Бронетранспортер м3 скаут

M3A1 Scout car

Несмотря на довольно простую и незамысловатую конструкцию, американцы шли к созданию «скаута» почти 10 лет. Однако, едва машина пошла в производство в 1940 году, она, фактически, оказалась не у дел. Кавалерийский корпус армии США, что был основным заказчиком машины, ликвидировали, а у пехоты и артиллерии были свои БТР М3 и М2, появился полноценный броневик М8.
В американской армии «Скауты» применялись крайне ограниченно, на вторых ролях, как КШМ, санитарные машины в Тунисе и Италии. На «Втором фронте» они были еще более редкими. Некоторую часть М3А1 передали британцам — у них ниша разведытельной машины была занята своими образцами, поэтому «Скауты» в армиях Британского содружества также применялись ограниченно. Единственными армиями, которые использовали бронемашину по назначению, стала французская армия и РККА, куда по ленд-лизу отправили более 3000 штук. Французы применяли «Скауты» в Индокитайской войне, они дожили во вьетнамской армии до 1960-х. В РККА БТР пришёлся «ко двору» — никаких аналогов не было, военным нравилась универсальность, хорошая проходимость и простота конструкции. Не секрет, что М3А1 послужил прообразом отечественного БТРП 40 и 152. Служили «Скауты» в Советской армии до 1950-х. Производство этих БТРов на фирме «Уайт» завершилось в 1944 году после выпуска более 20000 экз. Стоит вспомнить, что имелся дизельный вариант «Скаута» М3А2, который распространения не получил. Со складов армии США, БТРы распространились по всему миру — после ВМВ они имелись у Югославии, Бельгии, Швеции, Израиля, стран
Северной Европы
Новинка «Тамии» изображает БТР в «советском» исполнении, что не может не радовать. Ко мне попала модель первых выпусков ещё во «временной» коробке, так, что с других сторон никаких боковиков на ней нет.
Комплектация — три больших литника оливково-зеленой пластмассы с деталями кузова и шасси, два одинаковых с колесами и ходовой, деталями салона. Пулеметы Browning М2НВ и М1919А4 находятся на отдельных литничках. Есть «стекляшка» с лобовыми стёклами и прозрачными фарами (абсолютно гладкими), декаль. Экипаж БТРа дан на отдельном литнике серого пластика. Травления в наборе нет и забыл упомянуть виниловые трубочки для более плотной посадки колес.
Перейдём к литникам — Детали очень четкие, чистые. Никакого брака нет в помине. Количество их также невелико.Следы толкателей -на внутренних поверхностях деталей и после сборки их не должно быть видно. Как известно, корпус «Скаута» собирался на винтах, что немаловажно для ускорения производства на автозаводе. На корпусе модели винтов нет, есть похожие на заклёпки аккуратные «пупырышки», у ХоббиБосса вышло лучше — на корпусе их БТРа отображены именно винты. Рама дана целиковой деталью (как и у всех других «Скаутов»). От двигателя есть только нижняя часть картера с коробкой передач и карданом. Трансмиссия сделана в духе «Тамии», знакомом по модели GMC CCKW 353 — мосты и карданы с раздаточной коробкой сделаны в одну деталь, что упрощает сборку. Нижние части бензобаков получились лучше, чем у китайцев. Колеса состоят из двух половинок и выглядят довольно архаично — сейчас уже есть
«трёхмерные» колёса. Из альтернативных вариантов сборки предложены открытые или закрытые жалюзи радиатора и опционный щиток перед водителем. Решетки на фарах надо менять по любому. На рельсе, опоясывающем боевое отделение сделаны скатки полотнищ «мягких» окон, которые могли вставляться в верхнюю часть дверного проема при опущенных
бронестворках. Сами двери, кстати, сделаны заодно с кузовом и не открываются. В наборе есть пять неплохо сделанных фигур советских бойцов заключительного этапа ВОВ. Отлиты фигуры хорошо. Особенно получились лица, среди которых есть азиат (на коробке нарисован). Среди фигур — водитель в комбинезоне и танкистском шлеме (вопрос открытый, поставлялись ли водителям «Скаутов» эти вещи). Офицер с пистолетом, в гимнастёрке, два пулемётчика и автоматчик (азиат). Оружия японцы пожалели — на всех солдат есть один ТТ и ППШ с «рожком». ППШ на себя похож, но не имеет рукоятки затвора
справа. Сумка и кобура ТТ получились замыленными. Трое рядовых бойцов одеты в ватники и шапки на «рыбьем меху». В декалях представлено три варианта окраски — два советских, широко известных, и один армии США на Сицилию с огромными ОЗ — тут придется изрядно помучиться с приваркой огромной декали на рельефной поверхности. Стоит модель 2850 р.
Резюме: очень простая, идеально отлитая, хорошо и легко собирающаяся модель с неплохими фигурками. Как известно, постоянство — признак мастерства, однако если бы на литниках был написан не 2018, а 1998 год, я бы не удивился. Принципиальных преимуществ перед моделью ХоббиБос японский кит не имеет, а тот дешевле на 1000- 1500 р.Из-за легкости сборки ее можно смело рекомендовать новичкам. Но вряд ли новичок купит ее за почти 3000 р, он как покупал изделие от «Звезды» за 600 р, так и будет брать. Так, что кому рекомендовать — ума не приложу.

Сообщества ›
Военно-Техническое Общество ›
Блог ›
Подарок дяди Сэма — M3 «Scout car»

Читателям нашего драйва и нашего сайта уже привычно видеть такую машину как БТР-40. Уверены, что, благодаря усилиям членов ВТО, многие узнали большое количество новой и интересной информации как об устройстве, так и истории этой машины.
Но у уже успевшего стать легендарным в рамках нашего общества бронетранспортера, есть и свой заграничный прародитель — американский разведывательный бронетранспортёр M3 Scout Car. Внешне эти машины очень похожи. Более того «американец» тоже служил долгое время в Красной Армии.
Давайте рассмотрим эту машину поближе.

В конце 1930-х годов в США был разработан легкий бронетранспортер, получивший название M3 Scout Car. Помимо своего прямого назначения, он мог использоваться для решения очень широкого круга задач: как дозорная или командно-штабная машина, легкий артиллерийский тягач или оружейная платформа для реактивных систем и минометов. Всего в США была создана примерно 21 тысяча бронетранспортеров данного типа, которые пользовались популярностью не только в американской армии, но и у армий стран, которые получали данные бронетранспортеры в рамках программы ленд-лиза.

С началом Второй мировой войны данный бронетранспортер попал в список вооружений, которые США поставляли своим союзникам в рамках программы ленд-лиза. Так данные бронетранспортеры оказались и в СССР. Вступив в войну, РККА имела достаточно большое число бронеавтомобилей разных классов, но достаточно быстро растеряла их в сражениях лета 1941 года, и иностранный бронетранспортер пришелся как нельзя кстати. В Красной Армии американские бронетранспортеры M3 Scout Car поступали в первую очередь на вооружение разведывательных батальонов. К середине войны эти мобильные подразделения были хорошо вооружены не только бронетранспортерами и мотоциклами, но и легкими танками, успешно действуя вплоть до самого завершения военных действий в Европе. Всего в Советский Союз было поставлено более 3000 «Скаутов», которые заслуженно пользовались любовью и уважением советских солдат.

В период между двумя мировыми войнами во всех государствах, которые располагали собственными бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил было возложено на легкие бронеавтомобили. Однако решение разведывательных задач было совсем не простым делом. Так, экипаж бронеавтомобиля состоял обычно из 2-3 человек, у каждого из которых были свои собственные функциональные обязанности внутри боевой машины, поэтому осуществлять разведывательную деятельность в отрыве от броневика было почти нереально. Последнее обстоятельство могло свести весь успех разведывательной деятельности к нулю.
К пониманию того факта, что боевая машина должна являться лишь средством доставки и последующей эвакуации разведывательной группы и при этом в случае надобности иметь возможность прикрыть ее отход огнем, первыми пришли в американской армии. Американский военный департамент предъявлял к подобной разведывательной машине очень жесткие, особенно по меркам начала 1930-х годов, требования. Помимо всего прочего, американские военные хотели, чтобы бронеавтомобиль был полноприводным. В документации бронеавтомобиль получил официальное обозначение Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе и тогда, и в будущем, его часто называли просто «скаут», опуская официальный буквенно-цифровой индекс, который был принят в армии США.

На объявленный американскими военными конкурс решила откликнуться компания White Motor Company, расположенная в Кливленде. С самого начала ХХ века эта компания братьев Уайт специализировалась на выпуске грузовиков, а в 1932-1933 годах из-за существенного падения продаж, которое было вызвано последствиями Великой депрессией, компания активно искала новых партнеров и заказчиков. В те годы платежеспособность американского военного ведомства не могла вызывать у руководства компании White Motor никаких вопросов. Как раз в это же время она поглотила фирму Indiana, а в их активе оказалось подходящее шасси легкого полноприводного 1,5-тонного грузовика White-Indiana 4х4, на котором был построен первый прототип разведывательного бронеавтомобиля, получивший обозначение T7.

По результатам проведенных испытаний американские военные заказали фирме небольшую партию новых бронеавтомобилей, получивших итоговое обозначение Scout Car М1. Уже в 1934 году 76 бронетранспортеров М1 поступило на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов американской армии, которые дислоцировались в Форт-Нокс (штат Кентукки). Бронемашины данной модификации отличались наличием 6-цилиндрового карбюраторного двигателя Hercules L с рабочим объемом 4,6 литра и мощностью 75 л.с. При этом бронетранспортер был вооружен сразу 4 пулеметами: двумя крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами Browning М2, находящимися в передней части корпуса, и двумя 7,62-мм пулеметами Browning М1919А4, расположенными по бортам корпуса.
Вдогонку за компанией White Motor Company, стремясь также получить заказ от военных, за разработку бронемашин с похожими характеристиками принялись и фирмы-конкуренты. Сначала, в 1935 году, на свет появился броневик, получивший военное обозначение М2. Данная модель, предложенная другой автомобилестроительной компанией Corbitt & Со из Северной Каролины, отличалась наличием 8-цилиндрового двигателем Lycoming New Corbitt Eight, развивавшего мощность 95 л.с., и двух 7,62-мм пулеметов М1919А4, которые были расположены по бортам корпуса. За этой моделью достаточно быстро последовала модификация М2А1, которая обладала уже принципиальным новшеством — рельс-шиной, которая охватывала открытую часть броневого кузова автомобиля по периметру. На этом рельсе при помощи специальных подвижных захватов могли быть установлены и могли свободно перемещаться пулеметы, что существенно повышало оперативность стрельбы по сравнению с установкой вращающихся пулеметов на неподвижных турелях.

White Motor Company между тем без дела не сидела. В компании учли свой собственный опыт в данной области и изучили наработки прямых конкурентов, разработав новую модель, получившую обозначением M3. Оснащался бронетранспортер новым шестицилиндровым карбюраторным двигателем Hercules JXD, развивающим мощность 110 л.с. Лобовой бронелист корпуса, расположенный перед радиатором, был установлен под наклоном, что обеспечивали лучшую защиту, увеличивая толщину приведенной брони и провоцируя больше рикошетов. В 1938 году новый бронетранспортер был принят на вооружение американской армии. При этом версия M3 также разошлась очень скромной партией — всего 64 машины.

В итоге уже в 1941 году в массовое производство был отправлен окончательный вариант от компании White Motor под названием М3А1. От своего непосредственного предшественника М3, модернизированный вариант бронетранспортера М3А1 отличался новым бронекорпусом с удлиненной задней частью и шириной. Изменениям подверглась и конфигурация бортовых дверей, а также конструкция лобового листа корпуса, дверцу в задней стенке при этом решили ликвидировать. На переднем бампере бронетранспортера впервые появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной чертой бронемашин американского производства периода Второй мировой войны. Толщина брони лобового листа корпуса бронетранспортера М3А1 составляла 12 мм, а всех остальных листов — 6,35 мм. По устройству агрегатов шасси М3А1 представлял собой типичный полноприводный (4х4) легкий грузовой автомобиль 1940-х годов с раздаточной коробкой, которая была установлена отдельно от коробки переключения передач и была связана с ней промежуточным валом.
По периметру открытого кузова бронетранспортера была размещена рельс-шина, которую позаимствовали от бронеавтомобиля Corbitt М2А1. По этой системе при помощи подвижных станков М22, свободно перемещались пулеметы, входившие в состав штатного вооружения бронетранспортера — их можно было без особых усилий направить вперед, назад, вправо, влево, а также просто перекатив по рельсу. Штатным вооружением версии М3А1 были крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет М2 и 7,62-миллиметровый пулемет М1919А4. Возимый боекомплект состоял из 8 тысяч патронов калибра 7,62 мм и 600-750 патронов калибра 12,7-мм. Коробки, снаряженные пулеметными лентами, размещались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 на бронетранспортере мог быть установлен 7,62-миллиметровый пулемет Browning М1917А1 с водяной системой охлаждением. Стоит отметить, что в Красной Армии на станок М22 в некоторых случаях устанавливали легендарный пулемет «Максим».

При этом в армии США предпринимались попытки перевода бронетранспортера с бензиновых двигателей на дизельные. Так на свет появилась модификация под названием М3А2, на которой испытывали дизельные двигатели Buda-Lanova и Hercules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Однако в общей сложности подобных бронемашин было построено не более 100 штук. Основным на период всей Второй мировой войны так и остался карбюраторный бронетранспортер «Скаут». Первоначально данные бронетранспортеры поступали на вооружение разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а позднее и пехотных дивизий американской армии. Помимо этого, бронетранспортеры использовались в качестве тягачей для 37-мм противотанковых орудий, штабных и медицинских бронемашин. К примеру, в санитарном броневике можно было перевозить 2-х лежачих и 3-х сидячих раненых.
Стоит отметить, что «Скауты» стали одним из самых массовых и популярных бронетранспортеров в Красной Армии. Советские военные использовали их точно так же, как и в войсках союзников, в основном в роли разведывательных или командно-штабных машин. Так разведывательная рота танковой или механизированной бригады по штату обладала 3-4 бронетранспортерами М3А1, разведывательный батальон корпуса имел уже 6-8 бронетранспортеров, а мотоциклетный полк армии — 13-16 «Скаутов». Пожалуй, единственным их недостатком, который выделяли советские солдаты в своих отчетах по боевому применению машин, можно было назвать ненадежное буксирное устройство, особенно при буксировке 76,2-мм дивизионных пушек ЗИС-3 и падение динамических характеристик в случае буксирования подобной артиллерийской системы.
Хорошая маневренность, обзорность и мощное вооружение позволяли эффективно использовать бронетранспортеры М3А1 во время уличных боев. Так, 25 апреля 1945 года первыми, кто ворвался на восточную окраину чешского города Брно, оказались бойцы разведроты старшего лейтенанта И. Матушкина из состава 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая различные заграждения, сильный автоматный и пулеметный огонь немцев, они решительно и смело продвигались вперед. Бронетранспортер M3 Scout Car сержанта Б. Баязиева вырвался вперед, опередив остальных. Водитель этой машины вовремя заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивают орудие, для того чтобы уничтожить прорвавшийся бронетранспортер, но сделать это враги не успели. Баязиев вовремя увеличил скорость движения, а пулеметчик — рядовой С. Иванов меткой очередью, выпущенной из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета, расстрелял весь расчет немецкого орудия. Вслед за разведчиками в Брно вошли бойцы мотострелковых подразделений из состава 4-й гвардейской механизированной бригады.

После завершения Второй мировой войны бронетранспортеры М3А1 Scout Car не исчезли с исторической сцены. Они достаточно широко применялись Францией в Индокитайской и Алжирской войнах, а также израильскими военными в Арабо-израильской войне 1948-1949 годов. По причине устаревания бронетранспортер был снят с вооружения большинства стран мира еще до 1950 года, но в армиях государств третьего мира бронетранспортеры «Скаут» продолжали использоваться вплоть до 1990-х годов.
Тактико-технические характеристики M3 Scout Car:

Габаритные размеры: длина — 5626 мм, ширина — 2032 мм, высота — 1994 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 5,62 т.
Колесная формула — 4х4.
Бронирование — лоб корпуса (верх) — 13 мм, лоб корпуса низ, борта и корма корпуса — 6 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с.
Максимальная скорость — 81 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 400 км.
Вооружение: 1х12,7-мм пулемет M2HB и 1-2х7,62-мм пулемета M1919A4, боекомплект 750 и 8000 патронов соответственно.
Экипаж — 8 человек.
Источник

В следующий раз мы расскажем о старшем брате советского БТР-152 — американском полугусеничном бронетранспортере М3 .

Очередной герой нашего сериала известен многим. Кто-то видел его в экспозициях музеев. Кто-то удивлялся его появлению на кадрах военной кинохроники. А кто-то эксплуатировал его «советского сына».

Наш герой, как это было со многими «американцами» того периода, был для СССР действительно в новинку. Даже в период Отечественной войны, когда военная техника появлялась на наших предприятиях в рекордное время, ничего подобного создано не было.

Причиной такого пренебрежения к созданию подобной техники в СССР было не только стандартное отставание советской промышленности от промышленности США, но и достаточное насыщение соответствующих частей машинами других классов. Но с теми же задачами.

Итак, речь сегодня пойдет о легком многоцелевом бронетранспортере М3А1 Scout Car (автомобиль-разведчик). Том самом, который до сих пор вызывает вопросы у большинства посетителей музеев своим буферным вращающимся барабаном, установленным спереди корпуса. Кстати, этот барабан в дальнейшем стал «фишкой» большинства бронемашин производства США того периода.

Начать следует все-таки не с конструкции и истории создания, а с причин появления самой идеи создания таких машин.

30-40-е годы 20 века характеризуются бурным развитием бронетанковой техники во всех ведущих армиях мира. Век моторов диктовал свои условия будущей войны. Свои скорости и свои решения для множества подразделений, в том числе и разведывательных.

Большинство конструкторов из разных стран пошли по пути создания легких танков и бронеавтомобилей разведки. В принципе, решение было логичным. Легкие, скоростные танки или бронеавтомобили действительно могли выполнять роль авангарда танковых частей и соединений. А наличие легкой брони защищало экипаж от вражеских пуль и осколков. Плюс мобильность разведчика позволяла ему в случае чего попросту разорвать контакт с внезапно появившимся противником, то есть, проще говоря, смыться.

На первый взгляд, небольшие бронемашины и легкие танки полностью соответствовали решению поставленных перед ними военными задач. Но это на первый взгляд. На самом деле, в работе этих машин был существенный недостаток. Именно в части разведки.

Величина этих разведчиков существенно сокращала количество членов экипажа машины. Более того, каждый член экипажа имел собственные обязанности. При попадании в боевую ситуацию, экипаж не столько занимался разведкой, сколько вел бой с противником.

И второй недостаток. Уже более специфический. При ведении разведки позиций противника, в большинстве случаев, машину необходимо оставить на некотором расстоянии от противника. А непосредственное наблюдение должен вести пеший разведчик.

Вот тут-то и «зарыта собака». Экипаж во время ведения разведки не имеет права покидать машину! Командир разведдозора просто вынужден или нарушать установленный уставом порядок действий и лишать экипаж необходимого при ведении боя члена экипажа машины, или вести разведку боем, вызывая огонь на себя.

В иных случаях результаты разведки были более чем сомнительны. На уровне «по непроверенным данным». Да и сам бой на слабозащищенных машинах был более чем сомнительным мероприятием. Бронемашина легко поражалась не только артиллерией, но и крупнокалиберными пулеметами.

Отсюда следует, что бронемашина для разведывательных подразделений должна использоваться не столько как боевая машина, сколько как транспортное средство для доставки и эвакуации разведчиков. Но, в то же время, она должна быть достаточно хорошо вооружена для поддержки отхода группы в случае её обнаружения.

Первыми, кто пришел к таким выводам, были американцы. Именно американские военные ещё в 30-е годы заговорили о создании именно бронетранспортера. В начале 30-х годов военный департамент США сформулировал достаточно жесткие требования к таким машинам. Тогда же появилось и название автомобилей-разведчиков (Scout).

Впоследствии, при эксплуатации этих транспортеров, именно это название чаще всего применяется при их обозначении в официальных документах. Буквенно-цифровой индекс армии США почти не применялся.

Как же создавались первые бронированные автомобили-разведчики в США?

В основу первого такого автомобиля, традиционно для США, положен коммерческий грузовик-полуторка White indiana 4×4. Назвать этот первый бронеавтомобиль бронетранспортером было сложно. Точнее, полноценным бронетранспортером. Созданный фирмой White Моtor Соmpany в 1933 году прототип получил обозначение Т7. А последствии, армейское обозначение М1.

М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules I. рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов.

Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Brawning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Brawning М1919А4 по его бортам.

Увы, после испытаний на полигоне, решено было выпустить всего лишь 76 таких машин для вооружения двух бронекавалерийских батальонов в Форт-Ноксе (штат Кентукки). История Scout Car М1 на этом закончилась.

Но успех М1 воодушевил и другие фирмы на создание «разведчиков». Причем, конструкторы пошли опять же традиционным путем.

Уже в 1935 году был создан другой прототип — Т9. И создала его фирма-конкурент Соrbitt & Со. Судьба этого прототипа полностью повторили судьбу М1. Ограниченная серия и … забвение. Но кое-какие важные изменения, которые потом вошли в следующий вариант, отметить следует.

В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с.

Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов M1919A4 расположенных по бортам. Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.

Кстати, именно М2 стал «отцом» другого интересного решения, применяемого сегодня повсеместно. Одной из версий этого «Скаута» был самоходный миномет Т5Е1, калибром 4,2 дюйма. Правда стрелять из кузова, как это делают сегодня, миномет не мог, но все же. Миномет с помощью специального устройства устанавливался позади кузова автомобиля и оттуда вел стрельбу.

В материалах о грузовиках мы часто упоминаем фирму Маrmon Herrington из Индианаполиса. Ту самую, что занималась модификацией автомобилей «Форд». Особенно для нужд армии.

Естественно, «Мармон» не мог пройти мимо такого лакомого куска, как автомобили-разведчики. Они разработали сразу два «Скаута». В 1935 году на суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик А75SСА, аналогичный по своим характеристикам М2.

Он оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине — Т13, созданной на шасси коммерческого 1-тонного грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.

А как же первопроходцы? Фирма White Моtor Соmpany не стала «драться» с конкурентами, а пошла по пути дальнейшей модернизации М2А1. Интересен факт модернизации не только двигателя, новая версия получила 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с., но и самого корпуса.

Корпус, в уже принятом армией варианте, традиционно считается неприкосновенным. Его изменения всегда сопряжены с осложнениями при приемке новой машины. Тем не менее, White пошла на изменение и корпуса, и внешнего вида машины.

М3 получил броневой лист перед радиатором, который расположили под рациональным углом, что повысило его пулестойкость. Да и толщина брони была увеличена до 12,7 мм.

В 1938 году именно этот модернизированный бронетранспортер был стандартизирован армией США под индексом М3. И опять машина ушла в войска малой серией. До 1940 года было выпущено 64 единицы данной версии машины. Все они пошли в 13 кавалерийский полк и 7 кавалерийскую механизированную бригаду.

Опыт использования данных бронетранспортеров был признан в целом положительным. Намечалась организация массового производства М3 для разведывательных подразделений американской армии. Однако, уже в 1939 году White Моtor Соmpany представляет обновленную версию кузова. Где-то даже революционную.

Новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали.

В передней части корпуса, а точнее — перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.

Именно в этом корпусе нам и известен Скаут. В армии же США он получил индекс М3А1. И именно этот бронетранспортер пошел в серию в 1941 году.

Что же из себя представляет Скаут М3А1 с точки зрения конструкции.

По устройству агрегатов шасси М3А1 представлял собой типичный полноприводный (4х4) легкий грузовой автомобиль 1940-х годов с раздаточной коробкой, которая была установлена отдельно от коробки переключения передач и была связана с ней промежуточным валом.

«Скаут» имел полностью бронированный открытый сверху корпус, в передней части которого находился двигатель, а за ним размещались отделение управления и отделение десанта. Бронекорпус имел различное бронирование. Толщина брони лобового листа корпуса бронетранспортера М3А1 составляла 12,7 мм, а всех остальных листов — 6,35 мм.

Иногда возникает вопрос о целесообразности открытой крыши на корпусе БТР. Ответ прост: конструкторы отказались от дополнительных дверей в кормовой части кузова. Двери сохранились лишь для водителя и командира. Таким образом, для быстрой эвакуации личного состава, а также погрузки-выгрузки, крыша стала бы препятствием. А так – прыгай, и все. Или пролезай под рельсой. Не самый удобный метод, но там, где место для удара головой — мягкая брезентовая подушка.

И второе. При ведении огня с борта машины пулеметчики использовали рельс-шину, заимствованную у Corbitt М2А1. Таким образом, стрельба велась над бортом. Таким же способом действовали и солдаты десанта, обеспечивая круговой сектор обстрела.

Штатным вооружением версии М3А1 были крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет М2 и 7,62-миллиметровый пулемет М1919А4. Возимый боекомплект состоял из 8 тысяч патронов калибра 7,62 мм и 600-750 патронов калибра 12,7-мм. Коробки, снаряженные пулеметными лентами, размещались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова.

Пулеметы устанавливались не стационарно, а на специальной системе подвижного станка М22. Именно эта система позволяла без особых усилий перемещать пулеметы практически по всему бронекорпусу БТР.

Кстати, на некоторых БТР М3А1 вместо пулемета М1919А4 устанавливался 7,62-мм пулемет Browning М1917А1 с водяной системой охлаждением. В варианте советской армии, там же устанавливался пулемет Максим. Но это скорее исключения, чем правило.

Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем. «Скаут» имел очень высокую скорость по дороге (до 90 км/ч), но ограниченную подвижность на пересеченной местности и не мог обеспечить должную мобильность моторизованной пехоте.

Сидеть верхом на бензобаке… Ну есть в этом что-то такое, правда?

Сегодня это звучит странно, но именно ограниченная подвижность по пересеченной местности сделала «Скаутов» не очень желанными машинами в американской армии. Но, с другой стороны, их универсальность поражала.

Бронетранспортеры выполняли не только функции разведывательных машин, но и тягачей, свободно перемещая 37-мм противотанковые пушки, санитарных машин, перевозя за один рейс 2 тяжелораненых или 3 легкораненых, штабных машин, машин артиллерийских наблюдателей.

С 1942 года «Скауты» стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых пушек), один в разведывательной группе и девять «скаутов» в трех разведывательных секциях.

Скаут М3А1 широко известен не только на европейском ТВД, но и в Канаде и Австралии. США поставляли БТР канадской и австралийской армиям, войскам «Свободной Франции», польским, бельгийским и чехословацким армиям. Ну и конечно СССР.

Первыми М3А1 получили канадские и австралийские части; английская же армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались М3А1 в штабных подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных и машин артиллерийских наблюдателей.

В танковых и бронеавтомобильных частях «Скауты» довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей получил по взводу стрелков и по четыре «Скаута» для их перевозки. Во второй половине 1944 года «Скауты» в британской армии уже были почти во всех мотопехотных батальонах британцев.

Интересна судьба «Скаутов», которых поставляли в СССР по ленд-лизу. Первые поставки этих машин начались в начале 1942 года. Дело в том, что в документах того периода эти машины не имели даже единого названия. Можно встретить как минимум три различных названия для этого вида техники. Бронетранспортер, бронемашина и полубронемашина. И все это «Скаут» М3А1.

Машина настолько была необычной, что советское командование было вынуждено организовать подготовку экипажей для этих БТР в специально созданном на базе 20-го танкового полка учебном полку в Урюпинске, а с 1 марта 1942 года в Рязани. Параллельно в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров готовили технические кадры и переучивали офицеров и сержантский состав для командования подразделениями этих БТР.

«Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3-4 М3А1, разведбатальон корпуса — 6-8, а мотоциклетный полк армии — 13-16.

Машины были действительно любимы солдатами и офицерами. А для примера боевого использования данного БТР, возьмем описание действий разведроты 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года:

«Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28 гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий поселка.
Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М3А1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику.

В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена. Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу по которой должна была двигаться колонна автомашин.
Высланные вперед два бронетранспортера М3А1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника».

Густые кавалерийские усы и профессорские очки. Правильно, генерал-полковник Павел Алексеевич Ротмистров. А сзади его «Скаут».

Скаут М3А1 выпускался до 1944 года. Всего с конвейеров завода сошло 20 994 бронетранспортера. Из них в СССР было поставлено 3 034 машины.

Технические данные «Скаут Кар» М3А1:

Вооружение:
— пулемет 12,7-мм М2НВ – 1 (б/к до 700 патронов);
— пулемет 7,62-мм М1919А4 — 2 шт (б/к до 8000 патронов).

Преодолевает преграды:
— подъем, град: 30
— стенка, м: 0,3
— брод, м: 0,7

Но на этом материал закончить невозможно. Просто потому, что остался один важный для нашей военной техники вопрос. Чей же «отец» «Скаут» М3А1? Это утверждение в начале статьи требует доказательств.

Советские конструкторы во время войны занимались множеством проблем. Увы, но в приоритетных бронетранспортеры не значились. Американские и британские машины успешно заполняли этот недостаток. Да и производственные мощности были заняты выпуском других видов вооружений и техники, например, танков и САУ, более полезных в тот текущий момент времени.

СССР попросту не имел даже таких грузовиков, которые могли бы стать основой для разработки БТР. Только в 1944 году начались испытания советского ГАЗ-63.

Характерной особенностью этого автомобиля были широкие шины 9,75-18 и односкатные задние колеса, которые имели такую же колею, как и передние. При движении по грязи, снегу, песку все колеса шли «след в след», не испытывая дополнительного сопротивления качению за счет разности ширины колеи.

На государственных испытаниях полноприводных машин ГАЗ-63 продемонстрировал, как отмечалось в отчете Главного автотракторного управления Красной Армии, «рекордные показатели проходимости».

В начале 1947 года в ОКБ Горьковского автозавода, руководимом В.А. Дедковым, началось проектирование легкого двухосного бронетранспортера «объект 141», рассчитанного на перевозку восьми пехотинцев, – «Скаута» по-советски. Ведущим конструктором был назначен В.К. Рубцов. Для этой машины применили шасси ГАЗ-63, сократив базу на 600 мм и увеличив мощность двигателя на 10 л.с.

Было спроектировано и создано несколько образцов БТР, но только в 1949 году бронетранспортер успешно прошел госиспытания и под обозначением БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии.

В конце 1950 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось серийное производство машины, а ее создатели удостоились Сталинской премии. Броневые корпуса изготавливал Муромский паровозоремонтный завод.

Именно этого советского потомка американского «Скаута» многие и видели на парадах и в музеях…

/Александр Ставер, Роман Скоморохов, topwar.ru/

M3, Бронетранспортер

Scout Car M3A1
Бронированный автомобиль-разведчик – легкий бронетранспортер, созданный на шасси полноприводного коммерческого грузового автомобиля. Завершающая модель целого семейства боевых машин, начатого со Scout Car M1 в 1934 году и представленного прототипами и опытными партиями. В 1941 году фирма White Motor Company развернула производство первого, по-настоящему серийного варианта- M3A1, изготовив до конца 1944 года 20 918 единиц.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
сварной открытый корпус установлен на раме шасси. В передней части корпуса по бортам имеются двери для посадки и высадки водителя и командира. По периметру корпуса смонтирован рельс, к которому крепятся и могут свободно перемещаться вдоль него пулеметы. Для ведения зенитной стрельбы предусмотрена стойка в центре кузова. Перед бампером машины установлен специальный подрессоренный барабан, облегчающий преодоление вертикальных препятствий.

В 1938 году несколько машин-разведчиков МЗ, или «скаутов» (именно такое название стало наиболее популярным), поступило в 13-й кавалерийский полк 7-й механизированной кавбрига-ды. Их эксплуатация носила опытовый характер. От последующего крупносерийного варианта МЗ отличались меньшей мощностью двигателя и отсутствием барабана впереди корпуса.

С 1941 года «скауты» M3A1 были стандартным вооружением разведывательных батальонов и кавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий. Кроме того, они использовались в качестве тягачей противотанковых орудий, санитарных и штабных машин. Наиболее известным пассажиром штабного варианта M3A1, предпочитавшим его «Виллису», был генерал Дж. Паттон.

M3A1 поставлялись союзникам США – Великобритании, СССР, Франции, находились в строю польских и чехословацких войск. В США и Великобритании «скауты» сняли с вооружения почти сразу после войны, передав его функции отчасти джипам, а отчасти легким танкам. В СССР МЗА1 использовались до 1947 года и послужили непосредственным прототипом при разработке легкого бронетранспортера БТР-40. Французы использовали «скауты» в Алжире и Индокитае в 50-е годы, причем часть машин была переоборудована в дрезины. Во многих других государствах, в основном Азии, Африки и Латинской Америки, «скауты», подчас модернизированные до неузнаваемости, состояли на вооружении до конца 70-х годов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,624.
ЭКИПАЖ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5619,
ширина – 1962,
высота – 2111,
дорожный просвет – 301,
база – 3327.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Browning M2HB калибра 12,7 мм, 1 пулемет Browning M1919A4 калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 600 патронов калибра 12,7 мм, 8000 патронов калибра 7,62 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 12,7, борт и корма – 6,35.
ДВИГАТЕЛЬ: Hercules JXD, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 110 л.с. (81 кВт) при 3000 об/мин, рабочий объем 5236 см3.
ТРАНСМИССИЯ: 4-скоростная коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, двойной дифференциал, тормоза гидравлические колодочные с вакуумным усилителем;
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4х4, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 83.
ЗАПАС ХОДА, км: 360.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30,
высота стенки, м – 0,36,
глубина брода, м – 0,7.

Half-Track Cars and Personnel Carriers
Семейство наиболее известных и популярных боевых бронированных машин союзников в период второй мировой войны. Разрабатывались с 1932 года с использованием шасси грузовых автомобилей с заменой задних ведущих колес гусеничным движителем типа «Keipecc». В 1938 году таким движителем был оборудован Scout Car M3, что привело к созданию в 1040 году фирмой Diamond T Motor Company последних прототипов Т14 и Т8, стандартизированных как Half-Track Car М2 и Half-Track Personnel Cairier M3 соответственно и ставших базовыми модификациями семейства Серийное производство осуществлялось фирмами Diamond T MotOi Company, White Motor Company, Autocar Motor Company и International Harvester Company. С 1941 по 1944 год
было выпущено 53 813 машин.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
М2 – базовый вариант полугусеничного армейского тягача. Предназначался для буксировки полевой 105-мм гаубицы М1. В кузове размещался артиллерийский расчет из 6 человек, имелись специальные ящики для снаряжения. По периметру клепаного корпуса был смонтирован рельс для установки пулеметов. Боевая масса 7,99 т. Габариты 5962х1962х1842 мм. Вооружение: 1 пулемет M2HB калибра 12,7 мм, 1 или 2 пулемета М1917А1 или M1919A4 калибра 7,62 мм. Броня 6,35…12,7 мм. Двигатель White 160AX мощностью 147 л. с. Экипаж 10
человек. Изготовлено 11 415 единиц.

М2А1 – 12,7-мм пулемет на турели в правой передней части кузена, 7,62-мм пулеметы на вертлюжных установках по бортам. Рельс для крепления пулеметов демонтирован. Изготовлено 1643 единицы, 5065 единиц переоборудовано из М2.

M3 – базовый вариант полугусеничного бронетранспортера. Корпус длиннее, чем у М2 на 250 мм. Вместо ящиков для снаряжения – дополнительные сиденья для пехотинцев. Дверь в корме кузова. Вооружение: 1 пулемет V1919A4 на стойке в передней чзсти кузова. Экипаж 13 человек. Изготовлено 12499 единиц

МЗА1 – 12,7-мм пулемет на турели в правой передней части кузова, 7,62-мм пулеметы на вертлюжных установках по бортам. Изготовлено 2862 единицы.

М5 – M3 производства фирмы International Harvester Company. Сварной корпус с закругленной кормовой частью. Вертовая броня толщиной 8 мм. Крылья упрощенной формы: Двигатель International RED-450-B мощностью 141 л.с. Изготовлено 4625 единиц.

M5A1 – 12,7-мм пулемет на турели, 7,62-мм пулеметы по бортам. Изготовлено 2959 единиц.

М9 – М2 производства фирмы International Harvester Company. Изготовлено 2026 единиц.

М9А1 – 12,7-мм пулемет на турели, 7,62-мм пулеметы по бортам. Изготовлено 1407 единиц.

М4 ММС – версия М2, предназначенная для транспортировки 81-мм миномета, трех человек расчета и 126 выстрелов (ММС-Mortar Motor Carriage). Стрельба из миномета осуществлялась с грунта. Вспомогательное вооружение – 7,62-мм пулемет М1919А4. Экипаж 6 человек. Изготовлено 572 единицы.

М4А1 ММС – М4 с усиленным днищем корпуса. Стрельба из миномета осуществлялась с машины назад. Вспомогательное вооружение – пулемет М1919А4. Изготовлено 600 единиц.

М21 ММС – самоходный 81-мм миномет на шасси M3. Стрельба осуществлялась с машины вперед с углами горизонтального наведения 30° в обе стороны и с углами возвышения от 40° до 80°. Вспомогательное вооружение –
крупнокалиберный пулемет М2НВ. Изготовлено 110 единиц.

M3 и МЗА1 75 mm GMC – 75-мм самоходная пушка М1897А4 (GMC – Gun Motor Carriage) на шасси бронетранспортера M3. Орудие, прикрытое специальным щитом, установлено в передней части кузова. Изготовлено 2202 единицы.

Т30 75 mm HMC – 75-мм гаубица М1А1 (НМС – Howitzer Motor Carriage) на шасси бронетранспортера M3. Машины ранних выпусков не имели щитового прикрытия орудия. Изготовлено 500 единиц.

Т19 105 mm HMC – 105-мм гаубица М2А1 на шасси M3. Изготовлено 324 единицы.

М13 MGMC – зенитная самоходная установка (MGMC – Multiple Gun Motor Carriage) на шасси M3. Вооружение: два пулемета Browning M2HB в авиационной вращающейся установке типа Maxson. Максимальный угол возвышения 90°. Скорость вращения установки 74° в секунду. Изготовлено 535 единиц.

М14 MGMC – то же, что и М13, но на шасси М5. Изготовлено 1605 единиц.

М16 MGMC – счетверенная установка 12,7-мм пулеметов M2HB в установке Maxson. Практическая скорострельность – 2000 выстр./мин. База – бронетранспортер M3. Изготовлено 2877 единиц, 568 из них переделано из М13.

М17 MGMC – то же, что и М16, но на шасси М5. Изготовлено 1000 единиц.

Т10 MGMC – спаренная установка 20-мм автоматических пушек в установке Maxson на шасси бронетранспортера M3. Изготовлено 110 единиц.

Т28Е1 CGMC – комбинированная зенитная самоходная установка (Combination Gun Motor Carriage) на базе бронетранспортера M3, вооруженная 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулеметами с водяным охлаждением. Изготовлено 80 единиц.

М15 CGMC – то же, что и Т28Е1, но с круговым броневым прикрытием вооружения. Крупнокалиберные пулеметы M2HB. Изготовлено 680 единиц.

М15А1 – тоже, что и М15, на шасси МЗА1. Изготовлено 1652 единицы.

Первые М2 были переданы армии США в мае, а M3 – в июне 1941 года. Они поступали на вооружение 14 мотопехотных полков, формировавшихся в 1940 – 1941 годах. Боевое крещение состоялось в ноябре 1942 года во время проведения операции «Torch» – высадка американских войск в Северной Африке. В тот период в танковой дивизии насчитывалось 733 полугусеничных бронетранспортера. Первой воинской частью, вступившей в бой на этих машинах и понесшей, кстати, большие потери, был 6-й мотопехотный полк (6th Armored Infantry Regiment) 1-й танковой дивизии.

Впоследствии эти машины, как и их усовершенствованные варианты М2А1 и МЗА1, использовались американцами во всех без исключения боевых операциях второй мировой войны, как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Самоходные 75-мм орудия на шасси M3 впервые вступили в бой в декабре 1941 года на Филиппинах в составе Временной бригады полевой артиллерии (Provisional Field Artil-lery Brigade). Часть из них захватили японцы и в 1944 – 1945 годах использовали уже против американцев. Впоследствии эти машины состояли на вооружении противотанковых батальонов вплоть до замены их САУ М10, участвовали в боях в Северной Африке и Италии. Корпус морской пехоты США использовал эти машины в боях на островах Тихого океана до 1945 года.

Самоходные гаубицы ТЗО и Т19 находились в войсках недолго – до начала 1943 года. К началу высадки в Сицилии почти все они были заменены САУ М8 и М7 на танковых шасси.

Значительно дольше эксплуатировались в армии США самоходные зенитные установки. Наиболее массовая из них – М16 – состояла на вооружении зенитно-артиллерийских батальонов (Anti-Aircraft Artillery Battalions) до 1950 года.

Бронетранспортеры М5 и М9 и машины на их базе предназначались в основном для экспорта. Более половины из их числа отправили в Великобританию, откуда они попали в войска стран Содружества, а также в польские и чехословацкие части на Западе. Получали англичане и машины модификаций М2 и МЗ, а также различные самоходно-артиллерийские установки. 1431 полугусеничный бронетранспортер был поставлен войскам «Свободной Франции». Советский Союз получил 1158 бронетранспортеров, 650 САУТ48, которые разрабатывались по британскому заказу, но англичанам почему-то не понравились, и 1000 ЗСУ М17. Некоторое количество бронетранспортеров поставили в Бразилию, Чили и Мексику. Имелись они и в составе китайских войск, воевавших в Бирме.

После второй мировой войны значительное количество этих машин, именуемых «half-tracks» – «полугусеничники», состояло на вооружении во многих странах мира, активно использовались они и в локальных войнах: воевали в Корее, Алжире и Индокитае. Израиль применял эти машины в арабо-израильских войнах 1948, 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. На вооружении израильской военной полиции они состоят и по сей день.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
БОЕВАЯ МАССА, т: 9,299.
ЭКИПАЖ, чел.: 13.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6325,
ширина – 2222,
высота – 2682,
дорожный просвет – 284,
база – 3300,
колея – 1620.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Browning M2HB калибра 12,7 мм, 2 пулемета М1917А1 или М1919А4 калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 700 патронов калибра 12,7 мм, 7750 патронов калибра 7,62 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб – 12,7,
борт и корма – 6,3.
ДВИГАТЕЛЬ: White 160AX, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 147 л.с. (108 кВт) при 3000 об/мин; рабочий объем 6322 см3.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сухое сцепление Spicer, четырехскоростная коробка передач, демультипликатор, карданные валы, конические дифференциалы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передний управляемый ведущий мост Timken F35-HX-1, размер шин 8,25-20″, задний ведущий мост Timken 56410-BX-67, гусеничный движитель каждого борта состоит из четырех сдвоенных опорных катков (подвеска блокированная балансирная с буферными пружинами), поддерживающего катка направляющего колеса с натяжным механизмом, ведущего колеса переднего расположения; гусеничная лента шириной 300 мм цельная, резинометаллическая, с направляющими гребнями; подвеска переднего моста на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 72.
ЗАПАС ХОДА, км: 338.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 37,
высота стенки, м – 0,3,
глубина брода, м – 0,81.

БТР М2,М3

Американские полугусеничные бронетранспортеры
Семейство полугусеничных бронетранспортеров «хафтрэков», одно из наиболее известных и популярных среди боевых машин союзников в период Второй мировой войны, начало разрабатываться в США с 1932 года. К их проектированию приступили сразу четыре фирмы: James Cunniagham and Sons, Linn, GMC и Marmon-Herrington. В качестве прототипа использовалось французское шасси Citroen-Kegresse C417, несколько образцов которого были закуплены годом ранее. В течение пяти лет создавались и испытывались опытные полугусеничники вариантов отТ1 до Т9Е1. Последний, признанный наиболее удачным, базировался на шасси грузового автомобиля Ford V-8 с колесной формулой 4х2. Задний мост был заменен гусеничным движителем фирмы Timken с резинометаллической гусеницей.

В 1938 году таким движителем оборудовали бронированный автомобиль-разведчик Scout Car M3, что подтолкнуло фирму Diamond Т Motor Company к созданию в 1940 году прототипов Т14 и Т8. Стремительное развитие событий в Европе, падение Польши, Бельгии, Голландии и Франции заставило американцев форсировать работы. В результате уже в октябре 1940 года прототипы Т14 и Т8 были стандартизированы (то есть приняты на вооружение армии США) как Half-Track Car M2 и Half-Track Personel Carrier M3 соответственно. При этом первый являлся полугусеничным артиллерийским тягачом, а второй — бронетранспортером.
Серийное производство Half-Track Car M2 началось весной 1941 года и продолжалось вплоть до 1943-го. Компании White Motors и Autocar изготовили за это время 8423 и 2992 тягача соответственно.
Основные характеристики М2А1
Конструкция M2 базировалась на автомобильных агрегатах. Машина имела классическую капотную компоновку. Корпус простой коробчатой формы с вертикальными бортовыми и кормовыми стенками собирался из катаных броневых листов на каркасе из уголков. Листы с каркасом соединялись винтами. Передняя часть корпуса, включая капот и кабину водителя, была заимствована у бронетранспортера-разведчика Scout Car M3A1. По сравнению с последним, M2 имел значительно больший объем кузова. В кузове размещался артиллерийский расчет из шести человек и имелись два ящика для орудийных выстрелов, доступ в которые открывался снаружи, для чего в бортах машины были откидные двери. Дверь в кормовом листе кузова для посадки и высадки расчета отсутствовала. Внутри корпуса, по его периметру, монтировался рельс для установки пулеметов. В штатное вооружение машины входили 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 и 12,7-мм пулемет Browning M2HB. Бронетранспортеры ранних выпусков могли комплектоваться 7,62-мм пулеметом Browning М1917А1 с водяным охлаждением. Пулеметы крепились к рельсу подвижными станками М22, позволявшими вести огонь и по воздушным целям.
На машине устанавливался четырехтактный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель White 160АХ мощностью 147 л.с. при 3000 об/мин. Главный фрикцион Spicer сухой, однодисковый. Коробка передач четырехскоростная. Раздаточная коробка, одновременно являвшаяся демультипликатором и смонтированная в одном картере с коробкой передач, имела две передачи — прямую и замедленную. Она обеспечивала передачу крутящего момента к переднему и заднему ведущим мостам, а также отбор мощности на лебедку.
В отличие от немецких полугусеничных тягачей передний мост бронетранспортера M2 марки Timken F-35-HX-1 был не только управляемым, но и ведущим. Это обстоятельство существенно улучшало проходимость машины. Задний мост Timken 56410-BX-67 — ведущий, гусеничного хода. Дифференциалы переднего и заднего мостов автомобильного типа с полностью взаимозаменяемыми деталями. Передние колеса автомобильные, размер шин 8,25-20″, подвеска переднего моста на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами.
Гусеничный движитель каждого борта состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки, которые объединялись в общий агрегат. Правый балансирный агрегат соединялся с левым поперечной трубой. Поэтому эти агрегаты можно было откатить вместе, предварительно отсоединив их кронштейны от рамы бронетранспортера. Подвеска гусеничного движителя балансирная, на ленточных пружинах буферного типа, установленных вертикально. Ведущее колесо переднего расположения комплектовалось стальной ведущей звездочкой, двумя направляющими фланцами и ступицей. Направляющее колесо располагалось сзади. Для предотвращения провисания гусеницы на кронштейне балансирного агрегата устанавливался поддерживающий ролик. Тормоза — колодочного типа, с гидравлическим приводом.
Гусеница — резинометаллическая цельная шириной 300 мм с гребнями зацепления, которые одновременно являлись направляющими гусеницы. Для увеличения проходимости на нее надевались специальные грунтозацепы, а на передние колеса — цепи противоскольжения браслетного типа.
В передней части машины располагалась однобарабанная лебедка. На некоторых машинах вместо лебедки устанавливался буферный барабан диаметром 310 мм, облегчавший преодоление таких препятствий, как, например, рвы и эскарпы. Бронетранспортеры, оборудованные буферными барабанами, преодолевали траншеи шириной до 1,8 м.
При боевой массе 7,99 т Half-Track Car M2 мог буксировать орудия массой до 3,5 т (например, полевую гаубицу М1 калибра 105 мм) со средней скоростью по шоссе до 36 км/ч. Максимальная скорость движения без прицепа достигала 69 км/ч, запас хода — 290 км.
В октябре 1943 года началось производство машины модификации М2А1. От М2 она отличалась турельной установкой крупнокалиберного пулемета, смонтированной в правой части водительской кабины над местом командира. Рельс для монтажа пулеметов был демонтирован, а 7,62-мм пулеметы устанавливались на одном из трех кронштейнов по бортам и в корме корпуса. До марта 1944 года фирма White Motor Company выпустила 1643 бронетранспортера М2А1, еще 5065 таких машин были переоборудованы из М2.
Основные характеристики М3
Что касается бронетранспортера М3, запущенного в серию одновременно с М2, то его корпус был длиннее на 250 мм. Вместо ящиков для артиллерийских снарядов в кузове установили десять сидений десанта (спиной к бортам). Рельс для крепления пулеметов отсутствовал, а штатный 7,62-мм пулемет Browning Ш919А4 монтировался на стойке в передней части кузова. В кормовом листе имелась дверь для посадки и высадки десанта, во всем остальном М3 был полностью идентичен М2. Практически не изменились его масса и динамические характеристики. С 1942 по 1943 год фирмы White, Autocar и Diamond Т изготовили 12 499 бронетранспортеров.
В модификацию М3А1 вносились точно такие же изменения, что и в М2А1. Затронули они, главным образом, состав и размещение вооружения. В 1943-1944 годах заводские цеха покинули 2862 машины этой марки. Кроме того, значительное количество М3 модернизировало до уровня МЗА1.
Первые М2 были переданы армии США в мае, а М3 — в июне 1941 года. Они поступали на вооружение четырнадцати формировавшихся мотопехотных полков.
Боевой дебют бронетранспортеров состоялся в декабре 1941 года на Филиппинах. В составе 192-го и 194-го американских танковых батальонов имелось по 23 машины этого «ила, которые использовались, главным образом, в штабных и разведывательных подразделениях. В ходе боев с японцами на острове Лусон все они были потеряны. Уже тогда отмечалось недостаточное их бронирование.
Масштабное же боевое крещение состоялось в ноябре 1942 года во время проведения операции Torch — высадки американских войск а Северной Африке.
Согласно штату американской танковой дивизии 1942 года, в каждом из двух ее танковых полков имелось до ста «хаф-трэков», в мотопехотном полку — 230. Общее же количество полугусеничных машин, с учетом штабных, артиллерийских, инженерных и разведывательных частей и подразделений, достигало 733. Первая воинская часть, вступившая в бой на этих машинах, — 6-й мотопехотный полк (6th Armored Infantry) 1-й танковой дивизии. В ходе ожесточенных боев в январе — феврале 1943 года при отражении наступления немцев через проход Кассерин этот полк был почти полностью уничтожен.
Впоследствии Half-Track Car M2 и Half-Track Perconnel Carrier МЗ, как и их усовершенствованные варианты М2А1 и МЗА1, использовались американцами во всех без исключения боевых операциях Второй мировой войны на Европейском и Тихоокеанском театрах военных действий.
Американские полугусеничные бронетранспортеры поставлялись в страны антигитлеровской коалиции по программе ленд-лиза. Причем как базовые версии М2 и МЗ, так и более поздние М5 и М9. Последние разрабатывались фирмой International Harvester Company в 1942 году, после того как была утверждена программа производства «хаф-трэков» до 1944 года, предусматривавшая выпуск 188 404 боевых машин. Стало очевидным, что мощностей трех основных фирм-производителей не хватит. При создании прототипов М2Е1 и МЗЕ1 International Harvester Company внесла в их конструкций некоторые изменения, по сравнению с базовыми версиями.
Так, усиливалась броневая защита — корпуса машин изготавливались из 8-мм гомогенной брони, которая «держала» 7,92-мм немецкую бронебойную пулю с дистанции свыше 200 ярдов (один ярд равен 0,9144 м). Броня М2 и М3 обеспечивала защиту от этой пули на дистанции свыше 300 ярдов. Были установлены «фирменные» узлы и агрегаты шасси: двигатель International RED-450-B мощностью 141 л.с., боевые шины размером 9,00-20″, передний мост IHC 1370 и задний — RHT-1590, новая коробка передач и т.д. Однако в целом ни компоновка, ни общая конструкция боевых машин изменений не претерпела. Внешне они отличались лишь закругленными узлами кормовой части корпуса и крыльями более простой формы. Машины были стандартизированы под обозначениями М5 и М9, и в декабре 1942 года началось их серийное производство. Фирма International Harvester Company изготовила соответственно 4625 и 2026 единиц. В мае 1943 года обе машины были модернизированы и выпускались под обозначениями М5А1 и М9А1 (изготовлено соответственно 2959 и 1407 единиц), будучи аналогами М2А1 и МЗА1.
Однако в американскую армию эти бронетранспортеры не попали. В 1943 году программа выпуска полугусеничников была пересмотрена. Для разведывательных подразделений предпочтение отдали бронеавтомобилям М87, а для артиллерии — скоростным гусеничным тракторам М5. Потребность в «хаф-трэках» сократилась аж до 87 302 машин! Дабы не смешивать в боевых подразделениях машины разных марок, М5 и М9 объявили «ограниченно стандартными» и начали поставлять на экспорт. Почти половину от их общего количества — 5238 единиц — отправили в Великобританию, откуда они попали и в войска стран Содружества, а также в польские и чехословацкие части на Западе. В английской армии полугусеничники не использовались для перевозки мотопехоты, поскольку в этой роли выступал английский бронетранспортер Universal Carrier. Главной их задачей стала буксировка 6-ти и 17-ти фунтовых противотанковых пушек. Использовались они и в инженерных частях, а также в качестве штабных и санитарных машин.
Вторую по величине экспортную партию полугусеничников получило движение «Свободная Франция», возглавляемое генералом Де Голлем: 176 машин М2/М2А1, 245-МЗ/МЗА1, 1196 — М5/М5А1 и 603 — М9/М9А1.
Боевые машины этих типов имелись и в составе 1-й бразильской пехотной дивизии, воевавшей в Италии. Правда, их насчитывалось совсем немного: восемь единиц — М2/М2А1, три — М3/М3А1 и двадцать — М5/М5А1. Небольшое количество «хаф-трэков» использовалось и в китайской танковой группе в Бирме. В годы Второй мировой войны несколько бронетранспортеров было передано вооруженным силам Чили и Мексики.
Что касается Советского Союза, то, по американским данным, ему было передано 1158 полугусеничников. В том числе: 342 единицы М2, два-М3, 401 — М5 и 413 — М9. По последним данным, опубликованным российскими исследователями, СССР получил 1200 полугусеничных бронетранспортеров, из которых в бронетанковые и механизированные войска Красной Армии направлено всего 118.
Все они поставлялись в 1942 году и распределялись между разведывательными подразделениями и командованием танковых корпусов и армий. Основная же масса этих машин направлялась в артиллерию (главным образом в истребительно-противотанковую), где использовалась для буксировки орудий, в том числе 85-мм зенитных пушек 52К образца 1939 г. и 100-мм противотанковых пушек БС-3 образца 1944г.
На базе М2 и М3 в США было создано большое число самоходно-артиллерийских установок, самоходных минометов и зенитных самоходных установок, многие из которых выпускались в значительных количествах и состояли на вооружении американской и других союзных армий.
Полный аналог бронетранспортера М3 в вермахте — полугусеничник Sd.Kfz.251 (см. «Моделист-конструктор» № 9’99), так же, как и его американский «собрат», предназначенный для транспортировки на поле боя мотопехотного отделения. При несколько меньшей массе (8 т против 9,3 у М3) Sd.Kfz.251 имел более толстую броню — 15 мм в лобовой части корпуса и 8 мм в бортах (у М3 — 12,7 и 6,3 мм соответственно). Еще больше защищенность немецкой машины повышало расположение бортов корпуса под углом 35° к вертикали. Однако, это же расположение заметно сокращало объем десантного отделения, в котором десяти пехотинцам было тесно. Американская машина, хотя и имела в базовом варианте штатное вооружение из одного 7,62-мм пулемета, обычно вооружалась двумя, один из которых был крупнокалиберный. Без ущерба для размещения пехотинцев число пулеметов можно было довести до трех и даже четырех, обеспечив «хаф-трэку» подавляющее огневое превосходство над «хальбкеттенфарцойгом». В лучшую сторону у МЗ отличались и динамические характеристики. В частности, из-за более высокой удельной мощности и ведущего переднего моста проходимость американской машины превышала проходимость немецкого бронетранспортера. Последний в этом плане не выручали даже металлические гусеницы, которые в отличие от резинометаллических были прочнее и не имели склонности к проскальзыванию. Конструкция гусеничного движителя, предложенная американцами, оказалась проще немецкой, удобнее в эксплуатации и ремонте.
Не случайно, что после Второй мировой войны значительное количество «хаф-трэков» находилось на вооружении многих стран мира. Они активно использовались в локальных войнах в Корее, Алжире и Индокитае. Армия обороны Израиля применяла эти машины, правда в модернизированных вариантах, в арабо-израильских войнах 1948, 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. На вооружении израильской военной полиции они состояли совсем до недавнего времени.

Библиография:
Моделист-конструктор №5 за 2001 год