Форсирование реки

Значение слова &laquoфорсировать»

  • ФОРСИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; прич. страд. прош. форси́рованный, -ван, -а, -о; сов. и несов., перех.

    1. Усилить (усиливать), ускорить (ускорять). Во исполнение приказа форсировать в полтора года постройку Сотинского комбината работа велась и ночью. Леонов, Соть. Открытие школы предполагалось 1 сентября. Я решил форсировать открытие, не дожидаясь конца ремонта помещения. Гардин, Воспоминания.

    2. Муз. Повысить (повышать) силу звучания (голоса). обладает прекрасною наружностию; голос ее довольно обширного размера, но она не форсирует его и не кричит. Чернышевский, Заграничные известия. У него красивый, очень сильный альт —. Но он форсирует голос и, наверное, скоро сорвет его. М. Горький, По Союзу Советов.

    3. Тех. Увеличить (увеличивать) какой-л. показатель (мощность, производительность и т. п.) установки (двигателя, котла и т. д.). — Сегодня ваш мотор самый передовой, самый мощный в мире, а через год-два, если вы не сумели еще повысить его мощность, или, как мы говорим: «форсировать», он неизбежно, неотвратно становится отсталым. Бек, Талант.

    4. Воен. С боем преодолеть (преодолевать) какой-л. рубеж или естественное препятствие, чаще водное. Советские танковые части форсировали железную дорогу Воронеж—Ростов. Фадеев, Молодая гвардия. Пехота майора Мельникова под жесточайшим огнем удачно форсировала реку. Симонов, От Черного до Баренцева моря.

Про форсирование водной преграды


Оперативное время 12:58. Противник, силами до мотопехотной бригады, потерпев поражение на промежуточном рубеже Макаровка (в направлении Муром 14 км) – Репино (в направлении Панфилово 11 км), отходит в направлении Муром, Навашино, ведёт сдерживающие боевые действия, отходящими подразделениями пытается закрепиться на правом берегу реки Ока, одновременно выдвигает резервы из глубины с восточного направления (Вача – Навашино).
1 омсбр 20-й армии завершает уничтожение противника в батальонных районах обороны первого эшелона на рубеже Макаровка – Репино. Усиленный мотострелковый батальон, передовой отряд 1 омсбр, главными силами вышел на западную окраину Панфилово. 5 мср – головная походная застава, находится на южной окраине Карачарово. Её боевой разведывательный дозор выходит к реке Ока.
По докладу войсковой разведки, в районе 1 км юго-восточнее железнодорожного моста г.Мурома – оз.Старица – отм. 79.1 переходят к обороне подразделения силами до мотопехотного батальона. Отмечаются работы по фортификационному оборудованию и устройству минно-взрывных заграждений.
Через 17 минут, в 13:15 в районе 1,5 км юго-восточнее железнодорожного моста Мурома будет высажен тактический воздушный десант с задачей: обеспечить захват плацдарма на правом берегу Оки в предстоящей полосе наступления соединения. Наиболее удобным для форсирования является участок: южная окраина Карачарово, Загряжское. Перед наступлением необходимо провести разведку возможных мест оборудования переправ, форсировать реку Ока на указанном участке, и, во взаимодействии с тактическим воздушным десантом разгромить противника на правом берегу. К 14:30 овладеть районом оз.Белое – оз.Омут – отм. 82,5 и обеспечить форсирование реки главными силами бригады.

На реке Ока 21 мая 2015 года было проведено показательное занятие по действиям подразделений инженерных войск при форсирования водной преграды. По словам начальника инженерных войск генерал-лейтенанта Юрия Ставицкого, такие масштабные действия, в ходе которых было задействовано более 1000 военнослужащих и около 200 единиц различной техники, проведены впервые за многие годы.
При наведении переправы на шести створах, на широком фронте, через водную преграду шириной около 300 метров использовался перевозной паром грузоподъёмностью 160 тонн из состава новейшего понтонного парка ПП-2005. Помимо переправы колонны главных сил, подразделений технического и тылового обеспечения по наплавному мосту, под прикрытием дымов и аэрозолей, ударов авиации и подразделений ПВО был переправлен ракетный комплекс «Ярс». Кроме мобильной пусковой установки с грузомакетом ракеты, была переправлена и машина инженерного обеспечения и маскировки с последующим развёртыванием надувных макетов пусковой установки баллистической ракеты «Ярс».

За несколько дней до часа Х.

Перемещаемся на пароме с левого берега Оки на правый.

Специально подготовленный подробный макет местности будет установлен перед гостевой трибуной.

Пасмурно, сыро, сильный пронизывающий ветер, около +8С. Ну ОЧЕНЬ холодно.

Буксирно-моторный катер БМК-460.


На исходном берегу военные инженеры готовятся к форсированию реки.
Танковые взводы и что-то крупное под масксетью тоже вскоре отправятся с одного берега на другой.
Самоходные паромы ПММ-2 на берегу Оки.
Все участники событий на переправе в спасательных жилетах. Понтонёры — в резиновых сапогах и костюмах.
На заднем плане виден Муромский железнодорожный мост.
Флаг инженерных войск — четырёхконечный крест белого цвета с расширяющимися концами и с равноразделёнными между концами креста красно-чёрно-красными углами. В центре полотнища — изображение серебряных отвала путепрокладчика, якоря, пылающей гренады с молниями и перекрещённых топоров, обрамлённых сверху зубчатым колесом.
Перед главной трибуной идёт монтаж масштабного макета местности.
Помывка парома от песка и глины.
Переправка пожарной машины МЧС на «вражеский» берег.
На командном пункте учений.
В 13:00 над самыми головами проносится воздушная разведка. Задача авиаразведчиков: вскрыть развёртывание пунктов управления, позиционные районы средств противовоздушной обороны, огневые позиции ракетных войск и артиллерии, районы сосредоточения и основные направления выдвижения общевойсковых подразделений противника.
Для выполнения разведывательных задач используется специализированный самолёт комплексной воздушной разведки Су-24МР. Самолёт обеспечивает всепогодную комплексную воздушную разведку днем и ночью на глубину до 400 км от линии боевого соприкосновения с противодействием ПВО противника. Разведывательное оборудование самолёта состоит из:
• радиолокационной станции бокового обзора «Штык»;
• аппаратуры телевизионной разведки «Аист-М»;
• инфракрасного разведывательного оборудования «Зима»;
• системы лазерной разведки «Шпиль-2М»;
• станции общей радиотехнической разведки «Тангаж»;
• аппаратуры радиационной разведки «Эфир-1М»;
• аэрофотоаппаратов АП-402 панорамной и А-100 перспективной съёмки.
По результатам работы самолёта-разведчика вскрыто выдвижение двух колонн противника глубиной до 5 км каждая, с восточного и юго-восточного направления. Их подход к восточной окраине Мурома возможен к 15:00.
Перед форсированием реки инженерно-разведывательный дозор определяет скорость течения реки с помощью гидрометрической вертушки, характеристики дна — с помощью донного щупа ГР-69, а глубины реки с помощью багра или мерного троса с грузом и разметкой. Боевой разведывательный дозор на исходном берегу ведёт разведку подступов, определяет наличие спусков для боевой техники, минных полей противника.
Взвод, назначенный в боевой разведывательный дозор, при необходимости усиливается инженерно-сапёрным подразделением.
В зависимости от обстановки, инженерно-разведывательные дозоры могут действовать на различных средствах инженерного вооружения: на инженерно-разведывательной машине (в левом нижнем углу снимка), плавающем транспортёре, катере, надувной скоростной лодке и на бронетранспортёре.
Разведку перед форсированием основных сил ведёт бронетранспортёр БТР-82/82А.
Подробнее про про БТР-82/82А.
Инженерная разведка исходного берега проводится с целью получения данных для выбора или уточнения района оборудования переправ (десантных, паромных, мостовых) и мест расположения её элементов, наличия минно-взрывных заграждений противника, а также для выработки решения на организацию выполнения задач.
По условиям учений планировалась высадка тактического воздушного десанта под прикрытием боевых вертолётов.
В интересах обеспечения высадки тактического воздушного десанта удар наносит звено вертолётов огневой поддержки Ми-24 (разных типов).
Объектами поражения вертолётов огневой поддержки могут быть живая сила и огневые средства противника.
Инженерная разведка на быстроходной моторной резиновой лодке высадилась на берег. На снимке видны боец-кинолог с собакой, боец с «кошкой» на верёвке, боец с металлодетектором, боец с неконтактным искателем взрывных устройств ИНВУ «Коршун».
Прямо в створе сапёры обнаружили имитатор противопехотной мины на растяжке. Дозор укрылся, после чего сапёр устранил опасную преграду, стащив растяжку «кошкой» и вызвав тем самым срабатывание боеприпаса.
По итогам разведки командир инженерной разведгруппы доложил: «Берёза», я «Боец-12», произвёл разведку исходного берега, водной преграды и правого берега. Характеристики водной преграды на указанном участке определяют её как широкую, со средним течением, по руслу реки очень глубокую, с преобладающими крутыми и обрывистыми берегами. На исходном и противоположных берегах имеются участки удобные для въездов и выездов плавающей боевой техники. На правом берегу реки, на указанном инженерной разведке участке местности, имеются противопехотные минно-взрывные заграждения, установленные средствами дистанционного минирования.
Боевой пуск ЗРП-2 «Тропа», 66 УЦ инженерных войск, Подмосковье, осень 2014 года.

До начала форсирования водной преграды инженерными подразделениями для проделывания проходов взрывным способом в противопехотных минных полях на противоположном берегу может использоваться заряд разминирования ЗРП-2 «Тропа». ЗРП-2 предназначен для проделывания проходов в противопехотном минном поле противника, путём подачи удлинённого заряда разминирования на минное поле противника реактивным способом.
Боевой подрыв ЗРП-2 «Тропа», 66 УЦ инженерных войск, Подмосковье, осень 2014 года.
Подрыв удлинённого однониточного детонирующего заряда (из кабеля КДР – 150 А); общая масса в упаковке – 50 кг; ранец для переноски – 34 кг, в детонирующем кабеле на 1 м – 0,15 кг ВВ (длина заряда 60 м, дальность подачи 140-160 м, размеры прохода: длина – 54 м, ширина – 0,4 м).
Инженерно-сапёрное отделение, действующее в составе ИРД, грузится в лодку и продолжает проверку прилегающей акватории на наличие минно-взрывных заграждений.
Постановка маскирующей переправу завесы с помощью дымов и аэрозолей.
Сильный ветер за считанные секунды выносит дымзавесу на берег.
Пролёт пары боевых вертолётов Ми-24, которые наносят удары из бортового вооружения по противнику, занимающему оборону.
Плавающий транспортёр ПТС-2.
Через 15-20 минут после начала форсирования, общевойсковые подразделения, поддерживаемые огнём артиллерии, танков и БМП, ведущих огонь прямой наводкой с исходного берега и ударами армейской авиации, уничтожают противника во взводных опорных пунктах. Исключив возможность ведения огня противником прямой наводкой по водной преграде, начинают функционировать десантные переправы на ПТС.
Цель десантной переправы на плавающих транспортёрах — переправа автомобильных и гусеничных боевых машин, артиллерийских систем первого эшелона, личного состава и грузов массой не более 12 тонн. Подразделения, назначенные для переправы, осуществляют погрузку боевой техники и посадку личного состава в районах посадки, откуда стремительно выходят к водной преграде и с ходу переправляются на противоположный берег.
Транспортёр доставил на плацдарм грузовик с миномётным расчётом на борту.
В интересах соединений первого эшелона 20-й армии действует пара самолётов истребительно-штурмовой авиации с задачей по нанесению ударов по выдвигающимся колоннам противника. По команде передового авианаводчика пара Су-34 заходит для нанесения удара.
Боевые вертолёты прикрывают переправу.
Ми-24В — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Выпускался в 1976–1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.
Самоходные паромы ПММ-2 готовятся войти в воду. Батальон, действующий в передовом отряде с задачей форсирования водной преграды, может усиливаться взводами ПТС (плавающий транспортёр средний), ПММ (паромно-мостовая машина) или понтонными подразделениями инженерно-сапёрных батальонов.
Выдвижение инженерных подразделений из исходного района к местам оборудования элементов переправы осуществляют по путям, разведанным и обозначенным разведкой и оборудованным инженерно-дорожными подразделениями или отрядами обеспечения движения, формируемыми из состава инженерных подразделений, оборудующих переправу.
Выдвижение переправочных средств к урезу воды производят по возможности скрытно и прикрывают от ударов противника. Разгрузка материальной части понтонного парка начинается после уничтожения противника во взводных опорных пунктах и исключения воздействия его огневых средств по переправе прямой наводкой. Время начала функционирования паромных переправ через 25-30 минут после начала форсирования.
Сброс в воду звеньев и катеров материальной части понтонно-мостового парка.
В ходе завязавшегося боя головные дозоры несут первые потери. Фельдшер батальона с санитарами выдвигаются для оказания медицинской помощи и организации эвакуации раненых. Место сбора раненых обозначается флагом, в одном из створов ведётся погрузка раненных на плавающий транспортёр для эвакуации.
При наведении переправы обязательно задействуется СЭС — спасательно-эвакуационная служба. Задачи СЭС: спасение экипажей и десанта боевых машин пехоты, оставшихся под водой, на плаву или затонувших на переправе, эвакуация боевых машин из воды. Спасательно-эвакуационные группы (СЭГ) выходят к водной преграде после того, как инженерная разведка определит на водной преграде места оборудования переправ. В случае вынужденной остановки боевой машины на плаву или под водой, СЭГ самостоятельно принимает решение, действует быстро и инициативно.
СЭГ состоит из двух команд — спасательной и эвакуационной. Спасательную службу организуют для спасения людей на переправе. В неё входят спасательная команда и пункт медицинской помощи. Они располагаются с низовой стороны в границах переправы. В спасательную команду назначаются лица, хорошо умеющие плавать и обученные приёмам спасения утопающих. На десантных переправах в состав спасательной команды могут включаться отличные пловцы из состава переправляющихся войск.
Спасательная команда оснащается гусеничным плавающим транспортёром, катером или лодкой с навесным движительным агрегатом и принадлежностями для оказания помощи пострадавшим (спасательные круги, поплавки, багры, бросательные веревки и т.п.). В неё, при необходимости, включают водолазов.
Продолжается сборка 6-ти 60-ти тонных паромов из материальной части парка ПП-91М. Особенностью парка ПП-91М является то, что из его материальной части возможна сборка 8-ми перевозных паромов грузоподъёмностью 60 тонн с береговыми звеньями. Наличие береговых звеньев позволяет обеспечивать погрузку и выгрузку тяжёлой бронированной техники в заиленных местах прибрежной полосы и своевременное отчаливание парома.
Очередной пролёт боевых вертолётов Ми-24.
Многоцелевой ударный вертолёт Ми-24П. Пушечный вариант вертолёта с неподвижной установкой с двуствольной 30-мм пушкой ГШ-30 с удлинёнными стволами в обтекателе сбоку фюзеляжа.
При переправе на паромах, танки, боевые машины, автомобили должны стоять с включённой первой передачей, затянутым ручным тормозом и заглушенным двигателем.
На исходном берегу, приступил к погрузке на три 60-ти тонных парома второй танковый взвод. Третий танковый взвод продолжает вести огневое поражение противника стрельбой из штатного оружия прямой наводкой.
Люки танков и бронемашин, а также двери других машин во время переправы должны быть открытыми.
При мелководных берегах и прочных грунтах дна паром подводят к берегу до минимально допустимой глубины и выгрузку переправляемых машин производят на дно с последующим их движением к берегу вброд.
Паром разгрузился и отправляется за новым танковым взводом.
Наряду с паромными переправами из материальной части понтонно-мостового парка, могут оборудоваться паромные переправы из паромно-мостовых машин. Время начала функционирования такой переправы — через 15-20 мин после начала форсирования, за счёт времени, необходимого для перевода самоходных паромов из походного положения в рабочее.
Вертолёты Ми-8МТ используются в ходе наведения переправы в самых разных ролях, например в составе подвижного отряда заграждения. Такой отряд на вертолётах применяется на стыках подразделений, а также для воспрепятствования выхода во фланг и в тыл наступающим высадившихся тактических воздушных десантов противника, его обходящих отрядов и резервов. В настоящее время на вооружении состоит вертолётная система минирования, позволяющая ставить различного типа минные поля:
боекомплект (на одном вертолете) — 116 кассет (29 кассет в 4-х подвесных контейнерах);
тип применяемых мин – ПФМ-1с, ПОМ-2, ПТМ-3;
протяжённость устраиваемого минного поля:
из мин ПФМ-1с, ПОМ-2 – 1800 м;
из мин ПТМ -3 – 400 м; ПТМ – 4 – 800 м.
скорость минирования – 140-160 км/час;
высота минирования – 50-100 м.
время установки одного БК – 1-1,5 мин.
После сборки 255-ти тонного парома из ПММ-2, на противоположном берегу начинается погрузка гусеничных минных заградителей ГМЗ-3, предназначенных для действий в подвижном отряде заграждения мотострелковой бригады. Основная задача подвижного отряда заграждений бригады — устройство заграждений и производство разрушений на выявленных направлениях контратак противника, прикрытие заграждениями открытых флангов, промежутков в боевом порядке части и закрепление достигнутых рубежей.
После переправы на 85-ти тонных паромах собранных из ПММ-2 и разгрузки первого рейса танкового взвода, эти паромы отчаливают от берега и приступают к сборке на плаву 255-ти тонного парома.
Переправленный танковый взвод выходит на огневые позиции на захваченном плацдарме, и, развивая успех наступления, продолжает вести огневое поражение противника, поддерживая наступление мотострелков.
Десантно-паромная переправа включает в себя несколько трасс, часть из которых предназначена для движения гусеничных плавающих транспортёров, а другая для самоходных паромов.
Подвижный отряд заграждений после выгрузки выдвигается на ранее указанный рубеж и производит установку трёхрядного противотанкового минного поля, прикрывая фланги наступающих подразделений от контратаки противника.
Гусеничные минные заградители выдвигаются в колонне до рубежа минирования. Подходя к рубежу, развёртываются помашинно. Определив себе ориентиры, ГМЗ начинают устанавливать мины.
При установке противотанкового минного поля экипажи гусеничных минных заградителей применяют систему дымовой завесы «Туча», что снижает вероятность обнаружения и поражения от противотанковых средств противника.

Основные характеристики ГМЗ-3: боекомплект – 624 мины; шаг минирования – 5 и 10 м; протяжённость установленного минного поля, — из мин с контактными датчиками цели – 1 км., из мин с неконтактными датчиками цели – 2 км.; время на установку трёхрядного минного поля из одного боекомплекта, — на грунт 12-14 мин., в грунт – до 17 мин.
Подъём аппарелей.
Паром отправляется на исходный берег.
Для обслуживания перевозного парома назначают начальника парома и расчёт из понтонёров и катеристов.
С парома, установленного под выгрузку, опускают на берег аппарели и техника выходит на берег.
Выгрузка тяжёлой инженерной техники.
На этом поставленная задача по захвату плацдарма выполнена, во взаимодействии с командиром тактического воздушного десанта уничтожено до двух мотопехотных рот противника. Подразделения батальона реку Ока форсировали. Командир батальона доложил командиру бригады о переправе главных сил передового отряда на противоположный берег и выполнении поставленной задачи.
Теперь понтонные подразделения наводят наплавной мост под прикрытием завесы дымов и аэрозолей.
После разгрузки 180-ти тонных паромов понтонные подразделения приступают к наведению мостовой переправы из материальной части понтонно-мостового парка.
Удержание наплавного моста на течении с помощью катеров.
Количество катеров или других средств, необходимых для удержания наплавного моста на течении, определяют в зависимости от конструкции моста, характеристик движителей и скорости течения.
Тем временем, в ходе ведения инженерной разведки на маршруте боевого патрулирования подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс» обнаружен разрушенный автомобильный мост через Оку на восточной окраине Мурома.
Понтонно-переправочному батальону 45-й отдельной инженерно-сапёрной бригады поставлена задача переправить через реку стартовую батарею подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс».
Начало функционирования паромной переправы, предназначенной для доставки на противоположный берег подвижных грунтовых ракетных комплексов ракетных войск стратегического назначения и специальных машин, обеспечивающих их движение и маскировку.
Сборка такого парома производится из материальной части парка ПП-2005, конструктивные особенности которого позволяют устраивать проезжую часть двойной ширины. В случае уничтожения или повреждения мостов через водные преграды, они станут серьёзным препятствиям при совершении на маршрутах боевого патрулирования маневренных действий ракетными полками, на вооружении которых состоят подвижные грунтовые ракетные комплексы.
Агрегат подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс» длиной более 25 м, высотой 4,5 м и массой более 100 тонн въезжает на паромную переправу двойной ширины.
На вооружении РВСН нет понтонно-переправочных подразделений и эта задача выполняется подразделениями инженерных войск.
Первыми на противоположный берег для проведения инженерной разведки маршрутов боевого патрулирования и полевых позиций переправляется разведывательная группа ракетного дивизиона, в состав которой входит машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ), являющаяся агрегатом боевого обеспечения подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс».
Машина инженерного обеспечения и маскировки предназначена для повышения оперативности проведения мероприятий маскировки и имитации ракетного дивизиона на полевой позиции, а также для проведения инженерной разведки маршрутов боевого патрулирования и местности на полевых позициях.
Агрегат смонтирован на колёсном шасси повышенной проходимости МЗКТ-7930.
В соответствии со складывающейся обстановкой, по решению командира машина инженерного обеспечения и маскировки может выполнять следующие задачи:
— оборудование одной ложной позиции ракетного дивизиона вблизи реальной полевой позиции сосредоточенного боевого порядка ракетного дивизиона (не ближе 3 – 5 км)
— оборудование одной ложной позиции ракетного дивизиона на полевой позиции немедленно после ухода с неё реального ракетного дивизиона
также может участвовать в составе ложной колонны ракетного дивизиона с последующим занятием ложной полевой позиции и развёртывания на ней ложного ракетного дивизиона.
Комплект ложного ракетного дивизиона предназначен для имитации местонахождения ракетного дивизиона в составе трёх стартовых батарей и агрегатов обеспечения ракетного дивизиона на полевой позиции.В состав комплекта входит 10 имитаторов, из которых 3 имитатора автономной пусковой установки и 7 имитаторов агрегатов обеспечения. При этом под маскировочными покрытиями они имеют полное сходство с замаскированными агрегатами, габаритные характеристики соблюдаются. Время развёртывания и свёртывания одного имитатора расчётом из 8 человек — 1 час.
В целях создания нормальных бытовых условий для экипажа, машина дополнительно оборудована отсеком для обеспечения быта, отдыха, питания и медицинского обслуживания расчёта агрегата на период его автономного функционирования (7 суток).
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Ярс» (принят на вооружение в 2009) является модернизацией ракетного комплекса «Тополь-М» и составляет основу ударной группировки РВСН. В настоящее время на вооружении РВСН находится более 30 таких комплексов.
На подвижный грунтовый ракетный комплекс «Ярс» установлена твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета мобильного базирования с разделяющейся головной частью РС-24.
В эксплуатацию с завода ракета мобильного базирования РС-24 поступает в транспортно-пусковом контейнере, в котором находится весь срок эксплуатации.
Транспортно-пусковой контейнер размещается на многоосном шасси высокой проходимости МЗКТ-79221.
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Ярс» имеет повышенную устойчивость к высокоточному оружию противника и обладает способностью доставки боевых блоков к назначенным индивидуальным целям, защищённым многоэшелонированной ПРО с элементами космического базирования, с вероятностью 0,95. Поражение целей осуществляется с точность до 150 метров, что позволяет применять ракету по всему спектру военно-стратегических целей.
Благодаря ряду мер значительно снижена возможность обнаружения развёрнутого подвижного грунтового ракетного комплекса с помощью средств разведки вероятного противника.
Пуск ракеты мобильного базирования возможен как с маршрута боевого патрулирования так и со стоянки в месте базирования.

Пока переправляли «Ярс», наплавной мост через Оку был практически закончен.
На левом фланге на водной преграде действует верховая речная застава. Основная задача заставы — охрана переправы от диверсионных действий противника и от плавучих мин, торпед, крупных плавучих предметов и брандеров (суда и плоты, оснащённые зарядами взрывчатки). В состав заставы могут выделяться ПТС, катера или БТР. На широких, особенно судоходных, реках в состав застав могут также выделяться артиллерийские и танковые подразделения. Ночью в условиях ограниченной видимости речные заставы оснащаются прожекторами и приборами ночного видения. Заставы приступают к выполнению задач с началом наводки моста и заканчивают после свёртывания переправы.
Под защитой дымовой завесы по наплавному мосту пошла тяжёлая техника.
Начало функционирования мостовой переправы осуществляется через час после начала форсирования водной преграды.
При открытии движения по мосту вначале пропускают машину максимально допустимой массы на малой скорости.
Не допускаются произвольная остановка, резкие торможения и развороты машин на мосту.
Во время движения машин по мосту все люки и двери машин должны быть подготовлены для немедленного выхода экипажей и перевозимого личного состава.
После наведения наплавного моста по нему осуществляется пропуск основных сил бригады. После главных сил через водную преграду осуществляется переправа подразделений технического и тылового обеспечения.
После окончания учений вся техника вернулась на исходный берег по мосту.
Регулировщик бдительно следил, чтобы гусеничная техника шла строго по центру моста.
P.S. В ходе наблюдения за форсированием водной преграды обратил внимание на некоторые непонятные мне штуки. Кто в курсе — что это и для чего?
Такая деревяшка висит на каждой грузовой машине понтонного парка. Это для опечатывания чего-то? Почему такой раскраски?
Что-то, видимо, для авианаводки?
Что-то для подрыва ВВ?

Водная преграда

Река Лаба (ЧССР) и оборудованный силами 1257 отдельного понтонно-мостового батальона мост из понтонно-мостового парка ПМП

Водные преграды — это реки, каналы, озера и водохранилища, лиманы, фиорды, проливы и т. п., преодолеваемые войсками в ходе боевых действий или используемые ими при организации обороны.

Характеристики водной преграды

Характер водной преграды это совокупность параметров определяющих водную преграду: ширина, скорость течения, глубина и профиль русла, высота и крутизна берегов, свойства грунта дна и берегов, наличие гидротехнических сооружений, наличие бродов, постоянных мостов, паромных переправ, местных плавсредств и судоходства.

В особых условиях характер водной преграды, кроме того, определяется: в паводок и при искусственных попусках — интенсивностью изменения ширины преграды, скорости течения и глубины; при ветровом волнении водной поверхности — его интенсивностью (балльностью); при ледоходе — его характером (шуга, сало, льдины), плотностью и распределением льда по ширине реки, размерами и толщиной льдин и скоростью течения; при ледоставе — толщиной, структурой и состоянием ледяного покрова, а также температурой воздуха.

Ширина водной преграды является главным фактором, характеризующим ее как препятствие.

Класисификация инженерных войск:

  • очень узкие — до 40 м;
  • узкие — 40-100 м;
  • средние — 100—250 м;
  • широкие — 250—600 м;
  • крупные — 600—2000 м;
  • особо крупные — более 2000 м.

Оперативно-тактическая классификация:

  • полковые — до 40 м;
  • дивизионные — 40-100 м;
  • армейские — 100—200 м;
  • фронтовые — 200—600 м;
  • стратегические — более 600 м.

Скорость течения водной преграды оказывает влияние на продолжительность рейсов переправочных средств, определяет возможность применения плавающих боевых машин и переправочных средств по условиям их управляемости на течении.

  • слабое течение — до 1,0 м/с;
  • среднее течение — 1,0-1,5 м/с;
  • быстрое течение — 1,5-2,5 м/с;
  • очень быстрое течение — свыше 2,5 м/с.

Глубина водной преграды определяет выбор способа переправы, возможность организации переправы танков по дну и возведения низководных и подводных мостов.

  • мелкие — до 1,5 м;
  • глубокие — от 1,5 до 5 м;
  • очень глубокие — свыше 5 м.

Крутизна берегов водных преград может ограничить использование различных переправочных средств и вызвать необходимость устройства съездов и выездов в крутых и обрывистых берегах.

  • с пологими берегами — до 15°;
  • с крутыми берегами — 15°-25°;
  • с обрывистыми берегами — свыше 25°.

Ветровое волнение на водных преградах при определенной степени его интенсивности (балльности), характеризуемой высотой, длиной волны и периодом ее колебания, может значительно усложнить эксплуатацию переправочных средств или полностью исключить возможность их применения. При волнении свыше 2 баллов могут применяться только некоторые виды плавающих машин при их специальном оборудовании. Эксплуатация табельных переправочных средств инженерных войск при ветровом волнении более 3 баллов практически невозможна.

  • 1 балл — длина волны до 5 м, высота волны 0.25 м:
  • 2 балла — длина волны до 15 м, высота волны 0.75 м:
  • 3 балла — длина волны до 25 м, высота волны 1.25 м:

Ледоход на водной преграде, даже при малой его плотности, вызывает значительные осложнения в применении переправочных средств. В условиях ледохода с плотностью от 0,2 до 0,4 необходима защита переправочных средств от льда, использование специальных способов передвижения по воде и проведение других дополнительных инженерных мероприятий. При плотности ледохода более 0,4 применение переправочных средств становится невозможным.

В ночных условиях снижается точность прицельного огня по переправляющимся войскам и переправочным средствам, увеличиваются сроки оборудования переправ, и усложняется их содержание, снижается пропускная способность переправ, возникает необходимость увеличения состава комендантской службы на переправах и применения специальных технических средств светового обеспечения, усложняется управление подразделениями, оборудующими и содержащими переправы.

Противник может усложнить условия преодоления водной преграды устройством минно-взрывных заграждений на водной преграде и ее берегах, применением сплавных мин и устройством огневодных заграждений, а также созданием искусственных попусков в результате интенсивного сброса воды открытием затворов или разрушения гидротехнических сооружений, образованием зон затопления местности путем возведения временных плотин или разрушения ограждающих дамб, созданием зон заражения местности.

Ссылки

  • Переправа войск. Военное издательство МО СССР. 1950 г.
  • Наставление по военно-инженерному делу для всех родов войск Советской Армии. Военное издательство МО СССР. 1956 г.
  • Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство МО СССР. 1966 г.
  • Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство МО СССР. 1984 г.
  • Методическое пособие по инженерной подготовке родов войск. Часть 3. Военное издательство МО СССР. Москва. 1968 г.
  • Переправы. В И А им. Куйбышева.
  • Е. С. Колибернов, В. И. Корнев, А. А. Сосков. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989 г.
  • Ю. И. Бородулин, А. В. Маркеленко, С. И. Блажко. Переправы. Учебное пособие. Пенза. 2005 г.

Средства преодоления водных преград

Понтонные парки

Общевойсковые

Парк Немого • Парк Томиловского • Поплавок Полянского • ТЗИ • ПА-3 • МдПА-3 • НЛП • Н2П • Н2П-41 • Н2П-45 • ДМП-42 • ДДП • ДЛП • ТМП • ЛПП • ТПП • ПМП • ПМП-М • СПП • Пролёт • ППС • ППС-84 • ПП-91 • ПП-91М (ПП-2005)

Десантируемые

ПВД-20 • ДПП-40

Тыловые

СП-19 • НАРМ • НЖМ-56 • МЛЖ-М

Средства моторизации переправ

Буксирно-моторные катера

НКЛ-27 • СМК-75 • БМК-70 • БМК-90 • БМК-90М • БМК-130 • БМК-130М • БМК-130МЛ • БМК-150 • БМК-150М • БМК-150М1 • БМК-Т • БМК-225 • БМК-460

Моторные звенья

МЗ-235 • МЗ-330

Забортные моторы

СЗ-10 • СЗ-20 • МВ-72 • МВ-180 • СЗМ-45

Самоходные переправочно-десантные средства

Самоходные паромы

ГСП • ПММ • ПММ-2 • ПММ-2М

Транспортёры

МАВ • БАВ • К-61 • ПТС • ПТС-2 • ПТС-3

Десантные лодки

Лодка Иолшина • Мешок Иолшина • ПМК • МИК-39 • А-3 • ЛГ-12 • ЛМН • ДСЛ • МСЛ • СДЛ • ПК • МПК • ДЛ-10 • НДЛ-10 • НДЛ-20 • НЛ-5 • НЛ-8 • НЛ-15 • НЛ-30 • СНЛ-8

Механизированные мосты

Танковые мостоукладчики

МТУ • МТУ-20 • МТ-55 • МТУ-72 • МТУ-90

Автомобильные мостоукладчики

КММ • ТММ • ТММ-3 • ТММ-3М • ТММ-3М1 • ТММ-6

Разборные мосты

Малых пролетов

МАРМ • ТАРМ • ММП

Средних и больших пролетов

САРМ • БАРМ • ТРМ • МПБ • ГАРМ • РММ-4 • МВБ

Мостостроительные средства

Общевойсковые

КМС • КМС-Э • УСМ • УСМ-2 • УСМ-3

Тыловые

ПСК-2-500 • СМП-86 • УЗС • УСБ

Значение слова «Форсировать»

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: форси́ровать несов. и сов. перех.

  1. Заставлять развиваться, протекать убыстренным темпом; ускорять.
  2. Повышать мощность – двигателя, механизма – по сравнению с номинальной.
  3. Усиливать звучание голоса (обычно при пении, декламации).
  4. Преодолевать с боем обороняемое противником препятствие (обычно водное).

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

приближать, ускорять. Ant. тормозить, останавливать

В словаре Синонимов 2

• гл несовприближать, ускорять
• гл совприблизить, ускорить

В словаре Словарь иностранных слов

рую, рует, несов. и сов., что

1. Усиливать (усилить), ускорять (ускорить) что-нибудь Ф. строительство комбината.

2. тех. Увеличивать (увеличить) какой-нибудь показатель. Ф. мощность двигателя.

3. муз. Повышать (повысить) силу звука, голоса. Ф. звучание. Форсировка — действие по глаголу ф.||Ср. ФИЛИРОВАТЬ.

4. С боем преодолевать (преодолеть) какое-н. препятствие (обычно водное). Ф. реку. Форсирование — действие по глаголу ф.

форсирование реки

Смотреть что такое «форсирование реки» в других словарях:

  • Форсирование Днепра — Битва за Днепр Великая Отечественная война Советские бойцы форсируют Днепр Дата 24 августа 23 декабря 1943 … Википедия

  • Форсирование Днепра (1943) — Битва за Днепр Великая Отечественная война Советские бойцы форсируют Днепр Дата 24 августа 23 декабря 1943 … Википедия

  • форсирование — я, ср. forcer. Действие по знач. гл. форсировать. БАС 1. <Неприятель> .. по берегу реки сделал батареи и в траншеях держит людей, показывая все виды к форсированию переправы. 1770. Архив походн. канц. Румянцева. // ЧОИДР 1865 2 2 84. Наши… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФОРСИРОВАНИЕ — усиление, штурмование. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ФОРСИРОВАНИЕ, ФОРСИРОВКА Усиление, ускорение, насилование. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

  • Форсирование — наступление с преодолением реки, противоположный берег которой обороняется противником. От обычного наступления Ф. отличается тем, что наступающий частью своих сил должен под огнем противника преодолеть реку и овладеть плацдармами, которые… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Форсирование водных преград — преодоление войсками в ходе наступления водной преграды (реки, канала, водохранилища, пролива и др.), противоположный берег которой обороняется противником. От обычного наступления Ф. в. п. отличается тем, что наступающие войска под огнем … Большая советская энциклопедия

  • Битва за Днепр — Великая Отечественная война Советские бойцы форсируют Днепр Дата 2 … Википедия

  • 272-я стрелковая дивизия — Награды … Википедия

  • Хроника Великой Отечественной войны/Сентябрь 1943 года — Хроника Великой Отечественной войны 1941: июнь · июль · август · сентябрь · октябрь · ноябрь · декабрь · 1942: январь · февраль · март · … Википедия

  • 1901-й самоходно-артиллерийский полк — Возможно, эта статья или раздел требует сокращения. Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения … Википедия

  • 132-я стрелковая дивизия — Годы существования 09.09.1939 года Страна СССР Тип пехота Знаки отличия … Википедия