Фап на селе

Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности

Общие положения

В 2008 г. в сельском здравоохранении Российской Федерации функционировало 1749 центральных районных больниц, 481 участковых больниц, 39 179 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работало 46,2 тыс. врачей и 208 тыс. среднего медицинского персонала.
В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако особый уклад жизни селян, система расселения, низкая (по сравнению с городом) плотность населения, плохое качество, а порой и отсутствие дорог, специфика сельскохозяйственного труда накладывают отпечаток на систему организации медицинской помощи сельским жителям.
Это касается типа, мощности, дислокации учреждений здравоохранения, обеспеченности их квалифицированными медицинскими кадрами, возможности получения специализированной медицинской помощи. Эти особенности также диктуют необходимость разработки и введения дифференцированных нормативов по отдельным видам ресурсов.
Например, для сельских районов, расположенных на больших территориях с низкой плотностью населения (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток), норматив численности населения для организации фельдшерско-акушерского пункта или центра общей врачебной (семейной) практики должен быть значительно ниже такового на юге страны, где плотность населения выше, населенные пункты расположены близко друг от друга и имеется хорошее транспортное сообщение.

Комплексный терапевтический участок

Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа к организации медицинской помощи сельскому населению (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению
Первый этап — учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).
Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.
На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:
• проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения;
• снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;
• оказание населению доврачебной медицинской помощи;
• участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

• проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;
• повышение санитарно-гигиенической культуры населения.
Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.
Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.
Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы — оказание населению первичной медико-санитарной помощи.
Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории — проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных.
Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.
С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.
О.П. Щепин, В.А. Медик

Опубликовал Константин Моканов

Минздравом России утверждены требования к размещению медицинских пунктов и организаций на селе

Министром здравоохранения Российской Федерации Вероникой Скворцовой подписан приказ о внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в части организации помощи сельским жителям.
Проект приказа был тщательно проработан профессиональным сообществом, включая Национальную медицинскую палату и Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения, а такжепрошел общественное обсуждение в сети «Интернет».
Данный приказ впервые описывает критерии, согласно которым в населенном пункте должна быть открыта врачебная амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт или фельдшерский здравпункт, регламентирует оказание первичной медицинской помощи посредством выездных форм работы.
Так, в сельских населенных пунктах с числом жителей более 2 тыс. человек для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи должны быть организованы врачебные амбулатории. Если число жителей превышает 1 тыс. человек, но при этом не достигает 2 тыс. человек, в населенном пункте может быть организован фельдшерско-акушерский пункт/фельдшерский здравпункт (если расстояние до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км) или центр общей врачебной практики/ врачебная амбулатория (если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км).
В поселениях с числом жителей 301 — 1 тыс. человек создаются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.
В сельских населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек первичная медицинская помощь оказывается посредством фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов (если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км), домовых хозяйств и (или) выездных форм работы (если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км).
Важно отметить, что каждый человек, проживающий в сельской местности, прикрепляется к конкретному врачу или фельдшеру для оказания первичной медико-санитарной помощи.
Если число жителей составляет менее 100 человек, первичная медицинская помощь организуется с помощью выездной службы, которая в последние годысерьезно укрепляется и совершенствуется: за 2014 год число мобильных диагностических комплексов (мобильных ФАПов, центров здоровья, комплексов для диспансеризации и др.) увеличилось до 2900 единиц, а мобильных бригад специалистов — свыше 8 тыс.
В регионах с выраженными климатогеографическими особенностями применяются и другие формы работы: например, в Вологодской, Архангельской областях, Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе функционирует поезд «Хирург Николай Пирогов», а в Кемеровской области и Алтайском крае — поезд «Здоровье», оснащенный современным оборудованием. В Томской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае) работают теплоходы здоровья.
Приказом также уточняется, что медицинские организации в сельских населенных пунктах с количеством жителей менее 100 человек, находящихся на значительном удалении от медицинских организаций или их структурных подразделений (более 6 км), осуществляют организацию оказания первой помощи населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, с привлечением одного из домовых хозяйств, которые создаются из расчета не менее одного домового хозяйства на каждый сельский населенный пункт.
Организация оказания первой помощи на селе при помощи домовых хозяйств включает в себя обеспечение средствами связи, связью с территориальным центром медицины катастроф, доступ к информационно-коммуникационной сети «Интернет», а также формирование аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи, информирование населения.

Категории: первая медицинская помощь; бесплатная медицинская помощь.

ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКИМ ЖИТЕЛЯМ

Главной особенностью оказания медицинской помощи жителям села является ее этапность. Условно выделяют три этапа в организации медицинской помощи сельскому населению (рис. 17.1).

Первый этап- учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи: терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую.

Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На ФАП возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:

— проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения;

— снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;

— оказание населению доврачебной медицинской помощи;

— участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

— проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;

— повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Таким образом, ФАП является учреждением здравоохранения

в большей степени профилактической направленности. На ФАП

Рис. 17.1.Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению

возлагают функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.

Работу ФАПа возглавляет заведующий ФАП, основными задачами которого являются:

— организация лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы;

— амбулаторный прием и лечение больных на дому;

— оказание скорой и неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим направлением больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;

— подготовка больных к приему врачом на ФАП, проведение диспансеризации населения и профилактических прививок;

— проведение противоэпидемических мероприятий, в частности подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;

— оказание медицинской помощи детям в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников;

— проведение санитарно-просветительной работы среди населения. На должность заведующего ФАП назначают лицо, получившее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и имеющее сертификат по специальности «Лечебное дело».

Кроме заведующего на ФАП работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Акушерка ФАП несет ответственность за обеспечение и уровень оказания доврачебной медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а также за санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам охраны материнства и детства.

Акушерка непосредственно подчиняется заведующему ФАП, а методическое руководство ее работой осуществляет врач акушер-гинеколог лечебно-профилактического учреждения, на которого возложена ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на территории деятельности ФАП.

Патронажная медицинская сестра осуществляет профилактические мероприятия по оздоровлению детского населения. В этих целях она решает следующие задачи:

— проводит патронаж здоровых детей в возрасте до 1 года, в том числе новорожденных на дому, осуществляет контроль за рациональным вскармливанием ребенка;

— осуществляет мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии;

— проводит профилактические прививки и диагностические пробы;

— проводит профилактическую работу в дошкольных и школьных образовательных учреждениях (расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников);

— готовит больных детей к приему на ФАП врачом-педиатром;

— проводит подворные обходы по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания и др.

При отсутствии в штатном расписании должности патронажной медицинской сестры акушерка, помимо своих обязанностей, ведет наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей 1-го года жизни. При отсутствии в штате ФАП акушерки и патронажной медицинской сестры их обязанности выполняет заведующий.

Несмотря на важную роль ФАП, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села является участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основной задачей участковой больницы является оказание населению первичной медико-санитарной помощи.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению — важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией, входящей в структуру больницы, или самостоятельной амбулаторией. Основной задачей амбулатории является проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных. Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности, а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по опре-

деленному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит реорганизация участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

Вторым этапомобеспечения медицинской помощью сельского населения являются учреждения здравоохранения муниципального района, а среди них ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). Центральная районная больница осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.

Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня заболеваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 500 коек, а число специализированных отделений в ней — не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач ЦРБ является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.

Примерная организационная структура ЦРБ представлена на рис. 17.2.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАП осуществляют специалисты ЦРБ. Каждый из них согласно утвержденному графику выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению создаются межрайонные медицинские центры. Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население ближайших муниципальных районов недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направле-

Рис. 17.2. Примерная организационная структура ЦРБ

ниям фельдшеров ФАП, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения ЦРБ. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений ЦРБ осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации, родильные и гинекологические отделения ЦРБ.

Функциональные обязанности медицинского персонала, учетноотчетная документация, расчет статистических показателей деятельности ЦРБ принципиально не отличаются от таковых в городских больницах и АПУ.

Третьим этапомобеспечения сельского населения медицинской помощью являются учреждения здравоохранения субъекта РФ, а среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.

Областная (краевая, окружная, республиканская) больница — крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ. Она является центром организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы представлена на рис. 17.3.

Функциональные обязанности медицинского персонала, методика расчета статистических показателей, учетно-отчетная документация областной (краевой, окружной, республиканской) больницы принципиально не отличаются от таковых в городской или центральной районной больницах. В то же время организация работы областной (краевой, окружной, республиканской) больницы имеет свои особенности, одной из которых является наличие в составе больницы консультативной поликлиники, куда за помощью приезжают жите-

Рис. 17.3.Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы

ли всех муниципальных районов (городских округов) субъекта РФ. Для их размещения при больнице организуется пансионат или гостиница для пациентов.

В консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных (городских) врачей-специалистов.

Другой особенностью областной (краевой, окружной, республиканской) больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры.

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф.

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

В отличие от ЦРБ в областной (краевой, окружной, республиканской) больнице функции организационно-методического отделазначительно шире. Фактически он служит аналитическим центром и научно-методической базой органа управления здравоохранением субъекта РФ по внедрению в практику современных медицинских и организационных технологий.

К организационной деятельности отдела относятся проведение региональных фельдшерских (сестринских) конференций, обобщение и распространение передового опыта учреждений здравоохранения, организация медицинских осмотров населения, плановых выездов специалистов, издание инструктивно-методических материалов и др.

Научно-исследовательская работа является одним из направлений в деятельности областной (краевой, окружной, республиканской) больницы. Она включает проведение совместно с кафедрами медицинских вузов и научно-исследовательскими институтами исследований, внедрение научных результатов в практическую работу медицинских учреждений, организацию научных конференций и семинаров, работу научных обществ врачей и др.

Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению и виды учреждений сельского здравоохранения

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕНОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ГИГИЕНЫ.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению».

Преподаватель Кича Д. И.

выполнила студентка 5 курса

Шадрунова Ксения

Группа МЛ 508

МОСКВА 2014

Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения. Однако существуют факторы, оказывающие влияние на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

· Характер расселения сельских жителей, среднее число жителей в одном населенном пункте

· Радиус обслуживания, расстояние и состояние дорог, транспорт

· Характер сельскохозяйственного труда и условия быта

· Национальные особенности и обычаи у некоторых народностей

· Текучесть врачебных кадров

· Экономика и уровень культуры

· Географические и климатические условия

В связи с этим выделяют ряд особенностей организации медицинской помощи на селе, основными из которых являются:

· Этапность

· Преемственность

· Наличие специальных медицинских учреждений на селе

· Применение специальных организационных форм и методов работы

Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению и виды учреждений сельского здравоохранения

1-й этап – сельский врачебный участок.

Включает комплекс медицинских учреждений:

А) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)

Б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)

В) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории).

Основная функция этапа: оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – ближайшее медицинское учреждение к месту проживания, которое оказывает медицинскую помощь сельским жителям. Наличие ФАП является одной из особенностей сельского здравоохранения, обусловленной необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы и невысокой плотностью сельских жителей. Рекомендуемый норматив числа жителей для организации ФАП – 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения не менее 5 км.

Функции ФАПа:

· оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача;

· проведение профилактической работы и противоэпидемической работы;

· организация патронажа беременных женщин, детей,

· проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности;

· гигиеническое обучение и воспитание населения.

Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории. В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75-100 коек, II – 50-75 коек, III – 35-50, IV – 25-35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи. Большое значение имеет медицинская помощь населению в период полевых работ. Значительная работа ведется по охране здоровья женщин и детей, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает врач участковой больницы. Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

Организация работы СУБ:

· оказание лечебно-профилактической помощи населению

· внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных

· развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи

· организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка

· проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка

· изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению

· организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков

· осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.)

· осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания;

· проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями

· организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности; борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками

· широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения

2-й этап – районные учреждения здравоохранения.

Ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ).ЦРБ осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.

Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня заболеваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 400 коек, а количество специализированных отделений в ней — не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАПов осуществляют специалисты центральных районных больниц. Каждый из них, согласно утвержденному графику, выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться межрайонные медицинские центры.Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника,которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАПов, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации(поликлиники) и детские отделения центральных районных больниц. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации,родильные и гинекологические отделения центральных районных больниц.

3-й этап – областные учреждения здравоохранения.

Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Структура областной больницы:

1. Стационар.

2. Консультативная поликлиника.

3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг).

4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики.

5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи и др. (см. вопрос 104).

Коечная емкость областной больницы взрослой — 1000-1100 коек, детской — 400 коек.

Консультативная поликлиника оказывает населению высококвалифицированную, узкоспециализированную медицинскую помощь, осуществляет выездные консультации, по телефону – заочные консультации, анализирует деятельность лечебно-профилактических учреждений, расхождение диагнозов направивших учреждений и поликлиники, диагнозов поликлиники и стационара, анализ ошибок. Не имеет право выдавать больничный.

Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.

Амбулаторная квалифицированная специализированная стоматологическая помощь больным оказывается в областных стоматологических поликлиниках, стационарная – в стоматологических отделениях областных больниц.

Как выживают ФАПы? Медицина в сёлах осталась на уровне прошлого века

Фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), расположенные в сельской местности, значительно отличаются от городских благоустроенных больниц. Нехватка оборудования, кадровый дефицит, печное отопление, удобства на улице и ведро вместо канализации – картина типичная для большинства из них.

Доступность первичной медицинской помощи проверили в Удмуртии. Эксперты Общероссийского народного фронта и сотрудники региональной прокуратуры побывали в ФАПах Якшур-Бодьинского, Завьяловского и Малопургинского районов. В нескольких из них активисты уже были полтора года назад. Что изменилось за это время?

Музейный экспонат

«Мы уже не первый год занимаемся контролем качества и доступности первичной медицинской помощи, – рассказывает руководитель регионального исполкома ОНФ в Удмуртии Андрей Цаплин. – В 2018-2019 гг. провели мониторинг работы более 30 ФАПов в десяти районах. Выявили слабую оснащённость большинства из них. Итоги мониторинга и рекомендации направили в региональный Минздрав».

По оснащению и состоянию здания лучшим оказался ФАП в с. Селычка. В остальных ФАПах из нового оборудования и мебели за полтора года ничего не появилось, кроме тонометров и фонендоскопов. Большая часть оснащения в них на уровне прошлого века. Взрослые и дет­ские весы, смотровые кресла, ростомеры уже больше похожи на музейные экспонаты.

Ещё к одной системной проблеме отнесли неприспособленные под ФАПы помещения. В них не хватает кабинетов для полноценного медобслуживания, проведения диспансеризации. К примеру, ФАПу деревни Сюровай требуется ремонт, замена окон. В срочном ремонте нуждается ФАП в д. Пычанки. В смотровом кабинете для приёма экстренных родов осыпается штукатурка. Новых медицинских приборов нет, а имеющееся медоборудование давно устарело. Фанера пеленального стола для новорождённых расслаивается от ветхости. Порой не бывает даже элементарных бинтов – больных просят приходить со своими. Среди плюсов – в помещении есть газ и горячая вода.

Ничем не лучше ситуация в д. Забегалово. ФАП находится в одной из половин двухквартирного дома. Помещения отапливаются электроконвекторами, хотя газовая труба проходит рядом.

«Уличный туалет перекошен. За водой приходится ходить на ближайшую колонку за 200 м. Воду греем электрочайником. Ежедневно работники не только приносят воду с колонки, но потом вёдрами выносят сливы, так как канализации нет», – рассказывает заведующая ФАПом Татьяна Климова.

Всего в этом году в Удмуртии взамен аварийных ФАПов должны построить 88 новых. Деньги выделяет федерация, сейчас республика ищет строительные компании.

«Мы будем держать этот процесс на особом контроле, – уверяет член регионального штаба ОНФ в Удмуртии Евгений Сомов. – Результаты проверки говорят о важности ремонта и содержания помещений, а не только строительства новых зданий. Зачастую не нужно ждать капремонта, можно сделать косметический ремонт, монтаж электропроводки, установить снегозадержатели».

Врача нет

Наиболее острая проблема – нехватка медиков. Статистика показывает, что из 1000 выпускников-медиков 2019 г. меньше половины устроились работать в больницы. В 2018 г. 780 специалистов уволились, 60 из них вышли на пенсию. При этом лишь 620 пришли в государственные учреждения здравоохранения. Медиков не хватает в больницах крупных городов, что уж говорить про маленькие поселения.

Дефицит кадров наблюдается сразу в нескольких ФАПах. Как рассказывают сами медики, в случае учёбы, отпуска или болезни их заменить некому.

Часто работать приходится и фельдшером, и санитаркой, и уборщицей. В д. Новая Казмаска уже более трёх лет вакантна ставка фельдшера. Ежедневную медицинскую помощь здесь оказывают врач общей практики и медсестра из Гольянской врачебной амбулатории.

Ещё хуже дела в соседних деревнях Старая Казмаска, Порвай и в селе Уром: из-за отсутствия фельдшера местные ФАПы давно на замке.

Первичная медицинская помощь в регионах продолжает хромать, несмотря на покровительство нацпроекта «Здравоохранение». Но когда нет иной возможности получить оперативную медицинскую помощь, даже такой ФАП – спасение для сельских жителей.