Генерал ВВС России

Главкомы ВВС СССР и РФ

Ниже приводится список Главнокомандующих ВВС СССР и РФ в послевоенное время. Список начальников военно-воздушного флота РККА СССР начиная с 1918 и до 1946 г. . Для полноты картины можете узнать с чего все начиналось: списки Начальники ВВФ Российской империи и начальники воздушного флота Белых Армий в годы Гражданской войны. Для полноты картины так же рекомендую материал о Руководящем составе войск ПВО.

***

Главный маршал авиации ВЕРШИНИН Константин Андреевич

Главнокомандующий ВВС (04.1946 — 07.1949 и 01.1957 — 03.1969).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (19.08.1944).

Участник Гражданской войны в России: красноармеец, командир маршевой роты запасного полка. После войны командовал учебной ротой 12-х Краснознаменных пехотных курсов Приволжского военного округа (1923-1928), стрелковым батальоном (1928-1930). С 1930 г. в составе Военно-воздушных сил РККА: начальник оперативного отделения штаба авиационной бригады (с 06.1932), помощник начальника тактического отдела научно-исследовательского института ВВС РККА (с 06.1933), командир эскадрильи высших летно-тактических курсов РККА (с 02.1934), помощник начальника по летной подготовке (с 1938), начальник высших авиационных курсов усовершенствования летного состава РККА (с 05.1941).

В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС Южного фронта (09-1941-05.1942), 4-й воздушной армией (05-09.1942; 05.1943-1945), ВВС Закавказского фронта (09.1942-04.1943). Отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставленных задач. Это позволяло ему умело организовывать взаимодействие соединений ВВС с сухопутными войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям.

В послевоенный период: главнокомандующий Военно-воздушными силами (1946-1949), одновременно заместитель Министра Вооруженных Сил СССР. Внес большой вклад в перевооружение военной авиации на реактивные самолеты. С 1950 г. вновь командует воздушной армией, а с сентября 1951 г. возглавил создаваемые в составе ВВС войска воздушной обороны приграничной линии. После объединения указанных войск с войсками противовоздушной обороны в июне 1953 г. командующий Войсками ПВО страны, в мае 1954 г. переведен на должность командующего Бакинским районом ПВО. С апреля 1956 г. Константин Андреевич Вершинин — заместитель главкома ВВС, в январе 1957 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами — заместителем Министра обороны СССР.

С марта 1969 г. в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Награды: 6 орденов Ленина, медаль «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 3 ордена Красного Знамени, 3 ордена Суворова 1-й ст., орден Суворова 2-й ст., орден Отечественной войны 1-й ст.;медали СССР; иностранные ордена и медали.

***

Главный маршал авиации ЖИГАРЕВ Павел Фёдорович

Командующий ВВС КА (06.1941-04.1942), Главнокомандующий ВВС (09-1949 — 01.1957).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1955).

В годы Гражданской войны в России служил в запасном кавалерийском полку в Твери (1919-1920). После войны последовательно занимал должности: командира кавалерийского взвода, летчика-наблюдателя, инструктора и преподавателя школы летчиков, начальника штаба Качинской военной авиационной школы (1933-1934). В 1934-1936 гг. командовал авиационными частями, от отдельной эскадрильи до авиабригады.

В 1937-1938 гг. находился в командировке в Китае, возглавляя группу советских летчиков-добровольцев. С сентября 1938 г. начальник управления боевой подготовки ВВС РККА, с января 1939 г. -командующий ВВС 2-й Отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии, с декабря 1940 г. первый заместитель, с апреля 1941 г. — начальник Главного управления ВВС Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны: командующий Военно-воздушными силами Красной армии (с 29.06.1941). Выступил инициатором создания мобильных авиационных резервов ГК в начале войны, принимал непосредственное участие в планировании и руководстве боевыми действиями советской авиации в битве под Москвой (12.1941-04.1942). С апреля 1942 г. командующий ВВС Дальневосточного фронта.

В период советско-японской войны (1945) командующий 10-й воздушной армией 2-го Дальневосточного фронта. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (04.1946-1948), командующий дальней авиацией — заместитель главнокомандующего ВВС (1948-08.1949).

С сентября 1949 г. по январь 1957 г. Павел Фёдорович Жигарев — главнокомандующий ВВС, с апреля 1953 г. одновременно заместитель (с марта 1955 — первый заместитель) Министра обороны СССР. Начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. (01.1957-11.1959), начальник Военной командной академии ПВО (11.1959-1963).

Награды: 2 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Кутузова 1-й ст., Красной Звезды; медали СССР.

***

Главный маршал авиации ВЕРШИНИН Константин Андреевич

Главнокомандующий ВВС (01.1957 — 03.1969).

***

Главный маршал авиации КУТАХОВ Павел Степанович

Главнокомандующий ВВС (03.1969 — 12.1984).

На военной службе с 1935 г. Окончил Сталинградскую военную школу летчиков (1938, с отличием), Высшие офицерские летно-технические курсы (1949), Высшую военную академию (1957). С 1938 г. командир звена 7-го истребительного авиаполка ВВС Ленинградского военного округа. Участвовал в походе Красной армии в Западную Украину и Белоруссию (1939). В советско-финляндскую войну (1939-1940) совершил 131 боевой вылет.

В годы Великой Отечественной войны: на Ленинградском, затем Карельском фронтах, заместитель командира и командир авиаэскадрильи. С июля 1943 г. помощник, затем заместитель командира 19-го истребительного авиаполка, с сентября 1944 г. — командир 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Всего в ходе войны совершил 367 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов противника и 28 — в групповых боях.

После войны Павел Степанович Кутахов командовал истребительным авиаполком, затем заместитель командира, с декабря 1950 г. — командир истребительной авиадивизии. Заместитель командира (11.1951 — 12.1953), командир истребительного авиакорпуса (12.1953 — 12.1955). С декабря 1957 г. заместитель командующего по боевой подготовке, затем 1-й заместитель, с августа 1961 г. — командующий 48-й воздушной армией. Первый заместитель (07.1967 — 03.1969), главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель Министра обороны СССР (03.1969 — 12.1984). Активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства ВВС.

Награды: 4 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда», орден Октябрьской Революции, 5 орденов Красного Знамени; ордена Кутузова 1-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.; 2 ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст.,медали СССР; иностранные ордена и медали.

***

Маршал авиации ЕФИМОВ Александр Николаевич

Главнокомандующий ВВС (12.1984 — 07.1990).

На военной службе с мая 1941 г. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков пилотов (1942), Военно-воздушную академию (1951), Военную академию Генерального штаба (1957).

Во время Великой Отечественной войны: летчик 594-го штурмового авиационного полка, командир звена, эскадрильи 198-го штурмового авиаполка. Всего за годы войны совершил 222 боевых вылета на штурмовике Ил-2, в ходе которых лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 7 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

После войны Александр Николаевич Ефимов продолжал службу в авиации: командир штурмового авиаполка, авиационной дивизии. Заместитель, первый заместитель командующего (1959-10.1964), с октября 1964 г. -командующий воздушной армией. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (03.1969 — 12.1984), главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель Министра обороны СССР (12.1984-07.1990). Председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (1990-1993).

С августа 1993 г. — в отставке. С 2006 г. председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы.

Награды: 3 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 5 орденов Красного Знамени, орден Александра Невского, 2 ордена Отечественной войны 1-й ст.; ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За заслуги перед Отечеством» 4-й, 3-й и 2-й ст., Мужества; медали СССР и РФ; иностранные ордена и медали.

***

Маршал авиации ШАПОШНИКОВ Евгений Иванович

Главнокомандующий ВВС (07.1990 — 08.1991).

Государственный и военный деятель СССР и Российской Федерации, маршал авиации (1991), заслуженный военный летчик РФ.

На военной службе с 1959 г. Окончил Харьковское высшее военное училище летчиков ВВС (1963), Военно-воздушную академию (1969), Военную академию Генерального штаба (1984). В 1963-1966 гг. летчик, старший летчик, командир звена истребительного авиаполка, в период 1969-1973 гг. командир эскадрильи, заместитель командира авиаполка по политической части, командир истребительного авиаполка. С 1975 г. заместитель командира, с 1976 г. — командир истребительной авиадивизии, в 1979-1982 гг. заместитель командующего ВВС Прикарпатского военного округа по боевой подготовке — начальник отдела боевой подготовки. Заместитель командующего (1984-03.1985), командующий ВВС Одесского военного округа — заместитель командующего войсками этого округа по авиации (03.1985-06.1987), командующий ВВС Группы советских войск в Германии (ГСВГ) — заместитель главнокомандующего ГВСГ по авиации (06.1987-05.1988), командующий 1б-й воздушной армией ГВСГ (05-12.1988).

С декабря 1988 г. Евгений Иванович Шапошников — первый заместитель главнокомандующего, с июля 1990 г. — главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель Министра обороны СССР. Министр обороны СССР (08-12.1991), главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ (утвержден в должности в феврале 1992). Секретарь Совета безопасности РФ (06-09.1993), с октября — в распоряжении Президента РФ. В феврале 1994 г. назначен представителем Президента РФ в государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение». С ноября 1996 г. зачислен в резерв Министерства обороны РФ по акционерному обществу (АО) «Аэрофлот — Российские международные авиалинии», был генеральным директором АО. Помощник Президента РФ по вопросам развития космоса и авиации (03.1997-03.2004). С 2004 г. советник Генерального директора ОАО авиационной холдинговой компании «Сухой». Председатель Правления некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».

Награды: ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст.;медали СССР, России, ордена иностранных государств. Удостоен международного общественного ордена «Золотой Сокол».

***

Генерал армии ДЕЙНЕКИН Пётр Степанович

Главнокомандующий ВВС (08.1991 — 01.1998).

Военный деятель СССР и Российской Федерации, генерал армии (1996), Герой России (1997), заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор.

На военной службе с 1955 г. Окончил Харьковскую спецшколу ВВС (1955), Балашовское военное авиационное училище летчиков (1957), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1969), Военную академию Генерального штаба (1982).

Службу проходил в должностях: летчика Центра боевого применения авиации (1957-1962), командира экипажа стратегического бомбардировщика (1962-1964). Заместитель командира эскадрильи (1969-05.1970), командир эскадрильи (05.1970-08.1971), заместитель командира полка по летной подготовке (08.1971-01.1973), командир отдельного гвардейского авиаполка специального назначения (01.1973-11.1975). С ноября 1975 г. — заместитель, затем командир 13-й гвардейской Днепропетровско-Будапештской ордена Суворова 2-й степени тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, с 1982 г. — заместитель, с 1984 г. — первый заместитель, с августа 1985 г. -командующий воздушной армией ВГК. Командующий Дальней авиацией (05.1988-10.1990). С октября 1990 г. — первый заместитель, с августа 1991 г. — главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель министра обороны СССР. Заместитель главнокомандующего Вооруженными Силами Содружества независимых государств (СНГ) — командующий ВВС (12.1991-08.1992).

Главнокомандующий ВВС Российской Федерации (09.1992-01.1998). Внес большой вклад в сохранение воздушной составляющей Вооруженных Сил и становление Военно-воздушных сил РФ.

С января 1998 г. в запасе, с декабря 2002 г. Пётр Степанович Дейнекин — в отставке. Начальник управления Президента РФ по вопросам казачества (09.1998-02.2003). В последующие годы был вице-президентом ЗАО «Авикос», председателем Совета директоров ОАО СО «Афес».

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

***

Генерал-полковник авиации КОРНУКОВ Анатолий Михайлович

Главнокомандующий ВВС (01 — 02.1998).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2000), кандидат военных наук, лауреат Государственной премии.

На военной службе с 1959 г. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1964, с красным дипломом), Военную командную академию ПВО (1980, заочно) и Военную академию Генерального штаба (1988). Службу в войсках начал в октябре 1964 г. в Прибалтике старшим летчиком истребительного авиаполка ПВО. С 1968 г. заместитель командира эскадрильи по политчасти — старший летчик 54-го гвардейского истребительного авиаполка ПВО. С 1970 г. на Дальнем Востоке. В 1971-1972 гг. командир эскадрильи, в 1972-1974 гг. — заместитель командира авиаполка, с января 1974 г. — командир авиаполка дивизии ПВО. В сентябре 1976 г. — феврале 1978 г. заместитель командира корпуса ПВО по авиации — начальник авиации корпуса. Заместитель начальника авиации 11-й Отдельной армии ПВО (02.1978-06.1980), командир 40-й истребительной авиадивизии ВВС Дальневосточного военного округа (06.1980-01.1985).

С января 1985 г. в Группе советских войск в Германии командир 71-го истребительного авиакорпуса ВВС (01.1985-07.1988). С июля 1988 г. первый заместитель начальника авиации Войск ПВО. С июня 1989 г. первый заместитель командующего, затем командующий 11-й Отдельной армией ПВО -заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа (ДВО) по ПВО, член Военного совета ДВО (07.1990-09.1991). С сентября 1991 г. командующий войсками Московского округа ПВО.

С января 1998 г. главнокомандующий ВВС РФ, с марта 1998 г. главнокомандующий нового вида Вооруженных Сил РФ — Военно-воздушными силами. Внес большой вклад в становление нового вида Вооруженных Сил и дальнейшее развитие Объединенной системы ПВО государств — участников СНГ.

С января 2002 г. Анатолий Михайлович Корнуков в запасе. Советник генерального директора НПО «Алмаз-Антей» по вопросам военно-технической политики (с 2002).

Награды: ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 4-й ст.; медали СССР и РФ.

Военно-воздушные силы — новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с марта 1998 г.

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). К 1 марта 1998 г. на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид Вооруженных сил Российской Федерации – ВВС.

***

Генерал армии КОРНУКОВ Анатолий Михайлович

Главнокомандующий ВВС (03.1998 — 01.2002).

***

Генерал армии МИХАЙЛОВ Владимир Сергеевич

Главнокомандующий ВВС (01.2002 — 05.2007).

На военной службе с сентября 1962 г. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (1966, с золотой медалью), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1975), Военную академию Генерального штаба (1991). С 1966 г. проходил службу в должностях: инструктора-летчика, старшего инструктора-летчика, командира звена, эскадрильи. С 1974 г. заместитель командира и командир авиационного полка. Заместитель начальника Ейского высшего военного авиационного училища летчиков по боевой подготовке (1977-1980), начальник Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков (1980-1985). В 1985-1988 гг. на различных должностях по боевой подготовке авиационных частей и соединений Московского военного округа. С 1988 г. заместитель и первый заместитель командующего ВВС округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям, с 1991 г. командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа, с 1992 г. — командующий воздушной армией. Активный участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996).

С апреля 1998 г. первый заместитель главнокомандующего ВВС, с января 2002 г. по май 2007 г. — главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. Почетный гражданин города Борисоглебск (2000). Лауреат премии имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова (2002). За время службы освоил около 20 типов самолетов, общий налет составил около 6 тысячи часов.

С мая 2007 г. в запасе.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За личное мужество», «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

***

Генерал-полковник ЗЕЛИН Александр Николаевич

Главнокомандующий ВВС (05.2007 — 04.2012).

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, заслуженный военный летчик РФ, кандидат военных наук.

Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1976, с отличием), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1988), Военную академию Генерального штаба (1997). Службу проходил в должностях: летчика 787-го истребительного авиаполка, заместителя командира, командира 115-го гвардейского истребительного авиаполка. Первый заместитель командующего 23-й воздушной армией ВВС и ПВО, командир 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Северо-Кавказского военного округа, 50-го корпуса ВВС и ПВО, командующий 14-й (2000-2001) и 4-й (2001-2002) армиями ВВС и ПВО.

С августа 2002 г. — начальник управления авиации ВВС — заместитель главнокомандующего ВВС по авиации. Главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации (9.05.2007-26.04.2012). Осуществлял руководство по переводу к новому облику ВВС РФ.

С 6 мая 2012 г. — помощник Министра обороны Российской Федерации.

Освоил более 10 типов летательных аппаратов, в том числе самолеты Су-34, Як-130.

Награды: ордена Красной Звезды, «За военный заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст.; Св. Георгия 2-й ст.; медали СССР и РФ.

***

Генерал-полковник БОНДАРЕВ Виктор Николаевич

Главнокомандующий ВВС (с 6.05.2012), Главнокомандующий ВКС (с 1.08.2015)

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, Герой России (21.04.2000).

На военной службе с 1977 г. Окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков (1981), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1992), Военную академию Генерального штаба (2004).

Службу проходил в должностях: инструктор-летчик, командир звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков, старший штурман, командир эскадрильи в Учебном центре подготовки летного состава, заместитель командира штурмового авиаполка.

Участник боевых действий в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск. Командир 899-го гвардейского штурмового Оршанского дважды Краснознаменного ордена Суворова III степени авиаполка (09.1996-10.2000). Участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996, 1999-2003).

С октября 2000 г. заместитель командира, с 2004 г. — командир 105-й смешанной авиационной дивизии, с 2006 г. — заместитель командующего, с июня 2008 г. — командующий 14-й армией ВВС и ПВО. Начальник Главного штаба ВВС (07.2011-6.05.2012). С 6 мая 2012 г. — главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации.

С августа 2015 г. — главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», Мужества; медали СССР и РФ.

***

Генерал-майор Кобылаш Сергей Иванович

Начальник авиации ВВС РФ (с 13.11.2013).

Сергей Кобылаш родился 1 апреля 1965 г. в Одессе. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова в 1987 году, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина в 1994, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 2012 году.

Боевой лётчик, службу проходил на должностях летчика, старшего летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка, командира полка, командира базы 1 разряда, начальника отдела оперативно-тактической и армейской авиации Главного командования ВВС, заместителя начальника авиации ВВС. Участвовал в операции по принуждению Грузии к миру в грузино-абхазской войне 2008 года.

Имеет квалификацию летчик-снайпер. Общий налет — более полутора тысяч часов. Освоил следующие типы авиационной техники: Л-29, Су-7, Су-17 и его модификации, Су-25.

Награды: Герой Российской Федерации, орден Мужества, «За военные заслуги», «За боевые заслуги», медаль «За отвагу» и другие ведомственные медали.

Военно-космические силы — новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с августа 2015 г.

В августе 2015 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на базе соединений и воинских частей Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск воздушно-космической обороны (ВКО) сформирован новый вид Вооруженных сил РФ — Военно-космические силы: управление главнокомандующего ВКС и Главный штаб ВКС.

Главнокомандующим Воздушно-космическими силами в соответствии с указом Президента Российской Федерации №394 от 1 августа 2015 года назначен генерал-полковник Виктор Бондарев, начальник штаба — генерал-лейтенант Павел Кураченко1, заместитель главнокомандующего ВКС — командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Александр Валентинович Головко2, заместитель главнокомандующего ВКС — командующий ВВС генерал-лейтенант Андрей Вячеславович Юдин.

22 ноября 2017 года на должность Главнокомандующего ВКС вместо Виктора Бондарева был назначен генерал-полковник Сергей Владимирович Суровикин.

Действующая система управления силами и средствами авиации и ПВО военных округов остается неизменной, объединения, соединения и воинские части ВВС и Войск ВКО преобразованы в три рода войск Военно-Космических Сил: военно-воздушные силы, космические войска, войска противовоздушной и противоракетной обороны. Информация по начальствующему составу ВВС и ВКС РФ проверена и актуальна по состоянию на 20.03.2018 г.

  1. временно исполнял обязанности Главнокомандующего с 25.09.2017 — даты увольнения Бондарева, по 22.11.2017 — даты назначения нового С.В. Суровикина новым главкомом
  2. с 10.06.2017 г. — генерал-полковник

Генерал-полковник авиации

Повседневный погон генерал-полковника ВВС РФ до 2010 года

Генерал-полковник авиации — воинское звание высшего офицерского состава авиации в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации в 1940—1993 гг.

История

Установлено Указами Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 г. «Об установлении воинских званий высшего командного состава Красной Армии» и «Об установлении воинских званий высшего командного состава Военно-Морского Флота».

Отменено Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-I «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым высшим офицерам авиации стало присваиваться воинское звание генерал-полковник (без добавления слова «авиации»).

Список генерал-полковников авиации

Парадный погон генерал-полковника ВВС СССР

В скобках после имени указано время присвоения воинского звания. В список не включены генерал-полковники авиации, которым впоследствии были присвоены более высокие звания Главный маршал авиации, маршал авиации (в СССР) и генерал армии (в России).

Примечания

  • «Табель о рангах СССР». Военная служба (1935—1945 гг.)
  • ВВС России. Кто есть кто
  • И. Абросимов. Советская Россия — свод персоналий
  • Список присвоения высших офицерских званий (генералы и адмиралы) 1940—1945 гг. (файл формата MS Excel)

Воинские звания в Российской Федерации

Высшие офицеры

Маршал Российской Федерации · генерал армии / адмирал флота · генерал-полковник / адмирал · генерал-лейтенант / вице-адмирал · генерал-майор / контр-адмирал

Старшие офицеры

полковник / капитан 1-го ранга · подполковник / капитан 2-го ранга · майор / капитан 3-го ранга

Младшие офицеры

капитан / капитан-лейтенант · старший лейтенант · лейтенант · младший лейтенант

Прапорщики и мичманы

старший прапорщик / старший мичман · прапорщик / мичман

Сержанты и старшины

старшина / главный корабельный старшина · старший сержант / главный старшина · сержант / старшина первой статьи · младший сержант / старшина второй статьи

Солдаты и матросы

ефрейтор / старший матрос · рядовой / матрос

Примечания

  • Перед знаком «/» указаны войсковые воинские звания, а после — корабельные.
  • Совпадающие войсковые и корабельные воинские звания указаны без знака «/».

Воинские звания СССР

Высший офицерский состав

Генералиссимус Советского Союза · Маршал Советского Союза / Адмирал Флота Советского Союза · Главный маршал рода войск · Маршал рода войск / Генерал армии / Адмирал флота · Генерал-полковник / Адмирал · Генерал-лейтенант / Вице-адмирал · Генерал-майор / Контр-адмирал

Старший офицерский состав

Полковник / Капитан 1-го ранга · Подполковник / Капитан 2-го ранга · Майор / Капитан 3-го ранга

Младший офицерский состав

Капитан / Капитан-лейтенант · Старший лейтенант · Лейтенант · Младший лейтенант

Прапорщики и мичманы

Старший прапорщик / Старший мичман · Прапорщик / Мичман

Сержанты и старшины

Старшина / Главный корабельный старшина · Старший сержант / Главный старшина · Сержант / Старшина первой статьи · Младший сержант / Старшина второй статьи

Солдаты и матросы

Ефрейтор / Старший матрос · Рядовой / Матрос · Красноармеец / Краснофлотец / Казак

Примечания

  • Курсивом помечены вышедшие из употребления звания.
  • Перед знаком «/» обозначаются сухопутные звания, а после — морские.
  • Маршалы родов войск в своё время приравнивались к генералам армии и адмиралам флота.
  • Звания, рядом с которыми нет знака «/» называются одинаково, как в сухопутных войсках, так и на флоте.

А.Е. Голованов и Г.Г. Гурьянов
Алекса́ндр Евге́ньевич Голова́нов (7 августа 1904, Нижний Новгород, Российская империя — 22 сентября 1975, Москва, СССР) — советский военачальник, Главный маршал авиации (19 августа 1944).
Родился в семье капитана буксирного парохода и дочери казнённого народовольца Николая Кибальчича. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус.
В октябре 1917 года 13-летний Голованов вступил в Красную гвардию — благо рост был под два метра и сам он выглядел на 16 лет. Работал с 1918 года курьером в конторе «Профсохлеб» Народного комиссариата продовольствия. По собственной автобиографии — в Красной Армии с мая 1919 года. Воевал на Южном фронте, разведчик 59-го стрелкового полка, был контужен в бою.
В 1931—1933 годах был прикомандирован в Народный комиссариат тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём зам. наркома. В 1932 году окончил лётную школу Осоавиахима, с 1933 по 1941 годы работал в Аэрофлоте, где занимал должность пилота, командира отряда. В январе 1935 года Александр Евгеньевич назначается начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (с центром в городе Иркутске). В 1937 году был исключён из партии, после чего уехал в Москву, «за правдой». КПК выяснила, что исключён он ошибочно, но в Иркутск Александр Евгеньевич уже не вернулся, оставшись работать лётчиком в Московском управлении. Вскоре Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. В 1938 году газеты писали о нём как о летчике-миллионере, то есть налетавшем миллион километров. Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.
В январе 1941 года, по совету Якова Смушкевича (генерального инспектора ВВС), Голованов написал письмо Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли. После личной встречи со Сталиным в феврале 1941 года Александр Евгеньевич назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, с августа 1941 года — командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Генерал-майор авиации (25 октября 1941). В декабре 1941 г. постановлением ГКО был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования.
В феврале 1942 года был назначен командующим авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-лейтенант авиации (5 мая 1942). С этого момента до конца войны руководил советской дальней авиацией, пользовался симпатией и доверием со стороны Сталина. Генерал-полковник авиации (26 марта 1943). С декабря 1944 года — командующий 18-й воздушной армией, в которой была собрана вся дальнебомбардировочная авиация. Лично участвовал в осуществлении дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной войны).
С апреля 1946 года — командующий дальней авиацией СССР. В 1948 году был снят со своего поста. В 1950 году окончил Академию Генерального штаба. В 1952 году был назначен командующим воздушно-десантным корпусом. В 1953 году, после смерти Сталина, отправлен в запас. Свыше 10 лет работал начальником одного из училищ гражданской авиации.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР II созыва (1946—1950).
Автор книги воспоминаний «Дальняя бомбардировочная…», в которой многие страницы посвящены встречам и взаимоотношениям с И. В. Сталиным. При жизни автора книга издавалась с значительными купюрами и не отдельным изданием, а в литературном журнале отдельными главами на протяжении пяти лет. Впервые издана полностью только в конце 1980-х годов.
На фото слева — заместитель командующего 18-ой воздушной армии по политчасти генерал Г. Г. Гурьянов.
Датировка фотографии конец 1944 года — начало 1945 года.
Марк Иванович Шевелёв (1904—1991), начальник Полярной авиации Главного управления Северного морского пути, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.
Родился 11 (24) октября 1904 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1921 года.
В РККА в 1920—21 годах, 1928 году и с 1939 года. Участник Гражданской войны. В 1925 году окончил факультет воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения.
Являясь начальником Полярной авиации Главного управления Севморпути, М. И. Шевелёв в мае 1937 года умело руководил высадкой в районе Северного полюса экспедиции во главе с И. Д. Папаниным и доставкой оборудования для научной станции «Северный полюс-1».
За успешное выполнение этого задания, и проявленные мужество и героизм, Шевелёву Марку Ивановичу 27 июня 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 36.
Во время Великой Отечественной войны М. И. Шевелёв был заместителем командира авиационной дивизии, начальником штаба Авиации дальнего действия (до 18 апреля 1944 года), затем — начальником воздушной трассы Красноярск — Аляска. 25 марта 1943 года ему было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».
После войны в 1955 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1971 года — в отставке.
В 1971—1988 государственный инспектор Севморпути. Руководитель 15 высокоширотных экспедиций, в том числе перелёта Москва — Антарктида — Москва. В 1977 г. обеспечивал стратегическую ледовую разведку для успешного прорыва атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу.
Фёдор Петро́вич Полы́нин (7 (20) октября 1906, Сухой Отрог, Саратовская область — 21 ноября 1981, Москва) — Герой Советского Союза (1938), генерал-полковник авиации (1946).
В РККА с 1928 года. Окончил Вольскую лётную школу, школу лётчиков в Оренбурге, курсы усовершенствования командного состава Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в 1935 году.
С ноября 1937 по апрель 1938 участвовал в Японо-китайской войне. Полынин командовал бомбардировочной авиагруппой: на самолёте СБ принимал участие в бомбардировке японского аэродрома на острове Формоза (Тайвань).
14 ноября 1938 года за мужество и героизм, проявленные во время боевых действий в Китае, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В должности командующего ВВС 13-й армии Полынин участвовал в Советско-финской войне.
С 1940 года командовал бомбардировочной авиационной дивизией в Белорусском военном округе.
На фронтах Великой Отечественной войны Полынин c июня 1941 года в должности командира 13-й бомбардировочной авиационной дивизии.
С октября 1944 — командующий ВВС Войска Польского. 11 июля 1946 года присвоено звание генерал-полковника авиации.
В 1955 году окончил Военную академию им. Ворошилова.
В 1959—1971 годах — начальник тыла ВВС. С 1971 года в отставке.
Никола́й Фра́нцевич Гасте́лло (1907—1941) — советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА, капитан. Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза, посмертно.
В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)
Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым лётчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт
Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло
В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф
Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 — 23 июня 1941)
Командир 2-й эскадрильи той же части (24 — 26 июня 1941). 24 июня огнём крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.
Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло:
«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.»
К.А.Вершинин С.А.Красовский С.И.Руденко.
Константи́н Андре́евич Верши́нин (21 мая 1900, дер. Боркино, ныне Санчурского района Кировской области — 30 декабря 1973, Москва) — советский военачальник, Главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР, Главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1944).
В сентябре 1941 г. назначен командующим ВВС Южного фронта. Руководил боевыми действиями ВВС фронта в Донбасской оборонительной операции в сентябре — ноябре 1941 г., в Ростовской оборонительной (ноябрь 1941) и Ростовской наступательной операции в ноябре — декабре 1941 г. Особенно высоко были оценены действия ВВС фронта в последней операции, где Вершинин сумел добиться сосредоточения своей немногочисленной авиации на решающем направлении в нарушение действовавшего тогда принципа придания ВВС отдельным армиям, и обеспечил пусть и временное, но превосходство в воздухе на направлении главного удара войск фронта. В первой половине 1942 г. участвовал в Барвенковско-Лозовской и Харьковской оборонительной операциях. Генерал-майор авиации (22.10.1941).
С мая 1942 г. — командующий 4-й воздушной армией (действовала в полосе Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, участвовал в оборонительных боях на южном фланге советско-германского фронта летом и осенью 1942 г. В сентябре 1942 — апреле 1943 гг. — командующий ВВС Закавказского фронта, в которые входили 4-я и 5-я воздушные армии, а также ВВС Черноморского флота. Хорошо проявил себя в период оборонительного и наступательного этапа Битвы за Кавказ. Во время наступления советских войск на Кавказе по инициативе К. А. Вершинина были применены малоскоростные, но высокоманёвренные истребители И-153 («Чайка»), которые эффективно атаковали противника на малых высотах.
В мае 1943 г. генерал-майор авиации К. А. Вершинин вновь назначен командующим 4-й воздушной армией, теперь входившей в состав Северо-Кавказского фронта. Во главе армии участвовал в невиданном к тому времени по размаху и ожесточённости воздушном сражении на Кубани в апреле-июне 1943 г. Там Вершинин широко применял постоянное дежурство авианаводчиков на переднем крае, массированное применение сил в ходе воздушных боев (если ранее исключительным случаем был воздушный бой в составе полка, то над Кубанью с советской стороны зачастую одновременно вводились в бой до 5 истребительных полков и более), широкий обмен успешным боевым опытом (советский ас А. И. Покрышкин в мемуарах описывает армейские конференции истребителей, проводившиеся лично К. А. Вершининым, как неслыханное событие за два предыдущие года войны).
Затем 4-я воздушная армия успешно действовала в Новороссийско-Таманской (сентябрь-октябрь 1943), Керченско-Эльтигенской десантной (ноябрь-декабрь 1943), Крымской стратегической (апрель-май 1944) наступательных операциях. В мае-июне 1944 г. армия была переброшена на центральный участок советско-германского фронта, где сражалась в Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской, Берлинской стратегических наступательных операциях. Генерал-лейтенант авиации (17.03.1943). Генерал-полковник авиации (23.10.1943), первый из числа командующих воздушными армиями в годы Великой Отечественной войны, которому было присвоено это воинское звание. Звание Героя Советского Союза присвоено за воинское мастерство и умелое командование войсками в Белорусской наступательной операции 1944 г.
К. А. Вершинин отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставленных задач. Это позволяло ему умело организовывать взаимодействие соединений ВВС с сухопутными войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям.
С 1946 года — Главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель Министра обороны СССР. Руководил перевооружением ВВС на реактивную технику. Маршал авиации (3 июня 1946 г.).
В сентябре 1949 г. внезапно понижен в должности и назначен командующим войсками Бакинского округа ПВО. С 1950 по 1951 г. — командующий 24-й воздушной армией ГСВГ. С июня 1953 года по май 1954 гг. — командующий войсками противовоздушной обороны страны.
С января 1957 г. — вновь Главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель Министра обороны СССР. Главный маршал авиации (8 мая 1959 г.). С марта 1969 г. — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Член КПСС с 1919 г. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952—1956 г. Член ЦК КПСС с 1961 г. Депутат Верховного Совета СССР II (1946—1950), IV—VII (с 1954) созывов.
Степан Акимович Красовский (1897—1983) — советский военачальник, маршал авиации, Герой Советского Союза (1945).
С 1918 года служил в Красной Армии, был авиамотористом, затем начальником связи 33-го авиаотряда на Восточном фронте. На фронте ввиду нехватки кадров также освоил специальность лётчика-наблюдателя, совершил десятки боевых вылетов. С октября 1919 года — комиссар авиационного отряда в составе 4-й армии, с мая 1920 года — комиссар 1-го Азербайджанского авиаотряда в ВВС 11-й армии. Воевал против армий адмирала А. В. Колчака, участвовал в боевых действиях в Закавказье.
До 1925 года продолжал службу в авиации РККА (ВВС) ВС СССР на комиссарских должностях. В 1926 году окончил курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В декабре 1927 года назначен командиром и военкомом 3 авиаотряда, дислоцировавшегося в Иваново-Вознесенске. В Иванове служил до марта 1934 года, после чего был переведён в Ленинградский военный округ. В 1936 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского, командовал авиабригадой, авиакорпусом, районом авиационного базирований в Ленинградском военном округе.
Участник советско-финской войны 1939—1940 годов в должности командующего ВВС 14-й армии и одновременно — командира Мурманской авиабригады.
С 1940 года — начальник Краснодарского военно-авиационного училища летнабов и штурманов, с января 1941 года — помощник командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа по военно-учебным заведениям. С июня 1941 года — командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года, когда был назначен командующим ВВС 56-й армии. Затем — командующий ВВС Брянского фронта. С мая по июль 1942 года — командующий 2-й воздушной армией. С ноября 1942 года по март 1943 года — командующий 17-й воздушной армией. С марта 1943 года до конца войны — вновь командующий 2-й воздушной армией. Соединения под его командованием сражались на Южном, Брянском, Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах; участвовали в оборонительных боях за Ростов-на-Дону и Сталинград, в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Киева, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.
За умелое руководство воздушной армией и личное мужество и отвагу генерал-полковнику авиации Красовскому С. А. присвоено звание Героя Советского Союза указом от 29 мая 1945 года.
После войны до мая 1947 года продолжал командовать 2-й воздушной армией, дислоцированной в Австрии. С 1947 года — командующий ВВС Дальнего Востока. С сентября 1951 года по август 1952 года был главным военным советским советником в ВВС Китайской Народной Республики. С 1952 года — командующий ВВС Московского военного округа. С 1953 года — командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа. В 1956—1968 годах — начальник Военно-воздушной академии. Маршал авиации (1959).
С 1968 года — в отставке. С июля 1970 года — в Группе генеральных инспекторов МО СССР.
Серге́й Игна́тьевич Руде́нко (20 октября 1904 — 10 июля 1990) — советский военачальник. Командующий ВДВ (1948—1950). Маршал авиации (1955). Герой Советского Союза (1944).
В 1923 добровольцем вступил в РККА. Окончил военную школу лётчиков в 1927, Высшую академию им. Н. Е. Жуковского (1932г) и её оперативный факультет (1936г).
С 1927 года — лётчик, с 1932 года — командир эскадрильи, полка, бригады, заместитель командира и командир авиадивизии. Генерал-майор авиации (29.10.1941).
В Великую Отечественную войну — командир авиадивизии, командующий ВВС армии и Калининского фронта, заместитель командующего ВВС Волховского и Юго-Западного фронтов, с октября 1942 года — командующий 16-й воздушной армией. Генерал-лейтенант авиации (27.01.1943). Генерал-полковник авиации (11.05.1944). За искусное руководство воздушной армией и проявленные при этом мужество и героизм 18 августа 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1948 по сентябрь 1949 — Командующий ВДВ, с сентября 1949 года начальник Главного штаба ВВС, с 1950 года — Командующий дальней авиацией, заместитель главнокомандующего ВВС, с 1953 года — начальник Главного штаба — первый заместитель главнокомандующего ВВС, с 1958 года — первый заместитель главнокомандующего ВВС. Маршал авиации (11.03.1955).
С 1968 года — начальник Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, с 1973 года — в группе генеральных инспекторов МО СССР, в 1961—1966 годах кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР.

Александр Матвеевич Кованько

16 марта 2006 года исполнилось 150 лет со дня рождения одного из видных деятелей русского военного воздухоплавания и авиации, изобретателя и пилота-аэронавта, начальника Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы, генерал-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько (1856-1919). Его юбилей, безусловно, заметное событие в истории отечественного Военно-Воздушного Флота, в основании которого есть и заложенный им камень.
На протяжении почти десяти лет деятельность Александра Матвеевича была связана с Гатчиной и недалекой от нее деревни Сализи (ныне дер. Котельниково). На гатчинском военном поле силами возглавлявшегося им учебного заведения был оборудован аэродром — первый военный аэродром России, а в Сализи, начиная с 1909 года, располагался лагерь Воздухоплавательной школы, впоследствии переросший в дирижабельный порт г. Ленинграда.
А весной и летом 1918 года А.М. Кованько даже жил в Гатчине, в доме № 10 по нынешней ул.Чкалова.
В память о заслуженном военном деятеле в экспозиции авиационного отдела музея-усадьбы П.Е. Щербова отведен уголок, посвященный Александру Матвеевичу, в которой есть его личные вещи, а также материалы, связанные с историей воздухоплавания, с жизнью и деятельностью его питомцев, в числе которых был и наш национальный герой П.Н. Нестеров (в экспозиции музея есть материалы и о нем).
Предлагаем вниманию читателей очерк о A.M. Кованько писателя и историка авиации (по военной профессии летчика-истребителя) Владислава Владимирова, опубликованный в «Гатчинской правде» в 1985 году.

Гатчина, ул. Чкалова, дом 10

В феврале 1885 года — более ста лет назад — была создана первая в России «Кадровая команда военных аэронавтов», командиром которой был определен поручик Александр Матвеевич Кованько. По существу, так было положено начало отечественному военно-воздушному флоту, ибо спустя пять лет, ее реорганизовали в Учебный Воздухоплавательный парк, а еще через десять он стал Офицерской Воздухоплавательной школой с двумя отделениями — Воздухоплавательным и Авиационным, базировавшимися в Гатчине. Все это время (а если быть точнее, то 33 года бессменно!) Александр Матвеевич был во главе этого нового и чрезвычайно важного дела.
Каким же был этот человек?
Неисправимым романтиком, но и большим реалистом. Не жалел себя ни в мирных трудах, ни в боевых действиях против японцев, будучи одним из самых видных основателей военного российского воздухоплавания и боевой авиации, страстно изгонял из них иностранщину, навлекая на себя косые взгляды высочайшего Двора. Был пытливым изобретателем и отважным воздушным рейдером. В Большой Советской Энциклопедии (том 12, стр.359) сказано, что он «впервые в мире организовал полеты на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований верхних слоев атмосферы и изучения влияния полета на организм человека». Там же написано, что он «добился производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций. В 1894 году представил проект аэроплана и воздушного винта. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. командовал 1-м Сибирским воздухоплавательным батальоном, организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником. С 1910 года командовал офицерской воздухоплавательной школой, в которой были подготовлены первые летчики в России». Однако, это далеко не все.
Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолетов. По роду службы Кованько ездил, как сказали бы сейчас, в загранкомандировки — в Германию, Монако, Францию, Турцию, Швейцарию. Убеждался, что там нет равных русским воздухоплавателям, дирижаблистам и авиаторам.
А еще был Александр Матвеевич Кованько одаренным ученым, неутомимым экспериментатором, незаурядным публицистом, художником и поэтом. Не знаю, кому как, а мне любо читать его военные беседы, исполненные в штабе войск гвардии и Петербургского военного округа в 1885-1887 годах», а также выпущенный в 1910 году Петербургским университетом «Очерк военного воздухоплавания в России». Не чурался Кованько выступлений в общедоступной печати — таковы, например, полные зорких наблюдений и выводов заметки в журнале «Огонек» за 1910 год «Первая русская неделя авиации» (№ 19).
Он был по-настоящему талантлив во всем добром, чего ни касались бы его ум и руки. Картины и медальоны его работы вызывают восхищение — мне довелось видеть их в Гатчине и Ленинграде. У дочери Кованько, Варвары Александровны, прочитал его грустно-ироническое стихотворение «Изобретателю», в котором автор весьма красноречиво рисует печальную судьбу отечественных бессребреников: Пойми — ты, сеятель идей, Труд доблестный творца На пользу общую людей Не даст тебе дворца. За творческие муки, Потерю сна, за труд, Усталый мозг и руки — Копейки не дадут… Написано стихотворение было 12 ноября 1908 года. К этому времени у пятидесятидвухлетнего Кованько был достаточный собственный опыт изобретателя. К слову, в статье в БСЭ о Кованько вкралась досадная неточность. Там указано, что родился он 17(29) марта 1856 года, тогда как родился он 4 марта по ст.ст. 1856 года. Сведения о нем обрываются 1910 годом, но приведены дата и место кончины — 20 апреля 1919 года, Одесса. Читателю совершенно не ясно, как же Кованько-старший отнесся к свершившимся на его глазах небывалым социальным потрясениям и переменам. А отнесся он к ним мудро и однозначно, то есть целиком, полностью и безоговорочно принял сторону трудового народа и Советской власти, оставался служить ей на своем посту вплоть до сентября 1918 года, когда вышел в отставку по болезни, но не потерял живейшего интереса к работе по созданию Красного Военно-Воздушного Флота.
Суровейшие трудности гражданской войны сказались на здоровье Александра Матвеевича, оказавшегося вместе с женой Елизаветой Андреевной и тремя меньшими дочерьми в крайне стесненных материальных условиях.
«Полагали вернуться опять в Гатчину», — сообщила при нашей встрече Варвара Александровна. В Гатчине жили на Люцевской улице в доме № 10. Но 20 апреля 1919 года в военном санатории в Одессе скоропостижно скончался Александр Матвеевич Кованько. Советские власти Одессы с почестями похоронили A.M. Кованько. В августе 1919 года Одессу заняли деникинцы. Окончательно она была освобождена от белогвардейцев 8 февраля 1920 года, но Елизавете Андреевне Кованько с тремя дочерьми удалось вернуться в Петроград лишь через год, весной 1921 года.

«Мы стали жить на Канонерской улице в квартире 4 дома № 5 с семьей маминой сестры. В квартире, где жила прежде семья деда Андрея Александровича Попова, адмирала-кораблестроителя», — уточняет Варвара Александровна.
Просто удивительно, как в невероятных передрягах быта того времени удалось жене Александра Матвеевича Кованько — Елизавете Андреевне сохранить дорогие ее сердцу реликвии —картины, вещи, бумаги мужа, который всю свою жизнь никогда не гнался за личным богатством, был очень неприхотлив и скромен, ни в чем не потворствовал ни роскоши, ни излишествам, старался жить в полном смысле по-суворовски. Он бывал и непререкаемо строг со своими подчиненными, сдерживал иные из их новаций, требующих сугубой проверки практикой, где деликатным советом, а где и данной ему властью.
«Александр Матвеевич отнесся весьма сурово к попытке Петpa Николаевича (Нестерова — ред.) лично испытать невиданную в авиации новинку — ранцевый парашют Котельникова под деревней Сализи», — замечаю осторожно Варваре Александровне. Она подтверждает, но парирует мгновенно:
«Отец отвечал и болел за всех. За Нестерова тоже. И за Менделеева… К слову, в тот раз, когда папа категорически воспрепятствовал Петру Николаевичу опробовать парашют Глеба Евгеньевича… Котельников был актером, вы это хорошо знаете, так вот в тот раз он использовал манекен. Сбросили с воздуха этот манекен на землю, парашют не раскрылся, — и манекен разлетелся вдребезги. Теперь судите сами, что лучше оказалось для Нестерова — суровость моего отца или же…». После октября многое грозно сошлось не на жизнь, а на смерть, и трудно сказать, как сложилась бы после скоропостижной смерти Александра Матвеевича судьба его семьи. Сам Владимир Ильич Ленин поддержал ходатайство Главного Управления Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота, где указывалось, что вдова и три несовершеннолетние дочери испытывают материальные затруднения.
Ленин дважды поставил свою подпись — в рукописном экземпляре протокола № 452 заседания Малого Совнаркома и в машинописном. Это было 10 апреля 1920 года (ЦГАОР, I ф.130, оп.4, д.669, лл.106, 108). А 5 сентября 1921 года Ленин и члены Малого Совнаркома подписали документ «О выдаче вдове изобретателя Кованько единовременного пособия в размере 250000 рублей» (ЦПА ИМЛ, ф.2, оп.1, д.20672, л.З).
В апреле 1924 года, к пятилетию смерти A.M. Кованько, журнал Академии Красного Воздушного Флота «Воздухоплаватель» писал: «История жизни A.M. Кованько есть история русского воздухоплавания. Редко можно встретить другой пример, когда человек кладет такой отчеканенный и ясный отпечаток своей личности на созданное им дело… Это был удивительный организатор коллективной научной работы. Он всегда вовремя умел подсказать своим ближайшим сотрудникам плодотворную мысль и ввести работу в правильное русло. Работать с ним было легко…». С волнением читаю эти правдивейшие строки, спустя полвека после того, как были они написаны. И снова думаю о том, что Кованько-старший научно, а не ясновидчески предвидел славную эру Чкалова, Гагарина и Королева, могучие крылья своей Родины.
В. Владимиров
В. Николаев

Кованько Александр Матвеевич

Основоположники и теоретики авиации

Энтузиаст отечественного воздухоплавания А.М.Кованько известен первыми экспериментами с аэростатами в военных целях. Однако судьба сделала его и одним из тех, кто участвовал в зарождении отечественной авиации.

Александр Кованько родился в семье горного инженера 4 марта 1856 года в Полтавской губернии. В 1878 году он окончил Николаевское инженерное училище, затем служил в лейб-гвардии Саперном и понтонном батальонах. В 1884 году Кованько выставил проект аэроплана и воздушного винта, после чего его привлекли к работе по организации отечественного воздухоплавания.

26 января 1885 года Кованько сформировал первую в России команду, которая положила основу военному воздухоплаванию в стране. Успехи воздухоплавания и необходимость применения аэростатов в военном деле побудили организовать в 1890 году Учебный воздухоплавательный парк с целью обучения офицеров и рядовых. Командовать парком с мирным составом из 6 офицеров и 88 рядовых (в военное время численность возрастала до 14 офицеров и 216 рядовых) назначили Кованько, тогда штабс-капитана.

В парке существовали мастерские, голубиная и учебная метеорологические станции, лаборатории, фотографический павильон. В мастерских изготовляли воздушные шары, для чего со временем потребовалось организовать производство прорезиненной ткани в России. Парк в конце столетия стал центром, в котором разрабатывали технику для воздухоплавания. В частности, паровые лебедки сменили конную тягу. Участие в международной выставке 1900 года в Париже и в больших маневрах под Курском в 1902 году показали возросшие возможности отечественного воздухоплавания.

Сам Кованько знакомил офицеров с историей техники воздухоплавания за границей и в России. В 1890-1910 годах он командовал Учебным воздухоплавательным парком в Санкт-Петербурге. Воздухоплаватель совершил свыше 80 полетов на аэростатах, в том числе перелет Петербург — Нижний Новгород осенью 1885 года. Под руководством Кованько проводили разработку и испытания аэростатов и дирижаблей, аппаратов для получения газа и т.п. Заслуги Кованько в деле воздухоплавания и экспонаты, представленные учебным воздухоплавательным парком на Всемирных выставках в Париже (1900) и Сент-Луисе (1904), были отмечены наградами.

Когда началась Русско-японская война 1904-1905 годов, было решено сформировать Сибирское воздухоплавательное отделение. Но только летом было принято решение направить в Манчжурию двухротный воздухоплавательный батальон, который А.М.Кованько сформировал на базе Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения. Воздухоплаватели старались помочь армии. В январе 1905 года перед атакой деревни Сандепу воздушные разведчики предоставили сведения об укреплениях деревни и ее окрестностей, однако эти данные не были использованы командованием. В результате кровопролитная атака кончилась неудачей.

В 1909 году, когда в России все больше становилось частных самолетов и летчиков, государство авиацией не располагало. В Министерстве внутренних дел существовали даже опасения, что авиацию используют революционеры в антиправительственных целях. Представления о современном положении дел за границей не было. Поэтому Кованько и инженера Н.А. Скрицкого командировали для сбора информации о состоянии европейской авиации. Задачей было посещение заводов, строящих самолеты, аэродромов, где происходили их испытания, и подготовка отчетов о состоянии авиационной техники.

Поездка 1909 года имела большое значение. Привезенные сведения о широком развитии авиации за рубежом заинтересовали правительство. В России к тому времени авиастроительство и обучение пилотов базировались на энтузиазме частных лиц. Со следующего года активизируется деятельность государства.

В марте 1910 года для обучения авиаделу во Францию были отправлены 7 офицеров и 6 нижних чинов. С мая началась подготовка летчиков в Гатчине, 11 ноября — в Севастополе. В ноябре 1910 года Россия имела 33 пилота и уступала в этом отношении лишь Франции.

Несмотря на основное назначение Офицерской воздухоплавательной школы, Кованько не ограничивался аппаратами легче воздуха. Еще до Первой мировой войны он организовал работы по аэродинамике. Его школа располагала одной из первых аэродинамических труб. С 1909 по 1912 год по приказу генерал-майора при Офицерской воздухоплавательной школе были спроектированы 7 самолетов, из которых летал только один.

Так как военное ведомство отказалось поддержать разработку самолетов, Кованько решил строить их своими силами. Для их разработки он выделил офицеров-воздухоплавателей, которые даже не видели ранее самолетов. Тем не менее и капитан М.В. Агапов, и штабс-капитан Б.В. Голубов, Б.Ф. Гебауэр, А.И. Шабский изготовили в 1909 году каждый свою конструкцию. Это были самолеты с двумя, тремя и даже девятью крыльями. В большинстве своем они не были завершены и испытаны разработчиками-неспециалистами.

Лишь биплан «Фарман-Соммер» Агапова, созданный с применением особенностей двух иностранных конструкций, успешно летал, и в 1910-1912 годах его использовали как учебный при подготовке пилотов в Гатчинской школе. В начале 1913 года на базе нескольких иностранных образцов сын А.М. Кованько, поручик А.А. Кованько, спроектировал и изготовил одноместный расчалочный бесфюзеляжный моноплан. Самолет применяли в школе как учебно-тренировочный; его хорошие летные и эксплуатационные характеристики побудили военное ведомство заказать еще два самолета этого типа.

К началу мировой войны на Балтийском судостроительном заводе по проекту, в разработке которого участвовал Кованько, строили дирижабль «Гигант» объемом 18-20 тысяч кубометров. Дирижабль полужесткой конструкции, длиной 150 метров, был оснащен 4 двигателями. Так как при сборке передвинули гондолы и изменили изгибающий момент, в ходе испытаний зимой 1915 года «Гигант» сложился вдвое. Завод приступил к переделке дирижабля, но в 1916 году комиссия признала его непригодным к военной службе.

Организовал Кованько и обучение летчиков. С 1912 года начали формирование строевых авиационных частей. В конце 1913 года был организован в Офицерской воздухоплавательной школе авиационный отдел, что позволило сформировать несколько авиационных рот, материальную часть для которых (самолеты «Фарман» и «Ньюпор») выпускали отечественные заводы.

После революции 1917 года тяжелобольного генерала родственники вывезли в Одессу, где он скончался 20 апреля 1919 года.