная жизнь князя Владимира.
  • Что сделал Владимир Красное Солнышко для Руси.

Юность, история князя Владимира Красное Солнышко

Каким был Владимир Красное Солнышко в детстве? – таким же, как и все княжеские дети. Слегка избалованным, с хорошим воспитанием и пониманием, что в будущем власть перейдет в его руки. Ходит легенда, что играясь на берегу реки Череха, мальчика снесло течением. Река была полноводной, с сильным потоком. Чудом мальчишке удалось зацепиться за камень и спасти свою жизнь.

«Сейчас этот камень-спаситель является историческим и легендарным местом. Туристы приезжают на реку, чтобы дотронуться до него и осветить свою душу. Верят, что он придает внутренний силы и крепкого здоровья».

В возрасте 12-15 лет Владимир остался без отца, а мать и подавно забыл. Святослав погиб в очередном походе, борясь против войска печенег. Теперь Красное Солнышко стал полноправным правителем Новгорода. Но не забывайте, что молодой царь имел еще двух братьев. Казалось бы, что их семейная структура могла объединить государство в идеальную и независимую державу. Но нет. Между братьями началась междоусобная война за территории. Красное Солнышко всегда пытался оставаться в стороне от конфликта и примерить жадность старших братьев. Но после того как Ярополк перешёл все границы позволенного и собирался убить всех законных владельцев территории, Владимир бежал к варягам. В возрасте 18-22 года, в 978 году он вернулся на свои земли, и с помощью войска сверг правление старшего брата. Теперь, когда он остался последним наследником, власть огромного государства стало принадлежать только ему.

С первых годов правления Владимир собирался сделать христианство единой верой Киевской Руси. Но из-за того что к державе постоянно присоединялись новые племена со своими верованиями, ввести культуру сразу – не удалось. В 983 году князь создал пантеон самых важных славянских богов. Показывая, что его позиция по поводу новой веры — непоколебима.

Владимир Красное Солнышко, история тайны его братьев

Территориальный рост князя Владимира случился по причине смерти брата Олега и Ярополка. Перед смертью отец Святослав приказал младшим братьям беспрекословно слушаться старшего Ярополка. Но молодые и амбициозные не хотели подавлять свои взгляды на управление государством и не подчинялись приказу отца. Первыми поссорились Олег и Ярополк.

Тайной № 1 является история ссоры. Воевода Свенельд ненавидел среднего наследника Святослава – Олега. Поскольку тот во время охоты убил его сына Люта. Нарочно или случайно – неизвестно. Но с тех пор воевода стал настраивать старшего брата против Олега и его принципов правления. Когда Свенельду удалось убедить Ярополка, что Олег ему не соратник и стоит забрать земли – начался первый конфликт между родной кровью.

Поход старшего увенчался весьма странным, но удачным стечением обстоятельств. Ярополк согнал войско Олега около его города Овруча. Вокруг городка был вырыт глубокий ров и, когда битва продолжилась, Олег вместе с лошадьми и солдатами упал прямо в него. Травмы были настолько серьёзными, что средний брат умер сразу после окончания битвы. Ярополк, который не желал убивать брата, а лишь хотел забрать принадлежавшую ему территорию – испугался. Он приказал достать израненное тело и показать ему. Увидев погибшего, Ярополк пришёл в ужас от самого себя. Никакие земли, гордые крики его войска и радость победы не смогли закрыть душевную рану и горесть потери брата.

Ситуация, которая сложилась со старшими братьями — очень напугала Владимира Солнышко. Он решился бежать из Новгорода к варягам. Ярополк не стал искать брата и вскоре забыл о его существовании. А на пустые земли Новгорода отправил бояр. Они управляли областью 2 года. Спустя 2 года Владимир собрал сильное войско, состоящее из варяг. Ворвавшись на свои земли, ему удалось изгнать марионеток брата и вновь взять борозды правления.

Почувствовав вкус власти и силы, он захотел большего и положил взгляд на невесту старшего брата Рогнеду. Та отказала Владимиру в предложении выйти за него замуж. Новгородский князь настолько разозлился, что пошёл с войной на Киев, убил братьев и отца Рогнеды. Насильно заставил выйти за него. Ярополк не осмелился пойти против брата и заперся внутри Киева. После чего, послушав советы своих бояр, бежал в маленький город Родню. Владимир зашёл в Киев и занял престол. Когда-то могущественный Ярополк – стал никем. Бывший киевский князь хотел помириться с неожиданно жестоким братом. Он пришёл в киевский палац, но, не успев дойти до престола, был убит варягами вместе со своим советником.

Князь Владимир Красное Солнышко, крещение Киевской Руси

Всем известно, что именно Владимир официально крестил Киевскую Русь, но на его верование повлияла бабка Ольга, когда-то великая правительница большого государства.

Изначально, Красное Солнышко был убежденным католиком. Католические постройки, вера в различных Богов, несколько жён за пазухой. Удивительно, что он решился принять столь жесткие божеские каноны. Но это все же случилось в 988 году. После ряда великих побед и присоединения многих заграничных земель Владимир почувствовал полную уверенность в своих силах. Следующая задача — захватить Византию, а вместе с ней забрать христианскую веру. Было собрано внушительное войско. Красное Солнышко пошёл на христианское государство вдоль Днепра. Целью завоевания стал город Херсонес, который находился в Крыму. Одержать успех в битве не составило труда. Киевские корабли окружили небольшой городок. Местные жители остались без доступа к основному роднику, а значит, готовились провести последние дни в жажде, или сдаться. Спустя 3 дня удержания Херсонеса, к ногам князя выпустили стрелу. К ней была прикреплена записка, с указанным местом источника воды. Владимир приказал найти воду, а когда ему это удалось, разрушил трубу и однозначно захотел креститься.

После захвата, Киевская Русь отправила послание в Византию, о том что их город захвачен. Также, киевский князь указал, что желает жениться на сестре византийского короля Анне. Правительство христианского государства дало добро. При условии если князь Руси окрестится. План Красного Солнышка прошёл успешно и он с удовольствием принял веру. После своего крещения, правитель крестил все государство и естественно население никто не спрашивал.

Где крестился Владимир Красное Солнышко: Киевский князь крестился в Византии, сразу после атаки Херсонеса он согласился принять верование на землях христианского государства. По приезду в Киев, Владимир надавил на народ и фактически заставил принять веру каждому и забыть о католических Богах.

Владимир Креститель Руси или разоблачитель женских сердец. Интересные факты про личную жизнь Владимира Ясно Солнышко.

Великий распутник и тот ещё балабол – так в тихую о правителе отзывался каждый служитель дворца и весь народ. Он не скрывал, что имел отношения со многими женщинами из разных стран. Да и как тут скрыть, если у него было 22 ребенка. До принятия христианства состоял в католических браках. А после убийства родного брата забрал его беременную жену и сделал наложницей.

Крещение не особо изменило его любовь к нескольким жёнам. Первый христианский брак был заключён с византийской королевой Анной. А после ее смерти в 1011 году, князь моментально женился на неизвестной женщине, которая имела прозвище «мачеха Ярослава». Но дохристианская жизнь принесла киевскому князю 10 детей от различных официальных католических жён. Интересно, что сам Владимир и исторические данные его жизни – полностью запутаны, кто чей сын понять весьма трудно. Со временем он перестал знать, кто на самом деле кровный наследник, а кто подкидыш. Посчитал правильным наградить каждого ребёнка отведённым куском земли.

Возникает вопрос: Зная, что случилось после того, как их отец разделил территорию между 3-мя сыновьями, зачем повторять его ошибки? Ведь положение Владимира ещё больше усугубляло количество детей-наследников – 13 человек. Почему он не задумался, о том что междоусобным войнам быть – неизвестно.

Но случилось все намного хуже. Великому правителю пришла идея изменить весь принцип передачи наследства и завещать все владения любимому сыну Борису. Как только новоиспеченные князи отдельных областей узнали о планах отца – принялись вести с ним войну. В частности, сын Святополк решил устроить заговор против Красного Солнышка. Он перестал перечислять дань в казну киевского княжества. Отец не воспринял столь наглые действия от родного воспитанника, и собрав дружину, хотел идти в военный поход. Его удержала смерть. Возможно, причиной таких противодействий от Святополка стало его собственное положение, поскольку молодой князь предполагал, что Владимир ему не родной отец. Считал, что его родной кровью является мертвый Ярополк, брат Владимира.

Владимир святой или не святой?

Конечно, при правлении Владимира Великого было принято много различных реформ, которые так или иначе повлияли на состояние Киевской Руси. Но принятие законов – обычное дело для каждого князя, их долг и обязанность. Да, Красное Солнышко был отличным воеводой, умел выстраивать торговые отношения с заграничными странами. При нем начали изготавливать первые золотые и серебреные монеты, была построена Десятинская церковь, которая пережила основателя на 125 лет. Но самым выдающимся и значимым действием стало присоединение Руси к христианской вере.

Только представьте себе, что вера, о которой мы не всегда задумываемся, живет на наших землях больше 1000 лет. Множество племён, народов и государств сумели сохранить ее и передать в чистом виде современному миру. Если бы Владимир не пошёл в поход на завоевание Херсонеса, то о христианстве явно можно было бы забыть. Поскольку после смерти владыки его наследники уже не горели идей распространить христианство. Вероятнее всего культура христианства просто бы пропала со временем, а не вошла в ТОП-3 верований по количеству верующих людей.

История России, князь Владимир и интересные факты про него

Эксперты и ученые имеют много мнений по поводу Владимира, как личности и правителя. Большинство из них негативные. Почему?- все просто. Жестокость.

Жестокость, которую он проявлял даже после принятия христианства — удивляет и возмущает. Убийства собственных детей, брата, распутность личной жизни, о какой чистоте души говорить? Он делал все, что хотел и изредка решал вопросы дипломатическим путём. Всегда было два варианта: война или полное подчинение.

Мы подобрали ТОП-3 малоизвестных негативных фактов о правлении Владимира Великого:

  1. Большинство былин того времени рисуют князя, как «славный», «светлый», «милостивый». Но исторические факты говорят совершенно об обратном. Зависть, жадность, жёсткость, корыстность, вероломность – это тоже про святого владыку.
  2. Исторический эксперт Орест Миллер, считает, что прозвище князя «Красное Солнышко» — вовсе не из добрых побуждений. Ученый озвучил мысль: «Солнце ведь бывает не только тёплым, ласкающим и добрым. Оно обжигает, сжигает и высушивает все живое. Красный цвет – цвет войны и крови».
  3. Тот же исторический эксперт отмечает, что Владимир редко был участником настоящей битвы в отличие от византийских правителей. Он любил отсидеться и дождаться окончания войны, речь о боях «бок об бок» со своим войском – естественно не шла.

Вряд ли кто может рассказать обратную сторону выдающейся личности, перекрыть его хорошие поступки реальными фактами. Но мы это сделали. Судить о том, насколько Красное Солнышко был хорошим правителем, каждый может по-разному.

⚡️Коронавирус атакует! Оставайтесь дома! Получайте «Газету на @email» ✉️

Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети. Мы позаботимся о том, чтобы вы читали только интересный и проверенный контент

Изучение истории в школе

Тем не менее, именно при Владимире христианство стало государственной религией. Когда и как в душе Владимира произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно. Однако можно предположить, что Владимир задумывался над содеянным в своей бурной жизни, полной убийств, клятвопреступлений и разврата. Духовное опустошение, непреодолимое с помощью языческих обрядов, раскаяние привели Владимира к мысли от принятия христианства.

События, если верить летописцу, разворачивались следующим образом. В Византии началось восстание против императора Василия II, и положение его оказалось очень тяжелым. Василий обратился к киевскому князю Владимиру за помощью. Владимир согласился, но с условием, что женится на сестре императора Анне. Византийский монах был вынужден принять это условие, но выдвинул свое: Владимир должен был креститься, ведь Анна – христианка. Владимир помог Василию сохранить трон, но император не торопился выполнять свое обещание.

Согласно летописи, сначала князь пригласил проповедников из разных стран, выслушал их, но выбора сделать не смог. Тогда, посоветовавшись с боярами, он послал доверенных людей в разные концы света.

Учитель предлагает школьникам познакомиться с отрывками из «Повести временных лет» и ответить на вопросы:

Куда и зачем направил князь Владимир послов?

Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота православных обрядов?

Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?

Воспроизведем фрагмент этого источника.

ФРАГМЕНТ 1. «Корсунская легенда» (Выбор веры).

Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве».

Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей».

И спросил Владимир: «Где примем крещение?».

Они же сказали: «Где тебе любо».

Если верить летописцу, именно после этого испытания вер Владимир принял окончательное решение. Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой.

Тогда Владимир решил принудить Византию к исполнению данных обязательств силой, захватив город Херсонес (Корсунь) в Крыму. Анну срочно отправили в Корсунь. Владимир крестился. «Епископ же Корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это, крестились», — повествует летопись. Сочетавшись браком с Анной, Владимир возвратился в Киев со священниками, и иконами. По возвращению он крестил всех своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре, затем Владимир приступил к крещению жителей Киева.

Обстоятельства крещения киевлян также описаны в «Повети временных лет».

ФРАГМЕНТ 2. (Обстоятельства крещения киевлян).

Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ.

Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы:

Где и как крестили киевлян?

Как поступил князь Владимир с языческими идолами?

Охотно ли расставались киевляне со старой верой? После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.

ФРАГМЕНТ 3. (Что нового?)

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…

Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог. Как сказал пророк: «Помилую, кого хочу».

Познакомившись с 3-м фрагментом, ученики отвечают на вопросы:

Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?

Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?

Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют:

1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.

2. Укрепление государственной власти и порядка в стране.

3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.

4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.

5. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.

6. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

7. Подъем духовности Руси, появление монастырей.

Завершает урок беседа, в ходе которой обсуждается значение крещения Руси. (Основным вопросом может стать, например, такой: можно ли сделать вывод, что крещение Руси – явление прогрессивное?) Результатом обсуждения становятся записи в планах-конспектах. Учитель предлагает ученикам дополнить записи дома после окончания с текстом параграфа и иными материалами. В итоге в ученических тетрадях появляются записи в виде планов-конспектов «Первые шаги христианства на Руси» и «Значение крещение Руси».

План-конспект урока на тему: Русская культура второй половины XIX – начала XX века.

Триединая дидактическая цель:

обучающий аспект

создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о достижениях русской культуры данного периода, подвести их к пониманию исторических терминов: «передвижники», «Могучая кучка», «Серебряный век»;

развивающий аспект

способствовать развитию понятийного аппарата, грамотной речи, внимания, логического и аналитического мышления;

содействовать развитию коммуникативных способностей, расширению кругозора;

воспитательный аспект

создать условия для формирования чувства уважения к достижениям культуры братского народа, для развития чувства гордости за свой народ;

способствовать формированию навыков здорового образа жизни.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная установка, проектор, компьютер,

Для учащихся: учебник «Всемирная история Нового времени. XIX – начала XX века» (авторы В.С. Кошелев, В.И. Синица), тетрадь, ручка; листы с заданиями; листы для самооценки; листы с дополнительной информацией.

Ход урока

Организационный момент.

Обеспечить своевременное начало урока.

Проверить готовность аудитории, её оборудования.

Проверить присутствующих на уроке.

Распределить учащихся на группы по 4 человека.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Витальевна. Сегодня урок истории мы проведём с вами вместе. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто не умеет читать, кто не умеет писать, кто не умеет слушать. Таких нет? Тогда, я думаю, всё у нас получится!

У вас на столах лежат листы «Самооценка». На определенных этапах урока вам будет предложено оценить свою работу. Самооценку будем проводить, обводя нужный бал (показывается образец). Есть ли у вас вопросы?

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Вспомните, что такое культура?

Ученики: всё, что создано руками человека; облагороженный человеком мир и т.д.

Учитель: Молодцы! Назовите, на какие две группы подразделяют культуру?

Ученики» на материальную и духовную

Учитель: Что включает в себя понятие «духовная культура»? (Какие сферы деятельности человека)

Ученики: религию, литературу, музыку, изобразительное искусство, науку, образование и т.д.

Мотивация

Учитель: зачем человек, и вы в том числе, изучает культуру прошлых времён?

Ученики: чтобы знать, гордиться, развиваться

Сообщение темы урока

Учитель: Мы сегодня с вами будем изучать особенности русской культуры второй половины XIX – начала XX века. Запишите дату и тему в тетради, сделайте набросок следующей схемы и попробуйте, не открывая учебник её заполнить.

Постановка целей и задач

Учитель: Все ли графы вам удалось заполнить? В таком случае попробуйте сформулировать цель нашей с вами работы.

Ученики: изучить культуру России данного периода, заполнить схему …

Учитель: Да, вы правы, мы с вами должны изучить культуру России данного периода. Но не просто изучить, а обратить внимание на её особенности. Смотрите, этот период русской культуры некоторые исследователи называют «Серебряным веком» и утверждают, что в ней проходит процесс демократизации. Значит, вы должны в процессе работы над темой либо доказать либо опровергнуть это утверждение

Цели:

Обучающая: расширить и углубить знания о достижениях русской культуры данного периода, выделить особенности развития русской культуры этого времени, осмыслить значение новых исторических терминов.

Развивающая: развивать понятийный аппарат, грамотную речь, внимание, логическое и аналитическое мышление, развивать коммуникативные способности, расширить свой кругозор.

Воспитывающая: формировать в себе чувство уважения к достижениям культуры братского народа, развивать чувство гордости за свой народ. Формировать навыки здорового образа жизни.

Задачи:

изучить материал учебника;

пополнить свои знания по вопросу, используя дополнительный материал;

систематизировать знания, полученные на уроке.

План урока:

1. Изучение материала параграфа и ответ на полученный вопрос в «домашней группе». Самооценка.

2. Расширение знаний по поставленному вопросу в «экспертной группе». Составление плана отчёта. Озвучивание отчёта согласно плану. Самооценка.

3. Отчёт по вопросу согласно плану в «домашней группе». Оценивание группой.

4. Отчёт перед классом по вопросу методом активного слушания. Самооценка.

5. Подведение итогов работы: дополнение схемы, ответ на главные вопросы темы. Самооценка.

6. Запись домашнего задания.

В силу того, что литературные произведения вы более подробно изучаете на уроках литературы, мы обратим своё внимание на такие области культуры, как музыка, образование, наука, изобразительное искусство. (Если класс большой, целесообразно взять и такие вопросы, как архитектура и литература).

В процессе работы мы будем использовать приёмы технологии развития критического мышления. Вы будете работать в группах, сначала «домашних», потом «экспертных», затем опять в «домашних». Завершим работу методом активного слушания, т.е. вы озвучите полный ответ на свой вопрос, остальные в это время могут вас дополнять, и постараемся дополнить первоначальную схему понятиями, достижениями, фамилиями славных представителей русской культуры данного периода.