Бронекатера проекта 1125

Морские смертники в бронегробах

МОДЕРНИЗАЦИЯ В ХОДЕ ВОЙНЫ
В 1942 году бронекатера проектов 1124 и 1125 начали вооружать пушками Ф-34, находившимися в башнях от танков Т-34. Они, впрочем, обладали максимальным углом возвышения 250. Периодически возникали проекты создания башен с большими углами возвышения орудий, но все они остались на бумаге. Кстати, в мемуарной литературе порой встречаются рассказы о том, что наши бронекатера сбивали вражеские бомбардировщики огнем из 76-мм пушек. Так вот, в подобных случаях речь идет о зенитных орудиях Лендера образца 1914/15 года, которые были не в башнях, а открыто установлены на нескольких катерах.
Оснащение минным оружием бронекатеров проектов 1124 и 1125 не предусматривалось. Но уже в первые дни войны моряки Дунайской флотилии на бронекатерах проекта 1125 ухитрялись ставить минные заграждения с помощью различных подручных средств. С весны же 1942 года на кормовых палубах катеров, сдаваемых промышленностью, монтировались рельсы и обухи для крепления мин. Бронекатера проекта 1124 принимали 8 мин, а проекта 1125 — 4 мины. Опять-таки уже в период Великой Отечественной они получили новое мощное оружие — 82-мм и 132-мм реактивные снаряды.
В ходе боевых действий на замерзающих реках и озерах требовалось удлинить сроки навигации бронекатеров. Сделать это было нелегко — легкий корпус бронекатера не мог обеспечить безопасного плавания даже в битом льду. Пластины молодого льда сдирали окраску, что вызывало коррозию. Часто повреждались тонкие пластинки гребных винтов.
Командир катера Ю. Ю. Бенуа нашел оригинальный выход из положения. Бронекатер одели в деревянную «шубу». Доски толщиной 40-50 мм защищали его днище и борта (на 100-150 мм выше ватерлинии). «Шуба» почти не меняла осадку за счет плавучести дерева. Другой вопрос, что бронекатер в «шубе» имел меньшую скорость хода. В свою очередь инженер Э. Э. Паммель спроектировал гребной винт с более толстыми кромками лопастей, причем максимальная скорость катера с упроченными винтами уменьшилась всего на 0,5 узла.
Так наши бронекатера превратились в мини-ледоколы. Это было особенно важно на Ладожском и Онежском озерах, где речные танки получили возможность вести боевые действия на две-четыре недели дольше, чем корабли финских флотилий.
В нашем Военно-морском флоте бывали случаи, когда одинаковую нумерацию проектов имели разные( по крайней мере по эпохам…) корабли… Примеров тому не мало и вот в частности бронекатер проекта 1124, тогда, как этот же номер проекта носили и носят известные всем МПК…. Балтийский флот. Корабль со стандартным вооружением : две 76-мм башни танкового варианта «Т-34». Были корабли этого проекта вооружённые 76-мм зенитными орудиями системы «Лендера», смешанные варианты с этими же зенитками + реактивные миномёты, а также различные смешанные варианты с артбашнями от «Т-35» + пусковые установки «8-М-8» и «М-13-М-1».
ИЗ БОЕВОЙ ХРОНИКИ
В Сталинградской битве участвовали 14 бронекатеров Волжской военной флотилии (ВВФ), из которых два были проекта 1124, а остальные — однопушечные — проекта 1125. На нескольких бронекатерах имелись пусковые установки 82-мм ракет М-8, а бронекатер № 51 вооружили пусковой установкой 132-мм ракет М-13.
Мобильность, способность бронекатеров ВВФ укрываться в многочисленных протоках Волги и Ахтубы делали их малоуязвимыми для авиации и артиллерии немцев.
Вот хроника одного лишь дня обороны Сталинграда — 14 сентября 1942 года. В 10 ч. 40 мин., по сведениям разведотдела армии, немцы силой до двух полков пехоты и 60 танков наступали на завод «Баррикады». В 10 ч. 50 мин. по радио был передан приказ Северной группе кораблей — немедленно открыть огонь по району завода «Баррикады». Расход боеприпасов составил 200 снарядов и РС.
С 12 ч. 30 мин. до 12 ч. 40 мин. бронекатер № 13 вел огонь по селению Купоросное и рассеял группу пехоты противника, израсходовав 15 снарядов. Отмечено три попадания в блиндажи.
В 13 ч. 10 мин. бронекатер № 14 выпустил 18 фугасных снарядов по немецким окопам и дзотам.
В 21 ч. 35 мин. бронекатер № 41 выходил на Волгу южнее поселка Рынок и дал два залпа реактивными снарядами по скоплению немецких танков и пехоты в районе Сухой Мечетки, юго-восточнее высоты 101,3.
Зима 1942-1943 годов выдалась очень холодной, уже к 10 ноября на Волге от Ельца до Саратова начался ледостав. Поэтому еще 1 ноября нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов отдал приказ о переводе большей части кораблей и судов Волжской флотилии в Гурьев.
Однако в районе Сталинграда остались канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» и 12 бронекатеров. Они вмерзли в лед, но продолжали вести огонь по врагу. Последний залп моряки ВВФ дали 31 января 1943 года в 15 ч. 27 мин.
Активно действовали наши бронекатера и на Онежском озере. Вот один из типичных боевых эпизодов. В 7 часов утра 14 сентяб- ря 1943 года отряд в составе бронекатера № 12 и торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружил стоящий у берега финский буксирный пароход. В 7 ч. 26 мин. был обстрелян с расстояния 4400 м из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время по катерам открыли огонь финские береговые батареи. Тем не менее наши моряки, перезарядив пусковые установки, в 8 ч. 08 мин. дали второй залп — уже по батареям противника. Согласно донесению командира отряда из шести стрелявших орудий пять были выведены из строя, а на пароходе возник пожар.
В июне 1944 года в связи с началом наступления советских войск на Петрозаводск командующий Карельским фронтом приказал подготовить десант и высадить его в губе Уйской в 21 км к югу от столицы Карелии. Десантникам при благоприятном развитии событий надлежало, оставив отдельные отряды (заслоны) на дороге, продвигаться к городу.
Для участия в операции были назначены 3 канонерские лодки (мобилизованные буксиры), 7 бронекатеров, 7 торпедных катеров, а также 10 малых сторожевых катеров и 3 колесных буксира.
27 июня в 19 ч. 00 мин. отряд кораблей, построившись в две кильватерные колонны, вышел из Озерного устья в Онежское озеро. В 16 ч. 00 мин. 28 июня десантников высадили прямо в Петрозаводском порту. Финны бежали, запалив город во многих местах. Части Красной армии вошли в столицу Карелии только поздно вечером.
Невиданный в истории ратный подвиг совершили моряки Дунайской военной флотилии (ДВФ). В 1941 году они ушли с Дуная и в конце 1942-го оказались в Туапсе и Поти. Но в 1944-м вернулись обратно и с боями прошли через четыре столицы — Белград, Будапешт, Братиславу и Вену.
В походе вверх по Дунаю в 1944 году в состав ДВФ вошли пять трофейных румынских мониторов и наш монитор «Железняков». Однако поначалу командование флотилии берегло их, считая слишком ценными кораблями, и главной ударной силой ДВФ являлись бронекатера.
Кстати, очень жаль, что нельзя процитировать без купюр, как наши катерники поминали западных союзников СССР. Англичане и американцы принялись ставить магнитные и акустические мины на Дунае не в 1941-м или хотя бы в 1943-м, а в конце 1944-го — начале 1945 года и именно в тех районах, куда направлялись бронекатера Дунайской флотилии.
В ходе Белградской операции частям Красной армии не удалось захватить правый берег Дуная от Сотина до Батина. На этом 115-километровом береговом участке немцы создали мощную линию обороны и заминировали реку. Таким образом возможность прорыва кораблей ДВФ вверх по течению полностью исключалась.
Однако наши моряки нашли выход. Для прорыва бронекатеров к плацдарму Апатин они решили использовать старые каналы короля Петра I и короля Александра I, обходившие злополучный германский плацдарм Сотин — Батин.
Канал короля Петра I длиной 123 км соединяет Дунай с рекой Тисса. Глубина канала — около 2 метров. Он имел в ту пору семь шлюзов длиной 56 и шириной 4,8 метра.
Канал короля Александра I пролег между городами Нови-Сад и Самбо (Сомбор). Его протяженность — 69 км, а средняя глубина — 2 метра. В нем насчитывалось четыре шлюза длиной 42,6 и шириной 9,3 метра. В канале были затоплены десятки судов, обломки мостов, понтонные мосты наших войск и т. д.
Участник перехода А. Я. Пышкин вспоминал: «Плавание по узкому искусственному каналу было для бронекатеров делом новым, непривычным… Во многих местах катера приходилось продвигать силами личного состава на концах, футштоках и опорных крюках. Проход под разрушенными мостами был наиболее опасен — обломками железобетона, фермами закрывался и без того мелкий фарватер канала…
Встречавшиеся в каналах затопленные суда силами экипажей разворачивались и отталкивались ближе к берегу, чтобы освободить проход. Проход бронекатеров по каналам продолжался в темное и светлое время суток. Не отдыхая ни одного часа, личный состав стремился пройти обходным путем к намеченному сроку. Особенно трудно было мотористам, работавшим в одну смену, так как все остальные были заняты на расчистке фарватера. Бессменно стояли вахту рулевые».
Прошли! Вышли в тыл врагу и вперед — вверх по Дунаю! Остановились бронекатера лишь в районе австрийского города Линца…
…Операционная зона Краснознаменной Амурской флотилии охватывала реки: Амур — от истока (село Покровка) до села Ново-Троицкое (в низовьях), 2712 км; Уссури — от Лесозаводска до устья, 480 км; Сунгач — от истока до устья, 250 км и озеро Ханко; Шилка — от Сретенска до Покровки, 400 км; Зея — от Суражевки до Благовещенска, 190 км; Бурея — от Малиновки до устья, 77 км. Общая протяженность операционной зоны флотилии равнялась 4119 км.
К началу боевых действий с Японией в строю флотилии находились пять мониторов типа «Ленин» и один монитор «Активный»; канонерские лодки специальной постройки «Монгол», «Пролетарий» и «Красная Звезда»; 8 канонерских лодок, переделанных из мобилизованных речных пароходов; 52 бронекатера; 12 тральщиков, 36 катеров-тральщиков.
Бронекатера Амурской флотилии атаковали японцев на фронте 4000 км, от района Сретенска до озера Ханко. Подробное повествование об этом не уместится и в самый толстый том. Расскажу только о рейде на Харбин.
В 20 часов 18 августа командующий Амурской флотилией приказал отряду из восьми бронекатеров идти на столицу Маньчжурии. Выход был назначен на 3 часа ночи 19 августа.
На Харбинский рейд отряд прибыл в 8 часов утра 20 августа. Сопротивления противник не оказал, катера пришвартовались к пристани недалеко от здания штаба японской Сунгарийской флотилии. Через некоторое время десантники привели на борт катера БК-13 командующего японской флотилией. Это был пожилой китаец в звании генерал-лейтенанта…
…Автору неизвестны факты, свидетельствующие о том, что военные корреспонденты «с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом первыми врывались в города». А вот наши бронекатера действительно ворвались первыми в десяток столиц. И это подтверждается многочисленными документами из отечественных архивов.
В.М. Молотов в 41-й БТК Черноморского флота….
«Восперы» в Констанце…
ТКА дивизиона капитана 3 ранга Дьяченко в Ялте…
Катера 41-й БТК ….
Советский бронекатер типа «Д» и монитор проекта СБ-12 «Ударный».
«Ударный» был флагманом Дунайской речной флотилии, участвовал в боях с первых дней Великой Отечественной войны. Оборонял Дунай, Одессу, Николаев, Херсон. Был потоплен немецкой авиацией в сентябре 1941 года. Бронекатера типа «Д» (дозорный) американской постройки были поставлены в Россию в 1916 году.
Советские торпедные катера типа Г-5, загруженные минами
Советский бронекатер №214 в Кенигсбергском канале после боя с немецким танком
Советский катер МО-354 идет вдоль побережья
Советский катер СКА-0141, получивший повреждения в ходе Новороссийской десантной операции

Этот катер типа МО-4 вошел в состав Черноморского флота в июле 1940 года. Носил тактический номер СКА-0141 с сентября 1941 года по май 1944 года. Имел славный боевой путь: участвовал в высадке десанта в Южную Озерейку, Новороссийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях.
Время съемки: сентябрь 1943.

Сообщества ›
Клуб Моделистов ›
Блог ›
Малый бронекатер БК-134 проекта 1125. Звезда 1/350

БК-134 — советский бронекатер прое́кта 1125. Состоял на службе в Азовской и Дунайской флотилиях ВМФ СССР. Принимал участие во Второй мировой войне. 21 июля 1949 г. бронекатер был исключен из состава ВМФ и передан ДОСААФ г.Измаила для использования как учебное судно. В 1967 г. он был установлен в качестве памятника морякам Дунайской военной флотилии в г.Измаил.

История создания

12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров — большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем.

Конструкция

Конструкция корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная — сварной. Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели — приваривалась. БКА пр.1125 имел восемь водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта.

Энергетическая установка

Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями «Холл-Скотт» мощностью 900 л.с. и «Паккард» мощностью 1200 л.с. Вооружение этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях военного времени.

Вооружение

Первоначально корабли данного проекта имели вооружение: 76-мм танковые пушки образца 1927/32 года с длиной ствола 16,5 калибра в башнях от танка Т-28. Однако в начале 1938 года изготовление таких орудий на Кировском заводе был прекращено. С 1937—1938 года этот же завод осуществлял серийное производство 76-мм танковых пушек Л-10 с длиной ствола 26 калибров. Эти пушки были установлены на некоторых бронекатерах и в тех же башнях. Наибольший угол возвышения вышеупомянутых танковых пушек составлял всего 25°. Соответственно, на этот угол были рассчитаны и башни от Т-28, так как танки предназначались в основном для уничтожения целей огнём прямой наводкой. Речной бронекатер имел совсем малую высоту линии огня над водой, поэтому при стрельбе прямой наводкой возникало огромное непоражаемое пространство; оно было закрыто берегом, лесом, кустарником, строениями и так далее. Для исправления этого недостатка в 1938—1939 годах специально для кораблей проектов 1124 и 1125 была создана башня под шифром МУ; она допускала угол возвышения 70° для 76-мм пушки. Разработкой башни занималась «шарашка» ОТБ, находившаяся в ленинградской тюрьме «Кресты».
В 1939 году на Кировском заводе в башню МУ была установлена пушка Л-10. Башня с таким орудием прошла полигонные испытания на Артиллерийском научно-исследовательском опытном полигоне (АНИОП); но результаты испытаний оказались неудовлетворительными. Тем не менее завод № 340 к концу 1939 года осуществил постройку бронекатера, вооружённого пушкой Л-10. В начале 1940 предполагалось испытать бронекатер в Севастополе.
В конце 1938 года Кировский завод закончил серийное производство пушки Л-10, но начал серийный выпуск 76-мм орудий Л-11. Конструктивно это была та же пушка Л-10, но ствол был удлинён с 26 до 30 калибров. В башню МУ стали устанавливать вместо пушки Л-10 орудие Л-11; угол возвышения 70° не изменился. При этом возникла необходимость усиления конструкции башни, так как отдача у Л-11 по сравнению с Л-10 была немного больше. Но Л-10 и Л-11 установили лишь на несколько бронекатеров.

История службы

Бронекатер «БК-134» был заложен в Зеленодольске заводе № 340 в 1942 г. (заводской №399). 24.11.1942 г. был зачислен в списки ВМФ с последующей передачей в состав Волжской Военной флотилии. Спущен на воду весной 1943 г., вступил в строй в июне 1943 г. 13.07.1943 г. после прохождения госиспытаний на Каспии и утверждения акта приема от промышленности включен в состав ВМФ.
25.07.1943 г. бронекатер прибыл по железной дороге из Астрахани в Ейск, где вошел в состав 5-го дивизиона бронекатеров 1-й Бригады бронекатеров Азовской Военной флотилии.
Бронекатер участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантной операции.
19.04.1944 г. был передан в состав Дунайской Военной флотилии. Входил в 3-й ордена Александра Невского дивизион БКА ДуВФ. Участвовал в Яссо-Кишиневской 20-29.08.1944 г., Будапештской 29.10.1944 — 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 — 15.04.1945 г. наступательных операциях.
21.07.1949 г. бронекатер был исключен из состава ВМФ и передан ДОСААФ г.Измаила для использования как учебное судно. В 1967 г. он был установлен в качестве памятника морякам Дунайской военной флотилии в г.Измаил.

———————————
Использованы материалы сети Интернет
wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%91%D0%9A-134_(1942)
———————————

karopka.ru/community/user/22725/?MODEL=495938

Модель бронекатера производства фирмы Звезда в масштабе 1/350. Является аксессуаром к игре Art of Tactics, что наложило отпечаток на модель. Она минималистична — две половинки корпуса, три башни и подставка в виде куска воды с волнами. Все можно собрать без клея минут примерно за пять. Катер можно собрать в разных вариантах башен и направляющих для реактивных снарядов.

Изначально я планировал ненапряжно собрать катер для Песочницы, но не удержался и стал допиливать. В итоге к первоначальным пяти деталям добавлено около восьми десятков (а может и больше, с точного счета сбился) деталей, изготовленных самостоятельно. Что получилось — на фото.

Окраска — аэрографом, самые мелкие детали кисточкой. Краски — акрил Tamiya и художественная гуашь. Смывка пастельные мелки. Леера спандекс и стойки из набора Tamiya. Декали из набора от Бегемота для советских и английских кораблей. Дополнительные детали — из плаcтика, проволоки, бронзовых прутков. На фото также сфотографированы вместе подлодка К-1 и катер — мастшаб одинаковый.

Речные танки Сталинграда


Сталинград отличается от всех городов России – узкая лента жилой застройки протянулась вниз по течению Волги на 60 километров. Река всегда занимала особое место в жизни города – центральная водная артерия России, крупная транспортная магистраль с выходом в Каспийское, Белое, Азовское и Балтийское моря, источник гидроэнергии и любимое место отдыха волгоградцев.
…если теплым весенним вечером спуститься вниз по крутому склону к Волге, то на одной из пристаней в центральной части города можно обнаружить любопытный памятник – стоящий на постаменте плоскодонный баркас с висящими «усами» якорей. На палубе странного судна имеется подобие рубки, а в носовой части – о, чудо! – установлена башня от танка Т-34.
На самом деле, место довольно известное — это бронекатер БК-13, а сам монумент, носящий имя «Героям Волжской военной флотилии» — составная часть музея-панорамы «Сталинградская битва». Отсюда открывается прекрасный вид на излучину гигантской реки. Сюда приходят современные «пионеры», чтобы «покачаться на якоре». Здесь в День ВМФ собираются волгоградские мореманы.

То, что бронекатер – немой свидетель той Великой битвы, сомнений не вызывает: об этом явно свидетельствует бронзовая табличка на рубке с лаконичной надписью:
Бронекатер БК-13 в составе ВВФ участвовал в героической обороне Сталинграда с 24 июля по 17 декабря 1942 года
Гораздо менее известно, что БК-13 участвовал в боях на Днепре, Припяти и Западном Буге. А потом, «речной танк», ловко переползая отмели и препятствия, проник по системам европейских рек и каналов до самого Берлина. Плоскодонная «жестянка», которую даже кораблем назвать сложно (что это за корабль без компАса, в чьих внутренних помещениях нельзя встать в полный рост?) имеет героическую историю, которой позавидует любой современный крейсер.

О значении бронекатеров в Сталинградской битве недвусмысленно высказался маршал Василий Иванович Чуйков — человек, непосредственно руководивший обороной Сталинграда:
О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия.
Боевая история Волжской военной флотилии началась летом 1942 года.
К середине июля в небе Южного Поволжья появились бомбардировщики с черными крестами на крыльях — бронекатера немедленно приступили к эскортированию транспортов и танкеров с бакинской нефтью, поднимавшихся вверх по течению Волги. За последующий месяц они провели 128 караванов, отразив 190 воздушных атак Люфтваффе.
А потом начался настоящий ад.
30 августа моряки отправились на разведку к северной окраине Сталинграда – там, за тракторным заводом, немецкие части прорвались к самой воде. Три бронекатера бесшумно двинулись в ночной мгле, выхлопы двигателей на малом ходу выводились ниже ватерлинии.
Скрытно вышли в назначенное место и уже собрались уходить, когда моряки узрели визжащих от радости фрицев, черпающих касками воду из русской реки. Объятые праведным гневом, экипажи бронекатеров открыли ураганный огонь из всех стволов. Ночной концерт прошел с полным аншлагом, но внезапно в действие вступил неучтенный фактор – стоявшие на берегу танки. Началась дуэль, в которой у катеров было немного шансов: немецкая бронетехника была труднообнаружима на фоне темного берега, в то же время, советские катера были видны как на ладони. Наконец, «бронированный» борт, толщиной всего 8 мм, защищал корабли от пуль и мелких осколков, но был бессилен перед мощью даже самого малого артиллерийского боеприпаса.
Роковой выстрел пришелся в борт – бронебойный снаряд прошил катер насквозь, выведя из строя двигатель. Неподвижную «жестянку» стало прижимать течением к вражескому берегу. Когда до противника оставалось всего несколько десятков метров — экипажам оставшихся катеров удалось под яростным огнем с берега взять на буксир поврежденный катер и увести его в безопасное место.
15 сентября 1942 года немцы ворвались на Мамаев курган – высоту 102.0, откуда открывается прекрасный обзор всей центральной части города (всего Мамаев курган был захвачен и снова отбит 8 раз – немногим меньше, чем Железнодорожный вокзал – тот переходил из рук русских в руки немцев 13 раз, в результате от него не осталось камня на камне). С этого момента катера Волжской военной флотилии стали одной из важнейших связующих нитей 62-ой армии с её тылами.

Об этом раритетном месте не знают даже коренные волгоградцы. Столб стоит на привокзальной площади прямо перед бегущей толпой — но редко кто обращает внимания на безобразные шрамы на его поверхности. Верхняя часть столба буквально вывернута наизнанку — внутри разорвался осколочный боеприпас. Я насчитал два десятка отметин от пуль, осколков и несколько крупных пробоин от снарядов — все это на столбе диаметром сантиметров 30. Плотность огня в районе вокзала была просто ужасающей.
В светлое время суток бронекатера скрывались в многочисленных затонах и притоках Волги, прячась от налетов вражеской авиации и смертоносного артиллерийского огня (днем немецкие батареи с кургана простреливали всю акваторию, не оставляя морякам ни единого шанса пристать к правому берегу). Ночью начиналась работа – под прикрытием темноты катера доставляли в осажденный город подкрепления, одновременно совершая дерзкие разведывательные рейды вдоль занятых немцами участков побережья, оказывали огневую поддержку советским войскам, высаживали десанты в тылу врага и проводили обстрелы немецких позиций.

Известны фантастические цифры о боевой службе этих маленьких, но очень шустрых и полезных корабликов: за время работы на сталинградских переправах шесть бронекатеров 2-го дивизиона переправили на правый берег (в осажденный Сталинград) 53 тысячи бойцов и командиров РККА, 2000 тонн снаряжения и продовольствия. За это же время на палубах бронекатеров катеров из Сталинграда было эвакуировано 23 727 раненых бойцов и 917 гражданских лиц.

Но даже самая безлунная ночь не гарантировала защиту – десятки немецких прожекторов и осветительных ракет непрерывно выхватывали из темноты участки черной ледяной воды с мчащимися по ней «речными танками». Каждый рейс оканчивался десятком боевых повреждений – тем не менее, за ночь бронекатера совершали по 8-12 рейсов на правый берег. Весь следующий день моряки откачивали поступившую в отсеки воду, заделывали пробоины, чинили поврежденные механизмы – чтобы на следующую ночь снова отправиться в опасный рейс. Ремонтировать бронекатера помогали рабочие Сталинградского судоремонтного завода и Красноармейской судоверфи.
И вновь скупая хроника:
10 октября 1942 года. Бронекатер БКА №53 перевез на правый берег 210 бойцов и 2 тонны продовольствия, вывез 50 раненых, получил пробоины в левый борт и корму. БКА № 63 перевез 200 бойцов, 1 тонну продовольствия и 2 тонны мин, вывез 32 раненых бойца…
Зима 1942-43 гг. выдалась небывало ранней – уже в первых числах ноября на Волге начался осенний ледоход – льдины осложнили и без того сложную обстановку на переправах. Проламывались хрупкие дощатые корпуса баркасов, обычным кораблям не хватало мощности двигателей, чтобы противостоять напору льда – вскоре бронекатера остались единственным средством для доставки людей и грузов на правый берег реки.
К середине ноября окончательно оформился ледостав – мобилизованные суда Сталинградского речного флота и корабли Волжской военной флотилии вмерзли в лед или были уведены южнее, в нижнее течение Волги. С этого момента снабжение 62-ой армии в Сталинграде осуществлялось только по ледовым переправам или по воздуху.

За время активной фазы боевых действий орудия «речных танков» Волжской военной флотилии уничтожили 20 единиц немецкой бронетехники, разрушили больше сотни блиндажей и дзотов, подавили 26 артиллерийских батарей. От огня со стороны воды противник потерял убитыми и ранеными до трех полков личного состава.
И, конечно же, 150 тысяч бойцов и командиров РККА, раненых, мирных жителей и 13 000 тонн грузов, переправленных с одного на другой берег Великой русской реки.
Собственные потери Волжской военной флотилии составили 18 пароходов, 3 бронекатера и около двух десятков тральщиков и мобилизованных пассажирских катеров. Напряженность боев в нижнем течении Волги была сравнима с морскими сражениями в открытом океане.
Волжская военная флотилия была расформирована только в июне 1944 года – когда закончились работы по разминированию речной акватории (раздраженные действиями речных кораблей и судов, немцы обильно «засеяли» Волгу морскими минами).

Советские катера на Дунае


Бронекатер в столице Австрии. Фото из собрания В. В. Бурачка
Но бронекатера покинули Поволжье уже летом 1943 года – погрузив свои «речные танки» на ж/д платформы, моряки отправились на Запад, вслед за убегающим противником. Гремели бои на Днепре, Дунае и Тиссе, «речные танки» пробирались по территории Восточной Европы узкими каналами короля Петра I и Александра I, высаживали десанты на Висле и Одере… За бортом бронекатеров пронеслась Украина, потом — Белоруссия, Венгрия, Румыния, Югославия, Польша и Австрия — вплоть до самого логова фашистского зверя.
***
…Бронекатер БК-13 находился в европейских водах до 1960 года, неся службу в составе Дунайской военной флотилии, после чего вернулся на берега Волги и был передан в качестве экспоната Волгоградскому государственному музею обороны. Увы, по неустановленной причине, сотрудники музея ограничились снятием нескольких механизмов, после чего катер бесследно исчез. В 1981 году его нашли среди металлолома на одном из предприятий города, после чего, по инициативе ветеранов, БК-13 был восстановлен и размещен в качестве памятника на территории Волгоградского судостроительно-судоремонтного завода. В 1995 году, к 50-летнему юбилею Победы, состоялось торжественное открытие монумента «Героям Волжской военной флотилии» на набережной Волги, и бронекатер на постаменте занял положенное ему по праву место. С тех пор «речной танк» БК-13 глядит на бесконечно текущую воду, вспоминая о великом подвиге тех, кто под смертоносным огнем подвозил подкрепления в осажденный Сталинград.
Из истории речных танков
Несмотря на свой курьезный облик (корпус, как у баржи-плоскодонки, танковая башня) бронекатер БК-13 был отнюдь не самодельный экспромт, а хорошо обдуманное решение, принятое задолго до начала Великой Отечественной войны – острую необходимость в подобной технике продемонстрировал еще конфликт на КВЖД, случившийся в 1929 году. Работы над созданием советских «речных танков» начались в ноябре 1931 года – катера предназначались, в первую очередь, для Амурской военной флотилии – охрана восточных рубежей становилась все более насущной проблемой Советского государства.
БК-13 (иногда в литературе встречается БКА-13) — один из 154 построенных малых речных бронекатеров проекта 1125.* «Речные танки» предназначались для борьбы с катерами противника, боевого обеспечения сухопутных войск, огневой поддержки, разведки и ведения боевых действий в акваториях рек, озер и в прибрежной морской зоне.
*также, существовал проект более крупных двухбашенных катеров проекта 1124 (т.н. «амурская» серия, построена несколько десятков единиц)
Главной особенностью проекта 1125 стали плоское дно с туннелем гребного винта, малая осадка и скромные массогабаритные характеристики, обеспечивающие бронекатерам мобильность и возможность экстренной переброски железнодорожным транспортом. В годы войны «речные танки» активно использовались на Волге, на Ладожском и Онежском озерах, на побережье Черного моря, в Европе и на Дальнем Востоке.
Время полностью подтвердило правильность принятого решения: определенная потребность в подобной технике сохраняется даже в XXI веке. Несмотря на ракетное оружие и высокие технологии, высокозащищенный катер с тяжелым вооружением может быть полезен при проведении противопартизанских рейдов и в локальных конфликтах низкой интенсивности.

Краткие характеристики бронекатера проекта 1125:
Полное водоизмещение в пределах 30 тонн
Длина 23 м
Осадка 0,6 м
Экипаж 10 человек
Полный ход 18 узлов (33 км/ч – весьма немало для речной акватории)
Двигатель – ГАМ-34-ВС (на основе авиационного двигателя АМ-34) мощностью 800 л.с.*
*часть бронекатеров оснащалась зарубежными двигателями «Паккард» и «Холл-Скотт» мощностью 900 л.с.
Запас топлива на борту – 2,2 тонны
Катер рассчитан на действия при 3-балльном волнении (в годы ВОВ отмечены случаи длительных морских переходов катеров при 6-балльном шторме)
Противопульное бронирование: борт 7 мм; палуба 4 мм; рубка 8 мм, крыша рубки 4 мм. Бронирование борта выполнялось с 16 по 45 шпангоут. Нижняя кромка «бронепояса» опускалась на 150 мм ниже ватерлинии.
Вооружение:
Здесь имело место немало импровизаций и чрезвычайное разнообразие конструкций: танковые башни, аналогичные Т-28 и Т-34-76, зенитные орудия Лендера в открытых башнях, крупнокалиберные ДШК и пулеметы винтовочного калибра (3-4 шт.). На части «речных танков» устанавливались реактивные системы залпового огня калибра 82 мм и даже 132 мм. В ходе модернизации появились рельсы и обухи для закрепления четырех морских мин.

Еще один раритет. Пожарный катер «Гаситель» (1903 г.) — помимо своего прямого назначения, применялся на Сталинградских переправах в качестве транспортного средства. В октябре 1942 года затонул от полученных повреждений. Когда катер подняли, в его корпусе нашли 3,5 тысячи пробоин от осколков и пуль

Бронекатера в Москве, 1946 год

Переправа переправа, снег шершавый, кромка льда…
Факты и подробности о применении бронекатеров взяты из статьи «Речные танки идут в бой» И.М.Плехов, С.П.Хватов (КАТЕРА и ЯХТЫ №4 (98) за 1982 год)

Нереализованные проекты бронекатеров СССР в ВОВ.

13 в Избранноев Избранномиз Избранного 8

В продолжении поста коллеги Asnar02 выкладываю материал который давно хотел опубликовать.

Прорыватели переправ

Начавшаяся Великая Отечественная война, в особенности опыт применения Пинской флотилии подтолкнули командо­вание ВМФ к идее создания боевого кате­ра, предназначенного для уничтожения речных переправ, или как его тогда назва­ли — «прорыватель переправ». Первый эс­кизный проект такого катера за № 170 появился в декабре 1941 г. При наличии 76-мм танковой пушки, он все же являл­ся, прежде всего, минометным кораблем. В качестве главной энергетической уста­новки планировались два танковых двига­теля Т-17. Этот проект участвовал в кон­курсе наравне с катерами КВВ, но его отвергли в пользу КВВ-2. Однако идею катера прорывателя переправ сочли акту­альной, и в феврале 1942 г. появляется второй вариант пр. 170 . При водоизмеще­нии 74,5 т, длине 26,6 м, ширине 4,2 м, осадке 1,07 м и высоте бота 1,57 м, катер хотели вооружить одной башней от Т-34 с боекомплектом 80 выстрелов, установкой М-13-М с боекомплектом 32 НУРС, а так­же двумя башнями ДШММ-2Б. Двигатели заменили на два ГАМ-34-БС, что при за­пасе топлива 2,8 т обеспечивало макси­мальный ход 17 узлов и дальность плава­ния ходом 7 узлов — 300 миль. Оригиналь­ным являлся корпус катера: носовая и кормовая оконечности стальные, а цита­дель (17-42 шп.) — железобетонная. При этом толщина борта достигала 200 мм, палубы — 70 мм и траверсы — 100 мм. Экипаж 14 человек. Проект реализован не был. Отчасти из-за отсутствия заводских мощностей, но более в силу того, что к вес­не 1942 г. борьба с речными переправами противника не являлась приоритетной за­дачей советского ВМФ. О ней вспомнили еще только раз в июне 1944 г. Тогда пять бронекатеров Днепровской флотилии вне­запно атаковали переправу на реке Бере­зина в районе деревни Паричи. Всего чего они смогли достигнуть ценой тяжелейших повреждений всех пяти единиц, это крат­ковременно внести элемент паники в переправляющиеся войска, их спасло то, что они атаковали вверх по тече­нию, и поэтому полуразрушенные потерявшие ход бронекатера течением выносило из зоны огня про­тивника. Но ложка хо­роша к обеду и, посетовав на отсутствие специализированных катеров для проры­ва переправ, о них больше не вспоминали.

вернуться к меню

Бронекатера проекта 160

В конце 1941 г., над проектами бронекатеров военного времени работало другое конструкторское бюро — ЦКБ-51. В январе 1941 г. они предложи­ли также три варианта эскизного проекта катера: базового и двух дополнительных. Все эти разработки шли под общим номе­ром проекта 160. При одинаковых разме­рах корпуса, варианты отличались друг от друга лишь вооружением. Второй вариант, по замыслу проектировщиков, с одной сто­роны обладал большим зенитным потен­циалом, а с другой стороны — за счет на­личия миномета мог более эффективно ре­шать задачи, по поражению открыто рас­положенных войск. Третий вариант прора­батывался наименее полно, так как «зама­хивался» на остро дефицитные башни от танка Т-34, что сразу делало его не конкурентно способным.

вернуться к меню

Бронекатера типа КВВ

Начавшаяся Великая Отечественная война сразу показала, что наиболее уни­версальным речным кораблем является бронекатер. Однако, их постройка по ряду причин фак­тически оказалась сорванной. Одной из причин стала их технологическая слож­ность, из-за чего было крайне трудно на­ладить постройку на маломощных заводах речного судостроения. Все это привело к разработке в декабре 1941 г. эскизного проекта упрощенного бронекатера военно­го времени КВВ. Точнее таких проектов сделали сразу три. Их авторами являлись конструкторское бюро завода № 340 в Зеленодольске. Катера задумывались зна­чительно меньших размеров, чем пр 1125 и тем более пр. 1124, так как их примене­ние планировалось на сравнительно мало­водных реках центральной и северной России, о Волге тогда ни кто и не думай. Все три варианта — транспортабельны железно­дорожным транспортом в собранном виде. При постройке полностью исключались дефицитные материалы вроде алюминия, в качестве главной энергетической установки подходили любые автомобильные, тракторные или танковые двигатели. Все варианты КВВ предусматривали возмож­ность установки на них башен от трофей­ных танков. Именно эти вопросы как раз и сорвали планы постройки бронекатеров предвоенных проектов. В качестве обяза­тельного вооружения все варианты преду­сматривали 82-мм минометы. Как показал опыт военных действий, 76-мм танковая пушка часто не могла обеспечить пораже­ние назначенных цалей из-за низкого рас­положения по отношению к береговым объектам, да и ее поражающее воздействие по живой силе оказалось недостаточным.

КВВ-1 имел наименьшие размеры. Эки­паж размещался в двух помещениях, все убранство которых состояло из двух коек, под которыми имелись рундуки, а также вешалки для верхней одежды. Для приго­товления пищи предусматривался примус. Проекту КВВ-2 явно отдавали предпочте­ние. Основным вариантом его артиллерий­ского вооружения являлась башня танка Т-34 — по итогам первого полугодия вой­ны, расчеты на массовые поступления тро­фейных танков не оправдались. Собствен­но именно обеспечение устойчивости кате­ра при выстреле танковой пушки и обус­ловило большие размеры по сравнению с КВВ-1. В качестве главной энергетической установки предполагалось использовать моторы Т-17. Это танковая модификация авиационного двигателя М-17. С производ­ства их уже сняли, но имелся значитель­ный запас, тем более что можно использо­вать выработавшие свой ресурс моторы из ВВС. На всякий случай предусмотрели возможность установки двух автомобиль­ных двигателей ЗИС-5. В этом случае ско­рость катера упала бы до 14,5-15 км/час. Учитывая специфику боевого применения катеров, возможный длительный отрыв их от пунктов базирования, на КВВ-2 прора­батывалась возможность установки ава­рийного мотора с генератором постоянно­го тока автомобильного типа для подза­рядки аккумуляторной батареи. На восемь человек экипажа имелись пять коек в двух помещениях и еще одна подвесная в руле­вой рубке. Постройка КВВ-2 должна была обойтись в 474 тыс. рублей и на это плани­ровалось затратить 13 054 человеко-часов. Для сравнения бронекатер пр. 1125 стоил 738 тыс. рублей и на него требовалось 47 500 человеко-часов. КВВ-3 являлся уве­личенным КВВ-2 с дефицитным двигате­лем ГАМ-34БС и в этом смысле имел мало преимуществ перед пр. 1125. Поэтому он вызвал наименьший интерес у заказчика. Впрочем, катера КВВ так строить и не на­чали — пришли к выводу, что вполне мож­но обойтись уже находящимися в построй­ке бронекатерами предвоенных проектов.

Творческий проект — Бронекатер «Железняков»

Творческий проект по технологии:

Изготовление бронекатера «Железников»

Выполнял ученик 8 класса

МОУ Ново-Девяткинской СОШ №1

Зуева Игоря Юрьевича

1. Подготовительный этап

1.1 Обоснование выбора проекта

1.2 Историческая справка

1.3 Техническая справка

2. Конструкторский этап

2.1 Выбор конструкций

2.2 Технический рисунок

3. Технологический этап

3.1 Маршрутная карта

3.2 Технологическая карта

4. Практический этап

4.1 Иллюстрация

4.2 Краткое описание

5. Экологическое и экономическое обоснование проекта

5.1 Экологическое обоснование проекта

5.2 Экономическое обоснование проекта

6. Используемые средства информации

7. Самооценка реализации проекта

Обоснование

Меня интересует история моей страны и военная техника. В нашей школе есть музей «Боевой славы», который постоянно пополняется экспонатами работ учащихся. Мне давно хотелось своими руками изготовить макет бронекатера времён Великой отечественной войны. Для реализации своего плана я выбрал модель бронекатера «Железников».

Техническая справка

Длина

22.65 м.

Ширина

3.55 м.

Высота

1.5 м.

Масса .

29.3 т.

Броня в мм

Бронирование

4-7 мм

Двигатель

1 бензиновый

Мощность

800-1200 л.с

Топливные баки

600-615 л.

Максимальная скорость

18 узлов

Экипаж

10-12 человек

Вооружение

Шлюпочный компас

127 мм

2 пулемёта ДТ

7.62 мм

Артиллерия

76 мм Л-11

Историческая справка

12 ноября 1931 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание (ТЗ) на создание двух типов бронекатеров. Большой бронекатер, предназначавшийся для Амура, предполагали вооружить двумя 76-мм пушками в двух башнях, а малый бронекатер — одной 76-мм пушкой в одной башне. Также на бронекатера планировали установить две малые башни с 7,62-мм пулемётами. Осадка большого бронекатера должна была быть не более 70 см, а малого — не более 45 см. Катера должны были удовлетворять железнодорожным габаритам СССР при перевозке на платформе.

Проектирование

22 июня 1932 года техническое задание (ТЗ) выдано проектировщику «Ленречсудопроект». Для бронекатеров выбраны башни и пушки танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» закончил проектирование катеров. Большой бронекатер назван «проект 1124»; малый — «проект 1125». Эти катера схожи по конструкции. Главный конструктор проектов 1124 и 1125 — Бенуа, Юлий Юльевич.В 1933 или 1934 году Зеленодольскому заводу № 340 им. Горького заказаны речные бронекатера проектов 1124 и 1125; за 10 лет их построено 154.

Построили на 1 января 1941 года

На 1 января 1941 года построили 172 бронекатера проектов 1124, 1125 и С-40. Но к 22 июня 1941 года из-за нехватки танковых башен Т-28 в строй вошёл только 71 — 44 в Амурскую военную флотилию и пограничные отряды НКВД на Амуре, 22 на Дунай, 4 — в шхерный отряд Балтийского флота, и 1 (проекта С-40) — на Амударью

Конструкторский этап

Выбор конструкции изделия определялся имеющейся информацией по проекту, техническими и материальными возможностями и задачами по оформлению школьного военно-исторического музея. Основой для принятия конструкторских решений и создания технологической документации послужили материалы, полученные с использованием средств интернета и печатных изданий : » Юный техник», «Моделист конструктор», польский журнал «Малый моделяж». На сайтах интернета была представлена информация по конструктивным особенностям и технических данных бронекатера «Железников». . За основу я выбрал вариант конструкции из журнала «Моделист конструктор» за май 1990 года. Методом расчёта определил масштаб модели равный М 1:25 . В качестве конструкционных материалов мною выбраны : оргалит, фанера ,картон. Для разметки парных деталей целесообразно изготовление шаблонов из картона. При изготовлении деталей изделия из конструкционных материалов применяются технологии: продольного пиления на универсальном станке «»Умелые руки «, пиления тонколистового материала лобзиком, ножовкой, опиловка, сверление, фрезерование заготовок из оргалита и древесины, точения на токарном станке ТВ7, резание и гибка тонколистового металла . Конструктивные соединения деревянных деталей рамы и мостов выполняются с использованием шипового соединения в провес, с предварительным запиливанием шипов и проушин, с последующей склейкой клеем ПВА. Соединение металлических деталей из тонколистовой жести выполняются методом паяния электропаяльником с использованием припоя и канифоли. Отделка изделия производится методом окрашивания водоэмульсионными красками после предварительной шпаклёвки.

Технический рисунок

Маршрутная карта

Практический этап

Вырезание проушины для планки

Покраска стапелей

Название материала

Количество предметов

Стоимость за единицу меры

Общая стоимость

Оргалит Лист 3х500х500хт (ДВП)

1лист

Б/у — материал

Бесплатно

Оргалит Лист 6х600х300хт (ДВП)

1 лист

Б/у — материал

Бесплатно

Рейки сосна 5х5х600

1шт

б/у — материал

Бесплатно

Пенопласт упаковочный 600х300

1 лист

б/у — материал

Бесплатно

Клей ПВА 0,25 кг

1 шт

56 руб.

56 руб.

Шпаклёвка по дереву 250г

1 банки

58 руб.

58руб

Гуашь

Набор 6 цветов — 1шт

58 руб

58 руб

Кисти

2 шт

23 руб

56 руб

Картон 200х150

2 листа

б/у — материал

Бесплатно

Акриловый высоко эластичный герметик №420

1 шт.

155 руб

155 руб.

Жесть

1 банка

бесплатно

Бесплатно

Итого:

269 рубля

Экологическое обоснование

При изготовлении бронекатера использовались экологически чистые и безопасные материалы и технологии. Основным материалом при выполнении работы применяется древесина, которая служит человечеству на протяжении многих веков. При изготовлении изделия в основном требуется ручная обработка древесины, которая сопровождается малым количеством отходов и древесной пыли. В масштабах промышленного производства возможно применение вытяжной вентиляции и очистки воздуха.

Средства информации

Учебники по технологии: 5, 6, 7, 8 класс В.М. Казакевич ,Г.А. Молева Дрофа, Москва, 2012

Журналы: ,»Юный техник»

Электронные средства информации: https://yandex.ru, http://zhurnalko.net/journal-204

Самооценка

Проект выполнен в полном объёме, согласно разработанного плана. Цели и задачи поставленные при изготовлении проекта достигнуты. Создан макет бронекатера «Железников». Данная панорама пополнит экспозицию школьного военно-исторического музея. В процессе изготовления макета бронекатера познакомился с новыми для себя технологиями изготовления деталей из конструкционных материалов ДВП, тонколистовой жести, картона, научился по чертежам и развёрткам определять форму и пространственное положение деталей конструкции , выполнять сборку и отделку изделия . Считаю возможным в дальнейшем разработку и установку в корпус панорамы устройства.