БПК адмирал чабаненко

ПОСЛЕ окончания войны Чабаненко назначили командиром военно-морской базы в Советской Гавани. В 1946 году он обучался на академических курсах при Военно-морской академии и по их окончании получил назначение на должность командира Южно-Сахалинской военно-морской базы. В декабре 1947 года его откомандировали на учебу в Военную академию Генерального штаба. А в апреле 1952 года вице-адмирал Чабаненко был назначен командующим Северным флотом.
За годы службы на СФ Андрею Трофимовичу удалось создать мощную строительную базу, необходимую флоту для скорейшего развертывания пунктов базирования флота. Он также разработал тактику действий подводных лодок в ударно-поисковых и разведывательных завесах и практически отработал ее на учениях. В конце 1950-х годов на вооружение флота начали поступать первые советские атомные подводные лодки. Под руководством командующего флотом готовились и проводились первые полярные и дальние океанские походы подлодок. Адмирал Чабаненко и сам часто выходил в море на надводных и подводных кораблях.
В июне 1962 года он был назначен помощником начальника Генштаба по морским делам. А спустя десять лет, в 1972 году, Андрей Трофимович начал работать профессором-консультантом уже в самой Военной академии Генштаба. В отставку Чабаненко ушел в ноябре 1976 года. А еще через десять лет — 19 декабря 1986 года — заслуженного адмирала не стало.
Но дело Андрея Трофимовича, которому он посвятил жизнь, успешно продолжили его многочисленные ученики. Более того, служит Отечеству на просторах Мирового океана и служит доблестно большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко» Северного флота, окрещенный СМИ «кораблем XXI века». И если уж говорить о таинственной вязи судеб морских, то здесь уместно утверждать, что строки (в том числе и ранее нигде не публиковавшиеся) из боевой летописи БПК — это продолжение славной биографии Андрея Трофимовича, его добрых дел на благо Родины, сделанных в пору становления Северного флота ракетным, ядерным и океанским.
10 МАРТА 1999 ГОДА в главной базе Северного флота ошвартовался большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко». На пирсе после сложнейшего межфлотского перехода БПК встречали командующий СФ вице-адмирал Вячеслав Попов, заместители командующего флотом, начальники управлений и служб СФ.
— Мы давно ожидали вас, противолодочники, — сказал вице-адмирал Попов на церемонии встречи. — Так получилось, что строительство и ввод корабля в строй затянулись практически на десять лет. И вот сегодня вы пришли на Северный флот. Это стало для нас знаменательным и счастливым событием!
Добрые вести о том, что «Адмирал Чабаненко» наконец-то отправится с Балтики к месту постоянного базирования, впервые пришли в Кольское Заполярье еще в середине 1997 года. В то время на корабле, несмотря на медлительность, обусловленную экономическими трудностями, шли государственные испытания. Но в последний момент межфлотский переход перенесли на лето 1998-го. Однако, к сожалению, вновь пришлось ждать. Еще полгода. Только 28 января 1999 года над кораблем взвился Андреевский флаг. А ровно через месяц «Адмирал Чабаненко» взял курс на Североморск. На этот раз бесповоротный…

28 февраля в условиях интенсивного судоходства экипаж БПК успешно форсировал балтийские проливы и вышел в Северное море. Появление нового российского корабля в балтийской морской зоне вызвало большой интерес у государств Северной Европы. На протяжении нескольких часов его сопровождали корабли и патрульные катера ВМС Германии, Дании и Швеции, а также самолеты и вертолеты этих государств.
Особую настойчивость проявил голландский фрегат. Его командир выполнил несколько маневров и уменьшил дистанцию между кораблями. Незамедлительно старший перехода начальник штаба Балтийского флота вице-адмирал Александр Бражник связался с командиром фрегата по радио, предложив место для совместного плавания. Но оказалось, что голландец просто не смог удержаться от возможности поближе рассмотреть «рашен шип». «У вас замечательный и красивый корабль! Мы по-доброму завидуем вам!» — сказал он российским морякам, пожелав на прощание традиционной удачи в предстоящем плавании.
Кстати, эта «добрая зависть» голландцев, у которых флотскому мастерству обучался сам Петр Первый, дорогого стоила для ВМФ. В сложных экономических условиях конструкторы, инженеры, тысячи рабочих и служащих судостроительной промышленности (150 контрагентных предприятий и организаций) боролись за «Адмирала Чабаненко». Специалисты калининградского «Янтаря», изготовившие корабль, нередко работали без предоплаты и даже в долг, но строительство не прекращали. Главный строитель и ответственный сдатчик БПК Александр Петрович Соломатин жил с кораблем единой жизнью целых 8 лет! Каждый день что-то пробивал, доставал, кого-то убеждал. Под личным контролем доводку корабля держал тогдашний главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Каждый понимал — дело стоит того. Все видели, что новый корабль блестяще действует на каждом этапе доводки: демонстрирует отличную маневренность, во время артиллерийских и ракетных стрельб современнейшие огневые средства «Адмирала Чабаненко» поражают различные цели исключительно с первого выстрела.
Объективным подтверждением этого стала оценка главного строителя БПК «Адмирал Чабаненко» Александра Соломатина, участвовавшего в переходе корабля на СФ:
— Как строитель корабля, представитель завода, я чувствую общую гордость и радость за то, что труд многих тысяч людей воплощен в жизнь и вручен в надежные руки. Экипаж наглядно продемонстрировал опыт и знания в управлении современнейшей техникой.
Однако почивать на лаврах своей первой победы подчиненным капитана 1 ранга Михаила Колывушко долго не пришлось. Вскоре противолодочники приступили к сдаче первой курсовой задачи «К-1». Затем вышли в море на отработку «К-2». Эти мероприятия прошли напряженно и в высоком темпе, и в самое короткое время «Адмирал Чабаненко» вошел в состав флотских сил постоянной готовности, заступил на боевое дежурство.
СПУСТЯ три года, корабль вышел в первый после длительной полосы прибрежного плавания океанский поход. А еще через пару недель, в августе 2002 года, начался официальный визит отряда боевых кораблей Северного флота под флагом заместителя командующего СФ вице-адмирала Владимира Доброскоченко в Республику Исландия. Программа пребывания моряков в Рейкьявике была насыщена всевозможными протокольными мероприятиями, экскурсионными поездками по Стране льдов, выступлениями артистов Северного флота перед исландцами и спортивными состязаниями. Однако полной неожиданностью для североморцев стало известие, что большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» посетит лично президент Республики Исландия Олафур Рагнар Гримссон.

К причалу в порту Рейкьявика президент Исландии приехал в черном «кадиллаке», эскортируемом лишь одним мотоциклистом. У корабельного трапа его встретил Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Исландии Александр Ранних, в сопровождении которого Олафур Рагнар Гримссон поднялся на борт корабля.
На вертолетной площадке высокого гостя приветствовали замкомандующего СФ вице-адмирал Владимир Доброскоченко и командир БПК «Адмирал Чабаненко» капитан 2 ранга Сергей Гришин. В соответствии с протоколом президент Исландии принял рапорт у начальника почетного караула капитан-лейтенанта Сергея Лукашевича. В исполнении оркестра прозвучали государственные гимны Республики Исландия и России, сопровождаемые двадцатью одним залпом из салютного орудия в честь пребывания на борту корабля ВМФ России столь высокого гостя.
После осмотра «Адмирала Чабаненко» в интервью «Красной звезде» Олафур Рагнар Гримссон сказал, что буквально три месяца назад он получил огромное удовольствие от посещения России, которое стало первым в истории российско-исландских отношений государственным визитом руководителя Республики Исландия в нашу страну. Президент Исландии также отметил, что у российских моряков, безусловно, будет свободное от исполнения служебных обязанностей время, чтобы ближе познакомиться с его страной. Мало того, североморцы даже сыграют в футбол с американскими военнослужащими на базе ВВС США в исландском Кефлавике. И это, по словам Гримссона, только подтверждает, что мир меняется к лучшему.
— На протяжении десятилетий президент Исландии никогда не бывал на военных кораблях других государств, заходивших в наши порты, — сказал глава республики. — Это первое официальное посещение столь высоким лицом иностранного корабля, пришедшего в Рейкьявик. Кстати, я с радостью принял предложение вашего посольства побывать на «Адмирале Чабаненко», который произвел, равно как и его экипаж, большое впечатление. Поэтому можете убедиться, что и для меня, и для народа Исландии это исторический визит. Он имеет большое значение для дальнейшего развития дружеских связей между нашими странами и утверждает, что мы уже живем в мире с совершенно новыми отношениями…
В ПЛИМУТЕ, куда БПК «Адмирал Чабаненко» зашел после Рейкьявика, визит североморцев на военно-морскую базу Девонпорт британская сторона приурочила к торжествам по случаю Дней ВМС. Кроме россиян участие в празднестве также приняли военные моряки из Германии, Франции и Польши.
В Великобритании Дни ВМС традиционно являются основным мероприятием по представлению королевских военно-морских сил общественности, их пропаганде среди гражданского населения. Поэтому Девонпорт за время торжеств посетило около 70 тысяч британцев и иностранных туристов, более 11 тысяч из которых побывали на… «Адмирале Чабаненко».
Однако не только любопытствующие обыватели всходили на борт российского корабля. В те дни гостями североморцев стали вице-адмирал Марк Стенхоуп, коммодоры Рик Чидли и Энтони Рикс, командиры атомных подводных лодок типа «Трафальгар», представленных в праздник на обозрение, и командование фрегата УРО «Корнуолл», ошвартованного у причала вторым бортом к «Адмиралу Чабаненко». Также неподдельный интерес вызвало посещение противолодочника Северного флота у вертолетчиков ВМС и королевских морских пехотинцев. Разговаривать, делиться впечатлениями не мешал даже так называемый языковой барьер. Ибо, как подметил военный переводчик капитан Том Тарновски, моряки всегда прекрасно понимают друг друга.
Радушно приняли североморцы и делегацию британской ассоциации «Русский конвой» — убеленных сединами участников легендарных арктических «дервишей», и ребят из белорусского Бобруйска, отдыхавших в предместье Плимута по инициативе английского фонда «Чернобыль: детская линия жизни». И первых, и вторых моряки провели по «Адмиралу Чабаненко», вкусно попотчевали в кают-компании, одарили памятными вымпелами и сувенирами. После такого приема ветераны признались, что «о большей чести и не мечтали». А озорная малышня, успевшая за какой-нибудь час перезнакомиться чуть ли не с половиной экипажа, среди офицеров и мичманов которого было немало белорусов, единодушно заявила: «Мы очень рады, что побывали на нашем корабле, услышали русскую речь!» Вот уж воистину: детское мировосприятие не приемлет национальных различий и государственных границ. Хотя, наверное, это здорово, что в памяти детей большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» всегда будет ассоциироваться с одним, но зато таким емким словом — «Наш!»
Сами же североморцы в Дни королевских ВМС были, образно говоря, нарасхват. Они совершили экскурсионные поездки в Плимут и Экзетер, которые, кстати, — города-побратимы Новороссийска и Ярославля. В базе посетили иностранные корабли, прокатились на скоростных десантных катерах морской пехоты, наблюдали за авиашоу с участием вертолетов «Линкс», «Си Кинг», «Мерлин», палубных штурмовиков «Си Харриер». И конечно же никто из россиян не остался без сувениров, всевозможных буклетов и плакатов, посвященных королевским ВМС. Этой продукцией изобиловали торговые точки Девонпорта. В основном улыбчивые британцы просто дарили их североморцам на память, при этом неизменно восхищаясь мощью и грацией архитектурных обводов «Адмирала Чабаненко» и сразу же делясь между собой впечатлениями типа «рашэн нэви — вери гуд!» или «русские?.. они совсем и не страшные!»
СПУСТЯ ГОД, в апреле 2003-го, большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» под флагом вице-адмирала Геннадия Радзевского вышел из Североморска и взял курс на Ливерпуль, где российские моряки должны были участвовать в праздновании 60-летия битвы за Атлантику.
Более суток после выхода из базы «Адмирал Чабаненко», казалось, не привлекал к себе внимание сил разведки иностранных государств. К нам остались равнодушными и норвежское разведсудно «Марьята», и корабли береговой охраны, и даже самолет базовой патрульной авиации ВВС Норвегии «Орион», вылетавший на разведку в Баренцево море. Лишь по возвращении с задания он кратковременно «мазнул» радиолокационной станцией по БПК и ушел на авиабазу Аннейя. А приблизительно через два часа с авиационной базы Буде взлетела пара истребителей F-16 «Файтинг Фалкон» («Боевой сокол») с полетным заданием для скрытного выхода на рубеж нанесения удара по кораблю. Но вначале «Боевые соколы» пошли как бы в другую сторону: над континентом — к заливу Порсангер-фьорд. И здесь нужно отдать должное корабельным боевым расчетам средств обнаружения, которые зафиксировали «уколы» самолетных станций по БПК на предельной дальности: «Соколы» работали в активном режиме, чтобы на расстоянии «видеть» корабль. Спустя некоторое время они вышли в условную атаку на «Адмирала Чабаненко» со стороны рубежа мыс Нордкап — остров Медвежий, видимо, рассчитывая на внезапность своего появления.

Однако противолодочник был готов, в частности средствами ракетно-артиллерийской боевой части, встретить, что называется, во всеоружии любой недружелюбный жест по отношению к себе.
Из десяти галсов, выполненных F-16 над кораблем, первый и последний заходы истребителей с кормы имитировали ракетную атаку. Остальные облеты напоминали больше желание, по мнению корабелов, продемонстрировать свою силу.
Характерно было и то, что на подвеске истребители имели по два топливных бака, рассчитанных на достаточно длительный полет. Необычный маршрут полета над территорией страны, где в воздушных коридорах одновременно находилось много гражданских самолетов и соответственно можно было затеряться, явно подчеркивал стремление пилотов F-16 выйти на «Адмирала Чабаненко» со стороны, наименее ожидаемой моряками. И еще вызвала удивление североморцев боевая подвеска под плоскостями «Соколов»: как правило, при облетах кораблей норвежские самолеты имеют только две так называемые легкие ракеты «Сайдуиндер» класса «воздух — воздух». Тогда же F-16 дополнительно взяли более тяжелые ракеты «Спарроу» также класса «воздух — воздух», имитирующие по массе противокорабельные ракеты «Пингвин», с которыми норвежские летчики российские корабли еще никогда не облетали.
БОЛЬШЕ всего в Ливерпуле на меня произвели впечатления записи в книге отзывов, оставленные британскими посетителями «Адмирала Чабаненко». За три дня на БПК побывало около пяти тысяч человек. И даже первый день визита, состоявший сплошь из проливного дождя и низкой облачности, не стал помехой всем желающим увидеть нас. Гости были разные: к примеру, малыши из детского дома Кламберлодж, которых североморцы одарили конфетами; представители кораблей иностранных ВМС, также пришедших на празднование юбилея, городской полиции и просто ливерпульские обыватели: «Когда вы входили в реку Мерси, то проходили мимо моего дома. Было здорово видеть строй матросов на верхней палубе». Однако в этой череде посетителей были и те, кого на борт корабля привела память. Скажу больше: чувство долга и неоплатной благодарности русским морякам.
Остин Берн в марте 1942 года шел в Мурманск в составе конвоя «PQ-13», когда его корабль торпедировала германская подводная лодка. Из всего экипажа в шлюпке спаслись он и еще шестеро его товарищей: английских моряков на четвертые сутки после трагедии подобрали в штормовом Баренцевом море в 125 милях севернее Мурманска советские тральщики. В книге отзывов БПК «Адмирал Чабаненко» ветеран оставил запись: «…Очень хорошо, что у меня появилась возможность сказать спасибо за то, что спасли мою жизнь в 1942 году».
Его друг Дон Аллен — председатель клуба ветеранов арктических конвоев «Северная Россия» — вспоминал:
— Я был в составе девяти конвоев, в том числе и в корабельной группе прикрытия печально известного
«PQ-17». Получив приказ конвою разделиться, мы думали, что будем атаковать линкор «Тирпиц», однако его в то время на море не было.
Узнав о трагедии, постигшей отделившиеся от конвоя «PQ-17» суда, атакованные подлодками из «волчьих стай» и германской авиацией, Дон и другие моряки не имели права возвратиться, чтобы спасти своих товарищей. Приказ был: «Только вперед, к советским берегам: в Мурманск и Архангельск!»
Уходя с борта «Адмирала Чабаненко», ветеран крепко пожал руки всем находившимся рядом североморцам и сказал: «Я всегда восхищался мужеством ваших людей, проявленным во время Второй мировой войны». На его глазах блеснули слезы…
«Мы получили огромное удовольствие от посещения корабля. На нас произвело впечатление дружелюбие и уважение со стороны ваших моряков. Получайте удовольствие от пребывания здесь, как мы получили его от нахождения на вашем корабле…»
Впервые эту седовласую старушку я заметил возле Англиканского собора. Там состоялся парад ветеранов битвы за Атлантику. Ведомые нашим гидом Эндрю Максвеллом, мы шли к микроавтобусу, и какая-то женщина, кивая в нашу сторону, что-то тихо спросила у ветерана: «Раша?» На ее лице одновременно мелькнули радость и изумление. Уже идя нам навстречу, она неожиданно начала кланяться каждому и негромко говорить:
— Сэнкью! Спасибо!..
Когда мы уже прошли мимо, я обернулся, чтобы еще раз улыбнуться ей, и увидел, как старческая рука слала нам вслед крестные знамения…
А на следующий день во время посещения БПК «Адмирал Чабаненко» ливерпульцами обратил внимание, как она, уже сойдя с корабля, направлялась к выходу из «Канада-дока». Сердцем почувствовал, что запись в корабельной книге отзывов: «Боже, благослови святую матушку-Русь!» — была сделана именно ее рукой…
В СЕНТЯБРЕ 2004 ГОДА в акватории северо-восточной Атлантики состоялось совместное российско-французское учение. В нем участвовали тактическая группа кораблей Северного флота в составе БПК «Адмирал Чабаненко» и атомной подводной лодки «Вепрь». ВМС Франции были представлены ПЛА «Эмерод» (типа «Рубис») и эсминцем УРО «Турвиль». Главной целью учений стало отработать элементы готовящегося к подписанию «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод». Учение длилось неделю и состояло из пяти этапов. Чтобы достигнуть в Атлантике точки рандеву с французскими кораблями, находившейся в ста милях южнее берегов Исландии, тактическая группа Северного флота совершила переход длиной в две тысячи триста морских миль, отмеченных ненастной погодой и штормами семь-восемь баллов. К слову, за период учений интернациональному ордеру предстояло пройти порядка полутора тысяч тех же морских миль и выполнить на практике несколько десятков элементов, прописанных в российско-французском «Соглашении…»
После успешного выполнения задач учения БПК «Адмирал Чабаненко» и АПЛ «Вепрь» зашли с визитом во французский Брест, что стало первым в истории ВМФ посещением российской атомной подводной лодкой страны — участницы блока НАТО.
И ВОТ декабрь 2008 года. В акватории Карибского моря опять-таки впервые в летописи отечественного Военно-морского флота и ВМС Венесуэлы состоялись совместные военно-морские учения «ВЕНРУС-2008». В их процессе в ордере отрабатывались задачи совместного тактического маневрирования кораблей в строях под управлением с корабля ВМФ России и корабля ВМС Венесуэлы.

Отрабатывались также вопросы проведения досмотровых операций с использованием корабельных вертолетов Ка-27 ОБК СФ, в том числе с высадкой на корабли досмотровых групп, и оказания помощи терпящему бедствие судну, полетные операции с участием самолетов Су-30МК ВВС Венесуэлы и элементы учения по противовоздушной обороне. Особое внимание в ходе учения «ВЕНРУС-2008» уделялось отработке вопросов взаимодействия в море по обмену грузами при операции пополнения запасов венесуэльского фрегата от российского танкера.
Для проведения учений ВМФ направлял в Венесуэлу четыре корабля Северного флота: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», большой морской танкер «Иван Бубнов» и морской спасательный буксир СБ-406, которые вышли из Североморска еще 22 сентября 2008 года. Со своей стороны ВМС Венесуэлы отрядили в район проведения учений одиннадцать кораблей, в том числе фрегаты «Сукре», «Брион» и «Соублетт», и восемь самолетов морской авиации.
Как уже известно, Венесуэла встретила российские корабли дружески — восторженными криками, барабанным боем и салютом. ТАРКР «Петр Великий» бросил якорь на рейде порта Ла-Гуайра. А БПК «Адмирал Чабаненко» ошвартовался у причала. В начале визита «Адмирала Чабаненко», которым командует капитан 1 ранга Анатолий Долгов, посетили Президент России Дмитрий Медведев и Президент Венесуэлы Уго Чавес. В честь прибывших на борт корабля глав государств был произведен личный салют — по 21 выстрелу из салютной пушки для каждого высокого гостя. На БПК глав государств встретил почетный караул.
Президент России Дмитрий Медведев и Президент Венесуэлы Уго Чавес в сопровождении капитана 1 ранга Анатолия Долгова осмотрели «Адмирала Чабаненко», ознакомились с его устройством и уникальным вооружением.
Во время пребывания на корабле главы государств обсуждали вопросы дальнейшего развития и укрепления позитивно складывающихся отношений между Россией и Венесуэлой в военно-морской области. Более того, «Адмирал Чабаненко» так понравился Уго Чавесу, что венесуэльский лидер пробыл на нем гораздо больше времени, чем было изначально предусмотрено протоколом.
После Венесуэлы дальний поход БПК «Адмирал Чабаненко» еще продолжился достаточно длительное время. Кстати, в конце января 2009 года экипаж «Адмирала Чабаненко», находясь в море, успешной боевой учебой отметил десятилетие с момента подъема на корабле Андреевского флага!
И это лишь некоторые штрихи к многогранной и уже весьма насыщенной юбилейной биографии большого противолодочного корабля, названного в честь адмирала Чабаненко, который, как уже говорили, в период с 1952 по 1962 год командовал Северным флотом.
А ЕЩЕ в Североморске — столице Северного флота — именем Андрея Трофимовича в ноябре 1990 года назвали улицу. Что и говорить, именной корабль и улица — это большая честь! Более того, благодарная память потомков за дела свершенные добрые — ратные и мирские.
Ведь это по инициативе адмирала Андрея Чабаненко росли продолжительность и дальность походов, совершались визиты североморцев в шведские и норвежские порты. В сентябре 1955 года впервые в мире в Белом море был произведен испытательный старт баллистической ракеты с подводной лодки. А в июне 1956 года первую подлодку Б-67 (с баллистическими ракетами на борту) приняли в боевой состав именно Северного флота.
1 июля 1958 года подняли Военно-морской флаг на первой отечественной атомной подводной лодке К-3 (впоследствии получившей наименование «Ленинский комсомол»), а
10 апреля 1959 года АПЛ К-3 вошла в состав Северного флота. В сентябре 1960 года был произведен первый в мире пуск баллистической ракеты из подводного положения с борта подлодки Б-67, которой командовал капитан 2 ранга Вадим Коробов.
17 июля 1962 года, совершив поход подо льдами Арктики, атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» впервые в истории ВМФ всплыла в районе Северного полюса, где ее экипаж водрузил Государственный флаг СССР и Военно-морской флаг.
И все эти славные вехи вписаны в летопись ВМФ в бытность командующим Северным флотом именно адмирала Чабаненко. Кроме этого, за годы, когда Андрей Трофимович находился на посту комфлотом, в Североморске построили Дом офицеров флота, комфортный плавательный бассейн, первый в Кольском Заполярье широкоформатный кинотеатр «Россия», военную поликлинику и городскую больницу. В 1956 году по его инициативе открыли Загородный парк.
Так что очень многое для укрепления обороноспособности и безопасности страны, жизни и службы североморцев в суровых условиях Кольского Заполярья сделал лично Андрей Трофимович. Добрым осталось его имя в памяти тех, кто отдал Северному флоту не один десяток лет жизни. А сейчас его дело достойно продолжает экипаж большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко».
На снимках:Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в дальнем походе.; Адмирал А.Т. Чабаненко.;Герб БПК «Адмирал Чабаненко».; Командир штурманской боевой части БПК «Адмирал Чабаненко» Ю. ШАХРАЙ.; Командир БПК капитан 1 ранга А. ДОЛГОВ.

Размышления о ремонте БПК «Адмирал Чабаненко»

Последние новости строительства нашего ВМФ способны вогнать неподготовленного человека в ступор. Пожалуй, даже более глубокий, чем тот, который могла испытать королева Великобритании, если бы к ней в окошко постучалась пара наших забулдыг с предложением: «Третьей будешь?»

Но начнем с начала. Итак, после «замечательной» новости о затоплении дока ПД-50, в котором располагался наш единственный ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», моряки и все неравнодушные к Военно-морскому флоту РФ люди были «осчастливлены» известиями о продлении сроков ремонта другого «адмирала». Речь идет о БПК «Адмирал Чабаненко». Если изначально предполагалось, что корабль вернется в состав флота в 2018 г. или чуть позже, то, по последним данным, его возвращения флоту теперь следует ожидать не ранее 2022-2023 гг.

Здесь и далее — фото БПК «Адмирал Чабаненко»
Чем это плохо?
Давайте бегло пройдемся по состоянию наших боевых кораблей 1-го ранга классов «эсминец» и «большой противолодочный корабль». Еще совсем недавно, 8 месяцев назад, в марте этого года, мы делали обзор, посвященный этим классам боевых кораблей. Выводы были не слишком утешительны. Если не считать «старичков» «Сметливого» (последний «поющий фрегат» в составе нашего флота) и находящегося в резерве БПК проекта 1134Б «Керчь», который пребывал в таком техническом состоянии, что вопрос стоял только о том, делать ли из него музей, или отправлять в утилизацию, формально в распоряжении ВМФ РФ находилось 17 кораблей этих классов. В том числе 8 эсминцев проекта 956, столько же БПК проекта 1155 и один-единственный представитель БПК проекта 1155.1 – тот самый «Адмирал Чабаненко». Вроде бы не так уж плохо, да только на ходу из них было лишь десять кораблей: 6 БПК проекта 1155 и три эсминца проекта 956. При этом имелись обоснованные подозрения в том, что из трех эсминцев два, в силу состояния энергетических установок, были лишь ограниченно годными – флагман Балтийского флота «Настойчивый» не выходил из Балтики с 1997 г., а «Ушаков», несущий службу в составе СФ много лет, не ходит дальше Баренцева моря. Остальные эсминцы и БПК находились в ремонте, резерве или даже отстое с совершенно неясными перспективами на возвращение в действующий флот.

Что изменилось на сегодняшний день? По БПК проекта 1155, к счастью, ничего – их как было в составе флота 8 единиц, столько и осталось, при том что 6 из них несут службу, один находится в ремонте («Маршал Шапошников») и еще один «Адмирал Харламов», к сожалению, по всей видимости в строй уже не вернется никогда, потому что ему требуется замена энергетической установки, которую просто неоткуда взять – по последним данным, он сейчас выполняет роль стационарного учебного корабля.
Что же касается эсминцев проекта 956, то тут все несколько хуже, потому что из трех «ходовых» эсминцев осталось только два: «Настойчивый» угодил в ремонт. Вроде бы радостная новость, отремонтируют — будет как новенький и еще послужит… Да вот только эсминец того же типа «Бурный», как в далеком 2005 г. встал в ремонт, так и пребывает в нем по сию пору, при том что на дворе, вообще-то, конец 2018 г. А сейчас решается «интересный» вопрос: что с этим кораблем делать дальше? Поремонтируем еще сколько-нибудь лет, или все-таки выведем его на консервацию? По всей видимости, честно отправить в утиль после тринадцатилетнего (!) ремонта остатки совести не позволяют, а «консервация» все-таки звучит прилично. «Компетенция», «инновация», «консервация» … Тренд, однако, понимать надо!
Про остальные 4 корабля проекта 956 и говорить нечего – по одному вроде бы принято решение превратить в музей, другие с давних пор находятся в отстое и, по понятным причинам, в строй не вернутся никогда.
Таким образом, если смотреть на вещи трезво, то в нашем распоряжении осталось 11 кораблей классов «эсминец/БПК», в том числе 3 эсминца проекта 956, 7 БПК проекта 1155 и один – проекта 1155.1, из которых один 956, один 1155 и один 1155.1 находятся в ремонте, а на ходу всего 8 кораблей, включая ограниченно годный (то есть, по всей видимости, непригодный к океанским походам) «Адмирал Ушаков». На четыре флота.

Естественно, в этих условиях скорость и качество ремонтов оставшихся БПК и эсминцев, как говаривал Владимир… нет, не Владимирович, а Ильич, архиважно и архинужно. Но БПК «Адмирал Чабаненко», ушедший в ремонт в 2015 г, застрял в нем то ли на 7, то ли на 8 лет. Кстати, интересный факт. «Адмирал Чабаненко» — один из самых современных кораблей нашего флота, он был заложен в 1989 г. и вступил в строй через 10 лет, в 1999 г. То есть во времена «развитого социализма» мы головной БПК проекта 1155 «Удалой» строили 3,5 года, решительно отмежевавшись от замшелого коммунистического прошлого аналогичный по сложности «Адмирал Чабаненко» создавали 10 лет, ну а теперь, преодолев провалы «диких 90-х» и вступив, наконец-то, в светлое инновационно-капиталистическое будущее, будем его ремонтировать примерно столько же времени, за сколько построили. Конечно, 7 или 8 лет не равны 10, но кто сказал, что недавняя «сдвижка вправо» — последняя?
Наибольший интерес представляет собой причина подобной… ну, говорить «преступной халатности» мы не будем, у нас же не тридцать седьмой год. Но все-таки, почему так долго? Можно было как-то понять, если бы затевалась какая-то капитальная модернизация, принципиально меняющая облик корабля и включающая в себя установку новейшего, недоработанного, недоиспытанного еще вооружения и оборудования. Не готово производство, подводят подрядчики, начудили «эффективные менеджеры» и т.д. и т.п.
Однако, как сообщает уважаемый ресурс флотпром, со ссылкой на неназванный, правда, источник в судостроительной отрасли, виной всему вовсе не технические сложности, а банальный недостаток финансирования. Подобное объяснение выглядит совершенно непонятно – оно ничего не объясняет, но порождает множество вопросов. Дело в том, что причины подобного дефицита могут быть очень и очень разными.
Вариант первый. Специалисты Минобороны вместе с кораблестроителями продумали объемы требуемого ремонта БПК, согласовали его с ОСК, совместно определили его стоимость, подписали договор и включили его в бюджет МО РФ. Но ведь МО РФ само денег не зарабатывает – ему их выделяет государство, и, если государство не смогло своевременно профинансировать Минобороны, то, конечно, возникает дефицит финансирования. И виновато здесь государство, которое не смогло обеспечить финансирование утвержденного им же бюджета Минобороны.
Вариант второй. Объем и стоимость ремонта «Адмирала Чабаненко» МО определило, утвердило и согласовало, государство своевременно профинансировало бюджет Минобороны, но… к сожалению, возникли какие-то сверхплановые затраты, или же просчеты в определении стоимости других, более важных чем ремонт «Адмирала Чабаненко» мероприятий. И вот, получается, что приходится перераспределять деньги в пределах бюджета, отрывать их у БПК и чего-то еще, чтобы финансировать возникшие дефициты. Тут уже виновато Минобороны – не смогло как следует спланировать свои траты.
Есть и третий вариант — запланировали ремонт, запланировали сумму на него, приступили к выполнению… и, в ходе работ обнаружили, что ремонтировать надо не только то, что задумали, а еще и вот то, и это, а вот эти агрегаты надо полностью менять и срочно, потому что вообще неясно, почему, пребывая в таком состоянии, корабль до сих пор не затонул прямо у причальной стенки. Так что объемы работ возросли многократно, а средств под это запланировано не было.
Вот только, судя по тексту высказывания, мы имеем дело совсем с другим дефицитом. Дело в том, что, когда о срыве сроков ремонта говорилось в предпоследний раз, а случилось это в декабре 2017 г., источник сказал дословно следующее:
«Из-за нехватки финансирования до сих пор не определен весь объем модернизационных работ, которые необходимо провести на корабле».
То есть ситуация с ремонтом БПК складывалась так. В самом начале 2015 г. «Николай Чабаненко» встал на ремонт на 35-ый судоремонтный завод. Затем 5-го февраля того же, 2015 года, производственники сообщили о выполнении первого этапа докования – демонтировали гребные винты и валы, рулевое устройство, провели большие работы по ремонту и замене донных патрубков и патрубков кингстонных ящиков, покрасили наружную обшивку, а затем… А затем, дело, похоже встало, потому то Минобороны так и не определило объемы модернизации корабля. И такое положение сохранялось, как минимум до конца 2017 года, то есть, практически на протяжении почти трех лет! Конечно, какие-то работы на корабле наверняка ведутся (в пределах абсолютно необходимого ремонта, без которого не обойтись совершенно наверняка), но это, похоже, и все.

Черный юмор ситуации заключается в том, что в 2015 г., когда корабль встал в док, в пресс-службе «Звездочки» заявили, что ремонт продлится не менее 3 лет. Что же, с учетом того, что за первые три года ремонта заказчик так и не смог определиться с тем, что же именно он собирается ремонтировать, можно сказать, что не ошиблись…
А если без шуток, то ситуация с «Николаем Чабаненко» выглядит форменным разгильдяйством и нераспорядительностью, но на этот раз – не государевых финансистов, и не кораблестроителей, а людей в погонах, ответственных за обновление и ремонт корабельного состава.
Да, после 2014 г. у нас многое поменялось. Да, финансирование Минообороны подвергалось серьезному пересмотру. ГПВ 2011-2020 гг. была, фактически, свернута, в связи с тем, то у государства не хватало средств на ее реализацию. Да и откуда бы они взялись, эти деньги? Финансирование ГПВ 2011-2020 при общем объеме в 20 трлн. руб. предполагалось такое: в течение первых пяти лет – 5,5 трлн. руб., в последующие 5 лет – остальные 14,5 трлн. руб. Где государство собиралось брать средства на почти трехкратный рост затрат на вооруженные силы в 2016-2020 гг? Удвоение ВВП за пятилетку? Нефть по 500 долл./баррель?
Ну а тут как раз подоспел государственный переворот на Украине, иностранные санкции, падение цен на нефть, абсолютно безграмотная политика Центрального Банка РФ по смягчению влияния этих угроз на отечественную экономику (что оказалось для экономики страны намного страшнее, чем сами угрозы) и стало ясно, что нам столь амбициозная программа не по силам.
Итак, объективная реальность больно ударила по доходной части бюджета Минобороны. Но, с другой стороны, очень быстро стала вырисовываться и экономия затратной части военного бюджета. Вынужденная экономия, возникшая не потому, что военные были склонны отказываться от каких-то вооружений, а потому, что отечественная промышленность во многом оказалась не готова реализовывать столь масштабную программу. Разработка ключевых систем оружия, таких как ПАК ФА, «Армата», ЗРК «Полимент-Редут» и т.д. и т.п. задерживались, в других случаях предприятия не были способны производить военную продукцию в объемах, требуемых Минобороны. Особенно характерен здесь эпический провал кораблестроительной программы. Где 10 «Бореев», 10 «Ясеней», 20 неатомных ПЛ, 39 корветов и фрегатов, не считая уж 4 универсальных десантных кораблей, из которых 2 мы были должны строить на собственных верфях, 6 БДК типа «Иван Грен» и т.д.? И это ведь не денежный вопрос – на подводные атомоходы денег не жалели, но даже урезанная до 7 единиц серия Ясеней в строй до 2020 г заведомо не войдет. И, прямо скажем, даже если бы прямо сейчас на нас свалился американский военный бюджет, 2 300 «Армат» к 2020 г. в войска не поставить.
Иными словами, если доходная часть бюджета МО РФ сильно сократилась, но «экономия поневоле», связанная с неспособностью нашего ВПК реализовать столь амбициозные программы, значительно уменьшили расходную часть. Конечно, все это осложняло планирование бюджета Минобороны, но не до такой же степени, чтобы нельзя было согласовать объемы ремонта боевого корабля 1-го ранга на протяжении трех лет!
Ведь, когда начинается эпоха экономий и секвестров, вооруженным силам, как и любой иной структуре, приходится «по одежке протягивать ножки», оставляя только самое важное и нужное. И, казалось бы, совершенно очевидно, что вернуть в состав действующего флота весьма современный, и совсем не старый еще корабль для нас намного полезнее, чем годами держать его в доке, предаваясь размышлениям о том, как же было бы лучше его отмодернизировать. Ведь очевидно, что в условиях внешнеполитической напряженности, когда Президент ставит задачу обеспечить военно-морское присутствие в Средиземном море, каждый корабль 1-го ранга для нас на вес золота.
Давайте вспомним, что представляет из себя БПК «Адмирал Чабаненко». Долгое время ВМФ СССР исповедовал концепцию «парного противостояния», противопоставляя паре американских универсальных эсминцев типа «Спрюэнс» отечественную пару кораблей специализированной постройки – БПК проекта 1155 и эсминец проекта 956. При этом предполагалось, что эффективность отечественной пары будет выше за счет специализации. Однако на практике подобная концепция себя не оправдала, флот нуждался в универсальных кораблях. Строго говоря, для этого нужен был эсминец совершенно нового проекта, но, по всей видимости, для ускорения процесса пошли по пути совершенствования БПК проекта 1155 – вместо восьмерки противолодочных ракетоторпед «Раструб-Б» поставили 8 ПКР «Москит», но ПЛУР на корабле все же сохранили, так как штатные торпедные аппараты могут использовать ракето-торпеды «Водопад», АК-630М заменили ЗРАК-ами, вместо пары 100-мм АУ установили 130-мм спарку и т.д.
Получившийся корабль, конечно, не претендует на звание «не имеющего аналогов в мире» и по ряду параметров серьезно уступает «Арли Берку», но все же представляет собой достаточно грозное боевое средство, и вполне способен оказывать «проекцию силы» на флот вероятного противника.

Каковы бы ни были велики возможности АУГ, но за пару секунд утопить сопровождающий ее БПК проекта 1155.1 едва ли возможно, а вот под ударом восьми сверхзвуковых низколетящих «Москитов» не захотел бы оказаться ни один командир авианосца США. Иными словами, несмотря на неоптимальность вооружения (отсутствие ЗУР средней и большой дальности, малая дальность ПКР «Москит») БПК «Адмирал Чабаненко» и сегодня представляет собой весьма опасный для неприятеля корабль. И, раз уж денег на все нужное стало решительно не хватать, нам следовало не ломать голову над объемами модернизациями «Николая Чабаненко», а просто восстановить его техническую готовность и вернуть в строй. БПК сегодня не исполнилось и 20 лет, это один из самых молодых кораблей 1-го ранга, он – потомок надежных, как автомат Калашникова БПК 1155, ему служить да служить, но… Он уже четвертый год стоит на 35 СРЗ. И будет стоять еще невесть сколько, но минимум – года три-четыре, потому что кто-то на протяжении несколько лет (!) не смог определиться с «объемами модернизации».
Правда, по некоторым данным, сейчас с этими объемами все же определились. И начался следующий этап – разработка конструкторской документации для ее проведения, который Северное ПКБ сможет подготовить… не ранее декабря 2019 г. Что мешало определить возможные объемы работ и подготовить техдокументацию до того, как корабль встанет в ремонт, или хотя бы в период 2015-2018 гг.? Ведь это не такое уж затратное мероприятие, которое во всяком случае понадобится не сегодня, так послезавтра, потому что «Николаю Чабаненко» служить еще лет 20, и это явно не последняя его модернизация. Однако, имея готовую техдокументацию, к ее «воплощению в металл» можно было бы приступать сразу же, как только решение о проведении модернизации будет принято.

Но нет. Мы лучше поставим корабль в ремонт, три года подумаем, как его модернизировать, потом свыше года будем делать техдокументацию для того, что придумали, потом…
И все это время корабль в 7 640 т. стандартного водоизмещения, напичканный «Москитами» и «Кинжалами», на борту которого стоит лучший гидроакустический комплекс из всех, которыми на сегодняшний день располагают наши БПК и эсминцы, простоит в доке.

А боевые службы в Средиземном море будут нести 950-тонные малыши класса река-море – малые ракетные корабли типа «Буян».

Один из МРК

Зачем России большие противолодочные корабли

Список построенных кораблей с краткой информацией о их судьбе:
БПК «Удалой». Заложен — 1977 год. Вступление в строй — 1980 год.
Одним из самых известных моментов службы БПК «Удалой» произошёл в декабре 1991 года. Корабль, совместо с сторожевым кораблём «Бдительный», встретил в Гибралтаре бежавший из Севастополя от украинских властей «Адмирал Кузнецов». За время похода установил и поддерживал контакт с 4 иностранными подводными лодками.
Из-за нехватки личного состава срочной службы в начале 1993 года переведён в резерв 2-й категории. 16 августа 1997 года исключён из состава ВМФ. В 2002 году, после частичной разборки, затонул в Кольском заливе недалеко от посёлка Белокаменка. В марте 2006 года поднят со дна компанией ООО «Гидротехсервис» и утилизирован.

Большой противолодочный корабль «Удалой» проекта 1155 / «Википедия»

«Адмирал Захаров». Заложен — 1981 год. Вступление в строй — 1983 год.
С первого года своей службы корабль был практически постоянно в море. Постоянные учения, успешные выполнения задач боевоей службы и демонстрация флага. Все было хорошо, пока не случилась авария. 17 февраля 1992 года при переходе во Владивосток в кормовом отделении корабля произошел взрыв газотурбинной установки вызвавший объёмный пожар. Борьба с огнём продолжалась 30 часов.
Ремонт «Адмирала Захарова», у которого практически полностью выгорело кормовое машинное отделение, был признан нецелесообразным, и корабль списали в резерв 2-й категории. В начале 2000х годов корабль был разобран на металл на Чажминском судоремзаводе.

БПК «Адмирал Захаров». Фото сделано с разведывательного самолёта ВМС США / ВМС США

«Адмирал Спиридонов». Заложен — 1982 год. Вступление в строй — 1984 год.
«Адмирал Спиридонов» — пятый корабль проекта 1155. Одним из известных моментов жизни корабля стала боевая служба с марта по сентябрь 1989 года. В те месяцы корабль находился в Персидском заливе, где шла война между коалицией стран ООН и Ираком. Корабль, под командованием капитана 2 ранга А. Н. Яковлева, провёл 6 конвоев в составе 15 судов.
Исключение корабля из состава флота произошло в августе 1997 года, а уже в январе 2001 года истёк срок ГТЭУ МРС (Морской регистр судоходства), и корабль могли поставить на средний ремонт, но уже в августе 2002 года был проведён конкурс на утилизацию корабля.

БПК «Адмирал Спиридонов» во время боевой службы 1986 года. / ВМС США

«Маршал Шапошников». Заложен — 1983 год. Вступление в строй — 1985 год.
За свои почти 35 лет боевой службы корабль повидал не мало. Он побывал во многих странах мира, среди которых можно выделить США.
Последние годы перед постановкой на ремонт корабль выполнял задачи по борьбе с пиратством в районе Сомали. Сейчас корабль находится на ремонте и модернизации на Дальзаводе.

БПК «Маршал Шапошников» в Пёр-Харборе / ВМС США

«Североморск». Заложен — 1984 год. Вступление в строй — 1995 год.
«Североморск» — один из самых ходовых кораблей Северного флота. В период с 2016-2018 годов он в основном выполняет задачи на Севере России. Так, 14 сентября 2017 года, отряд кораблей во главе с БПК «Североморск» завершил переход к архипелагу Новосибирских островов и занял места якорных стоянок в заливе Стахановцев Арктики. В дальнейшем БПК и БДК «Кондопога» обеспечили высадку морского десанта на необорудованное побережье острова Котельный, после чего завершив выполнение поставленных задач в районе архипелага Новосибирские острова взяли курс на запад.
Сегодня корабль продолжает службу.

БПК «Североморск» и штабной корабль ВМС США USS «Mount Whitney» / ВМС США

«Адмирал Виноградов». Заложен — 1986 год. Вступление в строй — 1988 год.
В период с 2016 по 2018 года корабль принимает участие в международных учениях и выполняет свои задачи. Одним из крупных учений стало участие в многонациональных антитеррористических морских учениях, проходящих под эгидой встречи министров обороны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в территориальных водах султаната Бруней-Даруссалам. В них были задействованы 3 тысячи военнослужащих, 18 кораблей, 17 вертолётов и два самолёта из Австралии, Брунея, Индии, Китая, Новой Зеландии, России, Сингапура, США, Южной Кореи и Японии.

БПК «Адмирал Виноградов» встречают в Корее / «Википедия»

«Адмирал Харламов». Заложен — 1986 год. Вступление в строй — 1989 год.
«Адмирал Харламов» с 2004 года корабль находится в резерве по техническому состоянию (в техническом резерве 2-ой категории), формально — в ожидании планового среднего ремонта с заменой главных двигателе. В 2000 году, когда погиб «Курск», в районе его гибели практически целый год постоянно несли охранную службу два корабля проекта 1155 — «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Харламов». После той вахты корабль и стал к причалу.

БПК «Адмирал Харламов» / «Википедия»

«Адмирал Пантелеев». Заложен — 1988 год. Вступление в строй — 1991 год.
Одной из последних новостей о корабле является новость от 28 октября 2014 года. В тот день в заливе Петра Великого состоялось совместное российско-японское учение типа «SAREX» по проведению поисково-спасательной операции на море. От российской стороны в маневрах участвовали БПК «Адмирал Пантелеев», спасательное судно «Саяны», морской буксир МБ-105 и вертолёт Ка-27ПС ТОФ. От японской стороны — эсминец «Хамагири» и корабельный вертолёт SH-60J.

БПК «Адмирал Пантелеев» и фрегат ВМС США USS «Lassen» (DDG 82) во время учений Pacific Eagle, 29 сентября 2007 года. / «Википедия»

«Вице-адмирал Кулаков». Заложен — 1977 год. Вступление в строй — 1981 год.
Одним из ярких событий в жизни корабля — стало участие в первом межфлотском переходе группы крейсеров Северного флота. БПК, вместе с атомным крейсером «Пётр Великий» и атомной подлодкой «Дмитрий Донской» совершили переход с Северного на Балтийский флот, где приняли участие в главном военно-морском параде в Кронштадте.

Главный военно-морской парад в Кронштадте / Корабел.ру

«Маршал Василевский». Заложен — 1979 год. Вступление в строй — 1983 год.
Одним из самых известных эпизодов жизни этого корабля стала боевая служба у берегов Ливии. Где БПК вместе с эсминцем «Отличный» выполняли задачи слежения за американским атомным авианосцем «Энтерпрайз».
После весны 1997 года БПК в море не выходил. 11 декабря 2006 года на корабле был торжественно спущен Военно-Морской флаг, и расформирован экипаж. Затем корабль утилизировали.

Демонтаж орудий на БПК «Маршал Василевский» / «Википедия»

«Адмирал Трибуц». Заложен — 1980 год. Вступление в строй — 1985 год.
В 2016 году, после ремонта на Дальзаводе, корабль отправился на боевую службу в Тихий и Индийский океан, после чего с официальным визитом посетил порт Саттахип Королевства Таиланд.
После этого корабль принял участие в российско-индийских военно-морских учениях «Индра Нэви–2016» и затем зашли в порт Манилы для пополнения запасов продовольствия и отдыха. По случаю важных гостей из России в порт прибыл президент Филиппин Родриго Дутерте, который осмотрел корабль и поприветствовал «российских друзей».

БПК «Адмирал Трибуц» / «Википедия»

«Адмирал Левченко». Заложен — 1982 год. Вступление в строй — 1988 год.
Как и другие представители проекта, «Адмирал Левченко» практически всегда находится в море. В прошлом году корабль провёл восемь месяцев в море, посетил дюжину иностранных портов и прошел более 40 тысяч морских миль – расстояние, в 1,852 раза превышающее длину экватора (21600nm). Его путь пролегал из базы на северных рубежах России в Северную Атлантику и Средиземное море, оттуда – в Индийский Океан, затем повторный заход в средиземноморье перед возвращением домой.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», единственный представитель проекта 1155.1 в составе ВМФ, подвергнется модернизации. Технические документы за полтора года подготовит разработчик первоначального проекта корабля — петербургское «Северное ПКБ». Проводящий ремонтные работы Центр судостроения «Звездочка» заплатит за документацию 726 млн рублей. Собеседники в отрасли отмечают, что в отсутствие новых больших боевых кораблей ВМФ вынужден модернизировать советское наследие. Эксперты полагают, что корабль получит новое радиоэлектронное вооружение и пусковые установки для крылатых ракет «Оникс», предназначенных для поражения надводных целей.

Большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко», находящийся на ремонте с апреля 2014 года, пройдет модернизацию. Информацию подтвердили «Ъ» в ОСК.

Изначально в ВМФ планировали ограничиться ремонтом корабля на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, который является филиалом северодвинского Центра судоремонта «Звездочка». Ремонт должен был занять три года — предполагалось, что БПК «Адмирал Чабаненко» будет передан флоту в 2017 году. Однако из конкурсной документации Центра судоремонта «Звездочка», размещенной на портале zakupki.gov, следует, что простой корабля затянется еще на несколько лет. «Звездочка» заказала петербургскому «Северному ПКБ» «выполнение конструкторских работ в обеспечение отдельных модернизационных работ в период ремонта с продлением межремонтного срока». Работы касаются «заказа 11551 зав. N с-121». Ранее «Звездочка» проводила закупки, касающиеся ремонта этого заказа. Из открытых источников следует, что речь идет именно об «Адмирале Чабаненко». «Северное ПКБ» получило заказ как единственный поставщик. Отсутствие конкуренции связано с тем, что корабль строился по проекту «Северного ПКБ», и все чертежи, касающиеся изделия, хранятся в этом проектном бюро. Конструкторские работы должны быть переданы заводу до 31 декабря 2019 года, за работы «Звездочка» заплатит 726 млн рублей. На «Звездочке» в течение дня не прокомментировали информацию, размещенную на сайте госзакупок. До представителя ВМФ дозвониться не удалось.

«Адмирал Чабаненко» — наиболее оснащенный и сбалансированный по вооружению большой противолодочный корабль ВМФ: он оснащен пусковыми установками для противокорабельных крылатых ракет «Москит», вооружением для противовоздушной и противолодочной обороны. Корабль является единственным в серии: в 1990 году его заложили на калининградском судостроительном заводе «Янтарь», спустили на воду в 1992 году, но из-за отсутствия финансирования в первые постсоветские годы передать флоту смогли лишь в 1998 году. Второй корабль проекта, «Адмирал Басистый», был по той же причине разобран на стапеле, а строительство третьего, «Адмирала Кучерова», так и не было начато. Помимо «Адмирала Чабаненко», в составе флота службу несут восемь кораблей предыдущего проекта 1155, по четыре в составе Северного и Тихоокеанского флотов.

Военные эксперты отмечают, что по своему вооружению корабль находится ближе к эсминцам, кораблям первого ранга. В постсоветское время строительство кораблей первого ранга в России не велось. В последние годы активно обсуждалась закладка атомного эсминца «Лидер», но весной было принято решение из-за сжатия возможностей федерального бюджета перенести его строительство на несколько лет. Таким образом, в ближайшие годы флот не получит новых кораблей первого ранга: проектирование новых может занять пять лет, а строительство — от трех до семи лет. Собеседники «Ъ» в отрасли отмечают, что в этих условиях Минобороны вынуждено модернизировать то, что было построено в советские и первые постсоветские годы. «Северное ПКБ должно уложиться в 1,5 года, а модернизация займет 2-3 года, что довольно быстро»,— отмечает собеседник «Ъ» в отрасли.

При этом экономию вряд ли можно назвать ключевым фактором при принятии решения о модернизации. «В зависимости от объема работ перестройка военного корабля может стоить и 2/3, и 75% от строительства нового, который обойдется в сумму не менее 10 млрд рублей»,— полагает источник «Ъ» в отрасли.

Источники «Ъ» в проектной отрасли отмечают, что «Северное ПКБ» некоторое время назад получило заказ на модернизацию проекта 1144 «Орлан» (тяжелые атомные ракетные крейсеры, построенные в советское время на Балтийском заводе,— «Ъ»), сумма контракта в несколько раз превышала 726 млн рублей, выделенные на переработку документации по «Адмиралу Чабаненко». Собеседники «Ъ» в отрасли утверждают, что разработчику проектной документации предстоит большой объем работ по БПК. «Первоначальный проект разрабатывался очень давно, поэтому хранится только в бумажном носителе. Придется воссоздать его в электронном виде, потом выбросить из документации часть вооружения. По всей видимости, дефектации подвергнется наружный корпус корабля, в процессе работ может быть заменено 10-30% металла»,— говорит собеседник «Ъ».

Заместитель директора «Центра анализа стратегий и технологий» Андрей Фролов считает, что в ходе модернизации противокорабельные ракеты «Москит» могут быть заменены на более современные ракеты «Оникс». Также, по всей вероятности, будет заменено радиоэлектронное вооружение. Но равноценной заменой перспективному эсминцу «Лидер» «Адмирал Чабаненко» все равно не станет.

Герман Костринский

Туманная судьба. На модернизацию уникального БПК Адмирал Чабаненко не хватает финансирования

Ремонтные работы на большом противолодочном корабле (БПК) Адмирал Чабаненко может затянутся на неопределенное время.

Об этом 7 декабря 2017 г сообщают СМИ со ссылкой на собственные источники информации в Минобороны России.

БПК Адмирал Чабаненко входит в группировку Северного флота (СФ).

БПК – единственный в ВМФ России представитель судов, построенных в рамках проекта 11551.

Судно было построено в 1992 г.

Адмирал Чабаненко — корабль, способный к автономному плаванию в течение 30 суток.

Движение может осуществляться в 2х режимах: маршевом и форсажном.

Для этого на БПК установлены двухвальные газотурбинные энергетические установки типа COGAG: 2 маршевых М-63 по 9 тыс л с и 2 форсажные М8КФ по 22 тыс л с.

Энергетические установки позволяют развивать максимальную ходовую скорость в 32 узла.

В экономном режиме скорость составляет 18 узлов. —

Стандартное водоизмещение корабля составляет 7700 т, полное – 8900 т.

Расстояние от носа до кормы «Адмирала Чабаненко» составляет 163,4 м.

Ширина судна – 19,5 м.

На корме располагаются две взлетно-посадочные площадки для противолодочных вертолетов типа Ка-27.

Экипаж корабля состоит из 296 человек.

БПК имеет современное вооружение, отражающее его многоцелевую сущность.

Прежде всего это «Водопад-НК» с 2 ракетно-торпедными ПУ — противолодочный комплекс.

Ракеты комплекса управляются гидроакустическим комплексом ГАК.

Имеют 2 типа боевой части: ракета 84Р/РН – глубинную бомбу с ядерной боеголовкой, 83Р/РН – малогабаритную универсальную торпеду.

Комплекс способен поразить цель на расстоянии 37-50 км.

Комплекс «Удав-1» защищает корабль от торпед и диверсантов противника.

Представлен 10-ствольной ракетно-бомбовой установкой, имеющей устройство для автоматического заряжания и разряжения.

Наведение на цель выполняет ГАК.

Цель нейтрализуется на дальности 3 км и глубине до 600 м снарядами 111СО, 111СЗ, 111СГ.

ПУ ЗРК «Кинжал», представляет многоканальный автономный комплекс.

Способен защитить корабль от массированной атаки с воздуха.

В «Кинжале» используется многофункциональная РЛС ЗРК С-300Ф.

При этом целеуказание принимается комплексом от любой РЛС корабля.

Он способен поражать до 4х целей в секторе 60 градусов.

БПК «Адмирал Чабаненко» оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик».

Комплекс защищает корабль от высокоточного оружия и авиации.

Возможно его использование для поражения малоразмерных целей на море и суше.

Комплекс полностью автоматизирован.

Радиус его действия зависит от вида цели и применяемого вооружения и составляет 4-8 км.

В 2015 г судно было отправлено на ремонт и модернизацию на 35 судоремонтный завод.

Предполагалось, что он восстановит техническую готовность в 2016 г, затем – в 2017 г.

Сегодня стало известно, что сроки выхода судна из ремонта вновь будут пересмотрены.

Проблема — нехватка финансирования.

Из-за нехватки финансирования до сих пор не определен весь объем модернизационных работ, которые необходимо провести на корабле.

План ремонта корректировался неоднократно, однако даже с учетом него, судостроители затрудняются обозначить точные сроки выпуска судна.