День судостроителя 2018

29 июня Россия впервые отмечает День кораблестроителя

29 июня 2017 года в России впервые в истории отмечают День кораблестроителя. Совсем молодой профессиональный праздник был утвержден на основании постановления правительства №659 от 30 мая 2017 года, его подписал премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Отмечать его планируется по всей России 29 июня — на месяц раньше празднования Дня Военно-морского флота.

Стоит отметить, что руководители российских верфей и проектно-конструкторских организаций, профсоюзные лидеры и представители ветеранских организаций достаточно давно стучались в различные двери с просьбой установления в Российской Федерации общего для всех представителей судостроительной отрасли профессионального праздника. Примерно год назад к ним присоединились и журналисты, в частности, в поддержку установления такого праздника выступала «Российская газета». В результате их призывы наконец-то были услышаны и у всех российских корабелов теперь есть свой профессиональный праздник.
Символично, что решение об учреждении профессионального праздника было принято в юбилейный год — год 350-летия с момент выхода указа царя Алексея Михайловича (отца Петра I) о постройке на государственные средства первого российского фрегата «Орёл». «Орёл» стал первым русским парусным кораблем западноевропейского типа, представлял собой разновидность голландского пинаса. Это было трехмачтовое судно водоизмещением порядка 250 тонн, вооруженное 22 пушками (пищалями). Корабль предназначался для охраны русских торговых судов в Каспийском море. Постройка данного корабля обошлась тогда казне в 2221 рубль. По заключению Российского исторического общества, именно «Орёл» стал первым российским военным кораблем, который был построен по государственному заказу.

Особым символизмом историю наполняет то, что с «Орлом» связано достаточно много событий. Первый отечественный крупный военный корабль был связан с Москвой (он был построен в селе Дединово Коломенского уезда) и с Санкт-Петербургом. По одной из версий, именно его очертания изобразил голландский мастер Герман ван Болес на знаменитом шпиле Адмиралтейства. Помимо всего прочего считается, что впервые российский трехцветный флаг (триколор) был поднят именно на корме первого в истории страны фрегата.
В дальнейшем на Дединовской верфи началось строительство боевых кораблей европейского типа. Благодаря дальнейшей активной реформаторской деятельности императора Петра I число верфей в России быстро перевалило за две сотни. В июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для строительства военных кораблей, а после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью на территории страны стало Адмиралтейство. Первым крупным военным судном, которое сошло со стапелей Адмиралтейской верфи, стал 54-пушечный корабль «Полтава». Уже к 1714 году Россия располагала собственным сильным парусным флотом, а к 1725 году в стране был создан регулярный флот. Корабелами было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, а также существенное число скампавей (полугалер), брандеров, бомбардирских кораблей, прамов и шмаков и до 300 различных транспортных судов, не считая более мелких. С тех пор количество кораблей в России не только увеличивалось количественно, но и росло в качественном отношении, росла и география освоенных русскими моряками морских и речных маршрутов.

На протяжении трех с половиной веков в нашей стране был накоплен огромный опыт постройки кораблей и судов самых разных классов и типов, сегодня Россия по праву считается одним из лидеров судостроения в мире. К примеру, Российская Федерация до сих пор остается единственным государством, где успешно строятся и эксплуатируются атомные ледоколы. В настоящее время в российской судостроительной отрасли трудится более 200 тысяч человек, а включая все смежные производства — более 700 тысяч человек. Только в 2015 году в России было сдано 110, а в 2016 году — 112 единиц флота.

По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, строительство кораблей — это одна из первых индустриальных профессий в России, и в целом в истории всего человечества. Российские корабелы по праву могут считаться наследниками всей славной российской истории судостроения, которая началась еще 350 лет назад.
«Решение правительства России об учреждении Дня кораблестроителя мы воспринимаем не только как отличный подарок для всей отрасли, но и как призыв соответствовать лучшим традициям отечественного судостроения как военного, так и гражданского», — отметил Алексей Рахманов, занимающий пост президента ОСК (Объединенной судостроительной корпорации). По его словам, это стимул для огромного количества людей, которые в России заняты сегодня корабельным делом, как можно больше своих сил отдавать во славу своей профессии.
На сегодняшний день в нашей стране действует более тысячи предприятий, которые заняты в судостроении, судоремонте, выпуске навигационного, двигательного, гидроакустического, палубного, вспомогательного и других видов оборудования, комплектующих и материалов для судов, а также занимающихся научно-исследовательской деятельностью в области морской техники и кораблестроения. Самые крупные центры российского судостроения расположены в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, в Нижнем Новгороде, а также на территории Калининградской области.

При этом, начав с копирования иностранных боевых судов, спустя 350 лет российское кораблестроение прошло большой путь, и сегодня уже российские корабли востребованы на международном рынке. Так доля военно-морской техники в общем объеме выручки «Рособоронэкспорта» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») составляет в последние несколько лет порядка 12%, рассказал журналистам Александр Михеев, занимающий пост директора «Рособоронэкспорта». По его словам, начиная с 2000 года, Россия поставила на экспорт порядка 50 боевых кораблей, треть из них приходится на подводные лодки. Суммарный объем поставок военно-морской техники за указанный временной отрезок составил порядка 24 миллиардов долларов.
Только за последние четыре года наша страна поставила на экспорт 12 военных кораблей, судов и плавсредств. Об этом в среду, 28 июня, рассказывал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Помимо этого российские кораблестроители ежегодно выполняют разнообразные заказы на модернизацию, ремонт, переоборудование кораблей из состава иностранных военно-морских сил. Министр подчеркнул, что сегодня Росси занимает второе место после США в области военного кораблестроения, а ОСК находится на 7 месте в мире по объему выпуска продукции.
Не забывает Объединенная судостроительная корпорация и российский Военно-морской флот. ВМФ страны только до конца 2017 года должен получить порядка 40 кораблей и судов разного класса. Об этом главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев говорил 19 апреля 2017 года. По его словам, среди кораблей, которые получит до конца года российский флот, будут фрегаты «Адмирал Макаров» и «Адмирал Горшков», а также ракетные катера, суда обеспечения и иные единицы флота.
В этот радостный для всех российских корабелов день «Военное обозрение» поздравляет всех работников судостроительной отрасли России, коллективы многочисленных верфей и конструкторских бюро, профильных учебных заведений, а также членов их семей и ветеранов отечественного судостроения с таким долгожданным профессиональным праздником.
По материалам из открытых источников

Площадь Труда

29 июня — День кораблестроителя ❌

С недавних пор у петербургских судостроителей сразу две праздничных даты. С 2014 года 30 октября в нашем городе отмечается День судостроителя. В учреждении этой даты огромная заслуга принадлежит Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Союз ветеранов судостроения», созданной при непосредственном участии профсоюзов. А с 2017 года на общероссийском уровне 29 июня официально отмечается профессиональный праздник День кораблестроителя.

Перспективная и динамично развивающаяся…
Петербург по праву считается столицей российского судостроения. Эту стойкую репутацию не смогли поколебать даже черные для отечественных корабелов 1990-е годы. В последнее время со стапелей судостроительных верфей Петербурга регулярно спускаются на воду самые современные корабли и суда. Некоторые из них настолько уникальны, что не имеют аналогов.

«Судостроение – очень перспективная, динамично развивающаяся отрасль российской экономики, — подчеркнул председатель Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения СПб и ЛО Николай Чалов. — Все судостроительные предприятия нашего региона обеспечены заказами. Средняя заработная плата на судостроительных заводах Петербурга приближается к 70 тысячам рублей. Это заметно выше, чем в целом по промышленности. А в КБ и НИИ нашей отрасли средняя зарплата уже в районе 100 тысяч рублей».

Председатель Территориальной организации СПб и ЛО Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Сергей Максименко в беседе с корреспондентом «Площади труда» обратил внимание на то, что кораблестроитель и судостроитель – не совсем одно и то же. Кораблестроение подразумевает производство продукции военного назначения, тогда как судостроение – более широкое понятие. Вместе с тем, нет никаких оснований противопоставлять общероссийский День кораблестроителя и петербургский День судостроителя.

Оба профессиональных праздника приурочены к очень важным для становления судостроительной отрасли датам. 29 июня 1667 года царь Московкий и всея Руси Алексей Михайлович издал указ о строительстве корабля «Орел». Это был первый в России военный корабль, построенный по государственному заказу. А 30 октября 1696 года по инициативе Императора Всероссийского Петра I Боярская Дума постановила «Быть морским судам!». Тем самым был дан старт строительству регулярного флота на Руси, как государственной отрасли.

За последние годы судостроительные предприятия Петербурга внесли гигантский вклад в укрепление ВМФ России. Построенные на «Адмиралтейских верфях» субмарины не только стали одной из важнейших составляющих Черноморского флота, но и постоянно участвуют в боевых дежурствах на просторах Средиземноморья. Их практически бесшумное передвижение и оснащенность крылатыми ракетами «Калибр» уже давно стали головной болью недругов нашей страны.

Средне-Невский судостроительный завод изготавливает инновационные (с применением уникальных композитных технологий) минные тральщики, а также современные патрульные катера для пограничной службы. Многие разработки ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (универсальный десантный корабль «Прибой», авианосец проекта 23000Э «Шторм», эскадренный миноносец «Шквал» и целый ряд других) уже устремлены в будущее. Очень важно также, что судостроители нашего региона постоянно работают над тем, чтобы новые корабли и суда создавались из преимущественно российских комплектующих.

Гражданской продукции станет больше
«Судостроители с достаточным оптимизмом смотрят в будущее, но не забывают и о потенциальных вызовах, — заверил Николай Чалов. – С 2020 года ожидается серьезное сокращение государственного оборонного заказа в судостроительной отрасли. Поэтому уже сейчас необходимо активно осваивать производство продукции гражданского назначения. Только это позволит постоянно пополнять портфель заказов предприятий нашей отрасли, сохранять и даже увеличивать рабочие места».

Такая работа уже полным ходом идет. В качестве примера Сергей Максименко привел Выборгский судостроительный завод. Это предприятие традиционно специализируется на строительстве различных судов гражданского назначения – ледового класса, судов снабжения, ледоколов, рыболовных траулеров, буровых платформ для разработки морских шельфовых месторождений.

Средне-Невский судостроительный завод успешно освоил выпуск современных пассажирских катамаранов. Как отметил Сергей Максименко, гражданская продукция (в частности, рыболовецкие суда) занимает значительное место и в производственной линейке судостроительного завода «Пелла». Важным достижением последних лет для «Северной верфи» стал выход на рынок строительства судов снабжения морских буровых платформ Западной Европы.

После некоторой заминки снова исправно спускает на воду суда собственного производства и Балтийский завод. Как сообщил нам председатель первичной профсоюзной организации Балтийского завода Вячеслав Фирюлин, уникальная Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» сейчас проходит в Мурманске швартовые испытания. На такие же испытания с Балтийского завода отправлен и ледокол «Арктика» — самый мощный в мире атомоход.

Помогает социальное партнерство
В том, что наш регион уверенно сохраняет статус центра отечественного судостроения, немалую роль играет и хорошо отлаженная система социального партнерства. На всех предприятиях и организациях, где созданы первичные профсоюзные организации, заключены коллективные договоры. В этих документах четко регламентированы важнейшие социальные аспекты, от различных доплат и премиальных выплат до организации отдыха работников и их детей. Не случайно судостроительные предприятия не только регулярно участвуют в традиционных конкурсах Ленинградской Федерации профсоюзов на лучший коллективный договор, но и нередко оказываются в числе призеров.

Как отметили Николай Чалов и Сергей Максименко, все положения действующих коллективных договоров неукоснительно выполняются. Заблаговременно начинается переговорный процесс с работодателями о продлении действия колдоговоров или заключении новых. Такая работа сейчас идет, в частности, на Балтийском заводе.

Территориальная организация Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники, которая представляет интересы и работников пяти предприятий Ленинградской области, вышла на переговоры с областными властями. Речь идет о заключении Регионального тарифного соглашения на 2019-2020 годы. Соответствующее письмо направлено заместителю председателя правительства Ленинградской области Дмитрию Ялову.

Приятными ожиданиями поделился с «Площадью труда» председатель первичной профсоюзной организации Средне-Невского судостроительного завода Евгений Васильев. Это предприятие, как и другие структурные подразделения Объединенной судостроительной корпорации, перешло на единую систему оплаты труда. По мнению профсоюзного лидера, такое нововведение сделает систему денежных выплат и доплат более прозрачной и справедливой. Кроме того, должна вырасти заработная плата работников Средне-Невского судостроительного завода. Причем, самая заметная прибавка ожидает наименее оплачиваемые категории работников.

Отрадно, что таких приятных новостей в судостроительной отрасли становится все больше. С профессиональным праздником вас, уважаемые судостроители и корабелы!

Фото К.Карлсона

Кстати: В канун праздника новый ледокол для Арктики построили в Выборге. Как сообщает пресс-служба Правительства Ленинградской области, самый технологичный ледокол в России, построенный выборгскими судостроителями, отправляется на дежурство в Арктику. На пришвартованном в устье Невы новом ледоколе арктического класса «Александр Санников» подняли российский флаг. Церемония ознаменовала передачу судна от производителя – «Выборгского судостроительного завода» заказчику — ООО «Газпромнефть Новый порт». Современный ледокол уже прошел ходовые испытания и в конце июля отправится в акваторию Обской губы. «Областные судостроители возводят целую серию арктических судов, которые призваны обеспечить круглогодичную доставку сырья с месторождений в Западной Сибири на европейский рынок, а значит, во многом — и экономическую эффективность реализуемых на Ямале проектов», — отметил заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов. Мощность уникального ледокола составила 21,5 МВт. Судно способно выполнять задачи по расчистке морского пути автономно в течение 30 суток при температуре воздуха -50 градусов по Цельсию. Оно также имеет выдающиеся маневренные характеристики, способно развернуться на 360 градусов за считанные минуты. Это делает его непревзойденным для работы в порту. Для обеспечения работы ледокола достаточно экипажа из 20 человек. Судно построено по высоким экологическим стандартам, исключающим выброс загрязняющих веществ в море.

30 октября петербургские судостроители отмечают праздник!

30.10.2017 дата публикации новости

Ректорат Санкт-Петербургского государственного морского технического университета поздравляет всех студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский состав и сотрудников вуза, а также руководителей и трудовые коллективы предприятий судостроительной промышленности с профессиональным праздником – Днем Судостроителя!

Ранее вопрос о необходимости установления этого профессионального праздника неоднократно дебатировался на разных уровнях, в том числе, и в Морском Совете при Правительстве Санкт-Петербурга.

Появление подобной праздничной даты в календаре стало важным событием в жизни судостроителей северной столицы. Нельзя забывать, что на определенных этапах отечественной истории именно строительство флота играло решающую роль в развитии экономики и обороноспособности нашего государства.

Выбрать подходящую дату было не так-то просто. Днем для празднования в 2013 году решено сделать 30 октября. Именно в этот день в 1696 году Боярская Дума приняла постановление, или, как тогда это именовалось, приговорила — «Морским судам быть». Это и стало точкой отсчета российского флота.

Главной целью учреждения профессионального праздника судостроителей является демонстрация достижений судостроительной отрасли гражданам страны, зарубежным гостям и партнерам, воспитание патриотического духа в среде молодежи, ее профессиональная ориентация, популяризация научно-исследовательской и конструкторской работы в судостроении. Для Петербурга это особенная дата, так как 30 % судостроительной продукции России выпускается в городе на Неве.

Поздравляем петербургских судостроителей с профессиональным праздником!

Желаем вам здоровья, благополучия, оптимизма реализации новых проектов в сфере судостроения!

День кораблестроителя в России

Новый профессиональный праздник – День кораблестроителя – установлен Постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Дата празднования определена на 29 июня, и в 2017 году российские корабелы отмечали его впервые.
И хотя идея установить в России этот праздник звучала давно, но конкретное решение было принято после официального обращения в Правительство страны руководства АО «ОСК», а в Российском историческом обществе нашли такой просьбе еще и архивное обоснование.
Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.

И символично, что в юбилейный год – год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) – профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной отрасли – тех, кто строит и строил теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера…
Тем более, что традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.
А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме этого фрегата.
Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов.
На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на отечественных верфях, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первым в мире.
В 2007 году Указом Президента РФ создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг. А судостроение России – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. Только по итогам 2015 года было сдано 110, а в 2016 году – 112 единиц флота.

В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
И сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.

Новости

31 октября 2019 года в БКЗ «Октябрьский» состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню судостроителя. Работников отрасли поздравили Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, вице-губернатор города Евгений Елин и Председатель Совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации» Георгий Полтавченко.

Обращаясь к собравшимся, глава петербургского парламента сказал: «Дорогие друзья, Город-Герой Ленинград – Санкт-Петербург всегда был морской столицей России. Вся история нашего города с 1703 года связана с морем и морским делом.

Для мальчишек корабелы и корабли – это романтика и ветры дальних странствий, великого дела и высочайшего мастерства, для взрослых – это великая гордость за то, что мы живем в городе морской славы».

Председатель Собрания подчеркнул, что корабелы Петербурга своим трудом создают величие и мощь России.

«Великий мудрец Демосфен говорил: «Покажите мне корабли, и я скажу какое это государство». Низкий поклон вам судостроители, за то, что в сложные годы конца XX века вы сохранили школу отечественного судостроения, конструкторские бюро и великие рабочие традиции. Вы сохранили нашу кузницу кадров, которая готовила и готовит высококлассных специалистов для военного и гражданского флота. Благодаря вам Россия была есть и будет великой морской державой, а наш город – морским сердцем страны.

От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником. Спасибо вам за труд, за любовь своему делу к Отечеству и Санкт-Петербургу», – сказал Вячеслав Макаров.

Лучшим корабелам, работникам верфей и конструкторских бюро были вручены Благодарности Законодательного Собрания. После окончания официальной части состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие известные артисты и музыкальные коллективы города и страны.

Профессиональный праздник работников судостроительной отрасли учрежден в 2014 году по инициативе общественных и ветеранских организаций Санкт-Петербурга. Он отмечается 30 октября – в День основания российского флота.