Иван 3 калита

Содержание

Внутренняя и Внешняя политика Ивана Калиты (ТАБЛИЦА)

Внутренняя политика Ивана Калиты:

— Расширение территории

Он собирался расширить территорию Московского княжества. Для выполнения этой цели он купил несколько территорий, включая Галич, Углич. Он также присоединил Ростовское княжество.

— Укрепление власти

Для этого Калиты сотрудничал с РПЦ. Теперь Москва стала центром православия, а не Владимир. Во время его правления в Москве были построены 5 храмов из белого камня (в течение 7 лет).

— Подчинить Новгород

Для этого он наставлял в Новгород своим наместников из Москвы, поднимая значение Москвы для такого крупного города как Новгород.

— Распространение влияния Москвы на крупные города

Он делал это посредством династических браков. Отдал дочерей за князей Ростовского и Ярославского уделов.

Внешняя политика:

— Сотрудничество с Ордой

Как мы знаем, Иван Калита стремился поддержать доверительные отношения с ордынскими ханами. Для реализации этой цели ему пришлось противостоять Твери для получения ярлыка у хана Узбека, после чего он ходил с ханом в поход на Тверь. Ему удалось получить расположения ханов, и он самостоятельно собирал дань с Руси и отдавал это ханам – это не удавалось еще никому.

— Поддержание мира

Он не вел внешних воин, и при нем не было военных столкновений, кроме похода на Тверь и даже несмотря на то, что он нарушил все договоры между князьями и покупал города.

Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме — Ананий)

Годы жизни: 1283 — 31 марта 1341

Годы правления: 1328-1340

Из рода Московских великих князей.

Сын Даниила Александровича. Мать – Мария. Внук Александра Невского.

Великий князь Московский в 1325 — 1341 годах.

Великий князь Владимирский в 1328 — 1341 годах.

Князь Новгородский в 1328 — 1337 годах.

Свое прозвище Калита Иван Данилович получил скорее всего от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту»), чтобы раздавать милостыню бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века Иван Калита княжил в

Переяславле-Залесском. В 1305 году он разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.

В 1303-1325 годах Иван I Данилович часто замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Новгороде Великом и Золотой Орде. Москва была оставлена в полное управление Ивана Даниловича.

После гибели своего брата Юрия в 1325 году Иван I Данилович Калита занял великое княжение в Москве.

Времена его правления были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбека. «Перестали поганые воевать русскую землю, — писал летописец, — перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Иван Калита, раздающий милостыню.Кошелев Р.

Именно при Иване Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Иван также добился чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву. С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра.

В 1327 году Иван Данилович вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь вместе с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар. За это Иван Калита был награжден в 1328 году ханом Узбеком и получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.

Но вскоре Узбек очень рассердился, узнав о смерти своего посла Чолкана и его свиты, дал ярлык на великое княжение Калите, войска и отправил на Тверь. Прийдя в Тверскую волость Калита с татарами сожгли города и села, взяли людей в плен.

Получив титул князя Новгородского в 1328 г., Иван Данилович Калита начал укреплять свою власть.

В 1332 году Иван Калита поехал в Орду с большими дарами чтобы получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только город Владимир и Поволжье. В 1333 г., растратив огромные средства в Орде, Иван Данилович потребовал от новгородцев дань в увеличенном размере, но получил отказ. Войска Ивана Калиты заняли Торжок и Бежецкий Верх.

Иван, после этих событий, в 1336 г. при помощи митрополита Феогноста заключает мир с городом Новгородом. Новгородцы призвали его своим князем и выплатили все требуемые деньги причитающиеся деньги.

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву

Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митр. Московский, Петр, помогал Ивану I Даниловичу в проведении политики централизации рус. земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил 2-е свое прозвище — Добрый.

В.П. Верещагин. Великий князь Московский Иван Калита

При Иване Калите активно шло строительство. Построены Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве — Преображенская церковь, а при ней монастырь. Свято-Данилов монастырь был перемещен на новое место. В Переяславле-Залесском был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

31 марта 1341 г. Иван I Данилович Калита умер, приняв схиму. Похоронен он в Москве в кремлевском Архангельском соборе, построенном при его княжении

Деятельность Ивана Калиты оценивается историками неоднозначно. Так, В.О. Ключевский не сильно выделял его «в череде серых личностей». М.Н. Тихомиров полагал, что «Калита заложил основы могущества Москвы», видел в нем блестящего политика, дипломата.

У Ивана Даниловича было 2 жены:

1) княгиня Елена;

2) княгиня Ульяна,

От Елены дети:

Симеон Гордый(1316-1353+)

Даниил (1320-1328+)

Иван (1326-1359+)

Андрей Серпуховский (1327-1353+)

Владимир Храбрый (1353-1410)

Феотиния

Евдокия

От Ульяны:

Мария

Феодосия (1365+)

Мария

Сергей Ефошкин.Св. блг. князь Иоанн Калита

Правление Ивана Калиты

1. Восстание в Твери против татар Чолхана

В правление Ивана Калиты, преемника Юрия Даниловича московского, продолжилась борьба с Тверью за великое княжение. Калите помог взять в ней верх неожиданный случай. Татарские послы с военными отрядами, часто приезжали на Русь для получения дани или для того, чтобы посадить на престол князя, пожалованного ярлыком, и пр. Эти посольские приезды сопровождались грабежом и разорением. Татары позволяли себе возможные обиды и насилия, вследствие чего местами происходили бурные вспышки и даже избиения ненавистных варваров. Еще при Александре Невском были народные восстания в северно-русских городах против жестоких откупщиков татарских даней. Такие мятежи, по-видимому, послужили к перемене самой системы этих сборов. В эпоху после Ивана Калиты мы уже не встречаем в северной Руси бесерменских откупщиков. Вместо того, сами князья собирают дань с своих владений и отвозят ее в Орду или вручают ханским послам. Это было уже значительным облегчением. Но обиды и насилия от ордынских послов продолжали вызывать кровавые столкновения с жителями. Подобное восстание произошло в 1302 году в Ростове.

Баскаки. Картина С. Иванова, 1909

В 1327 году к сопернику Калиты, великому князю Александру, прибыл в Тверь с большою свитою ордынский посол Чолхан (по-русски – Щелкан), сын того воеводы Дюденя, который жестоко разорил Северную Русь при сыновьях Александра Невского. Он занял в Твери старый княжий двор и держал себя с великой гордостью; его татары творили обиды и насилия жителям. В народе стали ходить слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и о намерении татар истребить православную веру. Ничтожный случай послужил поводом к кровавому событию. Дьякон, прозвищем Дюдко, повел свою кобылу поить на Волгу. Татары Чолхана захотели отнять кобылу (15 августа, в праздник Успения). Дьякон завопил. Тверичи бросились ему на помощь. Татары начали рубить противников. Кто-то ударил в набатный колокол; народ собрался, пошел на татар и начал их избивать. Остаток их заперся с Чолханом на княжьем дворе, но разъяренная чернь зажгла его. Все посольство Чолхана погибло; избиты были и находившиеся в городе татарские купцы.

Восстание против татар Чолхана в Твери

2.Разорение Твери, торжество Москвы в борьбе за великое княжение.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить своего соперника. Хану Узбеку донесли, что народное восстание было поднято самим великим князем Александром Михайловичем, хотя нет точных указаний на его участие в этом событии. 50 тысяч татар немедленно соединились с московскими войсками Калиты, которому хан поручил наказать мятежников. Это войско нагрянуло на Тверскую область и жестоко ее опустошило. Города, в том числе сама Тверь, были разорены; жители спасались бегством в леса. Александр Михайлович и не пытался прибегнуть к обороне. Со своим семейством он бежал от татар и Калиты в Новгород, но не был там принят из страха перед татарами и удалился во Псков.

В 1328 г. Иван Калита отправился в Орду, где получил от хана ярлык на великое княжение. А Тверское княжение хан отдал брату Александра Михайловича Константину, который вызвал жителей из лесов и восстановил разоренные города. Узбек велел русским князьям «искать» князя Александра. Калита и другие князья посылали в Псков склонить бывшего Тверского князя к поездке в Орду. Но Псковичи не пустили Александра, обещая умереть за него в случае нужды. Иван Калита с товарищами и новгородцами пошел было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, придумал такую меру: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено. Александр уехал в Литву. Князья оставили псковичей в покое. Спустя короткое время, Александр воротился в Псков под покровительством Гедимина и княжил там несколько лет. Однако он скучал о Твери; его мучила мысль, что дети его и все потомство будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение. Но такой оборот дела не был по вкусу Ивану Калите. Соперничество возобновилось. Некоторые тверские бояре также были недовольны возвращением Александра: они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю, т. е. в Москву.

3.Гибель Александра Михайловича тверского в Орде

Иван Калита с своими сыновьями отправился в Орду, черня пред ханом тверского князя. Узбек потребовал к себе Александра. Этот последний отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду от интриг Калиты; но так же, как отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели новым бегством лишить своих детей наследственного княжения. Когда, провожаемый своей семьей, боярами и гражданами, князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября (1339 г.). В этот день Александр исповедовался у своего духовного отца и принял св. дары; то же сделал и сын его Федор и бывшие с ним бояре; никто не чаял остаться в живых. Князь сам вышел навстречу убийцам. Варвары схватили его, сорвали с него одежды и нагого подвели к сидевшему на коне вельможе Товлубию. «Убейте», – крикнул Товлубий. Убийцы пронзили Александра и сына его Федора и отрубили им головы. Бояре отвезли тела своих князей в Тверь. На тверском столе снова сел смирный, осторожный Константин Михайлович. Иван Калита велел снять колокол у Тверского Спасского собора и привести его в Москву.

Россия во первой половине XIV века

4.Возвышение Москвы при Иване Калите

Иван Данилович Калита (т.е. денежный мешок или кошель, – скопидом) во время своего правления является, с одной стороны, с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. С другой стороны, мы видим умного, заботливого хозяина своей земли, водворившего в ней спокойствие и безопасность от татарских разорений. «Седе на великое княжение Иван Данилович, – говорят летописцы, – и бысть тишина Христианом на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Таковы обыкновенно бывали и в других странах основатели государственного могущества, собиратели какой-либо раздробленной народности, и потомство, пользующееся плодами их политики, обыкновенно вспоминает о нем с уважением и признательностью.

Как истый хозяин и скопидом, Иван Данилович Калита в своё правление возвысил Москву и значительно увеличил московское княжение. Он совершил это увеличение не оружием и кровопролитием, а денежною куплею. Он «примыслил» от соседних княжений несколько городов и волостей, которые покупал у обедневших князей, бояр и монастырей. В правление Калиты Московская земля, заключала в себе все течение реки Москвы с Можайском, Звенигородом, Москвою и Коломною; на юго-запад она простиралась вверх по Оке, с Каширою и Серпуховом; на северо-востоке владения московские охватывали уже часть Поволжья, заключая в себе волжские города Углич и Кострому. Иван Калита купил у обедневших князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белоозерск; впрочем, пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полною покорностью последних. Для подчинения себе Ростовских князей Иван Калита выдал двух своих дочерей за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Константин Ростовский, находился в совершенном повиновении у тестя: московские бояре распоряжались в его стольном городе. В 1330 году прибыл в Ростов московский наместник Василий Кочева и учинил великие притеснения гражданам, вымогая от них деньги (вероятно, для татарского выхода). Старшего ростовского боярина Аверкия они подвергли побоям, на время повесив его вниз головою. Другой зять Ивана Калиты Василий Ярославский, наоборот, не только не хотел подчиниться своему тестю, но даже по родовым отношениям считал себя старше московского князя и вступил против него в союз с Александром Тверским.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Эти земельные примыслы эпохи правления Калиты сильно возвысили Москву, но стоили князю Ивану недешево. Еще более того приходилось ему тратить на татарские дани, подкупы ордынских вельмож. Необходимые на это средства Калита приобретал доходами с собственных земель и бережливостью. Благодаря наставшему в его время спокойствию, внутреннему и внешнему, возвысившиеся московские волости стали оправляться от прежних разорений; земледелие и промыслы оживились, возросли и княжие доходы. (Есть известие, что Иван Калита строго преследовал в своей земле татей и разбойников). Другим источником сделался сбор татарской дани. В годы своего правления Калита, по-видимому, добился от хана позволения самому взимать эти дани с областей Северной Руси и доставлять их в ханскую казну. Разумеется, от этих сборов немалая доля оставалась в руках великого князя. Так как это взимание всегда могло опираться на татарскую помощь, подчинение удельных князей возвысившейся Москве пошло успешнее. Надобно полагать, что и самые примыслы Калиты находились в связи с несостоятельностью некоторых удельных князей, разоренных татарскими данями. Важным источником великокняжеских доходов служил богатый Новгород. В годы своего правления Иван Калита при всяком удобном случае старался прижать новгородцев, чтобы более получать с них на татарские выходы. В 1332 году он потребовал себе «серебра закамского», т.е. даней, которые они взимали с чудских приуральских народцев. Новгородцы отказали; Калита пошел на них ратью, захватил их пригороды Торжок и Бежецкий Верх и начал опустошать Новгородские волости.

«Милосердие Ивана Калиты. Чориков Б.»

Но соперник его Александр Тверской в то время сидел в Пскове подручником Гедимина Литовского. Новгородцы вошли в сношение с Александром и Гедимином, призвали к себе Гедиминова сына Наримонта; Калита переменил тон и помирился с Новгородом. В конце своего правления он снова потребовал от Новгородцев большую сумму, ссылаясь на требования выхода со стороны хана. Новгородцы опять уперлись. Иван Калита отозвал своих наместников, но вскоре умер, и распря окончилась уже при его сыне.

Тишина, безопасность и зажиточность московской области в правление Калиты привлекали сюда переселенцев, и население заметно стало умножаться. Многие бояре от удельных князей стали переходить на службу к Ивану Даниловичу. В Москву приезжали бояре из Твери, Чернигова, Киева, Волыни и т. д.; даже из Орды выезжали в возвысившуюся Москву знатные люди, которые принимали крещение, получали поместья и жалование. Знатнейшие из этих приезжих бояр иногда становились выше собственных московских думцев; уже в те времена началось между ними так называемое «местничество».

5.Иван Калита, митрополиты Петр и Феогност

Сметливость Ивана Калиты особенно выразилась в отношениях его к церковной власти. Оказывая глубокое уважение митрополиту Петру и защищая его от соперников, он сумел не только сделать его своим другом, но и побудил его оставить Владимир и переселиться в Москву. Переселение это совершилось еще в то время, когда спор за первенство между Москвою и Тверью находился в полном разгаре. Пребывание митрополита в Москве, сообщая ей значение церковной столицы, способствовало и ее перевесу над соперницей.

Закладывание первого каменного собора- церковь Успения Богородицы.

Объезжая русские области Пётр все реже возвращался во Владимир и все долее гостил в Москве, куда мало-помалу и перешёл центр митрополии. Получив в правление Ивана Калиты такое значение, Москва должна была иметь и большой соборный храм. Согласно житию Петра, митрополит начал просить Калиту выстроить в Москве такой же каменный собор во имя Успения Богородицы, как во Владимире. Утверждают, что Петр, обращаясь к князю, произнёс при этом пророчество: «если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой, и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители будут обитать в нем и руки его взыдут на плеща врагов его». Летом 1326 Иван Калита заложил в Московском Кремле основание каменного Успенского храма. В декабре того же года митрополит Петр скончался, едва успев приготовить в стене храма нишу для своей гробницы. На следующий год Успенский храм был окончен, однако он не мог ни размерами, ни внутренним убранством равняться с тем собором, который возвели во Владимире Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Русская архитектура и изобразительное искусство, процветавшие в конце XII – начале XIII века, сильно упали из-за тяжких последствий монгольского нашествия.

Погребение в Москве митрополита Петра подвинуло в ее пользу вопрос о перенесении митрополии, однако, окончательное решение зависело от его преемника. Этим преемником Константинопольский патриарх поставил грека – Феогноста. Когда Феогност прибыл во Владимир (1328 г.), спор за великое княжение между Тверью и Москвой уже решился в пользу последней. Естественно, что новый митрополит окончательно переехал на житье в Москву. Феогност сделался таким же преданным пособником Калиты, каким был Петр, и вскоре уже грозил отлучением псковичам, если они не изгонят Александра Тверского.

6.Постройки Ивана Калиты

Кроме Успенского собора, Калита в годы своего правления украсил Московский Кремль еще несколькими каменными храмами. На Боровицком холму, он построил, вместо прежней, деревянной, каменную церковь Спаса Преображения, устроил при ней монастырь и перевел сюда часть иноков и архимандрию из отцовского Данилова монастыря, подчинив его Спасо-Преображенскому. В честь своего ангела Калита выстроил каменную церковь Иоанна Лествичника (на месте позднейшей колокольни Ивана Великого). На самом краю Боровицкого холма стояла деревянная церковь Михаила Архангела, где покоились останки Юрия, брата Калиты. Князь Иван воздвиг на ее месте каменный храм, назначив ему служить усыпальницей для себя и своего потомства. Все каменные храмы, построенные в правление Калиты, были малых размеров и не отличались большим изяществом. Наглядным их образцом служит помянутый Спасо-Преображенский храм, отчасти уцелевший в прежнем своем объеме и более известный в народе под именем «Спаса на Бору». Храмами деревянными Москва уже давно обиловала; летопись сообщает, что в одном пожаре сгорело 18 церквей. Пожар однажды истребил и кремлевские стены. Иван Калита после построил новые, более крепкие стены из дубового леса.

Московский Кремль при Иване Калите. Художник А. Васнецов

Последним событием правления Ивана Калиты был поход против смоленского князя Ивана Александровича. Этот князь, по-видимому, вступивший в союз с Гедимином Литовским, оказался непокорным хану данником. Узбек послал на Смоленск татарское войско с воеводою Товлубием, приказав соединиться с ним северо-восточным русским князьям. Князья Рязанский, Суздальский, Ростовский и некоторые другие привели свои отряды; Иван Калита послал московскую рать с двумя воеводами. Ополчение опустошило окрестности Смоленска и, не взяв города, воротилось назад. Калита, может быть, не пошел лично в поход по причине тяжкой болезни. Он скончался 31 марта 1341 года.

7.Завещание Калиты

От Ивана Калиты дошло до нас два духовных завещания, относящиеся, впрочем, не к концу, а к началу его правления. Такие завещания, по-видимому, составлялись им перед каждою поездкою в Орду. В завещаниях Калита делит свою землю между тремя сыновьями: Симеоном, Иваном и Андреем. Старшему он отказывал лучшую часть земли с наиболее значительными городами, Можайском и Коломною, Ивану – Звенигород и Рузу, Андрею – Серпухов и Лопасну, и еще некоторые волости супруге своей Елене с дочерьми. Кроме волостей, Калита делит между ними свои одежды, утварь и украшения, как-то: золотые цепи, пояса, унизанные жемчугом и дорогими каменьями, золотые чаши и ковши и проч. Не забывает завещатель и о церквах.

С одной стороны, мы видим в завещательных грамотах времени правления Калиты все ту же удивительную систему, дробление земли между сыновьями. Но замечаем уже значительную разницу с прежнею системою. Во-первых, младших сыновей, жену и дочерей великий князь приказывает старшему сыну, отдает их под его покровительство. Во-вторых, сам раздел земли устроен так, что младшим сыновьям Калиты трудно выйти из повиновения устаршего. Их уделы не представляют особых, сколько-нибудь округленных владений; их волости отчасти окружены владениями старшего брата, отчасти перемешаны с ним. Уделы их довольно незначительны в сравнении с его частью. Город Москва хотя и отказан в общее владение всех трех сыновей Ивана Калиты, но, конечно, государем его был старший из них, а младшие пользовались лишь третьей частью известных доходов. Затем к старшему должны были перейти вся область Переяславля-Залесского и все дальние приобретения в Поволжье.

    • Иван Калита и его значение для формирования Московского государства
    • Золотая Орда на Руси к началу правления Ивана Калиты
    • Иван Калита и причина его политического успеха
    • Где Иван Калита брал средства?
    • Иван Калита и формирование Москвы как духовного, политического и экономического центра русских земель
    • Иван Калита и строительство Московского Кремля
    • Кризис политической и церковной власти в начале XIV века
    • Деятельность митрополита Петра и его влияние на Ивана Калиту
    • Подавление восстания в Твери
    • Историческое значение правления Ивана Калиты
    • Как был использован потенциал, накопленный Иваном Калитой?

    Иван Калита и его значение для формирования Московского государства

    Святой благоверный князь Иван Калита (род. ок.1283, умер 31 марта 1340 г, годы правления- 1325-1340)- одна из знаковых фигур русской истории. Это имя, которое известно нам со школьной скамьи, поэтому к нему всегда был особый интерес. Почему этот человек получил такую известность в истории? Да потому, что с его именем связано великое явление нашей истории- создание единого Русского государства, Московского государства. Иван Калита был основателем могущества Москвы. При нём Москва стала центром Великого княжения, центром Русской Церкви.

    Великий князь Иван Данилович Калита. Портрет из «Титулярника». XVII в

    Иван Данилович- фигура уникальная и своеобразная. Он относится к тем великим государственным деятелям, которые созидали нашу державу, наш народ. Его имя внесено Русской Православной Церковью в церковные святцы.

    Исторические мифы о личности Ивана Калиты, как о фигуре негативной, жадной, коварной, льстивой, жестокой не имеют под собой никаких исторических оснований. Как раз наоборот. Даже своё прозвище «Калита», что значит кошель с деньгами, висящий на поясе, Иван Данилович получил за то, что щедро раздавал из кошеля, привязанного к поясу, милостыню нищим. Вся Русь в то время была нищая, и со всей Руси в Москву стекались люди, зная, что здесь помогут. В одной из новгородских летописей есть другое имя Ивана Калиты, которое раскрывает смысл его личности- Иван Добрый. Учитывая, что новгородцы всегда соперничали с Москвой, появление в их летописях такого имени говорит о том, что даже они ценили и уважали этого великого князя.

    Иван Калита раздаёт милостыню

    Сведения о личной жизни Ивана Калиты очень незначительны. Известно, что он был четвёртым сыном первого Московского князя Даниила (годы правления 1263-1303). Его отец Даниил Александрович- младший сын святого благоверного князя Александра Невского. О князе Данииле известно очень немного. В летописях о нём всего несколько строк. Однако анализ источников позволяет сделать заключение, что Даниил был человеком очень осторожным, целенаправленным. Несмотря на то, что ему приходилось участвовать в военных походах, он был человеком мира, а не войны. Его братья сражались между собой, а он жил спокойно, понимал значение мира для его маленького Московского княжества.

    Иван Калита пришёл к власти во многом случайно: ведь он был младшим сыном. Но по Божьему промыслу старшие его братья Юрий, Александр и Борис умерли, не оставив прямых наследников. Поэтому в 1325 году Иван по праву наследования начал править Москвой. Иван Калита вместе с московским княжеством унаследовал от отца житейскую и политическую мудрость, которую он и положил в основу своей собственной политики. Он понимал величие ответственности места, которое он унаследовал. Он ещё не был царём, он был Великий князем Владимирским, но после него Москва уже фактически подошла к тому, чтобы глава Московского княжества возвысился до звания царя.

    Иван Калита вёл очень тонкую политику с Ордой и, самое главное, он перевёл митрополичью церковную кафедру из Владимира в Москву. Великий князь Владимирский был номинальной главой Русской земли, ответственной за эту землю перед Господом, перед своими подданными и перед Ордой. Великий князь был главным поставщиком дани в Орду. Через него шли все финансовые потоки.

    На Руси дань была известна с IX века. Подчиняя себе отдельные племена, князья облагали их данью. К XI веку слово «дань» означало налог и феодальную ренту. Начиная с XII века существовала отдельная разновидность дани, которая взималась с Русских земель в пользу Золотой Орды.

    Золотая Орда на Руси к началу правления Ивана Калиты

    К началу XIV века место Руси на политической карте мира уверенно заняла Золотая Орда. Она раскинулась от низовий Дуная на западе до Оби на востоке. В Азии она простиралась от Ташкента на юге до Тюмени на севере. В Европе, помимо Руси, под власть Орды попали земли между Волгой и Уралом, Северный Кавказ, Крым и причерноморские степи. Столицей Золотой Орды вначале был Сарай, основанный в низовьях Волги в 1250-х годах, а позже- Сарай ал-Джедид, располагавшийся на левом берегу Ахтубы чуть южнее нынешнего Волгограда.

    Карта Золотой Орды во времена Ивана Калиты

    На землях Золотой Орды оказалось множество старинных городов, однако немногим из них удалось сохранить своё значение после монгольского разорения. Погибла Рязань, от Киева осталось около двухсот домов. Однако торговые города северо-западной Руси- Полоцк, Смоленск и Новгород— по-прежнему связывали Северную Европу с Ордой и Востоком. Даже в северной, восточной и южной частях Руси, куда пришелся основной удар монгольских полчищ, многие города возродились уже через несколько лет. Города были нужны монголам как центры ремесла и торговли, с которых можно регулярно собирать дань. Как правило, они не разрушали их, если жители соглашались сдаться. В самой Орде строились новые города. Эти города становились монгольскими административными центрами. Пленников монголы обычно обращали в рабов. Одних через крымские порты продавали на Восток и даже в Западную Европу, другие должны были работать на своих хозяев в Орде.

    В конце XIII века положение русских людей в Золотой Орде стало понемногу улучшаться. К этому времени началась борьба за власть, и противоборствующие партии в Орде стремились привлечь на свою сторону русских князей, оказывая им всяческие послабления и всё меньше вмешиваясь во внутреннюю жизнь русских княжеств. В следующем столетии история Руси и Золотой Орды тесно переплелись. Князья то участвовали в распрях монгольских Ханов и вельмож, то, стремясь хоть немного расширить пределы своих княжеств, сами приводили на Русь монгольские войска или доносили друг на друга хану и его приближенным. В свою очередь, монголы поддерживали конфликты между русскими князьями, устраняли тех, что были не угодны, устраивали браки русских князей и дочерей монгольских вельмож.

    Иван Калита и причина его политического успеха

    В чём же причина политического успеха Ивана Калиты?

    Иван Калита. Роспись Грановитой палаты

    Во-первых, Иван Данилович вовремя платил дань Орде. Сбор дани был делом очень непростым. Доход на душу населения составлял примерно полтора рубля в год. А дань составляла от полтины до полутора рублей в год. Это были огромные деньги, на которые можно было жить целый год. Заплатить дань было очень непросто. И тем не менее Иван Калита сумел не только платить дань Орде, но и дать жить своим подданным. Земля русская богатела.

    Во-вторых, Иван Калита поддерживал хорошие отношения с Ордой, что тоже было трудным делом. В это время в Орде также происходили изменения. Именно при хане Узбеке, во времена которого правил Иван Данилович Калита, Орда принимает ислам. Во времена языческой Орды религиозных проблем не стояло. В религиозные дела они не вмешивались. Главное для язычников-ордынцев было то, чтобы в русских храмах славили ордынских ханов. С принятием воинственной религии- ислама встали проблемы ещё и религиозные. В те времена ислам насаждался силой оружия.

    Мудрость московских князей Даниила Московского и Ивана Калиты- наследников Александра Невского была в том, что они продолжали политику Александра Невского: договариваться с Ордой; везти туда огромные деньги; давать взятки; ползать на коленках, если нужно, лишь бы не было набегов, лишь бы ордынцы не лезли на русскую землю. И в тоже время на западных рубежах Руси проводилась жёсткая политика. Здесь вопросы решались как дипломатическим, так и военным путём, в чём Иван Данилович тоже был удивительным мастером.

    Московскому княжеству удалось стараниями Ивана Калиты избежать разорения. Как Ивану Даниловичу удалось сохранить ту «великую тишину», за которую его хвалят летописцы? В летописи есть знаменитая фраза о том, что пришёл на княжение Иван Данилович и «оттоле бысть тишина великая на русской земле, и престаше поганые воевать русскую землю и опочиша православные от томления басурменского». Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный обеспечили Московскому княжеству сорок лет покоя- с 1328 по 1368 год. В 1368 году началась большая война с Литвой.

    Все князья имели неприятности в первую очередь из-за того, что они вовремя не могли заплатить дань. Они начинали устраивать авантюры, которые проваливались. В результате приходила карательные отряды из Орды, и дань собиралась уже путём грабежа. А Иван Данилович всегда находил деньги для расчётов с Ордой. Кроме того, поездки в Орду требовали денег на подношения и подарки всем ханским родственникам и влиятельным лицам. Поездка в Орду была серьёзным и затратным мероприятием, перед которым каждый раз писали завещание, потому что не знали, вернутся ли оттуда живыми. Иван Данилович ездил в Орду регулярно, знал татарский язык.

    Где Иван Калита брал средства?

    Во-первых, став великим князем, он навёл порядок в сборе дани в подвластных ему землях. Денежные средства в большом количестве просто разворовывались. Местные бояре и князья собирали деньги на Орду, а оставляли в своих карманах. Иван твёрдой рукой «очистил землю русскую от разбойников и от татей», как говорят летописи. Он устраивал экзекуции неплательщикам. Так в ростовской земле местного боярина он приказал подвесить за ноги и держать так до тех пор, пока родственники не принесут долг. И деньги тут же нашлись.

    Во-вторых, из-за грабежей на дорогах останавливалась торговля. Он выловил всех разбойников.

    В-третьих, Иван Калита стал проникать на русский север. Север славился пушниной, которую называли мягким золотом. Пушнина была валютой во все времена. Там правил Новгород, живший на торговле северной пушниной. Но Иван Данилович сумел пробиться на этот рынок. Он посылал на север свои артели, которые занимались заготовкой пушнины, а также ловили соколов, кречетов- ловчих птиц, которые тоже высоко ценились, особенно в Орде.

    В-четвертых, Иван Данилович был мастером придумывать новые налоги, а также собирать налоги.

    В-пятых, он начал производство хмельных напитков. В Москве при нём стали производить «хмельной мёд»- «медовуху». При Иване Калите «медовуха» поставлялась в страны восточной Европы и в Золотую Орду, что приносило неплохой доход.

    Иван Калита и формирование Москвы как духовного, политического и экономического центра русских земель

    Продолжая политику своего отца Даниила Александровича, Иван Калита старался не воевать. Сорок лет «тишины», то есть мира, во время правления Ивана Калиты и его сыновей дали свои плоды. Москва стала собирать под себя не только земли и средства, она стала собирать людей. В Москву потянулись люди, особенно из западных княжеств: ремесленники, бояре, нанимавшиеся на службу. Люди шли на землю, на которую нет набегов, где их не будут грабить, где князья берут под свою защиту. Они стали спокойно распахивать землю, выращивать урожай, продавать его, торговать. Иван Калита был успешный предприниматель, создавший экономическую мощь княжества. Он дал мастеровым людям возможность жить, работать и зарабатывать, привлекал их льготами. Всё это способствовало развитию ремёсел, торговли и в целом экономики московского княжества.

    Одной из причин возвышения Москвы было то, что она стояла на пересечении торговых путей: один путь проходил с Балтики на Каспий по системе рек, другой древний торговый путь шёл из Киева в Ростов. Выгодное положение Москвы способствовало тому, что она сильно богатела на таможенных пошлинах.

    Сорок лет «тишины» позволили вырасти двум поколениям, которые перестали бояться татар. Именно эти поколения пришли затем на Куликово поле, чем положили начало освобождению Руси от татарского ига.

    Русские князья понимали, что они служат прежде всего не своим подданным, а Господу и должны утверждать на земле христианскую правду. Русский народ начал понимать, что только общая вера может объединить разрозненные и разграбленные земли Руси и помочь им выйти из-под страшного ордынского ига. Именно в конце XIII- начале XIV века появляется термин, обозначающий земледельца,- «крестьянин», то есть «христианин». Население северорусских начало воспринимать себя, прежде всего, как христиан. Это христианское объединение, духовное единство стало основой будущего политического единства. Осознавая необходимость духовного единства русских людей, Иван Калита, пригласил митрополита Петра и убедил его перенести митрополичий стол в Москву. Тем самым он обеспечил условия, чтобы именно Москва стала духовным центром Руси. В 1330 году по приказу Ивана Калиты начинается ведение московского летописания.

    Иван Калита и строительство Московского Кремля

    При Иване Калите были построены первые каменные храмы Московского Кремля. Это была грандиозная строительная программа- за семь лет в Кремле было построено один за другим пять каменных храмов: Успенский собор, Спасский собор, храм Иоанна Лествичника, Архангельский собор и собор в честь апостола Петра. В то время в северной деревянной Руси каждый каменный храм был событием, о котором все говорили. Иван Калита показал тем самым, что он умеет не только собирать деньги, но и тратить, он умеет рисковать. Этим строительством Калита показал, что у него есть средства. В то время это было очень опасно. Ведь если у тебя есть деньги, то их нужно отнять. Делалось это для того, чтобы привлечь в Москву митрополита.

    Московский Кремль при Иване Калите. Художник Апполинарий Васнецов 1921 год.

    Кризис политической и церковной власти в начале XIV века

    В начале XIV века возникла проблема в отношениях между светскими правителями и Церковью. Умер митрополит Максим Грек, который в это время перенёс свой митрополичий стол из Киева, окончательно разорённого татарскими набегами, во Владимир. Встал вопрос: кто займёт его место? Разные светские правители стремились к тому, чтобы именно их представитель из церковной среды, которому они доверяют, занял церковный стол. Дело в том, что слово русского митрополита было очень весомым в Орде. На него очень ориентировались при принятии решений. Поэтому было очень важно, чтобы церковный стол занял человек, связанный добрыми отношениями с тем или иным правителем. Это был важный момент для политического подъёма того или иного княжества. Случилось так, что тверские князья, которые в это время боролись за великокняжеский титул, выдвинули своего кандидата, но в Константинополе на место митрополита утвердили совсем другого человека из южной Руси. Этим человеком был будущий митрополит Пётр. Он приехал из галицких земель в северо-восточные русские земли и отношения с тверскими князьями у него не сложились. Князь Иван с горечью наблюдал, как разодранная на 27 княжеских уделов Русь теряет своё единство. Десятилетия монгольского ига привели к оскудению Русской земли. Нищали и гибли люди в бесконечных междоусобных войнах. Ослабляя этими войнами друг друга, князья выслуживались перед Ордой во имя вожделенного ханского ярлыка. В который раз Русь переживала кризис власти, усугублявшийся кризисом церковным. В душах царил разброд. Вера слабела, и Калита полагал, что причиной тому было церковное нестроение. Храмы повсеместно обветшали, а некоторые вовсе были разрушены. Даже рукописных книг, по которым совершались богослужение, не хватало. Ситуацию следовало исправлять. Этим занимался возглавлявший русскую православную церковь митрополит Пётр.

    Деятельность митрополита Петра и его влияние на Ивана Калиту

    Образ «Митрополит Петр с житием»

    Митрополит Пётр без устали ездил по стране, наставлял священников, примирял князей, а также защищал церковное имущество от Орды. Летом 1312 года наставник и любимый собеседник Калиты митрополит Пётр приехал к грозному хану Узбеку для подтверждения прежних грамот, освобождающих духовенство от ордынских налогов. Узбек был поражён манерой Петра держаться: в каждом движении митрополита ощущалось глубочайшая любовь к людям. И, хотя святитель вопреки обычаям времени не плел интриг и не подкупал ханских придворных, его миссия увенчалась полным успехом. Выданной Узбеком митрополиту грамоте Хан запретил всем своим князьям, баскакам и прочим чиновникам, приезжавшим на Русь, трогать что-либо церковное или митрополичье. Хан подчинил всех церковных людей и всё церковное имущество власти митрополита, а людям, подчиненным митрополиту, приказал во всех делах слушаться его суда. За нарушение прав митрополита и Церкви хан угрожал не только гневом Божьим, но и казнью от себя. Казнью же грозит хан и за осуждение православной веры. От митрополита и всего духовенства русского хан требовал только одного: чтобы они молились Богу за него и за его семейство. Историки утверждают, что эта грамота была самой благосклонной к Православной Церкви из всех ярлыков, выданных Ордой.

    Иван Калита искренне восхищался Петром- крестьянским сыном, отданным семи лет в книжное учение, и очень быстро ставшим выдающимся мыслителем и церковным политиком своего времени. Этим Пётр вызвал зависть у Тверского архиепископа, пославшего лживый донос Вселенскому Патриарху. Калита бросился было защищать Петра на церковном судилище, но, пожалуй, напрасно. Ложь, что Пётр брал взятки со священников, и так была всем очевидна. Митрополита единодушно и полностью оправдали. Калиту поразило, что клеветника своего Пётр тут же простил: «Мир тебе, чадо! Отныне оберегай свою душу от лжи, а прошедшее да простит тебе Господь!»

    Каждая встреча с Петром была для князя долгожданной возможностью обсудить государственные дела. Позиции князя и святителя совпадали. Оба хотели видеть Русь единой и впоследствии свободной от ордынского ига. И вот однажды Калита услышал от Митрополита пророчество: «Если ты успокоишь здесь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится. Кости мои останутся в этом граде. Святители захотят обитать в нём и могущества града сего устрашатся враги». Митрополит предсказывал захолустной Москве государственное величие. В это с трудом верилось даже москвичу Калите. Неподалёку, всего лишь в восьмидесяти верстах от Москвы, набирала мощь претендующая на роль государственного центра Тверь.

    Митрополит Пётр скончался 21 декабря 1326 года, а его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил, в Успенском соборе Московского Кремля. Уже в 1339 году по настоянию Ивана Даниловича Калиты митрополита Петра канонизировали в лике святых, в чине святителя, причём эту канонизацию утвердили в Константинополе, и в Москве появился первый русский святой. До сих пор на мощах митрополита Петра и жезлом митрополита Петра поставляются на престол нынешние российские патриархи.

    После Петра митрополитом стал грек Феогност, и Калита вовсе не был уверен, что митрополит Феогност будет жить в Москве, а не уедет в Тверь или в Новгород. Однако, на свой страх и риск, Иван Данилович продолжил строительство каменных храмов, построил дворец для митрополита. Так Калита добился того, что митрополит Феогност остался в Москве, а после него все митрополиты и патриархи автоматически базировались в Москве.

    Подавление восстания в Твери

    Однако, сорок лет тишины не были так уж безоблачны. Иван Калита всё же ходил в военные походы. Так в 1327 году была война с тверскими князьями, которая окончилась разорением Твери, исходом тверских князей в Литву. Соборный колокол был снят и увезён в Москву, что было символическим унизительным актом для тверичей. В чём была причина такой жёсткой междоусобной войны между русскими? Что же, Иван Калита был пособником ордынского хана?

    Восстание в Твери против Чолхана

    Тверское великое княжество было главным соперником Москвы в борьбе за великое владимирское княжение и объединение северо-восточной Руси. Тверские князья при всех своих положительных чертах, были очень самоуверенными и безответственными. Они долгое время имели ярлык на великое княжение. Этот ярлык получали князья, которые обещали собрать самую большую дань. Тверской князь Михаил Ярославич, а затем его сыновья, брали на себя невероятные обязательства по дани, которые впоследствии не могли выполнить. Не сумев собрать дань, они начинали грабить всех и вся. В результате дань всё равно не собирали, но вызывали к себе всеобщую ненависть.

    Кроме того, тверские князья отдали собственную землю на разорение самому страшному баскаку Чолхану (Щелкану). Баскак- откупщик, купивший право собирать дань. Он был настолько жесток, что его имя осталось в истории Руси. Баскаки для собственного обогащения выбивали дани в десять раз больше, чем должны были собрать. Против Чолхана в Твери поднялось народное восстание, которое князья не сумели усмирить. Чолхан был убит. Дело закончилось тем, что из Орды пришла карательная экспедиция и тверская земля была разорена. Хан направил в Тверь пятидесятитысячное войско и велел участвовать в карательной экспедиции всем князьям. И Иван Калита тоже участвовал. Ведь если бы он отказался, были бы разорены и Тверь, и Москва.

    Историческое значение правления Ивана Калиты

    Благодаря усилиям Ивана Даниловича Калиты, центр государственной и церковной власти переместился в Москву. Как историческая столица Русской земли этот город утвердился на веки. Иван Калита стал называть себя Великим князем всея Руси. Этот титул он принял по праву. В его землю больше не заходили ордынцы. А удельную вольницу русских князей Калита смирил железной рукой. Вот что пишет историк Карамзин: «Уже купцы не боялись в окрестностях Владимира или Ярославля встретиться с шайками Татарских разбойников: милостивые грамоты Узбековы, данные Великому Князю, служили щитом для путешественников и жителей. Открылись новые способы мены, новые торжища в России: так в Ярославской области, на устье Мологи, где существовал Холопий городок, съезжались купцы Немецкие, Греческие, Италиянские, Персидские, и казна в течение летних месяцев собирала множество пошлинного серебра, как уверяет один писатель XVII века: бесчисленные суда покрывали Волгу, а шатры — прекрасный, необозримый луг Моложский, и народ веселился в семидесяти питейных домах. Сия ярмонка слыла первою в России до самого XVI столетия».

    Военная сила, дипломатический талант, а главное- высокий уровень государственных доходов, которые Калита никогда не путал с личными, позволили князю прикупить множество ближних и дальних земель, деревень, сёл, городов. Там он селил бояр, потянувшихся к нему от других князей. Тысячу семьсот воинов привёл и поставил под стяг великого князя храбрый боярин Родион Несторович. При дворе Калиты стало тесно, но по первому его зову перед князем вставало могучее войско. Он гордился Московской княжеской цитаделью, которую выстроил заново, заменив сосновые стены и башни времён Юрия Долгорукого дубовыми, чтобы каждый, входящий в Москву видел — это крепость на века.

    Благодаря Калите, сорок лет страна жила без войн. В эти спокойные годы успели народиться и вырасти успели родиться и вырасти целых два поколения, которым впечатления детства не привили безотчётного ужаса отцов и дедов перед татарином. Они-то и вышли на Куликово поле. Калита первым начал взращивать новое государство- Московскую Русью. Потому и изображен он на иконе Богоматерь Владимирская, насаждающим древо Государства Российского рядом с митрополитом Петром.

    Симон Ушаков. Владимирская Богоматерь (Древо государства Московского). Икона из церкви Живоначальной Троицы в Никитниках в Москве. 1668 год

    Как был использован потенциал, накопленный Иваном Калитой?

    Иван Калита был редким политическим деятелем, обладавшим стратегическим мышлением, то есть умевшим заглядывать на несколько десятилетий вперёд, работать на будущее.

    Целью жизни Ивана Даниловича Калиты было возвышение Москвы, строительство Московской Руси, Московского княжества. Естественно, он думал о том, как сохранить своё дело. Чувствуя, что силы покидают его, он решил он заранее, при жизни, передать власть своему старшему сыну Симеону Гордому (правил с 1340 по 1353 год). Для этого он повёз Симеона в Орду, представил его хану, поручился, что Симеон будет делать всё так, как делал он. Хан утвердил завещание Ивана Калиты. После возвращения из Орды Иван Калита передал фактическую власть Симеону, посадив его княжить.

    Симеон Гордый

    Перед самой смертью Иван Данилович ушёл в Спасский монастырь Московского Кремля, где принял великую схиму. Эта традиция была принята Иваном Калитой от деда- Александра Невского, который также перед смертью принял великую схиму. Это было естественно, ведь человеку, стоящему у власти, принимающему решения о смерти людей, участвующего в военных походах, в жизни много грехов, несмотря на все благие начинания. Сознавая, что скоро предстанет перед Господом, человек хочет очиститься от бремени грехов. Именно поэтому, заботясь о душе, Иван Калита уходит в монастырь и принимает постриг.

    Симеон Гордый воспринял все политические традиции отца. Его политика повторяла политику Ивана Калиты, сочетающую в себе осторожность и силу, умение рисковать, но рисковать с умом. Симеон Гордый был великолепным правителем. При нём Москва очень усилилась.

    Но в 1353 году прошла страшная эпидемия чумы. От этой «чёрной смерти» вымирали целые города. Во время эпидемии заболели и умерли Симеон и вся его семья. Совершенно неожиданно для современников власть перешла к среднему сыну Ивана Калиты Ивану Красному. Иван Красный не готов был править ни по характеру, ни по подготовке. Тем не менее он оказался во главе Московского княжества и правил им с 1353 по 1359 годы. И княжество начинает распадаться, начинаются распри между боярами, начинается ослабление авторитета Москвы. В 1359 году, когда Иван Красный тоже внезапно скончался, Москва была в очень тяжёлом положении. И вот тут огромную роль сыграла Церковь. То, что Иван Данилович Церковь сделал союзником Москвы, очень помогло. В это время митрополит Алексий взял на свои плечи всю политическую жизнь Москвы.

    Таким образом, Иван Калита создал внешнеэкономические условия, благоприятные для развития Московского государства; проводил внутреннюю политику умиротворения и наведения порядка; дал основание святителю Петру принять решение, что именно Москва должна стать духовным центром Руси, откуда и пойдёт объединение русских земель. Он был одним из редких политических деятелей, обладавших стратегическим мышлением, умевших заглядывать на несколько десятилетий вперёд и работать на будущее.

В результате политики, проводимой Иваном Калитой,1)в Москву была перенесена резиденция митрополита2)Псков вошёл в состав Московского княжества3)обострились отношения с Золотой Ордой4)Великое княжество Литовское признало зависимость от Москвы

Read these sentences and rewrite them using the modal verbs in the brackets in the correct form. Don’t forget about full stops. Example 0. You are all owed to go to the party. (can)Answer 0. You can go to the party. 1. Jane is obliged to be at work at nine o’clock. (have to) 2. I strongly advise you to check your documents. (must) 3. You are allowed to buy this phone. (can) СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА!!!​ Напишите название государства, западного соседа Руси, возникшего в XIII веке, увеличившем свои территории за счет присоединения западных русских княже ств 1. Состояние экономики Нидерландов. 2. Национально — освободительное движения в Нидерландах: а) экономические и политические причины, б) участники д вижения, в) основные события, г) итоги борьбы за освобождение. 3. Экономический подъём Голландии. О чем говорит Победа царя Алексея в противостоянии с Никоном.Даю 26 б Помогите пожалуйста с вопросами… Ответьте на них, прошу вас…​ СРООЧНО!!!!!!! надо написать конспект 1. Какие знания, технические изобретения сделали возможным совершить великие географические открытия? 2. Каковы причины ВГО? Чем манили новые неведомые земли? 3. Выписать имена главных путешественников, их маршруты, даты экспедиций и открытия. 4. В чем значение ВГО? (развёрнуто, по пунктам) 5. Словарь темы – раскрыть понятия: каравелла, мушкет, колония и др. В какой науке совершил открытия арабский ученый?пожалуйста​ Заговор рабов возник в Выясни, является ли зависимость между величинами прямо или обратно пропорциональной.​ 3. Укажите, что устанавливал земельный закон Тиберия Гракха: 1) выделить участки земли без права их продажи бедным гражданам 2) разделить всю землю по ровну между всеми гражданами 3) передать всю землю в собственность государства 4) запретить богатым землевладельцам силой отбирать землю у бедняков

После смерти князя Даниила Александровича, московской престол оказывается в руках Юрия Даниловича, который был убит в Орде тверским князем Дмитрием Грозные Очи. Княжить в Москве начал Иван Данилович. Его прозвали Калитой по нескольким причинам. Одни полагают, что это связано со сбором дани для Орды с русских земель, другие резонно утверждают, что он носил при себе денежный мешочек с мелочью для подаяния нуждающимся.

Если говорить кратко, то внешняя политка Ивана Калиты заключалась в дружбе с Ордой, а внутренняя – в подчинении непокорных князей и усилении Московского княжества.

Заняв престол, Иван Калита начал распространять православную веру. По его поручению в 1325 году из Владимира в Москву была перевезена резиденция митрополита Петра. При Иване Калите Москва превратилась в духовную столицу Руси, её авторитет вырос.

Князь Иван неоднократно ездил в Орду. Первая поездка, заложившая фундамент будущих хороших отношений длилась 1,5 года. Многие земли русских княжеств страдали от гнета Орды, а в московском княжестве жизнь протекала относительно спокойно.

В ходе восстания в 1327 году народа в Твери был убит прибывший туда посол Орды Чолхан, бывший двоюродным братом ордынского хана. Князь Иван Данилович отправился в Орду, где получил ярлык на великое княжение. Вместе с армией в 50 000 воинов Орды и дружинами суздальцев Иван Данилович выступил на Тверь. Князь Александр Михайлович сбежал из Твери в Псков, в 1328 году тверской княжество было разгромлено. Спустя 5 лет Александр Михайлович вернулся в Тверь. Не желая его возвышения, Иван Калита стал плести интриги против него в Орде. В итоге в 1339 году князя Александра вызывают в Орду, где он и был убит.

В 1327 году хан Узбек разделил его земли между Иваном Калитой и Александром Васильевичем из Суздаля. Новгород и Кострома стали подвластны Калите, а Нижний Новгород и Городец оказались под властью князя Александра. Через 4 года, после смерти князя суздальского, подвластные ему земли отходят Калите и между Москвой и Новгородом создается очередной очаг напряженности. Благодаря усилиям митрополита архиепископом в Новгороде стал не Арсений избранный новгородцами, а Иван Калика. Московский князь требует увеличения дани, но отказ от этого Новгорода заставляет Калиту выступить против него в военный поход. Мир между Калитой и Новгородом наступил только в 1336 году. При содействии митрополита Феогноста Калита получает требуемую им дань и звание новгородского князя.

Во времена своего правления Калита возглавлял еще несколько походов против неугодных князей. Так, в 1339 году состоялся поход на Смоленск, отказавшийся платить дань.

При Иване Калите территория Московского княжества расширилась. В него вошли Углич, Галич, часть княжества Ростовского. Калитой заложено могущество Москвы. Именно в его правление в городе стали появляться первые храмы, выстроенные из камня. Он построил в Москве Успенский храм, Собор Спаса на Бору, Архангельский собор.

После 1328 года набеги татар на Русь прекратились на целых 40 лет! Калита тесно контактировал с ханами Орды. Он вовремя платил дань, посылал подарки. Такая передышка позволила Руси накопить силы, имела большое психологическое и моральное значение. Выросшее благодаря усилиям Калиты поколение русичей будет позже возглавлено его внуком Дмитрием Донским и выступит против Орды.

Находясь при смерти, Калита разделил подвластные ему земли между своими сыновьями. Старшему сыну, Симеону Гордому досталось две трети земель. Калита сделал это специально, боясь раздробить московское княжество, которое при жизни он усиливал.