Броненосец ройял соверен

Содержание

HMS Royal Sovereign (1891)

HMS Royal Sovereign (1891)

тип Trafalgar
HMS Royal Sovereign (1891)
тип Centurion Служба


Великобритания
Исторические данные

30 сентября 1889 года Заложен

26 февраля 1891 года Спущен на воду

31 мая 1892 года Сдан

сентябрь 1909 года Выведен из боевого состава

7 октября 1913 года Сдан на слом

Общие данные

14150 / 15580 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

115,8 / 22,9 / 8,23 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ top 0

Две трехцилиндровых паровых машины Humphreys & Tennant тройного расширения
8 паровых котлов/9000 Главная ЭУ
(тип/мощность)

2 ед. Количество валов

15,5/10 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)

2780/4720 миль Дальность плавания

1

Две трехцилиндровых паровых машины Humphreys & Tennant тройного расширения
8 паровых котлов/9000 Главная ЭУ
(тип/мощность)

2 ед. Количество валов

15,5/10 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)

2780/4720 миль Дальность плавания

0 док 1 реал Экипаж

712 чел. Общая численность

Бронирование

457/102 мм. Пояс/борт

64-76 мм. Палуба

457/406// мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)

356 мм. Боевая рубка

Вооружение

Главный калибр

  • 2 x 2 — 13,5″/30 BL Mark III/IV.

Вспомогательная артиллерия

  • 10 — 6″/40 QF Mk I/II;
  • 16 — 57-мм/40 6pdr Hotchkiss Mk I;
  • 12 — 47-мм40 3pdr Hotchkiss Mk I;
  • 8 — пулеметов «Максим».

Торпедное вооружение

  • 4 надводных бортовых ТА;
  • 2 подводных носовых ТА;
  • 1 подводный кормовой ТА.

Однотипные кораблиHMS Royal Sovereign (рус. «Ройал Соверен») — головной корабль одноименной серии английских броненосцев. Построен в 1891 году в Портсмуте. Был флагманским кораблем Флота Канала, входил в состав Средиземноморской эскадры. Использованные при проектировании и постройке корабля решения делали HMS Royal Sovereign одним из лучший кораблей своего класса в мире. Продан на слом 7 октября 1913 года.

Общие сведения

HMS Royal Sovereign был заложен 30 сентября 1889 года и спущен на воду в 1891 году. Построенный на верфи Портсмута, он был 410 футов длиной и развивал максимальную скорость в 17 узлов. Стоимость постройки составила 913986 фунтов. Вооружение составляли четыре 67-тонные 13,5″ пушки и орудия более мелких калибров.

История создания

Предпосылки к созданию

Морские маневры 1888-89 гг. показали, что традиционный подход Королевского флота по блокаде вражеских морских сил в их собственных портах стал трудно реализуем. Причина этого состояла в том, что корабли с паровым двигателем в отличии от парусных не могут находиться долго в море вдали от баз. Кроме того, беспокойство вызывала возможность войны с союзными Россией и Францией. Хотя Британский флот насчитывал больше кораблей всех классов, чем Россия и Франция вместе взятые, это не было достаточной гарантией подавления их военно-морских сил.

В результате было Актом о морской обороне 1889 года было принято решение о строительстве 10 броненосцев, 42 крейсеров и 18 торпедных канонерских лодок. На реализацию Акта выделялась сумма в 21,5 миллионов фунтов.

Проектирование

Эскизный проект HMS Royal Sovereign

Проектирование серии броненосцев было поручено сэру Генри Уильяму Уайт (англ. William Henry White) — британскому кораблестроителю, в течение 16 лет (1886 — 1903 гг.) занимавшему пост главного строителя флота.

Уайт разработал вариант модернизации броненосца HMS Trafalgar (1887), а также серию из пяти проектов кораблей водоизмещением в пределах 11000-16000 т. Для выработки решения 16 ноября 1888 года в кабинете первого лорда состоялось совещание, было на котором удалось прийти к соглашению относительно качеств будущего линкора.

В Белой книге были зафиксированы следующие положения:

  • 13,5″ орудия главного калибра располагаются в двух барбетах, разделённых батареей вспомогательной артиллерии;
  • вспомогательная батарея делается в двух уровнях с целью максимального сосредоточения действий скорострельных орудий;
  • ход при естественной тяге должен составлять 15 узлов и при форсированной доводиться до 17 узлов;
  • ватерлиния защищается 17″ броневым поясом на большей части длины;
  • между верхней кромкой пояса и средней палубой броневая защита представлена поясом в 4″-5″;
  • корабль должен иметь высокий надводный борт.

В результате разработанные корабли типа Royal Sovereign превосходили свои аналоги по огневой мощи, бронированию и скорости хода. Они оставались наиболее мощными броненосцами в мире вплоть до появления в 1906 году HMS Dreadnought.

Постройка и испытания

Строительство HMS Royal Sovereign (головного корабля серии) производилось на Портсмутской верфи под надзором адмиралтейского суперинтенданта Джона Арбетнот Фишера (англ. John Fisher). Стапеля необходимой длины не нашлось и вместо него был использован сухой док.

Броненосец был заложен 30 сентября 1889 года. Расчётный период постройки должен составлял три года, но головной корабль старались сдать раньше остальных систершипов для проведения всесторонних испытаний, которые должны были подтвердить эффективность избранной конструкции. В итоге был поставлен своеобразный рекорд: от закладки киля до поднятия вымпела прошло всего два года и восемь месяцев.

На время постройки HMS Royal Sovereign был самым большим военным кораблем в мире.

Броненосцы типа Royal Sovereign стали первыми британскими высокобортными линкорами с тяжёлой артиллерией на верхней палубе и со вспомогательным вооружением в казематах. Также впервые водоизмещение превысило 12000 тонн, а броневой пояс изготавливался стальным.

Описание конструкции

Корпус

Чертеж HMS Royal Sovereign

Главным отличием HMS Royal Sovereign был его высокий надводный борт. До этого в целях экономии водоизмещения броненосцы делались низкобортными (например, тип Trafalgar). Причина этого заключалась в резко увеличившейся массе вооружения и бронирования, которое составляло основную долю водоизмещения.

Низкий борт серьезно снижал мореходность броненосцев, отрицательно влиял на скорость хода. Поднимаемые в свежую погоду тучи брызг и водяной пыли затрудняли использование дальномеров и прицелов. Кроме того, орудийные порты казематов при плохой погоде необходимо было задраивать, что делало невозможным использование вспомогательной артиллерии.

Размещение орудий главного калибра в барбетных установках вместо башен позволило сэкономить вес, сделать корабли высокобортными. Если на башенных броненосцах носовая часть палубы заливалась потоками воды, а ют захлёстывала спутная волна, то на типе Royal Sovereign Уайт ликвидировал оба этих недостатка, добавив на всём протяжении корпуса ещё одну палубу.

Однако, поскольку из-за более высокого борта центр тяжести сместился наверх (а с точки зрения устойчивости его следовало сохранять возможно ниже), конструктор возродил на новых броненосцах одну из особенностей конструкции линкоров парусного флота, придав надводному борту заваленную внутрь форму. Подобная мера также экономила вес верхней части корпуса, уменьшала жёсткость и обеспечивала более плавную качку.

Бронирование

Схема бронирования HMS Royal Sovereign

Главный броневой пояс толщиной 17″ прикрывал 2/3 длины ватерлинии (76,2 метра)и имел высоту 2,6 метра (из них 1,5 метра ниже ватерлинии). На концах он перекрывался поперечными траверзами – носовым в 406 мм и кормовым в 356 мм. Выше пояса располагалась тонкая 5″ гарвеевская броня. Оконечности оставались незабронированными.

Внутреннее пространство за бортом занимали угольные ямы, обеспечивающие дополнительную защиту. Для защиты казематов средней артиллерии использовалась 6″ броня. Броневая палуба простиралась на всю длину корабля, защищая отсеки, расположенные ниже ватерлинии, от навесного огня. Общий вес брони составлял около 32% водоизмещения корабля.

Барбеты защищались мощной 17″ броней и опускались вниз корабля, прикрывая систему подачи боеприпасов. Использование барбетных установок позволило увеличить надводный борт до 5,5 метров по сравнению с 3,4 метра при использовании башенных установок.

На HMS Royal Sovereign была впервые установлена броня из стальных и сталеникелевых плит. Это позволило прикрыть большую площадь борта без роста доли защиты в составе нагрузки.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка броненосца была представлена двумя трехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения Humphreys & Tennant и 8 паровыми котлами с угольным отоплением. Стандартная мощность составляла 9000 л.с. и обеспечивала скорость хода 15,7 узла. При форсированном дутье HMS Royal Sovereign достиг отметки 18 узлов при мощности 13360 л.с. и стал первым броненосцем, преодолевшим этот рубеж скорости.

Запас угля в нормальном грузу составлял 1450 тонн.

Одним из недостатков HMS Royal Sovereign была его подверженность качке. Корабли серии даже получили прозвище «The Rolling Ressies». Данная проблема была устранена путем установки скуловых килей, что позволило кораблю уменьшить бортовой крен с 23° до 11° и стать устойчивой орудийной платформой.

Вооружение

Главный калибр

Главный калибр HMS Royal Sovereign Барбетная установка HMS Royal Sovereign

Основу вооружения HMS Royal Severeign составляли четыре казнозарядных 13,5″ орудия, расположенные попарно в барбетных установках в оконечностях корабля. Барбеты представляли собой открытые вращающиеся «столы» с небольшими бронированными щитами. В плане барбеты имели грушевидную форму, в узкой части находились элеваторы и прибойники, так что заряжание могло производиться только в положении осей орудий по диаметральной плоскости. Верхний ярус отводился под поворотный стол орудий, этажом ниже располагались всевозможные гидроприводы.

Барбеты защищались мощным вертикальным бронированием, простиравшимся вниз до уровня верхней кромки главного пояса. Барбетные плиты имели толщину 432 мм. Орудия стояли открыто и проёмы сверху являлись уязвимым местом. Подобный недостаток был оперативно исправлен — орудийные установки по верху барбетов снабдили горизонтальным бронированием.

Угол обстрела установок главного калибра каждой составлял 260 градусов.

Вспомогательная артиллерия

Вспомогательная батарея из 10 6″ скорострельных орудий располагалась на средней и верхней палубах между барбетами и служила для обеспечения огневой поддержки главного калибра.

Расположение вспомогательной артиллерии воспроизводило аналогичное на крейсерах HMS Blake (1889) и HMS Blenheim (1890) программы 1888 года – орудия на верхней палубе прикрывались щитами, а на средней заключались в броневые казематы. Основным недостатком подобного размещения была невозможность использовать орудия средней палубы на ходу в море.

57-мм (6-фунтовые) пушки были широко разбросаны по кораблю на верхней и средней палубе, 47-мм (3-фунтовые) установили на навесной палубе и боевых марсах.

Торпедное вооружение

HMS Royal Severeign получил 457-мм торпеды новой модели, а во время модернизации первоначально установленные семь торпедных аппаратов уменьшили в числе до трёх.

История службы

Ружейные учения на квартердеке HMS Royal Sovereign

HMS Royal Sovereign был «крещен» королевой Викторией в сопровождении ее сына, принца Уэльского, герцога Эдинбургского и герцога Коннаутского 26 февраля 1891 года. В мае 1892 года он завершил испытания и вступил в строй, сменив HMS Camperdown (1885) в качестве флагмана эскадры Канала.

Вплоть до 13 августа 1892 года он нес службу флагмана «Красного флота» на ежегодных маневрах у берегов Ирландии. Был флагманом «Красного флота» с 27 июля 1892 года по 6 августа 1892 года во время ежегодных маневров в Ирландском море и у Западных Подходов.

В июне 1895 года HMS Royal Sovereign в составе английской эскадры принимал участие в церемонии открытии Кильского канала в Германии.

В течении третьей недели июля 1896 года броненосец принял участие в ежегодных маневрах в Ирландском море и у юго-западных берегов Великобритании в составе флота «А».

7 июня 1897 года команда HMS Royal Sovereign была списана и переведена на HMS Mars (1896), который заменил его с составе Эскадры Канала. На следующий день HMS Royal Sovereign получил назначение в Средиземное море на смену HMS Trafalgar (1887). Перед уходом в Средиземноморье, броненосец принял участие в смотре флота, посвященном 60-летию правления королевы Виктории в Спитхэде 26 июня 1897 года, а также в ежегодных маневрах у берегов Ирландии (7-11 июля 1897 года). В сентябре 1897 года HMS Royal Sovereign отбыл на Средиземное море.

По прибытию, HMS Royal Sovereign вошел в состав Средиземноморского флота. 20 января 1900 года командование кораблем принял кэптен Charles Henry Adair.

9 ноября 1901 года у берегов Греции взорвалось одно из 6″ орудий. При этом были убиты офицер и 5 матросов, еще один офицер и 19 матросов были ранены.

9 июля 1902 года HMS Royal Sovereign покинул Гибралтар и прибыл в Плимут 14 июля 1902 года. 30 августа 1902 года был переведен в корабль береговой охраны. С 5 по 9 августа 1903 года он принимал участие в маневрах у берегов Португалии.

9 февраля 1907 года HMS Royal Sovereign был переведен в специальный корабль резерва, войдя в состав 4 дивизиона Home Fleet.

В сентябре 1909 года HMS Royal Sovereign был списан в резерв, а 7 октября 1913 года продан на слом за 40000 фунтов стерлингов.

Командиры

  • Кептен Tynte F. Hammill, март 1892
  • Кептен Charles C. Drury, 12 мая 1894
  • Кептен Reginald F. H. Henderson, 12 декабря 1895
  • Кептен Harry T. Grenfell, 12 сентября 1896
  • Кептен Edward H. M. Davis, 8 июня 1897
  • Кептен Michael P. O’Callaghan, 23 сентября 1898
  • Кептен Charles H. Adair, 20 января 1900
  • Кептен Frederick S. Inglefield, 26 ноября 1901
  • Кептен Thomas MacGill, 15 декабря 1902
  • Кептен Alfred W. Paget, 13 мая 1903
  • Кептен Paul W. Bush, 1 марта 1904

Память

  • HMS Royal Sovereign работы Луиджи Галеа

  • Мемориал морякам HMS Royal Sovereign, погибшим при взрыве 6″ орудия в Виктория-парк, Портсмут

  • HMS Royal Sovereign работы Митчелла

См. также

  • Броненосцы типа Majestic
  • Броненосцы типа Canopus
  • Линкор
  • ВМС Великобритании
  • Броненосцы типа Trafalgar
  • Броненосцы типа Centurion

Примечания

  1. Белая книга (англ. White paper) — это официальное сообщение в письменном виде. В данном случае представляет собой официальную документацию, содержащую описание решения.
  2. «The Rolling Ressies» — с английского можно перевести как «танцующие броненосцы»

Литература и источники информации

  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. 4. Его Величество стандарт.. — СПб.: Галея-Принт, 2005. — 120 с. — ISBN 5-8172-0099-6

Ссылки на интернет-ресурсы

  • Статья о HMS Royal Sovereign на сайте www.dreadnoughtproject.org
  • Статья о HMS Royal Sovereign на сайте www.cityofart.net
  • Коллекция сигаретных карточек с изображением военных кораблей
  • Статья о барбетных установках на сайте www.cityofart.net
  • Сайт фотографий кораблей Royal Navy 1867-1897 гг.
  • Северо-Американский форум World of Warships
  • Статья о морской пехоте Royal Navy
  • Статья о спуске на воду HMS Royal Sovereign в газете Daily Alta California
  • Форум на сайте http://warships1discussionboards.yuku.com
  • Статья о британских додоредноутах на сайте www.friesian.com

Галерея изображений

  • Диаграмма вооружения HMS Royal Sovereign

  • Учения на HMS Royal Sovereign

  • 13,5″ орудия главного калибра HMS Royal Sovereign

  • HMS Royal Sovereign в походе

  • Дымовые трубы, фок-мачта и мостик HMS Royal Sovereign

  • Рисунок HMS Royal Sovereign

  • Сигаретная карточка HMS Royal Sovereign

  • Барбетные установки HMS Royal Sovereign

  • Внутреннее устройство HMS Royal Sovereign

  • Палуба HMS Royal Sovereign

Свой среди чужих. Линкор со странной судьбой


История нашего героя началась в Портсмуте, 29 мая 1915 года, когда линейный корабль «Ройял Соверен» был спущен на воду. Но в нашу историю он попал так как с 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ, под именем «Архангельск».

Вообще весь боевой путь этого корабля прошел под знаком «не везло».
На момент постройки «Ройял Соверен» считался супердредноутом серии «Ривендж». Отличное для тех времен вооружение из 8-ми 381-мм орудий, хорошее бронирование. Но ход в 21 узел был, скажем так, ахиллесовой пятой корабля.
И машины стали именно тем фактором, который фактически лишил линкор боевой славы.
1916 год. Первая мировая война. Знаменитое Ютландское сражение. «Соверен» не смог принять в нем участие из-за поломки машин. Война прошла мимо.
В 1920—1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. Вместо 76-мм зениток установили 102-мм одиночные, которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные.
В 1936 году были установлены радары и 40-мм зенитные автоматы. Что не смогли сделать английские инженеры, так это увеличить угол возвышения орудий главного калибра. В итоге к началу новой войны линкор уступал по дальности стрельбы (22 км) всем коллегам из флотов других государств.
В начале Второй Мировой войны линкор входил в состав Флота метрополии, но быстро был переведён в Средиземноморский флот. 18 июля 1940 года пытался участвовать в сражении при Пунта-Стило, однако итальянские «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур», обладая большей скоростью (28 узлов) просто смылись от англичан и за всех отдувался «Уорспайт».

Дальше «Ройял Соверен» играл роль «чемодана без ручки». Сопровождал атлантические конвои в 1940-41 годах, находился на безе на острове Цейлон, а потом его перевели в Кению, так как посчитали абсолютно непригодным для борьбы с японским флотом.
В итоге линкор оказался в США, где с сентября 1942 по сентябрь 1943 года прошёл капитальный ремонт, после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был окончательно отозван в резерв. Где «Соверен» не ждало ничего такого перспективного.
И тут началась следующая часть его истории.
8 сентября 1943 года капитулировала и вышла из войны Италия. Как проигравшая сторона, Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. В том числе и Советскому Союзу.
Наше правительство хотело в счет этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать понесенные потери. Но с получением итальянских кораблей возникли сложности, и был придуман роскошный выход: союзники временно передали СССР некоторое количество своих кораблей. Надо понимать, по принципу «отдай, что себе не гоже».
Об эсминцах, которые пополнили Северный флот, я уже писал. А головным кораблем в переданной эскадре, как вы уже поняли, британцы с радостью назначили «Ройял Соверен». Опрокинув, на радостях, очевидно, не одно ведро виски или рома.
В отличие от американцев, которые согласно договоренности пригнали крейсер «Милуоки»/»Мурманск» в наш порт, англичане настояли на том, что прием линкора, эсминцев и подводных лодок произошел в Англии. Пришлось направить наши команды в Британию.

3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда кораблей, принимаемых от союзников, и экипажей для них, а 9 марта корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР.
Команды для кораблей были сформированы в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем отправлены в Англию на пароходе «Новая Голландия».
И уже 8 мая наши моряки начали работы по ремонту корабля и подготовке.

Линкор оказался в относительно приличном состоянии, сказался, видимо, капремонт в США. Были обнаружены множественные дефекты в гидравлике. Также выявился «внезапно» большой расстрел стволов главного калибра. Но основным затруднением в приемке стало полное отсутствие фугасных снарядов.




Англичане упорно не хотели укомплектовать боекомплект корабля фугасами, мямля о нуждах и потребностях для открытия Второго фронта. Но тема была настолько избита к тому времени, что вмешавшиеся в процесс подготовки и передачи командир отряда кораблей вице-адмирал Г. И. Левченко, начальник штаба отряда контр-адмирал В. А. Фокин и командир линкора контр-адмирал В. И. Иванов фактически заставили англичан выполнять взятые на себя обязательства.
В итоге лейнеры в стволах главного калибра были заменены, а фугасы все-таки «нашлись».
30 мая состоялась церемония передачи корабля. В 11 часов 15 минут на его мачте взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».
И уже 17 августа 1944 года «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск).

Естественно, немцы не могли упустить возможности отвесить плюху противникам, тем более, что такое дело, как выход конвоя, спрятать было нереально.
В то время головная боль Британии, «Тирпитц», все еще ошивался в норвежском Альтен-фьорде, а по соседству базировалась банда из 11 эсминцев. Кроме того, в Норвежском и Баренцевом морях находилось одновременно до 50 подводных лодок.
Что мог гипотетически противопоставить «Ройял Соверен» «Тирпитцу»? 22 узла скорости против 30 и 22,4 км дальности ведения стрельбы против 36,5. Эскортных авианосцев (в конвое их было аж 4) «Тирпитц» мог особо не бояться, так как в то время его зенитная артиллерия представляла собой устрашающую силу.
16 × 105-мм (8 х 2) орудий;
16 × 37-мм одиночных орудий;
12 × 20-мм одиночных орудий;
72 × 20-мм в счетверённых установках.
Да и немецкие эсминцы серии Z на две головы превосходили американских коллег 1914-16 годов постройки.
Однако страх Гитлера перед потерей второго суперлинкора оставил «Тирпитц» на базе. И операцию по потоплению «Архангельска» взяли на себя подводники гросс-адмирала Деница.
Фактически, отряд теперь уже советских эсминцев охранял только линкор. Но борьба с немецкими подводными лодками уже к тому времени для наших моряков была делом насквозь житейским и привычным, так что две «немки» не вернулись на свои базы, а остальным в общем-то «повезло». 9-ти балльный шторм позволил кораблям оторваться от противника и прибыть в наши северные порты.
Насколько эффективными были бы действия наших моряков на старом английском линкоре, выползи «Тирпитц» из своего логова, предсказать сложно. Но присоединяюсь к мнению многих историков, шансов было бы весьма мало.
Тем не менее, вопреки ли, благодаря ли, но «Архангельск» прибыл в Ваенгу. И стал головным кораблем уже не эскадры, а фактически именно Северного флота. Линкор, крейсер, три дивизиона эсминцев, сторожевики, подводные лодки… Это уже был Флот!
Но служба «Архангельска» была странной и неоднозначной.
До конца войны линкор ни разу не покинул Кольского залива для выполнения боевых задач. Даже для огневого обеспечения наступления советских войск в середине октября 1944 г. и срыва эвакуации немецких войск из Финнмарка, хотя одно его появление в Варангер-фьорде сорвало бы все планы немцев.
Видимо, адмирал Головко боялся ответственности в случае потери корабля. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы.
До конца 1944 года «Архангельск» провел стоя на якоре, только в ноябре имел 10-12 ходовых суток. Да и то это были короткие выходы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного.
В 1945 году корабль провел в море целых 40 суток и прошел 2750 миль. Дальше – еще меньше. В 1946 году за 19 ходовых суток линкор прошел 1491 милю, а в 1947 году за 21 сутки — 1826 миль.
Видимо, в целях экономии (все равно возвращать союзникам!) ремонтов и докований корабль не проходил.
Конечная участь была весьма ожидаема.
15 января 1949 года «Архангельск» покинул Ваенгу и 4 февраля прибыл на военно-морскую базу Росайт. По возвращении корабля техники Королевского Флота провели тщательную инспекцию систем корабля и обнаружили, что большая часть оборудования непригодна для дальнейшего несения службы.
Башни главного калибра, которые не проворачивались весь период службы в ВМФ СССР были заклинены в срединном положении. Последний поход «Ройял Соверен» совершил 18 мая в шотландский Инверкитинг где и был разобран.
Странная судьба. Очень сложно судить, для чего этот старый корабль был снова введен в строй силами наших моряков, пригнан в Архангельск, но ни единым выстрелом не послужил тому, чему должен был служить.
Складывается некая тождественность с «Тирпитцем». Тот тоже не особенно себя проявил в той войне, но являлся то ли символом немецкого флота, то ли пугалом (это вернее) для робких британских адмиралов. И именно присутствие «Тирпитца» в море привело к предательству с конвоем PQ-17.
Но в основном «Тирпитц», если посмотреть серьезно, являлся мишенью для упражнений в бомбометании английских летчиков. Которые его в итоге и доконали. Не без помощи, правда, «асов» Люфтваффе.
«Архангельск» же служил мишенью для немецких подводников. Было предпринято несколько попыток потопить его, но силами противолодочной обороны Северного Флота они все были сорваны. О чем немцы, спустя 20 лет, написали в журнале «Марине Рундшау».
Но все равно, странная судьба у линкора оказалась.

Линкор «Архангельск», корабль со странной судьбой

Активные темы

  • В России планируют продлить режим самоизоляции (271)

    Latgelo События 02:53

  • Хрусть и пополам (12)

    Фишкин Инкубатор 02:53

  • Как прожить на 13000р ?Спб. (87)

    BENDERRR Инкубатор 02:52

  • Что будет если копнуть поглубже? Правильно. Можно найти высоково… (103)

    Juk312 Видео 02:52

  • Привет друзья! Много новеньких, будем знакомы-я Пашкетт (348)

    flashy Инкубатор 02:52

  • Тагил (4)

    Contras23rus Инкубатор 02:52

  • Вы точно уверены, что Вам не нужна шапочка из фольги? Недорого….. (14)

    theQuZAR Инкубатор 02:52

  • Комунальщики вы охуели?? (66)

    ДаринаШу Беседы 02:51

  • Народ, а что там с кометой!? Куда прилетит? (31)

    Nimrod13 Инкубатор 02:51

  • Снос недостроя в Шанхае (14)

    Фишкин Инкубатор 02:51

  • ДТП века: В Свердловской области «КамАЗ» попал под &qu… (19)

    lustberg Инкубатор 02:51

  • Внутри еще не открывшегося Московского клинического центра инфек… (135)

    BaalBes Видео 02:50

  • Про вирус 2003 года на первом (72)

    barney Видео 02:50

  • Количество евреев в мире сегодня не достигло уровня 1939 года (245)

    evgeniusus Инкубатор 02:49

  • Почему в Москву ограничен только въезд? (37)

    justagamer Инкубатор 02:49

HMS Royal Sovereign (1915)

HMS Royal Sovereign

Служба

Великобритания
1916 — 1944

Исторические данные

15 января 1914 года Заложен

29 мая 1915 года Спущен на воду

Май 1916 года Введен в строй

1944 год Выведен из боевого состава

Разобран в 1949 году Сдан на слом

Общие данные

28000 / 31000 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

189 / 27 / 8,7 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ top 0
1 0 реал 1 док Экипаж

1234 чел. Общая численность

Бронирование

102-330 / мм. Пояс/борт

127 мм. Палуба

102—254 мм. Барбеты

330 / / / мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)

279 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерия

  • 4 × 2 — 381-мм/42 Mk I;
  • 14 × 1 — 152-мм/50 BL Mk XII;
  • 2 × 1 — 76-мм;
  • 4 × 1 — 47-мм.

Минно-торпедное вооружение

  • 4 подводных 533-мм ТА.

Однотипные корабли

  • HMS Revenge (1915),
  • HMS Royal Oak (1914),
  • HMS Resolution (1915),
  • HMS Ramillies (1916).

HMS Royal Sovereign — супердредноут, был первым из серии. Семь кораблей Британского Королевского Флота носили название HMS Royal Sovereign, еще один был запланирован, но переименован до спуска на воду. Строился фирмой «Парсонс». Был спущен на воду в Портсмуте, Великобритания, 29 мая 1915 года. В состав флота Великобритании включен в мае 1916 года. Был передан Советскому ВМФ в 1944 году и переименован в «Архангельск», в 1949 возвращен в Англию, отправлен на слом.

Служба в ВМС Великобритании

HMS Royal Sovereign (1915)

В мае 1916 года — приписан к 1-й эскадре Гранд-Флита.

В 1916 году из-за неисправности энергетической установки не смог участвовать в Ютландском сражении.

В 1920—1930-х годах HMS Royal Sovereign перенес большое количество мелких модернизаций, в основном направленных по улучшению зенитного вооружения. Так, в 1924—1925 годах 76-мм орудия сменили на 102-мм одиночные зенитки (сначала две, а затем и четыре), которые, в свою очередь, в конце 1930-х заменили на спаренные. В 1936 году, приступили к установке восьмиствольных 40-мм автоматов («двухфунтовых пом-помов»), закончившаяся уже после начала боевых действий. Углы горизонтальной наводки орудий главного калибра остались прежними, и они по-прежнему уступали по дальности стрельбы фактически всем линкорам времен Второй мировой войны.

В сентябре 1939 года линкор входил в состав Флота метрополии, вслед за тем был отправлен в Средиземноморский флот и 18 июля 1940 года принял участие в боевом сражении при Пунта-Стило, когда из-за малой скорости корабля Каннигэм не сумел навязать итальянским линкорам «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур» решительный бой.

В 1940—1941 годах «Ройял Соверен» был в сопровождении атлантических конвоев. В 1942 году был на некоторое время отправлен в Восточный флот, базировавшийся в Тринкомали, на острове Цейлон, а в скором времени переведён в Килиндини, Кения, поскольку был признан, слишком устаревшим для борьбы с японским флотом.

С сентября 1942 по сентябрь 1943 года из-за плачевного состояния механизмов корабля, подвергся капитальном ремонту в США, после чего служил один месяц в Индийском океане и был отозван в резерв.

Операции по уничтожению

HMS Royal Sovereign (1915), Орудие

Англичане до ноября 1944 года постоянно проводили операции по уничтожению фашистского линкора «Тирпиц» в водах Северной Норвегии. А немцы, опасаясь значительного укрепления советского Северного флота, до конца Великой отечественной войны, охотились за линкором «Архангельск». На боевые действия против этих кораблей были привлечены значительные силы и средства воюющих стран.

Разрабатывая операции по уничтожению супердредноута типа Royal Sovereign — линкора «Архангельск», немцы надеялись еще и поссорить союзников, ведь все шло к тому, что Германия проиграет в войне, а так появилась надежда на другой исход.

Линкор союзники передали во временное пользование советскому флоту. Преследование «Архангельска» началось сразу же с момента его выхода из Скапа-Флоу в Шотландии 17 августа 1944 года, откуда судно в составе конвоя JW-59 должно было проследовать в Кольский залив.

Сохранить это в тайне было невозможно, поэтому англичане, понимая всю ответственность этого мероприятия, выделили конвою защиту: линкор, три авианосца, три крейсера и 18 эсминцев. И это было вовсе не напрасно. В Алта-фьорде (Норвегия) стоял немецкий линкор «Тирпиц» и более десятка эсминцев были в полной боевой готовности на северных базах Норвегии. На пути следования враг мог выставить до 50 подводных лодок.

Ставка верховного главнокомандующего ежедневно интересовалась переходом кораблей. Уже на следующий день после того, как они покинули базу, стала поступать информация об атаках немецких подводных лодок. Напряжение личного состава было на пределе.

24 августа корабли, пройдя 1880 миль, вошли в Кольский залив и встали на якоря. Вся операция заняла около четырех месяцев. И все-таки один корабль был потерян — это подводная лодка В-1 («Санфиш») под командованием капитана 2-го ранга И.И. Фисановича. Тайна ее гибели не раскрыта до настоящего времени.

  • ВМС Великобритании
  • Гранд-Флит
  • Первая мировая война
  • Ютландское сражение
  • Вторая мировая война

Эту статью требуется викифицировать!

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Старые корабли

До конца 1944 года Англичане неустанно проводили операции по уничтожению фашистского линкора «Тирпиц». Немцы же, до конца войны охотились за линкором «Архангельск», страшась укрепления советского Северного флота, значительные средства и силы воюющих стран отвлекались на боевые операции против этих кораблей.

Линкор «Архангельск». Левый борт

Немцы, разрабатывая действия по уничтожению линкора «Архангельск» — супердредноута типа Royal Sovereign, рассчитывали еще поссорить союзников, ведь дело шло к тому, что Германия проиграет в войне, а так оставалась надежда на иной исход.

История нашего героя началась в Портсмуте

Линкор «Архангельск». Носовые орудия.

, 29 мая 1915 года, когда был спущен на воду линейный корабль «Ройял Соверен».
На момент стуска «Ройял Соверен» считался супердредноутом серии «Ривендж». Отличное для того времени вооружение из 8-ми 381-мм орудий, сильная броня. Но ход в 21 узел был ахиллесовой пятой корабля.
Первая мировая война. Ютландское сражение. Из-за поломки машин «Соверен» не смог в нем принять участие.

Линкор «Архангельск». С высоты птичьего полета

«Ройял Соверен»

в 1920—1930-х годах претерпел несколько модернизаций, в основном по усилению зенитного вооружения. Вместо 76-мм зениток установили 102-мм одиночные, которые в конце 30-х заменили на спаренные.
В 1936 году были установлены радары и 40-мм зенитные автоматы, но к началу войны линкор уступал по дальнобольности (22 км) всем коллегам из флотов других стран.

В 1942 г.линкор оказался в США, где в течении года прошёл капитальный ремонт, после прослужил один месяц в Индийском океане и окончательно был отозван в резерв.

И тут началась следующая часть его истории.

8 сентября 1943 года Италия капитулировала и вышла из войны. Она, как проигравшая сторона, должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых вели военные действия её войска . И Советскому Союзу в том числе.
В счет этих репараций наше правительство расчитывало получить боевые корабли основных классов, чтобы компенсировать понесенные потери.

Линкор «Архангельск». Гюйс.

Но союзники оттягивали решение этого вопроса под всякими предлогами, ровно как и открытие второго фронта.
Только настойчивые требования Сталина вынудили их предложить следующий вариант — временно использовать союзные корабли. Все они были устаревшими, в том числе и супердредноут Royal Sovereign.

3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Кузнецов

подписал приказ №0062 о формировании отряда кораблей из передаваемых союзной стороной во главе с дредноутом Royal Sovereign.

Линкор «Архангельск». Главный калибр. Кормовые орудия.

За крупный надводный флот ратовал Кузнецов. О «большом флоте» мечтал и Сталин.

«Большой флот»

— это собирательное название программ кораблестроения ВМФ СССР 1938-1955 годов, целью которых было создание мощного океанского флота. Линкоры должны были стать его ядром. Для этого нужны были квалифицированные кадры, которые готовились в том числе и на «Архангельске». Союзники передали линкор во временное пользование Советскому Союзу. Охота за «Архангельском» началась 17 августа 1944 года с момента его выхода из Шотландии, откуда судно в составе конвоя JW-59 должно прибыть в Кольский залив. В тайне сохранить это было невозможно, посему англичане выделили конвою небывалый эскорт, понимая ответственность сего мероприятия: линкор,три крейсера, три авианосца и 18 эсминцев. Это были не напрасные предосторожности. В Норвегии (Алта-фьорд) находился немецкий линкор «Тирпиц», более десяти эсминцев были в боевой готовности на северных базах. До 50 подводных лодок мог выставить враг на пути следования.

Линкор «Архангельск». Ходовая, боевая рубки.

Ежедневно ставка верховного главнокомандующего интересовалась передвижением каравана. Уже на второй день следования стали поступать доклады об атаках вражеских подводных лодок. Напряжение личного состава было на пределе во время перехода.

Корабли вошли в Кольский залив

и встали на якоря 24 августа, пройдя 1880 миль. Вся операция по передаче и переходу линкора заняла около четырех месяцев. И все-таки был потерян один корабль — это подводная лодка В-1 («Санфиш») под командованием капитана 2-го ранга И.И. Фисановича. Тайна ее гибели не раскрыта до сих пор.

Линкор «Архангельск». Спардек.

Англичане в отличие от американцев, которые согласно договоренности пригнали крейсер «Милуоки»/»Мурманск» в наш порт, настояли на передачу линкора, подводных лодок и эсминцев в Англии. Пришлось отправить наши команды в Британию.
Экипажи для кораблей отряда формировались в Архангельске, городе русских поморов, поэтому и было решено назвать получаемый линкор «Архангельск». Это не противоречило традиции — большинство линкоров России носили названия городов, и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем команды были отправлены на пароходе «Новая Голландия» в Англию.

Линкор «Архангельск»

Наши моряки уже 8 мая начали работы подготовке корабля.

Линкор оказался в приличном состоянии.

Лишь в гидравлике были обнаружены множественные дефекты . Также «внезапно» выявился большой расстрел стволов орудий главного калибра. Но полное отсутствие фугасных снарядов стало основным затруднением в приемке.

Англичане укомплектовать боекомплект судна фугасами упорно не хотели , ссылаясь о потребностях и нуждах для открытия Второго фронта. Но к тому времени тема была настолько избита, что вмешавшиеся в процесс подготовки и передачи командир линкора контр-адмирал В. И. Иванов, командир отряда кораблей вице-адмирал Г. И. Левченко и начальник штаба отряда контр-адмирал В. А. Фокин практически заставили англичан выполнять взятые на себя обязательства.

В итоге лейнеры в стволах главного калибра были заменены, а фугасы все-таки «нашлись».

Линкор «Архангельск». Фрагмент палубы.

30 мая церемония передачи корабля состоялась. В 11 часов 15 минут на его клотике взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль назывался «Архангельск».

И уже 17 августа 1944 года «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск).

Прибыв в Ваенгу. «Архангельск» стал головным кораблем фактически Северного флота. Линкор, три дивизиона эсминцев, крейсер, подводные лодки, сторожевики. Это уже был Флот!

Школа для моряков и кораблестроителей

Кораблем естественно рисковать не хотели . За него пришлось бы расплачиваться в случае потери. Ведь союзники бесплатно не оказывали СССР помощь. За все было заплачено российским золотом и человеческими жизнями. Кроме того нецелесообразно было для защиты конвоев использовать линкор , с этим отлично справлялись авиация и эсминцы. В руках советских моряков, хотя эсминцы и были старыми, они представляли грозное оружие против немецких «волчьих стай» гросс-адмирала Карла Дёница.

Линкор «Архангельск»

В период Великой Отечественной войны

в ВМФ СССР было три линкора 1914 года постройки, которые справлялись со своими задачами, обстреливая позиции противника: на Балтике — линкоры «Октябрьская революция» («Гангут») и «Петропавловск» («Марат»), а на Черном море — «Парижская коммуна» (судну название «Севастополь» было возвращено 31 мая 1943 года). Так что линкор «Архангельск» вполне соответствовал по возрасту своим собратьям на других флотах.

Короли морей и океанов

Весьма доадно, что линкор «Архангельск», служивший в советском ВМФ в годы войны, не удостоен должной оценки в официальных сводках. Но каждый тип кораблей соответствует требованиям лишь своего времени, сегодня например это авианосцы и подводные лодки.

Линкор «Архангельск». Правый борт.

Этот малоизвестный факт истории нашего доблесного флота — пребывание линкора в его составе — в напоминание всем тем, кто занижает роль ВМФ в победе в Великой Отечественной войне и кто считает флот для нашего госудврства ненужной и дорогой игрушкой. Флот издревле был основой сильного государства. Он был и остается надежным защитником государственных интересов России.

Линкор «Архангельск» вышел из Ваенги

15 января и 4 февраля 1949 года прибыл на военно-морскую базу Росайт. По возвращении судна техники Королевского Флота произвели тщательную проверку всех систем и оборудования корабля и обнаружили, что большая их часть непригодна для дальнейшего использования.

Башни главного калибра, которые не проворачивались весь период службы в ВМФ СССР были заклинены в походном положении. Последний переход «Ройял Соверен» совершил 18 мая 1949 г. в шотландский Инверкитинг где и был пущен на слом.

Линкор «Архангельск». Спардек.

СССР по репарации получил итальянский трофейный дредноут типа Giulio Cesare 1910 года постройки, который под именем «Новороссийск» погиб в октябре 1955-го.

Основные характеристики корабля на момент передачи:
  • Водоизмещение порожнего — 28 950 т;
  • Водоизмещение полное — 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).
  • Наибольшая длина 189,38 м
  • Длина по ватерлинии 187,3 м
  • Наибольшая ширина (по булям) — 32,18 м
  • Высота борта (наибольшая) — 16,54 м

Бронирование

  • главный пояс: 330…102 мм
  • траверзы: 152…102 мм
  • палуба: 127 мм
  • башни ГК: лоб — 330 мм
  • барбеты башен ГК: 254…102 мм
  • боевая рубка: 279 мм

Энергетическая установка

  • Двигатели 24 водотрубных котлов на нефти турбины системы Парсонса
  • Мощность 26 500 л. с.
  • Движитель 4 винта
  • Скорость хода максимальная 21 узел
  • Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах

Экипаж и обитаемость

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте — мичманы и главстаршины), 151 — 2-го и 970 — 3-го классов.

Вооружение

К моменту передачи СССР корабль имел следующее артиллерийское вооружение:

Главный калибр

  • 8 381/42 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных башенных установках;

Вспомогательная/зенитная артиллерия

  • 24 40/45 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырехствольных установках;
  • 46 20/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

Противолодочное и противоминное вооружение

  • 8 152/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;