Казаки права и обязанности

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАЗАКА

Раменское Городское Казачье Общество «Казачий кордон».

Присяга казака на верность вере Православной и Отечеству:

«Обещаюсь честью Православного Казака перед Всемогущим Богом, перед Святым Его Евангелием и Честным Крестом, чтобы помнить Престол Самодержца Российского и христианскую веру, и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным казачеству, вере Православной и своему отечеству.

Обещаюсь служить ему до последней капли крови, всеми силами способствуя славе и процветанию его. Обязуюсь повиноваться Кругу и избранному им атаману.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах только пользу людям православным и не щадя жизни ради блага отечества.

Обещаюсь повиноваться всем поставленным надо мной начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг честного и христолюбивого Казака.

Обещаюсь быть честным, добросовестным, храбрым и не нарушать своего обещания из за корысти, родства, дружбы или вражды.

В заключение данного мною обещания осеняю себя крестным знамением, целую святое евангелие и честный крест и нижеподписуюсь».

Дата присяги …

Подпись присягнувшего …

Подпись духовного лица …

Подпись атамана братства …

Правила ношения формы.

Приложение к распоряжению начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества от 15 октября 1998 г. № 23

РАЗДЕЛ I

Основные положения

Статья 1

Право ношения казачьей формы одежды предоставляется членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, воспитанникам казачьих кадетских корпусов и школ, учащимся казачьих лицеев и казачьих классов, а также высшим, главным, старшим, младшим и нижним чинам, состоящим в запасе или отставке с правом ношения казачьей формы одежды.

Статья 2

Казачья форма одежды носится строго в соответствии с настоящими Правилами. Предметы формы одежды должны отвечать установленным описаниям, быть тщательно подогнанными и содержаться в безупречном состоянии.

Статья 3

Казачья форма одежды устанавливается:

  • парадная,

  • повседневная,

  • полевая.

Каждая из этих форм подразделяется на летнюю и зимнюю.

Статья 4

Казачья форма одежды носится:

Высшими, главными, старшими, младшими и нижними чинами:

а) парадная:

  • при участии в парадах, на строевых смотрах, торжественных церемониях, при принятии казачьей присяги, при назначении в состав почетного караула, в дни государственных праздников Российской Федерации, годовых праздников казачьих войск;

  • для встречи: Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателей Палат Федерального Собрания, начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества;

  • при освящении знамен и штандартов;

  • при получении наград;

  • при представлении непосредственным начальникам и начальнику Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества при назначении на должность и присвоении казачьих чинов;

  • при посещении храма;

  • при участии в официальных мероприятиях казачьего общества;

  • при погребении и возложении венков к памятникам и могилам;

  • в других случаях по решению соответствующих атаманов.

  • членам казачьих общин войсковых казачьих обществ разрешается ношение только парадной формы одежды без погон в вышеперечисленных случаях

б) повседневная при исполнении служебных обязанностей в правлениях казачьих обществ, на служебных совещаниях и в командировках.

в) полевая при исполнении обязанностей по несению государственной и иной службы и занятиях в учебных центрах.

Статья 5

Форма одежды для строевых смотров, построений и служебных совещаний объявляется лицами, проводящими эти мероприятия.

Форма одежды для несения патрульной службы, а также для казаков, осуществляющих контрольно-пропускную службу в зданиях правлений казачьих обществ, объявляется атаманами казачьих обществ.

Статья 6

Переход на летнюю или зимнюю форму одежды устанавливается приказами атаманов войсковых казачьих обществ.

Статья 7

При временном пребывании членов казачьих обществ в другом казачьем обществе, надлежит руководствоваться установленной в данном казачьем обществе формы одежды по сезону.

Статья 8

Члены казачьих обществ носят форму одежды по принадлежности к войсковому казачьему обществу и казачьему чину.

Статья 9

Воспитанники казачьих кадетских корпусов и школ, учащиеся казачьих лицеев и казачьих классов носят форму одежды по принадлежности к войску, к которому относится данное учебное заведение.

Статья 10

Члены казачьих обществ, привлекаемые на кратко­срочные курсы и учебные сборы носят ту форму одежды, в которой они прибыли на эти курсы, сборы.

Статья 11

Отменяется ношение предметов казачьей формы одежды, снаряжения, знаков различия и нагрудных знаков измененных или неустановленных образцов.

Запрещается:

  1. ношение подворотничков других цветов, кроме белого цвета;

  2. смешение предметов казачьей формы одежды с гражданской.

РАЗДЕЛ II

Казачья форма одежды

Статья 12

Парадная форма одежды для казачьих обществ, кроме Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ:

  1. Летняя — Фуражка, мундир, брюки, сапоги (ботинки), шарф-пояс (кожаный ремень для нижних и младших чинов), казачья шашка на плечевой портупее, перчатки парадные белого цвета.

  2. Зимняя — Папаха, шинель, башлык, мундир, брюки, сапоги (ботинки), шарф-пояс (кожаный ремень для нижних и младших чинов), казачья шашка на плечевой портупее на шинели, перчатки парадные белого цвета.

Статья 13

Парадная форма одежды для Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ:

  1. Летняя — Папаха, чекмень, бешмет, башлык, брюки, сапоги (ботинки), ремень поясной узкий, шашка на плечевой портупее, кинжал на поясе, перчатки парадные белого цвета

  2. Зимняя — Папаха, теплый чекмень и утепленный бешмет, башлык, брюки, сапоги (ботинки), ремень поясной, шашка на плечевой портупее, кинжал на поясе, перчатки парадные белого цвета

Статья 16

Полевая форма одежды:

  1. Летняя — Фуражка защитного цвета, куртка камуфляжная с накладными карманами (нагрудными напатронниками), брюки камуфлированные, сапоги (ботинки), ремень поясной со снаряжением — одним или двумя плечевыми ремнями и пасовыми ремнями.

  2. Зимняя — Папаха, куртка камуфляжная утепленная с накладными карманами (нагрудными напатронниками), брюки утепленные камуфлированные, сапоги (ботинки), ремень поясной со снаряжением — одним или двумя плечевыми ремнями и пасовыми ремнями.

Примечание: расцветка камуфляжа определяется характерными цветами местности, на территории которой располагается войсковое казачье общество.

РАЗДЕЛ III

Ношение отдельных предметов казачьей формы одежды

Статья 17

Папаха с цветным верхом согласно таблице (приложение 1) надевается с небольшим наклоном в правую сторону, а нижний край папахи — на расстоянии 2-4 см над бровями. Верх папахи высших чинов обшит в виде перекрестия и вокруг широким галуном серебристого цвета. Верх папахи главных и старших чинов обшит в виде перекрестия узким галуном серебристого цвета, младших чинов -белой тесьмой.

Высшие, главные, старшие, младшие и нижние чины носят папаху с кокардой.

Парадная фуражка цветом согласно таблице (приложение 1) и повседневная фуражка надеваются с небольшим наклоном в правую сторону и носятся с кокардой.

Центр кокарды должен находиться над переносицей.

Снятый головной убор в строю держится в согнутой левой руке кокардой вперед. Вне строя — в левой, свободно опущенной руке: фуражка должна быть обращена кокардой вперед, а папаха кокардой в левую сторону.

Статья 18

Шинель двубортная при парадной форме одежды для строя должна быть застегнута на крючек и все пуговицы на правую сторону. При повседневной форме одежды разрешается носить шинель двубортную застегнутой на четыре нижние пуговицы с отвернутыми в виде лацканов бортами.

Шинель высших чинов имеет красные канты по воротнику, правому борту, карманам, обшлагам и красную подкладку.

Шинель однобортная — для нижних чинов и кадетов, застегивается на все пуговицы и крючки.

Расстояние от пола до низа шинели для высших, главных, старших, младших и нижних чинов — 38 см. Для воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов — 40 см.

Шинель носится с погонами и петлицами установленного образца по принадлежности к войску.

Статья 19

Бекеша застегивается на крючки на правую сторону и носится с погонами при повседневной форме одежды.

Статья 20

Башлык суконный, защитного цвета накидывается на спину шинели или бекеши, концы пропускаются под погоны и скрещиваются на груди, затягиваясь поясным ремнем или шарфом-поясом. Башлык носится зимой в ненастную погоду.

В конном строю концы башлыка могут закидываться за спину.

Башлык суконный, красного или светло-синего цвета носится на тесьме, свободно закинутым на спину чекменя (летом), с концами пропущенными под погоны и закинутым за спину (зимой).

Статья 21

Мундир парадный, со стоячим закругленным воротником и обшлагами мыском, обшитыми кантом цвета по принадлежности к войску, застегивается на все крючки и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1-2 мм над воротником.

Мундир высших чинов имеет дополнительно по борту кант цвета по принадлежности к войску и красную подкладку.

Статья 22

Брюки прямого покроя (шаровары) с однорядным лампасом шириной 50 мм (для Терского и Кубанского казачьих войск с кантом шириной 10 мм) цвета по принадлежности к войску, для высших чинов с красным кантом шириной 2 мм, по обе стороны канта на удалении 5 мм нашиваются лампасы шириной 20 мм красного цвета, заправляются в сапоги. При повседневной форме одежды могут носиться на выпуск с ботинками.

Статья 23

Чекмень парадный застегивается на крючки. У высших чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг и сверху напатронника узким, под напатронником широким галуном серебристого цвета, имеет красную подкладку.

У главных чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг напатронника узким галуном, сверху напатронника узким галуном в два ряда.

У старших чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг напатронника узким галуном, сверху напатронника узким галуном в один ряд.

У младших чинов по борту до талии и сверху напатронника обшит узкой белой тесьмой в один ряд.

У нижних чинов по борту до талии и сверху напатронника обшит тесьмой, цветом по принадлежности к войску.

В жаркую погоду разрешается по указанию атамана отворачивать рукава чекменя.

Статья 24

Бешмет парадный красного или светло-синего цвета застегивается на все крючки (пуговицы) и надевается под чекмень.

У высших чинов по воротнику обшит широким галуном серебристого цвета, по бортам до талии узким галуном, у главных чинов — узким галуном серебристого цвета в верху и в низу воротника и по бортам до талии, у старших чинов узким галуном серебристого цвета в верху воротника и по бортам до талии, у младших чинов белой тесьмой.

Бешмет защитный (черный) застегивается на все крючки (потайные пуговицы) и носится без чекменя с погонами при повседневной форме одежды.

Статья 25

Китель закрытый застегивается на крючки и 5 пуговиц на правую сторону и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на .1-2 мм над воротником.

У высших чинов по воротнику, бортам, обшлагам, клапанам карманов обшивается кантом цвета по принадлежности к войску.

Статья 26

Рубашка-гимнастерка, застегивается на все пуговицы и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1-2 мм над воротником, подпоясывается ремнем.

Статья 27

Куртка камуфляжная полевая (летняя и зимняя) застегивается на крючок и все пуговицы и носится с брюками защитного (камуфлированного) цвета, заправленными в сапоги. Разрешается носить куртку с брюками утепленными (хлопчатобумажными) в сапоги или с брюками хлопчатобумажными прямого покроя с ботинками.

Разрешается носить по указанию атамана куртку без снаряжения (ремня поясного) с ботинками с высокими берцами.

Статья 28

Шинели, куртки, бекеши, кителя, мундиры, чекмени, бешметы, рубашки-гимнастерки и брюки должны быть установленных образцов, чистыми и отутюженными.

Брюки должны иметь продольные заглаженные складки. На остальных предметах заглаживать складки не разрешается.

Клапаны карманов шинели, мундира, кителя и куртки должны быть выпущены наружу, знаки различия — правильно и опрятно пришиты (прикреплены).

Статья 29

Сапоги хромовые (юфтевые) черного цвета носятся с брюками (шароварами). Ботинки хромовые (юфтевые) черного цветаносятся с брюками (шароварами) и носками черного (темно-синего) цвета.

Статья 30

При ношении форменной одежды обувь должна быть в исправном состоянии и всегда вычищена, ботинки должны быть аккуратно зашнурованы, ушки сапог заправлены в голенища.

Носить обувь с поврежденным верхом или изношенными каблуками, сапоги с опушенными или завернутыми голенищами не разрешается.

Статья 31

Перчатки белые носятся при парадной форме одежды. При других формах одежды ношение перчаток не обязательно.

При отдании чести перчатки не снимаются.

Разрешается носить при парадной, повседневной и полевой форме одежды перчатки коричневого (черного) цвета.

Статья 32

Шарф-пояс парадный на мундирах — должен находиться на талии. При ношении шарфа-пояса на шинели он должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади закладываться за хлястик. Поперечный перехват пояса должен находиться спереди посредине.

Ремень поясной со снаряжением надевается поверх кителя, шинели, полевой куртки и гимнастерки.

На шинелях поясной ремень снаряжения должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади — закладываться за хлястик.

Пряжка поясного ремня должна находиться посредине, а плечевой ремень (плечевые ремни) проходить под правым (правым и левым) погоном (погонами) на расстоянии 6 см от его нижнего края.

Статья 33

Казачья шашка носится на плечевой портупее поверх шинели или мундира на левом боку.

Кинжал (для членов Терского и Кубанского войсковых казачьих обществ) носится на чекмене на узком поясном ремне, спереди по­средине.

РАЗДЕЛ IV

Ношение погон, петлиц и нарукавных знаков

Статья 34

Погоны подразделяются по предназначению на погоны галунные (серебристого цвета) и суконные защитного цвета или цвета по принадлежности к войску (для нижних чинов), а по способу крепления — на нашивные и съемные.

Статья 35

Погоны галунные, с просветами и кантами цветом согласно таблице (приложение 2) носятся на парадной форме одежды и по разрешению войскового атамана на повседневной форме одежды.

Погоны суконные защитного цвета носятся на повседневной и полевой форме одежды.

Погоны суконные цвета по принадлежности к войску согласно таблице (приложение 2) носятся на парадной и повседневной форме одежды.

Статья 36

Нашивные погоны носятся на шинелях, бекешах, кителях, мундирах и чекменях высших чинов на парадной и повседневной формах одежды, для остальных чинов на полевой форме одежды.

Съемные погоны носятся на шинелях, бекешах, кителях, мундирах, чекменях и рубашках- гимнастерках главными, старшими, младшими и нижними чинами на парадной и повседневной формах одежды, а также высшими чинами на рубашках-гимнастерках и полевой форме одежды.

Статья 37

На погонах высших, главных, старших, младших и нижних чинов соответственно казачьему чину (см. таблицу 1) размешаются звездочки золотистого цвета (для парадного и повседневного обмундирования) и защитного цвета (для полевого обмундирования).

Таблица 1

Казачий чин

Количество звездочек

Расстояние от нижнего края погона до центра первой звездочки мм

Расстояние между центрами звездочек вдоль погона, мм

Казачий генерал

нет

Казачий полковник

нет

нет

нет

Войсковой старшина

Есаул

нет

нет

нет

Подъесаул

Сотник

Хорунжий

нет

Подхорунжий

нет

Старший вахмистр

Вахмистр

Статья 38

На погонах младших вахмистров, старших урядников, урядников, младших урядников и приказных соответственно казачьему чину (см. таблицу 2) размешаются нашивки серебристого (белого) цвета для парадного и повседневного обмундирования), защитного цвета (на нашивных погонах полевого обмундирования).

Таблица 2

Казачий чин

Количество нашивок

Ширина нашивки, мм

Младший вахмистр

Одна продольная

Старший урядник

Одна поперечная

Урядник

Три поперечные

Младший урядник

Две поперечные

Приказный

Одна поперечная

Статья 39

Размещение нашивок на погонах:

продольная нашивка на погонах младших вахмистров

посередине погона по всей его длине;

на погонах старших урядников, урядников, младших урядников и приказных поперечные нашивки размешаются на расстоянии 90 мм от нижнего края погона до нижнего края поперечной нашивки, последующие нашивки размешаются выше первой с промежутками 2мм.

на погонах воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов на расстоянии 20 мм от нижнего края погона размешаются присвоенные им буквенные обозначения белого цвета.

Статья 40

В войсковых казачьих обществах петлицы носятся на шинелях высших, главных, старших, младших и нижних чинов — цветом по принадлежности к войску.

Петлицы размещаются нижней стороной по краю воротника, боковой стороной параллельно отлету воротника на расстоянии 20 мм от отлета воротника. На продольно осевой линии петлицы на расстоянии от нижнего края 100 мм размешается пуговица серебристого цвета. От середины верхнего края петлицы до верхнего края пуговицы — 10 мм.

Статья 41

Нарукавные знаки по принадлежности к войсковым казачьим обществам нашиваются на внешней стороне правого рукава шинели, бекеши, куртки, кителя, гимнастёрки (защитного бешмета) на расстоянии 12 см от верхней точки рукава.

РАЗДЕЛ V

Ношение орденов и медалей СССР, России, наградных и нагрудных знаков войсковых казачьих обществ, орденских лент и лент медалей на планках, других знаков отличия на казачьей форме одежды

Статья 42

Ношение орденов и медалей СССР, России, наградных и нагрудных знаков войсковых казачьих обществ на мундирах и чекменях или орденских лент и лент медалей на планках на казачьей форме одежды (кителях и гимнастерках) является обязательным.

Статья 43

При повседневной форме одежды вместо орденов и медалей носятся орденские ленты, ленты медалей на планках.

При полевой форме одежды орденские ленты, ленты медалей на планках и нагрудные знаки не носятся.

Статья 44

Ордена, носимые на колодочках, размещаются на левой стороне груди, а ордена носимые без колодочек — на правой стороне груди. Все медали носятся на левой стороне груди, кроме медалей «За отличие в воинской службе» I и II степени, которые носятся на правой стороне груди.

Наградные знаки войсковых казачьих обществ размещаются после государственных наград.

Статья 45

Ордена и медали располагаются горизонтально вряд с права на лево. Ордена и медали, не умещающиеся в один ряд, переносятся во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, и размещаются в них также с права на лево.

Ордена и медали располагаются так, чтобы верхний край колодочек был на уровне первого крючка мундира или на 70 мм выше напатронника.

Реестровые казаки

Реестровые казаки

Эта статья входит в тематический блок

Казаки

Казачьи войска

Донское · Уральское · Терское · Кубанское · Оренбургское · Астраханское · Сибирское · Забайкальское · Запорожское · Амурское · Семиреченское · Уссурийское

Исторические казачьи войска

Реестровое казачество · Азовское войско · Черноморское войско · Бугское войско · Волжское войско · Кавказское линейное казачье войско · Задунайская сечь · Запорожская Сечь · Персидская казачья бригада · Слободские казацкие полки · Казачья Лейб-гвардия

Казачьи чины

Казак · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник· Подъесаул · Есаул · · Войсковой старшина · Полковник · Генерал-майор · Генерал-лейтенант · Генерал от кавалерии

Разное

Атаман · Гетман · Гетманщина · Некрасовцы · Папаха · Панцирные казаки · Пластун · Шашка · Станица · Царская сотня · Казаки в Турции · Слобожанщина · Совет украинского казачества · Расказачивание · Донской курень · Евреи в украинском казачестве

Реестровое казачество — часть запорожского казачества, которая находилась на государственной воинской службе, сначала в Речи Посполитой, а затем у Российского царя. Казаков записывали в специальные списки-реестры, которые были основой для определения их обязаностей и привилегий.

Образование и ликвидация реестрового казачества

Реестровый казак конной сотни.

Проект создания реестрового казачества был выдвинут в 1524 году, при правлении великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I, который впервые поручил организовать казаков на государственную службу. Но из-за недостатка финансовых средств проект не состоялся. Реализован он был лишь королём Сигизмундом II Августом, подписавшим 2-го июня 1572 г. соответствующий универсал.

По приказу короля коронный гетман Ю. Язловецкий нанял для службы первых 300 казаков. Они давали присягу на верность королю и должны были, находясь в полной боевой готовности, отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений украинских крестьян, восстававших против панов, и в походах на Москву и Крым.

Реестровые казаки, в отличие от остальных, считавшихся в Речи Посполитой холопами, получили привилегии, приравниваясь к мелкой шляхте и оплату за свою службу. Гетман реестровых казаков именовался «Гетман его королевского величества Войска Запорожского».

После заключения Переяславского договора, гетман реестровых казаков стал именоваться «Гетман его царского пресветлого величества Войска Запорожского». Были также подтверждены все привилегии, дарованные реестровому казачеству польским королем и утверждена его численность в количестве 60 тыс. казаков. В дальнейшем, после передачи Россией в 1667 году Правобережной Украины под власть польского короля, реестровое казачество было там отменено.

В Российской империи реестровое казачество также было ликвидировано. Если при Богдане Хмельницком его численность составляла 60 тыс. казаков, то уже при гетмане Апостоле в 1727 году царское правительство сокращает численность реестрового казачества до 10 тыс. казаков на Гетманщине, и до 4200 казаков на Слобожанщине в 1700 году. Все прочие были занесены в «подпомощники». Окончательно реестровое казачество было отменено Екатериной II. В 1783 году вместо казацких было создано 10 кавалерийских регулярных полков. Казацкая старшина получила права российского дворянства, часть казаков была отдана в крепостные, часть составила особый разряд податного сословия близкого к государственным крестьянам, причем последние, по данным малороссийский ген.-губернатор кн. Н. Г. Репнина, к началу XIX века насчитывали приблизительно полмиллиона душ обоего пола.

Привилегии реестровых казаков

Пешие реестровые казаки в праздничной и обычной одежде.

Согласно универсала Сигизмунда II, реестровые казаки освобождались от уплаты налогов, получили независимость от местной администрации и имели самоуправление со своим «казацким старшиной», первым назначенным старшиной был шляхтич Ян Бадовский. Им было определено право на землевладение, первым землевладением был городок Трахтемиров с монастырем и землями до Чигирина, который был своеобразной столицей реестровиков, здесь размещались зимнии квартиры, арсенал, госпиталь и приют для бессемейных инвалидов.

Реестровым казакам также были предоставлены клейноды. Оплата за службу производилась деньгами и одеждой. Официально они стали называться Запорожским или Низовым войском, в противовес Запорожской Сечи, для Польши юридически не существовавшей. Таким образом к концу XVI века образовалось два казаческих центра: один в Запорожской Сечи, считавшейся очагом свободного казацкого движения, второй в Трахтемирове, базе реестровых казаков, ушедших на службу к польскому королю.

В 1654 году, при подписании Переяславского договора, московский царь, кроме утверждения численности реестрового казачества в количестве 60 тыс., обязался выплачивать жалованье казацкой старшине и не вмешиваться во внутренние дела Украины, сохранял местную казацкую администрацию и обязался начать войну против Польши. В тоже время реестровое казачество обязано было налоги направлять в царскую казну. Также царь отказался признать независимость украинской церкви и ограничил самостоятельные дипломатические контакты гетмана реестрового казачества с Крымским ханством, Турцией и Польшей.

Численость реестрового казачества

  • 1572 г. По универсалу Сигизмунда II Августа — 300 человек
  • При Стефане Баторий реестр увеличился до 600 казаков.
  • В 1591—1596 гг. Решением польского сейма реестровое казчество было ликвидировано, но уже в 1599 г. был составлен новый реестр.
  • В 1617 г. Польский сейм утвердил реестровое войско в количестве 1000 человек.
  • 1619 г. — 3 тысячи.
  • 1625 г. — 6 тысяч.
  • Гетман Дорошенко сформировал 6 реестровых полков.
  • 1630 г. — 8 тыс. человек.
  • В 1637 г. после восстания Павла Павлюка реестр был уменьшен опять до 6 тысяч.
  • 1649 г. По Зборовскому договору — 40 тысяч.
  • 1651 г. По Белоцерковскому договору — 20 тысяч. (?)
  • 1654 г. Русским царём Алексеем Михайловичем утверждён 60-тысячный реестр.
  • 1687 г. При гетмане Мазепе — 30 тысяч.
  • В 1782 г. после ликвидации на Украине полково-сотенного строя реестровое казачество было отменено окончательно.

Примечания

  1. Энциклопедия казачества. Москва «Вече», 2007, стр. 357
  2. Українське козацтво. Мала енціклопедія. Київ «Генеза», 2002, стор.419
  3. Энциклопедия казачества. Москва «Вече», 2007, стр. 357
  • Энциклопедия украиноведения
  • Українське козацтво. Мала енціклопедія. Київ «Генеза», 2002.
  • Винар Л. Початки українського реєстрового козацтва. Український Історик, ч. 2—3. 1964.
  • Гайдай Л. Історія України в особах, термінах, назвах і поняттях.-Луцьк: Вежа, 2000.
  • Голобуцкий В. Запорожское казачество. К, 1957;
  • Крип’якевич І. Козаччина і Баторіеві вільности. Жєрела … т. VIII. Л. 1908;
  • Яковлів А. З історії реєстрації українських козаків. Україна, т. І. 1907;
  • Очерк из истории малороссийских казаков в к.XVII и н.XIX вв., журнал КИЕВСКАЯ СТАРИНА, 1898

Наш проект — Казачья Милиция

Главная \ Наш проект — Казачья Милиция

Помощь, которая всегда рядом!

В прошлом году в Петербурге в Выборгском районе и на Петроградской стороне горожане впервые увидели машины, похожие на полицейские, с надписью «Казачья милиция» на борту.

Непонятно: вроде и милиции уже нет, почему казачья, чем занимается, кому подчиняется? Вопросов сразу возникает масса. За ответами мы пришли к атаману ГКО «Казачья служба» Юрию Александровичу Бугаеву.

Казачье ополчение (милиция, служба) в отдельно взятом регионе Федерации- это общественная организация с чёткой структурой и самоорганизацией. Почему казачья? Так как в наших рядах много родовых казаков, а главное идеология казачества близка нам по духу. Наши цели и задачи- это воспитание молодёжи в военно-патриотическом духе, возрождение казачьих традиций и культуры, благотворительная деятельность, а так же содействие администрации и силовым структурам в поддержании общественного порядка, экологической безопасности и охраны животного мира и т.д.

Ещё мы хотим быть самодостаточной и той моделью общественной организации, которая будет существовать не только за счёт добровольных взносов, а и за счёт своего труда и той самоорганизации, которая поможет нам воплотить будущие проекты, которые будут полезны для нас, для общества и государства.

Мы ждём новых людей, готовых сплотиться, тех, кому не безразлична судьба города и страны, у кого есть свежие идеи для решения наших городских проблем.

— Кто и почему инициировал создание казачьей милиции?

— Идея возникла очень давно. Инициаторами стали казаки станицы «Курортной»: Быков Юрий Алексеевич, Автух Андрей Александрович и ваш покорный слуга. Поддержал идею атаман Санкт-Петербургского отдельского казачьего общества (СПб ОКО) генерал майор внутренней службы Крамарев Аркадий Григорьевич. Нам хотелось создать единую казачью структуру, которая бы занималась охраной общественного порядка в городе.

— Что она из себя представляет на данный момент?

— Это сводный отряд казаков из разных станиц СПб ОКО, численностью в 120 человек. Мы входим в состав СПб ОКО. Помимо них в нашей базе есть около 300 волонтеров: людей, с которыми мы имеем связь, которые выразили желание и готовность работать с нами. Из этих людей мы будем формировать дружины по районам. Собственно милиция – та дополнительная сила, которая заинтересована в том, чтобы на территории, где они проживают, был порядок.

— Ваши патрульные не имеют права самостоятельно задерживать преступников. Есть ли смысл тогда патрулировать?

— Можем, если в составе патруля есть полицейский. У нас подписан договор с 71 отделом полиции, с ними мы периодически делаем совместные выезды. Никто не мешает нам, как гражданам, предотвратить правонарушение, если мы его обнаруживаем, и вызвать полицию. На каждом углу полицейского не поставишь. А после реформы под сокращение попали по большей части те сотрудники МВД, которые работали «на земле».

Собственно, наша деятельность не сводится к поимке преступников. Сейчас мы развиваем направление экологической безопасности: будем брать пробы воды в водоемах, почвы, следить за состоянием воздуха. Об отклонениях (если такие имеют место) будем сообщать в природоохранные структуры. В этой сфере мы будем работать совершенно самостоятельно.

Справка «КМ»: Словом «милиция» в большинстве стран мира принято обозначать нерегулярные вооружённые формирования, используемые как для военных целей, так и для поддержания общественного порядка, создаваемые из местного населения, часто, на добровольной основе, и не входящие в состав официальной системы государственных военных и правоохранительных органов. В Российской империи отряды милиции впервые были сформированы во время русско-прусско-французской войны 1806−1807.

— Возможно ли сотрудничество с МЧС?

— Это направление тоже сейчас будем развивать. Но по факту оно уже есть. Недавно был случай, когда мы прибыли на пожар раньше МЧС на 15 минут. Собственно, мы их и вызвали…

— Но Вы же не тушите сами пожары?

— Нет, но вытащить из горящего здания человека, эвакуировать детей из опасной зоны мы можем. В чрезвычайных ситуациях это дорогого стоит. Мы всегда находимся в районе – пробки не являются для нас помехой. Среагировать на любое происшествие мы зачастую можем быстрее экстренных служб.

Если вы увидели «казачью милицию», всегда смело можете обратится к нам за помощью. По крайней мере в каждой машине точно есть усиленная аптечка и как минимум один человек, готовый помочь. А в своем районе мы знаем каждую собаку. В буквальном смысле. Еще пол года назад на Крестовском острове было много бродячих собак, на которых постоянно жаловались местные жители. Мы поставили будки в удаленных от людей местах, где их кормят, и они никому не мешают.

— Почему «милиция»?

— Это название имеет исторические подоплеку и соответствует тому, чем мы занимаемся и что из себя представляем. В наших рядах много бывших сотрудников МВД, кому это название дорого как память. На самом деле мы долго думали, как назвать новую структуру – опрашивали экспертов. Слово «милиция» прозвучало несколько раз.

— Как финансируется «Казачья милиция»?

— В нашем распоряжении 7 автомобилей Shevrolet Cruze. Из них 5 мы задействовали в такси, чтобы оплачивать труд персонала. В дальнейшем планируем, что структура будет оплачивать себя сама.

— С кем видите возможность сотрудничества?

— Хотелось бы сотрудничать с бизнес структурами, которым интересна наша помощь на территории района. Мы уже заключили договоры с яхт-клубом, с несколькими ресторанами и ТСЖ. Патрулируем прилегающие к ним улицы. Это им интересно, и они согласны платить деньги. Нам, соответственно, тоже, потому что пока в основном мы работаем на свои средства.

Все могут казаки. На что имеет и не имеет права российское казачество?

В Москве с 1 апреля по 15 июля в рейдах по поиску уклонистов от армии будут участвовать казаки — они будут ходить по квартирам, вручать повестки и рассказывать о необходимости армейской службы. Соглашения о сотрудничестве уже подписаны с 27 военкоматами Люблино и Кузьминок. К работе с уклонистами от армии планируется привлечь до 1,4 миллиона казаков.

Справка Российское казачество – это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Казачье общество — форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного, окружного или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Из федерального закона «О государственной службе российского казачества», принятого Госдумой 9 ноября 2005 года и одобренного Советом Федерации 23 ноября 2005 года.

Казачьи дружины обретают всё новые и новые полномочия — в Ростове-на-Дону они патрулируют популярные места отдыха на природе и ведут разъяснительные беседы с нарушителями, в Новосибирске охраняют дачи, в Москве — патрулируют центральные улицы и парки в поисках тех, кто распивает алкоголь или курит в неположенном месте, а на новогодние праздники борются ещё и с фейерверками в неположенных местах. С 1 апреля казаки придут в квартиры призывников с повестками.

Казачьи дружины патрулировали парки

Фото: АиФ-Смоленск/ Антонина Ерофеева

Что позволило казакам обладать такими правами? Ничто другое, как Конституция РФ, а именно Федеральный Закон «О государственной службе российского казачества» и иные федеральные и региональные законы. В соответствии с указанным Федеральным Законом, субъекты РФ получили право на создание казачьих обществ и на их регулирование. Получается, что каждый регион может наделять казаков правами на собственное усмотрение. Однако — не всеми.

«Например, на территории Краснодарского края деятельность Кубанского войскового казачьего общества регулируется Законом Краснодарского края № 539-КЗ от 05.11.2002 года», — комментирует юрист Владимир Лыгин.

Согласно федеральному закону, казачьи общества могут привлекаться для прохождения военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, проходить правоохранительную службу. А также казаки имеют право участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях, участвовать в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом.

«Плюс ко всему казаки могут осуществлять и иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти, самоуправления муниципальных образований. Но региональные законы не могут противоречить федеральному законодательству», — рассказывает Лыгин.

После заключения таких вот соглашений органы исполнительной власти нашей страны и органы местного самоуправления муниципальных образований вправе привлекать членов казачьих обществ для осуществления самых разных функций.

О правах казаков рассказывает юрист Владимир Лыгин. Фото из личного архива

Сергей, житель Москвы, рассказывает, как однажды имел стычку с казаком в центре Москвы, недалеко от Красной площади. Сергей стал свидетелем разговора двух патрульных казаков, которые громко, на всю улицу, кричали, что «во всех бедах России виноваты жиды». «Уж не знаю, зачем меня дёрнул чёрт влезть и поспорить, но я сказал им, что то, что они говорят, противоречит федеральному законодательству — это разжигание ненависти. В итоге мне заломили руки и попытались куда-то увезти. Мне кричали, что они при исполнении и сейчас сдадут меня в полицию. За что? Повезло, что стали останавливаться прохожие, казаки поумерили пыл, обругали меня последними словами и отпустили. Это нормально? С какой стати это люди пытались ограничить мою свободу?» — задаётся вопросом москвич.

Задерживать — нет полномочий

Если казаки и выступают помощниками правоохранительных органов, их полномочия они никоим образом не перенимают, поэтому не имеют права требовать у вас предъявить документы и задерживать вас. Казаки могут быть только «руками» уполномоченных — но ни в коем случае их не заменять.

«Казачьи общества не наделены правами по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, тем более не имеют права привлекать к уголовной ответственности», — констатирует Владимир Лыгин.

То есть члены казачьих обществ только совместно с работниками полицииимеют право осуществлять патрулирование и охрану общественного порядка.

Вот и получается, что казаки имеют полное право обеспечивать безопасность при проведении массовых городских гуляний, праздников, совместно с правоохранительными органами осуществлять патрулирование улиц посёлков, принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Они имеют право сопровождать грузы, участвовать в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации, участвовать в егерской, природоохранной и экологической службе, охранять объекты обеспечения жизнедеятельности населения, охранять лес от пожаров, защищать от вредителей и болезней.

В Краснодарском крае, где казаки давно сотрудничают с властями, краевые власти обеспечили их дополнительной защитой. Учитывая, что члены Кубанского казачьего общества несут государственную службу вместе с правоохранительными органами и органами ЧС, но не попадают под защиту федеральных законов защищающих работников МО, МВД и МЧС в Краснодарском крае принят закон № 247-КЗ от 13.03.2000 г. «О дополнительных мерах социальной защиты членов казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества, привлекаемых к несению государственной и иной службы в Краснодарском крае».

Казаки патрулируют город только совместно с полицейскими. Фото: АиФ/ Елена Панкова

Единственное преимущество кубанских казаков

Казаки имеют право охранять, а вот на Кубани их тоже охраняют, специальным законом. В нём говорится о том, что члену казачьего общества при получении увечья (ранения, травмы, контузии) в связи с исполнением им обязанностей по несению государственной службы в полном объёме оплачивается стоимость лечения, предоставляемого на территории Краснодарского края, и выплачивается единовременное пособие в размере 100-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В случае гибели члена казачьего общества в связи с выполнением им обязанностей по несению государственной службы семье погибшего оплачиваются расходы на погребение в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и опять же выплачивается единовременное пособие, но уже в размере 1000-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Пособие выплачивается из краевого бюджета.

«Отличий в правах у казаков кубанских и казаков в других городах нет, — говорит юрист. — Всё зависит от соглашений, которые они заключают с муниципалитетами. Ведь каждое соглашение накладывает свой порядок прав и обязанностей. Пожалуй, единственное отличие кубанского казачества от многих других — это то, что Кубанскому войсковому казачьему обществу предоставляется право учреждения частной охранной организации согласно распоряжению председателя правительства России Дмитрия Медведева от 11 сентября 2012 года. Но оно не исключительное: такое право есть только в 20 субъектах по всей России».

А вот меры социальной защиты казаков есть далеко не во всех регионах. Поэтому при несении государственной службы они значительно более уязвимы, чем, например, полицейские и пожарные.

Казачество – братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали. Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое в Казачестве – общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле – Святой Руси, своему Народу и своему Государству. Казаки! Мы – потомки и наследники первопроходцев, сотворивших Россию.

Превыше всего в Казачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ и НАРОДОПРАВСТВО.

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ. Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори себя сам. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своём. Не будь гордецом; и в мыслях не допуская, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В СВОИХ ПРАВАХ. ПОМНИ: “НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ”. Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Сборе – закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казак не должен состоять в политических партиях.

3. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЁМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ ТВОЁМ. Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни безчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным и не кури. Не сквернословь. Будь примером в жизни своей и защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.

4. СЛУЖИ ВЕРНО, СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ. Казачество своё главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак за это готов пролить свою кровь, но “не сотвори себе кумира и подобия его!”.

5. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО. Казак! Помни, что каждое твоё слово – это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово – не поймаешь. Говори, да не приговаривайся, ибо спроста сказанное неспроста слушано. Стойкость чести в слове.

6. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ. Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушивайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку – Матерью.

7. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА. Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, – поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и всё Казачество.

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ. Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти, и не спас?

9. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ. Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с просьбой “Дай!”. Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно “гореть” в твоих руках.

10. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ. Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за всё. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, безкомпромисными в борьбе со злом, преданными Державе. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++

* Повелеваю тебе: будь твёрд и мужественен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобой Господь Бог везде.

* Утверждай свой народ на высших национальных началах, сверяясь с законами природы и ни на шаг от них, не отходя.

* Не принимай от других народов ни религий, ни государственного устройства, ни царей чужих.

* Отвергай чуждые учения, вредящие Державе твоей, Богу твоему, народу твоему.

* Гнись, да не ломайся. Ты – Казак. Ты – род избранный, народ святой, призванный нести свет спасительного вероучения.

* “Не лги!”, “Не воруй!”, “Не блуди!”, “Не скупись!”, “Не завидуй!”, “Не злобься!”, “Не гордись!” – так строй свою жизнь.

* Я дарую тебе и твоему потомству Державу нашу на вечные времена. Крепи её, обогащайся и изгоняй пришельцев.

* Будь хозяином в своей земле, и Я буду с тобой, благословляя тебя, и твоему потомству позавидуют все народы.

* Берегись коварства чужеземцев, кои приходят в твою землю гостями, но суть волки хищные, с целью покорить её, опрокинуть алтари Веры, пожрать народ и сделать рабами. Помни – без корысти, друзей у нас нет!

* Бог любит казаков – воинов Света своих, народ твой одарён и трудолюбив, и превосходит многие народы. Россия – Душа Мира!

* В душе твоей Бог. Свет разума да осенит тебя навеки!

* Кто обидит тебя, тот ударит твоего Бога.

* Нечестивые души врагов твоих заразны и опасны, они, суть, бешеные псы. Храни от них народ свой.

* Хоть у врага тело как у тебя, но он коряв и смешон, и в плоти его грязь похоти, и нет места Духу Святому. Окрестись от тела врага как от тленного мертвеца.

* Ты подобие Божие и не предавайся грехам гнусным и отвратным, коим предаётся враг. Как зеницу ока береги чистоту свою от него, как от злых демонов.

* Казак, нашедший злато, обронённое врагом, обязан обратить его на пользу Богу и Державе.

* Врага без нужды не убивай, но и не спасай его от смерти, коль идёт сам на меч твой. Это твоё святое право.

* Еретиков, поднявших вой на Веру Православную и Царствие Российское – не слушай, но если они придут на земли твои проповедовать ученья свои – гони мечом и топи в реке. Карай сурово зло, насилие, обман, похоть грязную, пьянство.

* Нечестивые души – от нечистого духа, надо звать их падалью и брезговать смрадом их; не касаться их и не знать их, не есть пищу их и не покупать товаров их, не слушать речей их и не читать книг их, не пускать в дом свой и Державу нашу. Не бояться их и не внимать, как бреху псов зловонных и мерзких. Ты – Казак! И коль народ твой исполнит эти заветы, будет обезоружен враг.

* Возвеличь на земле твоей всё самое сильное, ловкое, смелое, великое, доброе, прекрасное.

* Храни Веру свою, твори молитву неустанно, крестом осеняйся…

* Святая Троица даст тебе победу над супостатом, ежели вражья нога ступит на землю твою, но и сам бди, трудись и не предавайся безпечности.

* Не заключай с дьяволом союза – полонён будешь, и не твори ему добра: он добра не приемлет, только пуще звереет, почитая сие за слабость твою, ибо сам добра не делает. И не должен ты перед ним клонить голову, унижаться и оправдываться. Ты – Казак! И не должен женить сыновей на их дочерях и выдавать своих дочерей за их сыновей. Блюди чистоту духа и плоти своей. Ты превзойдёшь все народы, живущие за пределами нашей Державы Непобедимой, а народы иные внутри её станут уважать твой ум, силу, справедливость и доброту, и ты обретёшь братьев по духу и делам благим. Не мешай им служить богам своим, но не дозволяй хулить твою Веру и притеснять народ твой.

* С чужеземцев можешь брать дань с лихвой, торжище веди умело и прибыльно во благо народа своего. Своих же соплеменников – казаков не обижай и не обманывай – они плоть и кровь твоя, крепь земли твоей.

* Казаки не должны есть падали заморской, предаваться пьянству и курить на потеху врагам своим. Хлеб наш слаще и сытнее всех.

* Те народы Державы нашей, кои помутятся умом, приняв добро твоё и щедрость за слабость или направляемые врагом, и не захотят стать братом тебе – отпусти с миром, но более не помогай народу этому. Пусть изопьют чашу Иуды; они придут с поклоном обратно через время, отпрянув глупых вождей своих, уведших на погибель от нас.

* Царь грядущей Державы твоей – Русич. Помазанник Божий на Земле. Вожди братских народов, присягнувших ему – его Апостолы. Все вместе – Мир и Сила.

* Не бойся иных народов в единой Державе нашей, они срослись с твоим народом кровными узами и скоро в ум войдут. Их расцвет в силе расцвета твоего народа. Но не дозволяй им жить за счёт твоего народа. Каждый ест свой хлеб.

* Ты построишь города дивные и дома чудные, наполнишь их добром – и плодись в крепкой семье, возделывай землю свою, ешь досыта, но не забывай о народе своём. И помни, что дьявол завистлив и пошлёт слуг своих отнять всё у тебя. Сделай оружие лучше всех, держи Войско сильнее всех, учи с младых лет детей любить Родину и беречь её навеки.

* Когда будешь сильным и мудрым, цари чужие ослабнут пред тобой и побоятся поднять меч на Державу нашу.

* Я дам тебе все сокровища земли Русской, и ты станешь богат и не будешь брать взаймы. Но не даруй бездумно плодов твоих чужакам, думай о детях своих, внуках и правнуках.

+++++++++++++++++++++++++++

Казачьи заповеди

от природного казака ЕВСЕЕВА ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, который жил на хуторе Набатов, рядом со станицей Голубая (ноне р.п. Голубинский Волгоградской области). Прошёл 6 войн, прожил 102 года, умер слепым. Заповеди записал казак (и поэт) из Волгограда – Галкин Олег Александрович, который 15 лет ездил по Присуду и Кубани и гутарил со многими старыми казаками.

1. Бог создал народ и назвал его – казаки.
2. Казак ведётся от отца, отец от деда, дед от Богом созданного народа.
3. Казак рождён от казака.
4. Отец для казака – уважение, дед и семья – почитание.
5. Казак казаку – брат, казачка – сестра, отцы – прародители, отцы отцов – святые.
6. Казак чтит старость и поучает молодость.
7. Казак передаёт сыну Душу, дед – воинское учение и смекалку.
8. Рождён казаком – до 8 лет – калгата, до 12 лет – казачёк, до 18 лет – юноша, до 21 года – слухменный казак, по принятию на Круге с вручением оружия и принятием присяги – казак.
9. До года жизни дитя крестить в Православие, после года на Красную горку исповедовать.
10. Свою шашку дед передаёт – в 12 лет рукоять снять, шашку тупить. В 18 лет рукоять поставить, шашку точить.
11. Конную выездку казаку знать.
12. Оружием казаку владеть.
13. Походную жизнь казаку знать.
14. Воинское искусство казаку изучать.
15. На кулачках биться, слабость не иметь.
16. Кто хвалится – бить на сходе.

ВЕРА

1. Верь в Бога, в себя и своего товарища.
2. Бог для казака – отец Святой – Бог единый. Вера – служение, Душа – частица Господня, молитва – Божья благодать.
3. Веришь Богу – веришь себе, веришь себе – веришь товарищу.
4. Живёшь и делаешь по Божьим Заповедям – слушаешь Бога.
5. Казак в Вере непобедим.
6. Не имеешь сомнений в себе – Богом любим.
7. Сомнение – грех. Веришь – слушай себя. Господь направит.
8. Кто слаб в Вере – помоги и направь. Молитва лечит.
9. Крещёный сомнений в Вере не имеет.
10. Верь товарищу. Неверие порождает подлость.
11. Бога не кляни, а слушай.
12. Кто понукает Господа – бить на сходе.
13. Кто слово Господне под сомнение ставит – бить на сходе.
14. Не веришь в Господа – не веришь себе. Не веришь себе – слаб, можешь предать.
15. Слово Божие – закон.
16. Богохульника одёрни, не поймёт – бей. Господь за науку простит.
17. Верь в Господа. Вера для Бога. Церковные служки – Бога слуги.
18. Оклеветал священника – бить на сходе.
19. Казаку в церкви чинов нет – все слуги Божьи.
20. Казак должен иметь духовника.
21. Духовника казак по Душе находит.
22. Духовнику верь как себе.
23. Духовник – помощник и наставник для казака. Есть сомнения – скажи.
24. Господь решает – жить или умереть – на то промысел Божий.
25. Бог решает – Бог милует, проси Господа если в Душе слабость.
26. Молитва – разговор с Господом.
27. Лишним словом Господа не обременяй.
28. Бога в миру не проси, не услышит. Душой проси через покаяние и молитву.
29. Божий выбор – прими и смирись.
30. Слово пастыря – слово Божие.
31. Слово пастыря для казака – веропослушание и покорность.
32. Заповеди Господни – чти и исполняй.
33. Книги церковные – есть слово Божие.
34. Церковнослужитель – Божий слуга, казак – своего народа слуга. Казак служит Богу, казацкому народу и Отечеству.
35. Церковнослужителю – Господь, святые книги и клир, казаку – Вера Божья, служение казацкому народу и Отечеству.
36. Церковнослужители – Божьи слуги, не помогай советами.
37. Церковнослужители для казака чинов не имеют.
38. Как казак не учит Божьего служку служить, так Божий служка казака жить, а наставляет и помогает в Вере.
39. Церковнослужители направляют и поучают казаков истине Божией и смирению во славу Божью.
40. Смирение – во всем. Чинопочитание – грех.
ВОЙНА

1. Сам погибай, а товарища выручай.
2. Смерть в бою – дар Божий. Память товарищей – уважение родным.
3. Трусость – позор. Предательство и измена – смерть.
4. Воинская месть – свято.
5. Воинская честь – свято.
6. Слово умирающего – свято.
7. Товарищ умирая просит мести – выполни как для себя.
8. Казак плену – выбирает смерть.
9. Врагу и предателю веры нет.
10. Струсил – бить на сходе, из-за тебя погибли товарищи – смерть.
11. Ранен, можешь сражаться – бейся.
12. Идёшь умирать – врагов возьми с собой много.

ОТЕЦ

1. Слово отца – закон.
2. Отец говорит – казак молчит.
3. Отец учит – смирись и учись.
4. Отец дал дело – казак сделал.
5. Про родителей среди товарищей не говори.
6. Цени отца – он тебе жизнь дал.
7. За отца стой силой и словом.
8. Отец погиб – старший сын глава Рода. Ежели нет сынов – брат отца, либо крестный.
9. Отец за сына в ответе.
10. Сын за отца сам решает – в ответе или нет.

АТАМАН

1. Атаман – воинский командир.
2. Слово Атамана – закон.
3. Атамана избирать на Кругу, на год, после Красной горки.
4. Атаман знает что делать – делает сам. Атаману не давать советов.
5. Атаман спросил на Кругу совет – говори не таись.
6. Предал Атамана в бою – смерть.
7. Ослушался Атамана в бою – смерть.
8. Сказал Атаман – надо умирать – верь и умри.
9. Атаман выбирает Товарищей и помощников.
10. Атаман не прав – скажи на Круге.
11. Не веришь Атаману – скажи на Круге.
13. Если заговор – Атаману скажи, веришь Атаману – стой до конца.
14. Атаман в ответе за каждого.
15. Атаман в бою первый.
16. В бою Атаман умирает последний. Береги Атамана – надо – умри за него.
17. В походе Атамана не обременяй – помогай.
19. Атаман ест с казацкого стола.
20. Атаман в походе делит всё с казаками вровень.
21. Атаман сокол – казаки крылья сокола.
22. За смерть Атамана – бей врага без пощады.
23. Без Атаманова слова, не отлучаться. За своеволие и блуд в походе – бить на сходе.
24. Атаман отец, помощник и воинский командир.
25. Атаман отец казакам – казаки дети его.
26. Атаман указал – казак исправил и доложил.
27. Атамана уважают за верное слово и добрые дела.
28. Атаман пример и гордость казака.
29. Атаману чином не кичиться и гонор не показывать.
30. Атаман наказал не праведно – Круг может отменить.
31. С Атамана спрос больше.
33. Слово Атамана – закон для казака.
34. Атаман оскорбил казака – бить на сходе.
35. Атаман для казаков старается, в жажду последний пьёт.
36. В тяжёлую минуту доброе слово Атамана – путь к победе.
37. Если Атаман выбран подкупом и подлостью – бить на сходе, изгнать из народа.
38. Атаман слушает казаков первыми, власти вторыми.
39. Гордость Атамана его казаки.
40. Слово семье о смерти казака – говорит Атаман.
41. За Атаманом первое слово.
42. Атаман служит казацкому народу.
43. Атаман исполняет волю народа.
44. Атаман не сдержал слово, не выполнил волю народа – бить на сходе.
45. Атаман – старший и первый в казацком народе.

АТАМАН СТАНИЧНЫЙ, ХУТОРНОЙ

– выбран станичным, хуторным Кругом:
– власть до перевыборного Круга в станице, хуторе – на нём;
– хозяйственные дела – на нём;
– забота о вдовах, стариках и малых сиротах – на нём;
– переговоры с властью – на нём;
– гуляния и праздники, их порядок и подготовка – на нём;
– заготовки зимние (корм, ремонт сбруи, конековка, постой коней) – на нём;
– охрана и порядок в станице, хуторе – на нём.
– исполнение Воли казацкого Суда – на нём.

БАЗАРНЫЙ АТАМАН

– назначается станичным, хуторским Кругом, как на срок 1 год, так и на ярмарочную выездку.
– обеспечивает доставку товара, охрану и проживание казаков на ярмарках;
– следит за годностью и свежестью товара и денежными отношениями;
– следит за отчислением десятины сбора за товар в общественную казну в кош;
– следит за праведным отношением между торговыми казаками и судит сбор.

КОШЕВОЙ АТАМАН

– выбирается станицей, хутором. На время воинского дела – Кругом из числа призванных на воинское дело;
– воспитание молодых казаков, учение в винопитие, воинским премудростям, казацкому образу жития;
– организация лагерей, сборов, смотров;
– организация и обучение казаков приёмам боя, кулачкам, ремонту сбруи и амуниции, справы.
– обеспечивает нуждами лагеря, сборы и смотры;
– кошевого Атамана – казачкам слушать, не вздорничать;
– родным – кошевому Атаману казачков доверять как себе;
– кошевой Атаман отвечает за здоровье и учение казачков;
– кошевой Атаман может наказывать казачков;
– следит за лагерем, обеспечивает охрану и является единым начальником.

ОКРУЖНОЙ АТАМАН

– выбирается казаками станиц, хуторов округа на окружном Кругу,
– власть в округе до перевыборов – на нём;
– хозяйственные дела округа, станиц и хуторов округа – на нём;
– переговоры с властью от лица казаков округа – на нём;
– гуляния, праздники, сходы ярмарочные – на нём;
– постройка Храмов и помощь Церкви – на нём;
– исполнение Воли окружного казацкого Суда – на нём

ПОХОДНЫЙ АТАМАН

– выбирается из числа казаков, собранных на воинские дела (война) и походы;
– обеспечение провиантом, водой, оружейными припасами и медикаментами – на нём;
– обеспечение постоя и размещение коней – на нём;
– обеспечение ремонта сбруи, оружия, коноковки, фуражом – на нём;
– охрана казаков в походе, выставление секретов, арьергардов (разведка), аванпосты (слева, справа), разъездов – на нём;
– боевая разведка, пластуны, пешие и санитары – на нём;
– разговоры и переговоры с населением – на нём;
– наказание за мародёрство и воинские преступления – на нём;
– подчиняется Кругу и ватажному Атаману.

ВАТАЖНЫЙ (ВОИНСКИЙ) АТАМАН

– выбирается из числа казаков, собранных на воинские дела (война) Кругом из их числа.
– управление Войском – на нём;
– стратегия и тактика боя – на нём;
– ответственность за поражение – на нём;
– участь пленных – на нём;
– Атаману перечить в воинских делах – казаку смерть;
– Атаману в воинских делах казакам помогать геройством;

НАКАЗНОЙ АТАМАН

– назначен от Государства (ранее писалось – Царским Указом), имеет воинский чин, подчиняется военным чинам государственной службы;
– управление Войском – на нём;
– решение Круга казаков для него – совет и рекомендация;
– наказной Атаман на Круге может быть принят ватажным, решение Круга для него – закон;
– стратегия и тактика боя – на нём;
– ответственность за поражение – на нём;
– участь пленных – на нём;
– Атаману перечить в воинских делах – казаку смерть;
– наказной Атаман служит двум ипостасям – власти и казацкому народу;
– наказного Атамана слушать на Круге – уважать;
– наказного Атамана – казаку перед выбором не ставить, Атаману – забота и сбережение казаков.

ИЗ ЗАПОВЕДЕЙ КАЗАКОВ-ПЛАСТУНОВ:

Ты, твоя плоть, твоя кровь, душа принадлежат Отечеству. Оно твой дом, отец, мать. Ты должен умереть за него, если потребуется.

Никогда не ставь себя выше других в боевом деле, тогда удача не изменит тебе, не отвернётся Господь.

Стань призраком в стане врагов. Призрак внушает врагу ужас.

Среди врагов будь хитрым и осторожным, яко змея.

Несущий смерть врагу должен также внезапно исчезать, как и появляться. Помни: смерть для врага тихо и внезапно пришла и так же ушла.

Чтобы прожить среди волков, нужно стать волком, чтобы прожить среди лисиц, нужно стать лисицей.

Сделай так, чтобы всё работало на тебя. Согласие с окружающим миром поможет тебе выполнить боевую задачу.

Во время выполнения боевой задачи используй все подручные средства.

Вступая в бой с врагом, будь беспощаден.