Бог поругаем не бывает

Бог поругаем не бывает

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает,
что посеет человек, то и пожнёт».
Гал.6:7
Я вам печальный случай расскажу,
Хотя самой мне хочется заплакать,
Но слёзы я, конечно же, сдержу,
Мне нужно объективной быть, однако…
Итак, жила-была одна семья.
Отец, на всю округу — фермер знатный,
Любил свои богатые поля,
Лишь на себя рассчитывал, понятно.
О Боге даже слышать не хотел,
И в строгости держал семью большую,
Никто ему перечить и не смел,
Он вёл по жизни тактику такую…
Жена его и четверо детей,
Тянулись почему-то всё же к Богу,
Но, видимо, по слабости своей,
Не смели возразить отцу: по долгу.
Однажды, христиане возле них,
Своё собрание в палатке проводили,
И к покаянию всех звал серьёзный стих,
А люди каяться к трибуне выходили.
Мария, дочка, этого отца
Туда пришла и Дух Святой касался
Её сердечка, слёзы без конца,
Текли из глаз, нос мокрый вытирался…
Отец увидев это, озверел
И вслух сказал, что не дай Бог ей выйти,
Для покаяния, что будет «беспредел»,
До крови изобьёт её в собрании!
Но дочь не вышла и отец ушёл,
Она домой с собрания вернулась,
И будто бы всё даже хорошо,
Отцу она приятно улыбнулась,
Но Он сказал: «Мария, дочь моя,
Я буду беспощаден, аж до крови,
Коль вздумаешь уверовать в Христа,
То ты заплатишь жизнью и здоровьем!»
А девушка красивою была,
Имела крепкое, отменное здоровье,
Ведь не в плохих условиях росла,
И впрочем, не обижена любовью.
Но после этого, она к себе вошла
И сжав ладони Богу помолилась,
Чтоб милость её Божья не нашла,
Чтоб от вины греха освободилась,
И никогда уже чтоб Дух Святой,
Её сердечка больше не касался…
Чтоб совести её Он дал покой!
«Оставь меня!»- плач долго раздавался…
И Бог оставил душу навсегда,
Он просьбу эту выполнил дословно.
Ах, если б знать, какая то беда?!
То, каялся отец бы безусловно…
Буквально же, на следующий день,
У дочки с головой что-то случилось,
Подумав, что обычная мигрень,
Пошла в училище, она тогда училась.
Но голова болела всё сильней
И девушка не выдержав, вернулась,
Что лопнет голова, казалось ей…
Лишь виновато маме улыбнулась,
Пошла и на диванчик прилегла…
С которого уже она не встала.
Мать доктора скорее привела.
Диагноз страшен, мать в слезах упала…
А доктор, чуть смущаясь и отцу
Сказал, что его дочка умирает:
«Молитесь Всемогущему Творцу,
Возможно, Он помилует, кто знает?»
Раздался страшный крик на весь район:
«О, дочь, моя! Молись Христу, родная!
Тебя помилует и исцелит лишь Он!»
Но дочь ответила:»Нет, я Христа не знаю…
Исполнил Он желание моё,
И Дух Святой ко мне не прикоснётся…
Так приказание исполнено твоё.
Бог на молитву, мне не отзовётся!
Я ухожу туда, где время нет,
Воды глоток, холодной, принесите!
В моих глазах уж меркнет солнца свет,
А вы, отец, детей к Христу пустите!»
И рухнул в покаянии отец!..
Но дочь ушла откуда нет возврата…
Когда хулится кем-нибудь Творец,
Бывает горькая и страшная расплата…

Толкования Священного Писания

Не льститеся, Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет

Оборот речи дает знать о важности предмета и требует внимания. Будто обозревши все сказанное о жизни христианской и увидев, как иные могут уклоняться от правого ее направления, а между тем думать: авось и это сойдет с рук, — Апостол предостерегает их: не льститеся, Бога обмануть нельзя: Он все видит.

Какие именно возможны уклонения, Апостол не говорит; но те, к коим писано Послание, не могли по свидетельству совести своей не прийти к сознанию того. И слово Апостола достигало своей цели. Догадываться можно вот о каких возможностях: освободил их Апостол от всех уз стихийного закона, но с тем, чтобы они жили в духе. Возможно, что иной свободою пользовался, как и другие, а о жизни в духе не заботился, почитая это, как нечто отвлеченное, не слишком неизбежным. Возможно также, что иной, сознавая неотложность для христиан жизни духовной, ограничивал ее воздержанием от грубых пороков и деланием каких-либо явных добрых дел, не обращая строгого внимания на очищение своего сердца. В том и другом предполагается нравственная леность — нехотение понудить себя, сделать напряжение, потрудить ум, и сердце, и тело; в той ложной надежде, что сойдет и то, что есть, а кое-что есть. Апостол и говорит: нет, не льститеся такими пустыми надеждами. Бога обмануть нельзя. Он все видит: и вашу леность, и недобросовестное отношение к делу своего спасения. Вы будете осуждены за то самое, что не делаете всего от вас зависящего; а упираетесь ногами и отнекиваетесь, как только потребуется какая жертва или напряжение сил, телесных ли то или духовных. За это вы услышите от праведного Судии: рабе лукавый! — и получите приговор, данный ленивцу, скрывшему талант.

Выводит это Апостол из общего закона: что посеешь, то и пожнешь. Но тут же видна мысль: а что ты сеешь, то, как ни прячь его и как его ни подкрашивай, в свое время придет въявь и послужит тебе или к оправданию, или к обличению. Только истинное плодоношение получит светлую награду. Все, кажущееся добрым, а не сущее таковым, не устоит в своей личине пред светом всепроникающего суда Божия. Что кто посеял в естестве своем, что есть он по итогу всей жизни и деятельности, таковым он и признан будет, по тому определится его прямое достоинство, такое и место получит, и соответственную ему сумму или благ, или казней. Вот что пожнет и целую вечность будет жать.

«Бог всяческих над всем назирает; не думайте, чтобы не знал Он, что делается. Но знайте, что жатва будет соответствовать посеву; что посеешь, то и пожнешь» (блаженный Феодорит). «Бог знает сердца ваши, не безызвестны Ему силы и способы ваши. Правдоподобное извинение себя может удовлетворить человека, Бога же обмануть оно не может» (блаженный Феофилакт).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Глава VI

О различных особенных обнаружениях христианской любви (1–10). Заключение к посланию (11–18)

Гал.6:1–10. При обращении грешника на истинный путь нужно действовать в духе кротости. Следует также заботиться о своих ближних в их нуждах и неудачах, снисходя к их недостаткам, в виду того, что каждый из нас также имеет свои грехи. Нравоучительный отдел заканчивается новым призывом к деланию добра людям.

Гал.6:1. Братия! если и впадет человек в какое согреше­ние, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушен­ным.

«Впадет» – нечаянно, неожиданно для самого себя, по увлечению со стороны (προληφθῆ – точнее: «будет захвачен»). – «Духовные» – οι πνευματικοί, т. е. такие христиане, в которых Дух Св. наиболее проявил Свою силу, в которых Он стал руководящим началом жизни, тогда как в массе христиан по прежнему еще сильно влияние плоти (ср. 1Кор.3:1–3). Это те люди, которых Ап. называет «совершенными» (1Кор.II,6; Фил. III,15), «сильными» (Рим.15:1). – «Чтобы не быть искушенным», т. е. чтобы не впасть в грех. Проступок брата для «духовного» человека должен, следов., служить предостережением, напоминать ему о его собственной слабости, а это воспоминание заставит его мягче относиться к согрешившему…

Гал.6:2. Носи́те бремена друг друга, и таким образо­м исполните закон Христов.

Не только грех брата, но и всякая тяжесть («бремена»), какая чувствуется нашими братьями, должна и нами чувствоваться как бы угнетающая нас самих. Поэтому мы должны помогать брату нести его тяжесть, под которою нужно разуметь все, что удручает человека, с чем он не может сам справиться, – и духовные, и материальные его невзгоды. К такому широкому пониманию слова «бремена» побуждает и заключение стиха: «таким образом исполните закон Христов» или заповедь Христа о любви, в которой собственно и состоит существо закона Христова (Мф.22и сл., Ин.13:34). Исполнение закона Христова Ап. и теперь уже видит со стороны Галатов, но это исполнение еще несовершенное. Оно будет совершенным только со временем (αναπληρώσετε – от αναπληροῦν ­ исполнять в совершенном виде, в противоположность к πληρουρν ­ просто исполнять. У Галатов еще, след., нельзя констатировать αναπληροῦν, а только πληροῦν). Это совершенное исполнение закона Христова возможно только тогда, когда Галаты будут всегда помогать братьям носить их «бремена».

Гал.6:3. Ибо кто по­читает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

Ап. призвал христиан носить бремена «друг друга». Последними словами он дал понять, что у каждого есть бремена, тягости, сознание своих недостатков и самые эти недостатки. Но есть люди, которые слишком о себе думают (на это указывает выражение «почитать себя чем-нибудь» ср. 1Кор.3:18, 10:12, 14и особенно 1Кор.8:2). Подобный человек, поелику он на самом деле – ничто, только обманывает сам себя, совсем себя запутывает в мыслях (φρεναπατᾶ), и он уже не в состоянии правильно отнестись к удрученному брату, послужить ему.

Гал.6:4. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь по­хвалу только в себе, а не в другом,

Вместо того, чтобы услаждаться своими мнимыми достоинствами, христианин должен скорее исследовать свое поведение («свое дело» или делание). – «Тогда будет иметь похвалу..». Перевод неточный. Точнее: «тогда будет иметь повод хвалиться только в отношении самого себя, а не в отношении другого». Мысль у Ап. такая. Мы часто хвалим себя только потому, что видим непохвальные поступки других. Между тем оценивать себя с такой точки зрения – неправильно. Нужно испытать самого себя, узнать все свои силы и способности и подумать, воспользовались ли мы этими способностями как должно. Тогда и окажется, что нам и хвалиться-то нечем, что мы скорее должны просить у Бога прощения в том, что пренебрегли Его дарами.

Гал.6:5. ибо каждый по­несет свое бремя.

Здесь основание или побуждение к самоиспытанию. Нужно обращать серьезное внимание на свое поведение, потому что результаты своего земного делания каждый из нас понесет в другую жизнь, пред престол Вечного Судии (ср. Откр.14:13; 2Кор.5:10, Мф.5и сл.). При этом Ап. для обозначения понятия «бремени» берет уже не то слово, какое он употребил в Гал.6:2. Там стоит слово τά βάρη, которое означает всякую тяготу, откуда бы она ни приходила и как бы долго ее ни приходилось нести. Здесь же поставлено слово φορτίον, которое означает тяжесть, какую на себя кто либо нагружает или позволяет на себя возложить, чтобы нести ее к определенной цели. Действия, какие совершены самим человеком здесь, в земной жизни, есть такая тяжесть, которую он уже сам, а не другие должен нести в течении жизни и за ее пределами (напр. за развратную жизнь человек часто платится болезнью, которую с ним уже никто разделить не может)…

Гал.6:6. Наставля­емый словом, делись всяким добром с наставля­ю­щим.

Гал.6:7. Не обманывайтесь: Бог по­ругаем не бывает. Что по­сеет человек, то и по­жнет:

Против этого положения Апостола иудействующие, по-видимому, немало восставали и вооружали Галатов, позволяя себе насмехаться (μυκτηρίζεσθαι – по-русски, не точно: «поругаться» – в выражении: «Бог поругаем не бывает»). Вместо того, чтобы говорить о себе, Ап. говорит о Боге, что над Ним нельзя насмехаться, как это делали иудействующие, насмехавшиеся, собственно, над Павлом. Таким образом, Апостол хочет сказать, что порядок, существующий в Церкви, есть воля Самого Бога. Бог, также, печется о том, чтобы человек всегда пожинал то, что посеет; здесь на земле, от известного семени получается такое же семя.

Гал.6:8. сеющий в плоть свою от плоти по­жнет тле­ние, а сеющий в дух от духа по­жнет жизнь вечную.

Теперь Ап. говорит не о том, что сеется, а о почве, в которую бросаются семена. От различия почвы зависит и различие получаемой жатвы. Кто бросает семена «в плоть», т. е. заботится о плоти, тот от этой почвы получит только тление. Напротив, кто сеет «в дух», на почве духа, тот получит от духа вечную жизнь, так что общее правило, приведенное в конце Гал.6:7, здесь оказывается также приложимым. Ап. хочет этим сказать, что кто употребляет свое имение только для улучшения собственного благосостояния (Рим. 13:14), кто равнодушно проходит мимо нуждающихся братьев, тот не получит ничего, кроме того что может дать та почва, на которую он употребляет свое достояние, т. е. ничего кроме тления (ср. Кол.2:22; 2Пет.1:4, 2:12, 19). Тот же, кто, напротив, свое земное стяжание употребляет на благо общества, и именно на благо духовное, тот, – конечно, не от денег, а от Духа, на служение которому он отдал себя, – получит вечную жизнь (ср. Мф.6:19–24, 19:21).

Гал.6:9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время по­жнем, если не ослабеем.

«Да не унываем» – точнее: «не станем оставлять его». Человеку иногда приходится уставать под бременем принятого им на себя долга делания добра ближним. Но он должен скорее стряхнуть с себя чувство такой усталости.

Гал.6:10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче сво­им по вере.

Христианин должен благотворить всем людям, но все таки прежде всего тем, кто родствен ему по вере.

Гал.6:11–18. В заключение послания Ап. еще раз произносит горькую жалобу на своих противников – иудействующих, – и потом объявляет, что для него лично крест Христов – есть единственная гордость его жизни.

Гал.6:11. Видите, как много написал я вам своею рукою.

Апостолу хотелось, чтобы Галаты как можно яснее представляли себе его лицо (ср. Гал.4и Гал.5:2). Поэтому он, в противность своему обыкновению – пользоваться при написании посланий услугами писцов, которым он диктовал послания, теперь взялся за перо сам и написал довольно большое послание и притом очень большими буквами («как много» – точнее: «какими большими письменами» πηλίκοις γράμμασιν). Почему он писал «большими письменами» – неизвестно. Может быть, он плохо видел и у него болели глаза5, так что он не мог писать мелко, а может быть и для того, чтобы придать особую важность этому посланию.

Гал.6:12. Жела­ю­щие хвалиться по плоти при­нуждают вас обрезы­ваться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

Гал.6:13. ибо и сами обрезыва­ю­щиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы по­хвалиться в вашей плоти.

Павел не может забыть, что в то время как он находится вдали от Галатов, их соблазняют иудействующие; чтобы предостеречь читателей от них, он говорит здесь, что эти лжеучители, которые все свое достоинство основывают на своих плотских иудейских преимуществах (Рим.2:28; Еф.2:11; Фил.3и сл.), – которые не имеют значения для нравственной и религиозной жизни, сфера которой есть дух, – принуждают Галатов обрезываться, в тех видах, чтобы освободиться от преследований неверующих Иудеев, для которых крест Христов являлся соблазном (Гал.5:11; 1Кор.1:23). Самый закон, его внутреннее содержание для таких людей значения не имеет: они и не соблюдают его многочисленных предписаний. – «Обрезывающиеся». Почему Ап. употребляет об иудаистах настоящее время? Ведь они были уже обрезаны давно (ср.Гал.5:12)? Он хочет этим сказать, что обрезание составляло для них нечто вроде догмата, который они постоянно проповедовали: это были люди обрезания (Гал.2:12). – «Похвалиться в вашей плоти», т. е. обрезав вас, они будут ссылаться на это, как на доказательство своей преданности закону Моисееву. А это могло им пригодиться, когда бы неверующие Иудеи стали их упрекать в том, что они веруют во Христа. Эти люди, так сказать, хотели застраховать себя от преследований за веру во Христа, взяв патент на «благонадежность».

Гал.6:14. А я не желаю хвалиться, раз­ве только крестом Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

Гал.6:15. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

Ап. не принадлежит к разряду таких, ищущих расположения мира, людей. – «А я не желаю» – точнее: «да не будет со мною того, чтобы»… Тогда как те ищут себе славы, стараясь на большее число язычников наложить печать иудейства, Апостол единственным предметом своей гордости считает крест Христов, который в то же время есть и его крест: он сам пережил и перечувствовал то, что пережил и перестрадал Христос на кресте (Гал.2:19). И как для Христа Его отношение к узким границам иудейской национальности прекратилось со смертью на кресте, так и для Павла, который участвует в этой смерти. Через распятого Иисуса мир для Павла и Павел для мира – умер. Что Ап. действительно умер для мира – это совершенно верно, потому что теперь, в настоящее время, уже не имеет значения ни обрезание, ни необрезание: существуют только новые «творения», созданные во Христе для новой, вечной, жизни (ср. 2Кор. V:17).

Гал.6:16. Тем, которые по­ступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Кто держится одинакового с Апостолом образа мыслей, тем он посылает свое благословение. – «И Израилю Божию», т. е. истинному Израилю, который, действительно, может назваться народом Божиим. Под этим «Израилем» всего естественнее разуметь христиан из Иудеев, в которых продолжает свою жизнь Израиль как народ Божий (Рим.11:1–8, 9:27–29; Фил.3ср. толк. Ефрема Сирина, Амвросиаста, которые именно так понимали это выражение).

Гал.6:17. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Го­с­по­да Иисуса на теле моем.

«Впрочем» – правильнее: «от остального» Израиля (τοῦ λοιποῦ) «никто не должен мне приготовлять труды и обременение». Ап. не хочет, чтобы остальные, отшатнувшиеся от Бога, израильтяне вмешивались в его дела и ставили ему преграды на его пути. – «Язвы Господа Иисуса» – по Тишендорфу и др. новым изданиям: «язвы Иисуса». Под «язвами» (τα στίγματα) нужно разуметь собственно знаки на теле, сделанные каким-нибудь режущим инструментом или каленым железом. По древнему общему мнению толкователей, Ап. называет так оставшиеся на его теле рубцы от причиненных ему, во время гонений на него со стороны Иудеев, ран (2Кор.11:24, 25). Он называет их «язвами Иисуса», потому что представляет себе Христа как Богочеловека Иисуса, подвергающегося бичеванию и ударам воинов на суде у Пилата (Мф.27:26, 30; Ин.19:1, 3), и потому что рассматривает свои собственные страдания как участие в страданиях – Иисуса (Фил.3:10: Кол.1:24)… «Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина, вышедшего из строя, стал ли бы обвинять его в трусости и предательстве, когда этот на самом теле своем носит доказательства своего мужества? Так же, говорит, должно судить и обо мне… Мои раны представляют доказательство сильнее слов и обширнее этого послания» (Златоуст).

Гал.6:18. Благодать Го­с­по­да нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Ап. в послании сказал немало неприятного для читателей. Как бы покрывая любовью своею все их проступки и желая показать, что он не гневается на них, он шлет им приветствие такое же, какое обычно прибавляет в своих посланиях и называет их «братьями».

Что значит: «Бог поругаем не бывает»?

Бог учит постоянно. Вот и этим уроком от Него — хочу поделиться с вами. На днях одно событие побудило задуматься над такими словами «Бог поругаем не бывает». Иногда человек думает, что очень хорошо знает свой вопрос, но он не может знать того, что известно одному лишь Богу. Зато выводы делать человек пытается,- конечно исходя из того, что ему открыто (или неоткрыто). Вот так и получается, что в человеческих глазах, на основе подобных узких выводов, Бог вдруг, может оказаться неправ. Часто, где-то на долю секунды, закрадываются едкие сомнения — что, можно было Богу сделать все иначе… И если человек не бодрствует и не разбирается с сомнением, то человек попадается во власть греху против Бога. И в итоге, у некоторых людей, даже на всю жизнь может остаться твердое убеждение, что Бог сделал что-то не так.

Такие сомнения неисключены, но важнее знать, как с ними бороться. Вот эти уроки — и можно получить только от Господа. В моем случае, когда я стала думать про обиду на Бога, вспомнились слова «Бог поругаем не бывает». Но какой смысл носит слово «поругаем»? Оно вроде понятное, а вроде — не совсем? Pугать кого-то за что-то, значит — выставить виновным, ошибающимся, поступающим неправильно. Я повторяла эти слова очень часто и в контексте не понимала их значение. Но чтоб поразмыслить над ними — не приходилось. После того, как я представила себе за что ругают человека, то понятным стало, что Бога, по тому же принципу, обвинить невозможно. А когда обратилась к Галатам 6 7-8, то получила подтверждение, где и сказано следующее:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.»

И в моем сердце отозвалось то, что что происходит в моменты, когда мы допускаем мысли о несправедливости Бога. Происходит Его посрамление и постыжение нами же, хоть нам и было сказано «не обманывайтесь» по этому поводу, ведь Он поругаем (посрамлен, унижен, не прав) — не бывает.

Недоверие Богу, обвинения Бога в обиде на Него — это хула на Бога. Многие ли знают это?.. Но Бог учит это понимать на простых ситуациях, если мы желаем и ищем быть Им наставленными. Бог явил Свою любовь к нам, являет Свою заботу о нас, учит нас, обличает, вразумляет, наставляет, увещевает и т.д.. — воспитывает нас, как мы заботимся и воспитываем своих детей, день изо дня. Если мы покорились Богу — то Христос в нас, и мы водимы Богом и есть Божьими детьми. А если человек сам по себе и сам решает как ему верить и у кого из людей учиться — то он еще не Божье дитя.

«Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7)

«Бог поругаем не бывает»?
Источник: http://otkrowenie.com(Гал.6:7)

Как эту фразу понимают наши современники?

Ольга Лебединская, 39 лет, госслужащая:

— Мне кажется, сама эта фраза говорит за себя: не пытайтесь перехитрить Бога. То, что Он долготерпелив и многомилостив, совершенно не означает, что мы можем творить беззаконие и преступать/попирать Божьи законы, надеясь остаться безнаказанными. Рано или поздно Бог спросит с нас за все. Нельзя творить беззаконие, прикрываясь именем Бога.

Илья Мороз, 28 лет, архитектор:

— Всё, что бы мы не говорили о Боге, показывает то, что внутри нас, но оно никак не влияет на Бога и Его сущность.

Марьяна Косточка 38 лет, уставщик:

— Бог совершенен, и никакой наш, даже самый тяжкий грех, богохульство, не наносит вреда Богу. Вред грехом мы наносим только себе, подвергаем себя поруганию. Попрать, поругать Бога невозможно в Его совершенстве.

Эмилия Богатырёва, 79 лет, пенсионерка:

— Бог праведный, Он не может быть поругаем. Он вершит суд, а не кто-нибудь из смертных.

Вадим, 40 лет, предприниматель:

— Это говорит о том, что даже если мы делаем плохие поступки, всё равно Богу не навредим.

Святоотеческое толкование:

Эти слова св. апостол Павел написал в Послании к галатам около 57 года из Эфеса.

В Церковь галатийскую (Галатия – область в центре Малой Азии) вторглись иудействущие еретики, которые внушали христианам, что для спасения необходимо обрезание и соблюдение других установлений иудейской религии. Нестойкие галаты поддались этому лжеучению и оставили преподанное св. апостолом Павлом благовестие. Лжеучителя, смущавшие неопытных галатов, чтобы добиться своих целей, пытались подорвать апостольский авторитет св. Павла и даже насмехались над ним. По этому поводу и были сказаны слова: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал.6:7). Невозможно осмеять или обмануть Бога, Его Церковь и Его служителей. Каждому в свое время Бог воздаст по его словам и делам.