Боинг 777 мн 17

Сбитый «Боинг» МН17: следствие назвало имена подозреваемых. Кто они?

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Малайзийский «Боинг», летевший рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит ракетой из установки «Бук» в небе над Донбассом 17 июля 2014 года, погибли все 298 человек, находившиеся на борту самолета

Международная следственная группа (JIT) впервые назвала имена четырех человек, подозреваемых в причастности к крушению «Боинга», сбитого над Донбассом в июле 2014 года. Трое из них — граждане России.

По версии следственной группы (в ее состав входят представители Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины), самолет был сбит из установки «Бук», принадлежавшей курской 53-й бригаде ПВО российских вооруженных сил.

По мнению расследователей, к крушению «Боинга» могут быть причастны:

  • Сергей Дубинский, отставной офицер ГРУ армии России
  • Олег Пулатов, подполковник запаса ВДВ армии России
  • Леонид Харченко, гражданин Украины, командир разведподразделения ГРУ самопровозглашенной ДНР
  • Игорь Стрелков, министр обороны самопровозглашенной ДНР

Расследователи считают, что Дубинский, Пулатов и Стрелков сейчас живут в России, а Харченко — на востоке Украины, на территории, неподконтрольной правительству страны. Все четверо объявлены в международный розыск, а дело будет передано в голландский суд до конца года. Первое заседание суда пройдет 9 марта 2020 года.

При этом на пресс-конференции представители следственной группы отметили, что не будут обращаться к властям России с просьбой об экстрадиции подозреваемых, так как понимают, что российская конституция запрещает выдачу граждан страны другим государствам.

В то же время следственная группа попросит российскую сторону самостоятельно допросить фигурантов дела. Россия до сих пор отказывается отвечать на вопросы следственной группы, подчеркнул представитель группы.

Минобороны России отрицает причастность российских военных к крушению самолета и выдвигает альтернативные версии событий.

В ответ на вопрос Би-би-си пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что отношение Кремля к расследованию «очень хорошо известно».

«Россия не имела возможности принимать в нем участие, хотя с самого начала, с первых дней этой трагедии проявляла инициативу, инициативно пыталась стать частью этого расследования, этой чудовищной катастрофы. Поэтому наше отношение к этому расследованию очень хорошо известно», — сказал он.

В МИД России назвали обвинения в адрес российской стороны абсолютно голословными и направленными на ее дискредитацию. «У нас продолжают возникать справедливые вопросы относительно качества работы ССГ. Все это подтверждает высказанные нами ранее опасения о предвзятости и однобокости ведущегося процесса. Тем не менее Российская Федерация и впредь будет оказывать содействие следствию с тем, чтобы была установлена истина о гибели рейса МН17, а реальные виновники произошедшего понесли справедливое наказание», — говорится на сайте российского дипведомства.

Би-би-си рассказывает, что известно о людях, которых назвала следственная группа.

Олег Пулатов, позывной «Гюрза»

Правообладатель иллюстрации kvoku.ru Image caption Эта и несколько других фотографий Олега Пулатова были опубликованы на сайте Киевского высшего общекомандного училища, которое он закончил. Расследователи считают, что именно этот человек находился рядом с «Буком» в момент пуска ракеты по малайзийскому «Боингу»

Имя отставного офицера ВДВ в связи с трагедией «Боинга» упоминается впервые.

В 1990 году он закончил Киевское высшее общекомандное училище. Судя по данным из открытых источников, Пулатов воевал в Чечне, имеет два ордена Мужества и медаль «За отвагу».

По данным базы «СПАРК», Олег Юлдашевич Пулатов в 2000-е годы был командиром воинской части 85954 — это 54-й отдельный десантно-штурмовой батальон, базировавшийся в Ульяновске.

По решению Ульяновского гарнизонного военного суда, Пулатов был досрочно уволен со службы по состоянию здоровья в 2008 году.

По данным расследователей Bellingcat, Пулатов прибыл в Донбасс весной 2014 года. Чуть позже он возглавил 2-й отдел ГРУ ДНР (спецназ и военная разведка).

По данным радиоперехватов СБУ, именно человек с позывным «Гюрза» и голосом, похожим на голос Пулатова, сопровождал «Бук» от города Снежное, находился рядом с комплексом в момент пуска ракеты по «Боингу» МН17, а затем выезжал на место крушения. По версии Bellingcat, именно Пулатов нашел и передал руководству ДНР «черные ящики» сбитого «Боинга».

Леонид Харченко, позывной «Крот»

Правообладатель иллюстрации Icorpus.ru Image caption В 2015 Леонид Харченко дал интервью донецкому СМИ, представившись начальником второго отдела ГРУ ДНР

Харченко является гражданином Украины, уроженцем Донбасса. Как считают расследователи, летом 2014 года он командовал различными подразделениями разведки ГРУ ДНР, был подчиненным Пулатова и Дубинского.

Судя по данным прослушки СБУ, 17 июля 2014 года человек с позывным «Крот» подсказывал другому стороннику ДНР дорогу к месту нахождения «Бука».

Возможно, он также координировал транспортировку «Бука» из Донецка к месту пуска и последующую эвакуацию комплекса обратно в Россию.

В апреле 2015 года Харченко стал командиром второго отдела ГРУ ДНР (после ухода Пулатова). Что было с «Кротом» после 2015 года — неизвестно. По одной из версий, он переехал в Россию, поселился в Ростовской области и вскоре был убит.

  • Bellingcat назвал номер сбившей «Боинг» установки «Бук»
  • Bellingcat: сбивший MH17 «Бук» принадлежал воинской части из Курска
  • Доклад Bellingcat: что известно о крушении MH17 спустя три года

Сергей Дубинский, позывной «Хмурый»

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Обломок ракеты, которая, по версии следственной группы, сбила «Боинг», летевший над Донбассом

Именно «Хмурый», как считают расследователи, был ключевой фигурой в организации транспортировки «Бука» из Донецка в поселок Снежное. Именно оттуда, предположительно, был выполнен запуск ракеты, которая уничтожила «Боинг».

Имя Дубинского в связи с расследованием крушения рейса MH17 упоминается не впервые. Оно неоднократно фигурировало в докладах расследовательской группы Bellingсat.

В российской прессе Дубинский долго фигурировал как «генерал Сергей Николаевич Петровский». Он также известен под позывным «Хмурый» — это прозвище он использовал долгие годы, в том числе как ник на форумах. Его настоящая личность и фамилия стали известны после взлома электронной почты Игоря Стрелкова (Гиркина) в мае 2014 года.

Детство «Хмурого», согласно расследованиям украинских журналистов, прошло в поселке Великая Новоселка в Донецкой области.

Согласно данным многочисленных расследований и интервью самого Дубинского, военную карьеру он начал в восьмидесятые. Во время войны в Афганистане молодой офицер возглавил разведывательную роту мотострелкового полка, который базировался в Кабуле.

В 1990-х он принимал участие в войне в Чечне, где предположительно познакомился с Игорем Стрелковым. Впоследствии служил в 22-й бригаде спецназа ГРУ.

Правообладатель иллюстрации Belingcat.com Image caption Расследователи Bellingcat считают, что этот человек и есть офицер, скрывавшийся под позывным «Хмурый». В разговоре с Би-би-си «Хмурый» сказал, что весь доклад — «смесь отоборанных фактов и лжи».

Воинское звание Дубинского неизвестно. На форумах в соцсетях он публиковал снимки в форме полковника. Но в 2014 году в интервью СМИ представлялся уже как генерал-майор. Кто присвоил ему это звание, неясно, хотя на последних фотографиях он снят в форме российского образца.

Дубинский некоторое время жил в Ростовской области. В апреле 2014 года он якобы вышел в отставку и отправился служить в самопровозглашенную Донецкую народную республику.

Летом 2014 года Дубинский был главой военной разведки ДНР (ГРУ ДНР). Этот орган появился на ранних стадиях битвы за Славянск — первого крупного противостояния пророссийских сепаратистов и украинской армии.

Расследователи считают, что говорить о связи Дубинского с катастрофой можно, в первую очередь, на основании телефонных разговоров, перехваченных Службой безопасности Украины.

Утром 17 июля 2014 года, в день крушения, Дубинский обсуждал по телефону с другими ополченцами, что «Бук» с экипажем прибыл в Донецк. Тогда же он поручил отправить в сторону Снежного установку с колонной танков бригады «Восток».

На записях, опубликованных СБУ, человек с позывным «Хмурый» объяснял и цель переброски. По его словам, установка была нужна для защиты ополченцев, дислоцированных на линии фронта к югу от Снежного.

Сам «Хмурый» тоже отправился в зону боевых действий. Днем 17 июля он рассказал в телефонном разговоре, что находится в Мариновке — селе к югу от Снежного: «Долбят «Градом» постоянно, только сейчас передышка. Самолет вот тоже сейчас бахнули, «сушку». У нас же «Бук-М», получили мы».

В тот момент, утверждают авторы доклада Bellingсat, Дубинский еще не понимал, что вместо украинского штурмовика по ошибке был сбит пассажирский лайнер.

При этом, как предполагают расследователи, в момент запуска снаряда, который сбил «Боинг», Дубинский рядом с установкой не присутствовал.

Вскоре после событий июля 2014 года Дубинский был вынужден покинуть восток Украины из-за конфликта с другими лидерами ДНР. Сейчас он живет в Ростовской области.

Ранее Русская служба Би-би-си по электронной почте (адрес фигурировал в расследовании Bellingcat и других источниках) связалась с человеком, который в публикации фигурировал под прозвищем «Хмурый». Он назвал выводы Bellingcat «смесью отобранных фактов и лжи» и «попыткой натянуть сову на глобус».

Игорь Стрелков (Гиркин)

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Стрелков (настоящая фамилия Гиркин) — один из самых известных лидеров пророссийских сепаратистов на востоке Украины. Известно, что до этого он принимал участие в боевых действиях в Чечне, Приднестровье и Боснии.

Стрелков стал известен после того, как возглавляемый им отряд в апреле 2014 года захватил Славянск Донецкой области. До этого он долгие годы работал в структурах ФСБ, затем сотрудничал с православным олигархом Константином Малофеевым, которого называли одним из главных спонсоров «русской весны», в марте 2014 года принимал участие в операции по аннексии Крыма.

Покинуть республику и уйти в отставку его вынудили 14 августа 2014 года, после чего он вернулся в Москву, где в последующие годы возглавлял движение «Новороссия».

В момент крушения «Боинга» МН-17 Стрелков возглавлял минобороны самопровозглашенной ДНР, а значит, по мнению следствия, все сепаратисты, причастные к запуску ракеты из «Бука», были его подчиненными.

Согласно данным аудиоперехватов СБУ, на следующий день после катастрофы «Боинга» Стрелков обсуждал по телефону возвращение «Бука» на территорию России.

Новый доклад Bellingcat

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Во время работы следственной группы на месте крушения «Боинга» обломки самолета охраняли вооруженные сторонники самопровозглашенной ДНР

Одновременно с заявлением следственной группы был опубликован и новый доклад группы расследователей Bellingcat.

В документе расследователи поясняют, как они устанавливали имена людей, которые могут быть причастны к гибели рейса MH17. В основном это было сделано на основании перехватов разговоров по мобильным телефонам.

Эти перехваты осуществила Служба безопасности Украины, которая опубликовала некоторые записи.

Согласно расследованию, основанному на анализе этих звонков, в уничтожении авиалайнера «Малайзийских авиалиний» принимали участие члены так называемой «Группы Безлера» и батальона «Восток» под командованием Александра Ходаковского.

Расследователи подробно поясняют, почему они считают, что «Гюрза», сопровождавший «Боинг» к месту, откуда была предположительно пущена ракета, — это отставной офицер ВДВ России Олег Пулатов, также использовавший позывной «Халиф».

Первый раз предположительное настоящее имя «Гюрзы-Халифа» было обнародовано на форумах «Антиквариат» и «Glav.su», где в 2014 году активно обсуждались все действия сторонников ДНР и ЛНР.

Министерство обороны России неоднократно выступало с резкой критикой работы международной группы Bellingcat, а также докладов, посвященных расследованию обстоятельств гибели рейса MH17, сбитого над Донецкой областью Украины.

Ведомство заявляло, что «так называемые журналистские расследования Bellingcat искажают объективные факты», а представленная в них информация «имеет заведомо антироссийскую направленность и построена на искаженных данных».

По мнению МИД России, для подтверждения своих выводов авторы расследования используют «данные из соцсетей, различные фейковые публикации из интернета, а также собственные сомнительные материалы».

Выводы Bellingcat отвергали также в Кремле.

Гибель MH17

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption На борту «Боинга», сбитого на Донбассе в июле 2014 года, было 80 детей

Крушение «Боинга-777» произошло в небе над восточной Украиной 17 июля 2014 года в 16:20 по местному времени. Самолет следовал рейсом MH17 Malaysia Airlines из Амстердама в Куала-Лумпур. На его борту находилось 298 человек, все они погибли. Большинство пассажиров на борту были гражданами Нидерландов.

Заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль сообщила, что постепенно международная следственная группа будет называть все новые и новые имена причастных к трагедии.

«Это только верхушка. Естественно, потом количество людей, которые причастны к этому, будет гораздо большим, чем эти четыре человека, которые будут объявлены», — рассказала Зеркаль в интервью агентству Интерфакс-Украина накануне заявления следственной группы.

Ранее международная следственная группа пришла к заключению, что лайнер был сбит ракетой «земля-воздух», пущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук» близ населенного пункта Снежное.

Согласно выводам следственной группы, пусковая установка «Бук», из которой был сбит самолет, была доставлена на Украину из России.

Москва отрицает свою причастность к крушению МН17, выдвигая различные и часто взаимоисключающие версии о вине украинских военных.

В сентябре 2016 года министерство обороны России предоставило свои данные о катастрофе, заявив, что ракета из комплекса «Бук» была запущена не из района Снежного, находившегося под контролем ДНР.

В октябре 2015 года похожую версию выдвигал производитель установок «Бук» — концерн «Алмаз-Антей». Представители концерна настаивали, что пуск был осуществлен из района населенного пункта Зарощенское, контролировавшегося украинскими войсками.

Вместе с тем Следственный комитет России неоднократно заявлял, что рассматривает в качестве приоритетной версии катастрофы запуск ракеты «воздух-воздух» штурмовиком Су-25 ВВС Украины.

Уничтожение «Боинга» MH17: как это было

Недавно сообщили, что следствие о сбитом над Донбассом малайзийском «Боинге» закончило расследование (прошло «всего-то» 5 с половиной лет), дело передали в суд и он начнётся 9 марта в Гааге. Это шоу рассчитано где-то ещё на семь лет!

Сразу же оживились российские соцсети, напечатавшие несколько статей на эту тему. Почитал комментарии и с удивлением увидел, что почти все, подавляющее большинство комментаторов ОЧЕНЬ плохо разбираются в теме.

Что здесь стало причиной, не знаю. То ли они (по неизвестным мне обстоятельствам) невнимательно отнеслись и не разобрались в ней до сих пор, то ли они всё напрочь забыли, то ли авторы разнообразных фейков и ложных вбросов (их в Рунете гуляет сейчас великое множество, многие за подписью россиян) достигли цели и сбили всех с толку — не знаю. Поэтому я решил отбросить наслоения ложных (на мой взгляд) данных и представить событие максимально точно (насколько видится мне).

Официальное сообщение

Мгновенное назначение виновных

Почти сразу Украина сообщила, что, по имеющимся у СБУ «достоверным» данным — телефонным переговорам ополченцев, сбили самолёт ополченцы Донбасса имеющимся у них неисправным, но уже отремонтированным одиночным «Буком».

Эту «новость» охотно подхватили все агентства Запада и стали также обвинять ополчение. Позже сообщили про российский одиночный «Бук», который якобы сначала прикатили на Донбасс, а потом укатили. И обвинять уже начали непосредственно Россию.

Как всё произошло на самом деле

Однако вскоре стало известно из сообщений в открытой прессе и по данным Министерства обороны России, что дело обстояло иначе, чем сообщили украинцы.

Некоторые «эксперты» утверждали, что украинцы ошиблись, они спонтанно собирались сбить самолёт президента России Путина, возвращающийся из Европы. Это, считаю, не так. Жертва была определена заранее.

И это был именно малайзийский «Боинг» рейса МН17. До 17 июля маршрут его проходил значительно южнее в относительно спокойной зоне на предельной высоте, но 15 и 16 июля маршруты МН17 были пошагово отклонены к северу. А 17 июля диспетчер днепропетровского ПКВД Анна Петренко отправила рейс по новому маршруту — ещё севернее и у Донецка он дополнительно ещё и совершил манёвр по высоте и направлению: отклонился влево и затем вправо, возвращаясь в коридор.

И в этот момент был сбит. Полагаю, ракетой «воздух-воздух» с самолёта Су-25 лётчика Волошина — командира звена 299 штурмовой авиабригады из Николаева. Второй самолёт напарника контролировал выполнение задачи. Участвовали ли украинские зенитчики из 223 зенитного ракетного теребовлянского полка из Стрыя Львовской области? Да, но только в качестве наблюдателей и наводчиков авиации (отработка была 15 и 16 июля, 17 — боевая задача, а уже с 18 активность их резко упала и они были выведены из Донбасса).

Был ли пуск УКРАИНСКОГО «Бука» и вообще какого-то «Бука»? Это было вполне возможно: полноценные батареи «Буков» штатной комплектации в немалом количестве, вопреки утверждениям украинских властей, что их вообще не было в Донбассе, австралийской и нидерландской разведок, утверждающих, что все они были, но находились вне зоны возможного поражения «Боинга», БЫЛИ и находились в доступных местах для поражения малайзийского «Боинга», могли поразить самолёт.

Могли, но это маловероятно: ракета оставляет чётко видимый след в небе и было бы множество свидетелей. Хотя, конечно, совместный удар был бы также логичен для гарантированного выполнения задачи.

Но свидетели — местные жители — видели только военные самолёты, а не след ракеты. И россияне в Ростовской области на радарах видели военные самолёты вблизи малайзийского «Боинга». И испанский диспетчер в Борисполе тоже видел военные самолёты рядом с МН17.

Косвенным подтверждением сказанного мной служит отсутствие снимков американского спутника: США сообщили, что имеют их, но… не представили до сих пор (если бы была виновна Россия или ополченцы, то, убеждён, снимки были бы опубликованы немедленно). Вот и в недавнем случае со сбитым под Тегераном украинским лайнером снимки были представлены американцами почти сразу!

Часть указанных выше данных уже опровергнуты «как несущественные», часть искажены до неузнаваемости, часть вообще не рассматриваются, а часть — просто исчезла из расследования нидерландской Объединённой следственной группы (ОСГ).

Что это было, цели и задачи

Это, считаю, была хорошо продуманная и подготовленная операция ЦРУ. Была поставлена задача, определены украинские исполнители, самолёты и зенитные батареи размещены в определённых местах, подготовлено и предварительно отработано взаимодействие.

Целями провокации было сорвать готовящееся наступление ополчения Донбасса на слабую в тот период Украину, резко повысить русофобские настроения на Западе, ввести антироссийские санкции и ограничить действия России. Цели были достигнуты.

Реакция Украины и Запада на сбитый «Боинг»

Украина с самого начала заявила, что она не могла сбить «Боинг» потому, что просто не могла! И обвинила во всём сначала ополченцев, потом Россию.

Примерно так же действует и созданная в Нидерландах Объединённая следственная группа, которая отвергает представленные Россией и не укладывающиеся в версию «российского следа» факты, препятствует участию в работе комиссии малайзийцев, требующих честного и непредвзятого расследования, а часть доказательной информации берёт из Интернета.

«Свидетелей» обвинения, «видевших российский «Бук», она не собирается предъявлять суду (якобы в целях их безопасности), требует признать их «свидетельства» анонимно. Виновниками заранее назначены четыре россиянина во главе с Игорем «Стрелковым»-Гиркиным.

Судьбы участников

А что же американо-украинские «герои» уничтожения малайзийского «Боинга»? Про сотрудников ЦРУ, СБУ, днепропетровских диспетчеров, лётчиков 299 авиабригады, зенитчиков 223 полка мы ПОКА почти ничего не знаем. А испанский авиадиспетчер из Борисполя исчез: то ли ему заплатили за молчание и спрятали, то ли убили. Также исчезла и авиадиспетчер днепропетровского ПКВД Анна Петренко: ушла в отпуск и не вернулась. Жива ли ещё?

А вот лётчик Волошин мёртв точно. Застрелился сам. И я верю этому, вопреки предположениям, что его убили. Почему? Потому что знаю хорошо историю его жизни. После «подвига» его наградили. Всего лишь орденом «За мужество» 3 степени. 18 июля 2014 года! Затем повысили в звании и должности.

Позже наградили ещё парой медалей. И… всё! Он начал требовать большего, бузить, выступать в прессе (он ведь, по его мнению, в 2014 спас Украину от разгрома!). Уволился из ВВС. Хотел уехать за границу, переучиться и летать в гражданской авиации (он в самом деле очень любил летать). Не выпустили. Пристроили директором Николаевского аэропорта, где не летают самолёты. Дали медаль «Народный герой Украины» (между прочим, дают не всем бандеровцам, а только за ОСОБЫЕ заслуги).

Продолжал бузить. Местные дельцы запутали его в финансовых махинациях при ремонте аэропорта. Грозило финансовое расследование с наказанием. Героя сажать? Застрелился. Считаю, сделал он это от разочарования и безнадёги: был амбициозен и честолюбив. Финиш амбициям!

Станет ли когда-нибудь известна истина официально и всем, общественности? Полагаю — да. После разгрома бандеровского государства почти всё станет известно. Но свою часть секретов ЦРУ не раскроет, думаю, никогда: они не любят раскрывать свои тайны.

Явных доказательств и фактов у меня, к сожалению, нет: я не Ассанж и не Сноуден. А ГРУ то ли пока не имеет этих данных, то ли не желает делиться с общественностью. Поэтому некоторые называют меня и моих сторонников фантазёрами, выдумщиками и конспирологами.

Но вот 2 марта все информационные агентства мира напечатали сенсационную новость: австралийский адвокат Джеймс О’Нил, после изучения всех имеющихся документов и данных, уверен, что МН17 был сбит именно украинским военным самолётом…

Читайте также: «Туда проникла девушка-агент», — «сбушник» рассказал об убийстве Гиви (ВИДЕО)

Владимир Машков, специально для «Русской Весны»

Расследование авиакатастроф 18 сезон 4 серия «Смертоносное небо»

Сайт CrashAvia.ru публикует художественное и документальное кино, которое рассказывает про авиапроисшествия, случившиеся в двадцатом и двадцать первом столетии. Каждого человека пугают авиакатастрофы. Каждая катастрофа становится громким событием. Но многие ли знают, что происходит после того, как становится очевидно, что авиалайнер потерпел крушение? Каждое крушение — это начало трудоемкой работы специалистов, которые занимаются расследованием авиакатастроф. Но специалисты работают не только в случае крушения. Малейшая ошибка авиалайнера, с которой столкнулись пилоты во время взлета, полета, посадки, всегда подробно рассматривается и изучается специалистами. Эксперты делают все возможное, чтобы трагедии и даже незначительные происшествия в воздухе никогда не повторялись. Начав смотреть «Расследование авиакатастроф» онлайн, вы узнаете, насколько профессиональны люди, задача которых заключается в поиске причины авиапроисшествий. Как бы это не было печально, у авиакатастроф есть положительная сторона. Благодаря происшествиям удается выявить критические ошибки целой серии авиалайнеров, которые совершают полеты ежедневно — это можно сравнить со спасением сотен тысяч жизней пассажиров.

Прокурор по делу MH17 заявила о видевшем «русских солдат» свидетеле

Самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение над территорией Донецкой области в июле 2014 года. Погибли 298 человек, на борту находились граждане Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании и других стран. Расследовательская группа The Bellingcat утверждала, что самолет был сбит из ЗРК «Бук», который был транспортирован из 53-й зенитной ракетной бригады в Курске. Они вычислили «Бук» по фотографии, которая была сделана до его дислокации, как утверждают расследователи, из России.

В марте ТАСС со ссылкой на платформу для независимых журналистов Bonanza Media сообщал, что там был опубликован протокол встречи оперативного штаба Объединенной расследовательской группы (JIT, в нее входят Австралия, Бельгия, Нидерланды, Малайзия и Украина). В документе, как утверждало агентство, говорилось, что нидерландская прокуратура подняла вопрос «о нарушении суверенитета России путем выхода на свидетелей, которые, скорее всего, проживают в РФ, без информирования об этом российских властей». Представители Бельгии и Украины заявили, что не видят в этом проблемы, последний, однако, собирался сначала обсудить вопрос со своим руководством. Кроме того, согласно протоколу, представители JIT собирались «заманить свидетелей» катастрофы и допросить их на территории России, не уведомляя об этом Москву. Австралийская федеральная полиция отказалась комментировать публикацию Bonanza Media.

Платформа была основана бывшей корреспонденткой RT Яной Ерлашовой и голландским журналистом Максом Ван дер Верффом. В 2019 году они выпустили документальный фильм о расследовании катастрофы, а в начале февраля этого года опубликовали документы, согласно которым рейс MH17 пролетал вне досягаемости российских зенитно-ракетных комплексов «Бук».

Обвиняемыми по делу о крушении самолета JIT назвала четырех человек: россиян Игоря Гиркина (Стрелкова, экс-министра обороны самопровозглашенной ДНР), Олеаг Пулатова, Сергея Дубинского и украинца Леонида Харченко.Суд по делу MH17 начался 9 марта. Ответчики не пришли на заседание. Дальнейшие слушания по делу отложили до 23 марта.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

МН17: Нидерланды представили итоги расследования

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Тьиббе Йустра презентует доклад об итогах расследования на фоне воссозданного из обломков «боинга»

Совет безопасности Нидерландов представил результаты собственного расследования крушения «боинга» «Малазийских авиалиний», сбитого 17 июля прошлого года на востоке Украины.

Результаты расследования родственникам погибших и журналистам представил глава совета Тьиббе Йустра. Им также показали воссозданный из обломков самолет.

Голландские власти ставили задачу ответить на четыре вопроса:

  • Что привело к распаду самолета на большой высоте?
  • Почему самолет летел над зоной военных действий?
  • Почему некоторым из родственников было сообщено о гибели их близких лишь через четыре дня после катастрофы?
  • Насколько в последние минуты жизни пассажиры и экипаж самолета осознавали, что происходит?

Доклад не рассматривал вопроса о том, кто виновен в крушении рейса MH17, поскольку этот вопрос не относится к сфере компетенций совета безопасности.

Это был «Бук»

По итогам расследования голландские власти пришли к выводу, что «боинг» «Малазийских авиалиний» был сбит ракетой комплекса «Бук», выпущенной с территории восточной Украины. Версии о взрыве, произошедшем на борту самолета, ракете, выпущенной по «боингу» с воздуха, и неких атмосферных явлениях, от которых мог пострадать самолет, были опровергнуты.

Причину взрыва удалось установить после анализа обломков. Для этого из найденных фрагментов фюзеляжа в ангаре голландской авиабазы Хилзе-Райен создали модель самолета длиной около 20 метров.

Анализируя характер повреждений «боинга», совет безопасности пришел к выводу, что взрыв ракеты произошел слева от кабины пилота в 13 часов, 20 минут и 03 секунды по Лондону. Ракета приблизилась к самолету «почти встречным курсом».

Никакие сигналы тревоги на борту не были активизированы; запись обоих бортовых самописцев прекратилась внезапно. На записи речевого самописца о произошедшем свидетельствуют лишь последние 20 миллисекунд, на которых зафиксирована «высокоэнергетическая звуковая волна, длившаяся около 2,3 миллисекунды».

В телах трех членов экипажа, а также в обломках самолета удалось найти поражающие элементы из нелегированной стали, характерные для боевой части ракеты системы «Бук» (модель 9N314M).

Правообладатель иллюстрации onderzoeksraad.nl Image caption В докладе содержатся подробные объяснения повреждений, которые самолет получил в результате взрыва

Как объясняется в докладе, «в боевой части этой оружейной системы помещен боезаряд, вокруг которого уложены в два слоя поражающие элементы». В обломках «боинга» удалось найти все три типа поражающих элементов, характерных для модели 9N314M: кубические, цилиндрические фрагменты, а также элементы в виде «бабочки».

Совет по безопасности смоделировал ситуацию поражения и взрывной волны, возникшей после взрыва боевой части. В результате было установлено, что после взрыва от самолета оторвалась кабина пилотов и половина салона бизнес-класса; они почти сразу упали на землю. Оставшаяся часть фюзеляжа пролетела еще около 8,5 километров, постепенно распадаясь на части под действием мощных потоков воздуха. Части самолета были найдены на территории площадью 50 квадратных километров.

«С момента поражения передней секции воздушного судна до падения всех остальных частей самолета на землю прошло около 1 или 1,5 минуты», — говорится в докладе.

Полет над зоной боевых действий

Авторы расследования указывают на то, что до крушения «боинга» вопрос о безопасности полетов над востоком Украины, где уже шли боевые действия и даже сбивались военные самолеты, не ставился.

«МН17 был одним из 160 рейсов в этой зоне в тот день. 61 авиакомпания из 32 стран продолжали полеты над восточной Украиной. Все они думали, что это безопасно. Ни Украина, ни воздушные операторы не смогли верно оценить риски», — сообщил Йустра, представлявший результаты доклада.

При этом гражданским судам запрещались полеты на высоте ниже 9,7 км (воздушный эшелон FL320). Это требование малазийский «боинг» выполнил.

Мгновенная потеря сознания

Для родственников погибших одним из главных был вопрос о том, успели ли пассажиры «боинга» осознать произошедшее и испытывали ли они боль в момент крушения самолета.

Члены совета безопасности пришли к выводу, что вероятность этого крайне невелика.

«Поскольку поражение самолета было совершенно неожиданным, люди едва ли были в состоянии осознать ситуацию. Времени для сознательной реакции практически не было. Находящиеся на борту почти мгновенно подверглись воздействию экстремальных факторов, — говорится в докладе. – Часть находящихся на борту людей сразу получили тяжелые травмы, приведшие, вероятно, к смерти. У других разгерметизация моментально привела к уменьшению или потере сознания».

Авторы доклада также добавили, что точный момент наступления смерти находящихся на борту людей, установить невозможно.