Что такое лоббисты

Коротко ответить на вопрос лоббист кто это можно так: это человек, который использует свои налаженные связи в интересах заказчика — физического лица или большой организации. Целью лоббиста будет добиться при любых обстоятельствах нужного ему решения в политической либо экономической сфере.

Чем занимается лоббист

По сути лоббист — посредник, который в силу профессии обязан крутиться между представителями законодательной власти и воротилами бизнеса. Он оказывает давление на депутатов и госчиновников, стараясь содействовать принятию либо отклонению законопроектов.

При этом в ход могут идти личные и письменные обращения, организация массовых петиций, публикации в средствах массовой информации и даже подкуп должностных лиц, но, конечно, речь не идет о банальных взятках, а, скорее, об обеспечении неформального общения с определенной персоной, к которой трудно получить доступ непосвященному человеку.

Обычно лоббист имеет узкую специализацию. Существуют лоббисты, отстаивающие интересы автомобилестроителей и металлургов, риэлторов или строителей. В любом случае будет верна аксиома: чем большими связями обладает лоббист, тем охотней к нему обращаются за помощью.

Какие качества и навыки потребуются

С бухты-барахты лоббистами не становятся. Одного желания недостаточно, так как потребуется определенный опыт в той сфере, которую человек избрал будущим полем деятельности и хотя бы минимальные связи с сотрудниками госорганов.

Среди личных качеств любого лоббиста в обязательном порядке присутствуют:

  • терпение. О стремительной карьере придется забыть, так как авторитет и опыт нужно будет нарабатывать годами, если не десятилетиями;
  • коммуникабельность. В ходе работы лоббист будет сталкиваться с представителями различных организаций, поэтому умение ладить с людьми только приветствуется;
  • организаторские способности. Реализация крупных проектов подразумевает талант разрабатывать и проводить определенные мероприятия;
  • образование и таланты аналитика. Лоббист должен видеть и понимать ситуацию в целом, а не только в деталях, для чего необходимо знать специфические особенности управления компаниями.
  • И еще, среди лоббистов вы никогда не встретите людей мягкотелых и нервных. Хладнокровие, стойкость и самоконтроль — эти качества помогают создать отличную репутацию и заработать авторитет.

Какова зарплата лоббиста

Как было упомянуто выше, вначале будущий специалист посвящает достаточное количество времени работе в государственных органах.

Если за этот срок он успел обзавестись необходимыми знакомствами и решил сделать карьеру лоббиста, то вначале его гонорары будут исчисляться несколькими тысячами долларов в месяц.

Безусловно, при условии, что он будет действовать разумно и не попытается прыгать выше головы.

В дальнейшем, с упрочением репутации, лоббисты выходят на качественно новый уровень. Специалист высшего уровня может получать до 15 тысяч долларов ежемесячно.

Однако сегодня, при растущем спросе на этот вид деятельности, некоторые особо ретивые люди достигают заоблачных успехов, и тогда оплата их усилий многократно увеличивается. Известны лоббисты, получающие до миллиона долларов ежегодно.

Многие российские университеты сейчас ведут набор абитуриентов, внедряя в обучение специальные программы. Пройдя курс обучения, вам уже не придется задаваться опросом лоббист кто это.

Лоббист

Лоббист — профессиональный агент или организация (в лице специальной фирмы или ассоциации), который реализует интересы заказчика в политической сфере. Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Лоббизм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентарии путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. Используя налаженные деловые контакты, лоббист влияет на принятие решений в пользу интересов «своей» группы.

Особенности профессии

Эта работа не имеет ничего общего с банальным подкупом. Задача лоббиста – не решение конкретной проблемы, а установление неформального диалога.

Среди лоббистов существует узкая специализация. Лоббистов рынка недвижимости, например, можно подразделить на тех, кто лоббирует интересы риелторов и интересы строителей. Есть “стальное” лобби (металлурги), автолоббисты (автомобилестроители). Лоббисту необходимы серьезные знания в экономике, юриспруденции. Он должен хорошо разбираться в специфике рынка, на котором действуют его клиенты. Чтобы успешно заниматься лоббизмом, нужно иметь налаженные связи, опыт, авторитет и безупречную репутацию.

Методы работы отечественной власти — закрытые и непрозрачные, «достучаться» до чиновников человеку «с улицы» практически невозможно. Поэтому первое и самое главное условие успешной карьеры в GR-сфере (Government Relations) — личные контакты и знакомства с представителями госорганов. Лоббист в традиционном, классическом понимании — это бывший депутат Госдумы, член Совета Федерации, сотрудник какого-нибудь министерства или ведомства, работник администрации президента или аппарата правительства.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии можно отнести то, что профессия лоббиста поистине уникальна и очень престижна. Специалистов в области международного GR в России очень мало: эта деятельность требует достаточно большого и специфического набора навыков, получить которые в рамках одного образования невозможно.

Место работы

GR-специалисты нужны в компаниях, чья деятельность так или иначе зависит от органов государственной власти. В первую очередь, это компании-лидеры федерального или регионального уровня. А также те, кто заинтересован в получении государственных ресурсов или желает быть поставщиком для госорганов. Прибегают к помощи лоббистов и организации, которым требуется регулярное продление различных лицензий и сертификатов. Поэтому спрос на таких специалистов всегда стабильно высокий.

Существует несколько видов организации GR-деятельности. В одних случаях это самостоятельное подразделение бизнеса (отдел, департамент), в других — часть юридического или PR-блока. Иногда GR может быть вынесен за скобки бизнеса и отдан маленькому GR-агентству, основанному каким-нибудь бывшим депутатом. Кроме того, имея профильное образование, можно попробовать устроиться в отраслевую лоббистскую организацию. Больше всего услугами лоббистов пользуются компании, занимающиеся строительством, девелопментом и розничной торговлей.

Чтобы работать в международном GR, нужно очень хорошее базовое образование — юридическое, в сфере международных отношений или внешней экономики. Но российским образованием здесь не обойтись: кандидат на должность лоббиста международного уровня должен быть выпускником европейского вуза. Еще одним важным плюсом станет профессиональная стажировка — либо в госструктуре, либо в транснациональной корпорации, либо в консалтинговом агентстве.

Важные качества

Хорошие коммуникационные способности — основа деятельности GR-специалиста. Причем поддерживать связи нужно не только с представителями власти, но и с общественными организациями, СМИ, внутренним миром компании. Для реализации крупных GR-проектов, включающих множество мероприятий, потребуется талант организатора. Также необходимо обладать общим видением и пониманием ситуации на рынке, перспектив развития компании, знать специфику организации бизнес-процессов и основы управления компаниями.

Обучение на лоббиста

Наибольших успехов в сфере GR достигают выпускники юридических, экономических, социологических и политологических факультетов. Идеальная кандидатура — выпускник специальности «Юриспруденция» или «Государственное и муниципальное управление» с опытом работы в госструктурах.

  • Лучшее образование по этим специальностям дают ведущие ВУЗы столицы:
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова)
  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО)
  • Российский университет дружбы народов (РУДН)
  • Московская государственная юридическая академия (МГЮА)
  • Государственный университет управления (ГУУ)
  • Финансовая академия при Правительстве РФ (ФА при Правительстве РФ)
  • Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова)
  • Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ при Правительстве РФ) и др.

Кроме образования очень важен профиль предшествующей работы. Например, на должность GR-специалиста в компании, занимающейся алюминиевым бизнесом, куда охотнее возьмут управленца из Минпромэнерго России, нежели человека из Росстата или ветеринарного ведомства. Для отраслевого лоббирования больше подходят кандидаты с профильным образованием: например, продвигать интересы сельскохозяйственной отрасли лучше всего получится у бывшего агрария (он знает специфику сферы изнутри). Какую бы специальность вы ни получили в ВУЗе, всегда можно будет подкорректировать свое образование, выбрав, например, программу MBA со специализацией GR.

Вузы

Санкт-Петербургская юридическая академия Юриспруденция (заочно) (Факультет юриспруденции (бакалавриат)) Московский гуманитарный университет, МосГУ Социология массовых коммуникаций (Факультет психологии, педагогики и социологии) Национальный исследовательский университет «МЭИ» Экономика (Инженерно-экономический институт НИУ «МЭИ») Московский технический университет связи и информатики Экономика (Заочный общетехнический факультет МТУСИ) Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» Муниципальное управление (Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» )

Оплата труда

Начальный уровень заработка лоббистов — несколько тысяч долларов в месяц. Руководители GR-отделов получают около 7 тыс. долларов, специалисты высшего разряда — порядка 15 тысяч. «Звезды GR» — это люди, вышедшие на принципиально иной уровень решения вопросов. Помимо фиксированных зарплат для них действует специальная система бонусов и компенсаций. Эти цифры могут доходить до миллиона долларов.

Зарплата на 15.04.2020

Москва 140000—160000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

В лоббизм — Government Relations невозможно попасть с улицы. Человек, который защищает интересы своей компании, должен разговаривать с чиновниками на равных, как минимум — не простаивать в очередях перед дверью в ожидании приема. Поэтому большинство крупных лоббистов — выходцы из верхушки исполнительной и законодательной власти. Слишком специфична сфера лоббизма — Government Relations (связи с органами государственной власти), чтобы вызывать массовый интерес. К тому же здесь вряд ли можно сделать стремительную карьеру: чаще всего GR-специалистами становятся люди, не один год посвятившие государственной службе. Однако спрос на лоббистов растет с каждым годом.

Знаменитые лоббисты

Эти люди не любят афишировать свою деятельность. И все-таки биографии некоторых лоббистов становятся известными общественности. Например, лоббированием интересов «Газпрома» занимается депутат Госдумы первого созыва Фануза Арсланова (фракция «Женщины России»). Бывший ответственный секретарь Конституционной комиссии Верховного Совета РФ, «отец российской социал-демократии» Олег Румянцев стал GR-специалистом в продовольственной компании Mars, затем перешел в нефтегазодобывающую компанию Shell, а с 2005 г. он является советником исполнительного директора по развитию газового бизнеса ТНК-ВР.

Афоризмы о лоббизме

Как не стать твердолобым, будучи убежденным лоббистом!

Специалист по V.I.P.-лбам — лоббист.

Кто пишет законы? Для бизнеса — лоббисты, для населения и Ветеранов ВОВ — «самообслуживание» Когда дело касается граждан, дело обстоит много хуже. У них нет «лоббистов». И им приходится двигать закон самим.

Ниже приведены некоторые методы лоббирования, описанные в книге Антона Вуймы «Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений. СПб., 2008.»

Методы лоббирования существуют простейшие и продвинутые. К простейшим относятся митинги, шествия, пикеты и письма, к продвинутым – публичная кампания и кабинетное лоббирование. Как правило, лоббирование ассоциируется именно с кабинетным его подвидом. Несмотря на приписываемую этому методу эффективность, он имеет все шансы провалиться. Так, владельцев казино не спасли ни деньги, ни связи, когда возросло народное возмущение. Кабинетное лоббирование левым, по понятным причинам, рассматривать не имеет смысла, поэтому остановимся на общественном лоббировании.

Любая власть с древних времен могла разгонять демонстрации, убивать их зачинщиков, но не могла полностью игнорировать требования народа. Следовательно, любые мероприятия в наше время имеет смысл проводить с единственной целью – привлечь внимание СМИ, которые так или иначе донесут требования до властей всех уровней, а также и до широкой общественности.

Каждый из нас хотя бы раз слышал выражение: «СМИ – четвертая власть». Масс-медиа имеют едва ли не безграничные возможности по убеждению людей. Но можно ли назвать СМИ четвертой властью? С одной стороны, они несвободны и вынуждены подчиняться «пожеланиям» режима. С другой стороны, если происходит интересное событие, СМИ могут заметить это и сообщить нужную информацию. При этом все они сделают это одновременно. При определенных условиях, искусственно создавая события, через средства массовой информации можно сообщить всё, что угодно.

Ради чего власть будет делать то, что хочет народ? Ведь она обладает всеми ресурсами, чтобы подавить протест и теоретически может игнорировать общественное мнение. Но дело в том, что власть виртуальна по своей природе. Зависимость власти от народа присутствует всегда. Если народ в полном составе перестанет признавать власть, она исчезнет. Если частично перестанет признавать власть, она также может исчезнуть. Можно ввести войска, убить людей, но нельзя заставить их подчиниться, если они того не хотят. А. Вуйма приводит в пример войну, где, по его мнению, цель состоит не в том, чтобы уничтожить противника, а в том, чтобы убедить его подчиниться. Режим правит потому, что население согласилось, что он правит. Общественные протесты ставят под угрозу это соглашение. Когда дело приобретает резонанс, у власти возникает иллюзия, что некоторая группа лиц не признает существующую власть. Данная иллюзия может распространиться на бо́льшую группу лиц. Еще немного, и народ перестанет подчиняться. Лучше пожертвовать частью, чем потерять всё, поэтому настойчивые требования населения выполняются. Я предполагаю, что Вуйма намеренно называет это иллюзией. Ослабление власти существует в голове «слуг народа», а не в реальности. Как бы сказал американский маркетолог Джек Траут: «Восприятие и есть реальность». Неважно, что в действительности – важно, что в голове у власть предержащих.

Из этого вытекают два важных практических вывода. Первый вывод: кампания всегда обращается к общественным интересам. Например, требование – прекратить сокращение штатов в Академии Наук – не обращается к интересам общества. Увольнение – это трагедия, но это личная трагедия. Требования – прекратить разрушать науку, лишать страну будущего – апеллируют к интересам населения. Второй вывод: событие – это царь и бог лоббистской кампании. Основные усилия направляются на разработку вариантов событий, способных привлечь внимание СМИ. Журналисты хотят шоу. От этого никуда не денешься. Есть тематическое шоу, есть журналисты, которые расскажут и о событии, и обо всём остальном, чего вы хотите. Есть резонанс, есть давление на власть и решение вопроса. Нет тематического шоу – нет ничего. “Show must go on” – говорит нам Фредди Меркьюри, и он прав.

Простейшие методы общественного лоббирования

Чтобы убедить власть любого уровня в необходимости того или иного решения, следует показать, что этого решения ждёт народ, то есть значительное количество людей. Далее многое зависит от конфликта интересов. Если нет прямого конфликта интересов, то принятие решения не заставит себя ждать. Если имеет место конфликт, продавить решение будет сложнее. Многое зависит от формулировки: требования должны быть четко сформулированы.

Схема организации акции выглядит следующим образом:

  • Создается некая информация, которую нужно донести до широкой общественности.
  • Разрабатывается конкретное решение, которое требуется принять.
  • Разрабатывается формулировка, наиболее приемлемая и понятная представителям власти.
  • Создается общественное событие, призванное донести информацию до властей. Событие организуется таким образом, чтобы, во-первых, власти получили сообщение, а во-вторых, осознали, что это – общественное требование. Даже если заказчиками выступают конкретные лица, требование должно выглядеть народным.

Помимо эффекта ослабления власти можно выделить еще две причины, почему «слуги народа» идут на уступки. Первая причина – предлагаемое населением решение является более логичным и верным, чем действующий законодательный акт. Вторая причина – СМИ доносит до вышестоящего лица ту информацию, которую скрывали нижестоящие лица. Например, какой-либо чиновник, следуя своим коррупционным интересам, принимает нелогичное и неверное решение. После медийного освещения всего этого безобразия в дело вмешиваются вышестоящие чиновники, на которых этот коррупционный интерес не распространился.

Митинги – далеко не самая лучшая лоббистская процедура, но простая в организации и наглядно показывающая, что конкретная группа людей выступает в поддержку некой идеи. Санкционированные мероприятия могут быть опасней несанкционированных. Полиция может жестко разогнать участников разрешенного митинга и может не обратить внимание на несанкционированный. Помимо митингующих, на мероприятии необходимо тематическое шоу, в противном случае придется брать количеством. Малочисленный митинг может иметь сильный резонанс, если СМИ будет что снять. Шоу-ряд строится таким образом, чтобы быть чуть-чуть комичным. Юмор не только увеличивает резонанс, но и заставляет пересказывать новость как анекдот, что способствует распространению. В коридорах власти больше всего любят пересказывать комичные новости.

Классическое шоу всех протестов – сожжение чучела кого-нибудь. Также, если участники митинга одеты в тематические костюмы, это усилит резонанс. Например, ученые могут выйти в стиле «эйнштейнов» или «физиков-ядерщиков». Эйнштейны одеты в белые халаты и имеет прическу «взрыв на макаронной фабрике». Физики-ядерщики также одеты в белые халаты, но имеют прилизанные прически и большие круглые очки. Идеи и лозунги целесообразно написать не только в пресс-релизе, но и на плакатах. Чем эпатажней лозунги, тем лучше. Плакаты желательно изготавливать вручную по той причине, что распечатанные в типографии – это атрибут заказного митинга.

Пресс-релиз содержит в себе полную концепцию акции и краткое содержание идей. Он рассылается до и после акции. За три дня до начала начинается рассылка пресс-релизов. Каждый день. По количеству звонков можно предположить, сколько журналистов приедет.

Если акция ориентирована на максимальный резонанс в СМИ, её целесообразно проводить во вторник, среду или четверг с трех до пяти дня. Это способствует попаданию новости в вечерний выпуск. Именно за вечерними новостями охотятся все журналисты.

При помощи митинга можно добиться изменения законов на любом уровне. Для этого он организуется перед законодательным органом. На митинге должно быть предъявлено видение будущих изменений и явка от 0,1 до 1% жителей конкретного города. Митинги регулярно повторяются до полного изменения закона. Если они будут мало посещаемыми или эпизодическими, шансы поменять законодательство сильно снижаются. Возможно и косвенное стимулирование принятия решения. Собирается митинг на тему «так жить нельзя». Законодателям же «чудесным образом» в голову приходит, что хорошим решением будет новый закон.

Митинги используются и для саморекламы. Самым распространенным способом, который используют политические и общественные организации, является митинг против чего-либо. Более изящный прием – это организовать митинг против себя. Атаке подвергаются незначительные свойства, с точки зрения целевой аудитории, или же атака ведется со стороны неких маргиналов. Например, перед офисом любой левой организации можно сделать митинг либералов, протестующих против левой идеи. Выступающие, брызжа слюной, доказывают, что богатые заслужили свое богатство. Те, кто им завидуют, – лодыри, не умеющие крутиться-вертеться. Олигархи справедливо получают свои доходы, они эффективные собственники, и вообще – никаких пересмотров итогов приватизации. В этом примере выполняются оба требования. Атака ведется на незначительные свойства и определенно со стороны каких-то маргиналов.

Письма также относятся к простейшим методам общественного лоббирования. Чтобы сделать их максимально эффективными, используются следующие приемы:

  • Отправка во все СМИ.
  • Отправка «открытого письма».
  • Массовая рассылка во все госучреждения одновременно.
  • Письма содержат интересную идею, которую чиновники могут украсть.
  • Письма с похожим содержанием рассылаются от разных людей или одно письмо подписало много человек.

«Проблемы негров шерифа не волнуют», как выразился бы классик. Ваша локальная проблема вряд ли кого-то интересует так же сильно, как и вас. Модифицировать письмо можно следующими способами:

  • Представить событие в виде глобальной тенденции. Если учителям ВУЗа сокращают зарплаты, то это удар не по конкретным людям, а по будущему наших детей, по будущему всей страны. Какое образование получат наши дети и как с этим жить?
  • Найти в событии «жареные» факты. Скандальная, интересная или смешная информация поможет распространению.
  • Добавить юмор. Смешной факт всегда способствует резонансу.
  • Найти в событии что-то уникальное и оригинальное.
  • Рассказать о своих планах выхода из ситуации. Чем интересней будет рассказ, тем лучше.
  • Предложить метод решения этой и подобных проблем.
  • Изучить интересные статьи в газетах и написать в похожем стиле.
  • Придумать эпатажный заголовок, побуждающий начать читать сам текст.

Письмо должно быть лаконичным, не превышать формат А4 и походить на интересную газетную статью. Перед отправкой полезно дать прочитать письмо малознакомому человеку. Содержание должно вызывать любопытство. По стилю это должно быть серьезное письмо-жалоба. Необходимо соблюдать баланс между развлекательностью и серьезностью проблемы. Хорошее письмо не перевешивает ни в ту, ни в другую сторону. Распространенные ошибки – сухие и скучные письма, равно как веселые и несерьезные. Когда окончательный вариант принят, письмо нужно разослать во все СМИ и во все государственные инстанции, как имеющие, так и не имеющие отношения к проблеме.

Антон Вуйма, думаю, не зря называет эти методы простейшими. Большинство протестующих в России придерживаются их по незнанию, хотя имеют дело с серьезным конфликтом интересов. В таких случаях эти методы не срабатывают. Если нет заказа сверху, то властные структуры могут отменить решение. Если есть заказ, например, на развал образования, то митингами, пикетами и подписанием челобитных делу не поможешь. Учитывая, что всё это, как правило, происходит без тематического шоу, закономерно, что и внимание прессы невелико.

Публичная кампания

Публичная кампания относится к продвинутым методам общественного лоббирования. Она предполагает максимальное воздействие на власть и общество, поскольку ориентируется на создание значительно более резонансных событий, чем митинги и письма.

Разработка лоббистской кампании делится на несколько этапов:

  • Определить цель кампании.
  • Определить целевых исполнителей.
  • Определить целевые аудитории, которые могут повлиять на целевых исполнителей.
  • Определить методы воздействия на аудиторию и целевых исполнителей.
  • Разработать план кампании.
  • Реализовать задуманное.

Точно определить цель очень важно. Например, у нас есть заказ от трудового коллектива завода на выбивание долгов по зарплате. Цель можно определить как «воздействовать на руководство завода, чтобы те выплатили долги рабочим». Правильней определить цель как «выбить долги по зарплате» потому, что может оказаться, что воздействовать лучше на администрацию, клиентов или общественность. Целевыми исполнителями являются те, кто может принять нужное решение. Желательно составить наиболее полный список этих людей. В случае с трудовым коллективом целевым исполнителем является руководство завода. В случае заказа от социальной группы может быть много исполнителей, вплоть до президента страны.

Определившись с целевыми исполнителями, необходимо найти аудитории, которые могут повлиять на них. Для руководства завода целевыми аудиториями могут быть государственные структуры, общество, СМИ, клиенты. Каждый из них имеет свои интересы. Госструктуры не хотят народных волнений. Общество сочувствует наступлению на права трудящихся. СМИ нужно шоу. Клиенты не хотят покупать продукцию сомнительного качества. Невыплата зарплаты влияет на мотивацию производить качественные товары. Мы обращаемся к этим интересам, аудитории выполняют требуемое лоббирование. С разной степенью эффективности можно использовать все аудитории, но желательно выбрать наиболее оптимальную.

Рекомендуется предавать гласности конфликт интересов. Например, руководство завода не выплачивает заработную плату потому, что хочет проучить работников за предыдущую забастовку. Так сказать, показать рабочему быдлу его место. Получается, деньги у завода есть, но работников заставляют бедствовать только из-за того, что они посмели защищать свои права. СМИ определенно будут рады такому сюжету.

Правильно составленный план публичной кампании – это 80% успеха. Выбираются аудитории и идеи, которые надо до них донести. Создаются события. Если аудитории делают то, чего от них хотят, то цель может считаться достигнутой. Если нет, воздействие необходимо повторить. Часто используются цепочки аудиторий: сначала вы воздействуете на первую аудиторию, она на вторую, а та уже производит необходимые действия.

Определив аудитории и идеи, следует приступить непосредственно к разработке информационной кампании. Для этого целесообразно составить техническое задание и раздробить кампанию на несколько независимых, если необходимо.

Техническое задание включает в себя:

  • описание целевой аудитории;
  • идею, которую нужно донести;
  • географию воздействия на аудитории и используемые средства;
  • цель кампании.

Теория событий

Краеугольным камнем лоббистской кампании является разработка качественного события. Чтобы это поставить на конвейер, следует знать не только, как генерируются идеи, но и соблюдать нормативы. Минимальным порогом является 50 вариантов акции. Нормальным результатом является от 100 и выше узконаправленных вариантов акции, из которых выбираются одна-две идеи.

Перед разработкой вариантов событий важно определить, какая информация может подействовать на целевую аудиторию, чтобы та начала выполнять или не выполнять определенные действия.

События должны быть сделаны так, чтобы в них было легко упаковать информацию. Например, можно сделать специальную выставку против закона Димы Яковлева. Вдоль длинной, очень длинной аллеи установить фотографии детей, которых должны были усыновить американские семьи. Под каждым фото присутствует информация о том, как сложилось их судьба. Естественно, выбираются самые печальные варианты, от которых и у ведущего «Жди меня» сжалось бы сердце. Целая аллея поломанных детских судеб. Также можно оклеить фотографиями этих детей огромное помещение, чтобы у посетителя в голове не укладывалось, как же их много.

Информационная компания всегда состоит из одного главного и нескольких вспомогательных событий. Значимость вспомогательных событий может быть выше, чем главного. Кампания из одного события, как показывает опыт, не имеет значительного резонанса. Имеет смысл удлинить ход кампании. Чем дольше будут говорить о событии, тем лучше. Ошибкой является запуск всех событий одновременно.

Первая акция должна быть максимально проработанной, чтобы зацепить внимание общественности и СМИ. Привлечь внимание к последующим акциям значительно легче. Обычно для запоминания события требуется не менее пяти раз попасть в новостные выпуски. Следовательно, кампания должна иметь не менее пяти всплесков резонанса. Даже, если возникает ощущение, что после первой акции цель кампании достигнута, необходимо провести вторую акцию. Всегда следует создавать на один информационный повод больше, чем нужно.

По методу создания выделяют:

  • Целенаправленно созданные события.
  • Присоединенные события.
  • Случайные события
  • Плановые события.

Целенаправленно созданные события

Это события, производимые специально для лоббистской кампании. Они генерируются с помощью нескольких методов:

  • Метод совмещения несовместимого.
  • Метод соревнования.
  • Метод благотворительности.
  • Метод скандала.
  • Метод прямой рекламы.

Антон Вуйма приводит следующий пример совмещения несовместимого. Во время забастовки в одном из цирков на площадь вывели животных с плакатами. Естественно, резонанс был больше, чем если бы протестовали только работники цирка.

Соревнование является популярным методом PR. Он одинаково хорош как для белого, так и черного PR, но, по мнению автора названной книги, почему-то не так популярен в черном PR. Я уверен, что все мы разделяем негодование Антона Вуймы и постараемся исправить эту недоработку. Как правило, защита интересов трудовых коллективов связана с черным пиаром. Владельцы фабрик, заводов, пароходов по-хорошему не хотят понимать. Применение метода соревнования может быть следующим: работники предприятия приглашают журналистов на футбольный матч, где будут играть мячом в форме головы директора.

Благотворительность часто используется в белом пиаре. Помогают, кому только можно. Но это слишком банально и скучно, гораздо эффективней использовать черную благотворительность. Например, у американского правительства есть собственная разработка в этой области – гуманитарная помощь.

Скандал приковывает внимание журналистов. Скандалы бывают безопасными и опасными. Безопасный, управляемый скандал не делает вам профессионального черного PR, не может привести к уголовной ответственности. Если скандал связан с риском, целесообразно производить его от лица общественной организации. Попытка православных активистов сорвать спектакль «Идеальный муж» Константина Богомолова в МХТ имени Чехова является наглядным примером метода скандала. Не знаю, сделали ли «борцы за веру» это бескорыстно или за определенную плату, но лучшей рекламы для спектакля придумать сложно.

Нестандартная прямая реклама производит дополнительный резонанс. С натяжкой таким примером могут считаться баннеры на балконах москвичей в поддержку Алексея Навального на выборах мэра. Правда, там было написано просто «Навальный», а могло бы быть креативное содержание. Впрочем, думаю, никто из социалистов не в обиде.

Присоединенные события

Присоединиться можно к любому известному: человеку, событию, неодушевленному предмету. Факт присоединения усиливает резонанс акции. Это помогает экономить бюджет. Часто присоединенные события комбинируют с умышленно созданными. Это положительно сказывается на эффективности кампании. Акция Петра Павленского, прибившего себя за символ МТС к Красной площади, является присоединенной акцией во всех смыслах. Это событие содержит так же признаки совмещения несовместимого: находиться голым на самой известной площади страны вроде бы не принято.

Присоединенные события создаются с помощью следующих методов:

  • Прямое присоединение.
  • Ответ.
  • Косвенное присоединение.

Прямое присоединение предполагает использование кого-то или чего-то известного. Идеально, когда в акции участвует известный человек, но, как правило, добиться этого сложно. Если известные люди труднодоступны, то неодушевленные объекты доступны всегда. Так, протесты против реформы РАН попадали в топ Яндекс.Новости, когда недовольные ученые выходили к зданиям Госдумы и Совета Федерации. Когда митинги проходили на Суворовской площади и в Новопушкинском сквере, внимание журналистов было более чем скромным.

Метод ответа подразумевает, что реакция на событие становится самостоятельным событием. Митинги протеста эксплуатируют метод ответа. Ответ может быть не только в виде митинга, но и в виде музыкального произведения. Ролик на песню Мурзилки International «Путин едет в Пикалево» собрал почти 900 000 просмотров на Youtube.

Косвенное присоединение предполагает имитацию участия в известном событии. Так, карикатуры «Елкин дня» косвенно присоединяются к известным событиям в стране.

Случайные события

Часто случайность подбрасывает великолепные информационные поводы. Случайное событие, как правило, не пригодно для использования в исходном виде, поэтому дополняется целенаправленно созданными и присоединенными акциями. Случайное событие может быть связано с объектом напрямую или косвенно, но может быть и никак не связано.

Плановые события

Работа с плановыми событиями полностью аналогична работе со случайными. Примером таких событий являются акции антиглобалистов, приуроченные к встречам G8, G20 и прочей нечисти. Плановые, как и случайные события, дополняются целенаправленно созданными и присоединенными акциями.

  1. Влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать то или иное лобби в своих интересах.
  2. Лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского обще­ства, с помощью которого мобилизируется общественная поддержка или оппо­зиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации своего рода соперник бюрократии, учитывая также, что государ­ство в условиях становления рыночных отношений все больше и больше остав­ляет многие из своих позиций в сфере защиты интересов различных социальных групп и слоев. Этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структу­рами гражданского общества.
  3. Лоббизм создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма. «При детальном изучении власти в американском обществе в цен­тре внимания оказывается не большинство, а меньшинство – лобби, группы давления, группы представляющие региональные интересы, руководители кор­пораций и профсоюзов, главы комиссий, проводящих парламентские расследо­вания»6.
  4. Лоббизм воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур. С помощью лоббирования они сами стараются решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средств подобного решения.
  5. Это средство применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей. При таком подходе лоббизм выступает как способ активизации каких-либо процессов и явлений.
  6. Он позволяет расширить информационную организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на определенные «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы власти потоком информации по тому или иному вопросу, который и выносится на парламентское слушание, «информируют законодателей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне и других уровнях»7. Через лоббирование интересам различных групп и слоев придается острая злободневность, актуальность, социальная значимость. Властные структуры убеждаются в приоритетном оперативном и полном их удовлетворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.
  7. Лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер. Поэтому «взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов – на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни».8
  8. Лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромиссов, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские группы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих хозяев, как это ни странно на первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия раз­личных сил и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, ведь, в конце концов, стержень лоббизма — взаимовыгодное сотрудни­чество.

Минусы лоббизма

  1. он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство.
  2. выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы. Здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые подтачивают фундамент власти.
  3. может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения специальных интересов. В качестве примера приведем энергичную атаку директоров спиртоводочных заводов на российское правительство, в результате которой акциз на алкогольные напитки, увеличенный с 1994 г. до 90 процентов, был уменьшен до прежнего уровня в 85 процентов.
  4. лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп.
  5. лоббистские мероприятия выступают в определенных условиях и в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса несравненно выше (в виду главным образом финансово-материальных возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дистабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту социальной напряженности.
  6. позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на определение «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы государственной власти потоком информации по тому или иному вопросу, который вносится на парламентское слушание, «информируют законодателей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне (и на других уровнях)». Поэтому они больше походят на торговцев информацией. Через лоббирование придается интересам различных групп и слоев большая злободневность, актуальность, социальная значимость, убеждаются властные структуры в приоритетном, оперативном и более полном их удовлетворении. То есть лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.
  7. лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти. Разделение властей не противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер. Поэтому «взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов — на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни».
  8. лоббизм может использоваться и в более прозаичных целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит. «Лоббизм как таковой — это существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу».

Журнал «ПАРТНЕР»

«Партнер» №9 (192) 2013г.

Лоббизм – это благо или зло?

Д-р Давид Шимановский (Карлсруэ)

В советские времена нам внушали, что лоббизм – язва на теле загнивающего капитализма. Он проявляется в подкупе платными агентами бизнеса политиков, чиновников, судей. Парадокс истории: в России сегодня лоббизм процветает в самых коррумпированных формах. Иного россияне не знают, полагая, что таков он повсюду.

Между тем в развитых странах Запада лоббирование давно стало феноменом, играющим важную роль в механизме представительной демократии. Ведь современное гражданское общество разделено на социальные, этнокультурные и половозрастные группы, чьи интересы по-разному отстаивают негосударственные организации: партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, потребителей и др. Каждая из заинтересованных групп стремится к диалогу с властями при помощи лиц, уполномоченных представлять ее в неофициальных контактах с политиками. Поскольку государство не в состоянии одновременно и полно удовлетворить интересы всех, возникает проблема приоритета. Лоббисты проталкивают во властных структурах замыслы и планы конкретной законно организованной группы. Характер и продуктивность такого посредничества зависят от особенностей политико-правовой системы в каждой стране.

Что такое лоббизм

Слово «лоббизм» происходит от лат. labium – «вестибюль», в эпоху Ренессанса lobby назывался портик обители, где прогуливались монахи. С XVII века так именовалось место неформальных встреч парламентариев в Вестминстере. Иной смысл этот термин приобрел при президенте США У. Гранте, обсуждавшем с гражданами свои дела вне стен Белого дома. Позже под «лобби» стали понимать доверенных лиц бизнеса, контактирующих с политиками в кулуарах конгресса. Были приняты законы о регистрации и регламентации деятельности лоббистов-профессионалов, а в связи с ростом злоупотреблений в этой сфере – об ужесточении контроля и наказания за подкуп должностных лиц.

С 1996 г. в США наряду с этическим кодексом для конгрессменов и госслужащих действует Закон о нормах лоббистской активности и санкциях за отклонение от них.

В Великобритании нет специального закона о лоббизме, он регулируется общим законодательством, гарантируя каждому право лично отстаивать свои интересы в парламенте или министерстве либо путем объединения с согражданами. Британцы считают, что контролировать надо не лоббистов, реализующих плюрализм интересов, а лоббируемых, для чего необходимы свободная конкуренция, общественный надзор и гласность как гарантия прозрачности в данной области. Во Франции лоббизм долго оставался вне закона, хотя лоббисты и действовали закулисно. В ЕС лоббизм также целиком не регламентирован, но с парламентариями в Страсбурге работают около 5000 зарегистрированных лоббистов, а в Брюсселе – более 15 тысяч. И заинтересованные группы из разных стран с помощью «толкачей» – юристов, экономистов, журналистов, бывших политиков и чиновников – добиваются принятия решений в свою пользу.

«Пятая власть» в Германии?

Журналисты Т. Ляйф и Р. Шпет полагают, что в ФРГ наряду с тремя главными ветвями власти: законодательной, исполнительной, судебной – вслед за СМИ всё большую силу набирает лоббизм – «тихая теневая власть». Востребованность компетентных лобби растет в связи с назревшей потребностью в реформах – без них невозможна успешная подготовка новых законов. Численность и профессионализм лоббистов неуклонно растут. Только в Берлине сейчас имеется свыше 5000 лоббистских агентств. Они обрабатывают общественное мнение, организуют публичные и кулуарные встречи, консультации, семинары и дискуссии, фуршеты и банкеты, пикники, турпоездки и прочие подобные мероприятия для тех, от кого зависит принятие решений, выгодных их руководителям.

В Германии лоббизм – легальный вид деятельности, но отдельного закона о нем нет. Его правовая основа закреплена в ст. 17 Конституции ФРГ: «Каждый вправе самостоятельно или совместно с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и парламент». Лоббизм регулируется рядом подзаконных актов:

положением о федеральных министерствах, разрешающим для составления законопроектов привлекать экспертов, оплачиваемых негосударственными организациями;

регламентом работы бундестага, допускающим участие в ней лоббистов;

кодексом поведения депутатов, дающим им право сотрудничать с лобби в комитетах парламента с последующим отчетом;

положением о добровольной регистрации объединений и их представителей в бундестаге.

Представители крупных концернов, банков и союзов, участвуя в работе бундестага и министерств, продвигают или блокируют законы и решения правительства. За последние годы в стране не было ни одного важного законопроекта, разработка и обсуждение которого обошлась без участия лоббистов. Как правило, они располагают более полной и достоверной информацией, большим опытом и широкими связями, энергичны, настойчивы и гибки в решении стоящих перед ними задач. Вместе с тем лоббисты зачастую не брезгуют сомнительными средствами достижения своих целей: подкуп деньгами и подарками, кумовство и протекции, шантаж, дезинформация и т.п. Их нередко именуют Strippenziehre – манипуляторами, которые пытаются скрыто управлять депутатами и чиновниками, развращая их. Лауреат Нобелевской премии Г. Грасс заявил, что из-за лоббистов население теряет доверие к парламентской демократии, а режиссер А. Гайгер заклеймил их как «адвокатов дьявола».

В печати сообщалось, что в картотеке медиа-магната М. Хунцигера было 60 тыс. имен бизнесменов, политиков, журналистов. Жертвами его афер оказались крупные политические деятели, вступавшие в контакты с коррумпированными предпринимателями.

В последнее время бизнесмены, лоббирующие свои экономические интересы в России, критикуют политиков и журналистов за их негативное отношение к В. Путину. Канцлер А. Меркель пытается соблюдать дистанцию между властью и бизнесом, но ей это не всегда удается, о чем свидетельствует избирательная финансовая помощь государства отдельным банкам и фирмам, которые, в свою очередь, выделяют щедрые пожертвования партиям. Вместе с тем благодаря мерам, принятым правительством под влиянием лоббистов в период экономического кризиса, удалось облегчить участь ряда предприятий автомобильной индустрии, энергетики, транспорта, биотехнологии, предоставив им льготные кредиты и снизив налоги. При лоббировании интересов пациентов, врачей, фармакологов и больничных касс происходит поиск консенсуса в системе здравоохранения.

Как бороться с лоббизмом

А надо ли бороться и с чем именно? Такими вопросами задаются трезво мыслящие граждане. По данным опроса журнала Focus, респонденты разделились на отвергающих лоббизм (71%) и усматривающих в нем пользу (22%). С первыми ясно: они осуждают лоббизм за отход от принципов демократии и справедливости, получение выгод для меньшинства в ущерб интересам большинства, ведение дел в тайне от общественности при отсутствии эффективного контроля, применение криминальных средств давления на правительство, парламент, прессу. Вторые, признавая, что лоббистская деятельность далека от совершенства, подчеркивают ее очевидную пользу для общества. Проф. Т. фон Винтер считает, что лоббизм нельзя огульно изображать черно-белыми красками, ведь он прагматично посредничает между властными и негосударственными структурами, используя свою высокую осведомленность в делах и восполняя дефицит знаний у бюрократии, облегчая политикам принятие оптимальных решений на основе анализа аргументов и оценки рекомендаций профессиональных лоббистов. Они играют важную роль в инициировании, разработке и повышении качества законов. Отстаивая в верхах позиции разных групп, в том числе слабых и составляющих меньшинство, лоббизм способствует снятию противоречий между ними и государством, содействуя тем самым стабилизации и развитию общества.

Но для повышения «коэффициента полезного действия» лоббизма нужно решительно отсекать его негативные стороны, ограничив компетенцию и отрегулировав правила игры. На одном из приемов Меркель произнесла тост: «За дальнейшее сотрудничество с лобби и за продолжение борьбы против чрезмерного лоббирования!» Однако до сих пор у бундестага и правительства нет продуманной стратегии и тактики по данной проблеме. Организация LobbyConrol регулярно публикует информацию о злоупотреблениях лоббистов в ФРГ. Проанализировав избирательные программы партий, ее эксперты установили: блок ХДС/ХСС не видит необходимости ограничить активность лоббистов и повысить прозрачность лобби; СДПГ предлагает лишь ввести регистрацию лоббистских организаций и их представителей; СвДПГ вообще выступает против требования прозрачности побочных доходов депутатов и чиновников; «зеленые» в дополнение к обязательной регистрации лоббистов и отчетности депутатов и чиновников о побочных доходах предлагают запретить отставным политикам первые три года заниматься протежированием частных фирм, а партия «Левые» требует полностью изгнать лоббизм из парламента и министерств. При таком разнобое позиций вряд ли в ближайшее время возможно радикально преобразовать систему лоббизма в Германии.