Гибрид самолета с вертолетом

Игры Вертолеты

Игры вертолеты делятся на два основных блока. Путь к вертолету и полеты на нем. Конечно, есть и другие сюжеты, но их численность столь мала, что их достаточно просто перечислить. Это всякие леталки-приключения, несложные квесты, рисовалки, раскрашивание, пазлы и еще конструирование. Таких игр немного, но они есть.

Однако ж самая любовь геймеров – игры про вертолеты, полные реального драйва и опасностей. Только представьте: вам нужно добраться до упавшего вертолета, но выполнение данной миссии сопряжено с огромными сложностями. Преодоление препятствий, борьба за выживание и постоянное движение вперед – вот задачи пользователя при прохождении данных flash-игр.

Но не все сюжеты столь мрачны. Второй игровой лидер этой категории – вертолеты-симуляторы. Здесь геймера ждет все очарование полета, тренировки с посадкой и взлетом, перемещение в ограниченном пространстве и прочие реалии настоящего вертолетного вождения. На экране игры весь антураж кабины пилота, поэтому нужно осваиваться и быстрее лететь к цели. На войну, на базу, на пожар или просто ради доставки груза.

Реальные приключения, нескучные сюжеты, динамичные события – все это вертолетные игры на портале ИгроУтка, которые ждут своих пилотов для выполнения поставленных миссий.

На авиасалоне МАКС в Жуковском главнокомандующий Воздушно-Космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что в России полным ходом идут работы по созданию самых разнообразных винтокрылых машин в интересах Министерства обороны. Это и традиционные транспортные, ударные, специализированные, а также беспилотные вертолеты, работающие «стаей». Что, впрочем, особой новостью не стало. Настоящая сенсация в других словах Бондарева: впервые объявлено, что наша страна намерена вскоре обзавестись принципиально новыми машинами — конвертопланами.

Причем, конвертопланами занимаются сразу две компании. В Жуковском на МАКСе представлен экспериментальный конвертоплан холдинга «Вертолеты России», который впоследствии предполагается довести до кондиций конкретной боевой машины со взлетной массой до двух тонн. Ну, а группа компаний «Кронштадт» намеревается создать семейство тяжелых беспилотных конвертопланов.

Задача весьма сложная, поскольку конвертоплан — крайне капризная в управлении машина, требующая для создания не только значительных финансовых затрат, но и длительной разработки. Вероятно, именно по этой причине в мире на сегодняшний день летают серийные конвертопланы лишь одной серии — Bell V-22 Osprey. Машины приняты на вооружения Корпуса морской пехоты и ВМС США в 2005 году. Их американцы создавали более трех десятков лет. Во время испытаний у них погибли 30 человек.

При этом за океаном стоит каждая такая «птичка», как современный истребитель — 115 млн. долларов. И это при том, что V-22 выпускают в транспортной, поисково-спасательной и противолодочной модификациях. То есть — их конвертопланы «не обременены» дорогостоящей аппаратурой управления огнем, обороняться могут лишь, отстреливая тепловые ловушки, на них нет комплекса РЭБ.

Конвертоплан MV-22 Osprey представлен на выставке «Air Tattoo» (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Итак, что же это за машина? Конвертоплан совмещает в себе качества вертолета (при взлете и посадке) и самолета с тянущими винтами (при горизонтальном полете). Его несомненное достоинство — возможность работать без взлетно-посадочных полос и при этом превосходить вертолеты по дальности полета и полезной нагрузке.

До недавнего времени считалось, что у конвертоплана серьезные скоростные преимущества перед вертолетом. Однако сейчас вертолетостроители уже штурмуют планку в 500 км/ч, что не сильно уступает идущим им на смену «самолетам с пропеллерами».

Самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), которые обладают и «вертолетным» взлетом, и «самолетным» горизонтальным полетом, крайне сложны в разработке. Поскольку при переходе с вертикального режима подъема на горизонтальный полет самолет становится неустойчивым. Что чревато авариями. Но у конвертоплана такая неустойчивость значительно выше. Потому что у самолета СВВП разные двигатели обеспечивают подъем и полет. У конвертоплана же одни и те же двигатели тянут машину сначала вверх, а затем толкают ее вперед. Переход на горизонтальный полет осуществляется в результате поворота оси винта на 90 градусов.

Надо заметить, что идея создания конвертопланов в мире витает давно. Начиная с 30-х годов, конструкторы в России, Европе и Америке с большим энтузиазмом ухватились за идею создания «вертолето-самолета». Но дальше строительства неработоспособных макетов дело долго не продвигалось. При этом проектировщики изобретали самые разнообразные схемы перевода летательного аппарата из вертикального в горизонтальный полет. Наиболее реалистичными из них были две — вертикальная схема и горизонтальная.

Первая представляет собой обычный самолет, установленный на хвост. Находящийся вверху самолета винт создает подъемную силу при взлете. Поднявшись на достаточную высоту, летательный аппарат переводится в горизонтальное положение и выполняет обычный полет в «самолетном» режиме. Такая схема имеет свои достоинства. Например, крылья конвертоплана при взлете не создают помехи воздушному потоку.

Но недостатки таких машин куда более существенны. Главный из них в том, что пилоту в двух режимах необходимо занимать внутри кабины два разных положения, поворачивая кресло на 90 градусов. Соответственно, должны смещаться на тот же угол и органы управления. Помимо этого при взлете пилот имеет небольшой обзор, если, конечно, не находится внутри стеклянного шара.

В 1954 году компания Convair начала испытания изготовленного по заказу ВМС США конвертоплана такого типа, получившего название XYF-1 Pogo. Его летные качества были прекрасными. Турбовинтовой двигатель мощностью 5850 л. с. позволял развивать максимальную скорость в 980 км/ч, а скорость подъема составляла 3200 м/мин. Но через два года проект был закрыт из-за того, что заказчики пришли к выводу: обычный летчик управлять этой машиной не в состоянии. Поскольку опытные испытатели единодушно заявляли, что при взлете и посадке конвертоплан превращается в «чертову ступу», совершающую последовательность безумных и непредсказуемых скачков.

Работоспособной, хоть также очень сложной в реализации, оказалась горизонтальная схема. Она представляет собой машину, у которой на 90 градусов поворачиваются винты. При взлете конвертоплан работает как обычный вертолет, а после набора необходимой высоты пилот поворачивает винты, которые становятся не подъемными, а тянущими.

При этом существует несколько вариантов перевода винтов в горизонтальный режим полета. Поворачиваются гондолы, в которых установлены двигатели с винтами. Или полностью крылья. Или же оконечности крыльев, на которых расположены двигатели с винтами.

Сегодня обидно сознавать, что первым в мире конвертопланом, запущенным в серийное производство, могла бы стать не американская, а советская машина. КБ Миля машину Ми-30 начало создавать в 1972 году. Грузоподъемность этого летающего «чудо-юдо» по проекту составляла до 5 тонн. Ми-30 должен был перевозить до 32 десантников на расстояние в 800 км, максимальная скорость равнялась 600 км/ч. Изготовление опытных образцов и их испытания было запланировано на период с 1986 по 1995 год. Однако в «перестройку» в стране сначала закончились деньги. А вскоре «закончилась» и сама страна.

Американский V-22 сделан по той же самой схеме, что и Ми-30. Два турбовинтовых двигателя расположены по концам крыла. И они способны поворачиваться на 98 градусов. Получилась весьма солидная машина, имеющая грузоподъемность до 9 тонн.

Американский конвертоплан Bell-Boeing CV-22B (Фото: Zuma Press/TASS)

Большая часть закупленных Пентагоном конвертопланов эксплуатируется на универсальных десантных кораблях, а также на кораблях другого типа. Всего в США уже построено более 250 машин трех модификаций.

Вот основные летно-тактические характеристики Bell V-22 Osprey:

— длина 19 м;

— высота 6,7 м;

— площадь крыла 36 кв. м;

— диаметр трехлопастного винта 11,6 м;

— максимальная взлетная масса 25800 кг;

— силовая установка — 2 ТВД мощностью 2×4600 кВт;

— максимальная скорость 565 км/ч;

— скороподъемность 16 м/с;

— практический потолок 7900 м;

— боевой радиус действия 670 км;

— практическая дальность 2600 км;

— экипаж 3 человека;

— полезная нагрузка — 24 десантника или до 9 тонн груза в салоне.

Американский конвертоплан Bell-Boeing CV-22B (Фото: Zuma Press/TASS)

Наша страна довольно поздно осознала, что сильно отстает от США в этой области. Холдинг «Вертолеты России» занялись проблемой только в 2015 году. Причем — в инициативном порядке. При этом поначалу расчет был на заказчиков из «богатенького» нефтегазового сектора, которым предлагали эффективную машину для мониторинга, разведки и прочих действий в удаленных регионах (чаще всего назывался Крайний Север), где не существует аэродромов.

И вот сейчас прямо на МАКСе военные, выходит, тоже обратили внимание на этот проект. Сдается, что мотивы у них примерно такие же, что и при недавнем объявлении о начале разработки в ОКБ Яковлева самолета с вертикальным взлетом и посадкой, который Министерству обороны РФ как-то внезапно понадобился. Получается, и СВВП, и конвертоплан предназначены, в первую очередь, для эксплуатации в ВМФ РФ на перспективных кораблях, которые будут играть роль российских легких авианосцев.

Конвертоплан — это двухвинтовой летательный аппарат, совмещающий в себе преимущества вертолета и самолета одновременно. На таком аппарате, оба винта располагаются на крыльях аппарата. Для вертикального взлета или посадки, винты располагаются параллельно земле. После подъема на необходимую высоту, винты поворачиваются на угол примерно 90 градусов и становятся тянущими винтами.
Эволюция этих устройств началась с автожиров. Первый автожир — британский Fairey Rotodyne (1950 г.), фирмы «Фэйри» (вот такая игра слов — автоЖИР создала фирма Фэйри). Его ошибочно называют винтокрЫлом. Однако первым в мире классическим винтокрылом, смело можно считать разработку Камова — КА-22 (1960). Кстати, если верить википедии, уцелел только один образец КА-22 и если кто-то знает где он сейчас, поделитесь информацией. Уже в начале 60-х, КА-22 сняли с серийного производства после ряда катастроф. Далее в СССР даже не предполагали возвращаться к аппаратам такого класса.
Однако руководители США были другого мнения и продолжили развитие направления винтокрылов, позволив винтам изменять угол тяги, тем самым создав новый вид летательных аппаратов — конвертоплан. В 1989 году были проведены испытания первого конвертоплана, над которыми лучшие разработчики США трудились 30 лет. Так свет увидел Bell V-22 Osprey. Но и он не был оценен по достоинству. Уже в начале 90-х, было решено отдать эту игрушку морпехам. У V-22 (как и у всех разработок конвертопланов) я вижу один недостаток — потеря тяги за счет сопротивления крыльев, которые находятся под винтами. Короткая дискуссия вертолетчиков в форуме говорит о том, что V-22 действительно хорош.
Думаю, что именно с появлением информации о V-22, как нового типа летательного аппарата, разработкой аналога занялись и у нас. Уже в 1972 году, специалисты МВЗ им. М.Л.Миля, начали разработку конвертоплана Ми-30. Первый полет этого устройства предполагался, в 1991 году. Подробнее про разработку Ми-30 читать . Но из-за тяжелого экономического положения в стране, Ми-30 так и остался на бумаге.
Здесь также хочу заметить, что самый быстрый в мире вертолет на 2008 год (выполненный кстати скорее как автожир) по скорости не достигает и 500 км/ч. А V-22 уже с 1990 года достигает максимальной скорости 638 км/ч. Кроме того, он вмещает в себя 24 десантника.
Тот факт, что VA-22, который получился с отличными техническими характеристиками был отброшен безаргументно в морскую пехоту, да еще «сокращенным тиражом», а также не очень понятная незаконченность разработок Ми-30, говорит мне о том, что скорее всего данный тип аппаратов (конвертопланов) все же разрабатывается, но не афишируется.
А ТЕПЕРЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ! В фильме «Аватар», по моему мнению, продемонстрирован практически идеальный летательный аппарат, выполненный по принципу конвертоплана. Во всех рецензиях к фильму его так, правильно и называют — конвертоплан.
Винты данного аппарата могут вращаться практически в любых направлениях, даже не синхронно, что позволяет ему быть сверхманевренным. Он имеет возможность развивать огромные скорости или стоять неподвижно в воздухе, даже при сильном ветре, компенсируя поправку на ветер с помощью оптимального угла поворота винтов. Наличие предохранительных колец позволяет уберечь винты от поломки во время выполнения маневров в экстремальных условиях. Это идеальный летательный аппарат общего назначения. Совсем не обязательно здесь говорить о военной сфере.
Такие летательные аппараты стали бы незаменимыми помощниками на службе у полиции, скорой помощи, службы спасения. Также предвижу появление нового вида спорта — конвертопланнинг. Гонки на конвертопланах собирали бы толпы зрителей по всему миру, где главным соревновательным моментом использовалась не только скорость данного аппарата, но и его сверхманевренность.
Конечно же в будущем, для повышения характеристик, конвертопланы станут использовать вместо винтов реактивные установки. Винт — это лишь пример источника тяги для конвертоплана. На фото рядом как раз пример реактивного конвертоплана.
Я не мегаспециалист в авиатехнической среде и руководствовался в данной статье в основном логикой, поэтому буду рад если мои предположения по поводу будущего конвертопланов поправит компетентный специалист.
На видео, трейлер к игре «Аватар». Смотреть только первые минуты ролика, где демонстрируется полет игрока на конвертоплане. Только обратите внимание, на сколько маневренной была бы эта штука в реальности.

Первый полет засекреченного конвертоплана будущего попал на видео

Bell V-280 Valor называют перспективным летательным аппаратом. Его особенность в том, что он может не только вертикально взлетать, но и развивать скорость более 500 километров в час. При этом дальность его путешествия впоследствии должна составить 1,5 тысячи метров, передает сайт компании-разработчика Bell Helicopter.

На видео видны две размытые точки в крыльях конвертоплана. Это засекреченный механизм перевода винтов из одного положения в другое. Сделали это для того, чтобы сторонние зрители не видели технологию.

Эта технология считается главным отличием S-280 Valor от предшественника — V-22 Osprey. Дело в том, что S-280 Valor при переходе в режим самолета не перемещает двигатели, а меняет угол наклона винтов. Специалисты верят, что это поможет новой разработке быть более экономичной и простой в обслуживании.

Пока нигде в мире нет конвертопланов, кроме как у США. Причем американцы не спешат делиться разработками.

Такого рода проекты создаются и тестируются в рамках программы FVL. Ее цель — разработка транспортных средств для перебрасывания военных на дальние расстояния. В этом плане много внимания уделяется именно конвертопланам, потому что они могут летать дальше, чем вертолеты, а совершать посадку им удобнее, чем самолетам.

По данным ИА Nation News, программа подразумевает создание пяти конвертопланов. Они заменят вертолеты Sikorsky UH-60 Black Hawk, CH-47 Chinook, AH-64 Apache.

В октябре на выставке Helirussia-2017 стало известно, что «Вертолеты России» принялись создавать электрические конвертопланы. РФ совместно с партнерами из компании «СуперОкс» к 2019 году создаст прототип такого транспортного средства.