Фрегата проекта 22350

Содержание

Фрегат «Адмирал Горшков»

Судно «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — фрегат с управляемым ракетным оружием Военно-Морского Флота Российской Федерации, головной фрегат проекта 22350. Корабль входит в состав 43-й дивизии ракетных кораблей Северного флота ВМФ России. Представляет четвертое поколение отечественных кораблей — носителей управляемого ракетного оружия. Фрегат способен решать широкий круг задач: борьба с вражескими надводными кораблями; поиск и уничтожение субмарин; поражение наземных целей в глубине территории противника, на побережье и островах; противовоздушная, противолодочная и противокатерная оборона соединения или конвоя; огневая поддержка высадки морских десантов. Порт приписки — город Североморск.

Основные тактико-технические характеристики фрегата «Адмирал Горшков»

Основные тактико-технические характеристики фрегата «Адмирал Горшков»

Основные характеристики:

Водоизмещение: 5400 тонн (полное)

Длина: 135 м (наибольшая)

Ширина: 16 м

Осадка: 4,5 м

Скорость хода: 30 узлов (полная)

Дальность плавания: 4500 морских миль

Автономность плавания: 30 суток

Экипаж: 180-210 человек

Вооружение:

Артиллерия: 1 × 1 × 130-мм АУ А-192

Зенитная артиллерия: 2 × ЗАК «Палаш»

Ракетное вооружение:
— до 16 ракет ПКР ЗМ55 «Оникс» или 3М54, семейства «Калибр-НК»
— ЗРК «Полимент-Редут»

Противолодочное вооружение:
— до 16 противолодочных ракет 91Р, семейства «Калибр-НК»
— вместо части ПКР и 8 ракет противолодочного ракетного комплекса «Медведка-2»

Авиационная группа: 1 вертолет Ка-27ПЛ

закрыть

2 апреля 2020 года Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» вышел из Североморска в Баренцево море и взял курс на Северодвинск. Там он пройдет плановое обслуживание и частичную модернизацию систем и механизмов. После завершения технических работ корабль выйдет на испытания в полигонах боевой подготовки флота в Белом море. Во время перехода экипаж судна продолжит совершенствовать военно-морскую подготовку и отработает задачи противовоздушной и противолодочной обороны, а также мероприятия по борьбе за живучесть на ходу в море.

26 февраля 2019 года фрегат совершил первый в своей истории дальний морской поход, в ходе которого зашел в китайский порт и военно-морскую базу Циндао для участия в торжествах, посвященных 70-летию ВМС Народной освободительной армии Китая.

4 октября 2018 года фрегат «Адмирал Горшков», выполняющий плановые задачи курса боевой подготовки в Баренцевом море, успешно провел серию практических стрельб по морской и воздушным целям из зенитного ракетного комплекса морского базирования вертикального пуска «Полимент-Редут». Экипаж корабля трижды успешно поразил воздушные мишени.

1 сентября 2018 года фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» отправился в пункт постоянной дислокации — город Североморск.

28 июля 2018 года на фрегате «Адмирал Горшков» был поднят Андреевский флаг.

26 июля 2018 года Государственной комиссией под председательством капитана 1-го ранга Виктора Иванова подписан приемный акт государственных испытаний фрегата.

20 марта 2017 года фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

25 ноября 2015 года корабль «Адмирал флота Советского Союза Горшков» выполнил стрельбы ракетами из УКСК по морским и наземным целям в Белом море.

30 сентября 2015 года прибыл на Беломорскую военно-морскую базу для прохождения второго этапа государственных испытаний на полигонах Северного флота.

18 ноября 2014 года кораблю «Адмирал Горшков» вышел на ходовые испытания.

8 ноября 2014 года корабль «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был отбуксирован в Кронштадт для начала заводских ходовых испытаний.

3 октября 2014 года фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» поступил на стенд размагничивания судостроительного завода «Северная верфь».

19 сентября 2014 года корабль получил 130-мм универсальную АУ А-192 «Армат» разработки ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени Михаила Васильевича Фрунзе».

29 октября 2010 года фрегат «Адмирал Горшков» был спущен на воду. Техническая готовность корабля на момент спуска составляла около 40%. На церемонии спуска корабля на воду находились заместитель ГК ВМФ по воспитательной работе вице-адмирал Федор Смуглин, вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский, первый заместитель полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе Михаил Моцак, член Совета Федерации адмирал в отставке Вячеслав Попов, генеральный конструктор ОАО СПКБ Владимир Юхнин и генеральный директор ОАО «Северная верфь» Андрей Фомичев. Почетным гостем являлась дочь адмирала Сергея Георгиевича Горшкова Елена Сергеевна Горшкова.

1 февраля 2006 года на судостроительном предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350

Адмирал Флота Советского Союза Горшков нет
Адмирал Флота Советского Союза Горшков
нет Постройка и служба

6 ед. Заказано

1 ед. Построено

с 2006 гг. Годы постройки

ОАО “Северная верфь” Место строительства

Общие данные Экипаж

180-210 чел. Общая численность

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2 x 8 — ВПУ УКСК (ПКР, КР, ПЛУР);
  • 4 x 8 — ВПУ ЗРК «Полимент-Редут»;
  • 2 ПЗРК «Игла-М».

Артиллерийское вооружение

  • 1 x 1 — 130-мм орудие А-192М «Армат»;
  • 2 БМ ЗРАК «Палаш»;
  • 2 х 1 — 14,5-мм пулеметные установки МТПУ.

Торпедное вооружение

  • 2 х 4 — 330-мм ПУ СМ-588 комплекса «Пакет-НК».

Авиационное вооружение

  • 1 вертолет Ка-27ПЛ, ангар и ВПП.

Построенные корабли Фрегаты проекта 22350 — серия из восьми кораблей океанской зоны, спроектированных в Северном ПКБ и строящихся для ВМФ РФ на судостроительном заводе “Северная верфь”.

История создания

Проектирование

Сторожевой корабль дальней морской зоны разработан Северным проектно-конструкторским бюро (ОАО «Северное ПКБ»), эскизный проект под номером 22350 утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года.

Изначально озвучивалась потребность строительства серии из 20 кораблей проекта 22350 в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 года эта цифра снизилась до 10-12 кораблей. Тендер на строительство корабля был объявлен 28 февраля 2005 года. В нем приняли участие Судостроительный завод «Северная верфь», Балтийский судостроительный завод, объединение «Адмиралтейские верфи» и Калининградский судостроительный завод «Янтарь».

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 был заключен Министерством обороны с победителем тендера, Судостроительным заводом «Северная верфь» 21 октября 2005 года. Впоследствии с этим же предприятием были подписаны еще два контракта: 25 марта 2010 года на три корабля и 17 марта 2011 года на четыре корабля. Согласно контрактам, поставки кораблей флоту завершатся к 2018 году. Одновременно ССЗ «Северная верфь» был признан единственным поставщиком кораблей проекта 22350 для ВМФ России.

Накануне спуска фрегата «Адмирал флота Касатонов» 12 декабря 2014 года СМИ опубликовали слова главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова: «В ближнесрочной перспективе Военно-морской флот рассчитывает получить свыше 15 фрегатов проекта 22350 и их модификации — проекта 22350М. Эти корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в арктической зоне, Атлантике и Средиземном море».

Постройка и испытания

«Адмирал Горшков» после спуска на воду проходил стендовые заводские испытания. В мае 2013 года на корабле были проведены швартовные испытания. 3 октября 2014 года «Адмирал Горшков» был поставлен на стенд размагничивания в бассейне Судостроительного завода «Северная верфь». 8 ноября 2014 года фрегат был отбуксирован в Кронштадт для начала заводских ходовых испытаний. 18 ноября 2014 года корабль впервые самостоятельно вышел в море для проведения первого этапа заводских ходовых испытаний. На вооружение ВМФ РФ «Адмирал Горшков» принят 28 июля 2018 года.

Описание конструкции

Фрегаты проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Корпус

Фрегаты проекта 22350 – корабли с протяженным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн – технология stealth). Физические поля фрегата минимизированы.

Кормовая оконечность – транцевая. Форма обводов корпуса и острый клиперский форштевень должны обеспечить кораблям проекта 22350 хорошие мореходные качества. Двойное дно располагается на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора).

На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые этими механизмами. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле применена дизель-газотурбинная установка типа CODAG состоящая из двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р, включающих в себя:

  • два газотурбинных двигателя 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с. полного хода, которые размещены в носовом машинном отделении, совместной разработки НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Россия) и НПП «Зоря-Машпроект» (г. Николаев, Украина).
  • два дизельных двигателя 10Д49 экономического хода мощностью по 5200 л.с. производства ОАО “Коломенский завод” (г. Коломна, Россия) с двухскоростными редукторными передачами, которые размещены в кормовом машинном отделении;
  • редуктора РО55Р, который обеспечивает раздельную работу дизелей и турбин, производства ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев, Украина);
  • системы автоматического управления «Метель-55», разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора» (г. Санкт-Петербург, Россия).

Запасы топлива на корабле обеспечивают ему дальность плавания 4 000 миль при скорости экономичного хода 14 узлов.

Вспомогательное оборудование

На корабле установлено четыре дизель-генератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

Экипаж и обитаемость

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным ударным вооружением корабля проекта 22350 является ракетный комплекс «Калибр» с универсальной 16-контейнерной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) 3С-14 с возможностью размещения крылатых ракет морского базирования, противокорабельных ракет и противолодочных управляемых ракет. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Дальняя зона ПВО корабля обеспечивается ЗРК «Полимент-Редут», ближняя – зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Палаш». ЗРК «Полимент-Редут» имеет одну 32-зарядную вертикальную пусковую установку (32 ЗУР 48Н6Е2, или 128 9М96Е, или 512 РВВ-АЕ-ЗРК в любых сочетаниях). ЗРАК «Палаш» представлен двумя боевыми модулями (2х4 ПУ ЗУР с боекомплектом из 32 ракет и 2х6 30-мм автоматических пушки).

Артиллерийское вооружение

Артиллерия корабля представлена одной автоматической артиллерийской установкой А-192М «Армат».

Авиационное вооружение

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования палубного вертолета типа Ка-27.

Средства связи, обнаружения и управления

Радиоэлектронное вооружение корабля представлено средствами обнаружения воздушных, подводных и надводных целей, выдачи целеуказания корабельному оружию, а также радиоэлектронного подавления и борьбы, работа которых скомплексирована при помощи БИУС «Сигма-22350».

Для обнаружения воздушных и надводных целей, а также управления огнем ЗРК применяется РЛС с ФАР 5П20К «Полимент». РЛС работает в Х-диапазоне, способна обнаруживать и сопровождать более 200 целей на дальности до 200 км и одновременно обеспечивать обстрел 16 из них. Антенный пост станции «Полимент» представлен 4-х сторонней АФАР.

В качестве станции общего обнаружения воздушных и надводных целей используется РЛС 5П27 «Фурке» (производство НПО «Правдинский радиозавод»).

Для целеуказания ПКР используется РЛС 34К1 «Монолит».

Для выдачи целеуказания и управления огнем АУ А-192 применяется система 5П-10 «Пума» (разработки и производства НИИ «Полюс») с лазерным дальномером и ТВ-каналом.

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в интересах обороны корабля, обеспечения навигационной безопасности и для контроля взлета и посадки корабельных вертолетов применяется многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс МТК-201М с малогабаритной гиростабилизированной камерной установкой секторного обзора МТК-201М-С7 (разработки и производства Уральского оптико-механического завода УОМЗ).

Для освещения подводной обстановки и выдачи целеуказания противолодочному оружию используется ГАК «Заря-3» (по неподтвержденным данным на головной СКР зав. №921 установлен ГАК «Звезда») и буксируемая ГАС «Виньетка-М».

Задачи радиоэлектронной борьбы и противодействия электронным средствам противника решаются при помощи комплекса РЭБ «Просвет-М» (2 ПУ КТ-308 и 8 ПУ КТ-216).

Средства связи корабля дополнены комплексом спутниковой связи «Центавр-НМ», антенные посты которого размещены на кормовой надстройке.

Построенные корабли

Головной фрегат проекта 22350 заложен 1 февраля 2006 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Это первый крупный надводный корабль, заложенный на верфях России с 1991 года. Фрегат спущен на воду 29 октября 2010 года, в ноябре 2014 года вышел на заводские испытания, предположительно вступит в строй в 2015 году.

В ноябре 2009 года был заложен первый серийный фрегат проекта 22350 – «Адмирал флота Касатонов», второй серийный корабль – «Адмирал Головко» – заложили 1 февраля 2012 года. Закладка третьего серийного фрегата – «Адмирал флота Советского Союза Исаков» – произведена 14 ноября 2013 года в день 101-й годовщины основания «Северной верфи».

Название Зав. № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Подъем флага Примечание
Адмирал флота Советского Союза Горшков 921 “Северная верфь” 1 февраля 2006 года 29 октября 2010 года Головной корабль серии
Адмирал флота Касатонов 922 “Северная верфь” 26 ноября 2009 года 12 декабря 2014 года Первый серийный корабль
Адмирал Головко 923 “Северная верфь” 1 февраля 2012 года Второй серийный
Адмирал флота Советского Союза Исаков 924 “Северная верфь” 14 ноября 2013 года Третий серийный

Судьба кораблей

  • Адмирал флота Советского Союза Горшков
  • Первый командир корабля — ?.

    • 18 ноября 2014 года фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 впервые вышел из Кронштадта в Финский залив. для проведения заводских ходовых испытаний в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ.

    В ходе проведения первого этапа ЗХИ будут проверяться ходовые показатели корабля, работа главной энергетической установки, корабельных систем и устройств. В частности, работа силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи, обнаружения и навигации, якорного устройства. Также будут проводиться скоростные, маневренные и вибрационные испытания корабля. Помимо экипажа, на борту фрегата находятся более 200 специалистов различных подразделений завода-изготовителя, специалистов от промышленности, а также контрагентов.

  • Адмирал флота Касатонов
  • Первый командир корабля — ?.

    • 12 декабря 2014 года корабль спущен на воду и находится у достроченной стенки ССЗ «Северная верфь»

    Литература и источники

    Ссылки

    «Адмирал Горшков»: на что способен самый совершенный фрегат ВМФ России

    Примечания

    1. сообщение ТАСС, 12 декабря 2014 года
    2. На военно-морском салоне в Санкт-Петербурге уральский завод представил новое оборудование для кораблей

    Галерея

    • Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» у достроечной стенки завода «Северная верфь».

    • Модель фрегата проекта 22350 в заводском музее ОАО «Северная верфь».

    Эту статью требуется викифицировать!

    Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

    Добавить фото в галерею, Наполнить статью внутренними ссылками, Добавить информацию

    Фрегат «Адмирал Горшков» – будущая основа российского флота

    Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков во время Великой Отечественной командовал бригадой крейсеров, а впоследствии почти 30 лет занимал пост Главнокомандующего ВМФ. Неудивительно, что его именем называют военные корабли.

    Ранее в честь адмирала был назван тяжёлый авианесущий крейсер. Теперь же имя флотоводца присвоено представителю новейшего семейства – многоцелевому фрегату проекта 22350. Это не только полностью новые, современные корабли, но и первые, официально именуемые фрегатами.

    Происхождение названия типа и история постройки

    Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

    В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

    В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

    Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

    Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

    К сожалению, тяжёлое экономическое положение в стране не всегда позволяло даже сохранять имеющиеся боевые единицы, не говоря уже о разработке новых. Например, сторожевик «Ярослав Мудрый» заложили ещё в 1988 году, но в строй он вступил только через 20 лет.

    Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» – сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

    Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» – проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

    Краткое описание конструкции

    Корпус фрегата имеет длинный полубак, двойное дно идёт от носа до машинного отделения. С целью снижения вероятности обнаружения корабля радарами противника его надстройка выполнена из композитов на основе углеродного волокна. Такие материалы хорошо поглощают радиоволны.

    Иначе говоря, «Адмирал Горшков» построен с применением «стелс»-технологий.

    Энергетическая установка фрегата – комбинированного типа. В ней на каждый из валов гребного винта работают дизельный двигатель и газовая турбина. Мощность турбин составляет 27500 л.с., а дизелей – 5200 л.с. Суммарная мощность всей установки достигает 65000 л.с. На судне применены гребные винты фиксированного шага. Фрегат оснащён успокоителями качки. Мореходные качества, в итоге, должны позволить «Адмиралу Горшкову» вести боевые действия даже при пятибалльном шторме.

    Главный артиллерийский калибр фрегата – универсальная 130мм автоматическая пушка в установке А-192. Предыдущая артустановка аналогичного калибра – АК-130 – имела массу свыше 80 тонн. Это ограничивало её применение только крупными кораблями – крейсерами и эсминцами. Масса установки А-192 составляет лишь 25 тонн, и она может устанавливаться даже на небольшие корабли, такие как фрегаты.

    Скорострельность достигает 30 выстрелов в минуту, пушка может поражать наземные и морские цели на дальностях до 23 километров. При использовании орудия в качестве зенитного досягаемость составляет 18 километров по высоте.

    Малокалиберная артиллерия представлена двумя зенитными установками «Палаш», по одной на борт. Каждая установка несёт две шестиствольные автоматические пушки ГШ 6-30КД, темп стрельбы которых – до 10 тысяч выстрелов в минуту (суммарно). «Палаши» поражают воздушные цели на высотах до 3 километров.

    Ракетное оружие «Адмирала Горшкова» размещается в носу корпуса в универсальных установках вертикального пуска.

    Две УВП ЗС14У1 содержат по восемь ячеек, в которые можно загружать ракеты различного назначения. Противокорабельная ракета средней дальности «Оникс» позволяет поражать корабли на дальностях до 300 километров, масса боевой части – 300 килограмм. Она малозаметна для радаров и применяется по принципу «пустил-забыл».

    Другой вариант – крылатые ракеты «Калибр». Эта ракета универсальная и может быть, в зависимости от варианта, противокорабельной, противолодочной или тактической для поражения наземных целей. Дальность полёта – до 300 километров (как и у «Оникса»), боевая часть может быть проникающей или осколочно-фугасной. Наведение – инерциальное и радиолокационное. Противолодочные ракеты в качестве БЧ несут торпеду.

    Наконец, в перспективе фрегат сможет использовать ракеты «Циркон», на вооружение пока не поступившую. Эти ПКР отличаются крайне высокой (гиперзвуковой) скоростью полёта. Переоснащение российских кораблей этими ракетами сможет, по некоторым оценкам, снизить роль авианосцев и заставит разрабатывать новые средства противоракетной обороны.

    Противовоздушную оборону «Адмирала Горшкова» обеспечивает, в дополнение к артиллерии, ракетный комплекс «Редут». Его пусковые установки – также в носу, перед ЗС14У1. Боезапас насчитывает до 32 дальнобойных ракет 9М96 (дальность пуска – до 120 км) и до 128 ракет ближнего боя 9М100 (дальность – около 15 км).

    От подводных лодок противника фрегат защищают две счетверённые установки «Пакет-НК».

    Они поражают субмарины малогабаритными торпедами калибра 324 мм, а атакующие торпеды – реактивными противоторпедами М-15. Палубный ангар «Адмирала Горшкова» вмещает в себя традиционный для российского флота вертолёт Ка-27.

    Боевые характеристики фрегатов проекта 22350

    Достойно внимания то, что в составе ВМС США тоже произошли изменения. Главной ударной силой по-прежнему остаются тяжёлые авианосцы, но на смену старым фрегатам «Оливер Перри» пришли «литоральные» сторожевые корабли проектов «Freedom» и “Independence”.В качестве другого конкурента «Горшкова» рассмотрим уже не новый, но широко распространённый немецкий фрегат семейства MEKO.

    Проект 22350 Littoral Combat Ship MEKO 200
    Водоизмещение, тонн 5400 3100 3400
    Длина, метров 135 127 118
    Ширина, метров 16 32 14,8
    Скорость хода, узлов 30 44 32
    Артиллерийское вооружение 1 x 130мм 1 х 57мм, 2 х 30 мм 1 х 127мм
    Ракетное вооружение 16 установок пуска ракет «Оникс» и «Калибр» 24 ракеты “Hellfire” 8 ракет “Harpoon”
    Зенитное вооружение 2 х ЗАК «Палаш», 4 х ЗРК «Редут» 1 х ЗРКSeaRAM ЗРК SeaSparrow, ЗАК Phalanx
    Противолодочное вооружение ПЛР 91Р2, 2 торпедных аппарата 2 торпедныхаппарата Мк32
    Авиационное вооружение Вертолёт Ка-27 Вертолёт MH-60, БПЛА MQ-8 Вертолёт S-70
    Экипаж, человек 210 75 220

    Сопоставляя тактико-технические характеристики, можно прийти к выводу: «Горшков», если и не является «суперфрегатом», то совсем не уступает по боевым возможностям своим аналогам. И вполне способен стать достойным конкурентом немецким фрегатам, если корабли проекта будут экспортироваться.

    А вот характеристики новейшего американского сторожевика заставляют задуматься об уместности сравнения. Слишком сильно «литоральный боевой корабль» отошёл от сложившейся концепции фрегата. Калибр артиллерийского орудия вдвое меньше, зенитное вооружении слабее, противолодочное ограничено бортовым вертолётом. А лёгкие ракеты”Hellfire” – совсем не конкурент противокорабельным «Ониксам».

    Если бы на их месте были хотя бы ракеты «Harpoon» – это сблизило бы возможности. Возможно, дополнительные боевые модули смогут значительно изменить боевые качества LCS. Внимания заслуживают высокая скорость и малая численность экипажа «американцев».

    Перспективы, боевые и служебные

    То главное, чего стоит ожидать от «Адмирала Горшкова» – это безаварийная эксплуатация. Всё-таки это первый всерии, не имеющей преемственности с предшественниками. Так что надеяться надо в первую очередь на то, что у него не выявится серьёзных «детских болезней». И что успевший сломаться маршевый дизель останётся самой крупной неприятностью.

    Фрегат, скорее всего, будет нести патрульную службу. Возможно – будет поддерживать ракетными ударами действия наземных войск (если они не будут выведены из горячих точек в ближайшие годы).

    А если корабли проекта 22350 будут построены крупной серией, то у них есть все шансы стать главной «рабочей лошадкой» флота (какой является на сегодняшний день американский эсминец «Арли Берк»). А вооружённые ракетами «Циркон» фрегаты получат возможность атаковать любые, даже самые крупные, корабли противника. И для уничтожения авианосцев уже не понадобятся тяжёлые крейсера.

    Фрегаты проекта 22350 открыли новую, долгожданную страницу в истории флота России.

    Даже лучшие корабли советской постройки уже давно нуждаются в замене – и вот она пришла. ВМФ начали принимать новые корабли, созданные с учётом современных требований.

    Деятельность адмирала Сергея Горшкова на посту главнокомандующего в настоящее время оценивают по-разному. Есть мнение о том, что вместо строительства атомных крейсеров Советскому Союзу стоило больше внимания уделять авианосцам. Но есть определённый символизм в том, что имя адмирала присвоили хоть и небольшому кораблю, но мощно вооружённому и вполне способному (в перспективе) справиться с ролью противовеса авианосцам.

    В Минобороны еще не приняли решение о строительстве улучшенных фрегатов проекта 22350М

    МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/. Дальнейшие работы по созданию модернизированного фрегата проекта 22350М приостановлены после разработки эскизного проекта корабля из-за отсутствия решения заказчика. Об этом говорится в отчете АО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Северное ПКБ, входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация, ОСК), опубликованном на сайте компании.

    В документе сказано, что в декабре 2019 года завершена разработка эскизного проекта корабля океанской зоны 22350М. Комиссия, назначенная департаментом Минобороны по обеспечению гособоронзаказа, провела приемку эскизного проекта. 25 декабря в департамент представлен акт комиссии с предложением принять выполненные работы.

    Тем не менее, на момент формирование отчета отсутствовало «последующее решение Заказчика о начале планировавшихся на его (эскизного проекта 22350М — прим. ТАСС) основе работ».

    В декабре 2019 глава ОСК Алексей Рахманов сказал ТАСС, что техпроект корабля проекта 22350М готов. По его словам, строительство головного корабля может начаться уже в 2020 году при условии должного финансирования.

    23 апреля 2019 года на судостроительном заводе «Северная верфь» были заложены два фрегата усовершенствованного проекта 22350. В отличие от своих предшественников они будут нести не два, а три универсальных корабельных стрельбовых комплекса (УКСК) на 24 ракеты. Предполагается, что на фрегатах проекта 22350М будет 6 УКСК на 48 ракет.

    Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» в настоящее время несет службу в составе ВМФ, второй фрегат проекта «Адмирал Касатонов» завершает госиспытания. «Адмирал Горшков» в начале этого года первым из кораблей флота применил гиперзвуковую ракету «Циркон». Фрегат выстрелил новейшей ракетой из акватории Баренцева моря по береговой мишени на дальность более 500 км.

    Для ВМФ России будет заложен первый фрегат проекта 22350М

    Как стало известно, в ближайшем будущем для ВМФ России планируется закладка нового фрегата проекта 22350М.

    Корабль продолжит серию строящихся для российского флота фрегатов нового поколения 22350. Об этом 24 января заявил после праздничной церемонии в честь 310-летия Центрального Военно-Морского Музея, командующий ВМФ России Владимир Королёв.

    О том, когда именно и на какой верфи состоится закладка нового фрегата, главком российского флота не уточнил, но заявил, что фрегаты проекта 22350М «это наше будущее».

    В настоящий момент ВМФ России имеет в своём составе головной фрегат проекта 22350 — «Адмирал Горшков». Второй корабль данного проекта — «Адмирал Касатонов» на данный момент завершил ходовые испытания, а его принятие в состав флота ожидается в конце текущего года, после завершения всего цикла необходимых испытаний. Третий и четвёртый корабли серии — «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» находятся в различных стадиях строительства.

    Изначально предполагалось, что будут заложены ещё как минимум два фрегата проекта 22350. Однако, по всей видимости, было принято решение в пользу дальнейшего строительства новых фрегатов по усовершенствованному проекту — 22350М.

    Информации о характеристиках перспективного фрегата пока нет, более того, даже неизвестен и его точный облик. На данный момент об облике фрегата 22350М можно судить лишь по модели, представленной на Международном Военно-Морском Салоне МВМС-2017 в Санкт-Петербурге в 2017 году.

    Известно, что водоизмещение фрегатов проекта 22350М будет как минимум на тысячу тонн больше водоизмещения «Адмирала Горшкова» и составит 6.5 тысяч тонн. По некоторым данным, водоизмещение перспективного фрегата может достигать и больших значений.

    Фактически, по своему водоизмещению, а также боевым возможностям перспективные фрегаты проекта 22350М будут приближаться к кораблям класса «эсминец». Предположительно, состав ракетного вооружения на перспективном фрегате увеличится в 1.5 раза по сравнению с существующими фрегатами проекта 22350 и будет состоять из 3 универсальных корабельных стрельбовых комплексов (УКСК) на 8 ячеек для ПКР «Оникс» или крылатых ракет семейства «Калибр» (на фрегате проекта 22350 — 2 УКСК) и 3 вертикальные пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Полимент-Редут» по 16 ячеек каждая (на фрегатах проекта 22350 суммарно 32 пусковые ячейки для зенитных ракет).

    Вероятно, будет существенно улучшено и радиотехническое вооружение корабля, что позволит перспективному фрегату более эффективно выполнять боевые задачи, например, обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны корабельного соединения.

    В отдалённом будущем, как предполагается, фрегаты 22350М должны постепенно заменить существующие корабли ВМФ России дальней океанской зоны.

    Павел Румянцев

    «Новый Оборонный Заказ. Стратегии»