Дважды герой советского

Сафонов Борис Феоктистович
26.08.1915 — 30.05.1942
Дважды Герой Советского Союза

Даты указов

16.09.1941 Медаль № 533
Орден Ленина № 7221
14.06.1942

Памятники

Бюст в Североморске-1 ЗАТО г. Североморск

Бюст в Североморске-1 ЗАТО г. Североморск (крупный план)

Бронзовый бюст на родине

Мемориальная доска во Владивостоке

Мемориальная доска в Туле

Предыдущая

Сафонов Борис Феоктистович — командир 4-й авиационной эскадрильи 72-го авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан; командир 2-го Краснознамённого гвардейского смешанного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, подполковник.
Родился 13 (26) августа 1915 года в селе Синявино ныне Плавского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. После окончания семи классов, в конце 1920-х годов поступил в железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в городе Тула. В период обучения с 1931 года начал заниматься в в кружке планеристов при Тульском аэроклубе. Через год был зачислен в школу курсантом-лётчиком. Его инструктором была В.С. Гризодубова.
В ряды Красной Армии призван в 1933 году. Окончил 1-ю Качинскую военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова в ноябре 1934 года, с высшими оценками по технике пилотирования, воздушной стрельбе, материальной части. Член ВКП(б) с 1939 года.
С 1934 по 1940 год рядовой пилот, инструктор парашютно-десантной службы, помощник военкома эскадрильи по комсомольской работе Б.Ф. Сафонов служил в 106-й авиационной эскадрилье 40-й авиационной бригады Белорусского военного округа, где целеустремлённый летчик сразу был замечен не только командиром отряда И. Якубовичем, но и командиром бригады, впоследствии начальником ВВС РККА дважды Героем Советского Союза Я.В. Смушкевичем. Сослуживцев Сафонова удивляли его исключительная настойчивость, стремление к основательности во всём: весь свой досуг он отдавал самообразованию. Круг его интересов включал как специальные авиационные дисциплины, так и общеобразовательные — физику, историю, литературу. Все отмечали его ораторский талант — умение убедительно, ярко и красиво передавать свои мысли другим…
В 1940 году, по личному рапорту Б.Ф. Сафонова, его направили в распоряжение ВВС Северного флота командиром звена авиационного полка.
Великую Отечественную войну Б.Ф. Сафонов встретил командиром эскадрильи 72-го авиационного полка Северного флота, в котором ни одно боевое задание не выполнялось без непосредственного участия её командира. Войну лётчики полка начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах, Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолётов противника).
В первый день войны, 22 июня 1941 года, Сафонов в группе с лётчиком-истребителем Воловиковым у полуострова Рыбачий вышел на перехват гитлеровского бомбардировщика. Несмотря на то, что вражеский самолёт получил прямое попадание и задымил, он всё-таки сумел оторвался от преследования и ушёл на свою территорию…
24 июня 1941 года старший лейтенант Сафонов Б.Ф. первым из лётчиков-североморцев добыл первую победу в воздухе — им был сбит бомбардировщик «Хе-111», участвовавший в налёте на военно-морские базы в районе Полярное (ныне город Полярный) и Ваенга (ныне город Североморск). В первой же атаке Сафонов удачным выстрелом реактивным снарядом — «эресом» — повредил самолёт противника. «Хейнкель» ушёл в море, преследуемый Сафоновым до бухты Зеленцы, где ударился о воду и разломился… Советский катер, подошедший к месту падения, успел подобрать лишь резиновую шлюпку, навигационные бомбочки, парашюты, погнутые от удара пулемёты…
Эта победа имела и неожиданное последствие… Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, выяснив, что немецкие лётчики даже на сухопутных самолётах имели резиновые шлюпки и на них аварийные радиостанции, дал указание снабдить таковыми все колёсные самолёты, летающие над морем («полезное надо перенимать»). И в дальнейшем резиновые шлюпки спасут немало жизней советских морских лётчиков.
К концу лета 1941 года Б.Ф. Сафонов совершил 130 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолётов противника. Только за 5 дней августа он одержал 5 личных побед.
15 сентября 1941 года семёрка истребителей под его командованием вступила в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолётов, не потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Сафонову Борису Феоктистовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К моменту опубликования данного Указа на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету её командира.
В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась «сафоновская эскадрилья», обосновались английские лётчики на истребителях «харрикейн», прилетевшие с авианосца для усиления истребительного прикрытия конвоев (группа «Бенедикт» полковника Шервуда), Сафонов первым на Северном флоте облетал английский «харрикейн», а спустя 10 дней эти машины освоили и другие лётчики эскадрильи.
По инициативе Сафонова английские самолёты, поступавшие по ленд-лизу на вооружение ВВС Северного флота, были перевооружены. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемёта, после чего Сафонов решил заменить пару пулемётов на пушки ШВАК, затем — установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов.
С октября 1941 года Б.Ф. Сафонов — командир 78-го истребительного авиационного полка, майор. Он увеличил счёт сбитых вражеских самолетов и за один месяц — с 22 декабря 1942 года по 22 января 1942 года — был награждён вторым и третьим орденами Красного Знамени.
Во второй половине марта 1942 года подполковника Б.Ф. Сафонова назначили командиром 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он стал меньше летать, отдавая много времени руководству боевой деятельностью подразделения, организационно-хозяйственным делам.
В конце марта 1942 года он провёл воздушный бой в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы — лично сбил два вражеских истребителя.
Свой последний — 224-й боевой вылет подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. Трое лётчиков-североморцев во главе с Сафоновым на английских P-40 «киттихаук», обнаружив на подходе к конвою шесть вражеских бомбардировщиков, стремительно их атаковали. По донесениям по радио в ходе боя, Сафонов сбил 2 самолёта и третий повредил, но и сам погиб в этом бою. У его P-40 заглох двигатель (причина не ясна — либо повреждение в бою, либо отказ), и он рухнул в море.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками подполковнику Сафонову Борису Феоктистовичу награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Он стал первым из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. К этому высокому званию отважный лётчик-истребитель был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года — за три дня до своего последнего боевого вылета, но высокую награду получить не успел.
Он был первым из советских лётчиков, кто уже в мае 1942 года имел на боевом счету 30 самолётов противника, уничтоженных лично, и ещё 3 в групповых боях*.
Боевые заслуги Б.Ф. Сафонова воплотились не только в уничтоженные им вражеские самолёты. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза.
Награждён орденом Ленина (16.09.1941), 3 орденами Красного Знамени (14.07.1941; 08.11.1941; 15.01.1942), иностранной наградой — британским крестом «За выдающиеся лётные заслуги» (19.03.1942).
Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов навечно зачислен в списки 2-го гвардейского Краснознамённого авиаполка ВВС Северного флота, который носил его имя (к сожалению, в начале марта 2002 года «сафоновский полк», расквартированный в городе Мончегорске Мурманской области, расформирован…).
Один из самолётов, на котором воевал Б.Ф. Сафонов, хранится в Центральном Военно-Морском музее (Санкт-Петербург).
Именем Сафонова назван посёлок городского типа Мурманской области, входящий в состав закрытого административно-территориального образования город Североморск. 16 сентября 1961 года при въезде в посёлок Сафоново установлена копия бюста Б.Ф. Сафонова, работы Л.Е. Кербеля (автор копии А.И. Марков, архитектор А.А. Шашков). Подлинный бюст (скульптор Л.Е. Кербель, архитектор Б.В. Муравьёв) был установлен 19 августа 1945 года в посёлке Ваенга (ныне город Североморск, Гвардейская улица). Там же, в Североморске, в 1967 году установлен ещё один бюст Б.Ф. Сафонова (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор А.А. Шашков), расположенный на площади, носящей его имя. Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова установлен в городе Плавск Тульской области. В память об отважном лётчике-североморце его именем названа одна из красивейших улиц города Североморска, а на доме №10 по улице Сафонова, где жил Б.Ф. Сафонов, установлена мемориальная доска. Фамилия Б.Ф. Сафонова выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, — в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота, погибших в море в 1941-1945 годах (открыт 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново, скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев). Мемориальная доска установлена в Туле на здании училища, в котором учился Б.Ф.Сафонов.
Медаль и премия имени Б.Ф. Сафонова учреждены Международной общественной организацией бывших военнослужащих «Марс — Меркурий». По согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ Российской Федерации медалью и премией награждается ежегодно лучший лётчик Морской авиации ВМФ за укрепление ее боевой мощи и высокое лётное мастерство. 4 марта 2002 года этой награды впервые был удостоен Герой России генерал-майор Апакидзе Т.А. (посмертно).
В декабре 2005 года Указом Президента Российской Федерации единственному в Военно-Морском Флоте России корабельному истребительному авиационному полку военно-воздушных сил Краснознамённого Северного флота, взлётной и посадочной полосой которого является палуба тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», присвоено имя дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова.
* По данным, общепринятым в официальных советских источниках. Впрочем, и тогда имелись противоречивые данные, например адмирал А.Г. Головко указывал 25 побед Б.Ф. Сафонова. Современный исследователь М.Ю. Быков указывает 20 личных и 5 групповых побед; по данным наградного листа от 27.04.1942 года, Б.Ф. Сафонов имел 19 сбитых самолётов лично и 3 — в группе.

Из воспоминаний о Б.Ф. Сафонове Командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко:
Он — общий любимец, этот типичный русак из-под Тулы. Отличный волевой лётчик. Широкоплечий, с открытым русским лицом, с прямым взглядом больших тёмно-серых глаз. Стоит только увидеть его, и он сразу же вызывает симпатию. Самолётом владеет в совершенстве. По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен — по характеру настоящий лётчик со всеми данными командира. Надо не упускать его из виду, нацеливать людей на учёбу у него. Побольше бы нам таких соколов.
… в последнем майском союзном конвое, … мы потеряли командира авиаполка подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова, ныне уже дважды Героя Советского Союза, первого в стране за время войны дважды Героя. Указ об этом получен сегодня, спустя две недели после гибели Сафонова.
Он погиб 30 мая на защите PQ-16. Подробности гибели его очень скудны, хотя свидетелями её были многие.
Конвой находился в шестидесяти милях от наших берегов, когда гитлеровцы устремились к нему, чтобы нанести массированный бомбовый удар. В налете участвовали сорок пять «юнкерсов», прикрываемых «мессершмиттами». Наперерез им вылетела, как только был получен тревожный сигнал с кораблей охранения, четверка наших истребителей. Повёл её Сафонов. Четвертый самолёт (летчик Кухаренко) возвратился с полпути из-за неисправности мотора. Подобные неприятности происходят, к сожалению, довольно часто с тех пор, как мы получили по ленд-лизу самолёты типа «киттихаук». Эти самолёты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши лётчики с горькой насмешкой называют эти самолеты «чудом безмоторной авиации». Чаще всего «киттихауки» стоят в бездействии, точно так же, как 30 мая, когда в полку Сафонова могли вылететь только четыре самолёта. И вот из этих четырёх один был вынужден, опять-таки из-за мотора, повернуть обратно на аэродром. Полёт продолжали трое. Втроем они и приняли бой.
Трое против 45 «юнкерсов» и неустановленного числа «мессершмиттов»!
Тем не менее все попытки гитлеровских лётчиков прорваться к транспортным судам, входившим в состав PQ-16, были пресечены нашими истребителями — Сафоновым, Покровским и Орловым, отлично согласовавшими свои действия с заградительным огнём артиллерии кораблей охранения. На глазах у всех Сафонов сбил два бомбардировщика, Покровский и Орлов — по одному.
Вскоре на командном пункте Ваенги по радио были приняты слова: «Прикройте с хвоста…» Это были, как выяснилось, слова Сафонова. Затем сигнальщики эскадренного миноносца «Куйбышев» — одного из кораблей, сопровождавших конвой, — увидели, что Сафонов устремился в атаку против третьего «юнкерса», но что в то же мгновение из облаков вывалился и напал на Сафонова вражеский истребитель. Спустя короткое время на командном пункте приняли ещё одну радиограмму Сафонова: «Подбил третьего… мотор…» Последнее слово было условным извещением о неизбежности вынужденной посадки. Дальнейшее, по докладам корабельных сигнальщиков, произошло так: самолёт Сафонова, теряя высоту, планировал в направлении «Куйбышева», однако не дотянул двадцать — двадцать пять кабельтовых, упал в море и мгновенно затонул.
Воздушный бой у конвоя был закончен. Расшвыряв бомбовый груз, куда попало, фашистские самолеты ушли в сторону Северной Норвегии, не потопив ни одного транспорта.
Два часа после боя эскадренный миноносец «Куйбышев» искал Сафонова в море. И не нашёл. Так и осталась невыясненной причина его гибели. Возможно, мотор отказал потому, что был повреждён снарядом; скорее же всего, в критическую минуту, как происходило не раз, сыграли роковую роль технические неполадки, свойственные «киттихаукам». Одно было несомненно: гибель Сафонова в его двести двадцать четвертом боевом вылете, в тридцать четвёртом воздушном бою, после двадцать пятой личной победы над врагом.

Б. Ф. Сафонов. Первый дважды Герой Сов. Союза

Общество » Наследие » Советское наследие
Американцы запретили искать советского аса
20.07.2014
Американцы запретили искать советского аса….
Дважды Герой Советского Союза лётчик Борис Сафонов
Российские военные лётчики на этой неделе отметили День основания морской авиации ВМФ России. 17 июля 1916 года над Балтийским морем русские пилоты одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны, с этого и началась славная история морской авиации. Вообще, июль для морской авиации — месяц исторический. Например, 14 июля 1941 года советский ас Борис Сафонов, ставший потом самым первым Дважды Героем Советского Союза в ходе Великой Отечественной, получил свой самый первый орден.
Но вернёмся для начала к тому, самому первому успешному бою наших морских авиаторов. 17 июля 1916 года четыре гидросамолёта М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолётами. Победа в этом воздушном бою и положила начало истории нашей морской авиации. 30 ноября 1916 года начальником Императорского Морского генерального штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А. И. Русиным утверждено «Положение о дивизионе корабельной авиации», де-юре подтвердив то, что уже существовало де-факто.
В дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация флота стала первой, кто нанёс удар в самое сердце врага, по Берлину. За годы той страшной войны морские лётчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолётов противника. Сегодня наш рассказ о легендарном Борисе Сафонове, именем которого назван лётный гарнизон в Мурманской области, а бюсты и памятники которому установлены как минимум в семи городах России.
Борис Феоктистович Сафонов, которого называют лучшим советским лётчиком-истребителем 1941-1942 годов, родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии. Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза.
Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба Борис Сафонов направился учиться в Качинскую авиационную школу, затем — в Белорусский военный округ.
Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, лётчик сразу же записался на Север, служил в морской авиации Северного флота.
С началом Великой Отечественной войны он сразу же отличился в воздушных боях с Люфтваффе. Ходят легенды, что немцы передавали специальное сообщение: «Сафонов в воздухе», — это означало, что немецким самолётам надлежало вернуться на базу. К началу января 1942 года Борис Сафонов был награждён уже двумя орденами Красного Знамени — редчайший, практически исключительный случай в те «нещедрые» на награды месяцы Великой Отечественной. Ну и Звезда Героя и Орден Ленина к тому времени тоже уже красовались на его кителе.
15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь! Это был, пожалуй, самый громкий случай на тот момент противостояния нацистам. И уже 16 сентября того же года, буквально на следующий день после того уникального боя, Борису Сафонову было присвоено первое звание Героя Советского Союза.
22 января 1942 года Борис Сафонов был награжден третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года четырём летчикам-североморцам (и среди них нашему герою) глава британской миссии вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года гвардии подполковник Борис Сафонов, будучи уже командиром 2-го Гвардейского Краснознамённого авиаполка, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось и Борис Сафонов остался в одиночестве.
Связь с ним оборвалась. Увы, точная причина гибели лётчика никому не известна до сих пор…
14 июня 1942 года Борис Сафонов был награждён второй медалью Золотая Звезда — причем представление к награде было отослано ещё до смерти героя. Произошло исключительное по тем временам событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны было вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 18 вражеских самолётов и четыре в группе.
Как мы уже говорили, причина гибели нашего отважного лётчика до сих пор остаётся загадкой. Во многих изданиях приводятся разные версии — внезапная атака вражеского истребителя, огонь воздушного стрелка одного из «Юнкерсов» и отказ двигателя американского «Киттихаука», полученного по ленд-лизу. Наиболее вероятной считается последняя версия — о ненадёжности моторов этих самолётов исписаны после войны чуть ли не целые тома…
Однако, при всём этом, стоит обратить внимание на опубликованные в 1960-х годах воспоминания Леонида Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Бориса Сафонова (по расписанию во время боевой тревоги Леонид Родионов находился на мостике одного из судов конвоя): «По рации ясно были слышны переговоры наших лётчиков с командованием конвоя. Было отчётливо слышно, как лётчик сообщил: «Сбил одного!» Немного погодя: «Сбил второго!» Спустя несколько минут: «Подбил третьего!» И почти сразу же: «Мотор…» Это были последние слова, сказанные Борисом Сафоновым. Хорошо видно было, как его самолёт упал в море».
Командир бригады Антон Гурин срочно запросил тогда у старшего офицера конвоя (а им всегда назначался англичанин или американец) разрешения послать один корабль на место падения самолёта. О том, что упал самолёт именно Бориса Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя — у него рация всё время была включённой. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Борис Сафонов. И снова отказ…
«По прибытии на базу к нам приехал командующий Северным флотом адмирал Головко, вспоминал Леонид Родионов. — Командир доложил ему подробности гибели Сафонова и о запрещении старшего конвоя подойти к месту падения самолёта. Головко даже прослезился. «Послали бы вы этого американца подальше, — выдавил он. — Пусть бы не спасли, хотя бы прошли по тому месту, где он упал, у меня на душе было бы спокойнее…»
Новости и статьи «Правды.Ру
Задача данной статьи — выяснить причину гибели дважды Героя Советского Союза легендарного лётчика БОРИСА САФОНОВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.
Смотреть предварительно «Логикология — о судьбе человека». http://www.proza.ru/2012/03/16/1446
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
18 19 40 55 69 84 87 89 104 121 131 149 170 176 191 202 221 231 249 268 283 286 296 320
С А Ф О Н О В Б О Р И С Ф Е О К Т И С Т О В И Ч
320 302 301 280 265 251 236 233 231 216 199 189 171 150 144 129 118 99 89 71 52 37 34 24
2 17 34 44 62 83 89 104 115 134 144 162 181 196 199 209 233 251 252 273 288 302 317 320
Б О Р И С Ф Е О К Т И С Т О В И Ч С А Ф О Н О В
320 318 303 286 276 258 237 231 216 205 186 176 158 139 124 121 111 87 69 68 47 32 18 3
САФОНОВ БОРИС ФЕОКТИСТОВИЧ = 320 = 134-\ 82-ЗАСТРЕЛ + 52-УБИЕН( ный )\ + 186-\ 82-ЗАСТРЕЛ + 104-УБИЕННЫЙ \.
Проверим данное утверждение на следующей таблице:
9 10 28 47* 64 70 82 102 104* 114 120 134* 148 176* 186*
З А С Т Р Е Л + У Б И Е Н Н Ы Й
186* 177 176* 158* 139* 122 116 104* 84 82 72 66 52* 38 10
Сравним эту таблицу с нижней таблицей кода ПОЛНОГО ИМЕНИ, мы видим, как последовательно идут друг за другом цифры 139, 158, 176 и 186.
320 = 89-УБИТЫЙ + 231-УБИТЫЙ ПУЛЕЙ В СЕРДЦЕ.
320 = 89-УБИТЫЙ + 231-ОСТАНОВКА СЕРДЦА ПУЛЕЙ.
231 — 89 = 142 = ПУЛЕЙ В СЕРДЦЕ.
320 = 202-УБИТЫЙ ИЗ ПУЛЕМЁТА + 118-…ЧЕРЕДЬЮ. ( о…чередью ).
202 — 118 = 84 = КОНЧЕН.
Смотрим столбцы:
131 = 80-ПУЛЯ + 51-ЖИЗНИ
___________________________________________
199 = 89-УБИТЫЙ + 110-ОКОНЧАНИЕ
131 = 80-ПУЛЯ + 51-УБИТ
_______________________________________
199 = 80-ПУЛЯ + 119-ЛИШЁН ЖИЗНИ
199 — 131 = 68 = РАНЕНИЕ, УБИЕНИЕ, ЛИШЁН \ жизни \.
191 = ПРЕРВАННАЯ ЖИЗНЬ = 89-УБИТЫЙ + 102-ЗАСТРЕЛЕН
144 = УБИТЫЙ ИЗ ПУ\ лемёта \
191 — 144 = 47 = ПОГИБ, ЗАСТ\ релен \.
202 = УБИТЫЙ ИЗ ПУЛЕМЁТА
________________________________
129 = ПОГИБ ОТ ПУЛ\ и \
202 — 129 = 73 = ИЗ ПУЛЕ\ мёта \.
104 = УБИЕННЫЙ
____________________________________
231 = ОСТАНОВКА СЕРДЦА ПУЛЕЙ
231 — 104 = 127 = ОКОНЧЕНА ЖИЗ\ нь \.
170 = ЖИЗНЬ ОКОНЧЕНА
171 = 82-ЗАСТРЕЛ + 89-УБИТЫЙ = 102-ЗАСТРЕЛЕН + 69-КОНЕЦ
Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 30.05.1942. Это = 30 + 05 + 19 + 42 = 96 = ГИБНУЩИЙ.
320 = 96 + 224-ПОГИБНЕТ ОТ ВЫСТРЕЛА.
224 — 96 = 128 = ЛИШЁННЫЙ Ж\ изни \.
Код ДНЯ ГИБЕЛИ = 115-ТРИДЦАТОЕ + 46-МАЯ = 161 = ЛИШЁННЫЙ ЖИЗН\ и \.
Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 161-ТРИДЦАТОЕ МАЯ + 61-\ 19 + 42 \-\ код ГОДА ГИБЕЛИ \ = 222.
222 = 102-ЗАСТРЕЛЕН + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.
320 = 222 + 98-МГНОВЕННО.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 97-ШЕСТЬ = 183.
183 = ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ = ПОГИБ ОТ ПУЛИ В СЕР\ дце \.
320 = 183-ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ + 137-ОЧЕРЕДЬ ИЗ П\ улемёта \.
233 = ПУЛЕЙ ПРОБИТО СЕРДЦЕ
________________________________
111 = ДВАДЦАТЬ Ш\ есть \
233 — 111 = 122 = ПОГИБШИЙ ВМИГ, КАТАСТРОФ\ а \.

Военный летчик Сергей Грицевец не участвовал в Великой Отечественной войне. Но на Рейхстаге надпись с его фамилией была. За лучшего советского аса 30-х годов расписался его бывший однополчанин Петр Хара.

Всю свою жизнь подполковник Хара корил себя за то, что случайно стал причиной смерти боевого товарища. Кто знает, возможно, что если бы Грицевец был жив, его боевой счет превзошел бы достижения легендарных асов Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина…

1. БЫЛ СЛЕСАРЕМ, СТАЛ АКТИВИСТОМ

Думал ли Сережка Грицевец, парнишка из белорусской деревни Боровцы, что жизнь подбросит его под самые небеса? Куда там! В годы Первой мировой войны семья ушла подальше от фронта — на Урал. В Златоусте Сергей устроился на механический завод.

Парнишка стал вкалывать по-взрослому, перевыполнял нормы. Стал делегатом I съезда ударников в Москве. Бойкого паренька взяли инструктором в горком комсомола. Пойти бы ему по комсомольской линии дальше, но жизнь распорядилась иначе.

2. ПОЛУЧИЛ ПУТЕВКУ В ЛЕТЧИКИ

В 30-х годах в стране прозвучал призыв «Комсомолец — на самолет!». Грицевец был направлен по комсомольской путевке в Оренбургскую школу летчиков. Здесь бывший слесарь показал незаурядный летный талант. И через три года был направлен в Одесскую школу воздушного боя, стал инструктором, и учил молодых летчиков. Судьба словно готовила его к звездному часу. И он настал.

3. ВОЕВАЛ ПОД ПСЕВДОНИМОМ

Во время войны в Испании Сергей прибыл туда в составе группы из 34 летчиков. Летчики числились добровольцами и воевали под чужими именами. Так Сергей Грицевец стал Сергеем Горевым.

Грицевец (второй слева) с советскими асами.

Все сведения о наших бойцах были строго засекречены, так что подробности многих боевых подвигов Грицевца неизвестны.

Летчики воевали на истребителях, которые окрестили «чайками» и «чато» (чато — курносый — исп.). Сергей летал на истребителе «И-16».

4. В ИСПАНИИ СБИВАЛ ПО ТРИ САМОЛЕТА В ДЕНЬ

В день приходилось делать до пяти вылетов, и каждый раз наш летчик возвращался с победой. Иногда он сбивал сразу по три самолета, а однажды — целых семь!

На этой войне летчики не стремились увеличивать свой личный счет (коллективизм — прежде всего!), и многие сбитые вражеские машины зачислялись в общий «котел». В связи с этим наблюдалась некоторая путаница. Возможно, что Грицевец сбил больше самолетов, чем записано на его боевой счет, но и официально признанная цифра впечатляет — 30 штук!

Заметим, что это было сделано лишь за пару месяцев боевых действий. 2 февраля 1939 года уральскому летчику было присвоено звание Героя Советского Союза и вручен орден Ленина.

Фото из довоенной газеты: Маршал Чойбалсан поздравляет нашего летчика с высшей наградой Монголии

5. РАСКУСИЛ ХИТРОСТЬ ЯПОНЦЕВ

Вскоре Грицевец уже участвовал в боях с японцами в районе реки Халхин-Гол. Здесь летчику пригодился испанский опыт. Например, японцы, заметив по «почерку», что против них воюет ас, прикидывались сбитыми и пикировали вниз. Но Грицевец на провокацию не поддавался, догонял вражеских летчиков и расстреливал их почти в упор.

6. ОБМАНУЛ САМУРАЕВ

Однажды Сергей применил хитрость. Он велел своей эскадрилье не убирать шасси, и японцы приняли советские самолеты «И-153» («Чайка») за «И-15» — у них шасси не убирались и они уступали японским машинам в скорости.

Враги кинулись в атаку и тут наши развернулись во всю мощь и махом уложили четыре вражеских истребителя.

Сам народный староста Калинин вручал награду летчику.

7. СПАС КОМАНДИРА ПОЛКА

Во время одного из боев на территории, занятой противником, был сбит командир полка. Грицевец посадил свой самолет прямо перед носом у японской пехоты и втиснул командира в кабину. В эту войну Грицевец пополнил свой боевой счет еще на 12 самолетов.

29 августа 1939 года Сергею Грицевцу было во второй раз присуждено звание Героя Советского Союза!

8. СТАЛ ДВАЖДЫ ГЕРОЕМ В ОДИН ДЕНЬ С ДРУГОМ

Сергей Грицевец и летчик Григорий Кравченко стали первыми дважды героями СССР. Это звание им было присуждено в один день, но, в отличие от Кравченко, Сергей Грицевец, которому было всего 30 лет, ни одной звезды так и не получил. Первое время героям давали грамоту и орден Ленина. А медаль «Золотая звезда» появилась лишь через пару месяцев после гибели уральского летчика.

Грицевец (первый слева) после и летчики его эскадрильи.

9. ПОГИБ ИЗ-ЗА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Григорий Кравченко дослужился до генерал-лейтенанта, он принял участие в четырех войнах, а вот майор Сергей Грицевец погиб во время ночных полетов на белорусском аэродроме Болбасово.

Прожекторов на аэродроме в эту ночь не было, и в самолет Грицевца при посадке врезалась машина командира полка Петра Хары.

Командир получил тяжелые травмы и выжил, а вот у Грицевца шансов не было — он пытался уйти от столкновения, но было поздно: винт отрубил ему голову. Летчика похоронили рядом с аэродромом.

Разбор полетов во время гибели Грицевца в Болбасово.

КСТАТИ

Кандидаты в четырежды герои

Во время Великой Отечественной войны было трое летчиков, которые четырежды (!) представлялись к званию Героя Советского Союза.

Это трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин (первое представление 1942 года было отозвано). А так же дважды Герои Советского Союза летчик дальней авиации А.И. Молодчий, два раза тщетно представлявшийся к третьей Золотой Звезде, и летчик — истребитель К.А. Евстигнеев, на присвоение которому высшей степени отличия заполнялись и подписывались четыре наградных листа, но лишь два из них были удовлетворены…

Фото из газет «Красная звезда», «Златоустовский рабочий».

Минобороны опубликовало список имен погибших подводников

Министерство обороны РФ в среду вечером опубликовало список погибших офицеров-подводников. Их имена с фотографиями опубликованы на сайте военного ведомства.

В списке — командир подлодки, Герой России, капитан I ранга Денис Долонский. Звание Героя России он получил несколько лет назад за исследование Арктики и Антарктики. Еще один Герой России — капитан первого ранга, испытатель глубоководной военной техники Николай Филин. Звание Героя получил в прошлом году за выполнение особо важного задания и проявленные при этом мужество и высокий профессионализм.

Капитан второго ранга Дмитрий Соловьев вытащил из загоревшегося отсека гражданского специалиста, а затем, задраив люк, вместе с другими членами экипажа продолжил тушение пожара. Уроженцу Брянской области Соловьеву было 37 лет. С детства мечтал стать моряком, окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского. У него остались жена и трёхлетний сын.
Погиб также капитан I ранга Андрей Воскресенский. В январе Воскресенскому исполнилось 47 лет. Родился он в Севастополе, выбрал карьеру на флоте. С начала нулевых служил в части ВМФ в Петродворце, которая подчинена Главному управлению глубоководных исследований Минобороны.

Уроженцу Мурманской области Денису Опарину на днях исполнилось сорок лет. Его отец, Герой России, командует той самой частью в Петергофе, к которой был приписан весь экипаж пострадавшей подлодки. Отец Дениса в свое время возглавлял испытания глубоководного аппарата, на котором 1 июля погиб его сын.

Из Мурманской области еще один погибший герой — капитан третьего ранга Виктор Кузьмин.

Капитан III ранга Владимир Сухиничев родом с Камчатки, из Вилючинска, где базируется эскадра атомных подводных лодок Тихоокеанского флота.

Полный список, опубликованный на сайте Министерства обороны:

1. Герой Российской Федерации, капитан I ранга Долонский Денис Владимирович. Награжден орденом «Мужества», орденом «За военные заслуги», орденом «За морские заслуги», медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».

2. Герой Российской Федерации, капитан I ранга Филин Николай Иванович. Кавалер трех орденов «Мужества», награжден орденом «За военные заслуги».

3. Капитан I ранга Абанкин Владимир Леонидович. Награжден орденом «Мужества», медалью «За заслуги перед Отечеством I степени», медалью «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью «Ушакова».

4. Капитан I ранга Воскресенский Андрей Владимирович. Кавалер трех орденов «Мужества», награжден орденом «За военные заслуги», медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».

5. Капитан I ранга Иванов Константин Анатольевич. Награжден орденом «Мужества», орденом «За военные заслуги», медалью «За заслуги перед Отечеством I степени», медалью «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью «Ушакова».

6. Капитан I ранга Опарин Денис Александрович. Награжден орденом «Мужества», медалью «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью «Ушакова».

7. Капитан I ранга Сомов Константин Юрьевич. Кавалер трех орденов «Мужества», награжден медалью «За заслуги перед Отечеством I степени», медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».

9. Капитан II ранга Данильченко Сергей Петрович. Награжден орденом «Мужества», медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».

10. Капитан II ранга Соловьев Дмитрий Александрович. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью «За отвагу», медалью «Ушакова».

11. Подполковник медслужбы Васильев Александр Сергеевич. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью «Суворова».

12. Капитан III ранга Кузьмин Виктор Сергеевич. Награжден медалью «Ушакова».

13. Капитан III ранга Сухиничев Владимир Геннадьевич. Награжден медалью «За отвагу».

14. Капитан-лейтенант Дубков Михаил Игоревич. Награжден ведомственными медалями Минобороны РФ.

2 июля Министерство обороны России сообщило о гибели 14 моряков-подводников ВМФ. Трагедия произошла 1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате.

Грицевец Сергей Иванович

Первый дважды Герой Советского Союза майор Грицевец Сергей Иванович- самый результативный советский воздушный ас конца тридцатых годов, по официальным данным сбивший 42 самолета противника.

Участник гражданской войны в Испании с июня по октябрь 1938 года в должности командира истребительной авиационной эскадрильи. За 116 дней пребывания на испанской земле капитану С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях, одержав по официальным данным 30 личных побед и 7 — в группе (по данным исследователя С. Абросова на счету капитана Грицевца 88 боевых вылетов, 42 воздушных боя, 7 сбитых лично вражеских самолетов). 22 февраля 1939 года «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство» майору Грицевцу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Участник боев на реке Халхин-Гол с июня по август 1939 года в должности командира отдельной авиационной группы истребителей И-153. За 69 дней боев майор Грицевец выполнил 138 успешных боевых вылетов, сбив 12 вражеских самолетов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас сбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора В.М. Забалуева. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, майор Грицевец сел в степи, загрузил Забалуева в свой И-16 и успешно доставил его на аэродром. 29 августа 1939 года «за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий» Грицевцу присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе когда в его самолет на взлетной полосе врезался другой истребитель.

Кравченко Григорий Пантелеевич

Родился 12 октября 1912 года в селе Голубовка, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1930 — 1931 годах учился в Московском землеустроительном техникуме, откуда по путёвке комсомола был направлен на учёбу в Качинскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания был лётчиком — инструктором этой школы, затем командиром звена, отряда и эскадрильи. За успехи по службе был награждён в 1936 году орденом «Знак Почёта». Проявил себя и в испытательской работе, за что был награждён орденом Красного Знамени.

С 13 марта по 24 августа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-16 ( 76 часов боевого налёта ), в 8 воздушных боях сбил 7 самолётов противника ( 6 лично и 1 в группе с товарищами ).

22 февраля 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 29 мая по 7 сентября 1939 года воевал на реке Халхин — Гол, где командовал 22-м истребительным авиационным полком. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей. 29 августа 1939 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Зимой 1939 — 1940 годов участвовал в Советско — Финляндской войне в качестве командира особой авиагруппы. В последующем возглавлял отдел истребительной авиации Главной лётной инспекции ВВС.

В 1940 году был назначен начальником ВВС Прибалтийского военного округа. С ноября 1940 года учился на курсах усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.

В период Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией, ВВС 3-й Армии, Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, 215-й истребительной авиационной дивизией. Сражался на Западном, Брянском, Калининском, Ленинградском и Волховском фронтах.

23 февраля 1943 года погиб в воздушном бою. Похоронен в Москве у Кремлёвской стены.