Фрегат

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2019 г. – задание №17.

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу
Горло | Корабль | Нос?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Решение:

35+35+40 = 110

110 — (13+20) = 77

Ответ: 77

Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г. – задание №17.

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&». В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу

Бабочка & Гусеница?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Решение:

a+x=22

b+x+12=40 => b+x=28

a+x+b+12+12=66

a+x+b=42 => a=42-28=14

a+x=22 => a=22-14 = 8

или

(22+40+24) — 66 = 20

20 — 12 = 8

Ответ: 8

Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №17.

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос Найдено страниц
(в сотнях тысяч)
Бабочка 22
Гусеница 40
Трактор 28
Бабочка & Гусеница 20
Трактор & Гусеница 16
Трактор & Бабочка 0

Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу

Трактор | Бабочка | Гусеница?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Решение:

Бабочка = 22
Гусеница = 40
Трактор = 28

Бабочка & Гусеница = 20
Трактор & Гусеница = 16
Трактор & Бабочка = 0

Бабочка + Гусеница + Трактор — ((Бабочка & Гусеница)+(Трактор & Гусеница)+(Трактор & Бабочка)) =

22 + 40 + 28 — (20 + 16 + 0) = 90 — 36 = 54

Ответ: 54

Какое ко­ли­че­ство стра­ниц (в ты­ся­чах) будет най­де­но по за­про­су Гомер & Одис­сея & Или­а­да?

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016 г. – задание №17

В языке за­про­сов по­ис­ко­во­го сер­ве­ра для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ской опе­ра­ции «ИЛИ» ис­поль­зу­ет­ся сим­вол «|», а для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ской опе­ра­ции «И» – сим­вол «&». В таб­ли­це при­ве­де­ны за­про­сы и ко­ли­че­ство най­ден­ных по ним стра­ниц не­ко­то­ро­го сег­мен­та сети Ин­тер­нет.

За­прос Най­де­но стра­ниц (в ты­ся­чах)
Гомер & Или­а­да 200
Гомер & (Одис­сея | Или­а­да) 470
Гомер & Одис­сея 355

Какое ко­ли­че­ство стра­ниц (в ты­ся­чах) будет най­де­но по за­про­су

Гомер & Одис­сея & Или­а­да?

Счи­та­ет­ся, что все за­про­сы вы­пол­ня­лись прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но, так что набор стра­ниц, со­дер­жа­щих все ис­ко­мые слова, не из­ме­нял­ся за время вы­пол­не­ния за­про­сов.

Решение:

A+D=200 (Гомер & Или­а­да)

A+D+B=470 (Гомер & (Одис­сея | Или­а­да))

B+D=355 (Гомер & Одис­сея)

D=?

A=(A+D+B)-(B+D)=470-355=115

D=(A+D)-A=200-115=85

Ответ: 85

Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

A ) чемпионы | (бег & плавание)

Б ) чемпионы & плавание

В ) чемпионы | бег | плавание

Г ) чемпионы & Европа & бег & плавание

Решение:

Операция «И» всегда ограничивает поиск. Операция «ИЛИ» всегда расширяет поиск.

Ответ: ГБАВ

Сколько сайтов будет найдено по запросу

Поисковый сервер в автоматическом режиме составил таблицу ключевых слов для сайтов этого сегмента. Вот ее фрагмент:

Ключевое слово Количество сайтов, для которых данное слово является ключевым
сомики 250
меченосцы 200
гуппи 500

Сколько сайтов будет найдено по запросу

сомики | меченосцы | гуппи

если по запросу сомики & гуппи было найдено 0 сайтов, по запросу сомики & меченосцы = 20, а по запросу меченосцы & гуппи = 10.

Решение:

250 + 200 + 500 — 20 -10 = 920

Ответ: 920

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос Количество страниц (тыс.)
фрегат | эсминец 3000
Фрегат 2000
Эсминец 2500

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

фрегат & эсминец

Решение:

фрегат & эсминец = (Фрегат + Эсминец) — (фрегат | эсминец)

фрегат & эсминец = 2000 + 2500 — 3000

фрегат & эсминец = 1500

Ответ: 1500

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос Количество страниц (тыс.)
фрегат & эсминец 500
Фрегат 2000
Эсминец 2500

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

фрегат | эсминец

Решение:

фрегат | эсминец = Фрегат + Эсминец — (фрегат & эсминец)

фрегат | эсминец = 2000 + 2500 — 500

фрегат | эсминец = 4000

Ответ: 4000

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос Количество страниц (тыс.)
март & май & июнь 150
март & май 420
март & (май | июнь) 520

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

март & июнь

Решение:

b = 150

a + b = 420

a = 420 — b = 420 — 150 = 270

a + b + c = 530

b + c = ?

b + c = 520 — a = 520 — 270 = 250

Ответ: 250

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос Количество страниц (тыс.)
дуб & берёза 156
берёза & роза & ножницы 252
роза & берёза & дуб & ножницы 65

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

(дуб | роза & ножницы) & берёза

Решение:

Если в выражении нет скобок, сначала выполняются все операции «НЕ», затем – «И», затем – «ИЛИ»

252 — 65 = 187

156 + 187 = 343

Ответ: 343

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос Количество страниц (тыс.)
Золото 540
Серебро 350
Платина 120
Золото | Серебро | Платина 700
Золото & Серебро 300
Серебро & Платина 0

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

Золото & Платина?

Решение:

b + c + d = 540

a + b = 350

b = 300

a = 50

a + b + c + d + e = 700

e = 110

d + e = 120

d = 120 — e = 120 — 110 = 10

Ответ: 10

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос Количество страниц (тыс.)
Париж & Лион 320
(Париж & Лион) | (Париж & Марсель) 455
Париж & Марсель 355

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

Париж & Лион & Марсель?

Решение:


Фрегат – боевой корабль водоизмещением 3000…6000 тонн, оснащенный управляемым ракетным оружием. Основное назначение — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Универсальный эскортный корабль, способный действовать на любом удалении от берега. Именно такое определение для фрегата дает классификация НАТО образца 1975 года.
На практике задачи корабля класса «фрегат» гораздо шире – от выполнения патрульных задач в прибрежной зоне и открытых морских районах до ограниченного участия в локальных войнах (блокада и деблокада морских коммуникаций, проведение «точечных» десантов, символическая огневая поддержка наземных войск). Боевые походы, демонстрация флага, участие в международных морских учениях и поисково-спасательных операциях.
Фрегат – это всегда компромисс, скромный боевой корабль априори может стать «супер-героем». Смысл появления фрегатов – экономия в обмен на массовость. Специфика дозорных и эскортных задач подразумевает рассредоточение сил, что, в свою очередь, влечет требование к снижению стоимости кораблей – в жертву экономии приносятся их боевые возможности. Чтобы уложиться в смету, создатели фрегатов вынуждены сократить комплекс вооружений корабля, отказаться от некоторых радиоэлектронных систем, заменив полноценные радары и гидроакустические комплексы на «реплики» с урезанными характеристиками.
Чрезвычайно плотная компоновка и малые размеры негативно сказываются на живучести корабля. Например, на американских фрегатах типа «Оливер Х. Перри» (гигантская серия из 71 единицы, включая экспорт и лицензионную сборку), применялась одновальная схема ГЭУ – рискованное решение, противоречащее всем правилам проектирования боевых кораблей.
То, что любой современный фрегат – небоеспособное корыто, прикинувшееся боевым кораблем, стало понятно еще давно. ВМС США убедились в этом на собственном опыте, когда фрегат «Старк» не смог отразить нападение одиночного самолета ВВС Ирака. Получив в борт две ракеты, «Старк» едва не погиб в Персидском заливе. Жертвами инцидента стали 37 моряков.

Повреждения фрегата USS Stark (FFG-31), полученные в ходе инцидента 17 мая 1987 г.
Еще сильнее пострадали британцы в ходе Фолклендской войны – несчастные фрегаты Её Величества, прикинувшиеся для важности эсминцами, были избиты свободнопадающими бомбами с дозвуковых самолетов! Сюжет, достойный Второй мировой войны, но не 1982 года.
Американцы были столь разочарованы боевыми возможностями фрегатов, что поэкспериментировав с многочисленными «Ноксами» и «Перри», полностью отказались от дальнейшей постройки кораблей данного класса. Разместить все необходимые системы и вооружение в 4000-тонном корпусе оказалось невозможно. Для достижения приемлемых характеристик (мощь, универсальность, мореходность, высокая живучесть, комфортное размещение личного состава) требуется эсминец с водоизмещением, хотя бы, 8000 тонн.
В результате, все последние 20 лет янки строят только крупные Иджис-эсминцы типа «Орли Берк». К 2013 году их наклепали уже 62 штуки — больше, чем фрегатов во всех странах мира вместе взятых. Впрочем, удивляться здесь нечему – имея 16 триллионов внешнего долга, можно построить вместо эсминцев звездолеты.

Чтобы не забывать, как выглядит настоящий боевой корабль. USS Spruance (DDG-111)
Время вносит свои коррективы – прогресс в микроэлектронике позволил радикально уменьшить габариты радиотехнических систем. Малые размеры фрегата обернулись его преимуществом – с использованием технологии «стелс», ЭПР современных фрегатов снизилось до значения ЭПР торпедного катера. Высокие технологии и композитные материалы, несомненный прогресс в двигателестроении, новые системы оружия – все это значительно повысило эффективность маленьких эскортных кораблей.
Фрегат начала XXI века превратился в универсальный боевой корабль, способный принимать участие в военных конфликтах низкой интенсивности и выполнять практически весь спектр задач, стоящих перед современным военно-морским флотом.
Спору нет, при прочих равных условиях, фрегат уступает эсминцу. Но неограниченные финансовые возможности есть только у Пентагона – кораблестроителям других стран приходится идти на компромисс и создавать эффективные корабли без разорительных трат и с минимумом необходимого оборудования. Давайте посмотрим, что у кого получилось.
Турецкий гамбит
Полное водоизмещение 4200 тонн. Экипаж 220 человек. Две газовые турбины General Electric LM2500 разгоняют фрегат до 30 узлов. Запас топлива на борту обеспечивает дальность плавания 5000 миль на крейсерской скорости 18 узлов.
Вооружение:
— пусковая установка Mk.13 балочного типа (в подпалубном магазине хранятся 8 противокорабельные ракеты «Гарпун» и 32 зенитных ракет средней дальности SM-1MR);
— установка вертикального пуска Mk.41 (боекомплект — 32 зенитные ракеты самообороны RIM-162 ESSM);

— артиллерийская система OTO Melara калибра 76 мм;
— зенитный артиллерийский комплекс самообороны «Фаланкс» (шестиствольное орудие калибра 20 мм, РЛС и система управления огнем, смонтированные на едином лафете);
— противолодочная система Mk.32 (два ТА, шесть малогабаритных торпед);
— противолодочный вертолет Sikorsky S-70 Seahawk.

«Газиантеп» F-490 — бывш. американский фрегат «Клифтон Спрэгью» (FFG-16)
Серия из восьми турецких фрегатов типа G. На самом деле, турецкими здесь являются только названия – «Газиантеп», «Гиресун», «Гемлик»… В остальном это чисто американские корабли – устаревшие фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» (серия с «коротким» корпусом), переданные ВМС Турции после 15 лет службы под звездно-полосатым флагом.
Второй важный момент — турецкие фрегаты типа G похожи на своих предшественников лишь внешне – внутри это во многом другие корабли, чьи системы и вооружение прошли обширную модернизацию.
В отличие от унылого «Перри», была серьезно усилена ПВО корабля – в дополнение к «однорукому бандиту» (шутливое название пусковой установки Mk.13), в носовой части появились 8 ячеек УВП Mk.41 (короткий, «оборонительный» вариант — как бы ни пытались турки зарядить в неё «Томагавк» — у них ничего не получится). Только зенитные ракеты RIM-162 ESSM, по 4 в каждой ячейке. Впрочем, существует мнение, что никаких ESSM Турция не получила. Вместо обещанных супер-ракет Evolved Sea Sparrow Missle, способных маневрировать с 50-кратной перегрузкой и перехватывать цели на дальности 50 км, турецким морякам выдали обычные RIM-7 Sea Sparrow, со всеми вытекающими отсюда результатами.
Не менее серьезные изменения претерпела радиоэлектроника. На фрегатах была установлена современная боевая информационно-управляющая система GENESIS турецкого производства (построенная, естественно, на китайских комплектующих). Электронные системы фрегатов были интегрированы в военную тактическую сеть обмена данными в режиме реального времени Link 16 (стандарт США и стран НАТО). Была добавлена система управления огнем Mk.92; обновился гидроакустический комплекс. Кроме того, фрегаты получили интегрированную систему посадки и буксировки вертолета ASIST.
Преимущества фрегатов типа G:
— высокая автономность;
— внушительный зенитный боекомплект.
Недостатки фрегатов типа G:
— архаичная конструкция;
— незамкнутый контур ПВО (однажды это стало фатальным для фрегата «Старк»);
— одновальная схема ГЭУ.


Пуск зенитной ракеты Standard-1 Medium Range с фрегата типа «Оливер Х. Перри»

Тальвар
Полное водоизмещение 4000 тонн. Экипаж 180 человек. Два ГТД экономического хода, два форсажных ГТД. Полный ход 30 узлов. Дальность плавания 4850 миль на крейсерской скорости 14 узлов. Стоимость одного фрегата – 500 млн. долларов.
Вооружение:
— универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) на 8 ячеек. Боекомплект – крылатые ракеты семейства Club-N (экспортная модификация «Калибра») и/или сверхзвуковые ПКР «Брамос»;
— ЗРК «Штиль-1» (однобалочная пусковая установка, 24 ЗУР);
— 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса 3Р87Э «Каштан» (боекомплект обеих модулей – 64 ракеты ближнего боя + две спаренные шестиствольные пушки с вращающимся блоком стволов);
— универсальное орудие АК-190 калибра 100 мм;
— 12-ствольный реактивный бомбомет РБУ-6000 (боекомплект – 48 реактивных глубинных бомб)
— два торпедных аппарата с боекомплектом 16 торпед;
— противолодочный вертолет Ка-28.

Серия из шести индийских фрегатов, построенных на российских верфях. Базой для «Тальвара» стал проект 1135 «Буревестник» — славные сторожевые корабли (БПК II-го ранга), массово строившиеся для ВМФ СССР в 1970-х годах (32 единицы в серии). «Буревестник» оказался настолько удачен, что на его базе появилось целое семейство фрегатов – противолодочные, пограничные, экспортные модификации.
Новое вооружение и современная электроника «вдохнули жизнь» старую конструкцию – модификация 1135.6 (индийский «Тальвар») стала одним из самых интересных образцов фрегатов начала XXI века: относительно простым, дешевым и эффективным.
«Тальвар» стал важным этапом в истории ВМС Индии – индийские моряки впервые получили корабли с вертикальными пусковыми установками в подпалубном пространстве. Современные многоцелевые фрегаты с универсальным оружием и элементами снижения радиолокационной заметности (надстройка от борта до борта, завал верхней части борта «внутрь», уменьшения количества радиоконтрастных деталей — обычные приёмы технологии «стелс»). Новая БИУС «Требование М», трехкоординатный радар «Фрегат-М2ЭМ» с фазированной антенной решеткой.
Одним из отличий фрегатов «Тальвар» от европейских аналогов стало наличие мощного комплекса ударного вооружения – восьмизарядный УКСК, крылатые ракеты для нанесения ударов по наземным целям, сверхзвуковые ПКР – дань традициям советского ВМФ.
Как показала практика, «Тальвар» — далеко не предел, модернизационный потенциал старого «Буревестника» позволил создать на его базе еще более грозный корабль – проект 1135.6 Р/М для оснащения ВМФ России. В отличии от «индийцев», эти корабли получат полноценный комплекс «Калибр» и обновленный ЗРК «Штиль-1» с подпалубными УВП. В настоящий момент на российских верфях находятся три корабля этого типа, головной фрегат «Адмирал Григорович» планируется спустить на воду уже летом 2013 года.
Достоинства фрегатов «Тальвар»:
— универсальность;
— ударное вооружение.
Недостатки фрегатов «Тальвар»:
— однобалочная ПУ ЗРК «Штиль», существенно ограничивающая ПВО возможности корабля;
— малая автономность по запасам топлива (наследственная болезнь 1135).
Горизонт
Полное водоизмещение 7000 тонн. Экипаж 230 человек. Два дизеля экономического хода, две газовые турбины LM2500. Полный ход 30 узлов. Дальность плавания 7000 миль на крейсерской скорости 18 узлов. Стоимость одного фрегата – 1,5 млрд. евро.
Вооружение:
— морской зенитный комплекс PAAMS (48 ячеек УВП Sylver A-50, зенитные ракеты семейства Aster);
— 8 противокорабельных ракет «Экзосет»;
— ЗРК самообороны Sadral (только на французских кораблях);
— 2-3 универсальных орудия OTO Melara калибра 76 мм;
— 2 автоматические пушки калибра 20 мм;
— малогабаритные противолодочные торпеды MU90 Impact;
— вертолет NH90 или AW101 Merlin.
Фрегат-переросток «Горизонт» (Horizon, Orizzonte, или CNGF — Common New Generation Frigate) – результат совместный усилий Франции, Италии и Великобритании, мечтавших создать европейский боевой корабль нового поколения, и, тем самым, «утереть нос» Дяде Сэму с его бесчисленными Иджис-эсминцами типа «Берк».
Ожидания европейцев не оправдались – построенные корабли уступали «Берку» в универсальности, при этом, имели запредельную стоимость, сравнимую со стоимостью американского эсминца (все-таки, янки знают толк в стандартизации и снижении стоимости товара при массовом производстве). В отличии от 62 построенных «Берков», серия фрегатов «Горизонт» ограничилась всего четырьмя единицами – по два корабля для ВМС Италии и Франции.
Британцы рассорилась со своими коллегами еще в середине «творческого пути» и, забрав документацию, принялись «лепить» собственный эсминец, отвечающий всем требованиям флота Её Величества.
В результат появились близнецы – итало-французские фрегаты «Горизонт» и британские эсминцы ПВО типа «Дэринг». Практически идентичные размеры, схожие линии корпуса и архитектура надстроек – эсминец можно запросто перепутать с фрегатом. Близкое знакомство лишь усиливает впечатление: одинаковый комплекс ПВО PAAMS, установки вертикального пуска Sylver, многофункциональная мачта i-mast, радар воздушного обзора S1850M с фазированной антенной решеткой, белый колпак второй РЛС на вершине фок-мачты…
Стоп! А вот и важное отличие – британские эсминцы оснащены супер-радаром SAMPSON с активной ФАР, что видит чайку на дистанции 100 км и контролирует воздушное пространство в радиусе 400 км от борта корабля. Средства обнаружения фрегатов значительно скромнее – под белым колпаком на фок-мачте скрывается «всего лишь» трехмерный радар EMPAR.
Уже одно это обстоятельство объясняет разницу в классификации двух одинаковых кораблей – фрегат остается фрегатом (хотя и самым крупным в своём классе), а британский корабль, насыщенный самой современной электроникой, безусловно, заслуживает звание эсминца.
Преимущества фрегата «Горизонт»:
— исключительные возможности в плане ПВО;
— огромная автономность (фрегат способен по-диагонали пересечь Атлантику);
— высокая автоматизация.
Недостаток фрегата «Горизонт»:
— сумасшедшая стоимость.
Моcтик итальянского фрегата Caiao Dulio (D554)
Испанский идальго
Полное водоизмещение 5800 тонн (+ модернизационный резерв 450 тонн). Экипаж 250 человек. Два дизеля Caterpillar для экономического хода, две газовые турбины LM2500. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 4500 миль на крейсерской скорости 18 узлов. Стоимость фрегата – 1,1 млрд. долларов.
Вооружение:
— 48 ячеек УВП Mk.41 («тактический» вариант: противолодочные ракетоторпеды ASROC-VL, зенитные ракеты большой дальности SM-2ER, зенитные ракет самообороны Sea Sparrow и ESSM, – весь арсенал ракет ВМС США, за исключением ударных «Томагавков». В любой пропорции);
— 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
— универсальное артиллерийское орудие Mk.45 калибра 127 мм;
— зенитный артиллерийский комплекс «Мерока» калибра 20 мм;
— 2 автоматических пушки «Эрликон» с ручным наведением;
— 2 реактивных бомбомета ABCAS/SSTS;
— 24 малогабаритные противолодочные торпеды Mk.46;
— противолодочный вертолет Sikorsky SH-60B системы LAMPS III.
В отличии от французов и итальянцев, предприимчивые испанцы не стали «изобретать велосипед», а поступили гораздо проще – скопировали Иджис-эсминец типа «Берк». Впрочем, «скопировали» звучит неуважительно: испанцы внимательно изучили и откорректировали под свои требования проект американского эсминца. Разумеется, «коррекция» сводилась лишь к ухудшению исходной конструкции в погоде за экономией средств.
В результате появились серия «Альваро де Басан» — пять крупных фрегатов, каждый из которых обладает ½ возможностей «Берка» при меньшей на 30% стоимости. Испанцы сохранили главное – боевую информационно-управляющую систему «Иджис» с многофункциональным радаром AN/SPY-1. В создании программного обеспечения принимали непосредственное участие испанские программисты. Кроме того, на фрегатах установили французскую оптико-электронную систему обнаружения Thales Sirius и систему управления оружием собственного производства FABA Dorna.
Были и недостатки – в отличии от своего прародителя, фрегат лишился третьего радара управления огнем AN/SPG-62, что ограничило возможности «де Басана» при отражении массированных воздушных атак. Впрочем, испанцы не тревожатся по этому поводу – фрегату вряд ли придется идти в серьезный бой, а если даже придется – рядом всегда будет американский Иджис-эсминец «Орли Берк».
Стремясь компенсировать ослабление комплекса вооружений фрегата, испанцы установили на нем несколько систем, не вписывающихся в стандарты НАТО – реактивные бомбометы и 12-ствольный зенитный комплекс «Мерока» собственной разработки.
Преимущества фрегата «Альваро де Басан»:
— система «Иджис»;
— универсальная УВП Mk.41 на 48 ячеек;
Недостатки фрегата «Альваро де Басан»:
— ВМС Испании получили отличный боевой корабль, чьи возможности соответствуют вложенным в него средствам.
Француз из Сингапура
Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 90 человек. Четыре дизеля MTU обеспечивают полный ход 27 узлов. Дальность плавания 4200 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 32 ячейки УВП Sylver A-50 (зенитные ракеты семейства Aster);
— 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
— универсальное артиллерийское орудие OTO Melara калибра 76 мм (темп стрельбы 120 выстр./мин.);
— 2 системы самообороны «Тайфун» калибра 25 мм;
— противолодочные малогабаритные торпеды EuroTorp A244/S Mod 3;
— противолодочный вертолет Sikorsky S-70.
Самые современные боевые корабли в Юго-Восточной Азии – великолепная шестерка сингапурских фрегатов типа «Формидебл» (Грозный). Самые современные технические решения, уникальная электроника, зенитные ракеты Aster-30 большой дальности, многоцелевой комплекс оружия, внушительный боекомплект – все это поместилось в корпусе водоизмещением чуть более 3 тыс. тонн. «Формидебл» является одним из самых эффективных систем морского оружия!
В облике «Формидебл» проскальзывают знакомые черты… Ну, конечно! Это же французкий стелс-фрегат «Лафайет», специальная модификация для ВМС Сингапура.
Появившийся в 1996 году, футуристический фрегат заинтриговал весь мир: впервые в мировой практике в конструкции серийного корабля нашла столько широкое применение технология «стелс» — даже носовая часть палубы с якорными брашпилями была упрятана под специальный кожух. Никаких выступающих радиоконтрастных элементов в облике фрегата!
Ко всему прочему, «Лафайет» обладал приличным вооружением и отменными мореходными качествами — удачный проект был по достоинству оценен во многих странах мира. Французские кораблестроители получили увесистый портфель заказов: самые «придирчивые» страны без сомнения выбрали «Лафаейт» в качестве основного надводного корабля. Так появились интерпретации на базе «Лафайета» — «Аль Рияд» (ВМС Саудовской Аравии), «Канг Динг» (ВМС Республики Тайвань) и, наконец, «Формидебл» (ВМС Сингапура).

Каждый из них отличался эксклюзивным набором оборудования и оружия – сборная конструкция фрегата из восьмидесяти 300-тонных модулей позволяла реализовать любые желания заказчика. При прочих равных условиях, наиболее удачным считается сингапурский вариант.
«Сюркуф» F711 — французский фрегат типа «Лафаейт»

Фрегат. Вчера и сегодня

История фрегатов началась в далеком 15 веке. Так назывались легкие парусно-гребные (могли ходить как под парусом, так и на веслах) суда отличительной особенностью которых были скорость и маневренность.

«Guepratte» французский фрегат типа «Лафайет»

Происхожение слова

Слово «фрегат» скорее-всего происходит от латинского aphractus или aphractum которое в свою очередь произошло от греческого aphraktos. Так назывались корабли без палубы «открытый корабль».

Впервые фрегаты были использованы во время Восьмидесятилетней войны (между Нидерландами и Габсбургской Испанией). Они были частью так называемой Дюнкеркской флотилии, попросту корсарами (или пиратами), которые при поддержке испанского правительства атаковали голландские торговые суда.

Попытки голландцев противодействовать корсарам на море не дали значительных результатов. С того времени фрегаты начали пользоваться популярностью, особенно преуспели на этом поприще французские кораблестроители.

Парусный флот

Парусные фрегаты были быстрыми и маневренными, могли действовать самостоятельно и в составе эскадры, а главное, стоили дешевле, чем линейные корабли. Для постройки этого типа судна использовалась более дешевая древесина. Это был универсальный и надежный корабль.

«Корабль Ее величества» Dartmouth. 17-й век

Все это способствовало тому, что к 17 веку фрегаты стали самым распространенным классом кораблей. Обычно они использовались и в мирное, и в военное время с одинаковой интенсивностью, в отличии от больших линейных кораблей.

Классический парусный фрегат — трехмачтовое судно водоизмещением от 800 до 1000 тонн (линейный фрегат) с одной или двумя палубами и 20-30 орудиями на борту.

Пар и колеса

В начале 19 века появился гибрид — параходофрегат. При сохранении парусного вооружения добавлялась паровая машина с гребными колесами. Позже, примерно в середине века, колеса заменили гребным винтом.

По мере того как на море стали появляться броненосцы все большего и большего размеров, фрегаты перестали участвовать в бою, их задачи свелись к разведке и терроризированию торговых караванов. Поэтому старое название забылось и появилось новое — крейсер.

До начала Второй мировой войны ни о каких фрегатах речи не шло. Но британскому флоту понадобился класс кораблей которые были бы меньше (и дешевле) эсминца но при этом могли сопровождать транспортные конвои и бороться с подводными лодками противника.

Так фрегат появился снова…

Фрегат сегодня

Сегодня фрегат, это боевой корабль меньше эсминца, но больше корвета. В зависимости от решаемых задач это может быть:

Голландский фрегат HNLMS Tromp, класс «Семь провинций»

  • Фрегат УРО (Управляемое ракетное вооружение)
  • Фрегат ПВО (противовоздушная оборона)
  • Фрегат ПЛО (противолодочная оборона)

Также, в зависимости от тоннажа разделяются на «первый» и «второй» классы.

В СССР такие корабли именовались «Сторожевой корабль».

В зависимости от задач, размеры и оборудование могут значительно отличаться.

Например, фрегаты ПВО ВМС Голландии класса «7 провинций» вооружены 8 противо-корабельными ракетами (ПКР) и 40 зенитными. Но, кроме того, имеются торпеды и вертолет для борьбы с субмаринами. Полное водоизмещение — 6000 тонн.

Французский «Лафайет» при полном водоизмещении 3600 тонн несет на борту 8 ПКР, а для отражения атаки с воздуха имеет только две 20 миллиметровых орудия и один ракетно-зенитный комплекс ближнего радиуса действия «Кроталь». Зато построен корабль по технологии малой радиолокационной заметности и на радарах должен выглядеть как совсем небольшое судно размером с катер.

Южнокорейский «Ульсан» еще меньше (2350 тонн), оснащен гидроакустической станцией, шестью торпедами, 12 глубинными бомбами и 8 ПКР «Гарпун».

А самым большим станет (скорее всего в 2019 году) тип «Баден-Вюртемберг» ВМС Германии. Его полное водоизмещение 7200 тонн, что вполне позволяет отнести его к эсминцам. При этом отсутствует оборудование и вооружение для борьбы с подводными лодками противника (кроме вертолета).

Все перечисленные типы фрегатов также вооружаются пушками и пулеметами разных калибров и могут нести один вертолет (кроме немецкого «Баден-Вюртемберг», у которого 2 ангара для вертолетов NH 90).

Еще интересное:

  • История эсминца

10 самых мощных фрегатов современности

Сегодня фрегаты состоят на вооружении почти всех флотов мира. Как правило, эти корабли являются самыми многочисленными в составе ВМС, поскольку их постройка и содержание обходятся значительно дешевле, чем создание и эксплуатация крупных эсминцев или крейсеров. При этом современные фрегаты хорошо вооружены и могут действовать автономно или в составе соединений.

Онлайн-энциклопедия Defencyclopedia представила рейтинг из десяти «сильнейших» фрегатов, построенных в XXI веке. Авторы «топовой десятки» утверждают, что они детально проанализировали оснащение кораблей, включая их вооружение и бортовое оборудование. Составители рейтинга указывают, что все из перечисленных фрегатов являются лучшими в своём классе, и их места в Топ-10 весьма условны, поскольку в реальной боевой ситуации многое зависит от действий экипажа и внешних обстоятельств.

10-е место: Type-54A, Китай

Новейшие китайские фрегаты, построенные большой серией (24 корабля). Имеют мощное вооружение, но отстают от зарубежных аналогов по эффективности радаров.

Вооружение:

  • 76-мм артиллерийская установка PJ26;
  • две пусковые установки противокорабельных ракет C-803 (дальность пуска – 180 км);
  • 32-ячеечная установка вертикального пуска ракет комплекса HQ-16 с дальностью поражения 50 км;
  • два 324-мм торпедных аппарата B515.

9-е место: Shivalik class, Индия

Имеют сравнительно большое водоизмещение (6200 т), но из-за относительно лёгкого вооружения относятся к классу фрегатов. Сильная сторона Shivalik class – противолодочная оборона.

  • 76-мм артиллерийская установка OTO Melara (дальность – 17 км, скорострельность – 120 выстр/мин);
  • два 30-мм зенитно-артиллерийских комплекса АК-630;
  • ракеты Сlub-N/БраМос ЗРК «Штиль» (боекомплект – 24 ракеты 9М317);
  • четыре модуля УВП израильского ЗРК «Барак» (на 8 ракет каждый);
  • две реактивные бомбомётные установки RBU-6000.

8-е место: Fridtjof Nansen class, Норвегия

Составляют ядро норвежского флота и могут выполнять широкий круг боевых задач.

  • противокорабельные ракеты NSM с боевой частью массой 125 кг и дальностью более 185 км;
  • восьмиячеечная УВП Мк 41 (боекомплект – 32 ракеты RIM-162B ESSM Sea Sparrow);
  • 2×2 324-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед Stingray;
  • 76-мм артиллерийская установка OTO Melara;
  • четыре 12,7-мм пулемёта.

7-е место: Carlo Bergamini class, Италия

Выпускаются в двух вариантах: универсальные фрегаты General Purpose (GP) и противолодочные Anti-Submarine (ASW).

  • 127-мм артиллерийская установка Oto Melara с управляемым снарядом Vulcano (дальность стрельбы – до 120 км);
  • 76-мм универсальная пушка Oto Breda;
  • два 76-мм орудия Oto Breda в варианте AWD;
  • 16 «коротких» вертикальных пусковых установок Sylver A43 для ракет Aster 15;
  • 2×4 противокорабельные ракеты Teseo (Otomat) или Exocet Blk3 (конфигурация GP);
  • противолодочные ракеты MILAS.

6-е место: Aquitaine class, Франция

Являются одними из самых высокотехнологичных фрегатов в мире. За счёт высокой автоматизации всех процессов экипаж корабля состоит всего из 120 человек.

  • 76-мм универсальная артиллерийская установка Oto Melara (дальность стрельбы – до 15 км);
  • 16 вертикальных пусковых установок Sylver A43 для ракет Aster 15;
  • 16 УВП Sylver A70 для крылатых ракет MBDA NCM (дальность стрельбы – более 1000 км);
  • восемь противокорабельных ракет Exocet Blk3;
  • торпеды MU-90;
  • три дистанционно управляемые установки Narwhal 20B с 20-мм пушками 20M963.

5-е место: Alvaro de Bazan-class, Испания

Предназначены для действий в группе во главе с авианосцем. Оснащены мощной системой противовоздушной обороны и американской боевой информационно-управляющей системой AEGIS.

  • 127-мм универсальная артиллерийская установка Mk45;
  • УВП Мк41,
  • два 324-мм торпедных аппарата Mk 32 Mod 5;
  • восемь противокорабельных ракет RGM-84 F Block 1D «Гарпун».

4-е место: Iver Huitfeldt, Дания

Создавался на базе корабля управления и поддержки Absalon, что позволило снизить стоимость разработки фрегата. Оснащён самым современным вооружением и электроникой.

  • УВП Mk41;
  • УВП Mk56;
  • 35-мм артиллерийская установка Oerlikon Millennium;
  • две 76-мм артиллерийские установки;
  • восемь противокорабельных ракет RGM-84 F Block 1D «Гарпун»;
  • торпеды MU-90.

3-е место: De Zeven Provincien class, Нидерланды

Оснащены передовыми системами противовоздушной обороны и способны обнаруживать баллистические ракеты на расстоянии свыше 500 км.

  • 127-мм артиллерийская установка Oto Melara;
  • две 30-мм артиллерийские установки Thales Goalkeeper;
  • два 323-мм торпедных аппарата Mk.32 Mod.9 с торпедами Mk.46 Mod.5;
  • УВП Mk41;
  • восемь противокорабельных ракет RGM-84 F Block 1D «Гарпун».

2-е место: Sachsen class, Германия

Создавались для замены устаревших эсминцев типа Lütjens, во многом похожи на фрегаты типа De Zeven Provincien и Iver Huitfeldt, но имеют двойные вертолётные ангары.

  • две противокорабельных ракеты Harpoon;
  • УВП Mk 41 и Mk 49;
  • два 324-мм противолодочных торпедных аппарата;
  • два 27-мм артиллерийских орудия Rheinmetall AG-Mauser MLG 27;
  • 76-мм артиллерийская установка Mk 75.

1-е место: «Адмирал Горшков», Россия

Отлично сбалансированный корабль с новейшими российскими радарами и вооружением. По мнению авторов рейтинга, является одним из немногих фрегатов в мире, одинаково хорошо защищённых от всех видов угроз и оснащённых вооружением, способным поражать практически любые цели.

  • два комплекса 3С14У1 с противокорабельными крылатыми ракетами ЗМ55 «Оникс» и/или «Калибр-НКЭ»;
  • 130-мм артиллерийская установка А-192;
  • ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами средней и большой дальности 9М96;
  • два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса 3М89 «Палаш»;
  • два 324-мм противолодочных комплекса «Пакет-НК»;
  • две установки с 14,5-мм крупнокалиберными пулемётами.

Фрегаты типа «Горизонт»

Фрегаты типа «Горизонт»

Французский фрегат (эсминец) «Форбин»

Проект

Страна

Франция
Италия

Изготовители

Horizon SAS

Операторы

Франция
Италия

Основные характеристики

Водоизмещение

6700 т

Длина

153,0 м 141,7 м

Ширина

Осадка

5,1 м

Двигатели

Мощность

58 500 л.с.

Движитель

Скорость хода

29 18

Дальность плавания

7000 миль (18 уз.)

Автономность плавания

45 сут.

Экипаж

Вооружение

Радиолокационное вооружение

РЛС EMPAR, Thales/Selex S1850M, Selex RASS, Selex SPN 753(V)4

Радиоэлектронное вооружение

ГАС TMS 4110CL

Артиллерия

3 × 76-мм/62 Oto Melara

Зенитная артиллерия

1 × 6 cell SADRAL
2 × 25-мм/80 Oto Melara Mod 503

Ракетное вооружение

8 ПКР MM40 Exocet
ПКР Teseo (Otomat) Mk 3
6×8 ЗРК PAAMS ЗУР Aster 15/30

Минно-торпедное вооружение

2 × 2 ТА MU 90

Авиационная группа

1 Merlin EH101 HAS

Фрегаты УРО типа «Горизонт» (фр. Horizon, итал. Orizzonte, известны также как CNGF, Common New Generation Frigate) — серия фрегатов, спроектированных межгосударственным консорциумом, в который первоначально входили Великобритания, Франция и Италия. Позднее Великобритания вышла из консорциума из-за несогласия со спецификацией проектируемого корабля.

По своим размерам и ТТХ фрегаты типа «Горизонт» в большей степени соответствуют не фрегатам, кораблям второго ранга, а эсминцам — кораблям первого ранга.

Всего построены 4 корабля этого типа (по 2 для ВМС Франции и Италии).

История

Итальянский эсминец «Андреа Дориа»

Технические требования к новому фрегату были опубликованы Францией, Италией и Великобританией в 1992 году, после провала проекта NATO Frigate Replacement (рус. замена фрегата НАТО, NFR-90). Совместный проект получил название Common New Generation Frigate (рус. единый фрегат нового поколения , CNGF). Основными элементами проекта был многоцелевой фрегат, получивший название «Горизонт» и боевая информационно-управляющая система PAAMS.

Практически сразу между участниками проекта возникли разногласия. Франции требовался фрегат ПВО для эскорта авианосных соединений, однако большая дальность стрельбы не была существенна, так как авианосец «Шарль де Голль» обладал собственной мощной системой ПВО самообороны. Италии также не требовалась ПВО большого радиуса, поскольку в условиях Средиземного моря итальянский флот постоянно находился под прикрытием базовой авиации. Великобритании же, напротив, требовался дальний противовоздушный заслон для боевых действий вдали от метрополии. Компромисс был достигнут благодаря выработке стандартного интерфейса для электронного оборудования, благодаря которому на французских и итальянских кораблях был установлен многофункциональный радар EMPAR, а на английских кораблях — гораздо более мощный SAMPSON с увеличенной дальностью и точностью сопровождения, большим количеством одновременно сопровождаемых целей, улучшенной помехозащищённостью и расширенными возможностями обнаружения объектов с малой поверхностью отражения.

В 1995 году было создано совместное предприятие International Joint Venture Company (IJVC), в которое вошли главные компании-подрядчики стран-участниц: DCNS (англ.)русск. (Франция), GEC-Marconi (англ.)русск. (Великобритания) и Orizzonte (итал.)русск. (Италия). Согласование требований сторон и решение технических проблем продолжалось в течение 1995-1996 годов, поэтому плановый срок вступления кораблей в строй был отодвинут на 2006 год.

В начале 1997 года возникли разногласия по поводу выбора установки вертикального пуска для системы PAAMS (ЗУР Aster (англ.)русск.). Франция и Италия предлагали установить УВП Sylver французского производства, англичане настаивали на американской УВП Mk41, поскольку рассчитывали вооружить новые корабли крылатыми ракетами «Томагавк». Проблема решилась сама собой, когда команда разработчиков БИУС PAAMS выбрала Sylver в качестве базовой УВП для своей системы.

Состав серии

Название Номер Верфь Заложен Спущен В строю
ВМС Франции
Forbin D620 DCN Lorient 04.04.2002 10.03.2005 10.2008
Chevalier Paul D621 DCN Lorient 23.10.2003 12.07.2006 06.2009
ВМС Италии
Andrea Doria D553 Fincantieri Riva Trigoso 19.07.2002 15.10.2005 22.12.2007
Caio Duilio D554 Fincantieri Riva Trigoso 09.2003 23.10.2007 03.04.2009

См. также

  • en:European defence procurement

Примечания

  1. Тактико-технические характеристики, если источник не указан особо, приведены по данным Horizon Class Anti-Air Warfare Frigates, France/Italy. Specifications на сайте Naval Technology.
  2. 1 2 3 French Forbin Class (Horizon) FFG.
  3. Horizon Class Anti-Air Warfare Frigates, France/Italy на сайте Naval Technology.
  4. Dranidis, Dimitris V. (May 2003). «Backboards of the fleet: shipboard phased-array radars; a survey of requirements, technologies, and operational systems». Journal of Electronic Defense 26 (5): 55. Проверено 2007-08-18.

Ссылки

Фрегаты типа «Горизонт» на Викискладе

Боевые корабли ВМС Италии после 1945 года
Авианосцы «Джузеппе Гарибальди» · «Кавур»
Крейсера-вертолётоносцы тип «Андреа Дориа» · «Витторио Венето»
Эсминцы тип «Бенсон» · тип «Гливз» · тип «Флетчер» · тип «Импетуозо» · тип «Импавидо» · тип «Аудаче» · тип «Луиджи Дуранд де ла Пенне»
Фрегаты тип «Кэннон» · тип «Канопо» · тип «Карло Бергамини» · тип «Альпино» · тип «Лупо» · тип «Маэстрале» · тип «Орризонте»
Корветы тип «Флауэр» · тип «Альжерине» · тип «Альбатрос» · тип «Пьетро де Кристофаро» · тип «Минерва»
Подводные лодки тип «Гато» · тип «Балао» · тип «Танг» · тип «Энрико Тоти» · тип «Назарио Сауро» · тип «Сальваторе Пелози» · тип «Примо Лонгобардо» · проект 212А
Десантные корабли тип «LCM» · тип «LCS» · тип «Куарто» · тип «Куарто» · тип «Де Сото Каунти» · тип «Сан Гиоргио»
Патрульные корабли тип «Кассиопеа» · тип «Эсплораторе» · тип «Команданте»
Ракетные катера тип «Спарвьеро»
Торпедные катера тип «Воспер» · тип «Хиггинс» · тип «Лампо» · тип «Фреччиа»
Тральщики тип 1940 · тип «Эгрессив» · тип «Адъютант» · тип «HAM» · тип «Леричи» · тип «Гаэта»
Боевые корабли ВМС Франции после 1945 года
Авианосцы «Арроманш» · PA 28 · тип «Клемансо» · PA 58 · «Шарль де Голль»
Вертолётоносцы «Жанна д’Арк» · PH 75
Крейсера тип «Шаторено» · «Де Грасс» · «Кольбер»
Эсминцы УРО тип «Сюффрен» · тип «Турвиль» · тип «Жорж Леги» · тип «Кассар» · тип «Оризон»/»Форбин»
Эсминцы тип «Араб» · тип «Жюрьен де ла Гравьер» · тип «Сюркуф» · тип «Дюперре» · «Ла Галисоньер» · «Аконит»
Фрегаты тип «Ле Корс» · тип «Ле Норман» · тип «Коммандан Ривьер» · тип «Лафайетт» · тип «Флореаль» · тип FREMM
Авизо «Франсис Гарнье» · тип «Д’Эстьенн д’Орве»
Атомные ПЛ тип «Ле Редутабль» · тип «Рюби» · тип «Ле Триомфант» · тип «Барракуда»
Дизельные ПЛ тип «Орор» · тип «Сафир» · тип «Нарваль» · тип «Аретьюз» · тип «Дафне» · «Гимнот» · тип «Агоста» · тип «Скорпен»
УДК тип «Ураган» · тип «Фудр» · тип «Мистраль»
Десантные корабли тип LST · тип «Трье» · тип EDIC · тип CDIC · тип «Шамплен» · «Бугенвилль»
Ракетные катера «Ла Комбаттанте» · тип «Тридент»
Сторожевые корабли тип «Одасьез»
Охотники за ПЛ тип «Ле Фугэ»
Тральщики тип «Уистреам» · тип «Паво» · тип «Дюнкеркуаз» · тип «Тюлип» · тип «Сирьюс» · «Меркюр» · тип «Сирсе» · тип «Эридан» · «Нарвик»