Картинки танков СССР

Объект 104 ШТ-1


Разработки ШТ-1 начались еще до начала Второй мировой войны. Первая мировая, прозванная также «окопной войной», продемонстрировала неэффективность привычных пехотных прорывов и потребовала создания абсолютно нового типа наземной техники, способной без труда пересекать перепаханные взрывами поля, руины селений и разрушенные дороги. Такой техникой стал танк ШТ-1 – первая и единственная в мире модель шагающего штурмового орудия.
В апреле 1937 года автобронетанковое управление Красной Армии выдало заводу №184 тактико-технические требования на разработку “бронированной машины нового типа” с массой до 50 тонн, защищенной броней толщиной не менее 60-мм с возможностью установки различных типов вооружения. Предлагалась возможность установки, в зависимости от назначения боевой машины, 107-мм пушки, 122-мм гаубицы, или 152-мм гаубицы. Вспомогательное вооружение состояло из 45-мм пушки, крупнокалиберного пулемета в качестве зенитного вооружения и 20-мм танковой автоматической пушки.
Несмотря на всю сложность поставленной задачи, КБ завода удалось справиться с ней, и к апрелю 1939 года новая боевая машина, по заводской нумерации объект 104, вышла на заводские испытания.
В течение года машина проходила заводские испытания, выявившие большое количество недостатков, которые устранялись по мере их выявления.
ЦАМО РФ, ф. 38 оп. 11356, д. 41 «Сведения военпреда ГАБТУ КА о выполнении заводом номер 184 заказа по изготовлению объекта 104»:
«Испытано пробегом 6 машин. В ходе испытаний выявились следующие дефекты :
а.) Замена дизель-мотора и электрогенератора по перегреву и малому давлению масла.
б.) Перегрев главного фрикциона.
в.) Ненадежная работа приводов наведения боковых башен.

г.) Высокая температура в боевом отделении.
д.) Неудовлетворительная работа механизмов гиростабилизации.»
В сентябре 1939 года, после устранения большей части дефектов, опытный образец об. 104, получивший во внутренней переписке новый индекс ШТ-1, был доставлен в Москву для показа членам правительства СССР и руководству КА.
Демонстрация новой боевой машины произвела большое впечатление на политическое и военное руководство страны, и было принято решение выпустить партию машин для войсковых испытаний.Отличавшийся крайне высокой проходимостью, ШТ-1 обладал почти полной неуязвимостью к действию противотанковых мин и ежей, а благодаря необычному внешнему виду, внушал страх и сеял панику в рядах вражеских пехотинцев. 152-мм гаубица позволяла с минимальным расходом снарядов поражать бетонные доты, при этом, броню боевого отделения снаряды финских 37-мм пушек не пробивали, также, в связи с большой высотой ШТ-1 бесполезны были и “коктейли Молотова”. Из недостатков была отмечена плохая обзорность, и большая мертвая зона основного вооружения.
Удачный опыт первого боевого применения убедил даже самых пессимистически настроенных военных о необходимости подобного вида боевой техники, и было принято решение о запуске ШТ-1 в серию.
На июнь 1941 года, по разным источникам, было выпущено от 20 до 30 ШТ-1, все указанные образцы поступили в западные военные округа, но к началу войны не были достаточно освоены экипажами, также ощущался недостаток запчастей для новой техники, которая требовала большое количество различной электротехнической арматуры.
В ходе приграничного сражения лета 1941 года все достроенные ШТ-1 были потеряны. Однако некоторые из них успели “засветится” в боевых отчетах немецких войск.

Необычные танки СССР

Этой статьей мы начинаем новую серию статей о необычных танках и проектах России и СССР.
Все мы знаем о танках, выпускавшихся в СССР серийно: Т-26, танки серии БТ, легендарная «тридцатьчетверка» Т-34, ИС-2, но мало кто знает о том, что в СССР разрабатывалось много проектов гусеничной и колёсной бронетехники, которые по тем или иным причинам не пошли в серию. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.
В начале 30-х годов прошлого века танкостроение переживало времена бурного роста, уроки Первой Мировой войны заставили по другому взглянуть и оценить роль танка на поле боя, как самостоятельной боевой единицы, так и в составе подразделения, вынуждая считаться с этим типом грозных боевых машин. Противопульная и в дальнейшем противоснарядная броня, огневая мощь и быстроходность оказали влияние на военные доктрины всех развитых государств. Советский Союз не остался в стороне. По всей стране в опытных КБ, под руководством талантливых инженеров и конструкторов, создавались экспериментальные образцы, многие из них так и остались на бумаге, в макетах и единственных экземплярах, так и не будучи запущеными в серийное производство. Но так или иначе все они оказали влияние на конструкторскую мысль, которая шла дальше. В каждом серийном танке мы найдем отражение этой мысли.

Началом танкостроения в России и первым русским танком, можно считать детище штабс-капитана А. А. Пороховщикова. Чертежи этой машины, названой «Вездеходъ», были одобрены высшим военным начальством и 13 января 1915 года ему было дано разрешение начать постройку опытного образца. Конструкция «Вездехода» была необычной, сварной корпус опирался на одну гусеницу из прорезиненой ткани, натянутую на четырех барабанах. Обтекаемый корпус, многослойная броня суммарной толщиной 8 мм, делали машину неуязвимой для пулеметного и винтовочного огня. Постройка, начавшаяся в феврале 1915 года, была завершена почти через четыре месяца и 18 мая машина вышла на испытания. Вопреки расчетам боевые и ходовые качества образца не оправдали надежд А. А. Пороховщикова. Механизм поворота, установка вооружения, схема размещения экипажа, требовали серьёзной доработки. Единственным положительным моментом была скорость, 40 верст в час. В результате на стол генерал-лейтенанта Коваленко легло донесение следующего содержания: «… построенный экземпляр “Вездехода” не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…”» От дальнейших работ решено было отказатся.
После Революции в Советской России, молодая Красная Армия остро нуждалась в танках и бронетехнике. Опыта по созданию отечественных танков еще не было, образцы покупались за границей, шеститонный «Виккерс» (Vickers Mk.E) — в последствии Т-26, танк Кристи (Christie M1930) – будущий БТ – 2, «Карден-Лойд» и на их базе строились эксперементальные машины. На базе легкого пехотного танка Т-26 были созданы образцы СУ-5-1 с 76,2 мм полковой пушкой образца 1902/30 гг, СУ-5-2 с 122 мм гаубицей образца 1910/30 гг СУ-5-3 с 152 мм мортирой образца 1931 г. На базе танкетки «Карден-Лойд» будущей Т-27 была создана танкетка Т-23, велись работы по разработке Т-25, но проект так и остался на бумаге. Так же велась работа по изготовлению десантных танков.

Талантливый конструктор – самоучка Н. Дыренков разрабатывал колёсно-гусеничный танк «танк Д», ДРС или более известный как Д-4. Первый прототип был выпущен в 1931 году. Танк мог передвигаться как на гусеничном так и на колёсном ходу. Но из-за сложности и низкой надежности ходовой части, дальнейшие работы были прекращены. Был разработан новый проект, Д-5, но 1 декабря 1932 года КБ Дыренкова было расформировано. Проводились испытания танка ТГ, иногда называемого Т-22, что не верно. Были построены опытные образцы многобашенных танков Т-100 и СМК, но по результатам испытаний в Зимней войне с белофиннами их конструкции были признаны неудачными и от серийного производства этих машин отказались.

В суровые годы Великой Отечественной войны работы по усовершенствованию принятых на вооружение и изобретению новых танков не прекращались ни на минуту. На базе танка ГАЗ-70, принятом на вооружение как Т-70, был построен опытный образец Т-80, вооруженный 45 мм автоматической пушкой 20К, пробивающей бронебойными снарядами БР-240 броневой лист толщиной 35 мм с дистанции 1000 метров и пулеметом ДТ. Летом 1942 года был выпущен прототип летающего танка А-40 или ЛТ «летающий танк» на базе серийного Т-60. На танк крепилась бипланная коробка крыльев с двухбалочным хвостовым оперением, имевшая размах 18 метров и общую площадь крыла 85.5 кв. м, по расчетам танк должен был совершать взлет, буксируемый тяжелым бомбардировщиком ТБ-3РН. При приземлении танк легко освобождался от крыльев и мог с ходу вступить в бой. Первый полёт состоялся 2 сентября 1942 года, но двигатели ТБ неожиданно стали греться и танк пришлось отцепить. А-40, планируя, приземлился на ближайшем аэродроме, чем вызвал немалый переполох, была обьявлена боевая тревога. Так собственно и закончилась история этого необычного танка. Необходимость в такого рода машинах к концу 1942 года на фронте была уже невысокой. В 1942 году инженеры завода №100 разработали и создали образец огнеметного танка КВ-12, огнемет был расположен в переднем броневом листе на месте демонтированого пулемёта. В целом машина на испытаниях показала неплохие результаты, но фронту были нужны серийные КВ-2 и КВ-85. От выпуска пришлось отказаться.

Закончилась и отгремела победным салютом война, советский танк с честью прошел все её испытания, взламывал стальным тараном оборону противника, или являлся средством, цементирующим свои оборонительные позиции. Парадным маршем прошел по городам освобожденной Европы и вошел в Берлин. Но развитие танкостроения в СССР шло дальше. В 1959 году был выпущен опытный образец на ленточном четырёхгусеничном движителе «объект 279» или более известный как «четырёхгусеничный танк». Танк имел литой криволинейный корпус и покрывался противокумулятивными экранами. Удачно прошел все испытания, но по распоряжению Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва проект был закрыт.

Советский реактивный танк поразил американцев

Экспериментальный советский танк с реактивным двигателем до сих пор вызывает восторг за океаном.

Недавно интернет взорвало архивное видео советского «безумного» танка, усиленного реактивными двигателями.

Этот эксперимент позволил тяжелой боевой технике развивать большую скорость, и, не застревая в грязи, легко преодолевать труднодоступную местность.

— Реактивные двигатели могли бы стать тем ответом, который искал Советский Союз, известный своей изобретательностью, чтобы улучшить проходимость танков, — комментирует видео interesting engineering.

На практике вышла совсем другая история. Огромный расход топлива свел на нет дальнейшую разработку этого проекта. Другой вероятной проблемой была бы стоимость установки реактивных двигателей на танки при их массовом производстве.

Танк с реактивной тягой так и не был реализован, но эта идея легла в основу перспективных разработок российских военных инженеров.

Так, приобретенный опыт позволил создать легендарный «реактивный» танк Т-80 с газотурбинным двигателем. Эта бронемашина пользовалась большой популярностью в советское время, но из-за своей топливной «прожорливости» технику планировали списать.

Уже в современной России Т-80 получил вторую жизнь.Тяжелая машина с сокрушительной боевой мощью в результате модернизации обзавелась доработанным двигателем, в котором, благодаря разработанной системе автоматического стартера в генераторном режиме резко сократился расход топлива.

Кстати, эту версию «реактивного танка» отметили американские военные эксперты, считая его идеальным оружием при аномально низких температурах.

Как рассказали ранее «Кубанские новости», танк Т-80 установили в парке военной техники в Анапе.

«Безумные» реактивные танки СССР поразили иностранцев

На портале Reddit выложили кадры испытаний уникальных советских танков с ракетными ускорителями и реактивными двигателями. По словам пользователей, такие «безумные проекты» говорят о невероятной изобретательности русских. Об этом сообщает издание Popular Mechanics, эксклюзивный перевод статьи которого предоставляет «ПолитРоссия».

Речь идет о послевоенном периоде, когда советские конструкторы пытались создать боевую платформу с повышенными внедорожными характеристиками, чтобы в случае реализации стратегии молниеносного удара танки не завязли в болоте при прохождении европейского театра военных действий (ТВД). Так появился легендарный «Объект 279». Четырехгусеничный танк в форме летающей тарелки показывал прекрасные показатели проходимости, но проект получился чересчур дорогим из-за своей технологической сложности. Инженеры пытались внедрить воздушные подушки и другие приспособления для повышения внедорожных характеристик комплексов, пока не появилось гениальное, но в то же время простое решение – ракета.

Конструкторы установили по бокам танка Т-55 дополнительные ракетные двигатели ПЗРК «Стрела», которые позволяли почти 40-тонной технике пересекать труднопроходимую местность. Если боевая машина застревала, ракетные двигатели, давая мощный импульс, буквально вытягивали технику из трясины. Собственно, видео испытаний именно этой боевой платформы (ложно воспринятой как Т-62) поразило иностранцев.

— Robert Krom ???????????? (@maskedfly) March 29, 2020

Также пользователи Reddit рассказали об экспериментальных комплексах СССР, в которых для ускорения использовались реактивные авиадвигатели. Например, плавающий танк ПТ-76 оборудовали силовыми установками от Як-40, которые установили в виде спарки на крыше. Данный прототип, получивший название «Макет 015», демонстрировал невероятную проходимость. Еще одним интересным, по версии комментаторов, проектом является «Макет 025», в основу которого лег БМП-1. На этот раз конструкторы поместили реактивные двигатели в десантное отделение бронемашины, оснастив их закрываемыми соплами.

«Подобные технологии позволяли танкам быстро преодолеть бездорожье и нанести молниеносную атаку по вражеским позициям. Даже утрамбованный грунт в дождливый сезон превращается в сплошное болото. Конечно, танки используют гусеницы для снижения давления на каждый квадратный дюйм земли. Однако грязь может стать действительно непроходимым препятствием, как это было с немецкими танками, напавшими на СССР во время Второй мировой войны», – пишет PM.

Опубликованное на Reddit видео вызвало немалое количество восторженных отзывов и шуток. Пользователи, например, отмечали, что с такими танками могли хоть в космос полететь.

«С установленными ракетами Т-34 могли, наконец, попасть в единственное место, не запятнанное капитализмом… Космос!»

«– Товарищ, мы должны отдать приоритет танковому производству или космической программе?

– Да»

«Россия без ограничений. Я даже не удивился в этот раз, Россия имеет бесчисленное множество таких сумасшедших идей»

Несмотря на столь «безумные проекты», приобретенный опыт позволил создать легендарный «реактивный» танк Т-80 с газотурбинным двигателем. Эта бронемашина пользовалась большой популярностью в советское время, но из-за своей топливной «прожорливости» технику планировали списать. Но Министерство обороны РФ под руководством Сергея Шойгу дало Т-80 вторую жизнь. Боевая машина с сокрушительной боевой мощью в результате модернизации обзавелась модулем усиленной динамической защиты «Реликт», всепогодным многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У», усовершенствованным 125-мм орудием 2А46М-4, а также доработанным двигателем, в котором благодаря разработанной системе автоматического стартера в генераторном режиме резко сократился расход топлива. Эту версию «реактивного танка» хвалили даже американские военные эксперты, считая Т-80 идеальным оружием для защиты арктических рубежей.

Сергей Игнатьев