Кати зеленко 24

Иду на таран. Последняя цель Екатерины Зеленко

Молодёжь — на самолёт!

Воздушный таран применяется лётчиками в бою редко. Это последнее средство, когда ради уничтожения врага пилот идёт на сознательное самопожертвование, ибо чаще всего это означает и его собственную гибель.

Пойти на таран может только лётчик, обладающий не только высоким мастерством, но и большой силой духа.

Военная история знает лишь один случай, когда на таран пошла женщина-пилот. Произошло это 75 лет тому назад в небе над Украиной.

В 1930-х годах среди советской молодёжи увлечением небом носило повальный характер. В лётчики и парашютисты рвались не только юноши, но и девушки.

Выпускница школы-семилетки города Курска, уроженка Житомирщины 17-летняя Катя Зеленко от сверстников не отставала. Поступив в Воронежский аэроклуб, она удивляла инструкторов своими успехами. После окончания курса обучения в аэроклубе девушка поступила в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова, которую закончила с отличием.

Боевое «крещение» в финскую кампанию

По распределению Зеленко направили в Харьков, в 19-й лёгкую бомбардировочную авиационную бригаду. Здесь ей были поручены испытания новых типов самолётов и авиаоборудования. За последующие четыре года она освоила семь различных типов самолётов.

Военных женщин-лётчиц в предвоенные годы в частях ВВС РККА было не так уж много, и каждой из них приходилось преодолевать определённый скепсис со стороны мужчин-сослуживцев. Екатерина доказывала состоятельность словом и делом. Её профессиональные навыки были на очень высоком уровне, а любителей пошутить она «отшивала» столь едкими остротами, что однополчане восхищённо и опасливо говорили: «Язык — как бритва!»

Во время советско-финской войны 1939–1940 годов она оказалась единственной советской женщиной-лётчицей, принимавшей участие в боевых действиях.

В составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка Зеленко совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника.

Она была награждена орденом Красного Знамени, который ей в Кремле вручал лично Михаил Иванович Калинин.

Екатерина Зеленко. Фото: РИА Новости

Третий вылет на чужом самолёте

Великую Отечественную войну старший лейтенант Зеленко встретила в качестве заместителя командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка.

Для советской авиации первые месяцы войны получились страшными — потери в боях были огромными, особенно среди бомбардировочной авиации.

Согласно документам 135-го полка, старший лейтенант Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь.

12 сентября 1941 года на своём бомбардировщике Су-2 лётчица совершила два боевых вылета. Её самолёт был повреждён, и Екатерина имела все основания остаться на земле.

Но заместитель командира полка капитан Пушкин, вернувшись с боевого задания, сообщил, что немцы стягивают танки к городу Лохвицы.

Необходим был массированный удар, но не хватало самолётов, не было истребителей прикрытия. Екатерина буквально упросила Пушкина разрешить вылет на его самолёте. Вторым членом её экипажа, лётчиком-наблюдателем, стал лейтенант Павлык. В паре с самолётом Зеленко на задание ушёл Су-2 капитана Лебедева.

«Судьба неизвестна»

Через какое-то время на аэродроме увидели бомбардировщик Лебедева. Он уходил от целой своры «мессеров» и скрылся за лесом, не имея возможности совершить посадку.

Капитану всё-таки удалось оторваться и посадить повреждённую машину. Он рассказал, что на обратном пути в районе города Ромны два советских бомбардировщика были атакованы семью немецкими Me-109. В самом начале боя «Су» Лебедева получил серьёзные повреждения и вынужден был выйти из схватки.

В тот же вечер 135-й полк провёл передислокацию. Через трое суток до нового аэродрома добрался раненый лейтенант Павлык. Он рассказал, что Зеленко приняла бой с семью вражескими истребителями, стараясь помочь уйти однополчанину. Но «мессеры», преследовавшие самолёт Лебедева, вернулись, чтобы добить второй советский бомбардировщик.

Несмотря на практически безнадёжную ситуацию, лётчице удалось сбить один вражеский самолёт. У Павлыка закончились патроны в пулемёте, и Екатерина отдала ему приказ прыгать с парашютом.

Он благополучно приземлился на территории, контролируемой советскими войсками, но о судьбе своего командира ничего не знал.

В документах 135-го полка появилась запись: «Судьба лётчицы неизвестна». Командование представило Екатерину Зеленко к званию Героя Советского Союза, но приказом по войскам Юго-Западного фронта от 29 декабря 1941 года она была награждена орденом Ленина.

Возможно, что причиной, по которой лётчице не присвоили звание Героя, явилась неясность её судьбы.

Почтовая марка России 2014 года. Фото: Public Domain

Она решила драться до конца

Окончательно установить историю последнего боя Екатерины Зеленко удалось уже после войны. Его свидетелями стали жители села Анастасьевка Сумской области, в небе над которым всё и произошло.

Советский бомбардировщик отбивался от гитлеровских истребителей до тех пор, пока не кончились патроны. У лётчицы был шанс выпрыгнуть с парашютом, ведь внизу были свои. Однако старший лейтенант Зеленко приняла решение драться до конца.

Последний курс её самолёта был направлен на один из «мессершмидтов». Жители села увидели вспышку в небе, а затем падающие обломки обоих самолётов.

Жители Анастасьевки нашли тело лётчицы и её окровавленный комсомольский билет. Девушку похоронили, завернув в парашют, а документы сохранила местная учительница Анастасия Марченко. После освобождения Украины учительница передала документы героини военным.

Екатерина Зеленко появилась на свет 14 сентября 1916 года. Она всего два дня не дожила до своего 25-летия.

«Катюша» в космосе

После войны останки героини с воинскими почестями перезахоронили в Курске. На месте гибели был установлен обелиск в её честь.

Зеленко Екатерина Ивановна
14.09.1916 — 12.09.1941
Герой Советского Союза

Даты указов

05.05.1990 Медаль № 11611

Памятники

Памятник в Курске

Мемориальная доска в Курске

Аннотационная доска в Сумах

Памятный стенд в Ромнах

Мемориальная доска в Воронеже

Надгробный памятник

Предыдущая

Зеленко Екатерина Ивановна — заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка 16-й смешанной авиационной дивизии военно-воздушных сил 6-й армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.
Родилась 1 (14) сентября 1916 года в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области (Украина). Украинка. С 1921 года проживала в Курске, окончила 7 классов неполной средней школы № 10. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова.
В Красной Армии с 1933 года. В декабре 1934 года с отличием окончила авиационную школу и была направлена в Харьков в 19-ю лёгкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За четыре года освоила семь типов самолётов.
Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди лётчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го лёгко-бомбардировочного авиационного полка (ВВС 8-й армии). Совершила восемь боевых вылетов на самолёте «Р-2» на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве лётчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолёт «Су-2».
На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня. Совершила 40 успешных боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.
12 сентября 1941 года, в ходе воздушного боя, израсходовав боекомплект, старший лейтенант Е.И. Зеленко таранным ударом, ценой собственной жизни, уничтожила вражеский «Me-109».
Похоронена в центре села Анастасьевка Роменского района Сумской области Украины.
Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, старшему лейтенанту Зеленко Екатерине Ивановне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждена 2 орденами Ленина (29.12.1941; 5.05.1990, посмертно), орденом Красного Знамени (1940).
Е.И. Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Курске ей открыты памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Воронеже, где она жила в молодости, так же установлена мемориальная доска. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь её малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Её имя носили морское судно, улицы в Воронеже, Курске, Сумах, школы и пионерские дружины. Её комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М. Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее лётное военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени И.С. Полбина. Музеи лётчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе № 10, в которой она училась. В городе Ромны Сумской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный стенд Е.А. Зеленко.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под её командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.
12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете её Су-2 был повреждён. После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было срочно разведать обстановку в районе Ромен — Нежина — Прилуки — Пирятина — Лубен. Зеленко вместе с лётчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолёте заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши лётчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолёт Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли её самолёт в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. «Мессершмитт» загорелся и пошёл к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему покинуть самолёт, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у неё патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего её фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолётов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.
Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М. Хоменко, А.М. Марченко, И. Сильченко, В. Петриченко, М. Бутко, С. Балыкиным и опознано по комсомольскому билету № 7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. За свой подвиг в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.
Её муж — командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко погиб в воздушном бою в 1943 году.

Забытый подвиг: история смертельного тарана Кати Зеленко

К полудню 12 сентября 1941 года летчица Екатерина Зеленко совершила два разведывательных вылета. На экипажи уже накатывала усталость, однако вскоре два Су-2 поднялись в небо в третий раз. В полк пришло тревожное сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт, поэтому провести разведку и уточнить ситуацию было жизненно важно. Выполнив задание, самолеты повернули назад, однако вернуться домой без потерь им суждено не было. В районе села Анастасьевка они были атакованы семью самолетами Messerschmitt Bf.109.

Учитывая превосходство немецких истребителей по скорости, советским пилотам не оставалось ничего другого, кроме как вступить в неравный бой.

Катя, мечтавшая о небе

Екатерина Зеленко родилась в 1916 году в селе Корощино Сумской области. Катя довольно быстро определилась со своим призванием и после окончания семи классов прошла курс обучения в Воронежском аэроклубе. Затем была 3-я Оренбургская военная авиационная школа летчиков, которую она закончила с отличием.

Важно подчеркнуть, что в 1941 году Зеленко было всего 24 года, но она уже имела серьезный боевой опыт. Она была единственной женщиной-пилотом, участвовавшей в советско-финской войне, во время которой совершила восемь боевых вылетов, уничтожив артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника. За это она была награждена Орденом Красного Знамени.

Чудо летчицы Зеленко

Стоит отдельно сказать о том, что из себя представлял самолет, на котором летчица ввязалась в бой с одними из лучших истребителей второй мировой. Су-2 — легкий бомбардировщик, создававшийся в конце 1930-х годов как универсальный самолет, который можно было бы применять как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, и даже как истребитель сопровождения. По разным причинам по-настоящему массовым Су-2 не стал, было построено 893 самолета.

Во второй половине войны они использовались чаще всего как корректировщики артиллерийского огня, однако в 1941 году пилотам приходилось выполнять на этих самолетах задачи, для которых они не вполне подходили, и даже ввязываться в бои с истребителями, которым Су-2 сильно уступал почти по всем параметрам.

Сам факт того, что Зеленко смогла на Су-2 уничтожить два Messerschmitt Bf.109 кажется чудом.

Одна против семи фашистов

Ведущий в паре, Капитан Лебедев был атакован истребителями противника первым, его самолет получил серьезные повреждения и он вынужден был выйти из боя, уведя за собой часть истребителей противника. Оставшись одна, Зеленко вместе со штурманом Николаем Павлыком приняла бой.

«После выполнения разведывательной задачи мы повернули на свой аэродром. Наш Су-2 атаковали семь «мессершмиттов». Я вел заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку ШКАСов. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой», — вспоминал напарник Зеленко.

Павлык благополучно приземлился на своей территории и вернулся в часть, однако о том, что происходило дальше с Зеленко он ничего не знал. На аэродром летчица не вернулась, и в документах 35-го полка появилась запись: «Судьба неизвестна».

Лишь после войны от местных жителей села Анастасьевка удалось узнать подробности о последних минутах жизни пилота. Согласно их воспоминаниям, Зеленко продолжала бой с самолетами противника до тех пор, пока у нее не кончился боекомплект. Ее самолет имел серьезные повреждения, и она могла спастись, выпрыгнув с парашютом, но в место этого пошла на таран.

После столкновения советский самолет сразу полетел вниз. Немецкий истребитель смог пролететь еще два километра и также разбился. По другим данным, Зеленко пыталась посадить Су-2, однако ее сбили оставшиеся в небе немецкие истребители. После падения бомбардировщик загорелся и подоспевшие жители смогли вытащить из кабины лишь сильно обгоревший труп.

О том, что это была девушка, они узнали из документов: рядом с разбившимся самолетом была обнаружена орденская книжка, удостоверение личности и орден Боевого Красного знамени. Летчицу похоронили, завернув в парашют, а документы спрятала и сохранила местная учительница Анастасия Марченко.

До своего 25-летия Екатерина Зеленко не дожила всего лишь два дня.

Астероид «Катюша»

Командование полка представило летчицу к званию Героя Советского Союза, однако она была награждена орденом Ленина посмертно. Возможно, причиной этому послужила неясность ее судьбы.

После войны однополчане Зеленко многие годы добивались того, чтобы первая в истории женщина, совершившая воздушный таран была удостоена звания Героя Советского Союза. Их усилия увенчались успехом лишь через 55 лет: соответствующий приказ был подписан Михаилом Горбачевым в 1990 году.

В честь летчицы названо несколько улиц в городах России и Украины. В Курске на здании дома, где она жила, установлена мемориальная доска, а на месте гибели пилота местные жители после войны за свой счет установили обелиск.

В 1998 году астроном Тамара Смирнова открыла астероид светлого спектрального класса S и дала ему имя «Катюша» в честь летчицы Зеленко.

Екатерина Зеленко. Девушка, совершившая таран

«Заместитель командира эскадрильи 135-го авиационного полка Юго-Западного фронта летчица старший лейтенант Е.И. Зеленко после выполнения боевого задания в районе г. Сумы была атакована семью немецкими истребителями. В завязавшемся воздушном бою отважная летчица одного из них сбила огнем пулемета, а второго таранила. Вражеский самолет рухнул на землю. Е.И. Зеленко погибла. Это был первый случай воздушного тарана, совершенного летчицей». Это строки из книги «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Краткая хроника».
Это был первый в мире воздушный таран, совершенный женщиной. Первый и единственный! Какими же наградами он отмечен? К сожалению, в то время именно этот уникальный подвиг никак не был оценен. Причина в том, что известен он стал гораздо позже. Однако за все предыдущие боевые заслуги Екатерины Зеленко командир полка представил ее к званию Героя Советского Союза. Вот что было написано в представлении: «В июле месяце в районе города Пропойска т. Зеленко вела группу ближних бомбардировщиков на немецкую танковую колону. В результате смелого и решительного налета было уничтожено до 45 танков и 20 автомашин с пехотой… В районе станции Быхово в августе 1941 года группа бомбардировщиков попала под шквальный огонь над группировкой войск противника. Невзирая на артиллерийский обстрел, т. Зеленко задание выполнила на отлично, при этом уничтожив батальон фашистской пехоты и не потеряв ни одного своего самолета… Е.И. Зеленко направлялась на самые сложные задания, в воздушных боях участвовала 12 раз, за период боевой работы выполнила 40 боевых вылетов… В ходе воздушного боя под Ромнами была сбита».
К великому сожалению, звания Героя летчица тогда не была удостоена: командование полка не знало о ее таране и, естественно, не указало о нем в представлении. Поэтому Е.И. Зеленко была посмертно награждена орденом Ленина.
Когда о таране Екатерины Зеленко стало известно, в поиски материалов о ее жизни и подвиге включились многие: сослуживцы, Сумской комитет ветеранов и ее тогдашний председатель Колесников, учителя и ученики школы села Анастасьевки, в небе над которым храбрая летчица совершила свой таран. О подвиге рассказали в «Комсомольской правде» Г. Бочаров, в своей книге «Рыцари пятого океана» написал генерал-полковник А. Рытов, в обстоятельном очерке «Таран» осветил события того дня сумской журналист П. Нестеренко. Своими воспоминаниями в печати поделились бывший командир полка, в котором воевала Зеленко, генерал-лейтенант А. Пушкин и заслуженный летчик-испытатель Н. Русакова. Литератор И. Стадницкая, изучившая документы ряда музеев Екатерины Зеленко и встретившаяся с ее сослуживцами, ознакомила с подвигом летчицы своих читателей. Во многих публикациях основной была мысль, что этот подвиг заслуживает высокой награды. А организации ветеранов Великой Отечественной войны, сослуживцы летчицы требовали от соответствующих властей присвоить ей имя Героя. И спустя почти 50 лет после совершения уникального подвига Екатерине Зеленко было присвоено звания Героя Советского Союза.
Катя Зеленко родилась в Курске в 1916 году. Её семья была большой и дружной. Родные летчицы рассказывают, что она с малых лет грезила полетами, с восторгом смотрела на пролетавшие самолеты. Более того, еще дошкольницей взобралась на старенький сарай и, раскрыв обыкновенный зонтик, спрыгнула с крыши. Ушиблась, но не плакала. Если бы об этом «полете» она не вспомнила в письме к сестре спустя два десятка лет, трудно было бы поверить в сам факт прыжка.
Семилетку Катя закончила в Курске. Затем в Воронеже поступила в авиационный техникум. Но стать техником или корпеть над чертежной доской она, скорее всего, не собиралась. Ее тянуло в небо управлять самолетом, покорять высоту. А тут еще на каждом углу расклеены плакаты с призывами: «Молодежь — на самолет!», «Юноши и девушки, поступайте в Воронежский аэроклуб!»
Катя появилась в аэроклубе. Вместе с шестью девушками ее приняли. Там Катя подружилась с Ниной Русаковой, ставшей впоследствии заслуженным летчиком-испытателем. Нелегко было девушкам в ту пору. Как вспоминает Нина Ивановна, они возвращались домой поздно вечером, а в два часа ночи поднимались и шли пешком через весь город к летному полю. В четыре часа утра начинались полеты, в девять — занятия в техникуме, с четырнадцати часов — теория в аэроклубе. И так — каждый день.
В ноябре 1933 года в аэроклуб приехала комиссия Оренбургского военного училища летчиков, чтобы отобрать лучших курсантов. Из шести девушек в училище приняли только двоих. Обе девушки по комсомольской путевке выехали в Оренбург.
Русакова вспоминала, что в Оренбурге они жили в одной комнатке, обучились, правда, у разных инструкторов, но Нина Ивановна знала, что программу Катя усваивала быстрее, как говорят, со знанием дела. Девушкой Зеленкова была статной, подтянутой и крепкой. Предпочитала короткую стрижку. Никогда и ни в чем не уступала курсантам-юношам. Училась на отлично.

Сведений о довоенной жизни Кати Зеленко не так много. Подполковник Б. Миневрин, собиравший материалы о воспитанниках Оренбургского авиационного училища летчиков, с помощью очевидцев восстановил картину первого самостоятельного полета Кати — курсанта… Было холодное февральское утро. Девушки-курсантки прибыли на аэродром, где ожидались контрольные полеты с командиром отряда. Катя Зеленко, услышав команду «По самолетам!», резко поднялась в кабину, пристегнула ремни. Запустив двигатель, она вырулила на исполнительный старт, дала газ, и самолет
поднялся в небо. Когда полет по кругу был завершен, командир отряда, улыбнувшись, сказал: «Летаете хорошо! Теперь полетите одна». «Есть лететь одной!» — выпалила Катя. Самостоятельный полет девушка выполнила блестяще. И высшей наградой ее мастерству было слово инструктора: «Отлично».
О серьезности подхода Кати к вопросам учебы и овладению летными навыками говорит и тот факт, что основной курс Оренбургской летной школы она закончила менее чем за 11 месяцев. Уже в декабре 1934 года Катя Зеленко в возрасте 18 лет стала военным летчиком. Ее распределили в Харьковскую авиабригаду.
Вскоре по прибытии в часть молодая летчица участвует в окружных состязаниях по технике пилотирования. На них Катя занимает первое место. Инспектор, вернувшийся с ней из полета, сказал Екатерине: «Грамотно летаете». В представлении Екатерины Зеленко к присвоению ей воинского звания досрочно командир писал: «Волевые качества хорошо развиты. Энергичная. Решительна. Огневая подготовка отличная. Может успешно передавать свои знания подчиненным». В этом же представлении указывалось, что Екатерина Зеленко летает на самолетах шести типов. В личном деле летчицы сохранилась и такая запись: «Отличница боевой и политической подготовки. Успешно летает днем и ночью. Хорошая спортсменка. Выдвинута на должность командира звена. Присвоено звание «старший лейтенант».
С первых дней Зимней войны Катя просится на фронт. Не сразу была удовлетворена ее просьба: женщин тогда на фронт не направляли. Пришлось девушке убеждать начальство, что ей крайне необходимо ехать на фронт и командование уступило. Ее зачислили в 11-й легкобомбардировочный полк. Катя тут же написала письмо Павлу Игнатенко (своему будущему мужу): «Сегодня убываю на фронт — пожелай мне удачи. Я хорошо представляю, что война станет для меня тяжелым испытанием, но уверена в себе: выдержу, преодолею любые трудности. Кстати, поступление и учебу в академию придется отложить. До того времени, пока полностью не разгромим врага».
Р-Z Катерины Зеленко
Катя была единственной летчицей, воевавшей над Карельским перешейком. Она летает на самолете P-Z и наносит бомбовые удары по укрепленным точкам противника. В ходе вылетов уничтожает финскую батарею, успешно бомбит вражеский склад боеприпасов. За смелость и умелое выполнение боевых задач Зеленко награждают орденом боевого Красного Знамени.
В представлении к награде Екатерины Зеленко указывалось: «В операциях 8-й армии имеет боевой налет 9 часов, 8 боевых вылетов. Смелый, отважный летчик. Боевые вылеты выполняет с немалым желанием, в сложных метеоусловиях и напряженной воздушной обстановке всегда хладнокровна и настойчива. Будучи обстрелянной зенитной артиллерией, храбро продолжала ведение боя и задание выполнила отлично». Когда М.И. Калинин вручал в Кремле девушке орден, он шепнул Кате: «Будем фотографироваться, сядьте возле меня». Фотограф запечатлел это волнующее событие в жизни молодой летчицы.
Накануне Великой Отечественной войны Екатерине было поручено ответственное задание. Нужно было провести войсковые испытания на тот момент новейшего ближнего бомбардировщика Су-2. Зеленко целиком включается в сложную и небезопасную работу.
Су-2 Екатерины Зеленко.
При этом Катя оставалась обычной молодой девушкой, шел ей всего лишь 24-й год. Летчицу любили все, кто окружал. Являясь единственной женщиной в авиаполку, именно она создавала уют и была примером для летчиков.
Генерал-полковник А.Г. Рытов писал о предвоенных буднях Катиного полка. «Однажды, — вспоминает Андрей Герасимович, — я прибыл в полк, который дислоцировался на приозерном аэродроме. Вдоль берега расположилось несколько домиков, в них жили летчики. Я прошел в один. На полу ни соринки, на окошках занавески сшитые из марли, стол покрыт скатертью, и на нем даже еловая веточка с симпатичными шишками в баночке красуется. «Вот это порядок! — высказал я похвалу летчикам. — Молодцы. Кто же у вас такой уют создает?» Пилоты стоят, улыбаются. Затем один из них с гордостью отвечает: «Беспорядка не терпит наша хозяйка». «Какая такая хозяйка?» — спрашиваю. «А самая что ни на есть настоящая. Вон за той занавеской», — отвечает летчик и показывает на полог из ситца, который висит на телефонном проводе. И действительно: край занавески приподнялся, и оттуда вышла девушка. Обута в унты, гимнастерка ладно пригнана, подпоясана офицерским ремнем. В голубых петлицах сверкают три кубика. «Старший лейтенант Екатерина Зеленко!» — браво отрапортовала она».
С началом Великой Отечественной войны Екатерина на фронте. Ведет воздушные бои, наносит бомбовые удары по важным вражеским объектам, вылетает на разведку. Об одном таком бое генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза А.И. Пушкин вспоминал: «В самом начале июля 1941 года наша армия вела тяжелейшие оборонительные бои под Бобруйском. Фашисты упорно рвались к Днепру. Необходимо было оказать помощь нашим наземным войскам. Об этом я и сказал летчикам. Задачу поставил следующую: остановить механизированную колонну гитлеровцев, выдвинувшуюся из Бобруйска. Командиром группы назначил Екатерину Зеленко. С поставленной задачей летчики справилась отлично. Они атаковали вражескую колонну, сожгли десятки танков и грузовых автомашин, уничтожили большое количество живой силы противника. В этом бою наша Катюша проявила себя как умелый, знающий свое дело командир, отличный летчик».
Сентябрь 1941 года.
Потом были новые боевые вылеты, новые воздушные бои. И всегда она вела себя смело, как настоящий ас. Обратимся к воспоминаниям сослуживцев летчицы. «До 1941 года я служил в одной авиацианно-бомбардировочной части в Харькове, которой командовал Николай Каманин, один из первых Героев Советского Союза», — вспоминал бывший штурман звена, начальник связи эскадрильи 135-го ббап И. Павленко. «Помню Катю очень хорошо: среднего роста, с приятными чертами лица, имела аккуратную прическу и очень любила носить военную форму, которая, кстати, симпатично сидела на ее крепко сложенной спортивной фигуре». Бывший военный летчик С. Комаров писал о Зеленко: «В полку Катю все уважали. Во-первых, по возрасту она была несколько старше многих пилотов. В то время ей уже было 25-26 лет. Во-вторых, она была опытным летчиком. Вот поэтому она пользовалась среди нас большим авторитетом. Хорошо помню ее последний вылет — 12 сентября 1941 года. А запомнился он мне потому, что Катя в тот день уже в третий раз полетала на боевое задание».

Именно этот третий вылет стал последним в ее жизни — вылет трагический и одновременно героический. Что же произошло в тот день? В этот утро Катя поднялась рано. День был пасмурный, туман долго не рассеивался. Но как только солнце проглянуло через рваные облака, Зеленко успела два раза совершить вылет на разведку. При этом во втором вылете ее Су-2 получил повреждения, и девушка с грустью ожидала, когда закончится его ремонт. В обед в полк пришло тревожное известие о том, что фашистские танки прорвали наш фронт. Необходимо было немедленно провести разведку и уточнить обстановку. Екатерина вновь вызвалась совершить полет. Ей выделили Су-2 заместителя командира полка А. Пушкина. Совместно с комэском капитаном Лебедевым Зеленко вылетела на разведку. Требовалось разведать боевую обстановку в районе Ромен-Нежина-Прилуки-Пирятина-Лубен. Узнать направление продвижения танковой колоны генерала Гудериана, количество фашистских боевых машин и передать данные командованию.
Когда наши самолеты уже возвращались к себе на аэродром, внезапно в небе в районе села Анастасьевка показались семь немецких истребителей Bf.109.
Вот что рассказал Павлык, бывший штурманом на самолете Зеленко: «После выполнения разведывательной задачи мы повернули на свой аэродром. Наш Су-2 атаковали семь «мессершмиттов». Я вел заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку ШКАСов. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой».
Неравный бой в небе героического летчика с семеркой фашистских истребителей шел на глазах местных жителей. Именно эти люди стали свидетелями смелого тарана, который совершила молодая летчица. «Я видел, как над селом разгорался бой между нашим и фашистским самолетами, — вспоминает очевидец М. Бутко. — Я заметил, что наш самолет резко пошел на сближение с немецким. Самолеты столкнулись и оба начали падать. Краснозвездный сразу полетел вниз и загорелся. А немецкий самолет еще пролетел километра два и тоже упал. Прискакал я туда, куда упал наш самолет. Вокруг бушевало пламя. Тело летчика было сильно повреждено. О том, что это девушка, узнали из документов. Нашли здесь комсомольский билет, орденскую книжку и удостоверение личности. Вблизи обломков я увидел орден боевого Красного знамени, который отдал старшим товарищам».
Местные жители не смогли сообщить о гибели храброй летчицы: утром следующего дня село захватили гитлеровцы. «Я убежден, — вспоминал генерал лейтенант А. Пушкин, — что она была готова к подвигу. Поскольку Зеленко уже не имела возможности уничтожить немецкий самолет пулеметным огнем, решила сбить его своей машиной. Ну, а что будет потом? Об этом, видимо, она тогда не думала. Таран — это очень смелое действие летчика, к которому прибегают лишь мужественные, решительные люди. И именно такой была Катя».
Жители села похоронили Катю, а комсомольский билет взяла учительница сельской школы Анастасия Пантелеймоновна Марченко. После войны его передали в Оренбургское авиационное училище.
В тот день экспедитор училища принес в штаб очередную почту. В одном из конвертов оказалось письмо из Сумского обкома комсомола и пробитый осколком, окровавленный комсомольский билет. В письме сообщалось: «В сентябре 1941 года в ходе воздушного боя над одним из районов Сумской области пала смертью храбрых воспитанница 1-го Чкаловского военного авиационного училища комсомолка Екатерина Ивановна Зеленко. В течении одного боя она сбила два фашистских самолета. Передаем вам билет Кати Зеленко. Пусть этот простреленный и залитый кровью билет помогает новым курсантам глубже познать цену героизма и потерь в годы войны».
В селе Анастасьевке Екатерине Зеленко поставлен памятник героической летчицы, создан ее музей. Имя героини носят улицы ряда городов, а ее бронзовый бюст установлен в Курске. В честь нее «Катюшей» названа планета, открытая научным сотрудником Т. Смирновой Крымской астрофизической обсерватории.

Жукова Л.Н. Выбираю таран. М.: Молодая гвардия, 1985. С. 75-88.
Рытов А.Г. Рыцари пятого океана. М.: Воениздат, 1968. С. 63-70.
Кузьмина Л. Катя Зеленко идет на таран // Генеральный конструктор Павел Сухой. М.: Молодая гвардия. 1983. С. 71-75.
Крикуненко А. Воздушный таран летчицы // Крылья Родины. 2001. №3. С. 30-32.
Минервин Б. Комсомольский билет № 7463250 // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 110-112.
До 1980 года улица носила название — Весёлая. Теперь она именуется в честь нашей землячки, лётчицы, единственной в мире женщины, совершившей воздушный таран, Героя Советского Союза Екатерины Ивановны Зеленко. По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина: «…это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полёта!»
Стоит напомнить немного сведений из биографии Екатерины Ивановны. Родилась Катя 14 сентября 1916 г. в селе Корощин Ровенской области. Вскоре семья переехала в Курск, здесь и прошло её детство и юность. Семья большая, Катя была десятым ребёнком. Проживали на улице Горького, училась Катя в средней школе №3, позже переехав с матерью в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончив обучение, по комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В Советской Армии с 1934 г. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди лётчиков).
На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня. Совершила 40 успешных боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.
12 сентября 1941 года Катя Зеленко возвращалась на свой аэродром после воздушной разведки. Над селом Глинское Сумской области её самолёт был атакован семью фашистскими истребителями. Катя Зеленко успела сбить одни вражеский самолёт, но её штурман был убит, а сам самолёт загорелся и отважная лётчица приняла героическое решение, направив свои горящий самолёт на истребитель противника. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолётов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями и опознано по комсомольскому билету №7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны её останки были перевезены в город Курск. Посмертно ещё в 1941 году представлялась к званию Героя Советского Союза, однако тогда была награждена только орденом Ленина. 5 мая 1990 указом президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Екатерина Ивановна была замужем за лётчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943 г. В годы войны погиб и её брат Костя, тоже лётчик. Ещё одного брата, инвалида, фашисты сожгли живьём под Ленинградом. Там же в блокаду умерла от голода сестра. Лишь трое из десяти детей остались живы…
На месте гибели Екатерины Зеленко установлен обелиск. В Курске ей открыты памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В её честь малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т. Смирновой, носит имя Катюша. Школы, пионерские дружины, музеи, сухогрузное судно, аэроклуб в Воронеже удостоены называться именем Е.И.Зеленко.
В 1988 году на углу улиц Ленина и Кати Зеленко, в небольшом зелёном сквере был установлен памятник отважной лётчице. Авторы — скульптор Н. Криволапов и архитектор В. Михайлов.
Со стороны улицы Ленина, от Драмтеатра улицу Кати Зеленко первым рассмотрит скульптурный образ Александра Сергеевича Пушкина.
С левой стороны расположился небольшой сквер с упомянутым памятником. Начало улицы с другой, южной нечётной стороны обозначит примечательное строение. Во времена советские, да и сейчас оно нам известно как Дом Пионеров, у которого своя история.
Городской дом пионеров и октябрят (так он назывался до 1960 года) был открыт 29 ноября 1936 года. Первым местом его нахождения было здание, находившееся на нынешней Театральной площади (ул. Ленина, 42). Там и появились — столярная и балетная студии, кукольный театр, библиотека, изостудия, радиодело и комната октябрят.
В 1937 году горисполком передал Дому пионеров часть здания бывшей земской управы (ул. Ленина, 69, сейчас там комитет архитектуры). Начавшаяся война прервала его работу. А вскоре после освобождения города от немецких захватчиков, в апреле 1943 года кружки Дома пионеров возобновили свою работу на другом месте (ул. Кирова, 7). Через год, в мае 1944 г. Дом пионеров опять вернулся на прежнее место, на ул. Ленина, 69. Здание восстанавливалось, открывались новые кружки, была организована детская швейная фабрика, киностудия «Пионер-фильм», пионерский театр, пионерский завод микроавтомобилей. Здесь надо вспомнить инженера и педагога Л.С. Кононова, под руководством которого к 7 ноября 1959 ребятами был выпущен первенец ЭЛМА (экспериментальной лаборатории микроавтомобилей) — трёхколёсный автомобиль «Курск». В 1960 г. начали работу над первым гоночным автомобилем типа «карт». Благодаря этому Курск по праву считается родиной юношеского картинга в стране. А в 1963 г. были проведены 1-е Всесоюзные соревнования по картингу среди школьников.
Наташа Тодорова — первая чемпионка страны по картингу
В 1965 году при поддержке газеты «Молодая гвардия» создан военно-поисковый клуб «Разведчик», в 1972 — юношеский морской клуб «Гренада», и ещё много другого было открыто и запущено в замечательном курском Доме пионеров.
Вид здания советских времён. В нём располагалась партшкола, затем сельхозтехникум Для увеличения — нажмите на изображение
К 1989 году здание оказалось в аварийном состоянии и Дому пионеров было передано здание на ул. Ленина, 43. Отремонтированное и реконструированное оно открыло свои двери для ребят 1 сентября 1991 года.
Улица К. Зеленко непротяжённая, продвинется на 550 м. до пересечения с ул. Аристарховой. В своём внешнем облике в двух кварталах она будет обустроена многоэтажками, которые вряд ли обернут нас в историю или обозначат знаковые части улицы и самого города.
Кроме разместившихся в домах магазинов и закусочных внимание привлечёт известная Художественная галерея АЯ (Кати Зеленко, 6А). Основанная 16 декабря 1992 г. частная галерея современного искусства стала центром для творческого общения многих курских художников, а также салоном по продаже картин и предметов прикладного искусства. Сайт галереи — https://aia-gallery.ru.
Основатель и владелец частной галереи современного искусства — художник, известный коллекционер предметов старины, общественный деятель Олег Михайлович Радин.
Название галереи — «АЯ», как поведал её сайт — «…это обращения ко всем — от А до Я — художникам, гостям и посетителям, для которых вот уже сколько лет галерея открыта ежедневно, без выходных…». Она собирает в себе творческих людей в области искусства, всего нашего города и губернии. Галерея постоянно проводит выставки и вернисажи, периодически меняет экспозиции, участвует в культурной жизни областного центра. Экспозиции в стенах галереи менялись каждые две-три недели. Через неё прошли и получили настоящую путёвку в мир искусства сотни художников и скульпторов. Галерея превратилась в настоящий центр курской культуры.
За ул. Горького следующая часть улицы Кати Зеленко предъявит более свежие, недавно расстроенные здания, жилые и коммерческие. Протянутые в разные стороны провода так или иначе упадут на внешний осмотр, они уже давно стали одним из городских «украшений».
В этом квартале мало чем можно впечатлиться. Хотя в своей биографии это памятная, историческая часть города.
Можно вспомнить несколько старых образов улицы, уже стёртых с её лица.
Выразительный дом (Кати Зеленко, 22) — принадлежал Н.В. и М.В. Крузе, в 1895-1899 гг. полковнику М.М. Молчанскому, в 1899-1910 гг. протоиерею Н.В. Праведникову, с 1910 г. — торговцу М.А. Парамонову. Ниже — Кати Зеленко 32, бывший дом жены титулярного советника Ф.П. Завадовской
Бывший дом надворного советника М.П. Борисова (Кати Зеленко, 30)
За ул. Володарского всё преобразится. Здесь улицу займут частные дома, возрастные и молодые.
Бывший дом жены губернского секретаря О.П. Терлецкой (Кати Зеленко, 34), погибающий несколько лет, как покажут снимки
Последние облики улицы Кати Зеленко.

Подойдя к ул. Аристарховой приблизимся к финишной черте. Здесь предстанет лесенка, по которой можно спуститься к ул. Нижней Набережной и реке Тускарь.
Детальнее на Яндекс-карте — ул. Кати Зеленко