Чем пахнет вечность

Вечность пахнет нефтью — одна из наиболее часто обсуждаемых цитат в творчестве Егора Летова.
Это пронзительный рефрен из песни Егора Летова «Русское поле экспериментов» с одноименного альбома 1989 года. Есть в этой фразе что-то апокалиптическое, мистическое, отстраненно-грозное. Фраза многолика, символична, будоражаща, глубока и многодонна. Многие, заблуждаясь, приписывают её авторство Егору Летову.
Но это не так. Фраза эта достаточно известна. После Летова на нее ссылались Виктор Пелевин в «Generation P», где она звучала как «Во всей вселенной пахнет нефтью». До Летова широкой публике представил фразу Бертран Рассел в книге «История западной философии». Рассел приписывает фразу философу Уильяму Джеймсу. Она упоминается в контексте опытов с эфиром и звучит как «Повсюду пахнет нефтью».
Однозначно, что Пелевин знал кому принадлежит цитируемая фраза. Уильям Джеймс упоминается в диалогах его героев прямым текстом. Несомненно, что знал об авторстве фразы и Егор. Его культурный багаж был колоссален. Просто для творчества Егора свойственно цитирование. Но это не цитирование в подтверждение собственных мыслей, как в школьном реферате. Это цитирование в контексте. Так христианство обошлось с наследием античности и эллинизма — взяло только то, что было необходимо, органично вплело в канву и тем создало новое и прекрасное учение.
И то что народ упорно приписывает авторство фразы Егору — неоспоримое доказательство новизны и актуальности его творчества. Цитировать ведь и на заборе можно, хотя и без толку. А вечность действительно пахнет нефтью. Чем дальше, тем резче.

Американский студент Мичиганского технологического университета по имени Марк в состоянии сильного алкогольного опьянения сумел спроектировать экраноплан. Об этом в своем твиттере рассказал его сосед по комнате в общежитии Кит. По его словам, на следующий день Марк никак не мог вспомнить, откуда у него появились чертежи и сложные математические вычисления. Так ли все было на самом деле, неизвестно, но некоторые британские и американские СМИ уже сообщили об этой истории.

Грубый чертеж и вычисления.

Фотография: Keith / twitter.com

Поделиться Сообщение Кита собрало более 77 тысяч ретвитов, и более чем 128 тысяч пользователей добавили запись об изобретении в избранное. Газете The Guardian Кит рассказал, что его сосед по комнате пришел домой пьяным около 23:30 и, что-то бормоча, взял свои учебники и начал чертить. Работать он закончил около половины второго ночи. Результатом работы стал проект морского судна, способного «лететь» над водной поверхностью на небольшом расстоянии от нее.

Экраноплан совмещает в себе свойства самолета и морского судна. Его принципиальное отличие от других видов морского транспорта заключается в движении за счет образования динамической воздушной подушки, «опираясь» на которую аппарат может двигаться на небольшой высоте над водой или плоской твердой поверхностью. Кроме того, экранопланы отличаются от других судов значительно более высокой скоростью, которая может превышать 250 узлов (около 460 километров в час). В морской классификации экраноплан является судном.

Схема экраноплана Марка.

Фотография: Keith / twitter.com

Поделиться Похоже, проектируя экраноплан, Марк вдохновлялся советской морской инженерной школой. Изображенное на схемах судно сильно напоминает советский экраноплан «Орленок», несколько модифицированный пьяной фантазией студента. Судя по изображениям, похожий на «Орленка» экраноплан получил очень короткое носовое оперение, размещенное на гондолах реактивных двигателей; по одному слева и справа. При этом, как и у «Орленка», в хвостовой части судно имеет тянущий воздушный винт.

Каким образом в рамках одного проекта должны сочетаться турбовинтовой и реактивные двигатели, эффективно функционирующие на разных скоростях полета, не понятно. Не исключено, что Марк рассчитывал отдать реактивным двигателям роль «нагнетателей» воздушного потока для экрана. В советских экранопланах некоторых проектов, например, «Лунь», тоже использовались реактивные двигатели, установленные в носовой части, однако на одном судне такие силовые установки в полете никогда не использовались с винтовыми (на «Орленке» носовые двигатели работали только на старте). «Лунь» имел восемь реактивных двигателей.

Экраноплан «Орленок»

Фотография: ss-op.ru

Поделиться Активным проектированием экранопланов в 1950-1980-х годах занимался СССР. За это время было построено около 30 кораблей такого класса. В вооруженных силах Советского Союза экранопланы планировалось использовать в десантных операциях, для доставки грузов, а также для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника. Однако из-за распада СССР и последовавших политического и экономического кризисов экранопланы в войсках широкого распространения не получили и были сняты с вооружения.

Помимо СССР экранопланы проектировались и нескольких других странах. Например, американский авиастроительный концерн Boeing создавал тяжелый транспортный экраноплан Pelican, однако этот проект был закрыт. Сегодня в мире разрабатываются и производятся лишь легкие пассажирские и транспортные экранопланы. Их выпуском занимаются Россия, Китай и Иран.

Экраноплан «Лунь»

Фотография: ss-op.ru

Гражданская оборона — Русское Поле Экспериментов

Вступление — 2 варианта: I — Fm II — Fm C Gm Bm Куплет: Fm C Трогательным ножичком пытать свою плоть Gm Bm Трогательным ножичком пытать свою плоть Fm C До крови прищемить добровольные пальцы Gm Bm Отважно смакуя леденцы на палочке Fm C Целеустремлённо набивать карманы Gm Bm Мёртвыми мышатами, живыми хуями Fm C Шоколадными конфетами Gm Bm Fm C И нерукотворными пиздюлями Gm Bm Fm C На патриархальной свалке устаревших понятий Gm Bm Fm C Использованных образов и вежливых слов Gm Покончив с собою, Bm Fm C уничтожить весь мир Gm ПОКОНЧИВ С СОБОЮ, Bm Fm C УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР!! Gm Bm Fm C Вечность пахнет нефтью Gm Bm Вечность пахнет нефтью Предприпев: Fm G Словно иней, C сердобольный смех Словно иней, сердобольный смех Словно иней, сердобольный смех Fm G C Славно валится на! На! На Припев: Fm C РУССКОЕ ПОЛЕ Fm C ЭКСПЕРИМЕНТОВ Fm C РУССКОЕ ПОЛЕ Gm Bm ЭКСПЕРИМЕНТОВ Куплет: Fm C География подлости Gm Bm Орфография ненависти Fm C Апология невежества Gm Bm Мифология оптимизма Fm C Законные гаубицы благонравия Gm Bm Знатное пиршество благоразумия Fm C Устами ребенка глаголет яма Gm Bm Fm C Устами ребенка глаголет пуля Gm Bm Fm C Вечность пахнет нефтью Gm Bm Вечность пахнет нефтью Предприпев: Fm G Словно иней, C сердобольный смех Словно иней, сердобольный смех Словно иней, сердобольный смех Fm G C Славно валится на! На! На Припев: Fm C РУССКОЕ ПОЛЕ Fm C ЭКСПЕРИМЕНТОВ Fm C РУССКОЕ ПОЛЕ Gm Bm ЭКСПЕРИМЕНТОВ Куплет: Fm Мастерство быть излишним — C Подобно мне Gm Мастерство быть любимым — Bm Подобно петле Fm Мастерство быть C глобальным, как печёное яблоко Gm Bm Fm C Искусство вовремя уйти в сторонку Gm Bm Fm C Искусство быть посторонним Gm Bm Искусство быть посторонним Fm C Новейшее средство для очистки духовок Gm Bm От задохнувшихся по собственной воле Fm C Новейшее средство для очистки верёвок Gm Bm Fm C От скверного запаха немытых шей Gm Bm Fm C Новейшее средство находить виновных Gm Bm Новейшее средство находить виновных Припев: Fm C РУССКОЕ ПОЛЕ Fm C ЭКСПЕРИМЕНТОВ Fm C РУССКОЕ ПОЛЕ Gm Bm ЭКСПЕРИМЕНТОВ Куплет: Fm C За открывшейся дверью — пустота, Gm Bm Это значит что кто-то пришёл за тобой Fm C Это значит, что теперь ты кому-то Gm Bm Fm C Понадо-понадо-пона-надобился Gm Bm А снег всё идёт, а снег всё идёт Fm C Gm Bm Русское поле источает снег Fm C Иных хоронили в упаковке глазёнок Gm Bm Fm C Gm Bm Иных хоронили в упаковке газет Fm C А то, что на бойне умертвили бычка Gm На то всеобщая радость, Bm всеобщая гордость Fm Всеобщая ненависть, C всеобщая воля Gm Всеобщая воля да Bm Fm C Gm Bm всеобщая старость Fm C Набить до отказа собой могилу Gm Bm Это значит наследовать землю Fm C Что же такое наследовать землю Gm Bm Fm C Это значит исчерпать терпение Gm Bm Fm C Что и требовалось доказать Gm Bm Что и требовалось доказать Fm C В дверной глазок — в замочную щель Gm Гениальные мыслишки — Bm мировые войнушки Fm C Неофициальные пупы земли Gm Bm Эмалированные части головных систем Fm C Инстинктивные добровольцы Gm Bm Во имя вселенной и хлебной корочки Fm C Люди с большой буквы Gm Bm Слово «люди» пишется с большой буквы Fm C Свастика веры стянула лица Gm C Вавилонская азбука налипла на пальцах Fm C Исторически оправданный метод Gm Bm Пожирания сырой земли Fm C Это ли не то,что нам надо?! Gm Bm Это ли не то,что нам надо?! Fm C Gm Bm Это ли не то, что нам надо… Fm C А поутру они неизбежно проснулись Gm Bm Не простудились — не замарались Fm C Называли вещи своими именами Gm Bm Сеяли доброе, разумное, вечное Fm C Всё посеяли, всё назвали Gm Bm Кушать подано — честь по чести Fm C На первое были плоды просвещения, Gm Bm А на второе — кровавые мальчики Проигрыш: Fm C Gm Bm Куплет: Fm C Орденоносный господь победоносного мира Gm Bm Заслуженный господь краснознамённого страха Fm C Праведный праздник для правильных граждан Gm Bm Отточенный серп для созревших колосьев Fm C Gm Bm Fm C Яма как принцип движения к Солнцу Gm Bm Fm C Gm Bm Кашу слезами не испортишь нет Fm C Полные сани девичьим срамом Gm Bm Полные простыни ребячьим смрадом Fm C Девичьи глазки, кукушкины слёзки Gm Bm Fm C Gm Bm А так же всякие иные предметы Так кто погиб в генеральном сраженьи Кто погиб в гениальном поражении За полную чашку жалости В Сталинградской битве озверевшей похоти? Fm C Gm Bm Самолёт усмехнулся вдребезги В бугорок обетованной земли Самолёт усмехнулся вдребезги В бугорок обетованной землицы Fm C Gm Bm Fm C А свою любовь я собственноручно Gm Bm Освободил от дальнейших неизбежных огорчений Fm C Подманил ее пряником Gm Bm Подманил ее пряником Fm C Изнасиловал пьяным, жестоким ботинком Gm Bm И повесил на облачке, словно ребёнок Fm C СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ Gm Bm СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ Fm C СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ Gm Bm СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ Предприпев: Словно иней, сердобольный смех Словно иней, сердобольный смех Словно иней, сердобольный смех Словно иней, сердобольный смех Славно валиться на! На! На Припев: РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Кода: Fm C Gm Bm Вечность пахнет нефтью Fm C Gm Bm Вечность пахнет нефтью Fm C Gm Bm Вечность пахнет нефтью… Fm C Gm Bm Вечность пахнет нефтью… × Стоп

Bm G Трогательным ножичком пытать свою плоть Em Bm Трогательным ножичком пытать свою плоть Bm G До крови прищемить добровольные пальцы Em F# Отважно смакуя леденцы на палочке Bm G Целеустремленно набивать карманы Em Bm Мертвыми мышатами живыми хуями Bm G Шоколадными конфетами Em F# И нерукотворными пиздюлями Bm G На патриархальной свалке устаревших понятий Em F# Использованных образов и вежливых слов Bm G Em F# Покончив с собой уничтожить весь мир Bm G Em F# Покончить с собой уничтожить весь мир Bm A G Словно иней сердобольный смех(3р) Bm A G Славно валится на, на, на Bm G Bm G Русское поле экспериментов(4 р) География подлости, орфография ненависти Апология невежества, мифология оптимизма Законы гаубицы благонравия Знатное пиршество благоразумия Устами ребенка глаголет яма Устами ребенка глаголет пуля Вечность пахнет нефтью (2р) Словно иней сердобольный смех(3р) Славно валится на, на, на Русское поле экспериментов (4р). Мастерство быть излишним подобно мне Мастерство быть любимым,подобно петле Мастерство быть глобальным как печёное яблоко Искусство вовремя уйти в сторонку Искусство быть посторонним(2р). Новейшее средство для очистки духовок От задохнувшихся по собственной воле Новейшее средство для очистки верёвок От скверного запаха немытых шей Новейшее средство находить виновных(2р) Русское поле экспериментов(4р). За открывшейся дверью — пустота Это значит, что кто-то пришёл за тобой Это значит, что теперь ты кому-то Понадо-понадо-пона-надобился… А снег всё идёт, а снег всё идёт Русское поле источает снег… Иных хоронили в упаковке глазёнок Иных хоронили в упаковке газет… А то, что на бойне умертвили бычка — На то всеобщая радость, всеобщая гордость Всеобщая ненависть, всеобщая воля Всеобщая воля, да всеобщая старость… Набить до отказа собой могилу Это значит наследовать Землю Что же такое наследовать Землю? Это значит исчерпать терпение Что и требовалось доказать… Что и требовалось доказать! В дверной глазок, в замочную щель — Гениальные мыслишки, мировые войнушки Неофициальные пупы Земли Эмалированные части головных систем Инстинктивные добровольцы Во имя вселенной и хлебной корочки Люди с большой буквы Слово «Люди» пишется с большой буквы! Свастика веры стянула лица Вавилонская азбука налипла на пальцах Исторически оправданный метод Пожирания сырой земли Это ли не то, что нам надо?!(3р) А поутру они неизбежно проснулись Не простудились, не замарались Называли вещи своими именами Сеяли доброе, разумное, вечное Всё посеяли, всё назвали Кушать подано — честь по чести На первое были плоды просвещения А на второе — кровавые мальчики. Орденоносный Господь победоносного мира Заслуженный Господь краснознамённого страха Праведный праздник для правильных граждан Отточенный серп для созревших колосьев Яма — как принцип движения к Солнцу Кашу слезами не испортишь, нет. Полные сани девичьим срамом Полные простыни ребячьим смрадом Девичьи глазки, кукушкины слёзки А так же всякие иные предметы… Так кто погиб в генеральном сражении Кто погиб в гениальном поражении За полную чашку жалости В Сталинградской битве озверевшей похоти? Самолёт усмехнулся вдребезги В бугорок обетованной Земли Самолёт усмехнулся вдребезги В бугорок обетованной Землицы… А свою любовь я собственноручно Освободил от дальнейших неизбежных огорчений Подманил её пряником подманил её пряником Изнасиловал пьяным жестоким ботинком И повесил на облачке Словно ребёнок свою нелюбимую куклу(4р) Словно иней сердобольный смех(3р) Славно валиться на, на, на… Русское поле экспериментов(4р) Вечность пахнет нефтью(4р)

Смысл песни Русское поле экспериментов — Егор Летов

Егор Летов – поэт, музыкант, икона и «патриарх» панк-культуры. Для многих людей его образ ассоциируется с вечным бунтом против системы, бесконечной борьбой с железным веком и каменным, холодным и бездушным миром.

«Русское поле экспериментов» — самая бескрайняя, как русский пейзаж, песня в творчестве рок-поэта (чуть более 14-ти минут). Текст её как живописен, так и бесконечно сложен. Мозаика образов, отсылок, криков, надрывов, обрывов, нагромождений настолько осложняет понимание, что, кажется, это произведение неуловимо. Но это не так.

Стержневой образ в тексте – это, конечно, русское поле. Всё стихотворение говорит нам о трагической, неоднозначной истории русской земли. Интересный момент: в стихотворении Летова нет неба, есть только сплошная земля, которая даже снег источает из себя. Земля в стихотворении — то, откуда всё рождается, и куда всё погружается. Это смерть и жизнь в мире Летова. Но, прежде всего, смерть.

Смертью пронизано всё произведение поэта. Она пропитывает рабство русского народа, ею пахнут тоталитарные лидеры («орденоносный господь краснознамённых сил», «свастика веры»), косящие людей, как «созревшие колосья». Нефть, добываемая из земли, как будто субстанция смерти. Нефтью пахнет даже вечность.

Стоит отметить, что в мире, как его видит Летов, бушует пир глупости, глобальное невежество, подлость. На фоне этого выделяется строка «мифология оптимизма», как типично русская черта: вера, что страдания однажды закончатся, и наступит царство справедливости. Этим постоянно пользуются экспериментаторы, «сеющие разумное, доброе, вечное», которые кормят людей сначала «плодами просвещения», а потом мертвыми детьми. Их «гениальные мыслишки» выливаются в «мировые войнушки». Истиной в смертецентричном мире Летова является «пуля» и «яма».

Единственный возможный бунт для людей – убивать себя, однако это тоже является смертью. Система находит способы нажиться даже на этом: возникают новые эксперименты: «средства» для очищения вещей от следов самоубийства. В мире, по мнению Летова, невозможно торжество бунта и победы над системой, поскольку любое «движение к солнцу» начинается с ямы (читай: могилы).

Для Летова единственный способ как-то выйти за границы системы – это стать отщепенцем: «искусство быть посторонним». Идти и наблюдать за этим бесконечно уродливым миром, но пытаться не соприкасаться. Даже любовь в этом мире насилуется и уродуется. А, может, любви, как и неба, нет вовсе?

Летов не видит смысла ни в чём, даже в самоликвидации. К слову, интересным образом также является «сердобольный смех», который валится на поле. Правда, неясно откуда, но создаётся впечатление, что это что-то внеземное как-то странно (смеясь) жалеет прогнивший до самых глубин мир. Это будто смех бога или ангела смерти.

Библейский пласт в этом стихотворении очень интересен. Летов переиначивает известные цитаты и дети начинают «глаголить яму» и «пулю», а «наследовать землю» означает исчерпать терпение, то есть умереть, что противоположно словам Христа.

В общем, в «Русском поле экспериментов» Летов пытается уловить суть того мира, который видит вокруг себя. И этой сутью является смерть и её проявления. И так было на протяжении всей истории нашей страны: красивая обёртка, «пряник», за которым скрывается насилие, гибель, страдания, боль, ужас.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Отправить оценку