История самолета ил 2

Содержание

Ил-2 Штурмовик. Фото. Видео. История.

Самолет Ил-2 (штурмовик) − это боевая машина времен Великой Отечественной войны, которая очень известна своими боевыми подвигами при уничтожении противника. Конструктором данной машины является Сергей Ильюшин, который разрабатывал эту модель с 1938 года. Данную модель самолета часто называли летающим танком, потому что он имел отличную броню, которая была не по зубам противнику.

Описание самолета Ил-2 (штурмовик)

Ил-2 был самой известной боевой единицей небес во время Великой Отечественной войны как среди наших, так и среди вражеских войск. На то время ни одна армия мира не имела даже жалкого подобия такого штурмовика. Он был специализирован для полетов на низких высотах и при этом имел неуязвимую бронированную оболочку. Его основной задачей было уничтожение живой силы противника и танков.

В нашей стране в начале 30-х годов началась активная разработка самолета-штурмовика с бронированным фюзеляжем. Предшественниками самолета Ил-2 были тяжелые бронированные штурмовики, которые известны под маркой ТШ-1,2 и 3. Основной задачей конструкторов было изготовления брони, которая бы не смогла нарушить аэродинамических свойств самолета.

Первые модели ТШ имели гнутые куски брони, которые были мало обтекаемы, и, как результат, это приводило к ухудшению летательных свойств самолета, и при этом они имели большой вес. Также в первых моделях данного штурмовика использовались двигатели малой мощности, что приводило к низкой скорости и большому разгону при отрыве от земли. Решением этой проблемы была установка более мощных двигателей и использование брони нового образца, которая была двояковыпуклой. Эти модификации позволили в конце тридцатых годов изготовить настоящий и качественный самолет-штурмовик под именем Ил-2.

Предшественником первого Ил-2 был бронированный штурмовик БШ-2, который имел два посадочных места в кабине для пилота и пулеметчика. Бш-2 также был разработан конструкторским бюро Ильюшина в 1938 году, этот самолет был оснащен листовой броней. Такой вид брони был использован и в самолете Ил-2. Следует отметить тот факт, что первые модели Илов изготовлялись с деревянными деталями корпуса, это были фюзеляжные консоли крыла и хвостовое крыло.

Особенности конструкции штурмовика Ил-2

Шасси в данном штурмовике складывались назад, а потом убирались в корпус крыла, после чего закрывались обтекателями для лучшей аэродинамики. Что касается вооружения, то тут конструкторы подошли достаточно продуманно. Бортовое вооружение было установлено во внутренней части крыла, а под крылом штурмовика были установлены направляющие устройства для реактивных снарядов. Из-за брони и установленного двигателя АМ-35 Ил-2 развивал небольшую скорость, всего лишь до 400 км/час, а посадочная скорость составляла 140 км/час.

При испытаниях самолета БШ-2 конструкторы приняли решение, что новый штурмовик нужно выпускать в одноместном варианте для снижения веса самолета. После этого был построен одноместный самолет-штурмовик, который показал отличные летные и боевые характеристики. Это и был самый первый Ил-2 − штурмовик с бронированным фюзеляжем. В 1941 году данную модель самолета запустили в серийное производство на многих заводах.

Свое качество и надежность Ил-2 показал еще в первые годы войны, но были и недостатки. Самым большим изъяном стало отсутствие пулеметчика, который мог бы отражать нападения вражеских самолетов с хвоста. Этот недостаток привел к большим потерям. Интересным фактом является то, что звание Героя Советского Союза присваивали летчикам уже после десяти успешных боевых вылетов, а не после 100, как обычно.

Инновации в конструкции Ил-2 (штурмовик)

В первые месяцы 1942 года конструкторское бюро Ильюшина провело конференцию, на которую были приглашены испытатели и летчики, которые непосредственно имели отношение к новому штурмовику. Эта конференция была собрана для обмена опытом, а также с целью выяснить, как ведет себя самолет в бою. При общении с летчиками стало ясно, что основной проблемой и недостатком самолета является отсутствие второго места в машине для пулеметчика. Также внимание конструкторов обращали на усиление мощности двигателя и на увеличение пушечного калибра.

После этой конференции конструкторы все же вернулись к начальной двухместной модели штурмовика. Также пулеметчику был предоставлен подвижной крупнокалиберный пулемет, который поможет защитить самолет от врагов с тыла и позволит увеличить диапазон огневой мощи. С 1942 года Ил-2 начали выпускать с более мощным двигателем в 1720 лошадиных сил. Это позволило увеличить скорость самолета до 420 км/час, а также значительно снизило длину разгона для отрыва, и это все при массе более 6 тонн в полной боевой комплектации.

Что касается четырех 20-миллиметровых пулеметов, то их конструкторы тоже заменили крупнокалиберными пушками. Данный штурмовик также оснащался кумулятивными противотанковыми бомбами. Но при всех новшествах и модернизациях консоли крыльев по-прежнему изготовлялись из дерева, а только с 1943 года их конструкция и используемый материал были заменены более эффективными.

Из-за добавления места пулеметчика пришлось менять конструкцию всего бронекорпуса, а также был изменен фюзеляж хвоста самолета. После всех корректировок масса бронекорпуса штурмовика достигла 990 кг. Все компоненты бронекорпуса были проверены отстрелом. Ил-2 использовали также при морских сражениях для уничтожения кораблей, а на суше он с легкостью истреблял танки и автомобильные колонны врага. Данный штурмовик использовался на фронте и при поддержке наших войск в ближнем тылу.

Из-за мощной брони и отличного вооружения данную модель штурмовика называли летающим танком. За все время существования самолета заводами Советского Союза было выпущено свыше 36 тысяч бронированных штурмовиков. Такое огромное количество боевых машин может разве что посостязаться за лидерство только с легендарным танком Т-34.

Боевое применение легендарного штурмовика

По официальным данным Красной армии до 1941 года на фронт было отправлено 1,5 тысячи самолетов, Ил-2 из которых было потеряно 1,1 тысячи, но большинство потерь не были связаны с боевыми заданиями. Много боевых единиц было потеряно из-за неуспешных манёвров на низких высотах или из-за неудовлетворительных погодных условий.

За все время Великой Отечественной войны наша армия потеряла больше 23 тысяч самолетов-штурмовиков и свыше 7,8 тысяч лётчиков. Следует отметить тот факт, что 12 тысяч самолетов было потеряно не в боевых условиях. Что касается Илов, то статистика говорит, что каждый 53-й вылет был последним для штурмовика. Что касается выживаемости, следует отметить тот факт, что среди всех видов боевых самолетов штурмовики погибали чаще всех, несмотря на то, что они имели отличную броню и мощное вооружение.

Причиной больших потерь Илов была тактика ведения боя, поскольку они летали на низкой высоте и притягивали к себе весь огонь артиллерии врага. По данным штурмовых подразделений количество невернувшихся Илов составляло 3%. Но при этом следует учитывать и тот факт, что после боевых вылетов половина всех вернувшихся самолетов имела повреждения от вражеского оружия. Иногда у вернувшихся самолетов-штурмовиков можно было насчитать несколько сотен пробоин в фюзеляже и крыльях, но после полевого ремонта такая машина могла с легкостью вернуться в бой. На конец Великой Отечественной Войны армия Советского Союза имела в строю 3289 единиц самолетов Ил-2.

Тактика боя штурмовика Ил-2

Основным преимуществом в бою такого штурмовика было то, что он работал на высотах до 1 км, а основную боевую деятельность он проводил на высоте в 20-50 метров. Из-за низкой высоты полета Илу была не страшна вражеская артиллерия, а от пехоты самолет с легкостью защищала его броня. В свою очередь, штурмовик мог эффективно уничтожать танки и живую силу противника. При работе на низких высотах плюсом была также достаточно высокая скорость самолета в 400км/час, что не могли себе позволить другие штурмовики, которые могли разгоняться, только до трехсот километров в час.

После уничтожения наземных целей Ил-2 мог с легкостью перейти к атаке на вражеские воздушные цели, которые хоть и имели большую скорость, но не имели такой брони и вооружения, как советский штурмовик. Интересным фактом является хитрость наших пилотов, которые использовали внешнюю схожесть Ила с немецким бомбардировщиком. Наши пилоты могли пристроиться к немецким самолетам, которые ничего не подозревали, и спокойно уничтожить их.

Конструкция Ил-2

Ил-2 представляет собой одномоторный низкоплан, отличающийся смешанной конструкцией. Его особенность – в силовую схему планера входит броня. Она заменила обшивку средней и носовой части фюзеляжа и каркас. Несущий бронекорпус состоит из гомогенной стальной брони, он закрывал кабину пилота, двигатель, некоторые агрегаты и радиаторы (бронекорпус на прототипе защищал бортстрелка). Толщина прозрачной брони козырька кабины – 64 мм. Она способна выдерживать бронебойную пулю 7,62 мм с нулевой дистанции.

Бытует ошибочное мнение, что Ил-2 первоначально был двухместным, но по приказу военного руководства Ильюшину пришлось переделать штурмовик в одноместный. По причине отсутствия оборонительного вооружения самолета были большие потери в начале Великой Отечественной войны.

На самом деле, самолет изначально был заказан двухместным, но по инициативе Ильюшина он переделан в одноместный. Причиной этому стали неудовлетворительные летные качества (скороподъемность, скорость и дальность), так как не отвечали требованиям, представленным ВВС. Одновременно с этим над бронированным Ил-2 работали и другие конструкторы. Дабы спасти свое детище в условиях жесткой конкуренции, Ильюшин разработал его одноместную версию. Ему удалось добиться сокращения объема бронекорпуса, путем удаления бортстрелка. На его месте находился дополнительный топливный бак, а также установлено бронирование задней центровки по массе, что не могло не вызвать нареканий, так как она сильно ухудшала управляемость машины.

Благодаря экономической массе штурмовик полностью удовлетворял требованиям по скорости, а с помощью установки дополнительного бака удалось достигнуть необходимой дальности полета.

Столкнувшись с серьезными потерями Ил-2 без оборонительного вооружения, военно-воздушные силы потребовали от Ильюшина обратно сделать самолет двухместным, что, собственно, и было реализовано в конце 1942 г. Но изменить бронекорпус уже не получилось, поэтому пришлось вынести бортстрелка вне бронекорпуса. Его защита – шестимиллиметровый лист брони, находящийся со стороны хвоста. Защита пилота с задней полусферы обеспечивалась благодаря поперечной броне ХД, которая имела толщину в 12 мм (плюс 6 мм бронеспинка).

Стоит отметить, что бронекорпус, который защищал обоих членов экипажа, получила только позднейшая модификация самолета, а именно Ил-10, который начал выпускаться серийно в 1944 году.

Вооружение Ил-2

  • · Две пушки в консолях крыла (в основной версии – 23 мм ВЯ, изначально – 20 мм ШВАК, в противотанковой серии – 37 мм), исследовались пушки 45 мм

  • · Два пулемета ШКАС, размещенные на крыльях самолета

  • · Контейнеры ПТАБ, авиабомбы

  • · Реактивные снаряды РС-132 и РС-82

  • · На двухместных вариантах в качестве оборонительного вооружения использовался пулемет УТБ 12,7 мм.

Модификации Ил-2

Выпускался как в одноместном, так и двухместном вариантах. Разные конструктивные и технологические изменения вносились регулярно. К примеру, в конце 1941 года применялась деревянная конструкция хвостовой части с металлическими стрингерами. Менялось вооружение, бронирование.

  • · Ил-2 (одноместный) представляет собой серийную модификацию штурмовика, который не имеет кабины для заднего стрелка. В некоторых частях в связи с большими боевыми потерями предпринимались попытки переоборудовать одноместный самолет в двухместный. Во многих случаях создавались имитации задней пушки – муляж, установленный в прорези кабины.

  • · Ил-2 (двухместный) представлял собой серийную модификацию, которая была оборудована пулеметами УБТ и ШКАС, а также кабиной стрелка с фонарем. Массово эксплуатировался в поздние периоды войны.

  • · Ил-2 АМ-38Ф – серийный штурмовик с форсированным двигателем, характеризующимся высокой взлетной мощностью.

  • · Ил-2 КСС – серийная модификация самолета Ил-2 АМ-38Ф с точно таким же двигателем, но форсированным, с некоторыми конструктивными и аэродинамическими улучшениями. Вместо металлического бака применялись фибровые защищенные бензобаки, где через некоторое время большинство мелких пробоин затягивалось составом-проектором, который мог загустевать на открытом воздухе. Для улучшения управления и устойчивости в самолеты устанавливался контрбалансир и амортизационные пружины.

  • · Ил-4 (Ил-2 М-82) – опытный вариант штурмовика, который имел двигатель М-82 с хорошей взлетной мощностью, а именно 1675 л.с.

  • · Ил-2 ШФК-37 – одноместный вариант штурмовика, вооруженный двумя авиационными пушками 37 мм, конструкции ОКБ-15, с двигателем АМ-38.

  • · Ил-2 НС-37 представлял собой модификацию ИЛ-2 АМ-38Ф. На самолете были установлены пушки 37 мм, без реактивных снарядов для повышения противотанковых свойств.

  • · Ил-2 НС-45 – модификация самолета Ил-2 АМ-38ф, имеющая две пушки НС-45.

  • · Ил-2Т – по неофициальным данным модификация была способна нести торпеду, в результате чего пришлось пожертвовать пушками. В числе стрелкового вооружения осталось три пулемета: у заднего стрелка и два крыльевых. Но документы, которые бы подтвердили существование этой модификации, не были обнаружены и по сей день, хотя есть многочисленные авиамодели (к тому же данная модификация часто используется в видеоиграх).

Самолет Ил-2, наряду с танком Т-34 и «Катюшой», стал одним из символов Великой Отечественной войны и победы в ней. А по какой причине это произошло? Почему именно Ил-2? Постараемся разобраться. Прежде всего, самолет Ил-2 получился исключительно эффективной боевой единицей, а именно – штурмовиком. Штурмовик также имеет и другое название – самолет непосредственной поддержки войск, что объясняет его боевую задачу.

Т.е., если тактические бомбардировщики (например Пе-2) имеют своей целью объекты, разного значения и отдаленности от фронта, стратегическая авиация (например Пе-8) – атака стратегических объектов страны в глубине ее территории, то Ил-2 должен участвовать в атаках наземных войск, поддерживать их, буквально «утюжить» боевые порядки противника в процессе боя, перед боем и после него. Фактически это летающая артиллерия. Требования к самолетам подобного класса довольно своеобразны. Основными являются: высокая огневая мощь, возможность точечного поражения наземных целей и повышенная живучесть самолета. Ил-2 обладал всеми этими качествами, поэтому он и стал легендой, которая при появлении над полем боя вызывала резкий подъем боевого духа у красноармейцев и панический ужас у немецких солдат.

Ил-2. Фото.

Теперь по порядку. Следует отметить, что Ил-2 фактически был первым самолетом, который был разработан конкретно как штурмовик, до этого во всех странах мира эту роль выполняли истребители, на которые навешивали тонны оружия и бронеплит. Красная армия на момент начала работ над Ил-2 имела военную доктрину схожую с немецкой – быстро атаковать, уничтожить и захватить. Для подобной доктрины самолеты класса Ил-2 на ряду, с истребителями, были востребованы больше всего. Поэтому к разработке нового самолета отнеслись более чем серьезно и даже разработали новую авиационную пушку специально для Ил-2 – ВЯ-23.

Именно она, будучи установленной в количестве двух единиц, в большей степени обусловила боевую эффективность «Ила», поскольку была точным и мощным орудием, подходящим для уничтожения всего вплоть до средних танков и катеров. Кроме того, на вооружении имелась пара пулеметов ШКАС, с феноменальной для того времени скорострельностью в 1800 выстрелов/минуту, которые просто выкашивали личный состав частей противника. Кроме этого, «Ил» вооружался еще одним относительно «свежим» изобретением – ракетами, в количестве от 4 и до 16 штук, которые имели название РС-82 или РС-132 (реактивный снаряд с калибром в миллиметрах). Оружие это было менее точным чем пушки, однако более точным нежели бомбы, поэтому оно заняло промежуточное место между ними.

Ну и также имелась возможность подвески бомб калибром до 250кг, которые еще больше повышали боевую эффективность данного самолета. Соответственно, Ил-2 обладал очень внушительным и разнообразным, а от этого весьма эффективным арсеналом, который вполне обеспечивал точечное поражение отдельных целей.

Теперь о живучести. Живучесть самолета – параметр, который определяет устойчивость самолета к попаданиям. Проще говоря, количество вражеского свинца, которое самолет способен проглотить и продолжить полет. Для штурмовика это важный параметр, ведь он летает низко над полем боя, на небольших скоростях и традиционно стреляет по нему все, что способно стрелять. Ил-2- первый в мире самолет, который имел несущий бронекорпус, защищающий пилота и двигатель, до него бронелисты просто навешивались на самолет в некоторых местах.

Ил-2. Видео.

Подобная конструкция значительно выигрывает в весе, по сравнению с просто навешиванием стали, а значит, позволяет увеличить количество брони, без ухудшения летных характеристик самолета. Ил-2 имел броню, поддающуюся попаданиям лишь бронебойных снарядов калибром от 20мм и выше. Но не стоит считать, что сбить пулеметным огнем его было невозможно, ведь крылья и хвост машины не имели бронирования и были выполнены из дерева. Но тем не менее, живучесть Ил-2 была весьма высока, и еще больше возрастала благодаря высоким летным характеристикам, по показателям которых он мало уступал немецкому Bf-109E.

Не зря ведь в немецких наземных частях Ил-2 получил такие прозвища как «мясник» или «летающий танк», прозвища эти были вполне заслуженными.

Ил-2 Штурмовик основные характеристики:

  • Модификация Ил-2
  • Размах крыла, м 14.60
  • Длина, м 11.60
  • Высота, м 4.17
  • Площадь крыла, м2 38.50

Масса, кг

  • пустого самолета 4525
  • нормальная взлетная 6060

Тип двигателя:

  • 1 ПД Микулин АМ-38

Мощность, л.с.

  • номинальная 1 х 1575
  • взлеьная 1 х 1665

Максимальная скорость , км/ч

  • у земли 370
  • на высоте 411

Практическая дальность, км 685

  • Скороподъемность, м/мин 417
  • Практический потолок, м 6000

ИЛ-2 — бронированный самолет штурмовой авиации Великой Отечественной войны

Активные темы

  • Количество евреев в мире сегодня не достигло уровня 1939 года (239)

    SSerg84 Инкубатор 01:10

  • В России планируют продлить режим самоизоляции (253)

    SedoiAM События 01:10

  • Танцующие африканцы уже не в тренде? (156)

    Steban Видео 01:10

  • Коротко,как я понимаю ситуацию по новостям (2)

    ZLO1979 Инкубатор 01:10

  • «До 6 мая может наступить полный коллапс»: владелец ТЦ «Атриум» … (436)

    theQuZAR Тексты 01:10

  • Разница в фактах. (80)

    adder38 Инкубатор 01:10

  • Уроки под деревом: школьник в Италии учится посреди леса (12)

    NИк Инкубатор 01:10

  • Во Владикавказе ОМОНу дали команду разогнать митинг, но часть ро… (480)

    roman400022 События 01:10

  • Ученые объяснили перспективность галогенидных перовскитов (143)

    KVNka События 01:10

  • Фокус с медузой на сельской дискотеке. (94)

    Seg33 Видео 01:09

  • Медведев предложил продавать нефть по принципу take or pay (9)

    Bona25 Инкубатор 01:09

  • Домашний арест как метод уничтожения активных стариков! (1)

    Xardos Инкубатор 01:09

  • Как прожить на 13000р ?Спб. (45)

    basterr Инкубатор 01:09

  • Штраф за нарушение режима самоизоляции. Пострадавшие (170)

    tschitscha Тексты 01:09

  • Цена на WTI упала ниже 0.1$ (357)

    DoceNNt События 01:09

Легендарные самолеты

Использование боевых самолетов не только для бомбардировки, но и штурмовки, то есть обстрела вра­жеских войск с воздуха, началось еще в годы Первой мировой войны. Тогда в ка­честве штурмовиков пытались применять истребители и легкие одномоторные бом­бардировщики, однако сразу выяснилось, что эти самолеты на малых высотах очень уязвимы от зенитного огня. Порой одной пули было достаточно, чтобы такой «штур­мовик» рухнул на землю.
Закономерно возникла идея прикрывать жизненно важные части штурмовых аэро­планов броневыми листами. Так появились первые специализированные штурмови­ки — немецкий Junkers J-I и английский Sopwith Salamander. Их приняли на воору­жение, однако из-за большой массы брони в сочетании с относительно слабыми мо­торами летные данные этих машин были удручающими, поэтому широкого распро­странения они не получили.

Авиаконструктор Сергей Владимирович
Ильюшин, снимок времен войны.

О бронированных штурмовиках на­долго забыли, а вспомнили почти через 20 лет в СССР. Опыт испанской граждан­ской войны, в которой участвовали совет­ские самолеты и летчики, вновь нагляд­но показал, что ударные самолеты поля боя несут тяжелые потери от огня с зем­ли. В этой связи авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин выдвинул ини­циативу вернуться к концепции брони­рованного штурмовика, но уже на новом техническом уровне.
В начале февраля 1938 года он от­правил на имя И.В. Сталина, В.М. Моло­това, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича и тогдашнего начальника ВВС Локтионо­ва докладную записку, в которой, в част­ности, говорилось: «При современной глу­бине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня штурмовая авиация будет нести очень крупные поте­ри. (…) Поэтому сегодня назрела необхо­димость создания бронированного штур­мовика или, иначе говоря, — летающего танка, у которого все жизненные части за­бронированы. (…) Задача создания бро­нированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техниче­ским риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело». К записке прилагался эскизный проект бу­дущей машины.

Серийное производство Ил-2 на авиазаводе №18 в Воронеже, осенью 1941 года этот завод был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара), где вскоре возобновил сборку Илов.

Идея сразу получила поддержку руко­водства. В том же месяце вышло постанов­ление Государственного Комитета Обороны со словами: «Представленный тов. Илью­шиным проект самолета «Летающий танк» — утвердить. Установить срок выхода самолета ЛТ на государственные испыта­ния — ноябрь 1938 года».
Сроки были поставлены довольно жест­кие — всего за восемь месяцев требовалось пройти долгий путь от эскизного проекта до готового изделия. Но, как это нередко бывало, выдержать столь высокие темпы не удалось, прежде всего, из-за отсутствия подходящего двигателя и неотработанности технологии изготовления штампован­ных броневых листов сложной формы. Только в марте 1939 года мотор АМ-35, предназначенный для установки на штур­мовик, успешно прошел испытания, а 2 ок­тября самолет, получивший заводское обо­значение ЦКБ-55 (ЦКБ — Центральное конструкторское бюро) и военное — БШ-2 (бронированный штурмовик второй), со­вершил свой первый полет под управлени­ем летчика-испытателя Виктора Коккинаки.

Планер Ил-2 проходит статические испытания на прочность в Цен¬тральном аэрогидродинамическом институте.

Как и предусматривалось первоначаль­ным проектом, ЦКБ-55 был двухместным: за бронекабиной пилота располагалась также бронированная кабина воздушно­го стрелка, который должен был защищать машину от атак вражеских истребителей. Однако в дальнейшем судьба распоряди­лась так, что самолет пошел в серию и всту­пил в бой в одноместном варианте.

Уважаемые авиаторы !

Сегодня мы поговорим о легендарном самолете СССР — штурмовике ИЛ-2.

Ил-2 — советский штурмовик («Горбатый»). Самолет времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. ИЛ-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Советским Союзом было выпущено более 36057 штук.

История создания советского штурмовика ИЛ-2

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство «Горбатых» самолетов. Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18, впоследствиии эвакуированном в Куйбышев, в 1941 году. Ил-2 серийно производился на авиационном заводе № 1, также в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Некоторое время в течение 1941-42 годов самолет выпускался заводом №381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Бронированный корпус ИЛ-2

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм(+6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса. Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.

Двигатель ИЛ-2

АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение штурмовика ИЛ-2

  • 2 пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
  • 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
  • Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
  • Реактивные снаряды РС-82 или РС-132
  • Пулемёт УБТ калибром 12,7 мм. (Только на двухместном варианте штурмовика ИЛ-2).

Модификации советского штурмовика ИЛ-2

  • Ил-2 (одноместный)
  • Ил-2 (двухместный)
  • Ил-2 АМ-38Ф
  • Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»)
  • Ил-2 М-82
  • Ил-2 ШФК-37
  • Ил-2 НС-37
  • Ил-2 НС-45
  • Ил-2М/Ил-4
  • Ил-2Т

Потери самолетов ИЛ-2 во Второй Мировой войне

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.

Где применялся советский штурмовик ИЛ-2?

Ил-2 принял активное участие также и в борьбе с противником в составе ВВС Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Наряду с традиционной «работой» по наземным объектам и целям (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления и др.), штурмовая авиация результативно атаковала и надводные цели, применяя топмачтовое бомбометание. К примеру, за время боев в Заполярье на боевом счету 46-го ШАП ВВС СФ более 100 потопленных судов противника.

Технические характеристики ИЛ-2

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 11,6 м
  • Размах крыла: 14,6 м
  • Высота: 4,2 м
  • Площадь крыла: 38,5 м²
  • Масса пустого: 4 360 кг
  • Масса снаряжённого: 6 160 кг
  • Масса максимальная взлётная: 6 380 кг
  • Масса брони: 990 кг
  • Двигатели:: 1× жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый АМ-38Ф
  • Тяга: 1× 1720 л.с. (1285 кВт)

Лётные характеристики ИЛ-2

  • Максимальная скорость: 414 км/ч
  • на высоте 1220 м: 404 км/ч
  • у земли: 386 км/ч
  • Дальность полета: 720 км
  • Длина разбега: 335 м (с 400 кг бомб)
  • Скороподъёмность: 10,4 м/с
  • Практический потолок: 5500 м
  • Нагрузка на крыло: 160 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,21 кВт/кг

Ил-2

Субтитры

каких только самолетов не создавали конструкторы времен второй мировой только посмотрите асимметричный blohm und voss пиве 141 первые в мире летающее крыло на реактивной тяге hard он хоть 9 американский вот вид 173 экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки летающий танк а-40 конструктора олега константиновича антонова junkers ее 287 немецкий бомбардировщик на котором впервые в мире была применена крыло обратной стреловидности проект звено в котором тяжелый бомбардировщик тб-1 нес на крыльях два истребителя и-5 но первое место среди самолетов второй мировой войны занимает советский ил-2 он прошел через всю войну всего было изготовлено более 36 тысяч штурмовиков это сделало его самым массовым боевым самолетом всех времен ил-2 стал таким же важным для красной армии как воздух и хлеб как выразился сталин красной армии самолет получил прозвище горбатый за характерную форму фезюляжа конструкторы называли разработанный ими самолет летающим танком немецкие пилоты за живучесть называли его бетонный самолет мясник мясорубка черная смерть принято считать что с самого начала боевого применения на фронте штурмовик ил-2 зарекомендовал себя как очень прочный и выносливый боевой самолет многим летчиком он спас жизнь сохраняя летучесть при таких повреждениях которые для любого другого самолёта были что называется несовместимыми с жизнью нередкими бывали случаи когда поврежденные в бою самолеты выполнив нормальную посадку на свой аэродром буквально разваливались на части или не подлежали ремонту по причине значительного количества больших и малых повреждений инженеры штурмовых авиаполков в отчетных документах указываем было трудно представить как такие самолеты могли продолжать полет ясно было одно летчики принимали все меры к тому чтобы дотянуть до аэродрома зная о крупных повреждениях самолеты конечно высокую живучесть ил-2 в полной мере использовали главным образом только опытные летчики примеров возвращения на разбитых самолетах молодых летчиков зарегистрировано очень мало и все же благодаря отменной живучесть ил-2 летчиком штурмовикам зачастую удавалось либо совершить вынужденную посадку на любой мало-мальски пригодной площадки или же долететь на нем до своего аэродрома около десяти процентов поврежденных самолетов ил-2 отправлялись в ремонтные органы или списывались в виду невозможности ремонта остальные 90 процентов восстанавливались силы не тех состава или полевых авиа ремонтных мастерских однако многие специалисты отмечали недостатки легендарного l2 он имел низкую результативность бомба штурмовых ударов огромный уровень боевых потерь преподноси вши и ся как главное достоинство ил-2 бронирования для 41 45-х годов также было уже недостаточно и не спасало эти летающие танки от уничтожения в огромных количествах немецкими истребителями единичками отнюдь не идеальным самолетом поля боя делала ил-2 и его полу деревянная конструкция еще больше уменьшая боевую живучесть этой машины помимо недостаточно совершенные материальной части результативность ударов советской штурмовой авиации снижали также многочисленные пороки и и тактики и слабое летная стрелковая и тактическая выучка рядовых летчиков в первые годы войны но одномоторный и простой по конструкции штурмовик был проще и дешевле в производстве чем двухмоторный цельнометаллические бомбардировщиками первые же дни войны выяснилось что одноместные штурмовики несут неоправданно большие потери от истребителей противника для защиты пилотов верхней части фюзеляжа пролезли отверстие для возможности разместить стрелка и смонтировать пулемет между собой временную конструкцию стрелки называли кабиной смерти позже позиция пулеметчика была включена в конструкцию l2 однако эта должность все равно оставалась одной из самых опасных профессий той войны здесь необходимо заметить что у нас совершенно неверно сформулирован образ героя летчика им как правило является истребитель со своим списком побед а летчики бомбардировщики и штурмовики незаслуженно отодвигаются на второй план однако тактика советских ввс предусматривала использование авиации сугубо в интересах сухопутных войск поэтому чем важнее цель тем нужнее и и разбомбить и тем сильнее защищает противник на штурмовика на водится десятки с полок зенитной артиллерии а он летит не вправе изменить уже при стреляный зенитчикам и курс до тех пор летит пока не поразиться истребитель все же имеет инициативу он может отвалить от сильного огня изменить направление атаки снова атаковать другими словами он как то может и себя поберечь а штурмовик беречь себя не может он обязан прорваться сквозь огонь цели при весла стрелка на горбатом считалось невероятно рискованным делом ведь смертность воздушных бойцов было в два раза выше чем возможность сбить я штурмовика броневой лист толщиной 6 миллиметров защищал только от пулеметного огня при атаках истребителей противника со стороны хвоста к тому же угол обстрела из крупнокалиберного пулемета не всегда позволял вести огонь по вражеским машинам и немцы быстро усвоили что атаковать черную смерть нужно сзади и снизу там где очереди стрелка их не могли поразить теперь держа в голове все эти детали и подробности обратим внимание на свидетельство старшины георгий афанасьевич а литвина которые в очередной раз доказывают что исход военного дела далеко не всегда определяет техника решающее значение имеют люди которые управляют этой техникой это случилось 2 ноября сорок третьего года когда 4 воздушная армия поддерживала керченский десант летим с молодым лейтенантом zen боевым not антигеном дэн видны сполохи взрывов падают сбитые самолеты мы сходу сбрасываем бомбы снижаемся и стреляя из пушек и пулеметов проходим вдоль плацдарма по нам бьют из всех видов оружия с земли прорываются мессершмитты но прикрытие на месте и мы вырываемся из ада живыми при сборе группы наш самолет как часто бывает замыкающими отстал для истребителей противника такие самолеты подарок и взбивают в первую очередь первую атаку 2 мессершмиттов я отбил но это их не остановило в наш самолет попали несколько пульт повредив самолетное переговорное устройство поэтому летчик не мог слышать меня и делать нужные негры тому же нас прикрывал только один лагов хотя и делал это мастерски немцы прекрасно понимали свое преимущество они пары и пошли на наш самолет азен баев почему-то стал уходить на максимальной скорости по прямой как раз то что и нужным местом я взял в прицел ведущего и когда он сократил расстояние между нами до 100 метров нажал гашетку видимо попал мессершмитт взмыл вверх где его сразу настиг идущий нам на помощь лак прикрытие за ведущим вражеской пары потянулся черный шлейф но увлекшись им я упустил из виду ведомого оон воспользовавшись этим подобрался к нам снизу и завис в мертвом пространстве готовой к таки немецкие истребители знали что бронированной ил-2 можно было поразить только с близкого расстояния знали то что его турельная установка имеет ограниченный угол стрельбы для его увеличения необходимо четкое взаимодействие летчика и воздушного стрелка опасность всегда страшно своей неожиданностью 1 метр завис под нашим под брюшком это конец мелькает бредовая мысль стрелять через фюзеляж своего самолета конечно можно перебить тяги рулей и точно тогда х но эти тяги да и все остальное вот-вот перебьет масса и я прицелившись примерно прошил пулеметной очередью фюзеляж своего самолета zen боёв посчитав что самолет достала очередь не замеченного им немца но ментально скользнул влево это нас спасло короткая очередь мессершмитта нас не задело но зато он напоролся на мою длиннющую очередь немецкий самолет перевернулся через крыло и рухнул вниз я с ужасом просматривая на изрешеченные фюзеляж решил проверить не задет летяги рулей иначе при манёвр они могут оборваться счастью все оказалось в порядке лак то и дело возникал надо мной и летчик делал рукой знаки будто что-то хотел нам сообщить но что именно мы узнали только на земле дотянули до своего аэродрома все ли благополучно зейн боёв зарулил на стоянку я заметил что сопровождающей на слаг приземлился перед нами мы с мансуром вылезли из кабин посмотрели друг на друга но развороченный пиздеж самолета и побрели на командный пункт у входа стоял командир и истребитель владимир из трошкин который прикрывал зейн боёв доложил о выполнении задания а я не очень связано о мертвом пространстве поврежденной машине мессир ничего машину исправим похлопал меня по плечу командир молодец лихо срубил мясо обнял меня и строчки из нашей шестерки и love на аэродром вернулись только три машины какие качества помогали старшине литвину не только вернуться живым из боя но и подбить вражеский самолёт с ситуации когда казалось что исход должен быть совершенно противоположным у советских героев не было сохранений виртуальной реальности и возможности выйти из онлайн игры они не были мутантами супергероями суперспособностями они просто делали невозможные вещи в реальной жизни смогли бы мы познающие ттх военной техники лишь в онлайн баталиях совершать что-то подобное пишите что вы думаете по этому поводу коллективные комментарии лучше всяких опросов могут помочь нам понять самих себя