Ис 2 10

ИС-1 – основоположник семейства

В 1941 году имевшиеся в РККА тяжелые танки КВ-1 без проблем боролись с любой бронетехникой Вермахта. Основным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, приведшая к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый танк «Тигр», бороться с которым на равных КВ-1 с 76 мм пушкой уже не мог.

Начиная с 1942 года стали появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками увеличенного калибра. Наиболее успешным стал танк ИС-1, который послужил базой для еще более тяжеловооруженной машины ИС-2, продержавшейся в строю до середины 90-х годов.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Описание конструкции

Корпус тяжелого танка ИС-1 состоит из катаных листов брони толщиной 20-90 мм и литой носовой части, соединенных электродуговой сваркой под флюсом. Литая передняя часть имеет стенки переменной толщины в диапазоне 30-120 мм. Причем в ходе боевой эксплуатации был отмечен случай пробития детали в тонком месте бронебойной пулей, выпущенной из ружья Pz.B.41.

Башня обтекаемой конфигурации, изготовлена по технологии литья, толщина стенки 100 мм.

Фронтальная часть башни сложной криволинейной формы, несущая на себе амбразуру орудия, изготовлена в виде отдельной детали, соединенной с основным элементом болтами. Линия стыка погона имела заглубление в плоскость крыши корпуса, что снижало вероятность заклинивания конструкции при попадании снаряда. На внутренней кромке погона башни устанавливалась мерная шкала, использовавшая для наведения орудия при стрельбе с закрытой позиции.

Три члена экипажа размещались в башне, в суженной передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сбоку от механика имелась точка установки пулемета с дистанционным приводом спуска, на поздних машинах от монтажа конструкции отказались. Для наблюдения за местностью на башне танка имелась башенка литой конструкции, в которой располагались смотровые приборы.

Основным вооружением ИС-1 являлась 85 мм пушка Д-5Т, установленная в цапфах. Конструкция орудия позволяла смещать ствол в горизонтальном направлении на малый угол без поворота башни. В боекомплект танка входили 59 унитарных патронов с бронебойными и осколочными снарядами. С пушкой был спарен 7,62 мм пулемет ДТ, еще один ствол располагался на задней стенке башни в специальном приливе.

В состав силового агрегата входил 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный дизель В-2-ИС и оригинальная 4-скоростная коробка с 2-ступенчатым делителем. Крутящий момент передавался на ведущие колеса заднего расположения через планетарные редукторы с дополнительными фрикционами, обеспечивавшими разворот машины.

Ходовая часть оборудовалась торсионами.

Для ограничения хода балансиров на корпусе стоят стальные отбойники. Катки оснащены внутренними резиновыми амортизирующими кольцами. Гусеничная лента набрана из 86 траков шириной 650 мм, натяжение выполняется кривошипом фронтального ленивца.

Технические характеристики ИС-1

Ближайшими конкурентами советского ИС-1 стали немецкие тяжелые машины «Пантера » и «Тигр», вооруженные длинноствольными 75 или 88 мм орудиями. Танк Pz.Kpfw.V, превосходивший отечественную машину в подвижности, несколько уступал по бронированию, расположенному под выгодными углами наклона.

Машина Pz.Kpfw.VI являлась более опасным противником благодаря толстой броне и мощному 88 мм орудию.

Общей проблемой германской техники стало использование бензиновых двигателей, не отличавшихся надежностью. Применение шахматной подвески улучшало плавность хода, но в зимнее время отмечались случаи заклинивания катков из-за намерзающей грязи. Большой проблемой являлась замена внутренних катков, для демонтажа узла приходилось снимать соседние колеса.

Боевое применение

Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.

Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов – Белая Церковь.

Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.

В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.

Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.

След в истории и игромании

Мелкосерийный по сути ИС-1 стал пробной машиной, позволившей создать танки ИС-2, заметно превосходившие немецкую технику по мощности вооружения. Отмеченная уже на ИС-1 слабая броневая защита фронтальных проекций перешла и к преемнику, который только в середине 1944 года получил модернизированную отливку носовой части.

Танки ИС-1 являются игровыми машинами в компьютерных симуляторах World of Tanks, War Thunder и ряде других.

Единственным производителем модели ИС-1 в масштабе 1:35 является компания Dragon. При этом копийность набора далека от идеальной – требуется замена элементов ходовой части и башни, а также применение фототравленых деталей, улучшающих восприятие модели.

ИС, который получился

9 марта 1943 года на заводские испытания отправился опытный образец тяжелого танка ИС-1, ранее обозначавшийся как КВ-13. Это был полноценный тяжёлый танк, по боевой массе лишь немного уступавший КВ-1с, но превосходивший его в подвижности и броневой защите. На протяжении весны 1943 года машина проходила государственные испытания, в ходе которых выяснилось, что ей требуется масса доработок, местами очень серьезных. Окончательно «похоронил» ИС-1 немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Выяснилось, что для эффективной борьбы с ним требуется хотя бы 85-мм орудие, для размещения которого башня опытного советского танка не подходила. Так начиналась история Объекта 237, ставшего последним шагом на пути к созданию серийного тяжёлого танка ИС.

Глубокая переделка

Необходимость вооружения танка 85-мм орудием с баллистикой зенитной пушки 52-К было одной из главных, но отнюдь не единственной причиной глубокой переделки ИС-1. Уже после первого этапа государственных испытаний стало ясно, что конструкция танка далека от совершенства. Ещё в апреле 1943 года набрался внушительный список необходимых переделок. Концепция шасси с пятью опорными катками на борт, позаимствованная у Т-34, для тяжёлого танка оказалась явно неудачной. Нагрузка на катки была чрезмерной, это отразилось на проходимости при преодолении участков с мягким грунтом. Комиссия дала указание увеличить число опорных катков до 6 на борт.

Неудачной оказалась и конструкция воздухозаборников на крыше моторного отделения. Во время движения в них попадала грязь, с чем не помогла справиться и установка защитных щитков. Решить проблему можно было только переделкой корпуса машины. Нарекания вызвала конструкция смотровых приборов механика-водителя.

Переделанный корпус ИС. Судя по датам на штампе, Котин подписал чертеж 12 мая 1943 года. Уже к тому моменту было ясно, что в исходном виде ИС-1 в серию не пойдет

Ситуация с орудием стала лишь последним гвоздем в крышку гроба опытного танка. Вряд ли Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и Завод №200 обрадовались наметившимся изменениям, поскольку на этих предприятиях уже полным ходом шла подготовка к серийному производству нового танка, как того требовало постановление Государственного комитета обороны (ГКО) № 2943. Начавшиеся было работы по сборке первых 10 танков установочной партии застопорились. В начале мая свой вердикт вынесло КБ завода №9, которое, совместно с челябинскими заводами, работало по теме 85-мм танковой пушки. Переданный через начальника Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА) генерал-полковника Я.Н. Федоренко, это вердикт не оставлял машине никаких шансов:

«Согласно Постановлению ГОКО №3288 от 5.5.43 года, на двух опытных образцах танка ИС должны быть установлены 85 мм танковые пушки с зенитной баллистикой.

Конструктивные разработки по установке этой пушки в башне опытного образца танка ИС-1 показали, что условия работы экипажа будут крайне стесненными.

Командир танка, расположенный сзади стреляющего, будет мешать ему при наводке пушки на цель, а заряжающему, вследствие большой длины снарядов (930 мм), будет трудно производить заряжание пушки.

Конструкторы Кировского завода во главе с товарищем Котиным решили расширить погон башни до 1800 мм в свету.

Расширение погона потребовало: расширить подбашенную коробку, увеличить длину корпуса на 420 мм и добавить по одному опорному катку на сторону.

Эти изменения конструкции опытных образцов танков ИС-1 и ИС-2 увеличивают вес танка, снижают удельную мощность и скорость движения.

Прошу обязать Наркомтанкопром (тов. Зальцман) к 10.6.43 года представить на утверждение ГОКО уточненную тактико-техническую характеристику опытного образца танка ИС с 85 мм пушкой и диаметром погона башни в свету 1800 мм.».

Как и 85-мм пушки разработки Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ), проект орудия Д-5 являлся продолжением работ еще 1942 года. Первые тактико-технические требования (ТТТ) на будущую Д-5 были получены еще 26 марта 1943 года, правда, тогда речь шла немного о другом орудии, имевшем меньшую длину ствола и более низкую начальную скорость снаряда. Работы по будущей системе Д-5 начались в апреле 1943 года. Предполагалось, что такую пушку можно будет установить в штатную башню КВ-1с и башню ИС-1. Изменившиеся после обстрела «Тигра» требования эту идею похоронили. «Полновесная» баллистика 52-К, позволявшая пробивать броню немецкого тяжёлого танка, увеличила длину отката с требуемых 350-370 мм до 430 мм.

Возникала и серьёзная проблема с заряжанием: патрон 52-К был существеннее длиннее патрона Ф-34. В пояснительной записке к проекту системы Д-5 конструкторы А.Н. Булашев и Н.Г. Кострулин предлагали увеличить диаметр башенного погона с 1585 до 1700 мм. Это позволяло увеличить боекомплект и значительно улучшить условия работы расчёта. Но также это означало, что башню, а вместе с ней и шасси танка, придётся сильно переделывать. Справедливости ради следует упомянуть, что конкуренты из ЦАКБ тоже делали свою пушку не совсем под штатную башню. Исходный проект 85-мм пушки С-31 хоть и предполагал сохранения штатного погона КВ-1с и ИС-1, но сама башня всё равно переделывалась. Взвесив все «за» и «против», в Челябинске решили пойти по пути более серьёзной переделки машины. Ведь шасси по итогам испытаний всё равно требовалось модернизировать.

Общие виды танка ИС с 85-мм орудием Д-5Т. Конец мая 1943 года

Работы по танку, получившему обозначение ИС и чертежный индекс 237, начались в мае 1943 года. Ведущим инженером машины остался Н.Ф. Шашмурин. Уже к середине мая был подготовлен первый вариант корпуса. Общая его схема не изменилась, но хорошо заметно, что конструкторы СКБ-2 учли опыт весенних испытаний. От сужения к кормовой части они отказались, а сам корпус оказался шире. Переделке подверглись воздухозаборники на крыше моторного отделения и выпускная система. В связи с увеличением погона башни и другими изменениями длина корпуса танка выросла до 6454 мм.

Некоторой переделке подверглась и носовая часть машины. Поскольку конструкция боковых смотровых приборов оказалась неудачной, их заменили на два перископических прибора MK-IV в крыше отделения управления. Это позволило улучшить обзор механику-водителю.

Параллельно был разработан вариант ИС с 85-мм пушкой С-31. На первых порах он имел больший приоритет

Увеличение длины корпуса и рост боевой массы повлекли за собой серьёзное изменение ходовой части. Как и требовало задание, число опорных катков увеличилось до 6 на борт. Но к ходовой части имелись и другие претензии, в результате практически все её элементы пришлось переделать. При том же диаметре опорных катков их конструкция была усилена. Изменились ленивцы, балансиры, ведущие колеса.

Что же касается моторно-трансмиссионной группы, то здесь изменения оказались незначительными. Конструкция, отработанная на ИС-1, получилась вполне удачной. Вносимые переделки коснулись в основном небольших деталей.

Расчёты, сделанные в первых числах мая 1943 года, показали, что боевая масса ИС возрастала до 43-44 тонн, превысив массу КВ-1с. Максимальная скорость ориентировочно должна была составить 35-37 км/ч (позже увеличившись до 42 км/ч). С этими показателями смирилось и военное руководство, посчитав, что подвижности на уровне КВ-1с для тяжёлого танка достаточно.

Продольный разрез ИС с орудием С-31. Хорошо видно, что у орудия, как и его бронировки, много общего с Ф-34 и маской ИС-1

Общая концепция башни по типу башни КВ-1с с пристыковываемой спереди орудийной установкой осталась неизменной. Но даже с учетом переделок всё ещё оставались претензии к удобству работы расчета башни. Поэтому одним только увеличением диаметра башенного погона дело не ограничилось. Условия работы командира танка оставляли желать лучшего, даже сдвиг командирской башенки влево и появление небольшого выступа помогли лишь отчасти. По этой причине выступ с левой стороны башни увеличился. Также на крыше башни появился перископический прибор MK-IV, которым пользовался заряжающий.

Этот разрез — отличная иллюстрация эволюционного пути развития конструкции ИС. Много общего с ИС-1, но танк уже другой

Благодаря переделке башни внутри стало просторнее, и 85-мм орудие можно было разместить без проблем. Но к 20-м числам мая таких орудий на примете было уже два. Кроме пушки КБ завода №9 Д-7, или Д-5Т-85, свою 85-мм пушку, С-31, готовило и ЦАКБ. И здесь концепция башни КВ-1с и ИС-1 со съёмной носовой частью оказалась как нельзя кстати. Дело в том, что для замены орудия в такой башне требовалось просто отсоединить одну установку и присоединить другую. Отличий в размещении патронов для обеих пушек в башне и корпусе не было.

В ожидании орудий

Согласно постановлению ГКО №3289 от 5 мая 1943 года, опытные образцы танков ИС с 85-мм пушками должны были быть готовы к государственным испытаниям к 1 июля 1943 года. На тот момент речь шла ещё об ИС-1, и сроки не изменились даже из-за необходимости серьёзной переделки танка. При этом для подстраховки параллельно были запущены работы по усилению вооружения КВ-1с. Решение абсолютно верное: КВ-1с находился в серии, а его переделка под новое орудие явно заняла бы меньше времени, чем постановка в серию ИС.

Первый опытный ИС на испытаниях, июль 1943 года

С конца мая 1943 года в переписке ИС начинает фигурировать как ИС-3, поскольку индексы ИС-1 и ИС-2 уже использовались конструкторами. Основная тяжесть работы по постройке опытных образцов легла на опытный завод №100. Согласно отчёту за первую декаду июня 1943 года, подготовка к выпуска танка началась 20 мая. В этот день в производство были отправлены первые чертежи.

Узким местом для завода оставались те детали, которые ещё требовали доработки. В некоторых источниках указывается, что первая башня была готова ещё 1 мая, но эта информация вызывает огромные сомнения. По состоянию на середину июня 1943 года ни башен, ни корпусов ИС-3 с завода №200 на завод №100 не поступало. Да и не могло поступить, поскольку окончательная доработка чертежей корпуса и башни продолжалась до десятых чисел июня. К тому времени на заводе №100 успели сделать комплект деталей на одну машину и начали узловую сборку ведущих колес и ходовой части. Были готовы планетарный механизм поворота, тормоза, привода управления, ленивец и ряд других деталей.

Задерживал работу и ЧКЗ, на котором тоже изготовлялась часть деталей.

Характерной деталью опытных ИС были выхлопные патрубки с кожухами по типу Т-34. Также обращает на себя внимание конструкция задней плиты корпуса

Ещё одним узким местом оказалось орудие. Несмотря на то, что приоритет имела система разработки КБ завода №9, быстрее с заданием справились в ЦАКБ. Именно по этой причине сохранилось больше опытной документации по системе С-31. Тем не менее, даже к 15 июня система ещё не прибыла на завод №100. В переписке по предприятию она упоминается как Ф-85, именно так её называли на заводе №92, где С-31 изготовляли.

С Д-5Т-85, впрочем, ситуация была ещё хуже. В то время, как на заводе №92 к концу июня 1943 года всё же было изготовлено и передано на завод №100 четыре системы С-31, с завода №9 прибыла всего одна Д-5Т-85. Но уже в конце июня руководство завода №100 отмечало, что у С-31 есть существенные недостатки. Например, длина отката ствола у этой пушки составляла 540 мм, в то время как у Д-5Т-85 – 300 мм.

Эта же машина спереди

Ещё одной особенностью С-31, которая сразу не понравилась инженерам-конструкторам завода №100, стала довольно громоздкая люлька. Такой оказалась плата за удовлетворение требования максимально использовать при разработке орудия деталей от 76-мм танковой пушки Ф-34. В результате подвижная бронировка системы Ф-31 довольно сильно напоминала ту, что ставилась на ИС-1. С точки зрения стойкости такая бронировка была не лучшим решением, кроме того, это усложняло производство орудийной установки.

Совсем иначе обстояло дело с Д-5Т-85. Развитие конструкции У-11 отличалось компактной люлькой. Кроме того, подвижная бронировка этого орудия получилась простой и небольшой по размеру.

Башня крупным планом. Хорошо видна массивная подвижная бронировка системы С-31

Задержка с поставкой корпусов привела к тому, что сборка первого ИС-3 началась на заводе №100 только 21 июня. Корпус второй машины завод №200 обещал подготовить к 1 июля. Кроме того, на заводе №200 началась сборка корпуса для третьего образца. Вооружение и башня снова оказались узким местом. По состоянию на 30 июня, когда завод №100 закончил сборку танкового шасси, ЧКЗ всё ещё не закончил сборку башни. В результате первый испытательный пробег танка, также получившего обозначение Объект 237, происходил без «головы». Машина прошла 24 километра, обнаружились дефекты регулировки главного фрикциона и планетарных механизмов поворота.

Крыша башни, на ранних ИС её конструкция не менялась

Башню с системой С-31 удалось установить на танка только 8 июля. На следующий день начались заводские испытания, в ходе которых танк прошёл 1543 километра. Средняя скорость чистого движения составила 22 км/ч, а техническая скорость — 19,4 км/ч. Танк расходовал 390 литров топлива на 100 километров. За время пробега обнаружилось некоторое количество дефектов в ходовой части и трансмиссии.

Вместе с тем, испытатели отмечали, что танк получился более удачным, чем предшественник. Несомненный плюсом было признано и увеличение числа опорных катков до 6. Эффективно работала система охлаждения: на 8-й передаче танк шёл без перегрева. Больше всего испытателям не понравились теснота отделения управления, низкое расположение переднего смотрового прибора и рычагов управления, а также большое усилие на педали сцепления.

Установка курсового пулемета показана стрелкой

Второй опытный образец танка к тому моменту находился на сборке. Кировский завод ещё не закончил изготовления целого ряда агрегатов, а также башни. К 20 июня закончилась сборка шасси, но башня не пришла. На этом фоне программа полигонных испытаний опытных образцов танков с 85-мм пушкой, подписанная 26 июня 1943, выглядит крайне оптимистичной. Она касалось и КВ-1с с новыми орудиями, но и с этими танками всё было не просто. Даже 10 июля башни с вооружением не имел и Объект 239, представлявший собой второй опытный образец КВ-1с с номером 15002. Больше того, готовая пушка Д-5Т-85 на тот момент имелась всего одна, и ставили её как раз на Объект 239. В результате и второй образец Объекта 237 получил 85-мм пушку С-31.

Второй опытный образец ИС, август 1943 года. Таким он пробыл совсем недолго

Пока Кировский завод продолжал работать над башней и устанавливать вооружение, ИС №1 был задействован в ходовых испытаниях. Машина оказалась легче, чем предполагалось. В последних вариантах ТТТ речь шла о боевой массе 45 342 кг, а в реальности она составила 43 227 кг. Правда, меньшим при этом оказался и боезапас: вместо 65-70 патронов для пушки в танк вместилось 50.

К слову, по массе ИС получился почти таким же, как КВ-1с: взвешивание показало, что серийный танк имеет боевую массу 43 348 кг, а Объект 239 получился еще тяжелее – 45 282 кг. Броня ИС соответствовала проекту, за исключением толщины кормы (60 мм вместо 75 мм) и крыши (20 мм вместо 20-35 мм).

Эта же машина сзади

На первом этапе заводских испытаний, проходивших 11-13 июля 1943 года, опытный танк преодолел 441 километр. В общей же сложности машина прошла к тому моменту 630 километров. С целью максимально достоверной оценки надёжности машины испытания проводились на длинных дистанциях. 11 июля танк прошёл 141 километр, из них 25 по булыжному шоссе, 91 по грейдерному шоссе и 25 по проселку. Его средняя скорость при этом составила 23,2 км/ч, а вот техническая – всего 12,45 км/ч. Расход топлива составил 305 литров на 100 километров.

13 июля машина преодолела 300 километров. При этом 75 километров было пройдено по булыжному шоссе, 200 по грейдерному шоссе и 25 по проселку. Расход топлива увеличился до 343 литров на 100 километров, но выросла и скорость чистого движения до 25,5 км/ч (техническая – до 19,2 км/ч). При движении температура воды не доходила до кипения, и это при том, что 13 июля температура воздуха достигала 28 градусов. Стало ясно, что главные «болячки» ИС-1 удалось устранить.

Испытания по преодолению брода

Параллельно с испытаниями танка продолжались испытания и воздухоочистителя «Мультициклон». Он показал себя весьма эффективным, но при этом отмечались огрехи сборки. Также небольшие неполадки, связанные с заводским дефектом, обнаружились в работе мотора. К слову, двигатели у ИС были другие, нежели у ИС-1 или КВ-1с. Они получили обозначение В2-ИС, их мощность составляла 520 лошадиных сил при 2000 об/мин.

Несмотря на некоторые огрехи, ИС получился гораздо более надёжной машиной, чем предшественники. По итогам испытаний был составлен список необходимых исправлений, который состоял всего из 8 пунктов. В основном претензии касались отделения управления.

Первый опытный ИС после перевооружения орудием Д-5Т

Второй опытный образец ИС испытывался с 22 июля 1943 года, причем первые 29 километров он прошёл без башни. Всего же до 30 июля этот танк прошёл 355 километров, из них 215 по шоссе и 140 по проселку. Во время пробега машина испытывалась и на проходимость, в частности, преодолевала брод и поднималась на склон с максимальным уклоном 35 градусов. Средняя техническая скорость движения составила 19,1 км/ч, а чистого движения – 24,6 км/ч, то есть оказалась примерно на уровне первого образца.

Интересно, что при схожих погодных условиях максимальная температура воды в системе охлаждения оказалась ещё ниже (98 градусов для первого образца и 90 для второго), а расход топлива уменьшился до 300 литров на 100 километров. Отмечалась более надежная работа воздухоочистителя, да и в целом машина оказалась более надёжной. Разумеется, без дефектов дело не обошлось, но они не были критичными.

Одновременно с новой пушкой на машине появился клаксон от американского танка

Последними испытаниями второй опытной машины стал отстрел орудия в заводском тире. Вскоре после этого первый опытный танк подвергся первой из многочисленных переделок. В начале августа машина наконец получила 85-мм пушку Д-5Т. Теперь можно было переходить к сравнительному испытанию вооружения.

Спустя полтора года после запуска программы КВ-13 в Челябинске появился танк, способный стать достойной заменой для КВ-1.

3:0 в пользу завода №9

Задержка с установкой вооружения и изготовлением опытных машин привела к срыву сроков, указанных в постановлении ГКО №3289 от 5 мая 1943 года. В Челябинске на тот момент и без ИС хватало работы. ЧКЗ и завод №200 были перегружены выпуском Т-34, КВ-1с и СУ-152, и на этом фоне не стоит удивляться, что работы по опытным темам задерживались. Судя по всему, это понимали и наверху.

По причине задержки программу испытаний пришлось переделывать. 6 июля была подготовлена новая программа испытаний. Согласно ей, предполагалось сделать 961 выстрел из пушки С-31, установленной во втором образце ИС, а также 892 выстрела из орудия Д-5Т-85, которое поставили в первую машину. Также программу включала испытания пробегом.

Первый образец ИС с орудием Д-5Т на испытаниях

Эти же испытания формально должны были помочь определиться с выбором вооружения тяжёлого танка, который должен был стать временной мерой до начала серийного выпуска ИС. Впрочем, на самом деле всё было решено ещё до начала испытаний. 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс «О производстве танков КВ с 85 мм пушкой (КВ-85)». Выбор был сделан в пользу Объекта 239, который использовал ту же башню, что и ИС, и вооружался 85-мм пушкой Д-5Т-85.

Объяснялось это решение тем, что в конце июля 1943 года прошли совместные испытания опытных образцов самоходных артиллерийских установок СУ-85 и СУ-122-III. На них явным победителем стала система Д-5С-85. Так КБ завода №9 одержало первую победу над ЦАКБ. Неудивительно, что эту же систему выбрали и для установки в КВ-85. Свердловские оружейники победили своих коллег еще до начала совместных испытаний танков с разным вооружением.

Вторая опытная машина, которая также получила дополнительные топливные баки

Испытания проходили с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП). К тому моменту оба танка получили дополнительны топливные баки. С-31 с самого начала уступала конкуренту. По замерам полигонных испытателей длина отката этой пушки составляла 480-570 мм, и это было явно больше нормы. Также минусом системы было наличие дополнительных грузов, которыми её уравновешивали. Длина отката Д-5Т-85 оказалась существенно меньшей – 240-300 мм. Более удобным оказался доступ к противооткатным приспособлениям, за счёт более короткого отката гильзоулавливатель получился меньшего размера. Наконец, подвижная бронировка была легче на 270 килограмм. Отсутствовали у этой системы и и дополнительные грузы.

Первый ИС на испытаниях осенью 1943 года

Реальный объем испытаний оказался меньшим, чем планировалось изначально. Из С-31 сделали 302 выстрела (из них 160 усиленным зарядом), а из Д-5Т-85 – 329 (в том числе тоже 160 с усиленным зарядом). Выяснилось, что кучность у Д-5Т была более высокой. У С-31 наблюдался более высокий угол вылета орудия (угол, образованный направлением оси канала ствола наведённого оружия до выстрела и направлением той же оси в момент вылета снаряда из канала ствола). Скорострельность Д-5Т составила 8-13 выстрелов в минуту, а у С-31 – 7-15 выстрелов в минуту. Д-5Т явно вырывалась вперед.

Формальные сравнительные испытания лишний раз подтвердилась правильность выбора этого орудия в качестве основного вооружения для КВ-85. Итоги испытаний позволили, наконец, окончательно определиться и с выбором нового тяжёлого танка. 4 сентября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС».

Таким один из ИС сохранился до наших дней. Фото сделано в 80-е годы. На переднем плане стоит Н.Ф. Шашмурин, превративший КВ-13, «гадкого утенка» конструкции Цейца, в лучший советский тяжелый танк военного периода

На этом испытания опытных образцов ИС не закончились. К 5 октябрю первый танк прошел 1478 километров, а второй – 1151 километр. В дальнейшем второй ИС перевооружили на 122-мм пушку Д-25. Что же касается первой машины, то она послужила своеобразным испытательным стендом. На ней отрабатывались детали и агрегаты, которые позже использовались в конструкции серийного танка, получившего обозначение ИС-85. К 15 декабря танк преодолел 4243 километра. На нем испытывались траки из стали 27 СГТ и стали ЛВТ №92, новые подшипники и ряд других элементов.

Позже оба опытных танка неоднократно переделывались. Один из них сейчас находится на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге. Какая именно это машина – первая или вторая – сказать сложно. Но характерная кормовая плита и кожухи выхлопных труб указывают на то, что перед нами именно опытный танк.

Танки серии ИС (Иосиф Сталин)

ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.

ИС-1 и ИС-2
Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 во многом обязаны своим появлением тяжелому танку КВ-1 и среднему танку с тяжелым бронированием КВ-13. Главным стимулом к разработке новых танков стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новых немецких танков «Тигр». Именно их появление заставило советское руководство инициировать изготовление и проведение государственных испытаний двух опытных танков «Иосиф Сталин» — ИС. В качестве ходовых для них использовались последние варианты КВ-13, а вот вооружение двух моделей отличалось.
Испытания двух танков проходили с 22 марта по 19 апреля 1943 года и были признаны удачными. Государственная комиссия отметила, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе (44 и 46 тонн) более сильное бронирование и большую скорость.
ИС-1
ИС-1 фактически являлся глубокой модернизацией танков КВ-1. На нем были значительно переработаны вооружение и броневая защита. Танк получил новую коробку передач, при этом ИС-1 обладал большим количеством деталей от танков КВ различных модификаций. Компоновка машины была классической. Его бронекорпус от носа к корме разделялся на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В первом находился механик водитель, остальные три члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, которое объединяло башню танка и среднюю часть бронекорпуса. Здесь было установлено орудие, размещался боезапас, часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в задней части танка.
Броневой корпус машины (за исключением лобовой части) сваривался из бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь корпуса обтекаемой формы являлась литой, в различных частях ее толщина варьировалась от 30 до 120 мм, с другими деталями она соединялась с помощью сварки. Обтекаемая башня танка представляла из себя броневую отливку сложной геометрической формы. Толщина ее бортов составляла 100 мм. Борта располагались под углом к вертикали, что повышало снарядостойкость.
Основным орудием танка была пушка Д-5Т образца 1943 года, имевшая калибр 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Уравновешенной являлась и башня, центр ее масс находился на геометрической оси вращения. Боекомплект пушки состоял из 59 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды размещались в башне танка и вдоль обоих бортов боевого отделения. Данное орудие было танковым вариантом зенитного орудия 52-К. Всего было выпущено 130 танков ИС-1.
ИС-2
Основной машиной, которая вынесла всю тяжесть боев последних лет войны, стал ИС-2, который также называли ИС-122, в этом случае цифра 122 обозначала калибр танкового орудия. Всего было выпущено 3475 танков данной модификации. Идея оснастить танк более мощным орудием была продиктована необходимостью. 85-мм пушка Д-5Т, устанавливаемая на ИС-1, не обладала достаточными возможностями для борьбы с новыми немецкими средними танками «Пантера» и тяжелыми танками «Тигр». Кроме того, 85-мм снаряд обладал малым фугасным действием для борьбы с ДОТами и ДЗОТами противника.
В результате было принято решение оснастить танк ИС 122-мм орудием, разработанным на базе пушки А-19. Данное артиллерийское орудие было доработано для установки в танк. В частности, получило дульный тормоз, смягчающий отдачу, более компактное противооткатное устройство, улучшенное размещение органов управления для обеспечения наводчику более комфортных условий при работе в замкнутом пространстве башни. Переработанный вариант пушки получил индекс Д-25Т. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Благодаря этому факту, а также большому весу снарядов скорострельность пушки была на уровне 3 выстрелов в минуту, а в боевых условиях еще меньше. Однако при попадании в цель снаряд, выпущенный из данной пушки, нередко прошивал немецкие танки насквозь или приводил к срыву башни. Также орудие отлично зарекомендовало себя при штурме немецких городов, превращенных гитлеровцами в настоящие крепости.
Еще одним существенным отличием танка ИС-2 от ИС-1 стало изменение лобовой детали корпуса. ИС-2 образца 1944 года в целях повышения снарядостойкости оснащался новой «спрямленной» деталью лобовой брони. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 стал оснащаться плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела вид сужающейся к башне танка трапеции, располагалась под углом в 60°, а ее толщина достигала 120 мм.
ИС-3
ИС-3 являлся дальнейшим развитием серии, появился в самом конце Великой Отечественной войны и в боевых действиях участия не принимал. Данную машину чаще всего считают первым советским послевоенным тяжелым танком. Основной отличительной особенностью танка является его характерная лобовая деталь – нос корпуса, который был похож на щучий, а сам танк за него был прозван «Щукой».
ИС-3
Разработка танка проходила в 1944 году, первая партия была изготовлена в мае 1945 года. Серийное производство машин шло до средины 1946 года, всего было выпущено 2311 танков. Танк обладал классической компоновкой, его экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танка стояло все то же 122-мм орудие Д-25Т, что и на танке ИС-2. При этом танк получил новую башню приплюснутой конструкции, которая впоследствии применялась на всех советских танках от Т-54 до Т-90.
ИС-3 обладал очень сильным дифференцированным противоснарядным бронированием и был рассчитан на защиту от всех современных танков и ПТ-орудий в лобовой проекции и от воздействия большей части танков и ПТ-орудий со стороны бортов. Лоб танка бронировался 110-мм. бронеплитами, по схеме получившей название «щучий нос». Лоб корпуса состоял из двух сходившихся клином плит, расположенных с наклоном в 56° к вертикали. Бронирование бортов достигало 90 мм, с наклоном брони в 60°, помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами. Башня танка представляла собой отливку из гомогенной брони и обладала приплюснутой полусферической формой. Толщина ее стенок колебалась от 220 мм в основании до 110 мм в верхней части, лоб башни имел броню, близкую к 255 мм. При этом масса танка оставалась на уровне 46 тонн.
Примечателен тот факт, что ИС-3, не принимавший участия в войне, стал участником Берлинского парада союзных войск, приуроченного к победе во Второй мировой войне. 7 сентября 1945 года 52 танка ИС-3 проехали по улицам Берлина и произвели сильное впечатление на наших союзников по антигитлеровской коалиции.
ИС-4 и ИС-5
ИС-4 — советский тяжелый танк, принятый на вооружение в 1947 году, выпускался с 1947 по 1948 год достаточно небольшой серией в 219 штук. Являлся дальнейшим развитием танка ИС-2. Основной упор был сделан на увеличение бронирования. Бронирование лба корпуса и бортов танка достигало 160 мм. Бронирование башни в лобовой части достигало 250 мм, с бортов 200 мм. Такое наращивание брони не могло не отразиться на весе боевой машины. Максимальный вес танка приблизился к отметке в 60 тонн, что потребовало установки нового двигателя В-12 мощностью в 750 л.с., предыдущие модели танка оснащались двигателями мощностью 520 л.с.
ИС-4
ИС-5 был опытным образцом танка, который так и не пошел в серию. Основным его отличием была 100-мм пушка С-34, которая в ходе испытаний так и не доказала своей надежности. В итоге в серию пошел ИС-4, вооруженный старым проверенным орудием Д-25Т калибра 122 мм, при этом боекомплект танка достиг 30 снарядов (увеличился на 2).
ИС-5
В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку.
ИС-6
ИС-6 — опытный советский танк, на вооружение принят не был. Разработка танка началась в 1943 году. Эскизное проектирование машины осуществлялось с декабря 1943 до лета 1944 года. Всего было предложено два варианта, первый – «Объект 252», который имел механическую трансмиссию такого же типа, как ИС-3, но с использованием опорных катков большого диаметра. Поддерживающие катки отсутствовали.
Особенностью другого танка — «Объекта-253» — была электромеханическая трансмиссия, которая должна была положительно сказаться на маневренности и облегчить управление танком. Ходовая часть была подобна ходовой танка ИС-2. В ходе испытаний опытные машины уступили отправленному в серию танку ИС-4.
ИС-7
Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его составе появился второй заряжающий.
ИС-7 в музее в Кубинке, первый в ряду
Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме «щучий нос», при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота.

Основным вооружением танка была 130-мм нарезная пушка С-70 с длиной ствола в 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4 кг снаряда в 900 м/с. Данное орудие было разработано на базе 130-мм морской пушки. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором, с помощью которого скорострельность была повышена до 6-8 выстрелов в минуту. СУО танка при ведении стрельбы автоматически наводила орудие, руководствуясь положением прицела, и производила выстрел. Танковый боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания.
Т-10 (ИС-8)
Последний тяжелый танк серии ИС. Серийно производился с 1954 по 1966 год. Всего было выпущено от 2500 до 8000 подобных танков. Состоял на вооружении Советской армии 40 лет, был снят с вооружения уже Российской армии в 1993 году. Танк проектировался для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, при его разработке был учтен опыт эксплуатации ИС-4 и ИС-7, который привел к уменьшению массы танка до 50 тонн. Уменьшение массы танка сопровождалось снижением уровня его бронирования. Во время проектирования танк получал индексы от ИС-8 до ИС-10, но после смерти Сталина танк получил новое имя Т-10.
Т-10
Как и танки ИС-3 и ИС-7, данный танк имел «щучий нос», но менее скромное бронирование по сравнению с последим. Лоб корпуса имел бронирование 120 мм., борта 80 мм, лоб башни – 201 мм., борта 148 мм. Первоначально танк оснащался усовершенствованным орудием Д-25ТА, доставшимся ему в наследство от танков ИС-2 и ИС-4, а также дизельным двигателем В-12-5 мощностью в 700 л.с.
При этом подавляющее число танков, находящихся на вооружении, имели индекс Т-10М, а в 60-х годах все выпущенные машины были усовершенствованы до данной модификации. В ней танк получил новое орудие 122-мм М-62-Т2 , которое отличалось высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». Вместо ДШК на танк устанавливался 14,5-мм пулемет КПВТ, была изменена конструкция башни, а ее лобовое бронирование довели до 250 мм. Танк получил новый, более мощный двигатель В12-6 мощностью в 750 л.с., противоатомную защиту и комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа танка, за исключением заряжающего.
Компания «Авторассвет» — им можно легко и быстро продать автомобиль. Можно продать автомобиль в любом состоянии: полностью исправные, на ходу, так и битые, аварийные. Более подробную информацию можно узнать на сайте avtorassvet.ru.

ИС

ИС

Тяжёлый танк | СССР | VII ур.

сток топ Огневая мощь

122 мм Д-25Т Орудие

28 шт. Боекомплект

390 / 390 / 530 ед Урон

175 / 217 / 61 мм Бронепробитие

4.88 мин-1 Скорострельность

1903 ед/мин Средний урон в минуту

3.4 с Время сведения

0.46 м Разброс на 100 м

28 °/с Скорость ГН

26 °/с Скорость ВН

360° Углы ГН

-6…+25° Углы ВН

Живучесть

1230 ед Прочность

120 / 90 / 60 мм Корпус

100 / 90 / 90 мм Башня

Мобильность Незаметность

7.93 % Незаметность стоя

0 % Незаметность в движении

Наблюдение

350 м Обзор

625 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир (Радист)
  2. Наводчик
  3. Механик-водитель
  4. Заряжающий

1234567891011

Советский тяжёлый танк седьмого уровня. Обладает хорошей динамикой, но посредственной бронёй. Благодаря мощному вооружению танк хорошо показывает себя на ближних и средних дистанциях боя, на дальних дистанциях эффективность падает из-за плохого обзора, низкой точности и долгого сведения.

Предшественник тяжёлых танков ИС-3 и ИС-М.

Модули

Башни/орудия

Двигатели

Ур. Двигатель Мощность
(л. с.)
Вероятность пожара
(%)
Вес
(кг)
Цена
()
VII В-2ИС 600 15 750 36000
IX В-2-54ИС 700 12 700 79290

Ходовая часть

Радиостанции

Ур. Радиостанция Дальность связи
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
VII 10РК 440 100 18600
IX 12РТ 625 110 33600

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

R01_IS ussr

ИС в игре

Исследование и прокачка

Тяжёлый танк ИС исследуется на КВ-85 за 49 480 или на КВ-13 за 22 400 .

Орудие

100 мм Д-10Т

16500
78180

Башня

ИС-122

12200
26300

Орудие

122 мм Д-2-5Т

17000
84980

Орудие

122 мм Д-25Т

19000
125140

Двигатель

В-2-54ИС

26000
79290

Ходовая

ИС-2М

8125
18080

Радиостанция

12РТ

5600
33600

Орудие

85 мм Д-5Т-85БМ

15500
73600

Итог:
Кредиты: 519170
Опыт: 119925

Комментарии к прокачке

  • Орудие 100 мм Д-10Т увеличит пробитие, урон, точность, снизит скорострельность и время сведения.
  • Башня ИС-122 медленее поворачивается, обладает лучшим обзором и позволяет использовать 122-мм орудия.
  • Орудие 122 мм Д-2-5Т увеличит урон, но снизит скорострельность, увеличит разброс время сведения. Может остаться с КВ-85.
  • Орудие 122 мм Д-25Т обладает большей скорострельностью.
  • Двигатель В-2-54ИС улучшает динамику танка и уменьшает вероятность пожара.
  • Ходовая ИС-2М улучшает подвижность танка и позволяет устанавливать тяжелое оборудование.
  • Радиостанция 12РТ увеличит дальность связи. Может остаться с КВ-13.
  • Орудие 85 мм Д-5Т-85БМ необходимо для получения элитного статуса. Может остаться с КВ-13.

Боевая эффективность

ИС, по сути, является развитием КВ-85. Подвижность и орудие на уровне, но у танка ИС есть 120-мм листы на лбу, а также их изменённые углы наклона по сравнению с КВ-85 и КВ-3. Представленная модель в игре — ИС-1\ИС-2 образца 1943 года, с непрямым лбом и наличием 60-мм детали на лбу, что существенно снижает уровень защиты танка. Орудие Д-25Т позволяет наносить большой урон разным танкам, но бронепробиваемость довольно мала, и поэтому нередко бывают ситуации, в которых нужно стрелять в ослабленные зоны танка врага, что с не слишком хорошей точностью даётся с трудом. Обзор топовой башни также на уровне всех советских танков в игре, то есть его не всегда хватает для засвета врага. Масса танка, конечно, позволяет таранить врагов, но это делать стоит лишь с танками до восьмого уровня: таран девятого, десятого уровня может сделать еще хуже самому ИСу, а не врагу. Дальность действия топовой рации также иногда не позволяет наблюдать за действиями врагов и союзников на карте. Плохой угол вертикальной наводки вниз (-6°) не позволяет стрелять даже с малых возвышенностей и кочек. В топе команды танк хорошо подходит для стремительной атаки во главе отряда, однако при «застревании» следует искать укрытие, поскольку перестрелки лоб в лоб с Тиграми и T29 обычно оканчиваются победой не в пользу ИС. Благодаря достойной скорости и маневренности, а также из середины и конца списка, ИС вполне гармонично вписывается в боевые порядки СТ.

Выбор орудия

После полной прокачки танка, можно выбрать орудие в зависимости от стиля игры: 100 мм Д-10Т и 122 мм Д-25Т. Первое отличается неплохой точностью, скорострельностью, низкой стоимостью снарядов и малым уроном. Д-25Т — мощное, но довольно неточное и имеет хоть и быструю перезарядку, но она медленнее Д-10. «Сотка» может быть установлена на танк, если он будет выполнять роль танка поддержки или засадного танка — стрелять на среднем и дальнем расстоянии в уязвимые зоны танка врага при такой точности вполне возможно. Д-25Т обычно ставится на те танки, которые выполняют роль штурмового танка — при пробитии наносится высокий урон бронебойным, а фугасный снаряд наносит повреждения модулям вражеского танка и снижает его эффективность. У обоих орудий высокая скорострельность, но урон в минуту у 100 мм Д-10Т больше. Кроме того, возможно, будет лучше оставить стоковую башню, при игре с орудием 100 мм Д-10Т, так как скорость ее поворота на 10 градусов в секунду выше, обзор хуже на 20 метров, а прочности меньше всего лишь на 100 хитпоинтов. При этом её масса на 300 кг меньше, что даст некоторую прибавку в динамике. Однако наиболее предпочтительным вариантом, остается орудие Д-25Т. Именно с ним ИС полностью раскрывает свой потенциал по нанесению урона.

()

обзор ИС Достоинства:

  • неплохая маневренность для тяжелого танка;
  • неплохое бронирование лба;
  • относительно небольшие для ТТ габариты;
  • скорострельные и мощные орудия;
  • неплохая дальность связи.

Недостатки:

  • плохой обзор;
  • тонкая броня лба башни;
  • наличие множества ослабленных зон на лбу и башне;
  • плохие углы вертикальной наводки;
  • низкая точность и долгое сведение;
  • небольшой боезапас.

Экипаж

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Шестое чувство и Ремонт жизненно необходимы любому тяжёлому танку. Способность быстро починить гусеницу, пока враг за углом заряжается, и уехать весьма полезна, а информация об обнаружении — жизненно необходима.
  2. Ремонт докачивается и идут профессиональные перки — Король бездорожья для повышения скорости на пересечённой местности, Плавный поворот башни при стрельбе «с вертушки» и Отчаянный — ведь ИС остаётся с <10 % здоровья (<123 хп) довольно часто.
  3. Боевое братство немного усилит все характеристики и умения.
  4. Орлиный глаз для увеличения обзора, Плавный ход для стрельбы на ходу, Снайпер для повышения вероятности крита и Интуиция для борьбы с 8-9 уровнями методом переключения на БП.
  5. Радиоперехват снова для обзора, Виртуоз сделает машину более поворотливой. Мастер-оружейник позволит не обращать так сильно внимание на сломанное орудие, если бой ближний. Бесконтактная боеукладка не раз спасёт от большого взрыва или просто долгой перезарядки.
  6. Мастер на все руки будет подменять постоянно больного мехвода, Мастер тарана же, пока ещё жив, будет эффективно бить врага лбом без особых потерь. Злопамятный наводчик не даст потерять врага из виду, предоставив шанс на дополнительный выстрел, а Маскировка качается заряжающим от безысходности — ему больше не досталось перков, а уменьшенная заметность всё же полезна.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top 0 ББ20 БП6 ОФ2 1 ББ16 БП9 ОФ3 2 ББ18 БП8 ОФ2 0 Штурм 1 Оборона 2 Универсальный вариант Оборудование

  • Оборудование для тактики «раш»

Для такой тактики обязательно ставить досылатель и подбой. Танк будет немного быстрее стрелять (учитывая и без того высокую скорострельность орудий) и получать меньше повреждений от фугасов. В третий слот лучше всего поставить приводы наводки, чтобы быстрее свестись на вражеском танке.

  • Оборудование для тактики «деф»

Оборудование для этой тактики будет различаться от «рашной» двумя модулями. Досылатель остается, вот другие модули — улучшенная вентиляция (с помощью нее немного повысится скорость перезарядки, поворота башни, разворота и разгона) и просветленную оптику, для небольшого увеличения обзора. Последний модуль можно заменить на Стереотрубу, но не стоит забывать, что она работает только через 3 секунды после остановки танка.

Снаряжение

Как всегда, аптечка и ремкоплект — известно по каким причинам — сломанные орудия, контуженный экипаж и т. д. Третьим можно взять регулятор оборотов. Если жалко двигатель — огнетушитель на всякий случай или ленд-лизовское масло, если не жалко отдавать за каждый бой по 5000 кредитов.

Боекомплект

  • Д-5Т, Д-5Т-85БМ

Танк седьмого уровня может попадать как и в «топ», так и в середину и низ списка команды. Но если тяжелый танк с Д-5Т и Д-5Т-85БМ, то даже место в списке команды почти ничего не означает, так как на 6-7 уровнях встречаются танки, которые не пробиваются из Д-5Т и пробиваются с большим трудом из Д-5Т-85БМ. Поэтому стоит взять 28-38 фугасных снарядов минимум. Остальное — бронебойные. Также можно взять десяток золотых снарядов, если есть золото и если его не жалко.

  • Д-10Т

Это орудие довольно скорострельное, но оно имеет маленький урон. Если танк в «топе» команды, то можно смело уничтожать врагов одними бронебойными. Но так как баланс никогда не кидает танк в топ, то придется взять и фугасные снаряды на случай попадания танка в середину или конец списка команды. Около 15 фугасных снарядов, остальное — бронебойные. Как всегда, можно взять несколько золотых снарядов.

  • Д2-5Т, Д-25Т

Довольно мощные орудия, которые различаются скорострельностью и весом. Последнее имеет больший урон в минуту, чем Д-10. Бронепробитие у Д2-5, Д-25 и Д-10 одинаковое, поэтому стоит взять 10-15 фугасных снарядов. Остальное — бронебойные. В золотых снарядах на 122-мм орудиях почти нет смысла.

Известные проблемы

Несоответствия историческому прототипу

  1. Танка ИС в реальности не существует. В игре представлен в одном танке «ИС-1» и ИС-2
  2. Максимальная скорость в игре на 3 км\ч меньше.
  3. На танки серийно ставились орудия Д-5Т (ИС-1) и Д-25Т (ИС-2).
  4. Орудия Д2-5Т не существует. Внешне оно является испытательной версией Д-25Т с двухкамерным дульным тормозом немецкого типа.

Галерея скриншотов

Оценка ИС

  • Воин — за скорострельное и точное орудие Д-10 и мощное орудие Д-25.
  • Защитник — динамика танка позволяет быстро доехать до базы и сбить захват.
  • Захватчик — высокая скорость позволяет добраться до вражеской базы и захватить ее.
  • Поддержка — за высокую скорострельность орудий.
  • Коса cмерти — за высокий урон орудия Д-25Т.

История изменений

Основная статья: История изменений ИС История изменений Обновление 0.6.1.5

  • Увеличена стоимость ремонта на 15%.

Обновление 0.8.2

  • Бронирование бортов и кормы башни ИС-122 и ИС-85 изменено с 100 мм до 90 мм.
  • Бронирование маски пушки башен ИС-122 и ИС-85 изменено с 100 мм до 60 мм.

Обновление 0.8.6

  • Доходность увеличена на 7%.

Обновление 0.8.8

  • Время перезарядки орудия 100 мм Д-10Т изменено с 8,6 сек. до 9,3 сек.

Обновление 0.8.10

  • Боезапас орудия 122 мм Д2-5Т изменён с 26 до 28 снарядов.
  • Боезапас орудия 122 мм Д-25Т изменён с 26 до 28 снярядов.
  • Боекомплект танка ИС с 122-мм орудием увеличен до исторически верного значения в 28 снарядов.

Обновление 0.9.2

  • Танк переработан в новом визуальном качестве.
  • Уточнено бронирование машины (правки незначительны).
  • Исправлены мелкие ошибки в модели повреждений танка.

Обновление 0.9.3

  • Время прицеливания орудия 100 мм Д-10Т для башни ИС-122 уменьшено с 2,9 до 2,7 с.
  • Время перезарядки орудия 100 мм Д-10Т для башни ИС-122 уменьшено с 9,3 до 7,6 с.
  • Разброс орудия 100 мм Д-10Т уменьшен с 0,42 м до 0,38 м.
  • Время прицеливания орудия 100 мм Д-10Т для башни ИС-85 уменьшено с 2,9 до 2,7 с.
  • Время перезарядки орудия 100 мм Д-10Т для башни ИС-85 уменьшено с 9,3 до 7,8 с.
  • Разброс орудия 100 мм Д-10Т уменьшен с 0,42 м до 0,38 м.

Обновление 0.9.14

  • Доработана визуальная модель танка.

Историческая справка

Основная статья: История ИС

Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальное бронирование при относительно умеренной массе и габаритах всего танка привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Положительной стороной стала экономичность и сравнительно небольшая материалоёмкость ИС-2 в целом — при той же массе в 46 т советский танк был гораздо сильнее защищён, чем «Пантера», превосходил по этому параметру 55-тонный «Тигр I» и незначительно уступал 68-тонному «Тигру II». Минусы были логичным продолжением такого подхода — из-за плотной компоновки пришлось отказаться от люка механика-водителя и разместить часть топливных баков в боевом отделении. В результате при поражении ИС-2 существовал значительный шанс воспламенения дизельного топлива и попадания его на танкистов. У немецких танков бензобаки располагались вне обитаемых мест машины (хотя в них тоже был ряд агрегатов с пожароопасными жидкостями). Отсутствие люка механика-водителя не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящую машину (требовалось выбираться через башню после других членов экипажа) и погибал от пламени или удушья. К не столь значительным недостаткам можно отнести обусловленное компоновкой нахождение башни в носовой части корпуса. Вместе с длинной пушкой это затрудняло преодоление таких препятствий, как рвы и контрэскарпы. Некоторые из них можно было форсировать только развернув башню пушкой назад, то есть в условиях боя с наличием таких препятствий ИС-2 терял огневую мощь. У всех немецких тяжёлых танков башня располагалась в центре бронекорпуса, и длинный вылет стволов пушек не столь сильно затруднял преодоление препятствий. Углы ВН у ИС-2 составляли −3…+20°. ИС-1 — советский тяжёлый танк периода Второй мировой войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Второй мировой войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.

Фотографии и рисунки

  • Шунков В.Н. Оружие Красной армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с.
  • Желтов И.Г. и др. Танки ИС // Танкомастер. — 2004.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на ИС

В сети Интернет

  • ИС-1 // Википедия
  • Тяжелые танки ИС-1, ИС-2 «Иосиф Сталин» // Броне-сайт
  • Солдаты 1-й танково-парашютной дивизии «Герман Геринг» осматривают танк ИС-2 1-го польского танкового корпуса, захваченный в бою в Баутцене // Военный альбом

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-7 • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV А-20 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III • V КВ-1С • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76М • III СУ-76И • IV СУ-85Б • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Тяжёлые танки

Танк ИС

Смотреть что такое «Танк ИС» в других словарях:

  • танк — танк, а … Русский орфографический словарь

  • Танк Т-34 — Рождение тридцатьчетверки Массовые танки Красной Армии Т 26 и БТ по своим тактико техническим данным были вполне на уровне требований середины 30 х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934 36 гг,… … Энциклопедия техники

  • Танк — Т 34. Памятник. Россия. ТАНК (английское tank цистерна, бак), боевая гусеничная машина. Впервые применены английскими войсками в 1916 во время 1 й мировой войны. Типы: легкий, средний, тяжелый. С 60 х гг. 20 в. в разных странах вместо средних и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Танк Т-84 — ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАРЫХ ТРАДИЦИЙ (Введение) Танк T 84 был разработан с использованием широкого опыта, полученного в течение многих лет проектирования, испытания и производства военных гусеничных машин. Харьковское конструкторское бюро им.… … Энциклопедия техники

  • танк — бронированная гусеничная машина бронетанковой техники с мощной пушкой во вращающейся башне. Благодаря этому танки способны действовать на поле боя под огнём противника, поражая его огневые средства и живую силу и тем самым обеспечивая продвижение … Энциклопедия техники

  • Танк «74» — Танк 74 … Энциклопедия техники

  • Танк «88» — Танк 88 … Энциклопедия техники

  • танк — 1. ТАНК, а; м. Боевая самоходная бронемашина на гусеничном ходу с мощным вооружением (пушкой, пулемётом и т.п.). Лёгкий, тяжёлый т. Плавающий т. Башня танка. ◁ Танковый, ая, ое. Т ая броня. Т ые гусеницы. Т ая сталь. Т ые войска,… … Энциклопедический словарь

  • танк — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? танка, чему? танку, (вижу) что? танк, чем? танком, о чём? о танке; мн. что? танки, (нет) чего? танков, чему? танкам, (вижу) что? танки, чем? танками, о чём? о танках 1. Танком называется… … Толковый словарь Дмитриева

  • танк — ТАНК, а, муж. Бронированная самоходная боевая машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. Тяжелый, лёгкий т. Т. амфибия. | прил. танковый, ая, ое. Танковые войска (оснащённые танками). II. ТАНК, а, муж. (спец.). Специально оборудованный… … Толковый словарь Ожегова

  • Танк «90» — Танк 90 … Энциклопедия техники