Британские танки первой мировой

Самцы и самки Первой мировой войны (первые британские танки Mark I-IX) | Battlefield 1

01 Июн 2016 В Мои видео

Хочу поговорить с вами о танках, засветившихся в трейлере Battlefield 1. Это британские танки Mark IV, громадины ромбовидной формы, стремительно мчащиеся на врага. У многих возникли сомнения, а могут ли эти бронированные чудовища так быстро ездить, да и на что они могут быть способны на поле боя. Информацией DICE по этому поводу практически не делится. Так что попробуем разобраться сами с этим вопросом. Усаживайтесь поудобнее, камрады, рассказ будет долгим, но интересным.

15 сентября этого года будет 100-летний юбилей с первого боевого применения танков. Именно тогда задействовали впервые этот новый вид техники, в корне изменивший характер боевых действий всех последующих войн.

Идеи создания прообраза танка были еще у Леонардо да Винчи, а вот реализация их состоялась гораздо позже, во время Первой мировой войны. И причины для этого были следующие. Все страны участники боевых сражений рассчитывали на быструю победу, но не тут то было, маневренный период на Западном фронте закончился очень быстро. Армии окопались траншеями, настроили укреплений, заграждений колючей проволокой и заминировали огромные территории. Ни одна из сторон конфликта не имела превосходства ни в огневой мощи, ни в маневренности. Попытки прорваться быстро обескровливались в скоротечных схватках – атакующую пехоту просто выкашивали из пулеметов. Нужно было как-то решить эту проблему.

Лидерами в этом деле были британцы. Еще в начале войны активно использовались автомобили для доставки бойцов и снаряжения, тракторная техника применялась для подвоза артиллерии и выполнения инженерных работ. Но их применение только усиливало позиционность войны. Назрела острая необходимость в бронированной технике, способной повысить тактическую подвижность непосредственно на поле боя, подвезти пулеметы и артиллерию к вражеским позициям и перевезти их за передовые траншеи, проложить путь в заграждениях, прикрыть подвижным огнем атаку пехоты, уничтожить огневые точки противника. И сделать это все с минимальными потерями.

Использование первых бронеавтомобилей в условиях позиционной войны было ограниченно, поскольку они были жестко привязаны к хорошим дорогам, а на бездорожье, особенно усеянном воронками от артобстрелов, пройти они не были способны.

Летом 1915 года в Британии начали разработку первых тяжелобронированных машин, получивших название «танки». За основу взяли тяжелые тракторы. После нескольких экспериментов решили отказаться от идеи использования поворотной башни, сделали все «по-морскому», разместив вооружение в бортовых спонсонах, т.е. выступающих бортовых казематах. В профиль танк имел ромбовидную форму. Гусеницы пустили поверх корпуса для увеличения высоты зацепа. На испытания новая техника попала в январе 1916 года. 22-тонное чудовище преодолевало рвы и воронки. Новинка, носившая прозвище «Большой Вилли», была принята на вооружение под обозначением Mk I и получила новое прозвище «Мать» (Mother), как прародитель нового класса техники. Тут же заказали первые 100 танков, треть заказа передали на изготовление вагоностроительному заводу, впоследствии такие заводы еще не раз будут становиться танковыми.

Первый тяжелый танк Mark I «Mother»

В то же время были разработаны три основных принципа применения танков:

  1. массированность, т.е. атака не единичным танком, а большой группой
  2. внезапность – применение на широком фронте без предварительной артподготовки
  3. местность, преодолимая танками.

Разработали и принципы взаимодействия между танками и пехотой.

Первый серийный танк Mark I имел немалые габариты: в длину почти 10 метров, в ширину чуть больше 4 метров и в высоту почти 2, 5 м. Масса была тоже не детская – 28,5 тонн. Броня использовалась толщиной от 5 до 12 мм. Соединения бронелистов были заклепочные. Рама не обладала достаточной жесткостью и нередки были случаи перекосов.

Вооружение было следующее: 2 пушки 57 мм с боекомплектом в 332 снаряда, четыре 8 мм пулемета Гочкисса с 6272 патронами. В спонсонах и рубке имелись лючки с заслонками для ведения огня по пехоте из личного оружия для случаев, когда противник находился вне досягаемости пулеметного огня. Экипаж для этих целей использовал револьверы.

Обслуживался этот монстр экипажем из 8 человек: водитель и командир размещались в рубке в передней части танка. Командир вел огонь из лобового пулемета. Спонсоны обслуживали по двое бойцов – наводчик и заряжающий, который еще и стрелял из пулемета, еще двое располагались в задней части – помощники водителя, работавшие на бортовых коробках передач.

В 1916 году танки Mark I стали производить в двух вариантах вооружения: «самцы» — с пушечным или пулеметно-пушечным, «самки» – с пулеметным. В задачи последнего входило уничтожение пехоты противника в окопах и прикрытие «самцов» от ее атак. «Самки» вооружались помимо пулеметов Готчкисса, пулеметами Виккерс калибра 7,7 мм, которые устанавливали в спонсонах.

Запас хода у Mark I был всего лишь 38 км. Скорость движения – от 1,2 до 6,4 км/ч, средняя по полю – 3,2 км/ч, заднего хода – 1,2 км/ч. Проходимость была невелика – гусеницы вязли в мягком грунте. Первый танк был более приспособлен к ровной дороге и сухой погоде.

Сзади танка крепился хвост с двумя колесами, который позволял преодолевать более широкие рвы, а также облегчал повороты. Использовали его и в качестве грузового прицепа.

К двигателю бензин подавался самотеком, так что если при движении танк сильно наклонялся, то подача бензина прерывалась и движок вырубался. Приходилось переливать бензин в карбюратор бутылкой. Сейчас это звучит очень смешно, но это самое рождение тяжелых танков.

Гусеницы шириной 52 см состояли из 90 траков, изготовленных из броневой стали. Они имели высокую уязвимость, поскольку были открыты для огня противника и имели низкий ресурс.

Для обзора экипаж использовал смотровые щели, через которые им в глаза прилетало немало брызг и осколков от свинцовых пуль. Подобные ранения в первую мировую войну для танкистов составляли до 80%. Для защиты лица приходилось надевать кольчужные маски.

Находится в танке было тяжелым испытанием – тряска, тепловые удары, отравления выхлопными и пороховыми газами. Даже в бою танкисты выскакивали наружу и отдыхали под машиной.
Связь между танками была изначально с помощью голубиной почты, последние очень тяжело переносили такие жесткие условия. Для ближней употребляли сигналы флажками или лампой. Самым надежным, но и самым опасным способом была связь посыльными, которые бегали от танка к танку.

После более-менее успешного применения танков на Сомме в 1916 году, было решено продолжить производство этих гигантов в различных модификациях. Так на Mark II отказались от колесного хвоста, сократив длину на 2 метра, но при этом ширина преодолеваемого рва уменьшилась на полметра. Усовершенствовали конструкцию спонсонов, увеличили емкость бензобаков. На «самки» вместо «виккерсов» устанавливали пулеметы Люиса.

На Mark III серьезно улучшили проходимость – каждый шестой трак гусеницы сделали шире, укрепив на нем шпору с грунтозацепом. Ввели балку самовытаскивания – сначала это был двухметровый деревянный брус, крепившийся на крыше. Если гусеницы буксовали, то кто-то из экипажа залазил на крышу и цепями крепил брус к тракам. Балка упиралась в грунт и давала гусеницам опору.
Когда войска укомплектовали достаточным количеством танков, часть Mark I переоборудовали в транспорт снабжения. Их называли «тендерами». Одного такого «тендера» хватало для снабжения 5 танков.

Часть Mark II и Mark III переделали в «радиотанки» — в одном спонсоне размещали радиостанцию, а в другом – радиста.

Mark IV

В мае 1917 года состоялось боевое крещение новой модели – Mark IV. В конструкцию внесли множество улучшений. Так для защиты от бронебойных пуль толщину брони увеличили. Изменили конструкцию спонсонов для удобной транспортировки их по железной дороге – на салазках их можно было вдвигать внутрь. На «самках» спонсоны заметно уменьшили. Улучшили посадку и высадку из танка. Укоротили стволы пушек. В боекомплект включили картечные выстрелы для более эффективной очистки вражеских окопов. Пулеметы Льюиса крепили в шаровых установках. Самцы вооружали 4 пулеметами Льюиса, а самок – 6-ю. Повысили мощность двигателя и установили вакуумный насос для подачи топлива из более емких бензобаков. Увеличили количество траков, оснащенных шпорами. Установили грязеочистители. Была усовершенствована и «система самовытаскивания»: к корпусу крепились направляющие с подвешивавшейся на них «незарывавшейся» балкой из тикового дерева.

Mark IV

Mark IV обладал высокой ударной силой. Так он в проволочных заграждениях оставлял проходы шириной до 2,5 м, пробивал каменные заборы и стены зданий.

Проблема низкой надежности танков оставалась все еще не решенной – капитальный ремонт требовался после 100-112 км пробега.

На танках Mark IV опробовали установку в кормовой части миномета Стокса. Фактически это один из первых образцов самоходных минометов.

По мере снабжения войск танками Mark V, часть Mark IV переделывали в танки снабжения. Однако именно Mark IV был самым массовым английским танком Первой мировой войны.

«Самка» Mark V

В конце 1917 года появился и Mark V, который использовал пулеметы Гочкисс Mk I* под английский патрон 7,7 мм. Появился кормовой пулемет, который теперь обеспечивал круговую оборону танка. На новинку впервые установили двигатель, специально разработанный для танка. Увеличили емкость баков, повысили скорость движения до 7 км/ч и запас хода. И самое главное, управление танком передали теперь полностью водителю. Смотровые щели заделали небьющимися стеклопакетами типа «триплекс».

«Самец» Mark V

Для преодоления рвов была предусмотрена возможность закрепления на крыше танка так называемой фашины – огромной связки прутьев, которая сбрасывалась, чтобы дать опору гусеницам.

Впервые стали использовать для передачи сообщений семафор, который установили на корме.

На основе готово танка создавали и гибриды – Mk V «Композит» с одним 57 мм орудием и 5-ю пулеметами. В войсках эту кривобокую машину называли «гермафродитом».

Противник тоже не дремал, и начал увеличивать ширину окопов, так возникла необходимость в удлинении танков, чтобы они могли преодолевать такие препятствия. Танк просто разрезали в поперечной плоскости, вставляли дополнительную секцию длиной 1,83 см и наращивали гусеницу. Масса возрастала на 4 тонны. Снижалась скорость до 4 км/ч и уменьшалась поворотливость. Удлиненный танк получил имя Mark V* (со звездой). Планировалось использовать такие танки для перевозки пехоты, но те просто угорали в нем от духоты и выхлопов, так что от этой идеи отказались.

Mark V*

Была и модификация Mark V** со смещенным назад форсированным двигателем и увеличенными баками, но в боях они не успели принять участие.

«Самец» Mark V**

В 1918 году на основе Mark V был создан танк Mark IX для снабжения боевых танков и как транспорт для пехоты. Чтобы освободить пространство внутри танка, пришлось отказаться от спонсонов и основного вооружения, оставив только пулеметы в лобовом и кормовом отделениях. В бортах сделали 4 большие овальные двери, а также лючки для стрельбы из личного оружия. Mark IX мог перевозить до 50 человек или 10 тонн груза. Помимо этого данная машина стала первым в мире плавающим танком. На борта и лобовую часть крепили пустые цистерны, выполнявшие роль поплавков, а на траки крепили лопатки. Двери герметизировали. Но в боях Mark IX так и не успел принять участие.

На основе «самки» Mk V** саперы создали модификацию «танк-трал» для подрыва мин, установленным впереди тяжелым железным катком. Были и «танки-мосты», «танки-краны» и «танки-буксиры». Новому виду военной техники нашли множество вариантов применения.

Какова была эффективность применения танков? Даже несмотря на то, что большая их часть ломалась по дороге к цели и банально застревала на местности, благодаря танкам удавалось делать прорывы во вражеских заграждениях, что в условиях позиционной войны казалось уже невозможным. Первое боевое применение дало в основном психологический эффект – в германской армии поселился стойкий синдром – «танкобоязнь», которая усугублялась тем, что они ожидали применения и огнеметов.

Но эти страхи прошли и тяжелые танки обстреливали артиллерией и минометами, бронебойными пулями, делали для них ловушки «волчьи ямы». Скрытному продвижению танков мешал громкий издаваемый ими шум. Но опыт применения танков рос с каждым боем, отрабатывались новые тактики взаимодействия с пехотой. Танки Первой мировой войны изменили сам характер ведения современной войны. Для их применения уже не требовалась длительная артиллерийская подготовка перед наступлением.

Захваченный немцами Mark IV

Итак, с краткой историей мы ознакомились, давайте теперь разберемся, что же нас ждет в игре Battlefield 1? В трейлере нам показали танк Mark IV, который, как мы знаем, не должен быть особо резвым при условии выполнения разработчиками игры обещания, что оружие и техника будут аутентичными.

Особо меня настораживает то, что для управления танком Mark IV нужно было три бойца – 1 водитель и 2 помощника. Передача управления в одни руки была произведена только начиная с Mark V. Как это будет реализовано? Нас обманут и подсунут аркадное решение? Или двум бойцам придется тупо втыкать и по команде от водителя управлять своей гусеницей? Вот уж интересно будет такими бойцами играть. А если не хватит одного помощника водителя, то танк сможет только круги нарезать. Так что нам с высокой вероятностью дадут либо аркадные функции водителя в одни руки на Mark IV или в игре будет вместо него танк Mark V.

Настройка танка будет по типу «самец»/»самка». Уверен, нам дадут выбирать пулеметы – Льюис, Гочкисс или Викерс. Возможно, и с длиной ствола дадут поиграться. Также очень жду выбор боеприпасов для основных орудий, в первую очередь картечных для зачистки окопов.

Крошить танки в Battlefield 1 можно будет артиллерией, минометами, противотанковыми гранатами, минами и выводить из строя противотанковыми ружьями. Поддержку ожидаю и со стороны авиации в виде бомб, поскольку пулеметный огонь против этих многотонных чудовищ был не особо эффективен.

Много вопросов у меня по реализации британских тяжелых танков в Battlefield 1, скоро и ответы узнаем на них.

Mark I (танк)

Mark I «самец». 1916 год.
Mark I (Mk I)
Классификация Тяжёлый танк/
пехотный танк
Боевая масса, т 28,45 («самец»),
27,43 («самка»)
Компоновочная схема «Ромбовидный» танк
Экипаж, чел. 8
История
Производитель William Foster & Co,MCCW
Годы производства 1916
Годы эксплуатации 1916—1917
Количество выпущенных, шт. 75 («самец»),
75 («самка»)
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 8060 (без «хвоста»)
9910 (с «хвостом»)
Ширина корпуса, мм 4200 («самец»),
4380 («самка»)
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 420
Бронирование
Тип брони Стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10-12
Борт корпуса, мм/град. 10-12
Корма корпуса, мм/град. 10
Днище, мм 5-6
Крыша корпуса, мм 5-6
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/40(«самец»)
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 40
Боекомплект пушки 332 («самец»)
Дальность стрельбы, км 1,8
Прицелы оптический
Пулемёты 4 × 8-мм «Гочкис» («самец»);
4 × 7,7-мм «Виккерс»,
1 × 8-мм «Гочкис» («самка»)
Подвижность
Тип двигателя «Даймлер», карбюраторный,
6-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 105
(при 1000 об./мин)
Скорость по шоссе, км/ч 6,4
Запас хода по шоссе, км 38
Тип подвески жёсткая
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,2
Преодолеваемый подъём, град. 22
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 3,5
Преодолеваемый брод, м 0,45
Дополнительно
Изображения на Викискладе Mark I (танк)

У этого термина существуют и другие значения, см. Mark.

Mark I — британский тяжёлый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 года, Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских «ромбовидных» танков.

  • 1 История создания и производства
  • 2 Описание конструкции
    • 2.1 Броневой корпус
    • 2.2 Вооружение
    • 2.3 Средства наблюдения и связи
    • 2.4 Двигатель и трансмиссия
    • 2.5 Ходовая часть
  • 3 Боевое применение
  • 4 Оценка проекта
  • 5 Галерея
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История создания и производства

К началу 1915 года Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же, на фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, успехи которых только подтверждали вышеупомянутое высказывание. Однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать много лучшего.

Среди прочего, военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное. Трактора с гусеничным движителем к тому времени уже активно производились в различных странах (преимущественно — в США), и их технологии в целом были отработаны. В военные институты Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу. Так, ещё в ноябре 1914 года управляющий пороховой компании в Чильворте капитан Туллок направил в Комитет имперской обороны предложение о постройке некоего «сухопутного крейсера». В декабре того же года адмирал Бэкон разработал «мостовой трактор для преодоления заграждений», а ещё чуть позже коммодор Мюррей Суэттер попытался продвинуть самоходный пехотный броневой щит на гусеничной платформе разработки компании «Педрэйл Транспорт». Последний проект даже был испытан в феврале 1915 года, хотя и в весьма общем виде (трактор постройки «Педрэйл Транспорт» со щитом), и по результатам испытаний признан бесперспективным.

В итоге, весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». Создание этого института курировала Военно-морская авиационная служба (англ. Royal Naval Air Service, сокр. RNAS), которая была весьма заинтересована в бронированых боевых машинах для охраны своих континентальных береговых баз. Главой комитета стал директор Управления морского строительства Юстас Теннисон Д’Энкур.

Решение о постройке танков было принято в 1915 году, окончательно первая модель танка (танком, то есть «баком» её назвали для того, чтобы дезинформировать противника при перевозке по железной дороге) была готова в 1916, когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самка» (англ. Female) (только с пулемётным вооружением) и «самец» (англ. Male) (пулемёт и две 57-мм. пушки).

Описание конструкции

Mark I имел компоновку без чёткого разделения танка на отделения: двигатель с трансмиссией проходили через большую часть длины танка, занимая основную часть внутреннего пространства. По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемёта и порой — помощника водителя и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на «самцах»), либо два пулемётчика (на «самках»), а в проходах в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя. Порой в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка, у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты.

Броневой корпус

На танках-«самцах» основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube. Являвшиеся разработанным в 1915 году сухопутным вариантом скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 году, 57-мм орудия имели вертикальный клиновой затвор, гидравлический откатник и пружинный накатник. Длина ствола орудия составляла 40 калибров / 2 280 мм. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Наведение орудия осуществлялось при помощи простейшего плечевого упора, без каких-либо механизмов; при этом, так как наводчик с каждого борта находился слева от орудия, его положение ограничивало углы горизонтального наведения до 0…110° с правого борта и 245…355° с левого. Для наводки орудия на цель служил простейший телескопический прицел. Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела, размещавшихся в укладках в нижней части спонсонов и стеллажах между их боковыми стенками. Единственным изначально доступным снарядом к ним был осколочно-фугасный, с пороховым зарядом и донным взрывателем. Начальная скорость этих снарядов составляла 554 м/с, а максимальная дальность стрельбы ими — 6 860 м, хотя эффективная ограничивалась приблизительно 1 800 метрами. Максимальная скорострельность орудий составляла 15—20 выстрелов в минуту.

Позади пушек в спонсонах «самцов» в размещались два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в некоторых случаях ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Все пулемёты «Гочкисс» были съёмными и вели огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками. На танках варианта «самка» место 57-мм пушек и пулемётов «Гочкисс» в спонсонах занимали четыре 7,7-мм пулемёта «Виккерс». Эти пулемёты имели водяное охлаждение стволов, закрывавшихся броневыми кожухами и размещались на тумбовых установках с поворотными щитами, схожих с установками 57-мм орудий. Углы наведения пулемётов были выбраны таким образом, чтобы обеспечивать им в сумме почти круговой обстрел, ограниченный лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Боекомплект пулемётов составлял 5760 патронов для «самцов» или 30 080 патронов для «самок», в лентах по 320 штук. Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которых в различных частях танка имелись закрывавшиеся броневыми крышками порты. Из-за малой подвижности танка и ограниченных секторов обстрела его основного вооружения, личному оружию экипажа отводилась важная роль в ближней обороне танка.

Средства наблюдения и связи

Основным средством наблюдения за местностью для командира и водителя являлись смотровые лючки в верхнем лобовом листе корпуса, закрывавшиеся броневыми крышками, которые могли открываться или закрываться полностью, либо оставлять узкую смотровую щель. Кроме этого у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за затруднительности их использования в боевых услових, от них вскоре отказались. Остальные члены экипажа имели в своём распоряжении лишь смотровые щели в различных частях танка. С внутренней стороны щели закрывались защитным стеклом, но последнее легко разбивалось при обстреле и танкисты часто получали ранения от осколков или брызг свинца через открытые щели.

Каких-либо средств внутренней связи в танке не имелось, как и штатных средств внешней. Для внешней связи испытывались различные способы — сигналы флажками, лампой и подобными средствами, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными; на некоторых танках применялась голубиная почта, но голуби плохо переносили условия внутри танка и часто гибли. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через прокладываемый танком кабель, но длина последнего оказывалась совершенно недостаточной. Единственным надёжным, но крайне опасным средством была связь через пеших посыльных.

Двигатель и трансмиссия

На Mark I устанавливался рядный 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения, марки Daimler/Knight. Имея рабочий объём в 13 литров, двигатель развивал максимальную мощность в 105 л.с. при 1000 об/мин. Двигатель устанавливался на раме в средней части корпуса, вдоль продольной оси танка. Два топливных бака, ёмкостью 114 литров каждый, размещались по бортам от рубки в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотёком. При сильном наклоне танка во время движения, подача топлива могла прерываться, и тогда одному из членов экипажа приходилось вручную переливать бутылкой бензин из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка слева, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей.

В состав трансмиссии Mark I входили:

  • Карданный вал
  • Главный фрикцион по типу конуса на феродовой подкладке
  • Двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями, главная коробка передач
  • Червячный редуктор
  • Дифференциал
  • Две бортовые двухступенчатые механические коробки передач, объединённые с дифференциалом
  • Два ленточных тормоза
  • Две цепные передачи
  • Два однорядных шестеренчатых редуктора

В управлении трансмиссией принимали участие одновременно 3—4 человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.

Ходовая часть

Задние колёса предназначались для управления танком. В одном из боёв колеса отстрелили, но танк не потерял управляемости. После этого задние колёса на танки не устанавливали.

Боевое применение

Впервые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против немецких войск 15 сентября 1916 года во Франции, в «Битве на Сомме». В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда.

Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте, немецкие солдаты боялись их панически.

Оценка проекта

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Первые танки

Страна Moдeль Вооружение Мощность двигателя Скорость Экипаж Бронирование
Великобритания Mark I («самец») 2×57-мм пушки
4×8-мм пулемёта
105 л.с. 6 км/ч 8 человек 12 мм
Франция CA-1 Шнейдер 1×75-мм пушка
2×8-мм пулемёта
55 л.с. 7,5 км/ч 7 человек 11,5 мм
Германия A7V 1×57-мм пушка
6×8-мм пулемётов
2×100 л.с. 16 км/ч 16 человек 30 мм

Галерея

  • «Самец» (пулемёт и две 57-мм. пушки)

Примечания

Литература

Ссылки

  • Фотографии танков первой мировой войны (1)
  • Фотографии танков первой мировой войны (2)
Британские танки и танковая техника Первой мировой войны
Лёгкие танки Mk A Whippet
Средние танки Little Willie · Mk B · Mk C
Тяжёлые танки Big Wheel Landship · Flying Elephant · Pedrail Landship · Mk I · Mk II · Mk III · Mk IV · Mk V · Mk V* · Mk V** · Mk VI · Mk VII · Mk VIII (совместно с США) · Mk IX
Другие разработки Gun Carrier · Мостоукладчик «Ark»
Курсивом отмечены проекты, не воплощённые в металле

Первые танки. Британские «Ромбы»

Корпус этого гусеничного бронированного поезда состоял из восьми секций, соединенных между собой шарнирами. Одна гусеница, по ширине равная корпусу, охватывала его сверху и снизу. Поворот поезда должен был осуществляться за счет изгиба самой гусеницы, но на практике опробован не был, да и планируемый 40-сильный паровой двигатель вряд ли смог бы сдвинуть с места этого 120-тонного монстра, вооруженного 12 пушками и четырьмя митральезами.

Хотя данный проект был отклонен и не имел никаких реальных воплощений, но Э. Буйен первым в истории соединил воедино двигатель, броню, гусеничный ход и вооружение. Поэтому его гусеничный бронированный поезд вполне может считаться предшественником современного танка. Это новое боевое средство оказалось более универсальным и эффективным оружием и со временем в корне изменило характер боевых действий и саму организацию вооруженных сил, став одним из «могильщиков» бронепоездов.

Изображение гусеничного бронированного поезда, предложенного Э. Буйеном в 1874 г.

В начале XX в. появились проекты боевых машин, по своему виду гораздо более близких к тому, как выглядят танки сегодня. Так, в 1911 г. обер-лейтенант Г. Бурштынь предложил Военному министерству Австро-Венгрии проект Motorgeschutz. Эта машина массой около 5 т с двигателем мощностью 60 л. с. должна была передвигаться на непрерывных гусеничных лентах тросовой системы со скоростью до 8 км/ч. Motorgeschutz должен был нести броню толщиной до 8 мм и 30–40-мм пушку в поворотной башне. В преодолении различных препятствий машине помогало оригинальное рычажно-роликовое приспособление, а для движения по ровным дорогам с повышенными скоростями (до 30 км/ч) изобретатель снабдил машину съемными ведущими и управляемыми колесами (ну чем не колесно-гусеничный танк?).

Motorgeschutz Г. Бурштыня, 1911 г.

Годом позже австралийский конструктор Л. Э. де Моль предложил британскому военному ведомству проект бронированной гусеничной машины. Она имела две гусеничные ленты с приподнятым обводом в передней и задней частях (для повышения проходимости), дополнительные штыри для преодоления препятствий, а поворачивала за счет изгиба гусениц в горизонтальной плоскости.

Правда ни один из этих проектов не заинтересовал военные министерства стран, ставших в будущей мировой войне противниками, — проекты так и остались пылиться на полках архивов. У военных отсутствовали мотивация и понимание возможностей применения такой вездеходной бронированной техники. В результате первые танки появились на поле боя только спустя пять лет — 15 сентября 1916 г., и толчком к этому стал так называемый «позиционный кризис».

Дело в том, что в начале XX в. будущая война виделась военным маневренной и быстротечной. Так, в Германии руководствовались планом Шлиффена, предусматривавшим мгновенный разгром Франции, прежде чем «неповоротливая» Россия сможет мобилизовать и выдвинуть к границам свою армию. С целью обхода основных французских сил наступать планировалось через территорию Бельгии, а спустя всего месяц занять Париж. В двух словах суть плана была изложена кайзером Вильгельмом II: «Обед у нас будет в Париже, а ужин — в СанктПетербурге».

Начальный этап Первой мировой войны соответствовал этим выкладкам — германская и французская армии активно передвигались, пытаясь окружить друг друга, обходя с флангов. Их действия отличались чрезвычайной мобильностью — как только одни столкновения оканчивались стабилизацией фронта, обе стороны быстро перемещали свои войска на фланг (в данном случае — на север в сторону моря), и сражение возобновлялось с новой силой. Эти взаимные обходы даже получили свое название — «Бег к морю».

Однако маневренный этап длился недолго — к декабрю 1914 г. все пространство между Парижем и Северным морем было уже плотно заполнено войсками обеих сторон, фронт стабилизировался, наступательный потенциал германцев исчерпался, обе стороны перешли к позиционной борьбе. Враждующие стороны закопались в землю и закрылись километрами колючей проволоки, каждый сантиметр земли простреливался пулеметами и артиллерией.

Серьезный маневр стал невозможен, атаковать приходилось в лоб, а это требовало большего сосредоточения сил для достижения хотя бы частичного успеха и увеличивало потери. Даже после массированной артподготовки, зачастую длящейся дни или недели, всего несколько выживших пулеметов в окопах противника срывали атаку. И пока атакующие пробивались через эшелонированную оборону, противник поездами перебрасывал подкрепление. Затем следовала контратака свежими силами против изможденных наступавших, и они откатывались назад, неся большие потери. Так повторялось раз за разом. Противостоящие коалиции оказались достаточно сильны, чтобы сорвать планы противника, но одинаково слабы, чтобы осуществить собственные.

В результате появилась острая необходимость создания бронированного средства, которое могло бы передвигаться непосредственно на поле боя, проделывая пехоте проходы в заграждениях на простреливаемом пространстве между траншеями, подавлять огнем оставшиеся пулеметные точки противника и перевалить через инженерные заграждения хотя бы первой полосы обороны.

Подвижным бронированным средством являлся бронепоезд, но его использование было ограничено наличием железнодорожного пути, и, естественно, все понимали, что построить такой путь на участке укрепленного фронта в нужном для наступления месте и непосредственно к противнику совершенно нереально. Использование бронеавтомобилей, которые уже в значительных количествах имелись в войсках, также не решало проблему. Проходимость тяжелых колесных броневиков по пересеченной местности и мягкому грунту была близка к нулю. Настоятельно требовалась именно вездеходная бронированная машина, которой и стал танк, органично соединивший в себе все необходимые элементы — вездеходное шасси, броневую защиту, скорострельное оружие и универсальный механический двигатель.

***

Отцом британского танка принято считать военного инженера — подполковника Э. Суинтона, который, кроме инженерных знаний, имел и боевой опыт, являясь участником Англо-бурской войны. В своих мемуарах Суинтон писал: «…главная сила оборонительных позиций противника, не считая артиллерии, кроется в умелом сочетании пулеметов и проволочных заграждений <…> я ломал голову над поисками противоядия… и у меня четко выкристаллизовалась идея бронированной машины. Она должна быть самоходной, иметь противопульную броню, вооружение, способное подавить вражеские пулеметы. Машина должна пересекать местность, несмотря на окопы, проламывать заграждения и взбираться на эскарпы. Но трудность заключалась в том, чтобы найти машину, которая удовлетворяла бы всем этим условиям, особенно последним трем». Правильно сформулированный вопрос есть половина ответа — уже в октябре 1914 г. Суинтон обратился с предложением использовать в боевых целях гусеничное шасси трактора «Холт». Однако в Военном министерстве отнеслись к его проекту весьма прохладно, хотя в феврале 1915 г. и организовали испытания гусеничного трактора «Холт» для проверки его проходимости. Надо сказать, что трактор не выдержал весьма суровых технических условий, которые были поставлены военными, соответственно, чины Военного министерства утвердились во мнении, что данная идея не заслуживает внимания.

«Маленький Вилли» в экспозиции танкового музея в Бовингтоне

Тем не менее Суинтон оказался не одинок, и проекты машин аналогичного назначения на гусеничном ходу начали предлагать и другие изобретатели. Так, коммодор М. Суэттер, один из руководителей Службы морской авиации Адмиралтейства (RNAS), предложил проект броневого щита, укрепленного на самодвижущейся гусеничной платформе (тракторе), за которым должны были укрываться пехотинцы.

Проект «сухопутного крейсера» Хетерингтона, 1914 г.

Фантастический проект «сухопутного крейсера» представил Хетерингтон — его гигантская трехколесная машина имела длину 30 м, ширину 24 м и высоту 14 м. При массе в 300 т она должна была развивать скорость до 13 км/ч, преодолевать стенки высотой до 6 м и реки глубиной до 4,5 м. В каждой из трех башен «сухопутного крейсера» должны были быть установлены две четырехдюймовые пушки.

Хотя идея Суинтона о вездеходной боевой машине — уничтожителе пулеметов и была отвергнута армейским руководством, однако ею заинтересовался Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, который в феврале 1915 г. создал Комитет по сухопутным кораблям, выделив из фондов Адмиралтейства 70 тыс. фунтов на разработку и испытания. Согласно техническому заданию, разработанному специалистами Комитета и офицерами штаба командующего британскими силами во Франции, будущей бронированной боевой машине предстояло развивать скорость до 6 км/ч, преодолевать ямы и рвы шириной не менее 2,4 м, взбираться на брустверы высотой до 1,4 м. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия. К работе над проектом привлекли машиностроительную фирму «Уильям Фостер энд Компани Лимитед» из Линкольна, занимавшуюся гусеничными тракторами. Ей в июле 1915 г. и заказали постройку «сухопутного корабля» на базе американского трактора «Булок».

Опытная гусеничная машина «№ 1 Линкольн» на испытаниях в сентябре 1915 г.

Испытания машины, получившей наименование «№ 1 Линкольн», прошли сентябре 1915 г., однако их результат нельзя было назвать удачным. Оказалось, что ходовая часть трактора слаба для таких нагрузок, к тому же при переходе через траншеи нижняя ветвь гусеницы провисала, и она спадала. К концу ноября подготовили к испытаниям новый вариант машины, получившей прозвище «Маленький Вилли» (в честь одного из конструкторов — У. Вилсона). Ходовая часть получила гусеницу с жесткой подвеской. Корпус из листов котельной стали (не броневой) собрали на каркасе из уголков. В лобовой части было сделано крепление для 7,7-мм пулемета «Виккерс», а в бортах — лючки для стрельбы из личного оружия. В крыше было предусмотрено отверстие для установки башни. Карбюраторный двигатель мощностью 105 л. с. обеспечивал 18-тонной машине скорость хода не более 3,2 км/ч. Благодаря наличию колесного хвоста «Маленький Вилли» преодолевал ров шириной до 1,5 м («№ 1 Линкольн» только 1,2 м).

«Маленький Вилли» получил модифицированную ходовую часть с гусеницей, которая не провисала при преодолении траншей Внутренность «Маленького Вилли», по английской традиции руль — справа

Но этого все равно оказалось недостаточно. Командование британских войск во Франции настойчиво требовало, чтобы машина была способна переползти ров шириной 2,4 м и преодолеть стенку высотой 1,4 м!

Чтобы удовлетворить данное требование, конструкторам пришлось полностью перепроектировать машину. Они решили максимально увеличить высоту зацепа гусеницы и нарастить ее длину, что давало возможность машине выбираться из широких окопов и преодолевать вертикальные препятствия. Верхнюю ветвь гусеницы пустили поверх корпуса, а направляющее колесо максимально вынесли вперед. В результате корпус машины получил ромбовидную форму. Из-за его большой высоты и соответственно высоко расположенного центра тяжести от поворотной башни на крыше пришлось отказаться. Вооружение спустили вниз, разместив «по-морскому» — в спонсонах (боковых выступах) на бортах. Такая машина, получившая прозвище «Большой Вилли» была построена на заводе в Линкольне к середине января 1916 г.

Предсерийный танк «Большой Вилли»

Работы старались держать в секрете. Все, кто соприкасался с новым военным изобретением, были обязаны хранить это в строжайшей тайне. Залегендировать строящиеся машины, похожие на большую цистерну или бак, решили как «полевые емкости для воды», отправляемые в Месопотамию, однако после потери этой территории, не мудрствуя лукаво, выбрали другую отдаленную и загадочную страну — Россию. Соответственно машина стала называться танком (по-английски tank — «бак», «емкость»). При перевозке первых танков на них даже писали кириллицей: «Осторожно. Петрограаъ». Правда, существует версия, что одним из первоначальных названий было water carrier — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду. Однако аббревиатура WC в английском языке обычно употреблялась для обозначения туалета с водяным смывом (water closet) и, естественно, предпочли более короткое и нейтральное — tank.

Переломным моментом в судьбе британского танка стала его демонстрация перед членами правительства и высшими военными чинами — министром снабжения Д. Ллойд-Джорджем, военным министром Китченером, министром иностранных дел Бальфуром и др. Специально для этого «Маленький» и «Большой Вилли» перевезли в поместье маркиза Солсбери в Хетфильд. Показ, прошедший 2 февраля 1916 г., произвел на большинство чиновников сильное впечатление, и хотя Китченер и остался при своем мнении: «… эта прелестная дорогая механическая игрушка не поможет нам выиграть войну», но, как говорится, «лед тронулся». Официальные испытания «Большого Вилли» прошли 12 февраля, но еще 8 февраля командующий британскими войсками во Франции Д. Хэйг затребовал в свое распоряжение 40 новых танков.

Погрузка одного из первых танков Mk I на платформу. Для перевозки по железной дороге бортовые спонсоны снимались. На танке надпись «осторожно ПетрограаЪ» (с ошибкой), сделанная в рамках дезинформации

После принятия на вооружение под обозначением Mk I (Марка 1) Министерством снабжения был выдан первоначальный заказ на постройку 100 танков. Для ускорения производства и в связи с тем, что начальник Управления вооружений отказался выделять артиллерийские орудия для «сомнительных» машин», половину заказанных танков было решено строить пулеметными, а остальные вооружать морскими 57-мм (6-фунтовыми) скорострельными пушками «Гочкис». В результате появилось деление танков на «самцов» (пушечные) и «самок» (пулеметные). Задачей последних было подавление пехоты противника в окопах и прикрытие «самцов» от возможных пехотных атак.

Танк Mk I «самец» во время битвы на Сомме, 25 сентября 1916 г. На крыше видна рама, на которую натягивалась «противогранатная» проволочная сетка.

Танк Mk I представлял собой ромбовидный стальной ящик на гусеницах, длиной в восемь и высотой в два с половиной метра. На крыше монтировали двускатную деревянную раму с проволочной сетью. Она служила для крепления маскировочного материала и защиты от ручных гранат (позже от нее отказались). Толщина бортовой брони составляла 5–10 мм, она защищала от винтовочных пуль (небронебойных), шрапнели, легких осколков снарядов.

Танк Mk I «самка»

Вооружение танка располагалось в спонсонах. Пушки на «самце» наводились вручную, и стрельба из них была довольно неудобна. Наводчик стоял на коленях, а при откате казенник пушки почти достигал капота двигателя. Кроме того, большой щит пушки легко заклинивался при попадании между ним и стенками посторонних предметов. На «самке» пулеметы «Виккерс» калибра 7,7 мм устанавливались в цилиндрических поворотных установках с бронировкой кожуха ствола. Данный пулемет имел водяное охлаждение и боевую скорострельность до 300 выстр./мин.

Британский танк со шпорами — уширителями траков на гусеницах, апрель 1917 г

Центральную часть внутреннего пространства корпуса танка занимал двигатель и трансмиссия. Карбюраторный двигатель «Даймлер» мощностью 105 л. с. устанавливался вдоль оси так, что по бокам от него оставались проходы шириной всего 0,35 м. Бензин к двигателю подавался самотеком, из баков, расположенных под крышей, поэтому если танк сильно наклонялся, подача бензина могла прерваться и мотор глох. При этом скорость танка была чрезвычайно низкой. На хороших дорогах она едва достигала 6 км/ч, а на местности, вне дорог, где и приходилось главным образом действовать танку, она снижалась до 1–3 км/ч, т. е. была меньше скорости пешехода.

Устройство танка Mk I «самец»

Сзади к корпусу шарнирно крепился хвост с двумя металлическими колесами. Пружинами он прижимался к земле, для подъема служил гидравлический домкрат, для поворота — тросовая тяга. Хвост служил для повышения устойчивости и увеличения ширины перекрываемого рва, а также для плавного поворота (с радиусом 50 м и больше). Для крутого поворота хвост поднимался.

Модель танка Mk I. Хвост с двумя металлическими колесами служил для повышения устойчивости и увеличения ширины перекрываемого рва, а также для плавного поворота

Вообще управление Mk I было очень сложной задачей, требовало больших усилий, постоянного внимания и участия четырех человек: водителя, двух его помощников (управляли включением третьей и четвертой передач в бортовых коробках) и командира танка (из-за особенностей дифференциала машину при движении, в особенности по грязной, скользкой дороге, постоянно уводило в сторону и ее приходилось выравнивать, притормаживая соответствующую гусеницу). Грохот мотора мешал согласовывать действия, а выхлопные газы и пороховой дым отравляли экипаж и вызывали частые обмороки — температура внутри поднималась до 50 градусов. К тому же, по выражению одного танкиста из бывших моряков, танк на ходу швыряло, «как торпедный катер во время шторма».

Танк Mk II преодолевает окоп

Несмотря на все ухищрения, проходимость Mk I также оказалась не блестящей. Перетяжеленная машина (в требованиях к машине по проходимости ей устанавливалась масса — до 22 т, в реальности же она достигала 27–28 т) имела удельное давление на грунт около 2 кг/см2 . В результате гусеницы вязли в грязи, а большая ширина корпуса мешала передвигаться по просекам и узостям.

Неудовлетворительным было и наблюдение из танка. Экипаж мог вести наблюдение только через незащищенные щели, в которые при обстреле летели брызги расплавленного свинца.

Королева Мария осматривает танк Mk II (без вооружения), лето 1917 г.

Как видим, танк Mk I был далек от совершенства. Тем не менее их было построено 150 штук — 75 «самцов» и столько же «самок». 13 августа 1916 г. первое подразделение британских танков — «Тяжелая секция пулеметного корпуса» — отправилось во Францию. Экипажи отплыли из Саутгемптона, но здесь не оказалось кранов, способных погрузить сами танки, поэтому их пришлось отправлять отдельно из Эйвонмута.

Танк Mk III «самец», Бовингтон. Видна крыша корпуса и открытая дверь правого спонсона

Спустя месяц 15 сентября 1916 г. состоялась первая в истории танковая атака, проведенная в ходе битвы на Сомме. Правда, из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции удалось выдвинуться только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, пять застряли в болоте, и девять вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее даже оставшиеся 18 танков смогли прорвать фронт на ширину 5 км и продвинуться вглубь вражеской обороны на 5 км, причем потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных. Танк-«самец» D17 «Dinnaken» лейтенанта Хасти даже вошел в деревню Флер, неспешно преследуя убегающих и прячущихся в погребах немцев. Психологическое воздействие на германскую пехоту было огромным — когда в первой линии окопов кто-то из немецких солдат выкрикнул фразу «Дьявол идет!», его слова распространились по траншеям со скоростью пожара.

Британская открытка, выпущенная 24 ноября 1916 г., «Британский танк в действии. Сокрушая германскую оборону»

Германскую оборону не удалось прорвать окончательно из-за малого количества задействованных танков, но даже такая неуклюжая и имевшая много слабостей боевая машина показала свой большой потенциал. Танки преодолевали проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра, а их броня держала попадания пуль и осколков снарядов. Правда, прямых попаданий снарядов танки не выдерживали. Из 17 машин, получивших попадания от оправившихся немцев, 10 так и остались ржаветь на поле боя, и только семь сумели приползти обратно.

Взгляд с другой стороны — картина «Ярость против танка», германские пехотинцы бесстрашно атакуют британский танк Британский танк Mk IV «самец» (модель)

После первого боя танков на Сомме заказ на их постройку сразу увеличили до 1 000, а потом и до 1 250 шт., с требованием внести улучшения в их конструкцию. Так появились британские танки следующих модификаций Mk II и III. Их выпустили по 50 единиц каждой (25 «самцов» и 25 «самок»). Уже на Mk II отказались от колесного хвоста (как показала практика, он практически не улучшал маневренность), нижние стенки спонсонов слегка скосили внутрь (их углы часто зарывались в землю), а выхлопную трубу вывели вдоль крыши на корму.

Корпус строящегося танка Mk IV

В марте 1917 г. в производство пошла следующая модификация — Mk IV, ставшая самым массовым британским танком в 1916–1918 гг. Таких машин было построено 1 015 шт. (420 «самцов» и 595 «самок»). На Mk IV было улучшено бронирование — к этому времени германская пехота уже активно применяла новые бронебойные пули. Толщину брони в лобовой части довели до 16 мм, бортов — до 12, а крыши — до 8 мм. Переконструировали спонсоны, теперь они могли вдвигаться внутрь корпуса по особым салазкам (это упрощало транспортировку по железной дороге), а их нижнюю часть еще больше скосили, чтобы уменьшить «зарывание». Стволы орудий укоротили с 40 до 23 калибров. На «самках» пулеметные спонсоны вообще уменьшили, и под ними сделали прямоугольные люки-лазы с двустворчатыми крышками. Наконец, установили систему принудительной подачи горючего к карбюратору и увеличили объем топливных баков — танк жрал около 10 литров бензина на километр.

Танк Mk IV «самка», битва при Амьене, 1918 г. Под спонсоном хорошо виден прямоугольный люк-лаз с двустворчатыми крышками Король Джорж V осматривает два новых танка Mk IV (справа «самец» и слева «самка»), июль 1917 г.

Интересно, что в рамках «соревнования снаряда и брони» британцы, еще до выхода первых Mk I на поля сражений, озаботились разработкой танка, защита которого могла бы противостоять огню германских легких полевых пушек. Толщина брони этого тяжелого танка, получившего прозвище «Летающий слон», должна была составить 76 мм в лобовой части и 50–51 мм по бортам В полукруглой лобовой части корпуса размещалась 57-мм пушка Гочкиса, а в бортах — четыре-шесть пулеметов. Хотя по своим размерам «Летающий слон» был сопоставим с Mk I, но его расчетная масса достигала 100 т. Чтобы такая тяжелая машина не увязала в земле, ее поставили на две пары гусениц — основные шириной 610 мм по бортам и дополнительные, размещенные под днищем танка и слегка приподнятые над поверхностью земли, которые должны были улучшать проходимость танка на мягких грунтах. Правда, дальше проекта дело не пошло — огромная масса и стоимость танка, имевшего вооружение даже слабее, чем у Mk I «самец», стали причиной отказа от его производства.

Модель тяжелого танка «Летающий слон» «Летающий слон». Художник А. Шепс
1 — Прект А, июль 1916 г.

masterok

Танк Вest 75 на улице Сан-Франциско.

Я вам как то показывал старые танки в разрезе и рассказывал историю возникновения танков, а давайте теперь еще вспомним с чего начинались танки.

Когда американцы прочитали об английских танках в газетах и увидели их фотографии, их страна еще не воевала. Но все хорошо понимали, что рано или поздно, но воевать придется, что отсидеться за океаном не удастся, а раз так, то нужно позаботиться о реальном превосходстве над противником. Поэтому американские военные поспешили начать разработку своих собственных танков. Тем более, что никаких особых трудностей они в этом не видели. Ведь кто-кто, а уж они-то совершенно точно знали, что в основе всех английских, да и французских разработок лежит шасси их же собственного трактора «Холт». А раз так, то что же им, американцам, мешает повторить опыт британцев: взять трактор и одеть его в броню?!

Решение это казалось настолько простым и очевидным, что особо-то никто и не старался придумать что-то другое – и «Холт-бензиноэлектрический» и ряд других опытных строились именно на его базе или базе ему подобных машин.

А теперь подробнее …

Вот и фирма C.L.Best также решила попытать счастья на поприще создания нового вида оружия. В 1917 году фирма занялась разработкой своего собственного танка, причем на базе выпускавшегося ею трактора… рельсоукладчика Холт 75! Этот трактор был все тот же хорошо известный трактор Холт 75 образца 1909 года, который эта фирма производила по лицензии. Модель эта пользовалась популярностью, и не только среди железнодорожников, но также и у военных, которые отмечали неприхотливость этой машины и ее хорошую проходимость. Сам трактор и в американской, и британской армии использовали вплоть до 1919 года включительно, а в Гражданскую войну в России он поставлялся армиям белогвардейцев. Последние образцы этих машин, конечно, уже не армейские, а сугубо коммерческие, списали только в 1945 году – вот какая у них была замечательная история! И одной из причин такой продолжительной службы было очень важное обстоятельство, имеющее значение и для военной машины – она была проста во всех отношениях! Имела две ведущие гусеницы и рулевое колесо спереди, управляемое обычной автомобильной «баранкой». Поэтому долго думать они не стали, а просто обвесили свой трактор-рельсоукладчик листами обычного железа (на производство брони у инженеров C.L.Best просто не было времени), установили в носовой части орудие, а по бокам – два пулемета, и назвали это «танк».

C.L. Best – патент 1915 года.

Затем они предложили «это» военным, но те решительно от неё отказались, справедливо указав, прежде всего, на отвратительный обзор, который сделал бы эту машину почти бесполезной на поле боя. Однако, неудачный результат – тоже результат!

Чтобы все-таки получить выгодный контракт, инженеры решили переделать проект и уже вскоре предложили армии США второй прототип своего танка под обозначением Tracklayer Best 75 (он же CLB 75). Теперь машина напоминала собой перевёрнутую кверху килем лодку, что, как считали конструкторы, позволяло бы танку легко разрывать линии проволочных заграждений. В отличие от англичан, ходовую часть они переделывать не стали. То есть рулевое колесо так и осталось спереди, а гусеницы сзади, причем броня закрывала их почти до самой земли. Пушки установили в цилиндрической башне, смещенной в корму, но вот обзор из танка остался практически такой же плохой, каким и был. В результате даже футуристический внешний вид Tracklayer не спас и военные на вооружение его так и не взяли. Но… тем не менее, танк пригодился: его начали использовать в пропагандистских целях, показывали на выставках, и даже печатая его фотографии – вот, мол, какое чудо технической мысли имеется у нас в США!

Устройство танка Tracklayer Best 75.

Тактико-технические характеристики танка были следующими: боевая масса порядка 13-15 тонн, мощность бензинового двигателя с рабочим объёмом 1440 см.куб., 75 л.с. при 550 об\мин. Тем не менее скорость была небольшой, всего 3-5 км/ч, а вот экипаж – 5 человек, тут уж невольно возникает вопрос, а где они в нем все помещались? Вооружение составляли сразу две пушки калибра 37 мм, и (возможно) пулеметы 7,62 мм. Всего было выпущено две машины и для сугубо пропагандистских целей этого оказалось более чем достаточно!

Трактор Вest 75 – вид сбоку.

Пожалуй, самое примечательное в конструкции это «танка» – его башня, больше всего напоминающая боевую машину марсиан из романа Герберта Уэллса «Война миров». Наверное, в первый и последний раз (не считая «танка Лебеденко»!) на боевой сухопутной машине были установлены иллюминаторы, подобные корабельным, а пушки почему-то смотрели в разные стороны…

Из-за тракторной компоновки отделение управления пришлось разместить в задней части корпуса и там же пришлось разместить и башню, в которой одновременно находился и водитель, и наводчики орудий. Даже при наличии шести смотровых иллюминаторов обзор у будущего танка получился все равно отвратительный, ведь вид вперед ему загораживал корабельный нос его машины.

Вest 75 «в бою».

Что же касается устройства, то технологически весь танк можно было разделить на четыре больших конструкционных узла:
– гусеничная ходовая часть (по три опорных катка с каждого борта, и по два поддерживающих колеса, переднее колесо направляющее и заднее ведущее);
– колесная часть (управляющая, поскольку бортовые фрикционы на гусеницах отсутствовали);
– прямоугольная рама шасси, склепанная из тавровых балок;
– силовая установка (размещалась в передней части трактора и на нем, как правило, капотом не закрывалась)
– органы управления.

Поскольку в ходовую часть инженеры никаких изменений не вносили, из-за специфики размещения радиатора пришлось два входных отверстия для воздуха расположить на верхней части корпуса. Управление «танком» по этой же причине также оставалось чисто тракторным – с помощью рулевого колеса, крепившегося внутри на длинном кронштейне от кабины до рулевого колеса. Интересно, что не было предпринято никаких попыток «развернуть» корпус и поменять местами «перед» и «зад». Это могло бы хоть как-то улучшить его обзор, но… в голову это его создателям почему-то не пришло.

«Танк» рвет колючую проволоку.

Первый образец танка CLB 75 был склепан из обычного железа и закончен к середине 1917 года. Однако сразу же выяснилось, что даже вполне надёжное для трактора шасси для танка на поля боя совершенно не подходит, и к тому же в это время в САСШ уже появились и более удачные модели танков.

«Наши форты на колесах» – статья из журнала «Современная механика»

И всё же, раз опытный образец был в наличие, ему нашли применение в отделе… пропаганды американской армии, где нашлись очень разумные ребята, которые начали фотографировать его в разных видах и писать о нем «забойные» статьи в различные журналы. Так, например, журнал «Современная механика» писал, что у Америки имеются бронеавтомобили с броней стоимостью 1 доллар за фунт из марганцевой броневой стали, надежно защищающей их экипажи от пуль! В одном случае это грузовики, прикрытые четвертьдюймовыми плитами брони, в другом и вовсе это «форт» с башней, который может двигаться со скоростью 25 миль в час! Тут же указывались и цены на эти «авто» – 5 и 8 тысяч долларов, причем последние имеют две башни с пулеметами. То есть речь явно шла именно о колесных броневиках, однако фотография изображала первый вариант Tracklayer Best 75!

«Наши форты на колесах» – статья из журнала «Современная механика» (продолжение).

Затем «танк» был задействован во время маневров Калифорнийской Национальной Гвардии, которые проводились в том же 1917 году около Сан-Франциско, о чем был издан даже буклет с картинками, изображавшими CLB 75 в качестве реально существующей боевой машины. Ну, а затем машину, скорее всего, разобрали на металл, а ходовую часть, как «видавшую виды», продали какому-нибудь фермеру по дешевке.

Удивительно, однако, что американцы, заполучив такой «футуристический танк», пожалели денег на то, чтобы… сделать их… много! Ну, скажем, штук 12 или 20. Причем из самого дешевого металла, то есть за самую малую цену. Зато прогнав их по улицам Сан-Франциско или Нью-Йорка, можно было бы получить несравнимо больший PR-эффект, чем тот, что они получили от одной машины. Ну, а для германского генштаба это была бы прекрасная дезинформация!

Маневры Калифорнийской Национальной Гвардии. Автор Олег Скворцовский А теперь еще интересное про танки: вот тут были Многобашенные танки с разоблачениями, а вот Танк, который уничтожил реактивный истребитель. Еще Многобашенные танки СССР. Танк Гроте (ТГ) и не правда, что Танки грязи все таки боятся !. Вот удивительный Штурмтигр (Sturmtiger) и Ракетные танки СССР Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=79881Tags: Танки

Техника времен Первой Мировой войны

1. Техника времен первой мировой войны

ТЕХНИКА ВРЕМЕН ПЕРВОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ
• Пе́рвая мирова́я война́ (28 июля 1914 — 11
ноября 1918) — один из самых
широкомасштабных вооружённых конфликтов в
истории человечества Основная
статья: Участники Первой мировой войны
• Четверной союз: Германия, АвстроВенгрия, Османская империя, Болгария.
• Антанта: Россия, Франция, Великобритания.
Накануне Первой мировой войны Франция
обладала самой большой армией в Европе
(включая колониальные войска) — 882 907
человек. Этому способствовал закон от 7
августа 1913 года, увеличивший срок службы
с 2 до 3 лет и снизивший призывной возраст с
21 года до 20 лет. Почти такой же по
численности была армия Германии — 808 280
человек.
Рядовые британской ,французской ,
русской и германской армии периода
Первой мировой войны

3. ТАНКИ

• Во время Первой мировой
войны впервые на поле
боя появились танки.
Первые танки,
использующие гусеничную
тягу и четырехтактные
бензиновые двигатели
внутреннего сгорания,
были вооружены
пулемётами
Максима и Льюиса и
имели противопульное
бронирование. Основной
проблемой первых танков
была ненадёжность — они
часто ломались и выходили
из строя.
Пулемёт Ма́ксима —
станковый пулемёт,
разработанный британским
оружейником американского
происхождения Хайремом
Стивенсом Максимом в 1883
году .Пулемёт Максима стал
одним из родоначальников
автоматического оружия
Пулемёт системы Льюиса британский ручной пулемёт
.Был создан в 1913 году. Идея
конструкции принадлежала
Сэмюэлу Маклину но воплотил
её американец —
полковник Армии ВС
США Исаак Льюис.
Англия
Первоe применение танков произошло 15
сентября 1916 на Сомме(река).
Из 49 подготовленных английских танков Mk.I
(Марк I), 17 поломались до начала атаки, а
еще 14 застряли в грязи или вышли из строя
по техническим причинам в ходе сближении с
провником. 18 оставшихся английских Mk.I
добились прорыва немецких линий на
пятикилометровом фронте на глубину 5км.
Понесённые при этом потери живой силы
оказались в 20 раз меньше обычных для
таких случаев.
Правда, такого малого количества танков
оказалось недостаточным для того, чтобы
развить тактический успех хотя бы до
оперативного, но новое оружие, все же,
показало свою состоятельность. Этот
небольшой успех означал начало конца
позиционной войны. Пулемет, царивший на
поле боя, получил противника себе не по
зубам.
Mark I — британский тяжёлый танк периода Первой мировой
войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк,
применённый в боевых действиях

5. История создания mark 1

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ MARK 1
К началу 1915 года Первая мировая война начала входить
в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники
зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и
ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных
потерь.Броне-автомобили могли решить эту проблему,к тому
моменту они уже были разработаны и серийно
производились(приемущественно в США),но их проходимость
оставляла желать лучшего,пототому военные инженеры
решили использовать вместо колёсного шасси гусеничное.
Затем,в военные институты Великобритании начали поступать
проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу. В
итоге, весной 1915 года был создан специализированный
«Комитет по сухопутным кораблям». Создание этого института
курировала Военно-морская авиационная служба .Решение о
постройке танков было принято в 1915 году, окончательно
первая модель танка (раньше называли «баком» для того,
чтобы дезинформировать противника при перевозке по
железной дороге) была готова в 1916. Это был танк Mk.1 —
довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в
двух модификациях — «самка» (только с пулемётным
вооружением) и «самец» (пулемёты и две 57-мм. пушки).
Максимальная скорость танка 6 км/ч.
Экипаж танка состоял из восьми
человек. Командир танка,
обычно младший лейтенант или
лейтенант , также выполнявший
функции стрелка из лобового
пулемёта и порой — помощника
водителя и сам водитель
размещались в отделении
управления слева и справа,
соответственно. В каждом из
спонсонов располагались наводчик
и заряжающий (на «самцах»), либо
два пулемётчика (на «самках»), а в
проходах в кормовой половине
корпуса находились двое
помощников водителя.
В период войны появились еще две модернизированные версии этого танка – MK 2 и MK 3.MK 2 отличалась от

предшественника более широкой гусеничной лентой,а MK 3 от MK 2 усиленным бронирванием.( по 50 танков
каждой модели)

8. Германия

ГЕРМАНИЯ
• Несмотря на успехи англичан, немецкое
командование поначалу сконцентрировалось
не на развёртывании проектирования своих
танков, а на организации противотанковой
обороны. Однако уже к ноябрю немецким
генералам стало ясно, что необходимы
собственные танки.В Германии 13 ноября
была создана техническая комиссия ,в
которую входили представители
вооружённых сил и известных немецких
фирм, в частности, «Даймлер», «Бенц», NAG,
«Опель», «Брасс . И уже в 1917-1918 годах
был выпущен первый германский танк A7V .
До сентября 1918 Германии удалось
выпустить всего 20 таких танков (хотя
планировалось производство не менее 100
машин), так что серьёзного боевого значения
немецкие танки не имели. Для сравнения:
Франция за годы войны выпустила 3997
танков всех типов, а Англия — 2905.
• Ходовая часть A7V была выполнена по типу трактора «Холт»,
массивный броневой корпус устанавливался на прямоугольной
коробчатой раме, в движение танк приводили два 100сильных карбюраторных двигателя «Даймлер». Из-за чрезмерного
веса машина была неповоротливой и слабопроходимой, но при
этом хорошо бронированной. Броня защищала экипаж не только
от бронебойных пуль, но и от осколков снарядов
артиллерии. Экипаж был достаточно велик — 18 человек
Среди главных недостатков A7V: очень
плохая обозреваемость (на расстоянии до
10 метров вперёд водитель ничего не
видел), большая шумность, высокая
температура (до 60 °C) и загазованность
внутри самого танка (во время марша
экипаж сидел на крыше), а также крупные
габариты, которые делали его лёгкой
мишенью для артиллерии

10. франция

ФРАНЦИЯ
• CA-1 Шнейдер — французский пехотный
танк времён Первой мировой войны. На
испытаниях результаты танка опытного
образца были превосходны, показывая
замечательную подвижность в
затрудненном ландшафте. Длина однако,
была недостаточна для преодоления
немецких траншей, что потребовало
создания более длинных гусениц для
французского проекта танка. Поскольку
заказы были более крупными, французы
отстали от британцев — им потребовалось
больше времени, чтобы построить более
крупные фабрики. Танк имел множество
недостатков – главной «Особенностью»
танка является выступ на лобовой детали
корпуса, который изначально был
разработан для смятия колючей проволоки,
что на практике приводило к
опрокидыванию танка.Боевое отделение
для шести человек было слишком
тесным.Наверное,единственное весомое
приемущество ,которое и повлияло на
интенсивную скупку французский танковмаксимальная скорость в 8 км/ч при 60 л.с

11. Авиация

АВИАЦИЯ
В начале 1915 года, англичане и
французы начали первыми
ставить пулемётное
вооружение на самолёты. Так как
воздушный винт мешал
обстрелу, первоначально
пулемёты ставили на машины с
толкающим винтом,
расположенным сзади и не
препятствующим ведению огня в
носовой полусфере. Первым
истребителем в мире стал
британский Vickers F.B.5,
специально построенный для
воздушного боя с помощью
закрепленного на турели
пулемёта. Позже появилось
устройство, которое
синхронизировало темп
стрельбы и скорость вращения
пропеллера, и стрелки начали
спокойно стрелять через
пропеллер, не боясь его
повредить.
• Также, для бомбардировки
пытались использовать дирижабли,
но это себя не оправдало. Они
оказались слишком удобной целью
для систем ПВО, которые стали
появляться в это время.
Первоначально это были
простые пулеметы на станках,
позволяющих вести огонь по
воздушным целям, но потом стали
появляться зенитные орудия. В
ночное время цели
обнаруживались с
помощью прожекторов. Наиболее
прогрессивным технологическим
типом дирижабля в конце ХIХ —
начале ХХ века был так называемый
цеппелин — дирижабль жесткой
схемы, впервые запущенный
в массовое производство немецким
графом Фердинандом фон
Цеппелином .Главной
конструктивной особенностью
дирижаблей этого типа являлось
наличие металлического (реже
деревянного) каркаса,
обтягиваемого газонепроницаемой
оболочкой, под которую
закачивался несущий газ

13. Химическое оружие

ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ
• В апреле 1915 года во время сражения под
Ипром немцами был впервые
применён хлор. В направлении французских
позиций было выпущено 180 тонн газа из 6
тысяч баллонов. Пострадало около 15 тысяч
человек. Треть из них умерла сразу. Позже
стали применяться иприт, фосген и другие
отравляющие вещества. Точнее, иприт был
применен под Ипром, откуда и получил своё
название. До этого он назывался «горчичный
газ». Спустя полгода газ использовали и
англичане, но безуспешно: из-за ветра
облако хлора двинулось в их сторону. Для
защиты от отравляющих веществ был
разработан противогаз. Разработал же
химическое оружие Фриц Габер — немецкий
химик. Габер лично контролировал первое
удачное применение хлора во время битвы
при Ипре 22 апреля 1915 года. Также,Часть
его работы включала
разработку противогазов с адсорбирующими
фильтрами

14. Другие изобретения

ДРУГИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
• Немецкие солдаты с полевым
телефоном.
Немецкая машина для рытья окопов, 8 января 1918
года. Тысячи километров окопов были вырыты
вручную, и лишь небольшая часть при помощи
техники.
• Немецкие связисты крутят педали тандема,
чтобы сгенерировать энергию для работы
радиостанции, сентябрь 1917 года.
Экспериментальный транспорт «Красного Креста»,
спроектированный таким образом, чтобы защитить
раненных солдат при поднятии их из окопов, около
1915 года.