Индекс туманности ганнинга

Анализ и оценка удобочитаемости и естественности текста

PRO версия Проверить уникальность Проверить уникальность сайта + орфография и качество Проверить орфографию

Описание

Сервис позволяет определить такие качественные показатели текста как удобочитаемость и естественность.

Удобочитаемость текста

Данный параметр раскрывается через два индекса: фог-индекс и индекс Флеша.

Фог-индекс (Индекс туманности Ганнинга)

Фог-индекс обычно используется для подтверждения легкости чтения предполагаемой аудиторией. Тексты для широкой аудитории, как правило, требуют индекса туманности менее 12, тексты для детей нуждаются в индексе менее 8. Научные публикации имеют индекс 20 и выше, такие тексты очень трудно понять без специальной подготовки.

В нашем сервисе данный коэффициент рассчитывается с некоторыми особенностями:

Для расчета используются все слова, а не выборка из 100 слов.

Учитываются сложносочинённые предложения, они считаются за два предложения.

Используется поправочный коэффициент 0,78 для русских текстов.

При подсчете сложных слов не учитываются составные слова и имена собственные, а глаголы ставятся в начальную форму. Сложные слова — это слова из трёх или более слогов.

Индекс Флеша

Еще один индекс для определения сложности восприятия текста. Изначальная формула применяется для английского языка, в нашем сервисе используется адаптированная версия для русского языка.

Индексы удобочитаемости имеют ограничения, так как на трудность восприятия сильнее всего оказывают влияние семантика и абстрактность текста.

Естественность текста

Следующая группа показателей позволяет сделать оценку текста с точки зрения злоупотреблений ключевыми словами и фразами, которые могут повлиять на признание текстов поисковым спамом.

Общая естественность текста по Ципфу

Данный показатель рассчитывается по закону Ципфа. Частотность слов в тексте распределяется по статистическому закону — то есть обратно пропорционально рангу в тексте (ранг — это порядковый номер слова в списке, который составлен по убыванию частотности слов в тексте).

Общая естественность расшифровывается подробной таблицей, где показывается ранг слов в тексте, их частотность и отклонения от нормы. Даны рекомендации о необходимых изменениях в тексте для увеличения его естественности. Если данный показатель больше 50, то текст вполне естественный. Желательно поднимать данный показатель до 80 или выше.

Академическая тошнота

Данный показатель рассчитывается по всем часто повторяющимся словам, показывает общую загруженность текста повторами слов. При написании текстов, не рекомендуется превышать данный показатель выше 40%.

Классическая тошнота

В отличие от предыдущего показателя, данный рассчитывается по одному, самому часто повторяемому слову. Желательно писать тексты с показателем ниже 7, а лучше ниже 3.

Также в сервисе «Анализ и оценка удобочитаемости и естественности текста» приводятся общие статистические показатели текста, которые используются при расчетах.

Удобочитаемость текста: как улучшить статью в два клика

Независимо от того, блоггер вы, маркетолог или онлайн-редактор, текст, написанный вами, должен соответствовать определенным правилам. Помимо орфографии, пунктуации и стилистической выверенности вы должны позаботиться и о том, чтобы его было удобно читать. Удобочитаемость текста, как бы странно это ни звучала, является одним из «неофициальных» факторов ранжирования в поисковых системах. Чем более понятный текст, тем больше вероятность, что пользователь дочитает его. Отсюда растет время пребывания на странице, снижается показатель отказов.

Критерии удобочитаемости текста

Для формального определения удобочитаемости текста разработаны различные математические формулы. С их помощью на основании двух главных показателей — длина слов и длина предложения, рассчитывается индекс удобочитаемости текста (ИУТ). Он не заменяет суждения человека, но дает представление о том, соответствует ли текст формальным критериям хорошей читаемости.

В настоящее время ИУТ обсуждается чаще всего в области SEO. Существует несколько индексов, с которыми чаще всего работают SEO-копирайтеры. Самый популярны из них — индекс Флеша, который возрастом своим старше Интернета. Он был разработан автором Рудольфом Флешем в далеких 1940-50-х годах. Еще одной моделью для оценки понятности текста является Гамбургская концепция понятности. Исследовательская группа в Гамбурге разработала ее в 1960-70-х годах для упрощения канцелярского стиля. Цель этого упрощения заключалась в том, чтобы воспроизвести информацию таким образом, чтобы все группы населения могли понимать ее одинаково.

Есть много других способов измерить ИУТ. Индивидуальные методы измерения создают разные критерии, разрабатываются для разных языков, а иногда имеют особые целевые группы или текстовые формы. И когда дело доходит до маркетинговых или продающих текстов, критерии объективности должны быть взвешены тщательнее, чем в любом другом случае.

Три процедуры оценки удобочитаемости

Теперь на практике разберем три показателя удобочитаемости: индекс Флеша, Флеша — Кинкейда и туманности Ганнинга (фог-индекс). Мировая практика показывает, что эти три индекса наиболее универсальны и хорошо зарекомендовали себя во многих областях.

Индекс Флеша

Является классическим среди формул удобочитаемости. При его расчете учитываются две ключевые цифры: средняя длина предложения (СДП) и среднее число слогов в слове (СЧС).

Изначально тест был разработан для английского языка, поэтому формулы для разных языков несколько отличаются друг от друга.

Чем выше показатель удобочитаемости, тем легче читателю понимать текста. Значения в таблице распределяются согласно степени усваиваемости текста: чем выше индекс, тем проще текст к пониманию.

Индекс Флеша был рассчитан для всех семи книг о Гарри Поттере, и средний балл по ним получился 72,83. Самой простой была книга «Гарри Поттер и Философский камень» — 81.32.

Индекс Флеша-Кинкейда

Это еще один показатель удобочитаемости текста. Уже само его название указывает на связь с индексом Флеша: оба были разработаны в 1970-х годах для ВМС США. Данный тест также основывается на критериях СДП и СЧС, но длина предложения взвешивается сильнее, чем в индексе Флеша.

Индекс Флеша — Кинкейда используется в пакете Microsoft Office для проверки на удобочитаемость.

Индекс туманности Ганнинга (фог-индекс)

Этот тест также был разработан для английского языка — классификация основана на оценках средней школы в США. Он был разработан в 1952 году бизнесменом Робертом Ганнингом и особенно популярен в секторе управления, часто используется для оценки годовых отчетов.

Индекс туманности оценивает различные показатели по ранее описанным метрикам анализа:

  • Количество слов в тексте (С);
  • Количество предложений в тексте (П);
  • Количество «сложных слов» с тремя или более слогами (СС).

Показатель читаемости рассчитывается на основе этих цифр.

Современные CMS чаще всего самостоятельно или через плагины просчитывают индекс читаемости. Если ваша CMS не обладает подобным функционалом, вы можете сделать это сами, протестировав текстовый фрагмент всего на 100 слов из своей статьи.

Индекс читаемости и SEO

Большинство текстов в Интернете предназначены для предоставления четкой информации. Поэтому тексты с высокой степенью удобочитаемости более понятны и востребованы как пользователями, так и поисковыми алгоритмами. Опыт экспертов SEO показывает, что тексты с читабельностью от 30 до 60 (индекс Флеша) воспринимаются лучше. Поэтому рекомендуется проверять текстовое содержимое страницы с помощью использовать индекса удобочитаемости.

Как улучшить индекс читаемости

Если проверка текста показала слишком низкую степень удобочитаемости текста, вы можете исправить его. Ниже мы привели список тех элементов, которых необходимо избегать для хороших значений ИУТ.

  • Ненужные технические термины;
  • Иностранные слова;
  • Аббревиатура;
  • Длинные предложения (более 13-15 слов);
  • Длинные слова;
  • Длинные абзацы;
  • Большое количество вводных слов;
  • Пассивные конструкции и модальные глаголы (например,могли, могли бы, должны были бы).

Если вы возьмете на заметку эти рекомендации, ваш текст будет выгодно отличаться от текстов конкурентов. Вы сможете донести до посетителя всю необходимую информацию быстро и четко, а сама статья будет понятной и красивой. Такой подход гарантирует симпатии и со стороны читателей, и со стороны поисковых алгоритмов. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

ФОГ: РАЗ В ГОД ОБЯЗАТЕЛЬНО

18.01.2019

Многие тяжелые, смертельно опасные болезни, в том числе рак легких и туберкулёз, долго могут протекать скрытно, без видимых изменений самочувствия больного. Часто кашель, одышка, повышение температуры, снижение веса, общая слабость проявляются в запущенной, а порой неизлечимой стадии заболевания. И только регулярные прохождения флюорографического обследования* (ФОГ) позволяют выявить болезнь своевременно, на ранних стадиях. Это позволит полностью излечить заболевание, вернуть здоровье, а с ним и привычные режим и стиль жизни. Без снимка догадаться о наличии начальных форм туберкулеза невозможно, также нереально обнаружить ранние стадии рака легких, своевременное лечение которого достаточно эффективно.

Кто в группе риска?

К тем, кто предрасположен к туберкулезу относятся люди, часто болеющие ангинами и другими простудными заболеваниями, а также люди, несколько раз перенесшие воспаление легких. Также в группу риска попадают и те, кто пережил сильное нервное потрясение, состояние стресса. В группе риска также находятся и те люди, которые перенесли какое-либо серьезное заболевание «на ногах». Туберкулез также достаточно легко может поражать людей, бездумно стремящихся к похудению.

Как часто?

Сегодня, учитывая неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию по туберкулёзу, каждому необходимо раз в год пройти флюорографическое обследование. Тем лицам, которые находятся в контакте с больными открытой (иными словами заразной) формой туберкулёза, флюорографическое обследование необходимо проходить один раз в полгода.

Что покажет?

Кроме туберкулеза методом флюорографии можно выявить массу других заболеваний: врожденные аномалии развития грудной клетки и легких, пневмонии, онкологические заболевания легких, саркоидоз, профессиональные болезни легких, патологию сердца, плевры, диафрагмы, ключиц, ребер и др.

Безопасно!

Во время процедуры пациент получает облучение не больше, чем при работе за компьютером в течение 2-3 часов. Флюорографическое обследование абсолютно безопасно и не может никак повлиять на самочувствие человека.

Противопоказанием к проведению флюорографии является только беременность и возраст до 15 лет. Детям для выявления туберкулеза делаются прививки – проба Манту.

Пройти флюорографическое обследование вы можете в поликлиниках ГКБ №1:

Поликлиника (ул. Воровского, 16, каб. 330) с понедельника по пятницу с 8-00 до 18-00 (санитарный час с 13-00 до 13-40).

Поликлиника №4 (ул. Днепропетровская, 11) с понедельника по пятницу с 9-00 до 12-00.

Для прикрепленного населения БЕСПЛАТНО!

При себе необходимо иметь паспорт и полис ОМС.

31 марта, в предстоящую субботу, приглашаем жителей Челябинска и Челябинской области в ГКБ №1 на акцию выходного дня по диспансеризации населения определенных возрастных групп, по адресу: Воровского, 16 в отделении профилактики с 8-00 до 12-00.

Прием ведет врач-терапевт, будет проводиться ФОГ исследование. В эти дни в медицинском учреждении распространяются буклеты и брошюры о мерах борьбы с этим коварным заболеванием. Для медперсонала организован семинар на тему: «Профилактика туберкулёза».

Своевременное лечение и обследование спасает жизнь!

*Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фог-индекс

Индекс туманности Ганнинга или Фог-индекс (Fog Index) показывает уровень удобочитаемости текста.

Этот метод проверки комфорта восприятия текста назван по имени создателя Роберта Ганнинга. Вначале он предназначался для журналистов, чтобы избежать туманных формулировок в написанном. В настоящее время используется копирайтерами для определения степени простоты текста для читателей.

Индекс Ганнинга рассчитывается по формуле:

Fi = (Nws + Nwt) * 0,4
Nws – количество слов в предложении.
Nwt – количество слов в одном предложении длиной 3 и более слогов.

Исходная формула туманности Ганнинга:

Для текстов на русском языке применяется поправочный коэффициент 0,78.
Число сложных слов — слова с числом слогов больше четырёх.

Расчет определяет с точностью до класса образования, насколько читатель готов к пониманию написанного.

Приняты следующие значения Fog Index:

— 70 и выше – не требуется специальной подготовки;
— до 70 – среднее образование;
— до 60 – интеллектуальный уровень подготовки;
— до 30 – для понимания нужен научный уровень подготовки.

Проверив текст по данному методу на удобочитаемость, вы определите, не труден ли он для восприятия, не перегружен ли терминами, т.к. простота текста – значимый фактор его успеха. Нужно писать грамотно, со смыслом, но не забывать о «дружелюбности» к читателю.

Рассчитывается индекс так:

  • Вычленяется фрагмент текста от 100 до 200 слов.
  • Подсчитывается количество слов в предложениях. Как одно слово считаем числа и даты. Сложносочинённые предложения делим на 2 части.
  • Численность слов делим на численность предложений и получаем среднюю длину последних.
  • Учитываем число слов с 3-мя и более слогами (кроме составных слов, имён собственных, глаголов, усложнённых склонением, падежом, временем).
  • Число многосложных слов делим на общую численность слов. Получаем процент многосложных слов в фрагменте текста.
  • К полученной цифре прибавляем средний показатель длины предложения.
  • Это значение умножаем на 0,4.

Фог-индекс – как эффективное оружие воздействия на массовые аудитории

«Язык их – убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы».
(Книга пророка Иеремии 9:8)
Вы все, конечно, видели, как наш президент читает тексты своих выступлений на бумажных листах, хотя и периодически поднимает от них глаза. То есть все тексты ему написаны заранее, а знаете почему? Потому, что никакая импровизация не сравнится с текстом, который написан по специальной программе и проверен по так называемому ФОГ-индексу либо «формуле Флэша». Поэтому сегодня мы познакомим вас, уважаемые читатели ВО, еще с одним и очень сильным оружием «паблик рилейшнз», а заодно и хорошо подготовленной журналистики.

Вот в этом тексте никакого «индекса туманности» нет…
Начать, однако, придется с грустного. Каждый год, приходя на занятие в аудиторию к студентам, я задаю им один и тот же вопрос: «О чем они должны постоянно помнить, когда они пишут текст на листе формата А4, чтобы он получился «читабельным» по своему содержанию. И вроде бы они говорят правильные вещи… «Нужен план», «нужно стараться писать интересно», «следует обращать внимание на абзацы(!)», «нужно писать просто» – на что я всегда отвечаю – «и напишите вы просто г…», одним словом, говорят «что нужно делать». Никто не говорит «как»! Вот это, кстати, беда нашего общества. Все знают, что нужно. Никто не говорит, как именно к этому прийти. Так происходит и в случае с написанием текста. Причем, позади у ребят 11 классов, не так ли, где их учили писать сочинения. Вот и приходится говорить им, что на все, что они тут мне заявляли, следует, как выражался наш Василий Иванович Чапаев… «наплевать и забыть», поскольку самое важное, о чем следует помнить помимо общей идеи содержания, это одно единственное правило, которое звучит так: «Нет двух слов на одной странице! Двух существительных, глаголов, прилагательных, местоимений!» И… все! Текст сам собой выстроится так, что его будет приятно читать! Глаз не будет цепляться за одинаковые слова и вербальная коммуникация понесет читателя плавно, словно лента эскалатора, туда, куда захочется кому? Автору! Конечно, реально это недостижимо никогда и ясно почему. Но… это тот самый идеал, к которому надо стремиться. И вот на этом-то нехитром правиле и построена целая система по управлению общественным мнением, и создана технология, сопротивляться которой абсолютно невозможно.
Ну, а теперь можно вернуться и к началу, к тому, что одним из весьма сильных средств оказания воздействия на массовые аудитории является так называемый фог-индекс, или же «индекс туманности», – показатель, принятый в англоязычной журналистике и служащий для того, чтобы определить степени «читабельности» любого текста. Причем основан он на полной искренности со стороны любого, кто им решит воспользоваться. То есть это не обман, а всего лишь… уважительное отношение к тем людям, для которых ты пишешь. И все. Ну, а первое, что надо знать при анализе текстовых материалов, что любой печатный текст, нанесенный черными буквами на белую бумагу, люди усваивают и понимают тем лучше, чем меньше встречается в нем повторяющихся слов в объеме, да-да – одного листа в формате А4, а значит, в идеале необходимо как раз и стремиться к тому, чтобы в вашем тексте на каждой странице вообще два одинаковые слова бы не встречались в принципе, пусть даже и на практике такое требование чаще всего бывает невыполнимо. Как научиться так писать? Легко! Для начала вы берете любой газетный или журнальный текст и цветные маркеры нескольких цветов.
Подвергая текст анализу, вы берете в руку цветной маркер и зачеркиваете им все встретившиеся вам одинаковые слова. В газетном материале таких слов вам может встретиться очень много, так что вам сразу же станет очевиден неприятный факт: газетчик, писавший встретившуюся вам «муть», не думал совсем либо куда-то очень и очень спешил, а сам при этом надеялся, что «пипла схавает» и так! Естественно, что и ему, и тем, кто такого журналиста нанял, все эти ляпы специалист в области связей с общественностью может поставить в вину в своей ответной статье, посетовав при этом, что вот, мол, каких элементарных вещей не знает «господин Х» или же члены редакционной коллегии.

Есть вербальные коммуникации, то есть письменная и устная речь. А есть невербальная – жесты, мимика, касание, запах… Человек слева показывает полностью закрытую позицию и можно предположить, что он вас боится или… врет! Особенно нельзя складывать пальцы в замок на экране ТВ.
Затем вы используете формулу Флэша (автором которой был Рудольф Флэш) в целях определения индекса удобочитаемости данного текста и этим самым доставляете своему оппоненту еще больше неприятностей. Индекс удобочитаемости показывает степень сложности восприятия текста и нужный для этого образовательный уровень индивида. Для анализа текста вам нужно будет подобрать не менее двух не очень больших отрывков, объемом по 100 слов в каждом из них, либо один полный текст, имеющий небольшой объем. Затем нужно сделать следующее:
А. В тексте посчитать все предложения, слова, слоги, учитывая, что числа, аббревиатуры и все отдельные символы в нем необходимо считать за самостоятельные слова.
Б. Теперь необходимо определить среднюю длину предложения, для чего число слов делится на все количество имеющихся предложений.
В. После этого определяют среднюю длину слова. При этом количество слогов делят на число слов.
Г. Теперь остается подставить результаты в формулу удобочитаемости и умножить среднюю длину предложения из текста на 1,015. Среднюю длину слова умножить на 84,6. Затем эти два значения сложить и вычесть их сумму из 206,835.
Вот формула в общем виде: индекс удобочитаемости = 206,835 – .
Таблица 1
Интерпретация индекса удобочитаемости Флэша
Индекс Уровень удобочитаемости Уровень образования
90–100 Очень высокий 5 классов
80–90 Высокий 6 классов
70–80 Выше среднего 7 классов
60–70 Средний 8–9 классов
50–60 Ниже среднего 10–12 классов
30–50 Низкий Колледж
0–30 Очень низкий Выпускник колледжа
Существует также формула Роберта Ганнинга, которая дает возможность определить индекс трудности текста по средней длине предложения и соотношения слов в процентах, которые состоят из трех слогов и более. Индекс рассчитывают на основании имеющегося количества предложений в двух (как минимум) отрывках текста также по 100 слов в каждом из них. Количество слов нужно разделить на число имеющихся в них предложений. Затем сосчитать сколько слов состоит из трех и более слогов (кроме слова, которые начинаются с прописной буквы, и таких сложных слов, как, например, слово «пылесос»). Полученный результат подставляют в другую формулу:
Индекс трудности = 0,04 × (среднее число слов в предложении + количество длинных слов на 100 слов).
Таблица 2
Интерпретация индекса Ганнинга
Индекс непонятности Уровень образования
17 Выпускники колледжа
16 Студент IV ступени колледжа
15 Студент III ступени колледжа
14 Студент II ступени колледжа
13 Студент I ступени колледжа
12 Учащийся 10–12 класса средней школы
11 Учащийся 8–10 класса средней школы
10 Учащийся 6–8 класса средней школы
9 Учащийся 4–6 класса средней школы
8 Учащийся 3-го класса начальной школы
7 Учащийся 2-го класса начальной школы
8 Учащийся 1-го класса начальной школы
«Индекс непонятности» дает возможность выяснить соотношение уровня образования с восприятием текста.
А есть еще и формула аудиовосприятия текста (ФАТ), которая была разработана Ирвингом Фангом, и которая позволяет определять «восприятие на слух» тех текстов, лекций и выступлений, что передаются с помощью радио. Индекс ФАТ, как выяснилось, самым тесным образом коррелируется с тем же «индексом Флэша» (r = 0.96).
Здесь подсчитывается среднее количество слов в словах и предложениях выбранного отрывка (но односложные слова при этом не учитываются). Как и в «индексе Флэша», «индекс ФАТ» определяет уровень образования слушателей, дающий им возможность ему без особых затруднений понимать содержимое того, что они слышат. Фанг выяснил, что для восприятия стандартных теле новостей «индекс ФАТ» должен быть равен примерно 12 единицам.

На этом фото оба сидят неправильно, но у девушки справа позиция более закрытая. Так нельзя!
Тесты, проверяющие удобочитаемость текста и восприятие его на слух, дают, разумеется, лишь примерное представление о том, насколько ваше сообщение понятно избранной целевой аудитории. Применение разных жаргонных словечек, специальных терминов, равно как и многочисленных диалектизмов может сильно затруднить его понимание, хотя результаты тестирования и по Флэшу, и по Ганнингу, и по Фангу будут говорить обратное. Так что переоценивать их значение тоже не следует: но они несомненно помогают авторам понять, совпадает ли их материал с возможностями усвоения его целевыми аудиториями в плане его прочтения и, конечно же, понимания. Это количественные и в достаточной степени объективные показатели, позволяющие понять, насколько стиль вашего материала доступен для окружавших.
Но применяя фог-индекс, следует иметь ввиду одну тонкость. Ведь формулы этих ученых были рассчитаны для текстов на английском языке и при их переводе на русский язык нужно учитывать специфику перевода с одного языка на другой. А она заключается в том, что английский язык имеет повышенную информативность по сравнению с русским. И разница достигает в среднем 20 %, поэтому, переводя с русского на английский, необходимо помнить, что все предложения на английском нужно на 20 % сокращать, а вот при переводе с него на русский, наоборот, ровно на столько же их удлинять. Но эти препятствия сегодня легко преодолимы, к тому же в Интернете есть готовые формулы для расчетов по формуле Флэша и Ганнинга, куда достаточно подставить ваши показатели, а уж программа все рассчитает сама. Вот так, кстати, пишутся тексты и для президентов. Чтобы они были всем понятны. Понятны и для 14-летнего юнца, и 80-летнего старика. То есть выбирается максимально широкая целевая аудитория, если, например, говорить он должен будет с экрана. Для ученых текст пишется отдельно. Для рабочих отдельно. Поэтому-то президенты всегда так и убедительны.

Если на такой пресс-конференции все это рассказать, то тому, про кого вы все это расскажете, вовек не отмыться! «А это тот, который хотел народ одурманить-отуманить». Поэтому к написанным предвыборным текстам необходимо относиться очень серьезно. Очень!
А теперь следует знать, что кто-то проверяет себя по Флэшу, чтобы поднять качество собственных статей, а вот другие – используют данную технологию как средство опорочить тексты, написанные конкурентом, а то так даже и его самого! Сделать это легче легкого. Нужно только подчеркнуть черным маркером в его тексте одинаковые слова, а потом посетовать на то, что у него наблюдается нечеткость в словах, а значит и в мыслях, да и язык у господина имярек слишком беден. Потом вы проверяете его текст по Флэшу и Ганнингу, и это дает вам право заявить, что текст его трудночитаемый, что он с большим трудом воспринимается аудиально, и из всего этого можно сделать ряд важных предположений: а) данный человек «просто не умеет писать» (но тогда зачем же он пытается это делать?); б) если он нанял плохого журналиста, а тот столь «наплевательски» отнесся к порученному делу, то он не разбирается в людях. И, мало того, сам не удосужился написанный ему текст проверить; в) все это он сделал чтобы специально «отуманить и одурманить» своих доверчивых читателей либо избирателей, а еще продемонстрировать кажущийся интеллект. В качестве итога можно написать, или – если вы выступаете на пресс-конференции, сказать, что в любом случае автор этого текста отнюдь не нужен там, куда он пробивается. И повторить: «нечеткость в словах – есть нечеткость в мыслях», а нужен ли нам во власти очередной глупец? А еще важно добавить, что тот, кто пишет такие вот плохие материалы, просто не уважает ни своих читателей, ни свой потенциальный электорат!
Затем всем, кто пришел на вашу пресс-конференцию, нужно предложить проверить все это, чтобы вас никто не упрекнул в клевете. Дайте им распечатку, цветные фломастеры и пусть подчеркивают. «Да вы сами посмотрите!» – и все, больше уже ничего говорить не потребуется. Затем вы рассказываете про все эти формулы и пусть кто-то проверяет еще и по ним уже сам. Самое главное помнить о том, что неспециалисты ровно через 90+1 день забудут 90% вами сказанного, так как обычно память у таких людей очень короткая. Но вот «господин Х», который своими писаниями пытался «обмануть народ» при помощи «фог-индекса», останется в его памяти очень даже надолго, и, самое главное во всем этом то, что в этих действиях нет ни малейшего коварства, мошенничества и лжи, т.е. никакого «черного пиара». А есть только ваша честность, а еще принципиальность, безусловно порядочность, ну и, конечно, высокий профессионализм.