Bell uh 1 iroquois

«Незаменимый Ирокез»


Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Это одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения.
История UH-1 началась в середине пятидесятых годов, когда был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолёта, который должен был заменить поршневой Sikorsky UH-34 .

UH-34
Из предложенных проектов в 1955 г., была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолете предполагалось установить новый турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трех прототипов вертолета, с обозначением ХН-40, совершил полет 20 октября 1956 г. на заводском аэродроме в Форт-Уорт штат Техас.
В середине 1959 года первые серийные вертолёты модификации UH-1A оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. начали поступать на вооружение армии США. В войсках они получили обозначение HU-1 Iroquois (с 1962 г. — UH-1). Часть вертолётов была вооружена двумя пулеметами калибра 7.62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм.

В марте 1961 г. на вооружение был принят улучшенный вариант вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с.
Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг., при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР.
В начале 1965 г. UH-1B в серийном производстве был заменен новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. На вертолете был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C . Он мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлетном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259км/ч.

Вскоре после принятия на вооружение новые вертолёты были отправлены во Вьетнам. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сформированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла задача изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспортных вертолетов. Через год роту перебросили в Таиланд, где она приняла участие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый боевой вылет на эскортирование транспортных вертолетов СН-21 «ирокезы» выполнили 3 августа.

5 января 1963 г. рота потеряла первую машину. В операции по высадке десанта в деревне Ап Бак принимали участие десять СН-21 и пять вооруженных «хью». Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южновьетнамскую пехоту. Первая волна достигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на полтора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепятственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины получили попадания пуль. У одного «Ирокеза» отстрелили лопасть несущего винта, он разбился, экипаж погиб.


По опыту боевых действий шло непрерывное совершенствование «Ирокеза», появлялись новые модификации, с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями.
UH-1D отличался от всех своих предшественников увеличенным до 6.23 м.куб. объемом кабины. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолет оснащался двигателем T53-L-11 мощностью на валу 820кВт.

Для Корпуса морской пехоты США (US Marine Corps) была создана модификация UH-1E. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 г. по лето 1968 г. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций.
По сравнению с армейской авиацией, Корпус морской пехоты имел относительно не много боевых вертолётов. Весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Вначале это были не вооруженные поисково-спасательные машины. Но вскоре развитие тактики поисково-спасательных операций привело к появлению специальных вооруженных машин. «Ирокезы» Корпуса морской пехоты зачастую выполняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использовались так же, как и армейские вертолеты. Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейских машин, на морских «ирокезах» пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели с двумя пулеметами М-60.
«Ирокезы» с июня 1963 г. стали поступать на вооружение легких аэромобильных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки.
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних «ирокезов» там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индокитае только «ирокезов» больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира — порядка 2500.
Широкую известность получили эскадрильи «воздушной кавалерии». В эскадрилью входило три взвода: разведывательный, огневой поддержки и транспортный. На вооружении первого состояли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1В, а третий летал на UH-1D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в единых боевых порядках.
Для повышения грузоподъемности с вертолётов зачастую демонтировались кресла и двери, а также вспомогательное оборудование, без которого можно было обойтись в полёте. Снималась также бронезащита, которую экипажи считали бесполезным балластом. По мнению пилотов, главной защитой являлись скорость и манёвренность вертолётов. Но повышение лётных характеристик не могло гарантировать неуязвимости.
О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых «ирокезов». При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.
Очень скоро «Ирокез» стал «рабочей лошадкой» аэромобильных подразделений, американцы перешли от использования винтокрылых машин в составе мелких подразделений (взвод — рота) к формированию вертолетной дивизии. В середине февраля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи «воздушной кавалерии» полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11 или «ТОУ») и 18 транспортных UH-1D.


В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота «следопытов». Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона «воздушной кавалерии», UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D. Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспортным в боевых вылетах составляла сначала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.

Самой совершенной модификацией используемой во Вьетнаме стал UH-1H с двигателем Avco Lycoming T53-L-13 мощностью на валу 1044 кВт. Поставки его начались с сентября 1967 года.
Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков «Хью». Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации UH-1B легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных, а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки — при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, двенадцати. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты серьёзную броню. Часто летчики в боевой обстановке загружали своих «коней» по принципу «лезь, пока есть место». В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной причиной не боевых потерь стали рефлекторные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, зацепив лопастью несущего винта телеграфный столб. Машина разбилась.

«Ирокез» стал, пожалуй, наряду с «Фантомом» и Б-52 наиболее узнаваемым символом Вьетнамской войны. Всего за 11 лет войны в Юго-Восточной Азии по официальным данным вертолеты армии США совершили 36 млн. вылетов, налетав 13,5 млн. часов, зенитным огнем была повреждена 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий— 1:18 000. Впрочем, значительная часть боевых потерь попала в графу «лётные происшествия».
Например, если подбитый вертолёт садился на своём аэродроме, где благополучно сгорал, то он не учитывался как сбитый. То же происходило со списанными машинами, которые сумели вернуться, но не подлежали восстановлению.

Из-за уязвимости вертолётов огневой поддержки UH-1В, которые несли большие потери, была начата программа создания на его базе специализированного ударного АН-1 «Кобра», который имел гораздо лучшую защиту. «Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового оружия и в особенности крупнокалиберных пулемётов, составляющих основу системы ПВО Вьет-Конга.
Несколько сотен вертолётов было передано Южному Вьетнаму, эти машины вплоть до самых последних дней активно использовались в боях. Когда крах сайгонского режима стал неотвратим, они использовались для бегства из страны.
Южновьетнамский «Хьюи» сталкивают за борт корабля, чтобы освободить место на палубе
Значительная часть вертолётов переданных американцами Южному Вьетнаму, досталась после падения Сайгона в качестве трофеев армии ДРВ. Где они активно использовались до конца восьмидесятых.
После успешного дебюта во Вьетнаме, «Ирокезы» очень широко распространились по всему миру. Часто бывшие в употреблении вертолёты передавались «проамерикански» ориентированным странам в рамках военной помощи. Было экспортировано более 10000 вертолётов. В Японии и Италии их выпускали по лицензии, в общей сложности построено около 700 машин.
В начале семидесятых, на базе UH-1D для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) была создана двухдвигательная модификация UH-1N. Силовая установка вертолета PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC) состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг. В случае неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или непрерывной работы соответственно.
Это техническое решение позволило повысить безопасность полёта и выживаемость машины в случае повреждения одного двигателя.
Примерно в тоже время была создана гражданская версия вертолёта. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием.
8 вертолетов Model 212 в 1979г. были поставлены Китаю. Вертолеты Model 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta.
Вертолёты семейства UH-1 в армии США были постепенно вытеснены более грузоподъёмным и скоростным Sikorsky UH-60 Black Hawk.
Но КМП США не торопился отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя машины.
На палубах универсальных десантных кораблей компактные «Ирокезы» занимали места гораздо меньше.
Для замены стареющих UH-1N на фирме Bell Helicopter Textron, в начале 2000-х были начаты работы по созданию новой модификации вертолёта. Программа модернизации вертолёта велась параллельно с работами по вертолёту AH-1Z King Cobra.
Новая модификация «Хью» получила обозначение UH-1Y Venom.
На вертолёте установлен четырёхлопастный несущий винт из композитных материалов, 2 ГТД General Electric T700-GE-401, увеличен размер фюзеляжа для дополнительного БРЭО, установлен новый комплект БРЭО, включающего GPS и систему цифровой картографии, установлены новые системы пассивного и активного радиотехнического противодействия. Значительно расширен диапазон применяемого вооружения. Пассажировместимость увеличилась до 18 человек, а максимальная скорость до 304 км/ч. Серийное производство UH-1Y начато в 2008 году.

Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Хью» и «Суперкобр», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка UH-1Y на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами огневой поддержки AH-1Z King Cobra, что значительно упростит техническое обслуживание.
Тенденция к вымыванию из боевого состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52 и военно-транспортный С-130. Простые, привычные и надежные «Хью» тоже стали таким оружием.
С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16000 шт. UH-1 различных модификаций. Машины этого типа применялись более чем в 90 странах. Значительная их часть находится в лётном состоянии до сих пор. Учитывая запуск в производство новой модификации, нет никакого сомнения, что эти вертолёты будут подниматься в воздух ещё несколько десятилетий.
По материалам:

Вертолет UH-1 Iroquois. Фото. Видео. Характеристики.

США, Япония, Тайвань, Германия и Италия

Тип: вертолет общего назначения и непосредственной поддержки

Вместимость: пилот и до 14 пассажиров (модификация UH-1H)

Семейство вертолетов Bell UH-1, построенное со времени окончания Второй мировой войны в большем количестве, чем любой иной военный летательный аппарат, их эксплуатировалось в ВВС различных стран больше, чем других типов. Создан на базе прототипа ХН- 40, который был построен компанией «Белл» в ответ на потребность Армии США в вертолетах общего назначения и для эвакуации раненых. Первый серийный вертолет HU-1A, это обозначение он получил позже, поступил в эксплуатацию в конце 1950-х годов. В 1961 году компания «Белл» доработала конструкцию и создала вертолет модель 205, применив более длинный фюзеляж и мощный двигатель.

В результате вертолеты UH-1D/H стали самыми популярными у военных — они оставались в производстве до 1986 года. Только в Армию США было поставлено 2008 вертолетов модификации D. Основа аэромобильных частей во вьетнамской войне — вертолет «Ирокез» (Iroquois) во время войны вооружался также различными с пулеметами, как неподвижными в подвесных контейнерах, так и управляемых вручную неуправляемыми, а также использовался в роли вертолетной артиллерийской батареи.

Среди дальнейших модификаций были вертолеты, оснащенные двумя двигателями для военно-морских сил, противолодочными РЛС для поиска на море, а также очень увеличенный вертолет для транспортировки 17 солдат — исходный UH-1A мог разместить только шестерых. Все еще широко эксплуатирующийся сегодня вертолет Bell UH-1 в его многочисленных модификациях, несомненно, будет играть важную роль в вооруженных силах и в XXI веке. Большое количество освободившихся с военной службы вертолетов «Ирокез» было продано частным заказчикам в основном в США, где они выполняют самые разнообразные работы.

Техникой, которая в первую очередь ассоциируются с войной во Вьетнаме, является американский вертолет Bell UH-1 Iroquois (Ирокез). В свое время вертолеты очень хорошо показали себя в Корее. Это заставило американское командование обратить на них особое внимание.

UH-1 Iroquois фото

В начале 50-х годов был проведен конкурс по созданию легкого многоцелевого вертолета с возможностью установки пулеметного и ракетного вооружения. В 1955 г. оптимальным вариантом был признан проект фирмы Bell Helicopter Company.

Первый прототип (Model 204) был оснащен турбовальным двигателем Lycoming T53. Первый полет опытного образца состоялся 20 октября 1956 г. в Форт-Уорте (штат Техас). Армейский вариант обозначался как HU-1 Iroquois (впоследствии UH-1). В серийное производство пошли вертолеты UH-1A с двигателем Lycoming T53-L-1A (770 л. с.).

Двигатель Lycoming T53

Bell UH-1 Iroquois – это вертолет классической одновинтовой схемы с двухлопастным несущим винтом и двухлопастным рулевым винтом. Конструкция фюзеляжа полумонококовая, состоящая из двухместной кабины пилота, грузового отсека и хвостовой балки. Функции приспособления для посадки выполняют стальные лыжи. Силовая установка расположена в верхней части фюзеляжа и состоит из одного или двух двигателей в зависимости от модификации вертолета. Топливная система состоит из двух баков (625 л.), которые располагаются за кабиной пилотов. Вертолет может нести пулеметное и ракетное вооружение.

Со временем появлялись новые модификации данной машины. В 1961 г. в армию стали поступать UH-1B, на которых был установлен двигатель T53-L-5 (960 л.с.). В 1963 г. корпус морской пехоты США получил вертолеты UH-1E, которые оснащались более современным радиооборудованием. В 1965 г. появилась новая модификация машины, UH-1C, которая отличалась усовершенствованной конструкцией несущего винта. UH-1D отличался новой конструкцией фюзеляжа, позволявшей увеличит объем грузовой кабины. С 1965 г. предпринимаются попытки установить на UH-1 два двигателя. Результатом стала модификация UH-1N с двумя двигателями Pratt&Whitney PT6T-3 (общей мощностью 1800 л.с.). «Ирокез» является одним из самых массовых вертолетов в истории американской авиации, всего было построено более 8000 единиц. Машина экспортировалась и производилась по лицензии за рубежом.

Двигатель Pratt&Whitney PT6T-3

Спектр применения данного вертолета очень широкий, он активно использовался в армейской и гражданской авиации разных стран. Он засветился во многих военных конфликтах, как вертолет десанта и огневой поддержки.

Схема

Технические характеристики Bell UH-1:

  • максимальная взлетная масса 4309 кг;

  • максимальная скорость 238 км/ч;

  • практическая дальность 615 км;

  • практический потолок 3505 м;

  • полезная нагрузка 1361 кг (или 8 полностью экипированных солдат).

UH-1 Iroquois
Назначение: многоцелевой вертолёт
Первый полёт: 22 октября 1956 года
Принят на вооружение: 1959 год
Всего построено: 16000
Производитель: Bell Helicopter Textron
Модификации: UH-1N Twin Huey, Bell 204/205, Bell 212, Bell 214, UH-1Y Venom
Габариты
Диаметр несущего винта: 14,63 м
Диаметр рулевого винта: 2,59 м
Длина фюзеляжа: 12,77 м
Высота: 4,42 м
Основные массы
Пустой: 2363 кг
Максимальная взлётная 4310 кг
Масса груза на внешней подвеске: 1759 кг
Внутренний запас топлива: 840 кг
Силовая установка
Количество, тип, марка: 1 х ГТД, Textron Lycoming T53-L-13
Лётно-технические характеристики
Экипаж: 1-4 чел.
Пассажиров: 14 чел.
Крейсерская скорость: 204 км/ч
Максимальная скорость 222 км/ч
в горизонтальном полёте:
Дальность полёта практическая: 511 км
Статический потолок: 4145 м
Динамический потолок: 5910 м
Максимальная скороподъёмность: 7.6 м/с
Вооружение
Подвесное M60С, M2HB, M134
стрелково-пушечное:
Управляемое ракетное: AGM-22, BGM-71 TOW
Неуправляемое ракетное: 7-зарядные или 19-зарядные 70 мм ракетные блоки

Упоминаемые персонажи в «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля»

В статью заносятся персонажи, упоминаемые в диалогах и текстах в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля.

Ну что, подождём ещё чуть-чуть, для гарантии?

Редактор продолжает работу над этой статьёй, но временно отошёл попить чаю. Пожалуйста, не спешите с собственными правками.

Бентер

Бентер — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Возможно, учёный.

Биография

Об этом персонаже практически ничего неизвестно, он упоминается только в тексте задания:

«…Коллега Бентер хочет попытаться приготовить нечто съедобное из местной фауны…».

Из текста задания «Достать кабанью ногу»

Бугай

Бугай — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Возможно, одиночка.

Известно только то, что он вместе с Кротом и его «ко» искал и исследовал заброшенные подземные помещения. Впервые упоминается после задания «Оказать помощь раненому сталкеру», после выполнения которого в КПК игрока появляется запись:

Серый — Лису: «Один знакомый попросил встретить группу сталкеров, раскопавших тайник Стрелка, я буду на Свалке, если что — подходи.».

КПК Меченого

После он упоминается в описании задания «Получить информацию о Стрелке»:

Бугай пишет Серому: «Крот и ко раскопали тайник Стрелка на «Агропроме», сходи, узнай, что там и как.». Серый — Бугаю: «Всё равно они будут идти после этого в Бар, я их лучше на Свалке подожду на дороге.».

КПК Меченого

Интересные факты

Возможно, раньше он был реализован вместе с другими сталкерами и отстреливался от военных в НИИ «Агропром».

Ворпал

Ворпал — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Возможно, военный.

Известно только то, что он прочёсывал Деревню новичков.

«На чердаке тайник, узнал от Ворпала. Наши разведку местности проводили. Проверим.».

Описание тайника «Тайник Ворпала»

Выдра

Выдра — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Возможно, одиночка.

Информация об этом сталкере черпается только из текстов:

Да грустно всё как-то. Тут на днях Выдра ни за что пропал, прямо не верится… А, ты ведь о Выдре и не слышал, наверно, ни разу? Ну, это ж прямо профессор был… Уж на что опытные сталкерюги есть, только всё равно их Зона забирает… Выдра неделю назад на «Выжигателе» накрылся. Ну, если б новичок, желторотик безголовый — оно бы и понятно, а он-то ведь который год уже сталкерил. Ещё у Стрелка в команде, говорят, побывал. И на тебе…

Из разговора с одиночкой

Возможно, это также касается Выдры:

Ты мне вот что скажи, сталкер: отчего у вас, одиночек, иногда крышу рвёт? Нормальной дисциплины, что ли, не хватает? Один вон на той неделе решил за «Выжигатель» сходить. И бывалый, говорят, был… Так мозгов и проще лишиться можно: ствол в рот — и на спуск!

Из разговора с долговцами

Это также может иметь отношение к Выдре:

1: Черт меня дернул пойти на Радар, еле проскочил — ещё немного и был бы ещё один экспонат с разжиженными мозгами.
2: Четверо бандитов окружили меня как маленького, и я хорош — прохлопал засаду. Меня спасла их болтливость и жадность, вместо того чтоб меня изрешетить, они выскочили и захотели меня предварительно раздеть — позарились на костюм. Это была их последняя ошибка, но один все-таки меня задел, эх — старею…
3: Посланник Стрелка к моему приходу уже не дышал. Да, с тремя кровососами не каждый справится, а этот уложил четверых и еще несколько кровавых следов уходят в разные стороны. Единственная информация бывшая при нем — это код двери (19840519), но от какой, пока не представляется возможность узнать.

4: Перехватили вояк, которые шли на Радар. Документов и приказов у них не было, но по крайней мере затарились боеприпасами. Положу пока своего Бульдога 6 в подвальчике, потом заберу.

Информация из КПК Угрюмого

Гризли

Гризли — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Наёмник, имел комбинезон наёмника и Волкер П9м.

Известно только то, что он погиб на Свалке в железнодорожном туннеле.

«На Свалке в железнодорожном туннеле за дизелем со всем своим барахлом накрылся Гризли. Жаль парня.».

Описание тайника «Вещи Гризли»

Дохляк

Дохляк — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Возможно, бандит.

Известно только то, что он погиб на Свалке, возможно из-за радиации, потому что рядом недалеко от его рюкзака зона с повышенной радиацией. Возможно, именно там он нашёл «Грави», который лежит в рюкзаке, а водка использовалась для лечения радиации.

«Говорят, Дохляк на Свалке скопытился, надо наведаться, хабар глянуть. А то желающих много набежит.».

Описание тайника «Рюкзак Дохляка»

Ирокез

Ирокез — упоминаемый персонаж из «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Группировка: «Долг».

Пошёл в очередной рейд и не вернулся. Любил обучать новичков и «на путь истинный наставлять»:

«Сейчас это место безопасно, сталкер, и мы стараемся поддерживать его в этом состоянии. Здесь народа всегда много: кто совсем поселился и дальше окрестностей не ходит, а кто к очередному рейду готовится. Вот жаль, Ирокез не вернулся — любил он перворазников вроде тебя на путь истинный наставлять.»

Долговец

Конфедерат

Конфедерат — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Возможно, одиночка

Известно только то, что он со своей группой отправился в рейд. Вместе они нашли много артефактов.

«Ха! Тут все на ушах стоят! Конфедерат со своей группой из рейда вернулся, артефактов притащили — мам дорогая! Конфедерат, конечно, молчит, не колется — ну, это как всегда, — а его ребята всё прикалываются: мол, на Юконские прииски смотались, намыли малёхо… Вот же гады!».

Из разговора с одиночкой

Из этого следует, что подобные рейды для этой группы достаточно частые.

Копчёный

Копчёный — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Возможно, долговец.

Известно только то, что он проник в X-18 и оставил там тайник. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

«В подземной лаборатории Копчёный всё сложил в сейфе. Место неплохое, ни у кого ключей от лаборатории нет. Одна напасть — камни вдруг ни с того ни с сего в воздухе летают, говорили, кого-то пришибли.».

Описание тайника «Тайник Копчёного»

В тайнике имеются комбинезон «Монолита» и «Ночная звезда». Откуда хозяин тайника взял этот комбинезон и откуда там артефакт (по описанию из энциклопедии в КПК, долговцы сдают все артефакты учёным, а этот явно не для них)?

Кривой

Кривой — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Долговец.

Известно только то, что он вместе с группой долговцев, в составе которой был Бром, отправился в вылазку в Тёмную долину. Вместе с Бромом прикрывал тыл основной группы. Упоминается в тексте задания «Найти оружие долговца»:

«…Всё же шло как и обычно. Была вылазка Тёмную долину, сели с Кривым в засаде прикрывать основную группу, а тут как услышал вой, такой ужас охватил…».

Текст задания «Найти оружие долговца»

Лихой

Лихой — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Возможно, бандит.

Известно только то, что он убит членами своей группировки за излишнюю болтливость. Знал место тайника в Деревне новичков.

«На чердаке тайник — узнал у Лихого. Он много языком ляпал, мы его и пришили.».

Описание тайника «Чердак в деревне»

Миклуха

Миклуха — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Свободовец.

Лидер «Свободы», проникший за «Выжигатель мозгов». Информация о нём черпается из диалогов:

«Миклуха нашёлся — главный свободовец. Все думали, на Большую землю подался, а он на самом деле как-то с малой группой сумел мимо «Выжигателя» пробраться. Вот это мужик!».

«Прикинь, наш Миклуха нашёлся! Живой, и ребята, что с ним были, тоже уцелели. Пробрались мимо «мозгостиралки», а потом месяц тут куковали, выбраться не могли!».

«Миклуха-то наш нашёлся, представляешь? Они с нашими ребятами через «мозговыжималку» прорвались и держались целый месяц.

«Ты понял, чё тут творится? Нет, ну я Миклуху теперь ещё больше зауважал! Это ж надо: в таком гуано четыре с лишним недели выдержать, да ещё из ребят никого не потерять!».

Из разговора со свободовцами

«В прежде недоступной зоне обнаружился один из отрядов «Свободы». Как они сумели пройти невредимыми, а потом выжить здесь несколько недель? Вообще в голову не укладывается. Похоже, мы недооценили этих ребят».

Из разговора с долговцем

Синяк

Синяк — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Бандит.

Об этом персонаже практически ничего неизвестно, упоминается только в тексте истории «Люк в рай»:

«…Втроём мы с Синяком’ и Цепой покойными…».

Из истории в КПК

«…Ну, Синяк мне типа, давай, пощупаем мозгляка, чё у него там?..»

Из истории в КПК

Подробнее можно узнать

Цепа

Цепа — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Бандит.

Об этом персонаже практически ничего неизвестно, упоминается только в тексте истории «Люк в рай»:

«… Втроём мы с Синяком и Цепой покойными…».

Из истории в КПК

«…Пока стоял-отряхивался, к нему Цепа сзади втихую подъехал и пол тыквы из шпалера снёс…».

Из истории в КПК

«…От Цепы с Синяком и оленя — хоть бы косточка…».

Из истории в КПК

Подробнее можно узнать

Швед

Швед — персонаж из S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля.

Известно только то, что он должен был участвовать в боях в «Арене». В его последнем бою должен был быть поставлен в пару со сталкером, который ему не нравится, что взаимно.

…Против тебя выступают два противника: первый — Швед, второго не помню как зовут. Их специально поставили в пару, они друг другу страшно не нравятся. Так что командной игры с их стороны можешь не боятся. Скорее, они друг друга подстрелят…

Арни

Судя по всему, Швед — это всего лишь нереализованная идея. На самом деле, в бою выступают два сталкера с рандомными именами, и определить, кто из них был бы Шведом, невозможно.

Примечания

  1. Только как его никто не заметил вместе с группой.
  2. Подробнее в этой статье.
  3. Возможно, Гризли был бандитом и в одночасье решив «выбить» сталкеров из тоннеля, которые там укрывались от первых, погиб в аномалиях.
  4. Куда именно — неизвестно. Возможно, Радар

Вертолеты Вьетнама: UH-1

Практически у каждой войны XX века был свой технический символ. Вторая мировая прошла под знаком танка, в Корее имели место первые серьезные схватки реактивных истребителей, а вот гражданская война в России немыслима без предельно простых, но убийственно маневренных и эффективных тачанок.

Были свои тачанки и во Вьетнаме — только на этот раз летающие и оборудованные по последнему слову техники. Речь, как вы уже, наверное, догадались, идет о вертолетах, вернее даже об одном вертолете — легендарном многоцелевом Huey UH-1 («Ирокез»). Несмотря на то что несколькими километрами выше действовали «Фантомы», «Интрудеры» и Б-52, а на земле сражались танки и бронетранспортеры, именно он стал настоящим символом американских злоключений в далекой азиатской стране. Виноваты в этом многочисленные документальные и художественные фильмы, которые создали практически непоколебимый стереотип: влажные непроходимые джунгли, кишащие насекомыми и вьетконговцами, а где-то там, в небе, звено «Ирокезов» с обязательными бортстрелками в открытых дверях и напряженными пехотинцами в десантных отсеках. Признайтесь — вы ведь десятки раз видели подобную картину, не так ли?

Будни апокалипсиса

По стопам зарубежного кинематографа пошла и отечественная компания G5 Software со своим проектом «Вертолеты Вьетнама: UH-1». За спиной у команды уже есть одна «винтокрылая» игра — забавный гибрид под названием «Ударная сила», где аркадный геймплей сочетался со сложнейшей летной моделью. Выглядело это странно — как если бы справа вы были негром, а слева белым.

Любите ли вы запах напалма так, как любим его мы?

«Вертолеты Вьетнама», по обещаниям, станут совсем другой игрой. Главной проблемой «Ударной силы» оказались маленькие уровни — проворным вертолетам на них было очень и очень тесно. Поэтому для нового проекта в G5 Software по спутниковым фотографиям и архивным картам создают огромное поле брани размером 6500 квадратных километров. Сражения на нем будут разворачиваться очень масштабные — по всем правилам настоящей войны и с участием разных родов войск.

Сюжет игры закручен вокруг известной операции в долине Иа Дранг. Тогда полк американской армии неожиданно напоролся на превосходящие силы противника и оказался втянут в изматывающий бой. Считается, что если бы не помощь вертолетов, в том бою никто бы не выжил.

Этот захватывающий эпизод войны игрок увидит глазами одного из пилотов, принимавших участие в битве. Перед нами последовательно развернутся все этапы злополучной операции: лихой десант, тяжелая блокада — и обязательный хэппи-энд в конце. Подход, надо сказать, очень спорный. С одной стороны, в «Вертолетах Вьетнама» будет цельная история — короткая и насыщенная. С другой стороны, мы не увидим других сражений той войны и не сможем полетать на более поздних модификациях UH-1.

Сильно расстраиваться из-за этого не стоит — умереть от скуки игра вряд ли даст. «Ирокез» не зря носит звание многоцелевого вертолета — в зависимости от поставленной задачи его оснащают как обычными пулеметами M-60 (ставят в дверных проемах), так и неуправляемыми ракетами на внешней подвеске. Поэтому и задания, которые ждут нас в «Вертолетах Вьетнама», можно поделить на три категории. Во-первых, это транспортные миссии — высадка пехоты, доставка различных грузов на линию фронта, возможно, эвакуация раненых. Во-вторых, нам регулярно придется поддерживать ведущие бой наземные войска. Наконец, третий вид миссий — удары по разнообразным объектам: автомобильным колоннам, катерам, бронетехнике, зданиям, укреплениям.

Спи спокойно, дорогой товарищ. А мы пока повоюем.

И все это — в очень напряженной обстановке. Под брюхом вертолета джунгли, где практически невозможно засечь противника, а вместо больших городов, которые так легко бомбить, здесь только маленькие деревушки из десятка хижин. Причем каждая такая хибара встретит посланцев далекой Америки шквальным огнем из карабинов, автоматов Калашникова и крупнокалиберных пулеметов. Кстати, любая пуля проходит через корпус UH-1 как нож сквозь масло, так что вероятность оказаться подбитым или просто потерять весь экипаж очень велика, особенно если действовать необдуманно и регулярно подставляться под выстрелы.

Впрочем, смерть в «Вертолетах Вьетнама» вряд ли наступит мгновенно — тщательно проработанная модель повреждений будет издеваться над машиной до победного. Даже выведенный из строя двигатель не сразу приведет к падению — при должном навыке можно совершить посадку на авторотации. Правда, смысла в этом, скорее всего, не будет никакого — побегать по джунглям с табельным оружием игроку не дадут, так что миссию придется переигрывать заново.

Несмотря на наличие главного героя, во время боя можно переключаться между всеми членами экипажа: двумя пилотами и двумя бортстрелками. В чем разница? Ну, например, левый пилот обладает эксклюзивной возможностью пуска ракет, а правый может поворачивать оружие (пулеметы) на внешних узлах подвески. Бортстрелки — ребята попроще: знай себе палят каждый в свою сторону.

Управляется вертолет по привычной схеме — есть яркая, как новогодняя елка, виртуальная кабина с интерактивными приборами. Тумблеры переключаются курсором мыши, индикаторы показывают разную ценную информацию. Для удобства большая часть функций панели (за исключением режимов пуска ракет, работы радиостанции и некоторых других мелочей) продублирована на клавиатуре.

«Ирокезы» на тропе войны

Билл пилотирует, Джимми расстреливает желторотых макак. Да здравствуют командный дух и демократия!

Очень интересной обещает быть и летная модель «Вертолетов Вьетнама». «Ирокез» оказался довольно сложной в управлении машиной, которая требовала от пилотов постоянного внимания и не прощала даже самых мелких ошибок — потерять контроль и рухнуть на землю в результате неудачного маневра на UH-1 было проще простого.

Не простят нам ошибок и в игре. Разработчики обещают учитывать ветер, который меняет силу и направление на разных высотах, реализовать эффекты «вихревого кольца» и срыва потока на лопастях — в общем, собираются усложнить жизнь игрока всеми возможными способами. К счастью, широкие народные массы могут избавиться от всего этого добра, воспользовавшись системой автоматического удержания высоты, — она сама подстроит шаг винта и обороты для поддержания заданной высоты. Наиболее хардкорные настройки летной модели можно просто отключить. Самых же слабых и ленивых ждет место бортстрелка — знай себе молоти по целям. Даже бесконечные патроны включить можно. Чтобы было еще веселее, зарядите в наушники рок потяжелее, благо игра поддерживает возможность создания собственных плейлистов.

Бомбежки напалмом — главный аттракцион игры.

Хотя самая лучшая музыка — это, конечно же, музыка боя. Тут вам и рев двигателя, и шум винтов, и взрывающиеся неподалеку снаряды, и главное украшение любой кабины — постоянно ругающаяся бортовая радиостанция. В отличие от большинства аналогичных игр, в «Вертолетах Вьетнама» не дадут руководить другими пилотами — вместо этого нам самим придется внимательно следить за приказами командира звена и целеуказанием наземных наводчиков. Будем надеяться, что актеры, отвечающие за озвучку, не подведут: «наговорить» качественный радиоэфир не так уж и просто.

Но еще более сложная задача — сделать качественную графику. В отличие от самолетов, вертолеты летают медленно и часто зависают на небольших высотах, откуда хорошо можно рассмотреть все детали карты. Плюс не забывайте, что в «Вертолетах Вьетнама» нас ждут джунгли — а это очень и очень сложный ландшафт. Пока о качестве картинки, выдаваемой движком Napalm Engine, можно судить лишь по скриншотам да показанному на последней КРИ ролику. И то, и другое выглядит симпатично, но, на наш взгляд, картинке несколько не хватает жизни. Как-то уж все однообразно и искусственно. Зато спецэффекты на высоте: травка зеленеет, краска блестит, дым клубится, любимый всеми напалм горит. Жаль только, что сами «Ирокезы» напалм применять не смогут — за них это будут делать поршневые штурмовики «Скайрайдер».

Ну и напоследок несколько слов о мультиплеере, вернее — об его отсутствии. Не стоит, наверное, ругать разработчиков за это, ведь причина вовсе не в лени или нехватке времени. Просто вертолетных сражений в небе Вьетнама не было, да и быть не могло.

* * *

Если у G5 все получится, «Вертолеты Вьетнама» могут стать одним из самых необычных симуляторов за всю историю жанра. Очень уж незаезженная тема: обычно ведь берут какой-нибудь боевой AH-64 и отправляют куда-нибудь в Ирак. У нас же — старый добрый Вьетнам и мало кому известный многоцелевой UH-1.

Будем ждать? Симулятор со здоровыми амбициями: историческая и техническая достоверность, качественный геймплей, полноценный сюжет и неплохая графика. И в то же самое время — дружественный к игрокам: при желании можно опуститься даже до уровня обычного тира.

Процент готовности: 70%

Совершив первый полет еще в 1956 году, этот маленький вертолет фирмы «Bell Helicopter Company» продолжает производиться и по сей день. Его суммарный выпуск превысил 16 000 экземпляров — потягаться с «Ирокезом» в этом может лишь российский Ми-8, появившийся примерно в те же годы и также выпускающийся поныне.

Вертолет был создан в рамках конкурса армии США на многоцелевую машину, объявленного в 1955 году, и начал поступать в строевые части в 1959 году. Почти сразу же первые «Ирокезы» отправились во Вьетнам, где быстро завоевали популярность военных. Первые машины были вооружены парой 7,62-мм пулеметов и двумя блоками НУРСов (16 70-мм снарядов). В траснпортной модификации, кроме экипажа (два человека), UH-1 мог поднять 6-7 солдат в полной экипировке или раненных. В дальнейшем увеличивались объемы кабины, мощность двигателя, совершенствовалось вооружение — неизменным оставалась надежность и популярность «Хьюи» — так неофициально его называли в войсках за первоначальную аббревиатуру «HU-1» (Helicopter Utility).

В итоге вертолет стал самым, пожалуй, распространенным символом войны во Вьетнаме, хотя повоевать ему и его потомкам довелось много где: UH-1 так или иначе попал более чем в 70 стран мира, на его основе выпускался первый в мире специализированный боевой вертолет Bell AH-1 Cobra.