Государственный резерв

Главное стратегическое имущество государства

Каждое государство мира имеет собственный материальный резерв – это особый запас материальных ценностей, которые предназначены для обеспечения мобилизационных потребностей страны, работ по ликвидации масштабных последствий чрезвычайных происшествий, оказания господдержки различным субъектам и отраслям экономики, при временных нарушениях в обеспечении важнейшими видами продовольствия, топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Государственный резерв – универсальный инструмент для снятия в критических ситуациях различных ресурсных ограничений, основной компонент в системе обеспечения государственной безопасности и стабилизирующий, а в некоторых случаях регулирующий фактор экономики. Материальный запас России является федеральным, и его действие распространяется на каждый отдельный субъект, входящий в состав федерации.


Основное предназначение федерального материального ресурса Российской Федерации — это обеспечение мобилизационных нужд страны. Государственные резервы могут использоваться для обеспечения защиты страны и нужд населения во время военных действий. Задача Российского федерального резерва в мирное время – обеспечение количественной и качественной сохранности материальных ценностей и быть в готовности выполнить их оперативный выпуск по приказанию правительства.
История создания госрезервов начинается со времен правления царя Ивана III (1462–1505), именно в этот период для общегосударственного блага были созданы оборонные продовольственные и материальные запасы. Впервые в истории России устанавливались перечень и нормы накапливания материальных ценностей в запасе, а также порядок и правила поддержания их качественной и количественной сохранности: «Запасы нужно создавать, дабы возможность имелась выдержать осаду в срок не менее трех лет, и ежегодно никак не меньше одной трети освежать».
В дальнейшем Петр I заложил фундамент единой системы госзапасов, охватывавшей не только продукты питания и сырье, но в дальнейшем и резервы для нарождавшейся промышленности. Первый государственный приказ о создании госзапасов для нужд армии был издан 18 февраля 1700 года и назывался Провиантский приказ. Это позволило ввести новую повинность — рекрутскую и создать регулярную армию, которая находилась уже на полноценном государственном обеспечении.
В самом конце правления Петра I был создан и сформулирован совершенно новый подход к решению насущной проблемы обеспечения населения страны продовольствием. Он заключался в том, что усилия властей должны направляться не на борьбу с последствиями происшествий или кризиса, а на предотвращение проявлений «народной нужды».
В СССР в 1927 году начал формироваться постоянный государственный продовольственный, или, как его называли, хлебный фонд, на первых порах его количество составляло 50 миллионов пудов. В 1927–1928 годах с учетом новой хозяйственно-политической установки определилась задача ближайшего времени: образование в достаточном количестве бюджетного, сырьевого, валютного, хлебного, топливного и товарного резервов, необходимых для бесперебойного хозяйственного маневрирования и снабжения сил, обеспечивающих обороноспособность страны.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 17 октября 1931 года был создан, впервые, специализированный орган – Государственный Комитет резервов при Совете обороны и труда (Комитет резервов), который объединял все основные функции управления движением госрезервов.
Комитет резервов был обязан выполнять точный количественный и качественный учет запасов, а также осуществлять контроль за максимально экономной тратой строго в пределах плана, утвержденного правительством. Госрезерв был впервые использован для борьбы с небывалым голодом в 1930-е годы.
Сослужил свою службу госрезерв и в годы Великой Отечественной воны. С 1941 по 1945 годы из госрезерва для обеспечения потребностей армии и промышленности было выделено: хлеба – более 20 миллионов тонн, различных продовольственных товаров – более 3 миллионов тонн, цветных и черных металлов – около 2 миллионов тонн, угля – 16 миллионов тонн, нефтепродуктов – 9 миллионов тонн, лесоматериалов – более 6 миллионов кубических метров. Однако объемы госрезервов в период войны не только не уменьшились в объеме, но по некоторым видам увеличились более чем в 1,8 раза. Для сотрудников госрезервов режим военного периода исчерпал себя лишь 1 января 1948 года, когда была отменена карточная система.

В период перестройки запасы госрезерва в части продовольственных товаров значительно уменьшились: по сахару в 4,5 раза, по растительному маслу в 3 раза, по мясным продуктам в 2,5 раза.
Тем не менее, система госрезервов внесла огромный вклад в сохранение социальной и политической стабильности в неблагоприятные переломные 1990-е годы, когда до 50% ежемесячного потребления продовольственных товаров в некоторых регионах, основным образом дотационных, снабжалось за счет государственного резерва.
Росгосрезерв находится в постоянной готовности к выполнению своего главного предназначения, проводя различные мероприятия по оптимизации объемов накопления и номенклатуры, поддержанию качественных показателей различных материальных ценностей, имеющихся на хранении, их постоянное обновление и замену.
Одна из стержневых задач Росгосрезерва – снабжение необходимой техникой, материалами и комплектующими для работ по ликвидации последствий масштабных чрезвычайных ситуаций. При ликвидации масштабных последствий аварии в 2009 году на Саяно-Шушенской ГЭС Росгосрезерву совместно с силами МЧС РФ потребовалось буквально шесть часов, чтобы перебросить к месту бедствия все необходимые электрогенераторы и материалы. Во время лесных пожаров в 2010 году Росгосрезерв производил отгрузку необходимой техники и топлива для снабжения бесперебойной работы задействованной пожарной авиации МЧС РФ. Во время трагедии на Чернобыльской АЭС в 1986 году материалы для ликвидации последствий аварии, в том числе несколько тысяч тонн свинца для сооружения защитного саркофага над четвертым энергоблоком, были выделены со складов спецхранилищ системы госрезерва.
Спецхранилища государственного резерва расположены по всей территории Российской Федерации. Территориальные представительства Росгосрезерва есть в каждом отдельном федеральном округе. В состав Российского государственного резерва входят Главный информационно-вычислительный центр, Научно-исследовательский институт по проблемам хранения, Торжокский политехнический колледж.
Один из комбинатов Росгосрезерва расположен в нескольких сотнях километров от столицы. Автоматизированный КПП, разветвленные подъездные пути, бетонный забор, военизированная охрана – все, как и должно быть на складских помещениях. И лишь деревянная караульная вышка с металлической красной звездой на вершине выдает в обычном складе режимное предприятие.
Вход в сами хранилища осуществляется только через лифт, который, как и у шахтеров, называется клетью. Чем-то хранилище походит на станцию метро, правда, на стенах камер, где хранится основная продукция, отчетливо просматриваются пласты породы, что свидетельствует о сохранении структуры. Внутри хранилища нет ни мобильной, ни радиосвязи, но в то же время установлены все устройства, которые позволяют хранилищу существовать автономно на протяжении длительного периода, в том числе и при воздействии ядерного или химического оружия. Мощные двери толщиной тела более полуметра, соединяющие различные «отсеки» хранилища, напоминают ворота в паттернах ракетных шахт.
Технологии хранения всех имеющихся материальных ценностей в Росгосрезерве ежегодно совершенствуются. Производится модернизация холодильных комплексов. Очень много внимания в Росгосрезерве уделяется применению современных разработок в области упаковки и тары, которая способствует увеличению сроков хранения. Например, всего лишь за счет закладки в мешки со специальным полимерным полностью безопасным вкладышем срок хранения сахара увеличится с 4 до 12 лет.

Спецхранилища имеют высокий уровень защиты от внешнего воздействия. Охрана территории состоит из нескольких рубежей, что вкупе с видеонаблюдением и применением новейших систем электронного слежения полностью исключают возможность несанкционированного проникновения на территорию важных объектов. Вооруженная ведомственная охрана всех комбинатов Росгосрезерва обеспечивает также и противопожарную защиту. На протяжении последних 25 лет на объектах Росгосрезерва не было даже наименьших потерь из-за возникновения пожаров. Охрана объектов особо важного значения, входящих в систему государственного материального резерва, выполняется специальными частями ВВ МВД России.
Материальный комплекс государственного резерва РФ включает в себя хранение изделий, продуктов питания, сырье нескольких тысяч наименований: от зерна, лекарств, консервов до техники, ГСМ, силовых установок, электрогенераторов и многое другое. Основные принципы работы Росгосрезерва: оперативность, надежность, доступность.
Отечественный поставщик материальных ценностей здесь в приоритете. Закладка на хранение импортных товаров производится только в случае, если российские производители их либо не выпускают, либо производят в недостаточном, ограниченном количестве. В рамках реализации государственной Доктрины продовольственной безопасности Росгосрезерв внедряет в обиход заключение долгосрочных контрактов с отечественными производителями, что является одним из главных стимулов для постоянного перевооружения производственных мощностей.
Перед поступлением на комбинат вся продукция проходит несколько стадий строжайшей проверки качества: предшествующая заключению контракта экспертиза качества и безопасности продовольственных и промышленных товаров, анализ состояния производства вероятных поставщиков, строгий входной контроль при передаче продукции. Только за последние несколько лет Научно-исследовательский институт по проблемам хранения Росгосрезерва провел комплексный анализ 23 предприятий только пищевой промышленности. Из этого количества продукция пяти предприятий оказалась не отвечающей требованиям, предъявляемым к товарам длительного хранения, и для закладки в госрезерв они допущены не были.
С целью обсудить перспективы будущего развития законодательства в сфере материального резерва государства, на одном из самых больших комбинатов Росгосрезерва в мае было проведено выездное заседание Комитета по обороне и безопасности при Совете Федераций под руководством Виктора Озерова.
Семь лет назад члены комитета уже посещали комбинат, когда на его базе была проведена научно-практическая конференция, основным вопросом которой было обсуждение вопросов нормативно-правового регулирования и обеспечения бесперебойного функционирования госрезерва. Итогом той работы стало принятие в декабре 2010 года нескольких поправок в Федеральный закон РФ «О государственном материальном резерве».
Для получения информации из первых уст о том, как внедряются принятые в конце прошлого года поправки в базовый закон, в мае 2011 года сенаторы намеренно приехали на один из самых больших комбинатов Росгосрезерва. Кроме того, согласно утверждению председателя Комитета по обороне и безопасности при Совете Федераций Виктора Озерова, рассматривалась реальная возможность использования материальных резервов государства для оказания регулирующего влияния на рынок в форме значительных товарных интервенций. Подобная возможность предусмотрена в Законе «О государственном материальном резерве», но необходимо принятие нормативно-правового акта на уровне правительства РФ, который определит его порядок.
Что ждет Росгосрезерв после майского посещения сенаторов? Вне всякого сомнения, можно утверждать, что юбилейный для столь важного ведомства год станет по-настоящему годом эффективного диалога на уровне законодательных органов власти, что обеспечит на многие годы еще более стабильную и главное качественную работу.
Мы часто вспоминаем о золотовалютных резервах нашей страны, иногда забывая о том, что в наиболее сложные времена, в период полномасштабной мобилизации государства, чрезвычайных ситуаций населению нужны не золото и бриллианты, а простые и самые необходимые лекарства, продукты питания, горючее, то есть все то, что поможет выжить. Именно Росгосрезерв и занимается их приобретением, хранением и доставкой. Именно так он принимает непосредственное участие в обеспечении и укреплении национальной безопасности Российской Федерации. Роль госрезерва в условиях современного экономического развития не только не уменьшилась, а, напротив, возросла многократно. Перед Росгосрезервом поставлены совершенно новые задачи оказания поддержки на уровне государства субъектам экономики в целях недопущения дестабилизации в случае возникновения огромной диспропорции на внутреннем товарно-материальном рынке и оказания регулирующего влияния на рынок.

Федеральное агентство по государственным резервам

  • Агентство
    • Руководство
    • Структура
    • Центральный аппарат
    • Территориальные органы
    • Подведомственные организации
    • Полномочия
    • Коллегия Росрезерва
    • Порядок оспаривания нормативных правовых актов, решений, действий Росрезерва
  • События
  • Документы
    • Законы и указы
    • Постановления, распоряжения Правительства РФ
    • Приказы, распоряжения Росрезерва
  • Деятельность
    • Планы и показатели деятельности
    • Доклад о реализации плана деятельности
    • Государственная программа
    • Государственные закупки
    • Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности
    • План развития конкуренции в системе государственного материального резерва
    • Качество финансового менеджмента
    • Антимонопольный комплаенс
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия Росрезерва по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Комиссии территориальных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Отчеты, обзоры, доклады
    • Обратная связь для сообщения о фактах коррупции
  • Государственная служба
    • О государственной гражданской службе Российской Федерации
    • Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
    • Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу
    • Сведения об открытых вакансиях
    • Ведомственные награды
    • Конкурсная комиссия Росрезерва
    • Порядок обжалования результатов конкурсов
  • Торги по реализации материальных ценностей
  • Консультативный совет глав госрезервов СНГ
    • О Консультативном совете
    • Новости
    • Нормативная правовая база
    • Состав Консультативного совета
    • Концепция сотрудничества органов государственной власти
    • Деятельность Консультативного совета
    • Законодательство стран СНГ о госрезервах
    • Обмен опытом
    • Базовая организация – НИИПХ Росрезерва
  • Виртуальный музей
    • Историческая справка
    • Страницы истории
    • Руководители Росрезерва 1931-2009 гг.
    • Росрезерв сегодня
    • Галерея славы
    • Фильмы о Росрезерве
  • Информационные системы
    • КОНКУРС
  • Открытое агентство
    • Общественная экспертиза проектов
    • План по реализации Концепции информационной открытости
    • Отчет о выполнении Плана по реализации Концепции информационной открытости
    • Публичная декларация целей и задач
    • Отчет о выполнении публичной декларации
    • Общественный совет
    • План нормативно-правовой работы
  • Открытые данные
    • Реестр подведомственных организаций Росрезерва
    • Реестр управлений центрального аппарата Росрезерва
    • Реестр территориальных органов Росрезерва
    • Реестр руководящего состава Росрезерва
    • Реестр общей контактной информации
    • Реестр вакантных должностей
    • Перечень групп материальных ценностей государственного материального резерва, реализация которых осуществляется путем проведения закрытых конкурсов
    • Перечень групп материальных ценностей государственного резерва, реализация которых осуществляется путем проведения закрытых аукционов
    • Перечень информационных систем Федерального агентства по государственным резервам
    • Реестр руководящего состава ФГКУ Главный информационно-вычислительный центр Федерального агентства по государственным резервам
    • Реестр руководящего состава ФГБОУ Торжокский политехнический колледж Федерального агентства по государственным резервам
    • Реестр руководящего состава ФГБУ Научно-исследовательского института проблем хранения Федерального агентства по государственным резервам
    • Реестр размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, 2017 г.
    • Реестр размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ФГКУ ГИВЦ Росрезерва, 2017 г.
    • Реестр размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ФГБУ НИИПХ Росрезерва, 2017 г.
    • Реестр размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ФГБОУ Колледж Росрезерва, 2017 г.
  • Пресс-центр
    • Публикации
    • Контакты для СМИ
    • Задачи пресс-службы
  • Общественная приемная
    • Порядок личного приема граждан
    • Порядок рассмотрения обращений граждан
    • Обязательные реквизиты письменного обращения
    • График личного приема
    • Электронная форма для обращения граждан
    • Опрос «Оценка работы Росрезерва с обращениями граждан»
    • Отчеты о работе с обращениями граждан
    • Часто задаваемые вопросы
    • Ограничение доступа к информации
  • СТОП КОРОНАВИРУС
    • Обращение руководителя Росрезерва
    • Важная информация

XV век

Создание на Руси материальных запасов целевого общегосударственного назначения

Во время правления Ивана III (1462-1505) были созданы общегосударственные материальные запасы, прежде всего оборонного назначения. Впервые в русской истории установлены перечень и нормы накопления запасов, а также порядок поддержания их качественной и количественной сохранности: «запасы создавать, дабы возможность была выдержать осаду в течение трех лет и ежегодно одну треть освежать». По велению Ивана III основаны постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Один из таких приказов, получивший название Житного, занимался заготовкой и хранением хлебных запасов. Чтобы смягчить губительные последствия частых неурожаев, во всех городах Великого княжества учреждены магазины для хранения запасов хлеба.

XVI-XVII вв.

Учреждение особых денежных и хлебных приказов по сбору продовольственных запасов для военных целей

Образование единого российского государства с центральным административным аппаратом и единым войском выдвинуло задачу создания централизованной системы снабжения войска и увеличения государственных запасов продовольствия и вооружения.

С конца XVI в. хранение и выдачу казенного хлеба армии осуществляли созданные во всех городах житные дворы — местные государственные учреждения в системе Житного приказа. Государственным хлебным запасам велся строгий учет, они были неприкосновенны и могли расходоваться только по распоряжению из столицы.

Правительственные акты этого времени содержат многочисленные указания о том, как сохранять запасы продовольствия. В «Наказной памяти о хранении хлебных запасов», посланной в 1629 году царем и великим князем всея Руси Михаилом Федоровичем Романовым оскольскому воеводе Даниле Яблочкову, говорится: «А к житницам и хлебным запасам береженье держать великое, чтобы житницы были укрыты, а в житницах наши хлебные запасы ничем не испортились, и потери б хлебным запасам однолично никакие не было».

1700-1725 гг.

Создание Провиантского приказа – центрального органа управления государственными продовольственными запасами, завершившее построение в России системы государственных резервов

Правление Петра I вошло в историю российского государства как эпоха масштабных преобразований. К этому времени относится и возникновение единой системы государственных запасов, охватывавшей не только продовольствие, но в дальнейшем и запасы для зарождавшейся промышленности.

18 февраля 1700 г. был учрежден Провиантский приказ, обязанностью которого стало создание государственных запасов продовольствия для армии. Это позволило ввести рекрутскую повинность и создать регулярную армию, которая находилась на полном государственном обеспечении.

К концу правления Петра I был разработан и сформулирован принципиально новый подход к решению проблемы обеспечения населения продовольствием — направлять усилия властей не на борьбу с последствиями кризиса, а на предупреждение проявлений «народной нужды». В 1723 году Петр I предписал создать специальное подразделение Камер-коллегии, которое должно было контролировать продовольственную ситуацию в стране. Однако идея создания государственных запасов для населения не была полностью реализована ни при Петре I, ни при его преемниках, хотя к ней неоднократно возвращались и в XVIII, и в XIX вв.

1797-1839 гг.

Издание свода правительственных постановлений и законов, регламентирующих создание постоянных запасов для снабжения армии и гражданского населения

Первым законодательным актом Павла I, касавшимся управления государственными запасами, стало «Учреждение об императорской фамилии» 1797 года, предусматривавшее создание запасных магазинов в поселениях удельных крестьян «для предотвращения могущаго случиться от недорода хлеба недостатка». В 1799 году Павел I повелел создавать хлебные запасные магазины также в казенных и владельческих селениях.

В начале царствования Александра I была проведена реформа системы центральных государственных органов. В состав основанного в 1802 году Министерства военно-сухопутных сил вошли все учреждения, отвечавшие за снабжение и создание запасов для армии: Провиантская, Комиссариатская, Артиллерийская и Инженерная экспедиции.

В рамках Министерства внутренних дел в 1802 году начала работать Первая экспедиция, в функции которой входило обеспечение податного населения хлебом в неурожайные годы. Заведование продовольственной частью в каждой губернии возлагалось на Комиссии народного продовольствия. С 1822 года губерниям предоставляется право самим выбирать средство борьбы с неурожаем – создавать денежный капитал или запасы в зерне. В результате в 12 губерниях были учреждены денежные капиталы, а в 40 – запасные магазины с хлебом. Однако принятые меры не спасли население от голода в 1833 году.

В 1834 году при Николае Iбыло издано «Положение о запасах для пособия в продовольствии», в котором вновь было предписано ввести во всех губерниях запасные хлебные магазины и одновременно создать продовольственные денежные капиталы.

В 1838-1839 гг. Николаем I издается «Свод военных постановлений», которым на Провиантский департамент возлагается снабжение армии продовольствием, создание запасов продовольствия, постройка запасных магазинов, а также сбор сведений об урожае и ценах на хлеб.

1864-1917 гг.

Государственные запасы во второй половине XIX века и накануне революции 1917 года

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. положило начало военной реформе 1860-х годов. В 1864 году создано Главное интендантское управление военного министерства, ведающее снабжением армии, в том числе продовольственными запасами. Запасы подразделялись на три группы: хозяйственные (запасы для текущего снабжения армии), крепостные (для обеспечения питанием гарнизонов на случай войны) и неприкосновенные (для обеспечения снабжения войск на начальном этапе войны).

В 1870 году на фабрике петербургского предпринимателя Азибера изготовлены первые образцы жестяночных мясных консервов, выдерживающих длительное хранение. В 1875 году Главным интендантским управлением принято решение заложить консервы на хранение для обеспечения нужд армии.

После войны России с Турцией 1877-1878 гг. были сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража в количестве, достаточном на период мобилизации и сосредоточения войск на начальном этапе войны. Однако такие запасы удалось создать только в районах вдоль западных границ, особенно тяжелой оставалась ситуация с запасами на Дальнем востоке.

Война с Японией 1903-1905 гг. показала, что российская армия потерпела поражение не только из-за необеспеченности военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продуктами питания. Очевидной стала необходимость создания значительных запасов продовольствия во всех пограничных районах.

С начала войны 1914 года продовольственные затруднения нарастали с каждым днем, над армией и населением нависла угроза голода. В 1915 году командующие военными округами получили право запрещать вывоз из подведомственных губерний продовольствия, необходимого для армии, устанавливать по своему усмотрению цены на продукты и реквизировать их при отказе продавать добровольно. Пытаясь решить проблему, правительство в централизованном порядке в 1914-1917 гг. заготовило 1340 млн пудов хлеба. Однако снабжение гражданского населения продовольствием оставалось недостаточным, и правительство вынуждено было передавать населению продовольствие из армейских запасов.

29 ноября 1916 г. министр земледелия подписал постановление о проведении принудительной продразверстки, реализовать которое так и не удалось. Накануне февральской революции 1917 года в распоряжении правительства запасов продовольствия не было.

1927 год

Образование государственного хлебного фонда

В 1925-1926 гг. в советском государстве начинается работа по восстановлению продовольственных запасов, утраченных в годы революций и гражданской войны. В 1926 году было положено начало созданию резервного государственного фонда хлеба, на первых порах в размере 50 млн. пудов. В 1927 г. запас хлеба достиг 1,6 млн. тонн. Тогда же в Наркомате внешней и внутренней торговли был сформирован мобилизационный фонд пшеницы, овса, крупы.

В 1927-1928 гг. в соответствии с новой хозяйственно-политической установкой определилась задача ближайших лет: образование бюджетного, валютного, хлебного, товарного, сырьевого и топливного резервов, необходимых как для хозяйственного маневрирования, так и для обеспечения обороноспособности страны.

1931 год

Учреждение Комитета резервов при Совете Труда и Обороны

Постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 г. создан специализированный орган, объединивший в себе основные функции управления государственными резервами, – Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов). В ведение Комитета резервов были переданы все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды, ранее находившиеся под управлением Народного комиссариата по снабжению. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах был возложен учет запасов и контроль за их расходованием строго в пределах утвержденного правительством плана.

В 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства из 11 наименований, по импортным товарам — из 68.

Запасы государственного резерва были использованы для борьбы с голодом 1932-1933 гг.

1937 год

Образование территориальных органов управления государственными резервами — территориальных управлений и инспекций

В 1937 году Комитет резервов при Совете Труда и Обороны был преобразован, при сохранении всех его функций, в Управление государственных резервов при Совете Народных Комиссаров СССР.

С ноября 1937 г. отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов. Было организовано 16 отделов и 19 инспекций на всей территории страны.

1938 год

Создание научной и учебной базы системы госрезервов

В 1938 году в Торжке открылся политехникум – учебный центр по подготовке специалистов для работы в системе государственных резервов.

В 1939 году в составе Управления государственных резервов начала работать Центральная научно-исследовательская лаборатория, на базе которой был создан Научно-исследовательский институт проблем хранения. Таким образом, система госрезервов получила научный центр для разработки технологий длительного хранения товаров и материалов.

1939-1940 гг.

Госрезерв накануне Великой Отечественной войны

В 1939 году в систему госрезервов СССР входит уже 16 территориальных управлений с общей численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления – от 2 до 10 баз и тысячи пунктов ответственного хранения. В этот период в системе государственных резервов начинается строительство первых специализированных нефтебаз.

Общая стоимость государственных материальных резервов за предвоенный год увеличилась в 1,9 раза, значительно была расширена номенклатура закладываемых на хранение товаров. На 1 января1941 г. в госрезерве имелось 5876 млн тонн хлеба; 42,9 тыс. тонн мяса; 108,5 тыс. условных банок мясных консервов; 310 тыс. тонн сахара; 3,0 тыс. тонн натурального каучука; 1583,7 тыс. тонн нефтепродуктов; 501,2 тыс. тонн нефтяного сырья; около 30 наименований металлов, 20 наименований кабельной продукции и другие материалы стратегического назначения. Мобилизационные запасы промышленности увеличились почти на 60%, но и этого было недостаточно. Правительство намечало направить в резерв сырья, материалов и товаров на сумму, составляющую 6,3% от общего национального дохода страны. Эти задания не были выполнены из-за нападения фашистской Германии на СССР.

1941-1945 гг.

Госрезерв в период Великой Отечественной войны

С 22 июня 1941 г. в центральном аппарате Управления материальных резервов, во всех территориальных управлениях и базах системы госрезервов был установлен круглосуточный режим работы. Перед системой были поставлены задачи предоставления резервов для обеспечения мобилизационного развертывания Красной Армии и Флота, разбронирования мобилизационных резервов на предприятиях для перехода на выпуск оборонной продукции, эвакуации запасов из угрожаемых территорий в восточные районы страны.

В связи с передислокацией государственных резервов в восточный районы страны строились новые базы в районах Волги, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. В мае 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве нефтебаз для госрезерва, по которому за годы войны ввели в эксплуатацию первые очереди шести нефтебаз.

За годы войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и экономики около 20 млн тонн хлеба, около 3 млн тонн продовольственных товаров, около 2 млн тонн металлов, угля – 16 млн тонн, нефтепродуктов – 9 млн тонн, лесоматериалов – 6 млн кубометров. Значительная часть продуктов и материалов, поставляемых союзными державами по ленд-лизу, также проходила через базы госрезерва, откуда распределялась в армию и оборонную промышленность.

К маю 1945 года число территориальных управлений доведено до 40, территориальных инспекций — до 11. Общая численность работников территориальных управлений составила 2246 человек.

Объемы государственных резервов за годы войны не только не уменьшились, но и в результате огромного напряжения сил и жесткой экономии ресурсов возросли по некоторым видам почти в два раза.

1946-1948 гг.

Послевоенное восстановление

Планом послевоенного восстановления народного хозяйства предусматривалось существенное наращивание государственных резервов. Не было ни одной отрасли народного хозяйства, которой не выделялись бы ресурсы из госрезерва. Одновременно велись работы по восстановлению разрушенных и строительству новых баз. За короткий срок были построены уникальные элеваторно-складские, крупные продовольственные базы и первые холодильники.

На систему была возложена важнейшая задача — обеспечить отмену карточной системы снабжения. В конце 1947 года в центральном аппарате сформировали несколько бригад, которые выехали в регионы для обеспечения одновременного на всей территории страны выпуска в торговлю накопленных запасов.

1 января 1948 г. правительство отменило карточную систему. Только с этого дня система госрезерва перешла с режима военного времени к мирной работе.

1960-1991 гг.

Госрезерв мирного времени

1960-е годы стали временем бурного развития и глубоких преобразований в системе государственных резервов. Значительно увеличилась номенклатура закладываемых в госрезерв материалов, особенно металлов и их соединений, появилось много товаров органической химии, топливных материалов.

С 1965 года установлено постоянное международное сотрудничество с органами стран-членов СЭВ, ведающими вопросами хранения государственных материальных резервов.

К 1970 году общий объем емкостей для хранения продовольственных товаров по сравнению с уровнем 1959 года вырос на 144%, в частности холодильные емкости – на 262%, резервуарные – на 380%, отапливаемые хранилища – на 698%.

В 1972 году в системе государственных резервов создан информационный вычислительный центр.

Сотрудники госрезерва принимали участие в ликвидации последствий землетрясений в Ташкенте (1967 год), Спитаке (1988 год). В 1986 году тысячи тонн свинца для сооружения саркофага над энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции в кратчайшие сроки были отгружены со специальных хранилищ госрезерва. С конца 1990 года в системе государственного резерва началась работа по созданию особого фонда товаров и материалов, предназначенного для принятия первоочередных мер при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи.

1991-1994 гг.

Разделение системы госрезервов СССР и создание государственного резерва России

В связи с провозглашением союзными республиками СССР своего суверенитета и независимости Комитет по государственным резервам при Кабинете Министров СССР 23 ноября 1991 г. издал приказ о создании ликвидационной комиссии. Ей поручалось осуществить передачу объектов системы госрезервов и материальных ценностей, размещенных на территориях бывших союзных республик, в ведение правительств суверенных государств. К 15 декабря 1991 года передача основных фондов и резервов была завершена.

Указом Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. образован Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР.

В 1990-е годы система государственных резервов внесла существенный вклад в сохранение социально-политической стабильности: до 50 процентов ежемесячного потребления продуктов в некоторых регионах обеспечивалось государственным резервом. В результате за годы перестройки государственные резервы в части запасов продовольственных товаров уменьшились по мясным продуктам — в 2,5-3 раза, по маслу растительному — более чем в 3 раза, по сахару — в 4,5 раза.

В 1990-х годах по распоряжениям правительства осуществлялся выпуск из государственного и мобилизационного резервов цветных металлов, топлива, редкоземельных элементов, на вырученные от продажи средства закупались продовольственные товары.

29 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», который установил общие принципы формирования, хранения и использования запасов государственного материального резерва.

2003 год — наши дни

Стратегический резерв государства

В 2003 году было установлено финансирование расходов на содержание системы государственного резерва за счет средств федерального бюджета. Ранее в период с 1992по 2002 год финансирование государственного резерва в федеральном бюджете не предусматривалось. Запасы при неизбежных затратах на их освежение и поддержание основных фондов сокращались, но государственный резерв удалось в основном сохранить.

В марте 2004 года Указом Президента Российской Федерации Российское агентство по государственным резервам преобразовано в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и передано в ведение Министерства экономического развития и торговли, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного материального резерва.

В конце 2004 года на волне интеграционных процессов на пространстве СНГ по инициативе Росрезерва создан Консультативный совет руководителей органов управления государственной (исполнительной) власти, осуществляющих управление государственными материальными резервами в государствах – участниках СНГ.

Система госрезерва обеспечивает снабжение необходимыми товарами и материалами неотложных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории Российской Федерации. За счет ресурсов государственного материального резерва за последние 10 лет проведено 82 акции по оказанию гуманитарной помощи 40 государствам.

28 декабря 2010 г. приняты поправки в Федеральный закон «О государственном материальном резерве», значительно расширяющие полномочия Росрезерва. Изменения направлены на совершенствование норм, регулирующих работу системы государственного материального резерва, и приведение их в соответствие с новыми экономическими условиями и нормами современного законодательства.

23 ноября 2016 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Указ №620 о передаче руководства деятельностью Федерального агентства по государственным резервам Правительству Российской Федерации. Этим же указом Росрезерву переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, которые ранее были закреплены за Министерством экономического развития Российской Федерации.

Интересные факты

Знаете ли Вы

Состояние наших «закромов родины» – предмет особой секретности, информации о стратегических хранилищах просачивается совсем немного. Скажем, то, что говяжья тушёнка хранится там 2 года (!), а запас алюминия – 15 лет, никакой тайны не составляет, но вот расположение хранилищ, точный перечень продуктов и прочих ресурсов жизнеобеспечения – уже государственная тайна.

Зачем в «закромах родины» хранится продовольствие на сумму 5,2 миллиарда рублей

23 ноября 2009 г.

Руслан Горевой

Не так давно появилась информация о том, что часть «закромов» будет переоборудована, а количество хранимого в них продовольствия значительно уменьшено за счёт отказа от некоторых продуктов. Кроме того, ходят слухи о том, что все наши стратегические запасы продуктов будут сконцентрированы на Таймыре – там, деcкать, самые подходящие условия для длительного хранения. Так это или нет, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Фото: ИТАР-ТАСС

Необходимо сразу внести ясность: часть нашего стратегического резерва находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам, или Росрезерва, другая часть, значительно меньшего масштаба – в ведении Министерства обороны. Переоборудование складов имеет место именно в оборонном ведомстве, и причиной тому ветшание хранилищ, многие из которых используются уже 70 лет и более.

Возможно, именно поэтому военные решили реализовать часть продовольствия со складов. В некоторых российских городах – в Волгограде, Ростове-на-Дону, Ставрополе – появилась в продаже нехарактерная для розничной торговли тушёнка, очевидный факт. На банках указан срок хранения – 4 года! Ни одна «гражданская» тушёнка столько не хранится. Не исключено, конечно, что массовая реализация консервированной говядины связана вовсе не со складскими перемещениями, а с оборотливостью тех или иных военачальников на местах. Впрочем, есть и другое объяснение. В настоящее время на 150 базах Росрезерва хранится около 1,5 тыс. наименований продуктов стратегического запаса на общую сумму 5,2 млрд. рублей. Это на порядок меньше ежегодного оборота крупной российской торговой сети.

Подвергся в очередной раз корректировке и список хранимых в «закромах родины» продуктов. Излишняя секретность в данном случае лишь вредит и способствует распространению слухов. В 90-е, когда по стране разлетелись истории о том, что наш стратегический запас похудел чуть ли не наполовину, представители Росрезерва объяснили всё начистоту: мол, пришлось отказаться от хранения консервированной каши – гречневой, рисовой и перловой с мясом, а также от сухих овощей и табачных изделий. Именно по этой причине – в связи с массовым вывозом со складов этих предметов хранения – и появились слухи. Ведь те же банки с кашей составляли чуть ли не 20% всех продуктов. У людей вполне могло создаться впечатление, что содержимое складов распродаётся на корню.

На продовольственные товары и сегодня приходится не менее половины годового финансового оборота Росрезерва. В основном закупаются зерно, молочные продукты, растительные масла, консервы. Все эти продукты обновляются не реже, чем раз в два года. Раз в несколько лет Росрезерв формирует так называемую товарную номенклатуру: какие-то продукты или предметы первой необходимости из запаса исключаются, какие-то, наоборот, вносятся. Все изменения и дополнения носят секретный характер, известны лишь некоторые позиции, от хранения которых решено было отказаться раз и навсегда: скажем, кирзовые сапоги, некоторые виды спецодежды и, как ни странно, природный газ в баллонах. А раньше хранили и его. Отказались и от хранения сена. А вот в Монголии и Китае оно до сих пор присутствует в стратегических запасах.

Возможно, проредить запасы продовольствия было решено и потому, что на действующих складах места становится всё меньше, а в последнее время площади Росрезерва всё чаще использует МЧС России. На хранении они держат подъёмные краны, автомобили, опреснители, мобильные электростанции, а также такие специфические вещи, как комплекты наплавных мостов для обеспечения надёжных переправ через все крупные реки страны. Ясно, что для всего этого требуется немало складских мощностей.

Пять лет назад Росрезерв совместно с учёными Российской сельскохозяйственной академии предприняли совместную экспедицию на Таймыр: в своё время там обнаружили склад продуктов, заложенных ещё в 1900 году полярным исследователем Эдуардом Толлем. Группа исследователей, открывшая «закладку» Толля, заложила в хранилище и некоторые продукты, произведённые в начале 70-х, – так, хохмы ради. По прошествии 30 лет участники экспедиции откопали и продукты Толля, и то, что оставили наши путешественники 30 лет назад. Проведённые исследования показали: продукты в вечной мерзлоте долгое время не теряют своих потребительских свойств. Заложенные и 100, и 30 лет назад крупы, шоколад и консервированные продукты оказались не только вполне съедобны, но и абсолютно безопасны для здоровья человека.

Тогда же появилась идея перебазировать значительную часть нашего стратегического резерва продовольствия на Север. Принимался во внимание и тот факт, что доставать продукты из северного холодильника будет не так-то просто. Одно из важнейших требований к государственным резервам – их готовность к немедленному использованию в любое время года независимо от погодных условий. Для поставки грузов в отдалённые районы нужны транспорт и транспортные пути: железные дороги, судоходные моря и реки, вагоны и суда, в том числе ледового класса. Обеспечить оперативную переброску вертолётами и самолётами, а в зимнее ненастье оленьими и собачьими упряжками десятков тысяч тонн грузов оказалось делом почти нереальным.

Кроме того, до сих пор не завершены тщательные, а потому и весьма продолжительные исследования того, насколько безопасны для человека продукты питания, длительное время пролежавшие в земле при низких температурах. В общем, пока учёные склоняются к мысли, что Таймыр не слишком пригоден для устройства складов продовольствия. Но хуже всего то, что там нет подъездных путей. У Воркуты шансов стать базовым хранилищем больше. Если эксперимент закончится успешно – а мы об этом узнаем примерно через полгода, – возможно, в тундру переведут часть государственного стратегического запаса.

Что же касается условий, в которых хранится госзапас, то они вполне сносные. Но всё же время от времени производить переоборудование необходимо. Базы хранения Росрезерва, на профессиональном языке именуемые комбинатами, создавались в период «холодной войны», в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века. Вначале ремонтировать их не было необходимости, а затем наступили 90-е – было не до этого. Сейчас ремонт не помешал бы, но есть сложности: все эти хранилища задумывались как неуязвимые объекты и рассчитывались таким образом, чтобы выдержать ядерные удары, землетрясения и наводнения. На случай прорыва водных слоёв каждое подземное хранилище оборудовалось мощными насосами, которые за считанные минуты должны будут откачать воду в ливневую канализацию, специально для этих целей вырытую за территорией комбината.

Многие склады, на которых хранится продовольствие, спрятаны глубоко под землёй – в шахтах, горных и соляных выработках. Это вполне отвечает как требованиям конспирации, так и условиям хранения: стабильный микроклимат не требует дополнительных вложений для поддержания необходимого уровня влажности и температуры.

Одним из главных условий размещения секретных хранилищ было наличие разветвлённой железнодорожной сети, позволяющей в максимально короткие сроки осуществить приём или отгрузку всего необходимого. В общем, отремонтировать такие помещения – это не просто побелить-покрасить. Нужны не только значительные вложения, нужны также дополнительные складские мощности, где можно было бы временно разместить продукты и предметы первой необходимости.

Что приготовила Россия на случай мировой войны.Сокрушительный резерв

29 ноября 2015 г.

Война миров

Система Государственных резервов — это неприкосновенный запас из 10 000 наименований предметов и продуктов, который в случае войны должен обеспечить население страны самым необходимым в течение 90 суток. В хранилищах, расположенных на глубине 125 метров под землей, есть все, от иголок до разобранных железнодорожных мостов через все крупные реки. Информация о расположении объектов Госрезерва является секретной, и ее разглашение карается по закону.
Впервые приоткрывая завесу тайны над Системой Государственных резервов, мы расскажем о том, как в годы Великой Отечественной войны, благодаря ее существованию были спасены жизни миллионов советских людей.
Значение существования Госрезервов трудно переоценить. Полной информацией о них в нашей стране обладают только два человека: Верховный Главнокомандующий — Президент России и руководитель Росрезерва.

Госрезерв – ресурс национальной безопасности

– В СООТВЕТСТВИИ с нашим законодательством «государст­венный материальный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей». Запасы делятся на две основные части.

Первая – государственный резерв – резерв гражданского назначения. Это стратегические материалы и товары для стабильной работы экономики страны, материалы и товары для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания помощи пострадавшему населению, в том числе гражданам иностранных государств. Свежий пример: совсем недавно мы оказали гуманитарную помощь сербскому меньшинству Косово на сумму около полутора миллионов долларов. Хранимые в госрезерве запасы муки, сливочного и растительного масла, мяса, зерна, сахара, а также нефтепродукты, металлы, мощная строительная техника, передвижные электростанции, медицинская аппаратура, многие другие материальные ценности размещены в полутора сот­нях комбинатов (баз хранения). Госрезервом управляют с помощью Единой автоматизированной системы.

Вторая – мобилизационный резерв для обеспечения оборонных нужд страны. Хранится моб­резерв в организациях – исполнителях мобилизационных заданий, а не на наших базах.

Функции Росрезерва охватывают все стадии технологического цикла, который проходят товары на наших комбинатах. От закладки в хранилище, конт­роля и поддержания необходимого качества в процессе длительного хранения до отпуска потребителю. По-иному обстоят дела в отношении мобрезерва. Из-за того что число организаций, где он хранится, составляет в настоящее время несколько тысяч, контроль сохранности мобзапасов проводится лишь периодически. Но этот контроль весьма жесткий и осуществляется по инициативе Росрезерва совместно со Счетной палатой, Генпрокуратурой, ФСБ и МВД России, другими органами власти. К сожалению, до сих пор имеют место случаи самовольного расходования запасов и даже хищений. По этим фактам ежегодно возбуждаются административные и уголовные дела. Но важно отметить, что в результате совместной работы количество и объемы самовольных расходований и хищений с 2001 года сократились в разы.

Граждане имеют право знать
– В СОВЕТСКИЕ времена информация о госрезервах была темой закрытой. Почему сейчас об этом стали информировать общество?

– Граждане России как налогоплательщики имеют право знать, на что идут заработанные ими деньги. Таковы требования президента – уважать свой народ. Кроме того, информированность населения о наличии и возможностях госрезерва не оставляет места стихийным или инспирированным массовым страхам в напряженные моменты. То есть способствует социально-политической и экономической стабильности в обществе.

Открытость имеет свои границы. Вспомним, с началом Великой Отечественной войны объекты госрезерва были первоочередными целями немецкой авиации. Местоположение наших комбинатов не подлежит оглашению. Остаются тайной нормы, фактические объемы и номенклатура наших резервов. Давайте помнить: государственный резерв – материальный ресурс национальной безопасности.

– Известно, что цены на продукты питания растут по всему миру. Более того, есть прогнозы, что мировое сообщество в обозримом будущем столкнется с настоящим продовольственным дефицитом. Грозит ли это России?

– Нет. Вот простой пример: в переломные 90-е годы система государственного резерва стала настоящим экономическим щитом страны и позволила не допустить социального взрыва и распада России. Так, дотационные регионы покрывали за счет госрезерва свыше 50% своих потребностей в продовольствии. Общий объем израсходованных в этот период запасов сравним с годами Великой Отечественной войны. А тогда фронту и тылу было выдано около 20 млн. т хлеба, миллионы тонн других продуктов и материальных ценностей. Сегодня усилиями руководства страны состояние госрезерва таково, что он способен обеспечить каждого жителя страны всем необходимым в течение трех месяцев.

С посредниками дела не имеем
– ЗНАКОМЫ ли вы с госрезервами других стран? Поддерживаете отношения с коллегами?

– Госрезервы есть практически во всех государствах. Но их структура, номенклатура и объемы заметно различаются. Сотрудничество с коллегами есть, в первую очередь научно-техническое и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказании гуманитарной помощи. Активно действует созданный по инициативе Росрезерва отраслевой орган СНГ – Консультативный совет руководителей органов госрезервов.

Из последних примеров – в 2007 г. Росрезерв провел Международную научно-практическую конференцию, в которой участвовали делегации из 26 стран СНГ, Европейского союза и США. Достигнута договоренность сделать подобные встречи регулярными.

В конце 2007 г. проведены переговоры с руковод­ст­вом госрезерва КНР. Договорились о сот­рудничестве. Интенсивно работаем и с коллегами из Монголии. С сентября в нашем Торжокском политехническом колледже начнется обучение будущих специалистов госрезерва этой страны.

– Материальные ценности хранятся и в других отраслях. Чем же отличается государственный резерв?

– Он имеет свою специфику. Главное – длительность хранения и при этом обеспечение качества материальных ценностей с тем, чтобы они в любой момент могли быть использованы по назначению либо реализованы на рынке. Сроки хранения запасов в других отраслях во много раз меньше. При выпуске продукции наши товары должны быть абсолютно годными для использования и в конце сроков хранения (подчеркиваю: «хранения», не «годности»!) – конкурентоспособными на рынке. Это обстоятельст­во определяет особые требования к качеству закладываемых на хранение товаров. Росрезерв осуществляет предконтрактный контроль их качества, начиная с тщательного обследования производственной базы поставщика. С посредниками Росрезерв дела не имеет, а работает только напрямую с производителями.
Кадровый ресурс
– ВСЕ это требует специалистов особой квалификации.

– Специальностей в системе госрезерва много, но ни по одной из них высшими учебными заведениями кадры целевым образом для нас не готовятся. Специалистов среднего звена для себя мы готовим самостоятельно – в уникальном Торжокском политехническом колледже. В отношении работников с высшим образованием на данном этапе выходом является их переподготовка по программам, учитывающим специфику госрезерва. Это тем более важно, что, как отметил избранный Президент России Д. Медведев, сегодня необходимо непрерывное обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и владению современными методами решения профессиональных задач. Научно-методическое обеспечение этой работы поручено нашему Научно-исследовательскому институту проблем хранения. Решением Совета глав правительств СНГ он стал базовой организацией Содружества по научно-техническому развитию систем госрезервов.

Госрезерв предназначен для использования в кризисных и чрезвычайных обстоятельствах. Это существенно повышает требования к кадрам. Но значительная часть наиболее профессионально подготовленных специалистов и управленцев в условиях рынка занята не в государст­венном секторе, а в частном. Известен опыт США. Там создан так называемый Национальный резерв руководящих кадров. Руководителю федерального органа исполнительной власти для выполнения чрезвычайных программ президентом США делегировано право осуществлять мобилизацию гражданского персонала из резерва руководящих кадров. Мы предлагаем предусмотреть в законодательной базе мобилизационной подготовки экономики России возможность и механизм доукомплектования соответствующих органов управления и организаций специалистами, занятыми в мирное время в других отраслях и секторах экономики.

– Руководством страны выбран инновационный путь развития. Как это решение отражается на Росрезерве – структуре в целом консервативной?

– А мы и не ждали этого решения. Слишком в трудном положении оказался госрезерв России к началу ХХI века. Износ основных фондов достиг по некоторым позициям 70%. Выход был один – внедрение инновационных технологий в отрасли.

Возьмем для примера резервуарный парк для хранения миллионов тонн нефтепродуктов. В 2003 г. правительство одобрило наши предложения по его модернизации в ограниченные сроки и с минимальными бюджетными затратами. Одной из уникальных инновационных технологий является создание и эксплуатация хранилищ для высококачественных моторных топлив на глубине до полутора километров. В Росрезерве разработана и внедрена технология, которая обеспечивает достижение поставленной цели. По сравнению с традиционными технологиями капитальные затраты на строительство резервуаров сокращаются в 2 раза, сроки строительства – в 2–3 раза, эксплуатационные расходы – вдвое. Увеличиваются в 3–4 раза сроки хранения нефтепродуктов без потери их качества. На три порядка, то есть в тысячи раз (!), снижается риск возникновения аварийных ситуаций, и практически полностью исключаются потери хранимых нефтепродуктов.

– А как решаете проблему закрепления кадров?

– Работать у нас интересно – наши организации оснащаются самой современной техникой и научной аппаратурой, работникам обеспечиваются хорошие бытовые условия. Есть постоянно действующий оздоровительный лагерь в Подмосковье. В нем отдыхают дети сотрудников со всей России. Возобновлено строительство своего жилья. Так, в Нижнем Новгороде недавно заселен жилой дом на 90 квартир. Люди ценят принадлежность к системе и потому, что в нашем Торжокском колледже учатся молодые сотрудники и дети сотрудников Росрезерва. Особенно из глубинки, где они вряд ли имели возможность получить достойное и востребованное образование.

Доходы наших сотрудников в ближайшее время вряд ли достигнут уровня бизнес-сообщества. Но чувство причастности к важнейшему государственному делу, осознание его важности играют для многих не меньшую роль, чем уровень денежного вознаграждения. Поэтому значительные усилия направляются на заботу о сотрудниках и ветеранах. На создание действительно достойных условий труда и просто жизни наших работников и членов их семей.