Дирижабли в ВОВ

Аэростат во время войны — для чего он использовался?

В сентябре 1783 года сконструированный братьями Монгольфье воздушный шар поднял в небо Версаля трёх пассажиров: овцу, гуся и петуха. Спустя два месяца первый полёт на монгольфьере совершили люди. А скоро воздушные шары стали использовать и в военных целях.

Аэробомба

После того как во Франции в конце XVIII века произошла буржуазная революция, на неё ополчилась буквально вся Европа. В боевые операции против охваченной революционными событиями страны были вовлечены войска Великобритании, Голландии, Австрии. Пруссии, Испании и Португалии. Собирая силы для борьбы с ними, якобинский Конвент в 1793 году обратился с призывом о помощи к французским учёным. В ответ физик Гитон де Морво предложил использовать для разведки и наблюдения аэростаты.
Предложение было принято. Построенный специально для использования в армии аэростат на испытаниях поднимался на высоту до 500 метров. Оттуда можно было наблюдать за перемещениями войск противника на удалении до 25 километров.
Спустя полстолетия, в 1848 году, жители Венеции восстали против австро-венгерского владычества — началась война. Австрийцы осадили расположенный на островах в лагуне город. Артиллерия в те времена ещё не отличалась большой дальностью стрельбы и могла обстреливать лишь его окраины. По большей части снаряды и вовсе, не долетая до цели, падали в воду. И тут австрийцы вспомнили про аэростаты. Они решили доставлять зажигательные и разрывные бомбы в Венецию с попутным ветром, подвешивая их к баллонам, наполненным горячим воздухом.
Это чудо-оружие австрийцы окрестили аэробомбами. Сферическую оболочку воздушного шара делали из плотной писчей бумаги. На швы вертикальных полос снаружи и изнутри наклеивались тесёмки из материи. К верхней части шара приклеивался холщовый круг с петлёй для подъёма баллона, а снизу крепился обруч, служивший опорой для небольшого очага. Бомба подвешивалась на верёвке длиной немногим более метра, а отсоединение её обеспечивалось специальным запальным шнуром, время горения которого тщательно рассчитывалось. Когда бомба начинала падение, воздушный шар свечой вертикально взмывал вверх, лопался, и недогоревшие угли вместе с очагом сыпались вниз, зачастую вызывая пожары.
Перед запуском аэростатов проводилась пристрелка. С подходящего холма запускался пробный шар, и австрийцы, наблюдая за ним, наносили на карту траекторию его полёта. Если траектория проходила над городом, то с этой возвышенности и вели бомбардировку. Если баллон улетал в сторону, то соответственно меняли и стартовую позицию. Большого ущерба эти авианалёты не наносили, но нервы жителям Венеции помотали основательно. Когда стайки аэростатов показывались в небе, в городе начиналась паника, а деревянный венецианский флот всякий раз торопился отойти подальше от берега.
Разумеется, большой точности от такой бомбардировки ждать не приходилось, но отдельные удачные попадания имели место. Так, одна из бомб взорвалась в самом центре города, на площади Святого Марка, и переполошила весь город.

Великие имена

Первоначально аэростаты заполнялись водородом прямо из бочки, где серная кислота реагировала с железными стружками. Такую газодобывающую систему обслуживали десятки рабочих, а наполнение оболочки аэростата длилось до двух дней. Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев пришёл к выводу, что водород можно сохранять в металлических сосудах под большим давлением. Пока он обивал пороги российского военного ведомства, в Англии в 1880 году инженер Торстен Норденфельд развернул производство стальных баллонов для хранения и транспортировки водорода под давлением 120 атмосфер.
Большим энтузиастом воздухоплавания в России был Александр Матвеевич Кованько (1856-1919 годы). Во второй половине восьмидесятых годов XIX века он был делопроизводителем комиссии применения воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», командовал отрядом военных аэростатов и побывал с целью обмена опытом во Франции и Бельгии. С началом Русско-японской войны 1904-1905 годов под руководством Кованько развернулись разработки новых образцов полевых воздухоплавательных аппаратов и радикальная перестройка тяжёлой и громоздкой материальной части крепостных аэростатов. Благодаря убеждённости и энергии Александра Матвеевича был сформирован Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон, который заслуженный изобретатель и возглавил. Батальон Кованько имел на вооружении четыре привязных аэростата, конные лебёдки и газогенераторы, позволявшие наполнять оболочку аэростата водородом за 20 минут.
Уже во время осады Порт-Артура стало ясно, какую неоценимую пользу могли бы принести осаждённым русским войскам аэростаты. Особенно после того, как с самодельного привязного аэростата «был рассмотрен неприятельский укреплённый лагерь, который выстрелами с броненосцев был расстрелян 12-дюймовыми снарядами». Отметим и то, что японцы к началу войны сумели ввести в строй разведывательный корабль, на котором имелся привязной аэростат. Именно с него была заблаговременно обнаружена эскадра адмирала Рожественского, подвергшаяся разгрому в Цусимском сражении.

Телефон небес

В 1913 году, после того как в петербургском Воздухоплавательном парке побывали два представителя французской армии. Кованько был награждён орденом Почётного легиона. К началу Первой мировой войны российские воздухоплавательные части были укомплектованы с достойной восхищения союзников основательностью и имели на вооружении 46 аэростатов, обладавших хорошей устойчивостью даже при сильном ветре.
Об их эффективности говорят такие факты. Под крепостью Ивангород была дислоцирована 14-я воздухоплавательная рота. В период с 9 по 13 октября 1914 года, когда к крепости подошли австрийские войска, поднятый на высоту 400 метров аэростат непрерывно корректировал боевые действия. С него были детально разведаны позиции неприятеля, расположение его окопов и проволочных заграждений, движение по дорогам. Стрельба нашей артиллерии, корректируемая по телефону с аэростата, оказалась столь эффективной, что противник бежал из окопов, так и не дождавшись атаки русской пехоты. Это решило судьбу боя под крепостью. Аэростаты оказались столь серьёзной проблемой, что для борьбы с ними стали использовать самолёты, которые либо расстреливали их из пулемётов, либо поджигали с помощью жидкого фосфора.

Оружие возмездия

Аэростат не был забыт и в годы Второй мировой войны. Воздушные шары поднимали над линией фронта корректировщиков артиллерийского огня или наблюдателей из штабов. Они же использовались для создания вокруг больших городов заграждений, препятствующих свободному пролету бомбардировщиков. Лес аэростатов над Москвой, Ленинградом или Лондоном — одна из самых характерных черт той войны. Но этим сфера применения воздушных шаров не ограничилась.
Потрясаемая американскими бомбардировками Япония в октябре 1944 года решила нанести свой ответный удар. Для этого был создан специальный аэростатный полк, в распоряжение которого японский генеральный штаб в течение пяти месяцев запланировал выделить 15 тысяч аэростатов, к которым крепились осколочно-фугасные авиационные бомбы. Подготовка к ударам возмездия проводилась в обстановке строжайшей секретности. Однако Америка оказалась очень большой целью. Аэростаты залетали то в леса, то в горы, то в прерии, оставляя города где-то в стороне. По отзывам американской печати, вся эта авантюра имела лишь незначительный психологический эффект.
Любопытно, что в разведывательных целях воздушные шары использовались даже во времена «холодной войны». Американцы оснащали их фотографической и другой аппаратурой и с территории своих союзников запускали в сторону СССР. Для суперсовременных истребителей-перехватчиков эта цель была слишком тихоходной, поэтому для борьбы с этим «чудом техники» наши ПВО ещё в конце семидесятых годов XX века держали на вооружении несколько сотен старых истребителей МиГ-17.

Журнал: Тайны 20-го века №26, июль 2010 года
Рубрика: История военной техники
Павел Букин

Метки: война, Великая отечественная война, Тайны 20 века, Первая мировая война, Вторая мировая война, разведка, бомбардировка, Ленинград, воздух, оборона, аэростат, заграждение

Как воевали дирижабли в Великую Отечественную

О том, как воевали дирижабли в Великую Отечественную, дает представление снятый на «Мосфильме» в 1967 году художественный фильм «Крепкий орешек» (реж. Теодор Вульфович). Герои Виталия Соломина, Надежды Румянцевой и заградительный аэростат с лёгкостью справляются с немецкими оккупантами. Но это была игровая комедия, а на практике всё было иначе

Что такое дирижабль

Немного о том, что такое дирижабль. Всем известно, что такое самолёты, вертолёты, сейчас летательного полку прибыло: в небо поднимаются и квадрокоптеры (дроны), и беспилотники, а вот слово «дирижабль» нынче совсем не на слуху. Так вот, дирижабль, или управляемый аэростат, – это воздушное судно, имеющее силовую установку и способное двигаться в необходимом направлении с приличной скоростью. Корпус у дирижабля был большой, объёмный, обтекаемой формы, объёмом от 2000 до 200000 кубических метров.

Аэростат ПВО над Пушкинской площадью в Москве

Советской России достался по наследству от Российской империи один военный дирижабль, который восстановили и назвали «Красной звездой». Другой был построен уже в 1923 году в Петрограде и получил название «VI Октябрь»; он даже полетал с полчасика. Первоначально дирижабли имели очень мирные профессии. К примеру, управляемые аэростаты советского производства оказали большую помощь в освоении Сибири.

Чуть позже в Осоавиахиме СССР была создана специальная секция воздухоплавания. А в 1931 году в стране появился и специальный комбинат «Дирижаблестрой». Именно в это время наряду с призывами: «Все на самолёт!», «Иди, товарищ, в автопром!» был и лозунг, призывавший экономить пятачки и тратить их на строительство дирижаблей. В 1932 году этот комбинат выпустил целую серию мягких дирижаблей, среди которых выделялся «СССР В-2 «Смольный», который однажды с корнем сорвался с якорей. Его просто не удержали, а происходило это на аэродроме в Сталино (Донецк). В гондоле было 11 экскурсантов–пионеров. Командир дирижабля Николай Гудков успел ухватиться за трос, добраться до кабины, запустить двигатели, переждать ураган и благополучно приземлить дирижабль. За этот подвиг Гудков получил орден Красной Звезды.

Аэростат ПВО Москвы на Площади Революции

Всё для фронта! Всё для победы!

Такое замечательное устройство нашло широкое применение и в годы Великой Отечественной войны. Особенное место заняли аэростаты свободного полёта и привязные аэростаты для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии.

Одним из удачных вариантов применения дирижаблей стало обеспечение подготовки воздушно-десантных войск. В первые дни войны наша авиация понесла тяжёлые потери. Самолётов катастрофически не хватало на полях сражений, а для подготовки десантников их просто не выделяли. Доходило до того, что десантники, которые должны были высаживаться в тылу врага, не практиковали даже ознакомительных прыжков с парашютом. А отсутствие опыта оборачивалось травмами, увечьями, иногда и смертельными исходами. Выручили дирижабли. Было принято решение использовать для подготовки десантников привязные аэростаты и дирижабли. Сразу появилась огромная экономия времени и денег. А центром такой подготовки стал город Долгопрудный в Подмосковье.

Девушки-бойцы противовоздушной обороны устанавливают заградительный аэростат в Москве

Другие дирижабли активно использовались как транспортные средства, на них легко доставлялось военное имущество, горючее, продовольствие. Первоначально вызывало беспокойство то, что дирижабль обладает небольшой скоростью и очень уязвим для противника. Но случай, который произошёл на Калининском фронте, эти сомнения рассеял. Там дирижабль получил около сотни пробоин в оболочке, но спокойно вернулся на свою базу под Москвой.

Аэростаты заграждения

В таком виде аэростаты первыми начали применять ещё англичане в Первую мировую войну. Таким способом британцы защищали Лондон от немецких аэропланов. Этот опыт пригодился им в начале Второй мировой войны. Только теперь это были массовые заграждения. В отдельных случаях в воздухе их было до двух тысяч, а над отдельными объектами они висели постоянно. Эта методика нашла широкое применение и при организации противовоздушной обороны в Москве и Ленинграде. Наши бойцы ПВО вывешивали аэростаты в шахматном порядке, а для верности на каждый трос подвешивали ещё и мину. Самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу, и – «Гитлер капут». Внешне аэростаты заграждения напоминали маленькие дирижабли и поднимались обычно ночью по одному или два на одном тросе (в тандеме). Утром дежурство заканчивалось, и их опускали вниз.

Дети водят хоровод на фоне аэростатов воздушного заграждения

Первые успехи аэростатчики показали в небе Москвы уже 23 июля 1941 года. 150 фашистских бомбардировщиков в составе 20 групп прорывались к столице, но преодолеть оборону смогли только единицы. Были уничтожены 15 самолётов. 10 были на счету лётчиков, три самолёта сбили зенитчики, а два запутались в паутине аэростатов и рухнули на землю. Количество аэростатных заграждений неуклонно росло. Рос и положительный итог их противостояния немецкой авиации. Над Москвой аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов врага. В 1943 году Москву защищали 440 заградительных постов, а всего на фронтах в воздух поднималось около трёх тысяч аэростатов.

Напоследок стоит упомянуть и о других вариантах использования дирижаблей. Очень показательна в этом плане работа дирижабля «Победа» в 1945 году. Его откомандировали в славный город Севастополь, где он помогал морякам обнаруживать в Чёрном море мины и затонувшие корабли.

Советские солдаты в гондоле аэростата воздушного наблюдения

Во время Второй мировой войны для проведения боевых действий дирижабли использовались только в СССР и США.

В СССР применялись два дирижабля «СССР В-1» (впоследствии переделанный в В-12) и «Победа». В некоторых источниках к дирижаблям относят и моторизованный аэростат «Малыш» объемом 1030 куб. метров, что является ошибочным мнением, поскольку он был создан на базе типовой конструкции аэростата типа БД и фюзеляжа самолета У-2.

Дирижабли служили для патрулирования северных районов, проведения ледовой разведки на морских путях, привлекались к пожарной охране лесных массивов, для снабжения полярных станций и т.д. Они выполняли и боевые задачи – переброску военных в отдалённые гарнизоны, несли противоминную и противолодочную службу на северном побережье, сопровождали морские конвои и т.д. С марта 1942 г. вся воздухоплавательная техника — по решению Генштаба — была закреплена за специально сформированным для этих целей 1-м отдельным воздухоплавательным дивизионом: в его состав входило три отряда десантных аэростатов и отряд транспортных дирижаблей. Дирижабли налетали около 6 млн. км. и перевезли 194 580 кубических метров водорода и 319 190 килограмм различных грузов. Всего за годы Второй мировой войны дирижабли выполнили более 1500 полетов.

  • СССР
  • США