Эсминец арли берк

Эсминец типа «Арли Берк» – 1989 год

Эскадренный миноносец проекта «Арли Берк»

В одной из наших статей мы уже затрагивали тему американских эсминцев. Там мы дали общую информацию всей истории эсминцев ВМС США, а сейчас решили дать полное представление о современном эсминце типа «Арли Берк», являющимся единственным (если не считать 2 эсминца типа «Зумвальт») представителем семейство эскадренных миноносцев американского флота. «Единственным» я его назвал потому, что эсминцы серии «Зумвальт не оправдали ожидании командование ВМФ и имеют высокую цену постройки, что привело к снятию их с массового производство (планируется построить максимум еще 1 эсминец этого типа). В итоге было принято решение продолжить серийную постройку боевых кораблей «Арли Берк».

История создания

Время «Холодной» войны состоит из перемен конфронтации и потеплений. К концу 1960-ых годов правительства Советского Союза и Соединенных Штатов пришли к общему мнению, что риск ядерной войны может привести к плачевным последствиям для обеих сторон и мира в общем. Поэтому с начало 1970-ых годов акцент был больше сконцентрирован на разрядке ядерного оружия. Однако соперничество на этом не закончилось, а просто перешло из оружия массового поражения в обычное.

Проектирование

С точки зрения военно-морского флота, США хотел сохранить свое преимущество. Но эсминцы построенные в 1970-х годах – «Спрюэнс» не отвечали стандартам изменившейся политики. Главным недостатком эсминцев «Спрюэнс» недостача управления ракетным оружием. После появления системы УРО, Командование ВМС приняло решение создать новый тип эсминцев для дополнения эскадренным миноносцам «Спрюэнс» и замены старых. Первый проект эсминца с системой УРО появился в 1980-ом году. Этот проект должен был дать Америке существенное преимущество над ВМС СССР в плане эсминцев. Семь кораблестроительных компаний предложили свои проекты по новому типу корабля. В 1983-м году осталось только 3 компании, а в 1985-м тендер на строительство выиграли 2 корабельные верфи: «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding».

Строительство

Данный тип эсминцев получил название «Арли Берк» экс-руководителя боевых морских операций (админиситрации Эйзенховера и Кеннеди) адмирала Арли Берка, проявившего себя как настоящий лидер и стратег во времена Второй Мирой и Корейской войнах. Первый корабль также получил имя адмирала.

Эскадренный минономец «Арли Берк» был построен за год и был спущен в воду в 1989-м году при участие жены экс-руководителя (полный процесс строительства корабля занял чуть больше года), а в эксплуатацию ВМС США вошел 4 июня 1991-го года (2 года находился на испытаниях). На церемонии присутствовал сам адмирал.

После успешных испытаний эсминца, проходившие с 1 сентября 1989-го по 1 июня 1991-го, была одобрена массовая постройка данного типа боевых суден. «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding» получили заказ еще на двадцать кораблей типа «Арли Берк».

Как и вся военная техника, «Арли Берк» не является дешевым удовольствием. В среднем цена каждого судна обошлась Америке чуть больше 1 млр. долларов (в 1985-ом 1,1 млр., в 2009-ом 1,25 млр.). Более того есть затраты обслуживание кораблей. Каждые 2 года эсминцы проходят планируемый ремонт, где на каждого тратиться от 20 до 25 млн. долларов. Если учитывать, что в американском флоте состоит 62 «Арли Берка», то каждые 2 года в среднем на ремонт уходит 1,4 млр. долларов.

Общая характеристика

Последняя модель эсминца имеет длину – 153,9 м, ширина – 20,1 м, водоизмещение 8 900 тонн, мощность 108 000 лс, максимальная скорость 32 узла, дальноходность 4 400 миль (на оптимальной скорости 20 узлов).

Конструкция и Общие данные

Эсминцы типа «Арли Берк» немного отличаются от «Спрюэнс» в аспекте технологий, материала, вооружения и самого корпуса.

Семейство «Арли Берк» делится на 3 модели («I», «II» и «IIA»). Каждая модель это показатель современных технологий и вооружения, в итоге чего эсминец модернизировался, менялся внутренне или внешне. Поэтому чтобы описать Вам конструкцию разберем каждую из моделей по отдельности. Темы связанные с общими данными и отличиями по корпусу мы разберем тут, а тему вооружения разберем отдельно.

Модель «I»

Строительство корпуса проходит по модульной системе т.е. сначала готовятся отдельные блоки, затем они собираются в одно целое. Этому способствовал сам дизайн корабля, который был спроектирован по технологии «Стэлс». «Арли Берк» являются первыми эсминцами, построенные по принципу «Стэлс». В связи с этим сама концепция корабля состоит из острых углов и минимума ненужного на открытой палубе, что увеличивает рассеяния радиоволн. Более того корабли этого типа оснащены системой поглащение радиоволн. Аналогичную систему уменьшение тепловых волн имеют дымовые трубы корабля. Горячий воздух перешивается с холодным воздухом до того как он выйдет с трубы, благодаря чему снижается их видимость на термо-радарах противника. В связи с новшествами перечисленные выше, «Арли Берк» имеет в 2 раза меньше видимости на радиолокационных и тепловых радарах от своих предшественников «Спрюэнс». А модульная система сделала постройку корпуса всего 10-15 месяцев.

По общим характеристикам «Арли Берк» это классический одно-корпусный корабль с увеличенной длинной по ватерлинии и низкосидящим корпусом. После уроков, полученные союзникам (Великобритания) в Фолклендской Войне, а также инцидентов (пожары на кораблях) произошедшие в ВМС США, корпус корабля в первые за долгое время стал снова стальной (до этого был алюминиевый). Носовая часть нового корпуса имеют полные обводы, а ветви носового шпангоута – малый развал. Несмотря на то, что из-за этого эсминец может и потерял немного в скорости и дальноходности, за то получил более хорошую стабильность (уменьшились размахи качки) и мореходные особенности.

В связи с опасностью оружия массового поражения, дизайн эскадренного миноносца УРО «Арли Берк» позволяет персоналу не выходя на открытую палубу, добираться до любой части корабля. Эсминец состоит из 13 отсеков, 3-х палуб (2 внутренние и 1 открытая) и имеет двойное дно (увеличивает качество живучести).

В общем было построено 21 эсминца модели «I».

Модель «II»

В общем это модель не имеет особых изменений от первой. Вот список всех новшеств новой модели:

  • Улучшены условия жизни экипажа;
  • Снижен расход топливо благодаря небольшим изменениям носовой части;
  • Снижен кавитационный шум благодаря новой системы винтов;
  • Увеличена метацентрическая высота;
  • Увеличена толщина брони.

В общем было построено 7 эсминцев модели «II».

Модель «IIA»

Третья модель имеет значительные изменения как и в корпусе так и в технологии постройки. Во первых начала использоваться технология соединения уже насыщенных модулей, что явно упростила его постройку. Длина корпуса была увеличена на 1,37 м., ширина осталась прежней. За счет этого небольшого изменения в длине смогли поставить полноценный ангар для обслуживания вертолета. Эксперты считают это одно из главных изменений новой модели т.к. нехватка ангара ставила под риск аэромобильность, защищенность от субмарин, разведывательные и вспомогательные особенности если вертолет выйдет из строя. Соответственно увеличился экипаж корабля (группа обслуживающая вертолет). Более того появилась спутниковая связь и интернет на судне.

В общей сложности было построено 34 эсминца модели «IIA».

Вооружение эсминца «Арли Берк»

На борту основного эсминца ВМС США есть множество разных систем вооружения и установок, но из всех хочу выделить систему управления «Иджис» («Aegis»), с появлением которой координально изменилась роль эсминцев в системе вооруженных сил. Поэтому из всего вооружения первым делом разберем ее.

Система Управления «Иджис»

С появлением технологий системы управления «Иджис» – эскадренные миноносцы получили возможность самостоятельно уничтожать любые цели в воздухе, на суше или воде. «Иджис» это многопрофильная боевая информационно-управляющая система, которая отвечает за объединение корабельных систем осведомления, управление и уничтожения. Другими словами система «Иджис» это центральный банк всех данных, которые приходят с многих корабельных подсистем, благодаря чему появляется четкая картина действий. Конечно банк важен практически для всех систем/подсистем, но особенно для системы корабельного вооружения.

Однако по мнению некоторых экспертов этот многофункциональное «чудо» имеет свои недостатки. В основном они связаны с подслеповатым радаром «AN/SPY-1», который плохо реагирует на низколетящие цели.

Артиллерия

Главным артиллерийским орудием семейство «Арли Берк» является артиллерийская установка 127-мм класса «Mark 45». В разные периоды времени эти установки носили разные характеристики. В наши дни пользуется 127мм установка класса «Mark45 Mod 4», позволяющая производить 20 выстрелов в минуту на максимальную дистанцию от 37 км. (осколочно-фугасные) до 115 км. («ERGM» и «BTERM») в зависимости от класса снаряда.

Mark 45 Mod 4

Зенитная Артиллерия

Зенитная артиллерия прошла модернизацию больше всех. В то время как в «I» и «II» модели имели 6-и ствольными комплексами «Вулкан-Фаланкс», сейчас эсминцы оснащены RIM-7 Sea Sparrow в количестве 24 штук. Основным вооружением являются крылатые ракеты «Standard-3» с дистанцией поражение до 500км. и «Тактический Тамагавк» с максимальной дистанцией поражения до 2500 км. На каждом эсминце располагается до 56 КР «Тамагавк».

Комплекс «Вулкан-Фаланкс»

Минно-торпедное вооружения

Основной системой противолодочной безопасности является вертолеты класса «LAMPS-III». Из бортового вооружения – ПЛУР класса «RUM-39 VL-Asroc» и торпедный комплекс «Mk32». На последней модели эсминца из-за финансовых аспектов был снят с вооружения ПКР класса «Гарпун».

Авиационное вооружения

После модернизации корпуса и появлением на палубе вертолетного ангара, появилась возможность содержание 2 вертолетов класса «SH-60 Sea Hawk». Эти вертолеты могут использовать ракеты «воздух-земля» класса «Hellfire» и «Penguin», ПЛ торпед «Mark-46/51», а также проводить поддержку с воздуха группам союзных войск.

Интересные случаи произошедшие с «Арли Берк»

Эсминцы типа «Арли Берк» в эксплуатации уже более 25 лет, на их счету множество выполненных заданий. В основном это были тактические учения, но порой и боевые службы, проходившие в горячих точках последних 3-х декад. Поэтому мы разберем только некоторые случаи.

Эсминец «Коул» и теракт в Адене

Эсминец «Коул», принадлежащий первой модели «Арли Берк», имеет инцидент в 2000-м году, показавший миру, что бронирование эсминцев не так уж и прочна. Когда «Коул» пришвартовался в Адене (Йемен) для пополнения запасов продовольствия, позднее был подвергнут террористической атаки. От взрыва 200-250 кг взрывчатки террористами-смертниками с левого борта образовалась пробоина 6*12м, в результате чего погибло 17 человек и 39 было ранено. Двигательный отсек, каюты, столовая, гребной вал пришли в несиправное состояние.

«Доналдь Кук» и ВВС РФ

Во время нахождения «Дональд Кук» в Балтийском море в 2014, истребитель РФ «СУ-24» облетел эсминец более 10 раз и применил радиоэлектронную атаку, впоследствии чего система управления «Иджис» дала сбой.

Эсминец «Портер»

После использование крылатых ракет «Тамагавк», «Портер» успешно нейтрализовал военную базу войск Сирии в апреле 2017-го года.

Оценка проекта

Безусловно эсминцы типа «Арли Берк» считаются высококлассными представителями своего рода. Однако всем прекрасно известно, что идеального ничего не существует. Поэтому несмотря на недостатки этого типа эсминцев, мы можем сказать что «Арли Берк» являются достойными боевыми суднами нашего времени.

Догоняя Россию: США развернут в Арктике эсминцы УРО типа «Арли Берк»

18 сентября 2019 года USNI News — информационный ресурс Военно-морского института США (U.S. Naval Institute) — сообщил о развертывании эсминцев УРО типа «Арли Берк» (DDG-51) в Арктике в ближайшей перспективе.

В настоящее время в морях в высоких арктических широтах постоянно присутствуют лишь корабли Береговой охраны США. Американские военно-морские эксперты полагают, что в будущем «оперативное бремя» береговой охраны смогут разделить и эсминцы УРО типа «Арли Берк». Это означает, что в арктических морях на постоянной основе будут развернуты надводные корабли самой массовой современной серии Военно-морских сил США. В настоящее время Арктика формально является зоной ответственности 6-го и 7-го Флотов ВМС США. Будущие миссии «Арли Берков» в Арктике сделают пребывание этих флотов США фактическим и постоянным.

О подобных планах на конференции Американского общества инженеров ВМС «Арктический день 2019» сообщил Джим Вебстер — директор группы разработки морских платформ ВМС (Naval Sea Systems Command, NAVSEA).

Аналитик возможностей Северного командования США (US Northern Command) Скотт Дикс подтвердил, что в настоящее время проведение боевых операций американских ВМС в Арктике в значительной степени зависит от поддержки их кораблями Береговой охраны. Со времен холодной войны у американских ВМС нет боевых надводных кораблей, способных действовать в ледовой обстановке. Поэтому, по словам Дикса, «присутствие на морской поверхности не так распространено в Арктике».

На конференции директор управления по науке и технологиям NAVSEA Глен Стуртевант сообщил, что планы руководства ВМС по «платформам для расширения своих арктических операций», возможно, ближе к реализации, чем многие думают. Стуртевант объявил:

«Мы возвращаемся в Арктику и будем возвращаться туда регулярно, это мое мнение… Мы собираемся построить около 93 единиц DDG-51, и мы увидим эти эсминцы и крейсера, и другие надводные корабли в Арктике, по моей оценке, в не столь отдаленном будущем».

Американский военный флот нуждается в бóльшем количестве надводных кораблей, способных работать в ледовых морях. Их оперативные действия не обязательно требуют ледокольного сопровождения. На деле же нужны усиленные корпуса надводных кораблей и оборудование, приспособленное для экстремальных холодов, сообщил Дикс. Далее он указал на то, что Россия неуклонно наращивает свое арктическое присутствие, разрабатывает и строит новые атомные ледоколы и восстанавливает арктические базы.

Также и Джим Вебстер констатировал: «Россия далеко опережает нас в развитии этого потенциала. Нам нужно наверстать упущенное, если мы хотим соревноваться».

Командование американских ВМС, Northсom и, наконец, американские законодатели признают, что наблюдается растущий разрыв в арктических возможностях между США и Россией. Вебстер сообщил, что Пентагон подтвердил требования в отношение способности эксплуатировать надводные суда в морях с «уменьшенной ледовой обстановкой». «Подтверждение этого требования было большой победой для нашей команды», — сообщил Вебстер. «Это стало началом процесса приобретения военных судов, способных работать в ледовых морях».

Команда Вебстера занимается тестированием различных конструкций корпуса судов, которые в настоящее время используются в американских ВМС, чтобы проверить, насколько хорошо они «работают» в морях с уменьшенной ледовой обстановкой. Результаты этих испытаний дают знания о том, какие арктические операции американские ВМС смогут проводить в ближайшем будущем.

Например, выяснилось, что сейчас движение надводных кораблей в арктических водах остается проблемным, если их не сопровождает единственный ледокол Береговой охраны. По словам Вебстера, испытания показали, что все типы десантных судов LHD и LHA классов абсолютно неэффективны для плавания даже в условиях уменьшенной ледовой обстановки.

При этом Вебстер указал на то, что «форма корпуса DDG-51 достаточно хороша для перемещения по морской водной поверхности со льдинами». При этом оказалось, что при прочности корпуса, рассчитанной на преодоление (столкновение) 0,8 м льда, ее у «Арли Берка» на самом деле хватает на лед в 0,3 метра. Таким образом, у эсминцев УРО типа «Арли Берк» «есть некоторые присущие им возможности, но им потребуются некоторые существенные улучшения». Вебстер сообщил, что укрепление корпуса будущих «Арли Берков» является главной задачей. Военно-морским инженерам также необходимо разработать новую саморегулируемую систему корабельного отопления, вентиляции и кондиционирования (HVAC), новую систему дистилляции воды, способных работать в арктическом холоде. Разумеется, модернизация проекта эсминца типа «Арли Берк» для будущих арктических военно-морских операций потребует денег. Но, как утверждает Вебстер, альтернатива дороже.

Всего в составе ВМС США на 2019 год в строю числится 66 эсминцев УРО типа «Арли Берк» (DDG-51 — DDG-117). Серия строится с 1988 года и делится на семь подклассов последовательно по времени постройки и с совершенствованием: Flight I, Flight II, Flight IIA: 5″/54 variant, Flight IIA: 5″/62 variant, Flight IIA: 5″/62, one 20 mm CIWS variant, Flight IIA: Restart, Flight IIA: Technology Insertion.

Первые 28 кораблей типа «Арли Берк» (серия Flight I и Flight II, DDG-51 — DDG-78) должны оставаться в строю ВМС США 35 лет, т. е до 2026 — 2034 гг. Срок службы следующих 34 кораблей (серия Flight IIA, DDG-79 — DDG-113) определен в 40 лет, т. е. до 2040—2056 годов.

На сегодняшний день, без сомнения, в своем классе самая большая серия эсминцев УРО типа «Арли Берк» — это лучшие корабли в мире. Первой «изюминкой» «Арли Берков» является универсальная пусковая установка вертикального запуска Mk-41, управляемая системой «Иджис», которую одинаково используют для запуска оперативно-тактических КР «Томагавк», ракет для выполнения задач ПВО и ПРО: SM-2, SM-3, SM-6, RIM-7M Sea Sparrow, RIM-162A ESSM, а также противолодочных ракет (ПЛУР) RUM-139 VLA (ASROC).

Вторая «изюминка» американских эсминцев — это их корабельный БИУС — система «Иджис». Помимо прочих военных функций, «Иджис» позволяет встраивать «Арли Берки» в глобальную систему ПРО США.

Одним из магистральных направлений развития ПРО в США является развитие ее морской составляющей, представленной сейчас эсминцами УРО типа «Арли Берк» и крейсерами УРО типа «Тикондерога».

В США военно-морская программа обороны от баллистических ракет «Иджис» осуществляется совместно Агентством противоракетной обороны (MDA) и Военно-морскими силами США (US Navy). Военно-морская программа «Иджис» финансируется в основном за счет бюджета Агентства противоракетной обороны — MDA.

Боевые суда ВМС США, способные к осуществлению функций ПРО, называют еще кораблями «Иджис». «Иджис» — это интегрированная в широком пространстве система с набором датчиков, компьютеров, программного обеспечения, дисплеев, пусковых установок для ракетного оружия ПРО и самих ракет.

«Иджис» способна перехватывать вражеские цели с использованием данных космического слежения и системы сенсоров, размещенных на спутниках. В идеале раннее предупреждение о ракетном нападении с космического или стационарного объекта наземного базирования фиксирует пуск баллистической ракеты и передает информацию о нем в систему «Иджис». Система определяет оптимальный вариант перехвата и передает информацию на нужный корабль «Иджис», который и производит пуск противоракеты. Период от предупреждения о ракетном нападении до перехвата боеголовки баллистической ракеты может занимать всего пять минут.

Сильной стороной программы развития системы ПРО «Иджис» является тесное взаимодействие и сотрудничество США со своими союзниками в Европе и в других регионах мира. Система ПРО «Иджис» может взаимодействовать со средствами защиты НАТО и обмениваться информацией о воздушном сообщении и пусках баллистических и крылатых ракет. США заинтересованы в унификации радаров союзников и каналов связи для интеграции их потенциала в систему «Иджис». Европейские страны НАТО постепенно передают свои военно-морские активы в распоряжение американской системы ПРО.

В настоящее время корабли с системой «Иджис» ВМС США — «Арли Берки» и «Тикондероги» — несут постоянную службу в «передовом базировании» в западной акватории Тихого океана и в Персидском заливе.

Нельзя не признать, что американская ПРО «Иджис» создает современные военные стратегические возможности. Американская военно-морская система ПРО «Иджис» демонстрирует несравнимо большую эффективность ПРО, поскольку создаваемые кораблями УРО районы ПРО мобильны. Это позволяет в «час Ч» концентрировать усилия ПРО на опасных направлениях.

В идеале будущую ситуацию можно представить так. США — это большой континентальный «Остров», окруженный со всех сторон океанами. От ударов баллистических ракет и крылатых ракет большого радиуса действия его можно защитить развертыванием в море кораблей ПРО по периметру. Корабли будут располагаться под траекториями полетов баллистических ракет ближе к «Острову», дальше от него — под средними участками баллистических траекторий, ближе к противнику и т. д. Схемы могут быть различными. Мощная компьютерная система, обслуживающая БИУС «Иджис», должна быть связана с радарами, предупреждающими о ракетном нападении, космическими датчиками, а в идеале — вообще со всеми работающими радарами, как своими, так и союзников. Компьютерная система должна обрабатывать поступающую информацию о пусках и траекториях полетов баллистических ракет и дальше выдавать целеуказание на оптимально расположенные для перехвата корабли ПРО. Архитектура ПРО позволит сопровождать цели до их поражения.

Главное — в строящейся морской составляющей стратегической ПРО США — это фактор господства на море ВМС США. Именно оно гарантирует работоспособность системы «Иджис» и того, что последует за ней. В свете подобных гипотетических перспектив морской составляющей будущей стратегической ПРО США нельзя не признать, что повышается значение Арктики, как потенциального театра стратегических военных действий на море.

Таков подтекст объявленных сейчас планов будущего близкого по времени развертывания в Арктике эсминцев УРО «Арли Берк», приспособленных к плаванию в ледовых условиях. В связи с этим необходимо обратить внимание на недавнее заявление командующего Северным командованием США (NORTHCOM) и североамериканской аэрокосмической обороной (NORAD) генерала ВВС США Терренса Дж. О’Шонесси о том, что Соединенные Штаты и Канада должны придерживаться «ясного видения» новых вызовов безопасности в Арктике, включая способность российских подводных лодок запускать крылатые ракеты из этого региона. О’Шонесси особо упомянул усовершенствованные российские подводные лодки с новейшими крылатыми ракетами и разработку гиперзвукового оружия, как вызывающие «растущую обеспокоенность».

О’Шонесси полагает, что для противостояния новым угрозам военно-воздушные, сухопутные и морские силы США должны «обладать нужным опытом» действий в суровых условиях арктического региона. Из выступления американского генерала О’Шонесси интересно признание им стратегической угрозы, создаваемой США с арктического направления российскими подводными лодками, вооруженными новейшими крылатыми ракетами. Этим российским подводным лодкам для поражения целей в США и Канаде не потребуется выходить в Атлантический океан, пересекая при этом оснащенную датчиками противолодочную линию обороны НАТО. Противолодочная оборона с опорой на военно-воздушную базу «Кефлавик», Исландия становится ненужной. Российские подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами средней дальности, могут поражать цели в США и Канаде, оставаясь на подготовленных и обеспеченных защитой позициях в прибрежных с Россией арктических морях.

Таким образом, озвученные американские военные планы о постоянном присутствии в Арктике приспособленных к арктическим ледовым условиям эсминцев УРО типа «Арли Берк» с системой ПРО «Иджис» на борту является конкретным военным ответом американцев на размещение новых морских крылатых ракет дальнего действия на подводных лодках и надводных кораблях российского Северного флота. Разумеется, «Арли Берки» в Арктике смогут перехватывать и российские стратегические баллистические ракеты наземного пуска, чьи траектории полета, как известно, по направлению к целям в США и Канаде проходят в космосе над широким арктическим пространством.

Дмитрий Семушин

Эсминцы УРО типа «Орли Бёрк» (Arleigh Burke) США

Тактико-технические характеристики

Тип «Орли Бёрк» (Arleigh Burke)
Водоизмещение: 8300 т. стандартное, 9200 т. полное.
Размерения: длина 142,1 м, ширина 18,3 м, осадка 7,6 м
ЭУ: двухвальная газотурбинная (четыре газотурбинных двигателя LM2500 компании «Дженерал электрик») мощностью 105 000 л. с.
Скорость хода: 32 уз.
Вооружение: две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гарпун» (на первых 25 кораблях), две УВП Мк 41 (90 ЗУР «Стандарт» SM-2MR, КР «Томагавк» и ПЛУР ASROC на первых 25 кораблях, 106 — на остальных), ЗРК «Усовершенствованный Си Спэрроу» на кораблях серии IIA; одна одноорудийная универсальная 127-мм АУ Мк 45, два 20-мм ЗАК «Фаланкс»; два трехтрубных 324-мм ТА Мк 32 (противолодочные торпеды Мк 46/50); вертолетная площадка, начиная с DDG 79, два вертолета SH-60B (SH-60R) системы LAMPS III.
РЭВ: РЛС — многофункциональная SPY-1D системы AEGIS с четырьмя фазированными антенными решетками, ОНЦ SPS-67, навигационная SPS-64, три управления стрельбой SPG-62 (ЗУР «Стандарт»); система РЭР SLQ-32; две ПУ системы постановки ложных целей Мк 36 SRBOC; ГАС -подкильная SQS-53 и SQR-19 с буксируемой антенной решеткой.
Экипаж: 303-327 человек.

Эсминцы УРО типа «Орпи Бёрк», оснащенные газотурбинной ЭУ, пришли на смену ЭМ УРО типа «Кунтц» и крейсерам УРО типа «Леги» и «Белкнап».
Первоначально предполагалось, что это будет более дешевый, чем крейсер типа «Тикондерога», корабль, обладающий меньшими боевыми возможностями. Однако он стал многоцелевым боевым кораблем с очень большими боевыми возможностями, основанными на наличии современного вооружения и других боевых систем.

Эсминец УРО «Орпи Бёрк» (DDG 51) стал первым крупным американским боевым кораблем, построенным с применением технологии «стелс», что уменьшило радиолокационную заметность корабля. Первоначально планировалось использовать эти корабли в противостоянии с ВМФ СССР, но в настоящее время они осуществляют противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону передовых группировок ВМС США, а также наносят удары по наземным объектам в ходе проведения операций в кризисных регионах.
Конфигурация корпуса этих кораблей значительно улучшила их мореходность и позволила поддерживать высокую скорость хода в сложных морских условиях. Конструкции корабля, кроме мачт, изготовленных из алюминиевых сплавов для снижения массы, выполнены из стали. Боевые посты и помещения ЭУ дополнительно защищены кевларовой броней. Как это ни удивительно, эсминцы этого типа стали первыми кораблями в ВМС США, способными вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения за счет полной герметизации корпуса и надстроек.
РЛС AN/SPY-1D с фазированными антенными решетками значительно повысила возможности системы AEGIS, особенно в условиях применения противником средств РЭБ.

Система AEGIS способна отразить массированный удар существующими и перспективными крылатыми ракетами по кораблям американской группировки. Обычная РЛС с вращающейся антенной «видит» цель, когда луч антенны подсвечивает ее один раз за полный оборот вокруг своей оси. Для сопровождения же этой цели требуется другая РЛС.
В РЛС же системы AEGIS эти процессы совмещены. Четыре антенны с фазированными антенными решетками РЛС SPY-1D излучают энергию сразу во все направления, обеспечивая постоянный поиск и сопровождение одновременно. РЛС SPY-1D и система управления стрельбой Мк 99 обеспечивают поражение самолетов и крылатых ракет противника на большой дальности ракетами «Стандарт», запускаемыми из УВП. Для самообороны используются ЗАК «Фаланкс» Block 1.

ВМС США планировали иметь в боевом составе к 2004 году 57 эсминцев типа «Орли Бёрк», однако бюджетные ограничения, наложенные Конгрессом США, отодвинули этот срок до 2008 года. Одним из элементов проекта этих кораблей, подвергавшимся критике, было отсутствие ангара для вертолета, хотя на первых 28 эсминцах имеется площадка для вертолета SH-60.
Вертолетный ангар устанавливается на эсминцах серии ПА. Они также оснащены УВП увеличенного размера, новой 127-мм АУ и усовершенствованным РЭВ.

Эсминцы «Орли Берк». Рекордсмены с ракетным вооружением

В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные миноносцы типа Zumwalt оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Орли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века. За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Орли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.


Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. Недавно появившиеся «Спрюенсы», хотя и были современными кораблями, все же не имели больших перспектив и требовали, если не замены, то, как минимум, серьезного дополнения. Вдобавок к этому, Spruance class destroyers, несмотря на имевшееся вооружение, в официальных документах значились как обычные эскадренные миноносцы, а время и обстановка требовала полноценных эсминцев УРО (с управляемым ракетным оружием). Работы по формированию облика нового корабля и технического задания на него заняли несколько лет и конкурс на разработку начался только в 1980 году. Около трех лет понадобилось сразу семи судостроительным компаниям для создания конкурсных аванпроектов, после чего осталось три конкурсанта: Bath Iron Works, Ingalls Shipbuilding и Todd Shipyard. Третья фирма так и не смогла добиться «внимания» конкурсной комиссии, из-за чего строительство первых двух кораблей нового проекта было поручено Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding соответственно. Проект, равно как и головной его корабль, был назван в честь адмирала Орли Альберта Берка, большую часть Второй Мировой войны командовавшего различными соединениями эсминцев. Контракт с Bath Iron Works на 322 миллиона долларов был заключен в апреле 85-го. Однако общая стоимость головного эсминца получилась в несколько раз больше. С учетом всего радиоэлектронного оборудования, вооружения и т.д. он обошелся Пентагону в 1,1 миллиарда.

Постройка USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями – Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта первой серии американские судостроители занялись модернизацией. Как результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта линейка оказалась самой многочисленной. На данный момент построено 34 эсминцев «Орли Берк» серии IIA и строительство их продолжается. Общая численность кораблей по старым планам должна была составить 75 единиц, а пока готовы только 62. Вероятнее всего, те 24 эсминца, которые будут заказаны впоследствии, будут делаться уже по следующему варианту проекта.

Все существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична. «Орли Берк» всех трех серий представляют собой однокорпусные корабли с длинным полубаком. Примечательно, что подавляющее большинство деталей корпуса корабля сделано из высокопрочных сортов стали. Дело в том, что после Второй Мировой войны американские судостроители стали активно использовать алюминиевые детали в конструкции кораблей подобного класса. В инженерном плане это было хорошим начинанием, однако опыт боев с участием алюминиевых кораблей заставил вернуться к стали. Из алюминия на эсминцах «Орли Берк» делаются лишь некоторые детали, например, мачты. Низкосидящий корпус имеет сравнительно малый развал шпангоутов в носовой части и относительно широкую среднюю часть. Такая форма корпуса немного увеличивает сопротивление воды, но улучшает остойчивость и снижает качку. На кораблях серии IIA был добавлен носовой бульб, скомпенсировавший ухудшение обтекания из-за особенностей обводов корпуса. Водонепроницаемые переборки разделяют внутренний объем корпуса на 13 отсеков. Любопытно, что нижние палубы имеют планировку, позволяющую без ограничений перемещаться по кораблю, не выходя на верхнюю палубу. Сделано это для того, чтобы экипаж не подвергался риску в случае применения противником оружия массового поражения. Помимо особым образом спланированных внутренних помещений защита экипажа от химического, биологического и ядерного оружия осуществляется специальной системой вентиляции с многократной фильтрацией забираемого снаружи воздуха.
«Орли Берк» стали первыми американскими эскадренными миноносцами, чей корпус и надстройка выполнены с применением стелс-технологий. Для снижения радиолокационной заметности внешняя поверхность надстройки корабля состоит из нескольких крупных ровных панелей, сопряженных под острыми углами, что приводит к ощутимому рассеиванию радиоволн. Аналогичным образом выполнены кожухи дымовых труб. Кроме того, выхлоп силовой установки перед выбросом проходит через специальную смесительную камеру, где перемешивается с атмосферным воздухом и охлаждается. В итоге корабли типа «Орли Берк» имеют почти в два раза меньшую радиолокационную и тепловую заметность, чем их предшественники типа «Спрюенс». Применение крупных деталей, способствующих снижению заметности, кроме прочего, позволило сделать конструкцию корабля модульной. Благодаря этому от закладки корабля до его спуска на воду проходит 10-15 недель.
Двухвальная энергетическая установка эсминцев «Орли Берк» всех серий имеет в своем составе четыре газотурбинных двигателя LM2500 производства компании General Electric. Каждый двигатель оснащен теплоизоляционным контуром, что позволяет снизить расход топлива почти на четверть, и установлен на амортизирующих опорах, снижающих шум. Вся энергетическая установка корабля представляет собой единый модуль, который при необходимости можно демонтировать целиком. Максимально возможная мощность силовой установки находится в пределах 100-105 тысяч лошадиных сил. В качестве резервных двигателей на эсминцах всех серий имеются по три газотурбинных мотора Allison 2500. Мощность основных и резервных двигателей передается на два вала, вращающие пятилопастные винты изменяемого шага.

Эскадренные миноносцы проекта «Орли Берк» способны развивать скорость до 32 узлов, но максимальная дальность плавания достигается на экономической скорости в 20 узлов. В таком случае эсминцы первой серии могут пройти до 4400 морских миль, а корабли серий II и IIA – на полтысячи миль больше. В то же время, в некоторых американских источниках утверждается, что снижение скорости до 18 узлов может довести дальность плавания до шести тысяч миль. Тем не менее, есть некоторые сомнения на этот счет.
Первые 28 кораблей типа «Орли Берк» (серии I и II) имели экипаж в 320-350 человек: 22-25 офицеров и 300-330 матросов, уоррент-офицеров и т.д. Разница в численности была обусловлена некоторыми отличиями в вооружении и в количестве вертолетов. На кораблях серии IIA было пересмотрено необходимое количество экипажа в ряде служб и добавлена группа технического обслуживания двух вертолетов. Все это привело к увеличению экипажа до 380 человек (32 офицера). Американцы особо отмечают тот факт, что в планировке жилых помещений кораблей «Орли Берк» участвовали дизайнеры и специалисты по эргономике. Благодаря этому при площади около четырех квадратных метров на человека удалось создать все необходимые условия для нормального проживания.
В состав вооружения эсминцев «Орли Берк» входит множество систем, но его основой является система управления Aegis (читается «иджис»). Эта многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС) объединяет в себе целый набор средств обнаружения, управления и поражения. В состав Aegis входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, аппаратура радиоэлектронной борьбы, аппаратура связи и т.д. Кроме того, в «Иджис» есть ряд подсистем вывода информации, передачи данных на другие корабли и системы непосредственного управления вооружением.
Основой вооружения эсминцев «Орли Берк» являются ракеты различных типов. В носовой и кормовой частях кораблей всех серий имеются универсальные шахтные пусковые установки Mk 41. На кораблях серий I и II носовая и кормовая пусковая имеют в своем составе 30 и 60 ячеек соответственно. На серии IIA количество ячеек увеличилось до 32 и 64. В одну ячейку может быть помещен транспортно-пусковой контейнер с крылатой ракетой BGM-109 Tomahawk, зенитной SM-2 или SM-3 или блок из четырех контейнеров с зенитными ракетами RIM-7 Sea Sparrow. Аппаратура пусковой установки позволяет одновременно подготавливать к пуску 16 ракет различных типов и производить их запуск с темпом одна ракета в секунду. Кроме пусковых установок Mk 41 имеет несколько кранов для загрузки ТПК с ракетами. Однако особенности кранового оборудования и конструкции эсминца не позволяют производить перегрузку ракет Tomahawk или SM-2/3 с кораблей снабжения. Загрузка таких средств поражения возможна только в условиях базы. Этот недостаток компенсируется гибкостью номенклатуры вооружений: если кораблю предстоит атаковать наземные цели, то он получает «Томагавки», если корабль будет выполнять функции противовоздушной обороны – на него загружаются Sea Sparrow или SM-2/3.


«Главный калибр» артиллерийского вооружения эсминцев – 127-мм установка Mk 45. При этом на первых 30 экземплярах «Орли Берк» устанавливалась Mk 45 Mod. 2, на остальных – Mk 45 Mod. 4. Установка с противопульным бронированием может наводить 127-мм нарезное орудие в пределах от -15° до +65° по вертикали и практически по всем направлениям по горизонтали, конечно, за исключением сектора, закрываемого надстройкой корабля. Темп стрельбы Mk 45 обычными снарядами достигает 20 выстрелов в минуту, а в случае с управляемыми боеприпасами он падает в два раза. Максимальная дальность стрельбы неуправляемым снарядом у Mk 45 mod. 4 составляет 35-38 километров. При использовании управляемого активно-реактивного снаряда ERGM этот показатель увеличивается до 115 километров. В артиллерийском погребе эсминцев «Орли Берк» умещается боекомплект в 680 снарядов различных типов. На загрузку всего этого количества снарядов требуется около 15-16 часов.
Зенитная артиллерия «Орли Берк» может комплектоваться различными типами оружия. На кораблях I, II серий, а также на первых нескольких эсминцах серии IIA устанавливались шестиствольные 20-мм зенитные автоматы Mk 15 Phalanx CIWS с темпом стрельбы до 3000 выстрелов в минуту. Меньшее количество кораблей оснащалось 25-мм автоматическими пушками Bushmaster, а практически все «Орли Берк» имеют на борту несколько (от трех до шести) крупнокалиберных пулеметов Браунинг M2HB. Несмотря на свое первоначальное предназначение, M2HB и «Бушмастер» малоэффективны для противовоздушной обороны. Поэтому они используются только для обучения личного состава и обстрела небольших целей, наподобие легких катеров и моторных лодок.
Для уничтожения более серьезных надводных целей на эсминцах всех трех серий имеются два строенных торпедных аппарата Mk 32 с общим боекомплектом в шесть торпед. Это могут быть Mk 46 или Mk 50. При создании эсминцев «Орли Берк» основной упор делался на ракетное вооружение, поэтому перезарядка торпедных аппаратов силами экипажа после отстрела всех шести торпед не предусмотрена. В ранних версиях проекта инженеры рассматривали возможность использования на «Орли Берк» глубинных бомб, но даже до Flight I это тактико-техническое решение не дошло.
На палубе кораблей первой и второй серии мог базироваться один вертолет SH-60. Рядом с посадочной площадкой размещался бак для керосина и небольшой «склад» с оружием – девятью торпедами Mk 46. На вертолетах, предназначенных для базирования на эсминцах «Орли Берк» устанавливается противолодочная система LAMPS-3, интегрированная в общую БИУС Aegis. По причине ограниченных объемов кораблей первых двух серий на них не было каких-либо средств обслуживания или ремонта вертолета, кроме тех, которые имеются на его борту. Таким образом, любые более-менее серьезные поломки приводили к тому, что корабль оставался без винтокрылых «глаз». При создании версии проекта IIA эти недостатки были учтены и кораблестроители сделали специальный вертолетный ангар в кормовой части корпуса корабля, благодаря чему авиационная группа эсминца увеличилась вдвое. Именно это потребовало ввести в экипаж группу технического обслуживания авиатехники. Также инженеры увеличили объемы арсенала для вертолетного вооружения: на «Орли Берк» серии IIA в нем умещается до 40 торпед, ракеты «воздух-земля» различных типов и даже несколько ПЗРК.

Эсминцы типа «Орли Берк» участвовали в нескольких военных конфликтах, начиная почти с самого начала своей службы. Ирак в 1996, 1998 и 2003-м, Югославия в 1999-м и еще несколько операций. Благодаря своему большому количеству (на данный момент в строю находится шестьдесят кораблей) эти эсминцы участвуют практически в каждом походе американских ВМС. Однако в России эти корабли больше известны благодаря «миссии» эсминца USS McFaul (DDG-74), которую он выполнял в августе 2008 года. Напомним, тогда, через несколько дней после окончания печально известной «Войны трех восьмерок» этот корабль привез в грузинский порт Батуми 55 тонн гуманитарных грузов.

Помимо боевых успехов и интересной конструкции эсминцы «Орли Берк» являются в некотором роде рекордсменами в американском флоте. Дело в том, что при полном водоизмещении около 8500 тонн (серия I), 9000 тонн (серия II) и 9650 (серия IIA) «Орли Берк» является самым массовым американским военным кораблем с водоизмещением более пяти тысяч тонн. Этот факт позволяет предположить, что данный тип кораблей является несомненной удачей американского судостроения. Также в пользу удачности проекта говорит тот факт, что им в свое время заинтересовались японцы. В 1993-95 годах в состав морских сил самообороны Японии вошло четыре эсминца типа «Конго». Фактически, это те же самые «Орли Берк», но доработанные таким образом, чтобы соответствовать юридическим особенностям японского флота.
Как и любой другой проект, «Орли Берк» со временем должен был быть заменен более новой техникой. Но, к сожалению для US Navy, перспективный проект эсминца УРО под названием Zumwalt оказался значительно дороже, чем планировалось. Благодаря такой неудаче «Замволта» «Орли Берк» в будущем останется в строю. При принятии на вооружение этих кораблей планировалось, что служить они будут около 35 лет. Но отсутствие возможности массового производства эсминцев Zumwalt заставило командование американского флота начать в прошлом году создание новой версии проекта (серия III) и обозначить планы по закупке 24 кораблей сверх 75 уже заказанных. Вместе с предположением относительно возможной продолжительности службы «Орли Берк» до семидесятых годов текущего века это может помочь данным эсминцам установить еще один рекорд. На этот раз касающийся срока службы.

В ВМС США объяснили заход ракетного эсминца в Черное море

Военно-морские силы США объяснили причины захода своего ракетного эсминца «Росс» (USS Ross) в Черное море. Об этом сообщается на сайте американских ВМС.

«Черноморские операции имеют решающее значение для создания безопасной морской среды и обеспечения свободы судоходства», — заявили военные моряки США. Таким образом они также «укрепляют отношения» с партнерами в регионе — кроме стран НАТО, это также Украина и Грузия.

Эсминец вошел в Черное море еще 23 февраля, заявили в Национальном центре управления обороной России. Силы Черноморского флота РФ контролируют действия американского корабля, добавили там.

Реклама

Кроме того, отмечается, что турецкая подводная лодка типа «Превезе» была замечена на снимках на небольшом расстоянии впереди американского корабля — когда тот проходил через Босфор. На данный момент официальной информации о совместных действиях судов в Черном море нет.

«Росс» уже заходил в морской порт Одессы в конце декабря. Он вооружен артиллерийскими установками и системой Aegis. Экипаж «Росса» — 337 матросов и офицеров.
В конце октября генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Североатлантический альянс намерен увеличить свое присутствие в Черноморском регионе из-за его стратегического значения.

Кроме того, по словам генсека, присутствие НАТОвских кораблей в Одессе демонстрирует поддержку Украины со стороны альянса. Столтенберг также осудил «агрессивные действия России на Черном море».

Незадолго до этого исследовательский центр RAND, расположенный в США, выпустил доклад, посвященный Черноморскому региону. Эксперты полагают, что РФ нужно сдерживать, поскольку она модернизировала свой флот.

«Черноморский регион занимает видное место в главной цели России по восстановлению влияния и контроля на ее периферии», — заявили в RAND. Там также отметили, что поддержка Грузии и Украины способствует сдерживанию Москвы, чья стратегия «предусматривает постепенное превращение Черного море в mare nostrum, внутреннее море — по примеру Каспийского».

В 2018 году телеканал CNN со ссылкой на свои источники в военных кругах США сообщил, что ВМС США наращивают свое присутствие в Черном море с одной целью — противостоять российскому «наращиванию военно-морского флота».

По словам источника, ранее в Пентагоне приняли решение отправить в Черное море два эсминца, «Кэрни» и «Росс», чтобы напомнить Москве о своем существовании, а также желая «уменьшить чувствительность» России в связи с присутствием американских военнослужащих в Причерноморье.

По словам командующего 6-м флотом ВМС США вице-адмирала Кристофера Грэйди, решение направить в Черное море «сразу два корабля» было принято загодя, а не как оперативная реакция на какое-то событие. В конце февраля 2018 года сразу два американских эсминца прошли через Босфор. Командование объяснило их появление в Черном море необходимостью укрепления региональной морской стабильности.

По словам еще одного источника CNN, Вашингтон желает расширить рамки дозволенного, приучая Россию к повышению активности американских кораблей в Черном море, но в итоге «русские чувствуют, что им еще больше угрожают». Телеканал сообщает, что

острые реакции РФ на присутствие эскадренных миноносцев в Черном море представляют собой ответные опасения подрыва мощностей своих Вооруженных сил.

Вскоре после этого первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Евгений Серебренников заявил РИА «Новости», что заявления Вашингтона о наращивании Россией сил своего военного флота в Черном море представляют «прямую ложь». Слова американских чиновников в адрес Москвы призваны отвлечь внимание от собственной кампании по усилению и увеличению военного присутствия в регионе, добавил сенатор.

Кроме того, убежден парламентарий, США планируют наращивать свой ядерный потенциал, а обвинения России в милитаризации они будут использовать для оказания давления на Кремль. «Эти попытки, как неоднократно говорил и президент РФ, и министр обороны, не получатся», — сказал Серебренников.

Согласно конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы от 1936 года, военные корабли под флагами государств, не имеющих флота на Черном море, в мирное время не могут находиться в акватории моря более трех недель.