Граница с таджикистаном

Памяти воинов заставы «имени 25 героев». Как сражалась российские пограничники 12-ой погранзаставы в Таджикистане

Многие исторические каналы, в том числе и наш, уделяют самое пристальное внимание героизму и отваге воинов, защищавших нашу родину во время Великой Отечественной войны. Знакомясь с такими статьями, можно встретить огромное количество комментариев о том, что в то время люди, защищавшие СССР, были настоящими героями, что, без всякого сомнения, чистая правда. Однако говоря о героях и подвигах, многие каналы и читатели забывают о том, что чудеса героизма и стойкости также проявляли дети и внуки участников Великой Отечественной войны во время выполнения своего интернационального долга в Афганистане, защиты государственной границы Таджикистана, а также выполняя восстановление конституционного порядка в Чеченской республике. И если о ветеранах Великой Отечественной войны наше государство и народ вспоминает в светлый и великий праздник 9 мая, то солдаты срочники, сверхсрочники и контрактники, воевавшие в Афганистане и Чечне, практически забыты. Наш канал решил исправить эту ситуацию, и с сегодняшнего дня мы будем периодически рассказывать нашим читателям об этих героях. При этом начать мы решили с подвига военнослужащих 12-й погранзаставы Московского погранотряда, которые 13 июля 1993 года, охраняя южные рубежи Таджикистана, вынуждены были вступить в бой с многократно превосходящими силами афганских моджахедов.

В качестве предисловия

С памятного боя 12-й погранзаставы Московского погранотряда прошло уже более двадцати пяти лет, однако этот бой не может ни кого оставить равнодушными. Тогда немногочисленным российским пограничникам, несущим свою службу на 12-ой пограничной заставе Московского погранотряда, обеспечивающим охрану южных рубежей Таджикистана, пришлось вступить в бой с афганскими моджахедами, превосходящими силы пограничников. Бой начался примерно в три утра 13 июля 1993 года, когда наряд заставы обнаружил на юго-восточной окраине опорного пункта боевиков, которые незаметно пытались выйти на позиции, занимаемые пограничниками. Как только моджахеды поняли, что они обнаружены пограничниками, они начали прямой штурм. Во время штурма застава подвергалась интенсивному обстрелу из пулемётов, гранатомётов, миномётов, заблаговременно размещённых ими на окрестных высотах в Афганистане.

12-я пограничная застава «Сари-гор» входила в состав Московского пограничного отряда группы пограничных войск Российской Федерации, находящихся в республике Таджикистан и именовалась, таким образом, по названию посёлка Московский в Хатлонской области республики. Стоит сказать, что в то время, несмотря на то, что Таджикистан объявил собственный суверенитет, задачи по его границе обеспечивали российские пограничники. Наличие российских пограничников на южных границах республики Таджикистан вполне объяснимо, так как в то время республика не только не располагала собственными возможностями по охране государственной границы, но и была погружена в гражданскую войну. Разумеется, что собственные планы по поводу Таджикистана имели и моджахеды, имеющие собственные базы в Афганистане.

Несколько слов о контингенте 12-ой погранзаставы

К моменту описываемых в этой статье событий на заставе находилось всего 48 человек. Это были 45 пограничников и три мотострелка, являющихся экипажем единственной боевой машины пехоты, приданной заставе от 201-й мотострелковой дивизии, которая также дислоцировалась на территории республики Таджикистан. В качестве начальника 12-ой погранзаставы выступал старший лейтенант Михаил Майборода. Здесь же в качестве рядового служил и родной брат начальника погранзаставы Иван Майборода.

Стоит отметить, что афганские моджахеды планировали совершить нападение на одну из пограничных застав, однако до этого момента все их попытки атаковать заставы Московского погранотряда заканчивались для них поражением. Поэтому к атаке 12-ой пограничной заставы моджахеды подошли с максимальной тщательностью, просчитав все возможные сценарии развития событий, а также изучив местность, расположенную вокруг заставы.

Планируя нападение на данную заставу, командование моджахедов планировало неожиданным ударом полностью уничтожить пограничную заставу и её военнослужащих, что позволило бы получить плацдарм для вторжения афганских военных формирований на территорию Таджикистана. Кроме того, по мнению командования моджахедов, гибель на заставе большого количества российских пограничников спровоцирует в России протестные выступления против власти и заставит руководство страны вывести из соседней республики присутствующие там вооружённые силы и пограничные войска.

К участию в операции со стороны моджахедов было привлечено 200–250 бойцов, которые были поделены на 14 боевых групп. На вооружении отрядов, напавших на 12-ю погранзаставу, помимо стрелкового оружия находилось 2 миномёта, 4 безоткатных орудия, 5–6 переносных реактивных установок, 30 ручных гранатометов, 10–12 пулемётов. Координацией и руководством нападения на российскую погранзаставу занимался командир 55-й пехотной дивизии Исламской республики Афганистан Мохаммад Кабир Марзбон, более известный как Кази Кабир. Непосредственно на поле боя командовал нападавшими известный в Афганистане полевой командир Кари Хамидулло.

Бой 12-й погранзаставы с моджахедами 13 июля 1993 года

После того, как боевики были замечены пограничниками, застава была поднята по тревоге, однако было уже поздно. Практически сразу моджахедам удалось уничтожить БМП, а также вывести из строя станковый пулемёт. Ведя беспрерывный обстрел заставы, афганцам удалось отрезать российских пограничников от склада артиллерийского вооружения, в котором хранилась большая часть боеприпасов. Однако, несмотря на всю сложность ситуации, российские пограничники приняли решение вступить в бой и попытаться отразить нападение. Практически в первые минуты боя тяжёлое ранение получил начальник заставы Михаил Майборода, погибли и были ранены ещё несколько военнослужащих.

О нападении на заставу пограничники сразу сообщили в пограничный отряд, откуда на помощь заставе была выдвинута резервная группа, состоящая из 105 военнослужащих, 1 танка и 3 боевых машин пехоты. При подходе к заставе данная группа попала под обстрел моджахедов, а единственная дорога, ведущая к заставе, была заблаговременно заминирована фугасами. Поскольку афганцы вели очень плотный огонь по дороге и резервной группе, российские сапёры не имели возможность выполнить разминирование дороги. Также подкрепление ведущим неравный бой пограничникам было отправлено и командованием 201-й мотострелковой дивизии. В состав подкрепления, отправленного мотострелками, входило: 1 танк, 2 боевые машины пехоты, 1 бронетранспортёр и установка «Шилка».

Пока подкрепление вынуждено было сражаться с заградительными отрядами, сама застава вела бой не на жизнь, а на смерть. После второго ранения погиб начальник заставы старший лейтенант Михаил Майборода, после чего командование пограничниками взял на себя Андрей Мерзликин.

Краткая биография Андрея Викторовича Мерзликина

Андрей Викторович Мерзликин (на фото второй справа)

На тот момент Андрею Викторовичу Мерзликину исполнилось только 24 года, однако, не смотря на свой возраст, он по праву считался опытным пограничником. В 1986 году Андрей Мерзликин был призван на срочную службу в Пограничные войска КГБ СССР, которую проходил на КПП московского аэропорта «Шереметьево». Во время срочной службы он поступает в Московское высшее военное командное училище пограничных войск, которое оканчивает в 1992 году, после чего попадает по распределению на Дальний Восток. На Дальнем Востоке Андрей Викторович Мерзликин служит в должности начальника пограничной заставы «Иня». В 1993 году его переводят на должность заместителя 12-ой погранзаставы Московского пограничного отряда в Таджикистан.

Мужество и подвиг российских пограничников во время боя на 12-ой пограничной заставе

В своём доме Андрей Мерзликин держал цинк с патронами, и поэтому когда у его бойцов начали заканчиваться патроны, было принято решение попытаться прорваться в его практически полностью сгоревшее жилище. Рискнул отправиться за патронами рядовой Мирбако Додиколонов, который смог принести сослуживцам боеприпасы, но при этом получил ранение. Вот так описывает этот момент участник того боя рядовой Иван Майборода, брат погибшего начальника заставы старшего лейтенанта Михаила Майбороды: «Как он выжил?! В него духи палили из всего, из чего только можно было палить! А ведь парень только призвался из Казахстана, еще не принял участие ни в одном бою, с месяц, наверное, отслужил».

Стоит отметить, что военнослужащие, защищавшие заставу, проявляли настоящие чудеса героизма и мужества, достойные их предков, победивших в Великой Отечественной войне и дошедших до Берлина. Так, например, 20-летний рядовой Игорь Филькин, получив несколько ранений, принял решение не покидать собственной позиции и вёл бой до того момента, пока не погиб от осколков гранаты. 19-летний Сергей Борин, ведя огонь из пулемёта, сдерживал нападавших даже после того, как получил три ранения. Душманам удалось уничтожить пулемётчика только после, того как они зашли к нему в тыл.

Страшную смерть принял 20-ти летний сержант Сергей Елизаров, который прорывался к вольерам со служебными собаками и сумел уничтожить несколько боевиков. Окружив храброго пограничника, моджахеды забросали его гранатами и, захватив его тяжелораненым, отрезали голову, которую затем бросили в вольер к собакам.

Пограничники идут на прорыв

Пограничники сразу после выхода к своим

Из 48 человек, находившихся на заставе, после 11 часов боя в строю осталась только 20 пограничников, причём практически все они были ранены или контужены. Лейтенант Мерзликин, раздав подчинённым оставшиеся боеприпасы, приказал идти на прорыв. Отход группы прикрывали добровольцы, среди них был 20-летний сержант Сергей Сущенко, который, прикрывая отходящих товарищей, отстреливался до последнего, пока не был убит.

Идя на прорыв, Мерзликин решил двигаться по ущелью с ручьём в направлении кишлака Сари-гор, считая, что таким образом он сможет быстрее и безопаснее вывести оставшихся пограничников навстречу подкреплению. Впереди идущей на прорыв группы шли наиболее подготовленные и крепкие бойцы, затем двигалось основное ядро группы с ранеными, а позади шёл замыкающий. В качестве замыкающего прикрывал отступающих пограничников сержант Сергей Евланов. Уже подходя к кишлаку Сари-гор, пограничники столкнулись с засадой, организованной моджахедами, и после короткой перестрелки отряд Мерзликина начал обходить кишлак выше, но снова был обстрелян из пулемёта. В этот момент прикрывающий отход группы сержант Евланов получает ранение грудной клетки.

В конце концов, пограничники решили идти просто напролом через «ореховый сад», расположенный на «третьем плато», и наконец-то прорвались к «своим». Как потом вспоминал сам Андрей Мерзликин, они даже не испытывали от этого радости, ведь выжить удалось, однако на заставе погибло множество их товарищей. В результате этого прорыва лейтенанту Андрею Мерзликину удалось вывести оставшихся в живых пограничников к месту нахождения резерва погранотряда. При этом вместе с заместителем начальника заставы вышли 18 человек. Чуть позже выяснится, что в том страшном бою смогли выжить ещё несколько пограничников, это было четверо бойцов, которые пошли на прорыв отдельно от группы Мерзликина, а также тяжелораненый пограничник, который смог спрятаться в руинах, пока на заставе находились боевики.

К 18:30 российские сапёры смогли провести разминирование дороги к кишлаку Сари-гор, после чего резерв пограничного отряда и бронированная группа 201-й мотострелковой дивизии начали движение к погранзаставе. В 20:15 они подошли к практически уничтоженной заставе, при этом моджахеды, заблаговременно забрав убитых боевиков, вернулись на территорию Афганистана. Российским пограничникам предстояла тяжёлая задача подсчёта погибших, в результате которого выяснилось, что в бою на заставе погибло 25 военнослужащих, из них 22 пограничника и 3 военных из 201-й мотострелковой дивизии. Что же касается афганских боевиков, то только в районе заставы находилось около 40 трупов моджахедов, ещё примерно столько же они могли унести с собой во время отступления.

В качестве послесловия

Руины заставы после боя

Трагедия, произошедшая на 12-ой погранзаставе в Таджикистане, послужила причиной отставки командующего Пограничными войсками Министерства безопасности РФ генерал-полковника Владимира Шляхтина. В качестве нового командующего Пограничных войск был назначен генерал-полковник Андрей Николаев – выходец из Минобороны, занимавший прежде должность первого заместителя начальника Генерального штаба ВС РФ. Кроме того, выговор от президента получил Министр безопасности РФ генерал армии Виктор Баранников.

1 ноября 1993 года 12-я пограничная застава была переименована в пограничную заставу «имени 25 героев». Кроме того, шесть её защитников получили звание Героя России, причём четверо из них были удостоены этого звания посмертно. К ним относятся: сержант Владимир Елизаров, сержант Сергей Сущенко, рядовой Игорь Филькин, рядовой Сергей Борин. Из прорвавшихся к своим звание Героя России получили два человека:

  • Сержант Сергей Евланов. Прикрывая отход группы, сумел уничтожить броском гранаты пулемётный расчёт противника, а также двух корректировщиков огня при помощи пулемёта. Получил ранение. На данный момент 45-летний Сергей Евланов живёт и работает в городе Екатеринбург.
  • Лейтенант Андрей Мерзликин. После боя на заставе Андрей Мерзликин продолжил службу в пограничных войсках, а в начале 2000-х годов перешёл в Федеральную службу безопасности, служил в подразделениях, обеспечивающих защиту конституционного строя Российской Федерации, дослужился до звания генерал-майора.

Иван Майборода, брат погибшего начальника заставы Михаила Майбороды, был награждён орденом «За личное мужество», который являлся предшественником «Ордена Мужества», а также медалями «За ратную доблесть» и «За укрепление боевого сотрудничества». До начала 2000-х годов проживал в Казахстане, а затем переехал жить в Липецкую область.

Что касается самой заставы, то в результате боя она была полностью разрушена, и поэтому было принято решение восстановить её в новом месте. В 2005 году участок таджикско-афганской границы, который оборонял Московский погранотряд, перешёл под контроль пограничной службы Таджикистана.

Таджико-афганский кордон: Как устаревал контроль и дряхлела система безопасности

На южных границах Советского Союза, а потом и Российской Федерации, с СНГ всегда было если не горячо, то постоянно тревожно. Направление постоянно находится под пристальным наблюдением. Данная привычка не является излишней, ситуацию на южных рубежах пространства большой Страны регулярно обсуждают на уровне правительств и силовиков Содружества.

В ноябре прошлого года, Москва проводила ежегодную встречу секретарей Совбезов стран-участниц СНГ. Среди выступающих на важном геополитическом поле, особое внимание заслуживает исполняющий обязанности генсека Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Валерий Семериков. Согласно его заявлениям, Афганистан на данный момент представляет собой «плацдарм для переброски в постсоветские государства недобитых боевиков ИГИЛ», а потому существует «реальная опасность формирования мощной экстремистской группировки» на границах с Таджикистаном и Туркменистаном.

И хотя конкретных названий группировок пока не озвучивают, но сложная военно-политическая обстановка в Афганистане требует значительного укрепления таджикско-афганской границы.

Не в первый раз звучат такие заявления: вопросы пограничной безопасности практически постоянно звучат на встречах в рамках ОДКБ, ШОС, СНГ, ООН. Ведь беспокойный и взрывоопасный сосед, Афганистан, часто провоцирует разновеликие проблемы и задачи для постсоветского пространства. В новейшей истории, таджико-афганская граница и приграничные районы испытывались на прочность не один раз.

Развал СССР оставил южные рубежи опасно открытыми

Вместе с остальными территориями бывшего Советского Союза, сразу после распада, Таджикистан столкнулся с рядом геополитических разломов и изменений. За несколько месяцев в руины была превращена уникальная система слежения, которую создавали на труднодоступных, практически необитаемых высокогорных участках границы. Помимо системы слежения, были опустошены пограничные постовые пункты. Некогда неприступная граница перестала быть достойным заслоном для наркотрафика и военизированных банд.

Проведём небольшой исторический экскурс. Практически в год обретения независимости, в Таджикистан пришла гражданская война (1992-1997). С лета 1992-ого, на таджико-афганский кордон стали прибывать массовые потоки беженцев — мирных жителей, спасавшихся от ужасов войны.

К текущему периоду уже давно был упразднён Среднеазиатский пограничный округ, количество погранвойск и проверяющих погранцов на заставах значительно уменьшилось. Однако именно им теперь предстояло заниматься не только уставной охраной границы, но и новыми, незнакомыми доселе обязанностями.

Весь 1992 год, прямо через контрольно-следовую полосу (КСП), следовали многочисленные грузовики и легковушки, большие телеги для перевозки хлопка, доверху наполненные вещами беженцев. На пунктах пропуска толпилось множество народа, потерявших в один момент крышу над головой и все необходимое для жизни. Даже воды и еды у несчастных зачастую не было. Множество беженцев оставались там до нескольких месяцев, пережив также зиму 1992-93 годов. Не давали умереть с голоду и от жажды им только пограничники.

В основной массе, беженцы всё же пересекли границу и оказались на территории Афганистана. Многих из них на новой территории ждала трагическая судьба. Безмолвный свидетель тех несчастий — огромное кладбище недалеко от лагеря беженцев-таджиков, разбитого под открытым небом возле города Мазари-Шариф.

Чтобы судить об условиях жизни здесь, стоит вспомнить жаркое лето того года, когда температура была не ниже 50 градусов, а воды и еды не было вовсе. От недоедания и обезвоживания, первыми умирали младенцы и маленькие дети, затем погибли их старшие братья и сестры, матери и другие родственники. Никто особо не считал количество погибших ни тогда, ни сейчас. Стыдливо геополитика обходит данные воспоминания стороной.

Население южных долин Таджикистана впервые в своей жизни увидело тогда иностранцев-наёмников. Очевидцы вспоминали позже, что эти банды вывозили спирт, сахар и готовую продукцию с винных производств, предавали огню и грабили фермы, за границу уводили скот, в городах нападали на квартиры. Никто не вспоминает и не выясняет, кто тогда помогал переходить границу этим нелюдям, тайна за семью печатями не раскрыта и по сей день.

Вплоть до осени 1992-го, границы среднеазиатского государства были абсолютно прозрачными и символическими. Новоиспеченные власти налегали на боевое противостояние с оппозицией, где там думать о жителях и границе. Таджико-афганскую границу продолжали удерживать лишь бывшие советские пограничники. Однако начавшаяся неразбериха и безвременье заставили многих из них покинуть тяжелейшую вахту.

В середине августа 1992 года, на официальном уровне создали Пограничную группу Федеральной пограничной службы в Таджикистане (ПГ ФПС РФ в РТ), охранять неспокойные границы заступили уже российские пограничники.

В мае 1993 года, Россия и Таджикистан подписали Соглашение о правовом статусе погранвойск РФ в РТ на срок в десять лет.

Гражданская война полностью разорила казну и без того поломанного распадом Союза Таджикистана. Стране не хватало ни продовольствия, ни самых необходимых товаров потребления. Если сравнивать возможности России на тот момент, то у Москвы нашлось больше средств для обеспечения охраны границ и приграничья. Логичным выглядит и тот факт, что РФ разработала и внедрила стратегию охраны в новых условиях, обеспечила материально-техническое оснащение погранслужб, выделила более выгодное денежное довольствие для пограничников.

Тогда контингент российских пограничников составлял 10 тысяч военных. Подавляющее большинство призывников-срочников, а также 70% контрактников составляли граждане Республики Таджикистан. Поступали они на службу добровольно, ведь финансовое довольствие выгодно отличалось от самой высокой зарплаты в стране. Помимо этого, погранцов хорошо кормили, а российский учебный центр обеспечивал отличную войсковую подготовку.

С того времени границу между РТ и Афганистаном надёжно перекрывала двойная линия обороны, где на первом уровне стояла ПГ ФПС РФ и таджикские пограничники, а второй эшелон замыкали солдаты 201-й российской мотострелковой дивизии.

И даже эти усиления не гарантировали безопасности и не всегда предотвращали прорывы боевиков и преступных наркоконтрабандистов через границу.

Трагическая история того периода вписана кровью в хронику пограничников. Например, оборона 12-ой заставы Московского погранотряда ПГ ФПС в июле 1993 года, когда превосходящие силы боевиков напали на заставу, прорываясь на таджикскую территорию. Столкновения жесточайшего характера длились 11 часов, в результате чего погибло 25 военнослужащих. Однако атаку бандитов удалось отбить. Остатки недобитков скрылись на территории Афгана.

Подписанное в 1993 году Соглашение предусматривало поэтапную передачу контроля границы таджикским войскам. Первым был передан участок границы Калай-Хумбского погранотряда в сентябре 1998-го. Его протяжённость составляет 73 километра и он является одной из сложнейших частей границы, поскольку расположен на высокогорном Памире, в узком ущелье Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), в долине реки Пяндж. Заграждение там поставить или организовать КПП крайне сложно и количество работы у погранслужбы возрасло в разы.

После передача шла ускоренными этапами. Ноябрь-декабрь 2002-го стал временем смены караула на отрезке таджикско-китайской границы. А в конце 2004 года, под контроль таджикских пограничников, сдали оставшуюся часть идущего по Памиру участка границы с Афганистаном. Этот отрезок находится в зоне ответственности Ишкашимского и Хорогского погранотрядов. Интересно отметить, что в Хороге жители протестовали против ухода российского погранотряда. Дошло до курьёзов: у ворот ВЧ организовывали заслон, женщины навзрыд плакали, толпа просто организовала «живую стену». Неудивительно такое теплое отношение, поскольку русские войска находились в Хороге уже более века. На заре ХХ столетия, местные жители присягали русскому царю на верность, прося защиты от грабительских набегов афганцев.

На протяжении всего своего пребывания на Южном Памире, русские войска и во времена Империи, и в советское время, и даже в независимость, оказывали местным неоценимую помощь и содействие. Поэтому и уход российской армии отсюда был воспринят так болезненно местным народом. Для множества хорогчан это означало потерю работы, прекращение ставшей привычной помощи и перспектив.

Полностью границу передали к середине 2005 года — тогда в ведомство пограничников Таджикистана передали Московский и Пянджский участки таджикско-афганской границы, центр обучения и подготовки «Ляур» и центр Погрануправления ФСБ РФ в РТ. Пограничники Республики теперь владели всеми советскими заставами, центрами и зданиями в столице с имуществом ПГ РФ.

Можно с уверенностью сказать, что российские пограничники были гарантией спокойствия и защиты своими чёткими и профессиональными действиями. Во все время нахождения российской погрангруппы в Таджикистане (с 1992 по 2005 гг.), на таджикско-афганской границе были зафиксированы 530 боёв разной интенсивности, предотвращены 1600 попыток прорыва. В тяжёлых боях погиб 161 российский пограничник, 362 были ранены. Силами российских погранцов уничтожены 3 тысячи боевиков и наркоконтрабандистов, практически столько же пойманы и отправлены в тюрьмы. Оборваны и уничтожены наркотрафики, изъято более 30 тонн наркотических веществ, в том числе 11,4 тонны героина.

С момента ухода российских пограничников, власти Таджикистана намеревались полностью заменить и продолжить службу на ответственной части границ постсоветского пространства. Однако многое осталось на словах.

С уходом военных РФ практически сразу на границе возникли перебои и проблемы с обмундированием и провиантом, ГСМ, связью, значительно ухудшилось состояние КПП. Таджикские власти платили своим пограничникам значительно меньше, чем российские коллеги.

Не продлив Соглашение от 1993 года, Душанбе был вынужден с коленки писать новую стратегию охраны горячей границы, что требовало многолетней разработки.

Не сложились надежды на западную помощь. Хотя США и помогли им… выделили $13 миллионов на нужды границ, а ФРГ и некоторые другие страны оказывали пограничникам Таджикистана материально-техническую помощь. На что власти страны попеняли: не хватит столь малой суммы на достойную охрану границ. Чтобы переоснастить и обустроить границу, Западу надо выделить не менее $101 миллиона. А раз не даёте, то терпите все «неудобства», под которыми понимаются широкий наркотрафик и «коридоры террора» для боевиков-исламистов.

СОГЛАШЕНИЕ между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве по пограничным вопросам

Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Сторонами, подтверждая свою приверженность Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 года, руководствуясь намерениями развивать между собой партнерские отношения и взаимовыгодное сотрудничество по пограничным вопросам на основе общепризнанных принципов и норм международного права, выражая заинтересованность в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества в решении практических вопросов охраны Государственной границы Республики Таджикистан, подтверждая необходимость консолидации усилий в борьбе с современными вызовами и угрозами, отвечающей интересам национальной безопасности Сторон,согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения применяются следующие термины: “полномочный орган” – назначенный в соответствии с законодательством Стороны орган, ответственный за координацию реализации положений настоящего Соглашения; “иное ведомство” – назначенный в соответствии с законодательством Стороны орган, участвующий в реализации положений настоящего Соглашения; “Группа пограничного сотрудничества” – подразделение полномочного органа Российской Стороны, осуществляющее свою деятельность на территории Республики Таджикистан на основании настоящего Соглашения; “сотрудники полномочного органа Российской Стороны” – сотрудники органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, проходящие военную службу в Группе пограничного сотрудничества, а также сотрудники, направляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации в Республику Таджикистан в соответствии с настоящим Соглашением; “гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества” – граждане Российской Федерации и граждане Республики Таджикистан, поступившие в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Таджикистан на работу в Группу пограничного сотрудничества и содержащиеся в ней по штату; “члены семьи” – лица, относящиеся в соответствии с законодательством Сторон к членам семей сотрудников полномочного органа Российской Стороны и гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации; “недвижимое имущество (объекты недвижимости)” — земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения и воздушные суда; “движимое имущество Группы пограничного сотрудничества” – любые материально-технические средства, являющиеся собственностью Российской Федерации и находящиеся в пользовании Группы пограничного сотрудничества; “продукция военного назначения” – вооружение, боеприпасы, военная и авиационная техника, специальная техника, специальные средства, документация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и информация в военно-технической области, а также любая другая продукция, относимая законодательством Сторон к продукции военного назначения.

Статья 2

Полномочными органами Сторон, ответственными за реализацию настоящего Соглашения, являются: с Российской Стороны – Федеральная служба безопасности Российской Федерации; с Таджикистанской Стороны – Государственный комитет национальной безопасности Республики Таджикистан.

Стороны письменно по дипломатическим каналам информируют друг друга об изменении в наименованиях своих полномочных органов.

Статья 3

Стороны с учетом взаимных интересов, на основе законодательства Сторон осуществляют сотрудничество и взаимодействие в целях: совершенствования системы охраны и обустройства Государственной границы Республики Таджикистан; оказания содействия в материально-техническом обеспечении деятельности полномочного органа Таджикистанской Стороны в области охраны Государственной границы Республики Таджикистан; борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов, незаконной миграцией, торговлей людьми и c другими видами транснациональной организованной преступности; оперативного обеспечения охраны государственных границ Сторон; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для полномочного органа Таджикистанской Стороны.

Статья 4

Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется в следующих формах: оказание помощи в организации охраны Государственной границы Республики Таджикистан; оказание помощи в планировании и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение полномочного органа Таджикистанской Стороны продукцией военного назначения, внедрение и использование передовых технических средств охраны государственной границы; обмен опытом в организации охраны государственной границы, пограничного контроля, в подготовке кадров, а также в использовании технических средств, применяемых при охране государственной границы и осуществлении пограничного контроля; обмен информацией, законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам охраны государственной границы, функционирования пунктов пропуска через нее, а также представляющими взаимный интерес научными публикациями и иными информационными материалами по вопросам охраны государственной границы; содействие в организации воздушных перевозок в интересах полномочного органа Таджикистанской Стороны; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров полномочного органа Таджикистанской Стороны; организация отдыха и санаторно-курортного лечения сотрудников полномочных органов Сторон.

Стороны могут осуществлять сотрудничество и взаимодействие также и по другим направлениям, представляющим взаимный интерес.

Статья 5

Для координации вопросов сотрудничества и реализации положений настоящего Соглашения создается Группа пограничного сотрудничества.

Структура и численность Группы пограничного сотрудничества определяются полномочным органом Российской Стороны по согласованию с полномочным органом Таджикистанской Стороны.

Группа пограничного сотрудничества дислоцируется по адресам: город Душанбе, улица Джалоли Икроми, дом 5 и улица Кахарова, дом 143. Места дислокации других подразделений, а также размещение сотрудников полномочного органа Российской Стороны, гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членов их семей определяются руководителем Группы пограничного сотрудничества по согласованию с полномочным органом Таджикистанской Стороны.

Статья 6

Руководитель Группы пограничного сотрудничества предоставляет руководителю полномочного органа Таджикистанской Стороны информацию о ходе выполнения положений настоящего Соглашения и возникающих при этом вопросах, а также предложения по совершенствованию совместной деятельности в сроки, согласованные с руководителем полномочного органа Таджикистанской Стороны.

Статья 7

Таджикистанская Сторона для реализации положений настоящего Соглашения предоставляет Группе пограничного сотрудничества документально оформленное право безвозмездного пользования недвижимым имуществом, являющимся собственностью Республики Таджикистан.

Недвижимое имущество, используемое Группой пограничного сотрудничества и являющееся собственностью Российской Федерации, по мере его высвобождения может быть передано полномочному органу Таджикистанской Стороны. Порядок его передачи определяется отдельным протоколом.

Статья 8

Таджикистанская Сторона в пределах территории Республики Таджикистан предоставляет Группе пограничного сотрудничества право пользования почтовой связью, каналами телеграфно-телефонной связи, радиосвязи и специальными видами связи, используемыми полномочным органом Таджикистанской Стороны при решении вопросов охраны Государственной границы Республики Таджикистан, по тарифам и ставкам, установленным для полномочного органа Таджикистанской Стороны.

Статья 9

Обмен информацией, упомянутой в статье 4 настоящего Соглашения, осуществляется полномочными органами Сторон на безвозмездной основе.

Для обмена информацией используются встречи представителей полномочных органов Сторон, деловая переписка, технические средства передачи информации.

Информация, полученная в рамках реализации настоящего Соглашения, не может быть передана третьей стороне без письменного согласия того из полномочных органов Сторон, от которого эта информация была получена.

Вопросы взаимной передачи и защиты сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации и Республики Таджикистан, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимной защите секретной информации от 22 января 2003 года.

Статья 10

Полномочный орган и иные ведомства Российской Стороны оказывают практическое содействие, в том числе и на безвозмездной основе, полномочному органу Таджикистанской Стороны по вопросам военно-технического обеспечения и размещения заказов на разработку, изготовление, внедрение и ремонт технических средств, используемых в охране Государственной границы Республики Таджикистан.

Продукция военного назначения и иное имущество, полученное в рамках данного Соглашения, используется исключительно в интересах охраны Государственной границы Республики Таджикистан и не передается третьей стороне без предварительного согласия Российской Стороны.

Статья 11

Полномочный орган Российской Стороны оказывает полномочному органу Таджикистанской Стороны методическую и консультационную помощь в организации и осуществлении охраны Государственной границы Республики Таджикистан.

Статья 12

Полномочный орган Российской Стороны оказывает содействие полномочному органу Таджикистанской Стороны в перевозке грузов и личного состава воздушными судами полномочного органа Российской Стороны.

Полеты воздушных судов полномочного органа Российской Стороны, выполняемые по заранее поданным заявкам в воздушном пространстве Республики Таджикистан в интересах реализации положений настоящего Соглашения, рассматриваются в качестве полетов самолетов (вертолетов) при решении служебных задач полномочного органа Таджикистанской Стороны.

Порядок и правила выполнения полетов воздушных судов полномочного органа Российской Стороны в воздушном пространстве Республики Таджикистан регламентируются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

Статья 13

Полномочный орган Российской Стороны осуществляет обучение согласованного количества пограничных кадров для полномочного органа Таджикистанской Стороны в образовательных учреждениях профессионального образования полномочного органа Российской Стороны, а также оказывает иное содействие полномочному органу Таджикистанской Стороны в подготовке (переподготовке) офицерских кадров и младших специалистов на базе военных образовательных учреждений и учебных центров полномочного органа Таджикистанской Стороны в соответствии с отдельным протоколом.

Полномочный орган Российской Стороны в рамках настоящего Соглашения в соответствии с заявками полномочного органа Таджикистанской Стороны направляет своих сотрудников в Республику Таджикистан для участия в обучении пограничных кадров, а также для оказания методической и консультационной помощи. При этом количество и специальность направляемых сотрудников, сроки и условия их пребывания, а также иные вопросы предварительно согласовываются полномочными органами Сторон.

Статья 14

Группа пограничного сотрудничества, сотрудники полномочного органа Российской Стороны, гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и члены их семей обязаны соблюдать Конституцию Республики Таджикистан и ее законодательство, уважать национальные традиции и обычаи ее народа.

Статья 15

Таджикистанская Сторона обеспечивает сотрудников полномочного органа Российской Стороны и членов их семей служебными жилыми помещениями для проживания в период их службы на территории Республики Таджикистан в порядке и на условиях, которые установлены для военнослужащих полномочного органа Таджикистанской Стороны и членов их семей.

Предоставляемые служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Статья 16

Сотрудники полномочного органа Российской Стороны, гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и члены их семей из числа граждан Российской Федерации неприкосновенны. Без согласия полномочного органа Российской Стороны сотрудники полномочного органа Российской Стороны, гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и члены их семей из числа граждан Российской Федерации не подлежат задержанию, за исключением случаев задержания их на месте совершения преступления. При этом компетентные органы Таджикистанской Стороны незамедлительно информируют компетентные органы Российской Стороны, которые осуществляют соответствующие процессуальные действия в отношении указанных лиц.

Сотрудники полномочного органа Российской Стороны, гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и члены их семей из числа граждан Российской Федерации освобождаются от уголовной, а также гражданской и административной юрисдикции Республики Таджикистан, кроме случаев предъявления: вещных исков, относящихся к их недвижимому имуществу, находящемуся на территории Республики Таджикистан; исков, касающихся наследования, в отношении которых они выступают в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказ от получателя как частные лица, а не от имени Российской Федерации; исков, относящихся к любой коммерческой деятельности, осуществляемой ими на территории Республики Таджикистан; исков о возмещении ущерба в связи с дорожно-транспортным происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим указанным лицам либо управлявшимся ими; исков в связи со смертью или телесным повреждением, вызванным действиями данных лиц.

Сотрудники полномочного органа Российской Стороны, гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и члены их семей из числа граждан Российской Федерации не обязаны давать показания правоохранительным органам Таджикистанской Стороны в качестве свидетелей.

Иммунитет сотрудников полномочного органа Российской Стороны, гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членов их семей из числа граждан Российской Федерации от юрисдикции Республики Таджикистан не освобождает их от юрисдикции Российской Федерации.

Статья 17

Здания и помещения Группы пограничного сотрудничества, а также земельные участки, на которых они расположены, неприкосновенны, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением.

Недвижимое и движимое имущество, используемое Группой пограничного сотрудничества, включая воздушные суда и иные транспортные средства полномочного органа Российской Стороны, пребывающие на территории Республики Таджикистан, а также банковские счета Группы пограничного сотрудничества пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста.

Архивы, документы и корреспонденция Группы пограничного сотрудничества неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения.

Жилые помещения сотрудников полномочного органа Российской Стороны, гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации, а также их движимое имущество неприкосновенны.

Статья 18

Группа пограничного сотрудничества освобождается от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей, установленных законодательством Республики Таджикистан, за исключением косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или услуг.

Сотрудники полномочного органа Российской Стороны, гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и члены их семей из числа граждан Российской Федерации, освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей, установленных законодательством Республики Таджикистан, за исключением: сборов и налогов на их недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Таджикистан; налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых Республикой Таджикистан, кроме налогов и пошлин с движимого имущества, нахождение которого в Республике Таджикистан обусловлено исключительно пребыванием на ее территории умерших сотрудников полномочного органа Российской Стороны, гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членов их семей из числа граждан Российской Федерации; сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в Республике Таджикистан, и налогов на капиталовложения в коммерческие организации в Республике Таджикистан; косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или услуг; государственных пошлин и регистрационных сборов, кроме случаев предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

Положения настоящей статьи не препятствуют налогообложению сотрудников полномочного органа Российской Стороны, гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членов их семей из числа граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19

Любое имущество, предназначенное для служебного использования Группой пограничного сотрудничества, ввозится на территорию Республики Таджикистан и вывозится с территории Республики Таджикистан с освобождением от таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение и перевозку.

Перечень, наименования и количество имущества, ввозимого (вывозимого) Группой пограничного сотрудничества с освобождением от таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, согласовывается с таможенными органами Республики Таджикистан.

Статья 20

Сотрудники полномочного органа Российской Стороны имеют право на ношение военной формы, а также на ношение, хранение и применение оружия и специальных средств в соответствии с порядком, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части, не противоречащей порядку, определенному законодательством Республики Таджикистан.

Статья 21

Сотрудники полномочного органа Российской Стороны и гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации не привлекаются для выполнения задач, не предусмотренных настоящим Соглашением.

Статья 22

Документы, удостоверяющие личность, правовое положение, право на управление транспортным средством, образование, специальность, квалификацию сотрудников полномочного органа Российской Стороны, гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членов их семей из числа граждан Российской Федерации, признаются действительными и не требуют дополнительной легализации на территории Республики Таджикистан.

Статья 23

Таджикистанская Сторона предоставляет сотрудникам полномочного органа Российской Стороны, гражданскому персоналу Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членам их семей из числа граждан Российской Федерации права на получение образования в образовательных учреждениях, а также на медицинское обслуживание и социальное обеспечение в соответствии с международными договорами, участниками которых являются Стороны, и законодательством Республики Таджикистан.

Статья 24

Сотрудникам полномочного органа Российской Стороны, гражданскому персоналу Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членам их семей из числа граждан Российской Федерации предоставляется право вывоза из Российской Федерации в Республику Таджикистан и ввоза в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан принадлежащего им имущества, предназначенного для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (за исключением транспортных средств, а также подакцизных товаров), без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. На них не распространяются таможенные ограничения на вывоз из Республики Таджикистан и ввоз в Российскую Федерацию денежных средств в рублях при наличии справки полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации, расположенного на территории Республики Таджикистан, или финансового органа Группы пограничного сотрудничества о получении соответствующих сумм.

Статья 25

Сотрудникам полномочного органа Российской Стороны, гражданскому персоналу Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членам их семей из числа граждан Российской Федерации обеспечиваются беспрепятственный выезд за пределы Республики Таджикистан и въезд на ее территорию по документам, дающим право на пересечение границы, а их несовершеннолетним детям — по записям в этих документах.

Регистрация (прописка) сотрудников полномочного органа Российской Стороны, гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества из числа граждан Российской Федерации и членов их семей из числа граждан Российской Федерации осуществляется по письменному ходатайству руководства Группы пограничного сотрудничества по юридическому адресу Группы пограничного сотрудничества или фактическому месту жительства на территории Республики Таджикистан.

Перемещение движимого имущества, поставляемого для нужд Группы пограничного сотрудничества, а также направляемого ею за пределы Республики Таджикистан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Таджикистан о воинских перевозках и международными договорами, участниками которых являются Стороны.

Статья 26

Финансовое и иные виды обеспечения деятельности Группы пограничного сотрудничества, сотрудников полномочного органа Российской Стороны и гражданского персонала Группы пограничного сотрудничества на территории Республики Таджикистан осуществляются полномочным органом Российской Стороны.

Группа пограничного сотрудничества, сотрудники полномочного органа Российской Стороны, гражданский персонал Группы пограничного сотрудничества и члены их семей находятся на расчетно-кассовом обслуживании в полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, расположенных на территории Республики Таджикистан.

Группе пограничного сотрудничества открываются банковские счета в российских рублях и в национальной валюте Республики Таджикистан в полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, расположенных на территории Республики Таджикистан.

Полевым учреждениям Центрального банка Российской Федерации, расположенным на территории Республики Таджикистан, открываются корреспондентские счета в национальной валюте Республики Таджикистан в Национальном банке Таджикистана.

Статья 27

В случае возникновения разногласий при толковании или применении положений настоящего Соглашения Стороны будут решать их путем переговоров и консультаций.

Статья 28

Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих из других международных договоров, участницей которых она является, и не направлено против третьих государств.

Статья 29

В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 30

Настоящее Соглашение временно применяется с даты подписания в течение 6 месяцев и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Если в течение упомянутого 6-месячного срока Стороны не выполнят внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления настоящего Соглашения в силу, то Соглашение прекращает свое временное применение.

Настоящее Соглашение заключается сроком на 5 лет. Его действие будет автоматически продлеваться на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за 6 месяцев до окончания очередного 5-летнего срока письменно не уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.

В случае если между положениями настоящего Соглашения и положениями других двусторонних договоров Российской Федерации и Республики Таджикистан по пограничным вопросам, заключенных до вступления настоящего Соглашения в силу, возникнут противоречия, то действуют положения настоящего Соглашения.

Совершено в городе Душанбе 2 сентября 2011 года в двух экземплярах, каждый на русском и таджикском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Границы Таджикистана составляют протяженностью 3 651 километров с 4-х странами в том числе:

  • С запада и севера — граница с Республикой Узбекистан, протяженностью — 1 161 км.;
  • С севера граница Республикой Киргизия, протяженностью — 870 км.;
  • С востока граница с Китайской народной Республикой протяженностью — 414 км.;
  • С юга граница с Афганистаном, протяженностью — 1 206 км.

Граница между Афганистаном и Таджикистаном: На сегодняшний день на границе между Таджикистаном и Афганистаном эксплуатируется 7 мостов через реку Пяндж.

  1. Шаартузский мост (в Нижнем Пяндже) — Айвадж. Двухполосный автомобильный мост длиной 672 метра и 11,6 метров в ширину. Мост через реку Пяндж соединяет городок — Нижний Пяндж, и афганский городок — Шерхан-Бандар. Открылась 26.08.2007г.;
  2. Шураабадский мост — эксплуатация которого планируется начать в начале 2016 года. Начало строительство моста 31 ноября 2011г.;
  3. Дарвазский мост — расположено в городке Калаи Хумб. Длина моста составляет 135 метров и состоит из двух полос. Дата начало эксплуатации 6 июля 2004 года;
  4. Ванджский мост — Длина моста составляет 216 метров, что делает его самым длинным висячим мостом в Таджикистане. Его ширина составляет 5 метров, а грузоподъемность 30 тонн.. Открылась в августе 2011 года в посёлке Хумроги.;
  5. Ванджский мост -2 — Грузоподъемность 100 тонн, длина — 146 метров, ширина 10,5 метров и проезжая часть составляет — 8,5 метров. Сдано в эксплуатацию в 29. июля 2015 года которая строилась с 2014года;
  6. Хорогский мост (Село Тем в Шугнанский районе) — Длина моста составляет 135 метров, ширина — 3,5 метров с грузоподъемностью до 25 тонн. Построено в 2002 году.
  7. Ишкашимский мост — в поселке Лангар. Состоить из двух маленких мостов которые соединяют Ишкашимкские городков РТ и Афганистан.

Граница между Афганистаном и Таджикистаном считается один из нестабильных зон которая очень трудна в контроле. Через этот регион передвигаются наркотические средства и террористы, связи с чем Россия заинтересованно в охране этой зоны.

Граница между Узбекистаном и Таджикистаном: Через границу которая между Таджикистаном и Узбекистаном расположены мины без каких либо уведомляющих знаков, что является очень опасной зоной. Многие люди подорвались и умерли в этом территории. Имеется две пункты которые позволяют передвигаться через границу между этими странами, один из которых находится в южном части страны в городе Турсунзаде и вторая в северной части республики в Аштском районе. Некоторая часть границы между этими странами закрыт колючими проволочками а некоторые вовсе открыты но заминированы.

Граница между Киргизией и Таджикистаном: Это единственная безопасная и открытая зона через которой передвигаются люди и товары. Граждане часто не проходя таможенный пункт свободно передвигают товары для торговли в небольших объемах. Имеется одна официальная дорога соединяющая двух стран и множество маленьких дорожек и даже открытые поля и пространства. Часто между приграничными жителями Киргизии и Таджикистана (Исфаринского района) происходят трения из за воды и дороги, что стало головной болью руководств обоих стран.;

Граница между Китаем и Таджикистаном: Самая горная местность через которой проходить граница этих стран которые имеют много спорных территорий. Имеется одна соединяющая дорога под названием Кулма Карокорум с таможенным пунктом.

Группа Пограничных войск России в Республике Таджикистан

Группа Пограничных войск России в Республике Таджикистан — подразделение Пограничных войск России, осуществлявшее в 1992-2005 годах охрану южных границ СНГ.

История

История охраны российскими пограничниками афганской границы начинает свой отчет с 1886 года, когда в гарнизоне Керки Бухарского эмирата разместился первый российский гарнизон. С 1986 до распада СССР в Душанбе располагалась Оперативная группа Краснознаменного Средне-Азиатского Пограничного Округа (КСАПО) КГБ СССР, которая курировала служебно-боевую деятельность Пянджского, Московского, Хорогского, Ишкашимского (образован в 1990 г.) пограничных отрядов. Мургабский пограничный отряд в то время входил в состав Краснознаменного Восточного пограничного округа. С распадом СССР в декабре 1991 года единая пограничная служба распалась, заметно ослабла охрана внешних государственных границ молодых суверенных государств бывшего Союза, а внутренние границы при этом оставались фактически прозрачными.

В течение 1991—1992 годов Оперативная пограничная группа охраняла границу с Афганистаном можно смело сказать «на одном энтузиазме». В Таджикистане проблемы, связанные с вооружённым гражданским противостоянием, не позволяли обеспечить надежную охрану южных границ СНГ.

В 1992 году в Таджикистане началась гражданская война, которая возложила на служебно-боевую деятельность пограничников новые задачи: не только охранять, но и защищать и оборонять государственную границу. Одновременно пограничники стали объектом травли со стороны незаконных вооруженных формирований, националистического толка. В пограничных отрядах по причине срыва призывной кампании ощущался острый недостаток личного состава, доходивший до 60 %. Летом 1992 года в пограничных подразделениях прошли офицерские собрания, на которых было принято обращение к президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину о принятии пограничных отрядов таджикско-афганской границы под юрисдикцию России. В августе пограничники получили российский статус. 19 октября 1992 года приказом Министра безопасности РФ на базе Оперативно-войскового отдела КСАПО была создана Краснознаменная Пограничная группа России в Республике Таджикистан.

В начале 1993 года обстановка на границе начала резко обостряться. В марте в северной афганской провинции Саманган сконцентрировалось до 1000 человек вооруженных боевиков, на Пянджском направлении была отмечена переброска 50 бронетранспортеров из г. Кундуза к линии границы, большое сосредоточение переправочных средств (лодки, плоты, бревна). На границе не прекращались боестолкновения с вооруженными нарушителями границы. В ночь на 8 марта 1993 г. 50 боевиков напали на 9-ю заставу Московского пограничного отряда. 11 бандитов были уничтожены на переправе, остальные рассеяны. 16 марта в ходе двухчасового боя нападавшие потеряли убитыми 17 человек, но спустя две недели они вновь попытались прорваться через границу на участке 15-й заставы. Эта попытка им не удалась.

Пик боевых действий пришелся на начало апреля 1993 года. Боевики, среди которых было и 120 афганских моджахедов, у кишлака Гузун начали скрытную переправу через реку Пяндж, но были обнаружены. Бой длил-ся до 5 часов утра. Огонь танков, гранатометов, БМП вынудил боевиков, бросив убитых и раненых, уйти вглубь ущелья. Остатки банды попытались вырваться из кольца через перевал Дарваз. На их пути находилась 16-я погранзастава. В ходе трехчасового боя нападавшие потеряли более 20 человек.

25 мая 1993 года были подписаны «Договор о дружбе и взаимопомощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией», «Договор между РТ и РФ о сотрудничестве в военной области», а также шесть соглашений. Одним из этих документов явилось «Соглашение между РТ и РФ о правовом статусе погранвойск РФ, находящихся на территории РТ». В соответствии с Соглашением, Таджикистан делегировал Пограничным войскам Российской Федерации полномочия по охране своих границ с Афганистаном и Китаем.

Обстановка на границе продолжала оставаться сложной. Вечером 29 мая 1993 года после мощного обстрела из минометов и гранатометов бандиты пошли в атаку на 11-ю заставу Московского отряда. В ходе отражения ожесточенных атак противника пограничникам неоднократно приходилось пускать в ход гранаты. Здесь героически погибли рядовые Х. Хамидов. К. Эшанкулов, младший сержант Г. Шеремет. Около 8 часов вечера на помощь заставе подоспели два вертолета. Внезапная атака с воздуха вынудила бандитов отступить.

13 июля 1993 года с раннего утра на 12 пограничной заставе Московского пограничного отряда завязался неравный бой пограничников с боевиками. В ходе тяжелого боя погибло 25 российских военнослужащих. К вечеру этого же дня застава была очищена от боевиков.

7 августа в 1993 года в Москве главами Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана было принято Заявление о мерах по нормализации обстановки на таджико-афганской границе. 24 декабря 1993 г. в Ашхабаде главы Казахстана, Киргизии, Узбекистана, России, Таджикистана и Туркменистана подписали Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ. На усиление охраны таджико-афганской границы выделялись дополнительные воинские контингенты от Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана. Казахстанский и киргизский сводные батальоны использовались на памирском направлении, контингенты от 201-й российской мотострелковой дивизии усилили Пянджский и Московский пограничные отряды, узбекские военнослужащие расположились в Шаартузском районе вблизи с границей с Узбекистаном. Увеличилась численность российской Пограничной группы достигшей 12 тысяч человек.

В 1994 году наряду с непрекращающимися вооруженными провокациями с территории Афганистана на пянджском и шуроабадском направлениях происходит резкая активизация их боевых действий против подразделений ГПВ РФ в РТ на хорогском, затем на калай-хумбском, ванчском и язгулемском направлениях. В процессе служебно-боевой деятельности российские пограничники перешли от охраны таджикско-афганской границы к её обороне, от пограничной службы к бою и пограничной операции. Применяя засады и разведывательно-поисковые действия по нескольким отдельным направлениям в сочетании с жесткой обороной и боевым охранением перевалов, перекрестков дорог и пунктов речных переправ, пограничники России в Таджикистане сохраняли зыбкий мир на его южных границах. В ходе активной погранпредставительской деятельности были сформированы «зоны безопасности» в афганском приграничье. Осуществлялся контроль миграционных потоков беженцев из зон боевых действий с таджикской и афганской территории. Были проведены мероприятия по сдерживанию наркоконтрабандной деятельности. С целью усиления охраны границы памирского на-правления осенью 1994 года был образован Калай-Хумбский пограничный отряд, а летом 1995 года Территориальный отдел «Хорог». Особенно напряженным и по количеству боевых столкновений, по их масштабу, и по числу погибших военнослужащих было время вплоть до 1997 года, когда было подписано межтаджикское соглашение по национальному примирению.

27 июня 1997 года было подписано Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Перенос основных усилий сторон межтаджикского конфликта преимущественно в политическую сферу, отказ от вооруженного противостояния стало причиной некоторого снижения напряженности на таджикско-афганской границе. Существенно уменьшилось количество обстрелов пограничных нарядов и застав как с афганской, так и с таджикской территории (в 1996 году — 147, в 1997 году — 67).

В 1998 году Группа пограничных войск была преобразована в Пограничную группу ФПС РФ в РТ.

В 1999 году обстановка на таджикско-афганской границе вновь осложнилась. Вооруженным формированиям талибов удалось на непродолжительное время выйти к отдельным участкам таджикско-афганской границы против участка Пянджского пограничного отряда. В афганское приграничье устремилась масса беженцев (до 300 тыс. человек), вынашивавших намерение перейти границу. Вновь пограничникам пришлось нести службу в усиленном режиме.

Охрана таджикско-афганской границы российскими пограничниками, их взаимодействие с Комитетом по охране государственной границы (КОГГ РТ) при Правительстве Республики Таджикистан, 201-й мото-стрелковой дивизией МО РФ, Агентством по контролю за наркотиками при Президенте РТ (АКН РТ), МВД РТ и другими министерствами Республики Таджикистан — показали пример эффективного сотрудничества в противостоянии таким угрозам как международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, оружия и боеприпасов, незаконная миграция.

Это сотрудничество продолжало укрепляться. В рамках взаимодействия российских пограничников с таджикскими правоохранительными органами и силовыми структурами РТ в период с 2002 года по октябрь 2004 года проведены 63 совместные операции, в ходе которых изъято 1966 килограммов наркотических средств, из которых доля героина составляет 1674 килограмма

С переводом пограничных войск в структуру ФСБ России Пограничная группа ФПС РФ в РТ была преобразована летом 2003 г. в Краснознаменное Пограничное управление ФСБ РФ в РТ.

Дальнейшее развитие получило сотрудничество КПУ ФСБ РФ в РТ с КОГГ РТ. В соответствии со статьей 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе Пограничных войск Рос-сийской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, в сентябре 1998 года российскими пограничниками таджикским коллегам были переданы под охрану 73 километра таджикско-афганской границы на участке Калай-Хумбского пограничного отряда, в сентябре 2001 года отдельный контрольно-пропускной пункт «Душанбе», включавший в себя также контролерский пост «Худжанд», в декабре 2002 года — 511-километровый участок таджикско-китайской границы (Мургабский пограничный отряда), 8 января 2003 года — пункт пропуска «Курган-Тюбе-аэропорт», 3 декабря 2003 года — пункт пропуска «Куляб-аэропорт». К концу 2004 года таджикским пограничникам были переданы пограничные отряды Памирского направления, а летом 2005 Московский и Пянджский пограничные отряды. С завершением приема-передачи границы российские пограничники в составе Оперативной пограничной группы ФСБ РФ в РТ перешли к советнической деятельности, направленной на оказание практической помощи таджикским пограничникам в вопросах планирования и организации охраны государственной границы, а также подготовки личного состава.

В период с 1992 года по 2005 год российскими пограничниками в Таджикистане было задержано более 3 тысяч нарушителей государственной границы. За тринадцать лет на таджикско-афганской границе произошло около трех с половиной тысяч пограничных инцидентов (зафиксировано 535 боестолкновений, 1378 раз пограничные наряды, заставы и посты подвергались обстрелам, было предотвращено 1606 попыток прорыва границы), в ходе которых погиб 161 российский пограничник и 362 были ранены. За этот период было изъято 1003 единицы огнестрельного оружия от зенитных установок и переносных зенитно-ракетных комплексов до пулеметов и автоматов, свыше 447 тысяч различных боеприпасов от реактивных и артиллерийских снарядов, мин до патронов. Уничтожено 335 схронов с оружием и боеприпасами. Достойный вклад внесли российские пограничники в борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Ими было задержано и уничтожено свыше 30102,741 кг наркотических средств, из которых доля героина превышает 11 тонн 463,77 килограммов. В ходе боевых действий и боестолкновений было уничтожено около 3000 боевиков различных вооруженных формирований, вооруженных нарушителей государственной границы и наркоконтрабандистов.

Герои России

За мужество, самоотверженность, героизм и стойкость, проявленные в боях при охране и обороне таджикско-афганской границы 17 пограничников удостоены высшей награды — звания Героя России:

Командование

Пограничными войсками России в Республике Таджикистан командовали:

  • генерал-лейтенант Мартовицкий Анатолий Нестерович 1987—1992гг;
  • генерал-майор Грицан Виталий Федорович 1992—1993 гг;
  • генерал-лейтенант Чечулин Анатолий Терентьевич 1993—1995 гг;
  • генерал-лейтенант Тарасенко Павел Павлович 1995−1998 гг;
  • генерал-лейтенант Резниченко Николай Семенович 1998—1999 гг.;
  • генерал-лейтенант Маркин Александр Степанович 1999—2003 гг.;
  • генерал-лейтенант Баранов Александр Николаевич 2003—2005 гг.;
  • генерал-лейтенант Кашарин Николай Иванович 2005—2007 гг.;
  • генерал-майор Васильев Василий Владимирович 2007 г.

Литература

  • Горячий Пяндж. Документально-литературный сборник о российских пограничниках в Таджикистане 1992—2001 гг. Душанбе, 2001 г.;
  • На южном рубеже. Душанбе 2002 г.;
  • Пянджский рубеж. Душанбе, 2004 г.;
  • На рубежах Содружества. Душанбе, 2006 г.;
  • Михайлов А. Н. История боевой подготовки пограничников в Таджикистане (1896—2004 гг.), 2008 г.;
  • Камолов С. К. Граница. К истории становлении границы Республики Таджикистан. Душанбе, 2007 г.;
  • Летов В. Ю. Проблемы противодействия российскими пограничниками афганскому наркотрафику.//Средний Восток в системе геополитических координат: прошлое, настоящее, будущее. Душанбе 2005 г.,С.303-315.;
  • Летов В. Ю. Роль пограничной группы РФ в РТ в урегулировании внутритаджикского конфликта 1992—1997 гг.//Проблема безопасности в геополитическом комплексе Центральной Азии. Душанбе 2004 г.,С.242-254.
  • Летов В. Ю. Историческая роль пограничных войк России в обеспечении безопасности южных рубежей СНГ.//Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы. Бишкек 2007 г.,С105-109.
  • Атаев Р. С. Подумаем над этим (О термине «таджикско-афганская граница»), «Солдат России» газета 201-й МСД, № 65 от 1 октября 1994 г., Душанбе.

Ссылки

  • Би-би-си: Российские ветераны войны в Таджикистане — без статуса

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.