Картинки римский легионер

Здравствуйте! Сегодня мы нарисуем греческого воина — мы старались максимально приблизить его к иллюстрациям к бессмертным работам Гомера. Речь, конечно же идёт не о беззаботном обитателе Спрингфилда, а об античном поэте, поведавшим миру о великой войне и о величайшей истории любви. Кстати, надеюсь, Илиаду и Одиссею читали все наши художники.

Греческая цивилизация вообще была центром античного мира довольно долго, пока не уступила своё место ещё более могучей и развитой Римской Империи (кстати, римского воина мы уже рисовали). И долгое время снаряжение, в которое будет облачён наш воин, считалось самым совершенным в мире. Давайте нарисуем его со всем должным вниманием — рисунок весьма сложный, но если вы будете соблюдать все этапы, получится очень круто.

Итак, как нарисовать воина древней Греции? Мы предпочитаем поэтапно, начинаем наш урок рисования!

Шаг 1

Сначала рисуем стикмен, который представляет из себя схематичного человечка из палочек и кружков. Рисовать его очень просто, главное — не ошибиться в пропорциях и положении частей тела. Рост человека равняется сумме длин 7.5 голов, а остальные правила посмотрите в уроке о том, как нарисовать человека в полный рост.

Шаг 2

Теперь сделаем из стикмена некое подобие манекена, то есть, расчертим фигуру нашего греческого воина. Лучше всего обводить стикмена сверху вниз, собственно, по такому пути пойдём и мы.

Не забываем наметить пару линий на лице — вертикальная будет обозначать лицевую симметрию, а по горизонтальной мы будем ориентироваться, когда приступим к рисованию глаз. Обратите внимание, как вертикальная линия смещена вправо от нас.

Далее рисуем шею — короткий цилиндр, на котором плотно крепится голова. Он неё ведём пару косых линий в сторону плеч — эти линии будут формировать контур трапециевидной мышцы. Когда человек атлетичного сложения напрягает мускулатуру верхней части туловища, трапециевидные мышцы сильно раздуваются и создаётся эффект отсутствия шеи (посмотрите на урок про Халка, там это очень сильно заметно).

Рука визуально делится на три больших части — плечо, предплечье и кисть. Плечо (от края туловища до локтя) сейчас выглядит как вытянутый прямоугольник с чуть сглаженными углами, предплечье имеет похожую форму, но сужается по направлению к кисти. Кисть обозначать плоским многоугольником.

Далее рисуем боковые контуры туловища — здесь просто необходимо ориентироваться на линию туловища из предыдущего шага. Обратите внимание — правая от нас боковая линия очень плавная, она лишь слегка изгибается, а вот левая имеет настолько значительный изгиб, что создаётся эффект, будто бы она состоит из двух частей. Именно этот изгиб, в значительной степени, и придаёт атлетичный и могучий вид фигуре — верхняя часть туловища широкая за счёт мощных грудных мышц и широчайшей мышцы.

Шаг 3

Отлично, а теперь наметим очертания нижней части туловища и ног. Паховая область выглядит как треугольник, стороны которого чуть изогнуты. В основании треугольника лежит линия таза, которую мы намечали в первом шаге. Бедро — очень мощная и широкая часть тела, если речь идёт о людях с внушительной мышечной массой. Самые сильные мышцы бедра — это передняя четырёхглавая и задняя двуглавая мышцы, именно они формируют характерный контур бедра. Посмотрите — оно очень широкое в месте соединения с туловищем, а книзу плавно сужается (причём на правой от нас ноге сужение заметнее, потому что мы смотрим на неё сбоку).

Бедренную часть ноги и голень разделяет коленный сустав. Здесь мы его условно обозначили кружком, этого пока вполне хватит. От колена до ступни проходит икроножная мышца — её отличается характерное утолщение вблизи коленного сустава и довольно резкое сужение по направлению к ступне. Снова отметим необходимость периодически останавливаться и сверятся с положением новых линий относительно линий стикмена из первого шага.

Шаг 4

Фигура, в целом, готова — мы видим основные пропорции нашего воина, отчётливо понимаем позу, видим отводящее движение руки, которая будет впоследствии держать копьё, значит, можно приступать к детализации. В этом шаге рисуем контуры оружия и доспехов нашего воина.

Итак, сверяясь с линиями лица из второго шага, рисуем контуры гребня на шлеме и металлической части, которая его удерживает. Не забывайте, что с этого ракурса можно разглядеть передний торец этой части, не забудьте наметить его небольшой линией. Далее намечаем наушники и изогнутую часть шлема, которая прикрывает затылок. Здесь же короткими линиями намечаем глаза, нос и рот.

Теперь займёмся оружием — наметим контур щита (просто большой круг), длинное копьё с острой пикой на конце, а также меч, висящий на поясе.

Шаг 5

Добавим ещё больше деталей. Нарисуем контуры наушника шлема, наметим продольные линии гребня. Затем нарисуем линии на доспехе, закрывающем туловище — они анатомически верно повторяют мышцы человеческого тела — здесь имеются широкие пластины грудных мышц, кубики брюшного пресса и даже линии нижних рёбер.

Здесь же рисуем примерные контуры плотной ткани, скрывающей верхнюю часть ног (похожа на юбку). Впоследствии на ней мы нарисуем плотные кожаные продольные пластины. Да, не забываем про рукоять щита и меч, висящий в районе пояса.

Упс, чуть не забыли суперважную деталь — пальцы на левой от нас руке. Пальцы вообще рисовать весьма сложно, ведь они — самая подвижная часть человеческого тела. Поэтому мы решили вынести этот фрагмент на крупный план:

А вот как выглядит общий план:

Шаг 6

Хорошо, а теперь детализируем голову и шлем. Гребень следует рисовать от основания к кончикам (нашит постоянные читатели знают, что и человеческие волосы рисуются по такому же принципу). Рисуем тень, которая падает от шлема на область глаз. Окончательно прорисовываем сам шлем, не забывает про каёмку на наушниках. Рисуем нос, бороду и ухо.

Шаг 7

Для этого шага нам понадобится ластик. Начнём как раз с него — сотрём лишние линии с туловища, подчистим всю область туловища и прорисуем, где нужно, окончательные чёткие контуры, чтобы было как в нашем рисунке к этому этапу. Также в этом этапе рисуем окончательные контуры рук, предварительно стерев направляющие линии из первых этапов.

Немного анатомии — на левой от нас руке можно увидеть бицепс (1) и дельтовидную мышцу плеча (2) , не забудьте их обозначить парой внутренних линий, как в нашем образце.

Ещё один важный момент — кисть правой от нас руки. Мы приготовили по этому случаю крупный план:

А вот общий план:

Шаг 8

Помните, мы писали о том, что на нижней части костюма нашего воина будут располагаться плотные кожаные пластины? Так вот, сейчас мы как раз их нарисуем. Не забываем также складки ткани — они расположены вертикально и немного наискосок, линии до нижнего края доходить не должны.

Во многих уроках рисовать ноги рисовать весьма сложно (например, урок про Черепашку-Ниндзя, посмотрите, сколько линий располагается внутри контуров ног), а здесь будет всё весьма просто. Верхняя часть ног скрыта тканью, а нижняя закрывается доспехами. Только у доспехов не забудьте про верхние каёмки. Ещё один момент — ремешки сандалий, расположите их крест-накрест, как в нашем образце.

Шаг 9

Завершающим этапом накладываем тени. Свет падает, как видите, сверху и спереди, соответственно, затенять мы будем области, на которые свет не попадает.

Тень от туловища воина падает на щит, там можно увидеть значительную область тени. На левой от нас руке тень падает от плеча на предплечье. Также необходимо обозначить тень на поверхности, чтобы не создавалось впечатления, что греческий воин висит в воздухе.

Не забываем металлические блики на шлеме и поножах — они выглядят как каёмки, только не доходящие до краёв. Отметим, что и по форме они параллельны краям.

Поговаривают, женщина была создана из ребра мужика, по сколько более подходящего материала не прикупили. По этой причине женщина иногда похожа на человека, но не совсем. Проблема в том, что костного мозга в ребре было мало, и отразилось это катастрофически. Но не все девушки столь эксцентричны, какими они есть на самом деле. Есть и такие, которые и лошадей ходу останавливают в горящем доме, и делают маникюр левой рукой на левой руке. Тема сегодняшнего урока: как рисовать воина, а раз я начал говорить о девушках, то и рисовать будем воительницу. Первое, с чем стоит бороться девушке – это с унывающей идеей быть одновременно пафосной и милой няшкой. Не получиться. Это как пробовать возбудить шар для бильярда. Развиваться нужно в одном направлении, природа одобряет.

Второе – логика. Тяжело бороться с тем, чего нет, но, каким-то таинственно-мифическим способом она влияет на нашу жизнь так, что кожа ежиться. Если вы не столкнулись с этим чудом природы – сваливайте с планеты первым пространственным туннелем, который попадется.

Третье – интуиция. Вытанцовывая румбу вместе с логикой, интуиция позволяет компенсировать несуществующую вещь существующими догадками. Плясать в ладоши не стоит, так как женская интуиция весьма часто оказывается эффективнее всех научных постулатов.

Но не все женщины хрупкие и нежные, как желе. История знает таких, которые давали в щи даже целым государствам. Наведу примеры:

  • Жанна д’Арк. Ожесточенная женственность Франции. Наполеон рядом с ней – обычный гном, и суждено ему быть тортом. Жанка же врезала британцам в самые яйца так, что они не придумали ничего лучше, как спалить её заживо. Но яйца долго им звенели еще.
  • Хуа Мулань. Кто сказал, что китайские девушки только озвучивают пикачу своим голосочком? Эта девушка провела десятки боев, наваляв косоглазым по их желтым лбам. Фишка в том, что никто и не знал, что на самом деле этот дерзкий брутальный воин девушка. Только когда она уже уволилась и шла домой, она оделась в женскую одежду, и тут-то до всех дошло. Вопрос в том, неужели она была столь страшна, что никто не заметил женственности?

Не пускайте вашу девушку на всякие курсы боевых искусств или метания тяжелых предметов, так как лучше получать мозговой штурм, нежели вихрь собственных костей. Думать долго они не будут. И мы не будем, а приступим к рисованию девушки-воина без страха и риска.

Как нарисовать воина карандашом поэтапно

Шаг первый. Шаг второй. Шаг третий. Шаг четвертый. Шаг пятый. Мало вам? Нужно больше и больше? Вы чувствуете тонны энергии и не знаете, что делать. Рисуйте. Рисуйте двумя руками одновременно, стоя на голове. Вот вам уроки для этого:

  1. Пробуем рисовать девушку в юбке;
  2. Капитан Джек Воробей;
  3. Рисуем персонажа Итачи Утиха;
  4. Урок рисования ведьмы;

ДРЕВНИЙ РИМ И ЕГО ВОЙНЫ

История Древнего Рима традиционно делится на три основных периода: так называемый Царский (754–510 гг. до н. э.), рабовладельческой республики (510–27 гг. до н. э.) и Римской империи (27 г. до н. э. — 476 г. н. э.). В преданиях упоминаются семь правивших в VIII–VI вв. до н. э. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в Риме была установлена республика. Городу, первоначально имевшему в подчинении незначительную прилегающую территорию, пришлось более 200 лет вести борьбу за свое существование и утверждение на Апеннинском полуострове. Упорными противниками Рима в этот период были этруски, латины, вольски, самниты. В результате побед в Самнитских войнах 343–290 гг. до н. э. и в войне против Эпирского государства римская экспансия вышла в Средиземное море. Соперничество Рима с Карфагеном (городом-государством в Северной Африке) привело к 1-й Пунической войне (264–241 гг. до н. э.), которая велась из-за обладания Сицилией и господства в западной части Средиземноморья. Проиграв эту войну, Карфаген жаждал вернуть себе утраченные позиции, что привело к новой Пунической войне 218–201 гг. до н. э. Ее главным героем долгое время был карфагенский полководец Ганнибал, нанесший противнику ряд сокрушительных поражений. Самым крупным его успехом была победа при Каннах. Но военные возможности и стратегия Рима взяли верх и в этой войне. Сципиону удалось перенести военные действия на территорию Карфагена и сражением у Замы завершить войну в пользу Рима. В 3-й Пунической войне (149–146 гг. до н. э.) римская армия окончательно разрушила карфагенское государство. Рим распространил свою власть почти на все Средиземноморье.

Образовавшийся в 60 г. до н. э. триумвират Красса, Помпея и Юлия Цезаря был шагом на пути упразднения республиканской демократии и перехода к единоличному, абсолютистскому правлению. Этому способствовали такие обстоятельства, как обострение внутренних противоречий рабовладельческого общества, участившиеся восстания рабов, интересы внешней экспансии. Юлий Цезарь, проявив выдающиеся полководческие способности, осуществил новые крупные завоевания, добравшись даже до Британии. В результате под властью Рима к середине I в. до н. э. оказалась большая часть Западной Европы. Опираясь на свою победоносную армию, Цезарь развязал гражданскую войну и вышел из нее победителем, нанеся поражение войскам Гнея Помпея. Преемник Юлия Цезаря Август Октавиан, став императором в 27 г. до н. э., окончательно утвердил Рим в качестве крупнейшей мировой державы — Римской империи. В I–II вв. до н. э. она достигла максимальных границ.

«Pax Romana» — «Римский мир», мир под властью Рима был внутренне непрочен. Кризис рабовладельческого способа производства, деградация римских господствующих классов и наступление энергичных «варваров» с севера и востока подтачивали его могущество. Он не выдержал натиска «великого переселения народов», всплеск которого был связан с появлением в Европе гуннов. Наступление объединившихся племен с Рейна и Вислы против общего врага находило поддержку среди рабов, колонов, ремесленников. В итоге многолетней борьбы Рим в V в. пал. Его наследие отчасти переняла выделившаяся из него в 359 г. Восточная Римская империя, Византия.

В истории Римского государства огромную роль играла армия. В ходе своей эволюции она прошла путь от едва обученной милиции (ополчения) до профессионального, постоянного войска, имевшего четкую организацию, офицерский состав, штаб, арсенал оружия, снабжение, военно-инженерные подразделения. Для несения военной службы отбирались мужчины в возрасте от 17 до 45 лет, граждане 45–60 лет во время войны несли гарнизонную службу. Много внимания уделялось обучению войск. Римская армия имела лучшее по тому времени оружие, строгую воинскую дисциплину, богатый боевой опыт. Основным родом войск была пехота, которой помогала кавалерия, игравшая вспомогательную роль, а основной организационной и тактической единицей армии был легион. Первоначально он состоял из центурий, с II в. до н. э. — из манипул, получивших относительную тактическую самостоятельность и повысивших маневренные возможности легиона. С конца II в. до н. э. в связи с переходом от ополчения к постоянной армии легион стал состоять из 10 когорт по 3 манипулы в каждой. Боевой порядок строился в две линии по 5 когорт. При Юлии Цезаре легион имел численность в 3–4,5 тыс. человек, в том числе 200–300 всадников, стенобитную и метательную технику, обоз. Август Октавиан унифицировал численность легиона, установив его равной 6 тыс. человек; в его распоряжении было 25 таких легионов. В отличие от древнегреческой фаланги римский легион обладал высокой подвижностью, мог сражаться на пересеченной местности, эшелонировать силы для сражения. На флангах боевого порядка располагались легкая пехота и кавалерия. Военная стратегия римлян использовала и флот, но отводила ему вспомогательное значение. Римские полководцы с большим искусством применяли маневр войсками, положили начало созданию и использованию в бою резерва.

Римляне со знанием дела сооружали полевые укрепления, лагеря, широко применяли технические устройства при осаде крепостей, умели быстро навести мосты. Ставшую снижаться в период кризиса рабовладельческого общества боеспособность войск императоры стремились компенсировать оборонительными сооружениями на границах государства: такими были Адрианов вал на территории Британии, Траянов вал в низовьях Дуная, Триполитанский вал в Северной Африке и др. С закатом Рима армия все больше комплектовалась наемниками из «варваров», ухудшался ее состав и боевые качества, на смену манипулярному строю легиона снова пришла малоподвижная фаланга.

События военной истории и военное искусство Рима нашли свое отражение в трудах Вегеция, Полибия, Тита Ливия, Плутарха, Аппиана, Фронтина, Онисандра, в мемуарах Юлия Цезаря.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Презентация на тему Древний Рим

Для того, чтобы создать качественную презентацию на тему «Древний Рим» вам не потребуется много времени. Достаточно четко структурировать ее:

  • посвятите первый слайд вводной информации — названию презентации, ФИО исполнителя, эпиграфу в виде цитаты и так далее;
  • на втором слайде дайте определение понятию «Древний Рим», не забудьте добавить красивую иллюстрацию;
  • третий слайд посвятите государственному устройству этого государства;
  • далее на 3-х слайдах в кратких тезисах раскройте историю создания Древнего Рима — всего было три этапа — царский, республиканский и имперский;
  • еще четыре слайда посвятите его культуре — языку, религии, искусству и одежде;
  • также можно добавить пару слайдов, посвященных науке и быту в этом древнем государстве;
  • в заключительном слайде не забудьте поблагодарить аудиторию.

Таким образом у вас получится объемная презентация, полностью раскрывающая заданную тему. Не забудьте про красивое оформление в едином стиле и иллюстрирующие картинки.

А можно просто скачать готовую презентацию про древний Рим с нашего сайта, благо выбор велик. По приведенным ссылкам вы найдете презентации об искусстве и культуре Древнего Рима и его истории. Все презентации про Древней Рим легко найти через форму поиска в шапке сайта. Так, там найдутся презентации об архитектуре древнего города строителей, древнеримском театре и скульптуре, быте жителей Рима, рабстве и философии.

10 архитектурных памятников Древнего Рима (Фото)

Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

Римский форум

Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи — Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

Колонна Траяна

Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

Пантеон

Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

Колизей

Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра. Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.
В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир»

.

Триумфальная арка Тита

Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета — 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

Термы Каракаллы

Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

Храмы Портуна и Геркулеса

Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.
Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Портуна (слева) и храм Геркулеса (справа)

Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

Марсово поле

«Марсово поле» — так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

Мавзолей Адриана

Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Катакомбы

Катакомбы Рима — сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.