Бронетехника США второй мировой войны

Бронеавтомобиль М8Е1 «Greyhound» США

Бронеавтомобиль М8Е1 «Greyhound»

В начале второй мировой войны в армиях многих стран широко использовались бронеавтомобили тогда как американцы довольно равнодушно относились к этому виду боевой техники. Они располагали большим количеством танков и считали что те лучше справляются с задачами, которые в других армиях возлагались на бронеавтомобили.
В 1941 году командование американской армии выдало заявку на разработку на конкурсной основе колесной самоходной артиллерийской установки в рамках программы создания нового истребителя танков. В соответствии с техническими условиями колесная боевая машина должна была иметь башню кругового вращения вооруженную 37 мм противотанковой пушкой.

К июню 1942 года на рассмотрение армейской комиссии были представлены различные опытные образцы, но отклонив нескольких не совсем удачных моделей (Т17 оказался чересчур тяжелым Т17Е1 не устроил американских военных но был принят на вооружение англичанами), командование американской армии в конце концов остановило свой выбор на полно приводной шестиколесной машине Т22Е2, разработанной фирмой «Форд» на базе своего трехосного грузовика с колесной формулой (6×6) и задним расположением двигателя. Однако к моменту принятия на вооружение ее 37-мм пушка уже не справлялась с мощной броней новых немецких танков, поэтому функции противотанковой самоходки были возложены на хорошо бронированные и лучше вооруженные гусеничные машины, бронеавтомобилю же отвели более подходящую роль разведывательной и патрульной машины, с которой он блестяще справлялся благодаря своим прекрасным скоростным качествам на шоссе М8 легко разгонялся до 88 км/ч благодаря небольшой боевой массе и довольно скромному бронированию.

М8Е1 «Greyhound» самый распространенный и наиболее популярный в американских войсках легкии бронеавтомобиль с пушечным вооружением

После стандартизации машина получила обозначение «легкий бронеавтомобиль М6» и стала самой распространенной бронемашиной второй мировой войны. Поступив на вооружение американской армии в начале 1943 года, бронемашины М8 широко использовались в механизированных пехотных частях, заменяя устаревшие разведывательные бронеавтомобили МЗА1. В вооруженных силах Великобритании они получили название «Greyhound».
За время серийного производства фирмой «Форд» было построено 11667 бронеавтомобилей М8. Они приобрели огромную популярность в войсках и широко применялись на всех театрах военных действий особенно в Северной Африке и Европе для патрулирования, разведки и сопровождения колонн с военными грузами.
Цельносварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали, которые устанавливались с рациональными углами наклона. Толщина бронировки в лобовой проекции составляла 16-19 мм, борта М8 бронировались 9,5-мм броневыми листами. По центру корпуса располагалась литая открытая сверху двухместная башня кругового вращения, толщина стенок которой достигала 19 мм. Легкое бронирование, которое соответствовало классу машины, в лучшем случае обеспечивало защиту от пулеметного огня, а также осколков снарядов и мин малого калибра. Днища бронемашин раннего выпуска не бронировались поэтому наезд на мину часто имел трагические последствия, как для машины, так и для ее экипажа. В качестве временной меры к днищу под сиденьями водителя и его помощника приваривались дополнительные броневые листы, но для усиления защиты на машинах более позднего выпуска целиком бронировалась уже вся передняя часть днища.

В передней части корпуса в невысокой двухместной рубке размещалось отделение управления, в котором слева сидел водитель, а справа — его помощник. Водитель управлял машиной с помощью обычного рулевого колеса, педалей сцепления, тормоза и газа. Рычаги переключения скоростей и демультипликатора находились справа от сиденья водителя. Чтобы упростить подготовку водителей, конструкторы намеренно расположили органы управления так же, как на выпускавшихся в США коммерческих грузовиках фирмы «Форд». Педали сцепления и газа оборудовались гидравлическим усилителем, что существенно облегчало работу водителя и вместе с тем порождало дополнительные проблемы в обслуживании, связанные с постоянными утечками гидравлической жидкости. Перед рулевой колонкой находилась большая приборная доска на которой, по общему мнению водителей М8, не хватало тахометра, а контролировать работу двигателя по звуку было невозможно, так как его заглушал шум дифференциалов раздаточной коробки и карданных валов. Под приборной доской располагался топливоподкачивающий насос, который облегчал запуск холодного двигателя, так как в этом случае однокамерный карбюратор «Зенит» работал плохо.

Схема бронеавтомобиля М8Е1 «Greyhound»

Обзор водителю и его помощнику обеспечивали смотровые щели с бронезаслонками и перископические приборы наблюдения, расположенные в лобовых бронекрышках отделения управления, которые, откидываясь вперед на шарнирных петлях, опускались на верхний лобовой лист корпуса. На послевоенных машинах на месте откинутой броне крышки можно было устанавливать отдельное лобовое окно со стеклоочистителем и приводным электромоторчиком. Смотровые щели с бронезаслонками были предусмотрены также в бортах отделения управления. В узкой крыше отделения управления над сиденьями водителя и его помощника имелись прямоугольные люки стыковавшиеся по передней кромке крыши с лобовыми броне крышками. Крышка люка водителя откидывалась влево, а его помощника — вправо. В сочетании с открытыми лобовыми броне крышками они обеспечивали водителю и его помощнику беспрепятственный обзор местности впереди машины Люки не имели резиновых герметизирующих прокладок и во время дождя пропускали воду. Это обстоятельство в сочетании с отсутствием крыши на башне и слабой системой отопления серьезно осложняло жизнь экипажей М8 ЗИМОЙ 1944—1945 г.г.
Изнутри корпус М8 красился белой краской за исключением внутренних поверхностей лобовых бронекрышек, люков и потолка отделения управления, которые красились в стандартный зеленовато-коричневый цвет, принятый в качестве камуфляжного в армии США. Как и в большинстве американских боевых машин второй мировой войны передние сиденья никак не регулировались, хотя спинка сиденья помощника водителя откидывалась назад, обеспечивая доступ в боевое отделение и башню.

Поскольку помощник водителя был мало загружен работой, а водителю, наводчику и заряжающему в боевой обстановке приходилось вкалывать до седьмого пота, то на большинстве бронемашин центральную боеукладку переносили к левому борту боевого отделения, а радиостанцию — к правому чтобы помощник водителя мог выполнять обязанности радиста, делая, по мнению остальных членов экипажа хоть что-то полезное в своей жизни.
В средней части корпуса размещалось боевое отделение с двухместной литой башней кругового вращения, вооруженной 37-мм пушкой М6 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом «Браунинг». Слева от казенной части пушки сидел наводчик справа — командир машины, выполнявший функции заряжающего. Их сиденья на регулируемых по высоте трубах-кронштейнах. крепились к задней части башни. Внизу кронштейны загибались вперед и, образовывая V-образное соединение, сваривались с вертикальным кронштейном, уходившим под люльку пушки. В месте соединения кронштейнов приваривалась стальная пластина, служившая в качестве частичного полика или подставки для ног. Слева на ней монтировалась педаль механического спуска пушки, справа — пулемета. Вести огонь можно было и с помощью ручного спуска, расположенного слева на орудийном станке М23А1. Вращение башни осуществлялось с помощью двухскоростного (односкоростного на бронемашинах раннего выпуска) ручного привода Первая скорость позволяла быстро развернуть пушку в нужном направлении, тогда как вторая скорость обеспечивала тонкую наводку орудия на цель.

Легкий полноприводный (6×6) бронеавтомобиль М8Е1 «Greyhound» производства фирмы «Форд»

Сверху в передней части башни имелась частичная крыша, как у истребителя танков М16 «Хеллкэт» который разрабатывался в то же время. Частичная крыша обеспечивала некоторую защиту телескопического прицела и патронной коробки спаренного пулемета, находившейся спереди слева от пушки. Предполагалось что при плохих погодных условиях остальная часть башни будет накрываться брезентовым тентом, но перед боем экипажи как правило снимали брезент, чтобы обеспечить себе беспрепятственный круговой обзор для поиска целей и маневрирования с целью ухода от ответного огня противника 37-мм пушка М6, являвшаяся основным вооружением бронемашины, представляла собой модернизированную пушку М5, которой оснащались ранние американские легкие танки М2А4 и МЗ. Пушка М6 была на шесть дюймов (152 мм) длиннее чем М5 за счет чего обладала большей начальной скоростью снаряда, и имела полуавтоматический вертикальный клиновый затвор. В вертикальной плоскости пушка наводилась в секторе от -8° до +20°. Максимальная скорострельность составляла 30 выстрелов в минуту, но, чтобы полностью измотать заряжающего хватало и темпа стрельбы 20 выстрелов в минуту. На дальности 450 м бронебойный снаряд М51 пробивал 53-мм броневую плиту с поверхностным цементированием, установленную под углом 30° на дальности 2000 м бронепробиваемость уменьшалась до 35 мм. В со став боекомплекта пушки М6 входили 80 выстрелов, в том числе М63 — фугасные М51В1/М51В2 — бронебойные с защитным колпачком и М74 — бронебойные. Для облегчения бронемашины пушка не оснащалась механизмом гиро стабилизации, которым оборудовались пушки М6 легких танков МЗ «Стюарт» позднего выпуска. Для наведения пушки на цель в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел М51. крепившийся слева от казенной части орудия.
Справа к пушке с помощью двух шпилек крепился 7,62 мм пулемет «Браунинг» М1919А4. Слева от пушки располагалась патронная коробка со снаряженной пулеметной лентой на 250 патронов, которая подавалась к казенной части пулемета по дугообразному подающему устройству, смонтированному над орудийным стволом. Обычно лента была либо брезентовой, либо состояла из сборных латунных звеньев. Скорострельность пулемета достигала 450—600 выстрелов в минуту. Его боекомплект насчитывал 1500 патронов, которые в лентах по 250 патронов хранились в металлических коробках М1.

На башне бронеавтомобилей М8 раннего выпуска не предусматривался монтаж дополнительного 12,7-мм пулемета, но в войсках специалисты передвижных ремонтных мастерских своими силами оборудовали машины шкворневыми или кольцевыми установками для крупнокалиберных «Браунингов». Последняя стала чуть пи не штатной, но потом была разработана пулеметная установка складного типа, которая крепилась в гнезде, отливавшемся вместе с задней плитой башни, снимавшейся для демонтажа пушки. Она-то и стала стандартной на бронеавтомобилях М8 позднего выпуска. Боекомплект к 12,7-мм пулемету состоял из 500 патронов. 80% из которых были бронебойными, а 20% — трассирующими. Такое же соотношение соблюдалось и для 7,62-мм пулемета. Таким образом, каждый четвертый патрон в ленте был трассирующим о чем свидетельствовала его головка красного цвета. Модификация бронемашины с кольцевой турельной установкой для 12,7-мм пулемета имела обозначение М8Е1.

Бронеавтомобиль М8Е1 «Greyhound»

Боекомплект к пушке размещался в двух сотовых ящиках-боеукладках, один из которых — на 34 выстрела — находился в нижней части правой ниши боевого отделения, а второй — на 30 выстрелов — стоял на попу у левого борта за спинкой сиденья водителя бронемашины. На новых машинах боеукладки закрывались крышками, но в войсках экипажи сразу же снимали их, чтобы облегчить доступ к снарядам. Еще 16 выстрелов — по восемь справа и слева от сиденья командира — в вертикальном положении хранились в специальных держателях на стенке башни.
В левой нише на нижней полке хранились девять коробок М1 со снаряженными пулеметными лентами для 7,62-мм пулемета, ящики с боеприпасами для 12,7-мм пулемета. коробки с патронами для 7,62-мм карабинов и сигнальные ракеты. На верхней полке размещались средства связи.
На полу боевого отделения располагались ящик ЗИП для пушки, огнетушитель, брезентовый мешок с комплектом сигнальных флагов М238 которым укомплектовывались практически все американские боевые машины, банник для чистки орудия и чехол с коленами штыревой антенны. Наконец, три металлических ящика для гранат и один для сигнальных ракет крепились болтами к противопожарной перегородке или полу в задней части боевого отделения. Как правило, экипажи по-своему размещали штатное снаряжение внутри машины, не придерживаясь первоначальной схемы фирмы-изготовителя. Из-за тесноты внутри «Грейхаунда» вещевые мешки членов экипажа, спальные мешки, брезентовые тенты маскировочная сеть и т. д. пристегивались ремнями снаружи башни.
Комплект радиоаппаратуры, которой оборудовался бронеавтомобиль, зависел от задач, возлагавшихся на подразделение, а также конкретной задачи, поставленной экипажу. Чаще всего это были радиостанции SCR-506, 508, 510, 608 или 610. На бронемашинах, входивших в состав разведывательного взвода танкового батальона, обычно устанавливалась радиостанция SCR-508, которая состояла из двух приемников передатчика и блока питания. Два приемника позволяли командиру бронемашины прослушивать одновременно и батальонную и взводную сеть. SCR-508 работала в УКВ диапазоне и обеспечивала уверенную связь на равниной местности в радиусе всего 10—20 км. Помимо SCR-508 бронемашина управления батальонного уровня оборудовалась еще и длинноволновой радиостанцией SCR-506, которая позволяла поддерживать связь в голосовом режиме на дальности до 100 км и на ключе — на дальности более 200 км. На М8 вторая радиостанция обычно устанавливалась в правой нише над боеукладкой, а дополнительная антенна монтировалась на задней части корпуса.

Легкого бронеавтомобиля М8Е1 «Greyhound», в полуоткрытой литой башне кругового вращения установлены 37-мм противотанковая пушка М6 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет Браунинг

В задней части корпуса бронеавтомобиля М8 находилось моторное отделение, в котором устанавливался шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Геркулес» JXD с рабочим объемом 5240 см3, развивавший мощность 80,9 кВт (110 л. с.). Обычно двигатели серии «Геркулес» JX использовались в качестве стационарных силовых установок для насосных или генераторных станции, но, как и многие другие образцы моторов, выпускавшихся для гражданских целей, были приспособлены для нужд армии. Низкая степень сжатия (6,5:1) позволяла использовать низкооктановые сорта бензина. Топливный бак на 212 литров, изготовленный из самозатягивающейся резины и заключенный в стальной кожух, размещался между двигателем и противопожарной перегородкой, отделявшей боевое отделение от моторного.

С двигателем взаимодействовала трансмиссия типа «Синкромек», которая облегчала переключение скоростей, устраняя необходимость в двойном выжимании сцепления, и состояла из четырехскоростной (четыре скорости вперед и одна заднего хода) коробки передач, демультипликатора, расширявшего диапазон скоростей до 8 вперед и 2 назад, раздаточной коробки, двойного дифференциала и гидравлических тормозов с вакуумным усилителем. Заключенные в бронированные кожухи все три оси М8 приводились отдельными карданными валами причем передний привод можно было отключать при совершении продолжительных маршей по дорогам с твердым покрытием.
Шестиколесное шасси обеспечивало отличную поперечную устойчивость машины на скорости 88 км/ч, которая являлась достаточно высокой для бронеавтомобиля. При движении по бездорожью на колеса надевались специальные цепи, которые существенно повышали проходимость бронемашины, особенно в тех случаях, когда земля раскисала от проливных дождей.
После окончания военных действий в Европе легкие бронемашины М8 использовались американскими оккупационными войсками в Германии в качестве полицейских бронеавтомобилей. В послевоенные годы по программе военной помощи они передавались армиям стран Азии. Африки и Латинской Америки. В 1950 году М8 пришлось принять участие в корейской войне; еще позже эти бронемашины использовали французы во время войны в Индокитае.

M8 «Greyhound»


В освобожденном Париже.

Помощь местных жителей экипажу M8

Бронеавтомобиль в музее в Вирджинии (Virginia Museum of Military Vehicles).

M8 «Greyhound»
M8 в музее.
Схема бронеавтомобиля.

Характеристики

Страна изготовитель
США
Год выпуска
1943 год
Всего произведено
8523
Масса
7,68 т
Экипаж
4 человека
Габариты
Высота
2,26 м
Ширина
2,54 м
Длина
5,01 м
Вооружение
Пушечное
37-мм M6 (80 снарядов)
Пулеметное
12,7-мм Browning M2HB (420 патронов);
7,62-мм Browning М1919А4 (1575 патронов)
Бронирование
Лоб
16 мм
Борт
9 мм
Корма
9 мм
Крыша
6 мм
Днище
3 мм
Ходовые характеристики
Двигатель
Hercules JXD
Мощность
110 л.с.
Тип
карбюраторный
Скорость
по дороге — 88 км/ч;
по бездорожью — 48 км/ч
Запас хода
по дороге — 400 км;
по бездорожью — ? км
Давление на грунт
0,85 кг/см2

Описание

В 1941 году Армия США решила обновить свой парк бронеавтомобилей. В техническом задании военные требовали колёсный бронированный автомобиль с 37-мм пушкой во вращающейся башне. Приёмочной комиссии было предложено несколько вариантов: Т17 забраковали из-за слишком большого веса; Т17Е содержал ряд конструктивных несоответствий требованиям, что впрочем, не помешало продать его Англии. Наконец в июне 1942 года был одобрен проект с колёсной формулой 6х6 получивший официальное армейское наименование M8 Light Armored Car.
Машина оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем JXD Hercules объёмом 320 кубических дюймов (5242 см3), жидкостного охлаждения. При мощности 110 л. с. автомобиль разгонялся на ровной дороге до 88 км/ч. Три полноприводные оси, полуэллиптические рессоры и гидравлические амортизаторы обеспечивали высокую проходимость и плавность хода. Привод на передние колёса мог отключаться.
Трансмиссия предусматривала 6 передних передач и 1 заднюю. Трансмиссия оснащалась демультипликатором и двойным дифференциалом. Переключение скоростей осуществлялось через гидравлический привод, который, однако, страдал протеканием. Возле водителя под приборной панелью находился топливный насос, чтобы облегчить запуск на тот случай если откажет чувствительный к морозам карбюратор Zenith. Тормоза тоже были гидравлическими. Конструктивно все двигатели серии JX приводили в действие насос и генератор.
Машина была рассчитана на 4 члена экипажа и практически не имела места для дополнительных пассажиров, хотя ещё два человека туда могло втиснуться. В передней части М8 слева сидел водитель, а справа радист. Башня была двухместной и вмещала слева — наводчика орудия, справа — командира, который по совместительству был заряжающим.
М8 Greyhound вооружался 37-мм пушкой М6, которая стояла и на лёгком танке Stuart.
Боекомплект пушки составлял 80 выстрелов, которые хранились в башне и задней части боевого отделения. Орудие оснащалось телескопическим прицелом M70D.
Маломощная 37-мм пушка годилась лишь для борьбы с пехотой и слабо бронированными целями. С 37-мм орудием был спарен пулемёт Browning .30 caliber M1919A4 (7,62-мм) с запасом в 1575 патронов. Для защиты от самолётов противника в задней части башни на штыревом кронштейне устанавливался более мощный пулемёт Browning .50 caliber M2НВ (12,7-мм) с боекомплектом на 420 патронов. Неудачное крепление зенитного пулемёта позволяло вести огонь только в ограниченном секторе обстрела. Этот недостаток был устранён и на поздних модификациях М8 Greyhound зенитный пулемёт уже ставился на турели обеспечивавшей стрельбу на все 360°.
Бронеавтомобиль мог иметь радиостанцию: SCR-506. Вместе с ней или вместо неё иногда стояли SCR-508, SCR -510, SCR-608, SCR-610.
Производство М8 Greyhound размещалось на заводе Ford Motor Company в городе Сент Пол в штате Миннесота (St. Paul, Minnesota). С марта 1943 года по апрель 1944 года было выпущено 8523 бронеавтомобиля М8 Greyhound.
В войска М8 Greyhound начал поступать в начале 1943 года. Основная
Масса М8 поступала в Механизированную Кавалерию (Mechanized Cavalry). Однако под конец 1943 года М8 шёл и на экспорт по Ленд-Лизу в Англию. Всего США передали союзникам 496 М8 Greyhound. Имя Greyhound (борзая) настолько прочно закрепилось за бронеавтомобилем, что абревиатура «М8» стала употребляться лишь в документах. В СССР Greyhound по Ленд-Лизу не поставлялся в отличие от его предшественника M3A1 Scout.
Хотя выпуск М8 Greyhound прекратился в первой половине 1944 года этот бронеавтомобиль широко участвовал и во многих конфликтах после войны. Greyhound применялся в Корее, французами в Индокитае, американцами во Вьетнаме. По мере появления более совершенных бронеавтомобилей М8 Greyhound успешно продавался в Латинскую Америку, Африку, Ближний Восток и Азию.

M8 Light Armored Car «Greyhound»
Лёгкий бронеавтомобиль М8 Грейхаунд

M8 Light Armored Car «Greyhound»
Лёгкий бронеавтомобиль М8 Грейхаунд

В 1940 в США были созданы Armored Force — Бронетанковые войска. Новый род войск отнял у кавалерии главную ударную наступательную роль. В новых условиях менялась тактика, требовались новые бронетаковые вооружения. В частности, составная часть американских БТВ — Tank Destroyer Command (истребители танков) ощутитила острую нехватку мобильных 37мм противотанковых орудий. В качестве временной меры решили использовать М6 GMC (Gum Motor Carrier — самоходная артиллерийская установка) с 37мм пушкой. Фактически, это был небольшой грузовичёк переделанный в истребитель танков и неспособный эффективно справляться с возложенными обязанностями.

В июле 1941 Ordnance department (Департамент новых разработок) инициировал создание нового GMC со следующими требованиями: 37мм пушка во вращающейся башне, спаренный пулемёт 30.cal., пулёмёт 30.cal в шаровой установке, высокая скорость и мобильность, двигатель Hercules от бронеавтомобиля скаут М3А1, колёсная формула 6х4, вес до 5 тонн, низкий силуэт, лобовое бронирование защищающее от крупнокалиберного пулемёта 50.cal., боковая и кормовая броня от 30.cal., пригодность для массового недорогого производства.

В октябре 1941 инициатива Ordnance department была одобрена и заказ на участие в конкурсе получили 2 фирмы:

-Ford Motor Company с прототипом Т22
-фирма Fargo (отделение Crysler Corporation) с спрототипом Т23.

Кроме того, свою зантересованность участвовать в конкурсе выразила фирма Studebaker. Основываясь на заявленных тактико-технических требованиях эта фирма даже создала за свой счёт прототип бронеавтомобиля — 37mm GMC T43. Проект оказался интересным и 23 января 1942 был включён в официальный конкурс под именем Т21.

Позднее Ordnance department даже допустил к конкурсу модели с колёсной формулой 4х4 названные Т22Е1 и Т23Е1.

В марте 1942 стало окончательно ясно, что 37мм пушка слишком слаба для борьбы с танками. Прототипы переделали из лёгкого истребителя танков в лёгкий бронеавтомобиль. Несостоявшийся истребитель танков теперь должен был заменить устаревший колёсно—гусеничный бронеавтомобиль Скаут М3А1.

16 марта 1942 Т22, прототип фирмы Форд, начал испытываться на полигоне в Абердине. 18-19 мая 1942 его отправили в форт Нокс для испытаний с оружием. Бронеавтомобиль произвёл на военных такое хорошее впечатление, что работы над всеми остальными прототипами были свёрнуты. Комиссия решила, что после определённых модификация Т22 может применяться как разведывательный бронеавтомобиль в танковых войсках и кавалерии и как САУ Истребителями танков. 21 апреля 1942 Т22 официально признали победителем тендера. Работу над остальными прототипами сначала официально свернули, потом, в 1943, исключительно из приличия опять возобновили. При таких обстоятельствах прототип Фораго так и не появился, а Студебекер доработал таки свой проект до конца, но это уже носило чисто формальный характер.

Вскоре появился прототип Т22Е2. Это быля пятая по счёту пилотная машина и она воплощала в себе все накопленные пожелания. В частности, отказались от курсового пулемёта, появились бронированные спонсоны для радиостанции, переделано пространство вокруг водительского люка, усовершенствована пушка. Впрочем, Т22Е2 был далёк от совершенства. Кавалеристы прямо заявили, что Т22 не сможет передвигаться за ними по пересечённой мнестности и колёсно-гусеничный скаут М3А1 им больше подходит. Идея применения Т22 в качестве истребителя танков была в корне дискредитирована ещё в марте 1942. Вскоре и командующий бронетанковыми войсками выразил своё недовольство Т22Е2. Для кавалеристов Т22Е2 был слишком тяжёлый и немобильный, для танкистов — слишком лёгкий, а для Истребителей танков — слишком слабый. Тем не менее AFB (Armored Force Board) заявил про необходимость производства 3534 этих бронеавтомобилей. Причём 2000 БА полагалось для Истребителей танков и ещё 1534 для кавалерии… Когда англичанам предложили купить по ленд-лизу это новое вооружение они в мае 1942 однозначно отказались. Вместо Т22Е2 Туманный Альбион приобрёл лёгкий 4-х колёсный Chevrolet Т17Е1 и Т17Е2, от которых отказались американцы.

22 июня 1942 Т22Е2 был классифицирован, как Лёгкий бронеавтомобиль М8 Грейхаунд (M8 Light Armored Car «Greyhound»).

Время шло, американская армия оставалсь с устаревшим скаутом М3А1, а новый бронеавтомобиль никак не могли принять на вооружение из-за путанных требований заказчика. Чтобы внести ясность в требования и наконец определиться с новым бронеавтомобилем 13 октября 1942 учредили специальную комиссию во главе с генералом Палмером. На то время в Абердине ожидали своей участи 5 основных прототипов бронеавтомобиля: Т13, Т17, Т17Е1, Т18, Т18Е1, Т19, Т21, Т22, скаут Т24, САУ Т49, Т55, Т59. Комиссия Палмера определила, что бронеавтомобили в основном должны соответствовать требованиям разведки и рекогносцировки, быть лёгкими, дешёвыми и с 37мм пушкой. Этим самым фактически блокировалось создание средних и тяжёлых БА. Результат комиссии Палмера оказался весьма неоднозначным и подвергался серьёзной критике. В общем-то, именно этой комиссии Т22Е2 обязан своему принятию на вооружение, несмотря на многочисленные недостатки.

Производство 8.000 М8 поручили Форду, однако переговоры между фирмой и правительством про условия заказа затянулись с 1 мая 1942 по март 1943. Тем временем заинтересованные стороны и незаинтересованные стороны, которым навязали М8 отстаивали свои очередные противоречивые требования изменить конструкцию БА. А машина продолжала морально стареть ещё не выехав из заводских ворот. Armored Force Board опять подвергла испытаниям М8 и 21 августа 1943 рекомендовала принять модифицированный БА на вооружение. Серийный выпуск М8 Грейхаунд начался с марта 1943 на заводе Ford Motor Company в городе Сент Пол в штате Миннесота (St. Paul, Minnesota).

конструкция бронеавтомобиля М8 Грейхаунд

Уже из самого названия бронеавтомобиля ясно, что броня была тонкой — 16мм лоб корпуса, 9,5мм борта и корма, 19-22мм башня. Броня была сварная, башня с открытым верхом. Высота М8 Greyhound — 2235мм, ширина — 2540мм, длина 5003мм.

Машина оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем JXD Hercules объёмом 320 кубических дюймов (5242 см3), жидкостного охлаждения. При мощности 110 л.с. автомобиль разгонялся на ровной дороге до 88 км/ч. Три полноприводные оси, полуэллиптические рессоры и гидравлические амортизаторы обеспечивали высокую проходимость и плавность хода. Привод на передние колёса мог отключаться. Размер колёс 9,00″х20″. Чтобы машина могла ездить на низкооктановм топливе предусматривалась компрессия 6,5:1. Бензобак на 56 галлонов обеспечивал запас хода 560 км. Трансмиссия предусматривала 6 передних передач и 1 заднюю. Трансмиссия оснащалась демультипликатором и двойным дифференциалом. Переключение скоростей осуществлялось через гидравлический привод, который однако страдал протеканием. Возле водителя под приборной панелью находился топливный насос чтобы облегчить запуск на тот случай, если откажет чувствительный к морозам карбюратор Zenith. Тормоза тоже были гидравлическими. Конструктивно все двигатели серии JX приводили в действие насос и генератор.

Машина была рассчитана на 4 члена экипажа и практически не имела места для дополнительных пассажиров, впрочем ещё человека два туда могло втиснуться. В передней части М8 слева сидел водитель, справа радист. Башня была двухместной: слева — наводчик орудия, справа — командир, который по совместительству был заряжающим.
М8 Greyhound вооружался 37мм пушкой М6, которая стояла и на лёгком танке Стюарт (Stuart). В номенклатуру боеприпасов 37мм пушки М6 входили выстрелы:
фугасные (НЕ) — М63;
бронебойные (АР) — М74;
осколочные — М2;
бронебойные подкалиберные (АРС) — M51B1, M51B2.
Боекомплект пушки состоял из 80 выстрелов, которые хранились в башне и задней части боевого отделения. Орудие оснащалось телескопическим прицелом M70D.

Маломощная 37мм пушка годилась лишь для борьбы с пехотой и слабо бронированными целями. Впрочем если немецкие средние танки могли не бояться 37мм снарядов, то японским было лучше не испытывать судьбу.

С 37мм орудием был спарен пулемёт Browning .30 caliber M1919A4 (7,62мм) с запасом в 1575 патронов. Для защиты от самолётов противника в задней части башни на штыревом кронштейне устанавливался более мощный пулемёт Browning .50 caliber M2НВ (12,7мм) с боекомплектом на 420 патронов.

Личное вооружение экипажа составляли карабины М1, 12 ручных гранат. Спаренный пулемёт мог сниматься и устанавливаться на треногу возимую в машине, для стральбы вне бронеавтомобиля. Кроме того, в бронемашине размещались 6 противотанковых мин М1А1, которые экипажи часто игнорировали в пользу чего-то более полезного в бою.

Зенитное вооружение М8 Грейхаунд постоянно лихорадило. Зказчики из разных родов войск долго не могли прийти к общему мнению о необходимости зенитного пулёмёта и варианте его крепления. Первые серийные М8 Грейхаунд вообще не имели зенитного вооружения из-за того, что кавалерия хотела зенитный пулемёт, а истребители танков не видели в нём нужды. Кавалеристы, однако, настояли на своём и успешно опробовали на башне кольцевое крепление пулемёта М32. В этом вопросе их даже поддержали истребители танков, однако из-за недостатка данных турелей пришлось установить турель М49С. 16 декабря 1943 было официально решено оснащать новые М8 Грейхаунд кольцевой турелью. Кавалеристы были довольны. Однако 18 апреля 1944 Ordnance решил отказаться от М49С и перейти на штыревое крепление зенитного пулемёта — D67511. Крепление имело недостатки, два его аналога тоже не впечатлялли и в итоге опять часть серийных М8 остались без зенитного пулемёта. Тем временем кавалеристы не унимались — в полевых условиях кустарно устанавливали и испытывали разные типы турелей тяготея, однако, к кольцевым. Наконец 23 августа 1944 вышел окончательный приказ и инструкция на установку кольцевой турели М50. Подытиживая турельную лихорадку, можно констатировать, что часть серийных бронеавтомобилей имели кольцевую турель, штыревую, нестандартизированные кустарные или вообще не имели никакой.

С 22 июля 1944 приняли новый вариант боеукладки. К предыдущим 64 артиллерийским выстрелам добавились ещё два ящика: на 20 и на 43 выстрела. Эрогономика боевого отделения, конечно пострадала, но экипажи предпочитали потесниться, лишь бы не остаться в нужный момент без снарядов.

Бронеавтомобиль мог оснащаться радиостанцией: SCR-506. Вместе с ней или вместо неё иногда стояли SCR-508, SCR -510, SCR-608, SCR-610. Бронеавтомобили с двумя радиостанциями с октября 1944 начали получать второй дополнитеольный генератор «Little Joe».

В ходе испытаний в ноябре 1943 выяснилась большая уязвимость М8 Грейхаунд к немецким противотанковым минам. Пол бронеавтомобиля оказался настолько тонким, что подрыв на мине часто мог сопровождаться поражением всего экипажа или большей его части. Эту проблему не успели решить к моменту начала боевых действий американцев на европейском театре боевых действий. Только 28 апреля 1944 в Ordnance Technical Bulletin №35 были опубликовыны инструкции, как в полевых условиях усиливать переднюю часть днища для защиты экипажа. Для усиления использовались бронелисты тольщиной в четверть дюёма, а особенностью их закалки был более твёрдый лицевой слой. С июня 1944 в войска начали пступать уже и серийные М8 Грейхаунд с усиленным днищем.

Вес М8 Грейхаунд составлял 7,809 тонн.

Производство бронеавтомобилей М8 и М20
М8 М20
1943
март 15
апрель 31
май 110
июнь 169
июль 512 126
август 314 205
сентябрь 803 275
октябрь 545 293
ноябрь 1000 400
декабрь 800 325
1944
январь 562 214
февраль 468 193
март 241 53
апрель 223 48
май 241 53
июнь 234 32
июль 256 29
август 243 83
сентябрь 232 158
октябрь 234 160
ноябрь 234 159
декабрь 215 155
1945
январь 232 97
февраль 144 153
март 162 163
апрель 150 150
май 153 156
июнь 111
Всего 8634 3680
модификации М8 Грейхаунд

Кроме линейного М8 Greyhound была разработана командирская версия Грейхаунда. Командирский БА приняли на вооружение 18 февраля 1943 и в апреле 1944 стандартизировали как Armored Utility Car М10. При этом возникла путанница, поскольку на вооружении американской армии уже стоял истребитель танков М10 GMC. Бронеавтомобиль пришлось переименовать в Armored Utility Car М20.

В отличие от линейгого М8 командирский Грейхаунд был без башни и имел открытый верх окружённый парапетом высотой 15 дюймав. М20 вооружался кольцевой турелью с крупнокалиберным 12,7мм пулемётом Browning .50 caliber M2.

Производство М20 началось в июле 1943 на заводе Ford в Чикаго.

Командирская версия бронаватомобиля использовалась в разных войсках, которые, естественно, видвигали свои требования к этой машине. В итоге, уже 2 августа 1943 появилось официальное решение отказаться от вооружения М20 пулемётом Browning .50 caliber M2. Впочем, войскам использовавшим М20 непосредственно на передовой разрешалось оставить пулемётное вооружение. Таким образом, серийные М20 могли быть как с пулемётом, так и без него.

15 августа 1944 был одобрен переход с пулемётной турели М49 на турель М66. Новая кольцевая установка давала меньшее рассеивание при стрельбе.

В боевом отделении могли помещаться до 6 человек. Вес М20 составил 7105 кг. Фирма Ford изготовила 3.680 ( по другим источникам 3.791) командирский бронеавтомобиль М20.

Всего в модификациях М8 и М20 собрали 12.314 (по другим данным 12.364) бронеавтомобиля.

боевое применение М8 Грейхаунд

Осенью 1943 М8 Грейхаунд начал поступать на Средиземноморский театр военных действий. Основная масса бронеавтомобилей направлялась в механизированную кавалерию, где использовалась в разведывательно-рекогносцировочных целях. Первый бой М8 Грейхаунд состоялся 29 января 1944 в составе 91-го CRSM. Это подразделение выполняло отвлекающую роль в 36-й пехотной дивизии пытавшейся переправиться через р. Рапидо на пути в Аль-Кассино. Американские войска захватили плацдарм возле Анцио и М8 из Co. B, 81 ARB совершали разведывательный рейд. Наткнувшись на немцев американцы вынужденно перешли к обороне. В завязавшейся перестрелке М8 были подбиты. Естественно, что применение бронеавтомобиля М8 в несвойственных ему функциях ничего хорошего не принесло.

кавалерийские разведывательные подразделения танковых дивизий в 1944
танковая дивизия кавалерийское подразделение
1 ТД 81 ARB/81 CRSM
2 ТД 82 ARB
3 ТД 83 ARB
4 ТД 25 CRSM
5 ТД 85 CRSM
6 ТД 86 CRSM
7 ТД 87 CRSM
8 ТД 88 CRSM
9 ТД 89 CRSM
10 ТД 90 CRSM
11 ТД 41 CRSM
12 ТД 92 CRSM
13 ТД 93 CRSM
14 ТД 94 CRSM
16 ТД 23 CRSM
20 ТД 33 CRSM
CRSM — Cavalry reconaissance squadron (mechanized) — Кавалерийский разведывательный эскадрон (механизированный)
ARB — Armored reconaissance battalion — Бронированный разведовательный батальон

Следует отметить, что боевое применение М8 в Италии не принесло славы этому бронеавтомобилю. Особенности горной местности и неотработанная тактика не способстволвали успешному применению М8. Наглядно проявилась низкая мобильность М8 Грейхаунд на пересечённой местности. Разведывательные рейды оказались привязаны к дорогам, что сильно снижало успешность ведения разведки. К тому же немцы не забывали предусмотрительно минировать дороги и тут подтвердился ещё один недостаток М8 — слабое бронирование днища. Большие потери в экипажах при подрыве на минах оказались очень серьёзной проблемой.

В высадке в Нормандии участвовало около 1.500 бронеавтомобилей Грейхаунд, часть из которых были модифицированы. Несмотря на свою разведывательную направленность М8 в первые дни активно поддерживали пехоту и парашютистов в оборроне. Главными целями М8 в боях за плацдармы были немецкая пехота и противотанковые пушки. В боевых донесениях особенно высоко отмечен огонь крупнокалиберных пулемётов М8.

Впрочем, особенности местности и конструктивные недостатки М8 окончательно выявили тактическую ущербность бронеавтомобиля. Главной задачей М8 Грейхаунд была разведка и рекогносцировка. БА надлежало незаметно проникать на территорию противника, вести разведку, при необходимости открывать огонь и тут же уходить, но ни в коем случае не вступать в прямое столкновение с противником.

В Нормандии местность изобилует полями разделёнными живой изгородью. Эта изгородь и плохая проходимость М8 по пересечённгой местности не позволяли незаметно проникать в тыл врага. Механизированной кавалерии приходилось вести разведку с дорог, но дорог было не много и они блокировались немецкими войсками или минными заграждениями. Наткнувшись на немецкую засаду бронеавтомобилю было уже очень трудно отступить. М8 не мог развернуться на узкой дороге, с трудом мог использовать задний ход и был вынужден принимать затяжной открытый бой, к которому М8 в принципе не годился. Слабое бронирование и вооружение оставляли мало шансов выйти победителем. Исходя из этого в нормандии М8 старались использовать для охраны флангов и тыла или как подвижный резерв.

Когда Союзникам удалось выбраться из Нормандии, то М8 Грейхаунд начал великолепно проявлять себя будучи используемым по прямому назначению.

кавалерийские группы на Европейском ТБД в 1944
CGM
кавалерийская группа (механизированная)
CRSM
эскадроны
2 CGM 2, 42 CRSM
3 CGM 3, 43 CRSM
4 CGM 4, 24 CRSM
6 CGM 6, 28 CRSM
11 CGM 36, 44 CRSM
14 CGM 18, 32 CRSM
15 CGM 15, 17 CRSM
16 CGM 16, 19 CRSM
101 CGM 101, 116 CRSM
102 CGM 38, 102 CRSM
106 CGM 106, 121 CRSM
113 CGM 113, 125 CRSM
115 CGM 104, 107 CRSM

Иногда подразделения М8 использовались, как авнгард наступающих войск. Бронеавтомобили быстро выдвигались в нужный пункт, в ближнем тылу врага, захватывали его и удерживали до подхода основных сил. Подобная тактика осуществлялась англичанами в операции Маркет Гарден, когда лёгкие бронеавтомобили сумели проскочить через несплошные позиции немцев, чтобы прийти на помощь парашютистам захватившим мосты в немецком тылу.

Наличие и потери М8 в американских войсках на Европейском ТВД в 1944-1945
месяц* в наличии М8 потери М8 вналичии М20 потери М20
июнь 1463 16 457 0
июль 1562 31 472 3
август 1580 119 541 2
сентябрь 1490 145 544 13
октябрь 1651 27 671 48
ноябрь 1984 17 1015 3
декабрь 2272 87 958 277
январь 2265 200 1037 18
февраль 2442 30 1127 25
март 2884 42 1139 12
апрель 2595 135 1418 25
май 2529 112 1445 20
* по данным на 20 число каждого месяца

По мере продвижения Союзников вглубь Германии становилась окончательна ясна слабость М8 против немецкого оружия. Всё чаще роль М8 Грейхаунд сводилась к патрулированию.

Довелось М8 и М20 принять участие и в боях на Тихоокеанском ТБД. Из-за особенностей гористой-лесистой местности американцы привлекли незначительное количество этих бронеавтомобилей и мало их использовали. Грейхаунды находились в составе нескольких батальонов истребителей танков, а морская пехота вообще обошлась без этих БА. Несколько бронеавтомобилей учавствовало в боях на Филиппинах и Окинаве.

поставки М8 Грейхаунд по ленд-лизу

По линии ленд-лиза М8 Грейхаунд ушёл только в три страны: Англию, Францию и Бразилию.

В середине 1943 Англия заключила два соглашения с США на поставку 5.000 бронеавтомобилей. Реально, Объединённое Королевство получило лишь 496 БА. 2 Грейхаунда отгрузили Англии в 1943, 454 в 1944 и ещё 40 в 1945.

Франция позаимствовала у США не просто бронеавтомобиль, а и саму структуру подразделений с М8. В июле 1945 французы получили 288 М8 и 45 М20, а до конца года их число соответственно увеличилось до 689 М8 и 205 М20.

Бразильская Пехотная Экаспедиционная Дивизия получила 5 М8 в 1943 и ещё 15 в 1944. Эта дивизия учавствовала в боях зимой 1944 и в боях в долине р.По в 1945.

Не гнушались трофейными М8 и немцы. Онемеченные Грейхаунды не сводились в однородные формирования и воевали пока их не подобьют или они сами сломаются.

послевоенное применение М8 Грейхаунд

После окончания 2МВ американцы постарались спешно пересесть с М8 на М38, а вот М20 успешно продолжал использоваться по назначению.

Последний М8 был списан в декабре 1952.

В октябре 1949 37 М8 получила Корейская Республика, которые учавствовали в Корейской войне.

Заметное боевое применение М8 и М20 осуществили французы в Индокитае в 1954. Из бывших французских бронеавтомобилей Армия Республики Вьетнам ссформировала 4 бронированных эскадрона, которые участвовали во вьетнамской войне. Французские М8 и М20 отметились в Камбодже, Лаосе и Алжире.

По линии НАТО М8 попали в Германию, Бельгию, Норвегию, Италию, Грецию, Португалию и Турцию. Досталось и неприсоедиившимся Австрии с Югославией. В 50-х годах армии этих стран перешли на более современные бронеавтомобили, а М8 и М20 частично передали другим ведомствам, а частично списали.

Бронеавтомобиль М8 «Грейхаунд»

Основным и единственным бронеавтомобилем армии США в годы Второй мировой войны был М8 «Грейхаунд» (Greyhound).

Как это и предусматривалось техтребованиями, на базе М8 было разработано несколько модификаций.

МОДИФИКАЦИИ

Одной из них стала зенитная самоходная установка Т69, вооруженная четырьмя 12,7-мм пулеметами М2, установленными во вращающейся открытой сверху башне. Скорострельность установки составляла 1600-2000 выстр./мин. Машина проходила испытания в 1944 году и не выдержала их. Более подходящим шасси для размещения зенитного вооружения оказался полугусеничный бронетранспортер М3.

Кроме того, была создана бронированная машина общего назначения Т26, представлявшая собой броневик М8, лишенный башни. Боевое отделение фактически не имело крыши, а по периметру образовавшегося прямоугольного отверстия был установлен невысокий бронированный борт. Сверху к нему крепили кольцевую установку для крупнокалиберного пулемета М2, составлявшего все штатное вооружение бронеавтомобиля. По замыслу конструкторов, эта машина могла использоваться как бронетранспортер для перевозки личного состава, грузов и в качестве командно-штабной. Внутри броневика имелись скамейки и складной столик для карт. Вместимость машины в зависимости от назначения могла варьироваться от двух до шести человек. По бортам боевого отделения располагались укладки для пяти винтовок «Гаранд» и 59,9-мм реактивного противотанкового гранатомета М9А1, более известного под названием «Базука». В апреле 1943 года прототип Т26 был стандартизирован под обозначением Armored Utility Car M10. Вскоре, впрочем, обозначение изменили, дабы не возникала путаница с истребителем танков М10. Бронеавтомобиль получил индекс М20. С июля 1943-го по апрель 1945 года заводом в г. Сент-Пол была выпущена 3791 машина этого типа.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В основном бронеавтомобили М8 и М20 поступали на вооружение разведывательных (бронекавалерийских) эскадронов танковых дивизий армии США и разведывательных взводов и рот противотанковых батальонов. Во всех танковых дивизиях, сформированных в 1943 и 1944 годах, имелся один бронекавалерийский эскадрон, в котором по штату насчитывалось 52 бронеавтомобиля. Помимо этого, два М8 имелись в составе штабной роты дивизии, что доводило общее количество броневиков этого типа в дивизии до 54 единиц. Боевое крещение броневики М8 получили в Италии зимой 1944 года в ходе боев под Анцио. Бронеавтомобили из состава роты В 81-го бронекавалерийского эскадрона совершали разведывательный рейд и наткнулись на немцев. Вместо того, чтобы сразу отойти, американцы ввязались в бой, в результате которого все М8 были уничтожены.

В дальнейшем все происходило именно так в тех случаях, когда М8 выступали в несвойственной для себя роли — поддерживали пехоту в наступлении или обороне, ввязывались в затяжной бой с пехотой или, упаси Боже, с танками противника. Во всех этих случаях «борзые» несли жестокие потери. В разведывательных же рейдах, избегая столкновения с врагом, М8 показали себя как нельзя лучше. Они могли на большой скорости проникнуть в тыл противника — чему способствовало отсутствие сплошной линии фронта в Северо-Западной Европе летом и осенью 1944 года — и так же стремительно отойти, пользуясь разветвленной сетью дорог с твердым покрытием. Несмотря на полный привод, проходимость броневиков по пересеченной местности оказалась невысока.

После окончания Второй мировой войны в армии США началось массовое списание бронемашин М8 — последние из них покинули боевой строй в 1950 году.

М20 прослужили несколько дольше. В Корее их модернизировали, установив на кольцевой турели вместо крупнокалиберного пулемета огнемет. В таком виде их использовали и американские и южнокорейские войска. Но после окончания войны армия США списала и эти машины. В Национальной гвардии М8 и М20 прослужили на пять лет дольше.

ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

После окончания Второй мировой войны бронеавтомобили М8 и М20 состояли на вооружении практически всех стран НАТО вплоть до начала 1960-х годов. Значительное число броневиков было передано американцами странам Латинской Америки и дружественным им государствам Африки и Азии. В армиях этих стран бронемашины эксплуатировали значительно дольше, в некоторых — вплоть до 1990-х годов. В отдельных латиноамериканских странах их можно увидеть и сегодня, порой в сильно модернизированном состоянии. Так, например, в Колумбии, получившей эти машины в 1947 году, спустя 30 лет на них стали устанавливать счетверенные установки крупнокалиберных пулеметов.

Последние демонтировали со списываемых американских же полугусеничных бронетранспортеров, уже предельно изношенных. В итоге получилась неплохая машина для борьбы с партизанами и вооруженными группировками наркомафии в условиях горнолесистой местности. После передачи в 1990-е годы нескольких броневиков М20 колумбийской полиции, они были переделаны применительно к новым условиям использования. Корпус получил крышу, на которой установили цилиндрическую башенку с пулеметом, и бортовые экраны почти до земли. В таком виде эти машины находились в эксплуатации еще в начале 2010-х годов.

В основном же, правда, модернизация сводилась к установке дизельного двигателя и новой трансмиссии. Например, в Греции на некотором количестве броневиков М8 установили дизельные двигатели «Штейр» (Steyr), в связи с чем потребовалось увеличить размеры моторного отделения по длине и высоте. Были заменены радиостанции, приборы и все наружное освещение: фары, габаритные фонари и т. д. Спаренный пулемет «Браунинг» М1919А4 уступил свое место натовскому MG3. В таком виде бронемашины прослужили в греческих частях береговой обороны до конца 1990-х годов.

Еще дальше пошли бразильские специалисты. В 1968 году ими был представлен прототип VBB-1, представлявший собой бронеавтомобиль М8 с изъятым средним мостом и установленным дизелем «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) ОМ-321 мощностью 120л.с. (89 кВт). VBB-1 послужил основой для опытного бронеавтомобиля CRR «Бразилейро» (Brasileiro), на котором конструкторы вернулись к колесной формуле 6×6. Для испытаний было изготовлено восемь таких машин. На основе CRR, в свою очередь, был разработан довольно удачный бразильский бронеавтомобиль ЕЕ-9 «Каскавел» (Cascavel). Вариант переделки бронеавтомобиля М8 в истребитель танков разработала американская фирма «Напко» (Napco). 37-мм пушку заменили 12,7-мм пулеметом, а сверху на башне смонтировали пусковую установку противотанкового ракетного комплекса BGM-71 TOW. Некоторое количество таких машин приобрела Колумбия.

Оставить эмоцию Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь 6073 Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен