Авианосец Минск где сейчас находится

Судьба «Минска»: как советский авианосец превратили в китайский луна-парк

Во времена СССР существовало целых два города с одинаковыми названиями, один — обычный, столица Беларуси, второй — огромный плавучий, способный вместить порядка 2000 человек команды и обслуживающего персонала парка авиатехники.

Фото: moremhod.info

В момент своего появления тяжелый авианесущий крейсер «Минск» был одним из самых совершенных кораблей советского ВМФ. Настоящий плавучий остров, начиненный самым совершенным оборудованием.

Судьба корабля сложилась трагически, сегодня он ржавеет на причале, став частью китайского парка развлечений, а по его палубам ходят «матросы», никогда не говорившие на русском языке.

Минчанин Александр Юрков, дед которого служил в Китае в морской пехоте, не так давно побывал на доживающем свой век корабле и помог 42.TUT.BY рассказать историю «Минска».

Почти авианосец

«Минску» довелось послужить всего 15 лет, для кораблей такого класса — совсем немного. Флаг ВМФ СССР был поднят на корабле 19 февраля 1978 года, а уже в 1993 году было принято решение о разоружении «Минска», его исключении из состава ВМФ России.

«Минск» не был полноценным авианосцем, он нес мощный комплекс противокорабельного, зенитного и противолодочного вооружения, а его авиагруппа была относительно небольшой. На крейсере базировались 18 вертолетов Ка-25 и 16 самолетов вертикального взлета и посадки Як-38.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!

Палубный штурмовик Як-38 оказался откровенно неудачным: его боевая нагрузка была небольшой, конструкция — сложной, а возможности по уничтожению надводных целей весьма скромными из-за малой дальности ракет Х-23 и Х-25.

А еще этот самолет был самым аварийным во всей советской авиации, однако благодаря уникальной системе катапультирования жертв было не так и много.

Некогда опасный комплекс П-500 «Базальт» в открытом пусковом контейнере. Вверху слева зенитно-ракетный комплекс «Шторм». Все оружие приведено в небоевое состояние.

Слабость авиации компенсировало мощное вооружение: противокорабельные ракеты П-500 «Базальт», способные поражать корабли противника на дальности до 550 км. Ракета оснащалась осколочно-фугасной боевой частью мощностью 500−1000 кг, или ядерной — 350 кт.

Продан за бесценок

С развалом СССР тысячи танков, самолетов и сотни кораблей стали разом никому не нужны. У новой власти не было денег не то что поддерживать в хорошем состоянии боевую технику, но и платить зарплату военным.

Фото: «АиФ» / Архив газеты «Владивосток»

В 1991 году назрела необходимость модернизации и ремонта «Минска», корабль готовили к переходу в Николаев на Черноморский судостроительный завод. Но денег так и не нашли, и спустя два года корабль был разоружен и выведен из состава ВМФ.

В Китае корабль стал частью развлекательного комплекса Minsk world.

Выставленный на торги крейсер купила южнокорейская компания Young Distribution Corp. всего за 4,5 млн долларов. Сумма была занижена в разы, ведь только стоимость цветного металла на корабле составляла более семи миллионов долларов.

Все посетители комплекса Minsk world могут познакомиться с характеристиками корабля.

Еще больше стоило секретное оборудование, которое никто не потрудился демонтировать. За рубеж попали РЛС обнаружения целей «Фрегат», автоматизированная система ПВО, системы ближней навигации и посадки самолетов, не сняты были даже станции управления стрельбой. На тот момент все это оборудование имело гриф «секретно».

Палуба «Минска» была покрыта особыми плитами, сделанными из специальных полимеров, которые несколько лет разрабатывали советские ученые.

Китайская матрешка и украинская чекушка

Авианосец долгое время был прикован к причалу на окраине Шэньчжэнь, где огромное судно потихоньку ржавело, доживало свой век, развлекая туристов. Сейчас, по информации посольства Беларуси в Китае, его перевезли в город Уси (провинция Цзянсу, возле Шанхая).

— Китайский менталитет таков, что работа по выходным — это почти табу, даже если работают на себя. Чтобы скоротать время, так как я был с рабочим визитом, решил осмотреть местные достопримечательности, — рассказывает минчанин Александр Юрков. — Местный язык мне не знаком, поэтому я сделал скриншот карты и просто показал его водителю такси, тот все понял.

Такую форму носят сотрудники развлекательного центра.

Местные рассказывают, что на территории развлекательного парка раньше была советская военная база. Но вероятно, это сделано для привлечения туристов.

Вход на крейсер предваряет наземная экспозиция, куда китайцы собрали самую разную военную технику.

Посетителям предлагают посмотреть на 152-мм гаубицу и зенитное орудие, которые не имеют никакого отношения к «Минску», равно как и макет вертолета Ми-8, а также ЗРК-75 и другой уже военный «металлолом», приобретенный некогда китайцами.

Любителям сувениров можно посетить универмаг «Москва» с ассортиментом известного AliExpress, сдобренного псевдорусским колоритом.

— Туристам предлагают матрешки, брелоки в форме патрона, подозрительного вида водку, название которой, кстати, было написано по-русски. Также продавались чекушки со спиртным украинского производства, — поделился Александр.

К кораблю ведет проржавевший понтонный мост, хорошо показывающий отношение к судну. Впрочем, ржавчина везде, и ее никто не спешит устранять.

— Во время прогулки по палубе я попал на представление актеров с винтовками, которое произвело неприятное впечатление. Форма выглядела грязной и неопрятной. Видно, у них это раз в два часа происходит. Отработали и скинули форму. Как человеку, который носил форму четыре года, мне было неприятно это наблюдать.

«Минск» просто огромный. Внутри — длинные коридоры и множество помещений, в которых легко потеряться, не понимая указателей на китайском. В каюте капитана стоят портреты Сталина и Ленина, висит мундир неизвестной принадлежности и разбросано множество других мелочей, не имеющих отношения к кораблю.

— За тобой на корабле никто практически не смотрит — персонала самый минимум, и те не говорят по-английски. Можно все трогать руками и ходить где хочешь. Самая большая опасность — заблудиться, корабль невероятно большой, настоящий город.

Главное «не осмамбся»!

За несколько десятков лет оригинальные надписи поистерлись, китайцы их обновляли как могли. Поэтому теперь авианосец украшают непонятные письмена на кириллице, расшифровать которые так же непросто, как египетские иероглифы.

Ради большей достоверности китайцы разложили фото неизвестных моряков в кубриках и даже письма, которые якобы они писали домой. По понятным причинам, прочитать их не удастся. Нет, не почерк плохой, просто писали их тоже китайцы.

— Во время прогулки зашел в боевую рубку, где располагается аттракцион, имитирующий морской бой. Когда торпеда якобы попала в корабль, двигался пол, трясло все, раздавались крики команды, но на китайском языке. Может, на местных это и производит впечатление.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

На палубе авианосца ржавеет несколько самолетов, ни один из которых даже никогда не базировался на корабле. «Минск» проектировался под размещение штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, а посетителям предлагают посмотреть на истребители-бомбардировщики МиГ-27 и учебно-боевые истребители МиГ-23УБ, которые должны взлетать с обычных аэродромов.

— Пробыл на корабле порядка трех часов, а когда засобирался уходить, сложилось впечатление, что корабль не отпускает меня. Что ему хочется поговорить со мной, услышать родную речь, — вспоминает Александр. — Осколок некогда могучей империи, он обречен провести свои последние дни у чужих берегов.

Уже в процессе детального изучения информации о Шэньчжэне я с удивлением узнал, что в одной из бухт города находится тяжелый авианесущий крейсер «Минск» — когда-то гордость советского военно-морского флота. Сейчас это музей и популярный аттракцион для китайской публики. В этом посте я расскажу о непростой судьбе корабля и его текущем состоянии.
Заранее прошу прощения у специалистов за возможные терминологические ошибки:-) Итак, «Минск» — это тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.2 ВМФ СССР, а позже — ВМФ России. Разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А. В. Маринича. Помимо «Минска» было создано еще 3 крейсера: «Киев», «Новороссийск» и «Баку» (переименован в «Адмирал Горшков»).
«Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР «Minsk» посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).

В конце 80-х гг. условия базирования «Минска» из-за недостаточно развитой береговой инфраструктуры флота были неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу ресурса. С начала 1991 г. началась подготовка крейсера к переходу в г. Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято решение о разоружении крейсеров «Минск» и «Киев», их исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 г. после торжественного спуска Военно-морского флага они были расформированы.
В конце 1995 г. «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Некоторые источники говорят, что сумма сделки составила всего порядка 1,25 млн. долл. Но затем крейсер был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd уже за 5 млн. В 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка в Шэньчжэне. Сейчас это музей и аттракцион, основные посетители — китайцы.
Вход. Стоимость билета, кстати, не самая низкая. Если не ошибаюсь, то она составляла 350 юаней (1750 руб.).

Вид на «Минск» с берега.

Но зарабатывать надо не только на входных билетах. Поэтому на «Минске» везде работают сувенирные лавки. Ассортимент очень разный. Например, маникюрные наборы, матрешки и игральные карты.

Т.к. крейсер это еще и музей, то также по стенам размещено многожество фотографий экипажа — на службе и отдыхе.

Модная тема — трехмерные изображения, с которыми многие фотографируются.

Торпедный отсек.

Снова фотографии.

Фотоателье.

Снова сувенирные лавки.

Выйдем на палубу (она же ВПП для самолетов).

Техника в печальном состоянии.

Обратите внимание на текст — подобных ляпов не пересчитать. Но т.к. основная публика китайская, то для них правильность написания русских слов не столь важна.

Металл неизбежно гниет.

Гордо развевающийся на ветру флаг КНР.

Вернемся снова внутрь. Что такое «preparation manipulation part» я не понял, но судя по всему, это радарная или диспетчерская.

Сохранность приборов, учитывая судьбу «Минска», достаточно высокая.

Служебное место авиадиспетчера.

Вид на палубу с мостика.

Капитанский мостик.

На сегодня все. До встречи в эфире!
Пользователи мессенджера Telegram могут подписаться на мой канал – Harry Haller
Следующий пост будет посвящен продолжению рассказа об авианесущем крейсере «Минск».
Перечень постов о Шэньчжэне:
Прогулки по улицам
Парк Ляньхуа
Книжный магазин Book Experience
Гора Утун
Буддистский храм Хунфа
Парк юрского периода
Авианесущий крейсер «Минск», часть 1
Авианесущий крейсер «Минск», часть 2
Город с высоты

  • Эстония
  • Страны Европы
  • Франция
  • Германия
  • Германские государства и Германская Империя до 1918 года
  • Награды немецких государств до 1918 г.
  • Германская Империя 1871-1918 – Deutsches Reich 1871-1918
  • Королевство Бавария – Bayern
  • Королевство Вюртемберг – Württemberg
  • Королевство Ганновер — Hannover
  • Королевство Пруссия – Preussen
  • Королевство Саксония – Sachsen Königreich
  • Великое герцогство Баден – Baden
  • Великое герцогство Гессен – Hessen
  • Великое герцогство Мекленбург-Шверин – Mecklenburg-Schwerin
  • Великое герцогство Мекленбург-Стрелиц — Mecklenburg-Strelitz
  • Великое герцогство Ольденбург – Oldenburg
  • Великое герцогство Саксен-Веймар – Sachsen-Weimar
  • Герцогство Анхальт — Anhalt
  • Герцогство Брауншвейг – Braunschweig
  • Герцогство Нассау – Nassau
  • Саксонские герцогства – Sächsische Herzogtümer
  • Княжество Липпе – Lippe-Detmold
  • Княжество Гогенцоллерн — Hohenzollern
  • Княжество Шаумбург-Липпе – Schaumburg-Lippe
  • Княжество Рёйсс — Reuss
  • Княжество Шварцбург — Schwarzburg
  • Княжество Вальдек – Waldeck
  • Ганзейские города – Hansa ( Bremen, Hamburg, Lubeck )
  • Награды других немецких государств
  • Орденские колодки и фрачные миниатюры
  • Документы и фотографии
  • Патриотика
  • Награды союзников
  • Полковые медали германских полков
  • Разное по Германской Империи
  • Веймарская республика. Добровольческие формирования и прочее 1919-1933 годы
  • Третий Рейх 1933-1945 годы
  • Ордена Германии 1933 — 1945
  • Почётный Крест 1914-1918 гг. (крест Гинденбурга)
  • Общие награды Вермахта
  • Награды сухопутных войск
  • Награды Люфтваффе
  • Награды Кригсмарине
  • Награды для иностранцев
  • Щиты и ленты кампаний
  • Винтерхильфсверк
  • Награды за выслугу
  • Гражданские награды
  • Знаки политических и гражданских организаций Германии 1933 — 1945
  • Вопросы по униформе
  • Наградные колодки 1933-1945
  • Документы и фотографии 1933-1945
  • Копии, подделки, фантазии на тему знаков Третьего Рейха
  • Германия после 1945 года
  • ГДР :: Deutsche Demokratische Republik
  • ФРГ :: Bundesrepublik Deutschland
  • Железный крест 1813-1957
  • Железный Крест 1813 года
  • Железный Крест 1870 года
  • Железный Крест 1914 года
  • Железный крест 1 класса 1914 г.
  • Железный Крест 2 класса 1914 г.
  • Железный Крест 1939 года
  • Железный крест 1 класса 1939 г.
  • Железный крест 2 класса 1939 г.
  • Железный Крест 1957 года
  • Знаки гражданских и политических организаций Германии
  • Знаки и награды спортивных обществ
  • Знаки и награды стрелковых союзов
  • Знаки съездов, слётов и мероприятий
  • Неизвестные знаки и знаки на определение
  • Знаки и награды ветеранских объединений Германии 1786-2011
  • Немецкий Красный Крест
  • Производители наград и знаков Германии
  • Литература по германской фалеристике и милитарии
  • Австро-Венгрия
  • Великобритания
  • Польша
  • Чехословакия
  • Болгария
  • Югославия
  • Румыния
  • Горное дело
  • Медицина Румынии
  • Бельгия
  • Финляндия
  • Испания
  • Остальные страны Европы
  • Америка
  • США
  • Куба
  • Ордена Кубы
  • Дореволюционые ордена Кубы
  • Ордена Социалистической Кубы
  • Медали Кубы
  • Дореволюционые медали Кубы
  • Медали Социалистической Кубы
  • Знаки отличия Кубы
  • Значки и знаки Кубы
  • Литература и другое
  • Израиль
  • Азия
  • Монголия
  • Япония
  • Вьетнам
  • Остальные страны Азии
  • Остальные страны Мира
  • Монеты Боны Жетоны
  • Нумизматика
  • Бонистика
  • Жетоны
  • Другие увлечения: исследования, факты
  • Фотографии
  • Фотографии периода Российской Империи
  • Фотографии периода СССР
  • Зарубежные фотографии
  • Современные фотографии
  • Униформа
  • Униформа
  • Погоны Петлицы
  • Нашивки Шевроны
  • Шлемы Каски
  • Кокарды Головные уборы
  • Пуговицы
  • Археология и кладоискательство
  • Игрушки
  • Модели
  • Игрушки
  • Куклы
  • Плюшевые звери
  • Ёлочные игрушки
  • Военная игрушка
  • Механические игрушки
  • Оружие
  • Флаги
  • Открытки
  • Открытки до 1917
  • Открытки СССР
  • Открытки ВОВ
  • Открытки Спорт
  • Города на открытках
  • Открытки Искусство
  • Актёры кино
  • Открытки зарубежные
  • Комсомол на почтовых конвертах
  • Обмен открытками
  • Марки
  • Марки
  • Непочтовые знаки
  • Знаки сборов на усиление обороноспособности страны
  • Знаки сборов в помощь инвалидам войны (1922 -1932)
  • Знаки сборов на помощь детям
  • Знаки сборов на международную помощь
  • Знаки социальных сборов
  • Знаки сборов на развитие культуры
  • Знаки сборов на охрану здоровья граждан
  • Филумения
  • Экслибристика
  • Фарфор, керамика, стекло
  • О пиве, вине и лимонаде ©
  • Пивные пробки :: Kronkorken
  • Страховые доски, уличные таблички, автономера
  • Страховые таблички
  • Знаки автотранспорта
  • Календарики
  • Перидромофилия
  • Документы
  • Чаепитие
  • Пластиковые карты
  • Канализационные люки
  • Военная техника
  • Библиоминималистика
  • Реконструкция
  • Литература
  • Авторская страница В.А. Боева
  • Журнал «Петербургский коллекционер»
  • Мой музей
  • Страна Советов в знаках
  • Мой музей
  • Художественный салон
  • Значок.инфо
  • Ремонт, реставрация и восстановление наград, знаков, значков
  • Технология изготовления предметов фалеристики
  • Ремонт и реставрация наград, знаков, значков
  • Места встреч коллекционеров, общие и разные темы
  • Места встреч :: Termine
  • Украина. Место встречи
  • Беларусь. Место встречи
  • Куда нужно сходить? Или что я пропустил
  • Всё остальное. Не пропускаем!
  • Административный раздел
  • FAQ и вопросы администрации
  • Нормативные положения форума
  • Клуб Фалеристика ©
  • Клуб «ФАЛЕРИСТИКА» :: Club «FALERISTIKA» e.V. ©
  • Встречи в Wehr (Германия)
  • Встречи в Москве (Россия)
  • Изготовление значков
  • Каталог знаков (изготовленные значки)
  • Изготовление значков
  • Серия «Вечная память»
  • Серия «История Российского подплава»
  • Серия «Автомобили СССР»
  • Серия «Городской транспорт»
  • Авианесущий крейсер «Минск» в строящемся парке развлечений китайского города Наньтун

    «Минск» — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.2 ВМФ СССР, а позже — ВМФ России. Разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А. В. Маринича. Второй корабль в серии, заводской № 102.
    19 февраля 1978 года был впервые поднят Военно-морской флаг СССР.
    С начала 1991 года началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в Николаев на Черноморский судостроительный завод для проведения неотложного среднего ремонта, который так и не был проведён. В 1993 году было принято решение о разоружении корабля, его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 года после торжественного спуска Андреевского флага экипаж корабля был расформирован.
    В конце 1995 года корабль был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Позже корабль был перепродан в Шэньчжэнь китайскойкомпании Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, корабль стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне. 22 марта 2006 года корабль был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года корабль снова был выставлен на аукцион и продан за 128 миллионов юаней. До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе корабля, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он, по словам владельцев, был перемещён в новый строящийся тематический парк в городе Наньтун провинции Цзянсу

    Статья №6.Тяжелый авианосный крейсер проекта 1143.2 «Минск»

    Дата: 22 Декабрь 2013 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: 5 коммент.

    ТАКР «Минск» пр.1143, одна из ПУ СМ-241 ракет П-500 «Базальт» в предпусковом положении, 1982-1983 г.г.

    «…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

    Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А.В.Маринича. Корабли этого типа вывели советский ВМФ на второе место в мире. Второй авианесущий корабль проекта 1143, «Минск» (заводской №102), предназначавшийся для Тихоокеанского флота – зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 28 марта 1972 года и 28 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Первые два ТАВКР практически не отличались друг от друга и «Минск» по конструкции был аналогичен «Киеву».

    Закладная доска «Минска»

    При строительстве «Минска» был учтён опыт постройки «Киева» и отменён ряд ограничений главного конструктора, в частности по спусковому весу. 30 сентября 1975 года корабль спущен на воду, в отличие от «Киева», с полностью смонтированной по высоте надстройкой. Полное водоизмещение корабля 43 220 т. Длина — 273,1 м, максимальная ширина по летной палубе — 51,3 м, осадка — 11,5 м. Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.
    Он имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Полётная палуба площадью 5600 м2 размещалась вдоль левого борта под углом 4,5° к продольной оси. Палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. По сравнению с «Киевом» для уменьшения забрызгивания изменена кромка угловой палубы и конструкция спонсона под 30-мм автоматы левого борта. Надстройка («остров») смещена к правому борту. Главная энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4-вального турбозубчатого агрегата ТВ-12-3 мощностью в 142 000 лошадиных сил и разделялась на два эшелона, придавая кораблю скорость в 30 узлов. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.
    На борту корабля размещались две эскадрильи: 18 противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27) и 16 самолётов вертикального взлёта Як-38. Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130×22,5×6,6 м), вмещавшем 36 летательных аппаратов (фактически в нём находилось 22 ЛА). На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов, позади надстройки. Вооружение корабля состояло из 4-х спаренных пусковых установок противокорабельных ракет П-500 «Базальт» (16 ракет), 2-х спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (72 ракеты), 2-х спаренных пусковых установок ЗРК «Оса-М» (40 ракет), 2-х двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8-и шестиствольных 30-мм установок АК-630М (на «Киеве» были АК-630), 1-й установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2-х реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2-х (двух) 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65).
    В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина». С 15 октября 1977года по 18 февраля 1978 года прошли швартовые испытания.

    Подготовка ТАКР «Минск» к переходу на Тихий океан — погрузка боезапаса, Севастополь, февраль 1978 г.

    19 февраля на ТАВКР «Минск» был впервые поднят Военно-морской флаг СССР. Экипаж корабля составлял 1300 человек. 21 февраля 1978 года корабль ушёл в Севастополь, где через 3 дня начались заводские ходовые испытания. 5 мая начались государственные испытания.

    После подписания приемного акта ТАКР «Минск». Слева направо: главный строитель И.И. Винник, зам.главного строителя по вооружению И.С.Мельницкий, председатель государственной комиссии контр-адмирал Е.В. Левашов, в светлом костюме — главный конструктор, Герой Социалистического Труда Аркадий Васильевич Маринич (НПКБ), ответственный сдатчик Саратовского завода «Знамя труда» по ЗРК «Оса-М» А.С. Волков, строитель по главному ракетному комплексу «Базальт» Г.Н. Дмитриев. Николаев, 27 сентября 1978 года.

    27 сентября 1978 года корабль вступил в строй и был временно зачислен в состав 30 дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. 13 января 1979 года он был включён в состав 175 бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота.

    Штурмовики Як-38 и противолодочные вертолет Ка-25 на борту ТАКР «Минск» во время похода.

    С 24 февраля по 3 июля 1979 года ТАВКР «Минск» совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ). Во время перехода в Средиземном море произошла встреча с «Киевом», во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Это был длительный переход к месту постоянной приписки, и конструкторы запланировали провести дополнительные испытания самолета Як-38 в тропиках. Их результаты подтвердили опасения: в жарком климате начались осложнения с запуском подъемных двигателей, и в срочном порядке во время якорной стоянки в порту Адена на самолеты были установлены баллоны кислородной подпитки. Из-за увеличения массы самолета его летные характеристики заметно ухудшились, и в результате за двадцать летных смен 130-суточного похода общий налет Як-38 составил всего 50 часов при средней продолжительности полета порядка 20 минут. Основным недостатком самолета Як-38 является малая продолжительность полета, связанная со значительными затратами топлива на вертикальные взлет и посадку.
    В период с декабря 1979 года по сентябрь 1980 года на ТАВКР «Минск» проводились испытания по отработке взлета Як-38 с коротким разбегом в корабельных условиях*. Испытания показали, что наличие ветрового потока над палубой дает возможность дальнейшего улучшения динамики взлета.
    В процессе отработки взлета с коротким разбегом с палубы «Минска» в акватории Уссурийского залива 27 декабря 1979 года потерпел аварию и рухнул в море из-за отказа системы поворота сопел Як-38У с летчиками-испытателями О.Г. Кононенко и М.С. Дексбахом на борту. Летчикам удалось катапультироваться с тонущего самолета. Это показало необходимость доработки системы автоматического покидания самолета, которую на время испытаний просто пришлось выключить из-за опасений несанкционированного срабатывания
    Взлет с коротким разбегом, производившийся 8 сентября 1980 года в Южно-Китайском море в рамках серии климатических испытаний, закончился трагически: оторвавшись от палубы, Як-38 Олега Кононенко резко просел, ударился колесами об ограничительный брус и по нисходящей траектории упал в воду. Летчик до конца пытался спасти самолет и попыток катапультирования не предпринимал. Уклоняясь от таранящего удара, ТАВКР заложил крутую циркуляцию, одновременно была предпринята попытка эвакуации пилота с помощью дежурившего в воздухе вертолета-спасателя. Помощь опоздала, и Як-38 затонул вместе с летчиком.

    Летчик-испытатель О.Г. Кононенко погиб 8 сентября 1980 года при выполнении испытательного полета на штурмовике Як-38.

    Для обеспечения аэродинамической совместимости авианесущего корабля и самолета вертикального и короткого взлета и посадки специалистами ЦАГИ и ЛИИ после исследования результатов аварии был разработан, опробован и внедрен комплекс мер. Самолет Як-38 доработали, провели программу испытаний и по ее результатам рекомендовали внедрить взлет с коротким разбегом в качестве штатного режима в строевую эксплуатацию. Новую методику взлета первым освоил командир 311-го штурмового корабельного авиаполка майор Ю.И. Чурилов.
    11-14 декабря 1982 года ТАВКР «Минск» нанёс визит в Бомбей (Индия). По итогам 1982 года «Минск» был признан лучшим кораблём Краснознаменного Тихоокеанского флота. С 27 марта по 24 апреля 1984 года он находился на боевой службе в Южно-Китайском море, совершил заход в Камрань (Вьетнам).

    Таким я его увидел впервые в 1985 году с берега ВМБ «Павловск», во время прохождения службы на ТОФ, п. Тихоокеанский.

    В марте-апреле 1986 года крейсер вновь нёс службу в Южно-Китайском море с заходом в Камрань, где принял участие в совместных советско-вьетнамских учениях. С 4 по 8 июля 1986 года в сопровождении БПК «Таллин», «Адмирал Спиридонов» и танкера «Аргунь» он нанёс визит в Вонсан (КНДР).

    В 1986 году ТАВКР «Минск» был удостоен Приза Главкома ВМФ СССР за ракетную стрельбу. Всего за период службы с палубы ТАВКР было выполнено 2390 полётов самолётов и 3166 полётов вертолётов.

    В 1991 году крейсер должен был прибыть в Николаев для ремонта и модернизации, но из-за сокращения финансирования он был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской гавани.

    ТАКР «Минск», демонтаж вооружения, Советская Гавань, 1993 год.

    30 июня 1993 года корабль был разоружён и исключён из состава ВМФ. 31 августа 1994 года команда «Минска» расформирована и корабль передан для разделки на металл.

    Продажа бывшего советского авианосца «Минск»

    Очень интересная и загадочная история приобретения бывшего флагмана Тихоокеанского флота СССР авианосца «Минск» Китаем. Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компании» (за 4,583 млн. долларов), корабль на буксире отводится 20 октября 1995 года в один из портов Южной Кореи (Пусан) и «застревает» там из-за экономического кризиса. Южнокорейская компания, выступившая первичным покупателем корабля, в силу финансовых причин, оказалась не в состоянии «освоить» такой корабль и подвернувшиеся «кстати» в 1997 году китайские инвесторы «Минск Эйркрафт Карриер Индастри Компании» из Шэньяна, Китай (Shenyang, Zhongguo) купили его за 5 млн. долларов США.

    Тяжелый авианесущий крейсер «Минск» стал первым удачным приобретением для Китая. На момент продажи 45-тысячетонный «Минск» являлся пятым кораблем данного класса по тоннажу в мире.
    Основной целью покупки объявлялось создание плавучего увеселительного аттракциона. Многие эксперты высказывали мнение, что данная сделка была предопределена и совершалась по заранее намеченному плану. 30 июля 1998 года корабль отбуксирован и стал на якорь в бухте специальной экономической зоны (СЭЗ) порт Шэнь Чжэнь (Shenzhen,провинция Гуан Дон), недалеко от Гонкога (Hong Kong, Xiangang).

    Авианосец «Минск».

    После 18 месяцев ремонта, который проводился на судоремонтном заводе, расположенном недалеко от СЭЗ, внешний вид корабля не изменился, оставленные системы вооружения, такие как пусковые установки ракет «поверхность-воздух», и отработавшие свой ресурс самолеты «Миг-23″, после косметического обновления и покраски, стали частью выставочной экспозиции. Ремонт обошелся Китаю примерно в 45 млн. долларов США.

    В течение последних нескольких лет «Минск» стоял на причале в одном из пригородов Шеньчженя и использовался как военный музей и парк развлечений. С 27 сентября 2000 года после проведения реставрационных работ предприимчивые китайцы превратили бывший тяжелый авианесущий крейсер «Минск» в корабль-музей и развлекательный комплекс под названием «Мир «Минска» («Минск Уорлд»). Однако владевшая им компания Minsk World Industries так и не смогла расплатиться по крупному кредиту, взятому на обустройство корабля, и в марте 2005 года была признана банкротом.
    По информации РИА Новости, новый владелец китайская компания Citic Shehzhen приобрела бывший советский авианосец «Минск» за 128,3 миллиона юаней (около 16 миллионов долларов).
    Тогда, в своем интервью журналистам, генеральный менеджер компании Citic Shehzhen Гао Чжичжун заявил: «В течение ближайшего месяца мы проведем все необходимые исследования, после чего намерены начать инвестиции в «Минск для того, чтобы превратить его в суперсовременный развлекательный центр. На самом деле «Минск» даже сейчас приносит неплохую прибыль, поэтому нам кажется, что мы заключили выгодную сделку».

    Китайский развлекательный центр на бывшем советском авианосце «Минск».

    Сейчас «Минск» стоит в гавани Pearl River Harbor в китайском городе Шэньчжэне. Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы корабля, превышает 200 тысяч долларов США! Это прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Ежедневно комплекс посещают 6 тысяч туристов.

    P. S.

    Копия Контракта на продажу ТАКР «Минск»

    Вот так буднично московские тыловики «забрали» у страны и флота авианосец ТАКР «Минск» , и отдали его вероятному противнику.
    Странно, почему до сих пор никто в Ген.прокуратуре , в Правительстве РФ не поинтересовались исполнением Контракта№148/8/11014049 и с Дополнениями №1, №2, №3 и №4 от 8 апреля 1997 года, где есть и такой пункт №18.4 о стократном штрафе за невыполнение условий Контракта и равен он 423 мил.670 тыс.945 $.
    Южнокорейской фирмой «Янг Дистрбьюшен», которая купила ТАКР «Минск», до сих пор не выполнен контракт перед Россией. Аналогичная ситуация и с ТАКР «Новороссийск». Никто в России не видел актов утилизации от покупателей авианосцев и почему не наступили все «кары», которые заложены в пункте №18 Контракта?
    Видимо такого же акта нет в природе и на ТАКР «Киев» , а это уже нанесения ущерба России в особо крупном размере. А ведь все эти сделки должны были сопровождаться в присутствии представителей МИД и представителей Госкомимущества России на месте разделки .
    Также до сих пор не дана юридическая оценка тому ,что ТАКР «Минск» и «Новороссийск» уходили за границу «нафаршированные» секретным оборудованием.

    Будем надеяться, что слова вице-премьера Д. Рогозина о том, что «СРОКА ДАВНОСТИ НЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ», сбудутся!

    * «Минск» был выбран, вследствие более устойчивых погодных условий в месте его базирования и отсутствия периода полярной ночи, характерного для Североморска, где базировался «Киев».