Гаубица и пушка

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20 индекс ГАУ — 52-Г-544А. СССР

История создания гаубицы-пушки

+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!

1. Подрессорен был только лафет, а передок не имел подрессоривания, и скорость возки по шоссе была ограничена 1820 км/час.

2. Подрессоривание выключалось специальным механизмом, а не автоматически, на что уходило 2-3 минуты.

3. Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку.

И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе. Скорость ВН за один оборот маховика не превышала 10 минут, что было предельно мало.

Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее (+45) для гаубиц 30-х голов был слишком мал.

В 1935-01936 годах группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62. Однако АУ резко выступило против, назвало модернизацию «ложным путем», при котором только возрастает вес системы, а основные недостатки остаются без изменений. В результате работы по модернизации системы обр. 1934 г. были прекращены.

Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали «гаубицей-пушкой», то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (МЛ индекс завода, от названия Мотовилиха деревня вблизи Перми, где расположен завод).

Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое.

Верхние станки у обр. 1934 г. и МЛ-20 литые, различия у них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции.

Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков.

Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин.

Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой.

МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции.

МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый от 152-мм гаубицы НГ (обр. 1931 г.) — (НГ гаубица фирмы Рейнметалл. Малая серия (14 ед.) таких гаубиц была изготовлена Пермским заводом в 19331935 гг.). После войсковых испытаний 152-мм гаубицы обр. 1934 г. вариант раздельной возки уже не рассматривался.

Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 года и после заводских испытаний 29 апреля был отправлен на НИАП. И июню 1936 года полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого АУ заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.

Обе системы были закончены в конце 1936 года и прошли заводские испытания. Одна их них поступила 3.02.1937 г. на НИАП. С 10 февраля по 20 марта 1937 года на НИАПе были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведена возка системы со скоростью 3045 км/час. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника НИО АУ Железнякова.

В июне-июле 1937 года на НИАПе вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако на вооружение все равно была принята МЛ-20. Внятных объяснений в документах тех лет нет. Единственное замечание, и то спорное было «много новых деталей». Так что, нужно было оставлять все от обр. 1934 г. В целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20. Об истинных причинах выбора МЛ-20 сейчас можно только гадать.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 проектировалась параллельно с МЛ-15 в КБ завода № 172 под руководством Ф. Ф. Петрова. Интересно, что работы над МЛ-20 были начаты заводом в инициативном порядке, а МЛ-15 разрабатывалась по заказу ГАУ.

К заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 года. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел.

25.12.1936 г. первый образец МЛ-20 поступил на НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31.01.1937 г. было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15 и др.

После проведения войсковых испытаний система МЛ-20 22.09.1939 г. была принята на вооружение под названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.»

Вскоре, при освоении в войсках было обнаружено явление самопроизвольного задирания ствола на максимальный угол возвышения. Выяснилось, что по ряду причин червячная передача оказалась недостаточно самотормозящей. После доработки механизма ВН задирания ствола прекратились.

Различные модернизации МЛ-20.

В 1937 году в АУ РККА кому-то пришла в голову ретроградская идея заменить в орудиях среднего калибра раздельно-гильзовое заряжание картузным. Единственный аргумент «за» это дешевизна. В итоге 24 января 1937 года АУ заключило договор с заводом № 172 на проектирование и изготовление опытного ствола.

МЛ-20 с картузным заряжанием. Последний вариант проекта завод представил 26.09.1937 г. В 1939 году был изготовлен опытный ствол с картузным заряжанием. этот ствол на лафете МЛ-20 был испытан на НИАПе. Результаты испытаний оказались неудовлетворительными. Кроме того, возникли серьезные трудности при освоении производства обтюрирующих подушек для затворов. В конце концов ГАУ пришлось отказаться от идеи перевода орудий среднего калибра на картузное заряжание.

В 1946 году ОКБ-172 (ОКБ-172 представляло собой специальное КБ, где работали «зеки», не следует путать с КБ завода № 172, где работали вольнонаемные специалисты), разработало проект БЛ-29 (МЛ-20 с литым казенником и клиновым затвором). Был изготовлен опытный образец.

В декабре 1949 года на заводе № 172 был изготовлен опытный образец 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20-49. Новая система представляла собой штатную МЛ-20, у которой ходы лафета и передка были сделаны по образцу 130-мм пушки М-46. Опытный образец прошел испытания, и 4 марта 1950 года был выпущен отчет о них. На том все работы по МЛ-20-49 были прекращены.

Производство МЛ-20.

Валовое производство МЛ-20 велось только на одном заводе (№ 172) с 1937 года по 1946 год включительно.

Изготовление гаубиц-пушек МЛ-20. Всего за десять лет было изготовлено 6884 гаубицы-пушки МЛ-20.

Устройство МЛ-20.

152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. имели стволы скрепленный и моноблок. Размеры стволов всех типов одинаковы. Скрепленный ствол состоял из свободной трубы, кожуха, казенника, заднего и переднего захватов. У ствола моноблока казенник навинчивался прямо на трубу. Казенники у всех стволов одинаковые. Все стволы имели дульный тормоз. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, наполняется 22 литрами веретенного масла. Накатник гидропневматический, наполняется 22 литрами стеола. При откате противооткатные устройства неподвижны. Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм секторного типа. Горизонтальное наведение осуществлялось вращением верхнего станка относительно нижнего станка (вокруг штыря).

Пружинный уравновешивающий механизм представлял собой две колонки, расположенные перед щитом. Рессоры пластинчатые. Лафетные колеса металлические Ч16.

Передок единый для 152-мм гаубицы-пушки и 122-мм пушки обр. 1931/1937 г. Конструкция передка и лафета допускала возку со скоростью до 20 км/час. Возка обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом состоянии. Время перехода из походного положения в боевое 8-10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 45 км/час.

Орудийная повозка, единая для 122-мм пушки обр. 1931/1937 г. и 152-мм гаубицы-пушки, предназначалась в основном для снимания ствола с лафета, но не исключалась и перевозка на ней ствола. На 12 орудий была положена одна орудийная повозка.

От Претич. Гаубицы МЛ-20 во время Великой Отечественной войны состояли на вооружении и германского вермахта — несколько сотен трофейных орудий. В вермахте они именовались как пушка-гаубица 15,2 cm KH.433/1(r), для них массово производились снаряды. Немецкие войска высоко оценивали боевые качества этого орудия. После войны они долго стояли на вооружении Советской Армии, и армий стран Варшавского договора. Также они поставлялись и в другие страны. На сегодняшний день некоторое количество пушек-гаубиц МЛ-20 (100 штук) находятся в законсервированном виде на складах МО РФ.

МЛ-20 принимала активное участие в арабо-израильских войнах, часть из них попала в израильскую армию в качестве трофеев и также использовалась по назначению. МЛ-20 поставлялась в страны Азии и Африки (Алжир, Вьетнам, КНДР, Куба, Ливия, Монголия, Марокко, Сомали), где принимала участие в военных конфликтах и где до сих пор состоит на вооружении ряда стран. Эти гаубицы замечены в Сирии в ходе нынешних боевых действий — в Сирии их не менее 70 штук… Также МЛ-20 под названием 152 H/37 находятся в резерве финской армии — эти орудия были частично захвачены у РККА, частично куплены в Германии еще во время Второй Мировой войны…

После распада СССР эти орудия достались вновь образовавшимся государствам и судьба их неизвестна. Эти гаубицы есть в Болгарии, Румынии, Польше и 7 штук на Украине…

Также МЛ-20 широко представлена в виде памятников.

152-мм пушка-гаубица МЛ-20 образца 1937 г.

Характеристики 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 образца 1937 г.

Страна: СССР
Тип: Пушка
Дата выпуска: 1930 .г
Расчет: 9 человек
Калибр: 152-мм
Длинна: 8180
Ширина: 2345
Вес: 7,27 тонн
Скорострельность: до 4-х выстрелов в минуту
Дистанция стрельбы: Нет сведений
Начальная скорость снаряда: 655 м/с
Боекомплект: 60 выстрелов

основная пушка — гаубица для Советской Армии проектировалась на основе 152-мм (6 дюймовой) осадной пушки образца 1910 г. , разработанной во Франции фирмой «Шнейдер» для русской армии.

К 30-м годам 20-го века оригинальная конструкция устарела и не смотря на модернизации 1931 и 1934 г. (соответственно обр.1910/1931 гг и обр.1910/1934 гг), применяться в современной армии уже не могла.

В 1935 г. в КБ завода №172 по заданию главного артиллерийского управления РККА была начата разработка новой 152-мм пушки под индексом МЛ-15. Одновременно к проектированию подобного орудия под названием МЛ-20 в инициативном порядке приступила группа конструкторов того же КБ под руководством Ф.Ф. Петрова.

Оба орудия проектировались на основе старой 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг.

В апреле 1936 г. пушка МЛ-15 была представлена на государственные испытания, но их не прошла, в марте 1937 г. после доработки, орудие вышло на повторные испытания и прошло их без недостатков.

152-мм пушка образца 1910/1934 г.г.

25 декабря проходили полигонные испытания пушки МЛ-20, а в следующем году -государственные. По их итогам, после устранения выявленных недостатков в конструкции лафета МЛ-20 была рекомендована к принятию на вооружение РККА под названием 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20.

Предпочтение государственной комиссии объясняется тем, что МЛ-20 по конструкции была в большей степени сходна со 152-мм пушкой обр. 1910/1934гг., хорошо освоенной в промышленном производстве, чем МЛ-15.

Лафет орудия был признан нормализованным и получил название 52-Л-504А. В том же году в КБ Ф.Ф. Петрова на лафет 52-Л-504А был наложен ствол 122-мм корпусной пушки образца 1931 г. Новое орудие получило название 122-мм пушка образца 1931/1937 гг. и составило вместе с МЛ-20 т.н. «корпусной дуплекс».

152 мм гаубица-пушка производилась серийно с 1937 по 1946 год, всего было выпущено 6884 орудий.

Состояла на вооружении корпусных и армейских артиллерийских полков, а также в соединениях и частях артиллерии резерва верховного главнокомандования. Значительное количество орудий в начальный период войны было захвачено немецкой армией, где оно использовалось под названием 15,2 cm KH.433 (r).

После войны гаубица-пушка экспортировалась в страны Варшавского договора, в Сирию, Египет и Афганистан. Пушка модернизировалась в Польше и в Чехословакии и до сих пор стоит на вооружении некоторых зарубежных армий.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

В чем разница между пушкой, гаубицей и мортирой?

Как отличить пушку от гаубицы? Что общего у гаубицы и мортиры? Существуют ли орудия, сочетающие в себе одновременно свойства пушки и гаубицы? Объясняем простыми словами.

Немного военной истории

Пушка — древнейший тип артиллерийского орудия. Считается, что современный состав пороха и первые пушки появились в арабском мире на рубеже XIII-XIV веков. Свое название оружие получило от чешского слова «puška» — «ружьё», что было зафиксировано в конце XIV века в русских летописях.

Основным назначением пушки сегодня является стрельба по настильной траектории, а также по воздушным и отдалённым целям. (Настильная стрельба — стрельба, при которой угол возвышения орудийного ствола не превышает 20 градусов).

Огонь из пушек может вестись как прямой наводкой по танкам, кораблям или фортификациям противника, так и по ненаблюдаемым целям (населенным пунктам, местам сосредоточения техники и живой силы). Пушка — это оружие больше предназначенное для оборонительных действий.

Гаубица и мортира – это типы короткоствольной артиллерии. Имя «гаубица» также пришло с чешского языка «houfnice» — «орудие для метания камней». Впервые появилась в том же XIV веке в Священной Римской империи (средневековая Австрия). Мортиру от гаубицы начали отличать в XVIII веке в России при Петре I.

Предназначены они для навесной стрельбы по укрытым целям и оборонительным сооружениям противника (навесная стрельба — угол возвышения ствола более 20 градусов). Гаубица, как и мортира — оружие наступательного характера, способное сеять панику и смерть в тылу врага, а также создавать огневой вал перед собственными атакующими войсками.

В чем между ними отличия?

Пушка отличается более длинным стволом, большей начальной скоростью снаряда и дальнобойностью. Орудие более 40 калибров длинной — это пушка, менее 40 — гибрид с гаубицей, менее 30 — это уже гаубица, менее 15 — мортира.

Ствол гаубицы короче, но толще. Несмотря на то, что снаряд её летит медленнее и ближе (не дальше 15 км) он содержит больше взрывчатого вещества и куда мощнее пушечного. Боекомплект гаубицы, для изменения траектории и крутизны полета, включает в себя 12 снарядов различных по весу. Благодаря своей конструкции, при одинаковом калибре снаряда, гаубица в 2-3 раза легче пушки.

Мортира своими размерами и длинной ствола еще меньше гаубицы. Её снаряды летят по более крутой траектории. Скорость полета не превышает 300 метров секунду. Проигрывая в скорострельности и дальности, мортира может нести более мощные и разрушительные снаряды. Правда, в современной армии мортиры применения не нашли и вышли из употребления после Второй Мировой войны. Сегодня функцию мортир выполняют гаубицы и минометы.

Существуют своеобразные гибриды — гаубицы-пушки и пушки-гаубицы. Наибольшего признания среди них получили английская 25-фунтовка и советская тяжелая 152 мм пушка-гаубица, действовавшие в период Второй Мировой войны.

Гибрид сочетает в себе возможности гаубицы (борьба с открыто расположенной и укрытой живой силой и полевой фортификацией противника) и пушки (борьба с бронетехникой и долговременной фортификацией, стрельба на дальние дистанции). В современных армиях предпочтение отдают именно пушкам-гаубицам.

МЛ-20С (152-мм)

МЛ-20С

Описание

152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ — 52-Г-544А) — советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Также этой артиллерийской системой были вооружены самые мощные советские серийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152.

В игре установлена на следующих образцах техники:

  • СУ-152
  • ИСУ-152
  • ИСУ-152 (Китай)

Основные характеристики

Параметр Значение
Калибр, мм 152,4
Скорострельность,выстрелов/мин 3—4
Прицельная дальность, м: до 17 230
Длина ствола, мм 4240

Доступные снаряды

Для данной пушки доступны следующие снаряды:

  • БР-540 — бронебойный остроголовый каморный снаряд.
  • БР-540Б — бронебойный тупоголовый каморный снаряд.
  • БП-540 — кумулятивный снаряд. Присутствует только на ИСУ-152
  • ОФ-540 — осколочно-фугасный снаряд.

Технические характеристики снарядов приведены в следующих таблицах:

Снаряд Тип Масса, кг Начальная скорость, м/с Задержка взрывателя, м Чувствительность взрывателя, мм Масса взрывчатого вещества, г Угол встречи, при котором вероятность рикошета 100% Угол встречи, при котором вероятность рикошета 50% Угол встречи, при котором вероятность рикошета 0%
БР-540 БС 49 600 1.2 15 480 25 30 43
БР-540Б БС 49 600 1.2 15 660 19 27 42
БП-540 КС 28 680 0.1 3840 17 21 28
ОФ-540 ОФС 44 655 0.01 5900 9 10 11

Шаблон:Гаубицы

Применение в бою

Гаубица-пушка МЛ-20С пожалуй одно из самых мощных орудий на третьей эре. Практически любо попадание из этого орудия смертельно для вашего противника, кем бы он ни был. Отличные баллистические характеристики позволяют стрелять на вскидку без использования сетки определения дальности. Относительно быстрая перезарядка открывает достаточно широки возможности по сравнению с другими орудиями того же калибра у других стран.

Достоинства и недостатки

Достоинства

  • Высокая поражающая способность боеприпасов
  • Высокая скорость огня как для 152 мм пушки
  • Отличная баллистика

Недостатки

  • Малые углы наводки
  • Большие габариты орудия

Медиа

  • МЛ-20

  • Пушка МЛ-20

  • СУ-152 с пушкой МЛ-20С

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

  • 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20) на armor.kiev.ua

Гаубица Д-20

В послевоенные годы командование вооруженных сил обеспокоилось проблемой устаревания многих видов вооружений, в том числе и артиллерии. Разработки новых систем велись с учетом максимальной унификации разнокалиберного оружия.

Одним из таких образцов стала 152 мм гаубица Д-20, вставшая на боевое дежурство в 1955 году. При этом конструкторам удалось обеспечить преемственность боеприпасов, которые применялись на Д-1. Подобный шаг позволил ускорить принятие на вооружение орудия. В дальнейшем для гаубицы стали использоваться оригинальные снаряды, оснащенные лазерными системами наведения или ядерной боевой частью.

История создания

Разработка новой гаубицы калибра 152 мм началась сразу после окончания войны. Конструкторские работы вело свердловское ОКБ-9, орудие создавалось в комплексе со 122 мм пушкой Д-74. Обе артиллерийские системы предназначались для замены орудий, созданных еще в 30-е годы. Отличительной особенностью орудий стала унификация конструкции, что позволило упростить ремонт и обслуживание техники в действующей армии.

Дополнительным плюсом стала возможность расширения возможностей корпусной артиллерии, а для разнокалиберных пушек требовались одинаково обученные расчеты. Одновременно в Перми было разработано опытное орудие М-47 (шедшее в комплекте со 130 мм пушкой М-46). Но серийный выпуск пушки продолжался недолго, в армию попало всего 126 экземпляров 152 мм пушки М-47.

На начальном этапе проектирования, которое велось под руководством Ф.Ф. Петрова, гаубица несла обозначение Д-72. Первый прототип был готов в 1950 году и использовал лафет, полностью идентичный примененному на пушке Д-74 (дебютировавшей несколько раньше). Но военные несколько переформулировали задание, что перевело систему в разряд гаубиц-пушек. Из-за этого индекс сменился на Д-20, по системе ГРАУ орудие получило обозначение 52-П-546.

Серийный выпуск развернулся спустя несколько лет, но уже в 1955 году о существовании гаубицы стало известно странам блока НАТО, где система получила кодовое обозначение М1955.

Массовые поставки орудий в Советскую Армию начались только в 1956 году.

В боекомплект гаубицы-пушки Д-20 были введены химические снаряды и 152 мм боеприпасы с ядерной боеголовкой. Для ускорения темпа ведения огня в конструкции орудия применили вертикальный клиновой затвор с полуавтоматическим принципом действия. Позднее была создана модификация с досылателем снаряда, срабатывавшим полностью автоматически. Пиковая скорострельность достигла 8 выстрелов в минуту. Улучшенная гаубица получила обозначение Д-20М «Хитин».

В 1967 году стартовала разработка мобильной версии гаубицы, получившей впоследствии обозначение 2С3 «Акация». Самоходная установка оборудована орудием 2А33, созданным на базе Д-20 и использующим аналогичные боеприпасы.

Особенности конструкции

Ствол гаубицы Д-20 собран из трубы, на которой закреплен дульный тормоз и казенник с обоймой. Клиновой затвор копирного типа оснащен механическим фиксатором, в конструкции имеется ударный механизм, разбивающий капсюль перед выстрелом. Стреляная гильза автоматически выбрасывается наружу отдельным механизмом, удерживающим клин затвора в нижнем положении.

В конструкции затвора имеется предохранитель, не допускающий выстрела при частично запертой каморе. После подачи следующего снаряда, затвор автоматически закрывается и гаубица готова к производству следующего выстрела.

На Д-20 применена литая люлька, состоящая из половин, соединенных сваркой.

К люльке крепятся штоки противооткатных устройств, элементы подъемного механизма кронштейны для прицелов и копирного элемента. Левая часть люльки оснащена защитным экраном, предотвращающим травмирование расчета при откате ствола.

Корпус ограждения предназначен для установки спускового механизма и рычага повторного взвода ударника. Также имеются измеритель длины отката и контрольные таблицы для проверки уровня жидкости в накатном приспособлении.

Гаубица Д-20 оснащена гидравлическим тормозом отката, в котором расположен дополнительный пружинный компенсатор. Полость заполняется жидкостью «стеол-М» в объеме 14,7 л. Гидропневматический накатник также заправлен «стеол-М» и сжатым азотом (допускается применение атмосферного воздуха). Вместимость резервуара составляет 13,4 л жидкости, газ находится под давлением 62 кгс/см². Цилиндрические корпуса тормоза и накатника жестко соединены со стволом, при откате перемещаются совместно с ним.

Станок 152 мм гаубицы Д-20 состоит из верхней и нижней частей. Верхняя секция предназначена для размещения уравновешивающего и подъемного механизмов. Узел крепится на цапфах, выполненных на нижней части. Изменение угла наклона ствола производится вручную при помощи механизма с червячными и коническими парами шестерен. Уравновешивающий механизм состоит из 2-х элементов, заполненных сжатым воздухом с добавлением жидкости «стеол-М» и графита.

Нижний станок Д-20 служит для крепления колес ходовой части, станин и верхней секции. В основании есть гидравлический домкрат, используемый для перевода орудия в боевое положение и обратно. Станины имеют отверстия, в которые забиваются стержни, необходимые для фиксации орудия при стрельбе с мягкого грунта. Дополнительно использованы откидные сошники. Ходовая часть включает в себя 2 колеса, идентичных применявшимся на грузовиках ЯАЗ/МАЗ-200.

На ранних гаубицах использовались шины ГК 12.00*20, заполненные губчатым материалом.

Позднее стали устанавливаться штампованно-сварные диски 8,5В-20 с пневматическими покрышками ИЯВ-12Б, имевшими размерность 320-508. Внутри ступиц барабанные тормоза, работающие от пневматического или ручного привода. Торсионная подвеска при ведении огня из Д-20 не отключается.

Для защиты расчета от пуль и мелких осколков используется стальной щит, состоящий из 2 секций. Дополнительно установлен подвижный элемент, перемещающийся вместе с люлькой. На нижнем станке установлен дополнительный откидной щиток.

В боекомплект гаубицы Д-20 входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 весом 43,56 кг. Для поражения бронированной техники используются снаряды БР-540Б (с наконечником) и БР-540 (остроголовые). Снаряды имеют вес 48,96 и 48,78 кг соответственно. Для обучения расчета применялся практический снаряд ПБР-540, оснащенный донным трассером.

Позднее в боекомплект ввели снаряды с химическим отравляющим веществом, а также снаряд 3ВБ3, оснащенный ядерной боевой частью. Для борьбы с бронетехникой стали применяться управляемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь-М», укомплектованные лазерной головкой наведения.

Все боеприпасы упаковываются по 1 штуке в деревянные ящики. Метательный заряд располагается в цельнотянутых гильзах, изготовленных из латуни или стального тонкостенного листа. Воспламенение порохового заряда производится капсюльной втулкой, установленной в донце гильзы.

Нацеливание выполняется при помощи прицела панорамного типа и дополнительного устройства прямой наводки.

Прицелы размещены на общей раме, находящейся на левой стороне люльки. Оба прицела находятся на гаубице постоянно, допускается снятие артиллерийской панорамы. Для обеспечения работы в ночное время применяется прибор подсветки «Луч-С71М».

Применение

По мере насыщения Советской Армии новым типом орудия, начались поставки Д-20 в арабские страны. Для перевозки использовались легкие гусеничные артиллерийские тягачи АТ-Л или бортовые автомобили УРАЛ-375Д или 4320. Конструкция ходовой части позволяет вести транспортировку по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 60 км/ч.

Первым крупным боестолкновением, в котором приняла участие гаубица, стала Шестидневная война. Позднее артиллерийская установка применялась в войне Судного дня. В 1969 году произошел конфликт между СССР и Китаем в районе острова Даманский. В ходе боевых действий были опробованы советские орудия. Позднее Д-20 применяли в Афганистане, часть поставленных Ираку орудий использовалась в ходе войны с Кувейтом. Позднее сохранившиеся гаубицы повоевали в ходе гражданской войны на территории Ирака.

Также отмечены случаи использования Д-20 в ходе локальных конфликтов, возникавших между республиками бывшего СССР. После начала конфликта на востоке Украины гаубицы Д-20 стали использоваться против вооруженных формирований ДНР и ЛНР. Часть орудий была захвачена повстанцами у официального Киева в ходе летних боев в 2014 году.

По состоянию на 2017 году гаубица Д-20 продолжает оставаться на вооружении армий нескольких десятков государств. Наиболее крупный парк имеется в Китае, но он состоит из локализованной версии Typ 66. Китайские гаубицы также поставлялись на экспорт, в частности, ими была вооружена армия Албании. Еще одной вариацией на тему Д-20 стала румынская гаубица А411, принятая на вооружение в 1981 году.

Конструкция орудия предусматривает применение оригинальных боеприпасов с уменьшенной дальностью стрельбы.

Также лафет от Д-20 использовался румынами при создании гаубицы А425, разработанную на основе китайской продукции.

В российской армии орудие сняли с вооружения в 2015 году, но значительное количество стволов продолжает храниться на базах в законсервированном состоянии. Часть списанных гаубиц передали в экспозиции музеев, расположенных в Верхней Пышме, Санкт-Петербурге и Чебоксарах.

Характеристики и аналоги

На момент своего появления, гаубица Д-20 являлась уникальным типом орудия, не имевшим аналогов в мире. В армии США долгое время оставалось орудие М114, разработанное еще на стыке 30-40-х годов. Постепенное введение в строй сопоставимых по калибру и характеристикам орудий началось в странах НАТО только в середине 70-х годов.

В 1979 году на вооружение армии США принимается М198, которое будет использоваться вплоть до начала 2000-х годов.

Д-20 М114 М198
Калибр, мм 152 155 155
Масса, кг 5650 5427 7165
Длина ствола, клб 34 20 39
Численность расчета, чел 8 11 10
Дальность ведения огня, м 17410 14600 24000

Американский аналог М198 имеет вес почти на 2000 кг больше, частично компенсируемый увеличенным по длине стволом. За счет этого увеличена дальнобойность орудия, но применение поршневого затвора отрицательно сказалось на скорострельности. При применении активно-реактивных снарядов дальнобойность Д-20 достигает 24 км, американский конкурент способен послать снаряд на 30 км.

Несмотря на то, что гаубица Д-20 разработана почти 70 лет назад, она остается на вооружении многих государств. Прочная конструкция и большая дальнобойность позволяют использовать орудие наравне с более современными конструкциями. Большим плюсом является широкий перечень боеприпасов, в который входят современные снаряды с лазерным указанием целей. Использование такого оружия обеспечивает поражение различных типов современной бронетехники.

Дополнительный импульс к жизни Д-20 дает самоходная установка «Акация», находящаяся на вооружении российской армии в большом количестве.

Многочисленные модернизации позволили повысить боевые и эксплуатационные характеристики установки. На последней модификации 2С3М3 осуществляется установка гаубицы 2А33М, использующая улучшенные баллистические решения, позаимствованные у орудия 2А64.