Фау 2 ракета

Тайны ракеты Фау-2. «Чудо-оружие» нацистской Германии

Работы по созданию баллистических и крылатых ракет начались в кайзеровской Германии еще в конце Первой мировой войны. Тогда инженер Г.Оберт создал проект большой ракеты на жидком топливе, оснащенной боевым зарядом. Предположительная дальность ее полета составляла несколько сот километров. Офицер авиации Р.Небель работал над созданием авиационных ракет, предназначенных для поражения наземных объектов. В 1920-х годах Оберт, Небель, братья Вальтер и Ридель проводили первые эксперименты с ракетными двигателями и разрабатывали проекты баллистических ракет. «В один прекрасный день, — утверждал Небель, — ракеты, подобные этой, вытеснят артиллерию и даже бомбардировщики на свалку истории».
В 1929-м министр Рейхсвера отдал секретный приказ начальнику отдела баллистики и боеприпасов Управления вооружения германской армии Беккеру об определении возможности увеличения дальности стрельбы артсистем, включая использование ракетных двигателей в военных целях.
Для проведения экспериментов в 1931-м при отделе баллистики была образована группа из нескольких сотрудников по исследованию двигателей на жидком топливе под руководством капитана В.Дорнбергера. Через год недалеко от Берлина в Кумерсдорфе он организовал экспериментальную лабораторию по практическому созданию жидкостных реактивных двигателей для баллистических ракет. А в октябре 1932-го в эту лабораторию пришел работать Вернер фон Браун, вскоре ставший ведущим конструктором ракет и первым помощником Дорнбергера.
В 1932-м к команде Дорнбергера присоединились инженер В. Ридель и механик Г.Грюнов. Группа начала свою деятельность со сбора статистических данных, основанных на бесчисленных испытаниях своих и сторонних ракетных двигателей, изучались зависимости соотношения топлива и окислителя, охлаждения камеры сгорания и способов зажигания. Одним из первых двигателей был «Хейландт», со стальной камерой сгорания и электрической пусковой свечой.
С двигателем работал механик К.Вахрмке. Во время одного из испытательных пусков произошел взрыв и Вахрмке погиб.
Испытания продолжил механик А.Рудольф. В 1934-м была зафиксирована тяга в 122 кгс. В том же году снимали характеристики сЖРД конструкции фон Брауна и Риделя, созданного для «Агрегата-1» (ракета А-1) взлетным весом 150 кг. Двигатель развивал тягу 296 кгс. Топливный бак, разделенный герметичной перегородкой, содержал в нижней части спирт, а в верхней — жидкий кислород. Ракета оказалась неудачной.
А-2 имела такие же габариты и стартовую массу, что и А-1.
Полигон Кумерсдорф был уже мал для реальных пусков, и в декабре 1934-го две ракеты, «Макс» и «Мориц», поднялись с острова Боркум. Полет на высоту 2,2 км длился всего 16 секунд. Но по тем временам это был впечатляющий результат.
В 1936-м фон Брауну удалось уговорить командование Люфтваффе выкупить большую территорию близ рыбацкой деревеньки Пенемюнде на острове Узедом. На строительство ракетного центра были выделены средства. Центр, обозначенный в документах аббревиатурой НАР, а позднее -HVP, располагался в незаселенной местности, и ракетные стрельбы можно было производить на дальность около 300 км в северо-восточном направлении, траектория полета проходила над морем.

В 1936-м специальная конференция приняла решение создать «Армейскую экспериментальную станцию», которая должна была стать совместным испытательным центром ВВС и армии под общим руководством вермахта. Командиром полигона назначили В.Дорнбергера.
Третья ракета фон Брауна, названная «Агрегат А-3», взлетела только в 1937-м. Все это время было потрачено на проектирование надежного ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Новый двигатель вобрал в себя все передовые технологические достижения Германии.
«Агрегат А-3» представлял собой веретенообразное тело с четырьмя длинными стабилизаторами. Внутри корпуса ракеты располагались бак с азотом, емкость жидкого кислорода, контейнер с парашютной системой для приборов регистрации, бак с горючим и двигатель.
Для стабилизации А-3 и управления ее пространственным положением использовались молибденовые газовые рули. В системе управления использовались три позиционных гироскопа, соединенные с демпфирующими гироскопами и датчиками ускорения.
Ракетный центр Пенемюнде еще не был готов для эксплуатации, и запуск ракет А-3 с бетонной платформы решили провести на маленьком островке в 8 км от острова Узедом. Но, увы, все четыре пуска оказались неудачными.
Техническое задание на проект новой ракеты Дорнбергер и фон Браун получили от главнокомандующего сухопутными войсками Германии генерала Фрича. «Агрегат А-4» со стартовой массой 12т должен был доставить заряд весом 1 т на расстояние 300 км, но постоянные неудачи с А-3 приводили в уныние как ракетчиков, так и командование вермахта. На многие месяцы затягивались сроки разработки боевой ракеты А-4, над которой уже трудились более 120 сотрудников центра Пенемюнде. Поэтому параллельно с работами по А-4 решили создать и уменьшенный вариант ракеты — А-5.
На проектирование А-5 затратили два года и летом 1938-го провели первые ее запуски.
Затем, в 1939-м на базе А-5 разработали ракету А-6, предназначенную для достижения сверхзвуковых скоростей, оставшуюся только на бумаге.
В проекте остался и разработанный в 1941-м агрегат А-7 — крылатая ракета, предназначенная для экспериментальных пусков с самолета на высоте 12000 м.
С 1941-го по 1944-й годы происходило развитие А-восьмой, которая ко времени прекращения разработок стала базовой для ракеты А-9. Ракета А-8 создавалась на основе А-4 и А-6, но также не воплотилась в металле.
Таким образом, основным следует считать агрегат А-4. Через десять лет после начала теоретических исследований и шести лет практических работ эта ракета имела следующие характеристики: длина 14 м, диаметр 1,65 м, размах стабилизаторов 3,55 м, стартовая масса 12,9т, вес боеголовки 1 т, дальность 275 км.
Ракета А-4 на лафете транспортера
Первые пуски А-4 должны были начаться весной 1942-го. Но 18 апреля первый прототип А-4 V-1 взорвался на пусковом столе во время предварительного прогрева двигателя. Снижение уровня ассигнований отодвинуло начало комплексных летных испытаний на лето. Попытка запуска ракеты А-4 V-2, состоявшаяся 13 июня, на которой присутствовали министр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер и генерал-инспектор Люфтваффе Эрхард Мильх, окончились неудачей. На 94-й секунде полета из-за отказа системы управления ракета упала в 1,5 км от точки пуска. Через два месяца А-4 V-3 также не достигла необходимой дальности. И только 3 октября 1942-го четвертая ракета А-4 V-4 пролетела 192 км на высоте 96 км и разорвалась в 4 км от намеченной цели. С этого момента работы проходили все более удачно, и до июня 1943-го удалось осуществить 31 запуск.
Спустя восемь месяцев специально созданной комиссии по ракетам дальнего действия были продемонстрированы пуски двух ракет А-4, точно поразивших условные цели. Эффект удачных стартов А-4 произвел ошеломляющее впечатление на Шпеера и гросс-адмирала Деница, которые безоговорочно поверили в возможность при помощи нового «чуда-оружия» поставить на колени правительства и население многих стран.
Еще в декабре 1942-го был издан приказ о развертывании массового производства ракеты А-4 и ее компонентов в Пенемюнде и на заводах «Цеппелин». В январе 1943-го при министерстве вооружений создается комитет по А-4 под общим руководством Г.Дегенкольба.
Экстренные меры дали положительный результат. 7 июля 1943-го начальник ракетного центра в Пенемюнде Дорнбергер, технический директор фон Браун и начальник полигона Штейнгоф выступили с докладом об испытании «оружия возмездия» в ставке Гитлера «Вольфшанц» в Восточной Пруссии. Был продемонстрирован цветной фильм о первом удачном запуске ракеты А-4 с комментариями фон Брауна, а Дорнбергер выступил с подробным докладом. Гитлер был буквально заворожен увиденным. 28-летнему фон Брауну присвоили звание профессора, а руководство полигона добилось получения вне очереди необходимых материалов и квалифицированных кадров для массового производства своего детища.
Ракета А-4 (V-2)
Но на пути серийного производства встала основная проблема ракет — их надежность. К сентябрю 1943-го показатель успешных пусков составлял лишь 10-20%. Ракеты взрывались на всех участках траектории: на старте, при подъеме и при подлете к цели. Только в марте 1944-го стало ясно, что сильная вибрация ослабляла резьбовые соединения топливопроводов. Спирт испарялся и смешивался с парогазом (кислород плюс водяной пар). «Адская смесь» попадала на раскаленное сопло двигателя, далее следовал пожар и взрыв. Вторая причина подрывов — слишком чувствительный импульсный детонатор.
По расчетам командования вермахта, по Лондону необходимо было наносить удары каждые 20 минут. Для круглосуточного обстрела требовалось около сотни А-4. Но чтобы обеспечить такой темп стрельбы, три ракетосборочных завода в Пенемюнде, Винер-Нойштатте и Фридрихсхафене должны отгружать около 3 тысяч ракет в месяц!
В июле 1943-го изготовили 300 ракет, которые пришлось истратить на экспериментальные пуски. Серийный же выпуск все еще не был налажен. Однако с января 1944-го и до начала ракетных обстрелов британской столицы произвели 1588 Фау-2.
Запуск 900 ракет Фау-2 в месяц требовал 13000 т жидкого кислорода, 4000 т этилового спирта, 2000 т метанола, 500 т перекиси водорода, 1500 т взрывчатки и большое количество других компонентов. Для серийного выпуска ракет необходимо было экстренно построить новые заводы по производству различных материалов, полуфабрикатов и заготовок.
В денежном выражении при запланированном производстве 12000 ракет (30 штук в сутки) одна Фау-2 обошлась бы в 6 раз дешевле бомбардировщика, которого в среднем хватало на 4-5 боевых вылетов.
Первое учебно-боевое подразделение ракет V-2 (читается «Фау-2») было сформировано в июле 1943-го В августе разработали структурную организацию и штатное расписание спецчастей в составе двух дивизионов, один из которых был подвижным (между мысом Гри-Нэ и полуостровом Контантен на северо-западе Франции) и три стационарных в районах Ваттон, Визерн и Соттеваст. Командование сухопутных войск с такой организацией согласилось и назначило Дорнбергера специальным армейским комиссаром по баллистическим ракетам.
Каждый подвижный дивизион должен был запускать 27, а стационарный — 54 ракеты в сутки. Защищенная стартовая позиция явилась крупным инженерным сооружением с бетонным куполом, в котором оборудовали зоны сборки, обслуживания, казарму, кухню и медпункт. Внутри позиции пролегала железнодорожная ветка, выходящая к забетонированной стартовой площадке. На самой площадке устанавливался пусковой стол, а все необходимое для старта было размещено на автомобилях и бронетранспортерах.
В начале декабря 1943-го был создан 65-й армеский корпус спецназначения ракет Фау-1 и Фау-2 под командованием генерал-лейтенанта артиллерии Э.Хейнемана. Формирование ракетных частей и строительство боевых позиций не компенсировало отсутствия необходимого количества ракет для начала массированных пусков. Среди руководителей вермахта весь проект А-4 со временем стал восприниматься как трата попусту денег и квалифицированной рабочей силы.
Первые разрозненные сведения о Фау-2 начали поступать в аналитический центр британской разведки только летом 1944-го, когда 13 июня при испытании радиокомандной системы на «Агрегате А-4» в результате ошибки оператора ракета изменила траекторию и через 5 минут взорвалась в воздухе над юго-западной частью Швеции, вблизи города Кальмара. 31 июля англичане обменяли 12 контейнеров с обломками упавшей ракеты на несколько передвижных радиолокаторов. Примерно через месяце Лондон доставили и фрагменты одной из серийных ракет, добытых польскими партизанами из района Сариаки.
Оценив реальность угрозы от дальнобойного оружия немцев, англо-американская авиация в мае 1943-го ввела в действие план «Пойнт-блэнк» (удары по предприятиям ракетного производства). Английские бомбардировщики провели серию налетов, целью которых был завод фирмы «Цеппелин» во Фридрихсхафене, где производили окончательную сборку Фау-2.
Американские самолеты разбомбили и промышленные корпуса заводов в Винер-Нойштадте, изготавливавшие отдельные компоненты ракет. Особыми объектами для бомбардировок стали химические предприятия, производившие перекись водорода. Это было ошибкой, так как к тому времени еще не были выяснены компоненты ракетного топлива Фау-2, что не позволило на первом этапе бомбардировок парализовать выпуск спирта и жидкого кислорода. Затем произвели перенацеливание бомбардировочной авиации на стартовые позиции ракет. В августе 1943-го полностью разрушили стационарную позицию в Ваттоне, а вот подготовленные позиции легкого типа потерь не понесли из-за того, что считались второстепенными объектами.
Следующими целями союзников стали базы снабжения и стационарные склады. Ситуация для немецких ракетчиков осложнялась. Однако основная причина оттягивания начала массового применения ракет — отсутствие доведенного образца Фау-2. Но этому были свои объяснения.
Только летом 1944-го удалось выяснить странные закономерности подрыва ракет в конце траектории и на подлете к цели. Это срабатывал чувствительный детонатор, но времени для доводки его импульсной системы не оставалось. С одной стороны, командование вермахта требовало начать массированное применение ракетного оружия, с другой — этому противостояли такие обстоятельства, как наступление советских войск, перенесение боевых действий на территорию Польши и приближение линии фронта к полигону Близка. В июле 1944-го немцам снова пришлось переносить испытательный центр на новую позицию в Хельдекрауте, в 15 км от города Тухепь.


Камуфляжная схема ракеты А-4
За время семимесячного применения баллистических ракет по городам Англии и Бельгии выпущено около 4300 Фау-2. По Англии произведено 1402 пуска, из которых только 1054 (75%) достигли территории Соединенного Королевства, а на Лондон упало всего 517 ракет. Людские потери составили 9277 человек, из них 2754 убитых и 6523 раненых.
Гитлеровскому командованию до самого конца войны так и не удалось добиться массового нанесения ракетных ударов. Тем более не стоит говорить о разрушении целых городов и промышленных районов. Была явно переоценена возможность «оружия возмездия», которая, по замыслу руководителей гитлеровской Германии, должна была вызвать ужас, панику и паралич в лагере противника. Но ракетное оружие того технического уровня никоим образом не могло изменить ни ход войны в пользу Германии, ни предотвратить краха фашистского режима.
Тем не менее, география целей, которых достигли Фау-2, очень внушительна. Это — Лондон, Южная Англия, Антверпен, Льеж, Брюссель, Париж, Лиль, Люксембург, Ремаген, Гаага…
В конце 1943-го был разработан проект «Лафференц», по которому предполагалось в начале 1944-го нанести ракетами Фау-2 удары по территории Соединенных Штатов. Для выполнения этой операции гитлеровское руководство заручилось поддержкой командования военно-морского флота. На подводных лодках планировалось транспортировать по три огромных, 30-метровых контейнера через всю Атлантику. Внутри каждого из них должны были находиться ракета, баки с топливом и окислителем, водный балласт и контрольно-пусковая аппаратура. Прибыв в точку пуска, экипаж субмарины обязан был перевести контейнеры в вертикальное положение, произвести проверку и предстартовую подготовку ракет… Но времени катастрофически не хватало: война приближалась к завершению.
С 1941-то, когда агрегат А-4 начал принимать конкретные черты, группа фон Брауна предприняла попытки увеличить дальность полета будущей ракеты. Проработки носили двойной характер: чисто военный и космический. Предполагалось, что на завершающем этапе крылатая ракета, планируя, сможет преодолеть расстояние 450-590 км за 17 мин. И вот осенью 1944-го построили два прототипа ракеты A-4d, оснащенные стреловидными крыльями в средней части корпуса размахом 6,1 м с увеличенными рулевыми поверхностями.
Первый запуск A-4d произвели 8 января 1945-го, но на высоте 30 м отказала система управления, и ракета потерпела аварию. Второй запуск 24 января конструкторы посчитали удачным, несмотря на то, что на конечном участке траектории у ракеты разрушились консоли крыла. Вернер фон Браун утверждал, что агрегат A-4d был первым крылатым аппаратом, проникшим за звуковой барьер.
Дальнейшие работы по агрегату А-4d не проводились, но именно он стал основой для нового прототипа новой ракеты А-9. В этом проекте предусматривалось более широко применять легкие сплавы, усовершенствованные двигатели, а выбор компонентов топлива аналогичен с проектом А-6.
Во время планирования А-9 должна была управляться при помощи двух радиолокаторов, измеряющих дальность и углы линии визирования на снаряд. Над целью ракету предполагалось переводить в крутое пикирование со сверхзвуковой скоростью. Были уже разработаны несколько вариантов аэродинамических компоновок, но трудности с реализацией A-4d остановили и практические работы по ракете А-9.
К ней вернулись при разработке большой составной ракеты, получившей обозначение А-9/А-10. Этот гигант высотой 26 м и взлетным весом порядка 85 т начали разрабатывать еще в 1941-1942 годах. Ракету предполагалось применить против целей на Атлантическом побережье Соединенных Штатов, а стартовые позиции разместить в Португалии или на западе Франции.
Крылатая ракета А-9 в пилотируемом варианте
Ракеты дальнего действия А-4, А-9 и А-10
А-10 предположительно должна была доставить вторую ступень на высоту 24 км с максимальной скоростью 4250 км/ч. Затем в отделившейся первой ступени срабатывал самораскрывающийся парашют, для спасения стартового двигателя. Вторая ступень набирала высоту до 160 км и скорость около 10000 км/ч. Затем она должна была пролететь баллистический участок траектории и войти в плотные слои атмосферы, где на высоте 4550 м совершить переход к планирующему полету. Расчетная дальность ее -4800 км.
После стремительного наступления советских войск в январе-феврале 1945-го руководство Пенемюнде получило приказ эвакуировать все возможное оборудование, документацию, ракеты и технический персонал центра в Нордхаузен
Последние обстрелы мирных городов с применением ракет Фау-1 и Фау-2 произошли 27 марта 1945-го. Времени было в обрез, и эсэсовцы не успели полностью разрушить все производственное оборудование и готовую продукцию, которую не удавалось эвакуировать. При этом было уничтожено более 30 тысяч военнопленных и политзаключенных, занятых на строительстве сверхсекретных объектов.
В июне 1946-го в 3-й отдел НИИ-88 (Государственный НИИ реактивного вооружения N88 Министерства вооружения СССР), возглавляемый С.П.Королевым, привезли из Германии отдельные узлы и агрегаты ракеты Фау-2, а также некоторые чертежи и рабочие документы. Создали группу, куда вошли А.Исаев, А.Березняк, Н.Пилюгин, В.Мишин, Л.Воскресенский и другие. В кратчайшие сроки были восстановлены компоновка ракеты, ее пневмогидросистема, а также произведен расчет траектории. В пражском техническом архиве нашли чертежи ракеты Фау-2, по которым удалось восстановить полный комплект технической документации.
На основе изученных материалов, С.Королев предложил начать разработку ракеты дальнего действия для поражения целей на расстоянии до 600 км, но многие влиятельные лица в военно-политическом руководстве Советского Союза настоятельно рекомендовали создавать ракетные войска, базируясь на уже отработанном немецком образце. Ракетное стрельбище, а позднее — полигон Капустин Яр оборудовали в 1946-м.
К этому времени немецкие специалисты, прежде работавшие на советских ракетчиков в Германии в так называемом «институте Рабе» в Блёйшероде и «Миттельверке» в Нордхаузене, были переведены в Москву, где они возглавили целые параллельные направления теоретических исследований: доктор Вольф — баллистика, доктор Умифенбах — двигательные системы, инженер Мюллер — статистика и доктор Хох — системы управления.
Под руководством немецких специалистов на полигоне Капустин Яр в октябре 1947-го состоялся первый пуск трофейной ракеты А-4, изготовление которых некоторое время было вновь налажено на заводе в Блейшероде в советской зоне оккупации. Нашим ракетчикам во время старта ассистировала группа немецких экспертов во главе с ближайшим помощником фон Брауна инженером Х.Греттрупом, которые в СССР занимались налаживанием производства А-4 и изготовлением для нее приборного оборудования. Последующие запуски проходили с переменным успехом. Из 11 стартов в октябре-ноябре 6 закончились авариями.
Ко второй половине 1947-го уже был готов комплект документации на первую советскую баллистическую ракету, получившую индекс Р-1. Она имела ту же конструктивно-компоновочную схему немецкого прототипа, однако введением новых решений удалось повысить надежность системы управления и двигательной установки. Более прочные конструкционные материалы привели к снижению сухого веса ракеты и усилению ее отдельных элементов, а расширенное применение неметаллических материалов отечественного производства позволило резко повысить надежность и долговечность некоторых агрегатов и всей ракеты в целом, особенно в зимних условиях.
Первая Р-1 взлетела с полигона Капустин Яр 10 октября 1948-го, достигнув дальности 278 км. В1948-1949 годах проведены две серии пусков ракет Р-1. Причем, из 29 запущенных ракет аварии потерпели лишь три. Были превышены данные А-4 по дальности на 20 км, а точность попадания в цель возросла в два раза.
Для ракеты Р-1 в ОКБ-456 под руководством В.Глушко разработали кислородно-спиртовой ЖРД РД-100 тягой 27,2 т, аналогом которого был двигатель ракеты А-4. Однако в результате теоретических анализов и экспериментальных работ оказалось возможным повысить тягу до 37т, что позволило параллельно с созданием Р-1 начать разработку более совершенной ракеты Р-2.
Для снижения веса новой ракеты топливный бак сделали несущим, установили отделяемую головную часть, а герметичный приборный отсек установили непосредственно над двигательным. Комплекс мер по снижению веса, разработка новых навигационных приборов, боковая коррекция траектории выведения позволили достичь дальности полета 554 км.
Наступили 1950-е годы. У бывших союзников уже заканчивался запас трофейныхФау-2. Разобранные и распиленные они занимали свое заслуженное место в музеях и технических вузах. Ракета А-4 уходила в небытие, становилась историей. Ее нелегкая военная карьера переросла в служение космической науке, открыв человечеству путь к началу бесконечного познания Вселенной.
Геофизические ракеты В-1А и LC-3 «Бампер»
Теперь более подробно рассмотрим конструкцию Фау-2.
Баллистическая ракета дальнего действия А-4 со свободным вертикальным стартом класса «земля-земля» предназначена для поражения площадных целей с заранее заданными координатами. На ней был установлен ЖРД с турбонасосной подачей двухкомпонентного топлива. Органами управления ракеты являлись аэродинамические и газовые рули. Вид управления — автономный с частичным радиоуправлением в декартовой системе координат. Метод автономного управления — стабилизация и программное управление.
Технологически А-4 разделена на 4 агрегата: боеголовку, приборный, баковый и хвостовой отсеки. Такое разделение снаряда выбрано из условий его транспортировки. Боевой заряд помещался в коническом головном отсеке, в верхней части которого находился ударный импульсный взрыватель.
Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещены электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машина отклонения газового руля.
Основными агрегатами ЖРД ракеты являлись камера сгорания, турбонасос, парогазогенератор, баки с перекисью водорода и продукты натрия, семибаллонная батарея со сжатым воздухом.
Двигатель создавал тягу 25 т на уровне моря и около 30 т в разреженном пространстве. Камера сгорания грушевидной формы состояла из внутренней и внешней оболочек.
Органами управления А-4 служили электрические рулевые машины газовых рулей и аэродинамические рули. Для компенсации бокового сноса применялась система радиоуправления. Два наземных передатчика излучали сигналы в плоскости стрельбы, а антенны приемников были расположены на стабилизаторах хвостового оперения ракеты.
Скорость, при достижении которой подавалась радиокоманда на выключение двигателя, определялась с помощью радиолокатора. Автомат стабилизации включал в себя гироскопические приборы «Горизонт» и «Вертикант», усилительно-преобразовательные блоки, электродвигатели, рулевые машины и связанные с ними аэродинамические и газовые рули.
Каковы же итоги запусков? 44% от общего количества выпущенных Фау-2 упали в радиусе 5 км отточки прицеливания. Модифицированные ракеты с наведением по направляющему радиолучу на активном участке траектории имели боковое отклонение, не превышающее 1,5 км. Точность наведения с применением только гироскопического управления составляла примерно 1 градус, а боковое отклонение плюс-минус 4 км при дальности до цели 250 км.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ФАУ-2
Длина, м 14
Макс. диаметр, м 1,65
Размах стабилизатора, м 2,55
Стартовый вес, кг 12900
Вес боевой части, кг 1000
Вес ракеты без топлива и боевого заряда, кг 4000
Двигатель ЖРД с макс. тягой, т 25
Макс. скорость, м/сек 1700
Температура внешн. оболочки ракеты в полете, град. С 700
Высота полета при пуске на макс, дальность, км 80-100
Максимальная дальность полета, км 250-300
Время полета, мин. 5
Компоновочная схема ракеты А-4

Немецкие «Фау-2» в американском небе

10 мая 1946 года на американском полигоне Уайт-Сэндз в штате Нью-Мексико состоялся первый успешный пуск немецкой баллистической ракеты А-4. Она доставила на космическую высоту блок научно-измерительных приборов, тем самым открыв новый этап развития ракетной техники в США. Мир входил в эпоху очередного глобального противостояния, и достижения гитлеровских инженеров должны были стать основой для создания оружия будущего.

Ракета Гитлера

В 20-е годы немецкое ракетостроение развивалось, как и в других странах, силами энтузиастов идеи межпланетных полётов. Ситуация изменилась в 1930 году после того как вопросом занялись офицеры Управления вооружений сухопутных войск рейхсвера (Heereswaffenamt). Соответствующий отдел возглавил полковник-артиллерист Карл Беккер, который быстро пришёл к выводу, что необходимо кардинально изменить подход к ракетному делу. В своём отчёте 17 декабря 1930 года он писал:

«Существует большое количество безответственных материалов о космическом полёте, но мы должны подойти к вопросу реактивного движения без предубеждения. Наша задача состоит в том, чтобы установить, насколько ракеты способны увеличить возможности нашей артиллерии».

Помощь в поиске решения проблемы Беккеру оказал его ассистент капитан Вальтер Дорнбергер, который был лично знаком с энтузиастами космонавтики. Он же выделил среди них молодого амбициозного инженера Вернера фон Брауна, предложив ему стать «гражданским служащим» рейхсвера и заняться проектом баллистической ракеты на жидком топливе А-1 (от Aggregat).

Немецкие энтузиасты межпланетных полётов; Вернер фон Браун – второй справа.
Library of Congress

На первом же этапе работ исходный вариант двигателя ракеты претерпел изменения в сторону увеличения тяги, что привело к пересмотру всей конструкции – в результате появился проект А-2. Осенью 1934 года были изготовлены два экземпляра новой ракеты, названные в шутку «Макс» (Max) и «Мориц» (Moritz) по именам мальчиков-персонажей популярного немецкого поэта-юмориста Вильгельма Буша. Они были перевезены на остров Боркум в Северном море, после чего запущены 19 и 20 декабря на высоту около 2 км.

Баллистическая ракета А-2 на испытательном стенде.
Archives, U.S. Space and Rocket Center, Huntsville

Успех вдохновил команду фон Брауна, и ракетчики приступили к проекту А-3. Для испытаний ракеты большей дальности действия требовался специальный полигон, который предложили развернуть на балтийском острове Узедом, расположенном неподалёку от рыбацкого посёлка Пенемюнде.

В апреле 1936 года, после совещания в верхах, было решено, что строительством займутся армия и люфтваффе. Дорнбергера назначили командиром полигона, фон Брауна – техническим директором Армейского исследовательского центра.

В мае 1937 года, когда на острове Узедом были оснащены первые мастерские, туда переехала команда из девяноста ракетчиков. Испытательные пуски четырёх ракет А-3 состоялись ранней зимой 1937 года. Хотя двигатели отработали по программе, система управления не оправдала возлагавшихся на неё надежд, погубив изделия. Тогда конструкторы решили отказаться от А-3 в пользу более мощной А-4, которую впоследствии назовут «ракетой Гитлера».

Испытательный стенд №7 полигона Пенемюнде, эскиз 1937 года.
Archives, U.S. Space and Rocket Center, Huntsville

Самой важной – и поистине революционной! – новинкой в А-4 стало наличие турбонасосного агрегата (ТНА). В малых ракетах подача жидких топлив в двигатели осуществлялась вытеснением за счёт давления сжатого инертного газа, но в большой ракете такая система неприменима, поскольку начинает играть роль масштабный фактор. С другой стороны, в то время построить лёгкий компактный насос на десятки атмосфер, который ещё и перекачивал бы 190 л топлива в секунду, казалось невозможным делом. Когда фон Браун излагал технические требования персоналу завода, выпускающего насосы, то ожидал возражений и споров. Но выяснилось, что один из существующих центробежных пожарных насосов вполне справится с поставленной задачей.

В законченном виде А-4 имела такие габариты: общая длина – 14,3 м, наибольший диаметр – 1,65 м, размах стабилизаторов – 3,55 м, стартовая масса – 12,7 т, масса полезного груза – 1 т. Горючее – этиловый спирт, окислитель – жидкий кислород. Расчётная дальность полёта – 280-320 км.

Пуск баллистической ракеты А-4 на полигоне в Пенемюнде.
Archives, U.S. Space and Rocket Center, Huntsville

В начале лета 1942 года партию А-4 подготовили к испытаниям. Первый пуск состоялся 13 июня в присутствии министра вооружений Альберта Шпеера и фельдмаршала Эрхарда Мильха, занимавшего пост генерального инспектора люфтваффе. Хотя взлёт огромной ракеты производил большое впечатление, сами испытания закончились плачевно: ракета упала в километре от старта.

Только третий пуск, проведённый в 3 октября, был признан удачным: А-4 пролетела 190 км, достигнув высоты 48 км. Выступая на банкете, устроенном в честь долгожданного успеха, Вальтер Дорнбергер произнёс прочувствованную речь:

«Наша ракета, которую стабильно вела автоматика, достигла высоты, где никогда не бывала конструкция, созданная человеком. <…> Следующие достижения могут иметь решающее значение в истории техники: с помощью нашей ракеты мы прорвались в космос и в первый раз – отметьте это особо – использовали космическое пространство как мостик между двумя точками на Земле; мы доказали, что реактивная тяга может использоваться в практике космических полётов. К земле, воде и воздуху ныне может быть добавлено бесконечное космическое пространство как место будущих межконтинентальных перелётов, так что оно обретает большое политическое значение. Этот третий день октября 1942 года – первый в новой эре сообщений, первый день эры космических путешествий… Но пока длится война, нашей самой важной задачей остаётся быстрейшее совершенствование ракеты как оружия».

Дорнбергер сильно преувеличивал – границей космоса считается высота в 100 км, и чтобы преодолеть эту условную черту, ракетчикам Пенемюнде предстояло ещё очень многое сделать.

Глава информационной службы армии генерал Эрих Фелльгибель (слева) поздравляет генерала Янссена (в центре) с успешным пуском 3 октября 1942 года. Между ними – Вальтер Дорнбергер, далее – Вернер фон Браун, капитан Штёльцель, Рудольф Германн и Герхард Райзиг.
Archives, U.S. Space and Rocket Center, Huntsville

Сам Гитлер довольно прохладно относился к ракетам, но стратегическое поражение вермахта на Восточном фронте заставило его оставить скептицизм. Возобладала концепция «оружия возмездия» (Vergeltungswaffe), которое изменило бы ход военных действий. Начиная с весны 1943 года, нацистская пропаганда неумолчно трубила о нём. Первым таким оружием должны были стать самолёты-снаряды «Фау-1» (V-1), вторым – баллистические ракеты «Фау-2» (V-2), как с определённого момента начали называть А-4. Их собирались применить для массированного обстрела Лондона, чтобы заставить Великобританию выйти из войны.

Впрочем, английская разведка тоже не дремала: 17 августа 1943 года сотни бомбардировщиков вывалили смертоносный груз на Пенемюнде. Ракетный центр был разрушен, погибло свыше семисот человек. Разгром неизбежно повлиял на программу: её взял под личный контроль рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, который рассредоточил производство и испытания А-4.

Новый полигон Хайделагер (Heidelager) был построен в Близне, в 150 км к северо-востоку от Кракова. Конвейер сборки ракет перенесли в подземный завод Миттельверк (Mittelwerk), находившийся в горе Конштайн вблизи города Нордхаузен.

Если верить воспоминаниям Дорнбергера, то именно на полигоне Хайделагер летом 1944 года были осуществлены вертикальные пуски А-4, призванные установить «потолок» этих ракет. 14 июня одна из них поднялась до высоты 140 км, впервые в истории преодолев условную границу космоса. Похожие эксперименты проводились в Пенемюнде; причём удалось достигнуть высоты 188 км, что по тем временам стало абсолютным рекордом.

Команда фон Брауна связывала вертикальные пуски с планами изучения околоземного пространства. В Пенемюнде работал физик Эрих Регенер, который построил научный блок для регистрации параметров окружающей среды на границе с космосом, названный «Тонна Регенера» (Regener-Tonne). Ракетчики собирались в узком кругу, чтобы обсудить перспективы, включая возможность запуска искусственных спутников Земли. Разумеется, Гиммлер не терпел подобной «вольницы»: фон Браун и двое его сотрудников были арестованы по обвинению в саботаже, и Дорнбергеру пришлось приложить большие усилия для их освобождения. С тех пор всякие разговоры о космических полётах среди немецких учёных прекратились.

Разрушения в Лондоне после удара ракетами А-4.
Archives, U.S. Space and Rocket Center, Huntsville

Первая А-4 упала на Лондон 8 сентября 1944 года, убив 3 и тяжело ранив 10 человек. В дальнейшем обстрелы продолжились с нарастающей интенсивностью. За весь период применения А-4 было выпущено 1269 ракет по Великобритании, и 1739 – по целям на континенте. Впрочем, эффективность атак оказалась крайне низкой. Заключённые концлагеря Дора-Миттельбау, работавшие на заводе Миттельверк, сознательно портили оборудование, выдавая брак. Многие ракеты просто не доезжали до стартовых расчётов, а те, которые доехали, не долетали до цели. А-4 оставалась «сырым» изделием, а её серийное производство наносило ущерб обескровленной экономике Германии.

Автор статьи А. Первушин в музее завода Миттельверк. Нордхаузен, октябрь 2016 года. Фото Я. Кудлача.

Пуски в Белых Песках

В конце января 1945 года под угрозой стремительного наступления советских войск руководство Пенемюнде получило приказ эвакуироваться в Нордхаузен. В первых числах февраля автопоезд, насчитывавший до трёх тысяч автомашин и прицепов, под охраной эсэсовцев двинулся через Померанию к горам Гарца.

5 мая 1945 года остров Узедом вместе с Пенемюнде были заняты войсками 2-го Белорусского фронта под командованием маршала Константина Рокоссовского. Сам ракетный центр взяли штурмом подразделения майора Анатолия Вавилова, на которого была возложена ответственность за сохранность оставшегося оборудования.

Немецкие ракетчики эвакуировались в Баварию, где провели несколько тревожных недель. Наконец, когда стало ясно, что соседние районы заняты американцами, Магнус фон Браун, младший брат Вернера, был послан отыскать кого-либо из них. Он был остановлен солдатом 44-й пехотной дивизии и выкрикнул на ломаном английском: «Мой брат изобрёл “Фау-2”! Мы хотим сдаться!»

Немецкие ракетчики сдаются в плен; слева – Вальтер Дорнбергер, с загипсованной рукой – Вернер фон Браун.
NASA Marshall Space Flight Center

После пленения Вернер фон Браун заявил военному журналисту:

«Мы знаем, что создали новое средство ведения войны, и теперь моральный выбор, какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище, стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что, только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

Американцы прекрасно знали о существовании «оружия возмездия» и, конечно, были заинтересованы в том, чтобы заполучить в своё распоряжение как можно больше образцов «Фау-1» и «Фау-2». В конце мая они вывезли из Нордхаузена в США десятки ракет разной степени готовности, а также оборудование для их изготовления и испытаний – богатые трофеи поместились в трёхстах железнодорожных вагонах.

Фон Браун и другие специалисты были завербованы в рамках программы «Overcast», позднее получившей известность под названием «Paperclip» («Скрепка»). 20 сентября 1945 года ведущие немецкие ракетчики были доставлены в США специальным авиарейсом. В октябре группу отправили на военную базу в Форт-Блисс, расположенную поблизости от Эль-Пасо в Техасе. Туда же вскоре привезли ещё 120 человек из числа сотрудников Пенемюнде.

Перед командой фон Брауна поставили задачу подготовить А-4, вывезенные с завода Миттельверк, для пусков с полигона Уайт-Сэндз (Белые Пески) в рамках армейской программы «Hermes» («Гермес»). Сборкой изделий занималась компания «General Electric». Некоторые узлы пришлось заменить, поскольку коррозия начала разъедать металл ещё в процессе транспортировки. Кроме того, часть элементов требовалось «подогнать» под американские стандарты.

План испытаний предусматривал систематические пуски ракет А-4 в среднем дважды в месяц. Специально для них завод морских орудий изготовил новые боеголовки, в которых можно было монтировать исследовательскую аппаратуру. Каждая ракета собиралась из деталей, прошедших тестирование непосредственно накануне пуска, поскольку немцы предупредили американских коллег, что надёжность А-4 резко уменьшается, если их долго хранить на складе: на полигоне стало правилом не запускать ракету, собранную более чем за 72 часа до старта.

Баллистическая ракета А-4 №2 на полигоне Уайт-Сэндз 16 апреля 1946 года.
NASA Marshall Space Flight Center

Первые огневые испытания ракеты А-4 на полигоне Уайт-Сэндз состоялись 15 марта 1946 года. Ракета грохотала на стенде в течение минуты – всё закончилось благополучно. Пуск назначили на 16 апреля. Хотя все элементы тестировались непосредственно перед сборкой, они всё-таки не были новыми, поэтому организаторы предприняли дополнительные меры предосторожности. Инженеры сконструировали специальное устройство аварийной отсечки топлива, которое по радиокоманде с наземной станции управления прекращало доступ топлива в двигатель. Оно пригодилось при первом же пуске. Через 19 секунд после старта ракета внезапно развернулась на 90° и устремилась на восток. Расследование показало, что причиной аварии стал раскрошившийся графитовый газовый руль. Чтобы предотвратить повторение инцидента, все газовые рули впоследствии просвечивались рентгеном, а затем покрывались картоном, который сгорал после запуска двигателя.

10 мая 1946 года для представителей прессы и всех, кому повезло оказаться в тот день на полигоне, был проведён показательный пуск ракеты А-4 №3. Демонстрация прошла успешно – ракета поднялась до высоты 112,9 км, что было зафиксировано средствами контроля.

Баллистическая ракета А-4 №3 на полигоне Уайт-Сэндз 10 мая 1946 года.
NASA Marshall Space Flight Center

Далее состоялись пуски ракет №№4, 5 и 6. На последнем из них, произведённом 28 июня, присутствовал популярный американский фантаст Роберт Хайнлайн. Он был столь впечатлён немецкими ракетными достижениями, что посвятил своё творчество активной популяризации идеи космической экспансии.

Ракета №7, стартовавшая 9 июля, отклонилась от заданной траектории, однако её ненормальное поведение было замечено лишь операторами, обслуживавшими следящее устройство. Ракета №8, выпущенная через десять дней, повела себя явно ненормально и взорвалась через 27 секунд после старта на высоте 5,5 км. Причиной взрыва оказалась авария турбонасосного агрегата.

Ракета №9, выпущенная 30 июля, работала безотказно, достигнув высоты 161,5 км. При испытании ракеты №10 вновь пришлось прибегнуть к устройству аварийной отсечки топлива: вероятно, что-то случилось с бортовой системой управления, заставившей сервопривод одного из газовых рулей отклонить его в крайнее положение.

Странными сбоями были отмечены испытания ракет №№11 и 14. Первая развернулась на восток через 4 секунды после старта и пошла над землёй на высоте около 100 м. Вторая, выпущенная 7 ноября, взлетела нормально, но затем дважды «клюнула» носом. Прежде чем операторы успели хоть что-то сообразить, она развернулась на юг и с хорошей устойчивостью пошла в сторону Эль-Пасо. Чтобы избежать негативных последствий, была произведена отсечка топлива, и ракета упала в 8 км от старта.

Установка ракеты А-4 №14 на стартовый стол 7 ноября 1946 года. В белой шляпе спиной к ракете – Вернер фон Браун.
NASA Marshall Space Flight Center

Пуски ракет А-4 с перерывами продолжались на полигоне Уайт-Сэндз до сентября 1952 года (всего состоялось 65 стартов). При этом 22 августа 1951 года был достигнут рекорд высоты, установивший потолок «американского» варианта А-4 – 213 км.

Стартовая команда армии США перед вертикальным пуском ракеты А-4 с обозначением TF-1, 22 августа 1951 года.
NASA Marshall Space Flight Center

Благодаря приборам, установленным на ракетах, учёным удалось получить обширный массив метеорологических данных. Помимо измерения температуры и давления воздуха, с ракет производилось фотографирование поверхности Земли и снятие солнечного спектра. Кроме того, была измерена интенсивность космических лучей, и взяты пробы воздуха до высоты 72 км.

Исследователи также предприняли четыре попытки (11 июня 1948 года, 14 июня, 16 сентября и 8 декабря 1949 года) запустить с помощью А-4 на границу космоса небольшие алюминиевые капсулы с макаками-резусами под стандартными кличками Альберт. К сожалению, все подопытные обезьяны погибли.

Путь в космос

Немецкие специалисты жили на территории военной базы Форт-Блисс. В их распоряжение был предоставлен научный городок и армейские казармы. Условия были поистине спартанскими, а любые просьбы хоть как-то улучшить условия жизни отвергались. При этом ракетчики находились под постоянным надзором и не могли выходить в город без сопровождающих. Такой режим объяснялся тем, что они попали в США без ведома Иммиграционной службы и с точки зрения закона были даже не военнопленными, а нелегальными «гастарбайтерами».

В 1949 году армейское командование решило перебазировать ракетчиков в Редстоунский арсенал в Хантсвилле, штат Алабама. Однако для этого нужно было оформить доступ немцев к государственной тайне, что требовало легализации их пребывания в США. Например, фон Брауна 2 ноября перевезли на такси через границу – в мексиканский Сьюдад-Хуарес. В местном консульстве ему оформили визу и отметили её при возвращении в Эль-Пасо. Сам же переезд в Хантсвилл начался в апреле 1950 года и завершился в ноябре.

Интенсивные пуски А-4 привели к тому, что их запас неуклонно сокращался. Требовались новые ракеты, причём улучшенной конструкции. В связи с этим возникли разногласия: военные желали получить баллистический снаряд большей дальности, учёные же хотели продолжать исследования верхних слоёв атмосферы. В конце концов, был принят к исполнению проект «Bumper» («Бампер»), целью которого стало изучение вопросов создания многоступенчатых ракет на жидком топливе.

В ходе реализации проекта была создана двухступенчатая ракета Bumper-WAC. Первой ступенью служила модифицированная А-4, второй – зондирующая ракета WAC-Corporal, сконструированная сотрудниками Лаборатории реактивного движения Калифорнийского технологического института.

Подготовка двухступенчатой ракеты Bumper-WAC №8 на полигоне мыса Канаверал, 24 июля 1950 года.
NASA Marshall Space Flight Center

Пуски Bumper-WAC начались на полигоне Уайт-Сэндз 13 мая 1948 года и продолжались до апреля следующего года, хоть и без особого успеха. Ракеты №№ 7 и 8 из серии были предназначены для проведения специального эксперимента, которым планировали торжественно открыть новый испытательный полигон. Дело в том, что Уайт-Сэндз стал тесен для ракетчиков: расстояние от стартовой площадки до разрешённого района падения ракет составляло меньше половины дальности А-4. Полигон с нужной протяжённостью полёта можно было найти только на берегу океана, поэтому в мае 1949 года были начаты переговоры с британским правительством о том, чтобы создать станции слежения на Багамских островах. Одновременно для строительства стартовых позиций был выбран мыс Канаверал на восточном побережье Флориды.

Первый старт Bumper-WAC №7 с мыса Канаверал был намечен на 19 июля 1950 года, но график подготовки пуска оказался сорван. 24 июля попытку повторили с ракетой №8. Сначала всё шло хорошо – ракета стартовала, но на высоте 16 км взорвалась. Тем не менее, WAC-Corporal успела отделиться от неё и упала в море в 320 км от места пуска. Старт ракеты №7 состоялся через пять дней и завершился полным успехом. Новый полигон, которому в будущем предстояло стать космодромом, начал свою работу.

Баллистическая ракета Redstone, созданная командой Вернера фон Брауна на основе ракеты А-4.
redstone.army.mil

В то же самое время группа инженеров, руководимая фон Брауном, работала над созданием многоступенчатых баллистических ракет для Редстоунского арсенала армии США. Ракета Redstone, называемая также Jupiter-A, была «дочкой» А-4 и во многом на неё походила. Однако при этом она имела бо́льшие габариты и более мощный двигатель, что обеспечивало дальность полёта до 400 км и грузоподъёмность до 5 т. Значительная полезная нагрузка делала Redstone почти идеальной первой ступенью для многоступенчатых ракетных систем – например, она могла бы нести связку твердотопливных ракет, придавая им начальную скорость.

Связка твердотопливных ракет Sergeant-Baby.
nasa.gov

Вечером 19 сентября 1956 года на полигоне мыса Канаверал стартовала ракета Redstone №27. В качестве второй ступени на ней использовалась связка из четырёх ракет на твёрдом топливе Sergeant-Baby; третьей ступенью служила одна ракета Sergeant-Baby. При этом последняя достигла высоты 1096 км.

Подготовка ракеты Jupiter-C к первому пуску, 19 сентября 1956 года.
nasa.gov

Новая трёхступенчатая ракетная система получила название Jupiter-C. Её жизнь в технике была короткой, но счастливой. Система использовалась всего два года, но зато именно ей было суждено вывести на орбиту Земли первый американский спутник Explorer-1. Мечты немецких энтузиастов космических полётов стали реальностью, хотя для этого им пришлось стать пленниками другой страны.

Источники и литература:

  1. Дорнбергер В. Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930-1945 / пер. с англ. И. Полоцка. – М.: Центрполиграф, 2004
  2. Ильин А. Der Vater der Raumfahrt. К 100-летию Вернера фон Брауна // Новости космонавтики. 2012. №5
  3. Ирвинг Д. Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точка зрения / пер. с нем. Т.Любовской. – М.: Центрполиграф, 2005
  4. Пишкевич Д. Вернер фон Браун: человек, который продал Луну / пер. с англ. – Мн.: Попурри, 2011
  5. Bode V., Kaiser G. Building Hitler’s Missiles: Traces of History in Peenemuende. Ch. Links Verlag, 2008
  6. Chun C. Thunder over the Horizon. From V-2 Rockets to Ballistic Missiles. Praeger Security International, 2006
  7. Spangenburg R., Moser D. Wernher von Braun: Rocket Visionary. Chelsea House, 2008

Фау

Фа́у

(нем. V, от Vergeltungswaffe – оружие возмездия)

управляемое ракетное оружие дальнего действия. Создано и применено Германией в концу 2-й мировой войны 1939–45 для деморализации населения Великобритании с целью выведения её из войны. С 13 июня 1944 вёлся обстрел Лондона крылатыми ракетами Ф.-1 (V-1, Fi-103, FZG-76), разработанными фирмами «Аргус» и «Физелер» (конструктор В. Брее) в виде самолёта-среднеплана (рис. 1) длиной 7,6 м, с размахом крыльев 5,3 м, стартовой массой 2,2 т (из которых 1 т приходилась на боевой заряд и 0,5 т – на горючее). Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель тягой 2,7 кн (0,27 тс) обеспечивал скорость полёта 550 км/ч и дальность от 240 до 370 км (в последней модификации). Ф.-1 имела систему управления на основе пневматического гироскопического автопилота с магнитной коррекцией и механизмом отсчёта пройденного расстояния, выдававшим команду на пикирование. Пуск производился с катапульты длиной 47,8–65 м, работавшей на перекиси водорода. Ракета отличалась простотой конструкции, но имела низкие тактико-технические характеристики и большую уязвимость для средств ПВО. Было запущено 10,5 тыс. ракет, из которых около 2,5 тыс. взорвалось в Лондоне. С 8 сентября 1944 применялись баллистические ракеты Ф.-2 (V-2, А-4), разработанные ракетным центром Пенемюнде (конструктор В. фон Браун). Ракета (рис. 2) имела длину 14 м, диаметр корпуса 1,65 м, стартовую массу 12,7 т (из которых около 1 т приходилось на боевой заряд и около 8,5 т – на кислородно-спиртовое топливо). Жидкостный ракетный двигатель тягой 270 кн (27 тс) в течение 68 сек сообщал ракете скорость до 1700 м/сек, что обеспечивало дальность 270 км (у последних модификаций – до 320 км). Ракета имела автономную инерциальную гироскопическую систему управления. Подготовка и пуск производились комплексом подвижных подъёмно-транспортных, заправочных, проверочных и стартовых агрегатов. Ф.-2 имела сложную конструкцию, обходившуюся в производстве в 10 раз дороже, чем Ф.-1, но была абсолютно неуязвима для средств ПВО того времени. Однако недоработанность её конструкции и малая мощность боевого заряда не давали возможности эффективно использовать это преимущество. Из 4300 запущенных ракет 1402 применены непосредственно против Великобритании, 517 из них взорвались в Лондоне. Цели, которые ставила Германия, применив ракеты Ф., достигнуты не были. Вместе с тем создание и применение ракет Ф.-2 показало большие потенциальные возможности ракет дальнего действия.

Лит.: Лей В., Ракеты и полеты в космос, пер. с англ., М., 1961; Орлов А. С., Секретное оружие третьего рейха, М., 1975.

Ю. В. Бирюков.

Рис. 2. Фау-2.

Рис. 1. Фау-1.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. фау — УАУ, ВАУ, ФАУ, межд. Выражает любую эмоцию, чаще положительную. англ. (амер.) wow. Толковый словарь русского арго
  2. фау — орф. фау, нескл., с. (название буквы; оружие) Орфографический словарь Лопатина
  3. ФАУ — ФАУ (нем. V, от Vergeltungswaffe — оружие возмездия) — название управляемого ракетного оружия дальнего действия (крылатые ракеты Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2) — созданного в Германии и впервые примененного против Великобритании в 1944-45. Большой энциклопедический словарь

Ракеты «Фау-1» и «Фау-2» – неудавшееся возмездие рейха

В 1942 году ход Второй Мировой Войны начал изменяться, и не в пользу нацистской Германии. Тяжёлые поражения рассеивали впечатление, созданное блестящими победами рейха в начальных кампаниях. Естественно, германская пропаганда продолжала уверять обывателей в том, что победа будет достигнута. Но, что показательно, особую роль в достижении будущей победы отводили не гению фюрера или мужеству солдат. Триумф должно было обеспечить «чудо-оружие».

К «вундерваффе» относится и «оружие возмездия» – крылатые и баллистические ракеты, которые должны были наносить удары по Британии, заменив авиацию.

Крылатая ракета «Фау-1»

Первым «оружием возмездия» стал самолёт-снаряд Fi 103, разрабатывавшийся с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот «Фау-1» удерживал ракету на заданном курсе и высоте при помощи гироскопов и магнитного компаса.

Дальность «Фау-1» задавал механический счётчик, который скручивала до нуля аэродинамическая вертушка на носу снаряда. Когда счётчик вставал на ноль, «беспилотник» уходил в пике.

Боевая часть «Фау-1» содержала до тонны аммотола.

Запускалась ракета с паровой катапульты длиной около 50 метров. Подобная пусковая установка была не очень мобильной и легко обнаруживалась воздушными разведчиками.

Баллистическая ракета «Фау-2»

Семейство баллистических ракет, создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.

В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.

Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.

Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.

Применение

Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.

По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадёжными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полёте.

Долетевшие до Британии «Фау-1» сталкивались с аэростатами, сбивались истребителями и уничтожались зенитным огнём.

Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолёта He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолётов-носителей была уничтожена почти треть.

«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и её перехват истребителями.

Некоторое время считалось, что «Фау-2» наводятся по радару – это повлекло за собой работы по созданию помехопостановщиков.

Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полёта. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчёты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелёт.

Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселённые предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.

В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.

Технические характеристики

Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».

Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.

Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.

Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.

А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.

Невысокая точность ракет делала их пригодными только использования в качестве оружия террора, для обстрела крупных городов.

Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное – время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.

В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.

Фау-2

У этого термина существуют и другие значения, см. Фау.

Vergeltungswaffe-2
Старт ракеты Фау-2 (Голландия, между 1942 и 1945 годами, Космодром Маас).
Общие сведения
Страна Третий рейх
Индекс V-2
Назначение баллистическая ракета
Разработчик Вернер фон Браун
Основные характеристики
Количество ступеней 1
Длина 14 м
Диаметр 1,65 м
Стартовая масса 12500 кг
Забрасываемый вес 1000 кг
Вид топлива этиловый спирт и жидкий кислород
Максимальная дальность 320 км
Тип головной части моноблочная, неядерная, неотделяемая, масса 1 т.
Количество боевых блоков 1
Мощность заряда 800 кг Аммотол
Система управления автономная, инерциальная
Способ базирования стационарный наземный стартовый стол, мобильная установка
История запусков
Состояние приостановлены
Места запуска Полигон Дазенхау/Полигон Маас
Первый запуск март 1942
Первая ступень
Маршевый двигатель ЖРД
Тяга 270 кН
Горючее 75 % этиловый спирт
Окислитель жидкий кислород

«Фау-2» (от нем. V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия; другое название — нем. А-4 — Aggregat-4, агрегат) — первая в мире баллистическая ракета дальнего действия, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение Вермахта в конце Второй мировой войны.

Первый старт состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск — 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек, обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании, в особенности отличающийся большой площадью город Лондон). Военная значимость ракеты Фау-2 была ничтожной.

Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель, стартовала вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта — до 1700 м/с (6120 км/ч), дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Средняя стоимость — 119 600 рейхсмарок.

«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт.

После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США, СССР и других странах.

История

Снимок площадки со стартовым столом и двумя «Фау 2» в горизонтальном положении, 23 июня 1943.

Начало разработки немецких жидкостных ракет было положено в 1926 году, когда группа энтузиастов ракетостроения и межпланетных сообщений организовала Общество космических полётов (нем. Verein für Raumschiffahrt) (VfR). Твердотопливные ракеты использовались как оружие в годы Первой мировой войны практически всеми враждующими сторонами, поэтому по Версальскому мирному договору побеждённой Германии было запрещено разрабатывать и создавать такие ракеты. Однако в этом договоре ни слова не было сказано о разработке ракет на жидком топливе. В конце 1929 года министр обороны отдал приказ об изучении возможности использования ракет для военных целей, а в 1932 году была создана экспериментальная станция для ракет на жидком топливе в Куммерсдорфе под Берлином. В частности, полковнику Вальтеру Дорнбергеру была продемонстрирована экспериментальная ракета, разработанная молодым немецким конструктором Вернером фон Брауном. Несмотря на то, что возможности показанной ракеты были достаточно ограничены, Дорнбергера заинтересовала работа, и он предложил Фон Брауну продолжить разработку под управлением военных.

Как и большинство других членов общества, Фон Браун согласился работать на таких условиях. В декабре 1934 года был достигнут успех в запуске ракеты A-2 — небольшой модели, работавшей на этаноле (этиловом спирте) и жидком кислороде. Особое внимание уделялось отработке двигателя. К этому времени было рассчитано множество потенциально пригодных вариантов топливной смеси, однако военных больше всего заинтересовала возможность использования этанола, связанная с постоянным дефицитом нефтепродуктов для Германии. Этиловый спирт производился в больших количествах, как результат переработки картофеля и гидролизом древесины. Этот вид топлива использовался немцами на протяжении всей Второй мировой войны;

Добившись успеха с A-2, группа Фон Брауна перешла к разработкам ракет A-3 и A-4 (будущей Фау-2). Последняя должна была стать уже полноразмерной ракетой с предположительной дальностью полёта около 175 километров, высотой подъёма до 80 километров и массой полезной нагрузки около 1 тонны. Увеличение возможностей во многом опиралось на комплексную переработку двигателя, выполненную инженером Вальтером Тилем.

Конструкция

Схема «Фау-2»

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Развёртывание

С момента создания Фау-2 в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстро испаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.

Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.

Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное — сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.

В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера. испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу, было начато строительство нескольких гигантских заглубленных бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.

Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:

  • Купол Визерне
  • Бункер Эперлек

Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб Tallboy, падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно.

«Фау-2» на транспортно-установочной тележке Meilerwagen

Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров, Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска Фау-2 был разработан установщик, называемый мейлерваген, который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.

Боевое применение

Жертвы «Фау-2», Антверпен, 1944

Гитлера не покидала идея о производстве тяжелой ракеты, которая должна была принести Англии возмездие. По его личному приказу с конца июля 1943 года огромный производственный потенциал был направлен на создание ракеты, получившей впоследствии пропагандистское название «Фау-2».

Министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер позже в своих воспоминаниях писал:

Нелепая затея. В 1944 году в течение нескольких месяцев армады вражеских бомбардировщиков сбрасывали в среднем по 300 тонн бомб в день, а Гитлер мог бы обрушить на Англию три десятка ракет общей мощностью 24 тонн в сутки, что является эквивалентом бомбовой нагрузки всего лишь дюжины «Летающих крепостей». Я не только согласился с этим решением Гитлера, но и поддержал его, совершив одну из серьёзнейших своих ошибок. Гораздо продуктивнее было бы сосредоточить наши усилия на производстве оборонительных ракет «земля-воздух». Такая ракета была разработана ещё в 1942 году под кодовым именем «Вассерфаль» (Водопад).

— Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри.

и далее:

Поскольку мы впоследствии выпускали по девятьсот больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли бы производить ежемесячно несколько тысяч этих меньших по размерам и стоимости ракет. Я и сейчас думаю, что с помощью этих ракет в сочетании с реактивными истребителями мы, с весны 1944 года успешно защищали бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок, но Гитлер, «одержимый жаждой мести, решил использовать новые ракеты для обстрела Англии».Ракета «Фау-2» выставленная на Гроенплац (Groenplaats) в Антверпене

Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» — нем. Vergeltungswaffe). Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).

Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырехмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66 000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.

— об эффективности применения Фау-2 — там же, c. 463

«Фау-2» на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн находился концентрационный лагерь Дора, поставлявший заводу рабов. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары — в лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии.

На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.

После войны

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. После войны, из Германии в США в разобраном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946—1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal, развитие линии Фау-2 в США было ограничено.

Значение в освоении космоса

Копия первой ракеты «Фау-2» в музее ПенемюндеКартинка из фильма «Девушка на Луне», нанесённая на основание ракеты (копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде)

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров.

С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе конструкции «Фау-2».

Тактико-технические характеристики

Жидкостный ракетный двигатель работал на 75 % этиловом спирте (около 4 тонн) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН, обеспечивая максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории до 100 км. Боевая часть, содержащая до 830 кг аммотола, размещалась в головном отсеке. Основные параметры ракеты приведены в таблице ниже:

Интересные факты

  • Вскоре после войны англичане продемонстрировали запуск ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства советский специалист С. Королёв также присутствовал на этом пуске (под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии).

См. также

Внешние видеофайлы

Запуск ракеты «Фау-2» (видео, 3,1 МБ)

  • Оружие возмездия
  • Фау-1
  • Фау-3
  • Вассерфаль
  • Полигон Пенемюнде
  • Нордхаузен (институт)
  • Р-1 (ракета)

Примечания

  1. Пять ракет из одиннадцати, ещё три ракеты разрушились в полёте и упали вблизи старта из-за отказа системы управления и недостаточной прочности корпуса и три ракеты достигли цели с большими отклонениями (десятки километров), также из-за проблем с системой управления.
  1. 1 2 Ненахов Ю. Ю. «Чудо-оружие» Третьего рейха.
  2. Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. — М.: 2005. — С. 463—464.(перевод «Воспоминаний» неизвестного автора)
  3. Вальтер Дорнбергер: — Пенемюде, c. 297 (Peenemuende, Walter Dornberger, Moewig, Berlin 1985. ISBN 3-8118-4341-9) (нем.)
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Ивкин, 2010, Из отчёта о работе института «Нордхаузен» начальника института гвардии генерал-майора артиллерии Л. Гайдукова и главного инженера С. Королёва
  5. Орлов А. С. Секретное оружие третьего рейха. — М.: «Наука», 1975. — P. 17-18. — 200 000 экз.
  6. Ивкин, 2010, Докладная записка Д. Ф. Устинова и других И. В. Сталину об ознакомлении с работами по реактивному вооружению в Германии от 24 июня 1946 г.
  7. Ивкин, 2010, Докладная записка Н. Д. Яковлева и других И. В. Сталину о результатах пусков ракет Фау-2 от 28 ноября 1947 г.

Литература

Ссылки

Фау-2 на Викискладе